Презентация "техника речи" презентация по логопедии на тему. Презентация на тему "культура речи педагога " Скачать презентацию особенности речи учителя физической культуры

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Учитель-логопед Головина Е.М. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №77»

Техника речи - это мастерство публичного выступления, делового общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил ораторского искусства, связанные с силой, высотой, благозвучностью, полетностью, подвижностью, тоном голоса и дикцией. Техника речи – это, прежде всего, правильно поставленная дикция, речевое дыхание, артикуляция, поставленный голос.

Правильное дыхание – это основа красивой речи. От правильного дыхания зависит чистота, правильность и красота голоса.

1. Упражнение «Ладошки» - одно из упражнений системы оздоровления А.Н. Стрельниковой. И.п.: встать (сесть) прямо, показать ладошки, при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса. Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем. Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха, сделайте паузу – отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха. 2. Поднять руки над головой, ладонями навстречу (руки касаются друг друга) – вдох, опустить руки – выдох. - Развести руки в стороны – вдох, руки перед собой – выдох и т. д.

3. Произнести слоги на одном выдохе (СПА – СПО – СПУ – СПЫ – СПЭ); 4. Произносить слова на одном выдохе (дни недели, счёт до 10, названия месяцев); 5. Фразы на одном выдохе. Пословицы: Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Любишь кататься – люби и саночки возить. Загадки: «Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает». 6. Прочитать стихотворения на одном выдохе под мяч (каждое слово предложения сопровождается броском мяча об пол). Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит. Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч.

Правильная дикция Дикция – это произношение звуков. Человек, который наделён от природы грамотной речью редкость. Само понятие «дикция» представляет набор из звуков и слов, входящих в речевой аппарат каждого человека. Проблемы с дикцией, как правило, бывают из-за неправильного произношения некоторых звуков (шипение, подсвистывание, проглатывание, произношение одного звука вместо другого). Обычно это происходит из-за неправильной постановки артикуляционного аппарата, и необходимо развивать мышцы губ, языка. Но даже если дикционные дефекты связаны с такими недостатками, как неправильный прикус, щербинка между передними зубами и др., добиться четкой, внятной, выразительной речи возможно.

Для четкого произнесения звуков существует множество различных упражнений из дикционной гимнастики. 1. Опустить нижнюю челюсть, вниз медленно подвигав в разные стороны. 2. Не меняя положение, челюсть осторожно подвигать вперёд и назад. 3. В положении стоя наклониться вперёд, держа руки на груди и протяжно произнести предельно низким голосом на выдохе звуки [у], [о]. 4. Напрячь кончик языка и поочерёдно упираться им то в левую, то в правую щёку, далее проделать тоже самое, но уже открытым ртом. 5. Растянуть губы в улыбке с открытым ртом, двигая язык влево и вправо к уголкам рта. При выполнении упражнения губы и челюсти остаются в неподвижном состоянии, а язык не скользит по нижней губе. 6. Провести языком по нижнему и верхнему ряду зубов, пересчитывая каждый из них, челюсти неподвижны, рот открыт в улыбке.

Для того, чтобы добиться улучшения дикции, необходимо научиться правильно проговаривать звуки, создавая красивое течение речи. Подойдет вот такое упражнение: на протяжении некоторого времени проговаривайте вслух - рлы-рлы-рлы, рлу-рлу-рлу, рло-рло-рло, рла-рла-рла, рлэ-рлэ-рлэ, рли-рли-рли. Скороговорки, чистоговорки также помогут сделать вашу речь чистой, внятной и четкой. Каждая скороговорка, чистоговока уникальна и создана так, что в ней сочетаются сложные по совместимости звуки. И чтобы полностью избавиться от дефектов, надо в своём арсенале иметь около 5 скороговорок или чистоговорок с различными сочетаниями несовместимых звуков. Вот самые популярные: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». «В огороде у Федоры – помидоры, за забором у Федоры – мухоморы». «Корабли лавировали-лавировали, да не вылавировали» и другие.

Темп – скорость нашей речи, то время, за которое произносим текст. Норма темпа речи 120 слов в минуту. Могут наблюдаться две крайности темпа речи: - слишком быстрый темп («строчит как из пулемёта»), - замедленная речь («как воду цедит»). Обе крайности утомляют аудиторию. Говорящему нужно менять темп: если требуется что-то подчеркнуть – темп замедлить, если речь произносится с пафосом, то наоборот – темп ускорить.

