Для чего гейдар джемаль прикинулся шизофреником и получил инвалидность. Биография гейдара джемаля Гейдар джемаль умер известный общественный деятель

В Москве в семье художника. Его мать была дрессировщицей хищников. Дед по отцовской линии возглавлял отдел по борьбе с бандитизмом в НКВД Закавказской республики, во время Великой Отечественной войны был военным комиссаром Карабаха, затем председателем верховного суда Азербайджана. Дед по матери, Игорь Шаповалов, был директором Малого театра и заместителем министра культуры СССР.

В 1965 году Гейдар Джемаль при МГУ, но спустя два года он был исключен из университета с формулировкой "за буржуазный национализм".

По договору Джемаль работал рецензентом иностранных поступлений в Фундаментальной библиотеке общественных наук (ФБОН), Всесоюзной государственной библиотеке иностранной литературы (ВГБИЛ), Государственной публичной исторической библиотеке и др.

Входил в круг так называемого Южинского клуба, объединявшего интеллектуалов, занимавшихся проблемами метафизики, эзотерической традиции, "психологии глубин" и т. д.

В 1979 году установил связи с исламскими кругами в Таджикской СССР.

С 1980 года — активный член преследуемого в СССР Исламского движения Таджикистана, с 1987 года был членом политсовета.

В 1990 году совместно с представителями нелегальных организаций Поволжья и Кавказа Джемаль участвовал в организации Всесоюзной исламской партии возрождения. В 1991 году, после распада Советского Союза и выхода таджикского республиканского филиала, превратившегося в самостоятельную партию, он стал представителем "российского центра" при Центральном комитете Таджикской Исламской партии возрождения.

В 1992 году Джемаль был политическим советником вице-премьера исламо-демократического коалиционного правительства Давлата Усмона, отвечавшего за силовые структуры. После поражения коалиции стал партнером доктора Тураби (Хасана ат-Тураби) в Судане и курировал российский отдел в постоянном совете Хартумской международной исламской конференции (1992-1998).

В 1990-х годах он создал информационный центр "Таухид", издавал газету "Аль-Вахдат" ("Единение").

В это же время Джемаль участвовал в академической жизни города Кум — центра иранской шиитской теологии. В 1994 году он выпустил часовой документальный фильм "Исламская республика Иран".

Параллельно в Москве в 1993-1995 годах создавал передачи по религиозной исламской тематике в рамках программы "Ныне" на Первом канале. Также вел программы "Все суры Корана" на канале "Культура" и "Тысяча и один день" на канале РТР.

В 1995 году по предложению Тураби создал в Москве Исламский комитет, тесно сотрудничающий с Союзом мусульман России.

В этот же период Джемаль сотрудничал с мусульманскими организациями Европы, входил в президиум Всеевропейской конференции "Ислам — шанс Европы" со штаб-квартирой во Флоренции; поддерживал контакты с Британским советом мусульман, Исламским парламентом Великобритании, сорбоннским Клубом друзей ислама и др.

В 1998 году Джемаль читал факультативный курс лекций по социальной антропологии и политической философии в Кейптаунском университете в ЮАР. За этот курс он получил диплом почетного доктора Кейптаунского университета.

Также он читал лекции на тему "Традиция и реальность" на философском факультете МГУ.

С 2005 года был членом президиума Российского исламского наследия.

В последние годы Джемаль занимался чтением лекций, публичными комментариями по текущим событиям, сотрудничеством с различными интеллектуальными клубами в России и за рубежом.

Российский общественный деятель, занимал пост председателя Исламского комитета, принадлежал к оппозиционному общественному объединению «Другая Россия». Принимал участие в уличных акциях российской оппозиции, так называемых «маршах несогласных». Придерживался экстремистских взглядов, в частности, призывал к «упразднению» Израиля и Армении как государственных образований.

Детство и юность

Гейдар Джемаль родился в Москве осенью 1947 года в семье знаменитого азербайджанского художника Джахида Джемаля. Отец будущего общественного деятеля был родом из азербайджанского селения. Джахид сначала поступил в художественное училище в Баку, а затем перебрался в Москву, где продолжил образование в художественном институте имени .

Со временем Джахид Джемаль стал членом Союза художников, потом начал преподавать в Московском архитектурном институте, затем в академии имени Строганова и, в конце концов, в МГУ, где он стал профессором кафедры рисунка и живописи.

Дед Гейдара Джемаля со стороны отца был членом НКВД и боролся с бандитами, а в годы Второй мировой войны стал военным комиссаром.

