Память и её виды. Презентация по психологии на тему "память как психический познавательный процесс" Презентация на тему память


Характеристика памяти

Основной характеристикой памяти в психологии является отражение ее, как функции мозга, способной усваивать, удерживать и впоследствии использовать информацию, получаемую от всех пяти основных чувств человека: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния. Это своего рода матрица, куда закладывается полная база данных о всем имеющимся жизненном опыте индивида, связующая его прошлое и настоящее без которой человечество вряд ли смогло бы выжить и развиться, как биологический вид. Психология, как наука, в отличие от медицины работает в основном с прижизненным видом памяти, хотя генетическая ее разновидность тоже учитывается, в особенности, при определении наследственной составляющей в организации психических состояний человека и оценки степени их отклонений от нормы.


Забыть или запомнить?

Если говорить о механизмах памяти, то в психологии они делятся по основным своим функциям: необходимости запомнить поступившую информацию, сохранить ее, воспроизвести при необходимости и забыть в случае ее малозначимости. Кстати, забывание совершенно не означает полное стирание ненужных файлов. Они просто закладываются в более глубокие «архивы» и извлекаются оттуда по импульсному запросу той части нашего сознания, которая отвечает за текущий жизненный опыт и фильтрации его по степени важности.


Забыть или запомнить?

Залогом успеха в любом виде деятельности человека является развитие памяти, и психология предлагает массу методик, способных помочь максимально, в мельчайших деталях запомнить и сохранить на долгий срок получаемую информацию. Естественно, основы развития внимания и памяти в психологии человека закладываются в детстве и начинать строить прочный фундамент для «библиотеки накопленных знаний о внешнем мире» лучше именно в первой декаде жизни ребенка, так как детская память более гибкая и цепкая, хотя и в более позднем возрасте, при желании и использовании различных техник запоминания, возможно научиться достаточно быстро извлекать из «кладовых мыслительного процесса» все необходимые на данный момент сведения.


Раз ступенька, два ступенька...

Структура памяти в психологии человека обычно представляет собой трехуровневую лестницу, ступеньки которой располагаются по иерархии их временной составляющей.


Сенсорная память

Самой короткой по длительности является сенсорная память, период удерживания данных которой, составляет, от силы, полсекунды. Она перерабатывает информацию, идущую от органов чувств, и если «высшее начальство» в виде конкретных центров головного мозга не проявило к ней должного внимания, то сенсорная составляющая нашей памяти, благополучно удаляет ненужный материал из своей «корзинки» и заполняет ячейки новыми информационными поступлениями.


Кратковременная память

Следующий уровень в нашей лестнице занимает кратковременная память, которая по продолжительности своего действия превышает сенсорную, но тем не менее, тоже имеет свои ограничения. К примеру, объемы запоминаемого материала сводятся к 5-7 информационным единицам. Причем 7 это предел и если нужно усвоить больше сведений, то мозгу приходится производить перегруппировку символов, для того, чтобы уместить их в отведенные ему кратковременной памятью 7 ячеек.


Долговременная память

Для более длительного хранения и последующего многократного воспроизведения воспоминаний существует долговременная память, у которой также есть свои минусы, в частности время, затрачиваемое на поиск нужных сведений. Но тем, не менее вся машина работает достаточно быстро и слаженно, так что подавляющее большинство запрашиваемых данных «подаются к столу» вовремя и практически без искажений.



Природа все продумала за нас и нам остается только быть ей бесконечно благодарными за все прекрасные моменты нашей жизни, которые, мы помним и за те негативные воспоминания, на которых у нас есть возможность учиться, извлекая уроки

ПАМЯТЬ ПАМЯТЬ - способность к закреплению, сохранению и последующему воспроизведению прошлого опыта. ПАМЯТЬ - способность к закреплению, сохранению и последующему воспроизведению прошлого опыта. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков умений и их использования в дальнейшей жизни. служит основой приобретения знаний, навыков умений и их использования в дальнейшей жизни. Она необходимое условие единства личности, ее целостности и самого существования человека. Она необходимое условие единства личности, ее целостности и самого существования человека.


Для развития памяти необходимо иметь в виду следующее: - Память развивается в процессе деятельности, требующей Запоминания; - Память развивается в процессе деятельности, требующей Запоминания; - Лучше запоминается то, что связано с интересами личности; - Лучше запоминается то, что связано с интересами личности; - Чем активнее и самостоятельнее человек, тем лучше Развивается вид памяти, необходимый для его деятельности; - Чем активнее и самостоятельнее человек, тем лучше Развивается вид памяти, необходимый для его деятельности; - Логическая связь мыслей способствует запоминанию. - Логическая связь мыслей способствует запоминанию.






