Литературное чтение. Литературное чтение Саша черный слон читать

Когда никого нет дома
В стёкла смотрит
месяц красный,
Все ушли- и я один.
И отлично! И прекрасно!
Очень ясно:
Я храбрее всех мужчин.
С кошкой Мур, на месяц глядя,
Мы взобрались на кровать:
Месяц - брат наш,
ветер - дядя,
Вот так дядя!
Звёзды - сёстры,
небо- мать...
Буду петь я громко-громко!
Буду громко-громко петь,
Чтоб из печки сквозь потёмки
На тесёмке
Не спустился к нам медведь...
Не боюсь ни крыс, ни Буки,
Кочергою в нос его!
Ни хромого чёрта Клуки,
Ни гадюки -
Никого и ничего!
В небе тучка, как ягнёнок,
В завитушках, в завитках.
Я - не мальчик, я слонёнок,
Я - тигрёнок,
Задремавший в камышах...
Жду и жду я, жду напрасно -
Колокольчик онемел...
Месяц, брат мой, месяц красный,
Месяц ясный,
Отчего ты побелел?
Саша Чёрный

Скрут

"Кто живёт под потолком?"
- Гном.
"У него есть борода?"
- Да.
"И манишка, и жилет?"
- Нет.
"Как встаёт он по утрам?"
- Сам
"Кто с ним утром кофе пьёт?"
- Кот.
"И давно он там живёт?"
- Год.
"Кто с ним бегает вдоль крыш?"
- Мышь.
"Ну, а как его зовут?"
- Скрут.
"Он, капризничает,да?"
- Ни-ког-да!..

Может быть, слыхали все вы - и не раз,
Что на свете есть поэты?
А какие их приметы,
Расскажу я вам сейчас:

Уж давным-давно пропели петухи...
А поэт еще в постели.
Днем шагает он без цели,
Ночью пишет всё стихи.

Беззаботный и беспечный, как Барбос,
Весел он под каждым кровом,
И играет звонким словом,
И во всё сует свой нос.

Он хоть взрослый, но совсем такой, как вы:
Любит сказки, солнце, елки,-
То прилежнее он пчелки,
То ленивее совы.

У него есть белоснежный, резвый конь,
Конь - Пегас, рысак крылатый,
И на нем поэт лохматый
Мчится в воду и в огонь...

Ну так вот,- такой поэт примчался к вам:
Это ваш слуга покорный,
Он зовется «Саша Черный»...
Почему? Не знаю сам.

Здесь для вас связал в букет он, как цветы,
Все стихи при свете свечки.
До свиданья, человечки!-
Надо чайник снять с плиты...
1920

По лиловым дорожкам гуляют газели
И апостол Фома с бородою по грудь...
Ангелята к апостолу вдруг подлетели:
«Что ты, дедушка, бродишь? Расскажи что-нибудь!
Как шалил и играл ты, когда был ребенком?
Расскажи... Мы тебе испечем пирожок...»
Улыбнулся апостол. «Что ж, сядем в сторонке,
Под тенистой смоковницей в тесный кружок.

Был я мальчик румяный, веселый, как чижик...
По канавам пускал корабли из коры.
Со стены ребятишки кричали мне: «Рыжик!»
Я был рыжий - и бил их, и гнал их с горы.
Прибегал я домой весь в грязи, босоножкой,
Мать смеялась и терла мочалкой меня.
Я пищал, а потом, угостившись лепешкой,
Засыпал до румяного, нового дня».

- «А потом?» - «А потом я учился там в школе,-
Все качались и пели,- мне было смешно,
И учитель, сердясь, прогонял меня в поле.
Он мне слово, я - два,- и скорей за окно...
В поле я у ручья забирался под мостик,
Рыбок горстью ловил, сразу штук по семи».
Ангелята спросили: «За хвостик?» - «За хвостик!»
Ангелята вздохнули: «Хорошо быть детьми...»
(1921)

ПРО КАТЮШУ

На дворе мороз,
В поле плачут волки,
Снег крыльцо занес,
Выбелил все елки...
В комнате тепло,
Печь горит алмазом,
И луна в стекло
Смотрит круглым глазом.

Катя-Катенька-Катюшка
Уложила спать игрушки:
Куклу безволосую,
Собачку безносую,
Лошадку безногую
И коровку безрогую -
Всех в комок,
В старый мамин чулок
С дыркой,
Чтоб можно было дышать.
«Извольте спать!
А я займусь стиркой...».

