Защита прав ребенка. Лучшая защита ребенка – это высокая квалификация педагога. Права ребенка и их защиты презентация на тему Презентация на тему защита прав детей

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Твои права Внеклассное занятие

Ты живешь в семье, у тебя такие заботливые родители, такой уютный дом. Если же постучится к тебе беда, вспомни, что тебя защищает Конвенция о правах ребенка, а вместе с ней – самая главная в мире организация – ООН (Организация Объединенных Наций)

В 1989 году ООН приняла документ, который называется «Конвенция о правах ребенка» Конвенция – это международное соглашение. Государства пришли к соглашению, что будут соблюдать в своей стране права каждого ребенка. И наше государство тоже подписалось под этим документом, а, значит, дало слово всему миру позаботиться о своих детях.

Главное право каждого человека – право на жизнь. И маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Каждая страна, говорится в Конвенции, должна заботится о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы и поликлиники, где врачи спасут, вылечат маленького, если он заболеет.

Посмотрите на картинку и вспомните слова поэта: В бочку с сыном посадили, Засмолили, покатили И пустили в Окиян – Так велел-де царь Салтан.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» А на самом-то деле кто так жестоко обошелся с новорожденным и его мамой? Что ты сказал бы этим злодеям, если бы их встретил?

Никто и никогда не смеет оскорблять и мучить ребенка. Каждое государство, подписав Конвенцию, обещает защитить своего маленького гражданина и наказать того, кто жестоко обращается с детьми.

Посмотри на картинку и вспомни, чей это приказ: Свесть Царевну в глушь лесную И, связав ее, живую, Под сосной оставить там На съедение волкам! В чем провинилась царевна? Как ты думаешь, кто и за какие проступки так жестоко наказал ее? А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»

Ребёнок не отвечает за провинность родителей, чтобы они не совершили. Может быть, они нарушили закон, порядок или обидели кого-то, всё равно нельзя упрекать, унижать, наказывать ребёнка за то, что у него «такие» родители. Государство не допустит, чтобы дети страдали из-за проступков родителей.

Много чудесных подарков получила новорождённая принцесса, и вдруг во Дворце появилась злая Ведьма.

Вы не пригласили меня на крестины? - сказала она Королю и Королеве. - Так я пришла сама, и вот мой подарок: когда принцессе исполнится 16 лет, она уколется веретеном и умрёт.

Ш. Перро «Спящая красавица» Бессовестная колдунья, она хочет наказать младенца за провинность родителей. Что же будет дальше?

Ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться Право на отдых, на игры, на праздники записано в Конвенции о правах ребенка.

Сказочный пример - Матушка, сестры, можно и мне хоть одним глазком взглянуть на бал? Ха-ха-ха! Что тебе, замарашке, делать в королевском дворце? Из какой это сказки? Кто помог бедной падчерице и чем дело кончилось?

Ребенок, как и любой другой человек, имеет право на свою личную жизнь, на свою тайну. Каждый ребенок сам может выбирать себе друзей, занятия, увлечения. Конечно, это не значит, что родителям должно быть все равно, с кем ты дружишь, где бываешь, как одеваешься. Они могут посоветовать, убедить, объяснить тебе, что им не нравится в твоем поведении. Но никто не имеет права силой переделывать жизнь человека по-своему.

Сказочный пример Русская народная сказка «Царевна-лягушка» - Зачем ты, Иван-царевич, сжег мою лягушечью кожу? Ищи меня теперь в тридевятом царстве у Кащея Бессмертного!

Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать. Бывает, что детей приходится спасать от землетрясения, наводнения, от войны. Из опасного места их увозят далеко, иногда даже в другие страны. Но потом эти страны должны помочь родителям и детям отыскать друг друга. Если дети едут к родителям, государства должны пропустить их через свои границы.

Из бедного, скромного домика бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой огромный дворец. Она обещала подарить ему весь мир и пару коньков в придачу. Как ты думаешь, имела ли она в этом случае право увозить Кая из родного дома?

