Примеры путевых заметок по русскому языку. Как написать путевые заметки. Итак, характерные признаки путевых заметок

Путевые заметки - одна из разновидностей путево­го очерка - жанра художественной публицистики. Это

зарисовки, сделанные во время путешествия или сразу по возвращении домой по свежим впечатлениям. В них автор рассказывает обо всём, что привлекло его внима­ние во время путешествия, что поразило его воображе­ние, обо всём новом, необычном, интересном, о том, что запомнилось и расширило его кругозор, обогатило зна­ниями и представлениями об окружающем мире. Опи­сания природы, местности, достопримечательностей городов и сёл; рассказы о людях, с которыми повстре­чался в пути, о местных обычаях - всё то, что показа­лось заслуживающим внимания, составляет содержа­ние путевых заметок.

Путевые заметки всегда субъективны: в них рас­крывается и сам автор, и содержится его оценка уви­денного - позитивная или негативная. Они всегда эмо­ционально окрашены.

Ведущим типом речи в путевых заметках обычно бывает повествование, в котором отражается переме-


щение автора во времени и в пространстве; преоблада­ют же в тексте различные описательные фрагменты, «фотографирующие» местность, природные объекты, людей, животных; возможны и рассуждения с обосно­ванием оценки или рассуждения-объяснения.

©> 187. Прочитайте текст.

РЕКА И ЖИЗНЬ

Осень - пора подведения итогов походов и экспеди­ций. Была и у нас в августе экспедиция: на лодках мы прошли реку Воронеж.

«Она всё ещё хороша...» - сказал о реке, беседуя с нами, житель села Кузьминки Савелий Васильевич.

Наш первый лагерь - у Дальнего. Проснулись - над водой молочный туман. Два пастуха, один с лодки, дру­гой с берега, ловят плотву; чуть в стороне в воде стоит цапля, караулит лягушек. В деревеньке поют петухи. Старуха ведёт на берег телёнка. А над палатками воз­душный бой: сокол подстерёг ласточку, но не сбил с пер­вого раза, повторяет атаки - взмывает и падает вниз...

Вверх от Дальнего река показалась нам райским местом, непочатым, не тронутым человеком. Над во­дой, над цветами кувшинок висели стрекозы. Изумруд­ными челночками проносились над гладью плёсов ры­баки-зимородки. Дубовый лес плотной и страшноватой стеной обступал реку.



Правый высокий берег почти везде покрыт дубня­ком. Это тот самый дорогой корабельный лес, на кото­ром царь Пётр остановил взгляд, выбирая место для первой российской верфи.

Выбираясь из леса, река повсюду тощает. Обшир­ные, полноводные и бездонные, кажется, плёсы пре­вращаются вдруг в неширокий и неглубокий поток, вьющийся по лугам. Река и тут хороша. Камыш, осока, рогоз ресницами обрамляют прихотливую ленту воды. Тут видишь: река обжита. Копёнки сена на берегу. Брод-переезд. Коровы. Гуси. Мальчишки с удочками. На буграх цепочки приземистых изб.


В этих местах особо чувствуешь живительную необ­ходимость воды на земле. Видишь, как всё живое укрепляется возле воды. Река, петляя, отдавала свою благодать рассыпанным по равнине домам, рощицам, водопоям, гусиным затонам, мокрым лужкам, синев­шей в пойме капусте. Радуясь этим извивам воды, мы вспоминали ретивых любителей «выпрямлять реки». Почти всегда спрямить реку - это значит обворовать землю... Левый берег, как правило, низок. Растут тут чёрный ольшаник, осина, ивы, черёмуха, а на песча­ных сухих возвышениях - сосны.

Где-то после Рамони чувствуешь набухание реки. Течение становится еле заметным и потом совсем про­падает. Вода подёрнута ряской, как в старом озере. У села Чертовицкого река покидает привычные берега, реки уже нет - разлив воды, похожий на половодье. Летают чайки. Пучки травы выдают мелководья. Для лодок обозначен фарватер. Это место рекой уже не зо­вут. Это «море», образованное плотиной. Считать ли благом эти «моря» - дело спорное. Бесспорно одно: это была неизбежность. Отощавшая река не могла уже на­поить огромный индустриальный Воронеж.