Ай, сколько пены!
Забрызганы стены,
Тазик пищит,
Вода болтается,
Катюша пыхтит,
Табурет качается...
Красные лапки
Полощут тряпки,
Над водою мыльной
Выжимают сильно-пресильно -
И в воду снова!
Готово!

От окна до самой печки,
Словно белые овечки,
На веревочках висят
В ряд:
Лошадкина жилетка,
Мишкина салфетка,
Собачьи чулочки,
Куклины сорочки,
Пеленка
Куклиного ребенка,
Коровьи штанишки
И две бархатные мышки.

Покончила Катя со стиркой,
Сидит на полу растопыркой:
Что бы еще предпринять?
К кошке залезть под кровать,
Забросить за печку заслонку
Иль мишку подстричь под гребенку?.
(1921)

НА ВЕРБЕ

Солнце брызжет, солнце греет.
Небо - василек.
Сквозь березки тихо веет
Теплый ветерок.

А внизу всё будки, будки
И людей - что мух.
Каждый всунул в рот по дудке -
Дуй во весь свой дух!

В будках куклы и баранки,
Чижики, цветы...
Золотые рыбки в банке
Раскрывают рты.

Всё звончее над шатрами
Вьется писк и гам.
Дети с пестрыми шарами
Тянутся к ларькам.

«Верба! Верба!» В каждой лапке
Бархатный пучок.
Дед распродал все охапки -
Ловкий старичок!

Шерстяные обезьянки
Пляшут на щитках.
«Ме-ри-кан-ский житель в склянке
Ходит на руках!!»

Пудель, страшно удивленный,
Тявкает на всех,
В небо шар взлетел зеленый,
А вдогонку - смех!

Вот она какая верба!
А у входа в ряд -
На прилавочке у серба
Вафельки лежат.
(1913)

ИММОРТЕЛИ

Ты не любишь иммортелей?
А видала ты у кочки
На полянке, возле елей,
Их веселые пучочки?
Каждый пышный круглый венчик
На мохнатой бледной ножке,
Словно желтый тихий птенчик,
А над ним - жуки и мошки...
Мох синеет сизой спинкой,
Муравьи бегут из щелей,
Тот с зерном, а тот с былинкой...
Ты не любишь иммортелей?
Солнцем цвет им дан лимонный,
Елкой - смольный бодрый запах.
По бокам торчат влюбленно
Мухоморы в красных шляпах.
Розы - яркие цыганки,
Лучше, может быть, немного,-
Но и розы и поганки
Из садов того же бога...
Подожди, увянут розы,
Снег засыплет садик тощий
И окно заткнут морозы
Светлой пальмовою рощей...
И, склонившись к иммортелям,
Ты возьмешь их в горсть из вазы,
Вспомнишь солнце, вспомнишь ели,
Лес и летние проказы.
(1921)

Визг и слезы. По дорожке
Мчатся голенькие ножки.
Пляшут бантики на юбке,
Нос горит, раскрыты губки.
Вот блоха!

Уронила с маком пышку,-
Испугалась пе-ту-ха!..
То ли дело быть мальчишкой
Ха-ха-ха!
(1921)

Зимою всего веселей
Сесть к печке у красных углей,
Лепешек горячих поесть,
В сугроб с голенищами влезть,
Весь пруд на коньках обежать
И бухнуться сразу в кровать.

Весною всего веселей
Кричать средь зеленых полей,
С барбоской сидеть на холме
И думать о белой зиме,
Пушистые вербы ломать
И в озеро камни бросать.

А летом всего веселей
Вишневый обкусывать клей,
Купаясь, всплывать на волну,
Гнать белку с сосны на сосну,
Костры разжигать у реки
И в поле срывать васильки...

Но осень еще веселей!
То сливы сбиваешь с ветвей,
То рвешь в огороде горох,
То взроешь рогатиной мох...
Стучит молотилка вдали -
И рожь на возах до земли...
(1921}

ПРИСТАВАЛКА

Отчего у мамочки
На щеках две ямочки?
- Отчего у кошки
Вместо ручек ножки?
- Отчего шоколадки
Не растут на кроватке?
- Отчего у няни
Волоса в сметане?
- Отчего у птичек
Нет рукавичек?
- Отчего лягушки
Спят без подушки?..
- Оттого, что у моего сыночка
Рот без замочка.
(1912)

ЧТО КОМУ НРАВИТСЯ

«Эй, смотри, смотри - у речки
Сняли кожу человечки!» -
Крикнул чижик молодой.
Подлетел и сел на вышке,-
Смотрит: голые детишки
С визгом плещутся водой.

