Мораль ее основные нормы и ценности презентация. Презентация на тему " мораль". Этика - философская наука, предметом изучения которой являются мораль, нравственность

Слайд 2

ЦЕЛИ УРОКА

МОРАЛЬ. НРАВСТВЕННОСТЬ

ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ МОРАЛИ.

ДОБРО И ЗЛО.

Слайд 3

ПОВТОРИМ.

  • ДУХОВНАЯ СФЕРА ВКЛЮЧАЕТ….

МОРАЛЬ, ПРАВО, РЕЛИГИЯ, ФИЛОСОФИЯ И Т.Д.

КТО СОЗДАЕТ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

  • КУЛЬТУРА БЫВАЕТ ВНЕШНЯЯ И ….

ПИСАТЕЛИ, ХУДОЖНИКИ. ПОЭТЫ И Т.Д.

ВНУТРЕНННЯЯ.

Слайд 4

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ЦАРСКИЙ ПУТЬ В НАУКЕ..

НЕТ.. А ПОЧЕМУ..?

  • ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА.
  • КАЧЕСТВА –КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ КУЛЬТУРНЫЙ ЧЕЛОВЕК..
  • ВСЕ ВИДЫ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА…
  • ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ПОРЯДОЧНОСТЬ..
  • Слайд 5

    ДВА МИРА ЕСТЬ У ………………

    ОДИН. КОТОРЫЙ НАС ………………

    ДРУГОЙ, КОТОРЫЙ МЫ ОТ ВЕКА

    …………… ПО МЕРЕ НАШИХ СИЛ

    ЧЕЛОВЕКА

    КАК ТЫ ПОНИМАЕШЬ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ ИЗ ЭТОГО ОТРЫВКА..

    РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ: ЧТО ТЫ ВЫБИРАЕШЬ:

    ПОЛНАЯ СВОБОДА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КОНТРОЛЬ СО СТоРОНЫ ГОСУДАРСТВА ИЛИ ЕСТЬ ДРУГОЙ ПУТЬ.. НАЗОВИ..

    Слайд 6

    ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ.

    МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ, ДОБРО И ЗЛО, ЦЕННОСТИ И НОРМЫ МОРАЛИ, ГУМАНИЗМ. АМОРАЛЬНОСТЬ, ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ, ПАТРИОТИЗМ.

    КОНФУЦИЙ, ИИСУС ХРИСТОС, СОКРАТ, МУАММЕД, БИБЛИЯ. КОРАН

    Слайд 7

    ВВЕДЕНИЕ.

    МЫ УЖЕ ЗНАЕМ СЛОВА: ДОБРО И ЗЛО.. ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ

    НО КАКУЮ ВЛАСТЬ ИМЕЮТ ЭТИ ПОНЯТИЯ НАД ЛЮДЬМИ… ЭТО И ЕСТЬ ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА УРОКА.

    ВЕЛИКИЕ МОРАЛИСТЫ ДРЕВНОСТИ: ИИСУС ХРИСТОС. МОИСЕЙ, МУХАММЕД, КОНФУЦИЙ СМЫСЛ МОРАЛИ СВОДИЛИ К СЛЕДУЮЩЕМУ..

    ОСНОВНОЙ СМЫСЛ МОРАЛИ В «ЗОЛОТОМ ПРАВИЛЕ»

    НАИБОЛЕЕ ПОЛНО ЕЕ СМЫСЛ В НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДИ:

    « И ТАК ВО ВСЕМ, КАК ХОТИТЕ, ЧТОБЫ С ВАМИ ПОСТУПАЛИ ЛЮДИ, ТАК ПОСТУПАЙТЕ И ВЫ С НИМИ»

    МЫ ПОЛУЧАЕМ ОТВЕТ НА ВОПРОС: ЗАЧЕМ НУЖНА МОРАЛЬ.

    ЧТОБЫ НАУЧИТЬ НАС, КАК ОТНОСИТЬСЯ К ЛЮДЯМ…

  • Слайд 8

    НРАВСТВЕННОСТЬ. МОРАЛЬ.

