Анализ фрагмента произведения куприна золотой петух. Тема: Рассказ А. И. Куприна «Золотой петух». Тема, особенности создания образа - Конспект. Чтение: выразительное, озвученное

другие презентации на тему «Александр Иванович Куприн «ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ»»

«Рассказы Куприна» - Рассказ «Барри». О собаках. Невыдуманные рассказы. А.И. Куприн и Э.Сетон -Томпсон. Олицетворение земной красоты. А.И.Куприн и А.П.Чехов. Рассказ «Барбос и Жулька». Рассказ «Бальт». Рассказ «Сапсан». Рассказ «Ю-ю». По страницам рассказов Куприна. Рассказ «Изумруд». Свои рассказы о животных Куприн не выдумывал.

«Жизнь Куприна» - Рассказ автобиографичен: мать писателя получала письма от анонимного влюбленного. 7. Расскажите историю любви Желткова. Александр Иванович Куприн (1870 – 1938). Как отнеслась к самоубийству Желткова Вера Николаевна? 14. Отец умер от холеры. Куприн в звании подпоручика служит в 46-ом пехотном Днепровском полку.

«Урок Куприн» - Гостиная – комната для приема гостей. Сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство. Воспитывать доброту силой художественного слова. Словарь толкований: Щеколды – род дверного запора; металлические пластинки с рычажком. Публикум, или публика – люди, находящиеся в качестве зрителей, слушателей. Составить план.

«Куприн Олеся» - Повесть "Олеся". Не буду же я несчастнее других?». Какой цвет сопровождает образ Олеси? Тема «волшебной любви» сменяется темой недостижимости счастья. С молодыми елочками, выросшими в приволье старого бора. Как построен сюжет повести? С чем сравнивает Куприн героиню? Слову вы своему не господин…

«А.И.Куприн» - В 1862 году в Петербурге была открыта первая русская консерватория. А.И.Куприн в своем кабинете.1912 -1913г. Полотеры – работник, занимающийся натиркой паркетных полов. Александр Иванович Куприн. Наставления –настоятельный совет, поучение. При мысли о Куприн хочется сразу сказать: добрый талант. А.И.Куприн.Кадет.1880г.

«Куприн Слон» - Прыгали, скакали, В школу прибежали. Гостиная – комната для приема гостей. Итог урока Что вы узнали о жизни и творчестве А.И. Куприна? Делать из мухи слона. Слон в посудной лавке. Удивляюсь! Весной 1937, тяжелобольной, вернулся на родину. А теперь все тихо встали, встали… Попона – покрывало, закрывающее спину или туловище.




Цитатный план рассказа «ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ». 1. « Случилось это чудо.» 2. « Я не вдруг понял, что это пели петухи.» 3. « Я знаю силу и пронзительность петушиного крика.» 4. « Что за странное, что за необыкновенное утро!» 5. « Великий золотой петух выплывает на небо в своем огненном одиночестве.» 6. « Целый день я находился под впечатлением этой очаровательной и могущественной музыки.» 7. « Золотой Петух сразу же был восторженно принят литературной критикой.»


Ответы на вопросы. 1. Что восхитило рассказчика в петушином хоре, что он ус- лышал в нём? 1. Что восхитило рассказчика в петушином хоре, что он ус- лышал в нём? Ответ 1. Последними земными звуками, которые я слышал, поднимаясь в беззвучном полёте на воздушном шаре, всегда были свистки Последними земными звуками, которые я слышал, поднимаясь в беззвучном полёте на воздушном шаре, всегда были свистки уличных мальчишек, но ещё дольше доносился победоносный крик петуха. уличных мальчишек, но ещё дольше доносился победоносный крик петуха.


2. П ПП Передаётся ли Куприным особое звучание петушиного пения? Как это сделано в рассказе? Да. Например:«Какой человеческий оркестр не показался бы жалким в сравнении с этим волшебным и могучим хором, где уже не было слышно отдельных колен петушиного крика, но полнозвучно льётся мажорный аккорд на фоне пурпурно-золотого do! »



Конспект урока литературы в 5 классе.

Составила: Климова Александра Владимировна.

