Основным содержанием предмета теории организации является. Предмет и методы теории организации. Рис.1.2.2 Типология организационных отношений

Теория организации выделилась из теории управления. Если теория управления отвечает на вопрос «зачем и как воздействовать на объект», то теория организации отвечает на вопрос « чем управлять?».

Понимание организации создает основу для изучения управления.

Теория организации изучает принципы, закономерности и законы создания, функционирования, реорганизации и ликвидации организаций.

Объект теории организации – организационные системы. Объект теории организации носит многоуровневый характер – от общества в целом, его основных подсистем до предпринимательских, государственных и общественных организаций.

Предмет теории организации – организационные процессы и, прежде всего, отношения по поводу организации совместной деятельности людей для достижения поставленной цели.

2) категории, преимущественно отражающие организационные явления и процессы, происходящие в социальных и социально-экономических системах (организационная система, организация, структура организации, миссия, цель организации, лидер организации, формальная и неформальная организация, законы организации, организационная культура и др.);

3) категории, раскрывающие технологию организаторской деятельности и управления (правила, процедуры, циклы, коммуникации, разрешение конфликтов, композиция, типизация, классификация и др.).

Близкими по содержанию и предмету исследования являются такие научные направления, как: общая теория систем, кибернетика, синергетика.

При всей сложности общих проблем, решаемых этими родственными научными направлениями, каждое из них имеет свой определенно очерченный круг исследуемых задач.

Так, кибернетика изучает законы функционирования особого вида систем, называемых кибернетическими, которые связаны с восприятием, запоминанием, переработкой и обменом информацией.

Инструментом теоретического исследования предмета является научный метод. Под методом (от греч. methodos – буквально «путь к чему-либо») понимается упорядоченная деятельность по достижению определенной цели.

Метод теории организации – набор теоретико-познавательных и логических принципов и категорий, а также научного (формально-логического, математического, статистического, собственно организационного) инструментария для исследования системы организационных отношений.

Организационные процессы носят всеприродный характер и не могут быть описаны методами какой-либо одной дисциплины. Поэтому на ряду с методами исследования систем управления (индуктивный, дедуктивный, статистический, абстрактно-аналитический, сравнительный методы и др.) широко используются такие подходы как комплексный, функциональный, системный и исторический.

Рис. 1. Подходы к изучению проблем организации

Системный подход – рассмотрение организации как системы. Исследование целостности объекта, выявление многообразия типов связей в нем и сведение их в единую картину.

Ситуационный подход – рассмотрение организации в конкретных обстоятельствах внешней среды.

Функциональный подход – рассмотрение организации с функциональных позиций. Раскрытие ее функциональной целостности и законов поведения (функционирования).

Процессный подход – рассмотрение организации как совокупности процессов.

Исторический подход – рассмотрение организации во времени, с позиций ее истории и раскрытия закономерностей ее перехода из одного качественного состояния в другое.

Комплексный подход – раскрытие новых свойств организации посредством изучения объекта в междисциплинарном плане на стыке различных наук;

Можно выделить четыре основных вопроса, на которые должна ответить теория организации как наука:

1) определение размеров и границ организации;

2) определение способа упорядочивания элементов организации;

3) определение элементарной единицы (“атома”) организации;

4) определение способа адаптации организации к изменениям.

1.2 Место теории организации в системе научных знаний

Теория организации выделилась из теории управления в самостоятельную дисциплину, в связи с возрастающей значимостью знаний о природе и свойствах управляемого объекта для повышения эффективности целенаправленной деятельности по переводу объекта в желаемое состояние, что собственно и есть управление.

Теория организации использует подходы и достижения смежных дисциплин:

– психологии, социологии, антропологии в части выявления места и роли человека в становлении и функционировании социальных систем, группового поведения, процессов социализации, коммуникаций, природы социальных конфликтов, статуса власти, бюрократии;

экономической теории в части исследований отношений собственности, рыночного и государственного регулирования, макро- и микроэкономических аспектов функционирования объектов хозяйствования, проблем эффективности и ее измерения, методов экономического стимулирования;

– стратегического менеджмента в части необходимости формировать цели и стратегию организации как основу для ее построения, обеспечения внутренних и внешних взаимодействий в соответствии с избранным курсом.

