Дайджест — что это такое. Как создать рассылку-дайджест: сравнение писем Плюсы и минусы дайджестов

Требования к оформлению дайджестов

На конференцию подаются расширенные до трех страниц тезисы – дайджесты докладов, которые будут опубликованы в сборнике материалов конференции .

Для публикации в сборнике материалов конференции принимаются дайджесты, которые ранее не были опубликованы, а также не предоставлены другому журналу для рассмотрения и публикации.

Материал, который отправляется, должен быть набран в текстовом редакторе Microsoft Word (2003–2007), формат DOC, без колонтитулов; схемы, рисунки и таблицы, размещенные в тексте, должны быть в соответствующем месте, а не в конце дайджеста.

Параметры страницы: поля верхние и нижние – 2,5 см, левые и правые – 2,0 см. Шрифт Times New Roman 10 pt. Абзац – 0,5 см. Межстрочный интервал – одинарный. Объем дайджеста – две–три полные страницы вместе с аннотацией и литературой.

Текст дайджеста должен содержать следующие элементы:

– постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами;

– анализ предыдущих исследований и публикаций, в которых начато решение данной проблемы, на которые опирается автор; выделение нерешенных ранее частей общей проблемы, которым посвящается дайджест;

– формулировка цели работы;

– изложение основного материала исследования с обоснованием полученных научных результатов, с представлением полученных графиков, диаграмм и пр.;

– выводы из данного исследования и перспективы дальнейших работ в этом направлении.

Структура дайджеста:

– индекс УДК (в верхнем левом углу страницы), отступ 0,5 см, шрифт Times New
Roman 10 pt);

– название дайджеста (размещение по центру, шрифт Times New Roman 10 pt, полужирный, все буквы прописные, интервал перед и после – 6 pt; без переносов, сокращений и аббревиатур);

– инициалы, фамилии всех авторов (располагаются после названия дайджеста, выравнивание по левому краю; отступ 0,5 см, между инициалами обязательно ставить пробел; допускается расположение двух и более фамилий в одной строке, если авторы из одной организации, шрифт Times New Roman 10 pt, полужирный);

– с новой строки полное название организации, отступ 0,5 см;

– с новой строки почтовый адрес и электронная почта (шрифт Times New Roman 10 pt, отступ 0,5 см);

– авторское резюме (аннотация) (7–10 строк) должно иметь ту же структуру, что и основной текст дайджеста, быть лаконичным и логично законченной частью документа, не зависящей от основного текста; аннотация должна содержать следующие элементы: введение, цели и задачи, методы, результаты, практическую значимость, выводы; ключевые слова (не более пяти слов, объемом в одну строку) (шрифт Times New Roman 10 pt; словосочетание «Ключевые слова » – полужирным);

– через строку после аннотации основной текст дайджеста, который должен содержать следующие элементы: актуальность работы, МАТЕРИАЛ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ, ВЫВОДЫ; каждый раздел должен начинаться с абзаца, название раздела пишется большими буквами; форматирования дайджеста – в две колонки с промежутком 1 см, выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman 10 pt, автоматическая расстановка переносов);

– рисунки подаются черно-белыми или в оттенках серого. Оси на графиках должны иметь поясняющее название (рис. 1).

Рисунок 1 – Название рисунка

Рисунки нельзя создавать с помощью встроенных функций редактора MS Word, разрешается вставка рисунков только стандартных форматов (JPEG, TIFF и др.) или реализованных в MS Visio. Выравнивание по центру, пустая строка перед рисунком и после названия рисунка;

– формулы набираются только в редакторе MS Equation Editor и нумеруются арабскими цифрами в скобках справа. Индексы только латинскими буквами. Размеры приведены на
рис. 2, формат символов и стилей в редакторе MS Equation Editor – на рис. 3. Все переменные описываются в тексте выше или непосредственно после приведенной формулы:

– библиография (ЛИТЕРАТУРА) – нумерованный список литературы по мере упоминания в дайджесте, через строку после основного текста дайджеста, слово ЛИТЕРАТУРА – большими буквами по центру ( );

– после библиографии – название дайджеста на английском языке , интервал перед и после – 6 pt; инициалы, фамилии авторов; сведения об авторах; аннотация с ключевыми словами на английском языке оформляется по тем же требованиям, что и на языке оригинала;

– через строку после аннотации на английском языке – библиография (REFERENCES) – приводится, полностью повторяя список литературы, независимо от того, есть ли в нем иностранные источники (образец оформления списка литературы ); ссылки оформляются в соответствии с правилами по стандарту Harvard;

Последняя страница дайджеста должна быть заполнена не менее чем на 75 %.

