Презентация на тему "Организационно-правовые формы предприятий.". Презентация на тему: "организационно-правовые формы юридических лиц" Презентация на тему общество с дополнительной ответственностью

Особенность OДO: при недостаточности имущества общества для удовлетворения требований кредиторов участники ОДО могут быть привлечены к имущественной ответственности по долгам общества своим личным имуществом, в солидарном порядке.

Преимущество OДO: размер ответственности ограничен , касается не всего имущества участников, а только части − одинакового для всех кратного размера к сумме внесенных вкладов (3-х кратного, 5- кратного и т.п.).

Акционерное общество с открытого

типа (ОАО)

Особенность OАO: имущественный и денежный капитал формируется путем открытой продажи акций. Минимальный размер уставного капитала составляет 100 000 рублей.

Открытость заключается в обязанности ежегодно публиковать годовой отчет. Приобретая акции, покупатель приобретает право участвовать в управлении ОАО, обладать частью имущества, право на дивиденды (часть прибыли).

Преимущество OАO: его независимость от

Акционерное общество с закрытого

типа (ЗАО)

Особенность ЗАO: распределение акций только среди учредителей. Если ЗАO имеет число акционеров > 50

человек, то подлежит преобразованию в OАO или ликвидации.

Недостаток АO : детальное и жесткое регулирование со стороны государства: предоставление отчетов о деятельности не только акционерам, обязательность аудиторского подтверждения правильности годовой финансовой отчетности.

Производственные кооперативы

Особенность: имущество формируется на долевой основе за счет взносов участников, которые несут по обязательствам ПК субсидиарную ответственность в размерах и порядке предусмотренных законодательством и уставом кооператива; Число членов не менее 5. Не менее

70% членов кооператива должны состоять в штате кооператива. При числе членов более 50 может быть создан наблюдательный совет.

Различие кооперативов от обществ:

каждый член кооператива имеет голос независимо от размера своего

имущественного взноса при управлении. В

доход членов кооператива не зависит от величины паевых взносов; индивидуальные заработки определяются их трудовым вкладом. Доход членов ООО связан с паевыми взносами;

состав учредительных документов различен. Устав, утверждаемый общим собранием его членов.

Унитарное предприятие

Особенность: в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения

Особенность: в его рамках владелец права хозяйственного ведения может распоряжаться имуществом, но не может продать, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в складочный

Унитарное предприятие на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие)

Особенность: создается на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.

Работает по плану, утвержденному вышестоящим органом, финансирование из бюджета.

Недостаток: имеет меньшую самостоятельность, чем предприятия, действующие на праве хозяйственного ведения.

Некоммерческие организации

Особенность: не ставят извлечение прибыли основной целью своей деятельности и не распределяют свою прибыль между участниками.

Создаются в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, социальных, благотворительных фондов, ассоциаций и союзов, предусмотренных федеральным законом, для достижения

социальных, благотворительных,

Критерии отнесения предприятия к малому бизнесу

Ограничение по статусу доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 % ;

Ограничение по численности работников

относятся средние, малые и микропредприятия: число постоянных работников не должно превышать 250 человек.

Ограничение по выручке - установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Коммерческие организации Хозяйственные товарищества и общества - это коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Товарищества представляют собой преимущественно объединения лиц, а общества -объединения капиталов. К числу товариществ относятся полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное), к числу обществ - общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью и акционерное общество.

3 слайд

Описание слайда:

Полным товариществом признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом

4 слайд

Описание слайда:

Товарищество на вере это товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников - вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности

5 слайд

Описание слайда:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов

6 слайд

Описание слайда:

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества

7 слайд

Описание слайда:

Акционерное общество (АО) это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций

8 слайд

Описание слайда:

Открытое акционерное общество вправе производить открытую подписку на выпускаемые им акции, его акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Максимальное число акционеров открытого акционерного общества не ограничено. Ежегодно оно обязано публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков, а также иные сведения. Размер уставного капитала открытого акционерного общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда.

9 слайд

Описание слайда:

Закрытое акционерное общество распределяет акции исключительно среди учредителей либо среди заранее определенного круга лиц. Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества. Максимальное число акционеров закрытого акционерного общества не должно превышать пятидесяти. Закрытое акционерное общество может быть обязано публиковать данные о своей деятельности в случаях, установленных федеральным органом исполнительной власти, регулирующим рынок ценных бумаг. Размер уставного капитала закрытого акционерного общества должен составлять не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда.

10 слайд

Описание слайда:

Некоммерческие организации Потребительские кооперативы - организации, члены которых объединили свои имущественные паевые взносы для удовлетворения своих материальных и иных потребностей. К числу потребительских кооперативов относятся жилищно-строительные, гаражные, дачные и прочие кооперативы. Общественные и религиозные организации - добровольные объединения граждан, объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Религиозные организации отличаются тем, что они созданы для совместного исповедания и распространения веры и обладают следующими признаками: наличие вероисповедания; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Колличество участников ОДО

От одного до пятидесяти. Участниками могут быть дееспособные российские и иностранные граждане (а также лица не имеющие гражданства) и юридические лица.

Уставный капитал ОДО

Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников. Размер доли участника общества в уставном капитале общества определяется в процентах или в виде дроби. Размер доли участника общества должен соответствовать соотношению номинальной стоимости его доли и уставного капитала общества.

Минимальный уставной капитал составляет 10 000 (десять тысяч) рублей. уставный капитал может быть внесен как денежными средствами (открытие накопительного счета для оплаты уставного капитала в банке), так и имуществом, имущественными правами, либо иными правами, имеющими денежную оценку. При внесении не денежного вклада суммой более чем 20 000 (двадцать тысяч) рублей требуется оценка, проводимая независимым оценщиком.

