Всероссийская олимпиада школьников по биологии год. Задания для школьного этапа. Заключительный этап: проходные баллы

Школьный этап

Биология

9 КЛАСС

Уважаемый участник!

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырёх возможных. , которое можно набрать- 25 (по одному баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырёх возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов , которое вы можете набрать – 20 (по 2 за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите варианты ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов , которое можно набрать -15.

Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов , которое можно набрать – 11 . Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

Общая сумма – 71 балл

Желаем успеха!

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырёх возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 25 (по одному баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1.Какой организм является одноклеточным?

а) гидра

б) ламинария

в) хлорелла

г) шампиньон

2. Какая наука изучает возбудителей столбняка, туберкулёза?

а) бактериология

б) ботаника

в) вирусология

г) микология

3. Заражение человека финнами бычьего цепня может произойти при употреблении

а) воды из открытого водоёма

б) немытых овощей

в) плохо прожаренного мяса

г) пищи из плохо вымытой посуды, которой пользовался больной

4.Больные анемией (малокровием) употребляют железосодержащие препараты, так как железо способствует увеличению концентрации в крови

а) эритроцитов

б) лейкоцитов

в) тромбоцитов

г) глюкозы

5.Отличительный признак, впервые появившийся в процессе эволюции у хордовых животных, - это

а) нервная система

б) замкнутая кровеносная система

в) внутреннее оплодотворение

г) внутренний скелет

6.Что из перечисленного свидетельствует о происхождении человека от млекопитающих животных?

а) общественный образ жизни

б) развитое мышление

в) питание растительной и животной пищей

г) сходное строение всех систем органов, внутриутробное развитие

7.Симпатический отдел вегетативной нервной системы усиливает

а) волнообразные движения кишечника

б) желудочное сокоотделение

в) слюноотделение

г) сокращение сердца

8. Противостолбнячная сыворотка содержит

а) антигены возбудителей столбняка

Б) глобулины и интерфероны

в) готовые антитела к возбудителям столбняка

г) ослабленные и убитые возбудители столбняка

а) в почве

б) в злаках

в) на деревьях

г) на влажном хлебе

10.К двудольным растениям относят, как правило, те, у которых

а) стержневая корневая система и сетчатое жилкование листьев

б) мочковатая корневая система и параллельное жилкование листьев

в) одна семядоля в семени и сетчатое жилкование листьев

г) одна семядоля в семени и стержневая корневая система

11.К теплокровным животным относится

а) гавиал

б) кобра

в) пингвин

г) тунец

12. Нарушает работу иммунной системы человека вирус:

а) полиомиелита

б) оспы

в) гриппа

г) ВИЧ

13 . Какой рефлекс осуществляется без участия коры головного мозга?

а) езда на велосипеде

б) отдёргивание руки от горячего предмета

в) игра на компьютере

г) слюноотделение в ответ на приглашение к столу

14.Минерализация органических веществ в почве происходит с помощью

а) подземных органов растений

б) почвенных животных

в) почвенных микроорганизмов

15. Из чего образуется зародыш семени?

а) из спермия

б) из зиготы

в) из завязи

г) из семязачатка

16. Какой из перечисленных организмов, обитающих в лесу, является потребителем I порядка?

а) дятел

б) синица

в) клёст

г) филин

17.Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения экологии?

а) молекулярный

б) клеточный

в) организменный

г) популяционно-видовой

18. Какой орган является аналогичным руке человека?

а) задний плавник рыбы

б) крыло стрекозы

в) нога богомола

г) клешня омара

19. После прокаливания на огне кость стала хрупкой, так как

а) выгорели минеральные вещества, а остались органические

б) выгорели минеральные вещества, обеспечивающие рост костей

в) выгорели органические вещества, придающие костям эластичность

г) испарилась вода, придающая костям твёрдость

20. Структурно-функциональной единицей почек является

а) капиллярный клубочек

б) нейрон

в) нефрон

г) почечная капсула

21. Сколько видов животных в приведённом списке: уж обыкновенный, многоклеточные, саламандры, речной рак, птицы, амёба дизентерийная, грызуны, печёночный сосальщик, беспозвоночные, белая акула, осетровые?

а) 3

б) 5

в) 9

г) 11

22. Кожно-мускульная клетка гидры пресноводной содержит 32 хромосомы. Сколько хромосом содержит стрекательная клетка гидры пресноводной?

а) 32

б)64

в) 16

г)128

23.Приживлению чужих органов мешает специфичность

а) углеводов

б) липидов

в) белков

г) нуклеиновых кислот

24. Какую функцию не выполняет корень?

а) закрепления в почве

б) минерального питания

в) синтеза углеводов из неорганических веществ

г) запасания питательных веществ

25 . Как называется наследственное заболевание человека, выражающееся в нарушении свёртываемости крови?

а) дальтонизм

б) альбинизм

в) гемофилия

г) сахарный диабет

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырёх возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое вы можете набрать – 20 баллов (по 2 за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1.Какие органоиды образуют единую мембранную систему клетки?
I. митохондрии
II. эндоплазматическая сеть
III. пластиды

IV. комплекс Гольджи
V. рибосомы

VI. лизосомы


а) I, II, III;
б) I, II, IV;
в) II, IV, VI;
г) I, III, V.

2. Семенами размножаются

I. сосна

II. берёза

III. кукуруза

IV. папоротник мужской

V. плаун булавовидный

VI. кукушкин лён

а) II, IV, VI

б) I, III, V,

в) I, II, III

г) I, V, VI

3. У каких растений образуются видоизменённые подземные побеги
I. лук
II. морковь
III. картофель
IV. пырей
V. орхидея

VI. редис


а) I, IV, V;
б) I, III, IV;
в) II, IV, VI;
г) II, III, IV.

4. Для пресмыкающихся характерны следующие признаки
I. оплодотворение внутреннее
II. оплодотворение у большинства видов наружное
III. развитие непрямое
IV. размножение и развитие происходит на суше
V. Тонкая кожа, покрытая слизью

VI.яйца с большим запасом питательных веществ


а) II, IV, V;
б) I,IV,VI
в) III, V,VI
г) I,III, IV.

5 . Заболеваниями, связанными с нарушением деятельности щитовидной железы, являются

I. микседема
II. базедова болезнь
III. сахарный диабет
IV. бронзовая болезнь
V. гигантизм

VI. кретинизм

а) I, II, VI;
б) II, III, IV;
в) III, IV, V;
г) II, IV, V.

6. Оболочки глаза:

I. Роговица; а) I, III, IV;

II. Сетчатка; б) I, II, III;

III. Склера; в) I, II, IV;

IV. Катаракта; г) II, IV, V.

V. хрусталик.

7. Какова роль испарения воды в жизни растений?

