Неправительственные организации в сфере развития. Неправительственные правозащитные организации на современном этапе. Признаки неправительственных организаций

Аббревиатура НПО весьма широко распространена. Однако порой ее сложно расшифровать из-за того, что под ней может скрываться несколько наименований. Наша статья поможет вам определиться с ними.

Расшифровка аббревиатуры

Итак, НПО - это:

  • неправительственная (общественная) организация;
  • научно-производственная организация;
  • начальное профобразование;
  • негосударственное пенсионное обеспечение;
  • неопознанный плавающий объект;
  • "Квакер"-1 - ночные пассивные очки, применяющиеся в вооруженных силах СССР;
  • NPO - голландский орган, руководящий местным радио- и телевещанием.

Таким образом, на расшифровку аббревиатуры непосредственное влияние оказывает контекст. А к нашей теме более всего относятся два первых наименования - рассмотрим их подробно.

Научно-производственный союз

В данном случае НПО - это организация, которая занимается как научными разработками, так и внедрением их в жизнь: использованием в производстве, последующем выпуске и реализации продукции. Сюда входят:

  • опытные производства;
  • промышленные предприятия;
  • конструкторские и проектные бюро;
  • технологические объединения;

Научно-производственный союз может быть любого организационно-правового вида: ООО НПО, ПАО НПО, ЗАО НПО и т. д.

Неправительственные организации

В данном контексте это юридическое лицо, которое могло быть создано как общественными учредителями, так и частными лицами без какой либо помощи и участия правительственных (иначе - общественных) институтов, проводящее свою работу целиком на собственные деньги и согласно принятому уставу. Отсюда также выходят различные формы - ООО, ЗАО, ПАО (ранее - ОАО) НПО. Источники собственных денежных фондов - взносы участников, пожертвования меценатов, гранты, выполнение определенных работ в рамках своей компетенции и проч.

НПО - и международные формы. Последние имеют несколько отличное от приведенного определение. МНПО создается на основе межправительственного соглашения также частными или юрлицами и иными национальными или международными (М)НПО. Ее главная цель - содействовать научно-техническому, экономическому, политическому, культурному, гуманитарному диалогу разных стран. Отличает его признание хотя бы одним государством, наличие консультативного статуса при С иными международными учреждениями ее объединяет следующее:

  • регулярный состав деятельности;
  • наличие учредительной документации;
  • основный метод работы - многосторонние переговоры;
  • характер решений - рекомендательный, принятый на общем голосовании или консенсусе.

Суть НПО укладывается в несколько пунктов:

  • Деятельность организации - сугубо добровольная (для участников и руководства НПО).
  • Функционирование на базе самоуправления.
  • Не включают в себя политические объединения.
  • Основной их целью не может стоять получение прибыли.

Главные задачи неправительственных объединений

Можно выделить четыре основные задачи неправительственных организаций:

  1. Свободное проведение необходимых исследований и ведение пропаганды - даже если она идет вразрез с мнением правительства определенного государства.
  2. Если какой-либо кандидат на мандат в представительный органы власти открыто оглашает свою позицию, НПО свободно может его поддержать.
  3. Без специального на то разрешения заниматься любой экономической, коммерческой либо хозяйственной деятельностью, приносящей доход. При этом она обязательно должна быть лицензированной и соответствующей введенным государством нормативам.
  4. Достигать своих целей путем членства в международных организациях, участия в конференциях как национального, так и мирового уровня.

Признаки неправительственных организаций

Неправительственная организация (НПО) - это соответствие ряду признаков:

  • Как национальный, так и международный уровень.
  • Отказ от применения и пропаганды насильственных методов.
  • Работа как на юридически закрепленной, так и на неформальной основе.
  • Участие в политической деятельности ведется без цели обретения власти.
  • Зиждется на самоуправлении.
  • Создана на добровольных началах.
  • Госорганы не могут быть ее учредителями или членами.
  • Организацию не характеризует такая цель, как получение дохода.

Классификация НПО

НПО - это еще и различные виды неправительственных объединений. Приведем их классификацию:

  • По виду финансирования: внешние и собственные источники.
  • По разновидности деятельности.
  • По характеру целевой аудитории - категорий граждан, на которых направлена деятельность.
  • По организационной форме: фонд, общественная организация.
  • По региону действия: международный, государственный, региональный.

Примеры НПО

Приведем примеры известных многим организаций, которые по сути являются (М)НПО:

  • Ассоциация международного права.
  • Организация "Врачи без границ".
  • "Гринпис".
  • "Международная амнистия".
  • "Римский клуб".
  • "Репортеры без границ".
  • "Хельсинкские группы".

НПО - аббревиатура, имеющая множество расшифровок. Самая распространенная - неправительственное объединение. Помимо этого, может существовать ООО, ПАО, ЗАО НПО.

