Презентация или сообщение о княгине ольге. Волх Всеславьевич Имя Волха связано с тремя чудесами. Волх родился от фантастического змея: По саду, саду зеленому Ходила-гуляла молода княжна Марфа Всеславьевна. учитель истории и обществознания

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Княгиня Ольга Презентацию выполнил ученик 6 “ В ” класса Бузько Иван

Краткая биография. Княгиня Ольга, в крещении Елена (около 890 - 11 июля 969) - княгиня, правившая Древнерусским государством после гибели мужа, Великого князя Киевского Игоря Рюриковича. Первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси, первая русская святая.

Как народ относится к княгине. Спустя примерно 140 лет после её смерти древнерусский летописец так выразил отношение русских людей к первой правительнице Киевской Руси, принявшей крещение: “ Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи. ”

Основная биография. Родилась Ольга в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. варяжское происхождение подтверждается её именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga (византийский император Константин Багрянородный, лично принимавший княгиню Ольгу, именует её Элга). По «Повести временных лет» Вещий Олег женил Игоря Рюриковича, начавшего самостоятельно править с 912 года, на Ольге в 903 году, то есть когда ей уже исполнилось 12 лет. Дата эта подвергается сомнению, так как, согласно Ипатьевскому списку той же «Повести», их сын Святослав родился только в 942 году.

в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола. Решительный образ действий княгини в отношении древлян также мог склонить дружинников в её пользу.

Месть княгини. Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа: 1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй. “ И, склонившись к яме, спросила их Ольга: „Хороша ли вам честь?». Они же ответили: „Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.. ”

ПЕРВАЯ МЕСТЬ ДРЕВЛЯНАМ. .

2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней. 3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян. 4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. Киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. Летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня. После безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников города были перебиты, остальные покорились.

ВТОРАЯ МЕСТЬ ДРЕВЛЯНАМ

ЧЕТВЁРТАЯ МЕСТЬ ОЛЬГИ

КРЕЩЕНИЕ ОЛЬГИ В ЦАРЬГРАДЕ

Правление Ольги. Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, назначая там уроки (своеобразная мера дани), после чего вернулась к сыну Святославу в Киев. Ольга установила систему «погостов» - центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева - городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель - новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.

В 945 Ольга установила размеры «полюдья» - податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты - «оброки» и «уставы». Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор - «тиун». Следующим деянием Ольги, отмеченным в летописи, является её крещение в 955 году в Константинополе. По возвращении в Киев Ольга, принявшая в крещении имя Елена, пробовала приобщить Святослава к христианству, однако « он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем ». Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины.

Крещение княгини. Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшим крещение, хотя и дружина, и древнерусский народ при ней были языческими. В язычестве пребывал и сын Ольги, великий князь Киевский Святослав Игоревич. Дата и обстоятельства крещения остаются неясными. Согласно ПВЛ это произошло в 955 году в Константинополе, Ольгу лично крестили император Константин VII Багрянородный с патриархом (Феофилактом): « И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I ». ПВЛ и Житие украшают обстоятельства крещения историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского царя. Тот, подивившись её разуму и красоте, захотел взять Ольгу в жены, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда-то и крестили её царь с патриархом. Когда царь снова стал домогаться княгини, та указала на то, что она теперь приходится крёстной дочерью царю. Тогда тот богато одарил её и отпустил домой.

КРЕЩЕНИЕ КНЯГИНИ ОЛЬГИ

Смерть княгини Ольги. Святослав находился всё время в военных походах на соседей Руси, передоверяя матери управление государством. Когда в 968 печенеги впервые совершили набег на Русские земли, Ольга с детьми Святослава заперлась в Киеве. Вернувшийся из похода на Болгарию Святослав снял осаду, но не пожелал оставаться в Киеве надолго. Когда на следующий год он собирался уйти обратно в Переяславец, Ольга удержала его: « Видишь - я больна; куда хочешь уйти от меня? » - ибо она уже разболелась. И сказала: « Когда похоронишь меня, - отправляйся куда захочешь ». Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди, и понесли, и похоронили её на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника - тот и похоронил блаженную Ольгу".


Cлайд 1

Cлайд 2

На первых же страницах русской истории появляется замечательная женщина древности – княгиня Ольга, «мудрейшая из людей». Музей восковых фигур в Киеве

Cлайд 3

При Ольге начинается внутреннее укрепление Киевского государства. Она устанавливала размеры даней и оброков, указывала места для их сбора – «погосты», объезжала свои обширные владения и всюду оставляла следы своей деятельности. Н. Бруни. Святая княгиня Ольга. 1901 г.

Cлайд 4

Однако не это прославило имя Ольги в глазах русских людей. Величайшим ее делом было насаждение на Руси христианства, вместе с которым для русского народа открылась дорога к просвещению. Это было делом не только большого церковного, но культурного и политического значения.

Cлайд 5

Княгиня Ольга народом была названа мудрой, а Русской Православной Церковью наименована равноапостольной. Архонтисса Ольга. Рисунок из старой книги, 1869 г.

Cлайд 6

Ольга была супругой великого князя киевского Игоря. О происхождении княгини Ольги

Cлайд 7

Ни дата рождения Ольги, ни её родословная неизвестны. Да и остальные сведения о ней отрывочны и значительно легендированы, так что отделить вымысел от правды уже невозможно. Княгиня Ольга. Розы сердца. Н.К.Рерих

Cлайд 8

В этом и нет необходимости, так как легенды и предания об её жизни отражают большую любовь и уважение народа к своей правительнице. Пусть история жизни княгини Ольги и остается такой, какой её создали в народе и записали в летописях. Ордена Cвятой равноапостольной княгини Ольги

Cлайд 9

Родилась Ольга в нынешней Псковской (города Пскова тогда еще не было), а по житию – стране Плесковской, от веси Выбутцая (в 12 км от Пскова выше по реке Великой). Выбуты

Cлайд 10

Князь Игорь – будущий муж – встретил ее на охоте и влюбился в прекрасную молодую перевозчицу, перевозившую его через реку и поразившую князя весьма умными речами, скромностью и красотой. После этого он не хотел и слышать о других невестах и женился на ней. Первая встреча князя Игоря с Ольгой. Сазонов В.К.

