Охрана животных 3. Охрана животных. Самостоятельное применение знаний

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема: почему исчезают отдельные виды животных?

Задачи: научить правилам поведения в природе; называть факторы отрицательного воздействия человека на мир животных.

Предметные результаты

Научатся

Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир животных;

Работать с атласом-определителем и электронным приложением;

Устанавливать взаимосвязи в природе;

Правилам поведения в природе.

Познакомятся с мерами по охране животного мира.

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задач; установление причинно-следственных связей;

использование различных способов поиска, сбора, передачи информации.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные результаты

Формирование основ экологической грамотности, правил поведения в природной среде; выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.

Основные понятия и определения

Красная книга; исчезающие и редкие животные; воздействие человека на мир животных; меры по охране животного мира.

Проверка готовности к усвоению нового материала

Докажи, что животных необходимо охранять.

Животные играют огромную роль в природе. Без них многие растения не могли бы размно-жаться и расселяться.

Вырубая лес или загрязняя воду в реке, люди невольно губят многих диких животных, для ко-торых лес или река — дом. Из-за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а другие стали редким

Изучение нового материала

Морж, тигр, орёл-беркут, фламинго, жук-кра- сотел... Эти и многие другие виды сейчас в опасности. Они внесены в Красную книгу Рос-сии. Люди обязаны их спасти!

Прочитай описания животных из Красной книги России. По описаниям узнай животных на фотографиях.

Морж — могучий морской зверь. Его длина более 3 метров, а масса примерно полторы тонны. Клыки моржей — до 80 сантиметров в длину! Они помогают животным добывать со дна пищу — морских моллюсков, защищаться от белых медведей, а также вылезать из воды.

Тигр — близкий родственник нашей домашней кошки. Его длина более 3 метров. Сильный, ловкий, красивый зверь. Живёт в лесах на вос-токе нашей страны.

Орёл-беркут — большая, величественная птица. Размах его крыльев — до 2 метров. Беркут мо-жет подолгу красиво парить высоко в небе, высматривая добычу.

Фламинго. Эти удивительно красивые птицы с нежно-розовым оперением живут у воды. Пи-таются рачками, насекомыми, семенами водных растений.

Жук-красотел живёт в лесах. Длина его тела около 3 сантиметров. Он поедает опасных для леса гусениц.

Во всём мире и в нашей стране охота на редких животных запрещена, а на некоторые виды ограничена. Рыбная ловля тоже ограниче-на. Под особой охраной животные находятся в заповедниках, национальных парках. Помогают охране животных и зоопарки. Когда в заповед-нике или зоопарке животных какого-нибудь вида становится много, их переселяют в другие мес-та. Так удалось спасти, например, бобра, соболя

Бобры Соболь

Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых ещё много, которые не внесены пока в Красную книгу. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе.

Осмысление и понимание полученных знаний

Правила друзей природы

По этим условным знакам сформулируйте пра-вила поведения в природе. Сравните их с пра-вилами в учебнике.


1.Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших делать для них домики.

2.Не будем подходить близко к гнёздам птиц. Ведь по нашим следам их могут отыскать и разорить хищники. Не будем прикасаться к гнезду, чтобы птицы-родители не покинули его.

3.Весной и в начале лета в лесу и парке не будем отпускать собаку с поводка. Ведь она может поймать беспомощных птенцов и детёны-шей зверей.

4.Не будем ловить и уносить домой здо-ровых птенцов и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

Вывод

Из-за хозяйственной деятельности людей, не-умеренной охоты, неправильного поведения человека в природе многие дикие животные встречаются всё реже, некоторые внесены в Красную книгу. Охота на редких животных запрещена. Нужно беречь не только самих животных, но и места, где они живут.

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1.Какую роль в природе и жизни человека играют животные? 2. Почему многие виды ди-ких животных становятся редкими? 3. Каких ты знаешь животных из Красной книги России?

4.Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять животным вреда? 5. Что люди делают для охраны животных?

Задания для домашней работы

1.В книге «Великан на поляне» прочитай рас-сказ «Не ловите насекомых для коллекций». Обра-ти внимание, какие насекомые внесены в Крас-ную книгу России.

2.Проанализируй своё поведение в природе. Всегда ли ты бережно относишься к животным и окружающей их среде?

3.С помощью взрослых оформи для своих младших товарищей книжку-малышку «Береги жи-вотных!». На первой странице напиши, что ска-зали бы животные ребятам, если бы могли говорить.

