Общественное и индивидуальное сознание что первично. Бессознательное вида и коллективное сознание. Изменения состояний сознания

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ

Следует стремиться увидеть в каждой вещи то,

чего еще никто не видел и над чем еще никто не думал.

Понятие "коллективного бессознательного" ввел в науку Карл Густав Юнг (1875–1961) - выдающийся швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии. Юнг отрицал идеи, согласно которым личность полностью детерминирована ее опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Он считал, что каждый индивид появляется на свет с "целостным личностным эскизом… представленным в потенции с самого рождения". И что "окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено".

Юнг полагал, что существует определенная наследуемая структура психической организации, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определенным образом. И эта определенность выражена в том, что Юнг назвал "архетипами", которые влияют на наши мысли, чувства, поступки.

"Бессознательное, как совокупность архетипов, является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до его самых темных начал. Но не мертвым осадком, не брошенным полем развалин, а живой системой реакций и диспозиций, которая невидимым, а потому и более действенным образом определяет индивидуальную жизнь".

К. Г. Юнг, "Структура Души",раздел "Проблемы души нашего времени" (Москва, 1993, с. 131)

"Коллективное бессознательное" является тем резервуаром, где сконцентрированы все "архетипы". Оно заключает скрытые следы памяти человеческого прошлого: расовой и национальной истории, а также дочеловеческого, животного существования. Это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народностей. По Юнгу, теория коллективного бессознательного объясняла и появление духов в сознании медиума, и распад личности шизофреника. Раньше говорили об "одержимости бесами", приходившими в душу извне, а теперь выясняется, что весь их легион уже есть в душе. Есть, по Юнгу, глубинная часть психики, имеющая коллективную, универсальную и безличную природу, одинаковую для всех членов данного коллектива. Этот слой психики непосредственно связан с инстинктами, то есть наследуемыми факторами. Они же существовали задолго до появления сознания и продолжают преследовать свои "собственные" цели, несмотря на развитие сознания.

Юнг сравнивал коллективное бессознательное с матрицей, грибницей (гриб - индивидуальная душа), с подводной частью горы или айсберга: чем глубже мы уходим "под воду", тем шире основание. От общего - семьи, племени, народа, расы, то есть всего человечества, - мы спускаемся к наследию дочеловеческих предков. Как и наше тело, психика есть итог эволюции. Не только элементарные поведенческие акты вроде безусловных рефлексов, но также восприятие, мышление, воображение находятся под влиянием врожденных программ, универсальных образцов. Архетипы суть прообразы, праформы поведения и мышления. Это система установок и реакций, которая незаметно определяет жизнь человека.

Понятие коллективного бессознательного может быть непосредственно связано с понятием коллективного, или группового, сознания. Мы уже обсуждали, что поведение группы людей коренным образом отличается от поведения каждого участника этой группы. Вся история человечества - это история больших масс. Цивилизация может возникнуть, только когда количество живущих вместе людей превысит некоторый критический уровень. Цивилизация всегда возникала в городах при наличии большого числа земледельцев, обеспечивающих эту городскую жизнь. И как во всех процессах, необходимо сочетание двух элементов: материального и духовного.

· Материальный - должно быть развитое земледелие для производства избыточного продукта, способного прокормить толпу правителей, воинов, слуг, горожан.

· Духовный - должна быть развитая религия для создания духовного стержня общества, позволяющего управлять людьми и направлять их энергию на большие цели.

В городах люди тесно общаются друг с другом, они постоянно обмениваются информацией, и вся их жизнь, ежедневная активность оказывается синхронизованной и подчиненной единому ритму. Является ли эта синхронизация следствием обмена информацией в виде разговоров, газет, радио, телевидения, или есть какой-то иной носитель информации, имеющий физическую природу?

Можно ли говорить о Поле Коллективного Сознания, как о некоторой физической категории? Что вообще мы можем сказать о полях?

Г, Уэллс в романе «Первые люди на луне» описал переживания одного из героев этого произведения - мистера Бетфорда, который в полном одиночестве, один, среди звезд, размышляет о себе. Ему представляется, что он раздвоился, и что мистер Бетфорд не более как щель, через которую он, как некий сверхличный разум, смотрит на мир.

Мы до сих пор рассматривали сознание как общее свойство всех людей, взятых вместе, как некий над­ындивидуальный экран, отражающий внешний мир, как.этот «сверхличный» разум. Сознание же; каждого отдель­ного человека есть лишь точка на этом экране, хотя в каждой такой точке в той или иной мере отражается весь мир. Личные «точки» или «щели» возникают и исче­зают, а экран остается. Однако каждый индивцд с его

сознанием, независимо от степени его личной скромно­сти, представляет себя как некий центр, вокруг которого вращается все остальное. Таково устройство сознания.

Все формы сознания помещаются в одной и" той же «коробке» индивидуального мозга человека. Уже один этот факт свидетельствует о неправомерности бытующе­го противопоставления индивидуального и общественно­го сознания как неких парных категорий. Индивидуаль­ное сознание, является вместилищем как сознания вооб­ще, так и общественного сознания.

Общественное сознание как результат умственной деятельности всего человечества, т. е. как коллективное сознание, помещается в индивидуальном сознании дан­ного человека лишь частично, ибо нет таких гениев, которые вместили бы всю мудрость и все знания челове­чества. В этом смысле признаком индивидуального сознания является его большая ограниченность, чем историческая ограниченность сознания всего человечест­ва. К этому надо добавить в качестве второго признака индивидуального сознания различие сознания отдельных людей в зависимости от их способностей, склонностей, классовой направленности, различных установок, ориен­тации и пр.

Авторы уже цитированного учебного пособия пишут, что «индивидуальное (сознание. - В. Т.) значительно конкретнее и многообразнее, чем общественное. Но с другой стороны, индивидуальное сознание не может достигнуть той глубины и всесторонности, которой обла­дает общественное сознание» . Эти положения требуют уточнения. Индивидуальное сознание «конкретнее» лишь в том смысле, что оно многовариантно. Что оно «много­образнее» .общественного сознания, это требует оговорок: как уже сказано, нет таких индивидов*, которые могли бы охватить все многообразие специальностей, имеющихся в обществе, индивидуальное сознание не может быть таким всесторонним, как общественное сознание. Что же касается глубины последнего, то и это верно не всег­да: новая, более глубокая мысль обычно вначале зарож­дается в индивидуальном сознании и только ПОТОМ; (и часто после смерти ее автора) становится общим достоянием. Мысли всех истинно великих людей в исто­рии были глубже, чем общий уровень идей их современ­ников.

Наряду с уже отмеченным противопоставлением индивидуального и общественного сознания в нашей литературе можно встретить и отождествление индиви­дуального сознания с сознанием вообще. Само собой разумеется, сознание вообще, т. е. разумность, присуще каждому индивиду, находящемуся, как говорится, «в здравом уме и твердой памяти».

Однако оно в такой же мере присуще и всем остальным индивидам, находя­щимся в том же состоянии. Сознание вообще - это свой­ство всего человеческого рода. Поэтому его нельзя отождествлять с индивидуальным сознанием, которое должно иметь свои особые, присущие только ему приз­наки. А эти-признаки суть лишь индивидуальные особен­ности сознания личности. Таким образом, понятие инди­видуального сознания, представляя большой интерес для психологии, педагогики, для теории личности и т. д., в нашем плане различения структур и уровней сознания в обществе не представляется особенно содержательным. В этом плане имеет некоторое значение сопоставление этого понятия с понятием коллективного сознания, т. е. с сознанием различных общностей людей.