Cлайд 11

В Пскове сохранились устные предания, связанные с княгиней Ольгой. До сих пор местные жители указывают те места, о которых молчат письменные источники: Ольгин перевоз, Ольгин мост, Ольгины ворота; есть деревня Ольгины кресты. Нестор-летописец пишет, что в его время в Пскове еще хранились сани княгини Ольги. Святая Ольга. Эскиз к мозаике Н. К. Рериха. 1915

Cлайд 12

Некоторые историки XVII – XIX столетий считали, что княгиня Ольга происходила из варяжского рода. Имя «Ольга» они производили от норманнского «Ельга», считая, что начальная буква «Е» заменилась на «О». Однако летописец ничего не говорит о скандинавском происхождении Ольги. Княгиня Ольга (барельеф на часовне в Пскове)

Cлайд 13

Присутствие предположительно скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, возможно датируемых 1-й половиной X века. С другой стороны, в летописях имя Ольги часто передано славянской формой «Вольга». Известно и древнечешское имя Olha. Памятник княгине Ольге в Пскове. Работа З. Церетели, 2003 г.

Cлайд 14

Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Киевской Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика: «Нецыи же глаголют, яко Ольгова дщери бе Ольга». Олег же поженил Игоря и Ольгу.

Cлайд 15

Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги: «Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал её и нарек в своё имя Ольга». Изборск

Cлайд 16

Но даже если древние письменные исторические источники и не дают возможности с точностью судить о ее происхождении, все равно следует сказать, что великая княгиня Ольга «была первой русской женщиной, оставившей по себе неизгладимый след в истории». Так писал о ней крупнейший историк академик Михаил Николаевич Тихомиров. Святая княгиня Ольга. Эскиз росписи собора Св. Владимира в Киеве. М. В. Нестеров, 1892.

Cлайд 17

Первая месть княгини Ольги В «Повести временных лет» подробно рассказывается о мести Ольги древлянам за убийство ее мужа князя Игоря. «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря». Эскиз В. И. Сурикова, 1915

Cлайд 18

Древляне послали к Ольге двадцать послов с предложением быть женой их князя Мала. Ольга притворно согласилась и якобы ради чести послам устроила так, чтобы послов древлян несли к ней торжественно в их лодках. Новикова С. Древляне у кн.Ольги

Cлайд 19

Расправа Ольги с первым посольством древлян. 945 г. С гравюры Ф. Бруни А слугам своим Ольга велела вырыть во дворе глубокую яму, куда и сбросили послов, засыпав их землей.

Cлайд 20

Обманутые послы сказали, что их смерть - хуже Игоревой. Это была первая месть Ольги. Месть княгини Ольги. Миниатюры. Радзивилловская летопись. 15 в.

Cлайд 21

Вторая месть княгини Ольги Затем по приглашению Ольги от древлян прибыло второе посольство из лучших мужей древлянской земли. Княгиня велела приготовить им сначала баню. А как только послы оказались в бане, их заперли, а баню зажгли, и все они сгорели. Это была вторая месть древлянам. Вторая месть Ольги древлянам. Миниатюра Радзивилловской летописи

Cлайд 22

Третья месть княгини Ольги Затем Ольга сама отправляет послов к древлянам, говоря: «Вот я иду к вам, приготовьте меды многая у города, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже». Тризна - это поминальная трапеза язычников на могилах- курганах умерших.

Cлайд 23

Когда древляне упились вином, Ольга отошла прочь, а дружинникам своим велела посечь древлян, и убили тогда пять тысяч человек. Это была третья месть Ольги. Третья месть Ольги древлянам. Миниатюра Радзивилловской летописи

Cлайд 24

Ольга сжигает главный город древлян На следующий год Ольга отправила свое войско на древлян. В войске обучался военному делу и маленький сын ее Святослав. Воины княгини Ольги одолели древлян, и те у стен главного города своего Искоростеня стали просить пощады. С. Ефошкин. Месть древлянам.

Cлайд 25

Тогда Ольга, говоря, что у древлян нет ни меда, ни мехов, в виде дани велела собрать с жителей города по три голубя и по три воробья с каждого двора. Князь Мал. г. Коростень

Cлайд 26

Древляне обрадовались и послали просимое с поклоном. Ольга же, раздав воинам - кому по голубю, кому - по воробью, велела привязать к хвосту каждой птицы по кусочку серы. Четвертая месть Ольги древлянам. Миниатюра Радзивилловской летописи

Cлайд 27

И когда стало смеркаться, воины зажгли серу и отпустили птиц. Голуби полетели в свои голубятни, а воробьи - под стрехи, и загорелся весь город. Люди побежали из города, а воины Ольги стали хватать их. Так Ольга взяла город и еще раз страшно отомстила за мужа своего. Четвёртая месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивилловской летописи.

Cлайд 28

Для язычницы Ольги, не знавшей еще Евангелия, отомстить за смерть мужа казалось делом чести. Отомстив древлянам, Ольга наложила на них тяжелую дань.

Cлайд 29

Княгиня Ольга как правительница Древнерусского государства После смерти князя Игоря из-за несовершеннолетия Святослава княгиня Ольга принимает на себя правление в Киеве.

Cлайд 30

При Ольге и начинается внутреннее укрепление Древнерусского государства. Летописи полны сведений о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью благоустройства жизни всех подданных. Путешествие княгини Ольги. Роспись свода Царицыной палаты в Московском Кремле

Cлайд 31

Княгиня Ольга устанавливает размеры даней и оброков, определяет места для сбора даней, устраивает «погосты», куда съезжались купцы-гости для торговли. Ильинский погост на Водлозере

Cлайд 32

По Днепру и Десне были разбросаны указанные княгиней Ольгой места для ловли зверей и птиц - Ольгины «перевесища» и «ловища». Эти места включались в великокняжеские владения. Центральная площадь Киева. До конца Х века эта местность, как и Крещатик, называлась Перевесищем и представляла собой лесные заросли.

