Требования к эссе по обществознанию. План (структура) эссе по обществознанию. Критерии оценки эссе

Экзамен по обществознанию самый популярный среди предметов ЕГЭ 2019 года, поэтому ученики 11-го класса интересуются, какой должна быть структура эссе, какие клише и план нужно использовать при написании мини-сочинения.

Предлагаем детально разобраться в особенностях задания №29 КИМов по обществознанию, и приводим подробный план как писать эссе на ЕГЭ по обществознанию. Он состоит из 7 важных пунктов.

  1. Цитата
  2. Проблема, поднятая автором; её актуальность.
  3. Смысл высказывания.
  4. Собственная точка зрения.
  5. Аргументация на теоретическом уровне.
  6. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.
  7. Вывод.

1. Выбор высказывания

  • Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится;
  • чётко понимаете смысл высказывания;
  • можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его);
  • знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы);
  • сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.

2. Определение проблемы высказывания.

Для более чёткой формулировки проблемы предлагаем список возможных формулировок проблем, которые встречаются наиболее часто.

После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише:

  • Данная проблема является актуальной в условиях …
  • … глобализации общественных отношений;
  • … формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
  • … обострения глобальных проблем современности;
  • … особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
  • … развития международной интеграции;
  • … современной рыночной экономики;
  • … развития и преодоления мирового экономического кризиса;
  • … жесткой дифференциации общества;
  • … открытой социальной структуры современного общества;
  • … формирования правового государства;
  • … преодоления духовного, нравственного кризиса;
  • … диалога культур;
  • … необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

К проблеме необходимо периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе. Это нужно для того, чтобы верно раскрыть её содержание, а также случайно не выйти за рамки проблемы и не увлечься рассуждениями, не относящимися к смыслу данного высказывания (это одна из наиболее распространенных ошибок во многих экзаменационных эссе).

3. Формулировка основной мысли высказывания

  • «Смысл данного высказывания состоит в том, что…»
  • «Автор обращает наше внимание на то, что…»
  • «Автор убеждён в том, что…»

4. Определение своей позиции к высказыванию

  • «Я согласен с автором в том, что… »
  • «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу…»
  • «Автор был прав, утверждая, что…»
  • «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества… ситуацию, сложившуюся в обществе… одну из проблем современности)»
    «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…»
  • «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но с … не могу согласиться»
  • «А не задумывались ли вы над тем, что…?»

5-6. Аргументация собственного мнения

Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:

1. Теоретический уровень - его основой являются обществоведческие знания (понятия,
термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения
учёных, мыслителей).

Фразы-клише:

  • Рассмотрим высказывание с точки зрения экономической (политической, социологической…) теории…
  • Обратимся к теоретическому смыслу высказывания…
  • В экономической (политической, социологической…) теории данное высказывание имеет свои основания…

2. Эмпирический уровень - здесь возможны два варианта:

  1. использование примеров из истории, литературы и событий в обществе;
  2. обращение к личному опыту.

При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта мысленно ответьте себе на вопросы:

  • Подтверждают ли они моё мнение?
  • Не могут ли они быть истолкованы по-другому?
  • Не противоречат ли они высказанному мной тезису?
  • Убедительны ли они?

Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и предотвратит «уход от темы».

7. Вывод

Наконец, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе.

Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:

  • «Таким образом, можно сделать вывод…»
  • «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…»
  • В заключение можно сделать вывод, что…
  • На основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что…

Кроме того, дополнительным достоинством эссе является включение в него:

  • краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель»,
    «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель
    идеалистического направления в философии» и др.);
  • описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;
  • указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они
    применяются в эссе;
  • указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Клише для мини-сочинения

Стоит ли искать готовые сочинения для ЕГЭ по обществознанию?

На самом деле идея найти и выучить готовые варианты эссе посещает многих выпускников на этапе подготовки к экзаменам. Но, тут стоит быть особенно аккуратным, ведь в интернете достаточно много неактуальной информации. Даже примеры, размещенные на сайте ФИПИ – это работы 2013 года, а с тех пор произошло немало изменений в критериях оценивания данного задания. Более того, не стоит рассчитывать получить высокий балл за типовой вариант сочинения, ведь эксперты, работающие на ЕГЭ уже не один год, тоже отлично знают эти тексты.