Тембр голоса – это такой звуковой «цвет» голоса. Его используют наряду с понятиями: громкость, высота, длительность. Тембр голоса играет важную роль в общении с людьми. Красивый приятный тембр располагает к себе, а если голос с придыханием, резкий голос вызывает раздражение. Повышать голос и тем более срываться на визг нельзя ни в коем случае: это сделает вас совсем неубедительным. Вот такая несправедливость: «Чем больше мы стараемся докричаться, тем меньше нас слышат».

Гигиена и профилактика голоса 1. Самое лучшее средство для сохранения профессионального звучания голоса – это зарядка, которая включает в себя дыхательную и артикуляционную гимнастику. 2 . Не переутомляйте голосовой аппарат. Норма голосовой нагрузки для педагогов не более четырёх академических часов подряд в день. 3. Перед выступлением желательно выпить стакан тёплого (но не горячего) чая или боржоми. Дайте мышцам отдохнуть, приведя их в расслабленное состояние, сделать 5-10 медленных, спокойных вдохов и выдохов, после чего настройтесь на рабочий лад. 4. Состояние и сила голоса непосредственно связаны со всеми физиологическими процессами, происходящими в организме. Гимнастика, водные процедуры, сон по потребности, чередование труда и отдыха, правильное полноценное питание повышают защитные силы организма, благотворно влияют на голосовой аппарат. Пища должна быть разнообразной, богата витаминами, употребление острых приправ ограничить. От горячей пищи кровеносные сосуды глотки расширяются, от холодной – суживаются, и то и другое, вредно сказывается на голосовых связках.

5. Закаливайте нервную систему, ибо нервно-психические травмы, переживания, страх непосредственно сказываются на голосе, он начинает срываться, теряется чистота, выносливость, интонационная подвижность. Заболевания верхних дыхательных путей, такие, как хронический насморк, воспаление носоглотки, зева, связок, непременно сказываются на голосе. Поэтому необходима профилактика. При неприятных ощущениях горло можно полоскать настоем ромашки. Для этого 1-2 столовые ложки сухой ромашки заваривают стаканом крутого кипятка, настаивают около часа и процеживают. Этот же настой применяют и при ощущении сухости в носу, закапывая по 5-6 капель в каждую ноздрю. Можно закапывать в рот или нос по 5-6 капель персикового, абрикосового или оливкового масла. Для закаливания носоглотки полезны ежедневные полоскания холодной водой с постепенным понижением температуры от +20 до +12.

6. Помните, что курение и употребление спиртных напитков отрицательно сказываются на голосе. Алкоголь приводит к расширению кровеносных сосудов, нарушая тем самым функции желез слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Голосовые связки «сушатся», голос становится низким, хриплым, менее выносливым. Курение вызывает спазмы гладкой мускулатуры трахеи и бронхов, нарушается естественный процесс дыхания. Частый сухой кашель курильщиков постоянно травмирует голосовые связки, они теряют эластичность, в голосе появляется сипота, исчезает лёгкость и мягкость звучания.

Интонация Кроме того, речь не должна быть монотонной. Она обязательно должна быть окрашена интонациями. Но не забывайте, что визгливые интонации очень раздражают окружающих. От них нужно избавляться. Вообще высокий голос привлекает только в случае, когда он достаточно ровный, без перепадов. В ряде экспериментов было выявлено, что низкие голоса обладают большей привлекательностью. Поэтому, чтобы научиться, красиво говорить, необходимо поработать над высотой звучания. Этому способствует простое упражнение – чтение вслух стихов, сказок, рассказов с различной интонацией, «по ролям» - меняя голос, в зависимости от того, чьи реплики читаете.

Положение тела Правильная осанка также способствует формированию уверенного, свободного голоса. Поэтому, сидя на рабочем месте, старайтесь держать спину ровно, прямо, не горбитесь, опирайтесь на спинку стула. Держите голову прямо, смотрите перед собой во время разговора (поворот головы, наклон головы вниз зажимает, сдавливает голос). Улыбайтесь. Улыбка поможет Вам не только расслабить мышцы, освободить голос, но и сделает речь эмоционально-выразительной, создаст хорошее настроение Вам и Вашим детям.