Селения на реке... Они почти все стоят на буграх правого берега. Селения тут зарождались сторожевыми постами. По реке проходила граница Русского государ­ства с «дикой степью». С весны, «как только молодая трава могла прокормить татарских коней», ожидали набегов. День и ночь на вышках дежурили сторожа. Конское ржание, топот копыт, огни костров - и поды­малась тревога. Рядом с вышкой всегда стоял осёдлан­ный конь. И если опасность была особенно велика, спешно оповещалась вся «сторожевая черта» - наблю­датель пускал стрелу с горящей паклей в бочку смолы, стоявшую тоже на вышке. Сейчас же соседний пост поджигал свою бочку, за ним ещё... Так работал огнен­ный «телеграф». Звонили колокола, палили пушки. Люди с полей и из леса спешили укрыться в городках-


крепостях, а войско вовремя выступало навстречу на­лётчикам.

Вышка в Вертячьем удивительно напоминала древ­ний сторожевой пост. Сбитая из дубовых стволов, при­земистая, прочная, она стояла на самой высокой точке бугра. Мы поднялись к вышке, спросили у сидевшего на ней человека, можно ли влезть.

На многие километры открывалась земля с этой вышки. Река внизу, а далее лес, блёстки озёр, поляны, равнина лугов, опять размытый синевой лес. И опять река...

(В. Песков, В. Дёжкин)

Подготовьте анализ текста в форме связного обоснованного высказывания типа рассуждения. Ответьте в нём на следующие вопросы.

План анализа текста определённого жанра

1. К какому стилю и жанру относится текст?

2. Назовите тему, стоящую перед журналистами задачу и в связи с этим основную мысль высказыва­ния.

3. Укажите, сколько в тексте микротем. Какие?

4. Составьте план текста.

5. Какие типовые фрагменты используются в тексте?

6. Какова текстовая функция каждого фрагмента?

7. Какой тип речи, может быть, явно не выражен­ный, объединяет все фрагменты в единый текст?

8. Рассмотрите, как строятся абзацы (на 1-2 при­мерах). Найдите в них зачин (тематическую фразу), среднюю часть (развитие микротемы), концовку.

9. Выясните, как связываются абзацы друг с дру­гом: с помощью слов, обозначающих время (вопрос когда?), или с помощью слов, обозначающих про­странство (где? к у д а?). Другими словами, выясни­те, как развёртывается текст: во временной или в про­странственной перспективе.


©>188. 1. Спишите часть текста упр. 187 (от слов Вверх от Дальнего... до слов...обступал реку).

2. Определите тип речи.

3. Найдите в предложениях «данное» и «новое», подчеркни­те их прямой и волнистой чертой, скажите, чем они выражены.

4. Какие синтаксические средства создают изобразитель­ность речи? Укажите сравнения, слова с переносным значени­ем; расскажите об особенностях порядка слов в этом фрагменте.

5. Укажите, какой частью речи являются выделенные сло­ва, объясните их правописание.

©> 189. Внимательно прочитайте текст; составьте его план и ти­пологическую схему.

Подготовьте устный сжатый рассказ, включив в него только информацию повествовательного характера (где побывали путе­шественники и что они там делали).

Сопоставьте получившийся сокращённый вариант путевых заметок с полным текстом и расскажите о функции рассужде­ний, описательных и оценочных фрагментов в этом жанре. До­стигает ли высказывание цели, если оно выполнено только по­средством повествования?

Всё началось ещё ранней весной, в апреле, а может быть, даже в марте. Из газеты «Известия» мы узнали, что возобновил работу туристский теплоходный марш­рут к «Северным островам». Нам очень хотелось побы­вать на Соловках и в Кйжах. Мы купили путёвки и ста­ли ждать, когда же наступит август.

Как мы и предполагали, поездка оказалась очень интересной. Всего 16 дней, а впечатлений - будто пу­тешествовали год!

Кемь... Самый северный пункт нашего маршрута. Полярный день был уже на изломе. Солнце садилось в 10, а в июле, говорят, там и в час ночи светло, как днём. Было сухо, жарко, совсем как в Крыму. Мы купа­лись в Белом море, совсем как в Чёрном.

Из Кеми съездили в Беломорск посмотреть петрог­лифы, «бесовы следки» - наскальные рисунки доисто­рического человека. Пешком ходили на реку Охту, зна­менитую своими порогами - 100 с лишним порогов на протяжении 70 километров. Провели ночь в лесу -


в палатках, у костра. Затем вернулись на турбазу. Хо­дили по реке Кеми по бонам (так здесь говорят). Боны - это дорога-мост из сбитых плотов, через всю реку, ширина которой в этом месте (у города Кемь) не менее двух километров. Очень сильное впечатление, до головокружения: идёшь по плотам, они, естественно, без перил, неширокие, брёвна мокрые, скользкие, под ногами шевелятся, «дышат», а под ними вода несётся со страшной силой.