Тема: Рассказ А.И.Куприна «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.

УМК: Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока : художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Цели:

Выявление художественной идеи рассказа, роли художественно-изобразительных средств в рассказе;

Формирование навыков выразительного чтения, пересказа,лексической работы, работы с учебником;

Воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе анализа рассказа.

Виды деятельности:

Выразительное чтение;

Лексическая работа;

Работа с учебником;

Создание иллюстраций к прочитанному;

I. Орг. момент.

II. Работа над рассказом А.И.Куприна «Золотой петух»

1. Слово учителя.

В конце 1919 года Куприн вынужден был покинуть родину. В середине 1920 г. писатель поселился во Франции. Начался долгий, восемнадцатилетний период его жизни на чужбине.

В произведениях, написанных за рубежом, А.И.Куприн уделяет много внимания природе. Восхищаясь французским пейзажем, писатель вспоминает черты родной русской природы.

Для всех произведений Куприна этого периода характерна одна особенность: писатель с любовью отмечает черты уходящего, бесконечно милого его сердцу и явно идеализируемого им прошлого.

В 1923 г. появились его новые произведения «Судьба» и «Золотой Петух».

Прошлое России, воспоминания о русских людях, нравах и обычаях, природа и легенды, повествующие о человеческой красоте и благородстве, - вот чему отдает Куприн все силы своего таланта.

Примечателен небольшой рассказ-поэма «Золотой Петух». В нем писатель славит природу, солнце и пение петухов-солнцепоклонников с такой радостью, что буквально поражаешься его неисчерпаемой влюбленности в жизнь.

2.Работа с учебником. Чтение истории создания рассказа «Золотой Петух».

Беседа по вопросам:

Каким настроением проникнут рассказ А.И.Куприна «Золотой петух» ?

Какие эпизоды рассказа вам показались наиболее яркими?

(обсуждение в группах.)

Где происходят события, описанные в рассказе?

(отвечают 1-2 ученика)

3. Слово учителя.

В главе «Пригород» книги воспоминаний дочери писателя «Куприн – мой отец» рассказывается об этом периоде его жизни.

«С самого приезда в Париж отец мечтал купить домик подальше от шумного города. Тишина и природа были ему необходимы. Отцу очень хотелось восстановить гатчинский образ жизни – покопаться в земле.

Дачу сняли в Севр-Виль д ’Авре. Как и Гатчина, она была недалеко от железной дороги и в получасе езды от города. Но на этом сходство с Гатчиной кончалось.

Каменный двухэтажный домик с узким покатым садом. Весной он выглядел привлекательно: цвели сирень и пышные рододендроны, южная сторона дома была обвита чайными ползучими розами. Внутри дача была меблирована в буржуазном французском вкусе, со множеством статуэток, галантных литографий, золоченых амуров и стеклянных колпаков, под которыми хранились свадебный венец хозяев дома и восковые букеты.

Чужая обстановка, чужая земля и чужие растения на ней стали вызывать у отца горькую тоску по далекой России.

Ничто ему не было мило. Даже запахи земли и цветов. Он говорил, что сирень пахнет керосином. Очень скоро он перестал копаться в клумбах и грядках».

4. Работа с текстом рассказа.

Найдите в рассказе строчки, в которых проявляются чувства писателя, живущего вдали от родины.

5. Выразительное чтение фрагмента рассказа.

Выразительное чтение фрагмента рассказа от слов «Я знаю силу и пронзительность петушиного крика…» до слов «… победоносный крик петуха».

6. Слово учителя.

В этом эпизоде нашли отражение воспоминания А.И.Куприна о полете на воздушном шаре вместе с И.Уточкиным, спортсменом и одним из русских воздухоплавателей и летчиков, редактором «Одесских новостей» И.М. Хейфецем и корреспондентом газеты «Русское слово» И.А.Гореликом. В полуторачасовом полете над Одессой они достигли высоты 1250 метров и приземлились за чертой города. Впечатления о полете были рассказаны писателем в очерке «Над землей».

7. Выразительное чтение фрагмента рассказа.

