Организм как целостная саморегулирующаяся биологическая система. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система Основные блоки организма

Тема: Организм - целостная саморегулирующаяся система. Цель урока:

Задачи: на основе актуализации знаний из ранее изученных разделов биологии систематизировать знания о многообразии организмов и из роли в природе; развивать умения обобщать и систематизировать информацию; прививать экологическую грамотность; убежденность в необходимости владения биологическими знаниями для сохранения целостности природных систем.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку биологии "Организм – целостная саморегулирующаяся система"»

Конспект урока по биологии 9 класс Учитель – Майко Е.А.

Дата: 13.09.2017г. Тема: Цель урока: формирование понятий об организме как биологической системе

Задачи: на основе актуализации знаний из ранее изученных разделов биологии систематизировать знания о многообразии организмов и из роли в природе; развивать умения обобщать и систематизировать информацию; прививать экологическую грамотность; убежденность в необходимости владения биологическими знаниями для сохранения целостности природных систем.

Оборудование: ИКТ Понятия: принцип саморегуляции, гомеостаз.

Структура урока: 1. Организация 2. Целевая установка 3. Актуализация опорных знаний 4. Изучение новой темы 5. Итоговое закрепление 6. Домашнее задание 7. Комментирование оценок


13.09.2017г.

Тема: Организм – целостная саморегулирующаяся система.

Цель урока: формирование понятий об организме как биологической системе





В основе строения организмов лежит клетка – элементарная живая система.

У высокоорганизованных растений и животных строение клеток, входящих в состав тканей, соответствует выполнению определенных функций. Клетки действуют согласованно и не могут существовать вне организма.

У низших многоклеточных организмов клетки менее специализированы.


Биологический смысл любого организма – оставить потомство.

При половом размножении проявляются свойства организма – наследственность и изменчивость. Все многоклеточные организмы проходят путь индивидуального развития.


Из внешней среды в организм поступают необходимые для жизни вещества и энергия. Поэтому ему важно получать сведения о внешней среде, чтобы реагировать на изменение условий.

Информация поступает в организм в форме сигналов (запах, прикосновение, свет, звук, изменение температуры). Сигналы воспринимаются рецепторами. Рецепторы преобразуют их в нервные импульсы, которые по чувствительным нейронам достигают ЦНС. Там происходит их обработка и формируется ответная реакция. По двигательным нейронам импульсы от ЦНС направляются к исполнительному органу, деятельность которого изменяется (сокращаются мышцы, вырабатываются гормоны).




Поведение организма направлено на получение желаемого результата – удовлетворение потребностей. Биологические потребности (пищевая, защитно-оборонительная, двигательная, половая) у животных и человека обеспечиваются за счет безусловных рефлексов .

Человек также имеет не только биологические, но и социальные потребности , формирующиеся под влиянием социальной среды в процессе обучения и воспитания. В их основе лежат приобретенные формы поведения – разнообразные условные рефлексы .



Домашнее задание: П. 3 – учить, отв. на?

Организм – типичная саморегулирующаяся система

В современных саморегулирующих системах четко определены каналы и способы передачи информации. Таким образом, живой организм представляет собой типичную саморегулирующуюся систему.

Замечание 1

С помощью датчиков-рецепторов воспринимается информация о состоянии окружающей и внутренней средах. Так, например, для человека одной из самой важной считается зрительная информация. Такую информацию получает организм с помощью оптико-химических датчиков – глаз.

Определение 1

Глаз – сложный оптический прибор с системой адаптации и аккомодации, и физико-химическим преобразователем энергии фотонов в электрический импульс зрительных нервов.

Акустическая информация воспринимается организмом через слуховой механизм, который преобразовывает механическую энергию колебания воздуха в электрические импульсы слухового нерва.

Замечание 2

Самыми древними рецепторами являются тактильные и вкусовые. Они обладают огромной избирательной чувствительностью.

Особенности биологической системы организма

Замечание 3

Вся информация через рецепторы поступает в центральную нервную систему.

А она, в свою очередь, способна выполнять несколько функций одновременно. Например, база данных и знаний, экспертной системы, центрального процессора, оперативной и долговременной памяти.

Поступающая с периферии информация сортируется на этапе приема, так как нервные окончания рецепторов достигают ЦНС на разных ее уровнях. Так вся информация может использоваться на этапе принятия решения.

