Проект по биологии на тему растения паразиты. Презентация на тему "растения-паразиты". Прямые влияния растений друг на друга


Росянка и венерина мухоловка насекомоядные растения. Клейкое вещество, вырабатываемое листьями, содержит вещество, оказывающее паралитическое действие на насекомых, и пищеварительные ферменты. После того, как насекомое поймано, края листа закрываются, охватывая его целиком.









ЖИРЯНКА- верхняя сторона листа покрыта многочисленными желёзками: одни из них выделяют сахаристую слизь, являющуюся ловушкой для мелких насекомых; другие желёзки генерируют ферменты, способствующие перевариванию пищи. Движения попавшихся насекомых приводят к медленному скручиванию листа, а слизь растворяет белки тела жертвы. ЖИРЯНКА- верхняя сторона листа покрыта многочисленными желёзками: одни из них выделяют сахаристую слизь, являющуюся ловушкой для мелких насекомых; другие желёзки генерируют ферменты, способствующие перевариванию пищи. Движения попавшихся насекомых приводят к медленному скручиванию листа, а слизь растворяет белки тела жертвы.





Пузырчатка –водяное насекомоядное растение, лишенное корней и несущее польшее или меньшее количество ловчих пузырьков. Каждый пузырёк снабжен отверстием, закрытым открывающимся внутрь клапаном, вследствие чего мелкие водяные животные могут своподно проникать внутрь пузырька, но обратно выйти не могут. Погибая, они служат пищей для растения. Стебли безлистные, прямостоячие.





Повилика - не имеет корней и листьев. Стебель нитевидный или шнуровидный, желтоватый, зеленовато-жёлтый или красноватый. Повилика обвивается вокруг растения-хозяина, внедряет в его ткань «присоски» и питается его соками. Недавние исследования показали, что повилика способна улавливать запах растений и таким образом находить жертву.





В распространении омелы принимают участие птицы, преимущественно дрозды. Поедая её ягоды, они пачкают клейкой ягодной массой свой клюв, и затем, перелетая с дерева на дерево и, очищая клюв о ветви, пачкают ветви этим клейким веществом, в котором находятся зародыши омелы. В распространении омелы принимают участие птицы, преимущественно дрозды. Поедая её ягоды, они пачкают клейкой ягодной массой свой клюв, и затем, перелетая с дерева на дерево и, очищая клюв о ветви, пачкают ветви этим клейким веществом, в котором находятся зародыши омелы.





У раффлезии отсутствуют органы, в которых бы шёл процесс фотосинтеза; полее того, у представителей этого рода отсутствуют и корни, и стебли, и листья. Все вещества, необходимые для своего развития, раффлезия получает из тканей (корней или стеблей) растения-хозяина с помощью присосок. У раффлезии отсутствуют органы, в которых бы шёл процесс фотосинтеза; полее того, у представителей этого рода отсутствуют и корни, и стебли, и листья. Все вещества, необходимые для своего развития, раффлезия получает из тканей (корней или стеблей) растения-хозяина с помощью присосок.





РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА: html html html html html html html html html html html html E5%ED%E8%E5%29 E5%ED%E8%E5%29 E5%ED%E8%E5%29 E5%ED%E8%E5%

Слайд 23 из презентации «Доказательства эволюции» к урокам биологии на тему «Доказательства эволюции»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке биологии, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Доказательства эволюции.ppt» можно в zip-архиве размером 2765 КБ.

Скачать презентацию

Доказательства эволюции

«Движущие силы эволюции» - Борьба с неблагоприятными Условиями среды. Примеры межвидовой борьбы: Наследственная изменчивость. Борьба с неблагоприятными условиями среды. Борьба за существование. Формы борьбы за существование. У филина все птенцы старше один другого на 5-7 дней. Задачи урока: Примеры борьбы с неблагоприятными условиями окружающей среды:

«Эволюция Земли» - Развитие умений работать с различными источниками информации. Стимуляция потребности учащихся в самовоспитании, самообразовании и развитии творческих способностей. Опорный конспект урока – конференции по теме «Развитие жизни на земле».. Цель: обобщить знания об эволюции органического мира на Земле. Принципы организации работы по использованию «Метода проектов в классно-урочной системе»:

«Эволюция органического мира» - 3. Полимастия добавочные пары молочных желез. 8. Копчик человека. Эволюция. 7. Шарль Бонне.

«Доказательства эволюции животных» - Автор: ученик группы Эм-8 Лапшин П. Ю. Руководитель: Ищенко Г. Ф. (1744 – 1829) – французский естествоиспытатель, зоолог, ботаник, палеонтолог, эволюционист. Эволюционное представление и развитие жизни на земле. 4. Основные принципы эволюционного учения Ч.Дарвина: 1. 3. Эволюция. Новосибирск 2005. Нет материалистического объяснения.

