Зимняя речевая разминка. « Речевые разминки- средство обогащения речи школьников». Речевая разминка для развития коммуникационных навыков

Материалы для речевых разминок

I. Упражнения на дыхание

Необходимо решить следующие задачи:

1) научить различать элементы речевого дыхания (вдох, выдох, задержка дыхания, добор воздуха), а также разные типы выдоха (непрерывный и прерывистый);

2) выработать умение делать правильный вдох (носом);

3) увеличивать объем легких;

4) развивать умение правильно выдыхать;

5) научить делать правильно добор воздуха и т.д.

1. Сделайте глубокий вдох на счет «раз». Следите, чтобы воздух не останавливался в грудной клетке, а проходил до диафрагмы, до средней части туловища. Задержите дыхание на «раз-два-три», затем медленно выдохните, считая про себя. Запомните, на каком счете вы израсходуете весь воздух. Повторяя упражнение, старайтесь продлить дыхание.

2. Представьте, что рядом с вами кружится, падая, пушинка. А вам захотелось поиграть с ней, не давая ей упасть с помощью энергично выдыхаемого воздуха, который «подбрасывает» пушинку снова вверх.

3. Измените работу на выдохе: вместо счета произносите вслух поочередно звуки «с» - «з».

4. «Посчитаем Егорок». Проговорите скороговорку: «Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки», после этого выдохните остаток воздуха, сделайте новый глубокий вдох и считайте Егорок, не склоняя это имя. Например, «Раз Егорка, два Егорка…» Как только воздух закончится, упражнение прекращается. При повторении упражнения старайтесь улучшить свой результат.

5. «Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ ». Представьте себе, как поезд набирает ход. Постарайтесь произнести скороговорку «Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ; ж, ч, ш, щ; ж, ч, ш, щ;», постепенно наращивая темп при повторении перечисленных звуков.

6. «Поехали на лифте». Сделайте вдох и начинайте объявлять этажи громко, ясно:

Первый этаж!

Второй этаж!

Третий этаж!

Перечислите этажи с первого до пятого, а затем начните считать в обратном порядке без добора воздуха. Попробуйте подняться на лифте двенадцатиэтажного дома. Можно выполнять упражнение, повышая и понижая тембр голоса.

7. Счет на внимание. Ведущий разминку начинает считать вслух, время от времени плавно или резко менять громкость от шепота до почти крика или наоборот. Задача остальных - повторять за ведущим, следить за изменением громкости.

8. «Выдох через соломинку». Представьте, что у вас в руках тоненькая соломинка. Поднесите ее ко рту и, вдохнув, постарайтесь весь запас воздуха из ваших легких выдохнуть через маленькое отверстие в этой воображаемой соломинке. Постарайтесь выдыхать как можно дольше.

9. Посчитайте от 1 до 10 с постепенным увеличением темпа. Примерно так:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.

10. Посчитайте от 1 до 10 с постепенным замедлением темпа. Примерно так:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.

11. «Горка». Посчитайте до 10, постепенно увеличивая громкость, а после 5 уменьшая ее.

12. Постарайтесь перечислить буквы алфавита на одном дыхании.

13. Упражнение на распределение дыхания. Прочитайте текст из сказки А. Милна «Вини пух и все-все-все» правильно распределяя паузы, интонируя предложения. Повторять текст, пока не удастся добирать воздух всего два раза.

«Представьте себе, как обрадовался Пятачок, когда наконец увидел корабль. Потом долгие годы спустя он любил думать о том, что был в очень большой опасности во время этого ужасного потопа, но единственная опасность ему угрожала только в последние полчаса его заключения, когда Сова уселась на ветку и, чтобы его морально поддержать, стала рассказывать ему длиннейшую историю про свою Тетку, которая однажды по ошибке снесла гусиное яйцо; и история эта тянулась и тянулась, совсем как эта фраза, пока Пятачок, который слушал Сову, высунувшись в окно, потеряв надежду на спасение, начал засыпать и, естественно, стал помаленьку вываливаться из окна; но, к счастью, в этот момент, когда он держался только одними копытцами задних ног, Сова громко вскрикнула, изображая ужас своей Тетки и ее голос, когда она (Тетка) обнаружила, что яйцо действительно гусиное, Пятачок проснулся и как раз успел юркнуть обратно и сказать: «Ах, как это интересно!» - словом, вы можете себе представить его радость, когда он увидел славный корабль, который плыл ему на выручку… Ну, эта история здесь по сути дела кончается, а я так устал от этой последней фразы, что тоже не прочь бы кончить…»

II Артикуляционные упражнения

Необходимы для «разогревания» мышц языка, губ и щек, чтобы обеспечить им наибольшую подвижность при говорении; помогают снять психологический «барьер молчания».

Для языка.

1. «Колечко». Загните кончик языка так, чтобы он «заглянул» вам в гортань. Подержите в таком положении язык 2 - 3 сек., а затем расслабьте.

2. «Язык змеи». Высуньте язык и сделайте его кончиком 2 - 3 движения вверх - вниз. При повторении этого упражнения помните, что язык нужно высовывать очень быстро, и еще быстрее его убирать.

3. «Завиток». Загните кончик языка так, чтобы он прикоснулся к уздечке языка. Подержите в таком положении язык 2 - 3 сек., а затем расслабьте.

4. «Самый длинный язык». Высуньте язык и попробуйте достать им кончика носа. А теперь кончика подбородка. Далее левого уха, потом правого. Повторите упражнение.

5. «Трубочка». Покажите, что язык вас слушается: приподнимите его с боков так, чтобы он «свернулся в трубочку» по всей длине. Расслабьте, повторите упражнение, увеличивая темп.

6. «Распорка». Упражнение получается далеко не у всех. Нужно поставить язык перпендикулярно зубам «на ребро» как распорку во рту, а потом перевернуть на другое «ребро».

7. «Проколи щеку». Напрягите кончик языка и упритесь им в щеку изнутри. Повторяйте, попеременно «прокалывая» то правую, то левую щеку. (для языка и щек)

8. «Хоботок». Изо всех сил сожмите губы в кружок так, чтобы между ними оставалось небольшое пространство, и выпятите их вперед. Подвигайте «хоботком» влево, вправо, вверх, вниз, по кругу по часовой и против часовой стрелки.

9. «У кого губы краснее?» Покусайте осторожно губы, чтобы они покраснели. Не переусердствуйте.