    • МОРАЛЬ
    • НРАВСТВЕННОСТЬ
    • МОРАЛЬ ЭТО РАЗМЫШЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА. ФОРМУЛИРУЮТСЯ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ. К МОРАЛИ ОТНОСЯТСЯ ПРИНЦИПЫ –ИДЕАЛЫ – НОРМЫ.
    • НРАВСТВЕННОСТЬ- ЭТО ЧАСТЬ ЖИЗНИ,ТЕСНО СВЯЗАННОЙ С ОБЫЧАЯМИ, ПРАКТИКОЙ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ
  • Слайд 9

    • НРАВСТВЕННОСТЬ МОЖЕТ БЫТЬ ДОБРОЙ И ЗЛОЙ. (С ВОЛКАМИ ЖИТЬ, ПО ВОЛЧЬИ ВЫТЬ)
    • ЗЛОЙ НРАВСТВЕННОСТИ ПРОТИВОСТОИТ - МОРАЛЬ.
    • МОРАЛЬ НАЧИНАЕТСЯ ТАМ, ГДЕ ОДИН ЧЕЛОВЕК ПОЗАБОТИЛСЯ О ДРУГОМ.
    • ЧЕЛОВЕК ОБЛАДАЕТ СВОБОДОЙ ВЫБОРА: ОН МОЖЕТ ПОСЛУШАТЬ АНГЕЛА, А МОЖЕТ И ДЬЯВОЛА. УМЕНИЕ ПОСТУПАТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ДОБРОЙ НРАВСТВЕННОСТЬЮ
    • МНОГИЕ УЧЕНЫЕ СЧИТАЮТ СМЫСЛОМ ЖИЗНИ.
    • ДРУГАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ- ЧТО НЕТ ДЕЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ НА ДОБРУЮ И ЗЛУЮ,А НРАВСТВЕННОСТЬ ТОЛЬКО ДОБРАЯ.
    • ТРЕТЬЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ- ЧТО НЕТ ЧЕТКО ВЫРАЖЕННЫХ МОРАЛЬНЫХ НОРМ. ОНИ МЕНЯЮТСЯ
  • Слайд 10

    ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ.

    • ВОПРОСЫ МОРАЛИ- ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ.
    • ЧЕЛОВЕК ВЫБИРАЯ ОПИРАЕТСЯ НА
    • ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ
    • ЦЕННОСТИ- ЭТО НЕЧТО ВАЖНОЕ ДЛЯ ЖИЗНИ.
    • МОРАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ- ЭТО ВСЕ ЛУЧШЕЕ ЧТО ВЫРАБОТАЛА МОРАЛЬ- ВСЕОБЩЕЕ ДУХОВНОЕ ЕДИНЕНИЕ ЛЮДЕЙ, КОТОРОЕ ДОСТИГАЕТСЯ ЧРЕЗ СОБЛЮДЕНИЕ НОРМ И ПРИНЦИПОВ МОРАЛИ.
    • ЗА ДОЛГУЮ ИСТОРИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВЫРАБОТАЛО ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ НОРМЫ И ЦЕННОСТИ- В РЕЛИГИИ, В ФИЛОСОФИИ-ПРАВДА И СТЫД, ТЕРПИМОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ.
  • Слайд 11

    ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.

    • НРАВСТВЕННОСТЬ – ЭТО САМА ЖИЗНЬ. ИЗ НРАВСТВЕННОСТИ ПОСТЕПЕННО ВЫРАСТАЕТ МОРАЛЬ СУЩЕСТВУЮТ САМЫЕ РАЗЛИЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА НРАВСТВЕННОСТЬ
    • МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ- ЭТО СПОСОБНОСТЬ ПРЕДВИДЕТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ ПОСТУПКОВ
    • В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВЫРАБОТАЛО ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ. КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ПОСТУПАТЬ ТАК,ЧТОБЫ ТВОИ ДЕЙСТВИЯ МОГЛИ СТАТЬ ОБРАЗЦЕМ ДЛЯ ВСЕХ
  • Слайд 2

    мораль религия древнейшие РЕГУЛЯТОРЫ отношений

    Слайд 3: Мораль

    Предмет изучения этики Форма общественного сознания Сформировалась вместе с возникновением человеческого общества (лат. moralis - нравственный) - один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; предмет специального изучения этики. МОРАЛЬ Связана со всеми сферами общественной жизни Явление культурно-историческое, классовое

    Слайд 4: РАЗВИТИЕ НОРМ МОРАЛИ

    ТАБУ ОБЫЧАЙ ТРАДИЦИИ МОРАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА


    Слайд 5

    ТАБУ (от полинезийского слова, означает - запрет) - негативные предписания (категорические запреты) на различные действия людей, нарушение которых должно повлечь соответствующие санкции. Возникли и сформировались на социальной, магической и религиозной основе в период первобытного общества, в котором они регламентировали и регулировали жизнь индивидов и групп (семьи, рода, племени и пр.).

