Социально культурное учреждение. Комплекс социально-культурных отраслей. Социально-потребительский комплекс. На защиту выносятся

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, в ка­честве основной цели своей деятельности преследуют извлечение при­были. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и об­ществ, производственных кооперативов, государственных и муниципаль­ных унитарных предприятий.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, обществен­ных или религиозных организаций (объединений), финансируемых соб­ственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательством РФ.

Некоммерческие организации могут осуществлять предприниматель­скую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Перечислим в качестве примера виды предпринимательской деятель­ности, которые вправе вести Санкт-Петербургский государственный уни­верситет культуры и искусств без ущерба для основного назначения од­ного из старейших гуманитарных вузов России:

♦ подготовка специалистов на договорной основе сверх государствен­
ного заказа, финансируемого из бюджета;

♦ производственно-посредническая деятельность в области культу­
ры, образования, информации;

♦ редакционно-издательская деятельность;

Проживание в общежитии на компенсационной основе;

♦ предоставление услуг, связанных с социально-культурной деятель­
ностью;


♦ реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества, в том числе принадлежащих на праве оперативного управления.

Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммер­ческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

Следует предостеречься от таких типов организации, как наступатель­но-разрушительный, драматический, депрессивный, шизоидный, параноид­ный и принудительный, определяемых как патологический тип, на кото­рые переносятся психопатологические критерии, применяющиеся в от­ношении отдельных личностей (34;114-120).

Наступательно-разрушительный тип организации покоится на этике силы, на руководстве, основанном частью на страхе, частью - на эгоисти­ческих интересах. Предприятиям этого организационного типа свойствен­ны такие характеристики, как безответственный личный произвол сверху, узурпированная или передоверенная власть посередине и анархия по всей структуре.

Драматическим организациямпршсущи гиперактивность, импульсив­ность, непринужденность, для них драматургия деятельности, отвага, риск, самостоятельность важнее результата. Нравственные нормы искусствен­ны и рассчитаны на внешнее впечатление, как и ореол человека, стояще­го во главе, исполняющего заглавную роль в предприятии, как на сцене. Отсутствуют систематичность и размеренность в работе, средне - и дол­госрочная стратегия предприятия, рано или поздно обреченного на банк­ротство.

Депрессивным организациям свойственно желание удержаться на сегод­няшнем рынке за счет вчерашних товаров и услуг, в накатанном русле, сохранить статус-кво в вакууме кардинальных решений, при отсутствии осознанно проводимой стратегии и уверенности в будущем, одновременно с иллюзиями как-нибудь продержаться в условиях регулируемого рын­ка, без существенной конкуренции.

Шизоидные организации в перспективе обречены топтаться на месте, ибо их руководители, подобно "человеку в футляре", лишены контак­тов, беспомощны в житейских вопросах, замкнуты. В отсутствии чет­ких указаний брешь в руководстве фирмой заполняется управляющи­ми среднего звена, преследующими личные цели; создаются ревностно охраняемые "удельные княжества", информация становится инструмен­том власти.

Параноидным организациям характерен холодный, лишенный эмоций, рациональный климат чрезмерного контроля и недоверия. В них доми­нируют реактивные стратегии, люди проявляют консерватизм из страха показаться слишком гораздыми на выдумку. Реальность воспринимается зачастую в искаженнном виде, расчет производится в основном на защи­ту, стратегический стиль управления сводится к формуле: как-нибудь да выкрутимся.


В принудительных организациях все предписано, систематизировано, утверждено, ничто не отдается на откуп случаю или предвидению. Неже­лание быть зависимым от обстоятельств или чьей-либо милости является движущей силой руководства и вызывает необходимость глубокого кон­троля. Отойти от однажды намеченного плана практически невозможно. Решающую роль играет иерархия и, как следствие, отношения подчинен­ности по служебной лестнице. Из страха совершить ошибку решения принимаются тяжело, однако с большой охотой откладываются, вслед­ствие чего в подобных фирмах нередко утрачивается доминирующая идея.

Предпринимательский успех обеспечивается не только отказом от патологического типа организаций, но и выработкой средне - и долго­срочных перспектив развития производства, ценностных представлений и соображений, которые в идеале должны быть реализованы в повседнев­ной практике. Успеху сопутствуют такие факторы, как развитие пози­тивных норм предпринимательской культуры, усиленного сотрудниче­ства, многосторонней поддержки, разработка программ и проектов но­вых методов работы, способных улучшить такие показатели, как при­быль, оборот, качество, масштаб производства.

Предприятие высокой организационной культуры есть организация про­изводительная ж созидательная. Ей свойственны следующие принципы:

1) точно поставленные идеалы или цели;

2) здравый смысл;

3) компетентная консультация;

4) дисциплина;

5) справедливое отношение к персоналу;

6) быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет рыночной
конъюнктуры;

7) вознаграждение за творческую и финансовую результативность.

Существуют и некоторые варианты классификации характеров, кото­рые изначально разработаны для целей экономики (36;33-41). Согласно одной из градаций, стили руководства можно разделить на три варианта (автократичный; демократичный; либеральный), а стили лидерства - на два типа (сосредоточенный на работе и сосредоточенный на человеке).

В реальной социально-культурной действительности может быть ис­пользована классификация характеров, предложенная французским психологом Ле Сенном и представляющая совокупность следующих ос­новных параметров -эмоциональность (Э), активность (А), первичность (П) и вторичностъ (В). «Первичность» и «вторичность» показывают, на­сколько долго работник способен ощущать, переживать то или иное пси­хологическое состояние, сохранять впечатление от пережитого {вторич­ностъ) или тяготеет к сиюминутному восприятию жизни (первичность).