Цель создания ОДО

Общество с дополнительной ответсвенностью, создается, с целью получения прибыли и может заниматься любой не запрещенной законом деятельностью. При этом, для определенных видов деятельности необходимо получение специального разрешения (лицензии). Срок деятельности — не ограничен, если иное не установленно Уставом Общества.

Органы управления ОДО

Высшим органом управления в ОДО является Общее собрание участников общества. Исключительная компетенция Общего собрания установленна Законом (Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Общее обрание участников может решать и любые иные вопросы, в случае отнесения их к компетенции собрания уставом Общества.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (например Генеральный директор) или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества (например директор и дирекция либо правление). Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества.

Уставом общества может быть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) общества. Компетенция совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества в соответствии с федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Уставом общества может быть предусмотрено образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества. В обществах, имеющих более пятнадцати участников, образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества является обязательным. Членом ревизионной комиссии (ревизором) общества может быть также лицо, не являющееся участником общества.

Ответственность ОДО

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих участников, участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов в кратном размере (кратный размер устанавливается учредительными документами общества). Участники общества несут "круговую поруку", т.е. при недостаточности средств (имущества) у одного из участников требование можно предъявить к другим участникам.

Участники общества, внесшие вклады в уставный капитал общества не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников общества.

В случае несостоятельности (банкротства) общества по вине его участников или по вине других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на указанных участников или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Учредительные документы ОДО

Учредительными документами Общества с дополнительной ответсвенностью, являются Устав и учредительный договор. В случае если в Обществе только один участник, то учредительными документами являются Устав и Решение Учредителя (участника). В учредительном договоре должны содержатся следующие сведения:
  • состав учредителей (участников) общества;
  • размер уставного капитала общества и размер доли каждого из учредителей (участников) общества;
  • размер и состав вкладов, порядок и сроки их внесения в уставный капитал общества при его учреждении;
  • ответственность учредителей (участников) общества за нарушение обязанности по внесению вкладов;
  • условия и порядок распределения между учредителями (участниками) общества прибыли;
  • состав органов общества;
  • порядок выхода участников общества из общества.
В Уставе общества должно быть указано:
  • полное и сокращенное фирменное наименование общества;
  • сведения о месте нахождения общества;
  • сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
  • сведения о размере уставного капитала общества;
  • права и обязанности участников общества;
  • сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества (если право выхода участника из общества предусмотрено уставом);
  • сведения о порядке перехода доли (части доли) в уставном капитале общества к другому лицу;
  • сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам.

Преобразование ОДО

ОДО должно преобразоваться в ОАО или производственный кооператив в течение года в случае если количество участников превысит пятьдесят.

Права и обязанонсти участников ОДО

Участник ОДО вправе:
  • участвовать в управлении делами общества в порядке, установленном ФЗ и учредительными документами общества;
  • получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном его учредительными документами порядке;
  • принимать участие в распределении прибыли;
  • продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества либо ее часть одному или нескольким участникам данного общества в порядке, предусмотренном Законом и уставом общества;
  • в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников;
  • получить в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость. Устав ОДО может предусматривать и иные права (дополнительные права) принадлежащие участнику общества.
Участник ОДО обязан:
  • вносить вклады в порядке, в размерах, в составе и в сроки, которые предусмотрены Законом и учредительными документами общества;
  • не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества.
Устав ОДО может предусматривать и иные обязанности, возложенные на учатника общества.

Порядок распределения прибыли в ОДО

Общество вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение о распределении своей чистой прибыли между участниками общества. Решение об определении части прибыли общества, распределяемой между участниками общества, принимается общим собранием участников общества.

Часть прибыли общества, предназначенная для распределения между его участниками, распределяется пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Уставом общества при его учреждении или путем внесения в устав общества изменений по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно, может быть установлен иной порядок распределения прибыли между участниками общества. Изменение и исключение положений устава общества, устанавливающих такой порядок, осуществляются по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно.

Особенности ОДО

Общество с дополнительной ответсвенностью — одна из редких форм ведения предпринимательства в Российской Федерации. При относительно небольших затратах на его создание, и относительно простой отчетсностью — эта организационно-правовая форма является неинтересной большинству предпринимателей, в связи с дополнительной ответсвенностью личным имуществом. в этом смысле она чем-то напоминает статус индивидуального предпринимателя, только хуже.

ПОНЯТИЕ ОДО Статья 95 ГК указывает, что обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных уставом размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых уставом общества.

Создание ОДО считается созданным с момента его государственной регистрации в порядке, определяемом законодательными актами. ОДО считается зарегистрированным с даты проставления штампа на его уставе и внесения записи о государственной регистрации ОДО в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Какие действия должны совершить учредители ОДО до подачи в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации ОДО? До подачи в регистрирующий орган для государственной регистрации необходимых документов учредители ОДО должны: - согласовать с регистрирующим органом наименование ОДО; - определить предполагаемое место размещения ОДО; - принять решение о создании ОДО и подготовить его устав; - сформировать уставный фонд (открыть временный счет в банке - при внесении денежного вклада в уставный фонд, провести оценку стоимости неденежного вклада - при внесении в уставный фонд неденежного вклада).

Какие документы предоставляются для государственной регистрации ОДО? Для государственной регистрации ОДО в регистрирующий орган представляются: - заявление о государственной регистрации; - устав в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате. doc или. rtf); - легализованная выписка из торгового регистраны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для учредителей, являющихся иностранными организациями;

-копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для учредителей, являющихся иностранными физическими лицами; - оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины. ! Истребование иных документов для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, запрещается.