    Слайд 6

    Обычай, унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов.

    Слайд 7

    Традиция (от лат. traditio - передача; предание), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени; охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности); процесс социального наследования; его способы.

    Слайд 8: ОТЛИЧИЕ ТРАДИЦИЙ ОТ ОБЫЧАЕВ

    Объём понятия. Обычай – явление более широкое, нежели традиция. Это очень легко проследить на конкретных примерах. Обычаи могут быть народными, племенными, территориальными, а традиции – семейными, личными, профессиональными. Уровень. Если обычай – это всего лишь привычка, которая повторяется автоматически, то традиция – направленность деятельности, более сложная и многогранная. Укоренение в сознании. Обычай, как правило, менее продолжителен, нежели традиция. Это связано с глубиной усвоения данной привычки. Переходя из поколения в поколение, обычай становится традицией. Направленность. Соблюдение традиций в большей степени направлено на информирование народных масс. Обычай – это, прежде всего, активное действие, которое преследует определённую цель, изначально – практическую

    Слайд 9

    Признаки моральных норм устойчивость Моральные нормы, представленные, к примеру, в обычаях и традициях, могут сохраняться на протяжении долгого времени. Зародившись в одном веке, они продолжают соблюдаться несколькими поколениями людей, пока на смену им не придут другие нормы, но этот процесс, как правило, занимает много времени.

    10

    Слайд 10

    Признаки моральных норм Моральные нормы имеют свойство меняться, так как само общественное устройство подвержено постоянным изменениям. Появление новых социальных групп всегда связано с формированием у них своих духовных и материальных ценностей, которые не всегда совпадают с ценностями большинства. Усиление роли новых слоев общества приводит к тому, что их ценности и нормы распространяются все больше и становятся общепринятыми. изменчивость


    11

    Слайд 11: ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОРАЛИ

    теологическая (дарована Богом, в декалоге -10 заповедях) натуралистическая (мораль присуща человеку изначально и заложена в нем самой природой) социологическая (мораль связана с историческим развитием общества) культурологическая (элемент культуры, регулирующий поведение человека)

    12

    Слайд 12

    ФУНКЦИИ МОРАЛИ связана с тем, как другие люди или сам человек определяет совершенные им поступки. Оценочная функция Мораль рассматривает мир, явления и процессы с точки зрения их гуманистического потенциала - того, в какой мере они способствуют объединению людей, их развитию. Соответственно этому она классифицирует все как положительное или отрицательное, добро или зло. Нравственно оценочное отношение к действительности есть ее осмысление в понятиях добра и зла, а также других сопредельных с ними или производных от них понятиях («справедливость» и «несправедливость», «честь» и «бесчестье», «благородство» и «низость» и т. д.).

    13

    Слайд 13

    ФУНКЦИИ МОРАЛИ связана с тем, как другие люди или сам человек определяет совершенные им поступки. Оценочная функция При этом конкретная форма выражения нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения. Нравственная оценка действительности ставит человека в активное, деятельное отношение к ней. Оценивая мир, мы уже что-то меняем в нем, а именно меняем свое отношение к миру, свою позицию.

    14

    Слайд 14

    ФУНКЦИИ МОРАЛИ помогает установить в обществе нормы, которые станут законами, предназначенными для всеобщего соблюдения. Правила поведения в обществе усваиваются индивидом на подсознательном уровне. Именно поэтому, попадая в место, где находится большое количество людей, большинство из нас спустя какое – то время начинает безошибочно следовать негласным законам, принятым именно в данном социуме. Регулятивная функция

    15

    Слайд 15

    ФУНКЦИИ МОРАЛИ По мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции общественных отношений: правовой, административный, технический и проч. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается в организационном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т. д. Во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидами соответствующих норм и принципов поведения в обществе. Регулятивная функция

    16

    Слайд 16

    ФУНКЦИИ МОРАЛИ напрямую связана с проверкой, насколько отдельный индивид способен следовать установленным в обществе правилам. Подобный контроль помогает достичь состояния «чистой совести» и социального одобрения. Если индивид не ведет себя подобающим образом, то обязательно получает в качестве обратной реакции осуждение со стороны других людей. Контролирующая функция