Орфоэпические нормы. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться у дикторов радио, телевидения, у мастеров художественного слова, у окружающих людей, имеющих образцовую культурную речь. Педагог должен придерживаться литературных норм произношения. 1. Гласные звуки, находящиеся под ударением, всегда звучат четко и ясно, так как они обозначаются на письме соответствующей буквой. Сравните произношение звука О в таких словах: молодость (произносится как молъдъсть – слабый, неясный звук, произносимы как средний звук между А и Ы, условно обозначается знаком Ъ); договор (произносится: дъгавор); сороконожка (произносится: съръканожкъ)

2. Безударные гласные А и О в произношении ослабевают (звук О заменяется и произносится как звук А или как средний звук между А и Ы: вада (вода), акно (окно), мълако (молоко) и т.д. гласные звуки У, Ю, Ы, Э и в некоторых случаях звук И и в безударном положении не изменяются (утюг, юла, рыбак, экзамен, игра). 3. В разговорной речи при произнесении отчеств, при сочетании имен и отчеств иногда выпадают некоторые звуки и окончания: Алексан Иваныч (Александр Иванович), Михал Палыч (Михаил Павлович), Марь Иванна (Мария Ивановна). 4. К нелитературному произношению относится побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как они написаны: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (вместо щастье) и т.д.

5. Отклонение от нормы литературного произношения является речь с национальном акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем (вясна вместо весна), цоканьем (цто вместо што и др.), известно, что ребенок впитывает особенности речи той местности, где он растет. Если он слышит так называемый «окающий» говор (с подчеркнутым звуком «о»), или «якающий» («нямного» вместо «немного»), то и сам станет так же говорить. Поэтому воспитателю необходимо следить за собственной речью и не отступать от норм литературного произношения. Образцом правильного произношения считается так называемая «московская» речь, для которой характерно «аканье». Например, слова Москва, пойду, вода, окно, волна произносятся Масква, пайду, вада, акно, вална.

Речь воспитателя, чтение детям произведений художественной литературы должны быть безукоризненными. Неверно усвоенная произносительная форма речи с трудом поддаётся исправлению. Из этого следует, что правильная речь педагога должна соответствовать нормам русского языка. Чтобы насытить речь новыми словами, старайтесь каждый день запоминать хотя бы одно новое слово. Русский язык так богат, что за этим занятием можно провести всю жизнь. Поэтому не бойтесь заглядывать в словари толковые, этимологические и фразеологические.

Игра «Произнеси правильно» (слова наиболее часто нами употребляемые) ТОРТЫ ПОЗВОНИШЬ ДОСУГ КУХОННЫЙ ВЗЯЛА ДАЛА ПО СРЕДАМ (день недели) КРАСИВЕЕ ЖАЛЮЗИ ЩАВЕЛЬ ДОКУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

СВЕКЛА КАТАЛОГ ОДНОВРЕМЕННО БАЛОВАТЬ СЛИВОВЫЙ СОСИСКИ НАДЕТЬ, ОДЕТЬ СРЕДСТВА ТАНЦОВЩИЦА УПРОЧЕНИЕ ЦЕПОЧКА ИХ

Умение говорить правильно и красиво – это важный навык, которым обязательно нужно овладеть. Все мы живем в обществе, и наши успехи во многом зависят от того, насколько убедительно мы можем донести свои мысли до других людей. Излагать свои мысли последовательно и убедительно - это не какой-нибудь врожденный талант. Этому можно научиться. В заключение, хотелось бы зачитать несколько рекомендаций по данному вопросу.

Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее: 1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющие дефекты речи. 2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию. 3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм. 4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания. 5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса. 6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей). 7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

«Самое важное в искусстве речи – это во-первых, произношение, во – вторых, произношение, и, в-третьих, произношение» Демосфен.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: http://technics-speech.ru (© 2007 – 2012 «Техника речи»). http:// mirsovetov.ru (© 2006 – 2012 «МирСоветов. Ru »).



Техника речи - это мастерство публичного выступления, делового общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил ораторского искусства, связанные с силой, высотой, благозвучностью, полетностью, подвижностью, тоном голоса и дикцией. Техника речи - это мастерство публичного выступления, делового общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил ораторского искусства, связанные с силой, высотой, благозвучностью, полетностью, подвижностью, тоном голоса и дикцией.