Решение принимается при изменении ситуации, которая требует соответствующих реакций на системном уровне. Следовательно, целью системы является устранение причины своими действиями.

Действие выполняет центральный процессор, выполняя заложенные программы и учитывая все обстоятельства, принимает решение. Или другими словами, центральный процессор строит модель потребительного будущего и вырабатывает алгоритм достижения этого будущего. По алгоритму отдается приказ отдельным эффекторам, и в процессе выполнения приказа центра выполняется движение телом или его частей в пространстве. Так нервная система является главной регуляторным механизмом. Но не менее важными является и эндокринная система, в состав которой входят эндокринные органы. Их функция заключается в регуляторной деятельности органов и тканей химическим путем. Кроме того в каждой клеточке организма есть своя регуляторная система.

Организм обменивается с внешней средой не только энергией, но и веществом, и информацией. Вещество в организм попадает в виде кислорода и выделяется в виде углекислого газа. Информация поступает при помощи сенсорных систем, а исходи при помощи акустической информации. Информация бывает также тактильная, химическая.

Замечание 4

Одной из важнейшей особенности системы является ее размеры. Организм имеет определенную форму и компактен. Тело окружено оболочкой – кожей. Наличие границ делает человека чувствительным, уникальным и неповторимым. Это психологический эффект, которой возникает на фоне анатомии и физиологии организма.

Основные блоки организма

Анатомические структуры блоков:

  • Рецепторы. Несут информацию о состоянии окружающей среды;
  • Центральный процессор. Включает нервную регуляцию и гуморальную регуляцию;
  • Эффекторные органы. Выполняют приказы центрального процессора;
  • Энергетический блок. Обеспечение структурных компонентов субстратом и энергией;
  • Гомеостатический блок. Поддерживание формы внутренней среды на определенном жизненном уровне;
  • Оболочка. Выполняет функции защиты, разведки и всех видов обмена с окружающей средой.
  • Блоки находятся в иерархических взаимоотношениях, с постоянным обменом информации. Так вся система непосредственно реагирует на любые изменения окружающей среды как одно целое, как один организм.

Человек — биосоциальное существо Как биологическое существо: Является природным существом, которое наделено физической силой, мозгом, органами чувств, физическими потребностями и т. п. Как социальное существо: Является неотъемлемой частью общества, элементом определенной социальной группы, субъектом социальных, политических, экономических, моральных и других отношений.

Основы физической культуры Социально-биологические основы физической культуры - это принципы взаимодействия социальных и биологических закономерностей в процессе овладения человеком ценностями физической культуры. Естественно-научные основы физической культуры — комплекс медико-биологических наук (анатомия, физиология, биология, биохимия, гигиена и др.).

Анатомия и физиология - важнейшие биологические науки о строении и функциях человеческого организма. Человек подчиняется биологическим закономерностям, присущим всем живым существам.

Организм человека Организм - слаженная единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья.

Отличительная особенность человека - сознательное и активное воздействие на внешние природные и социально-бытовые условия, определяющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продолжительность жизни и рождаемость (репродуктивность).

Развитие организма осуществляется во все периоды его жизни - с момента зачатия и до ухода из жизни. Это развитие называется индивидуальным, или развитием в онтогенезе. При этом различают два периода: внутриутробный (от момента зачатия и до рождения); внеутробный (после рождения).

Каждый родившийся человек наследует от родителей врожденные, генетически обусловленные черты и особенности, которые во многом определяют индивидуальное развитие в процессе его дальнейшей жизни.

Оказавшись после рождения, образно говоря, в условиях автономного режима, ребенок быстро растет, увеличивается масса, длина и площадь поверхности его тела. Рост человека продолжается приблизительно до 20 лет. Причем у девочек наибольшее интенсивность роста наблюдается в период от 10 до 13, а у мальчиков от 12 до 16 лет. Увеличение массы тела происходит практически параллельно с увеличением его длины и стабилизируется к 20 – 25 годам

Юношеский возраст (16 — 21 год) связан с периодами созревания, когда все органы, их системы и аппараты достигают своей морфофункциональной зрелости. Зрелый возраст (22 — 60 лет) характеризуется незначительными изменениями строения тела, а функциональные возможности этого достаточно продолжительного периода жизни во многом определяются особенностями образа жизни, питания, двигательной активности. Пожилому возрасту (61 — 74 года) и старческому (75 лет и более) свойственны физиологические процессы перестройки: снижение активных возможностей организма и его систем — иммунной, нервной, кровеносной и др.