Мать Джемаля была русской по национальности и работала в Театре зверей имени Дурова. Женщина занималась дрессировкой крупных хищников и была профессиональной наездницей. Дед со стороны матери был профессором и интересовался классической немецкой философией. От деда Гейдару Джемалю досталась большая библиотека, и от него же юноша перенял интерес к философии.


Родители Гейдара и остальные члены семьи придерживались атеистических взглядов, сам же Джемаль сформировал свое мировоззрение под влиянием ислама. Окончив школу, юноша поступил в МГУ, где изучал восточные языки. Уже в молодости Гейдар проявлял выраженные буржуазно-националистические взгляды, за что был отчислен через год после поступления. Джемаль зарабатывал на жизнь как токарь, а также время от времени занимался репетиторством.

Через некоторое время юноша по знакомству устроился работать в издательство корректором. Учреждение занималось медицинской литературой, там Гейдар познакомился и сдружился с редактором, который специализировался на психиатрии. Этот молодой человек не только поспособствовал тому, что Гейдар увлекся отраслью клинической медицины, но и ввел того в кружок писателя Юрия Мамлеева, который собирался у него на квартире. Члены этого кружка, помимо литературы, интересовались еще и оккультизмом.


В конце 1970-х Гейдар Джемаль познакомился с философом и вместе с ним вступил в очередной эзотерический кружок, в то же время продолжая устанавливать и укреплять связи с мусульманскими кругами. В конце 80-х Джемаль и Дугин также вдвоем вступили в ультраправую антисемитскую монархическую организацию «Память». Однако не прошло и года, как Джемаля оттуда выдворили за контакты с оккультистскими и сатанистскими диссидентскими кругами.

По утверждению журналиста “Независимой газеты” Григория Нехорошева, Джемаль состоял на учете в психоневрологическом диспансере как больной шизофренией. В материале сообщалось, что Гейдар «нарочно» изобразил душевную болезнь в годы юности, чтобы милиция перестала преследовать его и пытаться привлечь к ответственности за «тунеядство» - отсутствие официальной работы.

Карьера

В 1990-е годы Гейдар Джемаль активно занялся вопросом продвижения ислама в обществе. Он состоял в Исламской партии возрождения, основал религиозный информационный центр и два года издавал газету исламского толка, а с 1993 года принялся за издание профильного журнала.

Джемаль ездил в Судан, где участвовал в конференции, во время которой был создан Исламский комитет. В том же 1993 году он начал вести на Первом канале российского телевидения рубрику в программе «Ныне», посвященную вопросам ислама. Затем стал вести «мусульманские» телепередачи на каналах РТР и «Культура». Там он открыто пропагандировал собственные экстремистские взгляды, что поспособствовало закрытию этих передач в будущем.


В 1999 году Гейдар Джемаль пытался стать депутатом Государственной думы, а за год до этого читал лекции на филфаке МГУ.

Гейдар Джемаль выпустил ряд книг. Одна из них - сборник стихов, изданный в Екатеринбурге. Остальные его книги посвящены социально-политическим и религиозным вопросам. В 2004 году он выпустил сборник статей «Освобождение ислама», где продвигает идеи революции под знаменами теологии. За год до этого вышел другой сборник - «Революция пророков».

Личная жизнь

Жена Гейдара Джемаля - Галина Норская - была радикальной православной христианкой. У пары было двое детей. В 1966 году родился сын, которого назвали Орханом.


Впоследствии также стал общественным деятелем и военным журналистом. Второй ребенок - дочь по имени Каусар.

Смерть

В конце 2016 года у Гейдара Джемаля обнаружился рак, который и стал причиной смерти, вскоре его настигшей. Два месяца он боролся с болезнью в одной из больниц Алматы и умер в начале декабря.


Гейдар Джемаль скончался в 2016 году

Общественный деятель сам выбрал место своего будущего захоронения. Он не желал, чтобы его тело перевозили в Москву, и потребовал, чтобы похороны состоялись в Алматы, на «тюркской земле», по обычаю мусульман. Могилу Джемаля можно увидеть на кладбище Баганашил.

Цитаты

«Чеченцы и к моменту прихода русских имели длительный опыт обороны... Чечня была камнем преткновения для очень многих».
«Ислам - это протестное мировоззрение улицы, а не порядок, установленный мерзавцами у власти. Но это не толпа. Это высокая политическая самоорганизация».