Ребенок имеет право спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяином, как папа и мама. Никто не имеет права заставить тебя открыть дверь! Ни самый главный начальник, ни генерал. В своем доме ты главнее любого из них! Никому не позволено врываться силой в чужой дом. Каждый человек должен чувствовать себя дома в безопасности.

Сейчас же отопри дверь,- прорычал Волк, - а не то я ее выломаю! Дом поросенка – это крепость,- сказал Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться. Кто в этой сказке нарушает Конвенцию?

Все дети должны учиться, чтобы стать грамотными, умелыми, воспитанными. Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. В Конвенции записано также: государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, а не прогуливали уроки! Значит, когда ты ходишь в школу, то помогаешь своей стране выполнять Конвенцию.

Папа Карло купил «Азбуку» с крупными буквами и цветными картинками и отправил сына в школу. А Буратино куда пошел? Эх, знал бы он Конвенцию! А.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Нельзя учить и поддерживать дисциплину в школе жестокостью и унижениями. В старые годы считали, что ребенок без битья не выучится и что хорошие манеры воспитывать надо силой, вколачивать розгой. Но теперь уже все поняли, что можно и нужно учить и воспитывать добром.

Из какой сказки эти герои? Помнишь, какое имя придумал Малыш для этой фрекен Бок? - Ничего-ничего, - сказала Фрекен Бок, - у меня и дети и собаки быстро становятся шелковыми!

Ребенок не обязан быть «как все». Жил когда-то в Дании странный мальчик, длинный, нескладный, некрасивый. Он был сыном сапожника, но мечтал стать поэтом. Он вечно думал о чем-то своем, в мечтах путешествовал по разным удивительным странам, не замечая, что все над ним смеются. Потом мальчик вырос, но остался в душе все тем же странным ребенком. Теперь его имя знает весь мир. Его зовут Ганс Христиан Андерсен.

Эту сказку Андерсен писал, вспоминая свое детство. Вот и этого утенка все считали неуклюжим, некрасивым и вообще – чужим, щипали и били, гнали отовсюду… А он просто был не такой, как все. Зато когда он вырос, он стал кем?

Ребенок имеет право на свое мнение. В Конвенции так и записано: ребенок может свободно выражать свое мнение. Правда, там добавлено: если при этом он никого не оскорбляет и не ругается плохими словами.

Г.Х. Андерсен «Голый король» Кто в этой сказке не боялся сказать королю правду?

Никто не имеет права читать чужие письма. Переписка двух людей – это тайна, и никому не разрешается выведывать эту тайну. Вообще-то всегда считалось, что порядочный человек никогда не станет подглядывать, подслушивать и читать чужие письма, а кто занимается такими позорными делами, с тем и говорить никто не захочет, от того все отвернутся. Вот и Конвенция специально подчеркивает: нельзя нарушать тайну переписки!

Кто нарушил тайну переписки, кто подменил царское письмо?

Никого нельзя наказывать без суда. Любой человек, в том числе и ребенок, считается невиновным до тех пор, пока не докажут, что он виноват. Один человек не имеет права признать другого виновным, осудить, а тем более – наказать. Это может сделать только суд. В суде у человека, которого обвиняют, должен быть защитник, знающий законы, который будет ему помогать.

Рубите ей голову! – крикнула Королева.- Пусть выносят приговор, а виновата она или нет – потом разберемся! Что это за сказка? Чем закончилась эта история?

Государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей. Здесь говорится о сиротах. Но бывают такие родители, что им страшно доверить ребенка. В этом случае государство растит, воспитывает и заботится, чтобы ребенок был одет, накормлен, чтобы ему было где жить Государство обязательно проверяет, хорошо ли живется ребенку – сироте, не обижают ли его, не заставляют ли делать тяжелую работу.

Вспомните сказку С.Маршака «Двенадцать месяцев» Послала мачеха сироту в декабрьскую стужу в лес. Иди, - говорит, - и без подснежников не возвращайся! Какие права девочки были нарушены? Чем закончилась эта история?

