Скачать литературно музыкальную композицию учитель на войне. Литературно-музыкальная композиция «Война глазами детей. Ученики читают стихотворения

Цель : Создание условий для воспитания школьников на основе принципов гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

Задачи :

  • Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны;
  • Формировать и развивать патриотическую направленность личности школьников, осуществляемую в разных сферах жизни, во всем спектре отношений;
  • Формировать патриотическое мировоззрение, развивать познавательную активность школьников;
  • Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества.

Оборудование : любая фоновая слайдовая презентация; плакаты, фонограммы: звук военного самолёта, вальс «Школьный».

Ход мероприятия

(Звучит музыка военных лет).

За кулисами читает ведущий:

И в сердце тесно от высоких слов
Сегодня будет день воспоминаний
О подвиге и доблести отцов!

Ведущие: Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы вспомнить о Великой Отечественной войне. Прошло более полувека, как советский народ одержал победу над фашистскими захватчиками. Закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах. Давайте об этом вспомним. Мы обязаны это помнить.

Ученик читает стихотворение:
Пришел июнь - румянец года,
Обилие света и тепла,
И зацвела вокруг природа
Палитрой красок ожила.
И тополиный пух метелью
Следы дорог запорошил,
И хор кузнечиков свирелью
Поля и рощи огласил.
Ученик читает стихотворение:
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось...

Инсценировка «Мечты» (на фоне «Школьного вальса»)

Юноша 1: Какое сегодня чудесное утро, какое голубое небо! Да, вот и пролетело детство золотое. Прощай, школа, учителя! Что нас ждет впереди?! Неизвестность...

Девушка 1: Почему неизвестность? Ты станешь капитаном дальнего плавания, а я учителем начальных классов.

Девушка 2: Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдёт, мы все институты закончим. Вырастем. Может кто-то даже замуж выскочит.

Юноша 2: Ага, или женится. Нет, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду. Романтика!

Девушка 3: Саша, о чем ты мечтаешь?

Юноша 3: Я... Я хочу поступить в институт, а потом..., наверное, буду врачом. А ты?

Девушка 4: А я хочу быть учителем. А еще я хочу, чтобы этот мир был таким же светлым и солнечным, как сегодня!

(Средь звуков вальса слышится гул самолетов, все приостанавливаются)

Юноша 1: Почудилось...

(Гул усиливается, музыка останавливается)

Девушка 1: Что случилось, скажи мне, ветер?
Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не так же светит,
Или вянут травы в садах?

Юноша 1: Почему люди все на рассвете
Вдруг застыли, раскрыв глаза?

Девушка и юноша (вместе): Что случилось, скажи нам, ветер? Неужели это - война?!

Ученик читает стихотворение:
Мирно страна проснулась,
В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах ее сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала Москва.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова... ВОЙНА

Звуки разрывов снарядов, гул самолёта

Ведущий 1: Город Брест сегодня находится в Белоруссии, на самой границе. Но в 1941 году это была территория Советского Союза.

На берегу реки Буг стояла старая русская крепость, внутри которой в казармах жили солдаты и командиры с семьями. 22 июня в 4 часа утра немецкие пушки стали расстреливать крепость, а самолёты засыпать бомбами. Начались тяжёлые, долгие бои.

Ведущий 2: В первые часы войны сотни воинов, женщин и детей погибли в Брестской крепости. Крепость была окружена, её бомбили, обстреливали со всех сторон, штормовали, но защитники не сдавались. Над воротами крепости они повесили полотенце, на котором кровью было написано: «Все умрём, но из крепости не уйдём!». Больше месяца сражались бойцы Брестской крепости. Большинство защитников погибли.

Ведущий 1: С сентября 1941года по январь 1944года, 900 дней и ночей Ленинград жил в кольце вражеской блокады. 640 тысяч его жителей погибло от голода, холода, и артобстрелов. Склады продовольствия сгорели во время налётов немецкой авиации. Пришлось урезать рацион питания. Рабочим в сутки выдавали по 250 грамм хлеба, а служащим и детям по 125 грамм, крошечный почти невесомый ломтик (демонстрация кусочка хлеба весом 125 грамм).
Немцы рассчитывали, что ленинградцы перессорятся из-за хлеба, перестанут защищать город и сдадут его врагам. Но они просчитались.

Ученики инсценируют стихотворение «Кусочек черного хлеба»

Ведущий 2: Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит - 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит - каждый четвёртый житель страны погиб. Мы живем в стране, где царит мир и согласие, глее рядом живут казах и украинец, белорус и киргиз, русский и башкир. Свыше 11 тыс. воинов всех национальностей были удостоены звания Героя Советского Союза.

Ведущий 1: Во время наступательных боёв наших войск в районе севернее Новосокольники (14-20 Января 1944 года) рядовая Молдагулова Алия проявила величайшую доблесть, мужество и отвагу. Алия была лучшей снайперкой в батальоне. До последнего боя, в котором она погибла смертью храбрых. Товарищ Молдагулова на своём счету имела до 35 убитых фашистов. За всё время боя находилась в первых рядах атакующих и неоднократно первая врывалась на позицию противника, увлекая за собой бойцов роты.

Ведущий 1: Указом Президиума Верховного Совета СССР ефрейтору Молдагуловой Алии Курумгамбиевне посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Ведущий 2: Поэт и общественный деятель Олжас Сулейменов сказал: «Во время войны наш народ закалился, обретая национальный дух. Нам нельзя забывать своих героев. Они должны быть примером для всех последующих поколений казахстанской молодежи...»