5 декабря в Алматы на 70-м году жизни один из ярчайших проповедников современности, российский исламский общественный деятель, председатель Исламского комитета России, сопредседатель и член президиума общероссийского общественного движения "Российское исламское наследие" - Гейдар Джахидович Джемаль.

На похороны Джемаля в Алматы пришли более трёхсот человек. Многие из них прилетели из России, Азербайджана, Кыргызстана. Прощальную дуа на кладбище Баганашыл имам мечети Хазрет Султан Максатбек Каиргалиев. Он прилетел специально на похороны Гейдара Джемаля. В прощальной проповеди Максатбек Каиргалиев сказал, что люди многих стран и конфессий потеряли частичку себя.

По словам последователей Ислама, смерть мусульманина - не повод для слёз. Праведник обязательно попадёт в рай, а по грешнику и плакать нечего. Это особенно важно в случае с Гейдаром Джемалем. Ведь его жизнь не закончилась со смертью тела. Его дела будут жить и продолжаться единомышленниками, учениками, детьми. В эксклюзивном интервью сайт Орхан Джемаль, сын Гейдара Джемаля, рассказал, когда и зачем проповедник вступил в сатанинский националистический клуб, для чего прикинулся шизофреником и кто продолжит его дела.

Жизненный путь вашего отца весьма насыщенный. В разное время он был окружён разными людьми. Кого сейчас, после смерти Гейдара вы можете назвать его настоящим другом?

У Гейдара было много близких людей, ему было интересно в человеке всё яркое, необычное, значительное. Соответственно, возле него всегда было много людей чем-то замечательных. Многие из них становились его друзьями. Это люди из его молодости, о которой сейчас ходит великое множество фантастических слухов. Наиболее известные из них - Головин и Мамлеев - уже в могилах. К ним он всегда относился очень трепетно, несмотря на то, что позднее они разошлись в политическом, да и экзистенциальном плане. (Евгений Головин - русский писатель, поэт, переводчик, литературовед, оккультист, специалист по эзотерике, алхимик, мистик, автор песен; Юрий Мамлеев - русский писатель, драматург, поэт и философ, основатель литературного течения "метафизический реализм" и философской доктрины "Вечная Россия". - Авт .)

Были люди, просто оказавшиеся рядом с ним, потому что в силу тех или иных качеств оказались на острие истории. Скажем, Ахмад-Кады Ахтаев или Надыр-шах Хачилаев. Они были не просто политическими соратниками, а именно друзьями. Ну и наиболее ближний круг учеников. Ученичество у Гейдара подразумевало не просто освоение "мыслей мэтра", а непрекращающийся годами интеллектуальный диалог. Естественно, многие из учеников были не только "джемалистами" но и друзьями. Гейдар, как Сартр, мог позволить себе симпатизировать и дружить с теми, к кому общественное отношение не однозначно. Рядом с ним мог оказаться и профессор философии, и генерал РГУ, и ветеран джихада.

О том, с кем дружит Гейдар Джемаль, ходили легенды / Фото EADaily

Гейдар Джемаль начал множество проектов, и умер, не закончив многие из них. Кто из его соратников продолжит его деятельность?

Гейдар - не глава партии, после него остался корпус идей, которые принадлежат всем. Даже те, чьи пути разошлись с ним, и отношения доходили до разрыва, признают его учителем. Идеи и методологии Гейдара будут развиваться более широким фронтом, чем тот который мог бы возглавить "продолжатель дела".

Он слишком "глыбище" для одного продолжателя. Тут будет как с Марксом - кто его продолжатель? А их много разных - и теоретики, и практики.

О том, каким Гейдар был в молодости, ходит множество слухов. Каковы самые яркие воспоминания вашего детства об отце?

Я лежу на кровати и плачу, а очень молодой Гейдар сидит рядом, читает Чапека и заливается хохотом. Строго говоря, даже не уверен, что это моё воспоминание, а не рассказ, услышанный в детстве от какой-то родственницы, возмущённой беспечностью молодого отца.

Деятельность Гейдара всегда так или иначе была связана с риском. Были ли моменты, когда жизни Гейдара Джемаля и его семье угрожала реальная опасность? Получал ли он угрозы со стороны оппонентов, может быть вашу семью преследовали, приходилось скрываться?

Да, такие моменты были и неоднократно, и угрозы тоже были. В разные периоды были разные источники угроз. В последние годы у него вконец испортились отношения с российскими властями, строго говоря, он никогда не жаловал путинскую модель правления, а после 2011 года стал поддерживать идею объединения всех оппозиционных сил. В ту пору заводились уголовные дела, связанные с его деятельностью и деятельностью тех, кто был рядом с ним.