Защита прав человека не может быть только прерогативой государства, хотя в этом и состоит его главная обязанность. Государство и его органы сами являются основными нарушителями прав и свобод человека. И поэтому человеческие права должны защищаться и от государства, его органов, в том числе правоохранительных. В этой защите заметную роль играют неправительственные правозащитные организации (НПО), сливающиеся в мощное правозащитное движение.

Неправительственные правозащитные организации – общественные, некоммерческие, ненасильственные структуры, исповедующие принципы беспристрастности и недопустимости использования в информации лжи и действующие в общественно-политической сфере. Правозащитная деятельность – связующая, посредническая деятельность – между государством, его органами и гражданами, между стоящими у власти и теми, кто ее не имеет. Борьба за право человека – прежде всего и всегда борьба в защиту слабых и безвластных от власть имущих.

Правозащитное движение руководствуется в своей деятельности международными нормативными актами по правам человека, и в первую очередь документами Организации Объединенных Наций, так как в данной сфере эти акты выше любых национальных законов. Неправительственные организации содействуют реализации на практике в национальных государствах международных документов о правах человека. В частности, международное сообщество рекомендует государствам положительно рассматривать возможность участия НПО в подготовке докладов государств о состоянии дел с правами человека в соответствии с тем или иным пактом, конвенцией.

Если в целом неправительственные правозащитные организации определяются как беспристрастные, то российские имеют в данном отношении отличие. Помимо независимых - от правительства, оппозиции, общественного мнения, есть, по свидетельству самих деятелей правозащитного движения, и НПО, стоящие на четких политических позициях.

Всего в России в настоящее время насчитывается более 120 неправи­тельственных правозащитных организаций. Делятся они на два основных вида: общеправозащитные, которые занимаются всем спектром защиты прав и свобод человека и профильные, которые сосредоточивают свои усилия на конкретных правозащитных проблемах.

Из первого вида особенно известны: Московская Хельсинкская группа, правозащитный центр "Мемориал", Московский исследовательский центр по правам человека. Так, московская Хельсинская группа, образованная в 1976 году, основной акцент в своей работе делает на привлечение внимания общественности к нарушениям прав человека, проводит семинары по проблемам прав человека, передает информацию международным правозащитным организациям, занимается приемом отдельных граждан с жалобами о нарушениях прав человека, издательской и организаторской деятельностью в сфере прав человека.

Из НПО второго вида широко известны Независимая психиатрическая ассоциация. Комитет солдатских матерей и другие. Независимая психиатрическая ассоциация - общественно-профессиональная благотворительная организация, создавшая институт независимой экспертизы, призванный реабилитировать пострадавших от различных психиатрических ошибок и ^злоупотреблений, проводящая независимые психиатрические экспертизы, ведущая образовательную и издательскую деятельность.

Основные направления деятельности российских неправительственных организаций:

Изучение положения дел с правами человека в Российской Федерации, в том числе отслеживание и анализ ситуации в горячих точках, подготовка информационно-аналитических материалов к ежегодным ситуациям по правам человека в рамках ООН;

Наблюдение за правами человека и их защита; в конкретной российской области, регионе, самостоятельное расследование фактов нарушений прав с передачей документов в государственные правозащитные органы;

Проведение массовых акций, порой широких общенациональных, в защиту прав тех или иных групп населения;

Участие в экспертизе проектов законов, затрагивающих права и свободы г раждан, в Государственной Думе, региональных, областных и прочих законода­тельных собраниях;

Подготовка собственных инициативных законодательных проектов, участие в парламентских слушаниях по правам человека;

Информирование общества о состоянии дел в сфере прав человека в стране в целом и ее отдельных регионах, в том числе издание своих печатных органов. Например, Томский исследовательский правозащитный центр выпускает бюллетень "Нарушения прав человека", Нижегородское Общество прав человека - газету "Правозащитник" и т.д.;

Правовое и правозащитное просветительство и пропаганда (лекции, конференции, семинары, подготовка материалов для передач радио и телеви­дения, специальные радиопередачи), включая издательскую деятельность (публикация международных и российских документов, научно-публицистичес­ких сборников по правам человека);

Оказание квалифицированной правовой помощи населению, в том числе в случаях нарушения прав человека, создание служб приема граждан;

Представление и защита физических лиц в судах, государственных органах и общественных организациях и сотрудничество с последними для оказания содействия соблюдению прав человека;

Консультации по вопросам политических и гражданских прав, прав потребителей, налогоплательщиков;

Оказание помощи и консультации беженцам и вынужденным переселенцам, реабилитированным и лицам, пострадавшим от политических репрессий;

Защита прав детей, женщин, военнослужащих и их семей;

Участие в организации общественного контроля за соблюдением законности в тюрьмах, колониях, защита прав заключенных, информирование общественности о положении в пенитенциарных учреждениях;

Организационная правозащитная работа по созданию организаций, комиссий по правам человека в областях городах, районах.

