Конспект формированию. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Средняя группа. конспект проведения дидактической игры в средней группе

Тема: «Как жили славяне»
Цель: познакомить детей с образом жизни древних славян, формировать понимание слова» предки», понимание того, что Россия-страна большой многовековой историей.
Задачи:
Образовательная:
Закреплять и расширять знания детей о прошлом нашей Родины; формировать представление о Руси православной;
способствовать проявлению интереса к историческим событиям и людям, прославивших Россию.
Закрепить знания русских – народных пословиц и поговорок, где воспевается любовь к Родине.
Развивающая: развивать
Зрительную память
Мышление
Развивать историческую память детей, познавательные способности.
Воспитательная: воспитывать
Воспитывать активность, самостоятельность у детей
Воспитывать в детях положительное отношение и уважение к славной жизни наших предков, желание стать наследниками их традиций.
Воспитывать чувство дружбы, сплоченности, коллективизма.
Тип занятия – Усвоение нового материала
Предварительная работа: Чтение. Т. Коти «Моя первая книга о России».
Рассматривание альбома с национальными костюмами.
Оборудование: ИКТ, дидактическая игра «Найди пару».
Методические приёмы: использование ИКТ, наглядный материал, загадка, использование игровых технологий, беседа, вопросы. Приемы здоровьесберегающих технологий: смена видов деятельности, физминутка.
Форма организации работы на занятии: групповая, индивидуальная, работа в парах.
Ход занятия

Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
Подумайте, всегда ли наша страна была такой, как сейчас?
Возникла Россия очень давно, у нее древняя и интересная история. Вы знаете, как называлось наше государство раньше?
Д е т и. Русь, Русь деревянная.
Воспитатель читает стихотворение Дж. Родари» Всеобщая история»
Поначалу в жизни нашей
Было все не так, как надо.
Много сил вложили люди,
Чтобы сделать Землю садом.
Не было нигде тропинок,