Выразительное чтение фрагмента рассказа от слов «Я тогда проснулся еще до рассвета…» до слов «… от которых, казалось, дрожала каждая частица воздуха».

8. Анализ прочитанного фрагмента текста.

Какое слово, прозвучавшее в данном эпизоде, передает впечатление, испытанное рассказчиком при виде картины пробуждающейся природы?

Как передано ощущение чуда в отрывке?

Чудесна и одухотворенна природа вокруг. Эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры создают картину, наполненную жизнью.

Выпишите эпитеты, олицетворения и метафоры из данного отрывка.

С чем сравнивает рассказчик пение петухов?

Выразительное чтение от слов «И теперь, в этот стыдливый час…» до слов «… сияющим взглядом его лучезарных глаз».

Как передано в рассказе особое звучание петушиного пения? Какие музыкальные термины звучат в тексте?

9. Лексическая работа.

Определите значения слов: пианиссимо, фуга, когорта, легион.

Триумфатор-цезарь. Триумф в Риме – торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь главнокомандующий. Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряженной четырьмя конями. Сзади шли музыканты. Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял раб, державший над его головой золотой венок. Далее двигались его помощники; солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Триумфаторы имели право в праздники носить триумфальное одеяние.

Каков смысл сравнения петуха с римским триумфатором?

Петух – птица Славы, означающая превосходство, смелость, бдительность, рассвет. Два бьющихся петуха означают битву жизни.

Прочитайте выразительно фрагмент рассказа, передающий символическое значение образа петуха, от слов «Я слушал эту чудесную музыку с волнением…» до слов « … в священном нетерпении своего огнеликого бога».

Какими цветами в рассказе окрашен восход солнца?

Выразительное чтение фрагмента от слов «Вот уже золотой огонь…» до слов «… из пепла, дыма и раскаленных углей».

Сообщение учащегося о фениксе.

Лексическая работа.

Объясните значение слова самозабвенный.

Какое настроение звучит в отрывке? Какой смысл приобретает фраза: «И теперь я уже не понимаю – звенят ли золотыми трубами солнечные лучи, или петушиный гимн сияет солнечными лучами?»?

Выразительное чтение от слов «Целый день я находился под впечатлением этой очаровательной и могущественной музыки…» до конца рассказа.

Почему рассказчик называет лоншанского петуха на «вы», а себя «слабым, жалким человеком, не более»?

Человеку свойственно ощущать свое несовершенство перед лицом идеально прекрасной природы, исполненной величия и гармонии.

Обращение к учебнику. Чтение статьи «В мире художественного слова А.И.Куприна».

Выпишите из текста статьи фразы, передающие особенности языка А.И.Куприна. Какие из них вы отметили в рассказе «Золотой Петух»?

III. Итоги урока. Рефлексия.

В воспоминаниях рассказчика о далеком прошлом слышен голос автора, скорбящего в разлуке с родиной, в восторженном описании красоты природы и приветственной песни петухов ощущается восхищение автора величием и гармонией мира.

IV. Домашнее задание:

Составить устный отзыв-впечатление об услышанном или увиденном вами в удивительном мире природы.

Конспект урока смыслового чтения на тему «Рассказ А. И. Куприна «Золотой петух». Тема, особенности создания образа».

Предмет: литература

Класс: 5

Учитель: Удальцова Л.Б.

УМК: Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока : художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Цели:

Выявление художественной идеи рассказа, роли художественно-изобразительных средств в рассказе;

Формирование навыков лексической работы, работы с учебником;

Воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе анализа рассказа.

Задачи:
- обучающие: обеспечить понимание содержания учебного материала; расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.
- развивающие: развивать внимание, логику рассуждения.
- воспитательные: прививать интерес к литературе, формировать нравственные качества.

Планируемые результаты

Личностные: формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; прославление природы, неисчерпаемая влюбленность в жизнь, ощущение праздника, величия происходящего, осознание бесконечности обновляющейся жизни; : воспитание интереса к предмету через нетрадиционную форму урока и разнообразные виды работы; ориентация в системе моральных норм и ценностей.