10. «Покажи зубки». Оттопырьте губы так, чтобы обнажились десны. Поочередно то верхнюю губу оттопыривать, то нижнюю.

11. «Грустно - весело». Сначала представьте себе, что вам грустно и обидно; плотно сожмите губы (сложите губы бантиком). Вдруг вас кто-то рассмешил, и у вас рот растянулся в улыбке. Продолжайте сжимать и растягивать губы 3 - 4 раза, постепенно увеличивая темп. (для губ и щек)

12. «Ёжик». Попыхтите, как это делает спешащий ёжик: «Пых-пых-пых…» Делайте это упражнение столько, насколько хватит запаса воздуха. (Для губ и дыхания)

Упражнения на зевание (выполняются с зеркальцем).

1. Откройте рот, рассмотрите полость зева и зевните.

2. Рот закрыт, ноздри расширены, зевните с закрытым ртом.

3. Произнесите несколько раз звуки [к], [г], [к-г], [г-к]. Они укрепляют мышцы глотки.

4. произнесите [а-о-у], стараясь шире раскрыть не рот, а полость зева.

III Дикционные упражнения

Нужно: 1) продемонстрировать смыслоразличительную функцию четкого артикулирования

2) научить слышать артикуляционные недочеты в своей и чужой речи;

3) добиться отчетливого произнесения похожих по звуковому составу слов.

1. «Зевота».

Отводим прямые руки вниз-назад, со вкусом потягиваемся, широко открываем рот, языком сильно давим изнутри на нижнюю челюсть, говорим «А-а» - фиксируем и держим 1 секунду.

Затем закрываем рот, тянем губы вперед, с силой сжимаем их в недовольную старческую розочку и мычим «М-м» - фиксируем и держим 1 секунду. 5-6 раз.

2. «Штопор».

Язык во рту поворачиваем вертикально - ставим его «на ребро» левое-правое поочередно. Челюсть чуть опущена, рот можно не открывать. 6 раз в каждую сторону.

3. «Складка».

Складывая язык пополам, кладем его кончик на середину языка поближе к основанию и, сильно прижимая, «протираем» кончиком середину, двигая его вперед к зубам. 5-6 раз.

4. «Круги».

Кончик языка помещаем между верхними зубами и верхней губой. Напряженным языком делаем под напряженными губами широкие энергичные круги по часовой стрелке 6 раз, затем в обратную сторону 6 раз

5. «Укол зонтиком».

Челюсть чуть опущена, напряженным языком давим изнутри на напряженную щеку - держать 1 сек. Затем на другую. По 6 раз в каждую сторону.

6. «Массаж».

Мягко, осторожно разминаем-покусываем зубами язык.

7. «Нажимы».

Сильно давим кончиком языка на передние сомкнутые зубы, словно пытаясь вытолкнуть их вперед - держать 1 сек. Расслабить - 1 сек. 5-6 раз.

8. «Кошечка».

С силой прижимаем язык всей плоскостью к нёбу - держать 1 сек. Затем с силой прижимаем вниз - держать 1 сек. - по 6 раз в каждом направлении.

9. «Кисточка».

Расширенным кончиком языка, с силой придавливая, словно кистью, «раскрашиваем» нёбо плавными медленными движениями от зубов к гортани и обратно. По 6 раз в каждом направлении.

10. «Трубочка».

Поднимем края языка, получившуюся трубочку высовываем вперед и с силой выдуваем через нее воздух. 5-6 раз.

11. «Поза Льва» - йоги знают)).

Вытаскиваем язык вперед-вниз и достаем кончиком языка подбородок. Чтобы лучше получалось, приподнимаем вперед-вверх корень языка. 5-6 раз.

Очень полезное упражнение при начале простуды и всяких охриплостей в горле - лучше всяких аптечных леденцов и шипучек. Также настоятельно рекомендуется использовать его вместо традиционных «прочисток горла» («кхм-кхм»), которые дерут горло, словно наждаком, и потому весьма вредны.

12. «Поза Тигра» - это я уже от себя добавил, в йоге не ищите))

Вытаскиваем язык вперед-вверх и достаем кончиком языка кончик носа. При затруднении можно помогать рукой)). 5-6 раз.

13. «Лошадка».

Здесь все очень просто - не открывая рот, с силой выдыхаем воздух, чтобы расслабленные губы фыркали, как у лошади. Упражнение расслабляет уставшие мышцы, можно его использовать в качестве отдыха в промежутках между другими упражнениями.

Количество упражнений регулируйте по самочувствию, можете выбрать для начала пять-шесть самых полюбившихся. Уже через семь-десять дней Вы легко одолеете весь комплекс - да еще с десятью-двенадцатью повторами вместо пяти-шести.

Как Вы заметили, друзья, упражнения 2-12 направлены, в основном, на разминку языка. Вторая часть этой замечательной гимнастики помогает хорошо подготовить к работе губы - мы разучим ее в следующий раз. А сейчас - пора практиковаться!

Никитина Елена Андреевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: ГКОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) школа - интернат"
Населённый пункт: посёлок Лебяжье, Курганская область
Наименование материала: статья
Тема: "Методический приём - речевая разминка"
Дата публикации: 13.02.2018
Раздел: среднее профессиональное

ГКОУ «Лебяжьевская специальная (коррекционная) школа – интернат

ТЕМА:

Выполнила: Никитина Елена Андреевна

учитель - логопед

Речевые разминки на уроках.

Урок в современной начальной школе для детей с нарушениями речи должен быть

направлен на коррекцию устной и письменной речи. Особенно большое внимание

должно быть направлено на детей, у которых нарушения речи носят системный

характер, затрагивающие фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую

стороны речи. Уровень речевого развития умственно отсталых детей гораздо ниже,

расстройства речи проявляется на фоне грубого нарушения познавательной

деятельности, аномального психического развития в целом. Расстройства речи у

таких детей характеризуются стойкостью, с большим трудом устраняются.

Поэтому, так важна работа по коррекции устной и письменной речи не только на

логопедических занятиях. Большую помощь в работе оказывают речевые разминки,

которые можно проводить на любом уроке, будь то математика, русский язык,

развитие речи или технология.

« Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все

стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на

поведение в целом».