Предметом теории организации являются организационные отноше­ния между организационными объектами, как по горизонтали, так и по верти­кали. К организационным объектам относятся люди и образования, в которых они функционируют, в том числе: страны мирового содружества; организа­ции России (концерны, банки, фирмы и т.д.); структурные подразделения ор­ганизаций (управления, отделы); первичные образования (группы).

Рассматриваются структурные и процессорные организационные отно­шения при создании, функционировании, реорганизации и прекращении дея­тельности организационных объектов.

Структурные отношения включают: воздействия, взаимодействия и противодействия. Процессорные отношения включают: массовые, групповые и единичные, равенства и подчинения, зависимые, частично зависимые и не­зависимые, постоянные и случайные, последовательные и параллельные, не­прерывные и дискретные, межорганизационные и внутриорганизационные, по поводу управления, экономики, политики, права и другие.

Воздействие - это однонаправленное действие по передаче приказа, распоряжения, совета, просьбы одного объекта (субъекта) организационных отношений другому. Например, заказчик выдает работу исполнителю - это воздействие, направленное от субъекта к объекту; бригадир просит началь­ника цеха выделить ему дополнительные ресурсы - это воздействие, направ­ленное от объекта к субъекту; студент приглашает своих однокурсников прийти к нему на свадьбу - это воздействие, направленное от объекта к объ­екту.

Взаимодействие - это долговременная положительная реакция со сто­роны объекта управления (подчиненного) на воздействие субъекта управле­ния. Противодействие - это долговременная отрицательная реакция объекта управления на воздействие субъекта управления.

Организационные отношения подлежат регламентации, в основе кото­рой лежит принятый или установленный порядок нахождения объекта во времени и в пространстве.

Исходя из сказанного, можно уточнить, что теория организации – это научная организация организаций, а ее предметом изучения является фор­мальная организация.



Задачи дисциплины можно сформулировать следующим образом:

1) определение природы и сущности организации как экономической структурной единицы, ее основных признаков и характеристик;

2) изучение принципов и закономерностей развития функционирования и развития формальной организации;

3) ознакомление с основами классификации организаций и с особенно­стями основных типов организаций;

4) изучение основ организационного проектирования, т.е. построения организационных систем;

5) анализ внешних факторов и внутренних составляющих формальной организации;

6) изучение тенденций развития современных организационных форм и их взаимодействия.

Аспекты изучения организации:

1) строение организации – изучение целей, иерархии, состава, струк­туры;

2) функционирование организации – типы организационных отношений, поведение индивидов, процесс принятия решений;

3) управление в организации – взаимодействие подчиненных и руково­дителей, стили руководства;

4) развитие организации – проектирование и создание новых организа­ций, тенденции развития, инновации (нововведения).

Таким образом, при изучении дисциплины «Теория организации» можно использовать подход, предполагающий рассмотрение триединства понятия «организация» :

- организация как объект (явление) – это искусственное объединение людей, являющееся элементом или частью общественной структуры и выполняющее определенные функции (в таком понимании слово «организация» относится к сложным формациям, таким как предприятия, фирмы, банки, органы власти, учреждения, добровольные союзы и т.д.);

- организация как процесс (управления) – это совокупность мероприятий, обеспечивающих взаимосвязь между элементами системы в процессе ее существования (в этом смысле организация представляет собой процесс управления деятельностью людей, т.е. «организовывание»);

- организация как воздействие (действие, налаживание чего-либо) – это упорядочивание или налаживание действий какого-либо объекта (применительно к предприятию речь может идти о разработках схемы организационной структуры или организационном проектировании).