Ведущий 1: Бессмертный подвиг батыров, победивших фашизм, навсегда сохраниться в наших сердцах, и будет вечно сиять немеркнущая слава героев. Одним из великих сынов казахского народа является Герой Советского Союза, «Халыққаһарманы» Б. Момышулы. Его героизм в битвах под Москвой стал легендой еще в годы войны.

Ученики читают стихотворения:

1. Разрыв, осыпалась земля,
И в рост шагнула Алия,
И вновь вблизи удар фашистской мины.
«Братишки, милые, вперёд!»
И кровь по рукаву течёт,
Зовя бойцов подняться до вершины.
Издав один протяжный стон,
Пошёл в атаку батальон,
Так ходят в смерть с отвагой бесшабашной.
И натиск был неудержим,
Через огонь и едкий дым,
На самый верх, до жаркой рукопашной.
Сцепились в схватке грудь на грудь,
Превозмогли, пробили путь,
Ты ранен был в упор из автомата.
А где-то около тебя,
Вторую рану Алия,
Перетянула тканью маскхалата.
Вы взяли неприступный дот,
Среди пылающих высот,
И штаб вручил отважным по награде.
Но каждый отдал бы свою,
Чтоб видеть рядом Алию
В победном сорок пятом на параде.

2. Атыңды мен естідім -
Шырқап таңнан,
Бұл - бұл қонып,
Жайқалған бұтақтардан,
Өлеңінен
Өзімдей ақындардың
Өзіңдей шебер жазған
Кітаптардан.
Солатың
Алыстарға таныс бүгін
Халықпен,
Заманамен тоғысты үнің.
Құрметтейді
Әрқашан тұрғырасың,
Ардагер Отан ұлын,
Момышұлы.

3. Вы слышите,
Слава героя гремит,
Как горный поток по весне.
И девушкам снится бесстрашный джигит,
Летящий на белом коне.
Я много прошел тропинок и трасс,
Немало увидел я стран,
И вместо приветствия слышал не раз:
Москва, Казахстан, Бауржан!

Ведущий 2: С врагом боролись все: и те, кто воевал, и работники тылы. Нельзя их забывать. Женщины и дети заменили мужей и отцов у станков. Работа не прекращалась ни на один день. Женщины и дети занимались тяжёлой мужской работой. Как болели, и, казалось, отламывались руки после тяжёлой работы. Но всё же это делалось во имя Победы!

Ведущий 1: Мы должны знать историю своего народа, иначе нельзя по-настоящему научиться любить свою Родину.

На фоне музыки ученица читает отрывок баллады «Да разве об этом расскажешь»

Ведущий 1: Отечественная война - это не только кровь, страдания и смерть, но ещё и взлёты человеческого духа, высшее мерило мужества, благородства верности. Память о войне, о жертвах войны... Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить мир, завоеванный ценой миллионов человеческих жизней, бороться за него. Почет и вечная слава тем, кто в годы войны защищал Родину от врага.

Звучит финальная песня: «Главный Праздник» Сл. Николая Мазанова Муз. Найли Мухамеджановой

Используемая литература:

Идет война народная...: Стихи о Великой Отечественной войне. М.: Детская литература 2009.
Идет война народная /Сборник стихов о войне/.- М.: Политиздат, 1995г.
«В тылу на фронте» Издательство политической литературы М.1985
Интернет-ресурс: www. metodkabinet. eu

«Детство, опаленное войной»

(Посвящается Дню Победы в Великой Отечественной войне,

для учащихся 1 - 4 классов с применением презентации)

Разработала и провела

учитель начальных классов:

Панькова Л.В.

Литературно-музыкальная композиция

«Детство, опаленное войной»

(Посвящается Дню Победы в Великой Отечественной войне, для учащихся 1 - 4 классов с применением презентации)

Цель: Воспитание патриотизма, гражданственности, памяти к защитникам Отечества.

Задачи:

Расширять знания школьников о Великой Отечественной войне; дать возможность прочувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле.

Способствовать расширению представлений о мужестве, отваге и самоотверженности мальчишек, и девчонок; вызвать чувство гордости, желание подражать героям, на их примерах учиться стойкости и мужеству; стремиться показать детям, какой нелегкой ценой завоевана Победа.

Рассказать о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны.

Привлекать детей к чтению книг о Великой Отечественной войне; содействовать воспитанию чувства глубокого уважения к людям, отдавшим жизнь во имя Победы.

Оформление:

Рисунки детей о войне, портреты пионеров - героев, выставка книг

Ход праздника:

1 ученик:

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий май, победный май!

Звучит фонограмма песни

«Журавли» муз. Я.Френкеля, сл. Р.Гамзатова.

Ведущий 1:

Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших героев, кланяется живым.

2 ученик:

Прошла война,

Прошла беда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, дети, никогда

Об этом не забудем!

Ведущий:2

Дорогие ребята, уважаемые гости! Много лет отделяет нас от Дня Победы в той страшной и тяжёлой войне. Весь народ поднялся на защиту Отечества. Тысячи мальчишек и девчонок несли боевую службу в регулярных частях и соединениях Красной Армии, в партизанских отрядах, наравне с взрослыми трудились в тылу.

Ведущий : 1

Сегодня наша литературно-музыкальная композиция о детях Великой Отечественной войны.

Ведущий: 2

Лето 1941 года началось замечательно для многих девчонок и мальчишек. Лето обещало свои радости. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились цветы на лугах.

Сценка: «На солнечной полянке»

На солнечной полянке сидят девочки и мальчики. Слышно пение птиц. Они мечтают о будущем.