I. защищает от перегрева

II. способствует двойному оплодотворению

III. увеличивает тургор клеток

IV. ускоряет процесс дыхания

V. обеспечивает всасывание воды корнями

VI. способствует передвижению веществ в растении

а) I, V, VI

б) III, IV, V

в) II, V, VI

г) I, II, IV

8. Чем характеризуется оплодотворение у покрытосеменных растений

I. происходит слияние ядер женской и мужской гамет

II. яйцеклетка окружается большим числом сперматозоидов

III. гаплоидное ядро спермия сливается с диплоидной центральной клеткой

IV. в процессе участвуют подвижные мужские гаметы

V. процесс может происходить вне организма

VI. процесс происходит в зародышевом мешке взрослого организма

а) I, II, III

б) I, IV, V

в) II,V,VI

г) I, III, VI

9. Что приводит к ожирению у человека?

I. преобладание процессов диссимиляции над ассимиляцией

II. гиперфункция щитовидной железы

III. преобладание процессов ассимиляции над диссимиляцией

IV. нарушение деятельности гипоталамуса

V. нарушение функции среднего мозга

VI. гипофункция щитовидной железы

а) I, II, III

б) III , IV, VI

в) II, III, V

г) I, II, V

10. К искривлению позвоночника или развитию плоскостопия может привести

I. активный образ жизни

II. слабое развитие мышц

III.постоянное ношение тяжестей в одной руке

IV. ношение в детстве обуви без каблука

V. стрессовая ситуация

VI. нарушение режима питания

а) I, IV, V

б) I, II, III;

в) I, II, IV;

г) II,III,IV.

Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите варианты ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать -15.

1.Плесневые грибы по способу питания относят к сапротрофам.

2.Вид - самая большая систематическая категория.

3.Для нормальной жизнедеятельности аэробных организмов необходимо наличие кислорода в среде

обитания.

4. Копчиковая кость, аппендикс – это атавизмы.

5.Отношения растения росянки и насекомого служат примером симбиоза.

6.Крокодил имеет четырехкамерное сердце.

7.Гуморальная регуляция осуществляется с помощью нервных импульсов.

8.Кость относится к соединительной ткани.

9.По артериям малого круга кровообращения течёт венозная кровь.

10.У большинства позвоночных животных в эмбриональном состоянии закладывается хорда, которая далее замещается хрящевым или костным скелетом.

11. В скелете человека неподвижно соединены между собой кости грудного отдела позвоночника.

12. У бабочки после стадии личинки образуются взрослые насекомые.

13.Начальное звено в цепях питания обычно составляют растения.

14.К гетеротрофным организмам относятся животные.

15.Плазматическая мембрана клетки участвует в пиноцитозе.

Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 11 баллов. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1. Установите соответствие между клетками и органоидами, которые в них находятся

(Мах- 6 баллов)

2. Установите соответствие между желудочком сердца и характеристиками вытекающей из него крови (Мах-5 баллов)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2016-2017 гг.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

Биология

7 КЛАСС

Уважаемый участник!

Задания части 1 укажите в матрице ответов.

Задание части II.

Задания части III

Задания части IV.

Общая сумма - 40 баллов

Время выполнения заданий– 120 мин.

Желаем успеха!

Задания части 1 . Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырёх возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Ризоиды – это:

A) Название растений

Б) Вид корня

B) Органоид клетки

Г) Ветвистые клетки, при помощи которых водоросли прикрепляются к субстрату

2. Как называются бактерии, имеющие форму шара?

А) Кокки

Б) Спириллы

В) Вибрионы

Г) Бациллы

3 Сфагнум, в отличие от кукушкиного льна:

A) Быстро всасывает и проводит воду

Б) Не имеет ризоидов

B) Размножается спорами

Г) Не имеет стебля и листьев

4. Вайями называют:

A) Сильно рассеченные листья папоротника

Б) Вид папоротника

B) Корень папоротника

Г) Подземные побеги.

A) Кукушкин лен и сосну

Б) Ель и хвощ

B) Пихту и лиственницу

Г) Можжевельник и плаун

6. К однолетним растениям относят:

А) Крапиву

Б) Картофель

В) Капусту

Г) Одуванчик

7. К двудольным растениям относят:

A) Фасоль и арбуз

Б) Пшеницу и горох

B) Яблоко и лук

Г) Пшеницу и кукурузу

8. Какие насекомые являются общественными?

А) Мухи

Б) Тараканы

В) Пчёлы

Г) Бабочки

9. К какому типу животных относятся морские огурцы?

А) Кишечнополостные

Б) Членистоногие

В) Моллюски

Г) Иглокожие

10. Придаточные корни:

A) Развиваются из корешка зародыша

Б) Отрастают от стебля

B) Развиваются на главном корне

Г) Отрастают от боковых корней

А) В прудах и озерах

Б) В морях и океанах

В) В кишечнике человека

Г) В крови человека и в организме комара.

12 Животные с лучевой симметрией тела

А) Активно передвигаются

Б) Чувствуют приближение опасности с любой стороны тела

В) Имеют обособленные передний и задний отделы тела

Г) Могут быть разделены на подобные половины одной плоскостью

13. Какой газ выделяют простейшие при дыхании?

А) Азот

Б) Кислород

В) Водород

Г) Углекислый газ

14 К низшим растениям относят:

A) Мхи

Б) Водоросли

B) Мхи и водоросли

Г) Папоротникообразные

15 Плодовое тело – это:

A) Шляпка гриба

Б) Грибница

B) Ножка и шляпка гриба

Г) Ножка гриба и мицелий

Задание части II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырёх возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать -10(по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Какие животные являются кишечнополостными?

I. Гидра А) I, II, IV

II Морское перо Б) I, II ,III

III. Планария В) II, IV, V

IV.Актиния Г) I, III, IV

V. Инфузория

2. Какие растения относятся к классу Однодольные?

I. Арахис А) III, IV, V

II.Ландыш Б) I, IV, V

III. Рожь В) I, II, IV

IV. Малина Г) II, III, V

V. Овёс

3. Какие растения имеют плод ягоду?

I.Виноград А) I, II, V

II. Слива Б) I, . III, IV

III. Смородина В) II. III, V

IV.Томат Г) I, IV, V

V. Абрикос

4. По каким признакам сливу, вишню и абрикос объединяют в одно семейство?

I. Плод – костянка А) I, II, V

II. В цветке много тычинок Б) II, III, V

III. Плод – стручок В) I, IV, V

IV. Соцветие – корзинка Г) II, IV, V

V. Околоцветник образован 5 свободными чашелистиками 5 свободными лепестками

5. Какие органы растений относятся к генеративным?

I. Цветок А) I, IV, V

II. Лист Б) I, II, III

III. Стебель В) II, III

IV. Корень Г) I, V

V. Семя

Задания части III . Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырёх возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать -10(по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1 . В клетке животных отсутствуют хлоропласты и оболочка из клетчатки

2. Малый прудовик является основным хозяином печеночного сосальщика.

3. Папоротники – высшие споровые растения

4. Животные с двусторонней симметрией тела активно передвигаются

5. Пиявки – круглые черви.

6. А. Левенгук впервые увидел одноклеточные организмы

7. Почка – зачаточный побег.

8. Размножение бывает половое и бесполое.

9.Растения объединяются в семейства по строению цветка и плода.

10.У двудольных число частей цветка кратно 3.

Задания части IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

Установите соответствие между животным и типом, к которому его относят.

Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2016-2017 гг.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

Биология

6 КЛАСС

Уважаемый участник!