Все российские НПО вносят свой определенный вклад в дело поощрения прав человека, в анализ практики их реализации и защиты, что имеет первостепенную важность для реального воплощения этих прав в российскую деятельность.

Деятельность российских НПО освещается в российском Бюллетене по правам человека выпускаемом Российско-Американской неправительственной (проектной) группой по правам человека, в периодической печати (явно недостаточно!). Существует Справочник (периодически обновляемый) НПО России и СНГ, подготовленный Московской Хельсинкской группой.

Несмотря на особую актуальность и значимость для страны деятельности НПО, их положение явно не соответствует масштабу и сложности задач, стоящих перед ними. Они по-прежнему лишены какой бы то ни было государст­венной поддержки. В принятом Законе РФ "Об общественных объединениях" не решен вопрос об особенностях статуса организаций, ставящих целью защиту прав человека. Все это вызывает беспокойство. Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации констатировала, что в целом система государственных органов и неправительственных организаций по защите прав человека в России в последние годы не только не получила дальнейшего развития, но и обнаружила явления застоя и даже разрушения.

В регионе Содружества Независимых Государств (СНГ) международный механизм контроля за соблюдением прав человека находится в процессе становления. Важным шагом вперед в правозащитной деятельности стало принятие в 1995 году Конвенции Содружества Независимых государств о правах и основных свободах человека, хотя ее пока не подписали некоторые из стран СНГ. Государствам СНГ предстоит создать специальные органы и процедуры, которые будут контролировать документы, гарантировать права, провозглашенные в ней.

Сама Конвенция предусматривает создание Комиссии по правам человека (КПЧ СНГ), положение о которой согласно ст. 34 Конвенции является ее неотъемлемой частью.

По данному положению Комиссия является консультативным органом, наблюдающим за выполнением обязательств по правам человека, взятых на себя государствами-участниками Конвенции. Каждое из государств-членов вправе направлять другому государству письменные запросы в связи с нарушением прав человека. Если в течение шести месяцев вопрос не решен к удовлетворению запрашивающего государства, оно может передать его в Комиссию для вердикта.

Граждане государств-членов имеют право подавать в Комиссию индивидуальные и коллективные обращения о нарушениях прав, если исчерпаны все доступные внутренние средства правовой защиты.


Похожая информация.


Неправительственной организацией (НПО) является любой добровольный некоммерческий союз граждан, организованный на местном, государственном или международном уровне. Ориентированные на достижение конкретных результатов неправительственные организации решают самые разнообразные задачи и выполняют множество гуманитарных функций. Они, например, доводят до сведения правительств нужды и чаяния людей, осуществляют общественный контроль за деятельностью правоохранительных органов и содействуют активному участию масс в политической жизни на местном уровне, решают проблемы культуры, окружающей среды и здравоохранения. Они обеспечивают анализ и экспертную оценку политических проблем, действуют в качестве механизма «раннего оповещения» и помогают осуществлять контроль за выполнением международных соглашений. Некоторые неправительственные организации созданы с целью решения конкретных проблем в области прав человека. Весьма и весьма обширный «третий сектор» (часто употребляется и такой термин) своими способами, средствами и методами, не запрещенными законом, защищает различные интересы граждан, в том числе права и свободы человека.

Законодательство России об НПО

Помимо установленных в ч.1 ст.45 Конституции России гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, ч.2 той же статьи гласит «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Это положение в совокупности с ч.1 ст.30 («Каждый имеет право на объединение…для защиты своих интересов». Свобода деятельности общественных объединений гарантируется») по сути дела является конституционной основой деятельности негосударственных, неправительственных (общественных) организаций (НПО), легализуют разветвленную систему правозащитных общественных институтов, существующих за пределами государственного аппарата.

Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч.5 ст.13 Конституции РФ).

Законодательство России почти не применяет понятие «неправительственные организации», хотя оно активно используется в общественно-политической и международно-правовой лексике, в терминологии правозащитных организаций.

Основными законами, регулирующими деятельность НПО, в том числе и правозащитных, являются Федеральный Закон от 19.05.95 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» и Федеральный закон от 12.01.96 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».


Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе Закон «Об общественных объединениях» распространяется на все общественные объединения, за исключением религиозных организаций и коммерческих организаций. В виду отсутствия в Российской Федерации закона о политических партиях их деятельность регулируется также этим законом. Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения).

В свою очередь некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности. Согласно закону «О некоммерческих организациях» они могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах.

Российские общественные объединения в соответствии с их уставами могут вступать в международные общественные объединения, приобретать права и нести обязанности, соответствующие статусу этих международных общественных объединений, поддерживать прямые международные контакты и связи, заключать соглашения с иностранными некоммерческими неправительственными объединениями.

Общественные объединения могут быть зарегистрированы в установленном порядке и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные с гражданами Российской Федерации права на объединение (право на свободу ассоциации с другими), за исключением определенных случаев.