    17

    Слайд 17

    ФУНКЦИИ МОРАЛИ заключается в том, чтобы человеку иметь возможность научиться понимать и принимать нужды окружающих людей, учитывать их потребности, особенности и желания. Нормы, правила и порядки воспитывают личность, формируют у нее социальные идеалы и стремления. Воспитательная функция

    18

    Слайд 18

    ФУНКЦИИ МОРАЛИ Концентрируя нравственный опыт человечества, мораль делает его достоянием каждого нового поколения людей. В этом состоит ее воспитательная функция. Мораль учит делать каждое дело таким образом, чтобы от этого не было плохо другим людям. Воспитательная функция

    19

    Слайд 19

    «Сын, что тебе кажется плохим, ты не должен делать также товарищам» - древнеассирийское поучение (VII в. до н.э.) Китайский философ Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе». Будда гласит: «Как он поучает другого, так пусть поступает и сам». «Золотое правило морали» (1 тыс. до н.э.)

    20

    Слайд 20

    Нагорная проповедь Иисуса Христа: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» В Сунне, мусульманском предании о жизни и деятельности пророка Мухаммада: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай». Категорический императив Канта: «Поступай всегда согласно такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать» «Золотое правило морали» (1 тыс. до н.э.)

    21

    Слайд 21

    ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ Принцип талиона наглядно демонстрирует понятия нецивилизованных стран – «око за око». То есть, если кто – то потерпел какую – либо утрату по вине другого человека, этот другой обязан возместить первому посредством собственной потери. Современная психологическая наука говорит о том, что необходимо уметь прощать, перенастраивать себя на позитив и искать конструктивные методы выхода из конфликтной ситуации.

    22

    Слайд 22

    ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ Принцип нравственности предполагает следование христианским заповедям и соблюдение божественного закона. Отдельный индивид не имеет права причинять вред своему ближнему, умышленно пытаться доставить ему какой – либо ущерб, основанный на обмане или воровстве. Принцип нравственности сильнее всего взывает к совести человека, заставляет его вспомнить о своей духовной составляющей. «Золотое правило морали»

    23

    Слайд 23

    ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ Принцип благополучия и счастья представлен в виде следующего постулата: «Поступай по отношению к ближнему так, чтобы принести ему наибольшее благо». Неважно, какой поступок будет совершен, главное, чтобы польза от него могла послужить как можно большему количеству людей. Этот принцип морали предполагает умение прогнозировать ситуацию на несколько шагов вперед, предвидеть возможные последствия своих поступков. Дашратх Манджхи «человек горы» Жена Дашратха Манджхи, Фалгуни Деви, умерла, не получив своевременной медицинской помощи, поскольку дорога от их деревни до ближайшего города, в котором эта помощь могла быть оказана, проходила в обход протяжённого горного образования Гехло́р Ганж Не желая, чтобы кому-либо ещё пришлось разделить участь его жены, Дашратх в одиночку прорубил через горное образование проход длиной 110 м, шириной 9,1 м и глубиной 7,6 м, работая ежедневно на протяжении 22 лет (с 1960 по 1982 годы), благодаря чему дорога сократилась до одного километра

    24

    Слайд 24

    ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ Принцип справедливости основан на равном отношении между всеми гражданами. Он гласит, что каждый из нас должен соблюдать негласные правила обращения с другими людьми и помнить о том, что сосед, живущий с нами в одном доме, обладает теми же правами и свободами, что и мы.

    25

    Слайд 25

    ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ Принцип гуманизма является ведущим среди всех выше обозначенных. Он предполагает наличие у каждого человека представления о снисходительном отношении к другим людям. Гуманность выражается в сострадании, в умении понять ближнего, быть ему максимально полезным.