Cлайд 33

Устроенные княгиней Ольгой погосты помогали гражданскому и хозяйственному благоустройству страны. Позднее, когда Ольга стала христианкой, по погостам стали возводиться первые храмы на Руси. Ширков погост

Cлайд 34

Погост и храм стали неразрывными понятиями. Впоследствии из-за того, что при храмах устраивались кладбища, слово «погост» стало употребляться для обозначения кладбища. Погоста Ольгин Крест на берегу Наровы - самой северной точки древних псковских земель.

Cлайд 35

Много заботилась княгиня Ольга об укреплении обороны русских городов. Города застраивались, обрастали каменными и дубовыми стенами (забралами), валами, частоколами. А. И. Кравченко. Древний русский город. Красные струги

Cлайд 36

Cлайд 37

При княгине Ольге в Киеве начинается каменное строительство. И. Архипов. Город строится

Cлайд 38

Ольга обращается к христианству В глазах русских людей Ольгу прославило не хозяйственное обустройство страны. Как пишет академик М. Н. Тихомиров, «величайшим ее делом было насаждение на Руси христианства, вместе с которым для русского народа открылась дорога к просвещению». Памятник св.кн.Ольге в Пскове

Cлайд 39

Объехав все земли русские из конца в конец и увидев разницу в жизни и нравах язычников и христиан, княгиня Ольга сама решается принять христианскую веру. Поклонение Киремети О.Леонтьев

Cлайд 40

М. В. Ломоносов в «Древней Российской истории» об обращении княгини Ольги из язычества в христианство говорит следующее: «Рассмотрев разность нравов между идолопоклонниками и христианами, которых уже было в Киеве немало» и поручив великое княжение сыну своему Святославу, Ольга «единственно обратила мысли к христианскому закону, в котором больше человечества и просвещения усмотрела, нежели в варварском прежде невежестве».

Cлайд 41

Крещение княгини Ольги Уже готовая принять святое крещение, она получает приглашение из Константинополя от византийского императора и направляется в столицу Византии. Приём Ольги Константином Багрянородным (миниатюра Радзивилловской летописи)

Cлайд 43

Греческий император Константин Багрянородный в своем сочинении «О церемониях византийского двора» оставил подробное описание пребывания княгини Ольги в Константинополе. И.Машков Княгиня Ольга вступает в храм Св.Софии

Cлайд 44

Он рассказывает о торжественном приеме в знаменитой палате Магнавре под пение бронзовых птиц и рычание медных львов, куда княгиня Ольга явилась с огромной свитой. Многие из сопровождавших княгиню также приняли крещение. Акимов И.А. Крещение княгини Ольги в Константинополе

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Коржевская средняя школа

Проект на тему:

« Княгиня Ольга »

7 класс

Руководитель: Маськова Ю.Н.,

учитель истории и обществознания

Телефон школы: 88424177555

2016 - 2017 уч.год

    Введение.

II .Основной ресурс

    Происхождение княгини Ольги.

    Деятельность княгини Ольги.

III .Выводы.

IV .Заключение.

V .Список используемой литературы.

Введение.

Тема Княгиня Ольга.

Эта тема привлекла меня своей актуальностью т.к. нет женщины в русской истории более невероятной, чем первая правительница наша княгиня Ольга. Облик ее до нас не дошел, и свое представление о ней мы можем составить лишь по свидетельствам о делах ее и по описаниям, сохранившимся в древнерусских рукописях.

Цель: раскрыть страницы биографии княгини Ольги, выяснить почему княгиню Ольгу принято считать одной из самых выдающихся правительниц русской истории.

З адачи :

      Просмотреть ресурсы по данной теме.

Гипотеза: княгиня Ольга – одна из самых выдающихся правительниц российской истории.

Предмет работы - ресурсы содержащие информацию о жизни княгини Ольги.

Практическая значимость данного исследования заключается в использовании данного материала на классных часах, дополнительной информации на уроках истории средних веков.

Методы исследования :

    Поиск достоверных источников информации с помощью документов, книг, использование компьютерных технологий;

Этапы проведения проекта:

    Подготовительный: - выбор темы и её конкретизация (актуальность - определение целей и формулировка задач).

    Поисково-исследовательский: - обращение к родителям с просьбой включиться в работу проекта; - коррекция сроков и графиков - проведение поисково-исследовательской деятельности.

    Трансляционно - оформительный: - работа над презентацией - оформление проекта - предзащита проекта

    Доработка проекта с учетом замечаний и предложений: - написание сценария защиты проекта - подготовка к публикации проекта. 5.Заключительный: защита проекта.

Глава 1. Происхождение княгини Ольги .

Об Ольге до ее замужества с Игорем известно мало. Повесть временных лет сообщает под 6411 (903) годом, что к Игорю привели «жену из Пскова, именем Ольга». «Книга Степенная царского родословия» (создана в 60-е годы XVI века) называет родиной Ольги весь (село) Выбутскую под Псковом. В поздних Раскольничьей и Иоакимовской летописях, бывших у В. Н. Татищева, родиной Ольги оказывается уже Изборск. Поскольку во время появления Ольги на свет Пскова вроде бы еще не было, но, зато, в середине X века существовало село Ольги Выбутино-Будутино, то она, следовательно, в нем и родилась. Аналогично, возникла и легенда об изборском происхождении Ольги. Например, В. Н. Татищев, сохранивший это предание, повинуясь логике своих летописных источников, считал, что «изборская» версия более правильная, так как «тогда Пскова еще не было». А между тем, «псковская» версия подкрепляется археологическими данными, согласно которым Псков, как собственно город, сложился к VIII веку, то есть раньше Изборска. Впрочем, и версия об Изборске (расположен в 30 км от Пскова), и версия о Выбутской веси, как о местах, где родилась Ольга, помещают родину Ольги в Псковской области.

