Описание памятника богдана хмельницкого. “Богдану Хмельницкому, единая неделимая Россия". Несколько интересных фактов

Месторасположение:

Г. Киев, пл. Софийская.

Царь, герой или полководец, восседающий на коне, - популярная тема в мемориальном искусстве. Самые известные в художественном плане изваяния такого рода – Медный всадник или скульптурное изображение Петра I, установленное на Сенатской площади в Санкт-Петербурге в 1782 году, и памятник Иоганну Саксонскому, возвышающийся над Театральной площадью Дрездена. Но! Растущий интерес к Украине заставляет организаторов туристических путешествий по-новому взглянуть на одну из давних достопримечательностей Киева. Речь идет про памятник Богдану Хмельницкому, появившийся на Софийской площади в 1888 году.

Это – редкий в своей красоте и решительном динамизме памятник гетману Войска Запорожского, одной из самых ярких и спорных фигур в современной украинской истории. Почему спорных? По инициативе Богдана Зиновия Хмельницкого низовые земли Сечи, часть левобережной Украины в Среднем Поднепровье и сам Киев «разорвали» связи с Польско-Литовским государством и вошли в состав Русского царства.

Мемориальное произведение представлено изображением самого гетмана, который на полном ходу резко осаживает взмыленного коня. Гетман одет в то, что сегодня бы назвали «парадной формой» - шаровары «шириною в целое Черное море», сафьяновые сапоги, дорожный плащ и шапку с пером, демонстрирующие общественный статус главного поджигателя и инициатора козацкого восстания, впоследствии перешедшего в национально-освободительную войну, против Речи Посполитой 1648-1654 года.

В правой руке полководец держит булаву, задающую направление движения людям, довершимся энергии этого человека. Остановленный на полном скаку конь, поставлен на относительно невысокий камень. Его форма имитирует степной курган.

Все детали скульптуры – конь, всадник и его одежда, тщательно проработаны, статуя имеет портретное сходство с Богданом Хмельницким, поэтому композиция производит грандиозное впечатление на зрителя практически с любого ракурса.

Считается, что одна из самых мощных достопримечательностей Киева в скульптурной форме изображает встречу Богдана Хмельницкого с жителями города сразу же после победы над Пилявцами.

При этом доподлинно известно, что первоначальный замысел идеи монумента сильно отличался от того, что мы видим сейчас. Вполне серьезно рассматривался вариант, при котором Богдан Хмельницкий должен был при помощи коня топтать и сталкивать со скалы польского шляхтича и иезуита, падающих на труп убитого еврея. При этом рука с булавой Хмельницкого должна была быть развернута в направлении Москвы. У подножия скалы должен был сидеть кобзарь с ликом Тараса Шевченко. Естественно, кобзарь пел, а ему внимал белорус, червоноросс и малоросс, наделенные характерной внешностью.

Точно известно, что заставило отказаться скульптора – Михаила Микешина, от первоначального замысла. В 1870 году начался всероссийский сбор средств на актуальный проект памятника, по подписке. Собрали всего 37 тысяч рублей. Поэтому генерал-губернатор Юго-Западного края – Александр Дондуков-Корсаков, предложил убрать антипольский и антисемитский компонент из композиции. В весьма «урезанном» варианте статую Богдана Хмельницкого с конем в 1877 году отлили в Петербурге, на заводе Берда. Морское ведомство города пожертвовало для этого 25,6 тонн металлолома.

23 июля (11 июля - ст.ст.) 1888 года в Киеве был открыт памятник Богдану Хмельницкому.

Подсчитано, что по частоте изображений на старинных киевских почтовых карточках этот памятник занимает второе место, уступая первенство памятнику князю Владимиру.






Инициатива создания памятника Богдану Хмельницкому принадлежала историку Николаю Костомарову. Было это еще в 1840-х годах, но лишь в 1860 году было получено императорское разрешение и создан
комитет. А сбор средств по всероссийской подписке начался с 1870 года. Собрали 37 000 рублей. Однако для осуществления масштабного проекта, созданного скульптором Михаилом Микешиным, необходимо было в 3 раза больше .