На адрес редколлегии Е-mail: iс*****@*** направляется электронный вариант дайджеста с указанием научной рубрики для дальнейшего рецензирования и редактирования. Ответственность за содержание материала несут авторы.

Рецензирование дайджеста: целью рецензирования является представление дайджеста в соответствии с научными и редакционными требованиями, исключение методологических ошибок и фальсификации.

Дайджесты, поступающие в редакцию, рецензируются специалистами с ученой степенью кандидата или доктора наук по специальности научной тематики дайджестов. Рецензенты дают мотивированный отзыв о целесообразности публикации дайджеста. Если дайджест не соответствует требованиям или научной тематике, он отправляется автору с указанием замечаний.

ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ
ПОСОБИЯ: ВИДЫ И ФОРМЫ (продолжение)

Продолжаем знакомство с видами информационно-библиографических пособий, методикой их составления . Сегодня мы рассмотрим дайджесты , которые приобрели в библиотеках большую популярность.

ДАЙДЖЕСТЫ

В современных источниках термин «дайджест » определяют по-разному:

1.«периодическое издание, печатающее (обычно в сокращении) материалы из других изданий; краткое изложение художественного произведения»; «краткое, сжатое изложение каких-либо сведений, сообщений и т. п. »;

2. Дайджест (от лат. digest – краткое изложение ) – это фрагменты текстов многих документов (цитаты, выдержки, конспекты, реже рефе-раты), подобранные по определенной теме, не обеспеченной обобщаю-щими публикациями, и находящиеся в сфере интересов реальных или потенциальных читателей .

Основная функция дайджеста донести до читателя только главные идеи и факты, которые содержатся в источнике. Дайджесты могут содержать аналитические обзоры, статистические данные, фрагменты текстов публикаций, официальные и нормативные документы, подобранные по определенной теме и др. Каждый фрагмент, извлеченный из текста, сопровождается ссылкой на описание документа в целом.

Отличие дайджестов от указателей состоит в том, что при составлении указателей группируют документы, а при составлении дайджестов – фрагменты текстов.

Для дайджестов характерны: узость тематики, различие аспектов рассмотрения проблемы, несовпадение точек зрения различных авторов и т.д. Просматриваются при отборе материала как книжные, периодические издания, так и интернет-публикации.

Форма подачи материала в виде дайджеста своевременна и актуальна. Она позволяет с минимальной затратой времени познакомиться как с последними новинками изучаемой темы, так и с массивом документов.

Сложные термины, встречающиеся в работе, разъясняются в словаре. Рекомендации предназначены в первую очередь работникам библиотек. А также они могут быть полезны студентам высших и средних специальных учебных заведений, учащимся школ, всем, желающим научиться составлять дайджест.

Цель: Дайджесты создаются тогда, когда возникают новые направления в исследованиях и разработках по актуальным проблемам науки и общественной жизни, при повышенном и устойчивом интересе различных групп пользователей, но при этом нет обобщающей работы.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

1.Знакомство с содержанием первичного документа.

2.Выявление в тексте документа основных направлений темы.

3.Выбор в соответствии с заданным перечнем тем, необходимых включению в дайджест;

4.Составление дайджеста на основе выбранных фрагментов из текста первичного документа.

Читательское назначение:

Объекты для составления дайджеста:

1.Организации, учреждения, общественные объединения, партии (например, публикации, посвященные собственной фирме или деятель-ности какого-либо круга организаций в целом, например, публикации, посвященные библиотекам).

2.Персоналия.

3.Географический объект (район, город, регион, страна).

4.Вид деятельности.

5.Товары, продукты, услуги, материалы, оборудование.

Структура дайджеста

Структура дайджеста имеет следующий вид:

1.Титульный лист.

2.Оглавление.

3.Предисловие (от составителя) или обращение (к читателям).

4.Основной текст, обычно разделенный на разделы и подразделы.

5.Список использованной литературы.

6.Приложения.

Методы преобразования информации

В качестве основного метода используется экстрагирование, т.е. извлечение из документа наиболее ценных в смысловом отношении цитат. Так же при составлении дайджестов используется методика нормализованного свертывания, в результате которой изменяется физический объем документа, но при этом информативность его не уменьшается.

ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ДАЙДЖЕСТА

Подготовительный этап

1. Разработка плана-проспекта

План-проспект - основной документ, определяющий направления работы над дайджестом. План-проспект необходим, чтобы четко и ясно представлять будущее издание. Своевременно увидеть все просчеты и устранить их. В плане-проспекте излагается подробное содержание будущего дайджеста. В отличие от дайджеста информация выдается в нем коротко, соблюдая последовательность основного издания. В нем также как, и в основном издании существует несколько этапов. План-проспект - миниатюра основного издания. Помогает эффективно и рационально организовать будущую работу.