Права и обязанности учеников нашего класса. Ученик имеет право: выражать свое мнение, не обижая никого из одноклассников и учителей; открыто получать оценку своих знаний по каждому предмету; отдых на перемене; помощь учителя в овладении знаниями; участие во внеклассных мероприятиях; поощрение за успехи в учебе и жизни класса. Ученик обязан: уважать окружающих его людей; достойно вести себя в классе, в школе и за ее пределами; всегда выполнять домашнее задание; участвовать в полезном труде; беречь имущество класса; заботится о здоровье и безопасности собственной жизни.


В дошкольном возрасте необходимо приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно: не оби­жать друг друга, помогать друг другу. Дети начинают осознавать права сначала с подачи их воспитателем, а затем сами постепенно начинают понимать их значи­мость. Знание прав - щит, прикрывающий детей, их до­стоинство от посягательств со стороны взрослых.

Поэтому особое значение имеет формирование у детей основ правового сознания и таких качеств личности, как любовь к родным и близким, доброжелательность к окружающим, способность к сопереживанию.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СКАЗКА» «О правах – играя» Воспитатель: Смаранди М. Д.

Актуальность данной темы. В дошкольном возрасте необходимо приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно: не обижать друг друга, помогать друг другу. Дети начинают осознавать права сначала с подачи их воспитателем, а затем сами постепенно начинают понимать их значимость. Знание прав - щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых.

Цели: дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном документе по защите прав ребенка; формировать элементарные знаний детей о своих правах и обязанностях; воспитывать дружелюбных, миролюбивых, отзывчивых, тактичных детей. Задачи: создание условий для формирования у детей правовой компетентности; ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения; познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка; воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков; создание условий для организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в правовоспитательный процесс.

У всех людей есть права. О них написано в этой книге, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН) Право на жизнь, имя, свободу, семью, жилище, питание, имущество, друзей, собственное мнение, выбор, защиту, заботу, любовь, внимание, помощь, медицинское обслуживание, учение, развитие, отдых.

Дидактическая игра: «Какие права имеют герои»

Изучаем права и обязанности. Цель: знакомить детей правами человека, записанных в Декларации прав человека, в доступной для дошкольников форме. Задачи: учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права героев; развивать умение отстаивать свои права и уважать права других людей, понимать и соблюдать свои обязанности; воспитывать в детях чувство любви, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права; активизировать познавательный процесс, пополнять словарный запас у детей.

Кто и какое право здесь нарушил?

Кто и какое право здесь нарушил?

Какие права имеют герои?

А какие права имеют эти герои?

Поговорим о правах и обязанностях. СТРАНА БЕЗЗАКОНИЯ

Предварительная работа: Чтение книги “Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых”, автор А.Усачев, 1992. Рисование историй, происшедших с Маленьким человечком. Инсценирование отрывков из книги. Театрализованное представление “Приключение Маленького человечка”.

1) О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ НАМ ЭТА ФОТОГРАФИЯ? 2) О ЧЕМ ЗАБЫЛ ПАПА МАЛЬЧИКА?

ПОСМОТРИТЕ, ГДЕ НАХОДИТСЯ ЭТОТ ЧЕЛОВЕК?

1) ПОСМОТРИТЕ, ЧТО ДЕЛАЕТСЯ В СУДЕ ЭТОЙ СТРАНЫ? 2) ДЛЯ ЧЕГО СУДЬЕ ПРЕДЛОГАЮТ ДЕНЬГИ? 3) КАКОЕ ПРАВО НАРУШЕНО?

1) ЧТО ЖЕ ЗДЕСЬ СОБИРАЮТСЯ СДЕЛАТЬ? 2) КАКОЕ ПРАВО НАРУШАЕТСЯ?

1) КАКИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ЗДЕСЬ НАРУШАЮТСЯ? 2) КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ НЕ СОБЛЮДАЮТСЯ В ЭТОМ СЛУЧАЕ?

1) КАКИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ЗДЕСЬ НАРУШЕНЫ? 2) КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ В ЭТОМ СЛУЧАЕ?

Стихотворение «Права ребёнка» Мамы, папы всей страны Это знать давно должны, Есть права и у детишек На пример на чтенье книжек. Право на заботу, ласку И на жизнь, как будто в сказке, Еще право быть счастливым В нашем самом лучшем мире!

Диагностика по теме: “Права детей” Все дети имеют одинаковые права независимо от: национальности языка цвета кожи социального происхождения богатства / бедности места жительства пола возраста

Дети имеют право на: жизнь свободу семью жилище питание имущество друзей имя собственное мнение выбор защиту заботу любовь внимание помощь медицинское обслуживание учение развитие отдых

Защита ребенка от: разлуки с родителями унижения рабства жестокости непосильного труда купли, продажи, замены

Обязанности ребенка: забота о людях посильная помощь взрослым самообслуживание помощь младшим и забота о них

Спасибо за внимание! Творческих успехов!


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Права ребенка Права ребенка - свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок - это лицо, не достигшее 18 лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

4 слайд

Описание слайда:

Международные документы о правах ребенка Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую Декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми.

5 слайд

Описание слайда:

Декларация прав ребенка В 1959 году Организация Объединенных наций (ООН) принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

6 слайд

Описание слайда:

По Декларации прав ребенка: Ребенок имеет право: на семью; на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей; посещать школу и учиться; на равенство в правах; свободно выражать свои мысли; на собственное мнение; на имя и гражданство; на получение информации; на защиту от насилия и жестокого обращения; на медицинское обслуживание; на отдых и досуг; на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями)

7 слайд

Описание слайда:

Конвенция о правах ребенка В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка. По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей.

8 слайд

Описание слайда:

Страны, ратифицировавшие Конвенцию или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН. Конвенция о правах ребенка была принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. Вступила в силу 2 сентября 1990 г. В России ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.

9 слайд

Описание слайда:

Российские документы о правах ребенка Основным документом в нашей стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года. Он состоит из 5 глав и 25 статей: Глава I. Общие положения (ст.ст. 1-5); Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации (ст.ст. 6‑15); Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка (ст.ст. 16-22); Глава IV. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона (ст. 23); Глава V. Заключительные положения (ст.ст. 24-25)

10 слайд

Описание слайда:

Российские документы о правах ребенка Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ. Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп: К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п. Ко второй группе относится права ребенка на семейное благополучие. К третьей группе относится права ребенка на свободное развитие его личности. Четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей. Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством). И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.

11 слайд

Описание слайда:

Дети и родители Главными защитниками ребенка являются, прежде всего, родители. Именно на родителей действующее законодательство возлагает обязанность по защите прав и интересов детей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Это требование закона чаще всего выполняется большинством родителей, которые добровольно предоставляют средства на содержание своих детей, на обеспечение их всем необходимым для жизни. Если же эта обязанность добровольно не исполняется, то родители принуждаются к уплате алиментов на основании решения суда.

12 слайд

Описание слайда:

Органы опеки и попечительства В органах местного самоуправления, в местных администрациях, работают специальные отделы, призванные заботиться о защите детей, о соблюдении их прав - это органы опеки и попечительства. Любой ребёнок может обратиться сюда за помощью по защите своих прав. Кроме того такие отделы занимаются проблемами усыновления, заботятся о детях, оставшихся без родителей. Дети, оставшиеся без попечительства родителей, могут быть усыновлены или взяты под опеку. Органы опеки и попечительства ищут людей, готовых взять на себя ответственность заботы о чужом ребёнке.

13 слайд

Описание слайда:

Усыновление Усыновители полностью заменяют ребёнку кровных родителей. Они обязаны содержать его, заботиться о нём. Ребёнок приравнивается в своих правах к родному ребёнку – например, усыновлённый имеет равные права на наследство по закону. Однако, чаще над детьми, оставшимися без попечения родителей, устанавливается опека или попечительство.