РОЛЬ ЖИВОТНОГО МИРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Охрана и защита животных

Международный фонд охраны животных выступает за сохранение редких видов

Сингизова Альфинур Вафаевна;

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 МР Учалинский район РБ;

Учитель начальных классов

Название

  • Как прекрасен этот мир!
  • По страницам «Красной книги»…

Форма

Мультимедийная презентация

Учебный предмет, класс

Окружающий мир, 3 класс

Название темы или раздела учебного курса

Раздел: Эта удивительная природа

Тема: Охрана животных

Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал

Windows Movie Maker – Презентация № 1

Microsoft Office PowerPoint 2003 – Презентация № 2

Цели, задачи дидактического материала

  • дополнить и расширить возможности учебника;
  • улучшить эффективность изучения темы;
  • повысить качество наглядности;
  • сделать урок эмоциональным и запоминающимся.

Презентация № 1 : демонстрация фотографий, которые напомнят о красоте и богатстве природы нашей планеты, на фоне инструмен-тальной музыки Э. Морриконе «Одинокий пастух» (в обработке Дж. Ласт);

Презентация № 2: содержит демонстрационно-иллюстративный материал, сопровождаемый звуковыми файлами и пояснениями, который позволит преподнести тему доступно и увлекательно.

Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.)

  • текстовая информация;
  • образные объекты (фото, рисунки);
  • аудиоинформация (музыка, звуки животных);

Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.)

  • Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 3 класс. М.: «ВАКО», 2005, 320 с. – (В помощь школьному учителю);
  • Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Олимпиады и интеллектуальные игры: Книга для учителя.- М.: Издательство «Первое сентября», 2001. - 256с.: ил.
  • Интернет

Фотографии :

фото из семейного архива;

Рисунки животных из Красной книги:

Звуки животных:

Сведения об охране природы Башкортостана:

Музыка Э.Морриконе:

Возможности использования дидактического материала:

Педагогом на уроке (указать этапы урока);

Учащимися

Педагог:

  • введение в тему урока;
  • изучение новой темы;
  • закрепление.

Учащиеся:

  • закрепление.

Представленный урок воспитывает в детях бережное отношение к животному миру, беспокойство о судьбе природы. Расширяет представления детей о мерах по защите и охране фауны. Формирует целостное восприятие окружающего мира,

Тема: Охрана животных.

Цели: 1) познакомить детей с Красной книгой и животными, которые в неё внесены;

Рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди;

2) развивать логическое мышление, внимание, память; расширять кругозор;

3) воспитывать бережное отношение к животным, экологическую культуру

Учащихся.

Оборудование: компьютерные приложения: Презентация № 1 «Как прекрасен

Этот мир!»; Презентация № 2 «По страницам «Красной книги»…»;

«Красная книга» (России, Башкортостана), учебники, рабочие

Тетради, карточки для самостоятельной работы (тесты, кроссворды,

Задание для решения скаутской задачи).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного.

3-й ряд работает самостоятельно по карточкам (тест);

1-й и 2- й ряды – коллективно.

В начале урока мы с вами вспомним, что говорили о животных на предыдущих

Уроках. Подумайте и ответьте на вопросы:

Как называется наука о животных?

Кто такие животные?

Какая из цепей питания указана правильно? (на доске)

А) сосна → дятел → жук-короед;

Б) слизни → капуста → жаба;

В) рожь → мышь → змеи → орлы;

Что будет, если в цепи питания «рожь → мышь → лисы», люди уничтожат лис?

Подумайте и вставьте пропущенное слово:

А) яйцо → личинка → …………. → бабочка (куколка);

Б) икринка → ………… → лягушка (головастик);

В) …… → малёк → взрослая рыба (икринка).

III. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по страницам Красной книги. Тема нашего урока «Охрана животных»

IV. Работа по теме урока.

1. Введение в тему – лекция учителя (в начале урока предлагаю посмотреть Презентацию № 1, затем – ввожу в тему урока)

Презентация №1.

Действительно: как прекрасен этот мир! Не правда ли прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях и рисунках! Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: некоторые из них оказались на страницах Красной книги

и им угрожает опасность исчезновения с лица Земли. (Включить Презентацию № 2, слайд №1 ).

Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет. Некоторые из них вымерли по вине человека, например, морская корова, странствующие голуби. Эти животные исчезли навсегда.

2. Знакомство с Красной книгой .

Люди поняли, что необходимо охранять природу. По этому поводу было решено принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира.

В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан м еждународный с оюз о храны п рироды и природных ресурсов (МСОП). Его главной задачей было выявление видов животных и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали человеческой заботы.

Тогда же была создана специальная комиссия по редким видам. Эта служба спасения составила мировой список животных и растений, которым грозит исчезновение. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И учёные решили назвать этот список Красной книгой.

Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не жёлтой или синей?

Красный цвет – это символ беды, опасности, наступательной агрессии. Красная книга не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными о животных и растениях.

Для чего нужна Красная книга?

Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять.