Правозащитные НПО в России

В последние годы в России НПО играют все более заметную роль в защите прав граждан в политической, экономической, социальной сферах. НПО специализируются на защите прав различных социальных групп населения (бездомные, заключенные, инвалиды, беженцы, дети, верующие, военнослужащие и др.) или по отдельным видам нарушений (право на жизнь, свобода слова, избирательные права, право на образование, право на обращение в международные органы, свободное передвижение, экологические права и др.).

Ряд НПО как федерального, так и регионального уровня, являются универсальными - они занимаются комплексом проблем, относящихся к правам человека, содействуют законотворческому процессу, осуществляют мониторинг прав человека, оказывают нуждающимся конкретную помощь в защите прав, ведут просветительскую работу в области прав человека, проводят тематические семинары и конференции, издают литературу, развивают международное сотрудничество и т п. Одной из эффективных форм правозащитной работы в России является создание и функционирование общественных приемных, обеспечивающих бесплатной юридической помощью и психологической поддержкой всех нуждающихся. Развитие НПО в России сдерживается в первую очередь экономическими причинами и отсутствием соответствующей нормативной базы. В России по сути дела нет внутренних источников финансирования НПО. Закон РФ от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» - «мертвый» закон. Коммерческие структуры России не имеют никакой мотивации для финансовой поддержки третьего сектора. Услуги, предоставляемые правозащитными организациями, несомненно, востребованы обществом. Однако социально незащищенные и ущемляемые в своих правах группы населения, на которые в первую очередь направлена деятельность НПО, не в состоянии оплатить эти услуги.

Указ Президента РФ от 13 июня 1996 №864 «О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации» остался в значительной мере благим пожеланием. Никаких мер, тем более государственной поддержки НПО (предоставление в аренду правозащитным организациям помещений (зданий) на льготных условиях, оказание правозащитным организациям помощи в их деятельности) со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации не последовало.

В силу этих основных причин количество, роль, эффективность деятельности правозащитных НПО в России даже нельзя сравнить с аналогичными структурами и механизмами защиты, сложившимися в демократических, гражданских обществах.

Точную статистику правозащитных организаций России привести достаточно сложно - не все из них имеют «юридическое лицо», а значит, не попадают в данные регистрирующих органов; какие-то организации распадаются и прекращают свою деятельность, другие создаются вновь. В базе данных Московской школы прав человека собраны данные на более чем полторы тысячи российских организаций, работающих в области прав человека.

