Загадочным и таинственным казался этот. Таинственный лес. Тире в неполном предложении

Человек я чрезвычайно любознательный и общительный. Но больше всего в жизни люблю слушать страшные и загадочные истории от очевидцев. Нахожу я таких людей через интернет и объявления в газетах. За хорошие и интересные истории плачу «живые» деньги, а поэтому от желающих побеседовать со мной отбоя нет. Но, встретив очередного очевидца, я с первых минут разговора понимаю, правду говорит человек или всё придумал, чтобы просто заработать.

Явным обманщикам я сразу указываю на дверь, и, к сожалению, таких подавляющее большинство. Скажем так, из сотни 99 врут, и только один удостаивается моего внимания. А отсюда получается, что правда – она как крупица золота в огромной куче песка. Люди по своей природе обманщики, но я их ничуть не осуждаю, потому что и сам иногда люблю приврать и ввести окружающих в заблуждение.

Однако, когда вопрос касается денег, тут извините, всё должно отвечать высшим стандартам. За откровенную ложь я ещё никому не заплатил. Ври бесплатно, а вот за деньги, уж прости, не получится. Но давайте перейдём к делу и послушаем одну историю, которая поначалу показалась мне полнейшей выдумкой. Вначале я даже хотел прервать рассказчицу и вежливо распрощаться с ней, но внутреннее чутьё подсказало мне этого не делать. Поэтому я внимательно выслушал эту женщину до конца, а теперь настала ваша очередь её послушать:

«Зовут меня Елена Степановна, живу я в городе N уже без малого 35 лет. Когда была молодой, часто ездила в деревню, в которой жили мои бабушка и дедушка. Природу я всегда любила, а поэтому такие поездки доставляли мне огромное удовольствие. В основном старалась ездить ближе к осени, чтобы ягоды и грибы в лесу собрать. По молодости это было моим хобби, да я и сейчас ни за что не откажусь в лес сходить.

В тот раз, когда нехорошая встреча в лесу произошла, было мне 22 года. Как только в деревню приехала, так на следующий день сразу и отправилась в лесную чащу ягоду собирать. Чаща, конечно, громко сказано. Держалась я всё больше возле тропиночек, но там, как на грех, ягоды почти не было. Тогда начала я всё дальше в лес углубляться, и долгожданные плоды на кустах стали попадаться всё чаще и чаще.

Не больше часа прошло, и набралось почти полное ведро. Посмотрела я на свою добычу, и душа радостно запела. Пришло время назад в деревню возвращаться. Пошла я по лесу и вдруг увидела к своему несказанному удивлению, что под одним из кустов сидит маленькая худая девочка. На вид ей было не больше 8 лет. Испугало меня несказанно такое зрелище: маленький ребёнок в лесу, один.

Подошла я к девочке, оглядела её внимательно. Одета та была в старенькое платьице, а поверх него имелась почиканая во многих местах молью шерстяная безрукавка. Ноги ребёнка защищали испачканные землёй светлые дырявые чулки и тёмно-серые бесформенные ботики. Волосы на голове укрывал платок, напоминающий собой грязную половую тряпку. Весь вид девочки говорил о крайней нужде, и в моём сердце шевельнулась жалость.

– Ты заблудилась в лесу? – спросила я, подойдя к ребёнку и остановившись буквально в шаге от него. Но девочка никак не отреагировала на мой вопрос. Она смотрела на меня, и в то же время создавалось впечатление, что малышка смотрит сквозь меня. Мои попытки разговорить ребёнка продолжались несколько минут, но девочку как будто парализовала. Она казалась полностью отрешённой, но в какой-то момент её глаза приняли осмысленное выражение, а с губ слетели слова: «Да, я заблудилась».