Главная задача начального этапа - установление целевого и читательского назначения. Для этого необходимо выполнить следующие операции:

1.1. Установить целевое (для чего) и читательское (для кого) назначение будущего дайджеста. Существуют различные подходы к классификации читателей. Можно исходить из их возраста, общеобразовательной или специальной подготовки. Особо интересной представляется структура, в основу которой положена профессиональная деятельность читателей, их должностной статус.


Основные группы потребителей библиографической информации:

1.Руководители всех рангов . Чем выше ранг руководителя, тем разностороннее его информационные потребности. На их формировании сказывается культурно-экономический профиль региона и административно должностное положение руководителя. Руководитель, имея определенную базовую подготовку, проявляет большой профессио-нальный интерес к информации по своей специальности.

2.Специалисты, занятые в различных отраслях народного хозяйства, науки, культуры, врачи, экономисты, учителя, агрономы, зоотехники и т.д.

3.Предприниматели. Каждый из них заинтересован в сведениях о рынке, ценообразовании, налогах, пошлинах и т.д.

4.Студенты высших и средних специальных учебных заведений, учащиеся профессионально-технических училищ и средних школ.

Целевой и читательский адрес формируется достаточно конкретно: следует избегать таких расплывчатых определений, как «пособие предназначено широким кругам читателей», «пособие будет полезно всем, кто интересуется прошлым и настоящим родного края». Попытка подготовить пособие, которое бы одновременно преследовало цель оказать помощь науке и «всем, интересующимся данной проблемой» ошибочна.

Кроме основной указываются и другие группы читателей, которым может быть полезна содержащаяся в пособии информация.

1.2.Выбрать и изучить тему. Тема изучается с точки зрения новизны, актуальности, интереса к ней читателей, обеспеченности литературой. Она должна быть общественно значимой, соответствовать реальным и потенциальным потребностям пользователей библиотеки. Составителю необходимо разобраться в основной проблеме, относящейся к теме. Тему можно рассматривать со всех или некоторых сторон, захватывать или не захватывать прилегающие отрасли знаний, рассматривать вопрос только в теоретическом, практическом или историческом разрезе.

1.3.Определить вид, тип и жанр.

В плане-проспекте следует также определить виды изданий, которые будут включены. Это могут быть книги, журнальные статьи и другие виды печатной и непечатной продукции. Определяя, какие виды литературы охватит пособие, составителю необходимо учитывать их значение для освещения предмета (например, для исторической тематики - законодательные акты, мемуары, переписка, дневники и т.д.)

1.4.Определить объемы, сроки составления пособия

Составитель дайджеста в плане-проспекте указывает количество страниц будущего издания и сроки, в которые оно будет готово.

1.5 Выбрать оформление

Оговаривается способ печати издания – типографский или «собственными силами», вопросы внешнего и внутреннего оформления будущего дайджеста (обложка, переплет, внутреннее оформление, иллюстративный материал). Обсуждается и утверждается план-проспект, чаще всего, научно-методическим советом библиотеки. Он принимает силу официального документа, которым призваны руководствоваться все составители.

Основной этап

2. Разработка плана

План представляет собой составленный в определенном порядке перечень разделов и вопросов, которые должны быть освещены в дай-джесте. Правильно построенный план работы помогает эффективно организовать материал, обеспечивая последовательность его изложения. В процессе работы план может уточняться.

Могут расширяться отдельные разделы и подразделы, вводиться новые за счет материала, представляющего интерес. Другие подразделы, наоборот, могут сокращаться либо опускаться. Изложение вопросов темы должно быть последовательным, логичным.

З. Выявление произведений печати и библиографический поиск

Задача данного этапа — установить наличие в библиотеке литературы по данной теме, а также материалов, отсутствующих в данной библиотеке. Оценка документа на данном этапе носит предварительный характер . Составитель обследует разные источники: каталоги, картотеки, соответствующие разделы фонда, библиографические издания, базы данных, справочно-правовые системы, Интернет.

Обследованию подлежат не только опубликованные, но и рукописные материалы (краеведческие и др.). При выявлении литературы по узким и новым проблемам, не получившим широкого отражения в печати, эффективным является метод «снежного кома» , суть которого заключается в следующем. Взяв самую новую публикацию по данному вопросу, составитель выписывает все содержащиеся в ней ссылки на работы других авторов по той же теме. Затем он берет эти работы и проделывает то же самое, повторяя эт у процедуру до тех пор, пока ссылки не начнут повторяться.

