Дайджест — что это такое. Как создать рассылку-дайджест: сравнение писем Плюсы и минусы дайджестов
Требования к оформлению дайджестов
На конференцию подаются расширенные до трех страниц тезисы – дайджесты докладов, которые будут опубликованы в сборнике материалов конференции .
Для публикации в сборнике материалов конференции принимаются дайджесты, которые ранее не были опубликованы, а также не предоставлены другому журналу для рассмотрения и публикации.
Материал, который отправляется, должен быть набран в текстовом редакторе Microsoft Word (2003–2007), формат DOC, без колонтитулов; схемы, рисунки и таблицы, размещенные в тексте, должны быть в соответствующем месте, а не в конце дайджеста.
Параметры страницы: поля верхние и нижние – 2,5 см, левые и правые – 2,0 см. Шрифт Times New Roman 10 pt. Абзац – 0,5 см. Межстрочный интервал – одинарный. Объем дайджеста – две–три полные страницы вместе с аннотацией и литературой.
Текст дайджеста должен содержать следующие элементы:
– постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами;
– анализ предыдущих исследований и публикаций, в которых начато решение данной проблемы, на которые опирается автор; выделение нерешенных ранее частей общей проблемы, которым посвящается дайджест;
– формулировка цели работы;
– изложение основного материала исследования с обоснованием полученных научных результатов, с представлением полученных графиков, диаграмм и пр.;
– выводы из данного исследования и перспективы дальнейших работ в этом направлении.
Структура дайджеста:
– индекс УДК (в верхнем левом углу страницы), отступ 0,5 см, шрифт Times New
Roman 10 pt);
– название дайджеста (размещение по центру, шрифт Times New Roman 10 pt, полужирный, все буквы прописные, интервал перед и после – 6 pt; без переносов, сокращений и аббревиатур);
– инициалы, фамилии всех авторов (располагаются после названия дайджеста, выравнивание по левому краю; отступ 0,5 см, между инициалами обязательно ставить пробел; допускается расположение двух и более фамилий в одной строке, если авторы из одной организации, шрифт Times New Roman 10 pt, полужирный);
– с новой строки полное название организации, отступ 0,5 см;
– с новой строки почтовый адрес и электронная почта (шрифт Times New Roman 10 pt, отступ 0,5 см);
– авторское резюме (аннотация) (7–10 строк) должно иметь ту же структуру, что и основной текст дайджеста, быть лаконичным и логично законченной частью документа, не зависящей от основного текста; аннотация должна содержать следующие элементы: введение, цели и задачи, методы, результаты, практическую значимость, выводы; ключевые слова (не более пяти слов, объемом в одну строку) (шрифт Times New Roman 10 pt; словосочетание «Ключевые слова » – полужирным);
– через строку после аннотации основной текст дайджеста, который должен содержать следующие элементы: актуальность работы, МАТЕРИАЛ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ, ВЫВОДЫ; каждый раздел должен начинаться с абзаца, название раздела пишется большими буквами; форматирования дайджеста – в две колонки с промежутком 1 см, выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman 10 pt, автоматическая расстановка переносов);
– рисунки подаются черно-белыми или в оттенках серого. Оси на графиках должны иметь поясняющее название (рис. 1).
Рисунок 1 – Название рисунка
Рисунки нельзя создавать с помощью встроенных функций редактора MS Word, разрешается вставка рисунков только стандартных форматов (JPEG, TIFF и др.) или реализованных в MS Visio. Выравнивание по центру, пустая строка перед рисунком и после названия рисунка;
– формулы набираются только в редакторе MS Equation Editor и нумеруются арабскими цифрами в скобках справа. Индексы только латинскими буквами. Размеры приведены на
рис. 2, формат символов и стилей в редакторе MS Equation Editor – на рис. 3. Все переменные описываются в тексте выше или непосредственно после приведенной формулы:
– библиография (ЛИТЕРАТУРА) – нумерованный список литературы по мере упоминания в дайджесте, через строку после основного текста дайджеста, слово ЛИТЕРАТУРА – большими буквами по центру ( );
– после библиографии – название дайджеста на английском языке , интервал перед и после – 6 pt; инициалы, фамилии авторов; сведения об авторах; аннотация с ключевыми словами на английском языке оформляется по тем же требованиям, что и на языке оригинала;
– через строку после аннотации на английском языке – библиография (REFERENCES) – приводится, полностью повторяя список литературы, независимо от того, есть ли в нем иностранные источники (образец оформления списка литературы ); ссылки оформляются в соответствии с правилами по стандарту Harvard;
Последняя страница дайджеста должна быть заполнена не менее чем на 75 %.