Этапы урока, на которых уместно использование методического приёма:

«Речевая разминка» - начало урока (в целях мобилизации внимания, включения в

учебное занятие);

«Речевая пауза» - середина урока (в целях переключения внимания, смены вида

деятельности). Речевые минутки можно совмещать с темой урока, если не

получается, результат все равно будет. Форма проведения разнообразная: можно

устно проводить или включить в презентацию, можно использовать наглядные,

дидактические материалы.

Ниже приводятся примеры речевых разминок.

РЕЧЕВАЯ ГИМНАСТИКА

эффективных

выработке

учащихся

правильного

является

гимнастика.

правильности

необходимо развивать подвижность артикуляционного аппарата. Темп зрительного

восприятия текста во многом зависит от возможности речедвигательного канала. У

учащихся с отклонением в развитии нарушена подвижность и координация органов

артикуляции.

гимнастики

необходимо

проводить

артикуляционных

упражнения.

разминки

включать

упражнения на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие

аппарата

(произносим

медленно,

умеренно,

учащихся к правильному прочтению слов, их коррекции.

Речевая гимнастика проводится в течение 3-5 минут. В зависимости от целевой

направленности и характера упражнения. Кроме того, некоторые упражнения могут

стать частью физкультминуток. Речевую гимнастику можно проводить сидя или

Речевая гимнастика включает:

Упражнения для дыхания;

Упражнения по отработке интонации, темпа речи;

Упражнения по совершенствованию выразительности речи;

Упражнения по совершенствованию произношения (звукопроизношения и дикции)

Примеры речевой гимнастики:

Упражнение на регулирование дыхания.

Упражнение выполняется стоя. Учитель объясняет детям, что стоять нужно прямо,

спокойно,

непринужденно,

качаться.

медленно

выдыхать. На счет «раз» задержать дыхание, потом хором на одном выдохе считать

до трех, затем до четырех и пяти. Вместо счета при выдохе тихо произносить либо

предложение, либо слова. Учитель обращает внимание на то, чтобы конец слова

(предложения) звучал четко и с такой же силой, как начало.

Вместо слов или предложения можно произносить звуки.

Например:

1) Вдохнуть и произнести все гласные звуки на одном выдохе. Сначала произносят

хором, затем индивидуально. –

Читаем быстро, смотрим внимательно:

ОИЭ АОЕЯ ЕАЁИО

ЯОЮ АЮОЕ ЭЁЮЯУ

ЫЯЮ УЁЮУ ЮУАОЮ

2) На одном выдохе усилить или ослабить звук.

Гудок парохода - приближается или удаляется: Н-Н-Н, М-М-М-М…

Жужжание пчёлки: Ж-Ж-Ж-Ж…

Шум ветра: Ш-Ш-Ш-Ш…..

Звук должен произноситься без усилий, свободно.

3) Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных одного ряда (звуками):

Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х

3) Протянут звук следующим образом:

Первые 5 сек. тихо, затем ещё 5 сек. увеличивая громкость, последние 5 сек.

максимально громко. Следить, чтобы грудная клетка не сжималась.

В дальнейшем этот навык закрепляется при чтении. Учитель демонстрирует детям,

как надо переводить дыхание во время чтения:

Дышать ровно и незаметно для слушателей;

Перед чтением длинных предложений (без пауз) необходимо набирать достаточно

воздуха, экономно его расходовать для того, чтобы прочитать предложение от начала

до конца, не прерываясь.

Для того чтобы научить детей говорить ясно и чисто, можно порекомендовать

выполнять

упражнения, направленные на уточнение произношения отдельных

звуков, использование звуков в словах, в словосочетаниях и предложениях.

Здесь можно активно использовать: чистоговорки, потешки, четверостишья

стихотворные тексты. Например: «Шорох слышен, мыши вышли», «Жутко жуку

упражнений

подобного

характера

сочетать

программным материалом. Например: раздел «Звуки и буквы» по русскому языку.

При изучении дифференциации звуков [с] - [з] после уточнения произношения

указанных звуков и упражнений на сравнение можно использовать чистоговорку:

Укусила пса.

В самый нос оса.

Захотелось псу

Съесть осу.

А оса спаслась -

Унеслась!

А задания могут быть разнообразные:

интонацией:

вопросительной,

восклицательной,

сомнением,

сожалением.

Как диалог, как информация-сообщение …

От лица любого сказочного героя, от представителя профессии….

помогает

отрабатывать

дикционную

помогает

правильно реагировать на то, что говорит собеседник.

Учим говорить выразительно .

Выразительно это то, что выделяется на общем фоне, что вызывает интерес.

Правильный выбор тона, помогает собеседнику прислушаться, понять, оценить.

1. Прочитай, следуя инструкции:

, - незначительная пауза

: - длительная пауза перед пояснением

Достаточно длительная пауза при сравнении

; - длительная пауза в конце смыслового отрывка.

Это же упражнение можно выполнять устно и во время произношения по ходу

показывать карточку со знаком.

Тексты, чистоговорки, пословицы на выбор. Например:

«Кто хочет много знать – тому надо мало спать!»

«У Валюши день рожденья!

Всех, Валюша, угощай.

Вот ватрушки,

Вот варенье,

Вот горячий, крепкий….»

указанным «сигнальным знаком». «Сигнальные знаки»:

Спрашивайте, удивляясь;

! – радуетесь;

…. – огорчение;

Спрашиваете, чтобы уточнить;

Заявляете на правах старшего.

Выбор типа речевой разминки зависит от:

Возрастных особенностей учащихся;

Этапа обучения;

Тематики урока;

Языкового опыта учащихся;

Это может быть:

Чтение слоговых таблиц различных модификаций;

Чтение трудных по слоговому и морфемному составу слов

Чтения по догадке.

Для формирования навыка правильного чтения можно использовать упражнения,

направленные на развитие памяти, внимания:

1. Игра: «Бегущая строка».

телевизора,

предложения

словарные

чистоговорка, пословица … Быстро лента протягивается. Дети читают либо «про

себя», либо вслух. Затем по памяти воспроизводят увиденное. Либо записывают

третье по счёту слово, предлог…

2. «Редактор»

За одну минуту найти в тексте слова на заданную букву.

Самый

внимательный!»

запомнить

АВЭУИЫЮЕЯ…

4. Найди лишний слог : во, до, жо, но, кы, хо («кы», так как остальные с буквой «о»)

5. «Назови правило »:

Здесь спрятано очень важное правило правописания числительных. Прочитайте

его: 5ь – 20ь, 30ь, 5ь0 – 8ь0, 5ь00 – 9ь00

6. Прочитай слова справа налево:

НОШЮПАКАЛИПУКУКНОШУКУКАКШУКУК .