Малышка очень легко вскочила на ноги и с силой вцепилась в мою руку. Я вздрогнула от неожиданности, и у меня даже появилось желание оттолкнуть странную девочку. Но тут же устыдившись этого душевного порыва, я подумала, что ребёнок страшно напуган, а поэтому и ведёт себя соответствующим образом. Девочку следовало срочно отвести домой или передать местным органам власти.

Я повела малышку рядом с собой, и мы вскоре вышли из леса. «Ты живёшь в этой деревне?» – спросила я, когда мы подошли к домам, стоящим на окраине селения. Девочка утвердительно кивнула головой. «А с кем ты живёшь?» «С мамой и папой. Они, наверное, сейчас злые из-за того, что меня долго не было дома и накажут», – ответил ребёнок. Я попыталась заверить, что никто её наказывать не будет. Наоборот, все очень обрадуются, ведь она наконец-то нашлась и пришла домой.

Вся эта ситуация с прогулкой по лесу и со злыми родителями мне показалась чрезвычайно странной. Я поинтересовалась, с кем девочка отправилась в лес. Та ответила, что пошла с папой, но потом он взял и убежал. Это выглядело ещё более странно, если не дико. Мне подумалось, что нужно будет поподробнее расспросить у бабушки и дедушки про это семейство.

Мы прошли уже достаточно по главной деревенской дороге, когда девочка отпустила мою руку и остановилась. «Пришли?» – поинтересовалась я и посмотрела на ближайший старый, но довольно хорошо сохранившийся и внешне вполне приличный деревянный дом. Ребёнок согласно кивнул головой.

Я знала этот дом. В нём жила пожилая пара, муж с женой. Но чтобы у них жили какие-то маленькие дети – этого я никогда не слышала. Впрочем, к ним могли приехать родственники и привести с собой эту девочку. А малышка как ни в чём не бывало подбежала к калитке, открыла её и скрылась во дворе. Мне ничего не оставалось как двинуться дальше. Но следует заметить, что я полностью успокоилась. Всё-таки довела потерявшегося ребёнка до места, а, следовательно, с честью выполнила свой человеческий долг.

Придя домой и похваставшись ягодами, я рассказала дедушке с бабушкой о странной девочке, которую встретила в лесу. Меня внимательно выслушали, но при этом смотрели как-то странно. После моего рассказа бабушка заметила, что нет никаких родственников у пожилой пары, к которым девочка направилась. Была очень давно единственная дочь, но утонула она в реке в возрасте 7 лет. С тех трагических событий живут эти люди одни, и никто к ним ни разу не приезжал. Но возможно малышка просто домом ошиблась. Но самое главное, что она в деревне оказалась, а уж тут среди людей не пропадёт.

А на следующее утро до нас дошла весть, что мужчина из того дома, который девочка указала как свой, умер. Осталась его жена совсем одна, и мы всем семейством направились к ней выразить соболезнование. Когда переступили порог, то увидели хозяйку, плачущую от горя. Я, понятное дело, осмотрелась, ища глазами маленького ребёнка, но в избе кроме самой хозяйки никого не было.

Мне показалось, что было бы хорошо хоть ненадолго отвлечь убитую горем женщину, и я спросила о маленькой девочке, которую встретила сутки назад в лесу. Услышав мой вопрос, хозяйка плакать перестала, удивлённо на меня посмотрела и сказала, что порог этой избы уже много лет ни один ребёнок не переступал.

Испытав чувство неловкости, я спряталась за спинами бабушки и дедушки и ещё раз окинула взглядом комнату. На серванте увидела старую фотографию. Подошла, вгляделась и ахнула. На ней была изображена молодая семейная пара, а между ними сидела та самая девочка, которую мне довелось вчера встретить в лесу. Тут уже было не до приличия, и я опять обратилась к хозяйке, требовательным голосом поинтересовавшись, кто изображён на фотографии. Та ответила, что это она с мужем и дочерью сфотографировались много лет назад.