Размер и порядок формирования Уставного фонда ОДО При создании хозяйственного общества формируется его уставный фонд в порядке, установленном Законом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» и иным законодательством. Для ОДО минимальный размер уставного фонда законодательством не предусмотрен, поэтому ОДО самостоятельно определяет размер своего уставного фонда. На момент осуществления государственной регистрации уставной фонд ОДО должен быть сформирован в полном объеме в размере, предусмотренном уставом ОДО. Вкладом в уставный фонд ОДО могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку.

v Вносимое в уставный фонд ОДО имущество должно принадлежать учредителям (участникам) на праве собственности, быть необходимым и пригодным для использования в деятельности этого общества. v Вкладом в уставный фонд ОДО не может быть имущество, если право на его отчуждение ограничено собственником, законодательством или договором. v Уставный фонд ОДО не может быть сформирован полностью за счет неденежного вклада в виде имущественных прав. v Денежная оценка неденежного вклада в уставный фонд хозяйственного общества подлежит экспертизе и проводится в порядке, установленном законодательством.

Какой документ является учредительным документом ОДО? Какие необходимые сведения должны содержаться в Уставе ОДО? Учредительным документом ОДО является устав. Устав ОДО должен определять: Ø наименование хозяйственного общества; Ø место его нахождения; Ø цели деятельности, а в случаях, предусмотренных законодательством, и предмет деятельности; Ø размер уставного фонда; Ø перечень участников ОДО и сведения о размере долей в уставном фонде ОДО каждого из его участников; Ø размер, состав, сроки и порядок внесения участниками ОДО вкладов в уставный фонд этого общества;

Ø ответственность участников ОДО за нарушение обязанностей по внесению вкладов в уставный фонд этого общества; Ø права и обязанности участников; Ø структуру, порядок избрания или образования, состав и компетенцию его органов; Ø порядок управления деятельностью хозяйственного общества; Ø орган управления хозяйственного общества; Ø порядок принятия органами управления решений, включая перечень вопросов, решения по которым принимаются органами управления единогласно или квалифицированным большинством голосов;

Ø условия и порядок распределения прибыли и убытков; Ø перечень представительств и филиалов; Ø ответственность общества, его участников; Ø порядок утверждения бухгалтерской отчетности общества; Ø основания ликвидации этого общества по решению его участников; Ø иные сведения, предусмотренные законодательством.

Учредительные документы ОДО должны также дополнительно содержать сведения о размере субсидиарной ответственности учредителей (участников) такого общества по его обязательствам и порядке ее распределения между учредителями (участниками). Размер субсидиарной ответственности учредителей (участников) ОДО не может быть менее суммы, эквивалентной 50 базовым величинам. В учредительные документы ОДО по согласию учредителей (участников) могут быть включены и иные положения, не противоречащие законодательству.

Осуществление гос. регистрации Государственная регистрация ОДО осуществляется облисполкомами, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским горисполкомами. Облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации ОДО другим местным исполнительным и распорядительным органам, а названные горисполкомы - соответствующим администрациям районов в городах. Регистрирующие органы в соответствии со своей компетенцией: - согласовывают наименования ОДО; - осуществляют государственную регистрацию ОДО;

В день подачи документов, представленных для государственной регистрации ОДО, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа: - ставит на уставе ОДО штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает один экземпляр устава лицу, его представившему, и вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запись о государственной регистрации ОДО; - представляет в Министерство юстиции необходимые сведения об ОДО для включения его в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Свидетельство о государственной регистрации ОДО выдается не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации. Наличие у ОДО устава со штампом, свидетельствующим о проведении государственной регистрации, является основанием для обращения за изготовлением печатей (штампов) в организации, осуществляющие в установленном порядке данный вид деятельности, а также за совершением иных юридически значимых действий. Получения специальных разрешений на изготовление печатей (штампов) не требуется. Регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней выдает документы, подтверждающие постановку зарегистрированного ОДО на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии "Белгосстрах".

При экономической несостоятельности (банкротстве) одного из участников ОДО либо недостаточности имущества одного или нескольких участников общества для обеспечения причитающейся с них доли дополнительной ответственности его (их) ответственность по обязательствам этого общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если учредительными документами ОДО не предусмотрен иной порядок распределения ответственности.

Учредительный договор должен быть заключен в простой письменной форме путем составления одного документа согласно п. 1 ст. 89 ГК РФ. Стороны могут предусмотреть его нотариальное удостоверение, хотя закон их не обязывает это делать. Как показывает практика, указание в учредительном договоре компании неточных данных о государственной регистрации одного из учредителей само по себе не будет основанием для признания договора ничтожным в части вхождения этого лица в состав учредителей. Очевидно, что учредительный договор может быть заключен только при наличии не менее двух учредителей юридического лица.

Для обществ с одним учредителем установлен один учредительный документ – устав. Изменение количественного состава участников общества влияет на число учредительных документов. При увеличении числа участников общества возникает необходимость заключения между ними учредительного договора, а при уменьшении до одного участника учредительный договор прекращает свое действие, так как исчезает основание возникновения договора («соглашение двух или нескольких лиц» – ст. 420 ГК РФ).

Учредительный договор действует с момента его заключения до момента ликвидации юридического лица.

К учредительным документам ОДО относится также устав, утверждаемый учредителями. Если учредительный договор и устав были разработаны заранее, возможно их одновременное принятие собранием учредителей, но, как правило, заключение учредительного договора начинает формализованный процесс создания общества. Закон не требует специальной формы ни для договора, ни для устава.

Требования к содержанию устава общества определяются п. 2 ст. 12 Закона. Устав должен включать следующую информацию:

– полное и сокращенное фирменное наименование общества;

– сведения о месте нахождения общества;

– сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

– сведения о размере уставного капитала общества;

– сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества;

– права и обязанности участников общества;

– сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества;

– сведения о порядке перехода доли (части доли) в уставном капитале общества к другому лицу;

– сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам;

– иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Устав общества может также содержать иные положения, не противоречащие Закону и иным федеральным законам.

Если при рассмотрении дела будет установлено, что в уставе общества содержатся положения, противоречащие Закону и иным федеральным законам, они не должны применяться судом при разрешении возникшего спора.