Страницы Красной книги разного цвета. Красные листы содержат сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения, на жёлтых – уязвимые виды, на белых – сведения о редких видах, на серых – о малоизученных, на зелёных – о восстановленных и находящихся вне опасности видах животных и растений.

Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она переиздавалась. Как вы думаете, почему?

Красная книга – это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и всё новые виды могут оказаться в катастрофическом положении.

3. Работа по сигнальным карточкам.

А теперь поработаем в тетрадях. Расскажите с помощью этих знаков, почему многие виды диких животных становятся редкими.

(Рабочая тетрадь, стр. 51, задание 2)

4. По страницам Красной книги России и Башкортостана.

Животные играют большую роль в природе, без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Необходимы животные и людям. Как вы думаете, почему?

Вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных. А для животных леса, реки, озёра, поля и луга – это дом. Редкими стали белый медведь, морж, орел-беркут, фламинго, тигр, журавль, выхухоль, лебедь, розовая чайка и многие другие животные.

А сейчас мы послушаем сообщения о некоторых из этих животных, которые нуждаются в охране и занесены в Красную книгу (заранее подготовленные ученики читают о соболе – слайд №2 , белом медведе – слайд №3 , журавле – слайд №4 , тигре – слайд №5 , розовом фламинго – слайд №6 , выхухоле – слайд №7 , лебеде – слайд №8 ).

Некоторые из этих животных занесены и в Красную книгу Башкортостана. Она была издана в 1984 году и называлась «Красная книга Башкирской АССР». В 1987 году переиздавалась.

В нашей республике проводится много мероприятий по охране природы. Давайте прочитаем об этом. Слайд № 9

А что такое заповедник, заказник?

Кроме заповедников и заказников помогают охране животных и зоопарки. (Читаем статью из учебника «Что такое зоопарк?»). Благодаря зоопаркам удалось спасти, например, бобра, зубра, выдру, барсука.

5. Физкультминутка.

Хомка, хомка, хомячок (дети раздувают щёки) -
Полосатенький бочок (поглаживают себя по бокам).
Хомка раненько встает (движения на растяжку),
Щечки моет, шейку трет (потирание лица и шеи).
Подметает хомка хатку (движения имитируют подметание)
И выходит на зарядку (марширование на месте):
Раз, два, три, четыре, пять (3-4 движения, имитирующих зарядку)
Хомка хочет сильным стать (напряжение мышц рук).

6. Экологические правила.

А) - Ребята, посмотрите на экран. К нам по электронной почте пришли письма – жалобы от животных. Давайте их прочитаем и отгадаем от кого они пришли.

Жалоба №1 (слайд №10 ). «Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».

Кто это? (Сова – слайд №11 ).

Сова с 1964 года находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.

Жалоба №2 (слайд №12 ). «Сама знаю, что не красавица. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая».

А это кто так жалуется? (Жаба – слайд №13 ).

Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме заводились тараканы, люди приносили жабу в дом – и они исчезали.

Б) (Слайд №14) Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых ещё много, которые не внесены пока в Красную книгу. Их жизнь часто зависит и от каждого из вас, от вашего поведения в природе. Конечно, разорять птичьи гнёзда, убивать лягушек, жаб, ловить шмелей, бабочек, стрекоз, разрушать муравейники недопустимо! Если вы бегаете по лесу, шумите, лазаете по деревьям – вы беспокоите лесных жителей. Это особенно опасно для них во время размножения – весной и в начале лета. Многие птицы, например, не могут из-за этого построить гнёзда, или же покидают гнездо, в которое уже отложили яйца. Нужно беречь не только самих животных, но и места, в которых они живут, - окружающую их среду.

В) Работа с учебником (стр.115).

Откроем учебники на стр. 115 и прочитаем «Правила друзей природы».

Г)- Ребята, как вы считаете, какие качества должен развивать человек для того, чтобы стать экологически развитой личностью? (ответы учащихся)

Найдите ответ на скаутскую задачку и узнаете ещё одно слово, характеризующее таких людей. (Приложение к уроку)

Прочитайте получившееся слово – ответственность .

Надеюсь, что вы будете ответственно относиться к природе и вообще станете ответственными людьми.

V. Итог урока.

Вспомните, о каких животных мы сегодня говорили и разгадайте кроссворд.

Слайд № 15, слайд № 16, слайд № 17

Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбце. (БЕРЕГИ!)

К чему оно призывает? (слайд №18)

Берегите природу, а это - животные, растения, воздух, вода, почва…

VI. Домашнее задание

2. Выполнить задания 3,5,7 (рабочая тетрадь, стр. 52-54)

  • Если останется время, урок можно завершить стихотворением «Береги природу!»
  • Если нет Рабочих тетрадей, то сигнальные карточки (к пункту №3 урока) можно нарисовать на альбомных листах и вынести на доску

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Приложения к уроку

1. Сообщения о животных

Соболь (слайд №2)

Соболь – ценный пушной зверёк. Средняя длина тела 50 см, масса – 1-1,5 кг. Живёт в глухой тёмной тайге. Очень долго живёт на одном участке. Покидает его в самом крайнем случае: при лесном пожаре, недостатке корма, рубке лесного массива.