Упражнения для развития навыка осознанного чтения

1. Что общего в словах и чем они различаются?

Ель - ел, Юра - ура, мыл – мил.

2. Какая буква, слог, слово лишнее?

ма ра ла ны та

ку на ды ти ло

Игры со словами.

1. Игра «Найди слово в слове».

Например, смородинка (родинка, род...) .

2. Чтение двухсложных слов с двумя пропущенными буквами.

3. Кроссворды.

Как зовут мальчика?

4. Расставь правильно буквы.

При работе с деформированными текстами, неоконченными рассказами активно

использую приём наглядного моделирования. Использование модели, включающие

опорные стилизованные картинки, соответствующие частям рассказа, активизируют

внимание, вызывают интерес. Использование показа с включением действий самого

ребёнка удовлетворяет его естественную потребность – воспринимать и действовать

одновременно. Это важно для накопления сенсорного опыта ребёнка.

Задания типа: Составь предложения к теме урока.

Школа, класс, парта, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.

Вывод:

Для детей имеющих речевые нарушения речевые разминки имеют важнейшее

значение. Они способствуют развитию высших психических функций: восприятия,

внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, способствуют

коррекции устной и письменной речи через составление предложений,

вырабатывается умение выражать свои мысли логично, устной через высказывание

своих мыслей, приведение доказательств, способствует развитию нравственных

качеств: взаимопомощи, взаимовыручки, положительного отношения к мнению

других людей, уважению собственного мнения, развиваются умение работать в

группе, в паре это очень важно, так как младшие школьники еще не умеют работать

в коллективе. Повышает интерес учащихся к урокам.

1. Став в устойчивую позу: ноги приблизительно на ширине плеч, руки вольно висят вдоль тела, голова выпрямлена и макушкой как бы тянется к потолку.

2. Закрыв глаза, начинаем последовательно выстраивать своё тело снизу вверх. От голени воображением начинаем строительство ног к коленям.

3. От колена постепенно вверх выстраиваем бёдра и тазобедренный пояс.

5. Дойдя до грудной клетки, остановимся и ощутим, как на стержне позвоночника легко и свободно поворачиваясь в разные стороны, закреплён плечевой пояс.

6. Продолжаем выстраивание шейных позвонков и почувствуем, как на его вырастающей вертикали легко и невесомо всплывает голова.

7. Представим как легко вверх, подобно пушинкам, начиная от кончиков пальцев, взмывают наши руки.

8. Плавно опустив руки и вернувшись в исходное положение, откроем глаза. Упражнение «Солнышко».

1. Расслабив всё тело, в полу приседе занять «позу кучера», «солнце спит».

2. «Солнце», проснувшись, поднимается из-за горизонта и тянется своими лучами (руками и пальцами) вверх и в стороны, стремясь дотянуться до самых отдалённых уголков окружающего пространства и удержать на своих лучах небесный свод (в крайней верхней точке напрягаем «до звона» всё тело).

3. Спускается «ночь» и «солнечные лучи», начинают угасать: вначале расслабляются пальцы рук при общем напряжении остальных частей тела.

4. Потом опадают кисти, локти, руки до плеч, обвисают плечи, сгибается корпус туловища, подкашиваются ноги - мы опять оказываемся в расслабленной «позе кучер», «солнце закатилось» и отдыхает. Но через мгновение оно проснётся и, стремительно устремившись вверх, вновь заполнит собой всё пространство.

Упражнения на постановку носового смешано-диафрагматического дыхания.

Дыхание — энергетическая база речи. Диафрагматическое дыхание позволяет нам заполнять в процессе речи наиболее ёмкие нижние доли лёгких.

Упражнение 1.

1. В резком полуприседе с выпрямленной спиной одновременно перехватываем руками верхнюю часть туловища (как будто обнимая себя), активно вдыхаем через нос, направляя вдох в нижнюю часть лёгких. Рот полуоткрыт, о выдохе не думаем. Избыток воздуха выходит через полуоткрытый рот.

2. Сделав 8-10 приседаний, совершаем протяжённый выдох через слегка сомкнутые губы, сопровождая его звуком ф-ф-ф-ф.

Упражнение 2.

1. Сидя на стуле, будто бы собираясь подняться с него, устремляем корпус вверх. В последний момент, не дав себе оторваться от сидения и зафиксировав себя в этом положении, активно вздыхаем через нос.

2. Сев на стул делаем долгий выдох со звуком ф-ф-ф-ф.

Упражнения 3-4.

1. Поворачивая голову попеременно к правому и левому плечу, вдыхаем через нос 6-8 раз. Рот полуоткрыт, о выдохе не думаем. Закончив серию, выдыхаем фиксировано через полусомкнутые губы со звуком ф-ф-ф.

2. Похожее упражнение только с отклонением головы вверх и вниз.

Каждая серия вдохов производится 7-8 раз.

Вибрационный массаж для пробуждения речевых резонаторов.

1. Похлопывая кончиками пальцев по лбу от его середины к вискам, произносим звуки ми-ми-ми;

2. Продолжаем массаж похлопыванием пальцами от переносицы к губам с произнесением звуков ни-ни-ни;

3. Массируем также верхнюю челюсть с произнесением звуков ви-ви-ви;

4. Нижняя челюсть - звуки жи-жи-жи;

5. Похлопываем ладошкой по грудной клетке и произносим звуки ямма- янна- ялла. С акцентом на сонорные звуки.

6. Тоже похлопывая себя по нижней части рёбер;

Упражнение на развитие различных диапазонов звучания.

1. Встать прямо, руки перед грудью. В резком полу наклоне с одновременным отведением согнутых рук в стороны произнести звук - Я (повторить 6-8 раз).

2. Встать прямо, руки вдоль тела. Наклоняясь вперёд и как будто срывая руками под ногами траву, в нижнем положении произнести тот же звук - Я (повторить 6-8 раз).

3. Встать боком, левая нога чуть впереди, правая в упоре сзади. Руками, взявшись за воображаемый канат, потянуть его на себя, отклоняясь корпусом назад. В крайнем отклонённом положении тела произнести звук - Я (повторить 6-8 раз).