Метапредметные:

Смысловое чтение; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты формирование умения воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное; умение осознавать художественную картину жизни, отраженную в произведении

Предметные:

-умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; понимать композиционный план литературного произведения, применять навык анализа эпического произведения; расширение теоретико-литературных представлений(владение литературоведческими терминами «рассказ») .

I . Орг. момент . Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Наш урок хочу начать вот с такой фотографии. .(СЛАЙД 1)

II . Актуализация знаний . Ориентиры предвосхищения.

Посмотрите на неё. Какие слова-ассоциации возникают у вас при взгляде на неё?

Утро деревня рассвет солнце тишина и т.д. (СЛАЙД 2)

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Можете предположить?

(Ответы учащихся).

А если добавить слова:

Пение хор нота фуга пианиссимо (СЛАЙД 3)

О чём тогда пойдёт речь?

Ответы учащихся (о музыке). О какой музыке пойдёт речь?

СЛАЙД 4 (аудиозапись-петушиное пение)

Как же связать эти два ряда слов?(необычные сочетания)

А теперь посмотрите на название рассказа А.Куприна «Золотой петух». (СЛАЙД 5)

О чём будет рассказ А.Куприна, с жизнью и творчеством которого вы познакомились на прошлом уроке?

Предположения детей.

Тогда послушайте начало рассказа Куприна.

« Не могу точно сказать, когда случилось это чудо...

Я тогда проснулся ещё до света, проснулся как- то внезапно, без мутного перехода от сна к яви, с чувством лёгкой свежести и со сладкой уверен­ностью, что там, за окнами, под открытым небом, в нежной ясности занимающегося утра происходит какое-то простое и прелестное чудо….»

Ответы детей.

(Возможно, это рассказ о том, каким увидел раннее утро писатель и в чём необычость его восприятия утреней картины пробуждающейся природы).

Чтобы подтвердить ваши предположения, давайте познакомимся с рассказом А.И.Куприна «Золотой петух». Итак, тема нашего урока

РАССКАЗ А.КУПРИНА «ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ». ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА.

Определите цель урока.

Цель урока : чтение и анализ рассказа А.Куприна «Золотой петух» . СЛАЙД 7

Задачи: СЛАЙД 8

Познакомиться с содержанием рассказа

Выяснить значение незнакомых слов

Выяснить тему и основную мысль произведения

Выявить, какие художественно-изобразительные средства используются в рассказе

Оценить свою работу.

III . Чтение текста учителем

IV . Анализ текста.

Какое впечатление произвёл рассказ? Что же это за чудо? В чём необычность восприятия увиденного рассказчиком?

Необычно восприятие рассказчиком петушиного пения утром, необычны чувства автора, необычны образы героев.

Ребята, цель нашего урока – чтение и анализ рассказа. Поэтому давайте разделимся на группы, и каждая группа получает задание.

V . Работа в группах . Раздаются листочки с текстами(см. Приложение 2)

Инструктаж групп.

VI . Отчёт групп

Слово учителя.

- Откуда такое восприятие? Только потому, что Куприн обладал поэтической натурой? Где происходят события?

- В конце 1919 года Куприн вынужден был покинуть родину. В середине 1920 г. писатель поселился во Франции. Начался долгий, восемнадцатилетний период его жизни на чужбине. Чужая обстановка, чужая земля и чужие растения на ней стали вызывать у отца горькую тоску по далекой России .

Восхищаясь французским пейзажем, писатель вспоминает черты родной русской природы.

В 1923 г. появился рассказ «Золотой Петух».

В нем писатель славит природу, солнце и пение петухов-солнцепоклонников с такой радостью, что буквально поражаешься его неисчерпаемой влюбленности в жизнь.

Чудесна и одухотворена природа вокруг. Эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры создают картину, наполненную жизнью. А жизнь- это солнце, тепло, любовь ко всему живому. И вот таким даром любви и обладал А.И.Куприн - даром любить, восхищаться прекрасным вокруг себя.

Итак, о чём рассказ «Золотой петух? .Тема? Основная мысль?

Тема: красота мира природы

VII . Проверка понимания содержания текста .