С понятием коллективного сознания мы встречаемся в социологии постоянно, товоря о классовом, националь­ном, религиозном, возрастном и пр. сознании. Речь идет в данном случае, очевидно, о тех специфических чертах сознания, которые характерны для каждой из этих общностей. Понятие коллективного сознания может быть распространено на все общество, находящееся на той или иной ступени развития, на все общество той или иной исторической эпохи. Так, в существующей литера­туре по вопросу о сознании людей первобытно-общинно­го строя понятие коллективного сознания рассматривает­ся в этом объеме. В настоящее время широкое распро­странение получили теории «негритюда», теории об осо­бенностях сознания и культуры африканских наро­дов, т. е. о коллективном сознании больших расовых и национальных общностей.

В марксистской социологической литературе наибо­лее разработана проблема классового сознания. Что же касается проблем национального сознания, то она, к со­-2014 129

жалению, исследована недостаточно. Одной из причин этого, по-видимому, является представление, будто изу­чение этой проблемы противоречит принципам интерна­ционализма. Такое мнение и опасение, конечно, несо­стоятельны. Марксистское понимание особенностей.на­ционального сознания необходимо противопоставить националистическим и расистским писаниям по этому во­просу. Проблема национального сознания после тех реак­ционных «эффектов», какие она дала в гитлеровской Германии и в идеологии неофашизма, а также ввиду культивирования идеи «азиатского коммунизма» и левого авантюризма, требует большого внимания марксистских теоретиков/ Никто, разумеется, не склонен обвинять целые народы в действиях их правителей. Однако нам представляется несомненным, что эти действия имели кроме всего прочего также и источники в некоторых чер­тах национального сознания, присущих буржуазии и мел­кой буржуазии данных стран. В неменьшей степени важ­ны исследования по проблемам сознания развивающихся стран «третьего мира».

Конечно, особенности национального сознания коре­нятся не в- природе тех или иных наций и рас, а в исто­рических условиях их развития, в действии форм обще­ственного бытия, через которое прошли различные чело­веческие общности. Поэтому марксистские исследования национального сознания не могут ни в какой мере спо­собствовать усилению идеологии национализма и расиз­ма. Наоборот, они позволят очистить реакционные наслоения вокруг этих проблем.

Социологические и социально-психологические иссле­дования по проблемам национального сознания и созна­ния той или иной исторической эпохи позволяли бы отве­тить и на ряд вопросов общей истории, остающихся до сих пор недостаточно ясными. Таков, например, вопрос о том, почему в эпоху средневековья огромное влияние на сознание имела религиозная идеология. Человек в средние века «видел бога» во всех явлениях природы и человеческой жизни. «Присутствие» бога он чувствовал в произрастании растения, в пении птицы, в любом по­ступке человека. Это мироощущение отсутствует у совре­менного человека, и это в известной мере способствует отмиранию религии.

Воздействие идеологических факторов опосредовано общественной психологией, то же следует сказать и о ряде других социальных факторов. Социологический ана­лиз не дает достаточно конкретного ответа на эти вопро­сы без анализа социально-психологических процессов. Почему так различны формы и стили искусства у разных народов? На этот вопрос нельзя ответить без исследова­ния особенностей национального сознания. Ведь в искус­стве выражается душа народа. Без изучения особенно­стей национального сознания историческая наука не полна. Важно исследовать и динамику, изменение кол­лективного сознания. Много ли у нас, к примеру, серь­езных социологических исследований об эволюции обще­ственного сознания целых исторических эпох, или об изменениях в сознании современной молодежи сравни­тельно с прошлым? Мы имеем в виду именно обоб­щающие работы, а не частные попытки ответить на этот вопрос путем анкет и интервью. Заслуживает вни­мания исследование особенностей сознания различных социальных слоев нашего народа, например интелли­генции.

Что же собственно имеется в виду под термином «коллективное сознание»? Коллективное сознание - это то общее, что имеется у всех (или у большинства) людей, принадлежащих к той или иной (классовой, на­циональной, возрастной и пр.) общности, а следователь­но, то, что отличает сознание одной общности от другой. В известном определении нации наряду с экономически­ми, территориальными и языковыми имеется и признак психологического склада нации (национального характе­ра), проявляющегося в общности." ее культуры. Таким образом, этот признак не только субъективно-психологи­ческий, внутренний, но и внешний, объективный, ибо культура есть явление вполне объективное.

Различия в сознании тех или иных коллективов и общностей не затрагивают видовых черт человеческого сознания, как и особенностей его психики вообще: пси­хофизиологических аппаратов, их структуры и возможно­стей. Такие различия являются выдумкой расистов и националистов. Различия в сознании различных общно­стей обусловлены не природой, а неодинаковыми истори­ческими судьбами рас и народов, а также социальным положением различных людских общностей, живущих в одно и то же время. Пользуясь биологической термино­логией, можно сказать, что это - различия не генотипи­ческие, а фенотипические. Они не вечные и не обратимые, а преходящие и изменяющиеся в процессе исторического развития, смены общественных формаций и этапов этих формаций. Особенности же возрастного сознания изме­няются вместе с возрастом данного поколения.

Коллективное сознание выражается не только в фор­мах сознания тех или иных общественных-групп, но и сознания целого общества той или иной эпохи, в форме «духа времени». Этот термин, который до сих пор не в ходу в марксистской исторической и социологической литературе, имеет реальное значение. Проникновение в умонастроения и чувствования людей того или иного исторического периода всегда отличали сочинения круп­нейших историков и хорошие исторические романы. Тео­рия «вчувствования» критикуется марксизмом не потому, что такого вчувствования не существует, а потому, что оно не заменяет объективно-научного подхода. Но без вчувствования в материал, в быт не может быть ни хоро­шего художника, ни драматурга, ни актера.

Сознание коллективов различной общности изменяет­ся, как правило, медленнее, чем индивидуальное сознание. Изменение сознания коллектива начинается с изменения сознания отдельных его членов. Так, например, преодо­ление буржуазного национализма осуществляется в результате проникновения и распространения в том или ином коллективе, зараженном.национализмом/интерна­ционалистской идеологии. Однако те или иные индивиды могут еще долго хранить старые предрассудки, уже оставленные коллективом.

Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании. Наряду с особенностями сознании отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.

1. Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни. Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания. Этот процесс назван в психологии и социологии интериоризацией. В механизме формирования индивидуального сознания необходимо, таким образом, различать две неравнозначные стороны: самостоятель-ное осознание субъектом бытия и усвоение им существу-ющей системы взглядов. Главное в этом процессе - не интериоризация взглядов общества; а осознание индиви-дом своей и общества материальной жизни. Признание интериоризации основным механизмом формирования индивидуального сознания ведет к преувеличению детер-минации внутреннего внешним, к недооценке внутренней обусловленности этой детерминации, к игнорированию способности индивида творить самого себя, свое бытие.Индивидуальное сознание- сознание человеческого индивида (первичное). Оно определяется в философии как субъективное сознание, так как оно ограничено во времени и пространстве.

Индивидуальное сознание определяется индивидуальным бытием, возникает под воздействием сознания всего человечества. 2 основных уровня индивидуального сознания:

1. Начальный (первичный) - «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы: понятия и знания, в целом. Главные факторы формирования индивидуального сознания: воспитателная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.

2. Вторичный - «активный», «творческий». Человек преобразует и организовывает мир. С этим уровнем связано понятие инителлекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление - ядро и системообразующий элемент.