Днём соболь плохо видит, но ночью становится ловким. Грызуны – его основная пища. Также питается бурундуками, зайцами, ящерицами, лягушками, насекомыми, моллюсками. Летом поедает ягоды, очень любит кедровые орешки.

Соболь обладает превосходным мехом, который высоко ценится. В далёком прошлом соболи населяли всю тайгу царской России. Но затем началось хищническое истребление, и запасы соболя катастрофически упали. Ему грозило полное исчезновение в природе. Охота была запрещена.

В 1929 году в Московском зоопарке был получен приплод от соболей и их стали разводить на зверофермах. Сейчас общая численность превышает 700 тысяч голов.

Белый медведь (слайд №3)

Белый медведь – владыка Арктики. Это самый крупный хищный зверь. Живёт он почти 40 лет. У него нет постоянного дома. Когда медведице приходит пора стать матерью, она отрывает в сугробе берлогу. Там проводит 6 месяцев. У медведицы бывает 2-3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Они слегка покрыты белой шёрсткой, глаза у них не видят, уши не слышат, весит медвежонок 800 грамм, а длина туловища – 30 см. Подошвы лапок голые, коготки прозрачные, а нос розовый.

Белый медведь питается рыбой, тюленями, молодыми моржами. В небольших количествах поедают и растительную пищу.

Издавна люди охотились на белых медведей. Они используют их мясо, жир и шкуру. В результате началось сокращение их численности. Это послужило сигналом тревоги. Сейчас их численность растёт.

Журавль (слайд №4)

Всего в мире 14 видов журавлей, в нашей стране обитает семь: серый, красавка, канадский, даурский, чёрный, белый (или стерх), японский. Японский, даурский, чёрный и белый внесены в Красную книгу.

Журавли стройны, у них длинные ноги, длинная шея, большой клюв. Этим клювом они добывают насекомых, семена, зёрна моллюсков, мелких грызунов, корни растений, ягоды, молодые побеги.

В 2-3 года журавли образуют пары и никогда уже не расстаются. Гнёзда строят на земле. Журавлих откладывает 2 яйца. Птенцы, выбравшись из яйца, уже умеют стоять на ногах. Глазки открыты.

Около двух месяцев журавлята ходят в оранжевых и жёлтых «кафтанчиках», а к осени оперяются, начинают летать.

Тигр (слайд №5)

В конце 19-го века тигров было около 100 тысяч особей. Затем их количество резко сократилось. Некоторые убивали их из-за суеверий. Китайские и корейские знахари дорого платили за тушу тигра, говорили, что они готовят из разных частей тела лекарства от трусости, слабости, когти тигра служили талисманами.

Тигр – крупный зверь. Тело его длиной до 4 метров, весит около 390 кг. Это -бродяга-одиночка. Питается крупно-копытными животными. Тигрица задерживается на одном месте только во время родов и выхаживания молодняка. Она выбирает пещеру для гнезда. У неё рождаются 2-4 тигрёнка. Малыши рождаются слепыми, они покрыты тонкой шёрсткой с полосами. Весят от 700 граммов до 1 кг, длина тигрёнка с хвостом 40-50 см. Тигрята растут быстро. Живут 25-30 лет.

Розовый фламинго (слайд №6)

Эта птица стала редкой, поскольку многие годы подвергалась преследованию ради вкусного мяса, пера и пуха.

Живут фламинго 25-30 лет. Это очень интересная птица. Тело её высотой до 1,5 м, вес 4 кг. Самка откладывает 2 яйца белого цвета с зеленоватым оттенком. Птенцы смешные: ноги толстые, красные, клюв прямой – тоже красный. Одеты они в серый пух. Через 3-4 месяца они вырастают до размеров своих родителей. Первое оперение у них серое с розоватым оттенком. Такие «платья» носит молодняк 2 года, а потом одевается в розовый наряд.

Выхухоль (слайд №7)

Выхухоль – небольшой зверёк, длина его около 20 см, а вес примерно полкилограмма. Мех мягкий, шелковистый, очень прочный, почти не намокает, так как смазан жиром.

На суше выхухоль беспомощен. Зато хорошо плавает, ныряет, может долго не показываться на поверхности.

Норы делают на берегу, но вход в них всегда расположен под водой. В норах хранят запасы и поедают пойманную добычу. Питается выхухоль животной и растительной пищей. А находит её, уткнув свой длинный хоботок в ил или помогая себе передними лапками.