ДИКЦИЯ

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

1. Губы вытянуть трубочкой затем растянуть в улыбку. Тщательно, не спеша, следить, чтобы губы растягиваясь скрывали за собой зубы. Повторить 6-8 раз.

2. Губы вытянуть вперёд трубочкой, потом, не меняя положения губ поднять их к носу вверх и опустить к подбородку вниз. Повторить 6-8 раз.

3. Губы вперёд трубочкой, потом потянуть их не меняя положения вправо и влево. Повторить 6-8 раз.

4. Губы вперёд трубочкой, потом вверх, влево, вниз. Повторить 6-8 раз.

5. Языком покалываем изнутри щёки, поочерёдно правую и левую.

6. Манипуляции с языком: свернуть его трубочкой; распрямить лопаточкой; змеиным жалом высовывать его в разные стороны и прятать во рту.

УПРАЖНЕННИЯ НА ЧЁТКОЕ ПРОИЗНЕСЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

С таблицей гласных И-Э-А-О-У-Ы

1. Пи- ПЭ-ПА-По-Пу-Пы;

2. Би-Бэ-Ба-Бо-Бу-Бы;

3. Ки-Кэ-Ка-Ко-Ку-Кы;

4. Ги-Гэ-Га-Го-Гу-Гы;

5. Ки-ги, Кэ-гэ, Ка-га, Ко-го, Ку-гу, Кы-гы;

6. Ви-фи, Вэ-Фэ, Ва-фа, Во-фо, Ву-фу; Вы-фы;

7. Ор рё, Ур-рю, Ор-ря;

СКОРОГОВОРКИ

Из под Костромы, из под Костромщины везёт Сенька, Саньку с Сонькой на санках. Везёт да так скороговорками и сыплет. Мол тетерев сидел на дереве, от дерева тень тетерева. Мол у осы усов ищи не ищи не сыщешь. Мол каков Савва такова и слава. Мол сшит колпак, да не по колоколовски, вылит колокол, да не по колоколовски. Надо колпак переколпаковать перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать перевыколовать. Надо все скороговорки перескороговорить перевыскоговорить. И тогда так заговоришь, словно реченька зажурчишь.

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать и будем выговаривать так правильно и внятно, что станет всем понятно.


Краткая разминка речевого аппарата

Здравствуйте, друзья!

Вот и майские грозы, и черемуховые похолодания, праздники миновали – скоро лето! Правда, то, что творится за моим окном сейчас, больше на осень похоже – дождь льет весь день, ветрено, холодно. В такую погоду хорошо мечтается о теплых морях и солнечных пляжах – сезон отпусков уже начался. Сегодня я, пожалуй, предложу Вам кое-что с собой в дорогу)). Места это «кое-что» много не займет, а для поддержания и развития ораторских навыков (и заодно – в качестве средства от пляжной скуки) будет очень кстати. Во всяком случае, на тренингах участники получают от этого средства море положительных эмоций.

Поднимите руку, кто помнит школьные уроки физкультуры. Приятные воспоминания, правда ? Если у Вас был хороший учитель по этому нежно любимому (надеюсь) предмету, то Вы и сейчас легко вспомните, что нужно сделать перед серьезными тренировочными нагрузками. Конечно, разминку! Подготовить организм, разогреть мышцы, порастягивать связки…

А теперь поднимите вторую руку, кто помнит – с помощью чего мы издаем звуки, когда говорим? Из чего состоит наш речевой аппарат? Да из таких же мышц и связок (в основном), которые – если предстоит нагрузка – также остро нуждаются в хорошей разминке. В речевой разминке!

Ну и теперь уже опустите руки – но только те, кто регулярно делает такую разминку. М-да…

Мы ежедневно общаемся с миром с помощью важнейшего инструмента общения – голоса. И только единицы относятся к этому СУПЕР ИНСТРУМЕНТУ профессионально – отрабатывают интонации, тренируют артикуляцию. «Да ладно, ерунда, – скажете Вы. – зачем мне это? Я же не диктор новостей». А знаете, с какой степенью точности работают составные части речевого аппарата, когда мы говорим?

ДО ОДНОЙ СОТОЙ МИЛЛИМЕТРА.

Представляете – одна сотая миллиметра! Не всякий штангенциркуль такое измерит. Одна сотая в сторону, и нас уже не так услышали и неправильно поняли – с самыми разнообразными из этого последствиями. Мало ли в истории примеров рождения крупнейших неприятностей из-за ничтожных поводов?

Вспомните наших трех китов – 38% впечатления от выступления «делают» характеристики голоса. А если мы общаемся по телефону? Когда собеседник нас не видит, важность голосовых составляющих становится просто огромной, а цена ошибки – угрожающей.

Речевая разминка помогает быстро и легко сделать нашу речь более качественной – разборчивой и понятной, более интонированной, более громкой, если нужно.

Кроме того – разминка улучшает кровоснабжение головного мозга, то есть помогает нам более качественно и плодотворно думать. В этом смысле она действует даже лучше специальных таблеток (из семейства ноотропов), которые обычно рекомендуют принимать студентам перед экзаменами.

Ну и немаловажно, что эта разминка просто очень веселая – особенно, если выполнять ее с друзьями или с детьми (у них, кстати, скорее всего, будет лучше получаться – посоревнуйтесь ) – будет, чем полезным развлечь себя под пляжным зонтиком…

Поэтому я настоятельно рекомендую, дорогие мои читатели – изучите и выполняйте ежедневно эти простые и эффективные упражнения. Времени на такую гимнастику нужно совсем немного. Специального оборудования и фитнес-залов она тоже не требует, можно делать ее во время любых «мусорных» пауз, съедающих наше время зря – в очереди на кассу в магазине, по пути на стоянку за машиной, в общественном транспорте – большая часть упражнений снаружи практически незаметна. А если отвернуться в сторону или слегка прикрыть лицо рукой – смело можно делать весь комплекс, поверьте моему опыту езды в метро, на маршрутках и прочих автобусах)).

Так что, если Вы и приняли решение отложить серьезную работу над своими навыками эффективного общения до возвращения из отпуска – начните пока с самого простого. И это простое (а также веселое и приятное) называется

РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

Я предложу Вам несколько простых упражнений. Мы регулярно делаем их на тренингах – эффект потрясающий!