Все присутствующие посмотрели на меня с осуждением. Да и действительно, у человека такое горе, а тут какая-то приезжая молодка задаёт абсолютно неуместные вопросы. Пришлось замолчать и больше ни о чём не спрашивать. Но когда я с бабушкой и дедушкой домой пришла, то рассказала им об удивительном сходстве девочки на фотографии и той малышки из леса.

Родственники меня выслушали и суеверно перекрестились. Помолчали, и дедушка вдруг сказал: «Это дочь отца в могилу забрала. Вот только неизвестно, настали ли его срок, или раньше за ним она пришла. Не стоила тебе, внучка, с ней встречаться в лесу. Будь теперь крайне осторожной».

Нехорошая встреча в лесу и дальнейшие события подействовали на меня крайне угнетающе. Через два дня я уехала в город, а ещё через полгода дедушка с бабушкой тоже в город перебрались, и больше я в ту деревню не ездила. А жена из злополучного дома ненадолго мужа пережила. Умерла после его похорон через 3 месяца. И говорят, что видели за день до её смерти во дворе дома маленькую незнакомую девочку. Вот такая история, и сдаётся мне, что действительно общалась я с мёртвым ребёнком. Когда такое подумаю, то волосы начинают на голове от ужаса шевелиться».

Выслушал я эту историю и понял, что женщина меня не обманывает. Её глаза, манера повествования, поза указывали на то, что человек, испытывает сильное волнение. Заплатил я деньги рассказчице, а когда та повернулась ко мне спиной и пошла, то по непонятному наитию вытащил телефон и сделал снимок. Посмотрел, что получилось и дар речи потерял. Рядом с женщиной, держась за её юбку, шла маленькая девочка. В тот момент, когда я фотографировал, она повернула голову, и на её лице отчётливо была видна нехорошая, напоминающая волчий оскал улыбка.

Рассказ для сайта подготовил Леонид Стариков

Когда-то давно, когда я была маленькой, я жила со своей бабушкой в домике недалеко от леса. Мне очень нравился этот лес. Он казался таким таинственным и сказочным, что я часто убегала туда играть. Бабушка очень сердилась. Она говорила, чтобы я не убегала туда, особенно по наступлению темноты. Но в сумерках этот лес был таким прекрасным, что я не могла не убегать.

Я помню, как в очередной вечер, пока бабушка дремала, я тихонько выбралась из дома и убежала в лес. Мне так нравился запах листьев, загадочные тени среди деревьев, которые видно только в сумерках. В этот вечер я зашла так далеко в лес, что потерялась. Я долго плутала, в поисках дороги к дому. Но никак не могла ее найти. Впервые за то время, сколько я гуляла в этом лесу, я испугалась. Я плакала и звала бабушку. Но она не приходила.

Для меня было счастьем, когда я увидела среди деревьев девушку. Я побежала к ней с криками "тетенька, я потерялась, подождите". Она остановилась. Я подбежала к ней и стала дергать подол ее длинной юбки. Она обняла меня. Немного успокоившись, я снова рассказала, что гуляла в лесу и заблудилась. Когда она спросила где я живу, я описала бабушкин дом. Она сказала, что отведет меня домой. По дороге она разговаривала со мной. Я узнала, что у нее есть сын, мой ровесник, он тоже убежал в лес и сейчас она его ищет. Я сказала, что часто гуляю здесь и если увижу мальчика, то скажу ему, что его ищет мама. Она только улыбнулась.

Вскоре мы пришли к дому бабушки. Бабушка выбежала ко мне на встречу очень встревоженная. Она завела меня в дом, не обратив на женщину никакого внимания. Дома она принялась меня отчитывать. Когда я сказала, что все хорошо и что меня привела женщина, которую ей следовало бы отблагодарить, а не делать вид как будто ее и нет вовсе. Я сказала бабушке, что ей должно быть стыдно, потребовала, чтобы бабушка вышла и извинилась перед ней. Но вместо того, чтоб выйти, бабушка удивленно посмотрела на меня.
- Какую женщину я должна благодарить, внученька? - бабушка потрогала мой лоб. - Ты пришла одна.