Выхухоля можно увидеть весной, когда половодье выгоняет его из убежища. В это время он становится добычей для ондатры или норки. Иногда они гибнут в норах во время половодья. Поэтому этого малоизученного, но очень ценного зверька строго охраняют.

Лебедь (слайд №8)

Лебедь одна из самых крупных и сильных птиц. Это – символ красоты, чистоты и нежности. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях.

Лебедь не относится к певчим птицам. Лебедь-шипун может лишь неторопливо гоготать. Глухие и торжественные звуки издаёт лебедь-кликун.

Гнездятся лебеди по глухим, малодоступным озёрам, в густейших камышах – это чуткие и осторожные птицы.

Лебедь – прекрасное и теперь редкое животное, охота на него в нашей стране запрещена.

2. Тест для самостоятельной работы

1. Кто рождает живых детёнышей и выкармливает их молоком?

А) звери; б) птицы; в) рыбы.

2. Какое слово пропущено: икринка – …………. – взрослая рыба?

А) личинка; б) малёк; в) головастик.

3. Какое слово пропущено: яйцо – личинка – ……………. – бабочка?

А) куколка; б) птенец; в) икринка.

4. Кузнечик – насекомое. Проходит ли он в своём развитии стадию куколки?

А) у всех насекомых бывают куколки;

Б) у кузнечиков нет стадии куколки;

В) из яйца у кузнечика вылупляется взрослое насекомое – большое и с крыльями.

5. В какое время года охота и рыбная ловля бывают запрещены?

А) весной; б) осенью; в) зимой.

3. Кроссворд

Изменив в этих словах первые буквы, вы получите новые слова:

1)Уценка 5)Корт 9)Узда 12)Усвоение

2)Печь 6)Бачок 10)Соль 13)Гардина

3)Доля 7)Салон 11)Дочь 14)Баран

4)Ода 8)Морс

Изменив в этих словах первые буквы, вы получите новые слова с такими значениями:

1) Её получает каждый школьник – о ценка;

2) Бывает у корабля или лодки – т ечь;

3) О ней мечтает птица в клетке – в оля;

4) Бывает вкусная, бывает и нет – е да;

5) Бывает бисквитный, песочный, с кремом – т орт;

6) Им можно поймать насекомое – с ачок;

7) С ним ходят на приём к врачу – т алон;

8) Бывает у шерстяных вещей – в орс;

9) Быстрая на лошади – е зда;

10) Говорят, что он без палочки – н оль;

11) Тёмная после дня и вечера – н очь;

12) Обычно это делают с неизведанными территориями – о своение;

13) Такая рыбка – с ардина;

14) Такой бывает боевой приём – т аран;

5. Стихотворение «Береги природу!»

1-й чтец:

Ты видел, в лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б птицы знали

И если б только понимали,

Что их полёт прощальным будет,

Их на заре подстрелят люди,

Скажи, они бы не летали?

2-й чтец:

Наверно, даже если б знали

И даже если б понимали,

То всё равно б взмывали ввысь.

Ведь небо – это их стихия!

Ведь небо – это их свобода!

Ведь небо – это вся их жизнь!

3-й чтец:

А в небе – стая журавлей,

Так грустно над землёй кружится.

Земля… скажи, что стало б с ней,

Когда б на ней умолкли птицы?

4-й чтец:

Тогда б мёртвым стало небо.

И – тишина в пустых лугах,

И, может быть, колосья хлеба

Не колосились бы в полях.

И на полях уж не грачи,

А стаи чёрной саранчи…

5-й чтец:

Я не хочу такого мира,

Где всё так серо, всё уныло…

Опомнись, вздрогни, человек.

Не долог на земле твой век.

Но что после себя оставим?

И чем себя мы здесь прославим?

Убитой птицей на заре?

Лесами чёрными в огне?

И свалкой мусора огромной?

Иль атмосферою зловонной?

Иль речкой с мёртвою плотвой?

Полями с выжженной травой?

6-й чтец:

Опомнись, вздрогни, человек!

Перед природой ты в долгу,

И славен будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.

И трелью птиц весёлой, звонкой,

И шумным плеском родника,

И гроздями рябины тонкой,

И синим глазом василька,

И свежим ароматом трав,

И рощи шумом, и дубрав…


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок окружающего мира в 3 классе по теме: «Охрана животных»

ОТКЛАДЫВАЮТ ИКРУ ОТКЛАДЫВАЮТ ЯЙЦА РОЖДАЮТ ЖИВЫХ ДЕТЁНЫШЕЙ насекомые рыбы птицы пресмыкающиеся млекопитающие земноводные

ЯЙЦО ВЗРОСЛАЯ ПТИЦА ПТЕНЕЦ?