В курсе «Теория организации» используются все три смысла термина «организация», поскольку речь идет и об организациях как управляемых объектах, и об организационной деятельности, связанной с управлением коллективом, и о проектировании организаций с разработкой их организационных структур. Поэтому «теорию организации» можно считать самостоятельной концепцией современного менеджмента.

Контрольные вопросы:

1. Почему процесс формирования научной теории всегда является циклическим?

2. Что изучает теория организации?

3. Каким образом теория организации сформировалась в качестве самостоятельной дисциплины?

4. Какое место занимает теория организации в системе научных знаний?

5. Какие смежные научные дисциплины используются при изучении теории организации?

6. Какая связь между организацией и обществом?

7. В чем проявляется уникальность свойств организации по сравнению с другими объектами окружающего мира?

8. Может ли существовать организация без общества и общество без организаций?

9. Каковы особенности работы организаций в условиях формирования новых рыночных отношений в России?

10. Охарактеризуйте основные признаки организации?

11. Что такое социальная организация?

12. Что заставляет людей объединяться в организации?

13. Охарактеризуйте мотивы, служащие исходным моментом для создания организации?

14. Что является предметом «Теории организации», и каковы ее основные задачи?

Тесты для самоконтроля:

1. Выберите правильное утверждение с позиции теории организации:

2. Какое определение лучше подходит под характеристику дисциплины «Теория организации»?

3. Этот метод исследования эффективно применяется в теории организации, предусматривающий иссле­дования путем перехода от общего к частному. Сначала создается теория или методология, а затем объясняются или предсказываются единичные или групповые события. О чем идет речь?

А) Дедукция В) Дифференциация
Б) Индукция Г) Интеграция

4. Что понимается под термином «организация» в узком смысле слова с позиции дисциплины «Теория организации»?

5. Какой тип мотивации характерен для организаций делового типа?

6. Здесь характерен рациональный или целе­вой подход к анализу природы организации. Эта точка зрения высказана в традиционной литературе по методам управления, где организацию рассмат­ривают как рациональное средство достижения определенных целей. О чем идет речь?

7. Данный подход заостряет внимание на таких свойствах, процессах и ме­ханизмах адаптации организации, которые делают ее динамической, деятель­ной единицей. Эта точка зрения, в основном, ориентирована на модель, которая подразумевает, что организация встречается с неопределенно­стью различной степени и должна развивать средства приспособления к из­меняющейся среде.

9. Это искусственное объединение людей, являющееся элементом или частью общественной структуры и выполняющее определенные функции. О каком аспекте триединства понятия «организация» идет речь?

10. Главным признаком организации является.

Известно, что предмет определяет то, чем занимается данная на­ука, и то, какие явления объективной действительности она изучает. Теория устанавливает законы и закономерности протекания процессов или явлений, изучаемых конкретной наукой. Метод науки характери­зует систему средств и приемов исследования и обобщения явлений действительности в данной области знаний.

До настоящего времени предмет и сущность теории организации всесторонне не обоснованны. Теория организации представляет собой фундаментальную всеобщую организационную науку о законах функ­ционирования и принципах формирования целостных образований (си­стем) самой различной природы. При этом если словом «организация» обозначается «система», то прежде всего возникает вопрос-«какая»?, а если «процесс», то «чего»?

Объектом изучения теории организации является любой исследу­емый объект, который может быть представлен через взаимоотношения между частями целого или целого с окружающей его внешней средой. При этом необходимо помнить, что законы организации едины для лю­бых объектов, а сами разнородные явления отождествляются через ана­логию связей и закономерностей. Теперь перейдем с уровня теории орга­низации на уровень теории организаций с целью конкретизации объекта приложения этой науки.

Объектом приложения теории организаций выступают преимуще­ственно социально-экономические системы, прежде всего хозяйствую­щие субъекты: промышленные, торговые, строительные организации и предприятия, научно-исследовательские институты, учебные заведения всех видов, государственные учреждения, различимые в зависимости от выполняемых ими задач, применяемых средств и размеров.