На адрес редколлегии Е-mail: iс*****@*** направляется электронный вариант дайджеста с указанием научной рубрики для дальнейшего рецензирования и редактирования. Ответственность за содержание материала несут авторы.
Рецензирование дайджеста: целью рецензирования является представление дайджеста в соответствии с научными и редакционными требованиями, исключение методологических ошибок и фальсификации.
Дайджесты, поступающие в редакцию, рецензируются специалистами с ученой степенью кандидата или доктора наук по специальности научной тематики дайджестов. Рецензенты дают мотивированный отзыв о целесообразности публикации дайджеста. Если дайджест не соответствует требованиям или научной тематике, он отправляется автору с указанием замечаний.
ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ
ПОСОБИЯ:
ВИДЫ И ФОРМЫ
(продолжение)
Продолжаем знакомство с видами информационно-библиографических пособий, методикой их составления . Сегодня мы рассмотрим дайджесты , которые приобрели в библиотеках большую популярность.
ДАЙДЖЕСТЫ
В современных источниках термин «дайджест » определяют по-разному:
1.«периодическое издание, печатающее (обычно в сокращении) материалы из других изданий; краткое изложение художественного произведения»; «краткое, сжатое изложение каких-либо сведений, сообщений и т. п. »;
2. Дайджест
(от лат. digest – краткое изложение
) – это фрагменты текстов многих документов (цитаты, выдержки, конспекты, реже рефе-раты), подобранные по определенной теме, не обеспеченной обобщаю-щими публикациями, и находящиеся в сфере интересов реальных или потенциальных читателей
.
Основная функция дайджеста – донести до читателя только главные идеи и факты, которые содержатся в источнике. Дайджесты могут содержать аналитические обзоры, статистические данные, фрагменты текстов публикаций, официальные и нормативные документы, подобранные по определенной теме и др. Каждый фрагмент, извлеченный из текста, сопровождается ссылкой на описание документа в целом.
Отличие дайджестов от указателей состоит в том, что при составлении указателей группируют документы, а при составлении дайджестов – фрагменты текстов.
Для дайджестов характерны: узость тематики, различие аспектов рассмотрения проблемы, несовпадение точек зрения различных авторов и т.д. Просматриваются при отборе материала как книжные, периодические издания, так и интернет-публикации.
Форма подачи материала в виде дайджеста своевременна и актуальна. Она позволяет с минимальной затратой времени познакомиться как с последними новинками изучаемой темы, так и с массивом документов.
Сложные термины, встречающиеся в работе, разъясняются в словаре. Рекомендации предназначены в первую очередь работникам библиотек. А также они могут быть полезны студентам высших и средних специальных учебных заведений, учащимся школ, всем, желающим научиться составлять дайджест.
Цель: Дайджесты создаются тогда, когда возникают новые направления в исследованиях и разработках по актуальным проблемам науки и общественной жизни, при повышенном и устойчивом интересе различных групп пользователей, но при этом нет обобщающей работы.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1.Знакомство с содержанием первичного документа.
2.Выявление в тексте документа основных направлений темы.
3.Выбор в соответствии с заданным перечнем тем, необходимых включению в дайджест;
4.Составление дайджеста на основе выбранных фрагментов из текста первичного документа.
Читательское назначение:
Объекты для составления дайджеста:
1.Организации, учреждения, общественные объединения, партии (например, публикации, посвященные собственной фирме или деятель-ности какого-либо круга организаций в целом, например, публикации, посвященные библиотекам).
2.Персоналия.
3.Географический объект (район, город, регион, страна).
4.Вид деятельности.
5.Товары, продукты, услуги, материалы, оборудование.
Структура дайджеста
Структура дайджеста имеет следующий вид:
1.Титульный лист.
2.Оглавление.
3.Предисловие (от составителя) или обращение (к читателям).
4.Основной текст, обычно разделенный на разделы и подразделы.
5.Список использованной литературы.
6.Приложения.
Методы преобразования информации
В качестве основного метода используется экстрагирование, т.е. извлечение из документа наиболее ценных в смысловом отношении цитат. Так же при составлении дайджестов используется методика нормализованного свертывания, в результате которой изменяется физический объем документа, но при этом информативность его не уменьшается.
ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ДАЙДЖЕСТА
Подготовительный этап
1. Разработка плана-проспекта
План-проспект - основной документ, определяющий направления работы над дайджестом. План-проспект необходим, чтобы четко и ясно представлять будущее издание. Своевременно увидеть все просчеты и устранить их. В плане-проспекте излагается подробное содержание будущего дайджеста. В отличие от дайджеста информация выдается в нем коротко, соблюдая последовательность основного издания. В нем также как, и в основном издании существует несколько этапов. План-проспект - миниатюра основного издания. Помогает эффективно и рационально организовать будущую работу.