Между первым и вторым уровнями существует промежуточный «полуактивный» уровень. Главные формы: феномен сознания - память, которая носит избирательный характер, она всегда востребована; мнения; сомнения.

73. Сущность науки, исторические условия ее возникновения и развития. Методологические проблемы современной науки.

Наука - система исследовательской деятельности общества, направленная на пр-во новых знаний о природе, обществе и человеке. Наука как специфический тип духовного пр-ва, как соц. институт возникает в Новое время (XV - XVII вв.).

Развитие капитализма влияет на возникновение науки через господствующую идеологию - протестантизм. Протестантизм перестраивает обыденное сознание в духе рационализма и практицизма. Успех в делах объявляется богоугодным делом.

Науки - естественные и общественные. Ряд наук изучает сам процесс познания - логика, философия и т.д.

Основные особенности научного познания:

1. обнаружение объективных законов действительности. Цель научного познания - объективная истина.

2. наука ориентирована на воплощение в практике

3. результат научного познания - целостная развивающаяся система понятий, теорий и т.д.

4. особый язык науки - категориальный аппарат

5. наука работает с идеальными объектами

6. занятие наукой требует особой подготовки субъекта познания

7. наука формирует знания о методах научного познания, т.е. методологию

Отличие науки от обыденного познания:

1. форма организации научного знания - рационально-логическая, позволяющая представить знание в правиле, формуле и т.д.

2. наука ориентируется на познание сущности

Отличие науки от искусства - худ. образ содержит отпечаток личности, субъективный момент, а наука отгораживается от субъективизма.

Этапы развития науки:

(науке предшествует протонаука, доклассический этап. Зарождаются элементы науки.

I. классическая наука (XVII - XIX вв.). господство объектного стиля мышления, стремление познать предмет сам по себе безотносительно к условиям его изучения II. неоклассическая наука (1 половина XX в.). Отвергание объективизма классической науки, осмысливание связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности

III. пост неоклассическая наука (2 половина XX в.). учитывание соотнесённости знания об объекте с ценностно-целевыми структурами деятельности субъекта. Характерная черта - универсальный эволюционизм, объединяющий идеи эволюции с идеями системного подхода и распространяет развитие на все сферы бытия.

Метод - путь исследования, совокупность правил, приёмов и способов познания. Методология - учение о методах.

В наст. время методологические вопросы ставятся и решаются в русле таких течений:

Философия науки

Материалистическая диалектика

Феноменология

Структурализм

Пост позитивизм

Герменевтика - теории интерпретации текста

Любой метод разрабатывается на основе определённой теории.

Классификация методов научного познания:

I. выделяют всеобщие, общие и частные методы научного познания

II. с учётом уровней познания выделяют методы эмпирического и теоретического исследования

III. в зависимости от структуры познавательной деятельности выделяют обще логические методы познания.

Методы эмпирического исследования:

Наблюдение

Эксперимент

Сравнение

Измерение

Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений действительности. Исследователь не вмешивается в ход исследования. Наблюдение - непосредственное и с помощью приборов. Измерение - даёт количественную сторону явления.

Эксперимент- характеризуется вмешательством исследователя в ход события. Эксперимент - мысленный и с помощью приборов.

Сравнение - устанавливает сходство и различие предметов.

Методы теоретического исследования:

1. метод восхождения от абстрактного к конкретному. Задача теоретического анализа - дать целостный образ предмета, открыть законы его развития. Выделяют 2 этапа теоретического анализа:

1).образование абстракций, в которых фиксируются отдельные свойства целого. Движение от конкретного в чувственности к абстрактному; 2).движение от абстрактного к конкретному в мышлении, выявление сущности явления

2. исторический (описание истории реальных объектов) и логический (общая направленность развития) методы. Они существуют в единстве

3. метод формализации - упорядочение какого-то фрагмента знаний с помощью средств матем. Логики

4. моделирование - исследование объектов на основании модели. Модели - физические и знаковые

Обще логические методы познания:

Анализ - мысленное или реальное расчленение целого на части

Синтез - воссоединение целого из частей

Индукция - рассуждения от частного к общему, знания носят вероятностный характер

Дедукция - рассуждения от общего к частному

Аналогия - установление сходства в некоторых сторонах предмета на основании имеющегося сходства в других сторонах

Абстрагирование - процесс отвлечения от ряда свойств изучаемого явления и выявление интересующих свойств

Обобщение - установление общих признаков ряда объектов

74. Диалектика биологического и социального в человеке.

Рассматривая проблему антропосоциогенеза (происхождения и развития человека), не миновать проблемы соотношения в человеке биологического и социального начал.

Неоспорим тот факт, что человек двойственен–он и животное и не животное. Это существо природное и социальное. Будучи животным, человек обладает теми же органами чувств, системами (кровеносной, мышечной и т.д.)

Как существо социальное, человек развивает такие виды деятельности как труд, сознание, реч.

Как соотносятся в человеке эти 2 начала?

1 крайность: сведение человека к животному, плотскому началу. З.Фрейд: во всех сферах жизни человеком движут главным образом животные инстинкты, но человек не свободное, ограничение, сдерживание и сексуальная энергия направляется на иные формы жизнедеятельности.

2 крайность: подчеркивается значение общественного, социального в человеке и недооценка и игнорирование биологических основ существования человека, объяснение биологических особенностей социальными причинами: акселерация, неполноценные дети, влияние радиации на гены.

Вопрос о двух типах наследственности в развитиии общества:

Биологическая наследственность–возможность воспроизводства и развития биологических свойств людей.

Социальная наследственность–передача социального опыта предыдущих поколений, их культуры.

Как биосоциальное существо, человек испытывает на себе взаимодействие генетической и социальной программ.

Носитель генетических свойств–молекула ДНК; носитель социальной программы–опыт человечества, передается путем обучения и воспитания. Естественный отбор уже не имеет решающего значения в жизнедеятельности людей. А социальные условия существования стали все более определять развитие людей и развитие общества.

75. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.

Аспекты проблемы смерти:

1.Как определить, что данный человек уже умер?

2.Может быть имеет смысл определить, что этому человеку уже пора умереть?

3.Непримеримость человеческого сознания, гордого человеческого духа с фактом своей физической смерти.

Ситуация глобального цивилизационного кризиса, который может привести к гибели всего человечества: цена человеческой жизни возросла, а ценность упала. Сейчас осознание своей смертности вызывает сильнейшие эмоциональные потрясения у людей.

Шкала ценностей:

1.шкала биологическая–феномен самопорождения жизни, ее саморазвитие.

Право на жизнь для любого живого существа в силу его рождения.

2.Акцентирует внимание на специфику человеческой жизни. Человеческая жизнь принципиально отличается от жизни всего другого. Жизнь и смерть не связаны с человеческим разумом, с оценками его современниками и потомками.

3.Идея обретения бессмертия. Волнует всех зрелых людей. Различные категории людей определяют бессмертие по-разному:

Бессмертие в генах потомства–увековечить себя в своих детях.

Мумификация тела с расчетом на его вечное хранение–характерна для тоталитарных обществ

Упование на растворение тела и духа в космическом бессмертии–характерно для восточных религиозных и философских течений

Результаты человеческого творчества–произведения, идеологические концепции

Достижение различных состояний, смерть–возможный прорыв в другие миры.

Средневековая философия: жизнь человека–мука, настоящая жизнь наступит после смерти.

Древний мир: жизнь–это пир–кровавый или веселый.