Любопытно сообщение ряда летописей XVII-XVIII веков о том, что Ольга была дочерью «Тмутарахана, князя Половецкого». За этим известием стоит, таким образом, определенная летописная традиция, но вряд ли можно считать русскую княгиню X века Ольгу дочерью половецкого хана.

Итак, смело можно утверждать только, что родиной Ольги был север территории расселения восточных славян, возможно, Псков или его окрестности. Тесные связи существовали, судя по всему, у Ольги и с Новгородом. Именно ей летопись приписывает в 6455 (947) году установление даней в Новгородской земле. Правда, летописный рассказ о походе княгини к Новгороду и установлении даней по Мсте и Луге вызывает справедливое сомнение исследователей в том, что все это действительно имело место. Ведь возле Новгорода в древности существовала своя «Деревская земля», «Деревский погост». В начале XI века Деревской землей называлась область Новоторжская, возле Торжка, а сам город Торжок звался в древности Искоростенем! Это может свидетельствовать об основании его выходцами из Древлянской земли, вероятно, бежавшими туда после подавления древлянского восстания. Летописец XI века, труд которого был использован при составлении Повести временных лет, мог неверно понять рассказ о том, что Ольга упорядочила сбор дани с Деревской земли, и расширить масштаб устроительной деятельности княгини, включив в нее и реформу Новгородской земли. Здесь проявилось стремление летописца упростить историю организации на Руси погостов, приписав всю реформу одному человеку - Ольге.

«Повесть временных лет» ничего не сообщает о том положении, которое занимала Ольга до брака с Игорем. Правда, в «Степенной книге», в которой о браке Игоря с Ольгой рассказывается с необыкновенными и романтическими деталями, говорится, что Ольга была простой поселянкой из веси Выбутской, которую Игорь встретил на перевозе во время охоты. Историки уже на протяжении трех столетий сомневаются в том, что Ольга была низкого происхождения, и сомнения эти вполне обоснованны. Выше уже говорилось о том, что «Степенная книга» помещала родину Ольги в веси Выбутской, исходя из убеждения, что Пскова тогда еще не существовало. Истории о «крестьянском» происхождении Ольги, о том, как она работала перевозчицей, сохранились и в псковских устных преданиях. Здесь мы скорее всего имеем дело с известным стремлением сказителей приблизить героя к слушателям, сделать его представителем их сословия. Большинство же летописных сводов сообщает о знатном происхождении Ольги или ограничивается простым упоминанием о браке Игоря и Ольги. «Степенная книга», представляя Ольгу бедной поселянкой, оказывается почти в полном одиночестве. Ермолинская летопись (вторая половина XV века) называет Ольгу «княгиней от Плескова». Типографская летопись (первая половина XVI века) сообщает, что «некоторые» рассказывали, что Ольга была дочерью Вещего Олега. Известие о том, что Ольга была дочерью Олега, сохранилось в Пискаревском летописце и Холмогорской летописи.

О знатности Ольги свидетельствует и известие Константина Багрянородного в труде «О церемониях византийского двора» о том, что во время визита Ольги в Царьград ее сопровождала большая свита: «анепсий», 8 приближенных людей, 22 посла, 44 торговых человека, 2 переводчика, священник, 16 приближенных женщин и 18 рабынь. Самым интересным нам кажется присутствие 8 приближенных людей. Это не дружинники и не слуги. Для дружины этого количества людей мало, а весь обслуживающий персонал перечисляется позднее. Это и не союзные князья. От них с Ольгой было послано 22 посла. Возможно, это родственники Ольги, не случайно в том же источнике говорится, что вместе с Ольгой прибыли и «родственные ей архонтиссы». Кроме того, в составе русского посольства особо выделяется «анепсий» Ольги. «Анепсий» - термин, означавший в Византии того времени чаще всего племянника (сына сестры или брата), а также двоюродного брата или, гораздо реже, родственника вообще. Как известно, в договоре 944 года упомянуты племянники Игоря (Игорь и Акун). Поскольку племянник мужа мог считаться племянником и его жены, возможно, об одном из этих двух лиц и идет речь в данном случае. Правда, термин «анепсий» означал кровного родственника, каковыми в отношении Ольги не были ни Игорь, ни Акун. Может быть, речь здесь идет о совершенно неизвестном нам князе, относившемся к роду Ольги. Таким образом, Ольга не была простой поселянкой без роду, без племени, а являлась главой рода, пришедшего в Киев вместе с ней и участвовавшего в ведении дел.

Однако и еще одно обстоятельство усиливало позиции Ольги. Она была не просто женой Игоря, но и, как видно из рассказа о распределении ею дани с древлян, самостоятельной правительницей Вышгорода. Значение Вышгорода было велико. Город возник всего в 12-15 км от Киева и с самого начала представлял собой мощную крепость, которая позднее служила хорошим щитом для защиты Киева с севера. Подобное расположение Вышгорода по отношению к Киеву позволило ряду историков рассматривать его как некий «придаток», пригород «матери городов русских». Вряд ли это справедливо, по крайней мере, по отношению к Вышгороду X века. По данным археологии, в это время территория его была равна современному ему Киеву. Город располагал детинцем (кремлем). Вышгород являлся центром ремесла и торговли. О значении и силе этого города свидетельствует и упоминание «Вусеграда» в сочинении Константина Багрянородного, наряду с другими крупнейшими городами - Смоленском, Любечем, Черниговом. Скорее, правы те историки, которые склонны рассматривать Вышгород как независимый от Киева и, более того, конкурирующий с ним центр.

Глава 2. Деятельность княгини Ольги .

После гибели Игоря могучее, казалось, государство оказалось на грани развала. В Киеве оставалась жена Игоря Ольга с малолетним наследником, князем Святославом. Древляне отложились от Киева и перестали уплачивать дань. Однако русская верхушка сплотилась вокруг княжны Ольги и не только признала ее права на престол до совершеннолетия сына, но и безоговорочно поддержала княгиню.