ИКРИНКА ЛЯГУШКА ГОЛОВАСТИК?

ЯЙЦО ЛИЧИНКА КУКОЛКА БАБОЧКА?

МАЛЁК? ВЗРОСЛАЯ РЫБА ИКРА

РОЖДАЕТ ЖИВЫХ ДЕТЁНЫШЕЙ КТО ЛИШНИЙ?

ОТКЛАДЫВАЕТ ИКРУ

ОХРАНА ЖИВОТНЫХ

1948 ГОД ГОРОД Фонтенбло МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ – МСОП

Красная Книга ИНФОРМИРУЕТ ПРИЗЫВАЕТ ИЗУЧАТЬ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ СОВЕТУЕТ

БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ

РОЗОВЫЙ ФЛАМИНГО

БЕЛЫЙ ЖУРАВЛЬ (СТЕРХ)

ОРЁЛ - БЕРКУТ

ЖУК - КРАСОТЕЛ

Белка Дятел Бобр Ёж Синица Лягушка

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА

Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших делать для них домики

Не будем подходить близко к гнёздам птиц. Ведь по нашим следам их могут отыскать и разорить хищники. Не будем прикасаться к гнезду, чтобы птицы-родители не покинули его.

Весной и в начале лета в лесу и парке не будем отпускать собаку с поводка. Ведь она может поймать беспомощных птенцов и детёнышей зверей

Не будем ловить и уносить домой здоровых птенцов и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

Михаил Михайлович Пришвин «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу - значит охранять Родину! »

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ: Я узнал(а)… Было интересно… Я испытал(а) чувство… Я хочу, чтобы…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Охрана животных"

Конспект к открытому уроку по Окружающему миру в 3 классе по теме "Охрана животных". Подготовила учитель начальных классов Драгкнкина Н.Г....

План-конспект урока по предмету "окружающий мир" в начальных классах. Тема: Охрана животных. Животные Красной книги.

Цели урока:продолжать знакомство с Красной книгой, с животными, которые в нее внесены;учить бережно относиться к животным;рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди;формиро...

Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. (окруж. мир)

Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. (окруж. мир)...

1. Расскажи устно, что значат для тебя животные. Есть ли у тебя любимые животные? Напиши какие.

Я считаю, что животные очень важны для каждого человека. Домашние животные помогают человеку: дают ему пищу (коровы, гуси, утки, куры, свиньи), одежду (овцы), охраняют его (собаки), помогают передвигаться на дальние расстояния (лошади, верблюды), помогают носить тяжести (слоны), развлекают и радуют (кошки, собаки, попугайчики и т.д.).

Дикие животные тоже важны для людей. Они помогают сохранять в природе равновесие, чтобы условия жизни были благоприятны для всех обитателей Земли. Например, когда в Австралию завезли кроликов, то они стали очень быстро размножаться, поскольку там не было волков и никто не регулировал численность кроликов. Кролики начали поживать всю растительность и чуть не превратили целый континент в пустыню.

Мне нравятся дикие животные потому что они красивые и за ними интересно наблюдать. Я с удовольствием хожу в зоопарк и смотрю на представителей всех без исключения видов животных.

Кошки, собаки, медведи, гепарды, волк, лошадь, ёж.

2. Пронумеруй примеры отрицательного воздействия человека на мир животных, выраженные этими знаками.

Расскажи с помощью этих знаков, почему многие виды диких животных становятся редкими.

  1. Ведётся активная вырубка лесов и животные теряют привычные места обитания.
  2. Промышленные предприятия загрязняют окружающую среду выбросами и сточными водами и животные задыхаются от грязного воздуха и грязной воды.
  3. Браконьеры охотятся на редких и ценных животных, чтобы потом продать их шкуры, бивни, рога или мясо. Это снижает количество животных данного вида и даже может привести к его исчезновению.
  4. Рыба в реках, озерах и морях вылавливается запрещёнными методами и без учета периода нереста (периода, когда рыбы мечут икру). Это приводит к сокращению рыбы в водоёмах и невозможности восстановить популяцию.
  5. Ловля насекомых без причины тоже может привести к сокращению и вымиранию вида. Во время ловли бабочек, например, у них могут сломаться крылья или ножки. В этом случае даже выпущенное обратно на волю животное не выживает.
  6. Человек очень часто производит много шума: слушая музыку на отдыхе, работая инструментами, просто громко разговаривая. Животные бояться громких непривычных звуков и убегают. Если же громкий звук слышится на протяжении нескольких дней или месяцев (стройка, производство), то животные уходят из этого места и ищут другую «квартиру». Не всегда это можно сделать без потерь.