Любая из перечисленных организаций представляет собой слож­ную социально-экономическую и техническую систему. Наиболее час­то встречающимся на практике организационным делением социальных систем является деление на подсистемы, связанные с осуществлением определенных функций системы. Основные элементы социальных сис­тем - это люди, предметы и средства труда.

Предметом теории организации являются организационные от­ношения, то есть связи и взаимодействия между различного рода це­лостными образованиями и их структурными составляющими, а так­же процессы и действия организующей и дезорганизующей направленности.

Рассмотрим, что же представляет собой конкретный предмет те­ории организации. Перейдем на уровень теории организаций соци­альных систем.

Главная особенность социальных систем заключается в том, что их организующим началом является совместный труд. Именно он свя­зывает совместно работающих людей между собой и со средствами и предметами труда и является системообразующим фактором. Как свя­зующий фактор он объединяет все внутрисистемные процессы в единый интегрированный процесс, ориентированный на достижение конкретной

Цели организации. Труд связывает три основных элемента социальной системы-людей, средства и предметы труда. Чтобы организация су­ществовала, необходимо обеспечить связи между людьми и этими ос­новными элементами, то есть соответствующим образом соединить их между собой в пространстве и во времени . Эти связи и являются предме­том и результатом организационной деятельности в социальных систе­мах, то есть конкретные организационные отношения - предмет орга­низационной науки.

Человек выступает активным элементом социальной системы, рациональная организация трудового процесса предполагает рацио­нальные связи в элементарной системе, которые обеспечиваются целе­сообразной планировкой и оснащением рабочего места, применением определенных приемов и методов труда.

Элементарная часть (человек, предметы и средства труда) входит в состав более крупной подсистемы, поэтому необходимо обеспечить существование устойчивых связей между элементами подсистемы. За­тем необходимо обеспечить устойчивые связи между подсистемами и ус­тановить правила, определяющие порядок их взаимоотношений, выра­женных через организационную структуру. И наконец, система должна иметь устойчивые связи с внешним окружением. Именно совокупность этих связей - внутренних и внешних - и является предметом организа­ционной науки.

Социальная система обычно рассматривается с двух точек зрения:

    статики, под которой следует понимать структуру связей меж­ду ее элементами и подсистемами. Эта структура связей отображаетсяорганизационной структурой системы или ее частью;

    динамики, под которой следует понимать деятельность, направ­ленную на установление и обеспечение целесообразных связей между элементами и частями системы, обуславливающих ее нормальное фун­кционирование. Эти связи отображают движение материальных, энер­гетических и информационных потоков. Обе точки зрения дополняют и обуславливают друг друга.

Таким образом, физическим воплощением организационной дея­тельности является комплекс целенаправленных действий организато­ра (или группы организаторов), ориентированных на:

создание новой организационной структуры системы;

совершенствование существующей организационной структурысистемы-реструктуризация системы (перепланировка частей, упраз­днение действующих и создание новых технологий и т. д.);

техническое перевооружение системы (без изменения существу­ющей структуры и т. д.);

расширение действующей системы (на территории действующейорганизации);

эксплуатацию имеющихся систем;

реализацию рациональных форм и методов организации разно­образных процессов в пространстве и во времени (информационных, производственных, финансовых и т. п.).

В самой простой форме цикл организации социально-экономичес­кой системы включает три основные фазы:

    организационный анализ;

    проектирование организации;

    внедрение организации.

На практике этот упрощенный цикл можно разделить на целый ряд этапов. Такой методологический подход к определению сущности организационных процессов позволяет:

    во-первых, четко обозначить области организационной деятель­ности в социально-экономических системах - это установление и обес­печение целесообразных связей в сфере деятельности организации;

    во-вторых, дает возможность взглянуть на эту деятельность как на проектирование и обеспечение относительно полной структуры це­лесообразных связей, обуславливающих эффективное функционирова­ние социально-экономической системы.

Из одних и тех же элементов путем комбинации взаимного их рас­положения и связей можно получить по существу разные системы, с разным уровнем организации и разным уровнем эффективности.