    26

    Слайд 26

    ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ Принцип Сущность принципа Гуманизм Моральная автономия личности Альтруизм Патриотизм. Толерантность Человек сам осуществляет выбор нравственных принципов и способов своей деятельности и несет за него ответственность Терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам, принятие других культур, способов проявления человеческой индивидуальности Сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага. П p инцип, вы pa ж a ющий ч y в c тв o любви к Po дин e, з a б o т y o ee инт epecax и г o т o вн oc ть к ee з a щит e o т в pa г o в. Человеколюбие, отказ от всех форм насилия над личностью, признание естественных прав человека, равенство всех людей А Б В Г Д 1 2 3 4 5

    27

    Слайд 27

    ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ Принцип Сущность принципа Гуманизм Моральная автономия личности Альтруизм Патриотизм. Толерантность Человек сам осуществляет выбор нравственных принципов и способов своей деятельности и несет за него ответственность Сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага. П p инцип, вы pa ж a ющий ч y в c тв o любви к Po дин e, з a б o т y o ee инт epecax и г o т o вн oc ть к ee з a щит e o т в pa г o в. Человеколюбие, отказ от всех форм насилия над личностью, признание естественных прав человека, равенство всех людей 1 2 3 4 5 Терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам, принятие других культур, способов проявления человеческой индивидуальности В А Г Д Б

    28

    Слайд 28: Мораль

    29

    Слайд 29: ЭТИКА - философская наука, предметом изучения которой являются мораль, нравственность

    Соотношение морали и этики Этика – это все моральные нормы (ценности), систематически изложенные. Мораль – признанные нормы (ценности), реализуемые в жизни Этика Мораль ЭТИКА - философская наука, предметом изучения которой являются мораль, нравственность Впервые термин «этика» был употреблен Аристотелем, который разработал этику как особую науку о нравственных качествах личности. Этика исследует природу, внутреннюю структуру, происхождение и историческое развитие морали, ее место в системе других социальных институтов

    30

    Слайд 30

    Мораль и нравственность Соотношение морали и нравственности Мораль = нравственность Мораль = нравственность Это форма сознания, результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей Это область практических поступков, практического поведения, реальных дел и действий мораль нравственность

    31

    Слайд 31

    Моральные требования и представления Правила (нормы поведения) Моральные качества Нравственные принципы Морально-психологические механизмы Высшие моральные ценнности Позитивные – «уважай старших» и негативные – (не убий», «не лги» доброжелательный, справедливый, мудрый и т.д. коллективизм-индивидуализм, эгоизм-альтруизм и т.д. долг, совесть, стыд, честь смысл жизни, свобода, счастье, справедливость Главная особенность морали – ее ВСЕОХВАТНОСТЬ. Она регулирует деятельность и поведение человека во всех сферах общественной жизни – в быту, в труде, в политике, в науке и искусстве, в личных, семейных и др. отношениях

    32

    Слайд 32: Мораль и право

    Общее у морали и права Регулируют общественные отношения Ориентируются на справедливость Чтобы моральные нормы работали, они должны превратиться в привычку Чтобы правовые нормы работали, они по крайней мере не должны противоречить правилам морали

    33

    Слайд 33

    Совесть, благородство и достоинство – Вот оно, святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, За него не страшно и в огонь. Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век. Может и не станешь победителем, Но ты будешь жить как человек! Источник обязательности моральных норм – ? Булат Окуджава

    34

    Слайд 34

    Источник обязательности моральных норм – человеческая совесть, моральное сознание человека и общества Булат Окуджава Совесть, благородство и достоинство – Вот оно, святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, За него не страшно и в огонь. Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век. Может и не станешь победителем, Но ты будешь жить как человек!

    35

    Слайд 35

    В.И. Даль: Добро – это всё то, что полезно людям и обществу, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества. Зло – это всё то, что противоположно добру, что губит душу человека и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду.

    «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло» В.О.Ключевский.

    38

    Последний слайд презентации: Мораль: Мораль

    Десять заповедей человечности (раздумья академика Д.С. Лихачева) Не убий и не начинай войны. Не помысли народ свой врагом других народов. Не укради и не присваивай труда брата своего. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло ради корысти. Уважай мысли и чувства братьев своих. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай. Чти природу как матерь свою и помощницу. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным. Мораль

    Обществознание Урок по теме: «МОРАЛЬ»


    Эпиграф урока

    «Добрый человек – не тот,

    кто умеет делать добро, а

    тот, кто не умеет делать зло»

    В.О.Ключевский


    План урока:

    • Мораль и нравственность
    • Основные ценности и нормы морали
    • Добро и зло

    Мораль (от лат. moralis – моральный, moris – обычай) -

    Совокупность исторически обусловленных правил, норм,

    обычаев, принципов существования и поведения людей,

    их отношений в процессе производства материальных и

    духовных ценностей, которые определяют их обязанности

    одного перед другим, к социальным группам, слоям,

    классам, к обществу, выполнение которых базируется на

    общественной мысли.