К этому времени княгиня Ольга находилась в расцвете своих физических и духовных сил. С первых шагов своего правления она проявила себя как решительная, властная, дальновидная и суровая правительница. Прежде всего княгиня отомстила древлянам за смерть великого князя и мужа. Она приказала убить древлянских послов, которые пришли в Киев сватать ее за своего князя Мала. Затем она сама двинулась с войском в древлянскую землю. В бою древляне были разгромлены. На побежденных вновь была наложена тяжелая дань. Единство государства было восстановлено.

Но не только жестокими наказаниями и силой утвердила свою власть Ольга. Как умная и дальновидная правительница, она понимала, что полюдье с его насилиями, порой с бесконтрольным взиманием дани вызывает в людях недовольство, а это грозит самому существованию молодого государства. И великая княгиня пошла на реформы. Она изменила систему сбора дани, начав это с древлянской земли. Теперь население уплачивало дань по твердым нормам. Определила она и места, куда дань ежегодно должна была свозиться самим населением. Это были так называемые погосты. Там ее принимали представители княжеской администрации и отправляли в Киев. Затем Ольга двинулась с дружиной по другим русским землям и повсюду устанавливала новые нормы - их назвали уроками - и учреждала погосты.

Это был конец полюдья и начало организованной системы обложения налогами Руси. Государство сделало еще один шаг в своем развитии.

Установив порядок внутри Руси, Ольга обратила свои взоры на внешнюю политику. Ей надо было показать, что времена смуты не поколебали силу и международный авторитет Руси. В 957 г. она отправилась в Константинополь во главе многолюдного посольства, которое насчитывало более ста человек. Княгиня была принята там по самому высокому рангу. Византийский император, писатель, крупный дипломат Константин Багрянородный дал в ее честь обед. В ходе бесед император и Ольга подтвердили действие прежнего договора, заключенного еще Игорем, как и военный союз двух государств. Этот союз отныне был направлен против Хазарии и Арабского халифата.

Важным вопросом переговоров стало крещение русской княгини.

К X в. почти все крупные государства Западной Европы, а также часть народов Балканского полуострова и Кавказа приняли христианство. Одни сделали это под влиянием папского Рима, другие - под воздействием Византийской империи. Христианство приобщало государства и народы к новой цивилизации, обогащало их культуру, поднимало престиж крестившихся правителей. Не случайно народы Западной Европы, принявшие крещение на 300 - 500 лет раньше народов Восточной Европы, обогнали их в своем развитии. Но повсюду этот процесс был болезненным, так как он означал отказ от привычной народам языческой религии.

Ольга понимала, что дальнейшее укрепление страны невозможно без принятия христианства. Но она одновременно понимала и силу язычества, приверженность к нему людей. Поэтому она решила креститься сама и тем самым подать пример остальным. Вместе с тем ей было на кого опереться. Среди купцов, горожан, части бояр было уже немало людей, принявших христианство.

Для самой Ольги крещение было не только вопросом политики, но и ответом на многие вопросы совести. К этому времени она многое пережила: трагическую смерть мужа, кровавые расправы с врагами. Порой мы считаем, что все это проходит бесследно для человеческой души. Это не так - в зрелом возрасте человек непременно подводит итоги своей жизни. Спрашивает себя - зачем он жил, каково его место в этой жизни. Язычество искало ответы на эти вопросы в могучих явлениях природы, в действии богов. Христианство обращалось к миру человеческих чувств, человеческому разуму и вере в вечную жизнь человеческой души, но при условии, что человек на земле будет праведным: справедливым, гуманным, терпимым к людям.

На этот путь и встала Ольга на склоне своих лет. Но она обставила крещение так, чтобы принести как можно больше славы своему Отечеству. Она крестилась в храме Святой Софии - главном храме Византии. Ее крестным отцом был сам император, а крестил ее константинопольский патриарх. Отныне Ольга стала христианкой по православному, византийскому образцу, в отличие от римского, католического обряда.

После возвращения в Киев Ольга пыталась склонить к христианству и Святослава, но сын рос ярым язычником. Он, как и вся его дружина, поклонялся Перуну и отказал ей. Между матерью и сыном началось отчуждение. Вскоре языческая группа устранила Ольгу от управления. Всю полноту власти взял молодой Святослав. Это произошло в 962 г.

Выводы.

1. Об Ольге до ее замужества с Игорем известно мало.

2. «Повесть временных лет» ничего не сообщает о том положении, которое занимала Ольга до брака с Игорем. Правда, в «Степенной книге», в которой о браке Игоря с Ольгой рассказывается с необыкновенными и романтическими деталями, говорится, что Ольга была простой поселянкой из веси Выбутской, которую Игорь встретил на перевозе во время охоты.

3. После гибели Игоря могучее, казалось, государство оказалось на грани развала. В Киеве оставалась жена Игоря Ольга с малолетним наследником, князем Святославом. Древляне отложились от Киева и перестали уплачивать дань. Однако русская верхушка сплотилась вокруг княжны Ольги и не только признала ее права на престол до совершеннолетия сына, но и безоговорочно поддержала княгиню.

Установив порядок внутри Руси, Ольга обратила свои взоры на внешнюю политику. Ей надо было показать, что времена смуты не поколебали силу и международный авторитет Руси.

4. После возвращения в Киев Ольга пыталась склонить к христианству и Святослава, но сын рос ярым язычником. Он, как и вся его дружина, поклонялся Перуну и отказал ей. Между матерью и сыном началось отчуждение. Вскоре языческая группа устранила Ольгу от управления. Всю полноту власти взял молодой Святослав. Это произошло в 962 г.

Заключение.

В истории России было немного женщин, которые стояли во главе государства. Ольга – одна из них.