4.Изучение произведений печати

Главная задача – установление соответствия выявленных произведений печати теме дайджеста. Это достигается путем просмотра. В процессе изучения книг и статей осуществляется окончательный отбор.

5.Библиографическая группировка

Основная задача данного этапа – выбор оптимальной структуры (построения), т.е. формирование будущего дайджеста.

5.1 Единицей группировки являются – фрагменты текстов (и ногда очень небольшие по объему). Если цитата, включенная в дайджест начинается не сначала (не сначала предложения) или заканчивается не полностью (не заключительным словом предложения), то ставится многоточие (…). Например: … сколько нам открытий чудных /Готовят просвещенья дух, / И опыт… И гений… И случай…. При необходимости изменения какой-либо части слова или самого слова – они заключаются в квадратные скобки . Например: Что в [моем] имени тебе?; …Вновь я посетил [а]/ Тот уголок земли…. Каждый фрагмент, извлеченный из тек-ста, должен сопровождаться ссылкой на описание документа в целом. Например (1.– С. 5–6).

5.2.Выбор оптимального построения основных делений – разделов,

подразделов и более дробных делений, порядка их следования друг за другом. Затем составитель озаглавливает каждый, устанавливает по-рядок их следования и логическую соподчиненность. Зависит от темы, характера и содержания представленной литературы в строго хронологической последовательности, в логическом порядке – от общего к частному.

Группировка материала может быть :

Тематической;

Хронологической – (временная последовательность);

Логической – (внутренняя закономерность):

От частного к общему;

От общего к частному

Из практического опыта составитель данного издания рекомендует составление дайджеста с помощью копий основных фрагментов тек-ста, склеенных в нужной последовательности. Копии фрагментов документов вырезают, складывают (склеивают и др.) в нужном порядке. После проверки набирают текст на компьютере.

Заключительный этап

6. Подготовка текста предисловия и других вспомогательных элементов

Главная задача – раскрыть читателям замысел составителя , по-мочь свободно ориентироваться в дайджесте.

6.1. Предисловие

Предисловием должно открываться любое, даже сравнительно небольшое пособие. Здесь дается характеристика целевого и читательского назначения пособия, приводятся сведения об отраженной в нем литературе, разъясняется общий принцип группировки материала (при этом разделы дайджеста не перечисляются, для этой цели служит оглавление), перечисляются вспомогательные указатели .

Оценивается актуальность , т.е. важность, злободневность, современность тематики дайджеста. Определяется новизна , т.е. что нового, раннее не известного, составители привнесли в изучаемую проблему.

6.2. Приложения

Художественное оформление предполагает использование различных иллюстративных материалов. Это могут быть: фотографии, фотокопии обложек или титульных листов изданий, портреты деятелей науки, культуры, искусств, краеведения, таблицы, графики. Карты в краеведческих пособиях. Это дополнит и раскроет основной материал. Важно при этом, чтобы картографические приложения были не только дополнением к указателю, но и логически связаны с основным текстом пособия.

6.2.1. Словарь основных терминов (в случае необходимости).

6.2.2. Дайджест может содержать вспомогательные указатели:

Предметный указатель представляет собой перечень расположенных в алфавитном порядке предметных рубрик со ссылками на соответствующие страницы. Наличие предметного указателя значительно повышает информативность издания.

Именной указатель содержит сведения о составителях, редакторах, и других лицах, принимавших участие в создании. При необходимости именной указатель можно «раскрыть» за счет приведения полных имен и отчеств, дат рождения и смерти, рода деятельности, заслуг и т. п. Это дает читателю дополнительную информацию. В круглых скобках дается пояснение «о нем», «о ней». Например : Василий Иванович Шуйский, князь, боярин; Троекуров Роман Федорович, кн. (1606-1607); Иванов П. И. (о нем).

Указатель географических названий широко практикуется в краеведческих дайджестах . Перечень понятий географического указателя целесообразно сопровождать характеристиками (озеро, море, возвышенность, река и т.д.).

Список принятых условных сокращений.

Например : к.п.н..- кандидат педагогических наук, П – предприятие; РАН – Российская Академия наук; о – озеро.

7. Редактирование дайджеста

На заключительном этапе выполняется редактирование всех текстов, в процессе которого устраняются допущенные ошибки и стилистические погрешности. Различают библиографическое, литературное и техническое редактирование. Первое осуществляется в течение всей работы над пособием, второе и третье – после ее окончания.

7.1.Библиографическое редактирование.

Принимается решение о достаточности тех или иных вспомогательных указателей для полного раскрытия содержания дайджеста. Производится необходимая выборочная сверка вспомогательных указателей с основным текстом с целью обнаружения ошибок и пропусков.