Процессы памяти В памяти различают четыре основных процесса: В памяти различают четыре основных процесса: 1. Запоминание; 1. Запоминание; 2. Сохранение. 2. Сохранение. 3. Забывание. 3. Забывание. 4. Восстановление. 4. Восстановление. Главным из которых является запоминание. Главным из которых является запоминание.


Виды памяти: Различают несколько видов памяти: Различают несколько видов памяти: по степени волевой регуляции: по степени волевой регуляции: 1. Непроизвольная- 1. Непроизвольная- процесс удержания информации происходит сам по себе. процесс удержания информации происходит сам по себе. 2. Произвольная 2. Произвольная - человек ставит перед собой задачу запоминания информации. - человек ставит перед собой задачу запоминания информации.


Виды памяти: По объекту запоминания: По объекту запоминания: 3. Словесно-логическая – 3. Словесно-логическая – запоминание словесных формулировок, математических символов, теоретических положений. запоминание словесных формулировок, математических символов, теоретических положений. 4. Наглядно-образная – 4. Наглядно-образная – запоминание наглядных и чувственных образов: звуков, лиц, цветов, природных явлений. запоминание наглядных и чувственных образов: звуков, лиц, цветов, природных явлений.


Длительность сохранения информации Долговременная - сохранение информации на длительный период времени. Долговременная - сохранение информации на длительный период времени. Кратковременная- сохранение информации на непродолжительный период времени. Кратковременная- сохранение информации на непродолжительный период времени. Оперативная- проявляется в процессе выполнения отдельных операций (рабочая смесь между кратковременной и долговременной памятью). Оперативная- проявляется в процессе выполнения отдельных операций (рабочая смесь между кратковременной и долговременной памятью).


Значение некоторых видов памяти в профессиональной деятельности Значение некоторых видов памяти в профессиональной деятельности Вид памяти Необходима в профессиях Вид памяти Необходима в профессиях Произвольная - Во всех Произвольная - Во всех Непроизвольная Во всех Непроизвольная Во всех Кратковременная Кассир, машинистка, стенографист, оператор, диспетчер Кратковременная Кассир, машинистка, стенографист, оператор, диспетчер Оперативная Диспетчер, следователь, регулировщик аппаратуры, водитель автотранспорта Оперативная Диспетчер, следователь, регулировщик аппаратуры, водитель автотранспорта Долговременная Учитель, воспитатель, врач, журналист, поэт, дипломат Долговременная Учитель, воспитатель, врач, журналист, поэт, дипломат Тактильная (осязательная) Часовой мастер, хирург, электрик, скульптор, акробат Тактильная (осязательная) Часовой мастер, хирург, электрик, скульптор, акробат Слуховая Музыкант, чтец, слесарь, тракторист Слуховая Музыкант, чтец, слесарь, тракторист Зрительная Летчик, водитель, модельер, режиссер, фотограф Зрительная Летчик, водитель, модельер, режиссер, фотограф Эмоциональная Артист, писатель, композитор Эмоциональная Артист, писатель, композитор Двигательная Спортсмен, токарь, летчик, водитель Двигательная Спортсмен, токарь, летчик, водитель


Гигиена памяти мнемотехника Правила гигиены памяти. Приемы мнемотехники и способы тренировки памяти. Правила гигиены памяти. Приемы мнемотехники и способы тренировки памяти. Мнемотехника –это искусство запоминания. Мнемотехника –это искусство запоминания. Условием постоянной готовности памяти к запоминанию является соблюдение следующих правил гигиены памяти: Условием постоянной готовности памяти к запоминанию является соблюдение следующих правил гигиены памяти: а) мини-перерывы через каждые 4045 мин интенсивной умственной работы; а) мини-перерывы через каждые 4045 мин интенсивной умственной работы; б) большие перерывы на 1520 мин через каждые 22,5 ч с физической разминкой; б) большие перерывы на 1520 мин через каждые 22,5 ч с физической разминкой; в) полноценный регулярный сон; в) полноценный регулярный сон; г) ритмическое полноценное питание; г) ритмическое полноценное питание; д) отказ от кофе, чая при утомлении. д) отказ от кофе, чая при утомлении. Приемы мнемотехники: Приемы мнемотехники: в 1-й день 2-3 повторения; в 1-й день 2-3 повторения; во 2-й 1-2 повторения; во 2-й 1-2 повторения; в 4, б, 9-й и т. д. по одному повторению. в 4, б, 9-й и т. д. по одному повторению.