Речевой аппарат - это совокупность органов человека, необходимых для производства речи. Он включает в себя несколько звеньев: дыхательные органы; органы речи пассивные - это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. органы речи активные - это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука; головной мозг.


Упражнение 1. Сделайте вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 - задержите дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 - выдох. Упражнение 1. Сделайте вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 - задержите дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 - выдох.


Упражнение 4. Игры-соревнования: а) “Кто дольше?”: - прожужжит пчелой (ж-ж-ж-ж-ж); - прозвенит комаром (з-з-з-з-з); б) “Кто больше?”: - выпустит воздуха из проколотой шины (с-с-с-с-с); - задует свечей на именинном торте (ф-ф-ф-ф-ф). Упражнение 4. Игры-соревнования: а) “Кто дольше?”: - прожужжит пчелой (ж-ж-ж-ж-ж); - прозвенит комаром (з-з-з-з-з); б) “Кто больше?”: - выпустит воздуха из проколотой шины (с-с-с-с-с); - задует свечей на именинном торте (ф-ф-ф-ф-ф).


Упражнение “Цоканье”. Кончик языка плотно прижат к альвеолам, затем толчком отрывается и перескакивает ближе к мягкому небу. При этом возникает щелчок, похожий на цоканье копыт. Повторить 8-10 раз. Упражнение “Цоканье”. Кончик языка плотно прижат к альвеолам, затем толчком отрывается и перескакивает ближе к мягкому небу. При этом возникает щелчок, похожий на цоканье копыт. Повторить 8-10 раз.


Упражнение. С любой громкостью произнесите поочередно звуки И - У (И-У-И-У-И-У) 10-15 раз. Упражнение развивает подвижность гортани. Упражнение. С любой громкостью произнесите поочередно звуки И - У (И-У-И-У-И-У) 10-15 раз. Упражнение развивает подвижность гортани.


Сила голоса - это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо. Сила голоса - это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо. Высота голоса - это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее.


Прочитайте текст, меняя в зависимости от содержания силу голоса: Прочитайте текст, меняя в зависимости от содержания силу голоса: Была тишина, тишина, тишина. Вдруг грохотом грома сменилась она! И вот уже дождик тихонько - ты слышишь? - Закрапал, закрапал, закрапал по крыше. Наверно, сейчас барабанить он станет. Уже барабанит! Уже барабанит!


Упражнение. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз. Упражнение. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.


Под благозвучностью голоса понимается чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.). В понятие благозвучности включается прежде всего звонкость. Голос звучит звонко, когда он резонирует в передней части полости рта. Если же звук формируется у мягкого неба, он получается глухим и тусклым. Звонкость голоса зависит и от собранности звука (его концентрации у передних зубов), от направленности звука, а также от активности губ. Под благозвучностью голоса понимается чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.). В понятие благозвучности включается прежде всего звонкость. Голос звучит звонко, когда он резонирует в передней части полости рта. Если же звук формируется у мягкого неба, он получается глухим и тусклым. Звонкость голоса зависит и от собранности звука (его концентрации у передних зубов), от направленности звука, а также от активности губ.


Подвижность голоса - это его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель. Подвижность голоса - это его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель.


Упражнение. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: "Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали... быстро ехали... быстро ехали". Упражнение. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: "Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали... быстро ехали... быстро ехали".


Под тоном голоса подразумевают эмоционально-экспрессивную окрашенность голоса, способствующую выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т.д. Он создается с помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса, паузация, убыстрение или замедление темпа речи. Под тоном голоса подразумевают эмоционально-экспрессивную окрашенность голоса, способствующую выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т.д. Он создается с помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса, паузация, убыстрение или замедление темпа речи.


Упражнение. Произнесите фразу "Какая у него профессия" так, чтобы выразить: Упражнение. Произнесите фразу "Какая у него профессия" так, чтобы выразить: восхищение; сочувствие; презрение; пренебрежение; вопрос; зависть; вопрос-переспрос; удивление.


Темп речи не является непосредственным свойством самого голоса человека, однако, умение варьировать, при необходимости, скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к тем навыкам, совершенствованием которых должна заниматься дисциплина «Техника речи». Темп речи не является непосредственным свойством самого голоса человека, однако, умение варьировать, при необходимости, скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к тем навыкам, совершенствованием которых должна заниматься дисциплина «Техника речи».