Чижик клюв раскрыл в волненье,
Чижик полон удивленья:
«Ай, какая детвора!
Ноги - длинные болталки,
Вместо крылышек - две палки,
Нет ни пуха, ни пера!»

Из-за ивы смотрит заяц
И качает, как китаец,
Удивленной головой:
«Вот умора! Вот потеха!
Нет ни хвостика, ни меха...
Двадцать пальцев! Боже мой.

А карась в осоке слышит,
Глазки выпучил и дышит,-
«Глупый заяц, глупый чиж!..
Мех и пух, скажи пожалуй...
Вот чешуйки б не мешало!
Без чешуйки, брат, шалишь!»
{1921}

«Слоник, слоник, настоящий слон живой,-
Отчего ты всё качаешь головой?»

- «Оттого что, потому что, потому -
Всё я думаю, дружок, и не пойму...

Не пойму, что человек, такой малыш,
Посадил меня в клетушку, словно мышь...

Ох, как скучно головой весь день качать!
Лучше бревна дали б, что ли, потаскать...»

- «Слоник, слоник, не качай ты головой!
Дай мне лучше поскорее хобот свой...

Я принес тебе из бархата слона,
Он хоть маленький, но милый. Хочешь? На!

Можешь мыть его, и нянчить, и лизать...
Ты не будешь головой теперь качать?..»
(1921)

«Ну-ка, дети!
Кто храбрее всех на свете?»
Так и знал - в ответ все хором нараспев:
«Лев!»
- «Лев? Ха-ха... Легко быть храбрым,
Если лапы шире швабры.
Нет, ни лев, ни слон... Храбрее всех малыш
Мышь!
Сам вчера я видел чудо,
Как мышонок влез на блюдо
И у носа спящей кошки
Не спеша поел все крошки.
Что!»

МАМИНА ПЕСНЯ

Синий-синий василек,
Ты любимый мой цветок!
У шумящей желтой ржи
Ты смеешься у межи,
И букашки над тобой
Пляшут радостной гурьбой.

Кто синее василька?
Задремавшая река?
Глубь небесной бирюзы?
Или спинка стрекозы?
Нет, о нет же... Всех синей
Глазки девочки моей:

Смотрит в небо по часам,
Убегает к василькам.
Пропадает у реки,
Где стрекозы так легки,-
И глаза ее, ей-ей,
С каждым утром всё синей.
(1921)

ПЕСНЯ ВЕТРА

В небе белые овечки...
Гу! Я дунул и прогнал.
Разболтал волну на речке,
Ветку с липы оборвал...

Покачался на осинке -
Засвистал и марш вперед.
Наклоняй-ка, лес, вершинки -
Еду в город на восход!

Вею-рею,
Вверх за тучу, вбок и вниз...
Дую-вею,
Вот и город. Эй, очнись!

Дал старушке под коленку,
С визгом дунул через мост,
Грохнул вывеской о стенку,
Завернул собаке хвост.
Эй, горбун, держи-ка шляпу...
Понеслась вдоль лавок в грязь!..
Вон, вытягивая лапу,
Он бежит за ней, бранясь.

Вею-рею!
Раскачал все фонари!
Дую-вею!
Кто за мною? Раз, два, три!..

Здравствуй, Катя! Ты из школы?
Две косички, кнопкой нос.
Я приятель твой веселый...
Сдернуть шапочку с волос?
Взвею фартучек твой трубкой,
Закручу тебя волчком!
Рассмеялась... Ну и зубки...
Погрозила кулачком...

Вею-рею!
До свиданья. Надо в лес...
Дую-вею!
Через крыши, вверх всё выше,
Вверх всё выше, до небес!
(1921)

Ах, сколько на свете детей!
Как звезд на небесном челе...
По всей необъятной земле
Кружатся, как стаи чижей...