Проверяется единообразие библиографического описания. Его соответствие действующим: ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание», ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления». К списку литературы предъявляются два требования: он должен быть полным и точным . Он составляется в соответствии с вышеприведенными стандартами.

7.2. Литературное редактирование чтение всего текста . При этом исправляются встречающиеся стилистические погрешности и неточности, повторы, неудачные выражения, опечатки. А в предисловии, вступительной статье исключается текст не несущий информации.

8. Внешнее оформление дайджеста.

Основная задача – принять окончательное решение при оформлении дайджеста. На обложке можно указать только заглавие пособия, а на титульном листе – полное наименование выпускающей организации, фамилию и инициалы составителя, заглавие дайджеста, место и год издания.

Яркая выразительная обложка украшает пособие и привлекает к нему внимание читателей. Текст должен быть выполнен любым печатным способом через 1 -1,5 интервала . Высота букв, цифр и других знаков – не менее 1,8 мм (12 шрифт) . Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое – 10мм, левое – 20мм, верхнее – 20 мм и нижнее – 20 мм. Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм и другие собственные имена приводятся на языке оригинала. Сокращения русских слов и словосочетаний – по новому ГОСТу 7.0.12-2011 «Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила» (дата введения – 2012-09-01).

Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Подпункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов. Заголовки разделов, под-разделов следует печатать с абзаца с прописной буквы без точки в конце, разделы и предисловие, как правило, с новой страницы. Расстояние между названием разделов и текстом должно быть равно двум интервалам. Не допускается переносить часть слова в заголовке.

Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется, как правило, в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц . Номер страницы на титульном листе не проставляется.

Для набора различных структурных частей пособия (предисловия, основного текста, вспомогательных указателей и т.д.) можно применять шрифты различных размеров. Различные шрифты используются для заглавий разделов, подразделов и подпунктов. При этом необходимо соблюдать единообразие в использовании размеров и видов шрифтов.

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ ДАЙДЖЕСТА

(данный алгоритм также является алгоритмом план – проспекта)

1. Определение целевого и читательского назначения.

2. Определение темы:

– проблема/тематика;

– персоналия;

– организация/учреждение;

– географический объект (страна, регион, город, район).

3. Разработка плана дайджеста

4. Определение хронологических границ темы:

– небольшой отрезок времени (текущая неделя, месяц);

– вся история существования темы.

Время чтения: 4 минут

Рассылки-дайджесты - это всегда большое количество информации, которую надо собрать в читабельный вид и преподнести подписчику уже готовый продукт. Дайджесты информируют читателей о появлении новостей и помогают увеличить трафик на сайт.

При создании дайджеста важно помнить о 3-х вещах:

  1. Иерархия контента.
  2. Баланс между картинками и текстом.
  3. Навигация.

Прежде чем спешить создавать шаблон спокойно сядьте и проанализируйте тот контент, который вы будете размещать в письме. Будут ли это только заголовки, заголовки плюс краткое описание или подробный анонс новостей.

Есть несколько способов оформления дайджестов, давайте разберем каждый из них:

  1. Картинка + текст в одну колонку

Плюсы: каждой новости выделено достаточно пространства, можно рассмотреть сопутствующие фото/иллюстрацию, можно добавить после картинки дополнительный текст. Хороший формат для просмотра на мобильных телефонах.

Минусы: при большом количестве новостей мало у кого из подписчиков хватит терпения доскроллить до конца письма.

Когда использовать: когда есть красивые фото/иллюстрации, которые раскрывают тему заголовка, когда хочется раскрыть тему новости подробным анонсом.

Новостной дайджест InvisionApp выбрал путь “картинка+текст”. Крупные, интересные картинки, хорошо расположенный контент, но после третьего пролистывания вниз внимание и интерес начинают пропадать.

Портал vc.ru расположил крупную картинку в начале и добавил “social proff” в виде количества лайков и комментариев.

  1. Картинка + текст в 2-3 колонки

Плюсы: информация расположена компактно, удобно читать.

Минусы: если делать неадаптивный макет, то на экране мобильного могут плохо считываться заголовки и текст, особенно если в макете 3-х колоночная верстка.

Когда использовать: идеальное сочетание для этой компоновки - картинка+заголовок.

По этому же пути пошли дизайн создатели рассылки

Для некоторых новостей они вместо статичных картинок используют гифки, и сразу хочется кликнуть на именно ту новость, у которой картинка движется. Но надо помнить, что если сделать все новости анимированными, то внимание сразу рассеется и толку от подобной рассылки будет мало. Во всем нужно знать меру.