Мальчик 1:

Вы знаете, о чём я мечтаю? Я хочу быть учителем. Буду учить детей любить Родину, буду читать им свои любимые стихи А.Блока

Рождённые в крае глухих

Пути не помнят своего.

Мы - дети страшных лет России -

Забыть не в силах ничего…

Мальчик 2:

А я буду врачом.

Девочка 1:

А я буду просто хорошим человеком.

Девочка 2:

Ребята, посмотрите, какая вокруг красота, даже дух захватывает. А тишина то, какая! А зори здесь тихие, тихие. Чистые, чистые, как слёзы…

Ведущий:1

А старшеклассники гуляли на выпускных вечерах.

(Несколько пар танцуют вальс. Музыка заканчивается. Ребята прощаются и расходятся по домам.)

Ведущий: 2

Спали люди, отложив на утро

Все свои заботы и дела.

В светлом доме, тихом и уютном,

Маленькая девочка спала.

На кровати, на столе игрушки,

За окном большой зелёный сад,

Где весною яблони и груши

Надевают праздничный наряд.

Ведущий: 1

Плыло небо в светлых точках,

Небо тоже дожидалось дня,

И никто не знал, что этой ночью

На рассвете началась ВОЙНА.

«СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»

Ведущий: 2

На фронтах Великой Отечественной войны воевало более одного миллиона советских детей. Им было от 8 до 17 лет. Тысячи детей прошло через фашистские концлагеря, пережили оккупацию, выжили в блокадном Ленинграде.

(Группа мальчиков, маршируя, исполняют песню «Прощание славянки»)

1 ученик :

Сороковые, роковые

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

2 ученик:

Нас не учили, как под танк бросаться,

И вражью амбразуру как закрыть,

И на врага живым тараном мчаться…

Но нас учили Родину любить!

3 ученик:

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!...

Ведущий: 1

Страшной трагедией для страны стала блокада Ленинграда. 900 дней и ночей жители этого города были в кольце немецко-фашистских войск.

Ведущий: 2

В блокадном Ленинграде оставалось 2млн.544тыс. жителей, в том числе 400тыс. детей.

Ведущий: 1

Детям пришлось пережить холод, голод, гибель родных и все это в малом возрасте, но они держались до конца, пройдя через все жестокие испытания.

Своим детским чутьем они понимали, что пришла беда, большая беда.

Сценка «Брат и сестра»

Сестра:

Как холодно и мама не идет

Быть может хлебушка, она нам принесет

Ну, хоть бы крошечку где отыскать

Голодной страшно мне идти в кровать

Брат:

А разве я есть не хочу?

Хочу!

Но все равно молчу.

Ведь там где папа наш сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Не разрываются снаряды здесь,

И дом у нас с тобою есть.

А главное фашисты далеко.

Да и кому в стране сейчас легко!

Сестра:

А помнишь блинчики с вареньем,

Чай с маминым печеньем,

Которое по праздникам пекла она

Сейчас я съела б все одна!

Брат:

Опять ты о еде заговорила

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней

Тем голод чувствуешь сильней.

И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра:

А вот и мамины шаги слышны!

Брат: (строго)

Не вздумай хныкать перед ней,

дай отдохнуть сначала ей.

1 ученик:

В эти дни невеселые

Мы росли во дворах

Годы были нешкольные,

Всюду слезы и страх.

Апельсины, бананчики

Кушать мы не могли -

На очистках картофельных

Все тогда мы росли.

Ведущий:2

Но сколько их не вынесло голода!

И сколько сгорело в огне!

И сколько погибло от холода!

Не выговорить мне.

Не выговорить - нет мочи!

Ленинградских детей число,

Чьи жизни в те чёрные ночи

В те страшные дни унесло.

Ведущий: 1

18 млн. советских людей оказались в фашистских концлагерях. Среди них были и дети. Лишь 7млн. человек дождались своей свободы. Фашисты использовали малолетних узников в качестве бесплатной рабочей силы. Ставили над ними медицинские эксперименты, использовали в качестве доноров, забирая почти всю кровь.

(Фрагмент фильма «Помни имя свое»)

Ведущий: 2

Почти третья часть населения страны жила в условиях жестокой немецкой оккупации. Оккупанты уничтожали поселки, деревни. Расстреливали и сжигали жителей, не жалея ни женщин, ни детей.

Сценка «Бабушка и внук»

(Свет в зале гаснет. Слабый луч прожектора освещает угол сцены. Там окно, рядом табурет и стол, на столе горит свеча. Бабушка и внук, сидят у окна, выглядывают на улицу.)

Внук: Гляди, гляди, бабушка! Танки пошли! Большие какие! И на всех кресты, а ты говорила: «Креста на них нет».

Бабушка: Это по-ихнему «свастика»

Внук: Мотоциклы мчатся…

(Фонограмма - немецкие фразы, визг поросёнка, смех.)

Внук: Бабушка, гляди - фриц за поросёнком гоняется!

Бабушка: (беря внука за руку). Идём со мной, Васятка…

Внук: Куда, бабушка?

Бабушка: Посидишь в сарае, пока известие не придёт, как с тобой дальше быть…

Внук: Да что меня прятать, я же маленький…

Бабушка: Поросёнок тоже маленьким был… Идём!

Внук: Не пойду я в сарай!

Бабушка : Не перечь. Вернётся отец, всё расскажу, так и знай.

Внук : Бабушка, а он тебе не говорил, куда он подался?

Бабушка: Не знаю.

Внук : А я знаю. В партизаны вместе с заводскими ушёл.

