Среда обитания и внешнее строение млекопитающих. Урок биологии – алгоритм кубиков "Общая характеристика млекопитающих. Среды жизни, внешнее строение и место обитания". Особенности внешнего строения млекопитающих
надо по плану определить 1 место обитания 2 особенности внешнего строения 3 особенности внутреннего строения 4 значение вприроде и жизни человека
хоботные
ластоногие
непарнокопытные
зайцеобразные
парнокопытные
насекомоядные
китообразные
каждый отряд описать по плану срочно надо(
Помогите, пожалуйста. Вопросы экзамена. Желательно кратко и самое основное. Заранее ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!Билет 3
1) Зоология как наука. Признаки и многообразие животных.Роль зоологии в жизни и практической деятельности человека.
2) Среда обитания и особенности внешнего строения рыб. Приспособленность внешнего строения рыб к среде обитания.
3)Назовите известных вам насекомых с неполным превращением, какую роль они играют в природе.
Среда обитания и особенности внешнего строения рыб. Приспособленность внешнего строения рыб к среде обитания.
Назовите известных вам насекомых с неполным превращением, какую роль они играют в природе. 2) Среды жизни и местообитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Влияние человека на животных.
Особенности строения систем внутренних органов тела рыб и их функциональное значение.
Охрана птиц. Перечислите птиц занесенных в Красную книгу Казахстана. можете ответить на эти вопросы?
2. Среда обитания и особенности внешнего строения птиц.
3. Какие отличия во внешнем строении имеют представители разных отрядов рептилий? С чем это связано?
Мир обитания живых организмов оказывает на них влияние как прямое, так и косвенное. Существа постоянно взаимодействуют с окружающей средой, получая из нее пищу, но в то же время и выделяя продукты своего метаболизма.
К окружающей среде принадлежит:
- природная - появившаяся на Земле независимо от человеческой деятельности;
- техногенная - созданная людьми;
- внешняя - это все, что находится вокруг организма, а также оказывает влияние на его функционирование.
Как живые организмы изменяют среду обитания? Они способствуют изменению газового состава воздуха (в результате фотосинтеза) и принимают участие в формировании рельефа, почвы, климата. Благодаря влиянию живых существ:
- увеличилось содержание кислорода;
- уменьшилось количество углекислого газа;
- изменился состав воды Мирового океана;
- появились горные породы органического содержания.
Таким образом, взаимоотношения живых организмов и среды их обитания являются сильным обстоятельством, провоцирующим различные преобразования. Различают четыре отличные друг от друга среды проживания.
Наземно-воздушная среда обитания
Включает в себя воздушную и наземную части и отлично подходит для размножения и развития живых существ. Это довольно сложная и многообразная среда, для которой характерна высокая степень организации всего живого. Подверженность почвы эрозии, загрязнениям приводит к уменьшению численности живых существ. В наземном мире обитания у организмов достаточно сильно развит внешний и внутренний скелет. Это произошло потому, что плотность атмосферы намного меньше плотности воды. Одним из значимых условий для существования считаются качество и структура воздушных масс. Они находятся в непрерывном движении, поэтому температура воздуха способна достаточно быстро изменяться. Живые существа, которые обитают в этой среде, должны адаптироваться к ее условиям, поэтому у них развилась приспособленность к резким колебаниям температур.
Воздушно-наземная среда обитания более многообразна, нежели водная. Здесь не так сильно выражены перепады давления, однако довольно часто возникает нехватка влаги. По этой причине у наземных живых созданий имеются механизмы, помогающие им со снабжением организма водой, в основном в засушливых районах. У растений образуется сильная корневая система и специальный водонепроницаемый слой на поверхности стеблей и листьев. Животные обладают исключительным строением внешних покровов. Их образ жизни помогает поддерживать водный баланс. Примером может быть миграция к водопоям. Большую роль играет и состав воздуха для наземных живых существ, обеспечивающий химическую структуру жизни. Сырьевым источником для фотосинтеза является углекислый газ. Для соединения нуклеиновых кислот и белков требуется азот.
Приспособленность к среде обитания
Приспособление организмов к среде обитания зависит от места их жительства. У летающих видов сформировалась определенная форма тела, а именно:
- легкие конечности;
- облегченная конструкция;
- обтекаемость;
- наличие крыльев для полета.
У лазающих животных:
- длинные хватательные конечности, а также хвост;
- тонкое длинное тело;
- сильные мышцы, позволяющие подтягивать туловище, а также перекидывать его с ветки на ветку;
- острые когти;
- мощные хватательные пальцы.