Главная задача начального этапа - установление целевого и читательского назначения. Для этого необходимо выполнить следующие операции:
1.1. Установить целевое (для чего) и читательское (для кого) назначение будущего дайджеста. Существуют различные подходы к классификации читателей. Можно исходить из их возраста, общеобразовательной или специальной подготовки. Особо интересной представляется структура, в основу которой положена профессиональная деятельность читателей, их должностной статус.
Основные группы потребителей библиографической информации:
1.Руководители всех рангов . Чем выше ранг руководителя, тем разностороннее его информационные потребности. На их формировании сказывается культурно-экономический профиль региона и административно должностное положение руководителя. Руководитель, имея определенную базовую подготовку, проявляет большой профессио-нальный интерес к информации по своей специальности.
2.Специалисты, занятые в различных отраслях народного хозяйства, науки, культуры, врачи, экономисты, учителя, агрономы, зоотехники и т.д.
3.Предприниматели. Каждый из них заинтересован в сведениях о рынке, ценообразовании, налогах, пошлинах и т.д.
4.Студенты высших и средних специальных учебных заведений, учащиеся профессионально-технических училищ и средних школ.
Целевой и читательский адрес формируется достаточно конкретно: следует избегать таких расплывчатых определений, как «пособие предназначено широким кругам читателей», «пособие будет полезно всем, кто интересуется прошлым и настоящим родного края». Попытка подготовить пособие, которое бы одновременно преследовало цель оказать помощь науке и «всем, интересующимся данной проблемой» ошибочна.
Кроме основной указываются и другие группы читателей, которым может быть полезна содержащаяся в пособии информация.
1.2.Выбрать и изучить тему. Тема изучается с точки зрения новизны, актуальности, интереса к ней читателей, обеспеченности литературой. Она должна быть общественно значимой, соответствовать реальным и потенциальным потребностям пользователей библиотеки. Составителю необходимо разобраться в основной проблеме, относящейся к теме. Тему можно рассматривать со всех или некоторых сторон, захватывать или не захватывать прилегающие отрасли знаний, рассматривать вопрос только в теоретическом, практическом или историческом разрезе.
1.3.Определить вид, тип и жанр.
В плане-проспекте следует также определить виды изданий, которые будут включены. Это могут быть книги, журнальные статьи и другие виды печатной и непечатной продукции. Определяя, какие виды литературы охватит пособие, составителю необходимо учитывать их значение для освещения предмета (например, для исторической тематики - законодательные акты, мемуары, переписка, дневники и т.д.)
1.4.Определить объемы, сроки составления пособия
Составитель дайджеста в плане-проспекте указывает количество страниц будущего издания и сроки, в которые оно будет готово.
1.5 Выбрать оформление
Оговаривается способ печати издания – типографский или «собственными силами», вопросы внешнего и внутреннего оформления будущего дайджеста (обложка, переплет, внутреннее оформление, иллюстративный материал). Обсуждается и утверждается план-проспект, чаще всего, научно-методическим советом библиотеки. Он принимает силу официального документа, которым призваны руководствоваться все составители.
Основной этап
2. Разработка плана
План представляет собой составленный в определенном порядке перечень разделов и вопросов, которые должны быть освещены в дай-джесте. Правильно построенный план работы помогает эффективно организовать материал, обеспечивая последовательность его изложения. В процессе работы план может уточняться.
Могут расширяться отдельные разделы и подразделы, вводиться новые за счет материала, представляющего интерес. Другие подразделы, наоборот, могут сокращаться либо опускаться. Изложение вопросов темы должно быть последовательным, логичным.
З. Выявление произведений печати и библиографический поиск
Задача данного этапа — установить наличие в библиотеке литературы по данной теме, а также материалов, отсутствующих в данной библиотеке. Оценка документа на данном этапе носит предварительный характер . Составитель обследует разные источники: каталоги, картотеки, соответствующие разделы фонда, библиографические издания, базы данных, справочно-правовые системы, Интернет.
Обследованию подлежат не только опубликованные, но и рукописные материалы (краеведческие и др.). При выявлении литературы по узким и новым проблемам, не получившим широкого отражения в печати, эффективным является метод «снежного кома» , суть которого заключается в следующем. Взяв самую новую публикацию по данному вопросу, составитель выписывает все содержащиеся в ней ссылки на работы других авторов по той же теме. Затем он берет эти работы и проделывает то же самое, повторяя эт у процедуру до тех пор, пока ссылки не начнут повторяться.