14 слайд

Описание слайда:

Опека и попечительство Над ребёнком в возрасте до 14 лет устанавливается опека, после 14 лет – попечительство. Часто опекунами с разрешения органов опеки и попечительства назначаются родственники ребёнка, например, бабушка и дедушка. В этом случае ребёнок проживает совместно с опекуном, который обязан заботиться о ребёнке, его здоровье, образовании, развитии, о сохранности его имущества. Опекуны не обязаны содержать такого ребёнка – деньги на его содержание выделяются социальными органами. Когда ребёнку исполняется 14 лет, опекуны автоматически становятся попечителями. Представители отделов опеки и попечительства постоянно контролируют условия жизни таких детей. При наличии уважительных причин опека может быть отменена.

15 слайд

Описание слайда:

Приемная семья Права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка. В соответствии с Положением о приемной семье в нее могут передаваться дети (ребенок) оставшиеся без попечения родителей: дети-сироты; дети, родители которых неизвестны; дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены; дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях

17 слайд

Описание слайда:

Список литературы «Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка» М., Педагогическое общество России, 2005. «Семейный Кодекс РФ» М., Юридическая литература, 1993. Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ, М., 2007. Каширцева Е., Шабельник Е. «Права на каждый день» М., Вита-пресс, 1995. Никитин А.Ф. «Право», М., Дрофа, 2009.

Презентация представлена на Всеукраинском уроке по правам ребёнка 10 декабря 2015 года. В ней указаны основные документы, подтверждающие права граждан Украины и права детей, и красочная литературная викторина для учащихся начальной школы.

Так же данную презентацию можно использовать для проведения классных часов по теме "Права ребёнка"

Просмотр содержимого документа
«Урок мой по правам»

Улина Н.Г.

Тема урока: Права ребёнка

Цели: ознакомить с Декларацией прав человека; дать детям первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между людьми; развивать память, мышление, воображение; побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путем обсуждения.
Форма проведения: учебно-игровой урок.

Оборудование: таблички к игре «разрешается», «запрещается», бумага и карандаши для рисования, картинки с изображением плохих и хороших поступков людей.

Ход занятия

1. Вступительная часть.
Рассказывает учитель.
Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих главных вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав человека.
- А есть ли какие-нибудь права у детей? (Ответ детей: Да, есть.) И они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН).
Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.

1. В каждом ребенке необходимо воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между народами.
2. Ни один ребенок не может быть продан или куплен.
3. Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное образование.
4. Ни один малолетний ребенок не может быть разлучен со своей матерью, кроме исключительных случаев.
5. Каждый ребенок нуждается в любви и внимании.
6. Каждый ребенок со дня рождения имеет права на гражданство и собственное имя.

2.Викторина «Права»
На доске записаны названия сказок. Дети отвечают, называя сказку:
«Дюймовочка», «Гарри Поттер», «Три поросенка», «Золотой ключик», «Мороз Иванович», «Золушка», «Красная шапочка», «Теремок».

1. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни?
2. В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища?
3. В каком произведении нарушено право человека владеть своим жилищем?
4. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?
5. В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение?

3. Игра «Разрешается - запрещается».
Учитель. Ребята, вы уже знаете, что все люди - взрослые и дети - имеют различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и др.
Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается - запрещается».
Я буду говорить о каком-то праве, а вы - находить соответствующую ему табличку и отвечать: «Разрешается или запрещается».

Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка Строго…(запрещается.)

С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить-Это…(разрешается.)

Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают. Это…(запрещается.)

Рисовать и петь, учиться,
Если заболел - лечиться.
Это…(разрешается.)

Этот трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа …(Запрещается)

Вместе дружно в мире жить, С разными детьми дружить –Это…(разрешается.)