Задания части 1 укажите в матрице ответов.

Задание части II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырёх возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать -10(по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

Задания части III

Задания части IV.

Общая сумма - 30 баллов

Время выполнения заданий– 120 мин.

Желаем успеха!

Задания части 1 . Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырёх возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. К трубчатым грибам относится:

А) сыроежка

Б) мухомор

В) груздь

Г) подосиновик

2. К телам живой природы относятся:

А) стакан, капля росы

Б) гвоздь, лист дерева

В) мячик, гриб

Г) цветок, жук.

3. Фотосинтез – это процесс:

А) поглощения кислорода

Б) образования органических веществ из неорганических

В) образования неорганических веществ из органических

Г) выделения углекислого газа

4. Экология – это

А) наука о взаимоотношениях организмов друг с другом и с окружающей средой Б) взаимоотношения организмов

В) часть природы, в которой обитают организмы

Г) состояние окружающей среды

5 Хромосомы находятся

А) в цитоплазме

Б) в пластидах

В) в вакуолях

Г) в ядре

6. Главной особенностью почвенной среды является

А) повышенное содержание кислорода и пониженное содержание углекислого газа, а так же малые колебания температуры

Б) повышенное содержание кислорода и углекислого газа, а так же малые колебания температуры

В) пониженное содержание кислорода и повышенное содержание углекислого газа, а также малое колебание температуры

Г) пониженное содержание кислорода и углекислого газа, значительное колебание температуры

7.Метод изучения природных объектов с помощью органов чувств

А) эксперимент

Б) наблюдение

В) измерение

Г) описание

8. К цветковым растениям относятся :

А) водоросль

Б) мох

В) сосна

Г) шиповник.

9. Какой из примеров относят к экологическим фактора живой природы

А) поедание тли божьими коровками

Б) весенний разлив реки

В) сезонное пересыхание водоёма

Г) поглощение растениями минеральных удобрений

10. Резервуар, содержащий клеточный сок, носит название

А) вакуоль

Б) цитоплазма

В) ядро

Г) хромосома

Задание части II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырёх возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать -10(по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Грибница отдаёт корням деревьев

I. Воду A) I, II

II. Минеральные вещества Б) III, IV

III.Органические вещества В) III

IV. Витамины Г) I, IV

2. Факторы неживой природы

I.Свет А) I, III, IV

II.Симбиоз Б) II, III, V

IV.Температура Г) II, III

V. Скорость ветра

3. Какие организмы обитают в пустыне?

I. Саксаул А) I, II, IV

II. Тушканчик Б) I, III, IV

III. Осина В) I, IV, V

IV. Верблюд Г) I, IV

V. Опёнок

4. Какие организмы относятся к царству растений?

I. Хлорелла А) I, II, IV

II. Стрептококк Б) II, IV, V

III. Росянка В) I, III, IV

IV. Мукор Г) I, III, V

V.Эвкалипт

5. Какие организмы обитают в почве?

I. Касатка А) II, III, IV

II. Слепыш Б) III, IV, V

III. Дождевой червь В) I, III, V

IV. Личинка майского жука Г) II, III, V

V. Пиявка

Задания части III . Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать -5 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1.Простейший увеличительный прибор – световой микроскоп.

2. Хлоропласты имеют зелёную окраску.

3 Сфагнум произрастает в засушливых местах

4. Папоротниковидные, хвощевидные, и плауновидные растения относятся к высшим споровым растениям

5. Фенология изучает сезонные периодические явления в жизни растений и животных.

Задания части IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 5.

Установите соответствие между организмом и средой обитания

Организм

Среда обитания

А) вошь

1 водная

Б) кит

2.почвенная

В) кобра

3. наземно-воздушная

Г) крот

4. тела живых организмов

Д) дятел


Задания для школьного этапа

всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2016/2017 учебном году

11 класс

Часть I . Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 35 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Изменения структуры и числа хромосом изучают с помощью метода:

а) центрифугирования; б) гибридологического; в) цитогенетического; г) биохимического.

2.Из приведенных формулировок укажите положение клеточной теории:

а) оплодотворение – это процесс слияния мужской и женской гамет; б) онтогенезт повторяет историю развития своего вида; в)дочерние клетки образуются в результате деления материнской; г) половые клетки образуются в процессе мейоза.

3.Среди растений исключительно на суше встречаются:

б) красные водоросли; г) покрытосеменные

4.Конечным продуктом фотосинтеза у зеленых растений является вещество:

а)крахмал; б) хлорофилл; в) углекислый газ; г) вода.

5.Основу слоевища лишайника составляют клетки:

а) цианобактерий; в) многоклеточной водоросли; б)гриба; г) одноклеточной водоросли.

6.Крылья у насекомых находятся на спинной стороне:

а) груди и брюшка; в) головогруди и брюшка; б) груди; г) головогруди.

7.Среди перечисленных брюхоногих моллюсков не имеет раковины:

а) лужанка; в) голый слизень; б) прудовик; г) виноградная улитка.

8.К отряду чешуйчатых относится

а) плащеносная ящерица в) древесная игуана б) гадюка обыкновенная г) все перечисленные

9.К основным методам физиологии человека как науки следует отнести:

а) препарирование с применением хирургических инструментов;

б) исследования с применением микроскопической техники (микроскопирование);

в) наблюдение и эксперимент;

г) ультразвуковые исследования (УЗИ) и электрокардиографию (ЭКГ).

10.Эритроциты вырабатываются в:

а) красном костном мозге;

б) печени;

в) селезенке;

г) лимфатических узлах.

11.Люди, обладающие группой крови IV:

а) являются при ее переливании универсальными донорами;

б) являются при ее переливании универсальными реципиентами;

в) являются при ее переливании универсальными донорами и реципиентами;

г) не могут предоставлять кровь для переливания.

12.При малокровии ткани тела человека испытывают недостаток:

а) кислорода;

б) питательных веществ;

в) воды и минеральных солей;

г) всех названных веществ.

13.Наука, изучающая клетку: а)гистология; в) цитология; б)морфология; г) эмбриология.

14. Хранителем наследственности в клетке являются молекулы ДНК, так как в них закодирована информация о:

а) первичной структуре молекул белка; б) составе молекулы АТФ; в) строении триплета; г) строении аминокислот.

15. В митохондриях в отличие от рибосом осуществляется:

а) транспорт белка в) энергетический обмен; б) синтез белка; г) транскрипция иРНК.

16. В ходе индивидуального развития животного многоклеточный организм развивается из зиготы путем:

а) гаметогенеза; б) филогенеза; в) мейоза; г) митоза.

17. Каковы генотипы родителей при дигибридном анализирующем скрещивании?

а) ААВВ х ВbВb; б) АаВb х ааbb; в) ААВВ х ААВВ; г) Вb х Аа.

18. У организмов с одинаковым генотипом под влиянием условий среды возникает изменчивость:

а) комбинативная; б) генотипическая; в) наследственная; г) модификационная.

19. Чистая линия растений - это потомство:

а) гетерозисных форм; б) одной самоопыляющейся особи;

в) межсортового гибрида; г) двух гетерозиготных особей.