Понять идею произведения нам помогает его композиция. Поработайте в парах. Вам надо восстановить цитатный план в правильной последовательности. Проверка (СЛАЙД 9)

Вернёмся к началу урока. Совпали ваши ожидания перед чтением текста? Смысл заглавия рассказа: «Золотой петух» -это солнце, без которого жизнь на земле невозможна.(СЛАЙД 10)

Мы сейчас структурируем содержание рассказа в виде солнца.(на магнитной доске). Первый круг – это композиция (цитатный план.) Второй полукруг – тема произведения. Третий полукруг – основная мысль. А художественно-выразительные средства и чувства автора– это лучики солнца (работа 1и 2 группы)

Создание солнышка.

VIII . Итоги урока.

Мы достигли цели урока?

Задачи все выполнили?

IX .Рефлексия.

Ребята, вам понравился сегодняшний урок? С каким настроением вы уйдёте с урока?

Поднимите руки-лучики верх, если урок вам понравился.

Все работали хорошо. Мне было очень приятно с вами работать. Особенно хочу отметить работу…

Домашнее задание :Напишите отзыв- впечатление об услышанном или увиденном вами в удивительном мире природы.

Приложение 1

Мини-словарик к рассказу А.И.Куприна «Золотой петух»

Леги о н

1. В Древнем Риме: крупная войсковая единица. Легион состоял из 5 тыс. пехотинцев и нескольких сотен всадников.

2. Название особых воинских частей в некоторых странах. Иностранный л.

Ког о рта

1. В Древнем Риме: отряд войска, десятая часть легиона. Одно из подразделений римского легиона со времен Мария, который усилил легион до 6000 человек и разделил его на 10 когорт

Пиан и ссимо -нареч. (спец.).

Очень тихо, тише, чем пиано.

Пианиссимо - ч резвычайно тихое звучание, один из оттенков динамики в музыке.

Фуга - музыкальная форма, являющаяся наивысшим достижением полифонической музыки. В фуге присутствует несколько голосов, каждый из которых в соответствии со строгими правилами повторяет, в основном или изменённом виде, тему - короткую мелодию, проходящую через всю фугу.

Триумфатор-цезарь. Триумф в Риме – торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь главнокомандующий. Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряженной четырьмя конями.

Фе́никс - мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя и затем возрождаться. Известна в мифологиях разных культур, часто связывается с солнечным культом. Считалось, что феникс имеет внешний вид, похожий на орла с ярко-красным или золотисто-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа, из пепла возрождается сам Феникс. Обычно считалось, что Феникс - единственная, уникальная особь своего вида. Феникс - символ вечного обновления.

В христианском мире Феникс означает триумф вечной жизни, воскресение, веру, постоянство; это символ Христа. В раннем христианстве Феникс постоянно встречается на погребальных плитах: здесь его значение - победа над смертью, воскресение из мертвых. На Руси у Феникса были аналоги: Жар-птица и Финист.

Приложение 2

Задание 1 группе: Пение петухов для рассказчика – это музыка. Как передано в рассказе особое звучание петушиного пения? Какие выразительные средства языка использует автордля описания петушиного пения? Выпишите их на листочки-лучики.

    « Я не вдруг понял, что это пели петухи. Прошло много секунд, пока я об этом догадался. Мне каза­лось, что по всей земле трубят золотые и серебряные трубы , посылая ввысь звуки изумительной чисто­ты, красоты и звонкости...»

    «Какой человеческий оркестр не показался бы жалким в сравнении с этим волшебным и могучим хором, где уже не было слышно отдельных колен петушиного крика, но полнозвучно льётся мажор­ный аккорд на фоне пурпурно-золотого do!»

    Временами ближние петухи на несколько мгно­вений замолкали, как будто выдерживая строгую, точную паузу, и тогда я слышал, как волна звуков катилась всё дальше и дальше до самых отдалённых мест и, точно отразившись там, возвращалась на­зад, увеличиваясь, нарастая, взмывая звонким пе­вучим валом до моего окна, до крыш, до верхушек деревьев. Эти широкие звуковые валы раскатыва­лись с севера на юг, с запада на восток в какой-то чудесной, непостижимой фуге...