4.Закрепление
Учитель. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием - назвали все права, о которых я вам говорила.. Придумайте знаки, отражающие основные статьи Декларации прав ребенка. (Дети придумывают их сами и рисуют.) Среди них есть знаки, запрещающие и разрешающие.(Выставка рисунков.)
Ребята, а как вы понимаете такие пословицы:
* Злой не верит, что есть добрые люди.
* Зла за зло не воздай.
* Доброе слово лечит, а худое калечит.
* Хорошо тому добро делать, кто помнит. (Ответы детей.)
Учитель. А каким вы представляете себе доброго человека? Дети составляют словесные портреты.
- А можно ли сказать, что человек совершает плохие (злые) и хорошие (добрые) поступки?
Задание: Давайте рассмотрим картинки и обсудим изображенные на них ситуации:
-Какие поступки можно назвать добрыми (милосердными)?
- Как бы вы поступили в данных ситуациях? (Ответы детей.)

5. Подведение итогов

Учитель. Вот и подходит к концу наш урок. Мы сегодня с вами очень хорошо пообщались: вспомнили разные права человека, поговорили о добре и зле, о хороших и плохих поступках.
- Какие выводы вы для себя сделали? Какие извлекли уроки из общения с товарищами?
Вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение в общении с другими людьми:
- умейте выслушивать собеседника, не перебивая;
- умейте признавать, что были не правы;
- помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним;
- говорите всегда только правду;
- радуйтесь успеху товарища;
- дал слово - держи его, дал обещание - выполни!
Я с вами прощаюсь и напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого человека - не подвергали никого жестокому обращению. Помните правило:
Худо тому, кто добра не делает никому.

Просмотр содержимого презентации
«Помни о правах и не забывай об обязанностях»

Урок в начальной школе

по правам ребёнка

Презентацию подготовила Улина Н.Г. , учитель I категории

Николаевской ООШ № 15









Как в этой сказке нарушено право на индивидуальность, личную свободу и неприкосновенность жизни?

«Дюймовочка»


Когда в этой сказке нарушено право на неприкосновенность жилища?

«Три поросенка»


Кем в этой сказке нарушено право владеть своим жилищем?

«Теремок»


Кто в этой сказке нарушил право

на отдых и досуг?

«Мороз Иванович»


Благодаря кому в этой сказке реализовано право работающего на справедливое вознаграждение?

«Золушка»


Какие права нарушены в этой сказке?

«Золотой ключик»


Почему в этой сказке нарушено право на личную жизнь, семейную жизнь и неприкосновенность?

«Маша и медведь»



Вспомни сказку, подумай и ответь

Какие права нарушены и реализованы в каждой сказке?


Вспомни сказку, подумай и ответь

Какие права нарушены и реализованы в каждой сказке?


Вспомни сказку, подумай и ответь

Какие права нарушены и реализованы в каждой сказке?


Вспомни сказку, подумай и ответь

Какие права нарушены и реализованы в каждой сказке?


Вспомни сказку, подумай и ответь

Какие права нарушены и реализованы в каждой сказке?


Вспомни сказку, подумай и ответь

Какие права нарушены и реализованы в каждой сказке?









Права есть у каждого человека, не нарушай их.

Помни о своих правах.

Не забывай о своих обязанностях.


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Классный час на тему: Мои права и обязанности в ОУ. Ответственное отношение к личным вещам.

Право - совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова).

А есть ли права у вас, у детей? У детей с самого рождения есть права, которые защищает самая главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. Она была принята в 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира. Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении. Дети – все человеческие существа до 18 лет (статья 18).

Права детей Право на жизнь. Право на имя при рождении. Право на медицинскую помощь Право на образование. Право на отдых и досуг. Право иметь имущество. Право свободно выражать свои взгляды. Право на свободное перемещение. Право на заботу и воспитание родителями. Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова). Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми. Есть у вас обязанности в семье? Какие? Существуют ли обязанности у учеников? Какие? Где могут быть записаны обязанности учеников?