Япончата,
Китайчата,
Англичане и французы,
Узкоглазые тунгузы,
Итальянцы и испанцы,
Арапчата, негритята,
Португальцы,-
Перебрали мы все пальцы,
На ногах еще ведь есть,
Да не стоит - всех не счесть.
Все любят сласти, игры и сказки,
Все лепят и строят - подумай, дружок.
У каждого ясные детские глазки,
И каждый смеется и свищет в свисток.
Ах, когда б собрать всех вместе,
Верст на двести
Растянулся б хоровод...
Завертеться б, закружиться,
Сразу всем остановиться,
Отдышаться всем на миг -
И поднять веселый крик.
Птицы б с веток все слетели,
Солнце б дрогнуло вверху,
Муравьи б удрали в щели,
Ветер спрятался б во мху.
{1921)

Урок литературного чтения

в 1 классе

Технологическая карта урока

Учитель начальных классов: Якушкова Елена Вениаминовна, высшая квалификационная категория.

Класс: 1

Урок: литературное чтение

Тема: Стихотворение Саши Чёрного «Слоник…»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Общедидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии, формирующей правильный тип читательской деятельности.

Цели по содержанию:

образовательная: познакомить со стихотворением С.Чёрного «Слоник…», продолжить обучение пониманию текста;

развивающая: развивать навыки выразительного чтения, умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному;

воспитательная: формировать у детей коммуникативные умения через сотрудничество на уроке; пробудить чувства сострадания, любви к животным зоопарков.

Методы обучения:

    частично-поисковый;

    объяснительно-иллюстративный;

    проблемное изложение

Формы организации познавательной деятельности:

    фронтальная;

    индивидуальная;

    парная;

    групповая

Средства обучения:

    учебник: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Капельки солнца (книга для чтения в 1 классе);

    Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Тетрадь по чтению, 1 класс;

    мультимедийная презентация: Стихотворение Саши Чёрного «Слоник…» (см. электронное приложение ).

Структура и содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I . Организационный момент.

Приветствует обучающихся, создаёт доброжелательную атмосферу в классе, проводит речевую разминку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места. Выполняют упражнения речевой разминки.

II. Актуализация знаний.

Читают предложение, отвечают на вопросы. Располагают в нужной последовательности иллюстрации, озвучивают их.

Создаёт условия для формулирования темы и целей урока. Обеспечивает мотивацию.

Формулируют тему и цели урока с опорой на титульный лист.

Предлагает найти в шифрограмме слова, рассмотреть иллюстрацию. Создаёт условия для выхода на проблемный вопрос. Предлагает составить ключевые слова и высказать предположения, о чём будет произведение.

Находят в шифрограмме слова, рассматривают иллюстрацию, составляют ключевые слова. Высказывают свои предположения. Высказывают своё мнение по проблемному вопросу.

Создаёт условия для достижения обучающимися понимания текста на уровне содержания. Организует работу по определению жанра произведения. Организует самостоятельную работу в тетради. Организует работу по обучению выразительному чтению. Проводит работу по пониманию подтекста стихотворения. Организует работу в парах: чтение по ролям.

Читают текст про себя, выражают цветом свои чувства. Читают вслух, отвечают на вопросы. Определяют жанр произведения, доказывают. Выполняют самостоятельную работу, проверяют по слайду. Работают над постановкой логического ударения, пауз, над интонацией. Читают по ролям в парах.

Создаёт условия для понимания содержания текста на уровне смысла. Организует беседу. Организует самостоятельную работу в тетради. Организует работу в группах: придумать название стихотворению. Организует работу в парах: собрать текст из предложений. Рассказывает о писателе. Организует дискуссию по проблемному вопросу. Организует просмотр слайдов животных зоопарков под музыку.

Отвечают на вопросы. Выполняют самостоятельную работу, проверяют по слайду. В группах придумывают название стихотворению. В парах собирают текст из предложений. Предполагают, каким мог быть автор, написавший такое стихотворение. Участвуют в дискуссии по проблемному вопросу. Смотрят слайды под музыку.

VII . Подведение итогов

Организует работу по устному заполнению титульного листа изученного произведения.

Рассказывают о произведении, опираясь на титульный лист.

VIII . Информация о домашнем задании

Предлагает задание по выбору: выразительное чтение, чтение наизусть, инсценирование.

Слушают инструкцию по выполнению домашнего задания.

IX . Рефлексия

Организует обсуждение результатов проделанной работы

Пробуют оценить свою работу на уроке, делают выводы

Ход урока

I . Организационный момент

Приветствие

Слайд 3

Речевая разминка

    Дыхательная гимнастика

2) Работа над логическим ударение м

    Дикция «Медвежата»

    Расширение звукового диапазона

5) Интонация, темп

II . Актуализация знаний

Слайд 4

Я И МОИ ДРУЗЬЯ

Прочитайте предложение.

