Вводная лекция. Предмет этики. Этика как научная дисциплина: понятие, предмет изучения, задачи, структура этики Что такое этика

Многие интересуются, что такое этика и чем она может помочь современному человеку, так как не многие соблюдают законы и правила этики, изученные еще в школе. Многие даже и не помнят всех правил этики, так как она преподавалась в школе теоретическим путем, без практических примеров. Этика должна быть изучена каждый человеком от ребенка до пожилого человека практическим путем. Детей не должны заставлять учить термины, которые не имеют смысла и не применяются на практике.

В статье вы узнаете, что такое этика и чем она может помочь современному человеку, так как именно этика способа научить людей правильному поведению и общению друг с другом. Наш эгоизм дошел до пика развития, так как сегодня люди часто общаются из-за выгоды.

Этика – это наука и предмет, изучающий правильное поведение человека, манеру общения и полезные привычки. Без изучения этики практическим путем, люди становятся не образованными, даже если у них были хорошие оценки по данным предметам. Этика нужна всем, но не как научное пособие, а как реальная инструкция о том, как правильно себя вести и общаться.

Этика делового общения – этика деловых отношений

Также существует этика делового общения , этика деловых отношений, где рассказывается о том, как правильно общаться с другими людьми. Самое главное – это научиться внимательно, слушать собеседника и поддерживать разговор. Когда вы поддержите общение, то вас будут уважать и доверять вам. Если же вы перебиваете и начинает много говорить и мало слушать, вы ничего не получаете и не развиваетесь. Самый быстрый и лучший источник информации – это общение.

Этика и эстетика – этика общения

Самое главное изучать этику и сразу же применять ее знания на практике. Так вы быстрее усвоите материал и научитесь жить правильно и обрести уверенность в себе. Так как именно те люди, которые живут правильно, умеют общаться и вести себя, становятся уверенными, общительными и успешными людьми.

psyh - olog . r u

(от греч. ethos - привычка, нрав, обычай, характер,нравственный характер, образ мысли; лат. ethica; греч. ethika; англ. ethics; нем. Ethik)

1. Действия человека, предпринимаемые им по отношению к самому себе для того, чтобы исправить что-то в своём поведении или справиться с ситуацией, в которую он вовлечён и которая противоречит идеалам и высшим интересам его группы.

2. Здравомыслие.

3. Здравый смысл и намерение, направленные на оптимальное выживание.

4. Изучение обшей природы моральных норм и определенных моральных выборов, которые делаются личностью в её взаимоотношениях с другими.

5. Исследование первопричин морали.

6. Кодекс взаимного соглашения людей о том, что они будут вести себя таким образом, чтобы достичь оптимального решения своих проблем.

7. Моральный кодекс человека или общества.

8. Наука о должном поведении человека и о том, каковы должны, быть его мотивы, если даже на самом деле он им не следует.

9. Наука (учение) о должном.

10. Научная и учебная дисциплина, имеющая непосредственное отношение к философии.

11. Область философских исследований, где определяют, что является добром в его отличии от зла, какие поступки человека нравственно оправданы и каковы исходные принципы, позволяющие сформулировать критерии этических оценок.

12. Обоснование той или иной конкретной моральной системы, фундированное конкретной интерпретацией универсалий культуры, относящихся к субъектному ряду: добро и зло, долг, честь, совесть, справедливость, смысл жизни и т.д.

13. (Практическая, философская, нормативная) наука о морали (нравственности).

14. Проблемная сфера философии (философская дисциплина), объектом изучения которой является мораль, нравственность.

15. Раздел философии, определяющий, как необходимо действовать, чтобы быть нравственным.

16. Рациональность, направленная к высшему уровню выживания индивидуума, будущей расы, группы и человечества.

17. Рефлексия над моральными основаниями человеческого существования (понимая под рефлексией обращённость сознания на самого себя).

18. Синоним понятий мораль и нравственность.

19. Система научных знаний, доказуемых, обоснованных, объективных и всеобщих, о морали и нравственности.

20. Система норм нравственного поведения индивида, предписываемых его общественным или профессиональным статусом, а также какого-либо класса, социальной или профессиональной группы в целом.

21. Система норм нравственного поведения человека, общественной или профессиональной группы.

22. Сознание сознания жизни.

23. Теория морали, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни.

24. Теория нравственного сознания, и само нравственное сознание в теоретической форме.

25. То, как человек представляет себе оптимальное выживание.