4.Изучение произведений печати
Главная задача – установление соответствия выявленных произведений печати теме дайджеста. Это достигается путем просмотра. В процессе изучения книг и статей осуществляется окончательный отбор.
5.Библиографическая группировка
Основная задача данного этапа – выбор оптимальной структуры (построения), т.е. формирование будущего дайджеста.
5.1 Единицей группировки являются – фрагменты текстов (и ногда очень небольшие по объему). Если цитата, включенная в дайджест начинается не сначала (не сначала предложения) или заканчивается не полностью (не заключительным словом предложения), то ставится многоточие (…). Например: … сколько нам открытий чудных /Готовят просвещенья дух, / И опыт… И гений… И случай…. При необходимости изменения какой-либо части слова или самого слова – они заключаются в квадратные скобки . Например: Что в [моем] имени тебе?; …Вновь я посетил [а]/ Тот уголок земли…. Каждый фрагмент, извлеченный из тек-ста, должен сопровождаться ссылкой на описание документа в целом. Например (1.– С. 5–6).
5.2.Выбор оптимального построения основных делений – разделов,
подразделов и более дробных делений, порядка их следования друг за другом. Затем составитель озаглавливает каждый, устанавливает по-рядок их следования и логическую соподчиненность. Зависит от темы, характера и содержания представленной литературы в строго хронологической последовательности, в логическом порядке – от общего к частному.
Группировка материала может быть :
Тематической;
Хронологической – (временная последовательность);
Логической – (внутренняя закономерность):
От частного к общему;
От общего к частному
Из практического опыта составитель данного издания рекомендует составление дайджеста с помощью копий основных фрагментов тек-ста, склеенных в нужной последовательности. Копии фрагментов документов вырезают, складывают (склеивают и др.) в нужном порядке. После проверки набирают текст на компьютере.
Заключительный этап
6. Подготовка текста предисловия и других вспомогательных элементов
Главная задача – раскрыть читателям замысел составителя , по-мочь свободно ориентироваться в дайджесте.
6.1. Предисловие
Предисловием должно открываться любое, даже сравнительно небольшое пособие. Здесь дается характеристика целевого и читательского назначения пособия, приводятся сведения об отраженной в нем литературе, разъясняется общий принцип группировки материала (при этом разделы дайджеста не перечисляются, для этой цели служит оглавление), перечисляются вспомогательные указатели .
Оценивается актуальность , т.е. важность, злободневность, современность тематики дайджеста. Определяется новизна , т.е. что нового, раннее не известного, составители привнесли в изучаемую проблему.
6.2. Приложения
Художественное оформление предполагает использование различных иллюстративных материалов. Это могут быть: фотографии, фотокопии обложек или титульных листов изданий, портреты деятелей науки, культуры, искусств, краеведения, таблицы, графики. Карты в краеведческих пособиях. Это дополнит и раскроет основной материал. Важно при этом, чтобы картографические приложения были не только дополнением к указателю, но и логически связаны с основным текстом пособия.
6.2.1. Словарь основных терминов (в случае необходимости).
6.2.2. Дайджест может содержать вспомогательные указатели:
Предметный указатель представляет собой перечень расположенных в алфавитном порядке предметных рубрик со ссылками на соответствующие страницы. Наличие предметного указателя значительно повышает информативность издания.
Именной указатель содержит сведения о составителях, редакторах, и других лицах, принимавших участие в создании. При необходимости именной указатель можно «раскрыть» за счет приведения полных имен и отчеств, дат рождения и смерти, рода деятельности, заслуг и т. п. Это дает читателю дополнительную информацию. В круглых скобках дается пояснение «о нем», «о ней». Например : Василий Иванович Шуйский, князь, боярин; Троекуров Роман Федорович, кн. (1606-1607); Иванов П. И. (о нем).
Указатель географических названий широко практикуется в краеведческих дайджестах . Перечень понятий географического указателя целесообразно сопровождать характеристиками (озеро, море, возвышенность, река и т.д.).
Список принятых условных сокращений.
Например : к.п.н..- кандидат педагогических наук, П – предприятие; РАН – Российская Академия наук; о – озеро.
7. Редактирование дайджеста
На заключительном этапе выполняется редактирование всех текстов, в процессе которого устраняются допущенные ошибки и стилистические погрешности. Различают библиографическое, литературное и техническое редактирование. Первое осуществляется в течение всей работы над пособием, второе и третье – после ее окончания.
7.1.Библиографическое редактирование.
Принимается решение о достаточности тех или иных вспомогательных указателей для полного раскрытия содержания дайджеста. Производится необходимая выборочная сверка вспомогательных указателей с основным текстом с целью обнаружения ошибок и пропусков.