В 1879 году в ажную помощь оказало Морское ведомство. Из выделенного им металлолома (1600 пудов) в Петербурге были отлиты скульптуры гетмана и коня. Спустя год их перевезли в Киев и временно разместили во дворе дома Присутственных мест. Киевляне шутили по этому поводу: " Приехал Богдан в Киев без пачпорта. Вот его и заарештували" .

" Под арестом" скульптуры оставались несколько лет - установка памятника задерживалась. Были затруднения с выбором места. Еще в 1869 году решили поставить памятник на нынешней Бессарабской площади. И даже площадь назвали в честь Богдана Хмельницкого (официально это имя оставалось за ней вплоть до 1910-х годов). Но в 1870-х там уже сформировался торг. Михаил Микешин и общественность настаивали на установке памятника на его нынешнем месте.


Но… возникли возражения духовенства. По задумке автора своей булавой гетман должен был указывать на Польшу - неустанно грозя "ляху клятому". Но в таком случае задняя часть коня была бы обращена к Стене Непорушной Святой Софии, что недопустимо. Решили повернуть памятник, так чтобы гетманская булава указывала на Москву и символизировала... сами додумывайте что. Но, и тут возникла проблема. Дело в том, что согласно устоявшейся традиции, миллионы паломниковпри выходе из Михайловского монастыря крестились на кресты Святой Софии, а тут на этой линии оказывался хвост лошади. Но вопрос с духовенством удалось согласовать. Хотя на Москву гетман и не указует, но где-так. Утверждение же Википедии о Швеции, вообще, не выдерживает критики. С таким же успехом можно было написать Швейцария.
Наконец, в 1881 году бронзовую фигуру поставили посреди площади на временном кирпичном подножии и... все замерло. Несмотря на то что первоначальный проект был изменен. С уществует даже легенда, что император Александр II при рассмотрении проекта, вначале одобрительно хмыкнул, увидев, что конь гетмана сталкивал польского шляхтича, еврея-арендатора и иезуита со скалы , а потом произнес: "Эти народы повергнуты, но они существуют в нашем государстве. Их на памятнике не изображать". Но на стоящих в непроизвольных позах белоруса, великоросса и украинца денег все равно не хватило, как и на постамент.

Несколько лет бронзовый всадник простоял, со всех сторон окруженный деревянной обшивкой. Вид у него был крайне непрезентабельный. Рассказывали, что однажды на обшивке появилась стихотворная надпись мелом как бы от имени Богдана:

Змилуйтеся, добрі люди!

Коли цій нуді кінець буде?

Зніміть з мене цю буду собачу,

Нехай я трохи світа побачу!

Только в 1886 году дело сдвинулось с мертвой точки. Приближалось празднование 900-летия крещения Руси. Святая София и площадь перед ней должны были стать одним из важнейших мест проведения торжеств. А тут такое беззобразие по центру. На помощь тогда пришел главный городской архитектор Владимир Николаев. Это он разработал скромный, но приемлемый проект пьедестала. Из первоначального проекта остались лишь надписи: «Хотим под царя восточного, православного» и «Богдану Хмельницкому единая неделимая Россия». В 1919 и 1924 годах надписи убрали, заменив на поныне существующую «Богдан Хмельницкий. 1888».

И з городской казны были выделены средства , а управа Киевской крепости передала гранит, который остался от строительства опор Цепного моста, дело сдвинулось. Владимир Николаев трудился для города бесплатно и за счет сэкономленных средств вокруг памятника обустроил ограду с фонарями.

На Софийской площади расположен памятник Богдану Хмельницкому, наверное, самому известному гетману Украины, под руководством которого происходила освободительная война супротив польского гнета. На этом монументе Богдан Хмельницкий правой рукой с булавой гетмана указывает на север, в направлении Москвы. Богдан Хмельницкий (1595-1657 гг.) – военный и государственный деятель, избранный гетманом Украины в 1648 году.

Именно под руководством этого великого украинца началась и успешно закончилась освободительная война народа Украины против господства поляков на ее территории. На Переяславской раде 8 января 1654 года гетман Хмельницкий декларировал воссоединение Украины и России.