Бабушка : (испуганно). Погубишь всех! Снимай фотографии со стен. (Бабушка и внук снимают со стен фотографии.) А теперь собирайся. Пойдём в сарай, и не перечь бабке.

Внук : Бабушка, родненькая… Всё, что хочешь проси меня… Только не в сарай. Не пойду! Я темноты и мышей боюсь. (Всхлипывает.)

Бабушка: Эх, Васятка, Васятка! «Мышей боюсь», храбростью-то не в отца вышел. Что мне с тобой делать? Боюсь я за тебя. Ты мальчик доверчивый. Сболтнешь про отца - и всё, конец. Вот что, Васятка, если придут фашисты, о чём бы ни спрашивали: об отце, о матери, обо мне, о чём угодно - прикинься немым. (Стук в дверь.) Ой, это к нам. Ноги подкашиваются…

Внук : Это голос Серёжи.

(Входит Серёжа)

Бабушка : Ох и напугал ты нас! Думали, это фашисты пожаловали. Ты что такой весь сине- зелёный? Лица на тебе нет…

Серёжа: Расстреляли, расстреляли!

Внук: Кого расстреляли?

Серёжа: Троих партизан на площади расстреляли. Они, говорят, листовки расклеивали. Фашисты их поймали, и сразу… понимаешь?

Бабушка: Давайте-ка, ребята, спрячемся в сарае, пока наши не придут.

(Все уходят со сцены)

Ведущий: 1

За время Великой Отечественной войны всего в мире погибло 13млн. детей.

1 ученик:

Юные погибшие герои,

Юными остались вы для нас,

Мы - напоминание живое,

Что Отчизна не забыла вас.

Жизнь и смерть - и нету середины

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки достойные поэм.

Сколько вас, весёлых и счастливых

По родной земле погребено?

2 ученик:

Вновь скупая слеза сторожит тишину.

Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

Сколько юных тогда не вернулось назад!

Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

Глядя в вечный огонь - тихой скорби сиянье,

Ты послушай святую минуту молчанья.

(Минута молчания)

Ведущий: 2

В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина.

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил! Окончена война!

Во имя Отчизны -

Дети (хором)

- Победа

Во имя живущих

Дети (хором)

- Победа

Во имя грядущих -

Дети (хором)- Победа

Ведущий: 2

9 мая 1945 года наступила долгожданная победа. Этого праздника люди ждали 1418 дней. Война оставила след почти в каждой семье. Почти 27 млн. своих сыновей и дочерей недосчиталась наша страна…

Группа детей исполняют песню «Победный марш».

Несколько пар детей танцуют вальс.

1 ученик :

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда с победой вы домой пришли,

Солдаты мая, слава вам навеки,

От всей земли, от всей Руси!

2 ученик:

Шла война четыре года, много полегло ребят,

Но закончилась победой шесть десятков лет назад.

Шестьдесят пять лет, назад расцветала та весна,

Когда, наконец, прекратилась война!

3 ученик:

Я не знаю про эту войну ничего.

Книгу я прочитаю. Увижу в кино.

Но так трудно сегодня поверить мне,

Что прадедушка мой был убит на войне.

4 ученик:

От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство и весну,

За тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живем!

Ведущий: 1

Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. С каждым годом День Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны. И приходится с печалью признавать, что с ними уходит и память о войне.

Учителя исполняют песню «Живые помнят»

Ведущий: 2

Нашему поколению людей новой России, дорого будущее планеты, и поэтому наша задача - не допустить новой войны, бороться за мир во всем мире.

1 ученик:

2 ученик: Мир - это главное слово на свете,

3 ученик: Мир - очень нужен нашей планете!

4 ученик : Мир нужен детям!

5 ученик: Мир нужен взрослым!

6 ученик: Мир нужен всем!

Праздник заканчивается исполнением песни «Пусть всегда будет солнце»

Живые помнят о живых,

О тех, кто рядом был когда-то

Легенды сложены о них,

О верных подвигам ребятах.

Все помнит русский наш солдат:

С кем ел из котелка он кашу,

Махоркой, порохом пропахшей.

Об этом трудно вспоминать, -

Да только горя не забудешь

Россию, как родную мать,

Горячим сердцем не остудишь!

Живые помнят о живых…

Татьяна Шубенкова

«Если мы войну забудем - вновь придет война!» Литературно-музыкальная композиция, посвященная 70-летию победы в Сталинградской битве.

Велика Отечественная война навсегда изменила все – изменила нас, изменила историю, изменила Россию. Мы все знаем, какими не лёгкими были годы войны. Мы с ужасом смотрим фильмы о войне. Мы с гордостью вспоминаем героев войны, с горечью вспоминаем погибших. Спасибо ветеранам, спасибо павшим солдатам! В январе 2012 года наш сад принял участие в конкурс литературно-музыкальных композиций в рамках II городского фестиваля «Мы живем на земле Волгоградской», посвященного 70-летию Победы в Сталинградской битве. В конкурсе принимали участие воспитатели, музыкальные руководители детских садов. Наша композиция называлась «Если мы войну забудем вновь придет война!» . Предлагаю Вашему вниманию сценарий этой постановки.

Звучит «Колокольный набат»

Чтец: С чего начинается память – с берез?

С речного песочка? С дождя на дороге?

А если – с убийства?

А если – со слез?

А если – с воздушной тревоги?

А если – с визжащей пилы в облаках,

Со взрослых. В пыли распростертых!

А если – с недетского знания – как

Живое становится мертвым!