Наука о теории организаций должна охватывать: проектирова­ние и развитие социально-экономических систем и протекающих в них процессов, а управление имеет целью поддержание систем в заданных пороговых значениях конкретных параметров. При этом организация непосредственно соотносится с категорией управления. С системных позиций они могут рассматриваться как свойства системы:

    организация как состояние, мера упорядоченности системы;

    управление как изменение уровня ее организованности.

В центре проектирования и развития организации стоит человек.

Организационная модель новой (или усовершенствованной) сис­темы должна включать, таким образом, подсистемы и элементы струк­туры, обеспечивающие:

осуществление установленной для системы цели;

бесперебойную деятельность системы и составляющих ее частей;

минимальный уровень эксплуатационных расходов;

оптимизацию условий труда и т. д.;

максимальный эффект.

Инструментом теоретического исследования предмета теории организации является научный метод.

Под методом теории организации понимается упорядоченная дея­тельность по достижению определенной цели, способ достижения ка­кой-либо цели.

Задача теории организации состоит в анализе, систематизации и осмыслении организационного опыта, состоящего из множества факто­ров. Перейдем к конкретным методам изучения теории организации на уровне социальных систем.

Конкретными методами изучения теории организации являются:

    эмпирический метод - наблюдение, восприятие и сбор инфор­мации;

    системный подход в организации , представляющий собой ло­гический образ мышления, согласно которому процесс выработки и обоснования любого решения осуществляется исходя из общей целисистемы и подчинения достижению этой цели деятельности всех под­систем, включая планы развития и другие параметры указанной дея­тельности. При этом эта система рассматривается как часть болеекрупной системы, а общая цель системы согласуется с целями этойкрупной системы;

    синергетический метод - выявление общих закономерностей и единства методов описания и моделирования процессов эволюции и самоорганизации: физических, биологических, социальных, экологи­ческих и других естественных и искусственных систем;

    методы математического моделирования - метод линейногопрограммирования, теория очередей и др.

Тема 1. Теория организации и ее место в системе научных знаний

КраткиЙ конспект лекций по ДИСЦИПЛИНЕ

Теория организации выделилась из теории управления. Если теория управления отвечает на вопрос «зачем и как воздействовать на объект», то теория организации отвечает на вопрос « чем управлять?».

Понимание организации создает основу для изучения управления.

Теория организации изучает принципы, закономерности и законы создания, функционирования, реорганизации и ликвидации организаций.

Объект теории организации – организационные системы. Объект теории организации носит многоуровневый характер – от общества в целом, его основных подсистем до предпринимательских, государственных и общественных организаций.

Предмет теории организации – организационные процессы и, прежде всего, отношения по поводу организации совместной деятельности людей для достижения поставленной цели.

2) категории, преимущественно отражающие организационные явления и процессы, происходящие в социальных и социально-экономических системах (организационная система, организация, структура организации, миссия, цель организации, лидер организации, формальная и неформальная организация, законы организации, организационная культура и др.);

3) категории, раскрывающие технологию организаторской деятельности и управления (правила, процедуры, циклы, коммуникации, разрешение противоречий, конфликтов, композиция, типизация, классификация и др.).

Близкими по содержанию и предмету исследования являются такие научные направления, как общая теория систем, кибернетика, теория катастроф, синергетика, а также прикладные теории социального направления: психология, социология организаций, организационное поведение и др. При всей сложности общих проблем, решаемых этими родственными научными направлениями, каждое из них имеет свой определенно очерченный круг исследуемых задач.

Так, кибернетика изучает законы функционирования особого вида систем, называемых кибернетическими, которые связаны с восприятием, запоминанием, переработкой и обменом информацией.

Инструментом теоретического исследования предмета является научный метод. Под методом (от греч. methodos – буквально «путь к чему-либо») понимается упорядоченная деятельность по достижению определенной цели.

Метод теории организации – набор теоретико-познавательных и логических принципов и категорий, а также научного (формально-логического, математического, статистического, собственно организационного)



инструментария для исследования системы организационных отношений.