В России внутриполитическая ситуация развивается по сталинским калькам. В семье, конечно, обсуждался сценарий, что, может, даже придётся бежать или уходить в подполье. Но это была гипотетическая перспектива, по крайней мере, при жизни Гейдара.

Враги Гейдара утверждают, что он был ярым националистом и антисемитом. Признаёте ли вы, что в деятельности вашего отца проскальзывали националистические моменты?

Гейдар был безусловным интернационалистом. За его национализм выдают его позицию либо по палестинскому вопросу (он был радикальным противником сионизма), либо по карабахской проблеме, либо вопрос о Пригородном районе между Осетией и Ингушетией. Это политические вопросы, для него однозначно не имевшие отношения к национализму. Он не был антисемитом, мой ближайший друг армянин всегда был вхож в наш дом, а среди людей, солидарных с Гейдаром, пруд пруди осетинов.

- Согласно Википедии, Гейдар Джемаль в молодые годы посещал эзотерический кружок "Чёрный орден SS".

Это превратилось в какую-то страшилку. В реальности была компания интеллектуалов, сложившаяся вокруг Евгения Головина. Головин был исследователем традиций, связанных с алхимией и герменевтикой. В этот круг входили многие, кто ранее был связан с интеллектуальным и литературном клубом, организованным Юрием Мамлеевым. Они переводили и изучали Генона, переводили Майринга и Эйверса, были люди увлекавшиеся Гурджиевым.

Писатели, художники, поэты, переводчики, философы, бродяги, мистики, суфии и диссиденты от РПЦ и от СССР. Разумеется, в этом пространстве обсуждался и интерес Третьего Рейха к этой теме, ананербе и всё такое прочее. Это не организация, а культурная среда. Тема "Чёрного ордена СС" появилась в 90-е, когда Гейдар стал вмешиваться в оперативную публичную политику. Тогда стараниями нескольких журналистов были собраны все сплетни и слухи о той тусовке, которая сама себя называла шизоидным подпольем. Нашлись и эпатёры, и фантазёры, и вруны, которые состряпали пару-тройку статей. Их задачей было полить грязью Гейдара, который тогда засобирался в Думу. Это был типичный приём того времени, времени "грязных политтехнологий". А поскольку статейки были состряпаны смачно и помимо врак там были и отголоски правды, в дальнейшем их не раз тиражировали противники Гейдара. А "Чёрный орден СС" это, кажется, просто строчка из стихов Головина. Сами себя они так не называли, это выдумка появилась как раз в тех статьях.

В интернете немало информации о том, что Гейдар Джемаль проповедовал оккультизм и сатанизм, проводил оккультные обряды. Как вы можете это прокомментировать?

Гейдар был знаком со всем корпусом сколько-то значимых оккультных сочинений, он лично знал людей, использующих оккультные практики. К этим людям он относился скорее негативно и настороженно, и отвергал все предложения лечения их методами, которые поступали к нему в последние годы. Представить же Гейдара как участника чёрной мессы и проводящего обряд инвольтации может либо идиот, либо проходимец, пытающийся представить большую Личность в виде клоуна.

В 1990-е годы Гейдар Джемаль руководил организацией "Национально-патриотический фронт "Память". В то время эта организация получила статус антисемитской и националистической.

Период его связи с "Памятью" был недолгим, и расстались они не по-доброму. Антисемитом Гейдар не был, если не приравнивать к антисемитизму антисионизм. Другое дело, что что он никогда не проявлял по отношению к евреям политкорректного пиетета в духе: "ах, неужели и этот писатель еврей, надо же какой талантливый народ".

Для него не было народов "хуже", следовательно и не было "лучше". Он вообще относился к национальному несколько высокомерно, как к чему-то, что резонирует лишь в людях низкого пошиба. Хотя сентиментально относился ко всему азербайджанскому, а иногда и к русскому, на мой взгляд, не всегда заслуженно. Но если говорить о его самоощущении национального, то он конечно был скорее просто "лицом кавказской национальности", а детализация "азербайджанец" была на втором месте.

В молодости Гейдар Джемаль получил диагноз "шизофрения" и инвалидность II группы. Согласно источникам в интернете, диагноз не настоящий, ваш отец симулировал болезнь, чтобы получить возможность заниматься психологией, философией и изучением Ислама...