И в 5, и в 15 и в 25

Войной начинается память…

2."Звучит мелодия «Рио-Рита» (фокстрот) На танцплощадке танцуют две девушки, они тихо беседуют, смеются. На лицах - выражение безмятежной радости, в глазах - счастливый блеск (слайд 1 – «Довоенный Сталинград») Мелодия внезапно обрывается, сменяясь нарастающим воем авиабомб, разрывом снарядов. Девушки в ужасе закрывают головы руками. Все разбегаются. (слайд 2 – «Начало войны»)

«Священная война» музыка (слайд - бойцы уходят на фронт, девушки, еще в белых платьях, на плечах платки, провожают уходящих на фронт)

3.«До свидания мальчики»

Девушки: (на фоне музыки)

Ах, война, что ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили,

И ушли – за солдатом солдат…

До свидания, мальчики!

Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад!

Б. Окуджава

(слайд3 – «На фронт уходят девушки»)

Девушка-Солдат:

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы – девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты –

То юность моя в огне…

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

4.«А закаты алые» муз. В. Осошник. сл. Н. Осошник (слайд4 – «Бойцы вспоминают»)

Слышатся звуки боя: выстрелы, автоматные очереди, вой мин, разрывы снарядов, рев моторов. (слайд5 – «Разрушенный Сталинград»)

Чтец: Я вижу город Сталинград в 42-м году.

Горит земля, горит вода.

Металл кипит в аду.

Закрыто небо голубое, и солнца не видать

Окутан город в черный дым, и тяжело дышать.

Открытые степному ветру

Дома разбитые стоят

На 62 километра

В длину раскинут Сталинград.

Как будто он по Волге синей

В цепь развернулся. Принял бой

Встал фронтом поперек России –

И всю её прикрыл собой!

(слайды6- «Медсестра в бою»)

Девушка -медсестра: Четверть роты уже скосило:

Распростертая на снегу,

Плачет девочка от бессилья.

Задыхается: «Не могу!»

Тяжеленный попался малый,

Сил тащить его больше нет:

Санитарочке той усталой

Восемнадцать сравнялось лет.

5. «Вальс фронтовой сестры» муз. Д. Тухманова

сл. Владимир Харитонов (девушки вальсируют, раздается выстрел, все присаживаются)

Девушка: Мы лежим под снегами,

А вверху в ослепительной сини,

Словно белые птицы,

Плывут и плывут облака.

Вы не плачьте над нами,

Голубые березы России,

Вы не плачьте – вы ждите пока…

5.«Снегири» (музыка Ю. Антонова) слайд7 – «Гвоздики на снегу»

Чтец: Ну, вот и все…

Где бой гудел великий,

Где отвели от Родины беду,

Босая женщина в беззвучном крике

Стоит у всего мира на виду.

У этой женщины одна забота –

Родную землю от врагов беречь.

На высоту орлиного полета

Она стремительно взметнула меч.

Знаменами восходы и закаты

Склоняться будут вечно над мечом:

Под ним лежат Отечества солдаты

И память опаленная огнем.

6. «Грезы» музыка Р. Шумана (слайд8 – «Матери войны»)

Чтец: Спит у Мамаева кургана,

Под Сталинградом, сын один,

Другой – средь моря-океана,

Средь хмурой Балтики глубин.

А младший у Дуная:

Медали говорят о том.

А мать все верит, ожидая,

Стоит недвижно у дороги

С застывшим каменным лицом…

7. «Баллада о солдатской матери»(слайд9 – «Наше время»)

Чтец: Как время буйное течет,

Меняя все неумолимо!

Лишь память предъявляет счет –

Не проходите, люди, мимо!

В полях трава бушует в рост,

Дороги поменяли место

А здесь доныне держат пост

Бойцы, чье имя неизвестно.

Всмотритесь в цветы на бульваре –

Под ними мальчишки лежат.

Они Сталинград не отдали.

Поклонимся чести солдат.

И алое море тюльпанов.

Как россыпь мальчишеских грез.

Взгляните в глаза ветеранов –

В них горечь невысохших слез.

В них память, и гордость, и сила,

И радость победы видна.

Цветы…. А под ними могила,

В который зарыта война!

8. «Ветераны» (слайд 9 – «Ветераны», «Вечный огонь»)

Чтец: В последний час, во тьме, в огне,

Пусть сердце не забудет:

Нет оправдания войне!

И никогда не будет.

Будем жить, встречать рассведы,

Верить и любить.

Только не забыть бы это,

Лишь бы не забыть.

Эта память – верьте, люди, -

Всей земле нужна.

"Если мы войну забудем

Вновь придет война!"Р. Рождественский







Ход мероприятия:

Слайд 1

Дети сидят полукругом. Окна затемнены. В центре стоит стол. За столом сидят ведущие. На столе горит свеча.. Звучит запись с голосом Левитана «Сегодня в 4 часа утра…».

Слайд 2

Затем звучит песня «Священная война». Постепенно звук музыки почти стихает, дети читают стихи.

Старшеклассник 1.

Июнь. Клонился к вечеру закат

И белой ночи разливалось море,

И раздавался громкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь. Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45-м, в мае.

Старшеклассница 2.

Сорок первый! Июнь.

Год и месяц борьбы всенародной.

Даже пылью времён

Затянуть эту дату нельзя.

Поднималась страна

И на фронт уходила поротно,

Кумачовые звёзды

На полотнах знамён унося.

Ведущий: Война началась 22 июня 1941 года. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые, прямо со школьной скамьи.

Ученица читает стихотворение Б.Окуджавы «До свидания, мальчики». Слайд 3

Ведущий: «Всё для фронта, всё для победы» - повсюду звучал призыв.В тылу оставались женщины, старики дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. Тяжело было. Мальчишки, оставшиеся дома, заменяли мужчин, выполняли всю мужскую работу за своих отцов.