Организационные процессы носят всеприродный характер и не могут быть описаны методами какой-либо одной дисциплины. Поэтому на ряду с методами исследования систем управления (индуктивный, дедуктивный, статистический, абстрактно-аналитический, сравнительный методы и др.) широко используются такие подходы как комплексный, функциональный, системный и исторический.

Рисунок 1. Подходы к изучению проблем организации

Системный подход – рассмотрение организации как системы. Исследование целостности объекта, выявление многообразия типов связей в нем и сведение их в единую картину.

Комплексный подход – раскрытие новых свойств организации посредством изучения объекта в междисциплинарном плане на стыке различных наук;

Функциональный подход – рассмотрение организации с функциональных позиций. Раскрытие ее функциональной целостности и законов поведения (функционирования).

Исторический подход – рассмотрение организации во времени, с позиций ее истории и раскрытия закономерностей ее перехода из одного качественного состояния в другое.

Можно выделить четыре основных вопроса, на которые должна ответить теория организации как наука:

1) определение размеров и границ организации;

2) определение способа упорядочивания элементов организации;

3) определение элементарной единицы (“атома”) организации;

4) определение способа адаптации организации к изменениям.

1.2 Место теории организации в системе научных знаний

Теория организации выделилась из теории управления в самостоятельную дисциплину, в связи с возрастающей значимостью знаний о природе и свойствах управляемого объекта для повышения эффективности целенаправленной деятельности по переводу объекта в желаемое состояние, что собственно и есть управление.

Теория организации использует подходы и достижения смежных дисциплин:

– психологии, социологии, антропологии в части выявления места и роли человека в становлении и функционировании социальных систем, группового поведения, процессов социализации, коммуникаций, природы социальных конфликтов, статуса власти, бюрократии;

– экономической теории в части исследований отношений собственности, рыночного и государственного регулирования, макро- и микроэкономических аспектов функционирования объектов хозяйствования, проблем эффективности и ее измерения, методов экономического стимулирования;

– стратегического менеджмента в части необходимости формировать цели и стратегию организации как основу для ее построения, обеспечения внутренних и внешних взаимодействий в соответствии с избранным курсом.

ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ

Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизнедеятельности. Теория организации призвана ответить на вопросы: Зачем организации нужны? Как они создаются, функционируют и изменяются? Почему члены организаций действуют именно так, а не иначе?

Любая современная теория представляет собой систему научных знаний, обобщающих практический опыт и отражающих сущность исследуемых явлений, их внутренние необходимые связи, законы функционирования и развития в природе и обществе. Теория выполняет объяснительную функцию. Она показывает, какими свойствами и связями располагает объект исследования, каким законам он подчиняется в процессе своей жизнедеятельности. Появление новой теории оправдано лишь тогда, когда открываются собственные объект и предмет исследования. Объектом познания обычно считают то, на что направлена познавательная деятельность исследователя, а предметом - исследуемые с определенной целью стороны, свойства, отношения объекта. С теоретико-познавательной точки зрения и объект, и предмет познания - феномены однопорядковые. Они относятся к окружающей нас действительности и противостоят субъекту познания.

Теория организации изучает современные организации (предприятия, учреждения, общественные объединения), отношения, возникающие внутри этих формирований, их поведение и связь с внешней средой. Как научная дисциплина теория организации исследует общие свойства, законы и закономерности создания и развития организации как единого целого. Положения указанной теории базируются как на общих экономических законах, так и на законах специализированных наук (например, теория систем, кибернетика, теория управления и др.). Вместе с тем теория организации опирается и на специфические, присущие ей законы и закономерности. В ней сформулированы принципы, на основе которых осуществляются построение, функционирование и развитие организаций.

Теория организации как самостоятельная область знаний имеет свой объект (исследуемое явление) и предмет исследования.

Объект теории организации - регулируемые и самоорганизующиеся процессы, происходящие в общественных организационных системах, совокупность организационных отношений как по вертикали, так и по горизонтали.