Проверяется единообразие библиографического описания. Его соответствие действующим: ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание», ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления». К списку литературы предъявляются два требования: он должен быть полным и точным . Он составляется в соответствии с вышеприведенными стандартами.
7.2. Литературное редактирование – чтение всего текста . При этом исправляются встречающиеся стилистические погрешности и неточности, повторы, неудачные выражения, опечатки. А в предисловии, вступительной статье исключается текст не несущий информации.
8. Внешнее оформление дайджеста.
Основная задача – принять окончательное решение при оформлении дайджеста. На обложке можно указать только заглавие пособия, а на титульном листе – полное наименование выпускающей организации, фамилию и инициалы составителя, заглавие дайджеста, место и год издания.
Яркая выразительная обложка украшает пособие и привлекает к нему внимание читателей. Текст должен быть выполнен любым печатным способом через 1 -1,5 интервала . Высота букв, цифр и других знаков – не менее 1,8 мм (12 шрифт) . Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое – 10мм, левое – 20мм, верхнее – 20 мм и нижнее – 20 мм. Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм и другие собственные имена приводятся на языке оригинала. Сокращения русских слов и словосочетаний – по новому ГОСТу 7.0.12-2011 «Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила» (дата введения – 2012-09-01).
Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Подпункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов. Заголовки разделов, под-разделов следует печатать с абзаца с прописной буквы без точки в конце, разделы и предисловие, как правило, с новой страницы. Расстояние между названием разделов и текстом должно быть равно двум интервалам. Не допускается переносить часть слова в заголовке.
Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется, как правило, в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц . Номер страницы на титульном листе не проставляется.
Для набора различных структурных частей пособия (предисловия, основного текста, вспомогательных указателей и т.д.) можно применять шрифты различных размеров. Различные шрифты используются для заглавий разделов, подразделов и подпунктов. При этом необходимо соблюдать единообразие в использовании размеров и видов шрифтов.
АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ ДАЙДЖЕСТА
(данный алгоритм также является алгоритмом план – проспекта)
1. Определение целевого и читательского назначения.
2. Определение темы:
– проблема/тематика;
– персоналия;
– организация/учреждение;
– географический объект (страна, регион, город, район).
3. Разработка плана дайджеста
4. Определение хронологических границ темы:
– небольшой отрезок времени (текущая неделя, месяц);
– вся история существования темы.
Время чтения: 4 минут
Рассылки-дайджесты - это всегда большое количество информации, которую надо собрать в читабельный вид и преподнести подписчику уже готовый продукт. Дайджесты информируют читателей о появлении новостей и помогают увеличить трафик на сайт.
При создании дайджеста важно помнить о 3-х вещах:
- Иерархия контента.
- Баланс между картинками и текстом.
- Навигация.
Прежде чем спешить создавать шаблон спокойно сядьте и проанализируйте тот контент, который вы будете размещать в письме. Будут ли это только заголовки, заголовки плюс краткое описание или подробный анонс новостей.
Есть несколько способов оформления дайджестов, давайте разберем каждый из них:
Картинка + текст в одну колонку
Плюсы: каждой новости выделено достаточно пространства, можно рассмотреть сопутствующие фото/иллюстрацию, можно добавить после картинки дополнительный текст. Хороший формат для просмотра на мобильных телефонах.
Минусы: при большом количестве новостей мало у кого из подписчиков хватит терпения доскроллить до конца письма.
Когда использовать: когда есть красивые фото/иллюстрации, которые раскрывают тему заголовка, когда хочется раскрыть тему новости подробным анонсом.
Новостной дайджест InvisionApp выбрал путь “картинка+текст”. Крупные, интересные картинки, хорошо расположенный контент, но после третьего пролистывания вниз внимание и интерес начинают пропадать.
Портал vc.ru расположил крупную картинку в начале и добавил “social proff” в виде количества лайков и комментариев.
Картинка + текст в 2-3 колонки
Плюсы: информация расположена компактно, удобно читать.
Минусы: если делать неадаптивный макет, то на экране мобильного могут плохо считываться заголовки и текст, особенно если в макете 3-х колоночная верстка.
Когда использовать: идеальное сочетание для этой компоновки - картинка+заголовок.
По этому же пути пошли дизайн создатели рассылки
Для некоторых новостей они вместо статичных картинок используют гифки, и сразу хочется кликнуть на именно ту новость, у которой картинка движется. Но надо помнить, что если сделать все новости анимированными, то внимание сразу рассеется и толку от подобной рассылки будет мало. Во всем нужно знать меру.
Картинки
Плюсы: можно интересно расположить контент, хорошо привлекает внимание.