«Доказательства эволюции» - Рудиментарные органы человека. Игуана. Эмбриональные доказательства. Слоновая черепаха. Деревья, поражённые омелой. Южная Америка. Поражает крупный рогатый скот и человека, вызывая тениаринхоз. Основные доказательства эволюции. 2.Особенности флоры и фауны островов (Мадагаскар, Галапагосские острова).

Растения – «разбойники» Презентацию подготовила: Большакова Елена Ивановна, педагог дополнительного образования детей МОУДОД «Киришский ДДЮТ» 2015 год

Созревание бутона длится несколько месяцев, а цветение продолжается несколько дней. Плоды имеют форму ягод и содержат многочисленные семена. Семена распространяют крупные млекопитающие (например, слоны, к ступням которых приклеиваются раздавленные ягоды) и насекомые (например, муравьи). Из-за массовой вырубки лесов сокращаются места произрастания раффлезии.

Петров крест (чешуйник, потаённица, царь-трава) Родина э того многолетнего растения – Европа и Азия. В почве корень ветвится и образует крестовидные соединения, от которых и произошло название растения. Существуют целиком за счёт растения-хозяина, из-за отсутствия хлорофилла.

Цветут марьянники в начале лета. Цветы марьянника дубравного жёлтые с ярко-синими прицветниками. У марьянника лугового нет нарядных фиолетовых прицветников. Считаются хорошими медоносами. Семена служат кормом для лесной дичи. Поселяясь рядом с муравейником, рассыпает свои семена, похожие на муравьиные куколки. Муравьи утаскивают их в свои норки, где семена прорастают. Муравьи питаются мясистыми придатками семян.

Цветет в мае – июне. Желтые цветочки похожи на петушиные гребешки. При раскачивании растения созревшие семена стучат («гремят») о стенки плода (отсюда и название растения). Погремок - ядовитое растение, в том числе и семена.

Имеет кормовое значение для птиц. Семена распространяют преимущественно дрозды. Поедая ягоды, они пачкают свой клюв клейкой ягодной массой, в которой находятся семена. Перелетая с дерева на дерево и очищая клюв о ветви, птицы пачкают их клейким веществом и выбрасывают семена с испражнениями. Приклеенные семена через некоторое время начинают прорастать. Из плодов можно варить клей. Листья и стебли ядовиты, попадание в желудок может вызвать тошноту, рвоту, диарею. Экстракт из молодых листьев использоваться в медицине. У многих народов омела - символ жизни и защитный талисман.

Белые, розовые или зелёные цветки собраны в шаровидные соцветия. Семена сохраняют всхожесть в почве до 8-10 лет. Растение ядовито.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

2 слайд

3 слайд

Описание слайда:

Те фрагменты проростка, которым не удалось внедриться в ткани, вскоре отмирают, а удачно внедрившиеся начинают развиваться внутри растения-жертвы, которое, кстати, ничуть от этого не страдает. Размножаться самостоятельно раффлезия не способна; для этого ей требуется помощь, например, муравьев, птиц или крупных животных, которые наступят на плод и разнесут семена по лесу. Да и то, из многих тысяч семян прорасти смогут считанные десятки. Раффлезия растет очень медленно: место, куда она внедрилась, набухает только спустя 16-18 месяцев. А на созревание появившейся почки потребуется еще около 270 дней, и только тогда образуется полноценный бутон.

4 слайд

Описание слайда:

Петров крест, или чешуйник, или потаённица, или царь-трава (Lathraea) - род растений семейства Заразиховые (ранее включался в Норичниковые).

5 слайд

6 слайд

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

9 слайд

10 слайд

11 слайд

Класс: 6

Презентация к уроку



























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи.

Обучающие.

Создать условия: для использования умений применять полученные знания при ответах на конкретные вопросы.

Развивающие. Способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся – формированию умения сравнивать, обобщать, давать научное обоснование.

Воспитательные. Продолжить: формирование научного мировоззрения; воспитание положительного отношения к получению знаний, уверенности в своих силах.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку.

Ход урока

1. Урок начинается с повторения домашнего задания. (Слайды №2-6)

В чём разница между культурными и дикорастущими растениями? Назвать возможные среды обитания.

Перечислить значение культурных и дикорастущих растений.

В чём польза и вред сорняков?

2. Новая тема.

Если вы вдруг увидите, как из-под земли торчат какие-то бледно-розовые лохмотья с палец длиной, знайте, что вам довелось повстречаться с петровым крестом . Хотя, конечно же, поразмышлять над тем, что это такое, в любом случае, придётся. Чересчур уж растение необычное, не сразу и поймёшь, что это такое. В нижней части, у земли, белый толстый стебель покрыт крупными чешуйками, а выше несёт много розовых цветков, которые плотно прижимаются друг к другу. Петров крест интересен тем, что у него никогда не бывает зелёных листьев. Они ему просто не нужны. Он присасывается к корням некоторых деревьев и кустарников и берёт оттуда необходимые питательные вещества. Тем и живёт. (Слайд №12)

У другого растения – заразиха , в процессе эволюции все органы растений этого рода, кроме стебля, цветков и плодов, подверглись значительным изменениям: корни превратились в короткие мясистые волокна присоски, присасывающиеся к корням растения-хозяина, листья утратили хлорофилл и стали мелкими буроватыми, желтоватыми или лиловатыми чешуйками с очередным расположением. Стебель заразихи - светло-бурый, желтоватый, мясистый, прямостоящий, с булавовидным основанием, снабженным присосками, внедряющимися в ткань корня растения-хозяина. (Слайд №13)

2.2. Растения хищники.