20. Для производства лекарственных препаратов выращивают гриб:

а) мукор; б) трутовик; в) спорынью; г) пеницилл.

21. Зародыш с запасом питательных веществ входит в состав:

а) споры; б) семени; в) почки; г) заростка.

22. Микроэволюция приводит к изменению:

а) родов; б) видов; в) семейств; г) отрядов.

23. Резкое возрастание численности особей в популяции, при котором возникает недостаток ресурсов, приводит к:

а) обострению борьбы за существование; б) пищевой специализации; в) биологическому прогрессу; г) появлению комбинативной изменчивости

24. Какой тип покровительственной окраски называют мимикрией?

а) окраску, расчленяющую тело; б) яркую окраску, сигнализирующую о ядовитости и несъедобности организма; в) подражание менее защищенных организмов одного вида более защищенным организмам другого вида; г) приспособление, при котором форма тела и окраска животных сливаются с окружающими предметами.

25. Пресмыкающиеся произошли от:

а) кистеперых рыб; в) ихтиозавров; б) стегоцефалов; г) археоптериксов.

26. Социальная природа человека проявляется в:

а) создании письменности; б) формировании пятипалых конечностей; в) наличии коры больших полушарий; г) образовании условных рефлексов.

27. Основной ограничивающий фактор для растений в степной зоне:

а) высокая температура; б) недостаток влаги; в) отсутствие перегноя; г) ультрафиолетовые лучи.

28. В экосистеме озера к консументам относят:

а) водоросли и цветковые растения; б) бактерий-сапротрофов; в) рыб и земноводных; г) микроскопических грибов.

29. В круговороте веществ используется солнечная энергия, которая включается в этот процесс:

а) растениями; б) животными; в) плесневыми грибами; г) клубеньковыми бактериями.

30. Агроценозы в отличие от естественных биоценозов:

а) не участвуют в круговороте веществ; б) существуют за счет микроорганизмов; в) состоят из большого числа видов растений и животных; г) не могут существовать без участия человека.

31. Углекислый газ поступает в атмосферу в результате:

а) фотосинтеза; б) восстановления минералов; в) дыхания; г) грозовых разрядов в атмосфере.

32. Причина сокращения видового разнообразия растений в современную эпоху:

а) небольшая продолжительность их жизни; б) сезонные изменения в жизни растений; в) их гибель от насекомых-вредителей; г) изменение человеком их среды обитания.

33. Белок состоит из 300 аминокислот. Сколько нуклеотидов в гене, который служит матрицей для синтеза этого белка?

а) 300; б) 600; в) 900; г)1500.

34. Грибы длительное время считали растениями, так как они:

а) имеют сходное клеточное строение с растениями; б) неподвижны, растут в течение всей жизни; в) относятся к группе гетеротрофных организмов; г) имеют сходный процесс обмена веществ.

35. По каким признакам можно узнать анафазу митоза?

а) беспорядочному расположению спирализованных хромосом в цитоплазме; б) выстраиванию хромосом в экваториальной плоскости клетки; в) расхождению дочерних хроматид к противоположным полюсам клетки; г) деспирализации хромосом и образованию ядерных оболочек вокруг двух ядер.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

        В составе жилки листа можно обнаружить:

        1. ситовидные трубки с клетками спутницами.

        2. склеренхиму.

4)уголковую колленхиму.

5)паренхиму

          а) 1,3,4; б) 1, 2, 4, 5; в) 1, 2, 3, 5; г) 1, 2, 3, 4, 5.

        Яркая черно-желтая полосатая окраска является предупреждающей у:

        1. колорадского жука.

          суматранского барбуса.

        2. мухи журчалки.

а) 1, 3, 4; б)1, 5; в)2,3,5; г) 2, 4.

        На лапках у комнатной мухи находятся органы чувств:

        1. обоняния.

          осязания.

5)слуха,а) 2, 4,5; б)1, 3, 4; в)3,5; г)3, 4.

        Органы боковой линии у рыб служат для:

        1. определения направления и скорости течения.

          определения химического состава воды.

          обнаружения приближения хищника или добычи.

          обнаружения подводных препятствий.

          ориентировки в пространстве по линиям магнитного поля.

а) 1, 4, 5; б)1, 3, 4; в)2, 4,5; г) 2, 3,4.

        В экологии рассматриваются пирамиды:

        1. биомассы.

          видового состава.

        2. трофических связей.

а) 2, 4,5; б)1, 2, 4; в)1, 4, 5; г) 1, 2, 5.

        Относится (-ятся) к идиоадаптациям:

        1. мимикрия.

          покровительственная окраска.

          предостерегающая окраска.

          половой диморфизм.

а) 1, 2, 3; б) 1, 3, 4; в)2,3,5; г)3,4, 5.

        Для анафазы митоза не характерно:

        1. образование «экваториальной пластинки».

          начало перемещения хромосом к полюсам.

          формирование веретена деления.

          появление ядрышек.

          образование «дочерних звезд»,

а) 3, 5; б)2,5; в)1, 2, 5; г)1, 3, 4.

8. Кроссинговер обычно происходит в мейозе при конъюгации у:

            мужчин и женщин в любой из 22 пар аутосом.

            женщин в паре половых хромосом.

            мужчин в паре половых хромосом.

            кур паре половых хромосом.

            петухов паре половых хромосом,

а) 1, 2, 4; б)1, 2, 5; в) 1, 3, 4; г) 2, 3,4, 5.

9. Вирусы, в отличие от прокариот:

а) 1,3,4; б) 1,2,5; в) 2,5,6 г) 2,3,6

10. Биологическое значение мейоза заключается в:

1) поддержании постоянства числа хромосом вида; 2) обеспечении процесса роста, развития организмов; 3) увеличении изменчивости благодаря случайному расхождению хромосом в анафазе I и кроссинговеру, 4) повышении организации живых существ; 5) образовании мужских и женских половых клеток; 6) обеспечении регенерации и бесполого размножения

а) 1,3,5; б) 1,2,5; в) 1,2,3 г) 3,4,5

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

              У водных растений устьица расположены на нижней стороне листа.

              В хлоропластах растительных клеток на свету откладывается первичный крахмал.

              Стебли многолетних растений всегда могут выполнять фотосинтезирующую функцию.

              Колючки боярышника являются видоизмененными побегами.

              Бесполое размножение хламидомонады происходит при наступлении неблагоприятных условий.

              Нервная система медузы устроена сложнее, чем у полипов.

              Основная масса мышц у птиц располагается на брюшной стороне.

              К группе кожных желёз млекопитающих относятся потовые, сальные и молочные.

              При сильном похолодании некоторые птицы могут впадать в спячку.

              Парасимпатическая нервная система увеличивает секрецию слюны, симпатическая - останавливает.

              Червеобразный отросток (аппендикс) не имеет полости.

              В норме слюны у человека выделяется меньше, чем желудочного сока.

              Во время отдыха количество сахара в крови уменьшается.

              На больших глубинах в Мировом океане могут существовать только детритные цепи питания.

              Популяционные волны связаны только с колебаниями численности и не оказывают влияния на генофонд.

              Единственная функция клеточной мембраны - поддержание постоянной формы клетки.