Минусы: если у подписчика будут какие-либо проблемы с отображением картинок, то ваша рассылка останется непрочитанной. Спам-фильтры не любят письма, состоящие только из изображений - можете влететь в спам.
Когда использовать: когда есть наглядные картинки и именно на них хочется сделать акцент.
Текст
Плюсы: шаблон легко собрать, а текст всегда загрузится и отобразится.
Минусы: большой объем текста тяжело воспринимать. Подумайте, оценит ли ваша целевая аудитория такой подход? Если да, то тогда позаботьтесь о читабельности: разбейте на абзацы и выделите главное.
Когда использовать: когда делать что-то глобальное нет времени, а сделать надо. Также дайджест можно сделать похожим на личную переписку.
Пример текстовой рассылки - , где раз в неделю редактор подводит итоги и встраивает в текст ссылки на статьи. В конце идут есть картинки и ссылки на популярные статьи, но акцент сделан именно на тексте и личном мнении главного редактора.
Иногда можно поэкспериментировать и отправить рассылку в стихах, как это сделал (но держите себя в рамках!)
Смешанный
Плюсы: можно ставить акценты на более важные новости, интереснее читать за счет разных видов блоков.
Минусы: если плохо скомпонованы разные блоки, то глаза будут разбегаться.
Когда использовать: когда есть силы, время и дизайнер)
Лайфхакер использует картинку для главных новостей, остальная информация - только заголовки.
Наши коллеги из офиса в Риге тоже делают подборку статей из блога за месяц. Для каждой новости создана своя “карточка”, самая большая картинка - самая важная или интересная новость.
В каждом виде дайджеста есть свои плюсы и минусы, главное, понять что именно подходит для ваших целей и - вперед! Понадобится помощь профессионалов - пишите на Поможем, подскажем, направим на истинный путь)
Структура дайджеста. Структура дайджеста имеет следующий вид:
1. Титульный лист.
3. Предисловие (от составителя).
4. Основной текст, обычно разбит на разделы, подразделы, параграфы.
5. Список использованной литературы.
6. Приложения (иллюстрированный материал - таблицы, графики, диаграммы, раскрывающие основной текст).
7. Словарь основных терминов (при необходимости).
Методы преобразования информации. В качестве основного метода используется экстрагирования, т.е. изъятие из документа наиболее ценных в смысловом отношении цитат.
Также при составлении дайджестов используется методика нормализованного свертывания, в результате которого изменяется физический объем документа, но при этом информативность его не уменьшается.
Рассмотрим основные этапы составления дайджеста (см. табл.7.2):
Таблица 7.2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ДАЙДЖЕСТА
Этап |
Задача этапа |
Основные операции, характеристики |
Подготовительный этап |
||
1. Разработка плана-проспекта |
План-проспект - основной документ, определяющий направления работы над дайджестом. В нем излагается подробное содержание будущего дайджеста. Это - "миниатюра" основного издания. Главная задача этапа - определение целевого и читательского назначения. |
Установить целевое (для чего) и читательское (для кого) назначение будущего дайджеста. Обычно учитывают возраст, общеобразовательную и специальную подготовку читателей. Можно использовать профессиональную деятельность читателей, их должностной статус. Основные группы потребителей библиографической информации: Руководители всех рангов; Специалисты в различных отраслях народного хозяйства, науки, культуры (врачи, экономисты, преподаватели и др.; Предприниматели; Студенты ВУЗОВ, средних и специальных учебных заведений, учащиеся ПТУ и школ |
Выбрать и изучить тему |
Тема изучается с точки зрения новизны, актуальности, интереса к ней читателей, обеспеченности литературой. Тему можно рассматривать со всех или нескольких сторон, включать или не захватывать смежные области знаний, рассматривать вопрос только в теоретическом, практическом или историческом аспекте |
|
Определить вид, тип и жанр |
В плане-проспекте следует определить виды изданий, которые будут включены. Это могут быть книги, журнальные статьи и другие виды печатной и непечатной продукции. |
|
Определить объемы, сроки составления пособия |
Составитель дайджеста в плане-проспекте отмечает количество страниц будущего издания и сроки, в которые оно будет подготовлено |
|
Выбрать оформление |
Выбирается способ печати издания - типографский или "собственными силами", вопросы внешнего и внутреннего оформления (обложка, переплет, внутреннее оформление, иллюстративный материал) |
|
Основной этап |
||
2. Разработка плана |
План - составленный в определенном порядке перечень разделов и вопросов, которые должны быть отражены в дайджесте |
|
3. Выявление произведений печати и библиографический поиск |
Задача этапа - установить наличие в библиотеке литературы по данной теме, а также материалов, отсутствующих в данной библиотеке |