В случае несоответствия положений учредительного договора и положений устава общества приоритет, как для участников общества, так и для третьих лиц, имеют положения устава общества (п. 5 с. 12 Закона). Хотя, по логике вещей первичным документом является учредительный договор, заключаемый учредителями именно для создания общества и определяющий порядок ведения совместной деятельности учредителей по созданию общества .

Оригинал устава и учредительного договора хранятся согласно ст. 50 Закона по месту нахождения единоличного исполнительного органа общества или в ином месте, определенном участниками, а копии учредительных документов вправе получить все участники общества.

Следует отметить, что устав определяет только корпоративные отношения с участием юридического лица и его учредителей. Когда созданное юридическое лицо является корпорацией, т.е. основано на строго фиксированном членстве, устав регламентирует отношения, возникающие между юридическим лицом, его учредителями (участниками, членами) и лицами, действующими в качестве его органов.

Получается, что корпоративные отношения между юридическим лицом и его учредителями успешно регламентируются как учредительным договором, так и уставом. Между тем обязательственные отношения между учредителями юридического лица, а также корпоративные отношения между учредителями в юридических лицах – учреждениях можно установить и урегулировать либо учредительным договором, либо договором о совместной деятельности по созданию юридического лица, но не уставом.

Учитывая функции, которые выполняет учредительный договор в процессе создания и деятельности юридического лица, его существование в российском праве, по мнению Н.В. Козловой, представляется излишним, поскольку он может быть заменен, с одной стороны, договором о совместной деятельности по созданию юридического лица, с другой стороны – уставом .

Изменение учредительного договора возможно только по единогласному решению участников, в то время как внесение изменений в устав общества осуществляется большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников, если необходимость большего числа голосов для решения этого вопроса не предусмотрена уставом общества (п. 8 ст. 37 Закона).

Как замечает С.Д. Могилевский, в результате подобного правового регулирования возникают «реальные возможности создания искусственных коллизий положений устава и договора, когда через менее жесткую процедуру внесения изменений в устав общества будут подвергаться сомнению положения договора» .

Процесс создания общества с дополнительной ответственностью завершается его государственной регистрацией.

Общество подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц (ст. 13 Закона «Об ООО»).

Государственная регистрация юридического лица – акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах.

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (регистрирующим органом), уполномоченным Правительством РФ.

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа ОДО, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 1 ст. 13 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах. При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются ряд документов (ст. 12 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Такие документы непосредственно подаются или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. В число таких документов законодатель включил:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

На практике, зачастую между лицами, пожелавшими создать ООО, проходят предварительные переговоры с подписанием протокола (такого рода действия законодательством не предусмотрены). Данные письменные свидетельства предварительной деятельности по созданию юридического лица представлять в регистрирующий орган не следует.

Требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, утверждены постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. №439.

Согласно статье 12 Закона о регистрации при государственной регистрации юридического лица в регистрирующий орган представляются, в том числе, учредительные документы юридического лица.

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

– руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

– учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

– руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

– иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Заявителю при предоставлении всех необходимых документов в этот же день выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом. В случае поступления в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Отказ в государственной регистрации допускается в случае (п. 1 ст. 23 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»):

– непредставления необходимых для государственной регистрации документов;

– представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

– когда один из учредителей находится в процессе ликвидации (п. 2 ст. 20 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Решение полномочного органа об отказе в регистрации, должно быть, мотивировано со ссылкой на норму закона. Такое решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

Решение о государственной регистрации ОДО, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (п. 1 ст. 11 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

2 Участие в деятельности ОДО

2.1 Права и обязанности участников ОДО

Участниками ОДО могут являться юридические лица и граждане, в том числе профессионально не занимающиеся предпринимательской деятельностью. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе быть участниками обществ, если иное не установлено законом (п. 4 ст. 66 ГК РФ, п. 2 ст. 7 Закона об ООО). ОДО может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. Общество может впоследствии стать обществом с одним участником.

Законодательством установлено ограничение количественного состава участников ОДО – не более 50. В случае, если число участников общества превысит установленный предел, ОДО должно преобразоваться в открытое акционерное общество или производственный кооператив; в противном случае оно подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию уполномоченных органов.

Права участников ОДО представляют собой весьма интересный предмет исследования не только с научной, но и с практической точки зрения. Правоотношения, возникающие между обществом и его участником, составляют основу внутренней структуры любого юридического лица, отличают одну правовую форму от другой и наряду с другими характеристиками определяют выбор учредителей при создании организации .

Классификация прав участников ОДО производится путем выделения таких категорий, как имущественные, неимущественные и управленческие; основные и дополнительные; императивно и диспозитивно закрепленные.

В п. 1 ст. 67 ГК РФ императивно закреплен минимум прав участников хозяйственных обществ, который может быть расширен применительно к отдельным видам обществ ГК РФ, специальными законами о хозяйственных обществах, в нашем случае Законом об ООО и учредительными документами. Напротив, ограничить права участников, содержащиеся в указанной статье, учредительными документами нельзя, так как данный перечень носит императивный характер. Согласно указанной норме участники общества вправе участвовать в управлении делами общества; получать информацию о деятельности общества; знакомиться с бухгалтерскими книгами и иной документацией общества; принимать участие в распределение прибыли; получать в случае ликвидации часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.