У бегающих живых созданий отмечаются следующие особенности:
- сильные конечности, имеющие малую массу;
- уменьшенное количество защитных роговых копыт на пальцах;
- сильные задние и короткие передние конечности.
У некоторых видов организмов специальные приспособления позволяют им сочетать признаки полета и лазанья. Например, забравшись на дерево, они способны на длинные прыжки-полеты. Другие виды живых организмов могут быстро бегать, а также летать.
Водная среда обитания
Первоначально жизнедеятельность существ была связана с водой. Особенности ее заключаются в солености, течении, пище, кислороде, давлении, свете и содействуют систематизированию организмов. Загрязнение водоемов очень плохо отражается на живых созданиях. Например, из-за уменьшения уровня воды в Аральском море пропала большая часть представителей флоры и фауны, в особенности рыбы. В водных просторах обитает огромное многообразие живых организмов. Из воды они добывают все необходимое, что требуется для осуществления жизнедеятельности, а именно питание, воду и газы. По этой причине все многообразие водных живых существ должно адаптироваться к основным особенностям существования, которые формируются химическими и физическими свойствами воды. Солевой состав среды также имеет большое значение для водных обитателей.
Огромное число представителей флоры и фауны, которые проводят жизнь во взвешенном состоянии, регулярно находятся в толще водного пространства. Умение парить обеспечивается физическими особенностями воды, то есть силой выталкивания, а также особыми механизмами самих существ. К примеру, множественные придатки, которые существенно увеличивают поверхность туловища живого организма по сравнению с его массой, усиливают трение о воду. Следующий пример жителей водной среды обитания - это медузы. Их умение держаться в толстом слое воды обуславливается необычной формой туловища, которое похоже на парашют. К тому же плотность воды очень сходна с плотностью тела медузы.
Живые организмы, среда обитания которых - вода, разными способами подстроились к передвижению. Например, рыбы и дельфины обладают обтекаемой формой тела и плавниками. Они способны быстро передвигаться благодаря необычной структуре наружных покровов, а также присутствию особой слизи, которая снижает трение о воду. У отдельных видов жуков, обитающих в водной среде, выпущенный отработанный воздух из дыхательных путей задерживается между надкрыльями и телом, благодаря этому они способны стремительно подниматься на поверхность, где происходит выпуск воздуха в атмосферу. Большая часть простейших перемещается с помощью ресничек, которые вибрируют, например, инфузория или эвглена.
Приспособления для жизни водных организмов
Различные среды обитания животных позволяют им адаптироваться и комфортно существовать. Тело организмов способно уменьшить трение о воду благодаря особенностям покрова:
- твердая, гладкая поверхность;
- наличие мягкого слоя, присутствующего на внешней поверхности твердого корпуса;
- слизь.
Конечности представлены:
- ластами;
- перепонками для плавания;
- плавниками.
Форма туловища обтекаемая и имеет самые разные вариации:
- сплюснутая в спинно-брюшном отделе;
- круглая в поперечном разрезе;
- сплюснутая с боков;
- торпедообразная;
- каплевидная.
В водной среде обитания живым организмам необходимо дышать, поэтому получили развитие:
- жабры;
- воздухозаборники;
- дыхательные трубки;
- пузыри, которые заменяет легкое.
Особенности обитания в водоемах
Вода способна накапливать и сохранять тепло, поэтому этим объясняется отсутствие сильных колебаний температуры, которые довольно часто встречаются на суше. Самым значимым свойством воды является возможность растворять в себе другие вещества, которые в дальнейшем используются как для дыхания, так и для питания организмами, живущими в водной стихии. Для того чтобы дышать, необходимо наличие кислорода, поэтому концентрация его в воде имеет огромное значение. Температура воды в полярных морях близка к замерзанию, но ее стабильность позволила сформироваться определенным приспособлениям, которые обеспечивают жизнедеятельность даже в таких суровых условиях.
В этой среде проживает огромное многообразие живых организмов. Здесь обитают рыбы, земноводные, крупные млекопитающие, насекомые, моллюски, черви. Чем выше температура воды, тем меньшее количество разведенного кислорода в ней находится, который в пресной воде растворяется лучше, чем в морской. Поэтому в водах тропического пояса обитает мало организмов, в то время как в полярных водоемах присутствует огромное разнообразие планктона, который используют в пищу представители фауны, в том числе крупные китообразные и рыбы.