Составитель исследует разные источники: каталоги, картотеки, соответствующие разделы фонда, библиографические издания, базы данных, справочно-поисковые системы, Интернет, рукописные материалы и др. |
4. Изучение печатных источников |
Задания - установление соответствия выявленных произведений теме дайджеста |
Осуществляется путем просмотра. |
5. Библиографическая группировка |
Задача - выбор оптимальной структуры (построения), то есть формирование будущего дайджеста |
5.1. Единицей группировки есть - фрагменты текстов (или цитаты). Каждый фрагмент, изъятый из текста, сопровождается ссылкой на описание документа в целом. 5.2. Выбор оптимального построения основных делений - разделов, подразделов и более мелких делений, порядка их следования друг за другом. Затем - оформление заголовков к каждому, порядок их следования. Группировка материала может быть: Тематическим; Хронологическому (временная закономерность); Логическим (внутренняя закономерность) - от частного к общему или от общего к частному. Копии фрагментов документов вырезают, собирают (склеивают) в нужном порядке. |
Заключительный этап |
||
6. Подготовка текста предисловия и других вспомогательных элементов |
Задача - раскрыть читателям замысел составителя, помочь свободно ориентироваться в дайджесте |
6.1. Предисловие - здесь дается характеристика целевого и читательского назначения дайджеста, приводятся данные о отраженную в нем литературу, разъясняется общий принцип построения дайджеста, перечисляются вспомогательные указатели. |
Задача этапа |
Основные операции, характеристики. |
|
Оценивается актуальность, современность тематики дайджеста. Определяется новизна, т.е. что нового, ранее неизвестного, составители привнесли в исследуемую тему. 6.2. Приложения - иллюстративный материал: фотографии, фотокопии обложек или титульных листов изданий, портреты деятелей науки, культуры, искусств и др., таблицы, графики, карты в краеведческих пособиях |
||
6.3. Словарь основных терминов (при необходимости). 6.4. Дайджест может содержать вспомогательные указатели: Предметный указатель - перечень расположенных в алфавитном порядке предметных рубрик со ссылками на соответствующие страницы. Наличие предметного указателя значительно повышает информативность издания; Именной указатель содержит сведения об составителей, редакторов и других лиц. Например: "Столяров Ю., доктор пед.наук, профессор, основатель документологии"; Указатель географических названий - практикуется в краеведческих дайджестах. Перечень понятий целесообразно сопровождать характеристиками (море, река, населенный пункт и др.); Список принятых условных сокращений - к.п.н. - кандидат педагогических наук; УАН - Украинская академия наук; МОН - Министерство образования и науки Украины и др. |
||
7. Редактирование дайджеста |
Редактирование всех текстов |
Устранение допущенных ошибок и стилистических недочетов. |
8. Внешнее оформление дайджеста |
Задача - принять окончательное решение относительно оформления дайджеста |
На обложке можно указать только заголовок пособия, а на титульном листе - полное наименование организации, выпускает дайджест, фамилия и инициалы составителя, заголовок дайджеста, место и год издания |
Текст печатается через 1-1,5 интервал. Кегль - 12. Берега: правый, нижний - 10 мм, левый, верхний - 20 мм. Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Подпункты, как правило, заголовков не имеют. Расстояние между названиями разделов и текстом равен 2-м интервалам. Страницы нумеруют арабскими цифрами, номер проставляется, как правило, в центре нижней части страницы без точки. Титульный лист также включают в общую нумерацию страниц, номер страницы на нем не проставляется. Для набора различных структурных частей пособия (предисловия, основного текста, вспомогательных указателей и др.) можно применять шрифты разных размеров. Разные шрифты используются для заголовков разделов, подразделов и подпунктов |
В современных источниках термин «дайджест » определяют по-разному:
1.« периодическое издание, печатающее (обычно в сокращении) материалы из других изданий; краткое изложение художественного произведения»; «краткое, сжатое изложение каких-либо сведений, сообщений и т. п. »;
2. Дайджест (от лат. digest – краткое изложение ) – это фрагменты текстов многих документов (цитаты, выдержки, конспекты, реже рефе-раты), подобранные по определенной теме, не обеспеченной обобщаю-щими публикациями, и находящиеся в сфере интересов реальных или потенциальных читателей .
Основная функция дайджеста – донести до читателя только главные идеи и факты, которые содержатся в источнике. Дайджесты могут содержать аналитические обзоры, статистические данные, фрагменты текстов публикаций, официальные и нормативные документы, подобранные по определенной теме и др. Каждый фрагмент, извлеченный из текста, сопровождается ссылкой на описание документа в целом.