«Правила поведения учащихся» Ученики обязаны Выполнять Устав школы, правила поведения для учащихся, правила внутреннего распорядка в школе, правила техники безопасности, санитарии, гигиены. Учиться в меру своих способностей и возможностей, стремиться к своему развитию и совершенствованию. Посещать все предусмотренные учебным планом мероприятия. Беречь школьные здания, имущество, бережно относиться к труду, зеленым насаждениям, с помощью родителей возмещать причиненный школе ущерб. Не подвергать опасности жизнь и здоровье других школьников.

СЦЕНКА №1 МАМА: немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь. СЫН: я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

СЦЕНКА №2 УЧИТЕЛЬ: Оля, ты сегодня дежурная вытри, пожалуйста, доску и полей цветы. ОЛЯ: вы не имеете права меня заставлять дежурить. Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми! Объясните Оле, в чем она не права?

СЦЕНКА №3 УЧИТЕЛЬ: Иванов, ты опять всю парту в классе разрисовал! Ведь дети её только что помыли. ИВАНОВ: а что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием. Разъясните Иванову его права и обязанности.

СЦЕНКА № 4 УЧИТЕЛЬ: Петров, ты почему бегал по классу? ПЕТРОВ: ну и что? Я имею право на свободу перемещения. Правильно ли рассуждает Петров?

СЦЕНКА №5 МАМА: сынок, ты почему не вынес мусорное ведро и не сходил за хлебом? СЫН: потому что Организация Объединенных Наций запрещает использовать труд детей. Вот такой борец за права ребенка. Может он прав?

Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок? А чего они совершенно не знают? Как же примирить свои права с правами других людей?

Беседа об отношении к личным вещам Как вы понимаете выражение – «личные вещи»? А слово ответственность по-вашему, что значит? Давайте вместе порассуждаем о том, что значит ответственное отношение к личным вещам, в чем оно выражается?

Вопросы для проверки Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения – это... Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал – это… Совокупность установленных и охраняемых государством норм и правил об отношениях людей в обществе - это… Документ, в котором записаны права и обязанности учеников нашей школы - это… До какого возраста человек считается ребенком? Почему так важно всем людям – и взрослым и детям соблюдать выполнение прав и обязанностей человека? Почему важно ответственно относится к личным вещам?

Спасибо за работу на занатии!

Предварительный просмотр:

Классный час на тему:

«Мои права и обязанности в ОУ.

Ответственное отношение к личным вещам».

Цели и задачи:

Дать первоначальные правовые знания;

Познакомить с правами ребенка;

Формировать представления о правах и обязанностях школьника;

Воспитывать чувство гражданского долга и ответственности, ответственное отношение к личным вещам.

Ход занятия:

Организационный момент. Вступительное слово педагога.

Педагог.

Сегодня мы с Вами поговорим о правах и обязанностях. А что такое «право», «права»? Как вы думаете? Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова). (Слайд 2)

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

А есть ли права у вас, у детей? Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся (выслушиваются мнения ребят по этому поводу).


Педагог. Знаете ли вы, что у вас с самого рождения есть права, которые защищает самая
главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. Она была принята в 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира. Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении.
Дети – все человеческие существа до 18 лет (статья 18). (Слайд 3)

Права детей

Право на жизнь.

Право на имя при рождении.

Право на медицинскую помощь

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право иметь имущество.

Право свободно выражать свои взгляды.

Право на свободное перемещение.

Право на заботу и воспитание родителями.

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
(Слайды 4 -14)

Попробуйте сделать вывод: Для чего нужно соблюдать правила?
Ответы учащихся : для того чтобы меньше было нарушений нужно соблюдать правила поведения в школе; прислушиваться к советам родителей и учителей; учить и соблюдать правила дорожного движения.

Вывод: Соблюдая правила, мы устанавливаем порядок и бережём своё здоровье и здоровье окружающих. Помните об этом.