Поначалу косил от армии, а в диссидентские 70-е понял, что диагноз является дополнительной защитой от внимания КГБ.

Гейдар Джемаль не боялся выступать против действующей власти / Фото Обзор русскоязычных видеоблогеров

- 10 марта 2010 года Гейдар Джемаль подписал обращение российской оппозиции "Путин должен уйти". Зачем?

Он никогда не был поклонником Путина, в отличие от многих, кто нынче числится в оппозиции, а некогда своими руками лепил этого самого Путина.

На похороны вашего отца пришли алматинские приверженцы нетрадиционных мусульманских течений, например так называемые салафиты (в Казахстане салафиты приравнены к экстремистам). Они горячо поддерживают идеи вашего отца. Как Гейдар Джемаль относился к салафитам? Поддерживал ли он с ними связь, как комментировал их деятельность?

Гейдар был мусульманином и выступал за единство уммы и за преодоление разногласий между различными течениями и толками. Салафиты были для него такими же братьями-мусульманами, как все остальные мусульмане. Его система координат уммы не совпадала с привычной градацией по акыдам и масхабам, она не отвергала традиционную систему, но была больше политической.

Глупо отрицать, что ихваны и салафиты более прочих продвигали в последнее десятилетие проект политического ислама. То есть модели общества, когда принципам ислама подвержено всё, а не только культурно-литургическая сфера. Соответственно, он их считал авангардом уммы. Хотя вполне допускал, что авангардом в иных обстоятельствах могут быть и афганские матрудиты и турецкие ашариты.

Похороны Гейдара Джемаля прошли на кладбище Баганашыл в Алматы / Фото сайт

Гейдар Джемаль родился 6 ноября 1947 года в Москве в семье заслуженного художника России Джахида Шамиль оглы Джемаля и профессиональной наездницы и дрессировщицы Ирины Шаповаловой.

Генеалогическое древо Гейдара весьма интересно: его дед по отцу возглавлял отдел по борьбе с бандитизмом в НКВД Закавказской республики, во время Великой Отечественной войны был военным комиссаром Карабаха, затем председателем Верховного суда Азербайджанской ССР. Отец матери был высокопоставленным партийным деятелем, профессором немецкой классической философии. Именно он оставил в наследство внуку любовь к философии и превосходную библиотеку. По материнской линии Джемаль - прямой потомок генерала Шепелева.

Гейдар с ранней юности не боялся показывать непокорный характер. В 1965 году после окончания школы поступил в Институт восточных языков при МГУ, но через год был отчислен из него с формулировкой "в связи с проявлением буржуазного национализма". В 1968 году Гейдар начал всерьёз интересоваться психиатрией и познакомился с "шизоидным подпольем".

В 1979 году установил связи с исламскими кругами в Таджикской ССР. В то же время вступил в эзотерический кружок "Чёрный орден SS".

В конце 1988 года Джемаль вступил в общество "Память", но менее чем через год с ним же был исключён за то, что "контактировал и контактирует с представителями эмигрантских диссидентских кругов оккультистско-сатанинского толка". С 1989 года принимал участие в исламской политической деятельности в СССР. С августа 1986 года по июнь 1989 года состоял на учёте в МВД СССР как больной шизофренией с инвалидностью второй группы.

В 1990 году Гейдар Джемаль принял участие в создании в Астрахани Исламской партии возрождения и стал заместителем председателя этой партии. В том же году он создал независимый информационный центр "Таухид" и с 1991 по 1993 год издавал газету "Аль-Вахдат" ("Единение"). С 1993 года начал издавать журнал "Ат-Тавхид" ("Единобожие"). Летом 1995 года создал и возглавил "Межрегиональное общественное движение Исламский комитет".

Проповедник, телеведущий, наставник, психолог, философ, он читал лекции в МГУ и рассказывал про суры Корана по центральному телевидению. О его отношении к армянам и евреям ходили сотни сплетен, а вопрос о его настоящем вероисповедании до сих пор открыт. Гейдар Джемаль - противоречивая и загадочная личность, достойная тщательного изучения.

ночь на 5 декабря 2016 года скончался председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль – сопредседатель и член президиума Общероссийского общественного движения «Российское исламское наследие», депутат Национальной ассамблеи РФ и постоянный член Организации Исламо-арабская народная конференция (ОИАНК), инициатор создания Левого фронта России. Причиной смерти Гейдара Джемаля, по сообщению российского журналиста Максима Шевченко, стала продолжительная болезнь.