Я выскочила на улицу. Женщины нигде не было. Наверно она ушла снова искать сына. Как я ни пыталась доказать бабушке, что меня привела та женщина, она твердила, что я пришла одна и никакой женщины со мной не было. Немного позже бабушка расспросила меня о ней. Я описала ее, как помнила. Бабушка вздохнула и рассказала мне одну историю, которая не была похожа ни на одну из тех, которые она обычно мне рассказывала.

Когда-то здесь неподалеку стоял домик, в котором жила одна женщина с маленьким сыном. Муж бросил ее и не приезжал повидаться. Сын был ее единственной радостью. Но в один день он ушел играть в лесу и пропал. Полиция вместе с ней долго искали, но ничего не нашли. Через неделю поиски прекратили. Но женщина не могла оставить все так просто. Она продолжала сама искать его в лесу. Ходила днем и ночью по лесу, в поисках сына. Но так и не нашла. В конце концов, она повесилась в лесу. Она думала, что если он умер, то она на том свете, даже в образе призрака найдет его. Но видимо, она даже так до сих пор его не нашла, раз ходит там в лесу. Поэтому я все время прошу тебя, не играть в лесу после наступления темноты. Теперь ты все знаешь.

Слова бабушки повергли меня в шок. Утром я позвонила маме. Она приехала и забрала меня домой. Мама просила и бабушку поехать с нами, но бабуля отказалась. Я приезжала к ней летом, но в лес больше не ходила. Потом бабушка умерла. Мне было уже 16. После похорон, бабушкин домик перешел нам с родителями. Мы приезжаем туда каждое лето. Иногда, сидя на крылечке, я смотрю на лес. Вечером, иногда я до сих пор вижу среди деревьев ту женщину... она все еще его ищет...

1. Запятая ставится между однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами и... и , да ... да , ни...ни , или... или , ли... ли , либо... либо , то... то и др., например: Вот уж и стука, и крика, и бубенцов не слыхать (Т.); Повсюду светились то близкие, то далекие огни (Баб.).

2. При двух однородных членах с повторяющимся союзом и запятая не ставится, если образуется тесное смысловое единство (обычно такие однородные члены не имеют при себе пояснительных слов), например: Кругом было и светло и зелено (Т.); Прибрежная полоса уходила и в ту и в другую сторону (Сем.); Представляет интерес и в лексическом и в грамматическом отношении; Образцовый порядок и внутри и вне дома; Трудился он и в холод и в зной; И да и нет. При наличии пояснительных слов запятая обычно ставится, например: Все вокруг переменилось: и природа, и характер леса (Л.Т.). Также: Это может кончиться и хорошо, и плохо (и в значении «или»).

3. Если число однородных членов больше двух, а союз повторяется перед каждым из них, кроме первого, то запятая ставится между ними всеми, например: Я сама ненавижу свое прошлое, и Орлова, и свою любовь (Ч.); Иные хозяева вырастили уже вишни, или сирень, или жасмин (Фад.).

4. Если союз и соединяет однородные члены попарно, то запятая ставится только между парными группами (внутри таких пар запятая не ставится), например: Аллеи, засаженные сиренями и липами, вязами и тополями, вели к деревянной эстраде, построенной в виде раковины (Фед.).

5. Если союз и повторяется в предложении не при однородных членах, то запятая между ними не ставится, например: Загадочным и таинственным казался этот девственный лес и жившие в нем сильные и смелые люди. Ср.: Поднялось солнце и залило волнами света и тепла и водную гладь, и потопленный лес, и Кузьму (Сераф.) (запятыми разделены только однородные члены).

Не ставится также запятая, если два однородных члена с союзом и между ними образуют тесно связанную по смыслу группу, соединенную союзом и с третьим однородным членом, например: Вода давно сбыла в Тереке и быстро сбегала и сохла по канавам (Л.Т.).