Чтоб подняться в горы
Без мостов речушки были,
Недоступны словно море.
Не было нигде скамеек,
чтоб присесть усталым.
Не найти нигде кроватей,
Ни большим, ни малым.
Были только у людей
Руки - только руки.
И трудился предок наш,
И не знал он скуки.
- Хотите узнать, как жили люди в древней Руси?
Предлагаю вам отправиться в путешествие на машине времени.
Чтобы отправиться в прошлое, нам необходимо повернуть стрелки часов.
Но я забыла, в какую сторону необходимо их повернуть – вперед или назад. Вы мне поможете вспомнить?
Д е т и. Назад, в обратную сторону, потому, что отправимся в прошлое.
- . Дорога будет длинной, потому что было это очень давно.
2.Основной этап 25мин - Как вы думайте, кто такие предки?(ответы детей)
Предки - это люди, которые жили на нашей земле много-много веков назад.
- Первыми поселились на территории русской земли наши предки-древние славяне.
Славяне - значит славные, хорошие люди. Славяне были сильными, мужественными людьми. Как они выглядели?
Дети вместе с воспитателем описывают внешний вид славян: волосы светлые. глаза голубые, высокий рост.
Давайте рассмотрим одежду славян.
Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы.
Женская одежда была представлена такими атрибутами: сарафан, кафтан (кофточка), фартук. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у которой не сшиты края и передник. Самой распространенной обовью русского народа, были лапти
-Жили Древние славяне в деревянных домах- срубах, которые строили из бревен, сообща, помогая друг другу. Одному человеку было не справиться с тяжелыми бревнами. Да и не выжить было человеку в те далекие времена человеку в одиночку.
В избе всегда считали святыми 3 места:
Красный угол В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол- самое почётное место в доме. человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами.
Стол – это « божья ладонь». «Хлеба ни куска – стол - доска»- так говорили крестьяне. В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом.
- Ребята, а посмотрите, что на столе стоит? Это та посуда, которой пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины. Это туеса. Сделаны они из коры деревьев. В них хранили продукты. А вот различные кувшины для жидкого: для молока, для меда. Все это называется кухонная утварь.
Печь – без печи хата не хата. Печь была неотъемлемой частью жилища. Она служила источником тепла и света.Занимала большую часть дома. На печке можно было спать, или лежать греться. Место, где люди спали на печи называлось полати. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. В печи пекли хлеб, готовили пищу.
Физминутка
\ Поиграем в игру «Что было, что стало» (Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают)
1. Раньше носили лапти, а сейчас…(сапоги)
2. Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)
3. Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)
4. Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)
Игра «Найди пару». Теперь давайте разделимся на две команды: посмотрим, кто быстрее с заданием справится. На столах лежат картинки Вам нужно найти пару. Потом мы обменяемся местами и проверим, все ли вы сделали правильно.
Молодцы ребята справились с заданием. Отправляемся в прошлое дальше.
-Нужно было защищаться и от диких животных и от врагов, поэтому вокруг поселка строили высокую колючую изгородь - частокол.
Мужчины занимались охотой и рыболовством.
Женщины собирали в лесу грибы,ягоды и лекарственные растения: ведь аптек тогда еще не было. Жили славяне большими группами - ПЛЕМЕННАМИ. За то, что дома славян были из дерева, их поселения стали называться деревнями. Враги часто называли славян Русью. Поэтому и земли, на которых они поселились, стали со временем называть русскими землями.
Постепенно славяне стали осваивать скотоводство и земледелие.
Для этого они расчищали в лесу участки от деревьев, распахивали землю, сеяли зерно. Так славяне научились выращивать хлеб. Только представьте, в те времена не было никакой техники и машин, которые помогли бы людям, все приходилось древним славян делать вручную: пахать землю, сеять семена, собирать урожай, молоть зерно. Печь хлеб. Вот какими трудолюбивыми были наши предки.
Не было в те далекие времена и магазинов, поэтому людям все приходилось делать самим.
-как вы думайте. Что было необходимо человеку для жизни в первую очередь?(ответы детей)
И одежду, и посуду, и обувь, и оружие для охоты- все славяне делали сами. Так появились первые ремесла и мастера, которые могли делать свое дело лучше других. Мужчины Были кузнецами, плотниками, гончарами а женщины ткачихами и швеями.
Постепенно деревни разрастались, становились все больше и больше. Стали появляться первые города. Самым главным городом Древней Руси был Киев.
Это был самый красивый и богатый город того времени. Слава о древнем Киеве разошлись далеко за его пределы.
Правил тогда великий князь Ярослав Мудрый. Его не зря прозвали Мудрым. Ярослав был очень справедливым и умным человеком. При Ярославе Мудром древнерусское государств стало расти и процвести и процветать. Русь стала одной из самих могучих стран того времени. А вот посмотрите как город Киев выглядит сейчас.
Ничего нет лучше, краше
Милой Родины твоей!
Оглянись на предков наших, На героев прошлых дней.
Вспомни их добрым словом-
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Н. Кончаловская.
Рефлексия.
-А теперь ребята пора назад в дет. Сад. Переводим стрелки часов в перед. Закрываем глазки. И вот мы уже в детском саду.Вот ребята мы и побывали в гостях у Древних славян. Что Вам понравилось?
Итог занятия:
-Кто такие предки?
-Как назывались наши предки?
-Как они жили?
-Назовите главный город Древней Руси?
-Что Вам понравилось в нашем путешествии?
- Что мы нового узнали?

Цель : формирование представлений о геометрических фигурах.

Задачи .

  1. Закрепление понятия «геометрические фигуры».
  2. Развитие логики, зрительной памяти, образного мышления, фантазии, речи, внимания, способности к анализу и синтезу.
  3. Воспитание усидчивости, умения работать в паре, в группе.

Оборудование : картинки (айсберг, пирамида, кит, жираф, конверт); конверты с набором геометрических фигур (два треугольника, ромб, прямоугольник, овал); конверты с игрой «Волшебный круг»; сумка почтальона.

Ход занятия

Оргмомент. Сообщение темы.

Повторение. Понятие «геометрические фигуры», названия фигур.

  1. Упражнение на закрепление представлений о геометрических фигурах и соотнесение их с реальными предметами.

Верьте хотите, хотите не верьте.

Только вчера мне прислали в конверте

Жирафа, весьма добродушного с виду,

Большую египетскую пирамиду,

Айсберг с Тихого океана.

Кита-полосатика вместе с фонтаном,

Целое стадо гиппопотамов

И очень известный вулкан Фудзияма…

Как вы думаете, могло такое произойти? (Ответы детей)

Вы получали такие подарки?

Ну, тогда сейчас получите.

(Почтальон (ребенок) разносит конверты с набором геометрических фигур.)

Посмотрите на содержимое конвертов. Как много разноцветных фигурок. Что это такое? Назовите их.

А может в этом конверте лежат вовсе не геометрические фигуры, а то, о чем говорилось в стихотворении? (Читается еще раз стихотворение «Хотите верьте, хотите нет…».)

Пожалуйста, выложите все фигурки в одну линию и попробуйте отыскать среди них? Конверт, жирафа, айсберг, кита, египетскую пирамиду.