  1. Картинки

Плюсы: можно интересно расположить контент, хорошо привлекает внимание.

Минусы: если у подписчика будут какие-либо проблемы с отображением картинок, то ваша рассылка останется непрочитанной. Спам-фильтры не любят письма, состоящие только из изображений - можете влететь в спам.

Когда использовать: когда есть наглядные картинки и именно на них хочется сделать акцент.

  1. Текст

Плюсы: шаблон легко собрать, а текст всегда загрузится и отобразится.

Минусы: большой объем текста тяжело воспринимать. Подумайте, оценит ли ваша целевая аудитория такой подход? Если да, то тогда позаботьтесь о читабельности: разбейте на абзацы и выделите главное.

Когда использовать: когда делать что-то глобальное нет времени, а сделать надо. Также дайджест можно сделать похожим на личную переписку.

Пример текстовой рассылки - , где раз в неделю редактор подводит итоги и встраивает в текст ссылки на статьи. В конце идут есть картинки и ссылки на популярные статьи, но акцент сделан именно на тексте и личном мнении главного редактора.

Иногда можно поэкспериментировать и отправить рассылку в стихах, как это сделал (но держите себя в рамках!)

  1. Смешанный

Плюсы: можно ставить акценты на более важные новости, интереснее читать за счет разных видов блоков.

Минусы: если плохо скомпонованы разные блоки, то глаза будут разбегаться.

Когда использовать: когда есть силы, время и дизайнер)

Лайфхакер использует картинку для главных новостей, остальная информация - только заголовки.

Наши коллеги из офиса в Риге тоже делают подборку статей из блога за месяц. Для каждой новости создана своя “карточка”, самая большая картинка - самая важная или интересная новость.

В каждом виде дайджеста есть свои плюсы и минусы, главное, понять что именно подходит для ваших целей и - вперед! Понадобится помощь профессионалов - пишите на Поможем, подскажем, направим на истинный путь)


Структура дайджеста. Структура дайджеста имеет следующий вид:

1. Титульный лист.

3. Предисловие (от составителя).

4. Основной текст, обычно разбит на разделы, подразделы, параграфы.

5. Список использованной литературы.

6. Приложения (иллюстрированный материал - таблицы, графики, диаграммы, раскрывающие основной текст).

7. Словарь основных терминов (при необходимости).

Методы преобразования информации. В качестве основного метода используется экстрагирования, т.е. изъятие из документа наиболее ценных в смысловом отношении цитат.

Также при составлении дайджестов используется методика нормализованного свертывания, в результате которого изменяется физический объем документа, но при этом информативность его не уменьшается.

Рассмотрим основные этапы составления дайджеста (см. табл.7.2):

Таблица 7.2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ДАЙДЖЕСТА

Этап

Задача этапа

Основные операции, характеристики

Подготовительный этап

1. Разработка плана-проспекта

План-проспект - основной документ, определяющий направления работы над дайджестом. В нем излагается подробное содержание будущего дайджеста. Это - "миниатюра" основного издания. Главная задача этапа - определение целевого и читательского назначения.

Установить целевое (для чего) и читательское (для кого) назначение будущего дайджеста. Обычно учитывают возраст, общеобразовательную и специальную подготовку читателей. Можно использовать профессиональную деятельность читателей, их должностной статус. Основные группы потребителей библиографической информации:

Руководители всех рангов;

Специалисты в различных отраслях народного хозяйства, науки, культуры (врачи, экономисты, преподаватели и др.;

Предприниматели;

Студенты ВУЗОВ, средних и специальных учебных заведений, учащиеся ПТУ и школ

Выбрать и изучить тему

Тема изучается с точки зрения новизны, актуальности, интереса к ней читателей, обеспеченности литературой. Тему можно рассматривать со всех или нескольких сторон, включать или не захватывать смежные области знаний, рассматривать вопрос только в теоретическом, практическом или историческом аспекте

Определить вид, тип и жанр

В плане-проспекте следует определить виды изданий, которые будут включены. Это могут быть книги, журнальные статьи и другие виды печатной и непечатной продукции.

Определить объемы, сроки составления пособия

Составитель дайджеста в плане-проспекте отмечает количество страниц будущего издания и сроки, в которые оно будет подготовлено

Выбрать оформление

Выбирается способ печати издания - типографский или "собственными силами", вопросы внешнего и внутреннего оформления (обложка, переплет, внутреннее оформление, иллюстративный материал)

Основной этап

2. Разработка плана

План - составленный в определенном порядке перечень разделов и вопросов, которые должны быть отражены в дайджесте

3. Выявление произведений печати и библиографический поиск

Задача этапа - установить наличие в библиотеке литературы по данной теме, а также материалов, отсутствующих в данной библиотеке

Составитель исследует разные источники: каталоги, картотеки, соответствующие разделы фонда, библиографические издания, базы данных, справочно-поисковые системы, Интернет, рукописные материалы и др.