Если обратиться к ст. 8 Закона об ООО, посвященной правам участников общества, то увидим, что она повторяет положения ст. 67 ГК РФ, добавив лишь право на свободный выход из общества и право на отчуждение своей доли (ее части) участникам общества. При этом в данной статье указано, что участники имеют и другие права, предусмотренные Законом об ООО. Причем, если провести анализ норм указанного Закона, то обнаружится, что положения, прямо или косвенно регулирующие права участников, закреплены во многих его статьях – ст. 10, 12, 21, 22, 26, 28 и др. Поэтому для того, чтобы четко представлять характер и направленность этих прав, многие авторы, придерживаясь различных критериев, пытаются привести классификацию прав участников общества. Так например, С.Д. Могилевский делит права участников общества на дополнительный и основные, последние из которых в свою очередь подразделяет на безусловные и права с условием . Можно не согласиться с подобной классификацией, во-первых, основные права участников общества определены не только Законом об ООО, как указывает автор, но и нормами ГК РФ. Во-вторых, не совсем ясен критерий разграничения прав участников на безусловные и права с условием. С одной стороны автор справедливо отмечает, что права с условием возникают в связи с наличием определенных условий, с другой он акцентирует внимание на том, что безусловные права носят императивный характер и поэтому не могут быть исключены и ограничены участниками общества или его органами управления. Получается, что все права с условием не могут носить императивный характер и, следовательно, могут ограничиваться и исключаться участниками общества или органами управления. Однако как, например, быть с правом участников общества требовать в судебном порядке исключения участника из общества. Бесспорно, данное право относится к правам с условием, так как его реализация напрямую зависит от наличия ряда условий, но разве, исходя из логики автора, могут участники общества или его органы управления каким-либо образом ограничить данное право, а тем более исключить, учитывая, что данное положение является императивным.

К числу неимущественных прав участников ОДО в соответствии с ГК РФ и Законом об ООО относятся:

– право на участие в управлении обществом;

– право на получение информации о деятельности общества;

– право на ознакомление с документацией общества, в том числе с бухгалтерскими книгами;

– право требовать проведения аудиторской проверки;

– право принимать участие в распределении прибыли.

Включение последнего права участников ОДО в список неимущественных, вопреки сложившемуся мнению, что это имущественное право, обосновывается, прежде всего, тем, что оно реализуется путем участия участников в работе общего собрания общества и голосования «за» или «против» относительно вопроса распределения прибыли. Это доказывает и разница в законодательной формулировке данного права – «участвовать в распределении прибыли» в отличие от права «получать в случае ликвидации общества часть имущества…». Так, непосредственно участвуя в голосовании на общем собрании ОДО относительно вопроса распределения прибыли общества, участник реализует свое неимущественное право (участие в общем собрании). Если же решение о выплате будет принято, то тогда общество обязано приступить к такой выплате и здесь уже возникают имущественные отношения, если такое решение не будет принято-то и соответствующие отношения не возникнут. Эта ситуация доказывает, что неимущественные отношения связаны с имущественными, и зачастую в процессе реализации неимущественного права участника общества происходит возникновение, изменение и прекращение имущественных правоотношений.

Относительно неимущественных прав участников ОДО хотелось бы еще отметить следующее. Как правило, право на информацию и право на ознакомление с документацией общества отождествляют, хотя, назначение и содержание этих прав различны. Если участник ОДО требует от общества получение какой-то информации, то общество, в лице своих органов управления, самостоятельно решает какого рода информацию предоставлять, в каком объеме и в какой форме и не факт, что такая информация будет достоверной. Кроме того, информацию о деятельности общества, участник ОДО может получить косвенным образом, например, участвуя в работе общего собрания. Требование же об ознакомлении с документацией ОДО предполагает, что участнику должны быть предоставлены именно те документы, которые были им запрошены. И, соответственно, такой участник на основании полученных документов будет самостоятельно делать выводы по интересующим его вопросам, в отличие от участника, затребовавшего информацию и вынужденного полагаться на достоверность выводов, сделанных самим обществом.

Перечень имущественных прав участников ОДО, по сравнению с перечнем неимущественных прав, является более расширенным, к ним относятся:

– право на участие в распределении прибыли, возникшее после принятия соответствующего решения на общем собрании общества;

– право на ликвидационную стоимость;

– право требовать исключения из общества одного из его участников;

– право продажи или иного отчуждения доли (ее части) одному или нескольким участникам общества либо третьим лицам;

– преимущественное право приобретения доли;

– право свободного выхода из общества;

– право внесения дополнительных вкладов в уставный капитал общества.

Также выделяется классификация прав участников ОДО на императивно и диспозитивно закрепленные. Императивно закрепленные – это такие права, которые закреплены в законе и не могут быть изменены по воле участников ОДО. Диспозитивно закрепленные права – это такие, которые по воле участников ОДО могут изменяться или отменяться.

ОДО отличается от других организационно-правовых форм наличием дополнительных прав участников ОДО. Рассмотрим их подробнее.

Юридическая сущность дополнительных прав участников рассматривается как привилегия, которая может быть предоставлена конкретному участнику не только учредительными документами, но и решением любого, в том числе и внеочередного, общего собрания общества.

Рассмотрим специфику прав участника ОДО исходя из функционального назначения и характерных особенностей этой правовой формы, а также подвергнем анализу права, характерные лишь для конструкции ОДО и делающие ее уникальной. Кроме того, разберем особенности тех прав, которыми обладают участники других объединений.

Правовая форма ОДО характерна прежде всего тем, что представляет собой синтез капиталистических и личных объединений. Эта черта и обусловливает как специфику набора, так и специфику содержания прав ее участников. Объединяя лишь капиталы, участники ОДО наделяются целым рядом правомочий, позволяющих значительно усилить личный элемент в конструкции данного вида обществ.

Дополнительные права – наиболее наглядный пример категории прав, присущих лишь ОДО. В любой организационно – правовой форме юридического лица, в том числе и ОДО, конкретный перечень прав участников определяется учредительными документами. Он может быть расширен и дополнен по сравнению с законодательно закрепленным минимумом. Специфика же дополнительных прав участников именно общества с ограниченной ответственностью состоит в следующем.

Во-первых, согласно Закону они могут быть предусмотрены не только учредительными документами, но и единогласным решением общего собрания. Тем самым участники получают возможность регулировать объем своих прав в ходе деятельности общества, не прибегая к внесению изменений в учредительные документы и связанной с этим процедуре перерегистрации.