Он родился в 1947 году в Москве. В 1965 году поступил в Институт Восточных языков, из которого был отчислен «за буржуазный национализм» после года обучения. В 70-х годах Джемаль увлекался андеграудом Москвы. В это время им был написан ряд статей, предсказывающим скорое падение советского режима. В 80-е годы Гейдар уехал в Таджикистан, где стал сторонником «параллельного» ислама, неконтролируемого политической властью. В это же время он пытался контактировать с национально-патриотическим фронтом «Память», но быстро разорвал с ним отношения.

В 1990 году Джемаль принимал активное участие в создании Исламской партии возрождения в Астрахани и организовал информационный центр «Таухид», начав с 1991 года печатать газету «Аль-Вахад», просуществовавшую до 1993 года. С 1992 года он стал другом сына аятоллы Хомейни – Ахмадом Хоймени. Он часто ездил в Иран, где снял фильм о современном Иране: кинолента была показана на российском ТВ. Когда Ахмад умер, Джемаль продолжал контакты с министром иностранных дел Велаяти, спикером иранского парламента Натег-Нури, руководителями «Корпуса стражей исламской революции».

Гейдар Джемаль тесно общался с духовным лидером Судана – Хасаном ат-Тураби, с которым познакомился на первой обще-мусульманской Хартумской конференции в 1992 году. На этой конференции Джемаль сделал предложение создать международный Исламский комитет. Став значительным лицом на этих съездах, он приобрёл большое влияние и мог стать лидером, но ракетные удары ВВС США по Судану прекратили регулярность конференций, надолго отложив их.

Гейдар попытался укрепить объединение европейских мусульман, выступив на конференции «Ислам-Шанс Европы», которую организовал и поддерживал Клаудио Мути – итальянский филолог, принявший ислам и несколько лет издававший журнал «Джихад». Призывы Джемаля на этом форуме касались необходимости союза европейских приверженцев ислама против американского политического, экономического и военного присутствия. С 1993 по 1996 год Джемаль вёл на российском ТВ исламские программы «Ныне», «Минарет» и другие. Он проявлял активность при решении вопроса об исламе в Турции, читал лекции в ЮАР и выдвинул тезис о союзе ислама с православием в России против влияния Запада.

Может ли смерть 69 –летнего исламского лидера изменить обстановку во внутренней политике России, будет ясно позже. Он был влиятельной фигурой для огромной массы российских граждан. Сейчас всех мусульман страны волнует не то, почему умер Гейдар Джемаль, а кто займёт место в их сердцах и умах.

Античная мудрость гласит, что об умерших либо хорошо, либо ничего. Но надо сказать, что в античные времена не запрещали говорить об умерших справедливо. Диоген Лаэртский , передавший нам вышеуказанный афоризм, в своей книге «Жизнь замечательных философов» по отношению к прославленным людям античности был беспощаден.

К ныне покойному Гейдару Джахидовичу Джемалю тоже надо отнестись справедливо. Автор этих строк выражает соболезнование родным и близким покойного. При этом вынужден констатировать: Джемаль - фигура политическая. А как всякую фигуру подобного рода, его наследие надо оценивать в общеполитическом разрезе. То есть, объективно и строго. Более того, скончавшийся председатель Исламского комитета России, не занимая никаких государственных постов, очень хотел, чтобы его воспринимали как теневого мусульманского аятоллу всей России. Так он себя и позиционировал. Своего человеческого, слишком человеческого «теневой аятолла» почти никому не раскрывал.

Впрочем, такая позиция Джемаля объяснима. В российский политикум он попал из весьма специфического места - эзотерического кружка, собиравшегося с 1960 годов в коммунальной квартире писателя Юрия Мамлеева в Южинском переулке города Москвы. Этот кружок был, выражаясь современным языком, тусовкой людей, которых в приличном обществе бы на порог не пустили. Кроме чтения оккультных книг, члены кружка пьянствовали, употребляли наркотики и утоляли жажду неизвестного в сексуальных оргиях. Один из завсегдатаев кружка, впоследствии идеолог евразийства Александр Дугин , назвал кружок Мамлеева «шизоидным подпольем». Александр Гельевич еще мягко выразился. Себя члены кружка именовали «оккультными фашистами» и «сектой сексуальных мистиков». Джемаля с мамлеевских времен окрестили «философом-фаллистом». Тогдашний дискурс будушего «аятоллы» повергает благочестивых мусульман в шок. Чего, к примеру, стоит такой философский тезис: «Участие фаллоса в андрогинате предполагает принятие жертвенной обреченности и перспективы кастрационной гибели».