              Цитоплазма обеспечивает взаимосвязь всех частей клетки.

              Пиноцитоз характерен только для животных клеток.

              Качественный и количественных состав органоидов клетки зависит от выполняемых ею функций.

              Наиболее вероятно, что эволюция покровов у беспозвоночных шла в направлении развития мерцательного эпителия в плоский эпителий.

Часть 4 . Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 12,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1. [мах. 2,5 балла] Соотнесите половые клетки человека -Б) с их характеристиками (1-5):

Характеристики клетки Половые клетки

                  В строении клетки различают головку, шейку и хвост. А. Сперматозоид

                  Обладают относительно крупными размерами по

сравнению с половыми клетками, принадлежащими

противоположному полу. Б. Яйцеклетка

                  Клетка способна к активному передвижению.

                  Клетка имеет несколько оболочек, располагающихся

поверх цитоплазматической мембраны.

                  Из одной клетки-предшественницы их образуется четыре.

Характеристики клетки

Половые клетки

2.Установите соответствие между перечисленными группами

организмов (1-5) и их ролью в цепях питания -В).

Организмы: Трофические уровни:

2.Зеленые растения Б.Редуценты.

3.Травоядные животные. В. Продуценты.

                    4.Хищные животные.

                    5.Плесневые грибы.

Характеристики

Группы организмов

3.Соотнесите вещество (А-Д) и биологический материал, из которого оно может быть получено (1-5).

Биологический материал: Вещество:

    Крахмал Б. Сахароза

    Целлюлоза Г. Хитин

Д. Гликоген


1.Клеточная стенка грибов

2.Печень животных

3.Клеточный сок растений

4.Сердцевина стебля растений

5.Хлопковое волокно

Биологический материал

Вещество

4.Соотнесите органические вещества (А-Д) и функции, выполняемые ими в клетке и/или организме (1-5).

Вещества:

    ДНК Б. Белки

Г. Липиды Д.Углеводы

Функции:

      Ускоряют химические реакции в клетке, являются биологическими катализаторами.

      Входят в состав клеточных мембран, образуя двойной слой гидрофобных молекул.

      Являются основным компонентом клеточной стенки клетки растений.

      Выполняет функцию аккумулятора энергии в клетке.

      Заключает в себе генетическую информацию об организме.

Вещество

5.Соотнесите систематические группы растений -Б) с их признаками (1-5).


Признаки: Систематическая группа:

1.Гаметофит раздельнополый. А. Покрытосеменные

2.Гаметофит обоеполый, на нем развиваются Б. Папоротниковидны

и мужские и женские гаметы.

3.Гаметофит представлен заростком

4.Для оплодотворения необходима водная среда.

5.Для оплодотворения не нужна водная среда.


Признаки

Систематическая группа

Задание 2.

20 баллов]

Бланк ответов

Задание 1.


Задание 3.

прав. "ДА"

неправ "нет"

прав. "ДА"

неправ "НЕТ"

1.

5. [мах. 2,5 балла]

Признаки

Систематическая группа

3.

Биологический мат-л

Вещество

4.

Вещество

Задание 4.

2.

Характеристики

Группы организмов

Задание 2.

20 баллов]

Ответы 11 класс

Задание 3.

прав. "ДА"

неправ "нет"

прав. "ДА"

неправ "НЕТ"

Задание 1 (35 баллов)

4.

Вещество

5. [мах. 2,5 балла]

Признаки

Систематическая группа

Задание 4.

1.

3.

Биологический мат-л

Вещество

2.

Характеристики

Группы организмов

Ответы. 10 класс

Задание 2.

20 баллов]

Задание 3.

прав. "ДА"

неправ "нет"

Задание 1 (30 баллов)

Задание 4.



30.10.2016

Дорогие друзья,

В 2016-2017 гг. Московская олимпиада школьников по биологии для 5-8 классов будет проходить по следующему расписанию:

Правила проведения

Московской олимпиады школьников по биологии

2016-2017 гг.

Общие положения

С 2013 г. Биологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова принимает участие в проведении Московской олимпиады школьников по биологии 5-8 классов . Московская олимпиада школьников (МОШ) по биологии для учащихся 5-8 классов проходит в 2 тура.

I тур - отборочный интернет-тур. Является открытым туром и проводится в онлайн-режиме для учащихся 5-8 классов с 17 по 18 декабря 2016 г. (время московское).

Задания интернет-тура составляются методической комиссией олимпиады. Критерии оценки разрабатываются и устанавливаются жюри олимпиады. Для каждого класса будут свои задания. При создании заданий авторы ориентируются на школьную программу соответствующих классов. Однако в силу того, что понятие олимпиады подразумевает несколько больший кругозор у участника, чем рамки школьной программы, то вопросы могут включать и отдельные элементы, требующие самостоятельного освоения материала и некоторой доли любознательности.

Оргкомитет проводит интернет-тур на базе ГБОУ Центра педагогического мастерства и Московского центра непрерывного математического образования. Информационное сопровождение всех этапов олимпиады будет происходить на сайте олимпиады http://сайт и на сайте биологического факультета http://www.bio.msu.ru (раздел: Школьникам и учителямШкольникамОлимпиады).

II тур - очный, на который допускаются победители отборочного тура, будет проводиться 5 февраля 2017 г. в 11:00 на биологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова. Очный тур состоит из письменных ответов на вопросы и длится 3 астрономических часа. На закрытии МОШ по биологии победителям и призерам олимпиады вручаются дипломы.

Обратите внимание, что в этом году впервые только для участников из 5 классов запланирован также практический этап II тура, который будет проходить 12 февраля 2017 г. на базе Ботанического сада МГУ.

Место проведения очного тура: биологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова.

Адрес : 119234, Россия, Москва, Воробьевы горы, д. 1, корп. 12, Биологический факультет МГУ.

Проезд : Проезд до станции метро "Университет", выход из предпоследнего вагона из центра. Перейти по пешеходному переходу на противоположную сторону Ломоносовского проспекта. Далее автобусами 1, 113, 661, 130, 103, 187, 260, 67 или троллейбусом 34 до остановки "Менделеевская улица" (3 остановка). Затем 5 мин. пешком до Биологического факультета МГУ.

Правила проведения дистанционного отборочного интернет-тура

Регистрация на дистанционный интернет-тур МОШ по биологии для учащихся 5-8 классов открывается 1 декабря 2016 г. в 10:00
и будет открыта до 17:00 18 декабря 2016 г. (время московское). Принять участие в дистанционном туре могут все желающие, учащиеся 5-8 классов, независимо от места обучения и места проживания. Участие в дистанционном туре открытое и бесплатное.

Задания дистанционного тура будут доступны зарегистрированным пользователям с 10:00 17 декабря 2016 г. до 22:00 18 декабря 2016 г. (время московское). На выполнение заданий отводится 5 астрономических часов с момента начала их выполнения в любой из указанных дней в онлайн-режиме.

Для участия в дистанционном туре необходимо:

1) Зарегистрироваться в Единой системе регистрации на сайте http://reg.olimpiada.ru/

2) Во время проведения тура под зарегистрированным логином зайти в личный кабинет в Единой системе регистрации и приступить к выполнению заданий дистанционного тура.