Во-вторых, дополнительные права носят персональный характер. Если права, которые предоставляет закон, принадлежат всем участникам без исключения, то дополнительные права, по мысли законодателя, могут предоставляться либо всем участникам, либо только определенной группе участников (например, обладающим долями предусмотренного размера), либо персонально одному или нескольким участникам. И в том, и в другом случае эти права связаны с личностью их обладателя, а наделение ими обусловлено персональным решением общего собрания относительно нескольких или одного участника .

Права эти составляют собственную привилегию их обладателя, поскольку в случае отчуждения им своей доли не переходят к ее приобретателю, как обычные права участника. Такого рода права предоставляют участникам возможность не только расширить их перечень, но и регулировать объем и принадлежность прав тому или иному участнику.

Наделение определенного лица каким-либо особым правом за персональные качества характерно именно для личных объединений. Следовательно, здесь налицо специфическая особенность ОДО, свидетельствующая о том, что данная правовая форма есть не что иное, как синтез объединения лиц и капиталов.

Необходимо заметить, что в соответствии с Законом к приобретателю доли не переходят лишь права, предоставленные определенному участнику общества. Иными словами, если тот, кто наделяется тем или иным дополнительным правом, определен индивидуально, то право это принадлежит лично ему и имеет персональный характер. Если же участники, которые получают какую-либо привилегию в виде дополнительного права, определены родовыми признаками (как в приведенном выше примере – размером доли), то такое право не приобретает персонального характера. (Подобные привилегии безусловно могут специально оговариваться в уставе или решении общего собрания.) Мнение же некоторых исследователей о том, что персональный характер носят все дополнительные права, представляется несколько спорным. Если следовать этой точке зрения, тогда любое право, предусмотренное уставом (помимо законодательно закрепленного минимума), станет персональным. И значит, каждому новому участнику, приобретающему долю в обществе, нужно будет особым решением общего собрания, принятым 2/3 голосов, утверждать принадлежность этого персонального права, что абсурдно.

2.2 Органы управления ОДО

Основным принципом организации управления в ОДО является принцип разделения властей. При этом, если ГК РФ определил двухзвенную систему органов управления обществом, то Закон об ОДО предусмотрел возможность создания трехзвенной системы управления ОДО: общее собрание участников, совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный и / или коллегиальный исполнительный органы общества.

Высшим органом общества является общее собрание участников. Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решения. Любые ограничения этого права закон объявляет ничтожными. Каждый участник имеет на общем собрании число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале общества. Особенностью ОДО является возможность предусмотреть в уставе при учреждении или установить единогласным решением участников иной порядок определения числа голосов участников общества. Общее собрание имеет исключительную компетенцию. Вопросы, относящиеся к исключительной компетенции, касаются важнейших сфер организации и деятельности общества и не могут быть переданы им на решение совета директоров, за исключением предусмотренных законом случаев, а также на решение исполнительных органов. К исключительной компетенции общего собрания участников общества, в частности, относятся: определение основных направлений деятельности общества, принятие решения об участии в ассоциациях, других объединениях коммерческих организаций, изменение устава и учредительного договора общества, образование и досрочное прекращение полномочий исполнительных органов, ревизионной комиссии, утверждение годовых отчетов и балансов, распределение прибыли между участниками, принятие решений о реорганизации и ликвидации общества .

Особенностью правового регулирования этой организационно-правовой формы предпринимательской деятельности является предусмотренная в законодательстве необходимость единогласного принятия решений по ряду вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания. К числу таких вопросов относятся внесение изменений в учредительный договор, принятие решения о реорганизации и ликвидации общества. Количество вопросов, требующих единогласного решения участников, может быть расширено уставом общества.

В интересах всех участников общества в законодательстве подробно регламентированы порядок созыва и проведения общего собрания. Новеллой Закона об ООО является предусмотренная процедура принятия решений общего собрания путем проведения заочного голосования (опросным путем). Характерная для акционерных обществ с большим числом участников, эта процедура в отношении ОДО вызывает неоднозначные оценки ученых и практиков.

Уставом общества может быть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета). К компетенции этого органа уставом могут быть отнесены вопросы образования и досрочного прекращения полномочий исполнительных органов, созыва и проведения общего собрания участников, решения о совершении крупных сделок и сделок с заинтересованностью, если согласование таких сделок по закону не является компетенцией общего собрания. Исходя из принципа разделения властей, закон предусматривает, что члены коллегиального исполнительного органа не могут составлять более 1/4 состава совета директоров. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не может быть одновременно председателем совета директоров.

Исполнительные органы имеют остаточную компетенцию и осуществляют руководство текущей деятельностью общества. Они подотчетны общему собранию участников и совету директоров. Общество может иметь только единоличный исполнительный орган (генеральный директор, президент) или наряду с ним может быть также создан коллегиальный исполнительный орган – правление, дирекция. Функции председателя коллегиального исполнительного органа общества исполняет, соответственно, генеральный директор или президент. В случае, предусмотренном уставом, общество вправе передать полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему (ст. 42 Закона об ООО).

С целью контроля за деятельностью общества общим собранием участников избирается на срок, определенный уставом, ревизионная комиссия или ревизор. Ревизионная комиссия вправе в любое время проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности общества и иметь доступ ко всей документации, касающейся его деятельности. В обязательном порядке комиссия проводит проверку годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества до их представления на утверждение общему собранию участников. Для проверки деятельности общества по решению общего собрания может быть привлечен также профессиональный аудитор, не связанный имущественными интересами с обществом. Аудиторская проверка может быть проведена профессиональным аудитором по требованию любого участника общества, причем расходы по оплате его услуг по решению общего собрания могут быть возмещены участнику за счет средств общества.