О каких друзьях идёт речь? (Животные)

Почему вы так решили? (Изучаем раздел «Ребятам о зверятах»).

Чему учат нас произведения данного раздела?

А удивляют ли они нас?

Проверка домашнего задания

Слайд 5

Расскажите о произведении, которое мы читали на прошлом уроке. (Рассказ Е.Чарушина «Томкины сны». Главные герои – папа, Никита, Томка)

О чём этот рассказ? (О наблюдательности хозяев к своему питомцу).

Расположите иллюстрации в нужной последовательности.

Озвучьте их.

Что нас удивило в этом рассказе?

Повезло ли Томке с хозяевами?

Хорошо у заботливых хозяев.

III . Целеполагание и мотивация

А у диких животных что является домом?

(Дом у диких животных – природа).

Слайд 6

Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями раздела. Откройте учебник на стр. 132. Кто автор произведения? Прочитайте. (Саша Чёрный).

Есть ли название произведения? (Нет)

Поэтому вместо заголовка напишем первое слово и поставим многоточие.

Назовите тему урока.

Сформулируйте цели урока:

Определить… Узнать… Понять…

IV . Работа с текстом до чтения

1) Прогнозирование по ключевым словам, иллюстрации, заглавию.

Слайд 7

Найдите в шифрограмме слова для того, чтобы узнать героев произведения:

ДСТСЛОНМНКИМАЛЬЧИКСГВИ

Рассмотрите иллюстрацию.

Как вы думаете, где будут происходить события, описанные в произведении? (В зоопарке).

Почему вы так решили?

Ребята, вы почти все посещали зоопарк. Эти предложения я выписала из ваших сочинений. Прочитайте их самостоятельно.

О чём они говорят? Понравилось ли вам в зоопарке? (Да, очень понравилось)

Слайд 8

- Ребята, как вы думаете, хорошо ли животным в зоопарке? (Высказывания детей)

Составив слова, вы получите группу ключевых слов:

сто-щий-я-на – настоящий

са-по-дить – посадить

но-скуч - скучно

нёс-при – принёс

- Предположите, о чём будет это произведение? (Предположения детей)

V . Работа с текстом во время чтения

Достижение понимания на уровне содержания

1) Первичное восприятие и анализ произведения

Прочитайте самостоятельно про себя.

Подтвердились ли ваши предположения?

Выразите цветом чувства, которые у вас возникли после чтения этого произведения.

Слайд 9

2) Повторное чтение вслух

1,2 строки:

Почему мальчик, обращаясь к огромному слону, называет его «слоник»?

Что удивило мальчика?

3-8 строки:

Как чувствует себя в клетке слон? (Слон в недоумении, он не понимает, почему его посадили в клетку… Ему скучно, он хотел бы работать…) Слоны помогают людям – выкорчёвывают деревья, проталкивают брёвна через чащу, переносят их.

Почему слон называет человека малышом? (по размеру, что он меньше его)

Почему себя сравнивает с мышью? (в клетке сидит, как мышь)

Почему слон всё время качает головой? (От безделья ему скучно, а, может, думает: как так получилось, что он в клетке)

9-14 строки:

Как мальчик решил помочь слону? (Принёс игрушку – слоника)

Станет ли веселее теперь большому слону? (Предположения детей)

3) Определение жанра произведения

Определите жанр произведения. (Это стихотворение)

- Докажите.

Что будете смотреть? (Рифмы)

Назовите рифмы.

Проверка.

4) Работа над выразительным чтением

Сколько человек потребуется, чтобы прочитать по ролям это стихотворение? (Диалог двух героев)

Определите, какие слова принадлежат слону, а какие – мальчику. Слева карандашом поставьте буквы: С или М. (Можно работать в парах)

Проверка по строфам.

Чтобы лучше понять состояние слона, выполните задание в тетради №4 (стр.33) (Самостоятельная работа)

Слайд 10

Проверка. При чтении нужно передать это состояние.

Слайды 11-13

5) Работа по строкам и строфам: постановка логического ударения, пауз, интонации. Работа по пониманию подтекста.