Вывод – необходимо искать не готовый текст, а клише и умные мысли, которые можно «нанизывать» на приведенную выше структуру, получая свое уникальное эссе для ЕГЭ 2019 года. Предлагаем вам подборку таких заготовок:

Критерии оценивания мини-сочинения эссе на ЕГЭ по обществознанию в 2019 году

(составлены на основании Демонстрационного варианта КИМ ЕГЭ 2019 года по обществознанию)

Критерии оценивания мини-сочинения Баллы
29.1 Раскрытие смысла высказывания 1 балл
Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или в контексте высказывания сформулированы один или несколько тезисов, который(-е) требует(-ют) обоснования. 1 балл
Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован.
ИЛИ Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера(«домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания.
ИЛИ Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом.
0 баллов
Указание по оцениванию:
Если по критерию 29.1 выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется — 0 баллов.
29.2 Теоретическое содержание мини-сочинения: объяснение ключевого (-ых) понятия (-ий), наличие и корректность теоретических положений 2 балла
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых)понятия(-ий) и теоретические положения. 2 балла
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены.
ИЛИ В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт.
ИЛИ В приведённых объяснениях ключевого(-ых) понятия(-ий) / теоретических положениях допущены отдельные неточности, не искажающие научного смысла этих понятий, теоретических положений
1 балл
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла, в том числе, если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён, теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания.
ИЛИ Приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания.
0 баллов
29.3 Теоретическое содержание мини-сочинения: наличие и корректность рассуждений, выводов. 1 балл
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод. 1 балл
Все иные ситуации, включая рассуждения и выводы бытового характера без опоры на обществоведческие знания. 0 балов
29.4 Качество приводимых социальных фактов и примеров 2 балла
Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/ примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис / положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию.
Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом.
2 балла
Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/ вывод.
Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом.ИЛИ Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод.
Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом.ИЛИ Приведены два примера из источников разных типов, дублирующие друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом.
1 балл
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла. 0 баллов
Указание по оцениванию:
В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.).
1. Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников;
2. Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании.
0 баллов
Максимальный балл — 6

Темы 2019 года

Какие именно высказывания будут предложены 11-ти классникам в 2019 году, никто не знает. Существует некоторый банк проблем, актуальных для основных тем обществознания, на которые можно ориентироваться в ходе подготовки к ЕГЭ.

Для того, что бы ваше эссе получилось целостным, лаконичным, но при этом глубоко раскрывающим суть проблемы, необходимо:

  • Понимать суть проблемы . Не берите высказывания, проблема которых вам изначально не понятна.
  • Правильно подобрать цитату . Это важный этап, которому стоит уделить достаточно времени еще на этапе подготовки.
  • Построить цепочку рассуждений . Все блоки мини-сочинения должны быть связаны между собой. Рекомендуется периодически возвращаться в тексте к основной мысли высказывания.
  • Рассмотреть вопрос с разных точек зрения, если таковые существуют .
  • Найти правильные примеры .

Вот несколько полезных советов, которые помогут подобрать примеры и аргументы, которые требует новая структура эссе по обществознанию с учетом нововведений 2019 года:

Основные ошибки и недостатки в работах выпускников

Анализ работ выпускников позволяет выделить некоторые типичные ошибки, которые допускаются на различных этапах написания эссе.

При формулировании проблемы и смысла высказывания автора:

  1. С одной стороны, непонимание и неумение вычленить проблему высказывания связано с отсутствием знаний по базовой науке, к которой относится цитата, а с другой стороны, с попыткой подогнать под известные проблемы, рассмотренные на уроках, в ранее написанных, прочитанных, то есть готовых эссе.
  2. Неумение сформулировать проблему часто связано с отсутствием развитого словарного и терминологического запаса по базовым обществоведческим наукам.
  3. Неумение сформулировать смысл высказывания автора связано с непониманием или неправильным пониманием его содержания, отсутствием необходимых обществоведческих знаний.
  4. Подмена проблемы авторской позицией - связано с тем, что учащийся не видит разницы между ними.

Проблема - это тема рассуждения автора. Она всегда широкая, предусматривает несколько мнений, позиций, часто абсолютно противоположных друг другу. Сущность или смысл высказывания автора - это его личный ответ на поставленный вопрос, один из нескольких существующих в науке или общественной мысли.

При высказывании и аргументации собственной позиции:

1. Отсутствие аргументов связано с незнанием или игнорированием учеником требований к эссе по обществознанию, его структуре.

2. Довод выпускника лишь повторяет высказывание.

3. Ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий.

4. Ошибки в работе с информацией, вызванные неумением проанализировать социальный опыт. Часто примеры, приводимые выпускниками, слабо связаны с рассматриваемым положением (связь либо не прослеживается, либо поверхностна и не отражает существенных моментов).

5. Некритическое восприятие социальной информации из сообщений СМИ, Интернета. В результате непроверенные факты, несостоятельные или провокационные утверждения и предвзятые оценки нередко используются выпускниками в качестве доказательств в эссе.

6. Преобладание одностороннего взгляда на социальные явления, неумение выявлять и выстраивать причинно-следственные связи.