Распавшись в начале девяностых годов, кружок Мамлеева выпустил в свет, кроме Дугина и Джемаля, поэтессу Алину Витухновскую , известную не столько своими стихами, сколько распространением наркотиков.

Можно смело сказать, что свои университеты по исламу Гейдар Джемаль получил в кружке Мамлеева и тому подобных тусовках. Из академической базы у него - только два неполных курса Института восточных языков при МГУ (ныне Институт стран Азии и Африки). Арабского языка глава Исламского комитета России не знал вообще. Кроме оккультизма, молодой Джемаль интересовался психиатрией. По информации журналиста Григория Нехорошева , этот интерес возник у будушего идеолога политического ислама из-за проблем с советскими законами. Джемаль боялся, что его могут отправить «на химию» за тунеядство и спекуляцию, поэтому по совету друзей обратился за помощью к психиатрам. Психиатры помогли: в 1986 году Джемаля поставили на учет как инвалида второй группы с диагнозом «Шизофрения».

Через три года, в 1989 году, будущего главу Исламского комитета России с учета в психдиспансере сняли. В окружении Гейдара Джахидовича информацию о его близких контактах с психиатрами до сих пор считают клеветой. Один из поклонников Джемаля в беседе с автором этих строк сказал, что его кумир был психически здоров, а шизофрению использовал как прикрытие от властей, которые его преследовали за политические убеждения. Вторую часть довода стоит принять: известно, что в психдиспансере укрывалась от уголовной ответственности совсем молодая Валерия Новодворская . Но насчет первой части довода, то есть идеального психического здоровья Гейдара Джахидовича, есть большие сомнения. В начале нулевых годов в беседе с одним из журналистов «Независимой газеты» Джемаль на голубом глазу заявил, что Россия поставила Ливану для удара по Израилю межконтинентальные баллистические ракеты, притом несуществующей модели. Склонность Джемаля видеть во всех мировых событиях тайную руку российских спецслужб - это верный признак мании преследования. На конструкте происков ФСБ Джемаль строил почти все политические выводы последних пяти-шести лет своей жизни. Так, когда у него попросили комментарий на тему убийства татарского просветителя Валиуллы Якупова , Джемаль, не мудрствуя лукаво, ответил: Якупов был агентом ФСБ, позже ликвидированным спецслужбами после того, как в его услугах уже не было необходимости. Что самое интересное, этот клинический бред потом был с радостью подхвачен татарскими исламистами. Наряду с выкладками товарища Джемаля Максима Шевченко , который увидел в убийстве Якупова и покушении на жизнь Илдуса Файзова конфликт между Якуповым и Файзовым на почве денег.

Маниакально боявшийся спецслужб Гейдар Джемаль привлекал внимание ФСБ. Видение Джемалем политического ислама очень уж походило на пропаганду терроризма и пособничество боевикам. 20 июня 2008 года Джемаль опубликовал «Шейх Саид Бурятский как символ нового поколения в эпопее кавказской борьбы». После ликвидации Бурятского 2 марта 2010 года Джемаль раздувал интригу вокруг того, что, возможно, в Назрани уничтожен другой человек, а Бурятский был выведен спецслужбами из опасной зоны. «Игра в „загадки“, многозначительное подмигивание, намеки на то, что „может, это Бурятский, а может и нет“, обещание исследовать ДНК мельчайших частиц тела шахида на предмет установления „Саид ли это Бурятский…“. Слишком много признаков того, что федералы нагнетали „интригу“, как бы изначально зная, что последует „отбой“. Если сознательная провокация подтвердится, это будет означать, что спецслужбы перешли к новым, более изощренным тактикам информационной войны, осознав, что место Джихада в Исламе является сегодня главным идеологическим ориентиром для новых поколений мусульман», - писал лидер Исламского комитета России в своей статье для Института религии и политики (позже Институт удалил этот материал).

Новый приток вдохновения у Джемаля возник, когда на свет появилась запрещенная в РФ террористическая организация ДАИШ («Исламское государство», ИГИЛ, ИГ). В террористах Багдади, чей людоедский почерк вызывал неприятие даже у «Имарата Кавказ» (запрещенная в России террористическая организация), выдающийся исламский философ увидел «первый серьезный проблеск политического ислама» - то есть того, что Джемаль усердно проповедовал в качестве руководящей и направляющей идеи для России и всего человечества. «Все вчерашние противники (Иран, США, Сирия, ЕС, Хизбулла) сплотились вокруг этой относительно небольшой группы, - заявил Джемаль в сентябре 2014 года. - Это доказывает то, что все они находятся в системном сговоре. Политический ислам долго и мучительно находил своё предназначение. Все кто символизировал до этого политический ислам оказались в аутсайдерах: от иранской революции до ихванов. И вот на авансцену вышел ИГИЛ».