26. То, что человек сам налагает на себя (вводится самостоятельно), через личную уверенность в собственной чести и в здравом рассудке, (оптимальное решение).

27. Учение о морали, её сущности, структуре, функциях, законах, её историческом развитии и роли в общественной жизни.

28. Учение (философская дисциплина) о нравственности, морали.

29. Философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль и различные системы ее обоснования, основания этих систем и логическая структура понятий, описывающих моральные феномены и ситуации.

30. Философское исследование сущности, целей и причин морали и нравственности.

Пояснения:
Этика относится к философии, а в рамках философии она составляет её нормативно-практическую часть.
Основу её предмета составляет учение о природе морали как особого социального явления и форме общественного сознания, о роли морали в жизни общества, о законах развития нравственных представлений, отражающих материальные условия жизни людей, о классовом характере морали.

Центральная проблема Этики как науки - проблема добра и зла. К проблемам Этики относятся также:
- проблема соотношения блага и должного (решения которой варьируются в диапазоне от трактовки долга как служения благу - до понимания блага как соответствия должному);
- проблема соотношения мотивации нравственного поступка и его последствий (если этика консеквенциальная полагает анализ мотивов исчерпывающим для оценки нравственного поступка, то альтернативная позиция сосредоточивает внимание на оценке его объективных последствий, возлагая ответственность за них на субъекта поступка);
- проблема целесообразности морали (решения которой варьируются от артикуляции нравственного поступка в качестве целерационального до признания его сугубо ценностно-рациональным) и т.п.

Целью Этики являются не знания, а поступки, она имеет дело не с небесной идеей блага, а с осуществимым благом.
Задачи Этики не только в том, чтобы описывать и объяснять мораль, но, прежде всего в том, чтобы научить морали - предложить идеальную модель межчеловеческих отношений, в которой снято отчуждение между индивидом и родом, а счастье совпадает с добром. Её основная задача - ответить на вопрос, в чем заключается смысл жизни.

Этика исследует:
- происхождение моральных категорий, норм, принципов, законов;
- различные конкретно-исторические системы моральных (нравственных) ценностей и их связь с общечеловеческими ценностями;
- роль морали в обществе и в жизни человека;
- социальный механизм морали и её сторон - природу нравственной деятельности моральных отношений и морального сознания.
При этом, Этика рассматривает моральные качества (духовный мир) безотносительно к психическим механизмам, как общие характеристики поведения множества самых различных людей и в зависимости от того, соответствуют или не соответствуют они нравственным требованиям (законам), дает им положительную или отрицательную оценку.

Этика обобщает и систематизирует нравственные принципы, осмысляет их содержание. Во всей предшествующей истории человечества моральные представления людей формировались стихийно и выступали перед ними как неизвестно кем сформулированные законы, происхождение которых теоретики пытались объяснить лишь задним числом (приписывали их авторство богу или выводили из естественной «природы человека»).

Существенным своеобразием Этики является её нормативность. Она не только отражает свой предмет, но в определенной мере также формирует его. Этика имеет дело с практикой в той мере, в какой эта последняя является пространством человеческой свободы. Нормативность Этики нельзя путать с моралистикой, подобно тому, как научные знания нельзя путать с их зубрежкой.

Результаты исследований Этики формулируются в форме учений о назначении и смысле жизни человека, идей о должном, о добре и зле, в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения.
Этика настаивает на объективном характере своих принципов и норм, на недостаточности просто «жить как все» или же «быть в согласии с самим собой» в нравственных вопросах и руководствоваться только личным вкусом, разумением и интуицией.
Этика способствует пробуждению оценивающего сознания. Она учит оценивать всякую ситуацию, чтобы сделать возможными этические (нравственно) правильные поступки, помогает людям сознательно и целенаправленно вырабатывать те моральные представления, которые отвечают их историческим потребностям.
Этика определяет, на что, в конечном счёте, направлена человеческая деятельность и в чём состоит её совершенство (добродетельность, добротность). Она должна формировать волю к добру без обещаний награды за доброту поступков и действий в земной жизни и за её пределами.

В зависимости от содержания и обоснования Этика является гетерономной (имеет внешний, чуждый закон: нравственный закон дается Богом) или автономной (имеет собственный, внутренний закон: человек создает себе нравственный закон), формальной (выставляющей некий всеобщий принцип нравственного поведения) или материальной (устанавливающей нравственные ценности), абсолютной (если она рассматривает значимость этических ценностей независимо от их признания) или относительной (если она утверждает ценности как функцию соответствующей целенаправленной деятельности человека).