Изменения в ЕГЭ по обществознанию в 2019 году

В связи изменениями, которые коснуться заданий 25, 28 и 29, суммарный первичный балл ЕГЭ 2019 года по обществу возрастет до 65 баллов (в 2018 году данный параметр составлял 64 балла).

ФИПИ официально сообщил, что запланированы такие изменения:

Более подробно об изменениях, которые вступят в силу в 2018-2019 учебном году читайте в документе.

Для эссе в спецификациях отводят 45 минут, но репетиторы рекомендуют оставить на мини-сочинение минимум 60-90 минут из всего экзаменационного времени, составляющего в 2019 году 235 минут (почти 4 часа).

Видео-вебинар на тему написания эссе 2019

Также смотрите видео урок по выполнению задания №29 в ЕГЭ по обществознанию 2018-2019 учебного года:

А в этом видео рассматривается структура написания мини-сочинения и критерии оценивания, даются упражнения для тренировки:

В данной статье вы узнаете, как написать эссе по обществознанию. Примеры прилагаются.

Прежде всего необходимо уяснить, что для того, чтобы научиться писать эссе по обществознанию, необходимо довольно продолжительное время. Нельзя без предварительной подготовки написать эссе, которое бы эксперты оценили на высокий балл. Устойчивые навыки, хорошие результаты появляются через 2-3 месяца работы (примерно 15-20 написанных эссе). Именно систематические занятия, целеустремленность приносят высокую результативность. Нужно отточить свои навыки на практике при непосредственной помощи и тщательном контроле учителя..

Видео – как написать эссе по обществознанию

Если вы еще не сталкивались с написанием эссе, посмотрите видео.

В отличие от эссе по литературе или русскому языку, где четко оговаривается минимальный объем работы и допускается общее размышление («философствование» без конкретизации), в эссе по обществознании объем не ограничен, но его структура и содержание принципиально иные. Эссе по обществознанию – это фактически ответ на вопрос: «Согласен ли я с данным высказыванием и почему?». Именно поэтому в эссе по обществознанию обязательно должны присутствовать строгая аргументация, научность и конкретизация. В то же время, следует отметить, что часто в качестве темы эссе используются весьма парадоксальные, необычные высказывания, требующие образного мышления, нестандартного подхода к раскрытию проблемы. Это неизбежно накладывает свой отпечаток на стиль сочинения-эссе, требует максимальной концентрации сил и внимания.

Также хотелось бы добавить, что экзаменационное эссе оцениваются конкретными людьми. Чтобы эксперт, проверяющий в день от 50 до 80 работ, отметил какое-то эссе как заслуживающее внимание, данное эссе должно не только отвечать всем нижеизложенным требованиям, но и отличаться определенной оригинальностью, неординарностью и самобытностью – это подразумевается самим жанром эссе. Поэтому необходимо не только изложить научно-фактический материал по теме, но и приятно удивить нестандартностью и гибкостью своего мышления.