Слайды 14-16

6) Выразительное чтение учителем (с детьми)

7) Тренировка в выразительном чтении по ролям в парах (1в. –слова мальчика, 2 в. – слова слона)

8) Чтение вслух по ролям

VI . Работа с текстом после чтения

1) - Почему слон называет мальчика «дружок»? (Мальчик единственный заметил, что слону плохо, одиноко…)

Почему мальчик решил отдать слону свою любимую игрушку? (Слон в зоопарке грустит. Мальчик пытается его развлечь).

Выполните в тетради №5 (с.33)

Слайд 17

Проверка

Какими же качествами обладает мальчик?

Какой великодушный поступок совершил мальчик!

- О чём это стихотворение?

2) - Обратите внимание, ребята, у этого стихотворения нет названия. Поработайте в группах и озаглавьте его. (Работа в группах)

После чтения этого грустного стихотворения мы, наверное, согласимся с тем, что написали авторы-составители книги. Но вот беда, предложения рассыпались. Соберите их, работая в парах. (Работа в парах)

Живая природа – это целый мир.

В нём свои законы и правила.

Познать этот мир необычайно интересно.

Только нужно быть очень осторожным, внимательным и чутким.

Слайд 18

Проверка

Слайд 19

Саша Чёрный – это псевдоним поэта – его вымышленное имя. Однажды он открыл секрет своего псевдонима: «Нас было в семье двое с именем Александр. Один брюнет, другой блондин. И я начал подписываться этим семейным прозвищем – Саша Чёрный». А звали его Александр Михайлович Гликберг. Саша Чёрный был неравнодушен ко всему происходящему вокруг. Личностные особенности поэта отразились в его произведениях. Взрослый Саша Черный трогательно любил чужих детей. Он с грустной щедростью отдавал им все то, что было недодано ему самому. Ведь никто никогда ничего ему не дарил, когда он был ребенком. Несмотря на это, он вырос внимательным и чутким.

«Никогда не обижай живое существо, пусть это таракан или бабочка. Люби и уважай их жизнь, они созданы, как и ты сам, для жизни и радости" - это наказ Саши Чёрного.

Слайд 20

- Давайте вернёмся к вопросу: Хорошо ли животным в зоопарке? (Ответы детей)

- Для чего нужны зоопарки?

Знакомство с живой природой. Для многих людей зоопарк - единственный способ увидеть различных животных. Сохранение исчезающих видов животных. Зоопарки помогают сохранять те виды животных, которые практически (или даже полностью) исчезли в дикой природе. Спасение животных. В зоопарк приносят раненых животных или оставшихся без родителей детёнышей, которые в дикой природе могли бы погибнуть. Рекомендую вам прочитать рассказы Веры Чаплиной «Питомцы зоопарка».

В тесных клетках животным плохо. И сегодня мы это увидели. Такие зверинцы вызывают грустные чувства. Но настоящие зоопарки огромные по площади. Там для животных оборудованы просторные вольеры и выгулы, где они бегают, резвятся и живут активной животной жизнью. Для многих животных такие зоопарки – благо. Там им не хуже, чем в естественной среде обитания.

Давайте посмотрим животных зоопарков, для которых люди создали условия жизни, близкие к естественным. Думаю, у вас не должно возникнуть грустных чувств.

Слайды 21-35

VII . Подведение итогов

Слайд 36

Какое произведение мы изучали сегодня на уроке?

О чём это произведение? (Плохо слону в клетке. Человек должен стараться сделать жизнь животных в неволе лучше)

IX . Информация о домашнем задании

По выбору: 1) Выразительное чтение стихотворения по ролям

2) Чтение наизусть

3) Инсценирование

XI . Рефлексия

Какие чувства у вас появились после сегодняшнего урока?

Какие выводы вы сделали?

Как вы оцениваете свою работу?

Слайд 37

Продолжите предложения:

Я узнал(а)… Я понял(а)… Я удивился (удивилась)…

Я задумался(задумалась)…

Животные в эмоциональном плане дают гораздо больше, чем требуют взамен. Они очень успокаивают. Земля - планета животных и растений не в меньшей степени, чем планета людей. Мы должны беречь всё живое на Земле.


Саша Чёрный, Мечтатель, Сам по себе – это псевдонимы. Настоящее имя этот поэта Александр Михайлович Гликберг .

Первые его книги «Тук–Тук» и «Живая азбука» для детей были напечатаны 100 лет назад.

А потом «Кошачья санатория» , «Белка – мореплавательница» , «Возвращение Робинзона» , «Невероятные истории» , «Сон профессора Патрашкина» , «Дневник фокса Микки» , «Румяная книжка» и т.д.