В современной философии преобладают три основных типа этических систем: Этика ценностей, Этика социальная и Этика христианская. Этика, основанная только на позитивных заповедях, представляет собой в лучшем случае моральную теологию, но не философскую Этику.

В зависимости от понимания сущности морали, способов её истолкования и описания различают автономную и гетерономную Этику, альтруистическую и эгоистическую, аскетическую и гедонистическую (Этика удовольствия), ригористическую и эвдемонистскую (Этика счастья), религиозную и светскую.

Всякая этическая система включает в себя более или менее детализированную нормативную программу достойного поведения, задающую перспективу синтеза добродетели и счастья. В зависимости от цели, воли и поведения можно выделить следующие разновидности Этики: Этика аналитическая, Этика внутренней стойкости, Этика героизма, Этика диалога, Этика любви, Этика опрощения (кинизм), Этикаперфекционистская, Этика прагматизма, Этика разумного эгоизма, Этика сентиментализма, Этика созерцания, Этика сострадания, Этика скептицизма, Этика феноменологическая, Этика экзистенциализма, Этика эмотивная как выражение презумпций позитивизма и др.

Этика состоит из действий, которые человек предпринимает сам (в отношении самого себя). Этика - личное дело человека. Если человек этичен, то есть придерживается этических норм (соблюдает свою Этику), это происходит вследствие его собственного решения, и он делает это сам. При этом Этика предполагает, что человек имеет возможность выбора, т.е. свободу.

Согласно Этике, человек поступает этически правильно в том случае, если он осуществляет ту ценность, которая для своего осуществления требует наибольшей нравственной силы (например, самоотверженность). Требуемая сила свидетельствует о том, что данная ценность (для данного индивида) приобретает большее значение, чем другие ценности, из которых он может выбирать.

Противоречие между претензиями Этики на роль практической философии и практической невозможностью реализации выдвигаемых ею идеалов в полной мере выявилось в новое время. Этика оказалась перед необходимостью выбора между возвышенными, но лишенными жизненных соков моральными идеалами и реальной, но лишенной моральных достоинств жизнью. Со 2-й половины 19 в. этическая мысль совершает решительный поворот в сторону антинормативизма, подвергнув критике существующую мораль как отчужденную от индивидов и враждебную им форму сознания.

Все уровни системной организации Этики как теоретической дисциплины построены на принципе бинаризма: парные категории (добро/зло, должное/сущее, добродетель/порок и т.д.), альтернативные моральные принципы (аскетизм/гедонизм, эгоизм/коллективизм, альтруизм/утилитаризм и т.д.), противоположные оценки и т.п. - вплоть до необходимой для конституирования Этики презумпции возможности бинарной оппозиции добра и зла.
Культурная ситуация постмодерна характеризуется программным отказом от самой идеи бинарных оппозиций, в силу чего в ментальном пространстве постмодерна в принципе немыслимы дуализм или дихотомия, даже в примитивной форме добра и зла.

Этика традиционная интерпретирует регуляцию человеческого поведения как должную быть организованной по сугубо дедуктивному принципу. Этика постмодернизма ориентируется на радикально альтернативные стратегии. Она предлагает модель самоорганизации человеческой субъективности как автохтонного процесса - вне навязываемых ей извне регламентации и ограничений со стороны тех или иных моральных кодексов. Речь идет об образовании себя через разного рода техники жизни, а не о подавлении при помощи запрета и закона. Возникает вопрос, какие коды (нравы, социальные соглашения) должны быть разрушены, чтобы, пусть на время и с ясным осознанием того, что сюда привлекается, дать простор свободной игре отрицательности.

Наивысшим уровнем Этики будут идеи, дающие долговременное выживание с наименьшим разрушением.

«ОРКСЭ «Светская этика»» - Добродетель и порок. Что такое этикет. Ценности. Особенности морали. Дружба. Золотое правило нравственности. Моральный долг. Россия – наша Родина. Образцы нравственности. Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Свобода и моральный выбор. Совесть. Стыд, вина и извинения. Род и семья. Семейные праздники. Культура и мораль.

«Этическая мораль» - Тема 2 Этика товароведной деятельности. Понятие этики. Высшие нравственные ценности. Этическая культура. Понятие морали. Задача этики. Цель этики. Нормы морали. В переводе с греческого "этика" означает обычай, нрав. Особенности морали. Этическая культура сервиса.