    Я слушал эту чудесную музыку с волнением, почти с восторгом. Она не оглушала ухо, но сла­достно наполняла и насыщала слух. Что за стран­ное, что за необыкновенное утро! Что случилось сегодня с петухами всей окрестности, может быть, всей страны, может быть, всего земного шара? Не празднуют ли они самый долгий солнечный день и радостно воспевают все прелести лета: теплоту солнечных лучей, горячий песок, пахучие вкусные травы, бесконечные радости любви и бурную ра­дость боя... Или, может быть, сегодня празднуется день трёхсотого тысячелетия памяти Древнего Пе­туха - праотца всех петухов на свете, того, кто, как воин и царь, не знавший выше себя ничьей власти, полновластно господствовал над необозримыми ле­сами, полями и реками?

    Вот и солнце. Ещё никогда никто - ни человек, ни зверь, ни птица - не сумел уловить момента, когда оно появляется, и подметить секунды, когда всё в мире становится из бледного, розового - ро­зово-золотым, золотым. Вот уже золотой огонь про­низал всё: и небо, и воздух, и землю. Напрягая по­следние силы, в самозабвенном экстазе, трепеща от блаженства, закрыв в упоении глаза, поёт велико­лепное славословие бесчисленный петушиный хор ! И теперь я уже не понимаю - звенят ли золотыми трубами солнечные лучи, или петушиный гимн си­яет солнечными лучами?

    Великий Золотой Петух выплывает в небо в сво­ём огненном одиночестве. Вот он, старый прекрас­ный миф о Фениксе - таинственной птице, кото­рая вчера вечером сожгла себя на пышном костре вечерней зари, а сегодня вновь восстала на Востоке из пепла, дыма и раскалённых углей! Постепенно смолкают земные петухи. Сначала ближние, потом дальние, ещё более дальние, и, наконец, где-то со­всем уже на краю света, почти за пределами слу­ха, я улавливаю нежнейшее пианиссимо. Вот и оно растаяло.

Задание 2 группе . Прочитайте текст. Какие же чувства испытывает рассказчик, слушая музыку солнечного утра. Выпишите их на листочки-лучики.

    «Но веселый болтун-скворец и беззаботный свистун-дрозд молчали в это утро. Может быть, они так же, как и я, внимательно, с удивлением, прислушивались к тем странным, непонятным, никогда доселе мною не слыханным звукам - мощным и звонким, - от которых, казалось, дрожала каждая частица воздуха».

    «И теперь, в этот стыдливый час, когда земля, деревья и небо, только что выкупавшиеся в ночной прохладе, молчаливо надевали свои утренние одежды, я с волнением подумал: ведь это сейчас поют все петухи, все, все до единого, старые, пожилые, молодые и годовалые мальчуганы, - все они, живущие на огромной площади, уже освещенной солнцем, и на той, которая через несколько мгновений засияет в солнечных лучах.»

    «Я слушал эту чудесную музыку с волнением, почти с восторгом. Она не оглушала ухо, но сладостно наполняла и насыщала слух. Что за странное, что за необыкновенное утро! Что случилось сегодня с петухами всей окрестности, может быть всей страны, может быть всего земного шара?»

    «Целый день я находился под впечатлением этой очаровательной и могущественной музыки».

Задание 3 группе. Прочитайте текст.С кем или с чем сравнивает рассказчик образ петуха? Каков смысл сравнения петуха с римским триумфатором?

«Я слушал эту чудесную музыку с волнением, почти с восторгом. Она не оглушала ухо, но сла­достно наполняла и насыщала слух. Что за стран­ное, что за необыкновенное утро! Что случилось сегодня с петухами всей окрестности, может быть, всей страны, может быть, всего земного шара? Не празднуют ли они самый долгий солнечный день и радостно воспевают все прелести лета: теплоту солнечных лучей, горячий песок, пахучие вкусные травы, бесконечные радости любви и бурную ра­дость боя... Или, может быть, сегодня празднуется день трёхсотого тысячелетия памяти Древнего Пе­туха - праотца всех петухов на свете, того, кто, как воин и царь, не знавший выше себя ничьей власти, полновластно господствовал над необозримыми ле­сами, полями и реками?»