Ученик читает стихотворение Я.Берёзкина «Мужчина». Слайд 4

Ведущий: А сколько всего выпало на долю женщин. О их нелёгкой судьбе написали в те годы поэты Михаил Исаковский и Людмила Шмидт.

Ученики читают стихотворения «Да разве об этом расскажешь», «Спою тебе, родной» . Слайды 5 – 9.

Ведущий: Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем мире в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах. Сколько километров дорог пройдено, сколько солдатских сапог истоптано. Но они верили, что мир, спасённый от фашизма, будет прекрасен. Трудно было. А выжить помогала песня. Особенно дороги нам песни военных лет.

1 класс исполняет песню «Эх дороги», 4 класс – «Катюша». Слайды 10 – 13, 14.

Ведущий: На фронтах и партизанских отрядах наравне со взрослыми сражались совсем юные бойцы. Ваши ровесники, ребята, брали в руки совсем не игрушечные автоматы и боеприпасы. Рядом с именами легендарных героев войны Гастелло, Маресьева и многих других мы называем имена юных героев, отдавших жизнь за победу: Валя Котик, Зина Портнова, Лёня Голиков, Марат Казей и другие. Слайд 15.

Дети читают стихи:

С.Маршак «Не и ни». Слайд 16

А.Твардовский «Рассказ танкиста», Слайд 17

А.Барто «Партизанке Тане», Слайд 18

А.Барто «Сашко». Слайды 19 - 20

Старшеклассник 1. Слайд 21

Юные, безусые герои,

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причиной,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Старшеклассница 2.

Сколько вас? Попробуй перечислить,

Не сочтёшь, а, впрочем, всё равно,

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В каждой песне, в лёгком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.

Старшеклассник 1.

И сильнее кажемся мы втрое,

Словно тоже крещены огнём,

Юные безусые герои,

Перед вашим вдруг ожившем строе

Мы сегодня мысленно идём.

Объявляется минута Молчания. Звучит метроном. Слайд 22

Ведущий: В годы Великой Отечественной войны погибли более 26 миллионов советских людей. Полностью было разрушено 1710 советских городов и посёлков городского типа, 70 тысяч сёл и деревень. Сожжено и разрушено 6 миллионов зданий. Осталось без крова над головой 25 миллионов человек.

Ученик читает стихотворение С.Маршака «Мальчик из села Поповки». Слайд 23

Ведущий: Путь к победе был долог – 1418 дней и ночей войны. И каждый день – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, безмерное страдание людей, беспримерное мужество и доблесть народа, радость больших и малых побед.

Ученики читают стихотворения: Слайд 24

А. Смирнова «Кто был на войне»,

Р.Казаковой «Чистое небо».

Ведущий: Подвиг Советской Армии – освободительницы чтят не только в нашей стране. В Германии, В Трептов – парке, стоит памятник воину-освободителю. Это солдат-победитель, к груди которого доверчиво прильнула спасённая им немецкая девочка.

Ученик читает стихотворение Г.Рублёва «Памятник». Слайд 25

Ведущий: День Победы! С каким нетерпением тебя ждали угнетённые народы. Во имя тебя были пролиты реки крови и перенесены тягчайшие испытания. 9 мая 1945 года… Разве можно забыть этот день? Он памятен каждому человеку.

Ученики читают стихи А.Усачёва «Что такое день Победы». Слайд 26

2 класс исполняет песню «День Победы». Слайд 77

Ведущий: Мы, потомки, должны помнить, какой ценой завоёвано наше счастье. Хотелось бы, чтобы вы, родившиеся и выросшие в мирное время, никогда бы не испытывали ужаса войны и задумались над тем, кому мы обязаны жизнью. Война, даже самая справедливая, ужасна, потому что на ней совершается противоестественное – убийство людей.

Ученики читают стихи:

С.Маршак «Урок родного языка», Слайд 28

Е.Трутнева «За мир, за детей!», Слайд 29

Е.Евтушенко «Хотят ли русские войны».

Ведущий: Миллионы погибли, чтобы на Земле был вечный мир. Поэтому так щемит сердце, когда слышишь сообщения о сегодняшних войнах.

Услышал мой ребёнок. Мой и твой.

Я не хочу, чтобы голод Ленинграда

Коснулся их блокадною рукой.

Я не хочу, что доты обнажались,

Как раковая опухоль земли.

Я не хочу, чтоб вновь они ожили

И чью-то жизнь с собою унесли.

Пусть вскинуть люди миллион ладоней

И защитят прекрасный солнца лик

От гари, пепелищ и от хатынской боли.

Навечно! Навсегда! А не на миг!

Услышал мой ребёнок, мой и твой.

Пусть мир взорвётся криком:

«Нет! Не надо!

Мне нужен сын не мёртвый, а живой!»

Звучит песня «Пусть всегда будет солнце» . Слайд 31

Слайд 32.

Подведение итогов конкурса чтецов и награждение победителей.

Елена Федосова

Цель : Создание условий для расширения представлений детей старшего дошкольного возраста об истории Родины-России, о защитниках Отечества в годы ВОВ в процессе коммуникативной, музыкальной, познавательной деятельности.

Задачи : 1. Пробуждать интерес к истории Родины.

2. Закреплять знания детей о том, как защищали свою Родину русские

люди в годы Великой Отечественной войны , как живущие помнят о них.

3. Формировать коммуникативные навыки.

4. Воспитывать духовность, нравственность и патриотизм у детей

старшего дошкольного возраста.