Комбинация изложенных параметров Э, А, П, В обеспечивает (по мне­нию исследователей) наличие восьми вариантов характера, а значит, и типов поведения (36;39):

Социально-культурная деятельность – это такая деятельность, которая направлена на сохранение и передачу культурных ценностей, а также развитие, самоутверждение и самореализацию личности и группы посредством их приобщения к этим ценностям. Обычно эта деятельность связана с досугом. Специалисты работают над организацией культурных мероприятий, помогают в случае трудностей семейного и любого другого общения именно посредством организации свободного времени детей и взрослых.

Такая деятельность очень важна, потому что направлена на решение отдельных общественных проблем и удовлетворение культурных потребностей социума. СКД многообразна, она обладает большим количеством различных вариантов и институтов, отличается исключительной добровольностью и свободой выбора. Социально-культурная деятельность выполняет рекреационно-оздоровительную, культурно-творческую, развивающую и информационно-просветительскую функции.

Где и как этому учат

В России более 60 вузов, которые предлагают свои программы по обучению студентов социально-культурной деятельности. Ведущими являются московские вузы, например, Московский государственный университет культуры и искусств, Московский городской педагогический университет и другие. Студенты изучают культуру и искусство во всём их многообразии, их теорию и историческое развитие, прикладные дисциплины и гуманитарные науки, проходят практику в различных культурных и продюсерских центрах.

Выпускники вузов этой специальности работают в и шоу-бизнеса, занимаются преимущественно организационной деятельностью, ведут переговоры с агентствами, договариваются о проведении мероприятий, а также продвижением звёзд по карьерной лестнице. Специалисты работают с актёрами, певцами, цирковыми артистами, организуют выставки в галереях и прочее. Многие студенты этого отделения подчёркивают желание и возможность после выпуска работать по специальности, высокую вероятность получения прибыльного заработка, который растёт вместе с опытом работы и квалифицированностью специалиста, а также целый спектр занятий, которые можно совмещать с учёбой. Это одна из наиболее популярных в современном мире сфер деятельности, при грамотном подходе приносящая реальную пользу обществу и культуре.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Южно-Уральский государственный институт искусств имени И.П. Чайковского"

Факультет социокультурной деятельности

Курсовая работа

" Общественные организации и движения как субъекты со циально-культурной деятельности "

Выполнила: Залевская Полина Юрьевна

Челябинск 2016

Введение

Актуальность темы обусловлена социально-культурной спецификой деятельности общественных организаций. В ходе социальных, экономических, культурных преобразований в нашем городе накоплен уникальный опыт социально-культурного развития, а моделью эффективного регулирования социально-культурных взаимодействий, реализующейся на практике, стали общественные объединения.

Научная актуальность исследования общественных объединений в ракурсе социально-культурной деятельности определяется необходимостью глубокого осмысления средств, удовлетворения социально-культурных запросов населения в поликультурном контексте.

Общественные организации - основанные на членстве общественные объединение, созданные для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественные движения - не имеющее членства массовые общественные объединения, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Область культуры, досуга и творчества является постоянной сферой социального участия и социального лидерства граждан в виде формальных, полуформальных и неформальных общностей.

Именно поэтому крайне необходим для развития личности, формирования её субъективной позиции является создание условий, при которых человек или общность людей смогут проявить в полной мере и удовлетворить свои потребности и интересы в сфере культуры, образования, искусств, спорт, туризм и отдыха. Одной из форм реализации этих потребностей и интересов являются социально-культурные общности и формирования. социальный культурный общественный

Общественные организации и движения выступают как выразители интересов отдельных социальных слоёв и групп, а также как субъект реформационного процесса. Они способны представлять интересы населения, взаимодействовать с властью, в определённых случаях оказывать давление на неё. Общественные движения, выступая в качестве одной из самых динамичных организационных форм, быстрее других адаптируются к новым социальным условиям, аккумулируются новые идеи, приспосабливаются к изменившимся правилам. Особенностью современного общества является появление гибких социальных структур, в качестве которых выступают общественные организации и движения, позволяющие сочетать свободу и интересы индивидов с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.

Социальная значимость поставленной в работе проблемы обусловлена следующими факторами: появлением большого количества общественных объединений, долгим молчанием и нежеланием государства обращать внимание на существующие проблемы в общественно-значимых отношениях, игнорированием часто возникающих противоречий в вопросах социально-культурных связей.

На этом фоне, роль добровольных общественных объединений в жизни страны возрастает заметно, но при этом явно прослеживаются негативные последствия утраты опыта независимой общественной деятельности. Поэтому изучение истории возникновения и деятельности общественных объединений, выступающих в роли агента социализации для различных категорий населения, позволит не только заполнить пробелы в знании истории развития общественных объединений, но и выявить эффективные технологии обеспечения условий для удовлетворения возникающих потребностей в самоидентификации личности в процессе роста гражданского самосознания.

Цель : изучить и сделать анализ социально-культурной деятельности общественных организаций и движений.

Задачи :

1. Исследовать исторические истоки социально-культурной деятельности общественных организаций и движений.

2. Изучить технологии социально-культурной деятельности общественных организаций.

3. Сделать анализ работы общественных организаций и движений Челябинской области.

4. Сделать вывод по курсовой работе.

Предмет : исследование, изучение истории, теоретических основ и современных технологий социально-культурной деятельности общественных организаций и движений.

Объект исследования : процесс деятельности общественных объединений в Челябинской области.

Проблемы изучения технологий социально-культурной деятельности общественных объединений давно привлекают внимание учёных, но здесь существуют свои сложности, связанные с тем, что общественные объединения активизировали свою деятельность в сфере культуры лишь в 20 веке. Тем не менее, литературу по изучаемой проблеме можно разделить на следующие группы: историческая литература (первые упоминания об общественных движениях и объединениях); фундаментальные исследования теории и методологии социально-культурной деятельности; периодические издания, в которых непосредственно освещались проблемы социально-культурной деятельности общественных объединений.