В основе жизнедеятельности организма лежит процесс автоматического поддержания жизненно важных факторов на необходимом уровне, всякое отклонение от которого ведет к немедленной мобилизации механизмов, восстанавливающих этот уровень (гомеостаз). Гомеостаз - совокупность реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление относительно динамического постоянства внутренней среды и некоторых физиологических функций организма человека (кровообращения, обмена веществ, терморегуляции и др.).

Постоянство физико-химического состава внутренней среды организма поддерживается благодаря саморегуляции обмена вещ-в, кровообращения, пищеварения, дыхания и др. физиологических процессов.

Организм - сложная биологическая система. Он состоит из отдельных органов. Различают группы органов, выполняющие совместно общие функции. В своей функциональной деятельности системы органов связаны между собой. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛ ЬНЫЙ АППАРАТ. Состоит из костей, связок, мышц и мышечных сухожилий. Основныефункции — опора и перемещение тела и его частей в пространстве.

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТ АЯ СИСТЕМА. Состоит из большого и малого кругов кровообращения. Деятельность сердца заключается в ритмично смене сердечных циклов. Частота пульса соответствует частоте сокращений сердца.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. Составляет носовая полость, гортань, бронхи и легкие. Основная функция – насыщение организма кислородом, чтобы обеспечивать функциональную деятельность всех внутренних систем.

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. Состоит из ротовой полости, слюнных желез, глотки, пищевода, желудка, тонкого и толстого кишечника, печени и поджелудочной железы. Происходит механизм и химизм обработки пищи и выработка энергии для работы всего организма.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА. Состоит из центрального и периферического отделов нервной системы. ЦНС регулирует деятельность функциональных систем организма. Вегетативная НС регулирует деятельность внутренних органов и находится под контролем ЦНС.

РЕЦЕПТОРЫ и АНАЛИЗАТОРЫ Способствуют организму быстро приспосабливаться к изменениям окружающей среды. ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ (эндокринные железы). К ним относят щитовидную, околощитовидную, зобную, надпочечники, поджелудочную, гипофиз, половые железы и др. Все они участвуют в выработке гормонов, нейрогуморальной регуляции функций организма.

У лиц, не занимающихся спортом, начиная с30 -35 лет, с каждым годом снижается: -легочная вентиляция; -уменьшается объем циркулирующей крови; -увеличение утомляемости при умственной раб. , сопровождается повышением психоэмоциональной напряженности труд-ой деятельности; -увеличение числа заболеваний как инфекционной, так и неинфекционнойприроды. Объективным и высокоинформативным показателем выносливости является величина МПК (максимального потребления кислорода) человека за 1 мин. Чем больше МПК, тем выше физическая работоспособность человека, тем выше уровень его физического здоровья.

Постоянные занятия физическими упражнениями позволяет задержать «старение» двигательных функций приблизительно на 10 -20 лет. Вызывает как минимум два положительных эффекта: -рост максимальных величин физиологических показателей -повышается эффективность (экономичность) деятельности всего организма и системпри выполнении дозированной мышечной работы.

Человеческий организм – это живая система, поэтому им присущи уровни организации живой материи: 1. Молекулярный. К биомолекулам относятся нуклеиновые кислоты, белки, полисахариды, липиды, АТФ (аденозинтрифосфорная кислота). С этого уровня начинаются разнообразные процессы жизнедеятельности организма. Обмен веществ, превращение энергии, передача наследственной информации. 2. Клеточный. Клетка – это структурная и функциональная единица, а также единица развития всех живых организмов. 3. Тканевой. Ткань – это группа однотипных клеток, выполняющих одну функцию. Различают 4 вида ткани: мышечная, соединительная, нервная, эпителиальная. 4. Органный. Орган – группа тканей, выполняющих одну функцию. 5. Системный. Система – группа органов объединенных в одну, выполняющих одну функцию. 6. Организменный. Элементарной единицей этого уровня служит особь, которая рассматривается в развитии от момента зарождения до прекращения существования (онтогенез). 7. Популяционно-видовой.