2. Практическая работа в тетрадях.

Возьмите любую понравившуюся вам фигуру и обведите ее в своей тетради, а потом превратите в тот предмет, на который она похожа, дорисовав необходимое.

3. Физкультминутка

Работа над новой темой

  1. Конструирование. Работа по образцу.

Смотрите, к нам опять идет почтальон! Что же он принес нам на этот раз? (Почтальон разносит всем конверты. В них игра «Волшебный круг». Учитель читает надпись на конверте:

«В этом волшебном конверте спрятался кто-то или что-то».)

Что бы это значило? В конверте лежат геометрические фигурки. Что вы думаете? (Ответы детей.)

Да, надо просто сложить эти фигурки так, чтобы из них получилась какая-то фигурка.

Вот вам образцы фигурок. Попробуйте сложить такие же (методом накладывания).

  1. Оценка результатов.

Закрепление

1. Самостоятельная работа.

Все ребята молодцы, справились с заданием, которое нам принес почтальон. А теперь попробуйте из этих же фигурок сложить какую-то свою картинку, например, домик, или машинку.

2. Оценка результатов.

Посмотрите, какие у нас получились замечательные картинки. (Дети смотрят друг у друга картинки.)

Рефлексия.

Что мы сегодня делали на занятии?

Что узнали нового?

Оказывается, если немножко подумать, то можно любую геометрическую фигуру превратить в предмет, а из нескольких сложить замечательную картинку.

Дата публикации: 21.09.17

В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.

Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений.В среднем дошкольном возрасте увеличивается запас слов, развивается мышление: начинают группировать предметы по материалу, качеству и назначению, в окружающей обстановке находят качества знакомых геометрических фигур. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидакти́ческие и́гры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях:

  • подготовка к проведению
  • её проведение
  • анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
  • установление соответствия определённой возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения дид. игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время) ;
  • определение кол-ва играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально) ; играла вся группа.
  • подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры
  • подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Планируя дидактические игры, педагогам необходимо заботиться об усложнения игр, расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).(вариант «Дорожка для Матрёшки)

Проведение дидактических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры, с дид-им материалом, который будет использован в игре (показ матрёшки и геометрических фигур)
  • объяснение хода и правил игры.
  • определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих(советом, вопросом,
  • подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности

Педагогическая ценность дидактической игры:

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности.

Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Дидактическая игра имеет свою структуру:
1. Обучающая задача – основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные.

2. Игровые действия – это способы проявления активности ребёнка в игровых целях
3. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания

конспект проведения дидактической игры в средней группе

Тема: «Матрешки в гостях у ребят»

Задачи:

Образовательные:

закреплять представление о геометрических фигурах, умение распознавать их, сравнивать по форме, цвету, размеру,

продолжать упражнять детей в ориентировке на плоскости

и названии цветов на платочках и геометрических фигурах.

Развивающие:

развивать внимание,

логическое мышление,

  • память,
  • мелкую моторику рук,
  • развивать мышление, интерес к игре

Воспитательные:

воспитывать самостоятельность, творческую активность, чувство товарищества.

Оборудование:

демонстрационный материал : «Матрёшки», ;

раздаточный материал : геометрические фигуры, матрёшки.;

Ход НОД:

1)Организационный момент

Приветствие:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

2)Вводная часть

Мотивационно – побудительный этап.

Ребята, я обнаружила у нас в группе посылку. Давайте посмотрим, что же в ней. (Загадка.)

Сейчас я загадаю ее вам, а вы слушайте внимательно и постарайтесь отгадать:

Деревянные подружки

Любят прятаться друг в дружке,

Носят яркие одёжки,

Называются- (матрёшки).

3)Основная часть:

Организационно-поисковый этап.

Игровое упражнение: Количество и счет.

Матрёшка – одна из самых любимых русских игрушек. Сделана она из дерева и раскрашена веселыми красками.

А вы хотите поиграть с матрёшкой?

Как вы думаете, матрёшка пришла одна к нам в гости?

А почему вы так думаете?

Правильно. Матрешек всегда много, и они спрятаны друг в друга. Давайте проверим. Вот они.

Давайте познакомимся с подружками. (Один из детей выставляет 5 матрешек) Дети их пересчитывают.

Давайте отдохнём:

Физминутка «Матрешки»

.
(Руки на поясе, дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево)

Посмотрите, вот у нас красные сапожки.
(Руки на поясе, движение «ковырялочка», завершаемое тремя притопами)

Мы, матрешки, вот такие крошки

Посмотрите, вот у нас розовые щечки
(Растирание руками щек)

Мы, матрешки, вот такие крошки
(Руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)

Посмотрите, вот у нас яркие платочки.
(Повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)

Цель следующего упражнения: упражнять в названии цветов, развивать внимание, память.