Стихотворение «Воробей»

Сегодня, спустя 100 лет взрослые и дети с удовольствием читают и слушают простые и очень трогательные строки его стихов.

Вот послушай! Стихотворение .

«…сядем рядышком под вьюшкой …», приглашает поэт воробья. А, что такое вьюшка ?

Прочитай стихотворение Саши Черного «Воробей».

Воробей мой, воробьишка!
Серый-юркий, словно мышка.
Глазки бисер, лапки врозь,
Лапки боком, лапки вкось...

Прыгай, прыгай, я не трону
Видишь, хлебца накрошил...
Двинь-ка клювом в бок ворону,
Кто ее сюда просил?

Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,
Так, вот так, еще чуть-чуть...
Ветер сыплет снегом, злюка,
И на спинку, и на грудь.

Подружись со мной, пичужка,
Будем вместе в доме жить,
Сядем рядышком под вьюшкой,
Будем азбуку учить...

Ближе, ну еще немножко...
Фурх! Удрал... Какой нахал!
Съел все зерна, съел все крошки
И спасиба не сказал.



Проверочное задание

Выполни задания. Скачай на свой компьютер .

Лист выполнения проверочного задания

Проверь себя! Вот какой воробей! Юркий – ловкий, быстрый, словно мышка… Глазки круглые блестящие, как бисер…

Тебе тоже захотелось маленького воробьишку защитить? От кого? От вороны – воровки, от «злюки» ветра.

Как ты думаешь, автор стихотворения любит животных, жалеет их? Конечно, поэт с нежностью, с жалостью относится к маленьким, беззащитным. А беззащитными могут быть даже такие большие животные, как слоны. Послушай знакомую песенку про розового слона. Стихи написал поэт Горбовский .

Стихотворение «Слон»

А сейчас ты познакомишься еще с одним стихотворением Саши Черного о животных – это стихотворение .

Прочитай это стихотворение.

- Слоник-слоник, настоящий слон живой, -
Отчего ты все качаешь головой?

Оттого что, потому что, потому, -
Все я думаю, дружок, и не пойму...

Не пойму, что человек, такой малыш -
Посадил меня в клетушку, словно мышь...

Ох, как скучно головой весь день качать!
Лучше бревна дали б, что ли, потаскать...

Слоник-слоник, не качай ты головой!
Дай мне лучше поскорее хобот свой...

Я принес тебе из бархата слона,
Он хоть маленький, но милый. Хочешь? На!

Можешь мыть его, и нянчить, и лизать...
Ты не будешь головой теперь качать?...

(1920 г.)



Это стихотворение написано, как разговор маленького мальчика и большого слона. Слон хоть и большой, но беззащитный. Найди и прочитай, что отвечает слон мальчику.

Плохо слону в неволе, плохо без дела.

Обсудить с учителем (можно на ).

Как ты считаешь, мы люди, можем в зоопарке, в цирке создавать для животных условия, чтобы им в неволе было неплохо. Как это сделать?

  • Попробуй самостоятельно сочинить весёлую историю про слона. Запиши её план.

В Африке солнце ярко горит -
Страшное пекло всё поглотит.
Даже деревья в саванне шатаются,
Звери быстрее в тени все спасаются.
Только шагает весело слон,
Весело шлёт он слонихе поклон.
Машет ушами в такую погоду
И остужает себя понемногу.
Кровь остужает в ушах, что бежит -
Фокус такой от жары защитит.
Вот почему для него безопасное
Африканское солнце ужасное.

План:

1. Солнце Африки.
2. Слон.
3. Фокус слона.

  • Обсудите с другом стихотворения Саши Чёрного. О чём они: о животных или о людях? Что объединяет произведения?

Стихотворения С. Чёрного о животных, о взаимоотношении человека с животными. Все стихотворения объединяет тема беззащитности братьев наших меньших. Поэт учит относиться к животным с нежностью, с любовью.

  • Найди сборник стихов Саши Чёрного в алфавитном каталоге библиотеки. Посмотри оглавление. Прочитай несколько произведений. Какое стихотворение тебе понравилось? Запиши своё мнение о нём.

Сборник "Кому что нравится" : "Детям", "Про Катюшу", "Кто?", "Приставалка", "Кому что нравится".