3) Выполнить предложенные задания, записать полученные ответы к заданиям на сайте (задания можно выполнять в любом порядке; переключаться между заданиями можно, «кликая» на номер задания; чтобы изменить ранее введенный ответ, нужно открыть задание, «кликнув» по его номеру, и отредактировать ответ; для того чтобы просто удалить ранее введенный ответ, нужно нажать кнопку «Отмена» в этом задании).

4) Завершить выполнение работы для отправки внесенных ответов на сайт.
Обратите внимание, что после завершения работы внести изменения в ответы будет нельзя!

5) Завершить работу можно несколькими способами:

По окончании времени, отведенного на выполнение заданий, работа завершается автоматически

После того, как введен ответ в последней задаче, вам будет автоматически предложено завершить работу — можно отказаться (выбрав «Нет») или подтвердить (выбрав «Да!»)

Итоги отборочного тура будут подведены до проведения очного тура. Победители отборочного тура получат право участвовать в очном туре МОШ по биологии.

Уточнения к правилам олимпиады

Основываясь на вопросах, которые звучат в Ваших письмах, обозначим некоторые важные моменты в процедуре проведения олимпиады:

  1. Информация о проведении заочного и очного туров размещается на сайте олимпиады по биологии и на сайте биологического факультета МГУ http://www.bio.msu.ru/doc/index.php?ID=452 . Другие адреса не имеют отношения к информационному сопровождению нашей олимпиады.
  1. Обратите внимание, что регистрация на сайте http://reg.olimpiada.ru нужна не только для участия в заочном туре. Та же регистрация пригодится Вам для того, чтобы позднее просмотреть набранные баллы и свои ответы по каждому заданию. Пожалуйста, после первой регистрации запишите на бумаге и сохраните на компьютере свои логин и пароль. Не теряйте их - они Вам ещё понадобятся! Просьба к родителям помочь своим детям, в особенности учащимся 5 классов, при первой регистрации на сайте. При регистрации Вам понадобится указать адрес электронной почты, на который может быть выслан Ваш пароль в случае, если Вы его вдруг забудете.
  1. Пожалуйста, не отмечайте при регистрации в графе «Являетесь ли победителем или призёром прошлого года» значение «Да», если Вы не является Победителем или Призёром очного тура прошлого года. Оргкомитет проверяет участников по спискам победителей очного этапа прошлого года.
  1. Участники, утерявшие свой логин и пароль от Личного кабинета, могут запросить восстановление логина, зарегистрированного на конкретный адрес электронной почты на странице: http://reg.olimpiada.ru/login/remind-login (на электронную почту, указанную Вами при регистрации, придёт письмо с паролем для входа в Личный кабинет). В случае возникновения проблем с доступом к личному кабинету участники могут обращаться в службу технической поддержки: [email protected]
  1. При выполнении заданий заочного тура, пожалуйста, внимательно читайте текст заданий. В нём чётко указано, в какой последовательности нужно давать ответы на задание. При автоматической компьютерной проверке заданий заочного тура очень важным является последовательность вводимых Вами букв и цифр. Если Вы нарушаете эту последовательность, указанную в задании, Вы автоматически получаете 0 баллов за ответ. Пожалуйста, будьте внимательнее! Успех в жизни связан не только с хорошей эрудицией, но и во многом с развитием внимания.
  1. По результатам заочного этапа в Личном кабинете вывешивается статус либо Победитель, либо Участник. Статуса Призёра на этом этапе не существует. Все победители автоматически проходят на очный тур.
  1. Свои баллы и статус (Победитель, Призёр 2 или 3 степени, Участник) по результатам заочного и очного этапа можно посмотреть в Личном кабинете, который Вы создавали для прохождения дистанционного этапа, на сайте http://reg.olimpiada.ru
  1. Если участник зарегистрировался и выполнил задания под одним именем, а потом зарегистрировался ещё раз под другим именем и повторно выполнил задания (например, чтобы набрать более высокий балл), то повторное прохождение тура не засчитывается. Такие действия расцениваются Оргкомитетом как жульничество, а недобросовестный участник может быть снят с конкурса. Баллы засчитываются только за первое (однократное) прохождение заочного этапа!
  1. Если на сайте олимпиады объявлено, что результаты участников выложены в Личном кабинете, но в Вашем Личном кабинете до сих пор не видны баллы и статус, с большой вероятностью это означает, что Вы скорее всего регистрировались на сайте дважды (например, до заочного этапа, а потом ещё раз во время его выполнения). Выполняли Вы задание под одним профилем (с одним паролем), а результаты пытаетесь посмотреть во втором "пустом" профиле (с другим паролем). Вспомните второй пароль или обратитесь в службу технической поддержки: [email protected] . Имейте в виду, что регистрироваться на сайте http://reg.olimpiada.ru нужно только один раз.
  1. В очном туре принимают участие Победители заочного этапа (имеющие статус Победитель в Личном кабинете).
  1. Согласно приказу Министерства образования «Победители и призёры олимпиады предыдущего учебного года, …, к участию в олимпиаде допускаются минуя её отборочный(е) этап(ы)». Поэтому Победители и Призёры очного тура прошлого года (2016 г.) имеют право участвовать в очном туре этого года, минуя заочный этап. Однако, если Победитель или Призёр прошлого года всё-таки участвует в заочном этапе, но не набирает проходной балл, он не может проходить далее на очный тур. Акцентируем внимание, что допуск на очный тур такого школьника был бы несправедливым шагом по отношению к тем участникам, которые набрали необходимый балл. Таким образом, у Победителей и Призёров очного тура прошлого года есть два варианта: либо участвовать наравне со всеми в заочном туре по общим правилам, либо не проходить совсем заочный этап, а прийти только на очный тур. Оба варианта участия законодательно допустимы, однако Оргкомитет хотел бы обратить внимание учителей и родителей, что второй вариант (участие, минуя заочный этап) является самообманом для участника. Во-первых, задания заочного тура близки к уровню вопросов очного этапа и являются тренировкой участников и проверкой их готовности. Независимо от результата эти задания интересны и полезны школьнику для саморазвития, если он действительно заинтересован в предмете. Было бы неразумно ограничивать себя в такой тренировке. Во-вторых, задания каждого следующего класса сильно отличаются по сложности от предыдущего (добавляются совсем новые области знаний - ботаника, зоология, физиология). Поэтому победитель в 5 классе прошлого года в области природоведения может вовсе не разбираться в заданиях 6 класса по ботанике, которые по отзывам весьма не простые и требуют реальных знаний. Не стоит себя обманывать, что лавры прошлого года применимы в этому году. Нужно интенсивно работать и тренироваться, в том числе участвуя в заочном этапе. В-третьих, статистика предыдущих лет показывает, что эффективность выполнения заданий на очном туре победителями прошлого года не превышает таковую у участников-новичков. Таким образом, Оргкомитет настоятельно рекомендует победителям прошлого года не расслабляться, постоянно тренироваться и участвовать наравне со всеми в заочном туре. Только такой вариант является действительно спортивным подходом к Олимпиаде.
  1. Обратите внимание, что Похвальная грамота прошлого года, к сожалению, не даёт права участвовать в очном туре, минуя заочный.
  1. Победители других олимпиад по биологии не имеют права участвовать в очном туре, минуя заочный этап.
  1. Победители и Призёры очного тура прошлого года, не проходившие заочный этап этого года, для участия в очном туре также должны зарегистрироваться в Личных кабинетах (http: //reg.olimpiada.ru) на участие в текущей олимпиаде по биологии. Только в этом случае они смогут увидеть свои баллы по очному туру в Личном кабинете.
  1. В прошлом году, к сожалению, на очном этапе участились случаи обмана членов оргкомитета во время регистрации участниками, которые не прошли заочный тур и не являлись победителями/призёрами очного тура прошлого года. На регистрации такие участники утверждали, что в Личном кабинете у них стоит статус Победитель, что являлось неправдой. Обращаем внимание на то, что мы сверяем списки участников заочного и очного этапов, а также списки победителей/призёров прошлого года. Недобросовестные участники, а таких в прошлом году было около 10 человек, в любом случае не попадут в категорию награждённых. В Личных кабинетах у них будет стоять статус «Вне конкурса». Надеемся, что в следующем году недобросовестных участников будет меньше.
  1. Напоминаем, что МОШ по биологии не входит в Утверждённый перечень олимпиад, поэтому на сайте Российского совета олимпиад не может быть упоминания о наших дипломах. Олимпиада не даёт каких-либо привилегий при поступлении в ВУЗы. Она нацелена исключительно на развитие интереса школьников к биологии и к познанию окружающего мира. По этой причине на очном этапе мы даём ребятам задания для развёрнутого ответа, а не только тестовые вопросы. Некоторые из заданий близки к тем, которые ребята могут в будущем встретить на олимпиадах «Ломоносов» и «Покори Воробьёвы горы», проводимых МГУ.
  1. Дипломы победителей и призёров, а также похвальные грамоты вместе с призами вручаются на официальной процедуре награждения. Заранее оргкомитет не предоставляет никаких дипломов или электронных образцов. За прохождение дистанционного (отборочного) этапа отдельных грамот не предусматривается.
  1. Обращаем внимание, что дистанционный тур олимпиады является открытым. В нём могут принять участие школьники не только из Москвы, но также из других регионов России и сопредельных стран. Несмотря на то, что Оргкомитет олимпиады в настоящий момент не может обеспечить проезд и поселение в Москве участников из регионов, все победители дистанционого этапа приглашаются на очный тур. Так, по результатам прошедшей олимпиады в число победителей и призёров заключительного этапа вошли школьники из Тулы, Ярославля и Вологды, а в дистанционном этапе принимали участие ребята из 28 регионов, а также из Казахстана и Приднестровской Молдавской Республики.