2.3 Переуступка доли участником общества, распределение прибыли и выход из ОДО

Переуступка доли участником общества или ее части может быть осуществлена другим участникам общества без согласия общества или других участников, если иное не предусмотрено уставом общества. Продажа доли третьим лицам допускается, если это не запрещено уставом общества. При этом участники ОДО имеют преимущественное право приобретения отчуждаемых другими участниками общества принадлежащих им долей по цене, предложенной другим лицам. Это право реализуется ими пропорционально размеру принадлежащих долей, если уставом общества или соглашением участников не предусмотрен иной порядок реализации этого права. Участник общества, намеренный продать свою долю (ее часть) третьему лицу, обязан письменно известить об этом остальных участников и само общество. В случае, если в течение 1 месяца со дня извещения (если уставом или соглашением не установлен иной срок) участники общества и (или) общество не воспользуются своим преимущественным правом, доля (часть доли) может быть продана третьему лицу по цене и на условиях, сообщенных обществу и его участникам. При продаже доли (части доли) с нарушением права преимущественной покупки участник общества в течение 3 месяцев с момента, когда он узнал или должен был узнать о совершении сделки, вправе требовать в судебном порядке перевода на себя прав и обязанностей покупателя. Новеллой Закона об ООО является положение о возможности предусмотреть в уставе общества необходимость получить согласие общества или остальных участников общества на уступку доли (части доли) участника третьим лицам иным образом, чем продажа.

Какова же «юридическая судьба» доли (части доли) участника, если уставом общества уступка доли (части доли) участником третьим лицам запрещена, а другие участники от ее приобретения отказываются, или когда уставом общества предусмотрено согласие участников на уступку доли (части доли) участникам общества, а они соответствующего согласия не дали? В этом случае общество обязано приобрести по требованию участника принадлежащую ему долю (часть доли) и в течение не более 1 года со дня перехода к обществу доли (если уставом общества не установлен меньший срок) оплатить участнику действительную стоимость этой доли (части доли) или с согласия участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости. Стоимость доли или ее части определяется на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню обращения участника с таким требованием. Действительная стоимость доли (части доли) выплачивается за счет разницы между стоимостью чистых активов и размером уставного капитала общества. Если такой разницы недостаточно, общество обязано уменьшить свой уставный капитал на недостающую сумму. Аналогичные правовые последствия наступают также и при отсутствии согласия участников общества на переход или распределение доли в случаях наследования, реорганизации или ликвидации участника общества. Для подсчета доли принимается бухгалтерская отчетность за последний отчетный период, предшествующий соответственно смерти, реорганизации или ликвидации участника .

Тем не менее надо отметить, что только с принятием Закона об ООО впервые непосредственно в законодательстве урегулирована процедура выхода участника из общества.

Среди ученых и юристов-практиков нет единодушия в оценке предусмотренной законом процедуры выплаты выходящему участнику действительной стоимости доли. Одни считают это прогрессивной нормой, обеспечивающей свободное распоряжение участником своим имуществом и в конечном итоге реализацию права на занятие предпринимательской деятельностью в устраивающей его форме. Другие полагают, что при таком подходе может быть разрушен единый имущественный комплекс, обеспечивающий обществу возможность успешной предпринимательской деятельности . Так, С.Д. Могилевский пишет: «Реализация права свободного выхода участника из общества с получением им действительной стоимости его доли делает общество с ограниченной ответственностью одной из самых рисковых организационно-правовых форм юридических лиц, предусмотренных российским законодательством» .

Исключение участника из ОДО возможно только в судебном порядке по требованию участников, совокупная доля которых составляет не менее чем 10% уставного капитала общества. Основаниями исключения могут быть грубое нарушение участником своих обязанностей либо действия (бездействие), делающие невозможной деятельность общества или существенно затрудняющие ее (ст. 10 Закона об ООО). Исключенному участнику должна быть выплачена действительная стоимость его доли, определяемая по данным бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дате вступления в законную силу решения суда об исключении. Таким образом, имущественные последствия выхода и исключения участника из общества совпадают, а это значит, что само по себе исключение из общества не является санкцией в отношении недобросовестного участника. Неблагоприятные правовые последствия в отношении него могут быть предусмотрены, например, в учредительном договоре в виде необходимости возмещения обществу исключенным участником причиненного его действиями (бездействием) ущерба и даже выплаты штрафных санкций.

Распределение прибыли, полученной обществом в результате предпринимательской деятельности, осуществляется пропорционально долям участников в уставном капитале, если уставом общества, принятым единогласным решением участников, не предусматривается иной порядок. Возможность распределения прибыли в отклонение от долевого участия в уставном капитале отличает ОДО от АО, где такой подход невозможен. Решение о распределении прибыли принимается общим собранием участников ежеквартально, раз в полгода или в год. С целью защиты интересов кредиторов, участников общества и самого общества в части создания и сохранения его имущественной базы закон устанавливает ограничения на распределение и выплату распределенной прибыли общества между его участниками. Так, общество не вправе принимать решение о распределении прибыли между участниками до полной оплаты всего уставного капитала, до осуществления необходимых выплат выбывающим участникам, если общество отвечает признакам несостоятельности (банкротства), если стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала и резервного фонда или станет меньше их размера в результате принятия такого решения (ст. 29 Закона об ООО).
Российской Федерации об за исключением предусмотренной для участников такого субсидиарной ответственности, которую они несут по обязательствам общества солидарно всем своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. Таким образом, для участников обществ с дополнительной ответственностью не предусмотрено , которое предоставляется участникам () иных .

По сравнению с акционерным обществом общество с дополнительной ответственностью является более простой формой предпринимательства, удобной для функционирования малого и среднего капитала; нормы, регулирующие создание и деятельность общества с ограниченной ответственностью, являются в значительной мере диспозитивными .