Дикция - это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Ясность и чистота звучания речи зависят от правильной и активной работы артикуляционного аппарата. Дикция - это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Ясность и чистота звучания речи зависят от правильной и активной работы артикуляционного аппарата.


Каждое из следующих упражнений необходимо повторить по несколько раз. Каждое из следующих упражнений необходимо повторить по несколько раз. проговаривайте «БЯ», положив язык на нижнюю губу; произносите звуки «АС», быстро высовывая и убирая язык за зубы; произносите несколько раз «ТКР», «КТР», «ДРТ», «РКТ»; для улучшения работы губ произносите «МБ», «ТВ», «БМ» и т.д.; сделайте губы трубочкой и тяните звук «М-М-М», затем улыбнитесь.


Упражнение. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее: Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто. Упражнение. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее: Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.


Упражнение. Произнесите фразы, состоящие из одних ударных слогов, сначала медленно, затем быстро: В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск - брызг блеск! Сто верст вскачь. Упражнение. Произнесите фразы, состоящие из одних ударных слогов, сначала медленно, затем быстро: В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск - брызг блеск! Сто верст вскачь.


Работа по повышению уровня речевой культуры немыслима без усовершенствования речевого аппарата. Нельзя выступать перед слушателями, пережевывая текст, съедая начало и концы слов, заменяя одни звуки другими или объединяя отдельные слова в одно бессмысленное сочетание. Такая речь искажает смысл высказывания и производит неприятное впечатление. Работа по повышению уровня речевой культуры немыслима без усовершенствования речевого аппарата. Нельзя выступать перед слушателями, пережевывая текст, съедая начало и концы слов, заменяя одни звуки другими или объединяя отдельные слова в одно бессмысленное сочетание. Такая речь искажает смысл высказывания и производит неприятное впечатление. Работайте над своей речью.


«Самое важное в искусстве речи – это во-первых, произношение, во – вторых, произношение, и, в-третьих, произношение» Демосфен. «Самое важное в искусстве речи – это во-первых, произношение, во – вторых, произношение, и, в-третьих, произношение» Демосфен.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Педагогика"

Скачать готовые презентаций по педагогике. Педагогика – Наука о воспитании и обучении. Разнообразие презентации по педагогике, доступных для скачивания на нашем сайте, позволят вам эффективно и интересно провести школьные занятия, посвященные самым разным темам. Грамотная структура подачи информации и большое количество слайдов помогут передать информацию в понятной форме.














Выразительность Особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.



Логичность Выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.


Богатство Умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.


Уместность Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).




Регуляция силы голоса Педагогу необходимо говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента или содержания речи. Голос воспитателя должен быть выразительным, звучным, энергичным, привлекать внимание, но не раздражать, звать к действию, а не убаюкивать.





Речеведческая культура учителя


  • Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Она свидетельствует об
  • Эрудиции
  • Интеллекте
  • Этике
  • Воспитании

  • Профессор Л.И.Скворцов дает следующее определение:»Культура речи - это владение устными и письменными нормами литературного языка.»
  • Владение культурой речи -это успех в обществе, авторитет, перспективы в карьере.

  • Орфоэпические(произношение)
  • Акцентологические(ударение)
  • Лексические
  • Словообразования
  • Синтаксические
  • Стилистические
  • Нормы письменной речи

  • Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, живым примером для ученика является сам учитель.
  • И перед ним стоит важнейшая задача: разглядеть личность будущего человека, которую он создает при помощи языка.

  • С помощью этого сильнейшего орудия педагог развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры.

  • Голос- важнейший элемент техники речи.
  • 1.Он не должен вызывать неприятных ощущений, а обладать благозвучностью.
  • 2.Уметь управлять своим голосом в общении с детьми.
  • 3.Уметь голосом внушать требования и добиваться их выполнения.

  • Это четкое и ясное произнесение звуков речи.
  • Она важна для учителя, поскольку его речь является образцом.

  • Речь должна быть наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, а здесь особое значение приобретают
  • Интонация, жесты, мимика.