На пятый день отправились на Соловецкие острова. С ними связаны самые острые ощущения, очень разные по характеру.

Уже в пути нас застал шестибалльный шторм. А речной теплоход «Лермонтов» - единственная связь с островами - к нему не приспособлен. Нас трясло, ка­чало, заливало водой. Плохо было...

Затем нас полоснула казематным сервисом соловец­кая турбаза - она расположена в бывшем монастыре, где в недавние годы была тюрьма. Чтобы выдержать промозглую сырость и холод 59-го номера, приходи­лось на ночь натягивать на себя всю шерстяную налич­ность.

Остальное же было чудесно: монастырская кре­пость, мощь её стен и башен, сделанных из крупных ва­лунов; суровая архитектура соборов и служб (одна тра­пезная чего стоит!); двухкилометровая дамба из тех же валунов, ведущая прямо по морю на соседний остров Большую Муксалму; система каналов, соединивших цепь озёр, и кругом леса, леса, леса...

Потом был Петрозаводск и поездка в Кйжи. О Кй- жах говорить почти невозможно, их надо видеть, и не на фотографиях, а в натуре, потому что в том сильном впечатлении, которое они производят на месте, трудно разобраться, трудно понять, кто «повинен» в нём боль­ше - то ли древнерусские зодчие, то ли щемяще скром­ная природа острова.


1. Рассмотрите, как связываются между собой абзацы в ос­новной части путевых заметок; в какой перспективе развёрты­вается текст - в пространственной, временной или пространст­венно-временной.

2. Найдите в тексте конструкции, в которых раскрывает­ся значение названий отдельных местных достопримечатель­ностей. Как вводится другая информация поясняющего ха­рактера?

3. Какие изобразительно-выразительные средства языка ис­пользованы в тексте? Назовите их.

4. Выпишите предпоследний абзац. Дайте синтаксическую характеристику предложения. Объясните знаки препинания.

190. Продолжите текст упр. 189. Попытайтесь сделать то, что автор путевых заметок считает почти невозможным, - рас­сказать о Кйжах по фотографиям.

Рассмотрите цветные вклейки в учебнике и расскажите о де­ревянном зодчестве России: опишите соборы, жилой дом, мель­ницу, непритязательную природу нашего заповедного Севера.

191. Может быть, и вы куда-то ездили этим летом или в ка­никулы? Если у вас сохранились фотографии, рассмотрите их; припомните, что вас особенно поразило или заинтересовало в поездке, что нового вы узнали, что вы, возможно, впервые уви­дели.

Напишите сочинение в жанре путевых заметок. Подумайте, в какой перспективе вы будете развёртывать текст; какие син­таксические конструкции, слова и выражения помогут вам свя­зать абзацы; какие типовые фрагменты вы включите в повест­вовательную основу текста; какие изобразительные и эмоцио- нально-оценочные средства языка вы используете в своём сочинении.

Этим летом мы ездили в гости к бабушке и дедушке, которые живут очень далеко от нас. Папа с мамой готовились к этому дню заранее, купили билеты и подарки родственникам, а я собирала свои вещи. Так как наш путь будет долгим, мы с мамой приготавливали еду с собой в поезд. И вот этот день настал. Рано утром нас всех разбудила мама, и мы пошли завтракать, в спешке собирали последние вещи, проверяли документы. Нас пришла провожать бабушка Валя, это мама папы. Мы сели на автобус и поехали в другой город. Наш путь длился около двух часов, мы ехали через огромную Беловежскую пущу. По пути я успела рассмотреть большое количество деревьев и цветов. Мы проезжали маленькие села и большие города. Дорога была не длинная.

Далее в 13.00 у нас был поезд. Мы с родителями зашли в наш вагон, разложили вещи, приготовили документы, так как дорого проходила через границу. И вот мы отправились в путь. Какие же красивые города и села, мы проезжали, я любовалась восхитительной природой. Спустя 12 часов мы прибыли в пункт назначения. Там нас встретила тетя, это мамина сестра. Сделала не большую экскурсию по городу лично для меня. Последний раз я была тут еще совсем маленькой и ничего не помню. Я видела огромные памятники, театры и парки.

Погуляв немного по городу и осмотрев все его достопримечательности, у нас на назначенное время был автобус к бабушке. Еще 2 часа и мы на месте. Как давно я этого ждала. Дорого показал мне очень быстрой. И вот, наконец, мы в гостях.