3. Мама Серёжи и Нади интересуется, знаешь ли ты животных, внесённых в Красную книгу России. Вырежи рисунки из Приложения и расположи их в соответствующих окошках. Проверь себя по учебнику. После проверки наклей рисунки.

4. У нашего общительного Попугая много друзей среди птиц. Он предлагает тебе рисунок-загадку. Как называется эта удивительная птица? Где она живёт? Чем интересна? Если не знаешь, ищи ответ в дополнительной литературе, Интернете.

Утка мандаринка или китайская утка - это небольшая лесная утка, которую можно встретить на Дальнем Востоке нашей страны. Правда к концу сентября мандаринки покидают территорию России и отправляются на зимовку в Китай, в Японию и в Корею.

Вес этой уточки не превышает 400 - 700 грамм. Мандаринки прекрасно плавают и умеет взлетать с воды практически вертикально. Из еды китайские утки предпочитают рыбью икру, червей, семена водных растений и моллюсков.

Охотиться на уток мандаринок запрещено, так как они занесены в Красную книгу. Но сейчас многие парки и зоопарки разводят мандаринок в своих питомниках, ведь эти красивые яркие птички всегда пользуются популярностью у посетителей.

Напиши название птицы и раскрась рисунок.

5. Запиши правила, которые «зашифрованы» этими условными знаками. (Дай краткие формулировки.)

Нельзя подходить близко к птичьим гнёздам и трогать птенцов или само гнездо!

Нельзя допускать чтобы собаки во время прогулки подходили к гнёздам птиц и разоряли их! Держите собаку во время прогулки на поводке!

Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов и детёнышей других животных!

6. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщение об одном из видов животных, внесённых в Красную книгу России. Воспользуйся общим планом рассказа о редком растении или животном, который вы составили во 2 классе. Запиши по пунктам плана основные сведения для своего сообщения. Укажи источник (источники) информации.

Гигантская бурозубка

Гигантская бурозубка - животное из семейства землеройковых. Обитает это животное только на Дальнем Востоке, в северо-восточном Китае и в северной части Корейского полуострова. Больше нигде в мире это животное не живет. По виду гигантская бурозубка напоминает мышь, но у неё более вытянутая мордочка с длинным носом, похожим на хоботок. Длина тела этого животного всего 10 сантиметров, а вес - всего 14 - 15 грамм.

К сожалению вырубка лесов, ведущаяся сейчас на Дальнем Востоке, привела к резкому снижению численности гигантских бурозубок. Дело в том, что эти животные предпочитают рыть норки в лесистой местности с хвойными и широколиственными лесами, не заболоченной и достаточно влажной. Вырубка лесов меняет их среду обитания и делает непригодной для жизни новых поколений бурозубок.


Узнай, о каких животных подготовили сообщения другие ребята. Выслушай и оцени их выступления.

7. Придумай и нарисуй на отдельном листе плакат «Берегите животных!».

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе. Тема: Охрана животных. Цель: систематизировать знания об охране животных.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, почему многие животные стали редкими, как нужно охранять животных, оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы, анализировать, делать выводы.

Оборудование: распечатки таблицы, текстов; иллюстрации животных (дятел, ястреб, белка, еж, куница); знаки экологических правил, компьютер, проектор, интерактивная доска.

Ход урока.

I . Орг.момент II . Актуализация знаний. Проверка домашнего задания 1. Индивидуальные задания (5 учеников работают с таблицей, заполненной на предыдущем уроке) - соотнесите по смыслу значения столбцов, дополнив их