Значение скульптуры

Идея о возведении монумента, знаменовавшего объединение Украины и России, появилась еще в далеком 1868 году. Выполнение проекта поручили культовому скульптору тех времен – Михаилу Микешину. По замыслу автора скульптурная группа должна содержать конную статую гетмана, которая возвышается на гранитной скале, а под копытами его коня – распростертый труп иезуита, накрытый изорванным польским знаменем.

За лошадью – падающее со скалы тело польского пана, а чуть ниже – труп еврея-арендатора, который вцепился закостеневшими руками в наворованную им церковную утварь. Скала из гранита должна располагаться на пирамидальном пьедестале, на различных сторонах которого должны быть размещены бронзовые барельефы. На переднем плане, немного ниже Хмельницкого, должны располагаться еще пять фигур – поющий кобзарь со слушателями с разных сторон.

В 1870 году царь дал добро на начало сбора средств на возведение многофигурной композиции. Однако деньги жертвовали не так охотно, поэтому в целях экономии и по причине возмутительной «неполиткорректности» проекта было принято решение отказаться от большей части элементов монумента.

Морское ведомство безвозмездно отпустило для статуи полторы тысячи пудов старой корабельной меди. В 1879 году в российском городе Петербург была отлита конная статуя Богдана Хмельницкого. Средства на пьедестал отсутствовали, поэтому долгое время Хмельницкий простоял на кирпичном постаменте, и только в 1888 году, к девятисотлетию Крещения Руси, памятнику возвели достойный постамент.

Забронировать отель в Киеве

Для ознакомления с достопримечательностями Киева, в частности с памятником Хмельницкому, вам понадобится где-то поселиться. Специально для вас ниже представлены отели Киева, разделенные на три категории: популярные отели, роскошные отели и дешевые отели. Здесь вы сможете забронировать номер в отеле Киева заблаговременно в соответствии с вашими пожеланиями и финансовыми возможностями. Для вашего удобства здесь приведена информация о расположении отелей относительно центра города, а также количество звезд.

Просто выберите понравившийся вам отель, нажав на кнопку «Посмотреть отель». Далее вы окажитесь на странице, где можно забронировать отель. Там же находится более подробная информация о нем, отзывы, оценки, фотографии, расположение на карте, особенности и, конечно же, цены.

Если вы пожелаете посмотреть другие отели, можно просто выбрать сверху город «Киев», и перед вами откроется список всех отелей Киева, доступных для бронирования.

Выпуск «Орел и Решка» в Киеве

«Орел и Решка» - программа про путешествия, показывающая один город с точки зрения экономного туриста и туриста, не ограничивающего себя в средствах. В данном выпуске участники программы отправились в Киев – столицу Украины. О том, как можно провести время в этом великолепном городе экономному путешественнику и путешественнику, не ограниченного в средствах, смотрите на видео ниже.

Адрес: Софиевская площадь

Как добраться: доехать на метро до ст. Майдан Незалежности, спуститься вниз 2 квартала по ул. Софиевской; доехать на метро до ст. Золотые ворота, пройти вниз по ул. Владимирской до Софиевской площади

Памятник Богдану Хмельницкому является самым знаменитым памятником города, своеобразным символом Киева. Установлен он в честь гетмана Богдана Хмельницкого, который вошел в историю Украины как выдающийся полководец, государственный деятель, возглавивший восстание украинского народа против господства Речи Посполитой. Также известен Богдан Хмельницкий благодаря Переяславской Раде, сделавшей союзниками Московию и Украину.

В середине 19 века у украинских деятелей культуры возникла мысль установить памятник Богдану Хмельницкому в Киеве или Переяславе. Однозначного ответа на вопрос, кому первому пришла в голову эта идея, нет. Авторство делят между собой два профессора: Михаил Максимович и Николай Костомаров. Осуществление задуманного стало возможным благодаря Михаилу Юзефовичу, тоже профессору, являвшемуся главой Киевской археографической комиссии. Проект будущего монумента должен был разработать очень известный в то время живописец и скульптор Михаил Микешин.

Первый проект памятника Богдану Хмельницкому был выполнен с грандиозным размахом.