Историческая литература: Исаев И.А. История государства и права в России, Карамзин Н.М. История Государства Российского, Ключевский В.О. Краткое пособие по Русской истории.

Теория и методология: Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Д. "Социально-культурная деятельность", Соколов А.В. "Феномен социально-культурной деятельности", Жарков А.Д. "Теория и технология культурно-досуговой деятельности", Жарков А.Д. "Организация культурно-просветительной работы", Жаркова Л.С., Жарков А.Д., Чижиков В.М. "Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований", Ярошенко Н.Н. "Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности", Стрельникова Ю.А. "Развитие теоретических основ просветительской деятельности советских клубов", Сорокин П.А. "Социально-культурная динамика".

Исторические истоки социально-культурной деятельности общественных организаций в России.

Различные объединения людей с общими взглядами на природу, искусство, с общим типом поведения известны с глубокой древности. Достаточно вспомнить многочисленные философские школы античности, рыцарские ордена, литературные и художественные школы средневековья, клубы нового времени и т.д. Людям всегда было свойственно стремление к объединению. "Только в коллективе, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих загадок, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода".

Всеобъемлющий характер приобретает преобразования в России первой четверти XVIII века. Они внесли массу перемен в содержание быта и досуга различных сословий. Возникают необходимые предпосылки для внешкольного образования, организованного досуга народных масс. Реформируется первая славянская азбука. Создаётся новый гражданский алфавит, выпускается светская развлекательная, познавательна и научная литература.

В XVIII веке имеют место попытки создания системы народного просвещения; рождаются планы обновления России, проекты воспитания юношеств, создания "новой породы людей". Идеи философов-гуманистов эпохи Возрождения, европейских просветителей находят своё развитие и применение.

Русские школы этого период находились под эгидой государства и церкви, которые выступали в качестве заказчика, заинтересованного в воспитании не "гармоничных" людей, а грамотных и богобоязненных прихожан.

XIX век. Культурно-просветительская мысль XVIII во многом обогащала просветительские идеи первой половины XIX века. Начло нового столетия в исторической науке ассоциируется с интенсивным преодолением сословной узости и ограниченности в воспитании и образовании: было положено начло женскому образованию. Новая волна культурно-просветительской деятельности русской интеллигенции связана с дворянским периодом освободительного движения, на которое огромное влияние оказали социокультурные, просветительские идеи и деятельность декабристов.

В первой половине XIX века во всём мире обострилась идейная и общественно-политическая борьба. Россия не был исключением. Однако, если в ряде стран эта борьба закончилась победой буржуазных революций и национально-освободительных движений, то в России правящая верхушка сумела сохранить существовавший экономическими и социально-политический строй. Основной причиной подъёма общественного движения стало растущее понимание всем обществом отставания России от более передовых западноевропейских стран. Не только прогрессивно мыслящие представители дворянства и формирующейся из разночинцев интеллигенции, но и помещики-крепостники ощущали необходимость кардинальных перемен.

Однако в общественном движении России была своя специфика. Она выражалась в том, что в России фактически не было буржуазии, способной бороться за свои интересы и за демократические преобразования. Широкие народные массы были темны, необразованные и забиты. Они долго ещё сохраняли монархические иллюзии и политическую инертность. Поэтому революционная идеология, понимание необходимости модернизации страны складывались в начале XIX века, исключительно у передовой части дворянства, выступившей против интересов своего сословия. Круг революционеров был крайне ограничен - в основном, представители родовитого дворянства и привилегированного офицерского корпуса.

Клубные учреждения. История зарождения и развития общедоступных (не элитных типа Английского клуба) клубных учреждений свидетельствует о том, что они возникли во второй половине XIX века, как общественные просветительские учреждения. Известен целый ряд форм таких учреждений, которые по своей природе выполняли функции общественного клуба или объединения клубного типа. Это комитенты грамотности, общества содействия народному образованию, общества поощрения образования, общества распространения технических знаний, общество разумных развлечений, попечительства народной трезвости, общества врачей, краеведов, театральных и литературных деятелей.

Быстрое расширение сети различных объединений в первые после революционные годы позволило надеется на их дальнейшее бурное развитие. Однако путь, который прошли самодеятельные общественные формирования, оказался отнюдь не безоблачным.

В 50-е годы наступил период так называемой "хрущёвской оттепели". Так в 1956 году были созданы такие общественные организации, как Ассоциация содействия ООН в СССР, Комитет молодёжных организаций СССР, Комитет светских женщин и т.д. Годы застоя были застойными и для общественных объединений. Тогда появились только три общественные организации: Советский комитет за европейскую безопасность и сотрудничество. (1971 годы), Всесоюзное агентство по авторским правом (1973 год) и Всесоюзное добровольное общество любителей книг (1974).

Советское общество второй половины XX века было сложной системой со множеством течений и структур, многие из которых не управлялись коммунистическим режимом. Наиболее заметным движением было диссидентство. Но диссидентство было только частью более широких дискуссий и социальных инициатив. Несмотря на аполитичность большинства населения, в стране существовал значительный слой людей, отстаивавших различные идейные позиции. Формирование гражданского общества в Советском Союзе продолжалось и во второй половине 60-х- первой половины 80-х- годов. Относительно широкий слой интеллигенции продолжал обсуждать наиболее острые проблемы истории и современности. Во многом споры 70-х- начала 80-х годов предвосхитили реформы 80-90-х годов.

В Советском Союзе существовали и массовые самостоятельные от тоталитарных институтов неформальные организации. Они взаимодействовали с властью и её "приводными ремнями", но в своих действиях руководствовались собственной логикой. Это явление можно охарактеризовать как неформальные движения - субкультуры, объединенные общим делом - социальным творчеством, созданием новых "неофициальных", непривычных форм жизни.