Мне понравилось стихотворение "Кому что нравится". Чижику, зайцу и карасю, наблюдающими за детьми, они кажутся странными. Чижика удивляет отсутствие у детей крыльев и перьев. Зайчику кажется странным, что у детей нет ни хвостика, ни меха. А карась печалится об отсутствии чешуек у детей. Мне это стихотворение нравится тем, что хочется фантазировать дальше. Придумать самому, что сказала бы, например, о детях змея или бабочка, черепаха или слон.

  • Найди информацию о творчестве Саши Чёрного. Посмотри в энциклопедии или в Интернете. Напиши несколько строк.

Саша Чёрный - поэт, прозаик, переводчик. Саша Чёрный – это псевдоним писателя. Настоящее его имя – Александр Гликберг. За свою не очень долгую жизнь он написал много стихотворений, рассказов, сказок. Сборники "Голубая книжка", "Детский остров", книга стихов "Тук-тук", "Живая азбука", загадки, два тома книг для чтения "Радуга. Русские поэты".

Саша Чёрный, Мечтатель, Сам по себе – это псевдонимы. Настоящее имя этот поэта Александр Михайлович Гликберг .

Первые его книги «Тук–Тук» и «Живая азбука» для детей были напечатаны 100 лет назад.

А потом «Кошачья санатория» , «Белка – мореплавательница» , «Возвращение Робинзона» , «Невероятные истории» , «Сон профессора Патрашкина» , «Дневник фокса Микки» , «Румяная книжка» и т.д.

Стихотворение «Воробей»

Сегодня, спустя 100 лет взрослые и дети с удовольствием читают и слушают простые и очень трогательные строки его стихов.

Вот послушай! Стихотворение .

«…сядем рядышком под вьюшкой …», приглашает поэт воробья. А, что такое вьюшка ?

Прочитай стихотворение Саши Черного «Воробей».

Воробей мой, воробьишка!
Серый-юркий, словно мышка.
Глазки бисер, лапки врозь,
Лапки боком, лапки вкось...

Прыгай, прыгай, я не трону
Видишь, хлебца накрошил...
Двинь-ка клювом в бок ворону,
Кто ее сюда просил?

Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,
Так, вот так, еще чуть-чуть...
Ветер сыплет снегом, злюка,
И на спинку, и на грудь.

Подружись со мной, пичужка,
Будем вместе в доме жить,
Сядем рядышком под вьюшкой,
Будем азбуку учить...

Ближе, ну еще немножко...
Фурх! Удрал... Какой нахал!
Съел все зерна, съел все крошки
И спасиба не сказал.



Проверочное задание

Выполни задания. Скачай на свой компьютер .

Лист выполнения проверочного задания

Проверь себя! Вот какой воробей! Юркий – ловкий, быстрый, словно мышка… Глазки круглые блестящие, как бисер…

Тебе тоже захотелось маленького воробьишку защитить? От кого? От вороны – воровки, от «злюки» ветра.

Как ты думаешь, автор стихотворения любит животных, жалеет их? Конечно, поэт с нежностью, с жалостью относится к маленьким, беззащитным. А беззащитными могут быть даже такие большие животные, как слоны. Послушай знакомую песенку про розового слона. Стихи написал поэт Горбовский .

Стихотворение «Слон»

А сейчас ты познакомишься еще с одним стихотворением Саши Черного о животных – это стихотворение .

Прочитай это стихотворение.

- Слоник-слоник, настоящий слон живой, -
Отчего ты все качаешь головой?

Оттого что, потому что, потому, -
Все я думаю, дружок, и не пойму...

Не пойму, что человек, такой малыш -
Посадил меня в клетушку, словно мышь...

Ох, как скучно головой весь день качать!
Лучше бревна дали б, что ли, потаскать...

Слоник-слоник, не качай ты головой!
Дай мне лучше поскорее хобот свой...

Я принес тебе из бархата слона,
Он хоть маленький, но милый. Хочешь? На!

Можешь мыть его, и нянчить, и лизать...
Ты не будешь головой теперь качать?...

(1920 г.)



Это стихотворение написано, как разговор маленького мальчика и большого слона. Слон хоть и большой, но беззащитный. Найди и прочитай, что отвечает слон мальчику.

Плохо слону в неволе, плохо без дела.

Обсудить с учителем (можно на ).

Как ты считаешь, мы люди, можем в зоопарке, в цирке создавать для животных условия, чтобы им в неволе было неплохо. Как это сделать?