«Курс этики» - Предмет. История морали. Этика политической деятельности. Ключевые понятия. Требования к знаниям. Структура. Политическая этика. Гуманистическая этика. Этика. Учебный материал. Презентационные материалы по курсу «Этика». Учение о моральных нормах общества. Задания для самопроверки. Основы гуманистической этики.

«Этика в школе» - Нравственность. Ожидаемые результаты. Нравственное воспитание. Педагогические направления воспитательного влияния. Обращение педагога к знаниям. Педагогические принципы этического воспитания. Воспитательный потенциал. Курс светской этики. Этический урок. Партнерское взаимодействие. Возрастные особенности младших подростков.

«Этика» - Ожидание от конкретной роли. Организационная этика. ОЖИДАНИЯЭкспектации. Социо-культурные факторы. Какими должны быть работник, руководитель? Совершенствоваться. Субъект. Формирование моральной компетенции. Этическая инфраструктура. Три смысла понятия «этика»: Как индивид, как личность субъективно. Этика заботы.

«Светская этика» - Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи? Посоветуйся с родителями и назови несколько традиций, принятых в вашей семье. Большинство людей честные, трудолюбивые, заботливые, способные любить и дружить. Подготовка к беседе с членами семьи. Б) Как развивается человек? Культура –уровень развития общества, творческих сил и способностей человека.

Всего в теме 15 презентаций


План лекции:

1. Как появилась этика?

1. Как появилась этика?

Прежде чем обозначить предметную область этики, рассмотрим её происхождение.

Этика возникает вместе с философией и является её разделом. Философия как отрасль культуры возникла в Древней Греции. Этому способствовало то обстоятельство, что в Древней Греции существовала традиция свободных дискуссий, умение спорить, развившееся в эпоху демократии, когда все свободные граждане древнегреческих городов собирались на главной площади и совместно обсуждали свои дела, выслушивая всех желающих и принимая решения большинством голосов.

Конечно же, люди могли мыслить со времени обретения разума (т.е. миллионы лет назад). Но как дисциплина с определённой системой понятий философия зародилась в середине первого тысячелетия до н.э. Философия как дисциплина начинается там, где человек теоретически выделяет себя из окружающего мира и начинает рассуждать об отвлечённых понятиях.

В Древней Греции философия стала подразделяться на три основные части: логику, метафизику и этику. Как часть философии, этика также стремится сформировать понятия, но не обо всём мире, а о наиболее общих формах поведения человека. Предметом этики является изучение поступков людей с целью выявления закономерностей поведения. В то же время этика предстаёт как искусство правильно жить, пытаясь ответить на вопросы: в чём счастье, что такое добро и зло, почему надо поступать так, а не иначе, и каковы мотивы и цели поступков людей.

Также этика является не только составной частью философии, но, по сути, каркасом культуры. На всех исторических этапах развития культуры этические нормы выражали основное её содержание, а отрыв культуры от этики всегда сопровождался её упадком.

2. Содержание терминов: этика, мораль, нравственность

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» (этос). Первоначально под «этосом» понималось место проживания, дом, жилище. В последующем оно стало обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер.

Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический», для того чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Для обозначения совокупности этических добродетелей и для выделения знания о них как особой науки Аристотель ввёл термин «этика».

Для точного перевода аристотелевского понятия «этический» с греческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» – латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, обычаи.

Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н.э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль) как аналог греческого термина «этика».

Оба этих слова, одно греческого, другое латинского происхождения, входят в новоевропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие то же, что и термины «этика» и «мораль». В русском языке это – «нравственность».

В первоначальном значении этика, мораль, нравственность обозначают одно и то же. Со временем ситуация меняется, и за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) – изучаемый ею предмет.

Можно дать следующее определение этики.


Этика – это особое гуманитарное учение (наука), предметом которого является мораль, а центральной проблемой – Добро и Зло.

Цель этики – создание оптимальной модели гуманных и справедливых отношений, обеспечивающих высокое качество общения.

Главный вопрос этики: определение того, что такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным.

Следовательно, в самой простой формулировке: мораль и нравственность – это представления общества и индивида о добре и зле, о том, как поступать хорошо и как – плохо.

Можно ли дать единое научное определение морали?

Данный вопрос является исходным в этике на протяжении всей истории этой науки. Различные школы и мыслители дают на него различные ответы. Не существует единого, бесспорного определения морали. И это вовсе не случайно. Мораль – не просто то, что есть. Она, скорее, есть то, что должно быть. И для разных народов и даже для одного и того же народа в разные времена это «должно быть» существенно различается. К примеру, «око за око и зуб за зуб» Моисея со временем заменяется на «если тебя ударили по правой щеке, подставь левую» Христа.