Существуют два основных вида трудовой деятельности человека – физический и умственный труд и их промежуточные сочетания. Физический труд – это вид деятельности человека, особенности которой определяются с комплексом факторов. Отличающих один вид деятельности от другого, связанного с наличием каких-либо климатических, производственных, физических, информационных и тому подобных факторов.

Умственный труд – это деятельность человека по преобразованию сформированной в его сознании концептуальной модели действительности путем создания новых понятий, суждений, умозаключений, а на их основе – гипотез и теории. Результат умственного труда – научные и духовные ценности

Не менее важной стороной личности является эмоционально-вол евая сфера, темперамент и характер. Возможность регулировать формирование личности достигается тренировкой, упражнением и воспитанием.

Биологические ритмы и работоспособность Биологические ритмы – регулярное, периодическое повторение во времени характера и интенсивности жизненных процессов, отдельных состояний или событий. Физиологические Экологические

Ритмы жизни обусловлены физиологическими процессами в организме, природными и социальными факторами: сменой времен года, суток, состоянием солнечной активности и космического излучения, сменой сна и бодрствования, трудовых процессов и отдыха, двигательной активности и пассивного отдыха. Гипокинезия и гиподинамия. Гипокинезия (греч. hypo – понижение, уменьшение, недостаточность; kinesis — движение) – особое состояние организма, обусловленное недостаточностью двигательной активности.

В ряде случаев это состояние приводит к гиподинамии. Гиподинамия (греч. hypo — понижение; dynamic — сила) – совокупность отрицательных морфофункциональных изменений в организме вследствие длительной гипокинезии. Это атрофические изменения в мышцах, общая физическая детренированность, детренированность сердечно-сосудистой системы, изменение водно-солевого баланса, системы крови, деминерализация костей.

Таким образом, организм человека, систематичес ки занимающегося активной двигательной деятельностью, в состоянии совершить более значительную по объему и интенсивности работу, чем организм человека, не занимающегося ею.

Список использованной литературы 1. Анатомия человека. Учебник для институтов физической культуры. Под ред. В. И. Козлова. – М. Фи. С, 1978 – 432 с. 2. Анищенко В. С. Физическая культура. Методико-практические занятия студентов: Учеб. Пособие. – М. : Изд-во РУДН, 1999. – 178 с. 3. Бальсевич В. А. , Запрожанов В. А. Физическая активность человека. – Киев: Здоровье, 1987. – 214 с. 4. Евсеев Ю. И. Физическая культура. Ростов-н/Дону: Феникс, 2003. – 384 с. 5. Кокшаров А. А. Физическое воспитание студентов вуза с отклонениями в состоянии здоровья: учебно-методическое пособие / А. А. Кокшаров. – Барнаул: ООО «Азбука» , 2007. – 120 с. 6. Кокшаров А. А. Организация здорового образа жизни студентов вуза средствами физической культуры: учебное пособие / А. А. Кокшаров. – Барнаул: ООО «Азбука» , 2007. – 90 с. 7. Куликов В. П. Киселев В. И. Потребность в двигательной активности / В. П. Куликов, В. И. Киселев. – Новосибирск, 1998. – 150 с. 8. http: // www. bestreferat. ru/referat-379738. html 9. http: // www. cool 4 student. ru/node/3278 10. http: // pda. shpora. net/index. cgi? act=view&id=

Поурочное планирование. Биология – 9 класс

Тема: «Организма – целостная саморегулирующаяся система»

Урок № 3

Тема урока «Организм – целостная саморегулирующаяся система»

Базовый учебник

Сухорукова Л.Н. Биология. Живые системы и экосистемы. 9 класс, учебник для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе / Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд – во «Просвещение». – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011

Цель урока: формирование понятий об организме как биологической системе

Задачи: на основе актуализации знаний из ранее изученных разделов биологии систематизировать знания о многообразии организмов и из роли в природе; развивать умения обобщать и систематизировать информацию; прививать экологическую грамотность; убежденность в необходимости владения биологическими знаниями для сохранения целостности природных систем.

Планируемые результаты: учащийся должен: называть основные группы органического мира; характеризовать представителей прокариот и эукариот (растений, грибов, животных), их роль в природе; сравнивать автотрофный и гетеротрофный способ питания.

Тип урока: урок изучения нового материала с поэтапным закреплением.