Желаем успехов!

Оргкомитет олимпиады

выезд в Ставрополь

Собрание для участников сборной и их родителей перед выездом в Ставрополь состоится в понедельник 15 апреля в 18.00 в Центре Олимпиад СПб (Пл.Островского д.2б, 2 этаж ).

- участники получат форму;
- прослушают технику безопасности;
- ознакомятся с программой выезда.

На собрание обязательно нужно принести:
1. копии паспорта участника (2-5 стр.) - 2 шт.
2. копия полиса обязательного медицинского страхования - 1 шт.
3. заявление родителей (законных представителей) на сбор, хранение, использование, распространение (передачу) и публикацию персональных данных своих несовершеннолетних детей - 1 шт (см. прикрепленный файл)
4. медицинскую справку с отметкой врача о до-пуске к участию в Олимпиаде (указать информацию о детях, имеющих ал-лергию на медикаменты, продукты питания и др.; требующих особых усло-вий для приема пищи и лекарств, проживания, участия в Олимпиаде и.т.д.) (оригинал и 2 копии)
6. справку из образовательной организации с фотографией и печатью (что участник учится в данной школе) - 1 шт.
7. копии страниц устава образовательной организации (титуль-ный лист и страница с указанием полного наименования образовательной организации), утвержденных в установленном порядке - 2 шт.

8. Медицинскую справку (оригинал и 2 копии) об эпидокружении (брать не ранее чем за 3 дня до отъезда на Олимпиаду!).

Подробная информация об Олимпиаде размещена на сайте http://olymp.ncfu.ru/ в разделе «Олимпиады».

Архив

Практический тур районного этапа ВсОШ по биологии для учащихся, выступающих за 9-е, 10-е и 11-е классы пройдет во всех районах города в субботу 8 декабря 2018 года (начало тура в 10:00). Места проведения и список учащихся, прошедших на практический тур, можно уточнить на сайте ИМЦ района.

Участники тура выполнят практические задания по тематикам 3-х станций:

9 класс

10 класс

11 класс

Ботаника

Ботаника

Биохимия

Зоология беспозвоночных

Зоология позвоночных

Генетика

Микроскопия

Анатомия

Микробиология

На туре потребуются: ручка с синей или черной пастой и простой карандаш.

Уважаемые участники регионального этапа ВсОШ по биологии!
Ознакомьтесь с правильными ответами к заданиям теоретического тура.
Разбор олимпиадных заданий, показ работ и процедура апелляции состоится 31 января 2019 г. в 16:00. Место проведения Биологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета (Университетская наб., д.7/9). Допуск участников к показу работ и на подачу апелляций будет осуществляться при предъявлении паспорта.

Уважаемые учащиеся Санкт-Петербурга и участники регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по биологии!

1-24 марта 2019 на базе Образовательного центра "Сириус" в г. Сочи проводится МАРТОВСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ .

Цель программы - подготовка учащихс я к олимпиадам по биологии высокого уровня, развитие их способностей практической и исследовательской деятельности в сфере биологии, повышение образовательного уровня школьников.

Для участия в образовательной программе приглашаются школьники 9-10 классов (по состоянию на март 2019 года) из образовательных организаций всех субъектов Российской Федерации (за исключением города Москвы).

Педагоги: преподаватели, научные сотрудники и студенты СПбГУ и МГУ имени М.В. Ломоносова, ФГБОУ ВО "Ульяновский государственный университет", ФГБОУ ВО "Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова", Казанского (Приволжского) федерального университета.

22 января 09.00, ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 193 Центрального района (Гродненский переулок, д.8-10)

начало регистрации - 08:30. Продолжительность тура составляет 3 астрономических часа.

24 января 09.00, Биологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета (Университетская наб., д.7/9)

начало регистрации - 08:40. Продолжительность тура составляет 3 астрономических часа.

Показ работ, разбор заданий и апелляция состоится 31 января 2019 г., начало в 16:00, Биологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета (Университетская наб., д.7/9).

Проходные баллы для участия в региональном этапе в 2018- 2019 учебном году: 9 кл.- 75,25 баллов 10 кл.- 87 баллов 11 кл.- 102,5 баллов

Если Вы нашли себя в списке, то зарегистрируйтесь

Для участия в олимпиаде необходимо предъявить на регистрации следующие документы:

Оригинал паспорта или свидетельство о рождении вместе с билетом учащегося с фотографией

Уважаемые родители!