Не ставится запятая в выражениях типа 20 и 40 и 60 вместе составляют 120 (нет перечисления однородных членов). То же в выражении 20 плюс 40 плюс 60 составляют 120.

6. Союзы ли... или , стоящие при однородных членах предложения, не приравниваются к повторяющимся союзам, поэтому запятая перед или не ставится, например: Продолжит ли он свою работу или ограничится сделанным – это вопрос, еще не решенный.

7. Запятая не ставится внутри цельных выражений фразеологического характера, образованных двумя словами с противоположными значениями, соединенными повторяющимися союзами и, ни, например: и день и ночь, и смех и горе, и стар и млад, и так и этак, ни рыба ни мясо, ни днем ни ночью, ни жив ни мертв, ни два ни полтора, ни много ни мало, ни то ни се, ни дать ни взять, ни взад ни вперед и т.п.


Очень далеко. Первоначальное значение – где-то далеко в лесу, так как кулички, кулига – расчищенная лесная поляна. «Уязвимое место». Мать Ахилла держала сына за пятку, окуная его в воды волшебной реки, чтобы сделать его неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась воды. А убит он был стрелой, попавшей в пятку. 6


В Японии этот предмет называют вакидзаси, что буквально означает на боку воткнутое. Что это за предмет? На языке коми: син-глаз; лыс - хвоя. Переведите на русский язык с языка коми слово синлыс. Какой молочный продукт приготовить проще простого, если судить по его названию?




1.Какая пословица призывает к максимальному использованию резервов животноводства? 2.В какой пословице речь идет о рьяном землекопе, который в силу своего злобного характера совершает противоправные действия в отношении другого субъекта, но в результате сам оказывается пленником собственной ловушки? 3.Какое пернатое поголовье служит счетами при подведении итогов сельскохозяйственного сезона? 4.Какая поговорка предупреждает о том, что квалифицированный работник является пугалом трудового процесса? 5.В какой пословице говорится о влиянии атмосферных явлений на отправление культовых обрядов?












«Четвёртое лишнее» В каждой строчке есть «лишнее» слово. Подсказка: надо обратить внимание на значение морфем Стульчик, паркетчик, ракетчик, наладчик. Запеть, зашипеть, заучить, заговорить. Преувеличить, преспокойный, презабавный, прервать. Подводник, дворник, сборник, печник.




Отрывки предложений «потеряли друг друга». Помогите каждому найти свою пару: 1) О человеке, который сильно испугался, говорят, что у него ………гора с плеч свалилась. 2) О том, кто очень быстро удирает, говорят, что у него ……зуб на зуб не попадает. 3) О человеке, дрожащем от холода, говорят, что у него……пятки сверкают. 4) Если человек испытывает большое облегчение, то говорят, что у него……. душа ушла в пятки. 5) Если человек попал в неловкое положение, то говорят, что он……сбился с ног. 6) Если человек утомился от хлопот и беготни, то говорят, что он……. сел в калошу.








Исправьте речевые ошибки: 1) К концу соревнований в более "лучшем положении оказалась команда 10-А класса. 2) Участники творческой экспедиции рассказали про перспективы на будущее. 3) Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины. 4) На научном семинаре автор изложил главную суть этой книги. 5) После первого дебюта молодой актер начал получать предложения сниматься.




«Лукавая запятая» Прочитайте три предложения. Почему в первом из них засучив рукава выделено запятыми с двух сторон, во втором – запятая стоит только перед этими словами, а в третьем вообще не стоит? 1.Отец открыл кран и, засучив рукава, стал мыть руки. 2.Ты должен выйти в поле, засучив рукава трудиться. 3.Мы должны засучив рукава приняться немедленно за создание нового проекта.