Эпоха рационализма: человек–механизм, его задача–не умереть раньше времени, нужно вовремя его отремонтировать.

Эпоха просвещения: в своей жизни руководствоваться духовными ценностями.

Экзистенциальная философия: преддверие смерти заставляет человека всерьез ощутить ценность своей жизни.

Христианство: стремление к жизни вечной, которая наступит после жизни телесной.

Ислам: исходит из факта того, что все подчинено воле Аллаха, более легкое отношение к смерти, человек более легко может стать причастным к смерти человека. Та религия, которая постоянно разрастается.

Общее для христианства и ислама: человек живет для того, чтобы умереть и воскреснуть.

Буддизм: человек живет для того, чтобы, умерев, прервать цепь возрождений, не возрождаться в этом виде.

Марксистская философия: смерть–естественный конец всего живого, обмен между органической и и неорганической природой.

Жизнь сама является смыслом, страдание–это тоже жизнь.

Смысл жизни имеет биологическое происхождение:

1.Жизнь для себя, подпитывается инстинктом самосохранения.

2.Жизня для семьи–подпитывется половым инстинктом

3. Жизнь для вида, для коллектива.

Проблема: право на жизнь и право на смерть

Все, рожденное женщиной–человек, имеет право на жизнь, все живое должно жить.

Проблема эвтаназии: как быть с теми людьми, которые обречены на смерть. Человек должен иметь право на достойную смерть–позиция патерналистов.

Позиция антипатерналистов–за эвтаназию.»Патер»-семья.

Патерналисты: эвтаназия недопустима, человек, который решил уйти из жизни, приносит страдания близким, возникают проблемы: кто это сделает, «дурной пример», вдруг изобретут лекарство и человека можно будет спасти..

76. Учение о человеке (философская антропология). Природа человека и смысл его существования.

Ч-к - это индивид. Индивид (от лат. individuum - неделимое), первонач. - лат. перевод греч. понятия “атом” (впервые у Цицерона), в дальнейш. - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. живое существо, особь, отд. человек - в отличие от коллектива, соц. группы, общества в целом. Индивидуальность - неповторимое своеобразие к-л. явления, отд. существа, ч-ка. В самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качеств. отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их. Личность - общежитейск. и науч. термин, обознач.: 1) чел. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойч. систему социально-значимых черт, хар-щих индивида как члена того или иного о-ва или общности. Ч-ка ф. понимает как целостность. Сущность ч-ка связана с обществ. условиями его функционирования и развития, с деят-стью, в ходе кот. он оказывается и предпосылкой, и продуктом истории. Ч-к - совокупность всех обществ. отношений. 1) Идеалистич. и религиозно-мистич. понимание ч. 2) Натуралистич. (биологич.) понимание ч. 3) Сущностное понимание ч. 4) Целостное понимание ч. - развитая индивидуальность -многообразие соц. качеств. Индивидуальность не только обладает разл. способностями, но еще и представляет их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность ч-ка под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерж. в ней сознательно-волевое начало. Ч-к как индивидуальность выраж. себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение обществ. нравственным запретам, зрелой и развитой - работа по определ. смысла жизни. Сократ сч., что ч-к более всего нуждается в познании самого себя и своих дел, определении программы и цели своей деятельности, ясном осознании того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истины и заблуждения. Для С. смысл чел. жизни заключается в философствовании, в пост. самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. Он считал, что поступки человека определяются степенью его осведомленности. Фома Акв. считал, что в ч-ке нет никакой другой субстанциальной формы, кроме одной лишь мыслительн. души, и что она как виртуально содержит в себе чувствующую и питательную души, и содержит в себе все неизменные формы, и одна производит все, что производят в других видах более несовершенные формы. Маккиавели сч., что желания ч-ка ненасытны, и т.к. природа наделила человека способностью все мочь и ко всему стремится, а фортуна позволяет ему достигать лишь немногого, то следствием оказывается постоянная духовная неудовлетворенность и пресыщенность людей тем, чем они владеют. Именно это заставляет их хулить современность, хвалить прошлое и жадно стремится к будущему даже тогда, когда у них нет для этого разумного основания.

77. Проблема личности в философии. Основные типы личности.

В настоящее время сущ 2 концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика чел и личность как его сущностная характеристика.

Первая коцепция опирается на понятие соц роли человека. Эта концепция однако не позволяет раскрыть внутренний мир чел, фиксируя только его внешнее поведение, кот не всегда отражает сущность чел.

Сущностная концепция явл более глубокой. Личность - индивидуальное выражение общ отношений и функций людей, субъект позания и преобразования мира, прав и обязаностей, этических, эстетических и всех иных соц норм. Личностные кач чел в таком случае есть производное от его соц образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек.

Личность формир в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формир ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот проц требует от чел продуктивной активности, выраж. в постоянной коректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности.

Личночть есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра - “Я”. Это Я определяет хаактер психики чел, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с обществеными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же явл основой формир соц чувств человека: собств достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости... Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я - он то и служит основой внутр самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.

Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность.

Одновременно с формир личности складывается и характер личности - психолог стержень человека. “Только в характере индивидум приобретает свою постоянную определенность” - Гегель.

Слово характер как правило означает меру личностной силы, т.е. силу воли. Люди с сильной волей обладают сильным хаактером. Признается, что великим характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей, соответствуя требованиям объективных, разумно обоснованных и социальнозначимых идеалов. Если же характер чел разменивается на пустые и мелкие цели, то он переходит в упрямство.

Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невозможно вообще общественное самоутверждение человеческого индивида как личности.

Особым компонентом личности явл ее нравственность Соц обстоятельства нередко приводят к тому, что чел, поставеный перед выбором, е всегда следует самому себе, этическому императиву своей личности. И только высоконравств личности испытывают глубокое чувство трагизма от сознания своей “не-личности”, т.е неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл “Я”.

Т.о., личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности.

В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Уникальность каждого челов проявляется уже на биолог уровне. Каждый чел биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связа не солько с внешним видом челов, сколько с его внутренним дух миром. Что же представляет собой личностная уникальность? В каждой личности есть нечто уникальное, что связано во-первых с наследственными особенностями, а во-вторых с условиями Среды в кот она выращивается. Насл особенности, условия Среды и деятельность личности создают неповторимый личностный опыт - все это вместе и формирует соц психологическую уникальность личности. Но индивидуальность е есть просто сумма этих аспектов, она есть их органическое единство, неразложимое на составляющие. “Индивидуальность - это неделимость, единство, целостность, бесконечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я индивидуальное существо”. У каждого конкретного чел всегда есть что-нибудь свое, хотя бы неповторимая тупость, не позволяющая ему оценить ситуацию и себя в ней.

Индивидуальность не есть абсолют. Она изме6няется и одновременно остается неизменной на протяженими жизни человека.

Необходимость и свобода.

“Судьба направляе того, кто ее принимает, и тащит того, кто ей сопротивляется.” Вопрос о отношениях своб и неоходимости извечен.

Люди обладают знач свободй в определеии целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий.

См вопрос 36 о свободе и необходимости.

78. Общество, как само развивающаяся система. Социальная структура общества.

Человеское общество - это высшая ступень развития живых систем, главные

элементы которой - люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд,

продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее,

политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера

Жизненная основа потока общественной жизни - труд.

Объединение людей в целостную систему происходит независимо от их воли:

естественный факт рождения с неизбежностью включает человека в общественную

см. ВОПРОС N 48 о специфике общественных отношений.