Алгоритм написания эссе во время ЕГЭ

  1. Прежде всего, во время экзамена необходимо правильно распределить время. Практика показывает, что для написания эссе необходимо отводить не менее 1-1,5 часа из 3,5 часов, отведенных на ЕГЭ по обществознанию. Целесообразнее всего приниматься за написание эссе после того, как были решены все остальные задания КИМа, т.к. данный вид работы требует максимальной концентрации усилий выпускника.
  2. Внимательно прочитать все предложенные на выбор темы.
  3. Выбрать те темы, которые понятны, т.е. – ученик должен четко представлять – о чем данное высказывание, что автор хотел сказать данной фразой. Для того, чтобы снять сомнения в том, правильно ли он понимает тему, выпускник должен своими словами переформулировать фразу, определив главную мысль. Ученик это может сделать устно или на черновике.
  4. Из выбранных понимаемых высказываний необходимо выбрать одну тему – ту, которую лучше всего ученик знает. Необходимо отметить тот факт, что нередко экзаменуемые выбирают легкие, на их взгляд темы, но которые оказываются сложными при раскрытии темы из-за ограниченности научного и фактического материала по данной проблематике (иными словами – в самой фразе все сказано, ничего нельзя добавить). В таких случаях эссе сводится к простому изложению смысла высказывания в разных вариантах и оценивается экспертами из-за плохой доказательной базы низко. Поэтому выбирать тему эссе нужно так, чтобы ученик при его написании мог полностью показать полноту своих знаний и глубину своих мыслей (т. е. – тема должна быть выигрышной).
  5. При выборе темы эссе необходимо обращать внимание и на то, к какой социальной науке отнесено данное высказывание. Практика показывает, что ряд фраз может относиться сразу к нескольким наукам. Например, высказывание И. Гете «Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными» может принадлежать и философии, и социальной психологии, и социологии. Соответственно содержание эссе должно различаться в зависимости от этого, т.е. должно соответствовать указанной базовой науке.
  6. Эссе полностью писать на черновик не нужно. Во-первых – из-за ограниченного времени, во-вторых – из-за того, что в момент написания эссе приходят одни мысли, а в момент переписывания – другие, а переделать готовый текст значительно труднее, нежели создавать новый. На черновике выпускник делает только план своего эссе, примерные краткие наброски смысла фразы, своей аргументации, точек зрения ученых, понятий и теоретических положений, которые он собирается приводить в своей работе, а также примерный порядок их расположения друг за другом с учетом смысловой логики эссе.
  7. В обязательном порядке ученик должен высказать свое личностное отношение к выбранной теме в четко выраженной формулировке («Я согласен», «Я не согласен», «Я не совсем согласен», «Я согласен, но частично» либо подобны по значению и смыслу фразы). Наличие личностного отношения является одним из критериев, на основе которых оценивается эссе экспертами.
  8. В обязательном порядке выпускник должен изложить свое понимание смысла высказывания. Т.е. старшеклассник своими словами объясняет – что автор хотел сказать данной фразой. Целесообразнее это сделать в самом начале эссе. И если совместить требования данного пункта с положениями предыдущего, то вот как, например, будет выглядеть начало эссе по философии «Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, нужно определиться, какие потребности составляют благо»: «Я полностью согласен с высказыванием великого русского писателя второй половины XIX – нач. XX вв. Л.Н. Толстого, в котором он говорит о подлинных и мнимых потребностях».
  9. Очень тщательно необходимо подходить к подбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной жизни. Аргументация личностного характера (примеры из личной жизни) оцениваются наиболее низко, поэтому их применение в качестве доказательной базы нежелательно. Следует помнить, что любой личный пример легко «превратить» в пример из общественной жизни, из социальной практики, если писать о нем от третьего лица (например – не «Мне нахамила продавщица в магазине, тем самым нарушив мои права потребителя» , а «Допустим, что гражданину С. продавщица нахамила. Тем самым она нарушила его права как потребителя». Количество аргументов в эссе не ограничено, но наиболее оптимальным для раскрытия темы являются 3-5 аргументов. Следует также помнить, что примеры из истории наиболее уместны в политологических, частично – в правоведческих и социологических темах, а также в философских темах, связанных с теорией социального прогресса. Примеры из социальной практики (общественной жизни) – в социологических, экономических, правоведческих темах. Данные соответствующих наук должны быть обязательно использованы при выборе любой из тем.
  10. Использование терминов, понятий, определений в эссе должно быть грамотным, уместным, применительно к выбранной теме и науке. Эссе не должно быть перегружено терминологией, тем более, если данные понятия не связаны с выбранной проблемой. К сожалению, часть выпускников стараются вставить в свою работу как можно больше терминов, нарушая принцип целесообразности и разумной достаточности. Тем самым они показывают, что не научились грамотно использовать научную терминологию. Термин должен быть упомянут к месту, такое упоминание должно свидетельствовать о его правильном понимании.
  11. Очень приветствуется, если выпускник в своем эссе указывает точки зрения других исследователей на рассматриваемую проблематику, дает ссылку на различные толкования проблемы и различные пути ее решения (если таковое возможно). Указание на иные точки зрения могут быть прямыми (например: «Ленин считал так:…, а Троцкий – иначе:…, а Сталин – не был согласен с ними обоими:…» ), а могут быть опосредованными, неконкретизированными, неперсонифицированными: «Ряд исследователей считает так:…, другие – иначе:…, а некоторые – предлагают совершенно иное:…».
  12. Очень приветствуется, если в эссе указывается – кем был автор данного высказывания. Указание должно быть кратким, но точным (см. пример в п. 8). Если аргументируя свою позицию по указанной проблематике уместно упоминание взглядов автора фразы, это необходимо сделать.
  13. Аргументы должны быть изложены в строгой последовательности, внутренняя логика изложения в эссе должна четко прослеживаться. Ученик не должен перескакивать с одного на другое и вновь возвращаться к первому без объяснения и внутренней связи, стыковки отдельных положений своей работы.
  14. Завершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям: «Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что автор был прав в своем высказывании».

Примеры эссе на тему:

Философия «Революция – варварский способ прогресса» (Ж.Жорес)

На высший балл

Я полностью согласен с высказыванием известного французского социалиста, историка и политического деятеля первой половины ХХ века Жана Жореса, в котором он говорит об особенностях революционного пути общественного прогресса, об отличительных чертах революции. Действительно, революция – это один из путей прогресса, движение вперед, к более лучшим и сложным формам организации общественного устройства. Но так как революция есть коренная ломка всего существующего строя, преобразование всех или большинства сторон общественной жизни, происходящее за короткий промежуток времени, то эта форма прогресса всегда сопровождается большим количеством жертв и насилия.