Количество участников ОДО от одного до пятидесяти. Участниками могут быть дееспособные российские и иностранные граждане (а также лица не имеющие гражданства) и юридические лица.

Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников. Размер доли участника общества в уставном капитале общества определяется в процентах или в виде дроби. Размер доли участника общества должен соответствовать соотношению номинальной стоимости его доли и уставного капитала общества.

Минимальный уставной капитал десять тысяч рублей. Уставной капитал может быть внесен как денежными средствами (открытие накопительного счета для оплаты уставного капитала в банке), так и имуществом, имущественными правами, либо иными правами, имеющими денежную оценку.

Высшим органом управления в ОДО является общее собрание участников общества. Общее собрание участников может решать и любые иные вопросы, в случае отнесения их к компетенции собрания Уставом общества. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров общества. Уставом общества может быть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) общества. Компетенция совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества в соответствии с Законом (ст. 32 ФЗ «Об ООО»). Уставом общества может быть предусмотрено образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества. В обществах, имеющих более пятнадцати участников, образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества является обязательным. Членом ревизионной комиссии (ревизором) общества может быть также лицо, не являющееся участником общества.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации [от 12 дек. 1993 г.] // Российская газета. – 1993. – №237. – С. 3–6.

2. Гражданский кодекс РФ (часть первая): [от 30 нояб. 1994 г. №51 – ФЗ] // СЗ РФ. – 1994. – №32. – Ст. 3301.

3. Об обществах с ограниченной ответственностью: федер. закон // Российская газета – 1998 г. – №30.

4. : постановление Пленума ВС и ВАС РФ: // Российская газета. – 1996. – №90.

5. : постановление Пленума ВС и ВАС РФ // Российская газета. – 2000. – №19.

6. Алексеев, С.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности / С.В. Алексеев, – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 502 с.

7. Байша, Ж.Р. Предпринимательское право / Ж.Р. Байша – М.: Статут, 2003. – 160 с.

8. Белов, В.А., Пестерева, Е.В. Хозяйственные общества/ В.А. Белов, Е.В. Пестерева. – М.: Юристъ, 2002. – 216 с.

9. Белов, В.А. Гражданское право: Общая и Особенная части: Учебник/ В.А. Белов. – М.: АО ЦентрЮрИнфоР, 2003. – 960 с.

10. Беляева, О.А. Предпринимательское право: учеб. пособие / О.А. Беляева. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 352 с.

11. Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций/ О.Н. Садиков. – М.: Юристъ, 2001. – 650 с.

12. Гражданское право. Том I./ Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова – М.: Волтерс Клувер, 2004. – 536 с.

13. Гражданское право: учеб. / С.С. Алексеев, Б.М. Гонгало, Д.В. Мурзин; под общ. ред. С.С. Алексеева. – М.: Проспект, 2009. – 528 с.

14. Грудцына, Л.Ю. Гражданское право России / Л.Ю. Грудицына. – М.: Юстицинформ, 2007. – 736 с.

15. Грудцына, Л.Ю. Государственная регистрация юридических лиц: практические рекомендации // Право и экономика – 2003. – №6 – С. 10.

16. Гуев, А.Н. Гражданское право: Учебник/ А.Н. Гуев. – М.: ИНФРА-М, 2004 – 436 с.

17. Козлова, Н.В. Правосубъектность юридического лица // Законодательство – 2003. – №12. – С. 14–15.

18. Козлова, Н.В. Правовая природа учредительных документов юридического лица // Хозяйство и право – 2004. – №1. – С. 21.

19. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова – М.: Юридическая фирма Контракт; Инфра – М, 1998. – 703 с.

20. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 480 с.

21. Мась, Л.В. Коммерческое право / Л.В. Мась. – С-Пб.: Питер, 2004. – 572 с.

22. Могилевский, С.Д. Общество с ограниченной ответственностью/С.Д. Могилевский. – М: Проспект, 1999. – 298 с.

23. Могилевский, С.Д. Органы управления хозяйственными обществами. Правовой аспект./ С.Д. Могилевский. – М.: Проспект, 2002. – 312 с.

24. Петникова, О.В. Специфика прав участников общества с дополнительной ответственностью // Право и экономика – 2000. – №11 – С. 15

25. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 8 февраля 1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» / Под ред. В.В. Залесского – М.: Издательский дом Инфра-М, 1998. – 598 с.

26. Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. – М.: Юристъ, 2003. – 526 с.

27. Предпринимательское право: Учебник/ Е.И. Лебедева. – М.: Высшая школа, 2004. – 509 с.

28. Предпринимательское право России: учеб./ В.С. Белых, Г.Э. Берсункаев, С.И. Виниченко; отв. ред В.С. Белых. – М.: Проспект, 2010. – 656 с.

29. Сергеев, И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие/ И.В. Сергеев. – М.: Финансы и статистика, 2003 – 546 с.

30. Суханов, Е. Закон об обществах с ограниченной ответственностью // Хозяйство и право – 1998. – №5. – С. 20

Белов, В.А., Пестерева, Е.В. Хозяйственные общества/ В. А. Белов, Е. В. Пестерева. - М., 2002. – С. 20

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» / Под ред. В.В.Залесского - М.,1998. - С. 87.

Козлова, Н.В. Правосубъектность юридического лица // Законодательство. – 2003. - № 12. – С 15..

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» / Под ред. В.В.Залесского - М.,1998. - С. 413.

Козлова, Н.В. Правовая природа учредительных документов юридического лица // Хозяйство и право. - 2004. - № 1. – С. 23.

Могилевский, С.Д. Органы управления хозяйственными обществами. Правовой аспект/ С. Д. Могилевский. - М., 2002. – С. 116.

Залесский, В.В. Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»/ В. В. Залесский. - М., 2003. – С.11.

Петникова, О.В. Специфика прав участников общества с ограниченной ответственностью// Право и экономика. – 2000. - № 11 – С. 15