В современном обществе существует два подхода в понимании терминов мораль и нравственность. В первом случае они означают одно и то же, во втором мораль относится к социуму, а нравственность – к личности.

В соответствии с разделением на мораль и нравственность в этике можно выделить два направления: социальную этику, изучающую основы и развитие морали в обществе, и индивидуальную, которую больше интересуют источники внутреннего нравственного чувства.

При этом представления человека могут не совпадать с представлениями общества. Так, человек, одержимый страстями, может игнорировать запреты и предписания, принятые в обществе. И наоборот, то, что допустимо в обществе, у высоконравственного человека может вызывать неприятие (например, употребление алкоголя, курение, охота на животных и т.п.).

Таким образом, этика – это сфера объективных представлений науки; мораль – сфера общественных предписаний, обычаев; нравственность – сфера внутренних установок, прошедших через внутренний регулятор – совесть человека. Однако мы можем употребить слова нравственный и моральный в одном и том же значении, например: «нравственный поступок» и «моральный поступок»; «нравственное правило» и «моральное правило».

И хотя до сих пор не существует единой формулировки понятия «мораль», в обобщённом виде мы можем дать такую краткую и ёмкую формулировку:

«Мораль (нравственность) – это совокупность норм, ценностей, идеалов, установок, которые регулируют человеческое поведение и являются важнейшими составными культуры».

Почему так важно быть моральным? Ответ прост. Представим двух людей с одинаковым багажом знаний, одинаково развитым интеллектом и одинаковым уровнем богатства. Куда употребят они свои ценности: на добрые или злые деяния? Только тот из двоих, кто нравственен, направит всё нажитое им на благие цели. И чем выше его уровень нравственности, тем более высоким целям он посвятит не только свои богатства, но и свою жизнь.

3. Мораль с Божественной точки зрения.

Всё, о чём мы говорили выше о морали, относится к сфере взглядов человеческого сообщества и отдельных его представителей. Но существует высшая точка зрения на мораль – мораль Божественная. В чём она заключается?


Бог создавал наш мир по своим Законам. И люди, как создания Божественные, должны следовать этим Законам, добровольно подчиняться Божественному Замыслу. Значит, чем ближе внутренние установки человека к Божественным Заповедям, тем более морален человек. Следование Божественным Законам ведёт человечество по эволюционному пути, неследование им – сбрасывает его на обочину эволюционного потока, и затем такой «непослушный материал» подлежит переработке.

Можем ли мы сказать, что человечество целенаправленно и устремлённо эволюционирует, следуя законам своего Создателя? Та моральная ситуация, которая сейчас сложилась в обществе, заставляет нас глубоко сомневаться в этом.

Для выправления ситуации и помощи человечеству Бог постоянно посылал и продолжает посылать в мир своих Помощников. Во все времена эту высшую Мораль приносили на Землю пророки и посланники Бога в виде Заповедей и Заветов. Со временем эти Заповеди оформлялись в религии и философские учения. Выполняя Божественные Заветы, человечество постепенно эволюционировало, улучшая себя как индивидуально, так и создавая традиции, которые улучшали человеческое сообщество в целом.

В следующей теме мы сделаем исторический экскурс и рассмотрим нравственные заветы в религиях и учениях мира. Мы обнаружим их единство и проследим их развитие.

Цикл лекций об этике подготовила Е.Ю. Ильина


Вопросы для закрепления:

1. Как возникли термины «этика» и «мораль»?

2. Какое обобщающее определение можно дать морали?

3. В чём, повашему, заключается высшая мораль?

В большинстве отечественных и зарубежных университетов преподается такая интересная дисциплина, как этика. Ну, интересная она кажется весьма немногим студентам. А зря!

Давайте разбираться, чем так важна этика, в каких сферах жизни без нее никак не обойтись, а также что будет, если ее не станет.

Глобальная истерия

В политических кругах нередки высказывания о том, что сегодня наблюдается сильнейший упадок ценностей. Все чаще можно услышать о том, что люди нуждаются в создании новой морали во избежание насилия и актов вандализма.

Посмотрим на пригород Парижа, где в порядке вещей стало выказывать свой протест путем выплеска ярости, адреналина, уничтожая все вокруг.