Если мы вспомним революционный 1917 год в России, то увидим, что обе революции повлекли за собой жесточайшую конфронтацию в обществе и стране, вылившуюся в страшную Гражданскую войну, сопровождавшуюся небывалым ожесточением, миллионами погибших и пострадавших, невиданной до тех пор разрухой в народном хозяйстве.

Если мы вспомним Великую Французскую революцию, то тоже увидим разгул якобинского террора, гильотину, «работающую» без выходных и череду непрекращающихся революционных войн.

Если мы вспомним Английскую буржуазную революцию, то также увидим гражданскую войну, репрессии против инакомыслящих.

А когда посмотрим на историю США, то увидим, что обе буржуазные революции, прошедшие в этой стране, имели форму войны: сначала – войны за независимость, а затем – Гражданской войны.

Перечень примеров из истории можно продолжать и продолжать, но везде, где бы не происходила революция – в Китае, в Иране, в Нидерландах и т.д. – везде она сопровождалась насилием, т.е. варварством с позиции цивилизованного человека.

И пусть иные мыслители возвеличивали революцию (как, например, Карл Маркс, утверждавший, что революции – это локомотивы истории), пусть реакционеры и консерваторы отрицали роль революций в общественном прогрессе, мне ближе точка зрения Ж.Жореса: да, революция – способ прогресса, движение к лучшему, но совершаемое варварскими методами, то есть с применением жестокости, крови и насилия. Насилием нельзя создать счастья!

На небольшой балл

В своей цитате автор говорит о революции и о прогрессе. Революция – это способ преобразования действительности в короткое время, а прогресс – это движение вперед. Революция не является прогрессом. Ведь прогресс- это реформа. Нельзя сказать, что революция не дает положительных результатов – например, русская революция позволила рабочим и крестьянам избавиться от тяжелого положения. Но по определению революция не является прогрессом, ибо прогресс – это все хорошее, а революция – это плохое. Я не согласен с автором, который причисляет революцию к прогрессу.

План эссе

Введение
1) Четкое указание проблемы высказывания:
«Избранное мною высказывание касается проблемы….»
«Проблема данного высказывания заключается в….»
2) Объяснение выбора темы (в чем значимость или актуальность этой темы)
«Всех волнует вопрос…»
«АКТУАЛЬНОСТЬ данной темы заключается в …»
3) Раскрыть смысл высказывания с точки зрения обществознания, 1-2 предложения
4) Представление автора и его точки зрения
«Автор утверждал (говорил, размышлял) с такой точки зрения…»
5) Своя интерпретация данной фразы, СВОЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ (СОГЛАСЕН ТЫ ИЛИ НЕТ)
«Я считаю…» «я согласен с автором высказывания…»
6) Высказывание своей позиции, переход к основной части эссе

P.S. будет плюсом, если во введении дать информацию об авторе высказывания и вставить определение выбранной сферы эссе (философии, политики, экономики, правоведения и т.д.)

Аргументация :
1) Теоретическая аргументация проблемы. Должно быть представлено не менее 3 аспектов теоретического раскрытия темы.
Например: раскрыть само понятие, привести примеры, разобрать признаки, функции, классификации, свойства.
2) Практическая аргументация или пример из общественной жизни

Советы по работе с заданием C9.

При выборе темы выпускник должен руководствоваться следующими соображениями: «я уверен, что...

1) мне понятен смысл высказывания;
2) знаю, с какими основными проблемами обществознания связана данная тема;
3) смогу выразить свое отношение к высказыванию;
4) владею терминами;
5) сумею привести примеры из истории, общественной жизни, собственного опыта».

1) начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то. что мне кажется спорным»;
2) в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе;
3) основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы;
4) целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль;
5) в заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.

Пример 1

«Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать». (И. Сгобей)
1. Автор утверждает, что потребителю необходимо научиться рационально расходовать свои доходы, прежде чем приобретать товары и услуги.
2. Речь идет о вопросах, связанных с экономикой потребления.
3. Я полностью согласен (не согласен) с данным высказыванием.
4. Термины: доходы и расходы, ограниченные ресурсы, семейный бюджет, потребительское поведение, структура потребления.
5. Примеры: русские дворяне XVIII - начала XX вв.. жившие «не по средствам»; некоторые «новые русские» 1990-х гг.

Приветствуется дополнительная информация:

1) краткая информация об авторе высказывания (например: И. Кант, родоначальник немецкой классической философии);
2) имена его предшественников, последователей или научных противников;
3) описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;
4) указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;
5) указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Итак, тема выбрана. Следующий шаг-это правильно структурировать свои мысли. В целом, структура эссе может выглядеть следующим образом.

«Под кучей денег может быть погребена человеческая душа» (Н. Готорн, американский писатель, XIX в.)