Другими словами, объектом теории организации являются социальные (создаваемые людьми) организации, в функционировании которых человек играет активную роль.

Предмет науки определяет то, чем занимается данная наука, какие стороны объективной действительности она изучает. Объективной основой организации являются отношения, возникающие в процессе совместной деятельности людей.

Предмет теории организации - организационные отношения, т.е. связи и взаимодействия между различного рода целостными образованиями и их структурным составляющим, а также процессы и действия организующей и дезорганизующей направленности.

Иначе - предметом теории организации являются организационные отношения, складывающиеся между людьми в процессе их совместного труда.

Организационные отношения - воздействие, взаимодействие или противодействие между элементами организации внутри и вне ее при создании, функционировании, развитии и разрушении.

Они включают отношения:

  • ? выражающие объективные формы объединения людей и вещественных факторов трудовых процессов;
  • ? возникающие между людьми по поводу совместного труда работников;
  • ? обеспечивающие связи между технической стороной деятельности организаций и отношениями собственности.

Теория организации обладает собственным понятийным аппаратом, который включает присущие ей категории, понятия, термины.

  • 1) общие категории для большинства социальных наук (общество, государство, собственность, рынок, социальная деятельность, человек, личность, ресурсы, социальные институты, власть и т.п.);
  • 2) категории, преимущественно отражающие организационные явления и процессы, происходящие в социальных и социально-экономических системах (организационная система, организация, структура организации, миссия, цель организации, лидер организации, формальная, неформальная организации, законы организации, организационная культура и др.);
  • 3) категории, раскрывающие технологию организаторской деятельности и управления (правила, процедуры, циклы, коммуникации, разрешение противоречий, конфликтов, композиция, типизация, классификация и др.).

Предложенное разделение на категории носит условный характер. В процессе исследования организационных проблем и в практике организаторской деятельности они применяются комплексно, во взаимодействии друг с другом.

Инструментом теоретического исследования предмета является научный метод. Термин «метод» происходит от греческого methodos, что в буквальном переводе означает «путь к чему-либо». Под методом понимается упорядоченная деятельность по достижению определенной цели. Познавательная деятельность человека может быть теоретической и практической, поэтому понятие «метод» в равной степени относится и к теории, и к практике. Научный метод связан с действиями ученого и представляет собой совокупность мыслительных или физических операций, осуществляемых в ходе исследования. Он предполагает использование определенных процедур для получения нового знания.

В основе формирования метода лежат свойства, особенности, законы исследуемого объекта, а также направленная деятельность ученого, обладающего известными потребностями, возможностями и способностями. Таким образом, научный метод является одновременно и результатом научной деятельности человека, и средством его дальнейшей работы.

Метод теории организации - набор теоретико-познавательных и логических принципов и категорий, а также научного (формальнологического, математического, статистического, собственно организационного) инструментария для исследования системы организационных отношений.

Метод организационной науки не описывает сам объект и предмет исследования (организационный опыт и систему организационных отношений), но предписывает исследователю, какие применять средства исследования и как именно, чтобы получить истинные знания о предмете.

К основным методам теории организации относятся: метод дедукции и индукции, статистический, абстрактно-аналитический, сравнительный и др.

Дедукция предусматривает исследования путем перехода от общего к частному. Сначала создается теория или методология, а затем объясняются или предсказываются единичные и групповые события. Индукция предполагает исследования путем перехода от частного к общему. Вначале собирается обширный материал, на базе которого создается теория, способная объяснить любые происходящие события из данной типологии данных. Например, по результатам большого количества собранных материалов о зависимости характера отношений между работниками и эффективностью их труда была создана весьма эффективная теория коммуникаций, включающая пять уровней отношений: полная поддержка, различие, поляризация, столкновение и антагонизм.

Статистический метод заключается в количественном учете факторов и частоте их повторяемости. Исследование массовых явлений окружающего мира с использованием методов теории вероятностей, группировок, средних величин, индексов, графических изображений и т.п. позволяет устанавливать характер и устойчивость организационных связей структурных элементов в различных комплексах, оценивать их уровень организованности и дезорганизации. Данный метод способствует нахождению устойчивых связей и закономерностей между организационными отношениями.