На гранитном постаменте, по форме похожем на курган, на гарцующем коне восседал гетман. Под копытами коня предполагалось изобразить распластанное тело ксендза-иезуита, покрытое изорванным польским знаменем, рядом лежали звенья разорванных цепей. Сбитые скачущим конем, летели со скалы фигуры польского пана-шляхтича и еврея-арендатора. Внизу, перед скалой располагались еще 4 фигуры – слепой кобзарь и его слушатели: белорус, малоросс, великоросс и червоноросс. Барельефы должны были изображать эпизоды Битвы под Збаражем и Въезд войска Хмельницкого в Киев.

Средства на памятник предполагалось собрать по благотворительной подписке, но пожертвования поступали плохо. Политические мотивы и недостаток средств привели к тому, что композиция утвержденного памятника стала намного скромнее. Были отвергнуты попранное польское знамя и антисемитская тематика, заодно исчезли с памятника фигуры кобзаря, его слушателей, а также барельефы.

Морское ведомство пожертвовало на строительство памятника 1600 пудов (25,6 т.) старой корабельной меди. В 1877 году, наконец-то, была изготовлена гипсовая модель, а в 1879 году в Санкт-Петербурге, на литейно-механическом заводе Берда, при участии скульпторов Пия Адамовича Велионского и Артемия Лаврентьевича Обера, композицию отлили из металла.

Место для установки памятника гетману Богдану Хмельницкому определилось после долгих споров – было решено, что это будет Софийская площадь. Но неожиданно из Петербурга пришел запрет. Дело в том, что памятник, установленный на Софийской (Софиевской) площади, располагался бы между алтарной стеной Киевского Софийского (Софиевского) собора и зданием Михайловского Златоверхого собора. Ориентирована статуя была так, чтобы гетманская булава была направлена с угрозой в сторону Польши. Соответственно, выходило так, что конь Богдана Хмельницкого был обращен хвостом к алтарной стене Софийского собора, и именно это будут видеть вместо христианской святыни многочисленные богомольцы, устремляющиеся к собору. Кроме того, закрывался вид на собор со стороны Михайловского монастыря и Крещатика. Это вызвало возмущение киевского духовенства, и оно написало жалобу в Синод. Некоторое время он стоял на Бессарабской площади.

Восемь лет простоял готовый памятник Богдану Хмельницкому во дворе Старокиевского полицейского участка, так как денег на строительство гранитного постамента не хватило. Киевляне шутили, что гетмана арестовали за то, что «прибыл без пашпорта". Наконец, в 1886 году из городской казны было выделено 12000 рублей, а управа Киевской крепости отдала для памятника 30 кубических саженей гранита, которые остались от строительства опор Цепного моста, после чего архитектор Владимир Николаев спроектировал и построил постамент для памятника. Киевский архитектор работал бесплатно, а деньги, которые удалось сэкономить, потратил на установление изгороди с фонарями вокруг памятника.

Чтобы не оскорблять чувства верующих, скульптурную композицию развернули, после чего булава стала грозить скорее в сторону Швеции, чем в сторону Польши. Вопреки расхожему мнению, в сторону Москвы булава не была направлена никогда. О сопричастности к России говорили лишь надписи на постаменте: «Хотим под царя восточного, православного" и «Богдану Хмельницкому единая неделимая Россия". В 1919 и 1924 годах эти надписи сменили на «Богдан Хмельницкий. 1888", которая сохранилась по наши дни.

11 июля 1888 года, во время празднования в Киеве 900-летия крещения Руси, памятник Богдану Хмельницкому был окончательно установлен и освящен.

Сам памятник Богдану Хмельницкому производит сильное впечатление своей динамичностью. Как будто всадник, на полном скаку осадил коня, чтобы обратиться к народу. Довольно точно передано портретное сходство с прототипом, а также детали одежды. Постамент скульптурной композиции относительно невысок, кроме того, она доступна для кругового обзора, что дает возможность подробно рассмотреть все детали композиции, которые проработаны очень тщательно.

Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве является достопримечательностью истории и культуры Украины. Идея создания монумента известному гетману впервые была выдвинута в тридцатые годы прошлого столетия выдающимся историком, первым ректором Киевского университета Михаилом Максимовичем. Место для установки памятника выбрано не случайно. Именно на площади против Софийского собора, после победы под Пылявой и Зборовом встречали своего славного предводителя киевляне.