Педагог: Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Представьте себе вот такую сценку (можно прочитать ее по ролям, можно дать детям заранее и разыграть):

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын: - Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать:- С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын: - Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка: - Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын: - Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать: - Помой посуду, сынок.

Сын: - Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец: - Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын: - Это проявление жестокости, папа.

Педагог : Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.

Обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова). (Слайд 15)

Есть у вас обязанности в семье? Какие?

Существуют ли обязанности у учеников? Какие?

Где могут быть записаны обязанности учеников?

Вот в «Правилах поведения учащихся» нашей школы есть обязанности учеников, которые мы должны неукоснительно выполнять, основные обязанности учащихся. Давайте их озвучим.

Ученики обязаны

  1. Выполнять Устав школы, правила поведения для учащихся, правила внутреннего распорядка в школе, правила техники безопасности, санитарии, гигиены.
  2. Учиться в меру своих способностей и возможностей, стремиться к своему развитию и совершенствованию.
  3. Посещать все предусмотренные учебным планом мероприятия.
  4. Беречь школьные здания, имущество, бережно относиться к труду, зеленым насаждениям, с помощью родителей возмещать причиненный школе ущерб.

5. Не подвергать опасности жизнь и здоровье других школьников. (Слайд 16)

Закрепление. Анализ предложенных ситуаций.

СЦЕНКА №1

МАМА: немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь.

СЫН: я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.

Педагог : пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав. (Слайд 17)

СЦЕНКА №2

УЧИТЕЛЬ: Оля, ты сегодня дежурная вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

ОЛЯ: вы не имеете права меня заставлять дежурить. Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!

Педагог: объясните Оле, в чем она не права? (Слайд 18)

СЦЕНКА №3

УЧИТЕЛЬ: Иванов, ты опять всю парту в классе разрисовал! Ведь дети её только что помыли.

ИВАНОВ: а что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием.

Педагог: разъясните Иванову его права и обязанности. (Слайд 19)

СЦЕНКА № 4

УЧИТЕЛЬ: Петров, ты почему бегал по классу?

ПЕТРОВ: ну и что? Я имею право на свободу перемещения.

Педагог: правильно ли рассуждает Петров? (Слайд 20)

СЦЕНКА №5

МАМА: сынок, ты почему не вынес мусорное ведро и не сходил за хлебом?

СЫН: потому что Организация Объединенных Наций запрещает использовать труд детей.

Педагог: вот такой борец за права ребенка. Может он прав? (Слайд 21)

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Педагог : Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок?

Педагог : а чего они совершенно не знают?

Педагог : как же примирить свои права с правами других людей? (Слайд 22)

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Педагог: ребята мне сегодня еще хотелось бы Вам напомнить об ответственном отношении к личным вещам. Как вы понимаете выражение – «личные вещи»? А слово ответственность по-вашему, что значит? (Дети высказываются на заданную тему).

Затем педагог предлагает им порассуждать о том, что значит ответственное отношение к личным вещам, в чем оно выражается?

Если дети затрудняются, то педагог может напомнить им, что относится к личным вещам: сотовые телефоны, дорогие игрушки, школьные принадлежности, учебники, одежда, и о правилах сохранности и бережного отношения к ним. (Слайд 23)

Педагог: Вот и подошел к концу наш классный час. Мы хорошо поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас. Хотелось бы проверить ваши знания. Мы узнали новые слова, новые сведения. Я зачитаю вам объяснение слова, задам вопросы, а вы постарайтесь их вспомнить.

  1. Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения (обязанность).
  2. Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал (Конвенция).
  3. Совокупность установленных и охраняемых государством норм и правил об отношениях людей в обществе (права).
  4. Документ, в котором записаны права и обязанности учеников нашей школы (Устав школы).
  5. До какого возраста человек считается ребенком (до 18 лет)?
  6. Почему так важно всем людям – и взрослым и детям соблюдать выполнение прав и обязанностей человека?
  7. Почему важно ответственно относится к личным вещам?

(Слайд 24)