Вариант 2

Мой отец - большой любитель пеших походов. Не редко я, проснувшись рано утром, пока еще все спят, наблюдал, как папа, вооружившись большим рюкзаком, удочкой и счастливой улыбкой, уходил из дома, тихо прикрывая за собою дверь. И вот однажды, из разговора отца с мамой, я понял, что следующим утром, он тоже сбирается уйти в грибной поход на несколько дней.

Это были осенние каникулы и я умолял папу, чтобы он взял меня с собой, я даже сказал, что мне не нужен подарок на новый год, так сильно я хотел понять, что же влечет отца, что он с таким счастливым лицом покидает родной дом и спешит уйти. Следующим утром я проснулся раньше, чем даже отец, собрал свой небольшой рюкзак, оделся и стал ждать в коридоре. Спустя полчаса, отец в полной готовности направился в сторону выхода, но тут я преградил ему путь. Я хотел начать умолять его взять меня с собой, но он приставил палец к своему рту и сказал «шшш», взял меня за руку и мы вышли из дома вместе.

На улице было тихо и туманно. Мы молча дошли до станции вокзала, сели в электричку и я тут же уснул. Когда электричка остановилась, я приоткрыл глаза и увидел, что папа уже снимает наши рюкзаки с верхних полок, я вскочил и стал ему помогать. Мы вышли из электрички и сразу же направились в густой лес. Мне стало немного страшно, лес был такой огромный, везде что-то шуршало, падало и кричало, но увидев спокойное лицо отца, я немного успокоился, а после того, как он глянул на меня и весело сказал: «Дыши глубже!», мне стало совсем спокойно и радостно. Немного спустя, мы пришли в лагерь, который уже развели папины друзья. Там горел большой костер, вокруг него стояли палатки, а между ними на натянутых веревочках, сушились разные грибы.

Мы выпили чая и это был самый вкусный чай, который я когда то пробовал, он был из разных трав и совсем без сахара, а после, отец со своими друзьями взяли мешки и ружья, и куда-то двинулись. Я тоже встал, но отец сказал, что мне с ними нельзя, попросил, чтобы я остался в лагере и помогал тете Лене готовить ужин, так я и сделал. Я отлично провел там время, но не дождавшись папу и его друзей, уснул.

Утром я проснулся от того, что мой отец кричит и трясет меня, я ничего не понял! Немного проснувшись, я стал понимать, что он говорит и меня тоже охватил ужас. Папа вспомнил, что уходя из дома, мы не предупредили маму, что я тоже поехал с папой. В тот же миг я оделся и совсем позабыв со всеми попрощаться, я даже забыл свой рюкзак, побежал с папой назад на электричку. Дома мама нас конечно стала ругать за то, что мне не предупредили ее, но она совсем за меня не переживала, сказала, что из того, что я так сильно позавчера уговаривал папу взять меня с собой, она догадалась, что я поехал с ним. Мы с папой долго смеялись.

Вот так вот я первый раз отправился в путь со своим отцом.

Сочинение в жанре путевых заметок 9 класс

5:00 понедельник

Выезжаем. Ура! Даже не верится, что я способен проснуться в половину пятого. Но ради приятного путешествия – с удовольствием. Вчера ещё не получилось пораньше лечь, хотя мама советовала, но мне нужно было кое-какие дела доделать, собрать чемодан. Всё равно отосплюсь в машине!

Понедельник, вечер

Приехали! Ура-ура! Дорога прошла хорошо. Почти всё время спал. Пару раз останавливались на заправках. Все они похожи друг на друга. Кофе невкусный… Из машины смотрел в окно (пару раз ма разрешила мне ехать на «штурманском»), грустный пейзаж, но такой русский. Наша печальная природа осени. Голые ветки, серое небо, морось. Но чем дальше мы ехали на юг, тем больше становилось разноцветных листьев на ветвях – тут они еще не облетели. И трава зеленая, и солнце проглядывает… Немного мы постояли в пробках, на ремонте мостов, немного поплутали. Но приехали, уф.

Это был день для отдыха. Город, где живёт бабушка, это городок, скорей. Он от завода, а завод работает уже плохо. Там почти все старики… Молодежь вся уехала в «столицу» региона. Центр города – один ресторанчик быстрого обслуживания, церковь и магазин – просто большой, а не торговый центр даже. Общаемся с родственниками – ходим по гостям.