Работу над памятником было поручено известному скульптору Михаилу Микешину. Художник задумал многофигурную композицию, однако осуществить замысел не удалось из-за нехватки средств. Памятник имеет немалые размеры. Высота бронзовой конной статуи – более 10 метров. Она установлена на высоком гранитном пьедестале, имитирующим неотесанный камень. Постамент под скульптуру был спроектирован киевским архитектором В.

Николаевом. Торжественно открытие памятника состоялось 11 июля 1888 году на Софийской площади на честь юбилея крещения Руси.

Полководец изображен на лошади, которою он прочной и ловкой рукой сдерживает. Он уверенно держится в седле, его фигура налита силой и уверенностью. Левой рукой удерживает гетман конский повод, а в правой руке сжата булава – символ гетманской власти. Подробно и тщательно изобразил скульптор одежду Богдана Хмельницкого: казацкий жупан, свиту, шаровары. На стороне у казацкого полководца поблескивает бронзой сабля.

Взгляд приковывает лицо гетмана – настолько выразительным сделал его скульптор. Михаил Микешин для достоверной подачи портрета Хмельницкого консультировался с ведущим историком Владимиром Антоновичем. Глубокие морщины перерезают высокий лоб деятеля. Еще строже пожилые лица гетмана делают длинные казацкие усы. Зрители видят тяжелую задумчивость образа, усталость и беспокойство в его глазах.

(3 votes, average: 3.33 out of 5)

← Описание картины Владимира Пчелина «Море»

Описание картины Джотто ди Бондоне «Поцелуй Иуды» →

Ходоки У Ленина

Гео-Киев

ХМЕЛЬНИЦКОГО БОГДАНА ПЛОЩАДЬ

Хмельницкого Богдана площадь (бывш.

Софийская) - между улицами Владимирской, Калинина, Рыльским пер. и Владимирским проездом (Шевченковский район). Названа в честь Хмельницкого Богдана (Зиновия) Михайловича (ок. 1595–1657) - гетмана Украины, руководителя освободит. войны украинск. народа 1648–54 против польс.-шляхет. гнёта, борьбы за воссоединение Украины с Россией. В начал. 11 в. территор. нынешней X. Б, п., как свидетельствует летопись, была «полем вне града». Здесь киевск. князь Ярослав Мудрый победил печенегов и в честь этого события воздвиг Софийский собор (см. также Владимира город, Ярослава город, Золотые ворота). Площадь стала обществ. центром города (см. Веча киевские). Эта местность неоднократно подвергалась разрушит. нашествиям, в частности в 1240 - орд Батыя, в 1482 - Крым, хана Менг-ли-Гирея. В кон. 15 в. вокруг Софийского собора стали возникать поселения; в начал. 16 в. образовалась слобода. В 16–19 вв. здесь существовал торг, собирались ярмарки.

23.12.1648 киевляне встречали на площади казацкие полки во главе с Б. Хмельницким, вступившие в Киев после победы над польс.-шляхет. войском. В январе 1654 после Переяславской рады население города приветствовало на площади рус. послов во главе с боярином В. В. Бутурлиным. В 1888 установлен Хмельницкому Богдану памятник. В 1903–17 здесь происходили митинги и демонстрации, в частности 25.11 (9.3) 1914 в знак протеста против запрета царизмом чествования 100-летия со дня рождения Т. Г. Шевченко (разогнана царскими войсками и полицией), в октябре 1917 - в знак солидарности с освобождёнными из-под ареста революционн.

солдатами (см. Гренадёров судебный процесс 1917). 6.02.1919 части Красной Армии после освобождения Киева от контрреволюционн. войск прошли по площади торжеств, маршем; в мае того же года перед бойцами, отправлявшимися на борьбу против Деникина, здесь выступал нар. комиссар воен. дел Украины Н. И. Подвойский. В советск. время на площади неоднократно происходили торжеств, митинги трудящихся города (в том числе в связи с освобождением Киева от немецко-фашистск. захватчиков в ноябре 1943 и награждением города-героя Киева вторым орденом Ленина в 1961). В 1869 площадь названа Софийской, в 1920 переименована в пл. Красных Героев Перекопа; с 1944 носит современн. название (в 1874–88 пл. Богдана Хмельницкого называлась Бессарабка). В здании на углу X. Б. п. и ул. Калинина (не сохранилось) в январе 1918 размещалось первое Сов. правительство Украины - Народный Секретариат. На площади расположены Архив-музей литературы и искусства УССР, Софийский музей.