Распад СССР и "шоковая терапия" начла 90-х годов, привели к существенным изменениям и в структуре гражданского общества. Оно профессионализировалось, заметно потеряло в численности, а в начале XXI века - и во влиянии. Под давлением социальных трудностей старое поле неформальных движений фактически распалось.

В итоге, следует отметить, что бурное развитие различных объединений совпадет с периодами расширения демократии. Отсюда следует принципиальный вывод о том, что уровень демократизации общества в малой степени определяется количеством добровольных формирований, степенью активности их участников. В свою очередь отсюда следует и другой вывод: появление современных общественных деятелей не есть результат чьей-то злой воли, оно вполне закономерно. Более того можно смело предположить, что по мере дальнейшего расширения демократии число неформальных общественных образований и их участников будут возрастать .

Технологии социально-культурной деятельности общественных организаций и движений.

В данном параграфе рассматриваются различные виды социально-культурных технологий, их основные закономерности, и существующая практика применения этих технологий общественными организациями в нашем городе.

Как во всём мире и в России, так и в городе Челябинске некоммерческих организаций насчитывается более 700. Какие-то из них более развиты, какие-то - менее. Организации как люди: рождаются и умирают, активизируются и засыпают.

Множество идей, проектов и предложений, выдвигаемых общественными организациями, реализовано в городе. Становление структур и увеличение потенциала некоммерческих организаций позволит перейти на новый качественный уровень - комплексной политики социального партнёрства.

Это не только взаимно полезные для жителей города дела, создание нормальной стабильной обстановки жизни в городе, но и ещё один шаг к формированию демократического общества, в котором складывается отношения взаимной ответственности и взаимной зависимости от результатов совместных действий общественности, власти и бизнеса.

В нашем городе функционирует более 700 общественных организаций, которые можно разделить по следующим видам: ветеранские, военно-патриотические, детские, женские, в сфере жилищных отношений, в сфере здравоохранения, объединение людей с ограниченными физическими возможностями, в сфере культуры, молодёжные, научно-просветительские, в сфере образования, этнокультурные, в сфере международного сотрудничества, объединения по интересам, органы территориального общественного самоуправления, в сфере поддержки негосударственных объединений, правозащитные, профессиональные объединения, в сфере поддержки семьи, в сфере социальной защиты, физкультурно-защитные, туристические, экологические и др.

1. Культуротворческие и культуроохранные технологии.

Культуротворческие, развивающие технологии имеют широкое распространение на всех этапах социализации личности. Практическое освоение этих технологий начинается в период ранней социализации, когда ребёнок стоит перед необходимостью приобретения социально обязательных общекультурных знаний, умений и навыков, когда через семью, сеть учреждений дошкольного, школьного и дополнительного образования и других социальных институтов он осознанно приобщается к целому созвездию субкультур, в том числе молодёжной.

Разные виды творческих формирующих, развивающих технологии в области профессионального и самодеятельного социально-политического, художественного, научно-технического, прикладного творчества и любительского движения становятся достоянием каждого человека как за счёт субкультурных механизмов, когда личность находится как бы внутри той или иной субкультуры, так и за счёт обще социальных, государственных программ.

Серьёзные изменения происходят в методике культурно-творческой деятельности. В новой социально-культурной ситуации существенно расширяется диапазон творческой активности масс. Наряду с дальнейшим развитием художественной самодеятельности новые импульсы получает научно-техническое и прикладное творчество, и прежде всего различные виды социально-политической деятельности.

2. Технологии художественно-творческой деятельности.

Получают развитие коллекционно-собирательская, аналитическая и научно-исследовательская работа в области культуры и искусства. Возрастает интерес к творчеству, в первую очередь к авторскому. Повышается престиж театральных студий, театров публицистических, эстрадных, миниатюр, работающих на местном материале. В сфере музыкальной самодеятельности проявляется интерес к авторской песни, рок-творчеству, собирательству, обработке и воссозданию музыкального фольклора.

Активизируется работа по возрождению утраченных художественно-бытовых традиций. Одно из направлений такой деятельности - развитие прикладных культура творческих ремесленнических технологий, благодаря которым сохраняются традиции бытовых и художественных ремесел, поддерживается статус ремесла как историческая и культурная ценность.

У нас в городе традиционной стала ярмарка народных промыслов в выставочном центре, где представлены изделия из различных материалов, изготовленные по старинным технологиям.

Повышается значение самодеятельного искусства в развитии различных субкультур. В рамках этого процесс активно формируется устойчивая локальная культура, дифференцированная в соответствии с наличием определённых групп населения региона.

Существенно меняются формы руководства самодеятельным творчеством. Вводятся в действие естественные механизмы его развития. Активизируются факторы его саморегуляции. Упрощается характер планирования, учёта и отчётности. Отменяется жестокий контроль за репертуаром, выставочной и концертной деятельностью. Упрощается система регистрации любительских объединений и клубов по интересам. Культурно-досуговые центры начинают уделять большое внимание не институциональным формам самодеятельности по месту жительства. Расширяются масштабы самодеятельности, развивающиеся вне рамок учреждений культуры.

3. Культуроохранные технологии.

Главной установкой культуроохранных технологий является сохранение культурно-исторической среды с помощью современных охранно-реставрационных мероприятий. Суть этой установки заключается в том, чтобы сберечь, по возможности, зримые приметы и знаковые ценности каждого отдельного взятого - возрастного, социального, профессионального, этнического культурного - сообществ, превратить их в активно функционирующие элементы современных образовательных, художественно-творческих, развлекательных процессов.

В этих целях привлекаются технологии создание территориальных краеведческих энциклопедий и справочников; технологии организации краеведческой работы; технологии развития туристско-экскурсионных маршрутов на базе историко-культурных и историко-промышленных объектов; технологии возрождения традиционных форм социокультурной деятельности; народных промыслов, ремёсел, обрядов.