Армянам Джемаль запомнился своей армянофобией. Исламский философ не упускал возможности вынести армянскому народу и Республике Армения смертный приговор. Вот краткая подборка из интервью Джемаля разным СМИ. «Они [армяне] принадлежат к той категории так называемых маргинальных этнических групп, находящихся в особом состоянии вражды с человечеством, которые разрывают всякие моральные связи… Всевышний копит счет преступлений тех, кто противостоит ему. А армянство, бесспорно, является врагами Бога. И думаю, что воздаяние они получат задолго до конца истории, еще в этой жизни, в этом ближнем бытии. Может быть, даже очень скоро». «По сути, армяне могут прекрасно ужиться на территории Иреванского ханства, то есть на территории Азербайджана. Ради Бога, они могут там жить себе спокойно, чинить ботинки, играть на дудках. Просто Армении как суверенного государства не должно быть, вот и всё». В интервью азербайджанскому сайту «Минваз.Аз», данном в сентябре 2015 года, Джемаль заявил , что у Армении якобы есть ядерное оружие, которое грозит всему Южному Кавказу.

Свою патологическую любовь к джихадистам и другим террористам Гейдар Джахидович умудрялся сочетать с несочетаемыми вещами. Автор этих строк в 2011-2012 годах брал у Джемаля комментарии по «арабской весне». Тогда экстравагантный спикер удивил тем, что выразил сочувствие Башару Асаду . В общении Джемаль был тактичным и интересным собеседником. Его манера общаться завораживала неискушенного слушателя. Мягко говоря, экстравагантный поклонник джихадистов охотно делился с собеседниками книжными новинками. В списке предлагаемой им литературы, как ни странно, попадались и ценные публикации, которые котируются в научных кругах. В целом, сделавший карьеру на конфликтах и провокациях Джемаль в жизни производил впечатление миротворца. Его многочисленные оппоненты, приговоренные поклонниками Джемаля к смерти, передают: ныне покойный проповедник политического ислама был готов спокойно обсудить проблему и пойти на мировую.

Гейдар Джахидович Джемаль - явление девяностых годов, когда «наверх» выбрасывало не достойных и знающих, а случайных людей с маргинальным прошлым. Ему, позиционирующему себя всю жизнь мусульманским лидером, не удалось стать главным даже среди джихадистов. Авторитет Джемаля был в прямом смысле символическим: сконструированным лично им самим, можно сказать, что на пустом месте. Неслучайно, что свои последние минуты Гейдар Джахидович встретил в Казахстане. Во время «болотно-сахаровских» протестов в Москве он стал в этой республике частым гостем. В Казахстане Джемаль обивал пороги местных чиновников, выдавая себя за то за авторитетного представителя мусульманской общественности России, то за эмиссара Кремля.

Но нельзя сказать, что якобы авторитетное реноме Джемаль поддерживал в одиночку. Вокруг таких людей, как Гейдар Джахидович, всегда будет тусовка определенных личностей, вокруг этой тусовки - еще одна, состоящая из куда более «отмороженных» персонажей. И так далее. Эти круги в итоге замкнутся на совсем преступной публике. Вроде разномастных джихадистов. Или того хуже - властьимеющих покровителей джихадизма.

В принципе, Джемалю удалось сделать себя. Не имея даже законченного высшего образования, с психиатрическим диагнозом, он стал частью медийной сферы России и постсоветского пространства. Пусть эта слава была сомнительна, но она работала на Джемаля, давая ему вполне себе ощутимые преференции. Единственное, что ему не удалось - это стать благочестивым мусульманином. В Джемале была сильна гордыня, и этого он не скрывал. В одном из своих стихотворений бывший завсегдатай сексуально-оккультного кружка писал: «Но если по-честному - знаю. В себе нераскаянный грех: Презренье ко всякому краю. И холод сердечный - для всех. А также неверие в счастье. В благой первозданный устой. Глубокая ненависть к власти. Насмешка над жизнью простой. Уверенность в том, что законы. Не смеют стоять на пути. И сильного право исконно. По судьбам и трупам идти».

Муса Ибрагимбеков , специально для