Сегодня мы сходили в музей. Было интересно! Немного всё намешано, правда. Музей до шести, но в половину шестого все его работники стояли уже в куртках и осуждающе смотрели на нас.

Вот мы добрались до главного города области. Тут размах! И суши-бары, и дискотеки. Пышные здания, много машин, народ-народ. Мы погуляли по улицам, по набережной. Вот только уже осень, там никого особо нет, кафе закрыты. Но и в этом какая-то особая атмосфера.

Сегодня, наоборот, день мы провели в станице. Ходили на речку! Смотреть, конечно, не купаться. Погуляли в лесу – даже грибов собрали, а отец ловил рыбу. Тут ещё столько хризантем.

Станица большая, зажиточная. Много кирпичных домов, виноградники, огороды. Народ веселый.

Опять в дорогу. Каникулы скоро заканчиваются… Жаль, я б ещё недельку тут погулял.

Мы ехали намеренно мимо городов – всё по окружным, но проехали, конечно, через много деревень. Деревянные домики, не очень яркие, как и природа.

Воскресенье

Вот мы и дома! Столько впечатлений привезли, гостинцев. Хорошо, что мы в те выходные дома всё сделали, теперь не нужно даже уже в школу на завтра собираться. А там мы, наверняка, напишем сочинение, как я провёл каникулы. Хорошо!

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Петр Верховенский образ и характеристика в романе Бесы Достоевского

    Одной из самых неприятных фигур романа «Бесы» Достоевского выступает Пётр Степанович Верховенский. Это сын Степана Трофимовича, приживалы Варвары Петровны, матери главного героя, Николая Ставрогина.

  • Описание Очумелова из рассказа Хамелеон Чехова сочинение

    В рассказе «Хамелеон» Антон Чехов описал множество положительных и отрицательных героев. Главным героем произведения является Очумелов. Очумелов играет ключевую роль в рассказе

  • Меня зовут Марат, и я учусь в 5 классе. Если бы я был директором школы, то постарался улучшить очень многое.

  • Сочинение по повести Белые ночи Достоевского 9 класс

    Главный герой этого произведения – Мечтатель, а как бы сейчас сказали – интроверт. У него тут даже имени нет. Ему никто не нужен, он и так себя прекрасно чувствует. Он может гулять по городу

  • Анализ баллады Кубок Жуковского 5 класс

    Жанровая направленность произведения представляет собой свободный перевод шиллеровского творения с акцентом поэта на конкретный предмет в виде кубка, который изображается в балладе в виде желаемой награды

Однако понятно - жанр «путевых записок» или «дневников путешественников» возник не сегодня, а имеет давнюю традицию. Интерес к «иному» был наиболее ярко выражен в ХІХ в., в эпоху романтизма. Конечно, на то существовали свои причины, ведь это было время формирования наций и создание коллективных идентичностей, которым для самоопределения были необходимы другие группы культуры: идентичность группы всегда определяется при помощи того, чем эта группа не является - другими словами, с помощью тех, кто не принадлежит к этой группе. Таким же образом можно было бы с уверенностью сказать, что этот процесс установления и самоопределения опирается на мифическую матрицу, выраженную в бинарной оппозиции «мы» - «они», то есть «наше» - «чужое», причем то, что есть «нашим» почти всегда лучше, удобней; это порядок, плановая структура против «чужого», которое является аморфным, хаотичным . Жанром, в котором картина «другого» предстает наиболее ярко, лучше всего, без сомнения, являются дорожные заметки.

Причина этого заключается в том, что концепт дороги побуждает к размышлению, провоцирует мышление, развивает мысль, формирует новые модели психики. Кто путешествует, тот не может не рефлексировать, ведь в том жизнь и состоит - в перемене, в диалоге, порой даже с самим собой. Поэтому этот жанр характеризуется активным авторским началом .

Дорожные (или путевые) заметки - это заметки путешественника, которые содержат дорожные впечатления, описание дорожных происшествий, наблюдений, и которые претендуют на сообщение читателю новых сведений о малоизвестных или новооткрытых странах. Однако нет единства среди специалистов относительно четкой дефиниции жанра путевых заметок. «Путешествие» - это собирательная форма, включающая в себя на правах целого элементы различных жанровых образований .