4. Рекреативные технологии.

Рекреативные (восстановительные) и спортивно-оздоровительные технологии предназначены для обеспечения и сохранения жизнеспособности человека. Они универсальны по своему использованию. В процессе социально-культурной деятельности.

Современные рекреативные методики основаны на психолого-педагогических закономерностях развлекательно-игровой, физкультурно-оздоровительной, художественно-зрелищной деятельности. В процессе разработки большинства рекреационных проектов, ориентированы на повышение качества уровня жизни и оздоровления быта, основанное внимание специалистов сосредоточенно на внедрении новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины в практику массового и специализированного досуга.

Основным и исторически сложившимся видом рекреации всегда был спорт. В настоящее время в Челябинске существует более 70 спортивных организаций, в основном это федерации различных видов спорта, оздоровительные клубы и секции.

5. Анимационные социокультурные технологии.

Цель анимационных технологий обладает ярко выраженно гуманитарной направленностью - предотвратить отчуждение личности в культуре общества, в структуре общественных отношений.

Среди профессиональных аниматоров выделяют два типа: руководители-координаторы и специалисты педагоги, возглавляющие кружки и студии, преподающие на курсах, занимающиеся социально-культурной деятельностью по месту жительства, оказывающие психологическую поддержку в структуре повседневных общественных отношений. В содержании анимационных технологий входит комплексная оценка кризисной ситуации, оказание помощи в определении и сознание того, какой из способов действия в данной ситуации подходит для эффективного достижения цели, осознание реальных возможностей и их выбора, осознание вероятных последствий того или иного решения.

Организация отдыха и развлечений несёт значительную социальную, воспитательную, психологическую, реабилитационную нагрузку. Содержательная сторона рекреационных технологий постоянно расширяется и обогащается за счёт привлечения традиций народной досуговой культуры, возрождение прежних и культивирование новых народных праздников, обрядов и ритуалов - святочных действ и юморин, дней смеха и карнавалов, литературно-художественных, спортивно-туристских и семейных праздников, праздника цветов и праздника русского чая, дней городов и других мероприятий.

Отличительной чертой организации досуга в спортивно-очаровательных и туристско-экскурсионных центрах является интеграция отдыха, укрепление здоровья, духовного обогащения и разностороннего развития личности.

В этот сложный период, в котором находится сейчас наша страна, появляется множество психологических и кризисных центров, деятельность которых направлена на психологическую помощь населения.

6. Педагогические игровые технологии.

В ряду рекреативно-оздоровительных технологий значительное место занимает обширная по масштабам игровая деятельность.

Из всех известных видов социально-культурной деятельности игра предстаёт наиболее свободной деятельностью. Игровые технологии демонстрируют продуктивную социально-культурную деятельность независимых субъектов, которая осуществляется в рамках добровольно принятых на себя условных правил и обладает множеством привлекательных качеств - социально-психологических, эстетических, гедонистических, морально-этических.

Как рекреативная технология, игра обладает хорошо известными педагогическими и организационно-методическими преимуществами. Она позволяет существенно сократить время на накопление необходимой информации, приобретение тех или иных умений и навыков; способствует имитации различных видов социальной деятельности, расширяет сферу контакта личности с различными социальными группами, организациями и движениями, ознакомление со многими жанрами искусства и литературы. Интенсифицируя само рефлексию личности, игра является действенным инструментом углубления демократичности общения, сотрудничества, социального диалога.

С.А. Шмаков выделяет следующие главные методы организации детского досуга:

Метод игры и игрового тренинга. Игра - самостоятельный и очень важный вид деятельности детей, равноправный со всеми иными. Игра может выступать формой неигровой деятельности, элементом неигрового дела.

Метод театрализации. Досуг детей имеет бесконечное множество сюжетов и социальных ролей.

Согласно классификации А.В. Соколова, в зависимости от целевого назначения и психологического контекста игровые технологии могут быть разделены на несколько поведенческих типов.

Наиболее распространённым в игровых технологиях является метод состязательности. Его суть состоит в борьбе за превосходство в спортивных соревнованиях, азартных играх, лотереях, конкурсах предоставляющих возможности для своего шанса. Главным игровым выигрышем здесь служит ощущение победы и самоутверждение. Состязание распространяется на все сферы творческой деятельности, кроме нравственной.

Своеобразную по содержанию технологию представляет игра-сказка. В этой технологии основной акцент переносится на психологическую разгрузку, уход в иллюзию, гедонистические ощущения, что в определённой мере граничит с самоманипулированием. На "сказочно-игровых" технологиях строится как первобытный, так и современный фольклор.

Весьма примечательными являются развлекательно-игровые технологии типа игра-маскарад.

Эти технологии применяются почти во всех организациях, работающих с детьми и подростками: детское общественное объединение "Радуга", детско-юношеский центр "Рифей", общественная организация "Уральское подворье". Также методы театрализации применяют многие организации, которые занимаются зрелищно-театральной деятельностью: Муниципальное учреждение культуры "Молодёжный театр".

7. Социально-защитные и реабилитационные технологии.

Сфера культуры, искусства, образования, спорта характеризуется наличием различных по содержанию и направленности социально-защитных, реабилитационных технологий.

Это, во-первых, основные, базовые технологии типа специализированных игровых, культуротерапевтических, арттерапевтических и других. Эти технологии не случайно обозначаются как базовые. Они первичны по своей сути, не зависят от влияния внешних социально-экономических, политических, культурных и других факторов, отличаются определённой стабильностью, постоянством составляющих их элементов.