Дыхание реализовывается всей поверхностью тела или особыми органами - жабрами. Для благополучного дыхания требуется регулярное обновление воды, которое достигается разными колебаниями, в первую очередь движением самого живого организма или его приспособлениями, такими как реснички или щупальца. Большое значение для жизни имеет и солевой состав воды. Например, моллюскам, а также ракообразным требуется кальций для построения панциря или раковины.
Почвенная среда
Располагается в верхнем плодородном слое земной коры. Это довольно сложный и очень важный компонент биосферы, который тесно связан с остальными ее частями. Часть организмов находится в почве всю свою жизнь, другие - половину. Для растений земля играет важнейшую роль. Какие живые организмы освоили почвенную среду обитания? В ней существуют бактерии, животные, а также грибы. Жизнь в этой среде в большей степени определяется климатическими факторами, например, температурой.
Приспособления для почвенной среды обитания
Для комфортного существования организмы имеют особенные части тела:
- небольшого размера копательные конечности;
- длинное и тонкое туловище;
- копательные зубы;
- обтекаемое туловище без выступающих частей.
В почве может существовать недостаток воздуха, а также она плотная и тяжелая, что в свою очередь привело к следующим анатомическим и физиологическим адаптациям :
- сильные мышцы и кости;
- устойчивость к недостатку кислорода.
Покровы тела подземных организмов должны позволять без проблем двигаться как вперед, так и назад в плотной почве, поэтому развились следующие признаки:
- короткая шерсть, устойчивая к истиранию и способная заглаживаться вперед и назад;
- отсутствие волосяного покрова;
- специальные выделения, которые позволяют телу скользить.
Развились специфические органы чувств:
- ушные раковины небольшие или вовсе отсутствуют;
- глаз нет или они существенно уменьшены;
- высокое развитие получила тактильная чувствительность.
Сложно представить растительный покров без земли. Отличительной чертой почвенной среды обитания живых организмов считается то, что существа связаны с ее субстратом. Одним из значимых отличий этой среды считается регулярное образование органических веществ, как правило, за счет отмирающих корней растений и опадающей листвы, а это служит источником энергии для растущих в ней организмов. Нагрузка на земельные ресурсы и загрязнение окружающей среды негативно влияют на проживающие здесь организмы. Часть видов находится на грани вымирания.
Организменная среда
Практическое воздействие человека на среду обитания влияет на численность популяций животных и растений, тем самым увеличивается или уменьшается количество видов, а в некоторых случаях происходит их гибель. Факторы среды:
- биотические - связаны с воздействием организмов друг на друга;
- антропогенные - связаны с влиянием человека на среду окружения;
- абиотические - относятся к неживой природе.
Промышленность - это крупнейшая отрасль, которая в экономике современного общества играет важнейшую роль. Она оказывает влияние на среду на всех этапах промышленного цикла, начиная с добычи сырья и заканчивая утилизацией продукции по причине дальнейшей непригодности. Основные виды отрицательного влияния ведущих отраслей на окружающую среду обитания живых организмов:
- Энергетика является основой развития промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Использование практически каждого ископаемого (уголь, нефть, природный газ, древесина, ядерное топливо) негативно влияет и загрязняет природные комплексы.
- Металлургия. Одной из самых опасных сторон ее воздействия на среду обитания считается техногенное рассеивание металлов. Наиболее вредными загрязнителями считаются: кадмий, медь, свинец, ртуть. Металлы попадают в среду практически на всех стадиях производства.
- Химическая промышленность - одна из динамично развивающихся отраслей во многих странах. Нефтехимические производства выбрасывают в атмосферу углеводороды и сероводороды. При производстве щелочей вырабатывается хлористый водород. Такие вещества, как оксиды азота и углерода, аммиак и другие, выбрасываются также в больших объемах.
В заключение
Мир обитания живых организмов оказывает на них влияние как прямое, так и косвенное. Существа постоянно взаимодействуют с окружающей средой, получая из нее пищу, но в то же время и выделяя продукты своего метаболизма. В пустыне сухой и жаркий климат ограничивает существование большей части живых организмов, как и в полярных областях из-за холодов могут выжить только самые выносливые представители. К тому же, они не просто приспосабливаются к той или иной среде, но еще и эволюционируют.