Супругой Игоря Ольга стала в неполные 15 лет. Ее муж князь Игорь погиб, когда единственному наследнику стола было всего три года от роду. Ей пришлось взять бразды правления в свои женские руки. Фактически пришлось стать регентшей при своем малолетнем сыне Святославе после убийства мужа, хотя в истории в истории Российского государства институт регентства не существовал. Во время правления Мудрой княгини не происходило войн, она правила в мире, за исключением эпизода, связанным с местью древлянам за смерть мужа. После событий в древлянской земле она установила размер дани – уроки и места ее сбора – погосты, дабы избежать военных конфликтах по экономическим спорам. Ольга и после смерти мужа хранила ему беспрекословную верность, что подробно описано в «Повести временных лет» в эпизоде, связанным с поездкой Княгини в Царьград и ее крещением. Ольга стала первой, кто принял христианство. Это является для нас важным моментом, так как при последующем выборе религии для Руси, которая бы заменила языческую, внук княгини – Владимир Святославович по прозвищу Ясно Солнышко выбрал именно христианство. Среди прочего Владимир в обосновании выбора приводил аргумент, что его бабка выбрала именно христианство, а это не есть дурной знак.

Важно то, что Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Её имя рано становится крестильным, в частности, у чехов. Память равноапостольной Ольги празднуется православными церквами русской традиции 11 июля по юлианскому календарю; католическими и др. западными церквами - 24 июля по григорианскому. Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.

Ольга начала почитаться в качестве святой, вероятно, уже в правление ее внука Владимира. В его правление ее мощи были перенесены в церковь. Также описываются чудеса, которые творили останки Ольги(описаны монахом Иаковом в XI веке).

Основные сведения по жизни Ольги, признанные достоверными, содержатся в «Повести временных лет», Житии из Степенной книги, агиографической работе монаха Иакова «Память и похвала князю рускому Володимеру» и сочинении Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора». Другие источники сообщают дополнительные сведения об Ольге, но их достоверность не может быть точно определена.

Ольга правила на протяжении 12 лет, затем передав власть в руки своего повзрослевшего сына, но фактически продолжала править, так как Святослав Игоревич постоянно находился в военных завоевательных походах и о внутренних делах государства не думал. В целом ее правление было спокойным. Умерла в 969 году в Киеве, оставив о себе добрую память.

Список используемой литературы.

    http://allrefs.net/c1/49nmb/p3/?full

    http://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/kniazhieniie-ol-ghi

  • Только самые яркие личности остаются в памяти народной, только о них повествуют летописи. Но и среди летописных рассказов выделяется история жизни и деяний княгини Ольги.
  • Княгиня Ольга. В. М. Васнецов
Проблема:
  • «Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь Святою, история Мудрою, – писал Н. М. Карамзин. – Великие князья до времен Ольгиных воевали – она правила государством…»
  • Почему предание, церковь и история по мнению Карамзина именно так охарактеризовали княгиню Ольгу?
Происхождение княгини Ольги
  • Три версии:
  • Ольга была крестьянкой из -под Пскова;
  • Ольга - уроженка знатного новгородского рода Гостомысла;
  • Ольга варяжского происхождения, дочь варяга из дружины князя Олега (имя Ольга - Хельга)
Замужество Ольги
  • Первая встреча князя Игоря с Ольгой. Художник Василий Кондратьевич Сазонов
Сбор дани- полюдье
  • Древнерусское полюдье - круговой объезд князем в сопровождении дружины своих владений для сбора дани. Обходя общины, племена, союзы племен, князь кормился сам и кормил свою дружину. Полюдье давало князю дань товарами, шедшими на экспорт: пушниной, воском, ремесленными изделиями. Товары по рекам и морям доставлялись в Византию и мусульманские страны Азии. Князь и его представители вершили суд, прекращали междоусобицы, примиряя враждующие стороны.
Гибель князя Игоря
  • Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга.
Ольга и дружина
  • Дружина Игоря подчинилась Ольге, признав ее регентшей законного наследника престола Святослава. Этому способствовали решительные действия княгини в отношении древлян, которые отказались платить Киеву дань.
Встреча Ольги со сватами
  • Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлянский. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа.
Месть княгини Ольги
  • 1-я месть княгини Ольги:
  • Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй.
  • И, склонившись к яме, спросила их Ольга: „Хороша ли вам честь?». Они же ответили: „Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.
Месть княгини Ольги
  • 2-я месть: Ольга попросила в знак уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.
Месть княгини Ольги
  • 3-я месть : Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.
Месть княгини Ольги
  • 4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. После безуспешной осады в течение лета столичного города Искоростень, Ольга сожгла город с помощью голубей и воробьев, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились.
Внутренняя политика княгини Ольги
  • После расправы над древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия сына Святослава. Как дальновидная правительница она понимала, что бесконтрольное взимание дани и насилие вызывает в людях недовольство, а это угрожает самому существованию молодого государства. Великая княгиня проводит реформы.
Налоговая реформа 946 год
  • Во-первых , отменялось «полюдье» или «кружение» Киевского князя с дружиной по подвластным территориям. Устанавливались «уроки»- четкие размеры дани, которая взималась один раз в год продуктами, мехами, различными изделиями с земель, которые становились волостями, затем уездными княжествами. Во-вторых, для сбора дани определялись специальные места - «погосты». Они использовались также для местной торговли, а вблизи крупных городов, на берегах больших рек - и для внешней торговли. В-третьих, определялись люди для сбора дани на погостах - «тиуны» как представители княжеской администрации.
Внутренняя политика Ольги
  • В 947 году княгиня Ольга объезжает с дружиной значительную часть Киевского государства с целью наведения порядка. Всюду устанавливает «уроки» и учреждает «погосты». Единство государства было восстановлено.
Значение реформ
  • Смысл реформ княгини Ольги заключался - в нормировании повинностей, - в централизации власти, - в ослаблении местной племенной власти. Погосты становились небольшими центрами княжеской власти. Долгое время Ольга приводила в действие эту реформу, оттачивая её механизмы. Эта работа не принесла ей славы, не обросла легендами, зато имела большое значение в становлении русского государства. Реформа содействовала централизации великокняжеской власти и усилению государства.
  • «Собирают дань»
  • Рерих Н. К. , 1908 год
Внешняя политика
  • 957год- поездка княгини Ольги в Константинополь. Цель поездки: показать, что времена смуты не поколебали силу Руси. Во время встреч с императором Византии Константином Багрянородным были подтверждены действие торгового договора 944 года и военного союза Руси и Византии против Хазарии и Арабского халифата.
Крещение Ольги
  • Ольга понимала, что дальнейшее укрепление государства невозможно без принятия христианства. Но она понимала и силу язычества, приверженность к нему людей. Поэтому сначала она решила креститься сама и тем самым подать пример остальным.
Почетное крещение княгини Ольги в 957 году
  • Княгиня Ольга организовала свое крещение так, чтобы принести как можно больше славы своему Отечеству: 1.Она крестилась в храме Святой Софии- в главном храме Византии. 2. Ее крестным отцом стал Византийский император. 3.Ольга получила при крещении имя Елена в честь матери императора Константина. 4. Крестил Ольгу сам патриарх Константинопольский.
Мать - вера - сын
  • После возвращения в Киев Ольга пыталась склонить к христианству сына Святослава. Но он, как и вся его дружина, поклонялся Перуну и отказал ей. Между матерью и сыном началось отчуждение…
Канонизация Ольги
  • Ольга - первая русская святая. Именно с неё на Руси официально пошло православие. Перед смертью она запретила сыну справлять по ней тризну- языческий обряд погребения.
Итог:
  • Княгиня Ольга по праву занимает совершенно исключительное место в нашей истории. Блестящую оценку правлению княгини Ольги дал историк Н. М. Карамзин. Он писал, что она “мудрым правлением доказала, что слабая жена может иногда равняться с великими мужами”.
Список использованной литературы и интернет-ресурсов
  • Карамзин Н. М. История государства Российского // Мир литературы. М: «Про-Пресс» т. 1, гл. 7
  • 2. Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца 17 века.
  • 10 класс. М:«Просвещение»,2008
  • 3. ru.wikipedia.org
  • History.sgu.ru
  • Источники иллюстраций:
  • images.yandex.ru› - миниатюры радзивиловской летописи
  • urokitebe.ru
  • hiztory.ru
  • Автор шаблона презентации - Федотова Виктория Александровна, учитель начальных классов МОУ СОШ с. Лохово Черемховского р-на Иркутской области