1. Еще раз написать название темы и имя автора.
I абзац
Высказывание Н. Готорна, американского писателя, указывает на проблему безнравственности человека. Данная проблема актуальна и для современного общества. В наше время безнравственность настолько сильно «влилась» в личность человека, что она приводит к совершению преступлений.

II абзац
Представление точки зрения автора по проблеме. Выдающийся американский писатель Н. Готорн в своем высказывании говорит о влиянии денег на жизнь человека, на его характер, на его нравственные качества. С точкой зрения Н Готорна нельзя не согласиться. Становясь богаче, человек «теряет» свои моральные и нравственные качества. Получая деньги, человек получает власть. И получив власть над другими, человек лишается всякой разумности.

III абзац (теоретическое обоснование точки зрения)
Нравственность-степень усвоения личностью моральных ценностей общества. Нравственное сознание человека - отражение в сознании человека отношения к нравственным нормам. Данное высказывание можно подтвердить высказываниями (мнениями) известных людей (приводятся примеры - цитаты) О нравственности человека рассуждали многие деятельные личности, например. Карлайль Томас, который утверждал, что «Наличные - не единственная связь человека с человеком». Существуют высказывания о том. что «деньги не имеют никакой морали», «деньги портят человека». И сложно этому противостоять. Ведь на самом деле так оно и есть.

IV. Примеры
Проблема влияния денег на личность затрагивалась и известными писателями. В своей повести «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов раскрывает сущность людей, которые во главе всего ставят цель - любой ценой заполучить богатства. Так. брат главной героини ради получения коня решил отдать свою родную сестру цыгану при этом придумав план, по которому причастить его к совершению бесчеловечного поступка условно было нельзя.

V. Аргументация (собственный опыт).

Влияние денег на человека можно наблюдать и в повседневной жизни, стоит лишь включить телевизор. На любом канале можно увидеть новости, в которых говорится о преступлении, совершенном из корыстных целей. Сколько показывают судебных разбирательств, в которых родственники идут на крайние меры (убийство в том числе) ради получения завещания.

VI. Вывод

Возвращаясь к затронутой теме, могу сказать, что проблема безнравственности в стране, как и была, так и останется до тех пор. пока государство не установит надзор за соблюдением моральных норм, так как проблема безнравственности слишком велика и без вмешательства государства ее не «уничтожить».

Другие материалы для эссе и не только смотрите в разделе

По сути, предмет «Обществознание» включает в себя информацию по разным аспектам жизни общества, изучаемым в рамках следующих гуманитарных наук: экономика, юриспруденция, философия, социология, политология и в некоторой степени история. Именно поэтому для получения хороших результатов необходима тщательная и заблаговременная подготовка.
Ежегодно наибольшие трудности учащиеся испытывают при выполнении задания С9, за которым традиционно закрепился термин «эссе».
Что такое эссе? «Эссе (французское essai - опыт, набросок) - малый жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь» (Современная энциклопедия). Оно не претендует на исчерпывающую полноту или определяющую трактовку предмета, его задача - высказать мнение. Эссе по обществознанию - творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук.
Общеизвестно, что немногим выпускникам удается написать эссе, максимально удовлетворяющее критериям, а ведь от успешного выполнения этого задания порой зависит и успешность всего экзамена в целом.
По итогам прошлого учебного года из 40 учащихся нашей школы, сдававших ЕГЭ по обществознанию, 1 балл за сочинение получили 3 выпускника, 2 балла - 3 выпускника, 3 балла - 18 выпускников, 4 балла - 15 выпускников и только 1 выпускник получил максимальное количество баллов. Каким же образом можно достичь более высоких результатов?
Предлагаю на суд коллег алгоритм, который поможет ученикам тщательнее подготовиться к экзамену.
Алгоритм выполнения задания С9
I абзац состоит из двух частей.
1) Необходимо указать, какую проблему поднимает автор в данном высказывании.
Фразы-клише:
В данном высказывании автор поднимает проблему...
- значимости (чего-либо...),
- роли (чего-либо...) в жизни человека и общества.
2) Важно указать актуальность данной проблемы.
Фразы-клише:
Данная проблема является актуальной в условиях...
В своей жизни я неоднократно задумывался над этим...
Данная тема актуальна для меня лично...
Для общества в целом...
Для современной России...
Для всего человечества...(если в высказывании поднята глобальная проблема).
II абзац состоит из трех частей.
1) Необходимо представить автора.
2) Раскрыть смысл высказывания своими словами (не цитируя автора).
3) Сказать, согласен или нет с мнением автора.
Фразы-клише ко второй части второго абзаца:
Смысл данного высказывания состоит в том, что...
Автор обращает наше внимание на то, что...
Автор убежден в том, что...
Фразы-клише к третьей части второго абзаца:
Я готов(а) согласиться с мнением автора...
Я готов(а) разделить точку зрения автора...
Я готов(а) согласиться с автором в той части высказывания, где он...
Я готов(а) поспорить с мнением автора...
Автор был прав, утверждая, что...
Отчасти я придерживаюсь точки зрения автора, по поводу... но не могу согласиться...
III абзац состоит из двух частей.
1) Теоретическое аргументирование. Необходимо раскрыть смысл обществоведческих терминов и понятий.
2) Практическая аргументация. Аргументы должны обосновать собственную позицию.
Подтвердить свою точку зрения фактами и примерами из жизни, литературы, истории, СМИ.
IV абзац состоит из одной части - вывод.
Вывод не должен дословно совпадать с суждением, он сводит воедино идеи аргументов и подводит итог рассуждений.
Фразы-клише:
Данная проблема столь многогранна, что дать однозначную оценку весьма сложно...
Проблема, поднятая автором, имеет ряд аспектов, я в своем сочинении попытался(лась) раскрыть лишь один (некоторые) из них. Остальные остались за рамками моего сочинения.
Тема для дискуссий остается открытой...
Я имею иную точку зрения, отличную от авторской...
Таким образом, можно сделать вывод...
Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...
Подводя итоги, можно перечислить вопросы, которые связаны с данной проблемой (темой), но остались нераскрытыми...
Выбор темы эссе также является ответственной задачей. Выбирая проблему, выпускник должен быть уверен в том, что он:
- имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;
- ясно понимает смысл высказывания (обратите внимание: не согласен с ним, а понимает, что именно утверждает автор);
- может выразить свое отношение к высказыванию (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);
- владеет обществоведческими терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые предстоит употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе);
- сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.
Стоит отметить, что данная методика не должна ограничивать выпускника, наоборот, необходимо, чтобы работа была свободной, творческой.
Предлагаю вам некоторые работы выпускников нашей школы.
Эссе-сочинение на тему «Права детей в руках взрослых»

Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка.
Ф.М.Достоевский

Не только в прошлом, но и в наше время, когда отдельные государства отличаются чрезвычайно высоким уровнем жизни, когда богатейшие державы мира тратят миллиарды на вооружение, когда граждане этих государств покупают предметы роскоши, когда столь развита индустрия сельского хозяйства, миллионы детей угасают, деградируют без самого необходимого хотя бы для физического развития.
Увеличились темпы роста детской преступности, молодеют наркомания и алкоголизм. В странах третьего мира очень высок уровень детской смертности, в некоторых регионах сложилась серьезная проблема с детским питанием. На дворе экономический кризис, и он прежде всего губит детство.
Конечно, со времен Достоевского изменилось очень многое и в отрасли права.
Система современного права более гуманна и развита, но вопрос остается открытым. Есть много документов, указов, защищающих права ребенка, но дело даже не в том, нарушаются ли эти права, исполняются ли законы. Проблема, особенно в нашей стране, состоит еще вот в чем: очень низок уровень правовой культуры. Именно по этой причине нарушаются права ребенка.
Один из основных документов - Декларация прав ребенка, провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, играющая большую роль в защите детства. Ее содержание было призывом к справедливости в отношении детей.
Однако мы взрослые люди и прекрасно понимаем, что декларации носят рекомендательный характер и их нормы необязательны для исполнения. Другое дело - конвенция, которая исполняется теми, кто ее подписал. Работа над ней началась в Международный год ребенка (1979), 20 ноября 1989 конвенция была единогласно принята Генеральной Ассамблей ООН, и через год она была ратифицирована нашей страной.
Считаю, что каждый ребенок должен ознакомиться с Конвенцией о правах ребенка. Некоторые положения конвенции непривычны для обыденного сознания и могут вызвать неправильное восприятие и ошибочную трактовку. Так, право на свободное выражение мысли, воспринятое буквально, может вылиться в неуважительное отношение к взрослым, стать благотворной почвой для хамства. Как видно, любой закон - палка о двух концах, поэтому следует напомнить, что права и свободы одного человека заканчиваются там, где начинаются права и свобода другого человека.
Права детей в руках взрослых? Думаю, да, бесспорно, права подрастающего поколения именно в руках взрослых, которые и приняли все нормативные акты, защищающие права детей, они осуществляют контроль за реализацией этих прав. В свою очередь дети очень сильно зависят от взрослых, которые нарушают права ребенка. Но бывает и по-другому, дети очень часто злоупотребляют своими правами, а местные власти готовы раздуть из любого инцидента международный скандал, что очень хорошо прослеживается в странах Европы и США. Да, на Западе с этим все строго и зачастую утрированно. Видимо, даже в такой теме, как права ребенка, сохраняется старый добрый принцип «все относительно», поэтому я поставил многоточие в название эссе...