  • Международное право прав человека
    • Формирование международного права прав человека как отрасли международного права, его понятие
    • Принципы и источники международного права прав человека
    • Универсальные международно-правовые нормы о защите прав человека
    • Система органов ООН по защите прав человека
    • Региональный международно-правовой механизм защиты прав человека
    • Защита прав человека в системе международных судебных учреждений
  • Международное право окружающей среды
    • Сущность международного права окружающей среды
    • Понятие и предмет международного права окружающей среды
    • Принципы международного права окружающей среды
    • Источники международного права окружающей среды
    • Международные организации и их роль в сфере охраны окружающей среды
    • Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Правовая природа, цели и задачи, структура
    • Роль международных конференций в международном праве окружающей среды
    • Морская среда как объект международно-правовой охраны
    • Вода как объект охраны в международном праве окружающей среды
    • Охрана воздушной среды, климата и озонового слоя Земли
    • Животный и растительный мир в международном праве окружающей среды
    • Международно-правовое регулирование обращения с опасными и токсическими отходами
    • Охрана окружающей среды во время вооруженных конфликтов
  • Право международной безопасности
    • Право международной безопасности на современном этапе
    • Понятие и принципы права международной безопасности
    • Источники права международной безопасности
    • Современная система права международной безопасности
    • Разоружение и ограничение вооружений
  • Международное гуманитарное право
    • Понятие, принципы и источники международного гуманитарного права
    • Правовое регулирование начала военных действий
    • Участники вооруженных конфликтов
    • Театр войны
    • Международное гуманитарное право о защите жертв войны
    • Защита гражданских объектов
    • Запрещенные методы и средства ведения войны
    • Международно-правовое регулирование окончания военных действий и состояния войны
    • Нормы международного гуманитарного права и российское законодательство
  • Население в международном праве
    • Понятие населения
    • Гражданство и международное право
    • Правовой статус бипатридов и апатридов
    • Правовое положение иностранных граждан
    • Режим нелегальных мигрантов
    • Право убежища
    • Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев
  • Международное экономическое право
    • Понятие международного экономического права
    • Источники и методы регулирования международного экономического права
    • Система и принципы международного экономического права
    • Субъекты международного экономического права
    • Международные организации в области экономического сотрудничества
    • Подотрасли международного экономического права
  • Право внешних сношений
    • Понятие и источники права внешних сношений
    • Государственные органы внешних сношений
    • Дипломатические представительства
    • Консульские учреждения
    • Постоянные представительства государств при международных организациях
    • Специальные миссии
    • Привилегии и иммунитеты в праве внешних сношений
  • Право международных организаций
    • Понятие, история возникновения, признаки и виды международных организаций
    • Порядок создания международных организаций и прекращения их деятельности
    • Порядок принятия и юридическая сила решений международных организаций
    • Органы международных организаций: классификация, порядок формирования
    • Правосубъектность и реализация функций международных организаций
    • Членство в международных организациях
    • ООН: устав, цели, принципы, членство
    • Специализированные учреждения ООН
    • Международные организации, входящие в систему ООН
    • Региональные международные организации
    • Международно-правовое регулирование защиты сотрудников международных организаций
    • Международные неправительственные организации
  • Территория в международном праве
    • Международно-правовая классификация территорий
    • Юридическая природа государственной территории
    • Состав государственной территории
    • Государственные границы
    • Юридические основания изменения государственной территории
    • Международные реки и их правовой режим
    • Международная территория общего пользования
    • Правовой режим Арктики
    • Международно-правовой режим Антарктики
  • Международное морское право
    • Понятие и принципы международного морского права
    • Международно-правовой статус и режим морских пространств
    • Морские пространства, находящиеся под суверенитетом прибрежного государства
    • Морские пространства, находящиеся под юрисдикцией прибрежного государства
    • Международные морские пространства
    • Морские пространства с особым правовым статусом
  • Международное воздушное право
    • Определение международного воздушного права
    • Источники международного воздушного права
    • Основные принципы международного воздушного права
    • Правовой статус и правовой режим воздушного пространства
    • Международно-правовые основы полетов в воздушном пространстве
    • Управление воздушным движением
    • Правовое регулирование международных воздушных сообщений
    • Правовой статус летательных аппаратов
    • Правовой статус экипажа летательного аппарата
    • Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность летательных аппаратов
    • Оказание помощи летательным аппаратам
    • Административные формальности при международной аэронавигации
    • Международные авиационные организации
    • Ответственность в международном воздушном праве
  • Международное космическое право
    • Понятие, объекты, субъекты и источники международного космического права
    • Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел
    • Правовой статус космических объектов
    • Международно-правовой режим геостационарной орбиты
    • Правовой статус космонавтов
    • Мирное и безопасное использование космического пространства
    • Дистанционное зондирование Земли
    • Право интеллектуальной собственности в международных космических проектах
    • Охрана космического пространства и земной среды от техногенного космического загрязнения
    • Взаимодействие международного и национального космического права
    • Ответственность в международном космическом праве
    • Международное сотрудничество в исследовании и использовании космического пространства
  • Международное ядерное право
    • Понятие международного ядерного права
    • Принципы и источники международного ядерного права
    • Правовое регулирование разработки, испытания, размещения ядерного оружия
    • Международно-правовая защита от радиоактивного заражения
    • Ответственность за ядерную деятельность
    • Контроль в международном ядерном праве
  • Международное уголовное право
    • Понятие международного уголовного права
    • Принципы и источники международного уголовного права
    • Понятие и виды международных преступлений
    • Понятие и виды транснациональных преступлений
    • Правовая помощь по уголовным делам
    • Выдача (экстрадиция) преступников и передача осужденных для отбывания наказания в государство гражданства
    • Роль международных организаций в области борьбы с преступностью
    • Международная уголовная юстиция
    • О международном уголовно-процессуальном праве
  • Международно-правовое регулирование научно-технического сотрудничества
    • Научно-техническое сотрудничество: понятие и принципы
    • Источники правового регулирования международного научно-технического сотрудничества
    • Виды международного научно-технического сотрудничества и формы его осуществления
    • ООН и международное научно-техническое сотрудничество
    • Региональное международное научно-техническое сотрудничество

Международные неправительственные организации

Международная неправительственная организация (МНПО) - это объединение национальных общественных организаций, союзов, групп и отдельных лиц из различных государств, созданное в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, культурной, научно-технической и других сферах деятельности человека; это организация, учрежденная не на основании межправительственного соглашения и не ставящая целью извлечение коммерческой прибыли.

Первые такие организации стали появляться еще в XIX в., но их численность существенно возросла во второй половине XX в. В настоящее время их насчитывается более 4 тыс., и число их продолжает расти. Необычайно возросли и роль МНПО, их влияние на международные отношения, на развитие и совершенствование международного права.

МНПО поддерживают связи с международными межправительственными организациями, получая при них консультативный статус. В системе ООН такой статус предоставляют как сама ООН, так и все ее специализированные организации, за исключением Всемирного почтового союза. Отношения ООН с МНПО регламентируются резолюцией ЭКОСОС 1296 от 23 мая 1968 г. «Мероприятия по консультациям с неправительственными организациями». Установлены две категории консультативного статуса: I - общий консультативный статус и II - специальный консультативный статус. Ведется также Список (или Ростер) международных неправительственных организаций, которые поддерживают связи с ЭКОСОС. Та или иная категория консультативного статуса предоставляется МНПО в зависимости от ее международного авторитета и заинтересованности ЭКОСОС в сотрудничестве с ней. Категория I предоставляется организациям, сфера деятельности которых в наибольшей степени соприкасается с компетенцией ЭКОСОС. Категория II предоставляется МНПО, связанным лишь с отдельными областями деятельности ЭКОСОС. Наконец, в Список включаются МНПО, не вошедшие в эти две категории, но готовые оказать Совету помощь в его работе.