Перед учениками ставится проблема. Кого в природе называют хищниками? Могут ли быть хищники среди растений? Какая польза растениям от поедания животных? (Слайды №16-17)

Есть в великолепном царстве Флоры группа растений, которая во все времена не только приводила в восторг естествоиспытателей и натуралистов, но и служила неистощимым источником вдохновения для создателей леденящих душу небылиц, в которых человеческая фантазия с лихвой восполняла недостаток точных знаний и фактов.

Эти растения принадлежат к разным семействам и обитают в самых различных климатических зонах - от арктических тундр до экваториальных джунглей. Но есть у них одна общая черта - все они хищники, главное дело жизни которых - охота. И пусть добыча по нашим меркам - невелика, а сам процесс охоты - беззвучен, в этих драматичных схватках растения и животного внимательному наблюдателю открывается великий закон вечного движения природы - борьба за выживание.

Росянки - одни из наиболее распространенных среди насекомоядных растений. Растут они по всему миру и насчитывают около 100 видов, большая часть которых обитает в Австралии и Новой Зеландии. Типичный их представитель - росянка крупнолистная, нередко растущая на болотах умеренной зоны Северного полушария.

Манящая капля “росы” оказывается на поверку липкой слизью, которая и лишает насекомое возможности спастись. Лист росянки необычайно чувствителен - достаточно легчайшего прикосновения, и все его волоски приходят в движение, изгибаясь к центру в стремлении как можно “щедрее” облепить жертву клейким веществом и переместить ее в самую середину листа - туда, где находятся пищеварительные ворсинки. Постепенно лист росянки смыкается над насекомым, превращаясь в некое подобие крошечного желудка.

Процесс пищеварения обычно занимает несколько дней. Железы росянки выделяют жидкость, содержащую органические кислоты (в основном бензойную и муравьиную) и пищеварительные ферменты типа пепсина, расщепляющие белки насекомого до более простых соединений, которые растение способно усвоить. От насекомых же, пойманных росянкой, остаются лишь нерастворимые ферментами хитиновые покровы, которые вскоре смываются с поверхности ловчего листа дождем или уносятся ветром. (Слайды №18-19)

Весьма эффективно ловчее приспособление венериной мухоловки , обитателя Северной Америки. Это растение хоть и родственно росянке, но использует совершенно иной способ охоты. Его видоизмененные листья являются миниатюрной копией стального капкана.

У двудольных листовых пластинок посередине есть своеобразный шарнир, позволяющий им складываться. Каждая половинка листа снабжена тремя чувствительными волосками, реагирующими на прикосновение. Листья венериной мухоловки действуют молниеносно - стоит насекомому едва коснуться чувствительных волосков, как половинки листа мгновенно захлопываются, их зазубренные края заходят друг за друга и жертва оказывается в надежной ловушке. Раскрыть захлопнувшийся лист растения непросто - он скорее разорвется, чем уступит. В отличие от росянки мухоловка способна различать живые и неодушевленные предметы - мелкие соринки, попавшие в капкан, не привлекают ни малейшего ее внимания. По той же причине между двумя половинками захлопнувшегося листа остается небольшой зазор - чересчур мелкая добыча, на которую не стоит тратить время, может покинуть ловушку. Но если жертва достаточно упитанная, то после ее поимки капкан сжимается все сильнее и сильнее, стремясь раздавить насекомое и прижать его к переваривающим железам. (Слайды № 20-21)

Еще более сложными приспособлениями для ловли насекомых обзавелись непентесы , или кувшиночники . Это обычно лианы, обитающие на заболоченных почвах по опушкам вечнозеленых тропических лесов. Их лазящие или стелющиеся стебли достигают порой 20-метровой длины. Вьющиеся листья заканчиваются длинными усиками, на которых висят испещренные красноватыми пятнами и источающие сильный запах довольно крупные кувшинчики. Привлеченные нектаром и яркой окраской, насекомые взбираются по краю этой ловушки, что обычно заканчивается их падением на дно кувшинчика, в жидкость, содержащую пищеварительные ферменты. Для пущей же надежности кувшинчик снабжен нависающими сверху зубчатыми краями. (Слайды №22-26)

3. Закрепление. (Слайд № 27)

Вопросы для закрепления:

Какие растения называют хищниками? Приведите примеры таких растений.

Какая польза растениям-хищникам от поедания животных?