Люди у власти сетуют о потере нравственности, при этом сами нередко являются причинами разрушения структур социальной солидарности. Что к этому привело?

  • Демократизация образования,
  • обесценивание условий занятости, охраны труда,
  • порицание «антисоциального» поведения молодежи без каких-либо дальнейших действий,
  • отсутствие поддержки патриотических чувств и многое другое.

Все это ведет к лихорадочному ритму жизни, ведь люди представлены сами себе, самостоятельно отвечают за свою судьбу. Вот они и пытаются за короткий промежуток времени, который отведен им судьбой, добиться всего и побольше.

Итог: в мире все больше истерически настроенных субъектов, страдающий от собственной ограниченности. Их отличительная черта – краткосрочное планирование, хаотические действия без какой-либо привязки к будущему.

И этика – именно та наука, которая пытается привить людям стремление к неторопливости: к медленному образу жизни, искусству, мыслительному процессу. Ведь именно в медленном мышлении рождаются планы на будущее, прогнозирование, моделирование ситуаций.

В современном мире царит рыночная конкуренция как модель поведения и социального взаимодействия. Люди начинают бояться стать заменимыми, отчего и ускоряется темп жизни. И в результате все это приводит к вышеперечисленным упадкам ценностей.

Задача этики – усилить сопротивление этому процессу, помочь человеку выпутаться из сетей такого страха и научиться жить в мире с самим собой и окружающей средой.

А теперь обо всем по порядку.

Понятие и предмет этики

Понятие этики пришло к нам из древнегреческого (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος - этос, «нрав, обычай»).

Этика – это философская дисциплина. Предметом исследования и изучения этики являются нравственность и мораль.

Создавалось это учение с несколько иными целями. Смысл слова «этос» толковался как правила совместного общежития, нормы для сплочения общества, борьба с агрессивностью и индивидуализмом . Но с развитием общества сюда добавили изучение:

  • добра и зла,
  • дружбы,
  • сочувствия,
  • самопрожертвования,
  • смысла жизни.

Сегодня синонимами понятия этики являются милосердие, дружба, справедливость, солидарность – любые понятия, которые направляют моральное развитие отношений и социальных институтов.

Интересен тот факт, что этика свойственна только для человеческого социума и в животном мире ее аналоги совершенно отсутствуют

Что касается этики как дисциплины, то здесь есть следующее определение:

Этика – это область знаний, а предмет этики как науки (то есть то, что она изучает) – нравственность и мораль.

Иногда под этикой понимают систему нравственных и моральных ценностей внутри определенного социума .

В рабочей программе дисциплины «этика» можно найти также основные проблемы:

  1. Проблема понятий добра и зла, пороков и добродетели;
  2. Проблема назначения людей на земле и смысла жизни;
  3. Проблема свободы воли;
  4. Проблема понятия «должен» и совмещения этого понятия с естественным стремлением к счастью.

Как вы уже понимаете, умные и хитрые люди умело используют погрешности меду этими понятиями, чтобы столкнуть людей с правильного пути. Впрочем, правильный путь у каждого свой. Этика относится к дисциплинам, которые лишь помогают человеку найти его, ни в коем случае не указывая единственно верный вариант.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Классификация этических ценностей

По Гартману все нравственные ценности можно разделить на:

  • основные – находятся в основе всех других ценностей, включают в себя благо и соседствующие с ним ценности благородства, чистоты и полноты;
  • частные – ценности-добродетели.

Частные ценности делятся в свою очередь на три крупные группы:

  1. Ценности античной морали: мудрость справедливость, самообладание, храбрость. Здесь же находятся аристотелевы ценности, базирующиеся на принципе середины.
  2. Ценности «культурного круга христианства»: искренность и правдивость, любовь к ближнему, верность, надежда вера и доверие, смирение, скромность, дистанция, ценность внешнего обхождения.
  3. Другие ценности: дарящая добродетель, любовь к дальнему, личная любовь.

Краткая история этики

Мы уже выяснили, что изучает этика как наука и учебная дисциплина, каков ее объект, предметы, задачи и цели. Но когда и зачем возникла эта наука? Зачем нужно было выделять ее? В какой момент возникла необходимость в этике как учебной дисциплине?

В далеком 5 в. до н.э. софисты обнаружили, что законы природы не совпадают с проявлениями культуры. Природная необходимость всюду одинакова, а вот нравы, обычаи и законы людские везде отличаются.

В связи с этим остро встала проблема сравнения разных нравов и законов, чтобы выяснить, какие из них лучшие.