Абстрактно-аналитический метод позволяет устанавливать законы явлений, отражающие связи и постоянные тенденции. Средством для этого служит «абстрагирование», т.е. мысленное выделение существенных свойств и связей предмета, отвлечение от частностей, что позволяет увидеть в чистом виде основу изучаемых явлений. Во всех случаях абстрагирование осуществляется либо путем вычисления исследуемого явления из некоторой целостности, либо путем составления обобщенной картины изучаемого явления, либо путем замены реального эмпирического явления идеализируемой схемой.

Суть сравнительного метода заключается в подборе сходных организаций как объектов исследования. Важное значение данный метод приобретает для выяснения процессов изменения, развития, динамики исследуемого явления, раскрытия тенденций и закономерностей функ- ционирования организационных систем в их развитии.

Эффективность применения сравнительного метода в практической организаторской деятельности, научном исследовании определяется правилами, выработанными многовековым исследовательским опытом:

  • 1) сравнивать можно лишь взаимосвязанные, однородные и соизмеряемые события (факты);
  • 2) следует выявлять не только признаки сходства в сравниваемых событиях (фактах), структурах, но и признаки отличия;
  • 3) сравнение должно осуществляться, прежде всего, по признакам сходства и различия, имеющим существенное значение. Следует сравнивать неизвестное (объясняемые факты) с известным (ранее установленными знаниями).

Каждый из указанных методов опирается на комплекс эмпирических гипотез (предположений). Они должны удовлетворять следующим требованиям:

  • ? осмысленность введенных терминов, категорий и понятий;
  • ? достоверность выводов, т.е. возможность проведения проверки или повторения результатов;
  • ? возможность обобщения с переходом на другие классы событий;
  • ? наличие ограничений на применение гипотез (технических, экологических, социальных и т.д.);
  • ? возможность объяснения происходящих событий и их прогнозирования.

Организационные процессы и явления носят всеприродный характер и не могут быть описаны методами какой-либо одной дисциплины. Поэтому особое значение приобретают методы комплексного и функционального анализа, системного, исторического и междисциплинарного подходов (рис. 1.1). Благодаря их широкому применению появляется возможность полного, глубокого и всестороннего исследования проблем теории организации.

Рис. 1.1.

Использование комплексного подхода позволяет раскрыть интегральные качества организации, получить новые знания о ней посредством изучения этого явления в междисциплинарном аспекте на стыке различных наук.

Исследование организаций с позиций системного подхода дает возможность раскрыть такие ее свойства, как целостность, системность, организованность, описать законы взаимосвязи между ее элементами, внутриорганизационные отношения и взаимоотношения рассматриваемого объекта с другими.

Применение функционального подхода дает возможность:

  • ? изучить проявление целенаправленности и активности деятельности организации;
  • ? установить место, которое занимает та или иная организация в природных и общественных процессах;
  • ? выявить взаимодействие рассматриваемой организации с другими системными и несистемными образованиями, зависимость между отдельными компонентами внутри данной системы.

Исторический подход определяет, интегрирует данное состояние и движение организации, учитывает нарастание темпов ее развития, позволяет установить закономерности перехода из одного состояния в другое, органически соединяет генетическое и прогностическое истолкование объектов и процессов.

Междисциплинарный подход опирается на представление об организации как о социотехнической системе, объединяет данные естественных наук, кибернетики, социально-психологические концепции. В его основе лежат следующие положения :

  • ? организация - открытая система, подчиняющаяся всем законам и принципам, свойственным другим подобным системам;
  • ? организация - развивающаяся социальная система, к которой применимы все законы групповой динамики;
  • ? в организации всегда существуют два вида совместной деятельности, один из которых направлен на решение базовой задачи, а другой - на общение;
  • ? люди в организации неосознанно повторяют модели поведения, которые сложились на основе их семейного опыта.