«И наконец, может быть, - подумал я, - сегодня, перед самым длинным трудовым днём лета, тучи на востоке задержали солнце на несколько мгновений, а петухи-солнцепоклонники, обожествившие свет и тепло, выкликают в священном нетерпении своего огнеликого бога.»

Задание 4 группе. Прочитайте текст.С кем или с чем сравнивает рассказчик солнце?

«Великий Золотой Петух выплывает в небо в сво­ём огненном одиночестве. Вот он, старый прекрас­ный миф о Фениксе - таинственной птице, кото­рая вчера вечером сожгла себя на пышном костре вечерней зари, а сегодня вновь восстала на Востоке из пепла, дыма и раскалённых углей! Постепенно смолкают земные петухи. Сначала ближние, потом дальние, ещё более дальние, и, наконец, где-то со­всем уже на краю света, почти за пределами слу­ха, я улавливаю нежнейшее пианиссимо. Вот и оно растаяло.»

«Я не обиделся. Я только сконфузился. Я знаю сам, что я всего лишь слабый, жалкий человек, не более. Мое сухое сердце не вместит неистовых священных восторгов петуха, воспевающего своего золотого бога. Но разве не позволено и мне скромно, по-своему, быть влюбленным в вечное, прекрасное, животворящее, доброе солнце?»

«Вот и солнце. Еще никогда никто - ни человек, ни зверь, ни птица - не сумел уловить момента, когда оно появляется, и подметить секунды, когда все в мире становится из бледного розового - розово-золотым, золотым. Вот уже золотой огонь пронизал все: и небо, и воздух, и землю. Напрягая последние силы, в самозабвенном экстазе, трепеща от блаженства, закрыв в упоении глаза, поет великолепное славословие бесчисленный петушиный хор! И теперь я уже не понимаю - звенят ли золотыми трубами солнечные лучи, или петушиный гимн сияет солнечными лучами? Великий Золотой Петух выплывает на небо в своем огненном одиночестве. Вот он, старый прекрасный миф о Фениксе - таинственной птице, которая вчера вечером сожгла себя на пышном костре вечерней зари, а сегодня вновь восстала на Востоке из пепла, дыма и раскаленных углей! Постепенно смолкают земные петухи. Сначала ближние, потом дальние, еще более дальние, и, наконец, где-то совсем уже на краю света, почти за пределами слуха, я улавливаю нежнейшее пианиссимо. Вот и оно растаяло.

Приложение 3

Цитатный план.

1.«Случилось это чудо».

Цитатный план.

(Восстановите последовательность пунктов плана)

1.«Случилось это чудо».

2.«Целый день я находился под впечатлением этой очаровательной и могущественной музыки».

3.«Я знаю силу и пронзительность петушиного крика».

4.«Что за странное, что за необыкновенное утро!»

5.Но разве не позволено и мне скромно, по-своему, быть влюбленным в вечное, прекрасное, животворящее, доброе солнце?»

6. «Я не вдруг понял, что это пели петухи».

7.«Великий золотой петух выплывает на небо в своём огненном одиночестве».

Цитатный план.

(Восстановите последовательность пунктов плана)

1.«Случилось это чудо».

2.«Целый день я находился под впечатлением этой очаровательной и могущественной музыки».

3.«Я знаю силу и пронзительность петушиного крика».

4.«Что за странное, что за необыкновенное утро!»

5.Но разве не позволено и мне скромно, по-своему, быть влюбленным в вечное, прекрасное, животворящее, доброе солнце?»

6. «Я не вдруг понял, что это пели петухи».

7.«Великий золотой петух выплывает на небо в своём огненном одиночестве».

Большой круг:1 полукруг-тема произведения, 2- основная мысль

Малый круг (накладывается на большой) с цитатным планом.

Эпитеты

метафоры

сравнения

Эпитеты

метафоры

сравнения

Чувства

чувства

чувства

Чувства

чувства