Слайд 1

Слайд 2

На первых же страницах русской истории появляется замечательная женщина древности – княгиня Ольга, «мудрейшая из людей».

Музей восковых фигур в Киеве

Слайд 3

Ольга была супругой великого князя киевского Игоря.

О происхождении княгини Ольги

Слайд 4

Ни дата рождения Ольги, ни её родословная неизвестны. Да и остальные сведения о ней отрывочны и значительно легендированы, так что отделить вымысел от правды уже невозможно.

Княгиня Ольга. Розы сердца. Н.К.Рерих

Слайд 5

В этом и нет необходимости, так как легенды и предания об её жизни отражают большую любовь и уважение народа к своей правительнице. Пусть история жизни княгини Ольги и остается такой, какой её создали в народе и записали в летописях.

Ордена Cвятой равноапостольной княгини Ольги

Слайд 6

Родилась Ольга в нынешней Псковской (города Пскова тогда еще не было), а по житию – стране Плесковской, от веси Выбутцая (в 12 км от Пскова выше по реке Великой).

Слайд 7

Князь Игорь – будущий муж – встретил ее на охоте и влюбился в прекрасную молодую перевозчицу, перевозившую его через реку и поразившую князя весьма умными речами, скромностью и красотой. После этого он не хотел и слышать о других невестах и женился на ней.

Первая встреча князя Игоря с Ольгой. Сазонов В.К.

Слайд 8

В Пскове сохранились устные предания, связанные с княгиней Ольгой. До сих пор местные жители указывают те места, о которых молчат письменные источники: Ольгин перевоз, Ольгин мост, Ольгины ворота; есть деревня Ольгины кресты. Нестор-летописец пишет, что в его время в Пскове еще хранились сани княгини Ольги.

Святая Ольга. Эскиз к мозаике Н. К. Рериха. 1915

Слайд 9

Некоторые историки XVII – XIX столетий считали, что княгиня Ольга происходила из варяжского рода. Имя «Ольга» они производили от норманнского «Ельга», считая, что начальная буква «Е» заменилась на «О». Однако летописец ничего не говорит о скандинавском происхождении Ольги.

Княгиня Ольга (барельеф на часовне в Пскове)

Слайд 10

Присутствие предположительно скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, возможно датируемых 1-й половиной X века. С другой стороны, в летописях имя Ольги часто передано славянской формой «Вольга». Известно и древнечешское имя Olha.

Памятник княгине Ольге в Пскове. Работа З. Церетели, 2003 г.

Слайд 11

Слайд 12

Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги: «Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал её и нарек в своё имя Ольга».

Слайд 13

Но даже если древние письменные исторические источники и не дают возможности с точностью судить о ее происхождении, все равно следует сказать, что великая княгиня Ольга «была первой русской женщиной, оставившей по себе неизгладимый след в истории». Так писал о ней крупнейший историк академик Михаил Николаевич Тихомиров.

Святая княгиня Ольга. Эскиз росписи собора Св. Владимира в Киеве. М. В. Нестеров, 1892.

Слайд 14

Первая месть княгини Ольги

В «Повести временных лет» подробно рассказывается о мести Ольги древлянам за убийство ее мужа князя Игоря.

«Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря». Эскиз В. И. Сурикова, 1915

Слайд 15

Древляне послали к Ольге двадцать послов с предложением быть женой их князя Мала. Ольга притворно согласилась и якобы ради чести послам устроила так, чтобы послов древлян несли к ней торжественно в их лодках.