Исходное положение может быть любым, важно только постараться расслабить мышцы, не участвующие в работе. Итак, расслабились, встряхнулись – поехали!

1. «Зевота».

Любимое упражнение моих студентов – особенно в начале второго дня интенсивного формата)).

Отводим прямые руки вниз-назад, со вкусом потягиваемся, широко открываем рот, языком сильно давим изнутри на нижнюю челюсть, говорим «А-а» – фиксируем и держим 1 секунду.

Затем закрываем рот, тянем губы вперед, с силой сжимаем их в недовольную старческую розочку и мычим «М-м» – фиксируем и держим 1 секунду. 5-6 раз.

2. «Штопор».

Язык во рту поворачиваем вертикально – ставим его «на ребро» левое-правое поочередно. Челюсть чуть опущена, рот можно не открывать. 6 раз в каждую сторону.

3. «Складка».

Складывая язык пополам, кладем его кончик на середину языка поближе к основанию и, сильно прижимая, «протираем» кончиком середину, двигая его вперед к зубам. 5-6 раз.

4. «Круги».

Кончик языка помещаем между верхними зубами и верхней губой. Напряженным языком делаем под напряженными губами широкие энергичные круги по часовой стрелке 6 раз, затем в обратную сторону 6 раз

5. «Укол зонтиком».

Челюсть чуть опущена, напряженным языком давим изнутри на напряженную щеку – держать 1 сек. Затем на другую. По 6 раз в каждую сторону.

6. «Массаж».

Мягко, осторожно разминаем-покусываем зубами язык.

7. «Нажимы».

Сильно давим кончиком языка на передние сомкнутые зубы, словно пытаясь вытолкнуть их вперед – держать 1 сек. Расслабить – 1 сек. 5-6 раз.

8. «Кошечка».

С силой прижимаем язык всей плоскостью к нёбу – держать 1 сек. Затем с силой прижимаем вниз – держать 1 сек. – по 6 раз в каждом направлении.

9. «Кисточка».

Расширенным кончиком языка, с силой придавливая, словно кистью, «раскрашиваем» нёбо плавными медленными движениями от зубов к гортани и обратно. По 6 раз в каждом направлении.

10. «Трубочка».

Поднимем края языка, получившуюся трубочку высовываем вперед и с силой выдуваем через нее воздух. 5-6 раз.

11. «Поза Льва» – йоги знают)).

Вытаскиваем язык вперед-вниз и достаем кончиком языка подбородок. Чтобы лучше получалось, приподнимаем вперед-вверх корень языка. 5-6 раз.

Очень полезное упражнение при начале простуды и всяких охриплостей в горле – лучше всяких аптечных леденцов и шипучек. Также настоятельно рекомендуется использовать его вместо традиционных «прочисток горла» («кхм-кхм»), которые дерут горло, словно наждаком, и потому весьма вредны.

12. «Поза Тигра» – это я уже от себя добавил, в йоге не ищите))

Вытаскиваем язык вперед-вверх и достаем кончиком языка кончик носа. При затруднении можно помогать рукой)). 5-6 раз.

13. «Лошадка».

Здесь все очень просто – не открывая рот, с силой выдыхаем воздух, чтобы расслабленные губы фыркали, как у лошади. Упражнение расслабляет уставшие мышцы, можно его использовать в качестве отдыха в промежутках между другими упражнениями.

Количество упражнений регулируйте по самочувствию, можете выбрать для начала пять-шесть самых полюбившихся. Уже через семь-десять дней Вы легко одолеете весь комплекс – да еще с десятью-двенадцатью повторами вместо пяти-шести.

Как Вы заметили, друзья, упражнения 2-12 направлены, в основном, на разминку языка. Вторая часть этой замечательной гимнастики помогает хорошо подготовить к работе губы – мы разучим ее в следующий раз. А сейчас – пора практиковаться!

Итак – заканчиваем чтение и приступаем к практической отработке упражнений первой части речевой разминки!

Пробуйте упражнения, прислушивайтесь к ощущениям, тренируйтесь перед зеркалом. Возможно, Вам придут в голову какие-то новые упражнения – жду от Вас по этому поводу комментариев!

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов
Психолог, коуч, бизнес-тренер.
Руководитель и ведущий тренер школы ораторского мастерства "Верное слово"

Выступление на

на тему:

« Речевые разминки- средство обогащения речи школьников».

Шангареева Г.Р.

« Речевые разминки – средство обогащения речи школьников»

« Естественный усвоения языка- это развитие речи. Речь- канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».

Н.И. Жинкин.

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь, и проявляется так же в речевой деятельности. Логическая четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика- показатель его умственного развития.

Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, пополнение и активизация словарного запаса, постижение тайн письма и чтения.

В основе всех передовых систем обучения (развивающее обучение л.В. Занкова, Д.Ю. Эльконина и В.В. Давыдова, личностно- ориентированное обучение), разнообразных современных УМК (« Школа 2100», « Гармония», « Планета знаний» и др.) лежит общение, обучение в них носит коммуникативную направленность.

Психолог- лингвист Н.И.Жинкин писал: « Речь- это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».

Таким образом, перед учителем стоит серьезная и важная задача- научить детей пользоваться даром слова, раскрыть загадки, тайны и возможности родного языка.

Это обусловило создание системы специальных упражнений по обогащению и развитию речи младших школьников на уроках чтения- речевых разминок. Речевые разминки должны стать эффективным средством познания детьми русского языка.

Цель проведения речевых разминок- создание благоприятной развивающей речевой среды для младших школьников.

Задачи:

    Организовать систематическую работу по обогащению, уточнению и активизации словаря;

    Познакомить с некоторыми языковыми явлениями: антонимами, синонимами, омонимами, многозначными словами, фразеологизмами и др.;

    Совершенствовать общеучебные читательские умения и навыки (правильное произношение, навыки выразительности и беглости чтения, умение слышать и понимать учебную задачу и др.);

    Развивать лингвистическое мышление (мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию др.);

    Прививать любовь и уважительное отношение к родному слову, к культурному наследию предков;

    Воспитывать общую культуру учебного труда (учить пользоваться словарями и другими справочниками).