Наибольший объем прав имеют организации I категории. Только они могут предлагать вопросы для рассмотрения их в качестве пунктов повестки дня ЭКОСОС и делать по ним устные заявления. Все организации, получившие тот или иной статус или включенные в Список, могут вносить пункты в повестку дня вспомогательных органов ЭКОСОС и выступать в них с устными заявлениями, направлять наблюдателей на заседания ЭКОСОС и его органов, представлять письменные заявления, осуществлять специальные исследования и готовить соответствующие документы, когда это входит в их компетенцию. Однако организации, входящие в Список, могут направлять своих наблюдателей не на все заседания, а только на те, где обсуждаются вопросы, имеющие к ним отношение. Письменные заявления они могут делать только по просьбе Генерального секретаря ООН.

Около 1600 МНПО, активно работающих в области экономического и социального развития, имеют консультативный статус в ЭКОСОС, а еще около 1500 организаций, представляющих интерес для ООН, входят в Список.

В 1996 г. ЭКОСОС приняла Резолюцию 1996/31 о консультативных отношениях между ООН и неправительственными организациями, обновив тем самым Резолюцию 1296. В ней предусмотрены три новых момента: признание важности национальных, региональных и субрегиональных неправительственных организаций и увеличение их числа; расширение роли Комитета по неправительственным организациям, существующего при ЭКОСОС; принятие стандартных правил участия неправительственных организаций в международных конференциях ООН и в процессе подготовки к ним. В другой своей Резолюции 1996/297 ЭКОСОС рекомендовал, чтобы Генеральная Ассамблея изучила вопрос об участии неправительственных организаций во всех областях деятельности ООН.

Из специализированных учреждений наиболее тесно сотрудничает с МНПО ЮНЕСКО, которая устанавливает три категории консультативного статуса: А - консультативная и сотрудничающая, В - информационная и консультативная и С - категория взаимной информации. Предусмотрена возможность самой ЮНЕСКО создавать МНПО, а также оказывать им финансовую помощь.

Консультативные связи МНПО устанавливают также с региональными межправительственными организациями. Например, при Совете Европы более 350 МНПО имеют консультативный статус.

Влияние МНПО на деятельность межправительственных организаций, их роль в международных отношениях и международном праве проявляются в различных формах. Назовем некоторые из них.

Информационная . МНПО регулярно направляют общую и частную информацию государствам и межправительственным организациям и их органам в сфере своей деятельности. Они также распространяют информацию, полученную от межправительственных организаций.

Особо важную роль играют МНПО в распространении знаний о правах человека.

Консультативная . МНПО дают советы и консультации организациям, лицам, группам лиц по их просьбе.

Правотворческая . МНПО традиционно участвуют в правотворческом процессе, влияя на позицию государств, разрабатывая проекты соглашений. Такие проекты зачастую передаются на рассмотрение государств и межправительственных организаций. Некоторые МНПО специально занимаются неофициальной кодификацией международного права, например Гаагский институт международного права. Большую роль в кодификации международного гуманитарного права играет Международный комитет Красного Креста (МККК), при активном участии которого были разработаны Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним.

Контрольная . Все больше возрастает роль МНПО по обеспечению соблюдения норм международного права и соответствующего контроля. В качестве примера можно отметить деятельность МККК, основная задача которого состоит в наблюдении за выполнением норм международного гуманитарного права. Ряд МНПО действуют в области прав человека и демократии, например Международная амнистия. Международная федерация прав человека. Международная комиссия юристов контролируют соблюдение международных стандартов по правам человека. Подобные же контрольные функции выполняют МНПО в области охраны окружающей среды, например Международный Зеленый Крест.

Следственная . МНПО неоднократно создавали специальные следственные комиссии. Так, по инициативе Международной ассоциации юристов-демократов были созданы Международная комиссия по расследованию преступлений США в Индокитае (в 1970 г.), Международная комиссия по расследованию преступлений Израиля на оккупированных арабских территориях. В последние годы ряд МНПО, например Международная амнистия, создавали специальные следственные комиссии для расследования положения с правами человека в Чили, Руанде, Гаити.

МНПО не являются субъектами международного права, но должны осуществлять свою деятельность, сообразуясь с его принципами и нормами. Внутри государств правовой статус МНПО определяется национальным законодательством. За ними и международным персоналом МНПО признаются определенные привилегии и иммунитеты.