В своих действиях люди исходят из своих потребностей, мотивов; это значит, что

они действуют сознательно. В ходе общественонй жизни возникают и борются

прогрессивные и реакционные, передовые и устарелые, правильные и ложные идеи.

Сталкивается бесчисленное множество индивидуальных и классовых, национальных

и межгосударственных интересов. Бурлит котел потиворечивых чувств - любви и

ненависти, добра и зла.

Соц. структура общества – это совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных соц. институтов, групп и слоев. Основным элементом соц. культуры являются классы.

Классы – большие группы людей различающихся

По их месту в исторически определенной системе общественного производства,

По их отношению к средствам производства,

По их роли в общественной организации труда,

По размерам доли общественного богатства, которой они располагают,

Классы – это группы людей, одна из которых может присваивать труд другой благодаря их различию в системе общественного уклада.

Это основные класообразующие признаки.

К вспомогательным относятся: уровень образования, характер и содержание труда, образ жизни…

В западной социологии с основным классообразующим признаком, т.е. отношение к средствам производства, не согласна теория социальной стратификации. На этой основе она предлагает свои критерии:

1. В качестве ведущего критерия теория социальной стратификации предлагает соц. престиж.

2. Главными считаются самооценки людей и их социальные позиции.

3. При рассмотрении общества учитываются некоторые объективные критерии: профессия, доход, образование.

Теория социальной стратификации снимает ограничения и односторонний подход при рассмотрении соц. структуры общества. Личностный подход также используется при рассмотрении соц. структуры общества. Этот подход включает в себя соц. отчуждение и др. характеристики. Личностный подход основан на теории модернизации, где каждому этапу модернизации присущ свой тип отчуждения. На этой основе выделяется 4-е модели общества.

1. Традиционное общество с сословно-иерархической соц. структурой и с внеэкономическим личным отчуждением.

2. Модернизированное классическое общество с классово-иерархической соц. структурой и экономической (вещной) формой отчуждения.

3. Общество с модернизацией 2-ого типа, т.е. с модернизацией вдогонку с корпоративно - иерархической структурой и с тотальной формой отчуждения.

4. Постмодернизационное общество с развитой соц. дифференциацией и снятием соц. напряженности и соц. отчуждения.

Социально классовая структура общества показывает, что общество любого типа неоднородно. Классы, соц. слои, группы, отдельные члены общества выступают в качестве субъектов различного рода деятельности, поэтому в социуме происходят перемещения из одних соц. групп и сфер в другие

Из одних соц. групп и сфер в другие. На этой основе в западной социологии была сформулирована теория соц. мобильности.

Социальная мобильность – это переходы людей из одних соц. групп и слоев в другие (так называемые соц. перемещения) либо восхождения к более высоким позициям с более высоким престижем, доходом и властью, либо перемещение к более низким иерархическим позициям.

Термин соц. мобильность был введен в социологию американским социологом русского происхождения Питиримом Сорокиным.

Различают интергенерационную и интрагенерационную соц. мобильность

Интергенерационная - мобильность между поколениями, перемена соц. положения от отца к сыну.

Интрагенерационная соц. мобильнось – мобильность внутри поколения, индивидуальная карьера, связанная с соц. восхождением или нисхождением.

По направлению перемещений различают вертикальную и горизонтальную соц. мобильность, которая так же позволяет при анализе социальной структуры общества, дифференцируемо осуществлять подход к той или иной группе общества. Семиклассовая вертикальная классификация используется при анализе соц. мобильности:

1. Это высший класс профессионалов-администраторов.

2. Технические специалисты среднего уровеня

3. Коммерческий класс

4. Мелкая буржуазия

4. Техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции

5. Квалифицированные рабочие

6. Неквалифицированные рабочие.

При анализе соц. мобильности используется также методика сравнительного анализа престижа профессии американского социолога Треймана.

Проблемы соц. конфликтов.

Классы, соц. слои, группы часто вступают в противоречие между собой, приводящие к конфликтам. Причины конфликтов разнообразны: наличие противоположных интересов, недостаток жизненных благ, расхождения в целях…

Теория соц. конфликтов разрабатывается многими западными социологами и особенно немецким социологом философом Дарендорфом в работе «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе».

По его мнению, конфликт – это норма соц. жизни, который неизбежен в любой соц. системе. Дарендорф различает субъекты и объекты конфликтов, которые носят различный характер. Это недостаток информации, средств влияния, различные препятствия на пути достижения цели, всевозможные ситуации соц. выбора…

Конфликт связан с наличием противоположных интересов, возникающих в производственных отношениях с противоположностями норм и ожиданий, с позициями соц. институтах и группах.

Наиболее сложным, по его мнению, являются массовые конфликты на уровне общества, стран, государств. Субъекты массовых конфликтов (классы, нация, религиозная общность), как правило, вступают в труднорегулируемые экономические, политические и др. конфликты.

Существует специальная наука, которая занимается разработкой конкретных предложений и исследований по выходу из кризиса, конфликтов –эмпирическая социология.

79. Понятие культуры в философии. Культура и цивилизация.

Совокупность матер. и дух. ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет культуру. Культура - все созданное человеком; совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная характеристика уровня развития о-ва. Ценность - факт культуры, и она социальна по своей сути. Огромный пласт из этих культурных ценностей и вообще существенную форму их выражения составляет система символов. Стержень культурных ценностей - понятие нравственности. Там, где есть человек, его деят-сть, отношения между людьми, там имеется и культура. Культура: материальная и духовная (не противопоставлять!). Цивилизация = окультуренная природа + средства окультуривания + человек, усвоивший эту культуру, способный жить и действовать в окультуренной среде своего обитания + обществ. отношения (формы социальной организации культуры), обеспечивающие сущ-е Ц. и ее продолжение. Ц. - социокультурное образование. Не Ц., а К. - единственный критерий социального развития общества. Многообразными способами включается культура в движение истории. Она выраж. личностную сторону деятельности ч-ка в обществе, выполн. F трансляции опыта, знаний, рез-тов чел. деят-сти. Нов. идеи включаются затем в историч. процесс, внося в него новые элементы. Любое изобретение человека может превратиться в фактор историч. развития и начать оказывать на него воздействие. Пример - изобретение ядерн. оружия, которое с момента своего изобретения начало влиять на ход научно-технического прогресса. Для устранения этой страшной угрозы были созданы различные комитеты во многих странах мира.Так создание научно-технич. мысли вошло в социальную жизнь, оказывая влияние на протекающие в обществе социальн., экономич. и политич. процессы. Но не все, что было рождено человеческой мыслью вошло в обществ. жизнь, в культуру, стало моментом историч. процесса. Многие изобретения не были реализованы по различным причинам, напр. изобрет. Ползуновым в 18 веке паровой машины (Россия не была к этому готова); работы в обл. генетики советских ученых. В ходе обществ. историч. процесса из тех "предложений", кот. идут со стороны культуры, данным о-вом осуществляется "социальн. отбор" этих предложений и то, каким он будет от текущ. состояния разв-я о-ва.

Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания,

умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к

поколению и составляет культуру.

Культура-все созданное человеком; совокупность созданных и создаваемых

человеком ценностей; качественная характкристика уровня развития общества.

Ценность-факт культуры, и она социальна по своей сути.

Огромный пласт из этих культурных ценностей и вообще существенную форму их

выражения составляет система символов. Стержень культурных ценностей - понятие

нравственности. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между

людьми, там имеется и культура. Культура: материальная и духовная (не

противопоставлять!).