Для успешного решения поставленных задач при подготовке и проведении речевых разминок следует выполнить следующие методические рекомендации:

    Учитывать психолого-педагогические особенности класса, уровень предыдущей подготовленности учащихся;

    Тщательно отбирать языковой материал для проводимых упражнений;

    Упражнения должны быть направлены на пополнение активного словаря учащихся новой лексикой, на развитие общего кругозора детей;

    Соблюдать систематичность в проведении речевых разминок (5-8 минут учебного времени каждый день);

    Наращивать сложность заданий (от простой загадки к шараде, от слова к фразе, от пословицы к рассказу и т.д.);

    Расширить общий круг знаний детей, использовать в работе краеведческий материал;

    Использовать межпредметные связи;

    Знакомить с устаревшей и экспрессивной лексикой, которая встречается в художественных произведениях («молокосос», «тыкать в харю» и др.) и способах ее употребления в современном языке;

    Упражнения должны носить развивающий характер- развивать у детей мышление, связную речь, внимание, воображение и смекалку;

    Осуществлять в работе с одаренными детьми творческий подход, давая им задания исследовательского характера.

Предлагаю дидактический материал для речевых разминок к урокам литературного чтения (УМК « Гармония», учебник О.В. Кубасовой

« Любимые страницы») во 2 классе, которыми могут пользоваться педагоги, работающие и по другим учебным программам. Подобранные упражнения помогут учителям организовать работу по речевому развитию учащихся, а младшим школьникам- освоить богатство родного языка, любовь и бережное отношение языковому наследию нашего народа.

1-я часть учебника .

    « Прочитай правильно».

Цель: учить нормам орфоэпии. Задание: прочитать слово (группу слов), запомнить правильное произношение, составить со словом (словами) предложение (словосочетание).

Скворе чн я [ шн],голол е дица, ску чн о[шн] , сч астье [щ],се г одня[в], получа етс я [ца], шос се [сэ].

    « Подбери синоним(близкое по смыслу слово)»

Цель : учить объяснять значение слов, подбирая близкие по смыслу слова- синонимы.

Задание: учитель отбирает группу слов для работы на уроке. Ученики должны подобрать каждому слову замену – синоним.

Сиять (блестеть), угомониться (успокоиться), рушить (ломать),бойкий (шустрый),робкий (пугливый),Отечество (Родина) и т. д.

    Подбери антоним»

Вражда (мир), дело (безделье), бедняк (богач), любить (ненавидеть) и т.д.

    Устаревшая лексика, фразеологизмы(« Скажи по другому»)

Испокон веку (издавна), натрудил (сделал), дурман- трава (ядовитая), худо (плохо) и т.д.

    «Доскажи пословицу»

Жить – Родине… (служить); Один за всех и все… (за одного) и т.д.

Упражнения для развития мышц речевого аппарата.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА

(тренировка артикуляционного аппарата)

Учитель стоит напротив детей, произносит соответствующие слова, дети выполняют описанные действия. Ученики сначала смотрят, затем повторяют.

Погулять язык собрался: (открыть рот)

Он умылся, (кончиком языка быстро провести по верхним зубам)

Причесался, (несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся, (провести языкам по губам – “облизнуться”)

Вправо, влево повернулся, (повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез, (опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз - и в ротике исчез. (спрятать язык во рту)

Артикуляционная гимнастика (для формирования движения губ) можно перед индивидуальными зеркалами:

Лягушка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.

Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.

Потянули - перестали. И нисколько не устали.

Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.

Подражаю я слону.

Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Лягушка-слон. Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

Рыбка. Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.

Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.

И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...

Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

Язычок вперёд тяну, подойдёшь и уколю.

Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.

Язык иголочкой потом и потянем остриём.

Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.

Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.

Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.

Скатываются зубки с горочки.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения (“Видишь, язык уже научился быть широким”), подбодрить (“Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху”).

Пальчиковая зарядка.

Одновременно ведется работа по развитию мелкой моторики рук .

Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием в развитии ручной и речевой моторики. Речевые области мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук в процессе их движения. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и, вследствие этого – развитию моторной функции речи. Помимо специальных упражнений это могут быть настольные игры “Мозаика”, “Конструктор”, выполнение аппликаций, различные игры с пальчиками.

В период обучения грамоте включаются различные виды упражнений на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук, а так же различные массажи. Я предлагаю интересный массаж для пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Массаж пальцев.

Дети растирают каждый палец левой руки указательным и средним пальцами правой, сопровождая манипуляции словами:

Без пальто гулял глупышка,

И замерз он как ледышка.

Чтобы пальчик отогреть,

Будем мы его тереть.

Затем тоже самое проделывают с пальцами правой руки со словами:

Жил на свете Аладдин,

У него был в лампе джинн.

Чтоб позвать наружу джинна,

Трем мы лампу Аладдина.

Гимнастика для пальцев с использованием карандашей.

Дети перекатывают между двух ладоней два карандаша, сопровождая действия словами:

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Кинезиологические упражнения (на развитие межполушарного взаимодействия).

Работа над развитием речи на уроках литературного чтения.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Речь младших школьников не всегда красиво звучит. Многие дети говорят сквозь зубы, проглатывают окончания, спешат.

Работа над чётким произношением содержит целый ряд специальных упражнений: артикуляционная гимнастика, чистоговорки, скороговорки, ребусы и т.д.

Игры со словами являются важным средством развития речи учащихся во время всего обучения в школе.

Очень нравится детям работа со скороговорками. Они развивают у ребёнка фонематический слух.

Например, для отработки произношения звуков б - п. используют скороговорки:

Пилил Филипп полено из лип.

Притупил пилу Филипп.

Бобры храбры - идут в боры.

Белые бараны били в барабаны.

Бабкин боб расцвёл в дождь,

Будет бабке боб в борщ.

Кота Потап по лапе хлопал,

И от Потапа кот утопал.

Не менее интересными являются для ребят и чистоговорки. Звукосочетания могут быть взяты из литературных произведений или придуманы детьми, например: крур - крир - саморир-рики-брики-кальтаир. Одну и ту же чистоговорку можно произнести с разными целями. Так, произнося "Верблюд решил, что он жираф и ходит голову задрав",один ребёнок выразит удивление, а другой посмеётся.

Также чистоговорку можно проинсценировать: даётся текст чистоговорки и предлагается ребятам прочесть её от имени, например, сороки или змеи. Сорока будет говорить быстро, а змея выделять все звуки Ш.

На часок мы заш-ш-ш-шли

К черепаш-ш-ш-шке.

Черепаш-ш-ш-ш-шка подала

Чайник, чаш-ш-ш-ш-шки.