Интересен тот факт, что как только люди взялись за процесс сопоставления, сразу обнаружилось: многочисленные нравы и законы, меняющиеся не только от народа к народу, но и из поколения в поколение, по-разному трактуются еще и в зависимости от обоснования. Разум – единственный источник их оправдания.

Эту мысль быстренько подхватили Сократ и Платон и стали развивать далее.

Еще на этапе возникновения сразу стало ясно, что этику невозможно рассматривать в разрыве от философии.

Аристотель обозначил этику как особую отрасль практической философии, так как она пытается дать ответ на вопрос: что нам делать? Сам мыслитель считал главной целью нравственного поведения счастье. Тогда под этим словом понимали деятельность души в полноте добродетели или самореализацию – разумные деяния, далекие от крайностей и придерживающиеся золотой середины. И основными добродетелями учения Аристотеля были благоразумие и умеренность.

Ученик Платона был уверен и в том, что предмет и основные задачи этики заключались не в самих знаниях, а в поступках людей. И здесь прозрачной нитью наблюдалась неразрывная связь между тем, в чем заключалось благо, и тем, как его достичь.

Начальным пунктом этой науки являются не принципы, а опыт общественной жизни. Вот почему здесь не может быть та же точность, которая присуща математике, к примеру. Истину здесь можно установить лишь в общих чертах, приблизительно.

Аристотель учил, что цели бывают разные, образуя иерархию. Должна быть высшая, конечная цель, которую следует желать саму по себе, а не рассматривать как средство для достижения какой-либо иной цели. Именно она является высшим благом и может определять меру совершенства личности и социальных институтов. Высшее благо – есть счастье, для которого необходимы внешние блага, а также мадам удача. Но в основной степени оно будет зависеть от работы духовной – от деятельности, соотносимой с добродетелью. И предмет изучения и назначение этики как науки по Аристотелю – свойство души действовать по образу добродетелей.

В широком же смысле этика является наукой, которая задает основу для экономики и политики.

Именно из этики пришло к нам золотое правило: не делай другим того, чего сам себе не желаешь! Многие думают, что оно библейское, но существует на самом деле в разных культурах с древнейших времен, встречается в Мишне и у Конфуция.

Этические теории все развивались, и философы начали испытывать некоторые сложности в использовании унифицированных терминов. Дело в том, что в разных учениях базовыми объявлялись совершенно разные понятия.

Предметом религиозной этики в культурах с персонифицированным Богом сам Бог – это предмет морали. Тогда в основе лежат нормы, которые религия в приказном порядке объявила божественными. И этика общественных отношений как система моральных обязательств перед обществом подменяется божественной этикой – системой моральных обязательств перед Богом. И иногда этот факт может быть причиной конфликта (социального или даже массового) с моралью общества.

Современная этика

В современности есть место как нигилизму, так и расширению этических понятий. Понятие добра переходит на отношения с природой и научную сферу (биоцентрическая этика и биоэтика).

По мере развития феминизма этика стала толковаться с гендерной точки зрения. Теперь абстрактная гуманность и человечность как добродетели группируются по признакам мужественности и женственности.

Основанная Толстым и Ганди этика ненасилия получает продолжение в идеях Альберта Швейцера, который описал в своей книге историю этой науки и ее состояние в 20 веке, а также предположил пути ее дальнейшего развития.

А вот Тейяр де Шарден пошел по иному пути. Он проводит явные параллели между традиционной этикой и теорией эволюции.

Другие науки тоже внесли свои изменения в этику. Развивающиеся медицина и биотехнологии стали причиной быстрого развития биоэтики, в которой производится анализ сложных этических трудностей, возникающих при принятии судебно-юридических, медицинских и прочих решений.

Редкий человек сегодня не слышал про «дилемму заключенного». Она – яркий пример логико-математических аспектов морального выбора, которые изучаются в теории игр.

Разделы этики

Несмотря на то что этику часто рассматривают как нравственную философию, которая указывает пути достойного поведения, она в то же время и система знаний о природе и происхождении морали. Именно поэтому выделяют два предмета и специфики задачи этики – нравственно-воспитательную и познавательно-просветительскую. Как следствие – выделение двух областей во второй половине 20 века, которые оформились в две совершенно самостоятельные (но взаимосвязанные) дисциплины:

  1. Нормативная этика – направлена на жизнеучение и теоретическую этику.
  2. Теоретическая этика – направлена на познание морали.
  3. Практическая этика – место морали в реальной жизни людей.