Путешественник вносит организующее начало в жизненный хаос (знаком которого является уже сам выбор маршрута), преобразуя его в особый культурный мир своего путешествия. Таким образом, всякое путешествие является аналогом познавательной человеческой деятельности вообще, если та осуществляется с определённой культурной позиции, имеет заданный культурный характер. Путешествие подчиняется в сущности той же эпической закономерности, что и течение человеческой жизни: переход от одного впечатления к другому, появление новых картин и персонажей. Но если процесс познания как таковой не требует обязательной фиксации познанной и освоенной действительности в виде её модели, закреплённой в той или иной форме, то созданный путешественником мир закономерно должен «материализоваться» и приобщиться в этом качестве к объективным ценностям культурного ряда .

Как идея свободы была осознана главная жанровая идея «путешествий». Поэтому «путешествие» понималось как литературная форма, обладающая максимумом возможностей для ничем не ограниченного выбора предметов изображения и столь же свободного, по воле автора, перехода от одного такого предмета к другому. Идея свободы пронизывает все уровни художественной структуры «путешествия» и закрепляется в его конструктивной основе как принцип свободного, бессюжетного повествования.

Путевая заметка - это один из наиболее ярких, живых, интересных, но в то же время и самых трудоемких жанров публицистики. Еще раз подчеркнем, что рассказ о путешествии является, быть может, древнейшей формой литературы. И это неудивительно, поскольку именно этот жанр отвечал «извечному стремлению человека проникнуть взором за пределы видимого глазом - раздвинуть горизонт, умножить опыт, доступный отдельному человеку за короткую его жизнь» .

На Руси «запискам бывалых людей» также придавали огромное значение. В этой связи в литературоведении принято даже различать жанр древнерусских «хождений». Однако не в «хождениях» Афанасия Никитина следует искать истоки путевого очерка, который стал столь популярным в XVIII веке. Значительно больший вклад в развитие очеркового жанра внесла западная литературная традиция. У истоков очеркового жанра стоят произведения Свифта, Смолетта и Стерна .

Можем назвать еще несколько ярких примеров путевых заметок в мировой литературе.

В 1826-1831 годах Гейнрих Гейне пишет «Путевые картины». Это такая себе последовательность связанных тематически художественных очерков. На первый план в произведении автор помещает самого себя, однако роль любознательного, энергичного обсерватора ему очень идет. Странствие Гейне по горам Гарц лежит в основе сюжета. Примечательно, что поэт не просто описывает увиденное, а и высказывает критические мысли относительно общественной, политической и культурной жизни родной ему Германии .

Чрезвычайно интересными для любознательного читателя могут быть также дорожные очерки «Впечатление и картины» Федерико Ґарсия Лорки, которые вышли в 1918 году. Эмоциональность и естественность Лорки объединяются здесь с его глубинной простотой.

Зарождение путевой заметки в России было обусловлено также насущной необходимость познакомить широкую русскую общественность с зарубежной жизнью. В принципе, это была та задача, которую успешно удалось решить Н.М. Карамзину в «Письмах русского путешественника», которые можно поставить у истоков русского путевого очерка.

Путевая заметка прошла долгий путь своего становления и развития. При этом она явила себя как жанр гибкий, умеющий быстро приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям.

Ведь именно путевая заметка является одной из наиболее открытых форм выражения публициста-художника. Автор вступает в ней в непосредственное общение с читателем, свободно излагая материал. Он может соединять в одно элементы истории, статистики, естественных наук, высказывать взгляды по тем или иным вопросам политики, рассказывать о личных приключениях, чувствах и мыслях, столкновениях с встреченными людьми. Публицист может в любой момент остановить естественный ход повествования, связанный непосредственно с путешествием, вставить в ткань произведения какую-либо новеллу, использовать лирическое отступление и т. П. .

Глубоким потрясением для путевых заметок явилась революция 1917 года. После нее на первое место стали выходить иные ценности, нежели те, которые существовали в прежней России. Возникли и новые тематические разновидности жанра, например, очерк о советской деревне, очерк о социалистическом строительстве.

Жанр путевой заметки развивался, однако с распадом Советского Союза он потерял популярность. Основную причину кризиса жанра специалисты усматривют во временном отказе от публицистики как от метода журналистского творчества. Журналистика, которая пришла на смену советской, партийной печати, сместила приоритеты, сделав ставку на информационные жанры. Путевым заметкам на газетной полосе не нашлось достойного места .

Однако при всем этом мы не можем утверждать, что путевая заметка является реликтом. Сегодня все чаще журналисты начинают обращаться к этому сложному и трудоемкому жанру. Современное российское общество остро нуждается в аналитике. И путевая заметка, поднимая острые животрепещущие проблемы современности, предоставляет ему эту аналитику, но оформленную в яркую художественную форму .