Новости партнёров.

07.06.2018.В Соломенском парке пройдут бесплатные показы фильмов под открытым небом. В Соломенском районе возобновляет свою работу проект «Кинопарк», предлагающий местным жителям культурное времяпровождение за просмотром фильмов… >>

07.06.2018.В Киеве очередной погром табора ромов. В столице Украины «Национальные дружины» снова напали на табор и разогнали их. Об этом сообщает издание «Обозреватель»… >>

07.06.2018.Пляж “Пуща-Водица” отметили на международном уровне. Сегодня, 7 июня, на пляже «Пуща-Водица» состоялось торжественное поднятие «Голубого флага». «Надеюсь, что с годами все пляжи Оболонского района… >>

07.06.2018.На проспекте Победы кусок бетона упал на авто и сильно повредил руку водителю. Происшествие произошло на проспекте Победы. Кусок бетона, предположительно 40 на 40 см упал на ветровое стекло автомобиля Renault на место пассажира… >>

07.06.2018.На Андреевском спуске старинный дом превратили в развалины. Неравнодушные киевляне обеспокоены состоянием дома по адресу Андреевский спуск, 34-б, который внесен в Реестр памятников местного значения… >>

07.06.2018.Киевские учителя требуют погасить долги по зарплате.

Работники общеобразовательных школ Украины готовы выйти на забастовку, если власть не выделит средства на выплату зарплат в полном объеме… >>

07.06.2018.И аэропорта “Киев” запустили новый рейс в Турцию. Турецкая Pegasus Airlines запускает новый рейс из Киева. Первые рейсы из аэропорта Киев в турецкий Измир запланированы на 9 июля… >>

14.05.2018.В одной из киевских школ обнаружили военный снаряд. В понедельник, 14 мая, на территории школы в селе Гатное Киево-Святошинского района был обнаружен военный снаряд… >>

14.05.2018.У Києві декiлька вулиць залишать без води. У Києві на низці вулиць планово відключать холодну воду 15 та 17 травня. Про це повідомляє сайт КМДА. Повідомляється, що 15 травня із 11:00 до 24… >>

14.05.2018.На День вышиванки в Киеве собираются устроить фотосессию. В День вышиванки киевлян приглашают в парк Шевченко на фотосессию. «Празднуем Всемирный день вышиванки вместе… >>

Архив: 201320142015201620172018.

Больше интересных статей:


Каждый, кто попадает на Софиевскую площадь Киева, не может не заметить ещё один шедевр, расположены там. Это – памятник самому известному гетману Украины, поднявшему народ на освободительную войну, Богдану Хмельницкому.

Впервые идея об установке подобного памятника появилась ещё в ХІХ веке, точнее – в 1868 году. Проект был предложен наиболее именитому скульптору того века - Михаилу Микешину. Первоначальная композиция должна была включать гораздо больше персонажей, символизирующих как угнетателей украинского народа, так и сам народ. Так, под копытами коня гетмана должен был лежать труп иезуита, прикрытый порванным польским флагом, за конём – фигура польского шляхтича, падающего со скалы, чуть ниже должна была располагаться фигура убитого еврея-арендатора, мёртвой хваткой держащего церковное добро. Скала из гранита, на котором планировалось разместить памятник, должна была стоять на мощном пьедестале, украшенном с трёх сторон барельефами. Спереди композиция дополнялась фигурами поющего кобзаря и его слушателей. В 1870 году было получено разрешение на сбор средств для памятника, однако поскольку дело шло туго, да и сама композиция была признана не политкорректной, было решено ограничиться скульптурой одного гетмана. В немалой степени сооружению памятника помогло Морское ведомство, подарившее более полутора тонн списанной корабельной меди, из которой в 1879 году и отлили статую гетмана на одном из петербургских заводов.

Поскольку средств на постамент уже не было, долгие годы памятник простоял на пьедестале из обыкновенного кирпича. И только в 1888 году, по случаю празднования девятисотлетия крещения Киевской Руси, у памятника появился достойный постамент, на котором и по сей день высится фигура поистине неординарной личности.