Цивилизация = окультуренная природа + средства окультуривания + человек,

усвоивший эту культуру, способный жить и действовать в окультуренной среде

своего обитания + общественные отношения(формы социальной организации культуры)

обеспечивающие существование Ц. и ее продолжение.

Ц.-социокультурное образование.

Не Ц., а К.-единственный критерий социального развития общества.

80. Философия истории.

Фи. берет начало в гегелевских лекциях по фи – концепция разумности всемирно-исторического процесса.Интерес в эпоху фр.просвещ.

Ввел термин – вольтер. Это совокупность фил.рассуждений о всемирной истории без спец.фил-теор. обоснования их необх. и правомерн.

В наст.вр. относит.самост.обл.фил.знания,занятая рефлексией качеств.своеобр.разв. общ-ва в его отличии от природы.

Важн.пробл.- направленность и смысл истории- методол.подходы к типологизции общ-ва-китерии периодизации истории – критерии прогресса историч.процесса.

фи стреится найти всобщие законы вовлекающие общ-во во всемирн.ист.процесс.

задача – исследование проблемы смысла и направленности истории.

Необходимость - такая однозначная связь явлений, при которой наступление

причины влечёт обязательно за собой наступление следствия.

Случайность - такая связь причины и следствия, при которой причинные

основания допускают реализацию любого из множества возможных следствий.

Случайность также имеет причины.

Диалектика необходимости и случайности:

1) случайность - форма проявления и дополнения необходимости

2) случайность может переходить в необходимость

Необходимость связана с динамическими законами, случайность - со

статистическими.

Вероятность - мера возможности наступления случайного события.

Действительность - то, что уже возникло, осуществилось. Это совокупность

реализованных возможностей.

Возможность - то, что содержится в данной действительности как предпосылка

её изменения и развития, нереализованная действительность.

Возможность и действительность - 2 этапа закономерного развития явлений

природы и общества. Возможности - реальные и абстрактные:

Реальные - это, когда условия превращения возможности в

действительность уже созрели или находятся в процессе становления.

Абстрактные - те, которые в данных условиях не могут превратиться в

действительность

Возможности - прогрессивные и регрессивные.

Условия превращения возможности в действительноость:

1. в развитии природы это происходит стихийно

2. в общественной жизни:

Объективные - условия материальной жизни, процессы

не зависящие от людей

Субъективные - сознательная деятельность людей

Методологическое значение категорий диалектики.

действительности. Законы и категории носят исторический характер и являются

результатом познания. Разработка категории - прерогатива философии.

82. Истина и заблуждение. Знание и вера.

Как в прошлом, так и в современных условиях три великих ценности остаются высоким мерилом деяний и самой жизни человека - его служение истине, добру и красоте.
Первая олицетворяет ценность знания, вторая - нравственные устои жизни и третья - служение ценностям искусства. При этом истина, если хотите, есть тот фокус, в котором соединяются добро и красота.
Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф.Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно.
Истина есть знание. Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, как уже отмечалось выше, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
Но что такое истина, истинное знание? На протяжении всего развития философии предлагается целый ряд вариантов ответа на этот важнейший вопрос теории познания. Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина - это соответствие знания объекту, действительности.
Р.Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.
Д.Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства.
Конвенциональная концепция истины считает истинное знание (или его логические основания) результатом конвенции, соглашения.
Наконец, отдельными гносеологами как истинное рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний. Иными словами, в основу этой концепции положен принцип когерентности, т.е. сводимости положений либо к определенным логическим установкам, либо к данным опыта.
Наконец, позиция прагматизма сводится к тому, что истина состоит в полезности знания, его эффективности.
Разброс мнений достаточно велик, однако наибольшим авторитетом и самым широким распространением пользовалась и пользуется классическая концепция истины, берущая свое начало от Аристотеля и сводящаяся к корреспонденции, соответствию знания объекту.
Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным гносеологическим тезисом диалектико-материалистической философии о том, что познание есть отражение действительности в сознании человека. Истина с этих позиций есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания.
Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная. В целом же форм истины почти столько, сколько видов занятий. Особое место среди них занимает научная истина, характеризующаяся рядом специфических признаков. Прежде всего это направленность на раскрытие сущности в отличие от обыденной истины. Кроме того, научную истину
отличает системность, упорядоченность знания в ее рамках и обоснованность, доказательность знания. Наконец, научную истину отличает повторяемость и общезначимость, интерсубъективность.
А теперь обратимся к главным характеристикам истинного знания. Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность. Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Иными словами, объективная истина представляет собой такое знание, содержание которого таково, как оно "задано" объектом, т.е. отражает его таким, какое он есть. Так, утверждения, что земля шарообразна, что +3 > +2, - это объективные истины.
Если наше знание - это субъективный образ объективного мира, то объективное в этом образе и есть объективная истина.
Признания объективности истины и познаваемости мира равнозначны. Но, как отмечал В.И. Ленин, вслед за решением вопроса об объективной истине следует второй вопрос: "...Могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, выражать ее сразу, целиком, безусловно, абсолютно, или же только приблизительно, относительно? Этот второй вопрос есть вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной". (Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм// Полн.собр.соч.).
Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной выражает диалектику познания в его движении к истине, о чем уже шла речь выше, в движении от незнания к знанию, от знания менее полного к знанию более полному. Постижение истины, - а объясняется это бесконечной сложностью мира, его неисчерпаемостью и в большом, и в малом, - не может быть достигнуто в одном акте познания, оно есть процесс.
Этот процесс идет через относительные истины, относительно верные отражения независимого от человека объекта, к истине абсолютной, точному и полному, исчерпывающему отражению этого же объекта.
Можно сказать, что относительная истина - это ступень на пути к истине абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины абсолютной, приближая к полному овладению ею.
Итак, истина одна - она объективна, поскольку содержит знание, не зависящее ни от человека, ни от человечества, но она в то же время и относительна, т.к. не дает исчерпывающего знания об объекте. Больше того, будучи истиной объективной, она содержит в себе и частицы, зерна истины абсолютной, является ступенью на пути к ней.
И в то же время истина конкретна, поскольку сохраняет свое значение лишь для определенных условий времени и места, а с их изменением может превратиться в свою противоположность. Благотворен ли дождь? Однозначного ответа быть не может, он зависит от условий. Истина конкретна. Та истина, что вода кипит при 1ОО градусах цельсия, сохраняет свое значение лишь при строго определенных условиях. Положение о конкретности истины, с одной стороны, направлено против догматизма, игнорирующего перемены, происходящие в жизни, а с другой стороны - против релятивизма, отрицающего объективную истину, что ведет к агностицизму.
Но путь к истине отнюдь не усеян розами, познание постоянно развивается в противоречиях и через противоречия между истиной и заблуждением.
_Заблуждение. - это такое содержание сознания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное. Взять хотя бы идею самозарождения жизни, которая лишь в результате работ Пастера была похоронена. Или положение о неделимости атома, надежды алхимиков на открытие философского камня, с помощью которого все легко может превращаться в золото. Заблуждение - результат односторонности в отражении мира, ограниченности знаний в определенное время, а также сложности решаемых проблем.
_Ложь. - намеренное искажение действительного положения дел с целью обмануть кого-либо.
Ложь нередко принимает облик дезинформации - подмены из корыстных целей достоверного недостоверным, истинного ложным. Примером подобного использования дезинформации может служить разгром Лысенко генетики в нашей стране на основе клеветы и непомерного восхваления своих собственных "успехов", что очень дорого обошлось отечественной науке.