    Кондрашов В.А. Новейший философский словарь


    • Особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости

    «Золотое правило морали»

    Еще в VI веке до н.э. китайским философом Конфуцием было сформулировано «золотое правило», которое гласит: «Не делай другому того, чего себе не желаешь».



    Пирамида морали

    Мораль

    мысли, идеи

    как надо поступать

    Нравственность

    совокупность нравов, практические поступки людей

    Нравы

    сама жизнь, поведение и поступки людей


    НРАВСТВЕННОСТЬ -

    Это степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни, то есть выражение человеческого в человеке.


    Мораль и нравственность

    Нравственность

    Сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни

    Принципы реального практического поведения людей,

    степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни

    Мир должного

    Мир сущего


    Этапы формирования нравственной культуры личности

    На чем

    Главный мотив нравственного поведения

    основана

    Послушание и подражание

    Для кого

    Общественное

    Страх, боязнь

    наказания

    Стыд, честь

    характерна

    Саморегуляция

    « Что обо мне подумают?»

    Инфантильные

    «Что со мной

    сделают?»

    Взрослые

    « Что я сам о себе подумаю?»

    взрослые


    ДОБРО и ЗЛО

    « Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни,

    зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей»

    А. Швейцер (1875-1965),

    немецко-французский

    философ, врач


    Духовно-нравственные заповеди академика Дмитрия СергеевичаЛихачёва

    • Люби людей – и ближних,и дальних.
    • Твори добро, не видя в том заслуги.
    • Люби мир в себе, а не себя в мире.
    • Будь искренним: вводя в заблуждение

    других, обманываешься сам.

    • Учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь; чтение – путь к житейской мудрости, не гнушайся им!
    • Будь верующим – вера обогащает душу и укрепляет дух.
    • Будь совестлив: вся мораль в совести.
    • Чти прошлое, твори настоящее. Верь в будущее.

    Время эти понятия не стёрло.

    Нужно только поднять верхний пласт.

    И дымящейся кровью у горла

    Чувства вечные хлынут из нас.

    Ныне присно, во веки веков, старина,

    И цена есть цена, и вина есть вина,

    И всегда хорошо, если честь спасена,

    Если духом надёжно прикрыта спина.

    Чистоту, простоту мы у древних берём,

    Саги, сказки из прошлого тащим

    Потому, что добро остаётся добром

    В прошлом, будущем и настоящем.

    В. Высоцкий.

    «Баллада о времени»


    Домашнее задание

    • Параграф 5,задания «В классе и дома» № 1-2 (письменно)
    • подобрать материалы из средств массовой информации или художественной литературы о моральном выборе человека или
    • написать мини-сочинение на тему «Приходилось ли тебе когда-нибудь делать выбор между добром и злом?»

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    НРАВСТВЕННОСТЬ. МОРАЛЬ. МОРАЛЬ НРАВСТВЕННОСТЬ МОРАЛЬ ЭТО РАЗМЫШЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА. ФОРМУЛИРУЮТСЯ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ. К МОРАЛИ ОТНОСЯТСЯ ПРИНЦИПЫ –ИДЕАЛЫ – НОРМЫ. НРАВСТВЕННОСТЬ- ЭТО ЧАСТЬ ЖИЗНИ,ТЕСНО СВЯЗАННОЙ С ОБЫЧАЯМИ, ПРАКТИКОЙ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ [email protected]

    Cлайд 3

    ПОВТОРИМ. [email protected] СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ЦАРСКИЙ ПУТЬ В НАУКЕ.. НЕТ.. А ПОЧЕМУ..? ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА. КАЧЕСТВА –КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ КУЛЬТУРНЫЙ ЧЕЛОВЕК.. ВСЕ ВИДЫ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА… ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ПОРЯДОЧНОСТЬ..

    Cлайд 4

    ПОВТОРИМ. [email protected] ДВА МИРА ЕСТЬ У ……………… ОДИН. КОТОРЫЙ НАС ……………… ДРУГОЙ, КОТОРЫЙ МЫ ОТ ВЕКА …………… ПО МЕРЕ НАШИХ СИЛ ЧЕЛОВЕКА ТВОРИЛ ТВОРИМ КАК ТЫ ПОНИМАЕШЬ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ ИЗ ЭТОГО ОТРЫВКА.. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ: ЧТО ТЫ ВЫБИРАЕШЬ: ПОЛНАЯ СВОБОДА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КОНТРОЛЬ СО СТРОНЫ ГОСУДАРСТВА ИЛИ ЕСТЬ ДРУГОЙ ПУТЬ.. НАЗОВИ..