Способы запоминания Способ Цицерона Способ Цицерона для людей с хорошо развитой двигательной, кинестетической памятью. для людей с хорошо развитой двигательной, кинестетической памятью. Представьте, что вы обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Представьте, что вы обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Предметы, которые вам необходимо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Предметы, которые вам необходимо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить их вы сможете найти, опять представив себя обходящим комнату, Вспомнить их вы сможете найти, опять представив себя обходящим комнату, предметы будут на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе». предметы будут на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе».


Способы запоминания Группировка. Группировка. Провести смысловое соотношение между словами запоминаемого списка, Провести смысловое соотношение между словами запоминаемого списка, например, по количеству элементов в каждом из объектов: например, по количеству элементов в каждом из объектов: карандаш (похож на цифру 1), карандаш (похож на цифру 1), очки (2 стекла), очки (2 стекла), люстра (3 лампочки), люстра (3 лампочки), стул (4 ножки), стул (4 ножки), звезда (5 лучей), звезда (5 лучей), жук (6 ног). жук (6 ног).


Диагностика Дневник самоопределения стр.7. Дневник самоопределения стр.7. Слуховое запоминание. Слуховое запоминание. Зрительное запоминание Зрительное запоминание Моторно-слуховое запоминание. Моторно-слуховое запоминание. Зрительно-моторно-слуховое запоминание. Зрительно-моторно-слуховое запоминание. Смысловое и механическое запоминание Смысловое и механическое запоминание (методика стр.127) (методика стр.127) Пиктограмма (методика стр. 138) Пиктограмма (методика стр. 138) Определение доминирующего вида памяти. Определение доминирующего вида памяти.


Диагностика наглядно-образной памяти Диагностика наглядно-образной памяти Посмотри на рисунок 20 секунд. Через 20 секунд нарисуй или запиши в течение 1 мин., те образы которые запомнил. Посмотри на рисунок 20 секунд. Через 20 секунд нарисуй или запиши в течение 1 мин., те образы которые запомнил.







Обработка данных Коэффициент типа памяти- количество правильно воспроизведенных слов разделить на 10. Коэффициент типа памяти- количество правильно воспроизведенных слов разделить на 10. Слуховая Слуховая Зрительная Зрительная Моторно-слуховая Моторно-слуховая Зрительно-моторно-слуховая Зрительно-моторно-слуховая


Способы запоминания Образование смысловых фраз из близких по звучанию слов. Образование смысловых фраз из близких по звучанию слов. Слова упорядочиваются с помощью рифмы, причем лучше, если объекты по сюжету будут активно действовать. Слова упорядочиваются с помощью рифмы, причем лучше, если объекты по сюжету будут активно действовать. Из слов Из слов шар, желток, шар, желток, медь, самовар, медь, самовар, бритва, товар бритва, товар можно составить фразу: можно составить фразу: Бритве шар принес товар желтый медный самовар. Бритве шар принес товар желтый медный самовар.




Приемы тренировки памяти Метод Айвазовского. Метод Айвазовского. Посмотрите внимательно на предмет, часть пейзажа или на идущего навстречу человека. Посмотрите внимательно на предмет, часть пейзажа или на идущего навстречу человека. В течение 35 с постарайтесь как можно лучше, во всех подробностях запомнить объект. В течение 35 с постарайтесь как можно лучше, во всех подробностях запомнить объект. Закройте глаза постарайтесь добиться максимально четкого и яркого представления объекта, Закройте глаза постарайтесь добиться максимально четкого и яркого представления объекта, рассмотрите детали изображения. рассмотрите детали изображения. Задавайте себе вопросы о подробностях объекта и ответьте на них по изображению. Задавайте себе вопросы о подробностях объекта и ответьте на них по изображению. Опять откройте глаза на 1 с, дополните образ. Опять откройте глаза на 1 с, дополните образ. И так несколько раз. И так несколько раз.