Энциклопедии:
Истина , согласие наших мыслей с действительностью, а также в формальном смысле - согласие наших мыслей с общими логическими законами. Вопрос о критерии И., то есть об основаниях достоверности, разбирается в теории познания (гносеологии).

Истина, верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания. Понимание И. как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности. Так, Аристотель писал: "...прав тот, кто считает разделенное (в действительности. -Ред .) - разделенным и соединенное - соединенным..." (Метафизика, IX, 10, 1051 b. 9; рус. пер., М.-Л., 1934). Эта традиция в понимании И. продолжена в философии нового времени (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, М. В. Ломоносов, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Л. Фейербах и др.).

В идеалистических системах И. понимается или как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), или как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами (И. Кант). Немецкий классический идеализм, начиная с И. Фихте, внёс в трактовку И. диалектический подход. По Г. Гегелю, И. есть процесс развития знания.

83. Формы и методы научного познания.

Методы научного познания: эмпирические и теоретические.

Понятие метод (от греческого слова «методос» -- путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практическо-го и теоретического освоения действительности.

Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намечен-ной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.

«Таким образом, метод (в той или иной своей форме) сво-дится к совокупности определенных правил, приемов, спосо-бов, норм познания и действия. Он есть система предписа-ний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного ре-зультата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная фун-кция метода -- регулирование познавательной и иных форм деятельности» «Философия» под. ред. Кохановского В.П. Ростов-н/Д 2000 стр.488.

Учение о методе начало развиваться еще в науке Нового вре-мени. Ее представители считали правильный метод ориентиром в движении к надежному, истинному знанию. Так, видный фи-лософ XVII в. Ф. Бэкон сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте. А другой из-вестный ученый и философ этого же периода Р. Декарт изложил свое понимание метода следующим образом: «Под методом, -- писал он, -- я разумею точные и простые правила, строгое соблю-дение которых... без лишней траты умственных сил, но постепен-но и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно» Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. стр.89.

Существует целая область знания, которая специально зани-мается изучением методов и которую принято именовать мето-дологией. Методология дословно означает «учение о методах» (ибо происходит этот термин от двух греческих слов: «методос» -- метод и «логос» -- учение). Изучая закономерности человечес-кой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.

Однако природа архетипов остается не вполне понятной у Юнга. С одной стороны, эта система архетипов есть некая самостоятельная пси­хическая субстанция, присущая человечеству на любой стадии его раз­вития. С другой - она есть результат «архаического познания приро­ды», т.е. социальный опыт внешней и внутренней жизни, накопленный нашими предками и выраженный в символической форме, прежде всего в мифах и религиозных учениях (отсюда и интерес самого Юнга к этим учениям). К числу важнейших архетипов он относил такие, как «Вели­кая Мать» и «Великий Отец», «Персона» и «Тень», «Самость» и т.д.

«Великая Мать» (Анима) есть архетип женственности, связанный с эмоциональным началом, «Великий Отец» (Анимус) - архетип му­жественности, связанный с рациональным началом. Оба эти архетипа могут проявляться в различной степени как в женщинах, так и в муж-

Таблица 99. Анима и мужчины

Таблица 100. Анимус и женщины

Персона - это совокупность социальных ролей, которые мы игра­ем в своей жизни, тех масок, которые носим в различных ситуациях, но даже совокупность этих масок не есть еще подлинное «я» человека. Тень - это «низший человек в нас», т.е. совокупность наших комп­лексов (в том числе сексуальных), страхов, инфантильных желаний и агрессивных влечений. Обычно человек не хочет признать за собой эти неприятные качества (осуждаемые во всех культурах), поэтому проецирует их на других людей. Устранить Тень невозможно, выдер­жать с ней встречу - очень трудно. Но единственный способ изба­виться от неврозов и страданий, связанных с Тенью, состоит в том, что­бы научиться принимать ее как данность, научиться сосуществовать с ней. И только это позволяет прекратить приписывание другим людям собственных негативных качеств.

Важнейший из архетипов, по Юнгу, - Самость. Это психологиче­ский образ Бога, центр всеобщей личности, всеобщая основа всякой индивидуальности. Именно к пониманию и непосредственному вос­приятию Самости стремятся адепты большинства восточных религи­озно-философских учений, отвлекаясь от собственной личности, свое­го индивидуального «я» в процессе медитации и йогической практи­ки. Постижение Самости происходит в состоянии самадхи. Этот процесс интеграции Самости, т.е. родового человеческого «Я», в инди­видуальное «я» (индивидуация) позволяет излечиваться от неврозов, разрешать внутренние противоречия и проблемы, позволяет человеку обрести внутреннюю целостность. Путь этот практически бесконе­чен, поэтому символом его может служить круг, вписанный в квад­рат 1 .



Трансформация архетипов. Архетипы обладают громадной, без­личной, но при этом эмоционально заряженной энергией; ощущая ее,

1 Круг, вписанный в квадрат, и квадрат, вписанный в круг, являются основными сим­волами буддийской мандалы.

люди относятся к архетипам со страхом и трепетом. Ее прорывы могут привести к колоссальным разрушениям, поэтому так важно научиться ее контролировать и направлять в должное русло. В прошлом энергия архетипов чаще всего трансформировалась в религиозные священные символы, которые и приоткрывали архетипы людям, и одновременно скрывали их подлинную сущность от людей (делая тем самым «пере­носимыми» контакты с ними). Страх перед громадной силой архети­пов заставлял людей на протяжении всей истории человечества разви­вать рациональное мышление, что особо характерно для западной ци­вилизации.

Трансформация архетипов играет важную роль в жизни как отдель­ных людей, так и всего человечества в целом. В прошлом она приводи­ла к созданию картин прекрасного, гармоничного символического кос­моса (буддийского, христианского и т.п.), в котором человек имел свое определенное место и потому мог относительно нормально существо­вать. Рациональный анализ религиозных верований («штурм священ­ных стен»), начавшийся с протестантизмом, привел к появлению без­божной материалистической цивилизации (с ее «символической ни­щетой»), оказавшейся беззащитной по отношению к неожиданным прорывам коллективного бессознательного. А это ведет на социаль­ном уровне к войнам, революциям, бунтам и другим актам насилия, а также к появлению тоталитарных идеологий, а на индивидуальном уровне - к психическим патологиям.

Однако Юнг вовсе не призывает к отказу от рациональности и без­думному копированию восточных учений и практик. Если в западной культуре недооценивается мир «Единого Духа» (коллективное бессоз­нательное), то в восточной - «мир сознательного». Поэтому каждая из этих культур однобока, стремиться же следует к гармоничному сли­янию обоих этих подходов.

Концепция «синхроничности». Еще одна интереснейшая концеп­ция Юнга - это его учение о синхроничности, введенная им для объяснения феномена ясновидения (возможности «видеть» и пере­живать индивидом явления, которые он не может воспринимать не­посредственно, например, события, происходящие на большом рассто­янии 1).

Согласно Юнгу, между психикой человека и реальностью существу­ет особая связь - не причинная (каузальная), а смысловая, позволя-

1 В частности, Юнг при этом опирался на сообщения о видениях Сведенборга.

ющая одновременно (синхронично) проявляться событиям и в дей­ствительном (физическом) мире, и в психике людей 1 . Юнг предполагал, что это происходит благодаря обращению ясновидцев к коллективно­му бессознательному, а оно, в свою очередь, имеет непосредственный доступ к самой сути физической реальности.