Эссе-сочинение на тему «Торжество над самим собой есть венец философии» (Диоген)
Я готов согласиться со словами Диогена и принимаю его точку зрения. Но чтобы утверждать так или иначе, нужно знать, кто этот человек и чем он занимался.
Диоген из Синопа - бывший владелец чеканной мастерской, осужденный за порчу монеты и проданный в рабство; человек, кричавший на невольничьем рынке: «Кто хочет купить себе господина?!» Диоген, бросивший вызов моральным устоям и общественным ценностям Афин того времени - один из немногочисленных философов, проповедовавших так, как живут, и живших так, как проповедуют.
Он вел нищенский и аскетичный образ жизни: спал в бочке, служившей ему домом, ел в основном чечевицу и капусту. Конечно, образ жизни этого мыслителя многих заставляет задуматься о его адекватности, да и сам философ называл себя «собака-Диоген». Он всю жизнь старался очистить себя от всего лишнего и искренне считал, что через внешний аскетизм можно прийти к мудрости и гармонии.
Но вернемся к высказыванию. Попытаюсь раскрыть его смысл. Я бы особо выделил слово «торжество». Торжествуют, когда рады чему-либо: удаче, победе. Думаю, философ хотел сказать именно это. Диогеново торжество - это торжество победы над самим собой, что можно подтвердить примером из жизни Диогена. Однажды он сидел у ручья и наблюдал за маленьким мальчиком, который пил воду, зачерпывая ее руками. Мыслитель воскликнул: «Этот мальчик превзошел меня в простоте» - и после этого Диоген выкинул свою миску, которой раньше черпал воду. Тогда у ручья Диоген, как он сам считал, приблизился на шаг к простоте, восторжествовав над самим собой и избавившись от лишнего.
Именно торжество над собой после усилия и борьбы спасает многих. Без него мы не имели бы таких удивительных рекордов в спорте. Вспомните нашу паралимпийскую сборную, показавшую гораздо лучший результат, чем сборная физически полноценных людей. Победа над собой усилием воли помогает достичь таких высот. Без этого мы бы не выиграли войну, только сила духа позволяла бойцам идти в бой с одной винтовкой на двоих, а летчику Маресьеву станцевать «Яблочко» на протезах. Все это примеры победы над самим собой.
Я бы сказал, что торжество над самим собой есть венец не просто философии, а философии жизни, что, конечно, является отдельной темой для дискуссии. Нужно ли человеку жить, превозмогая себя, торжествуя над собой, или жить в праздности?! Каждый сам решает, что ему лучше и ближе. В любом случае тема остается открытой.

​Лилиана АГАЯН, учитель истории и обществознания средней школы №75 Краснодара

.
Максимальный балл – 6.

План работы:

  1. Выбрать одну из пяти предоставленных цитат (блоки: социология, экономика, политика, философия, правоведение).
  2. Сделать вступление, выдвинув идею высказывания и конкретнее пояснить её.
  3. Написать термины, подходящие под идею цитаты, раскрыть их и связать вместе. Также писать о своих рассуждениях.
  4. Подтвердить идею двумя аргументами из разных источников.
  5. Сделать небольшой вывод.

Шаблон (клише):

1. Вступление

Формируем идею цитаты (не проблему!), используя следующие клише :

  • «В своём высказывании (ФИО) выдвигает идею…»
  • И поясняем её более подробно:
  • «(ФИО) имеет в виду, что…»
  • Пишем своё мнение (необязательный пункт):
  • «Я считаю, что…»
  • «Я согласна (согласен) с мнением ФИО по поводу…»

НЕ НУЖНО ПИСАТЬ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ! – большинство цитат, которые даются для эссе, непроблемные.

2. Теоретическая часть

Выписав, на черновик необходимые понятия и термины (не меньше 3), раскрываем их понятия и органично вписываем в абзац, связывая с идеей цитаты. Также необходимо по мере раскрытия теоретической части писать свои рассуждения,
связывая из с терминами. Клише для теоретической части:

  • «Для подтверждения данной идеи обратимся к теории. (Первый термин и понятие и так далее)».

3. Аргументы

Пишем два аргумента, которые раскрывают приведённую идею, взяв их из разных источников (СМИ и литература, кинофильм и курс обществознания в школе и др.). Клише для аргументов:

  • «Для подтверждения этой идеи приведу статью, которую я прочитал(а) в газете «Вестник». В ней говорится о…» – первый аргумент.
  • «Из курса географии/ обществознания/ истории я узнала(а) о такой…» – второй аргумент.

В аргументах не только описываем ситуацию, но и рассуждаем о её связи с идеей.

4. Вывод

Кратко подводим итог всему написанному выше:

  • «Таким образом, оба примера ещё раз доказывают выдвинутую автором идею о том, что…».

Пишем кратко и чётко. Новых идей и мыслей не вводим.