Ход мероприятия:

Ведущий : Дорогие наши ветераны, мы рады приветствовать Вас в стенах нашего

детского сада, желаем вам здоровья и долголетия. Примите от нас : детей

и педагогов детского сада, ко Дню Победы подарок - литератуно-

музыкальную композицию «Мы знаем , что была война » .

Ты знаешь , что была война

Когда тебя на свете не было

И сколько помнила страна

Такой войны на свете не было .

Ребенок : Я что-то слышала о ней

От бабушки своей

Война на свете всех страшней

Но помним мы о ней.

Ведущий : Вы знаете о войне по рассказам ваших прабабушек и прадедушек, а они

помнят как прервалась их счастливая жизнь в июне 1941г. Давайте

сейчас перенесёмся в те далёкие годы и вспомним, как всё начиналось.

на рыбалку, кто - то едет за город на дачу, у школьников каникулы, а в

10 классе выпускной. Весело щебечут птицы, радуясь новому дню,

прохожие спешат по своим делам, во дворах играют дети.

Исполняется «Танец друзей» (подг. гр.)

Сразу после танца звучит гул самолётов, грохот танков, дети замирают. Голос за сценой : «Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4часа утра без объявления войны германские войска атаковали границы Совесткого Союза. Началась Великая Отечественная война советского народа против немецко - фашистских захватчиков. Наше дело правое, враг будет разбит. Победа будет за нами

Звучит песня «Священная война » муз. Блантера

(дети спешно уходят на свои места)

Ребёнок : На грозную битву вставайте, защитники Русской земли.

Прощайте, прощайте, прощайте пожары пылают вдали.

Ребёнок : Над Родиной война заполыхала , прервали взрывы бомб ребячьи сны.

За нас солдаты жизни отдавали в борьбе с врагами на фронтах войны .

Ребёнок : «Вставай, народ!» - услышав кличь земли,

На фронт солдаты - герои ушли,

Отважно и смело рвались они в бой,

Сражались за Родину, за нас с тобой!

Хотели отомстить врагу поскорей

За стариков, за женщин, за детей!

Ведущий : Так началась Великая Отечественная война . Весь народ встал на защиту своей

Родины. Каждый день эшелоны увозили на фронт солдат. Родные и близкие

провожали их со слезами на глазах, но с верой в скорую победу .

(под звуки марша «Прощание славянки» выходят дети : мальчики изображают солдат, девочки - матерей, сестёр)

1 мальчик : Ты не плачь, сестрёнка, мама не рыдай.

Я вернусь с победой в наш любимый край .

2 мальчик : Воин отважный берёт города

Смелым, бесстрашным буду всегда!

3 мальчик : Есть у нас танки, есть пулемёты!

Есть у нас пушки и самолёты!

4 мальчик : Будем врагов беспощадно крушить

Чтобы Отчизну освободить!

Исполняется песня «Наша Родина сильна» (ст. гр.)

(муз. Филиппенко, сл. Т. Волгиной)

Выходит взрослый и читает стих-е.

Воспитатель : Ах, война , что ты сделала, подлая : стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли-повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячали и ушли, за солдатом-солдат.

До свидания, мальчики! Мальчики, постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, не жалейте ни пуль, ни гранат

И себя не щадите, и всё-таки, постарайтесь вернуться назад.

Ах, война , что ж ты подлая, сделала : вместо свадеб - разлука и дым,

Нащи девочки платьица белые раздарили сестрёнкам своим.

Сапоги - ну куда от них денешься? Да зелёные крылья погон.

Вы наплюйте на сплетников, девочки. Мы сведём с ними счёты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что, что идёте войной наугад .

До свидания, девочки! Девочки, постарайтесь вернуться назад!

Ведущий : На защиту Родины встало всё взрослое население страны. Кто-то защищал Родину

на фронте. Кто-то приближал час победы на трудовом фронте . Ушли на войну

мужья, сыновья, отцы, деды…все, кто мог! А дома….дома остались женщины, дети

и старики. Вышли в поле сеять хлеб – женщины! Встали к станкам делать пули и

снаряды – женщины! Шили одежду, водили машины и служили тоже – женщины!

Воспитатель : Стих-е «Русской женщине»

Не напрасно сложили песню мы про синий платочек твой.

Вот блеснула в обойме тесной, пуля, вылитая тобой.

Осенён боевым приказом, батальон продолжает бой -

И врага повергает наземь пуля, пущенная тобой!

Нет! Не только рукой мужскою вспахан наш безграничный край,

И, взлелеян твоею рукою, поднимается урожай.

Вот проходит состав тяжёлый и взлетает во тьме ночной -

Не жалея для немца тола партизанка - товарищ мой!

Мы гордимся тобой по праву! И сегодня в кругу друзей

Возглашаем сердечно : слава! Русской женщине! Слава ей!

Воспитатели исполняют песню «Не женщины придумали войну »


Ведущий : Страшно было на войне , а в тылу также жилось тяжело : голод, страх перед смертью,

перед самолётами, которые бомбили города, села.

Ребёнок : Одно желанье жило в их сердцах, не покидавшее несчастных даже в снах :

Желанье голод утолить, хотя бы корочку какую откусить,

И с наслаждением ее жевать. Кому пришлось такое испытать

Тот продолжает и до ныне к хлебу относиться как к святыне.

Сценка «Брат и сестра» (исполняют дети)

Сестра : Как холодно! И мама не идёт. Быть может хлебушка она нам принесет.

Ну, хоть бы корочку, где отыскать. Голодной страшно мне идти в кровать.

Брат : А разве я есть не хочу? Хочу! Но все равно молчу.