Причем для коллективного бессознательного пространство и время относительны, а архетипы как формы Мирового духа являются вечны­ми, т.е. вневременными 2 . Эти идеи использовались Юнгом для объяс­нения не только ясновидения, но и других самых различных парапси­хологических явлений, а также древней магии.

1. Развитие взглядов на сознание. Древние греки не разделяли сознание и душу, которая трактовалась как явление присущее и чело­веку, и животному, и даже вещи имели душу. С появлением христи­анства возникает понимание того, что душа может иметь направлен­ность не только на внешний мир, но и на самого человека. В филосо­фии Нового времени сознание рассматривается как способ рацио­нального познания, в структуру сознания включается самосознание. Понимание целостности сознания начинается с И. Канта – в созна­нии «существуют особые, непосредственные, изначально данные знания о чем-то целостном и мы только тогда начинаем познавать мир и осознавать себя в нем, когда обнаруживаем их». Противопо­ложным этому стал марксистский тезис о том, что сознание вторич­но, оно является продуктом материального мира (мозга) и отражает реально существующее бытие. В ХХ столетии делаются попытки моделировать сознание, имитировать его, создать искусственный ин­теллект.

2. Современные представления о сознании.

А) Сущность сознания . С. феномен, который изучается многими науками. Изучением сознания в целом занимается философия. Она определяет сознание как высшую, свойственную только людям и связанную с речью функцию мозга, заключающуюся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.

Благодаря С. человек может предварительно осмысливать свои действия и предвидеть их результаты, разумно регулировать и контролировать свое поведение.

3. Структура сознания. В процессе сознания, как в любой дея­тельности, участвуют субъект – тот кто, осознает и объект – то, что осознается. При чем субъект и объект могут совпадать, так как Ч. об­ладает самосознанием.

А. Объекты С.

Б. Механизмы С . Таким образом, элементами сознания являются ощущения, восприятия, представления, мышление, память, воля, чувства, эмоции, интересы. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это – знание.



В . О роли сознания в жизни человека судят двояко: его оценивают не только как о чудо из чудес и божественный дар, но и как о вечное проклятье человека, поскольку обладая сознанием, он осознает и свою конечность, смертность, что неизбежно накладывает отпечаток трагизма на всю его жизнь.

Г. Субъектом сознания является человек, индивид. У каждого свое индивидуальное сознание – духовный мир личности, отражающий мир через призму конкретных условий жизни и деятельности данно­го человека. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его индивидуальность. В объединениях людей формируется общественное сознание.

4. Диалектика индивидуального и общественного сознания. Об­щественное сознание складывается на основе сознания отдельных людей, но не является их простой суммой. Оно представляет собой совокупность, переработанный синтез идей, теорий, взглядов, пред­ставлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, стереоти­пов наиболее существенных и общих для данного сообщества.

Индивид конечен и ограничен, его индивидуальное сознание "жи­вет и умирает" вместе с ним. В системе общества оно обретает своего рода бессмертие. Механизмом, реализующим превращение индиви­дуального сознания в общественное, а общественного в индивиду­альное, является процесс общения.

Не только общественное сознание складывается на основе индиви­дуальных, но и индивидуальное сознание несет на себе печать обще­ственного, ведь любой индивид является носителем общественных взглядов, привычек, традиций, берущих свое начало из глубины ве­ков. Ньютон подчеркивал, что он смог совершить свои открытия по­тому, что «стоял на плечах таких гигантов мысли, как Галилей, Кеп­лер и многие другие». В то же время индивидуальное сознание мо­жет противостоять общественному. Наиболее ярким примером тако­го противостояния является судьба Джордано Бруно.

5. Виды и формы общественного сознания

А. В зависимости от основного объекта отражения выделяют такие виды общественного сознания , как политическое сознание, правовое сознание, нравственное сознание, эстетическое сознание, религиоз­ное и атеистическое сознание, естественно-научное сознание, эконо­мическое сознание, экологическое сознание.

Б. Основными формами, в которых существует общественное со­знание являются общественная психология и общественная идеоло­гия.

Формы обще­ственного со­знания Признаки форм общественного сознания
Обществен­ная психоло­гия это совокупность чувств, эмоций, несистематизи­рованных поверхностных взглядов, настроений, обычаев, традиций, привычек, складывавшихся сами собой под влиянием непосредственного об­щественного бытия; лежит в основе обыден­ного сознания, непосредственно вплетена в повсед­невную практическую жизнь людей.
Идеология это совокупность идей, взглядов, теорий, отражаю­щих общественные отношения в более системном виде. Это система теоретических вз­глядов, отражающая понимание обществом мира в целом. Она является продуктом деятельности тео­ретиков и обычно связана с их интересами. Она включает в себя политические и правовые взгля­ды, теории, философию, мораль, искусство, рели­гию.

В. Общественная психология и идеология вместе формируют массовое сознание – это сознание большинства людей. Примером массового сознания является общественное мнение. Общественное мнение может быть истинным или ложным, возникать стихийно, или формироваться государством. Например, в эпоху «холодной войны» в общественном мнении была сформирована нетерпимость к западному капиталистическому обществу.

На формирование общественного мнения так же оказывают влия­ние коллективные бессознательные установки.

6. Индивидуальное и коллективное бессознательное

А. Сущность бессознательного. Совокупность психических про­цессов, функций, операций и состояний, не представленных в струк­туре сознания называются бессознательными. Эти процессы человек не осознает, но они влияют на его настроение, взгляды и поведение.

Б. Виды (уровни) проявлений бессознательного.

Уровни бессозна­тельного Признаки уровней бессознательного
рефлексы психические реакции человека на различные раз­дражители, о которых он сам себе не отдает отчета.
аффективные действия совершенные в порыве крайнего эмоционального возбуждения, когда эмоции как бы захлестнули со­знание
обморок и сон сознание человека полностью или частично отклю­чается
«машиналь­ные дей­ствия» операционные установки и стереотипы автоматиче­ского, алгоритмического поведения, которые выра­батываются на основе многократных повторений, навыки
интуиция способность сознания непосредственно постигать предмет познания без предварительного обдумыва­ния (не осознается сам процесс формирования ин­туитивного знания, но в его основе может лежать осознание самой решаемой проблемы, предыду­щий жизненный опыт человека)
инсайт (от англ. insight – понимание] – это внезапное и не­выводимое из прошлого опыта понимание суще­ственных отношений и структуры ситуации в це­лом, посредством которого достигается осмыслен­ное решение проблемы (открытия Архимеда и Ньютона).
Следующий уровень – индивидуальное и коллективное бессо­знательное

В.Индивидуальное и коллективное бессознательное

Как и сознание бессознательное может быть индивидуальным и коллективным. «Индивидуальное бессознательное» – неосознаваемые влечения, реакции, смысловые и поведенческие установки отдельно­го человека, которые обычно складываются под влиянием отдельных фактов его личного опыта, которых он не помнит. Чаще всего это впечатления раннего детства. Сверхиндивидуальное или коллектив­ное бессознательное –усвоенные субъектом, членом социальной группы, типичные образцы поведения, которые им осуществляются, но не осознаются. В психологии такие стереотипы называют комплексами. Например, комплекс Миссии состоит в том, что люди ждут спасителя, который изменит их жизнь к лучшему – это может быть пророк, рыцарь на белом коне или талантливый всемогущий правитель, но люди психологически готовы к его приходу, и верят в него.