Ещё предлагаю ребятам прочесть текст, состоящий из звуков, чётко их, произнося и соблюдая их длительность, например:

Ж
Жжжж
Жжжжжжж
Жжжжжжжжжжжж
Бац!
Ж::..ж::
Жжжжж
Бац! Бац!

Жжж
Жжжжжж
Бац! Бум! Дзинь!

Жж
Жжжжжжжжжж
Топ!
Жжжжжж
Жжжж
Топ-топ!
Жжжжжжж
Жжжжжжжжжж
Топ-топ-топ!
Шлёп!
Шмяк.
И стало тихо.

После чего дети придумывают рассказ к этому тексту и заглавие, а потом сообщаю, что это рассказ о бегемоте, который гонялся за назойливой мухой в комнате, где много посуды. И сравниваем их рассказ с замыслом автора. Можно предложить придумать свой рассказ. Например:

Ррр
Ррррррр
Ррррррррррррр
Ой! ой! ой!

Рррр
Рррррррррррррррррррр
Топ! Топ! Топ!

И мы все вместе пытаемся узнать, что же произошло.

Очень важна на уроках литературного чтения речевая разминка в форме артикуляционной гимнастики, упражнений для дыхания и дикции \эти упражнения придуманы не мной, но кто их автор я, к сожалению не знаю, а хотелось бы сказать огромное спасибо, т.к. они очень помогают в работе:

    Проколотый мяч \имитируем нажатие на мяч и произносим звук с-с-с-с:.(воздух)\.

    Имитация колокольного звона \ бом, бам, бим..\.

    Больной зуб. \постанывание \.

    Пятачок. \на счёт раз - вытянуть губы вперёд, на счёт два - губы расплываются в улыбке, не показывая зубов \ .

    Изображение цоканья копыт.

    Остановить лошадь, произнося слово "тпрру".

    Чищу зубы. \кончиком языка почистить верхние и нижние зубы \ и т. д.

Обязательно надо работать над понятиями: аллитерация, метафора, сравнение, рифма, контраст, юмор, сатира, архаизмы, диалектизмы, омонимы, синонимы, антонимы.

На своих уроках я устраиваю " минутки поэзии", на которых ребята пробуют себя в роли поэтов. Даю детям начало от любых стихов и прошу придумать продолжение, это им очень нравится. К примеру:

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе живот.

Вот, что получилось у ребят:

Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот.
Мышки бегают кругом.
И хохочут над котом.
И несколько не боясь,
Залезают кошке в пасть
\Чикотина Валерия \

Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот.
Ой-ой-ой живот болит,
Нужен срочно Айболит.
\ Попова Анастасия\

Эти стихи собираются и "издаётся" сборник стихов \изготавливает сборник сам учитель, а вот иллюстрации выполняют дети \.

В наше время возможность применения на уроке компьютерных технологий открывает массу возможностей для того, чтобы заинтересовать детей, вызвать на разговор. Этому способствует применение презентаций с использованием репродукций, музыки, фотографий и т. д. .

Работа над развитием речи на уроках русского языка.

Основа связной речи - предложение. Не может быть работы на уроке русского языка без работы над предложением. Начинается она с самых первых дней пребывания ребёнка в школе и продолжается на протяжении.

    Прошу продолжить такие предложения:

Если бы я был цветком, я бы::

Если бы я был кошкой, я бы:.

Если бы я был книгой, я бы:.

    Рисую на доске голову человека и в её контур помещаю изображения солнца, гор, моря и прошу угадать, о чём я думаю. К следующему уроку каждый приносит свой контур головы, и мы по очереди угадываем мысли каждого

    Вывешиваю на доске рисунок с плачущим щенком и прошу ответить на вопрос: "Почему он плачет?"

    Записываю слова " мама" и "беда". После чего говорю детям, что хорошие слова притягивают хорошие слова, а плохие слова плохие и предлагаю создать две группы слов.

Мама

беда

Семья

слёзы

Счастье и т.д.

боль и т. д.

Темы для сочинений должны быть интересны, чтобы детям захотелось творить с помощью слов. Примерные темы сочинений:

    Объясни африканцу, что такое снег.

    Письмо сказочнику.

    Если бы я был волшебником:

    Что такое доброта?

    Что такое семья?

    Как я провёл зимние каникулы?

Особое место на уроке русского языка занимает словарная работа. Я считаю, что если ребёнок ушёл из школы домой, имея в словарном запасе пару новых слов, то уже день прошёл не зря. Поэтому на каждом уроке ведётся работа с этимологическим или же толковым словарём. Обогащение словаря способствует развитию речи.

Работа над развитием речи на уроках математики.

Хорошо развитая речь для каждого школьника - важнейшее средство познания, развития, самовоспитания. Ещё К. Д. Ушинский справедливо утверждал, что бедность словаря школьника порождает однообразие его речи и делает её нередко непонятной для слушателей, " он \ школьник \ не может заменить ни одного слова другим, не может переставить свободно двух слов, и язык его точно в цепях тех строчек, которые он заучил".

На уроках математики я также работаю над развитием речи. Дети знакомятся с математическими терминами, учатся строить правильные ответы к задачам. Особенно чётко прослеживается эта работа при решении задач стихотворного типа, познавательных задач, заданий на логическое мышление, \ где надо не просто назвать ответ, а построить цепь логических высказываний \, математических сказочных заданий, задач нестандартного типа. Нередко встречаются задания непосредственно связанные с литературой,

например:

Кому принадлежат стихи?

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Вы узнаете это, если решите пример. Его ответ будет соответствовать числу, записанному у фамилии поэта.

    Н.А. Некрасов - 45

    К.Д.Бальмонт - 60

    Ф.И.Тютчев -23

32-2х5+38=60

Стихи, естественно читаются и обсуждаются, хотя не так тщательно как на уроке литературы.

Особую роль играют уроки - тренинги. Тренинг - это урок активной мыслеречевой деятельности учащихся.

Детям раздаются карточки,на которых записаны математические задания с вариантами ответов. Дети выбирают ответ сначала самостоятельно, а потом в парах.

Задача 1

Самост. выбор

Выбор в паре

У Пьеро было 11 яблок, а у Буратино на 5 яблок меньше. Сколько яблок было у Буратино?

1)11+5=16(ябл.)
2)11-5=6(ябл.)
3)11-6+11=16(ябл.)