Метод спичек. Метод спичек. Метод спичек. Бросьте на стол 45 спичек. В течение 23 с запоминайте их расположение. Бросьте на стол 45 спичек. В течение 23 с запоминайте их расположение. Воссоздайте изображение с закрытыми глазами (или на левой ладони). Воссоздайте изображение с закрытыми глазами (или на левой ладони). Если не все удалось запомнить, посмотрите на спички еще 1 с и воссоздайте образ точнее. Если не все удалось запомнить, посмотрите на спички еще 1 с и воссоздайте образ точнее. Ежедневно увеличивайте количество спичек на одну. Ежедневно увеличивайте количество спичек на одну. Когда достигнете 1214 штук, опять начните с 4 5, но уже с запоминанием расположения спичечных головок. Когда достигнете 1214 штук, опять начните с 4 5, но уже с запоминанием расположения спичечных головок.


Анализ событий дня. Анализ событий дня. Анализ событий дня. Вечером перед сном в течение 57 мин в очень быстром темпе восстановите цепь основных событий дня с мысленным воспроизведением образов новых знакомых, Вечером перед сном в течение 57 мин в очень быстром темпе восстановите цепь основных событий дня с мысленным воспроизведением образов новых знакомых, их имен, манеры поведения, телефонов. их имен, манеры поведения, телефонов. Старайтесь воссоздать все именно в том порядке, как это происходило, Старайтесь воссоздать все именно в том порядке, как это происходило, с точным и ярким воспроизведением имевших место ощущений. с точным и ярким воспроизведением имевших место ощущений.


Упражнения для освоения некоторых приемов мнемотехники. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.


Мнемотехника Упражнение 1. Упражнение 1. Положите на стол 7 предметов и покройте их платком. Положите на стол 7 предметов и покройте их платком. Снимите платок. Сосчитайте до десяти, Снимите платок. Сосчитайте до десяти, затем, опять закрыв вещи, постарайтесь как можно точнее описать на бумаге виденные предметы. затем, опять закрыв вещи, постарайтесь как можно точнее описать на бумаге виденные предметы. Со временем число предметов может быть доведено до пятнадцати. Со временем число предметов может быть доведено до пятнадцати.

Урок №8 Урок №8 Тема урока: Память как Память как психический психический познавательный познавательный процесс процесс

ПланПлан Общая характеристика памяти 1.1. Общая характеристика памяти Физиологическая основа памяти 2.2. Физиологическая основа памяти Основные виды памяти 3.3. Основные виды памяти Основные процессы и механизмы памяти 4.4. Основные процессы и механизмы памяти Особенности мнестических процессов 5.5. Особенности мнестических процессов

Что думали о памяти Что думали о памяти Большинство мыслителей древности так или иначе раньше? раньше? обращались к вопросу о том, что же представляет собой.1. .1. память. 1.В каком месте человеческого тела 2.Почему у одних людей её больше, а у она расположена? других меньше?

Древние греки о Древние греки о памяти памяти Парменид о памяти. Память – организованная смесь света и тьмы, тепла и холода. Забывание есть результат «взбалтывания». Он считал, что если эти состояния не «смешивать», будет прекрасной. память то Платон о памяти: платины. восковой Гипотеза Разум принимает в себя впечатления, как воск, по поверхности которого рисуют что то заострённой палочкой. Забывание – когда надписи стираются конце на

Учёные древней Греции Учёные древней Греции считали: считали: Диоген Синопский, живший в V веке до н.э. рассматривал память как процесс, который определяется равномерным распределением воздуха в теле. И, следовательно, забывание есть не что иное, как изменение этого распределения. Аристотель о памяти: Память основывается на движении крови в организме. Забывание, результатом постепенного замедления циркуляции крови является

Общая характеристика Общая характеристика памяти памяти Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении следов прошлого опыта Многие учёные характеризуют память как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов, объединяющий все познавательные процессы в единое целое. Память – основа психической деятельности. Без неё невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. памя ть Память позволяет человеку накапливать и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки

Физиологическая основа Физиологическая основа памяти памяти Физиологической основой памяти является пластичность нервной системы. Пластичность нервной системы выражается в том, что каждый нервно-мозговой процесс оставляет после себя след, изменяющий характер дальнейших процессов и обусловливающий возможность их повторного возникновения, когда раздражитель, действовавший на органы чувств

Основные виды памяти Основные виды памяти Существует несколько основных подходов в классификации памяти (по критериям) По характеру психической активности, преобладающей в деятельности По способу активности – на непроизвольну ю и произвольную По продолжительност и закрепления и сохранения материала – на кратковременную, долговременную и оперативную

память Двигательная Двигательная.. память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д Эмоциональная память это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства Образная память это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Виды памяти Виды памяти Словесно-логическая память Это память на понятия, формулы, знаки, мысли. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической.