Рассматривая путевую заметку в контексте современной культуры, мы предлагаем отойти от традиционных формулировок жанра, которые можно встретить практически в любом учебнике по журналистике. В этой связи справедливо замечание В.Я. Канторовича: «определения - формулы, перечисляющие признаки жанров, как правило, неисторичны, ибо претендуют на то, чтобы быть действительными во все эпохи. Тем самым они похожи на рецепты, по которым якобы создаются художественные произведения. Но таких рецептов нет и быть не может хотя бы потому, что в искусстве постоянно ищут и создают новые формы; прежние, уже в силу повторности, пассивно воспринимаются человеческим сознанием и не способны раскрыть новое содержание жизни. А произведения искусства нет, если оно только повторяет пройденное и не добавляет к осознанной нами картине действительности ни единой новой черты, ни нового образа, ни характера, если оно не подымает проблем, волнующих современное общество» .

Заметим, что только в советский период российской истории между жанрами газетно-журнальной периодики проходили четкие границы. Сейчас эти грани постепенно стираются. Что же касается путевой заметки, то они никогда не отличались устойчивостью форм. В этой связи подразделение его на отдельные разновидности (путевой, проблемный, портретный) всегда представлялось вполне условным .

Во все времена автор путевой заметки должен был показать себя незаурядным исследователем. При этом «многие писатели избирают для очерка непринужденную форму записи непосредственных впечатлений, размышлений и ассоциаций, рожденных встречей с той или иной действительностью. Однако они подчиняют свое повествование единой внутренней теме, единому образу, ясно выражая свое заинтересованное отношение к описываемому и давая ему свою оценку» .

Качество же путевой заметки, как и прежде, продолжает во многом зависеть от того, каким языком он написан. «Простой, точный, образный язык дает возможность даже сложную проблему, поставленную в очерке, сделать доходчивей, понятной для самого широкого круга читателей. И наоборот, самые яркие факты и явления становятся неинтересными, а самые простые мысли непонятными, если о них писать запутанно, неграмотно» .

Сама по себе работа над путевой заметкой складывается из двух этапов. На первом этапе, журналист собирает, проверяет и осмысливает фактический материал. Второй же этап составляет непосредственно творческий процесс, который всегда сугубо индивидуален и каждый раз неповторим.

Первая стадия является наиболее ответственной. Очеркист фиксирует разносторонний фактический материал, из которого ему предстоит выбрать лишь наиболее зримые и яркие, с его точки зрения, факты. При этом журналисту не следует отказываться и от мелочей, которые умелая рука мастера способна превратить в яркие художественные детали, иллюстрирующие суть описываемого явления .

Путевая заметка «представляет художественно-публицистическую модель реального мира. Причем окружающая действительность в нем должна не просто фиксироваться, а изображаться зримо, в образах. Очеркист, придерживаясь фактической основы, моделирует своим воображением картину «кусочка жизни»» . В этом как раз и заключается ценность путевой заметки как жанра.

Лето – любимое время года каждого школьника, потому что наступают долгожданные каникулы. Все вокруг становится теплым и солнечным, поляны покрываются морем цветов, над прекрасными цветами порхают стайки бабочек. Все вокруг кажется сказочным и волшебным. Каждый чувствует себя свободным и старается провести время с друзьями. Вот и наш класс решил пойти в поход.

После сдачи переводного экзамена 29 мая, каждый из нас побежал домой собирать рюкзак. В поход на несколько дней мы шли впервые, но даже в такой первый серьезный поход нам дали огромные рюкзаки вместимостью по тридцать килограмм и список продуктов, которые нужно взять. Когда я собрала рюкзак, мне даже было сложно его поднять, а предстояло мне пройти с ним не один километр.

И вот долгожданный день 30 мая все те, кто собирался идти в поход, собрались в школе. У всех были огромные рюкзаки и в руках палатки. Наш поход начинался с озера Морской глаз, до него мы доехали на автобусе. Еле-еле мы спустились по горе и очутились возле озера, нас поразила его красота, оно действительно напоминало глаз, когда мы смотрели на него сверху, оно казалось голубого цвета, а когда спустились, оно стало зеленым. Кто-то из наших ребят даже искупался в нем, хотя вода была холодной. Здесь мы расставили палатки, разожгли костер, приготовили обед. На свежем воздухе еда казалось особо ароматной и вкусной. Ночь на 31 мая мы, конечно же, не спали. Все мы 15 человек уселись в одной палатке и долго разговаривали.