Для дайджестов характерны: узость тематики, различие аспектов рассмотрения проблемы, несовпадение точек зрения различных авторов и т.д. Просматриваются при отборе материала как книжные, периодические издания, так и интернет-публикации.
Форма подачи материала в виде дайджеста своевременна и актуальна. Она позволяет с минимальной затратой времени познакомиться как с последними новинками изучаемой темы, так и с массивом документов.
Цель: Дайджесты создаются тогда, когда возникают новые направления в исследованиях и разработках по актуальным проблемам науки и общественной жизни, при повышенном и устойчивом интересе различных групп пользователей, но при этом нет обобщающей работы.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1.Знакомство с содержанием первичного документа.
2.Выявление в тексте документа основных направлений темы.
3.Выбор в соответствии с заданным перечнем тем, необходимых для включения в дайджест;
4.Составление дайджеста на основе выбранных фрагментов из текста первичного документа.
Структура дайджеста
Структура дайджеста имеет следующий вид:
1.Титульный лист.
3.Предисловие (от составителя) или обращение (к читателям).
4.Основной текст, обычно разделенный на разделы и подразделы.
5.Список использованной литературы.
6.Приложения.
В нашем случае структура дайджеста выглядит следующим образом:
Название книги (вкл. год издания и краткую историю написания)
Ключевая тема книги и ее основные разделы
Основные идеи (тезисы, положения)
Краткий конспект одной из глав (параграфов)
Что нового Вы узнали? (Фактический материал: цифры, данные, эксперименты)
Возможности практического применения
3.Приложения: Иллюстративный материал
(по желанию), словарь основных терминов (при необходимости)
Методы преобразования информации
Вкачествеосновного метода используется экстрагирование, т.е. извлечение из документа наиболее ценных в смысловом отношении цитат. Так же при составлении дайджестов используется методика нормализованного свертывания, в результате которой изменяется физический объем документа, но при этом информативность его не уменьшается.
ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ДАЙДЖЕСТА
Подготовительный этап
1. Разработка плана-проспекта
План-проспект - основной документ, определяющий направления работы над дайджестом. План-проспект необходим, чтобы четко и ясно представлять будущее издание. Своевременно увидеть все просчеты и устранить их. В плане-проспекте излагается подробное содержание будущего дайджеста. В отличие от дайджеста информация выдается в нем коротко, соблюдая последовательность основного издания. В нем также как, и в основном издании существует несколько этапов. План-проспект - миниатюра основного издания. Помогает эффективно и рационально организовать будущую работу.
Главная задача начального этапа - установление целевого и читательского назначения. Для этого необходимо выполнить следующие операции:
1.1. Установить целевое (для чего) и читательское (для кого) назначение будущего дайджеста. Существуют различные подходы к классификации читателей. Можно исходить из их возраста, общеобразовательной или специальной подготовки. Особо интересной представляется структура, в основу которой положена профессиональная деятельность читателей, их должностной статус.
Основные группы потребителей библиографической информации:
1.Руководители всех рангов . Чем выше ранг руководителя, тем разностороннее его информационные потребности. На их формировании сказывается культурно-экономический профиль региона и административно должностное положение руководителя. Руководитель, имея определенную базовую подготовку, проявляет большой профессиональный интерес к информации по своей специальности.
2.Специалисты, занятые в различных отраслях народного хозяйства, науки, культуры, врачи, экономисты, учителя, агрономы, зоотехники и т.д.
3.Предприниматели. Каждый из них заинтересован в сведениях о рынке, ценообразовании, налогах, пошлинах и т.д.
4.Студенты высших и средних специальных учебных заведений, учащиеся профессионально-технических училищ и средних школ.
Целевой и читательский адрес формируется достаточно конкретно: следует избегать таких расплывчатых определений, как «пособие предназначено широким кругам читателей», «пособие будет полезно всем, кто интересуется прошлым и настоящим родного края». Попытка подготовить пособие, которое бы одновременно преследовало цель оказать помощь науке и «всем, интересующимся данной проблемой» ошибочна.
Кроме основной указываются и другие группы читателей, которым может быть полезна содержащаяся в пособии информация.
1.2.Выбрать и изучить тему. Тема изучается с точки зрения новизны, актуальности, интереса к ней читателей, обеспеченности литературой. Она должна быть общественно значимой, соответствовать реальным и потенциальным потребностям пользователей библиотеки. Составителю необходимо разобраться в основной проблеме, относящейся к теме. Тему можно рассматривать со всех или некоторых сторон, захватывать или не захватывать прилегающие отрасли знаний, рассматривать вопрос только в теоретическом, практическом или историческом разрезе.