Нужна ли запятая в этих сложных предложениях? У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета (?) и рот несколько похож на букву ижицу. Если бы не выпадали дожди, давно бы высохла зелень (?) и земля лежала бы вся в трещинах и морщинах. У причала суетятся матросы (?) и торжественно отплывают в море корабли.


В первом предложении запятая не ставится, т. к. дополнение у Ивана Ивановича является общим для двух частей. Во втором предложении запятая не ставится, т. к. условная придаточная часть если бы не выпали дожди является общей к двум главным. В третьем предложении запятая ставится, т. к. член у причала не является общим для обеих частей. 12


В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания? 1) Как только прекращался дождь и выглядывало солнце, он выбегал во двор. 2) Загадочным и таинственным казался этот лес и жившие в нём сильные и смелые люди. 3) А в обычные дни этот пышный подъезд осаждают убогие лица: прожектёры, искатели мест, и преклонный старик, и вдовица. 4) Однако она уехала и не сказала куда. 5) Я только боюсь, что если закричу, земной шар с оси сорвётся.




Диктанты 1
Диктант 1. Повторение изученного в 5-8 классах
По реке

В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие по реке в резиновой лодке. Никому ничего не сказав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух всё это нехорошо воздействовало на нас.

В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперёд.

Ранним утром мы надеялись быть в незнакомой деревеньке. Мы плыли медленно по течению реки, почти не работая вёслами. Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защёлкал соловей, за ним другой. Казалось, весь воздух пронизан чарующими звуками. Мы восхищались соловьиным пением и красотой ночи и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костёр и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.

(174 слова)
Грамматическое задание (по вариантам)

1. Фонетический разбор:

1) птичьим; 2) обсуждали.

2. Словообразовательный разбор и разбор слова по составу:

1) прерываемая; 2) натолкнувшись.

3. Морфологический разбор:

1) в течение; 2) никому.

4. Синтаксический разбор предложений (1-й абзац):

1) В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие по реке в резиновой лодке.

2) Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух - всё это нехорошо воздействовало на нас.

5. Определить тип предложений:

1) найти односоставное предложение (Сначала было жутко ехать незнакомой рекой ... - безличное);

2) найти неполное предложение (Где-то защёлкал соловей, за ним другой .)

Диктант 2
Железяка

Безоблачной ночью плавает над Чистым Дором луна, отражается в лужах, серебрит крытые щепой крыши. Тихо в деревне.

С рассветом от берега Ялмы раздаются глухие удары, будто колотит кто-то в заросший мохом колокол. За вербами темнеет на берегу кузница - дощатый сарай, древний, закопчённый, обшитый по углам ржавыми листами жести. Отсюда слышны удары.

Рано я выхожу на рыбалку. Темно ещё, темно, и странно выглядит этот сарай в пасмурном ольховнике.

Вдруг открывается дверь, а там - огонь, но не яркий, как пламя костра, а приглушённый. Такого цвета бывает калина, когда её ударит мороз. Огненная дверь кажется пещерой, которая ведёт, может быть, и внутрь земли.

Из неё выскакивает на берег маленький человек. В руках - длинные клещи, а в них зажата раскалённая драконья кость. Он суёт её в воду - раздаётся шипение похлеще кошачьего или гадючьего. Облако пара вырывается из воды.

Здравствуй, Волошин, - говорю я.

В полдень, возвращаясь, я снова прохожу мимо. Вокруг кузницы теперь полно народу: кто пришёл за гвоздями, кто лошадь подковать.

Внутри пылает горн. Шурка Клеткин, молотобоец, раздувает меха - выдыхает воздух в горн, на уголья. В самом пекле лежит железная болванка. Она так раскалилась, что не отличишь её от огня.

Длинными клещами Волошин выхватывает её, ставит на наковальню. Шурка бьёт по ней молотком, и болванка сплющивается, а Волошин только поворачивает её под ударами. Шурка Клеткин крепкий малый; плечи у него тяжёлые, как гири. Он силач, а Волошин - мастер.