Неправительственные организации (сокращенно НПО) – это структуры, учрежденные частными лицами или некоммерческими организациями, функционирующие на собственные деньги и на основании устава. Слово «неправительственный» в названии означает, что в таких организациях не могут участвовать официальные (правительственные) институты.

НПО имеют несколько источников финансирования:

  • регулярные взносы членов;
  • привлеченные средства – пожертвования, гранты, заказы на выполнение работ и т. д.

Неправительственные организации бывают национальными и международными.

Что такое международные неправительственные организации

Международные неправительственные организации (МНПО) – это структуры, которые не были учреждены на основе соглашения между правительствами разных стран.

МНПО должна быть признана хотя бы одним государством или иметь консультационный статус при другой организации, работающей на базе межправительственного соглашения.

Основные характерные черты МНПО:

  • наличие устава;
  • регулярный или постоянный характер деятельности;
  • многосторонние переговоры, как основной метод деятельности.

Наиболее известными в России и во всем мире являются несколько международных неправительственных организаций.

Наиболее известны следующие организации:

  • Ассоциация международного права;
  • «Врачи без границ»;
  • «Гринпис»;
  • «Международная амнистия» (МА);
  • «Репортеры без границ» (РБГ);
  • «Римский клуб»;
  • «Хельсинские группы» (ХГ);
  • «Хьюман Райс Вотч» (ХРВ).

Ассоциация международного права

Эта международная неправительственная организация создана в 1873 году. В настоящее время консультирует Организацию объединенных наций. Цель Ассоциации: добросовестное применение и развитие международного права, унификация законодательства, устранение коллизий нормативно-правовых актов в различных странах.

«Врачи без границ» (ВБГ)

«Врачи без границ» – это медицинская и гуманитарная организация, которая была создана в 1971 году в Париже с целью помощи жертвам войны в Нигерии. Сегодня «Врачи без границ» работают в большинстве «горячих точек» мира, ведут борьбу с «чумой 21 века»: СПИДом и наркоманией, занимаются просвещением.

Штат ВБГ – более 3-х тысяч человек. Сотрудники организации – дипломированные врачи и младший медицинский персонал. «Врачи без границ» имеют 20 постоянных представительств, каждый год сотрудники этой МНПО выезжают в 80 стран мира.

Наибольшую известность имеют следующие программы ВБГ:

  • помощь пострадавшим в результате геноцида в Руанде (1994 г.);
  • 2002-2003 гг. – работа в Либерии, во время гражданской войны;
  • миссия в Ираке (до 2003 г.);
  • 1979-2004 гг. – миссия в Афганистане и на границе Афганистана с Пакистаном.

Одним из принципов работы «Врачей без границ» является соблюдение нейтралитета во время любой войны или вооруженного конфликта.

Цель ВБГ – защита прав человека, которые были нарушены. Для этого организация воздействует на государственные органы с помощью информационных кампаний и мобилизации общественного мнения.

«Врачи без границ» в РФ помогают бездомным в Москве, больным туберкулезом, жертвам стихийных бедствий – наводнений и землетрясений, занимаются профилактикой СПИДа в наркоманской среде.

«Гринпис»

«Гринпис» – работающая по всему миру природоохранная организация. Деятельность защитников природы началась в 1971 г. в канадском Ванкувере. «Гринпис» борется за решение глобальных экологических проблем, в частности, выступает против употребления нефтяных продуктов. Одним из главных методов работы МНПО является свидетельствование: активисты проникают на место экологического преступления и предоставляют репортерам достоверную, а главное – независимую информацию.

«Гринпис» существует исключительно за счет добровольных пожертвований. Организация не сотрудничает с бизнесом, политическими партиями или государственными структурами. МНПО борется не только против применения нефтяных продуктов, но и выступает против материалов, из которых делают iPhone. Также известна целая серия акций, направленная против возведения некоторых объектов к Олимпиаде в Сочи.

На территории РФ «Гринпис» борется с радиоактивным заражением окружающей среды, с изменениями климата, проводит кампании за сохранение чистоты озера Байкал и т. д.

«Международная амнистия» (МА)

«Международная амнистия» – это организация, созданная в 1961 году в Великобритании. МА является лауреатом премии ООН и Нобелевской премии мира в области прав человека.

Эта правозащитная организация консультирует ЮНЕСКО, Совет Европы и ООН.

«Международная амнистия» борется за свободу самовыражения и совести, с нарушениями прав человека на физическую и психологическую неприкосновенность, выступает против смертной казни и за справедливое судебное разбирательство.

Секции МА есть во многих странах мира, в том числе в России и в Украине. К этой международной неправительственной организации имеют отношение более 2-х миллионов членов и сторонников. Главный офис организации находится в канадской Оттаве.

Практические направления деятельности «Международной амнистии»:

  • помощь родственникам заключенных;
  • отправка наблюдателей в суды;
  • представления в правительства;
  • помощь бывшим заключенным в трудоустройстве или в предоставлении убежища.