По способу запоминания память делят: запоминание осуществляет ся..Непроизвольное и воспроизведение без специальных волевых усилий, когда не ставятся цели, задачи запоминания или воспроизведения материала, оно осуществляется как бы само со бой. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем сталкивается чело век в жизни Произвольное запоминание сопровождается произвольным вниманием, имеет целенаправ ленный характер, оно избирательно. Запоминание включает в себя логичес кие приемы организации материала, осмысливание запоминаемого материа ла.

ПАМЯТЬ Подготовила: учитель математики МКОУ «Троицкая СОШ» Игуменова И.С.

Память - это психическое свойство человека, способность к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. Это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве.

Проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых и двигательных образов. Это может быть зрительное представление объектов наблюдения, собеседника, участка местности, здания, а также движения, процесса общения и т. д. В состав наглядно-образной памяти входят слуховые представления. Они проявляются в том, что человек как бы слышит голос интересующего лица, звук и шум мотора нужной ему автомашины, гул соответствующего участка города. Наглядно-образная память имеет большое значение в рабочей, учебной и творческой деятельности человека
Наглядно-образная память

Выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Этот вид памяти тесно связан с речью. Например, объект наблюдения можно не только запечатлеть в наглядном образе, но и запомнить его характерологическую сущность. Такое запоминание возможно лишь в словесной форме.
Словесно-логическая память

Зависит от сочетаний кинестетических ощущений, от возбуждения и торможения соответствующих проводящих путей и нервных клеток. Возникнув, двигательный образ оказывает влияние на группу мышц, работа которых связана с этим образом.
Двигательная память

Это память на эмоциональные состояния, имеющие место в прошлом. Так, в памяти могут всплыть приятные воспоминания о хорошо выполненном действии, и от этого оно отчетливо, в деталях, прочно запечатляется в нервной системе человека. И наоборот, неприятные воспоминания постепенно вытесняют подробности неуверенно выполненного действия. Яркие эмоциональные переживания быстро запоминаются и легко воспроизводятся. В этом одна из причин того, что интересный материал лучше удерживается в памяти, чем неинтересный, так как интерес всегда имеет более или менее выраженную эмоциональную окрашенность.
Эмоциональная память

Кратковременная память - сохранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память работает без сознательного усилия для запоминания.
Различают также долговременную и кратковременную (оперативную) память.

Долговременная память служит для запоминания информации надолго. Все, что удерживается на протяжении более нескольких минут, находится в системе долговременной памяти. Весь приобретенный жизненный опыт составляет ее часть. Важнейшим процессом здесь выступает запоминание.

Известные в психологии приемы запоминания делятся на логические (смысловые) и механические.

Логическое запоминание направлено на смысл запоминаемой информации. При этом предлагается усиленная работа мышления. Механическое запоминание связано с формой воспринимаемой информации: слова, звуки, образы. Смысловое содержание воспринимаемого материала в процессе запоминания хотя полностью и не теряет своего значения, но как бы отходит на второй план. Это заучивание текста стихотворения, движений, номеров телефонов. В практической деятельности нередко трудно провести грань между логическим и механическим запоминанием. Это хорошо видно на самом распространенном приеме запоминания - повторении.

Повторение - самый распространенный метод запоминания. Здесь нужно знать следующие правила: 1) большой по объему материал нужно делить на части соответственно его смысловому значению и заучивать по частям, после чего повторять в целом;

2) число повторений должно быть больше того, что оказалось достаточным для первого полного воспроизведения заучиваемого материала;
3) повторение информации должно начинаться не позднее, чем через час после запоминания (наблюдения и специальные исследования показывают, что через час в памяти человека остается не менее 50% запомненного, а через день эта цифра доходит до 30-35%).

Тренировка памяти
Эффективность запоминания вычисляется по формуле: Число правильно воспроизведенных слов делим на 20 и умножаем на 100, получаем % эффективного запоминания.
1. Украинец 2. Экономка3. Каша 4. Татуировка 5. Нейрон 6. Любовь 7. Ножницы 8. Совесть9. Словарь10. Глина 11. Масло 12. Бумага 13.Сладости 14. Логика 15. Социализм 16. Глагол 17. Прорыв 18. Дезертир 19. Свеча 20. Вишня
Ниже приведены 20 названий (каждое под соответствующим порядковым номером), которые следует запомнить. Для запоминания дается 40 секунд. Вы должны написать все 20 слов с их номерами так, как вы их запомнили. Ответ считается правильным, если одновременно с названием указывается и его порядковый номер.