Ребята, у нас среди девочек тоже есть матрёшки(Выходят четыре девочки: Катя, Наташа, Даша, Оля. Дети повязывают платочки: красный, желтый, зеленый, синий и становятся в ряд-это матрешки)

У Кати какой платочек? У Наташи? У Даши? А у Оли?

Запомнили ребята.(Теперь девочки выходят за дверь и 2 перевязывают платочки, возвращаются обратно под песню « Мы милашки, куклы- неваляшки!»)(играют 2 раза)

Что изменилось?

Молодцы, вы были очень внимательны.

Ребята, а матрешки пришли к нам не с пустыми руками. Посмотрите, какой красивый сундучок они принесли: деревянный, расписной. Давайте заглянем в него и узнаем, что там. Да это же геометрические фигурки. В них тоже можно поиграть.

дидактическая игра «Наряди матрёшку»

« Сегодня у Куклы Кати день рождения, но день рождение у неё необычное - геометрическое, и она пригласила к себе своих подружек –матрёшек.

Ребята, а в какой одежде ходят на день рождения?

Давайте нарядим наших матрёшек.

Цель:

  • Учить детей запоминать геометрические фигуры.
  • Обучать группировке предметов по цвету, соотнесению предметов по форме методом наложения.
  • Совершенствовать тактильные ощущения.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов.

Материал: 4 матрёшки с разными платочками: красным, синим, жёлтым и зелёным, с геометрическими рисунками-схемами, геометрические формы, «дорожки».

Ребята, у наших матрёшек тоже платочки?

Какого они цвета?

Какие геометрические фигуры вы видите?

Почему треугольник так назвали?

В какой фигуре есть углы, но они прямые?

Ребята, а какая фигура не похожа на остальные? Почему?

Возьмите матрёшку. Давайте украсим сарафан матрёшки.

Ребёнок берёт матрёшку и методом наложения выкладывают геометрические фигуры по контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами нужного цвета.

Это 2 вариант этой игры « Найди матрёшке её дорожку».

Молодцы, ребята!

А теперь давайте отправим матрёшку по волшебной дорожке- треугольной.

Внимательно посмотрите на платочек своей матрёшки. И возьмите ту дорожку, которая будет начинаться с такого же цвета.

(Когда ребёнок украсил свою матрёшку.Ему нужно найти «дорожку» с красной геометрической фигурой и выложить на ней все треугольники). Игра считается законченной, если матрёшки будут стоять на дорожках)

Молодцы, ребята!

4)Заключительная часть.

Рефлексивно – корригирующий этап.

Кто к нам сегодня в гости приходил?

Какие геометрические фигуры мы использовали для нарядов?

Я вам сейчас раздам маленькие матрёшки, но на них чего-то не хватает?

Если вам понравилась наша игра, нарисуйте радостное лицо своей матрёшке?Если не понравилось – грустное.

Матрёшки в гости к нам пришли,
И в подарок принесли

Необычные печенья-
Для весёлой детворы.

Матрешки приготовили для нас еще один подарок. (Воспитатель раздаёт печенье разных геометрических фигур)

ВЫВОД:

Основной задачей обучения детей дошкольного возраста является формирование системы знаний о геометрических фигурах. Закрепление представлений детей о знакомых им геометрических фигурах рекомендуется осуществлять в дидактических играх.В дидактической игре ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Содержание игры способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов.

Выполнение дидактической игры вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное - освоению способов познания.

Эта дидактическая игра способствует запоминанию отличительных свойств геометрических фигур. Даны модели геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру. Умение различать, сравнивать фигуры совершенствуется в этом возрасте через овладение обследованием их контура. В упражнениях дети овладевают соответствующими движениями кончиками пальцев руки по контуру плоской фигуры, поверхности объемной. Постепенно начинают выделять основные структурные элементы, сначала - стороны, затем - углы. В этой дидактической игре предлагаются задания на дифференциацию признаков цвета и формы геометрических фигур Дети соотносят цветное и контурное изображение фигур, подбирают соответствующие формы. Эта игровая форма направлена на сенсорное восприятие детьми формы посредством тактильного восприятия ребенком фигуры.

Основным результатом данной дидактической игры выступает то, что в процессе игры ребенок различает и называет круг, прямоугольник, треугольник, знает их характерные отличия, определяет цвет фигуры.