Ведь там, где папа наш сейчас, потяжелее чем у нас.

Не разрываются снаряды здесь, и дом у нас с тобою есть,

А главное фашисты далеко, да и кому сейчас в стране у нас легко?

Сестра : А помнишь блинчики с вареньем, чай с маминым печеньем,

Которые на праздники пекла она , сейчас я б съела все одна.

Брат : Опять ты о еде заговорила, уж лучше б душу не травила.

Чем чаще вспоминаешь ты о ней, тем голод чувствуешь сильней,

А мне воспоминанья не нужны.

Сестра : А вот и мамины шаги слышны.

Брат : Не вздумай хныкать перед ней. Дай отдохнуть сначала ей.

Ведущий : Долгих четыре года шла война . Бесстрашно сражались русские солдаты на полях

войны , нелегко приходилось им на фронте. Солдаты мокли под дождём, мёрзли в

снегу, но изо всех сил выбиваясь, бесстрашно давали отпор врагу, бились за каждый

город, улицу, дом. А в минуты передышки между боями вспоминали своих родных,

близких, писали им письма.

Выходят два солдата (дети, один ложится, положив под голову вещмешок, другой садится, пишет письмо.


Солдат1 : Отдохни, на рассвете в бой!

Солдат2 : Сейчас, только сыну письмо допишу.

Звучит фонограмма «Тёмная ночь» . На фоне музыки, солдаты : один сидит, другой лежит, выходит мальчик, разворачивает письмо от отца, свёрнутое треугольником, читает.

Мальчик : Здравствуй, дорогой Максим! Здравствуй, мой любимый сын!

Я пишу с передовой, завтра утром - снова в бой!

Будем мы фашистов гнать, береги, сыночек, мать,

Позабудь печаль и грусть. Я с победою вернусь !

Обниму вас, наконец. До свиданья. Твой отец.

Фонограмма усиливается. Участвующие уходят.

Ведущий : Кто сказал, что надо бросить песни на войне ?

После боя сердце просит музыки вдвойне .

Исполняется песня «В землянке»

(родители или воспитатели)


Ведущий : В годы войны было много написано песен, чтобы поддерживать дух бойцов. Ещё, на

фронт к солдатам выезжали концертные бригады, привозили им посылки с письмами

из дома, устраивали концерты, чтобы подбодрить и порадовать бойцов весёлыми

танцами и песнями и стихами.

Воспитатели читают стих-е «Жди меня»

Ребёнок : (девочка) Песню про синий платочек тихо запел патефон.

В давние годы военные снова уносит нас он.

Синенький скромный платочек зовет танцевать нас с собой.

Исполняется танец «Синий платочек» (ст. гр.)


Ведущий : Ну вот, и весна 1945 года. Пришёл конец страшной войне .

Победного дня весь народ ожидал, тот день самым радостным праздником стал !

Ребёнок : Отстоял народ Отчизну шёл отважно в грозный бой,

Не жалели люди жизней для Отчизны дорогой.

Ребёнок : Принесли отцы и деды счастье людям всей земли,

Славим в светлый День Победы всех , кто в бой великий шли!

Исполняется песня «Мой прадедушка» (подг. гр.)

(муз. и сл. Е. Лыжовой)

Ведущий : Вся страна ликовала от счастья и радости, что, наконец закончилась эта страшная

война , встречала страна своих героев с песнями и танцами.

Ребенок : Ярок день с утра, чудесен, он цветами весь расцвел.

Слышу я звучанье песен праздник в город мой пришел !

Знают этот праздник всюду , отмечают по стране

Днем святым его все люди! Называют на земле!

Исполняется песня «День Победы » (ст. гр.)

(муз. Е. Четверикова, сл. Т. Белозёрова)

Ведущий : Очень много жизней унесла война . Память о тех, кто погиб, защищая страну

священна. Мы не должны забывать об этом никогда. Предлагаю почтить память

минутой молчания.

Минута молчания

Ведущий : В каждом городе в память о погибших солдатах горит вечный огонь славы героям,

павшим за нашу Родину.

Ребёнок : «Никто не забыт и ничто не забыто» - Горящая надпись на глыбе гранита.

Поблёкшими листьями ветер играет. И снегом холодным венки засыпает.

Но, словно огонь, у подножья – гвоздика. Никто не забыт и ничто не забыто.

Исполняется песня «Вечный огонь» (подг. гр.)

(муз. А. Филиппенко)

Ведущий : Много на свете есть важных слов : мама, Родина, счастье.

А еще есть важное слово – Мир.

Мир – это земля, на которой мы живем.

Мир – это солнце, небо, звезды.

Мир – это люди! Мир – это Дети!

Мир – это спокойная и счастливая жизнь.

Нет войны , нет горя, нет слез.

Мир главное слово на свете. Мир нужен всем.

Исполняется танец «Белые птицы» (подг. гр.)


Ведущий : Всех, отчизну отстоявших, прославляет наш народ.

О героях, в битвах павших, память вечная живёт!

Ребёнок : Слава, слава ветеранам! Слава армии родной!

Развевайся, флаг трёхцветный, над Отчизною родной!

Ребёнок : Пусть гремит салют Победы , этим светом мир согрет.

Поздравляем наших дедом, шлём огромный им привет!

Исполняется танец «Пусть всегда будет солнце» (подг. гр.)

Ведущий : Пусть не будет войны не когда ! Не коснётся нас больше беда!

В день Победы все песни поют , в честь Победы сверкает салют !

Дню Победы - слава ! Ветеранам - слава!

Счастью, миру на земле - слава, слава, слава!