    Cлайд 5

    ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ. [email protected] МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ, ДОБРО И ЗЛО, ЦЕННОСТИ И НОРМЫ МОРАЛИ, ГУМАНИЗМ. АМОРАЛЬНОСТЬ, ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ, ПАТРИОТИЗМ. КОНФУЦИЙ, ИИСУС ХРИСТОС, СОКРАТ, МУАММЕД, БИБЛИЯ. КОРАН

    Cлайд 6

    ВВЕДЕНИЕ. [email protected] МЫ УЖЕ ЗНАЕМ СЛОВА: ДОБРО И ЗЛО.. ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ НО КАКУЮ ВЛАСТЬ ИМЕЮТ ЭТИ ПОНЯТИЯ НАД ЛЮДЬМИ… ЭТО И ЕСТЬ ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА УРОКА. ВЕЛИКИЕ МОРАЛИСТЫ ДРЕВНОСТИ: ИИСУС ХРИСТОС. МОИСЕЙ, МУХАММЕД, КОНФУЦИЙ СМЫСЛ МОРАЛИ СВОДИЛИ К СЛЕДУЮЩЕМУ.. ОСНОВНОЙ СМЫСЛ МОРАЛИ В «ЗОЛОТОМ ПРАВИЛЕ» НАИБОЛЕЕ ПОЛНО ЕЕ СМЫСЛ В НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДИ: « И ТАК ВО ВСЕМ, КАК ХОТИТЕ, ЧТОБЫ С ВАМИ ПОСТУПАЛИ ЛЮДИ, ТАК ПОСТУПАЙТЕ И ВЫ С НИМИ» МЫ ПОЛУЧАЕМ ОТВЕТ НА ВОПРОС: ЗАЧЕМ НУЖНА МОРАЛЬ. ЧТОБЫ НАУЧИТЬ НАС, КАК ОТНОСИТЬСЯ К ЛЮДЯМ…

    Cлайд 7

    НРАВСТВЕННОСТЬ. МОРАЛЬ. НРАВСТВЕННОСТЬ МОЖЕТ БЫТЬ ДОБРОЙ И ЗЛОЙ. (С ВОЛКАМИ ЖИТЬ, ПО ВОЛЧЬИ ВЫТЬ) ЗЛОЙ НРАВСТВЕННОСТИ ПРОТИВОСТОИТ - МОРАЛЬ. МОРАЛЬ НАЧИНАЕТСЯ ТАМ, ГДЕ ОДИН ЧЕЛОВЕК ПОЗАБОТИЛСЯ О ДРУГОМ. ЧЕЛОВЕК ОБЛАДАЕТ СВОБОДОЙ ВЫБОРА: ОН МОЖЕТ ПОСЛУШАТЬ АНГЕЛА, А МОЖЕТ И ДЬЯВОЛА. УМЕНИЕ ПОСТУПАТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ДОБРОЙ НРАВСТВЕННОСТЬЮ МНОГИЕ УЧЕНЫЕ СЧИТАЮТ СМЫСЛОМ ЖИЗНИ. ДРУГАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ- ЧТО НЕТ ДЕЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ НА ДОБРУЮ И ЗЛУЮ,А НРАВСТВЕННОСТЬ ТОЛЬКО ДОБРАЯ. ТРЕТЬЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ- ЧТО НЕТ ЧЕТКО ВЫРАЖЕННЫХ МОРАЛЬНЫХ НОРМ. ОНИ МЕНЯЮТСЯ [email protected]

    Cлайд 8

    ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ. НРАВСТВЕННОСТЬ – ЭТО САМА ЖИЗНЬ. ИЗ НРАВСТВЕННОСТИ ПОСТЕПЕННО ВЫРАСТАЕТ МОРАЛЬ СУЩЕСТВУЮТ САМЫЕ РАЗЛИЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА НРАВСТВЕННОСТЬ МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ- ЭТО СПОСОБНОСТЬ ПРЕДВИДЕТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ ПОСТУПКОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВЫРАБОТАЛО ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ. КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ПОСТУПАТЬ ТАК,ЧТОБЫ ТВОИ ДЕЙСТВИЯ МОГЛИ СТАТЬ ОБРАЗЦЕМ ДЛЯ ВСЕХ [email protected]