Утром 31 мая мы еле проснулись, позавтракали и пошли в путь. С непривычки нести тяжелые рюкзаки и терпеть рои обозленных комаров было сложно, но мы справлялись, на данный момент у нас было много репеллентов. Мы прошли 10 км и отдыхали, мы очень сильно устали, подняться дальше идти было сложно. Но мы перебороли себя и двинулись в путь. Придя на новую стоянку, мы расставили палатки и сразу же легли спать, проспали мы до самого утра. Мы узнали, что наш поход составляет 30 км, нам было тяжело осознавать, что мы не прошли еще и половины пути. Но даже за этот один день мы увидели столько красивых мест одновременно, это очень нас поразило.

31 мая весь день мы шли, только к 10 часам вечера мы пришли, мы были счастливы, что мы сумели преодолеть такой тяжелый путь. Мы поняли, что у нс осталась последняя ночь вместе, конечно же, мы не спали, всю ночь мы сидели у костра и пели песни, нас даже не смущало то, что все репелленты закончились и нас просто съедали комары. Потом мы сидели в одной палатке и рассказывали много историй.

Утром 1 июня мы пришли к Кленовой горе и ждали автобус. Он приехал и забрал нас, с одной стороны мы были рады, что, наконец-то, мы больше не идти, а с другой стороны, было, грустно, потому что нам приходится расставаться с друзьями. Все-таки поход это очень здорово, лучше, чем всякая поездка за границу и сидение за компьютером. Желаю каждому сходить в поход в школьные годы!

Вам понадобится

  • фотоаппарат или видеокамера;
  • блокнот и карандаш;
  • ноутбук или планшетник;
  • диктофон.

Инструкция

Планируя очередное путешествие, постарайтесь приготовиться заранее к тому, что вы будете вести путевой дневник. Для начала обратитесь к помощи профессионалов. Наверняка, вы хоть однажды смотрели передачи «Вокруг Света», «Непутевые заметки» или включали канал «Тревэл-TV». Найдите любой из сюжетов из этих циклов в программе передач или интернете. Посмотрите их с точки зрения путешественника и журналиста. Обратите внимание, на чем расставлены акценты сюжета. Набросайте в блокноте или любом удобном для вас цифровом устройстве примерный план ведения путевых заметок.

Во-первых, обозначьте дату, время и место, с которых вы начинаете свои путевые заметки. Кстати, вы можете начать вести свои путевые заметки сразу после того, как вышли из дома и поехали в аэропорт или на вокзал. Во-вторых, утро каждого следующего дня начинайте с новых фотографий и заметок к ним, непременно зафиксировав их дату. Сопровождайте свои комментарии фотографиями. Их может быть довольно много, позже вам предстоит тщательно отобрать самые интересные для путевых заметок.

Обязательно фотографируйте каждый интересный объект. Это может быть местный рынок с изобилием морепродуктов или тропических плодов, праздничные шествия и просто сцены из жизни, пронизанные колоритом, присущим данному месту. Если у вас нет возможности записать тут же комментарии к отснятому сюжету в блокнот, воспользуйтесь диктофоном, который наверняка имеется в вашем мобильном телефоне. Это поможет в дальнейшем воссоздать ваши впечатления от увиденного и описать их в путевых заметках.

Не забывайте очень важный момент: каждое яркое впечатление от увиденного зафиксируйте не только на фото или видео, но и в своих комментариях к нему. Чем раньше вы опишете свои ощущения, тем интереснее и ярче получатся ваши путевые заметки. Не перегружайте свои заметки развернутыми историческими справками, полученными от гида или в интернете, желающие узнать подробности сделают это сами. Также не стоит под фотографиями помещать скупые и безликие подписи типа «местный рынок», «вид на гору» и т.п. Постарайтесь сделать описание интересным для читателей ваших заметок.

Ваше путешествие закончено. Самое время упорядочить весь материал для заметок в хронологическом порядке. Соберите все источники для заметок вместе: с диктофона запишите тексты, добавьте записи с других источников, скачайте фотографии. В любой удобной для вас программе, работающей с текстами и изображениями пишите свои заметки, вставляя фотографии и подписи к ним. Также вы можете дать каждой фотографии оригинальное название, включите свою фантазию и чувство юмора. Обязательно перечитайте заметки и дайте почитать своим близким. Понравилось? Смело можете выкладывать свои путевые заметки на своей страничке, в блоге или любом сайте, где туристы делятся своими впечатлениями о поездках.