Благодаря «Международной амнистии» ООН приняла свою Резолюцию №3059, в которой была официально осуждена практика пыток. Организация выступала за введение нового поста – Верховного комиссара по правам человека и нового органа – Международного уголовного суда.

В связи с глобализацией МА была вынуждена пересмотреть направления своей деятельности в сторону их расширения. Теперь «Международная амнистия» борется за права женщин и за предоставление бесплатного образования детям во всем мире. МА поощряет религиозную терпимость, выступает против незаконных убийств во время вооруженных конфликтов, защищает права мигрантов и беженцев и т. д.

«Репортеры без границ» (РБГ)

«Репортеры без границ» – это правозащитная организация, действующая во всем мире. РБГ начала свою работу в 1985 году. Главный офис «репортеров» расположен в столице Франции, Париже.

Основная цель этой МНПО – борьба против цензуры и за освобождение журналистов, которые находятся в тюрьме по причинам, связанным со своей работой.

«Репортеры без границ» финансируются правительствами Франции и США, а также западными концернами.

В РФ «репортеры» известны главным образом своими акциями против интернет-издания «Курсив», главный редактор которого написал статью «Путин как фаллический символ» и расследованием убийства Пола Хлебникова, редактора Forbes на русском.

«Римский клуб»

«Римский клуб» – это научная организация, членами которой являются ученые, общественные и политические деятели из многих стран мира. Начав свою деятельность в 1968 г., «Римский клуб» работает над решением глобальных проблем.

«Хельсинские группы (ХГ)

«Хельсинские группы» (ХГ) – это целая сеть неправительственных организаций, которые возникли после подписания Хельсинских соглашений в 1975 году. Одной из целей «Хельсинских групп» было информирование мирового сообщества о настоящем положении дел с правами человека, большей частью в странах «соцлагеря». В прошлом организация работала на полуподпольной основе, а ее сотрудников репрессировали.

В СССР ХГ работала с 1976 по 1981 год, затем, в 1989 году деятельность организации была продолжена. На заре своей деятельности ХГ финансировались исключительно за счет частных пожертвований. Сегодня источники финансирования Международной хельсинской группы – крупные государственные и частные структуры, к примеру, Фонд «Открытое общество» Джорджа Сороса, частный «Фонд МакАртуров», «Национальный фонд США в поддержку демократии» и т. д.

«Хьюман Райс Вотч» (ХРВ)

«Хьюман Райс Вотч» – правозащитная организация, создание которой в 1978 году стало реакцией на просьбу о помощи со стороны правозащитных групп Праги, Варшавы и Москвы. Штаб-квартира ХРВ расположена в США. В отличие от современной МХГ, «Хьюман Райс Вотч» принимает только частные пожертвования.

Основные направления работы ХРВ:

  • отстаивание политических прав и свобод;
  • расследование нарушений прав человека и публикация результатов этих расследований;
  • расследование преступлений против человечности;
  • борьба с распространением противопехотных мин;
  • противодействие вербовке детей в качестве солдат;
  • противодействие торговле людьми;
  • защита мирного населения во время вооруженных конфликтов.

Организацию часто критикуют за то, что она выступает инструментом влияния США и НАТО. Однако такая точка зрения, очевидно, не согласуется с позицией организации против Израиля в его конфликте с арабским миром, а также с тем, что в 2005 году ХРВ подала иск на Дональда Рамсвельда, министра обороны США по причине его бездействия в отношении фактов пыток в американских военных исправительных учреждениях.

Правовой статус МНПО в РФ

Деятельность международных неправительственных организаций регламентируется на двух уровнях: международном и на уровне той страны, в которой была создана организация. В первом случае основой деятельности МНПО являются документы: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Всеобщая декларация прав человека и т. д.

На территории РФ функционирование МНПО регламентируется Конституцией, в частности, статьей 30, которая гарантирует права граждан на создание общественных объединений и на свободу их деятельности.

Государство не может вмешиваться в работу международной неправительственной организации.

МНПО могут быть ликвидированы исключительно по решению судебных органов.

НПО самостоятельно принимают свой Устав, определяют цели и задачи своего функционирования. Роль государства заключается в регистрации уставного документа в Министерстве юстиции. Налоговый орган занимается проверкой финансового аспекта деятельности организации.

Правовое положение общественных объединений определяется Законом «Об общественных объединениях», который был принят 19 мая 1995 года. Право на создание общественных объединений имеют не только российские граждане, но и иностранцы. Таким образом, вполне легитимным является функционирование на территории РФ филиалов международных неправительственных организаций. Ограничения на создание тех или иных МНПО могут устанавливаться только в федеральном законодательстве.

Вместе с тем, закон запрещает МНПО, деятельность каких направлена на:

  • изменение конституционного строя в РФ;
  • нарушение целостности страны;
  • создание вооруженных формирований;
  • подрыв национальной безопасности;
  • разжигание религиозной, национальной, расовой или любой другой вражды.