В качестве постоянного ресурсодержателя базовых социально-защитных и реабилитационных технологий фигурируют, как правило, государственные и негосударственные структуры, в их числе органы муниципального управления, государственные учреждения социально-культурной сферы, общественный сектор и коммерческие организации. В повседневной практике социально-культурной деятельности по-прежнему остаются приоритетными традиции просветительства, меценатства, попечительства, благотворительности, социального посредничества и таким образом, общественные организации и движения выступают как выразители интересов отдельных социальных слоёв и групп, а так же как субъекты реформационного процесса. Они способны представлять интересы населения, взаимодействовать с властью, в определённых случаях оказывать давление на неё. Общественные движения, выступая в качестве одной из самых динамичных организационных форм, быстрее других адаптируется к другим социальным условиям, аккумулируют новые идеи, приспосабливаются к изменившимся правилам. Особенностью современного общества является появление гибких социальных структур, в качестве которых выступают общественные организации и движения, позволяющие сочетать свободу и интересы индивидов с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.

У общественных объединений впереди много работы. Необходимо развивать естественный баланс всех возможных форм взаимодействия государственного, общественного и коммерческого сектор, искать новые формы социального партнёрств.

Можно уверенно сказать, что деятельность общественных объединений ускоряет развитие демократических процессов в регионе. Реальность подтверждает, что опыт социальных коммуникаций, накопленный гражданским сектором, успешно трансформируется в новые эффективные формы управления общественной жизнью.

Выводы

Анализируя состояние и тенденции развития социально-культурной и политической жизни России на протяжении нескольких столетий можно сделать вывод, что именно с появлением общественных движений нередко начинаются глубинные преобразования общества и его социально-культурных структур.

Большевистской революции 1917 года предшествовала целая волна социалистических движений. Но из этих малочисленных кружков в последующие годы разродилось широкое и вполне массовое движение народников-социалистов. Далее оно раскололось и породило новые волны общественных движений, которые, пройдя вновь стадию кружков, уже марксистских, привели к созданию большевистской партии, а потом к революции и созданию одной из двух сверх держав XX века - СССР, уже полноценного мирового проекта. Партия хорошо осознавала начало этой новой эпохи, где собственно проходил первоначальный генезис социалистического проекта.

Даже оглянувшись на несколько десятилетий назад, мы видим пёструю картину общественных движений, представителей которых ещё не трудно встретить по жизни и узнать подробности зарождения и развития движения из первых уст. В особенности интересны те из общественных движений, что появились снизу, и развивались часто не только без государственной поддержки, но порой даже преодолевая государственное давление.

В настоящее время существует широкий диапазон общественных интересов людей: от политических и экономических до досуговых, от национальных и националистических до космополитических, от проблемных (например, экологических) до любительских объединений по интересам.

Что характерно для этих движений и организаций?

Во-первых, они выявили многообразие установок людей на решение тех или иных общественных проблем. Над ними перестали довлеть за данность, различные ограничения и официальные регламентации. Создана реальная возможность реализовать свои цели, объединить себе подобных и бороться за выживание в этом меняющемся мире.

Во-вторых, новые общественные движения вступили в достаточно жёсткую конфронтацию со старыми сложившимися структурами, и они в значительной мере проявили свои бойцовские качеств, верность идее и, что особенно важно, эффективность своей работы, способность увлечь за собой людей.

В-третьих, среди части общественных формирований появились организации, группы риска, которые характеризуются не только позитивными целями, но и асоциальными, криминогенными устремлениями. Сюда можно отнести и организации профашистского, националистического толка, что, конечно, не способствует установлению благоприятной общественной атмосферы.

И наконец, идёт глубокая трансформация существовавших общественных структур. Время обновления позволило достаточно чётко проверить жизненность многих из них, их способность к развитию в новых условиях.

Иначе говоря, возникновение и функционирование новых объединений, преобразование старых общественных организаций символизируют оправдавший себя в истории подход: чем больше мнений, тем вернее решение. Однако творческий потенциал народа по совершенствованию политической системы нового общества ещё далеко не реализован. Возможности людей пока в основном проявляются стихийно и не всегда в оптимальном варианте, ибо нет механизма поддержки социальных инициатив.

Наиболее распространёнными видами деятельности общественных организаций и движений являются:

Предоставление социальных услуг (40%)

Образование (26%)

здравоохранение (6%)

Работа профессиональных ассоциаций и союзов, управление недвижимым имуществом (ТСЖ).

По данным опроса руководителей организаций, 33% зарегистрированных организаций не имеют оплачиваемых сотрудников, ещё 35% имеют не более чем 5 сотрудников, 23% имеют от 6 до 10 сотрудников. Доля относительно крупных организаций, таким образом, невелика. Волонтёры отсутствуют в 28% некоммерческих организаций, а ещё 25% организаций имеют от 10 волонтёров. Вместе с тем, 10% организаций, по оценкам их руководителей, имеют более чем по 100 регулярно работающих волонтёров. Одна из причин относительно невысокой вовлеченности граждан в "третий сектор" состоит в их довольно слабой информированности о деятельности некоммерческих и общественных организаций постепенно становятся бизнес и государство, которые стали предлагать "третьему сектору" значительные ресурсы. Появляются и по - настоящему независимые, крупные и цивилизованно действующие благотворительные организации российского бизнеса.

Таким образом, общественные организации и движения осуществляют социально-культурную деятельность с целью общего культурного подъёма населения России. В частности, в Челябинской области активно проявляют социально-культурную деятельность достаточное новшество волонтёров от общественных организаций и движений.

Список литературы

1. Агапов А.Б. Некоторые проблемы информационно-правого обеспечения деятельности общественных объединений в Российской Федерации // Государство и право - 2011, №2. - с.100.

2. Арнольдов А.И. Социальная педагогика: Восхождение к новому гуманизму // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: Сб. ст. / МГУК. - М., 2012.

3. Брусов С. Специфик социальных технологий и их использование в сфере культуры и досуга // Культурно - досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования. - Свердловск, 2011. - с. 55.