Формы работы учащихся: работа с учебником, электронным приложением к учебнику.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, электронный учебник.

Ход урока

  1. Организационный этап - 2 – 3 минуты.

Учитель знакомит с планом работы, проверяет наличие учебника и электронного приложения к учебнику у учащегося.

    Изучение нового материала.

    Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме.

Тема нашего урока - «Организм – целостная саморегулирующаяся система». Для начала давай вспомним:

    Какое строение имеет клетка животного? Открой интерактивную таблицу - стр. 14 «Строение животной клетки». Расскажи о функциях органоидов клетки.

    Вспомни уровни организации живого организма, при ответе используй рисунок 1.1 (Учащийся должен выстроить цепочку: клетка – ткани – орган – система органов – организм)

    Одним из признаков живого организма является – клеточное строение. А что такое клетка? Дай определение. (Если возникли трудности можно открыть словарик электронного учебника)

    Может ли одна клетка являться целостным организмом? Приведи примеры одноклеточных организмов.

(При ответе использовать интерактивную таблицу «Одноклеточные и многоклеточные организмы»)

    Дай определение понятию – «ткани».

    Что образуют ткани?

Открой презентацию «Ткани человека» и повтори особенности строения тканей.

Что такое система органов? Приведи примеры

1. Уровни организации жизни на Земле

(по Северцову)

Биоценоз

Человеческоеобщество

4


3

Популяция

Вид


Многоклеточный организм

Одноклеточный организм


2


Клетка

    1. клеточно-молекулярный

      организменный

      популяционно-видовой

      биоценотический

      биосферный

1


Молекула


Молекула

Клетка

Ткань

Орган

Система органов


Организм


Орган – часть тела, имеющая определенную форму, строение, место расположения и выполняющая одну или несколько функций.

Система органов – это органы, объединенные анатомически, имеющие общий план строения, общее происхождение и выполняющие единые функции.

    СООД (скелет, мышцы)

    Лимфатическая система (лимфатические узлы, лимфатические сосуды)

    Кровеносная система (сердце, кровеносные сосуды)

    Половая система (половые органы, половые железы)

    Нервная система (органы чувств, нервы, головной и спинной мозг)

    Эндокринная система (железы внутренней секреции)

    Пищеварительная система (кишечник, пищеварительные железы)

    Дыхательная система (легкие, воздухоносные пути)

    Выделительная система (почки, мочевыводящие пути0

    Покровная (кожа, слизистые оболочки .

Биологический смысл жизни на планете Земля – воспроизведение себе подомных, т.е. размножение.

Размножение бывает двух видов – половое и бесполое. Мы уже знаем, что главное преимущество полового размножения - генетическое разнообразие потомков, которые имеют больше шансов приспособиться к изменениям окружающей среды.

    Какое влияние окружающая среда оказывает или может оказать на организм?

    Связь организма с внешней средой

    С помощью каких органов воспринимаются сигналы из внешней среды?

Поток информации осуществляется по каналам прямой и обратной связи: в исполнительных нейронах возникают нервные импульсы, поступающие в ЦНС и сигнализирующие о его состоянии. В ответ на них к органам поступают импульсы, усиливающие или ослабляющие ответную реакцию. Наличие сигнальной формы информации, ее передача по принципу обратной связи – характерная черта организма как живой системы.

Открой слайд – шоу «Прямая и обратная связь».

Ответь на вопросы:

    Кто в данном случае является управляющим звеном, кто является исполнительным звеном?

    Что происходит ворганизмов при возникновении опасности?

Физкультминутка. Настало время сделать небольшую паузу, провести физкультминутку для глаз. Открой электронную физкультминутку и выполни задания.

    Организм – саморегулирующаяся система.

Прочитай текст учебника «Организм – саморегулирующаяся система».

    Что такое гомеостаз?

    Закрепление изученного материала.

    В чем состоит принцип саморегуляции организма?

    Что определяет поведение организма?

Проверь свои знания при помощи теста на стр. 15

    Домашнее задание

Изучить материал §3, ответить на вопросы стр.15, используя интерактивную таблицу «Потребности – основа поведения» составить рассказ о жизни одного из животных.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Организм 7 класс

Выделите общие признаки для всех живых организмов, отличающие их от неживого. Основные признаки живого Обмен веществ Питание Дыхание Выделение Раздражимость Размножение Рост и развитие Клеточное строение

Уровни организации живого Живая природа на нашей планете сложно организована. Она представляет собой единое целое, состоящее из взаимосвязанных частей - клеток, организмов, видов, природных сообществ и экосистем. Клетка - наименьшая единица живого.