Теоретическая этика

Теоретическая этика рассматривает мораль как особое социальное явление, выясняет, что это такое, чем мораль отличается от других социальных явлений.

Предмет и объект науки теоретическая этика – происхождение, историческое развитие, закономерности функционирования, социальная роль и прочие аспекты морали и нравственности. В ее основе лежат знания, идеи и концепции со стороны научного познания морали.

Этика – не единственная из наук, предметной областью которой является мораль:

  • Социология и социальная психология заняты изучением общественной функции морали, пропагандируемые ею правила по отношению к другим общественным явлениям.
  • Психология личности изучает физиологическую основу морали.
  • Лингвистика и логика изучают язык морали, формы и правила нормативно-этической логики.

Эти науки тоже внесли существенный вклад в развитие этики. Результаты х исследований положены в основу теоретической этики, обобщены и использованы ей.

Внутри теоретической этики следует выделить метаэтику .

Метаэтика – направление аналитической этики, в рамках которого производится анализ самой этике как научной дисциплине.

Первым толковым исследованием в метаэтике считается работа «Принципы этики» Джорджа Э.Мура. Предмет и задачи метаэтики как науки – изучение вопросов о предмете, структуре, назначении этики в словарях, учебниках и справочниках.

В рамках метаэтики можно выделить такое направление, как нонкогнитивизм – учение, которое подвергает сомнению когнитивный статус этики, познаваемость этических понятий из-за их неопределенности и самого факта допустимости существования ее как науки. С помощью этого направления метаэтика стремится объективно изучить разные этические концепции.

Нормативная этика

Предмет основы нормативная этика – поиск принципа, регулирующего поведение человека, направляющего его поступки, устанавливающего критерии оценки нравственного добра и правила, которое могло бы выступить в роли общего принципа, образца для всех последующих случаев.

Цель нормативной этики – поддержание в обществе основополагающих нравственных ценностей, создание норм поведения в обыденных жизненных ситуациях взывая к разуму, этот раздел этики применяет доводы, аргументы, доказательства. Это и делает ее привлекательной для любой критически мыслящей личности в отличие от морализаторства.

Положения морали принимают вид разумных рассуждений, которые превращаются во внутренние чувства, мотивирующие поведение.

А чтобы моральные понятия и оценки приобрели статус непреклонных, есть два основных пути:

  • придать им мистический, божественный смысл;
  • придать естественно-объективный смысл.

С нонкогнитивистской точки зрения нормативная этика является элементом морального сознания, а не моралью в целом.

Нормативной этике предшествовали такие направления, как стоицизм, гедонизм, эпикуреизм, а среди современных – консеквенциализм, утилитаризм, деонтология.

Прикладная этика

Прикладная (или практическая) этика занимается изучением частных проблем и применением моральных идей и принципов, сформулированных в нормативной этике, в частных ситуациях морального выбора.

Этот раздел этики довольно тесно связан с современными социально-политическими науками и включает следующие разделы:

  • Биоэтика.
  • Медицинская этика.
  • Компьютерная этика.
  • Профессиональная этика.
  • Политическая этика.
  • Социальная этика.
  • Деловая этика.
  • Экологическая этика.
  • Юридическая этика.

Биоэтика – учение о нравственной стороне деятельности человека в биологии и медицине. Узкая сторона этой науки рассматривает все этические проблемы между врачом и пациентом, неоднозначные ситуации, которые постоянно возникают в практической медицине. И рассматривать эти проблемы необходимо не только в рамках узкого медицинского сообщества, но и в кругу широкой общественности. Широкая сторона термина связана с изучением социальных, экологических, медицинских и социально-правовых вопросов не только по отношению к человеку, но и к любым живым организмам. Здесь биоэтика отличается философским характером, оценивая плоды трудов и развития новых идей и технологий в биологии и медицине.

В общем и целом мы изучили понятие, предмет, основы и функции этики. И хоть студенты в университетах этому предмету не придают должного значения (главная вина из-за этого на плечах преподавателей, неспособных привить любовь и понимание дисциплины), мы видим, насколько жизненно важное значение для всего человечества она имеет.

Впрочем, наука эта довольно сложная, и не всем будет по душе написание контрольных, курсовых иди дипломов по этике. Впрочем, не стоит переживать, ведь рядом всегда есть проверенный студенческий сервис , готовый оказать помощь в трудную минуту! Не материального блага ради, а чисто из этических соображений;-)