Новикова С. Древляне у кн.Ольги

Слайд 16

Расправа Ольги с первым посольством древлян. 945 г. С гравюры Ф. Бруни

А слугам своим Ольга велела вырыть во дворе глубокую яму, куда и сбросили послов, засыпав их землей.

Слайд 17

Обманутые послы сказали, что их смерть - хуже Игоревой. Это была первая месть Ольги.

Месть княгини Ольги. Миниатюры. Радзивилловская летопись. 15 в.

Слайд 18

Вторая месть княгини Ольги

Затем по приглашению Ольги от древлян прибыло второе посольство из лучших мужей древлянской земли. Княгиня велела приготовить им сначала баню. А как только послы оказались в бане, их заперли, а баню зажгли, и все они сгорели. Это была вторая месть древлянам.

Вторая месть Ольги древлянам. Миниатюра Радзивилловской летописи

Слайд 19

Третья месть княгини Ольги

Затем Ольга сама отправляет послов к древлянам, говоря: «Вот я иду к вам, приготовьте меды многая у города, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже». Тризна - это поминальная трапеза язычников на могилах- курганах умерших.

Слайд 20

Когда древляне упились вином, Ольга отошла прочь, а дружинникам своим велела посечь древлян, и убили тогда пять тысяч человек. Это была третья месть Ольги.

Третья месть Ольги древлянам. Миниатюра Радзивилловской летописи

Слайд 21

Ольга сжигает главный город древлян

На следующий год Ольга отправила свое войско на древлян. В войске обучался военному делу и маленький сын ее Святослав. Воины княгини Ольги одолели древлян, и те у стен главного города своего Искоростеня стали просить пощады.

С. Ефошкин. Месть древлянам.

Слайд 22

Тогда Ольга, говоря, что у древлян нет ни меда, ни мехов, в виде дани велела собрать с жителей города по три голубя и по три воробья с каждого двора.

Князь Мал. г. Коростень

Слайд 23

Древляне обрадовались и послали просимое с поклоном. Ольга же, раздав воинам - кому по голубю, кому - по воробью, велела привязать к хвосту каждой птицы по кусочку серы.

Четвертая месть Ольги древлянам. Миниатюра Радзивилловской летописи

Слайд 24

И когда стало смеркаться, воины зажгли серу и отпустили птиц. Голуби полетели в свои голубятни, а воробьи - под стрехи, и загорелся весь город. Люди побежали из города, а воины Ольги стали хватать их. Так Ольга взяла город и еще раз страшно отомстила за мужа своего.

Четвёртая месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивилловской летописи.

Слайд 25

Слайд 26

Княгиня Ольга как правительница Древнерусского государства

После смерти князя Игоря из-за несовершеннолетия Святослава княгиня Ольга принимает на себя правление в Киеве.

Слайд 27

При Ольге и начинается внутреннее укрепление Древнерусского государства. Летописи полны сведений о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью благоустройства жизни всех подданных.

Путешествие княгини Ольги. Роспись свода Царицыной палаты в Московском Кремле

Слайд 28

При Ольге начинается внутреннее укрепление Киевского государства. Она устанавливала размеры даней и оброков, указывала места для их сбора – «погосты», объезжала свои обширные владения и всюду оставляла следы своей деятельности.

Н. Бруни. Святая княгиня Ольга. 1901 г.

Слайд 29

По Днепру и Десне были разбросаны указанные княгиней Ольгой места для ловли зверей и птиц - Ольгины «перевесища» и «ловища». Эти места включались в великокняжеские владения.

Центральная площадь Киева. До конца Х века эта местность, как и Крещатик, называлась Перевесищем и представляла собой лесные заросли.

Слайд 30

Устроенные княгиней Ольгой погосты помогали гражданскому и хозяйственному благоустройству страны. Позднее, когда Ольга стала христианкой, по погостам стали возводиться первые храмы на Руси.

Ширков погост

Слайд 31

Погост и храм стали неразрывными понятиями. Впоследствии из-за того, что при храмах устраивались кладбища, слово «погост» стало употребляться для обозначения кладбища.

Погоста Ольгин Крест на берегу Наровы - самой северной точки древних псковских земель.

Слайд 32

Много заботилась княгиня Ольга об укреплении обороны русских городов. Города застраивались, обрастали каменными и дубовыми стенами (забралами), валами, частоколами.

А. И. Кравченко. Древний русский город. Красные струги

Слайд 33

Слайд 34

При княгине Ольге в Киеве начинается каменное строительство.

И. Архипов. Город строится

Слайд 35

Ольга обращается к христианству

Величайшим ее делом было насаждение на Руси христианства, вместе с которым для русского народа открылась дорога к просвещению. Это было делом не только большого церковного, но культурного и политического значения. В глазах русских людей Ольгу прославило не хозяйственное обустройство страны. Как пишет академик М. Н. Тихомиров, «величайшим ее делом было насаждение на Руси христианства, вместе с которым для русского народа открылась дорога к просвещению».

Памятник св.кн.Ольге в Пскове

Слайд 36

Объехав все земли русские из конца в конец и увидев разницу в жизни и нравах язычников и христиан, княгиня Ольга сама решается принять христианскую веру.

Поклонение Киремети О.Леонтьев

Слайд 37

М. В. Ломоносов в «Древней Российской истории» об обращении княгини Ольги из язычества в христианство говорит следующее: «Рассмотрев разность нравов между идолопоклонниками и христианами, которых уже было в Киеве немало» и поручив великое княжение сыну своему Святославу, Ольга «единственно обратила мысли к христианскому закону, в котором больше человечества и просвещения усмотрела, нежели в варварском прежде невежестве».

Слайд 38

Крещение княгини Ольги

Уже готовая принять святое крещение, она получает приглашение из Константинополя от византийского императора и направляется в столицу Византии.

Приём Ольги Константином Багрянородным (миниатюра Радзивилловской летописи)