Все живые организмы состоят из клеток. Клетка может быть отдельным организмом и частью многоклеточного организма растения или животного. Клетка - структурная и функциональная единица, а также единица размножения и развития всех живых организмов, обитающих на Земле. Клетка – наименьшая единица живого.

Клетки, входящие в состав многоклеточного организма, специализированы и не способны существовать самостоятельно. Они образуют ткани. Ткань –совокупность клеток и межклеточного вещества, сходных по происхождению, строению и выполняемым функциям. Растительные ткани Животные ткани Покровная Механическая Проводящие Основные (ф отосинтезирующая, запасающая) Образовательная Эпителиальная Мышечная Соединительные (кровь, жировая, костная и др.) Нервная

Ткани образуют органы, выполняющие определенную функцию в организме. Органы могут объединяться в системы органов. Орган - часть многоклеточного организма, имеющая определенное строение и выполняющая определенные функции.

Согласованное взаимодействие клеток, тканей и органов образует целостный организм, которому присущи определенные свойства. Организм – целостная, саморегулирующаяся система, способная к самостоятельному существованию.

Организм – это существо, обладающее всеми свойствами живого: Обмен веществ и превращение энергии (питание, дыхание, выделение) Раздражимость Движение Размножение Рост и развитие Особенности химического состава (98% - кислород, углерод, водород и азот) Клеточное строение

С овокупность особей, имеющих сходное строение, образ жизни, способных к скрещиванию с появлением плодовитого потомства и населяющих определенную территорию, образуют вид. Каждый вид имеет свой ареал - территорию, в пределах которой распространены его особи.

Представители любого вида, занимают определенную территорию, часто разделены географическими, климатическими и другими препятствиями на отдельные группы – популяции. Популяция - совокупность особей одного вида, более или менее длительно занимающая определённое пространство.

Сообщество растений, животных, грибов и микроорганизмов, имеющих общее местообитание, т.е. живущих сообща и тесно взаимодействующих между собой формирует биоценоз. Примеры биоценозов Сосновый лес Березовый лес Болото Степь ковыльная

Совокупность всех биоценозов, обитающих в настоящее время на Земле формирует биосферу. Биосфера - оболочка Земли, заселённая живыми организмами

Какие условия необходимы для существования организма? Обмен веществ Превращение энергии

Влияние организмов на среду обитания называют средообразующей деятельностью.

Влияние растений на климат и водный режим Лесной великан (Перу) Фотосинтез – главный источник кислорода в атмосфере Земли. Растения создают условия для дыхания всех живых существ. Поглощение и испарение воды наземными растениями влияет на климат. Увлажняя воздух, задерживая движение ветра, растения создают особый микроклимат, смягчающий условия существования многих видов.

Если представить,что фотосинтез на планете прекратится, весь кислород атмосферы израсходуется всего за 2000 лет. Тропический лес – « зеленые легкие» планеты Вельвичия

Почвообразующая деятельность живых организмов Совместная деятельность множества организмов создает почву. Каждый комочек почвы содержит миллионы клеток различных микроорганизмов.

Влияние водных организмов на качество природных вод. Фильтрационное питание наблюдается у 40 тысяч видов водных животных. В результате этой деятельности происходит биологическое самоочищение водоемов.

Биосфера - оболочка Земли, заселённая живыми организмами Биосфера включает в себя три оболочки: Атмосфера Гидросфера Литосфера

Сделайте вывод по проблеме урока Биологи рассматривают живую природу как совокупность биологических систем разного уровня организации. При этом одни биологические системы являются элементами других, относящихся к более высокому структурному уровню организации живой материи. Изучают многообразие живых организмов на различных уровнях организации и различных систематических единицах. Как биологи изучают многообразие живых организмов?

Домашнее задание: § 1 , № 5, 6, с. 2 (рабочая тетрадь) термины: клетка, ткань, орган. организм, вид, популяция, биоценоз, биосфера, живое вещество биосферы, биокосное вещество биосферы.