4. Дмитров Р. Организация, движение, институт // Общественные самодеятельные движения: проблемы и перспективы. - М..,2011. - с.173.

5. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительской работы. / А.Д. Жарков - М.: Просвещение, 2011.

6. Жарков А.Д. Теория и технология деятельности: Учебник для ВУЗов. / А.Д. Жарков. - М.: Изд. Дом МГУКИ, 2010. - с.480.

7. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности.2012. - с.89

8. Жаркова Л.С. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований. / Л.С. Жаркова, В.М. Чижиков. - М., 2013.

9. Жарков Л.С. Деятельность учреждений культуры. 2013. - с. 66

10. Исаев И.А. История государства и права в России: учебник. / И.А. Исаев - М.: Юрист, 2011.- с.768.

11. Карамзин Н.М. История Государства Росcийского / Коммент. А.М. Кузнецов - Калуга: Золотая аллея, 2013.

12. Киселёв Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебник. / Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2014. - с.539.

13. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории: Частное издание для слушателей автора. / В.О. Ключевский. - М.: Прогресс - Пангея, 2012. - с.208.

14. Милов Л.В. История России начиная с XVIII до конца XIX века. / Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Боханов; отв. ед. А.Н. Сахаров. - М.: ООО "Изд-во АСТ-ЛТД", 1998. - с.544.

15. Орлова Э.А. Культурная политика в контексте модернизационных процессов // Теоретические основания культурной политики. - М.: Рос. Институт культурологии, 2013.

16. Романова Е.Н. Неформальные объединения: новые подходы и перспективы изучения / Е.Н. Романова, Н.Н. Дьчкова // Национальный и социо-культурные процессы в СССР: тез. Докл. Всесоюз. Науч. Конф.- Омск, 2010. - с.41, 42.

17. Рябков В.М. Историография социально-культурной деятельности, Социально-культурная деятельность (вторая половина ХХ ХХ - начало XXI вв.) 2011 - с 59-83.

18. Смирнова М.С. Социально-культурное многообразие в зеркале методологии // Общественных науки и современность. - 2013. -№1.

19. Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. - СПб., 2012 - с.79.

20. Сорокин П.А. Социально-культурная динамика. - 2006 - с.154.

21. Справочник некоммерческих организаций г. Перми - год 2001. - Пермь: региональный центр международных проектов, 2011. - с.116.

22. Стрельникова Ю.А. Развитие Теоретических основ просветительской деятельности советских клубов: Дис-я. - М.:МГИК, 2011.

23. Территориальное общественное самоуправление: Пермский опыт: Сборник статей и метод материалов. - Пермь: администрация г. Перми, 2012. - с.38.

24. Черемных Г. Общественные объединения: регулирование деятельности // Российская юстиция. - 2013. -№4. - с.36.

25. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. -М.: Новая школа, 2004 - с. 240.

26. Шейман И.М. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. / И.М. Шейман. - М., 2013. -с. 67-69.

27. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: Уч. Пособие. / Н.Н. Ярошенко. - М., 2014.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Принципы и функции социально-культурной деятельности общественных организаций в Российской Федерации. Анализ основной сферы деятельности и опыта работы общественной организации на примере Совета общественного самоуправления микрорайона "Карпинский".

    курсовая работа , добавлен 19.11.2010

    Основные понятия современной социально-культурной деятельности. Общественно-добровольное формирования, фонд, движения и учреждения и их роль в развитии социально-культурной сферы. Особенности социализации детей и подростков в культурно-досуговой сфере.

    реферат , добавлен 11.09.2014

    Понятие "общественные организации", их классификация и регламентация деятельности. Законодательное оформление деятельности общественных организаций и создание специальных органов, которые бы их контролировали. Анализ общественных организаций 1920-х гг.

    реферат , добавлен 05.01.2013

    Особенности и функции социально-культурной деятельности с людьми третьего возраста. Организация различных курсов и творческих мастерских. Создание условий для самоорганизации и социальной интеграции в современное общество пожилых граждан и инвалидов.

    отчет по практике , добавлен 23.06.2014

    Основные подходы к рационализации и повышению эффективности деятельности предприятий социально-культурной сферы. Реализация программы по повышению эффективности деятельности учреждений и организаций социально-культурной сферы на примере ОАО "Горизонт".

    реферат , добавлен 27.11.2012

    Составляющие ресурсной базы организаций социально-культурной деятельности. Информационно-методический центр Комитета по культуре Ленинградской области. Книжные магазины "Буквоед" и "Дом книги". Районная библиотека (на примере "Центра деловой книги").

    контрольная работа , добавлен 28.06.2013

    История и теоретические основы социально-культурной деятельности, ее закономерности, представление об основных сферах ее реализации. Характеристика основных ее субъектов, ресурсной базы. Содержание и функции современных социально-культурных технологий.

    учебное пособие , добавлен 10.12.2010

    Сущность и специфика управления деятельностью методических служб и центров в социально-культурной сфере. История становления методической просветительной работы в России. Значение областной и районных методических служб культурно-досуговой деятельности.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2014

    Система культурно-досуговой деятельности как фактор воспитания молодежи. Потребности, интересы и предпочтения молодежи в саморазвитии. Включение молодежи в социально значимые виды деятельности. Создание оптимальных условий в учреждениях культуры.

    курсовая работа , добавлен 21.08.2013

    Роль социально-политических институтов в развитии творческой активности молодежи. Государственные, общественные организации и социально-профессиональная мобильность рабочей молодежи. Воспитательная функция профсоюзов, ученических бригад и комсомола.

Ресурсная база социально-культурной деятельности

Социально-культурную деятельность можно представить в виде организации ресурсов для выполнения целей и задач, достижения конкретных результатов.

Социально-культурные институты классифицируют по самодостаточности ресурсного обеспечения.