    Cлайд 9

    ЗЛО ЗЛО ВСЕ, ЧТО ПРОТИВОПОЛОЖНО ДОБРУ, ЕСТЬ ЗЛО. ПОНЯТИЕ ЗЛА ОБЪЕДИНЯЕТ В СЕБЕ ВСЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ. ЗЛО- ЭТО ВСЕ ТО, ЧТО ГУБИТ ДУШУ ЧЕЛОВЕКА [email protected]

    Cлайд 10

    КРИТЕРИЙ МОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК ЖЕ РАЗЛИЧИТЬ ДОБРО И ЗЛО НАЛИЧИЕ УВАЖЕНИЯ К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ДОСТОИНСТВУ В РЕАЛЬНЫХ ДЕЛАХ И ПОСТУПКАХ – ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ МОРАЛИ, ПО КОТОРОМУ МОЖНО РАЗЛИЧАТЬ ДОБРО И ЗЛО. ЭТО ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП МОРАЛИ: ГУМАНИЗМ. [email protected]

    Слайд 1

    Что такое мораль?
    Обществознание 9 класс П. 49.

    Слайд 2

    Великие моралисты
    Иисус Христос Моисей Конфуций Лев Толстой Альберт Швейцер

    Слайд 3

    Термины
    "этика", "мораль", "нравственность" близки по смыслу

    Слайд 4

    «золотое правило» нравственности
    В Библии в Нагорной проповеди Христа
    «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой».

    Слайд 5

    Нравственность, мораль
    Моралью (или нравственностью) называют принятую в обществе систему норм, идеалов, принципов и ее выражение в реальной жизни людей.

    Слайд 6

    Слово "мораль"
    – латинского происхождения. Оно образованно от латинского слова mos (мн. ч. – mores), что означало примерно то же, что и ēthos в греческом –– нрав, обычай. Цицерон со ссылкой на Аристотеля, образовал от него слова moralis – моральный и moralitas – мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика.

    Слайд 7

    нравственность
    Русское слово "нравственность" происходит от корня "нрав" и употреблялось наряду со словами "этика" и мораль" как их синонимы

    Слайд 10

    Функции морали
    оценочная- рассмотрение поступков в координатах добра и зла(как хороших, плохих, нравственных или безнравственных); регулятивная - установление норм, принципов, правил поведения; контролирующая - контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека; интегрирующая - поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека; воспитательная - формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.

    Слайд 11

    Добро и зло
    Добро понимается как важнейшая личная и общественная ценность и соотносится с влечением человека к поддержанию единства межличностных связей и достижению нравственного совершенства. Добро есть стремление к гармоничной целостности как в отношениях между людьми, так и во внутреннем мире личности. Если добро - созидательно, то зло - это все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека.

    Слайд 13

    Моральный идеал
    Можно выделить два «пласта» морального идеала: 1) общественный идеал – это совершенство в отношениях между людьми, или такая организация общества, которая обеспечивает это совершенство. 2) «индивидуальный» идеал (тогда, когда мы говорим о человеке) – это образец нравственной личности.

    Слайд 14

    И. Кант «категорический императив морали»
    «... поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству»

    Слайд 15

    Общечеловеческие духовные ценности
    Любовь Гуманизм Долг Справедливость Ненасилие Свобода Мир Жизнь Труд
    Этика Знание Образование Культура Равенство Братство Гармония Красота Социальный прогресс

    Слайд 16

    Ответь на вопросы (да, нет)
    1. Выбирая между добром и злом человек делает моральный выбор.2. Быть моральным это значит отвечать за свои поступки, совершать добрые делам. 3. Мораль представляет собой нормы, установленные государством. 4. Высоконравственным считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим, ответственного за свои поступки и т.д. 5. Нравственные поступки требуют наград, слова благодарности. 6. Золотое правило нравственности учит нас относиться к людям так, как хотим мы, что бы относились к нам. 7. Мораль и право регулируют поведение человека в обществе. 8. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением. 9. Выполнение норм морали обязательно.

    Слайд 17

    Ответы
    1.да 2.да 3.нет 4.да 5.нет 6.да 7.да 8.да 9.нет