  • Досуг, звонит, включим,
  • Каталог, августовское,
  • Феномен, подростковый,
  • Жалюзи, ходатайство,
  • Торты, вручит, принудить,
  • Баловаться, послала, банты
  • Генезис, рефлексия.

Речь педагога – образец для подражания воспитанников.

Консультация для педагогов

Старший воспитатель МАДОУ № 50 Забуслаева О.В.



ФОРМУЛА КУЛЬТУРЫ РЕЧИ:

кому

Думай,

зачем

Каковы будут последствия

ГОВОРИШЬ.


ТРЕБОВАНИЯ

К РЕЧИ ПЕДАГОГА




Необходимо учитывать:

возраст и жизненный опыт ребенка

при общении с ним.

Чем младше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи: предложения должны быть короткими простыми.


РЕЧИ ПЕДАГОГА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРИСУЩИ:

Грамотность

  • Следует разбираться в особенностях своей речи,
  • Учитывать ее ошибки и погрешности,
  • Бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка

  • Соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.
  • Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

  • Дети отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых;
  • Проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога, особым образом реагируя на его голос, настроение, мимику, жесты.

Выразительность

Особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка.

Владение педагогом различными средствами

  • выразительности речи: интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.
  • выразительности речи:
  • интонация,
  • темп речи,
  • сила,
  • высота голоса и др.

способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Чистота

  • Отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
  • Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста.

Логичность

Выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.


Богатство

Умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.

Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует:

  • не только расширению словарного запаса ребенка,
  • но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

  • В речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.
  • Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля.
  • Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения:
  • навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.
  • навыков общения,
  • умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета,
  • ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.

  • Ребенок не способен следить за содержанием слишком быстрой речи.
  • Недопустима и слишком медленная, растянутая речь

говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента или содержания речи

должен быть:

  • выразительным,
  • звучным,
  • энергичным,
  • привлекать внимание, но не раздражать,
  • звать к действию, а не убаюкивать.

Предлагайте слуху детей лишь совершенные образцы речи !!!

К выше перечисленным требованиям необходимо отнести:

правильное использование педагогом невербальных средств общения,

его умение не только говорить с ребенком,

но и слышать его!!!


Анализ речи педагогов

Всего

Учет возраст. особенностей детей

24 чел.

Грамотность

Логичность

Богатство

словаря

Чистота

Выразительность


Мини-экзамен для педагогов:

«Знатоки русской речи»

1. Расставьте правильно ударения в словах:

жалюз и , катал о г, оп е ка, рак у шка, св е кла, ср е дства, сл и вовый, твор о г, т у фля, звон и т, п а льцами, н о жницами, т о рты, обеспеч е ние, б а нты.

2. Определите род существительных:

Мужской род (он) - шампунь, кофе, тюль, гель, сандалий (сандалия – жен. р.).

Женский род (она) – мозоль, вуаль, вермишель, туфля.

Средний род (оно) – какао, пальто, караоке.

3. Подберите глаголы:

Собака лает , кошка мяучит, мурлычет , козы и овцы блеют , курица кудахчет, квохчет , гуси гогочут , лошади ржут .

4. Подберите синонимы к слову «молодец»:

Умница, умник, разумник, эрудит, знаток…


  • Ласка и шутка
  • Поучение и наставление
  • Порицание
  • Использование в режимных моментах

Спасибо

внимание!


Для подготовки презентации использована статья:

«Речевая культура педагогов дошкольных образовательных учреждений»

Старцева Елена Алексеевна, учитель-логопед

Литература

  • Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка / Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва. – М.: Русский язык, 1993. – 927 с.
  • Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. - 400 с.
  • Бородич А.М. Методика развития речи детей: учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / А.М. Бородич. – 2-е изд. – М: Просвещение, 1981. – 255 с.
  • Колосова И.В. Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения / И.В. Колосова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009. - №3.
  • Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф. А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. – 223 с.
  • Скворцов Л.М. Культура русской речи. Словарь-справочник / Л.М. Скворцов. – М.: Издательство «Знание», 1995. – 256 с.
  • Словарь-справочник по культуре устной и письменной речи / Сост. М.Б. Елисеева Б.М. Золик, А.Б. Черепнин, 1996. – 32 с.
  • Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2007. – 256 с.
  • Федоренко Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для уч-ся / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. – М.: Просвещение, 1977. - 239 с.