Группа животных

2. Фронтальный опрос - Как размножаются животные? - Назовите животное и способ его размножения и развития. - Как заботятся животные о своем потомстве? III . Самоопределение к деятельности - С каждым годом на земле становится все меньше и меньше животных. Человек отнимает у братьев меньших места обитания, кормовые участки. На численность животных влияет вырубка лесов, осушение болот, загрязнение рек, морей и океанов. Важно сохранить все виды животных, которые природа создавала в течение долгих миллионов лет. - Прослушав стихотворение, догадайтесь, о чём пойдёт речь на уроке. Все-все на свете Нам нужны! И мошки не меньше Нужны, чем слоны. Нельзя обойтись без чудовищ нелепых, И даже без хищников злых и свирепых. Нужны все на свете! Нужны все подряд - кто делает мёд, И кто делает яд. Плохие дела у кошки без мышки, У мышки без кошки не лучше делишки. Да, если мы с кем-то не очень дружны- Мы всё-таки очень друг другу нужны. А если нам кто-нибудь лишним покажется, То это, конечно ошибкой окажется. (Борис Заходер) - Да, ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить об охране животных. IV . Работа по теме урока Беседа Охрана животных - Какое значение имеют животные для растений? (без животных растения не могли бы расселяться и размножаться) - Какое значение имеют животные для человек? (животные восхищают нас своей красотой, дарят нам радость открытий, учат нас доброте) - Всегда считалось, что человек должен охранять и оберегать животных, а не убивать их. Скажите, всегда ли мы, люди, выполняем это правило? - Посмотрите на доску, почему на ней изображены именно эти животные: белый медведь, зубр, морж, лебедь, фламинго? (они занесены в красную книгу) - Для чего нужна Красная книга? (она рассказывает о растениях и животных, которые находятся в опасности) - Что делают люди для охраны животных? (создают заповедники, национальные парки) Заповедник – это участок земли или водного пространства, который находится под охраной государства. В них запрещена любая Деятельность, которая нарушает или угрожает природе. Заказник – это территория, на которой временно охраняются отдельные виды животных, растений. Существуют охотничьи, рыболовные и другие заказники. - Давайте познакомимся с некоторыми заповедниками. (учитель раздает распечатки текстов о заповедниках. Ученики готовят сообщения и выступают) Воронежский заповедник. Это лесной островок в степи, где живет много лисиц, хорьков, оленей. Но особенно славится заповедник бобрами. В начале века в нашей стране почти не осталось бобров. Их густой мех называли коричневым золотом. Ради этого меха на бобров безжалостно охотились. Затем, охота на этих зверей было запрещена. Их стали заселять в заповедники и расселять по стране. Астраханский заповедник . В нем обитают пеликаны и цапли. Примерно 100 лет назад во многих странах в моду вошли украшения из птичьих перьев. Модницы платили за шляпки с птичьими перьями огромные деньги. Очень красивыми были перья белых цапель. Как много птиц погибло из-за этой моды! За несколько лет цапель почти не осталось… только благодаря полному запрету на охоту на них, птиц удалось спасти. - Да, и зубр, и белая цапля, и бобр, и многие друге птицы и звери могли навсегда исчезнуть. Но люди вовремя поняли, какая огромная опасность угрожает этим животным. Поняли, и не пожалели сил, чтобы их спасти. V . Физкультминутка

Мы шагаем, мы шагаем

Руки выше поднимаем

Голову не опускаем

Дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда

Тихо птенчика берем

И назад его кладем.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса

Мы лисицу обхитрим

На носочках побежим.

На полянку мы заходим

Много ягод там находим.

Земляника так душиста,

Что не лень нам наклониться.

VI . Продолжение работы по теме урока - Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в красную книгу. Это хорошо вам известные животные: белка, еж, синица, дятел, лягушки. Их жизнь часто зависит от вас. От вашего поведения в природе. - Давайте еще раз вспомним, как выглядят эти животные. Информация о животных сопровождается иллюстрациями.

Дятел. Жизнь дятлов теснейшим образом связана с лесами. Эти птицы превосходно лазают по вертикальным стволам деревьев, часто долбят их. Все дятлы тстинные строители. Выдолбленные ими дупла, в которых дятлы выводят птенцов, впоследствии служат убежищами и местом гнездования для многих птиц. Дятлы еще и музыканты. Это единственные в наше стране птицы, которые для выражения чувств используют "музыкальные инструменты", т.е. сухой резонирующий сук, по которому бойко выстукивают свою "механическую песню".

Белка . это обитатель лесов и парков. Она предпочитает жить в хвойных лесах. Эти грызуны проявляют дневную активность, в период которой практически все время проводят в поисках корма. Свои убежища белка устраивает только на деревьях. У белки, как, впрочем, и у любого другого грызуна, поразительно прочные зубы. Еж. это животное, активное в ночное время суток. Не любит надолго уходить из своего дома. День ежи проводят в гнезде или других укрытиях. Гнёзда строят в кустах, ямах, пещерах, заброшенных норах грызунов или в корнях деревьев. Обыкновенный ёж - это всеядное животное. Основу его питания составляют взрослые насекомые, гусеницы. VII . Закрепление изученного материала Экологические правила - А сейчас давайте проверим, знаете ли вы экологические правила. Соотносите правило с соответствующим знаком. 1. Не разоряй птичьи гнезда. 2. Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лес или парк. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных зверей. 3. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детенышей зверей. 4. Подкармливай птиц зимой, делай для них скворечники. 5. Не лови бабочек, шмелей и стрекоз. 6. Не разоряй муравейники. Выполнение заданий в ТПО С. 51 № 1, 2,3 VIII . Рефлексия Нор звериных, птичьего гнезда Разорять не будем никогда! Пусть птенцам и маленьким зверятам Хорошо живется с нами рядом! Бабочку не трогай! Будем помнить мы всегда – Их не так уж много! - Оцените свою работу на уроке.
I Х. Итог -Что нового Вы узнали на уроке? Х. Домашнее задание - с. 106-111, ТПО с. 52 № 4-7