4. Изучение печатных источников

Задания - установление соответствия выявленных произведений теме дайджеста

Осуществляется путем просмотра.

5. Библиографическая группировка

Задача - выбор оптимальной структуры (построения), то есть формирование будущего дайджеста

5.1. Единицей группировки есть - фрагменты текстов (или цитаты). Каждый фрагмент, изъятый из текста, сопровождается ссылкой на описание документа в целом.

5.2. Выбор оптимального построения основных делений - разделов, подразделов и более мелких делений, порядка их следования друг за другом. Затем - оформление заголовков к каждому, порядок их следования. Группировка материала может быть:

Тематическим;

Хронологическому (временная закономерность);

Логическим (внутренняя закономерность) - от частного к общему или от общего к частному. Копии фрагментов документов вырезают, собирают (склеивают) в нужном порядке.

Заключительный этап

6. Подготовка текста предисловия и других вспомогательных элементов

Задача - раскрыть читателям замысел составителя, помочь свободно ориентироваться в дайджесте

6.1. Предисловие - здесь дается характеристика целевого и читательского назначения дайджеста, приводятся данные о отраженную в нем литературу, разъясняется общий принцип построения дайджеста, перечисляются вспомогательные указатели.

Задача этапа

Основные операции, характеристики.

Оценивается актуальность, современность тематики дайджеста. Определяется новизна, т.е. что нового, ранее неизвестного, составители привнесли в исследуемую тему. 6.2. Приложения - иллюстративный материал: фотографии, фотокопии обложек или титульных листов изданий, портреты деятелей науки, культуры, искусств и др., таблицы, графики, карты в краеведческих пособиях

6.3. Словарь основных терминов (при необходимости).

6.4. Дайджест может содержать вспомогательные указатели:

Предметный указатель - перечень расположенных в алфавитном порядке предметных рубрик со ссылками на соответствующие страницы. Наличие предметного указателя значительно повышает информативность издания; Именной указатель содержит сведения об составителей, редакторов и других лиц. Например: "Столяров Ю., доктор пед.наук, профессор, основатель документологии"; Указатель географических названий - практикуется в краеведческих дайджестах. Перечень понятий целесообразно сопровождать характеристиками (море, река, населенный пункт и др.); Список принятых условных сокращений - к.п.н. - кандидат педагогических наук; УАН - Украинская академия наук; МОН - Министерство образования и науки Украины и др.

7. Редактирование дайджеста

Редактирование всех текстов

Устранение допущенных ошибок и стилистических недочетов.

8. Внешнее оформление дайджеста

Задача - принять окончательное решение относительно оформления дайджеста

На обложке можно указать только заголовок пособия, а на титульном листе - полное наименование организации, выпускает дайджест, фамилия и инициалы составителя, заголовок дайджеста, место и год издания

Текст печатается через 1-1,5 интервал. Кегль - 12. Берега: правый, нижний - 10 мм, левый, верхний - 20 мм.

Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Подпункты, как правило, заголовков не имеют. Расстояние между названиями разделов и текстом равен 2-м интервалам.

Страницы нумеруют арабскими цифрами, номер проставляется, как правило, в центре нижней части страницы без точки. Титульный лист также включают в общую нумерацию страниц, номер страницы на нем не проставляется. Для набора различных структурных частей пособия (предисловия, основного текста, вспомогательных указателей и др.) можно применять шрифты разных размеров. Разные шрифты используются для заголовков разделов, подразделов и подпунктов

В современных источниках термин «дайджест » определяют по-разному:

1.« периодическое издание, печатающее (обычно в сокращении) материалы из других изданий; краткое изложение художественного произведения»; «краткое, сжатое изложение каких-либо сведений, сообщений и т. п. »;

2. Дайджест (от лат. digest – краткое изложение ) – это фрагменты текстов многих документов (цитаты, выдержки, конспекты, реже рефе-раты), подобранные по определенной теме, не обеспеченной обобщаю-щими публикациями, и находящиеся в сфере интересов реальных или потенциальных читателей .

Основная функция дайджеста донести до читателя только главные идеи и факты, которые содержатся в источнике. Дайджесты могут содержать аналитические обзоры, статистические данные, фрагменты текстов публикаций, официальные и нормативные документы, подобранные по определенной теме и др. Каждый фрагмент, извлеченный из текста, сопровождается ссылкой на описание документа в целом.