Растения, выделяя кислород, поддерживают его баланс в атмосфере. Живые организмы влияют на свойства и структуру земли. Высокие растения затеняют почву, тем самым способствуя созданию особого микроклимата и перераспределению влаги. Таким образом, с одной стороны, среда меняет организмы, помогая их усовершенствованию путем природного отбора, а с другой, виды живых организмов изменяют окружающую среду.
Среды (места обитания), в которых живут организмы, разные. Выделяют четыре среды обитания - наземно-воздушную, водную, почвенную и организменную (тела других организмов).
Водная среда связана с водоемами: океанами, морями, реками, озерами и др. Воды в них разные, где-то стоячие, где-то с достаточно сильными течениями, соленые и пресные. Во многих водах мало кислорода и солнечного света. С глубиной наступает полумрак, а после 200 м глубины свет вообще отсутствует.
Поэтому растения в воде могут расти лишь на небольшой глубине, там куда еще проникает свет. Температура в водной среде не так резко меняется в течение года и суток. Отрицательной температуры воды не бывает, поэтому даже в самых холодных местах она составляет +4 °C.
Большинство водных растений - это водоросли. Однако среди водных встречаются и высшие растения.
В наземно-воздушной среде обитания растет подавляющее большинство растений и почти все высшие растения. Растения суши формируют леса и луга, степи и тундры и другие растительные сообщества. Особенностями наземно-воздушной среды являются большое количество воздуха и света, наличие ветра, во многих местах сильное колебание температуры и влажности в зависимости от времени года и суток.
Наземно-воздушная среда весьма разнообразна. Растения приспособлены к определенным условиям среды. Одни растут на хорошо освещенных участках, другие - в затененных. Одни растения не переносят холода и живут только в теплых широтах, другие - приспособлены к сезонным колебаниям температуры. Из-за такого разнообразия сред растения наземно-воздушной среды отличаются множеством различных форм.
Почвенная среда обитания находится в почве - верхнем плодородном слое земной коры. Почва образуется как смешение частиц распавшихся горных пород и остатков живых организмов (перегноя). Света здесь почти нет, поэтому в почве могут обитать только мелкие водоросли. Однако здесь находятся семена и споры растений, а также корни. Почвенная среда обитания населена в основном бактериями, животными и грибами.
Растения могут жить только в средах, к которым приспособлены. Если переместить растение в другую среду, то оно может погибнуть.
Поэтому когда человек выращивает культурные растения, он создает необходимые условия для их нормального роста и развития - поливает их, удобряет почву, избавляет от вредителей. Дикие же растения приспособлены к конкретным условиям окружающей среды.
Разделы: Биология
Данная форма апробирована в различных курсах биологии и подходит для всех возрастных групп учащихся. Методическая помощь учителя в данном уроке заключается в контроле за трансформацией учебных кубиков, формулировании и анализе учебной информации на них. Урок по теме «Общая характеристика отряда млекопитающие. Особенности их строения в зависимости от среды обитания» направлен на достижение главной цели: формирование культуры анализа учебного материала о млекопитающих животных и выявление зависимостей их внешнего строения от экологических сред обитания. В результате поэтапного изучения рассматриваются основные вопросы темы: общая характеристика зверей, признаки внешнего строения млекопитающих животных, изучение отделов тела, практические наблюдения и советы по уходу, содержанию и многообразию млекопитающих, экологические группы зверей и особенности их внешнего строения, закрепление материала в виде проверки утверждений. Практическая часть кубиков представлена инструктивными карточками, которые некоторые ученики выполняли дома в виде исследовательских проектов, представленных своим одноклассникам. Для наглядности использовались качественные игрушки и чучела животных – лисы, козла, волка и кабана. Часть урока сопровождалась компьютерной презентацией с рисунками и основными терминами.
Тема: «Общая характеристика млекопитающих. Среды жизни, внешнее строение и места обитания».
Цели урока:
- Образовательные
:
- изучить общие черты класса млекопитающие;
- сформировать знания особенностей внешнего строения млекопитающих и мест их обитания.
- Развивающие
:
- вспомнить и закрепить знания учащихся об экологических особенностях различных групп млекопитающих;
- повторить последовательность работы по алгоритму кубиков.
- Воспитывающие
:
- продолжить умение работать в группе,
- развивать чувство коллективизма и содружества, эстетического восприятия окружающего мира.
Дидактическое и материальное оснащение урока: чучела млекопитающих, мультимедийный образовательный комплекс 1с-биология, набор учебных кубиков, фигурки животных.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1.
Приветствие учащихся.
2.
Ознакомление с темой урока,
постановка учебной цели и задач перед учащимися.