Родительское собрание по организации выезда сборной Санкт-Петербурга на заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по биологии состоится 9 апреля 2018 года в 17.30 в Центре Олимпиад Санкт-Петербурга (пл.Островского д.2Б), 5 подъезд, на 5 эт. в 509 кабинете. В здании работает лифт.

Теоретический тур состоится 22 января в ГБОУ №193 Центрального района (Гродненский переулок, д.8-10) начало регистрации - 08:30 Продолжительность тура составляет 3 астрономических часа.

Практический тур состоится 23 января на Биологическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета (Университетская наб., д.7/9, вход со стороны Менделеевской линии) начало регистрации - 08:50 Продолжительность тура составляет 3 астрономических часа.

Показ работ и апелляция по теоретическому и практическому турам регионального этапа ВсОШ по биологии будут проведены 29.01.2018 на биологическом факультете Санкт-Петербургского Государственного университета по адресу Университетская наб. 7/9, (вход с Менделеевской линии) Начало в 16:00 Для входа в университет обязательно наличие документа удостоверяющего личность.

Награждение победителей и призёров регионального этапа состоится 19 мая 2017г. 16:00 ЭБЦ "Крестовский остров" Крестовский проспект, 19

РЕЗУЛЬТАТЫ УЧАСТНИКОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА ВсОШ ПО БИОЛОГИИ 2017г.

Разбор заданий, показ работ и апелляция пройдут 13 февраля 2017 (понедельник) на биологическом факультете СПбГУ. Начало в 17:00 в аудитории 133 здания Двенадцати коллегий (Университетская наб., д. 7/9 , вход со стороны Менделеевской линии ).

Проходные баллы нарегиональный этап Всероссийской олимпиады по биологии 2017 года

9 класс - 65,5 баллов, 10 класс - 78 баллов, 11 класс - 85 баллов

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии проводится в два тура:

Теоретический тур будет проходить 9 февраля (в четверг), 9:00, на базе ГБОУ школы № 193 (Гродненский пер., д. 8/10, лит. А)

Практический тур будет проходить 10 февраля в СПбГУ, 9:00, по адресу Университетская набережная д.7/9 (вход со стороны Менделеевской линии)

Начало регистрации — 8:45 Продолжительность тура — 3 часа (180 минут).

Документы, необходимые при регистрации:

1. Паспорт;

2. Согласие на обработку персональных данных;

3. Копия приказа о направлении участника на олимпиаду с указанием сопровождающего лица.

теоретический тур: бахилы или сменная обув, письменные принадлежности.

Участникам необходимо при себе иметь на практический тур: бахилы, письменные принадлежности, халат.

Участникам разрешается приносить в аудиторию: прохладительные напитки в прозрачной упаковке, шоколад, печенье.

Основаниями для не допуска к участию в региональном этапе Олимпиады могут быть:

Опоздание на более чем один час

Отсутствие в регистрационных списках

Районный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии

15 ноября 2016г. - теоретический тур и 13 декабря 2016г. - практический тур

Результаты районного этапа письменный тур (15 ноября): http://biolimp.spb.ru/vos/district-result

Сектор естественных наук Центра олимпиад Санкт-Петербурга приглашает 20 сентября в 16:00 на совещание по организации и проведению олимпиад в 2016-2017 учебном году методистов или ответственных за организацию олимпиад в районе.

Совещание состоится по адресу: пл. Островского, 2А (вход под арку дома 2А), 5 подъезд, 5 этаж, кабинет 509

2015-2016г.г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

Школьный этап олимпиады по биологии в районах города в 2015 году. В каждом из районов города он проходит в определённый организаторами день.

Район Ориентировочная дата
Адмиралтейский 17 октября
Василеостровский 16 сентября
Выборгский 8 октября
Калининский 1 октября
Кировский 17 сентября
Колпинский 16 сентября
Красногвардейский 25 сентября
Красносельский 28 сентября
Кронштадтский 24 сентября
Курортный 18 сентября
Московский 19 октября
Невский 24 сентября
Петроградский 25 сентября
Петродворцовый 7 октября
Приморский 14 сентября
Пушкинский 19 сентября
Фрунзенский 9 сентября
Центральный 22 октября

РАЙОННЫЙ ЭТАП

Апелляция работ районного этапа по биологии 28 ноября 2016 г. в ЭБЦ «Крестовский остров» с 16:00 до 19:00

Лабораторный практикум в форме тематических станций пройдет 9 декабря на 4 городских площадках .

Распределение участников по площадкам и время начало работы каждой из них приведены . Участник должен иметь при себе сменную обувь и удостоверение личности (паспорт, свидетельство о рождении или ученический билет).
Для тех участников, кто проходит тур в РГПУ им. А. И. Герцена вход осуществляется только с Казанской ул. (вблизи от дома № 5).

Показ работ лабораторного практикума и апелляция состоятся — 18 декабря (пятница), они пройдут в ЭБЦ «Крестовский остров» с 17:00 до 19:00 . Дополнительный день для проведения показа работ и апелляции (только для участников из 11-х классов) — 19 декабря (с 17:00 до 19:00) в ЭБЦ «Крестовский остров».

Результаты этапа участники могут узнать в своем районе.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП

Теоретический тур (28 января, четверг)

Состоится на базе ГБОУ СОШ № 193 (Гродненский пер., д. 8/10, станция метро «Чернышевская»). Начало регистрации — в 8:30 , начало тура — в 9:00. При себе участники должны иметь паспорт (или свидетельство о рождении с ученическим билетом с фотографией), заполненное и подписанное родителями или законнымит согласие на обработку персональных данных (бланк доступен в формате doc и pdf), письменные принадлежности. Мы также рекомендуем заранее заполнить анкету участника (бланк доступен в формате doc и pdf).

Практический тур (29 января, пятница)

Пройдет на базе биологического факультета СПбГУ (Университетская наб., д. 7/9, станции метро «Адмиралтейская», «Спортивная», «Невский проспект»). Начало регистрации — в 8:30 , начало тура — в 9:00. Кроме документов, удостоверяющих личность, мы рекомендуем участникам взять с собой карандаш и стирательную резинку. Участники из 10-х и 11-х классов могут также принести халат.

Разбор заданий регионального этапа пройдёт в четверг 4 февраля с 17:00 на базе ЭБЦ «Крестовский остров». В этот же день участники смогут ознакомиться с результатами проверки своих работ. 6 февраля (в субботу) в 17:00 там же состоятся повторный показ работ и апелляция .

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии состоялся 20 апреля - 26 апреля 2016г., Ульяновская область, г. Ульяновск

Награждение победителей и призеров регионального этапа состоится 19 мая 2016 г. в 16:30

(на базе ЭБЦ «Крестовский остров», Крестовский пр., д. 19)

Поздравляем!

Список, победителей и призеров

заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников 2016-2017 уч. года по биологии

Смутин Д. В.

Бакулин А. Н.

Шевкопляс А.Е.

Тауберт К.А.

Яковлева Д.В.

Заключительный этап: проходные баллы

Проходные баллы на заключительный этап в этом году составили: 110 — в 9-м классе, 141 — в 10-м классе, 143 — в 11-м классе. Таким образом, команда Санкт-Петербурга представлена 9 участниками .