Слайд 2

Память – это отражение того, что ранее воспринималось, переживалось, совершалось и осмысливалось человеком. Она характеризуется такими процессами, как запечатление, сохранение, воспроизведение и переработка человеком разнообразной информации.

Слайд 3

Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Человеческая память - это не просто какая-то единая функция. В ней участвует много различных процессов.

Слайд 4

Существуют три совершенно различных типа памяти: 1) как "непосредственный отпечаток" сенсорной информации; 2) кратковременная память; 3) долговременная память.

Слайд 5

Непосредственный отпечаток сенсорной информации Эта система удерживает довольно точную о полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика - 0,1-0,5 с. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Проследите за тем, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает.

Слайд 6

Кратковременная память удерживает материал иного типа В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Например, если при вас произнесли какую-то фразу вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Обычно запоминается лишь 5-6 слов.

Слайд 7

Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, можно удержать его в кратковременной памяти на неопределенно долгое время. Непосредственные отпечатки сенсорной памяти невозможно повторять, они сохраняются лишь несколько десятых долей секунды и продлить их нет возможности.

Слайд 8

Долговременная память Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и событиях далекого прошлого. Долговременная память - наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти.

Слайд 9

В памяти выделяют три процесса: - запоминание (ввод информации в память); - сохранение (удержание); - воспроизведение.

Слайд 10

Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление - импритинг. Состояние импритинга у человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения. Вероятна его связь с периодами сенситивного развития психических функций. При многократном повторении одного и того же раздражителя происходит его запечатление без сознательной установки на это. Намерение сохранить материал в памяти характеризует произвольное запоминание.

Слайд 11

Организованное повторение материала с целью его запоминания называется заучиванием. Значительный рост способности к заучиванию падает на возраст от 8 до 10 лет и особенно возрастает с 11 до 13 лет. С 13 лет наблюдается относительное снижение в темпах развития памяти. Новый рост начинается с 16 лет. В возрасте 20-25 лет память человека, занятого умственным трудом, достигает высшего уровня.

Слайд 12

Лучше всего запоминается то, что возникает в качестве препятствия, затруднения в деятельности. Запоминание материала, данного в готовом виде, осуществляется с меньшим успехом, чем запоминание материала, найденного самостоятельно, в ходе активной деятельности. То, что запоминается хотя бы и непроизвольно, но в процессе активной интеллектуальной деятельности, сохраняется в памяти прочнее, чем то, что запоминалось произвольно.

Слайд 13

Результат запоминания выше при опоре на наглядный, образный материал. Однако продуктивность запоминания при опоре на слова с возрастом увеличивается, чем при опоре на картинки. Поэтому разница в использовании тех и др. опор с возрастом уменьшается. При самостоятельном придумывании словесные опоры становятся более действенным средством запоминания, чем готовые картинки.

Слайд 14

Почему человек забывает? Существует несколько причин, почему человек забывает информацию: 1. Отсутствие или потеря интереса (потребности, мотивации) 2. Отсутствие или снижение концентрации внимания (сосредоточения) 3. Когда информация не осмыслена.

Слайд 15

Факторы препятствующие концентрации памяти стресс;рассеянность;перевозбуждение или апатия; погруженность в себя и т.д.Также возможности памяти понижаются из-за:усталость;действие алкоголя и других наркотических веществ;болезни.

Слайд 16

«У ВАС ХОРОШАЯ ПАМЯТЬ?» (Психологический тест) О пожилых людях говорят, что из-за усиливающегося склероза они становятся рассеянными и забывчивыми. В действительности же забывчивость не является «привилегией» только пожилых. Увы, «дырявая» память может быть у людей разных возрастов. А какая у вас память?

7-12 баллов. Память у вас не так уж плоха, но вы, видимо, не умеете сосредоточиться, а это всегда мешает запоминанию. 13-17 баллов. Результаты ваши вполне приличны, и вы можете рассчитывать, что в большинстве случаев память вас не подведет.

Слайд 20

18-21 балл. Отличный результат, который доказывает, что у вас незаурядная память. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей. За память свою не беспокойтесь. Свыше 22 баллов. У вас прекрасная, если не сказать, феноменальная, память!

Слайд 21

Посмотреть все слайды