3.
Повторение работы с алгоритмом
кубиков: указатели (треугольнички) показывают
ряды (горизонтальные или вертикальные), а
направление стрелок и градусы - угол поворота
рядов кубиков. для облегчения работы каждая
сторона имеет свою цветовую гамму. в случае
путаницы кубиков возвращаться в начало (рисунок
1).
II. Актуализация опорных зунов, мотивационных состояний
Разминка – вопросы на стороне 1 (Приложение 1 )
ответы: 1. Козла; 2. Як; 3. Медведь; 4. Ёжик; 5. Тигр; 6. Слон и конь; 7. Кабан; 8. Пума; 9. Газель; 10. Бобр; 11. Соболь; 12. Бурундук; 13. Кошка; 14. Куница – куна; 15. Кит.
III. Формирование новых понятий, способов действий
1. «Териология» – раздел зоологии, изучающий особенности строения и поведения млекопитающих животных.
2. Изучение стороны 2 – общая характеристика млекопитающих. (вместе с учащимися проговариваются и обсуждаются все пункты (Приложение 2 ).
- млекопитающие имеют второе название «звери»;
- известно около 5000 современных видов зверей;
- распространены по всему земному шару (учащиеся просматривают видеофрагмент «происхождение млекопитающих и распространение»);
- высшие позвоночные животные;
- теплокровные (постоянная температура тела);
- тело покрыто шерстью (волосяным покровом);
- рождают живых детенышей и выкармливают их молоком;
- размеры от 4 см до 33 метров;
- масса от 1,2 граммов до 150 тонн;
- обладают крупным головным мозгом с развитыми передними полушариями;
- имеют разнообразное и сложное поведение (инстинкты);
- все системы органов достигают наибольшей дифференцировки;
- высокое развитие нервной системы позволяет быстро приспосабливаться к условиям среды;
- в классе млекопитающих 19 отрядов, 122 семейства, 1017 родов, 5237 видов зверей;
Учащимися озвучиваются известные российские териологи (кубик 16).
Темы проектов:
1. «Мы взяли в дом собаку» (рассматривание
шерсти собаки, вибриссов. поведение и повадки при
выполнении команд).
2. «Жвачные животные» (наблюдение за коровами,
лошадьми, козами во время кормежки, изучение
многообразия копытных животных в Казани).
3. «Моя кошка» (наблюдение за поведением кошки во
время беременности, ухаживания за потомством,
поведение котят).
4. «Освоение подражания у обезьян, как
доказательство развития психики»
(исследовательская работа)
IV. Применение новых понятий, способов действий
1. Применение знаний о строении млекопитающих в области экологии животных (Сторона 5, Приложение 5 )
– Какое явление позволило млекопитающим заселить все среды жизни? (Приспособленность)
Учащиеся опять делятся на группы, чтобы вспомнить из курса экологии признаки внешнего строения различных экологических групп зверей:
- 1 группа характеризует хтонобионты и эдафобионты;
- 2 группа определяет признаки прыгающих и авиабионтов;
- 3 группа характеризует дендробионты и гидробионты.
В конце всех характеристик ученики подводят общий вывод о приспособленностях млекопитающих к различным условиям существования и средам жизни.
2. Закрепим знания (Сторона 6, Приложение 6 )
Выбрать правильные утверждения:
- Млекопитающие – высшие теплокровные позвоночные животные (Да)
- Внешнее строение млекопитающих не зависит от среды обитания (Нет)
- Кожа млекопитающих эластичная, прочная, имеет волосяной покров (Да)
- Забота о потомстве особенно выражена у животных рождающих беспомощных детенышей (Да)
- Жизнь млекопитающих не зависит от сезонов года (Нет)
- Зародыш развивается вне материнского организм (Нет)
- Передвигаются млекопитающие по земле, под землей, по деревьям, в воде, в воздухе (Да)
- Водные млекопитающие произошли от сухопутных предков (Да)
- Роговые образования кожи способны видоизменяться (Да)
- Молочных желез много, они развиваются независимо от количества детенышей (Да)
- На громкие звуки млекопитающие реагируют всем телом (Да)
- Конечности млекопитающих могут видоизменяться или утратиться совсем (Да)
- Шерсть млекопитающих предохраняет от перепадов температур.
- Хвост выполняет функцию руля или опоры.
- Звери заселили все среды жизни на планете
3. Животное-загадка: Определите по каким признакам можно отнести Чебурашку к млекопитающим животным?