Для дайджестов характерны: узость тематики, различие аспектов рассмотрения проблемы, несовпадение точек зрения различных авторов и т.д. Просматриваются при отборе материала как книжные, периодические издания, так и интернет-публикации.

Форма подачи материала в виде дайджеста своевременна и актуальна. Она позволяет с минимальной затратой времени познакомиться как с последними новинками изучаемой темы, так и с массивом документов.

Цель: Дайджесты создаются тогда, когда возникают новые направления в исследованиях и разработках по актуальным проблемам науки и общественной жизни, при повышенном и устойчивом интересе различных групп пользователей, но при этом нет обобщающей работы.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

1.Знакомство с содержанием первичного документа.

2.Выявление в тексте документа основных направлений темы.

3.Выбор в соответствии с заданным перечнем тем, необходимых для включения в дайджест;

4.Составление дайджеста на основе выбранных фрагментов из текста первичного документа.

Структура дайджеста

Структура дайджеста имеет следующий вид:

1.Титульный лист.

3.Предисловие (от составителя) или обращение (к читателям).

4.Основной текст, обычно разделенный на разделы и подразделы.

5.Список использованной литературы.

6.Приложения.

В нашем случае структура дайджеста выглядит следующим образом:

Название книги (вкл. год издания и краткую историю написания)

Ключевая тема книги и ее основные разделы

Основные идеи (тезисы, положения)

Краткий конспект одной из глав (параграфов)

Что нового Вы узнали? (Фактический материал: цифры, данные, эксперименты)

Возможности практического применения

3.Приложения: Иллюстративный материал

(по желанию), словарь основных терминов (при необходимости)

Методы преобразования информации

Вкачествеосновного метода используется экстрагирование, т.е. извлечение из документа наиболее ценных в смысловом отношении цитат. Так же при составлении дайджестов используется методика нормализованного свертывания, в результате которой изменяется физический объем документа, но при этом информативность его не уменьшается.

ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ДАЙДЖЕСТА

Подготовительный этап

1. Разработка плана-проспекта

План-проспект - основной документ, определяющий направления работы над дайджестом. План-проспект необходим, чтобы четко и ясно представлять будущее издание. Своевременно увидеть все просчеты и устранить их. В плане-проспекте излагается подробное содержание будущего дайджеста. В отличие от дайджеста информация выдается в нем коротко, соблюдая последовательность основного издания. В нем также как, и в основном издании существует несколько этапов. План-проспект - миниатюра основного издания. Помогает эффективно и рационально организовать будущую работу.

Главная задача начального этапа - установление целевого и читательского назначения. Для этого необходимо выполнить следующие операции:

1.1. Установить целевое (для чего) и читательское (для кого) назначение будущего дайджеста. Существуют различные подходы к классификации читателей. Можно исходить из их возраста, общеобразовательной или специальной подготовки. Особо интересной представляется структура, в основу которой положена профессиональная деятельность читателей, их должностной статус.

Основные группы потребителей библиографической информации:

1.Руководители всех рангов . Чем выше ранг руководителя, тем разностороннее его информационные потребности. На их формировании сказывается культурно-экономический профиль региона и административно должностное положение руководителя. Руководитель, имея определенную базовую подготовку, проявляет большой профессиональный интерес к информации по своей специальности.

2.Специалисты, занятые в различных отраслях народного хозяйства, науки, культуры, врачи, экономисты, учителя, агрономы, зоотехники и т.д.

3.Предприниматели. Каждый из них заинтересован в сведениях о рынке, ценообразовании, налогах, пошлинах и т.д.

4.Студенты высших и средних специальных учебных заведений, учащиеся профессионально-технических училищ и средних школ.

Целевой и читательский адрес формируется достаточно конкретно: следует избегать таких расплывчатых определений, как «пособие предназначено широким кругам читателей», «пособие будет полезно всем, кто интересуется прошлым и настоящим родного края». Попытка подготовить пособие, которое бы одновременно преследовало цель оказать помощь науке и «всем, интересующимся данной проблемой» ошибочна.

Кроме основной указываются и другие группы читателей, которым может быть полезна содержащаяся в пособии информация.

1.2.Выбрать и изучить тему. Тема изучается с точки зрения новизны, актуальности, интереса к ней читателей, обеспеченности литературой. Она должна быть общественно значимой, соответствовать реальным и потенциальным потребностям пользователей библиотеки. Составителю необходимо разобраться в основной проблеме, относящейся к теме. Тему можно рассматривать со всех или некоторых сторон, захватывать или не захватывать прилегающие отрасли знаний, рассматривать вопрос только в теоретическом, практическом или историческом разрезе.