Существуют разные виды ресурсов, характеризующих ресурсную базу:

  • нормативный ресурс – совокупность организационно-технологических и нормативных документов, инструктивной информации, предопределяющая порядок подготовки и осуществления социокультурной деятельности;
  • кадровый, или интеллектуальный ресурс – номенклатура специалистов, технического и вспомогательного персонала, созданная по интеллектуальному и профессиональному уровню, соответствующих функциям организации и гарантирующих производство качественных культурных услуг и благ;
  • материально-технический ресурс – содержит имущество, специальное оборудование, инвентарь для производства, использования культурного продукта, создания необходимой среды для предоставления досуговой, культурной, просветительской деятельности; недвижимость, обеспечивающую деятельность объектов культурного назначения;
  • финансовый ресурс – включает бюджетное и внебюджетное финансирование;
  • социально-демографический ресурс – совокупность физических лиц, которые проживают на конкретной территории (поселок, город, микрорайон), отличающиеся по этническим, социальным, возрастным, профессиональным и другим признакам;
  • информационно-методический ресурс – включает все средства и способы информационно-методического, организационно-методического обеспечения, повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере социально-культурной деятельности;
  • морально-этический ресурс – способствует реализации норм, требований, принципов, определяющих согласованность норм общения, профессионально-нравственных позиций, поведения участников деятельности в социокультурной сфере, базирующихся на доброй воле и совпадении интересов.

Типология объектов социально-культурной сферы

В современном мире широко применяется матрица, сопоставляющая социально-экономическое положение объектов культуры и механизмы развертывания профильной и коммерческой деятельности . Матрица позволяет создать типологию объектов социокультурной сферы, зависящих от их экономического статуса:

  1. Объекты сферы социально-культурной деятельности федерального и государственного назначения (музеи, театры, творческие коллективы, заповедники и др.), представляющие общенациональное культурное достояние. Пользуются финансовой поддержкой как государственных, так и негосударственных организаций, могут предоставлять услуги высокой стоимости.
  2. Объекты сферы социально-культурной деятельности регионального назначения, находящиеся на бюджетном финансировании (полном или частичном). Характерны: неустойчивое экономическое и хозяйственное положение, слабая материально-техническая база, формально существующий (или отсутствующий) расчетный счет в банке, нестабильное положение, текучесть кадров.
  3. Учреждения и организации, нуждающиеся в больших инвестициях со стороны ресурсодержателей (муниципальных органов, доноров, спонсоров и меценатов) в свои программы и проекты. Характерны: использование различных форм собственности, свобода выбора финансирования, видов культурной деятельности.
  4. Отраслевые учреждения и организации, пребывающие на полной или частичной самоокупаемости. Характерны: активная хозяйственная позиция, самостоятельность в выборе видов культурной деятельности и досугового обслуживания, инвестирование своего развития, внешних программ и проектов.

Замечание 1

Социально-экономический статус объекта культуры, искусства, образования, досуга, спорта является результатом взаимопроникновения и пересечения ряда характерных параметров, расширяющих представление об объекте как о специфическом социальном институте культуры современного региона.

Классификация социально-культурных институтов, основанная на особенностях их ресурсной базы

В зависимости от характера использования и назначения ресурсной базы социально-культурные институты делят на:

  • однопрофильные, предоставляющие разнообразие культурной деятельности на основе одного вида, жанра, направления, формы культуры, искусства, досуга, спорта и т.д.;
  • многопрофильные, предусматривающие развитие разных направлений деятельности одновременно – социокультурной, досуговой, просветительской;
  • прокатные, или посреднические, обеспечивающие проведение на своей базе мероприятий общественно-политического и культурного назначения.

Согласно программно-целевому принципу материально-технического и финансового обеспечения предусмотрено целевое использование ресурсной базы институтов социокультурной сферы.

Философия под институтом понимает элемент социальной структуры, исторические формы организации и урегулирования общественной жизни, передача культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни приобретение культурологических знаний.

Термином "социально-культурный институт" обозначаются:

Государственные и муниципальные структуры

Производственные объединения и предприятия

Негосударственные общественные организации

Системы народного образования

Средства массовой информации

Специальные учреждения социально-культурного профиля: театры, музеи, библиотеки.

Социально-культурный институт объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решения конкретных социально-культурных задач.

Сеть культурно-досуговых учреждений.

Под сетью понимается объединение (сеть библиотек, сеть клубов...), в основу которого положен территориальный или ведомственный признак.

Территориальный признак учитывает количество учреждений по месту их расположения в масштабе района, города, области, края.

Ведомственный признак учитывает численность учреждений по их подчинённости, по финансированию:

Государственные

Муниципальные (местный бюджет)

Общественные (профсоюзные, различных обществ).

Коммерческие.

Ведомственные.

До 1917г. Сеть КДУ была развита слабо. Её развитием занималось не правительство, а российские просветители (Радищев, Фонвизин конец 18 века). Это были библиотеки, музеи, театры как формы внешкольного образования:

1830-публичные библиотеки

1834-библиотеки в 18 городах России

середина 19 века - воскресные школы, народные театры, создавались по инициативе революционно настроенной интеллигенции.

70-е годы - сельские, городские библиотеки и общедоступные профессиональные театры.

80-е годы - воскресно-вечерние школы для рабочих.

90-е годы - народные дома и народный театр, растёт сеть школ для взрослых.

Народные дома строились на средства владельцев заводов и фабрик и вмещали в себя библиотеку, читальню, зрительный зал и чайную.

К 1903 году насчитывалось около 10 тысяч бесплатных библиотек в сельской местности.

Таким образом, к 1917 году создана сеть учреждений школы и курсы для взрослых, народные университеты, публичные библиотеки. Сеть была малочисленной, КПУ находились в крупных городах до Урала.