(233 слова) (Ю. Коваль )
Грамматическое задание:

1) сделать морфологический разбор слов заросший, закопчённый ;

Диктант 3
Дуб

Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, ехал опять в ту берёзовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики ещё глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад; всё было полно, тенисто и густо, и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами...

«Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны», - подумал князь Андрей. «Да где он?» - подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги, и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображённый, раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя - ничего не было видно. Сквозь жёсткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные молодые листья, таз что верить нельзя было, что этот старик произвёл их. «Да, это тот самый дуб», - подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления.

(165 слов) (Л. Н. Толстой )


Грамматическое задание:

1) сделать словообразовательный разбор и разбор по составу слов раскинувшись, беспричинное ;

Диктант 4
Певец родной природы

Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.

Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом (это была его первая профессия). Во всяком случае, он вряд ли открыл бы миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии. На это у него просто не хватило бы времени.

Если внимательно прочесть всё написанное Пришвиным, то остаётся убеждение: он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал.

О Пришвине писать трудно. Сказанное им нужно выписывать в заветные тетрадки, перечитывать, открывая всё новые ценности в каждой строке, уходя в его книги, как мы уходим по едва заветным тропинкам в дремучий лес с его разговором ключей и благоуханием трав, погружаясь в разнообразные мысли и состояния, свойственные этому чистому разумом и сердцем человеку.

Книги Пришвина - это «бесконечная радость постоянных открытий». Несколько раз я слышал от людей, только что отложивших прочитанную пришвинскую книгу, одни и те же слова: «Это настоящее колдовство».

(183 слова) (К. Г. Паустовский )
Грамматическое задание:

1) сделать синтаксический разбор первых двух предложений;

2) сделать схемы сложных предложений, определить вид придаточных в сложноподчинённых предложениях.

Диктант 5
Скворцы

Все его знают. И каждый с самого детства, когда в апреле возле скворечника появляется неутомимый и жизнерадостный певец в чёрной одёжке. Говорят, что весну делают ласточки. Нет, ласточки «делают лето», а весну на крыльях в наши края приносят грачи, скворцы, жаворонки, чибисы, зяблики, трясогузки. Скворцы из них - самые заметные. Появляясь, они вытряхивают из скворечников воробьёв и с песнями справляют новоселье. «Нет птицы живее, веселее, бодрее скворца», - написал Брем. Откуда скворец, становясь соседом нашим с ранней весны до поздней осени, прилетает?

Четыре года назад, путешествуя в Южной Африке, на мысе Игольном мы увидели наших знакомых и поразились: так далеко долетают! Я написал об этом. И ошибся. Дальше северной каёмки африканского континента, где скворцы на зимовку собираются миллионными стаями, они не летят. В нижнюю часть материка завезли любимую птицу европейские поселенцы, и она великолепно тут прижилась рядом с антилопами, страусами и многочисленными ткачиками. Завезли скворцов из-за любви к ним также в Америку, Австралию, Новую Зеландию. К нам скворцы прилетают, конечно, не из этих стран. Наши зимуют в Западной и Южной Европе. Не так уж далеко. И всё-таки как не удивляться способности скворцов находить, скажем, Московскую область, какую-то деревеньку в ней и родимый скворечник. «Здравствуйте, я прилетел!» - заявляют скворцы о себе незатейливой жизнерадостной песней.

(205 слов) (В. М. Песков )


Грамматическое задание:

1) подчеркнуть фрагменты с парцелляцией (необычным членением предложений);

2) сделать схемы сложных предложений, определить вид придаточных в сложноподчинённых предложениях.

Диктант 6
Удивительный перекрёсток

Из Замоскворечья мне нужно было в центр. Вот я и решал: по какому мосту идти - по Каменному или Москворецкому?

Оба варианта были одинаково приемлемы, так как я стоял на углу Лаврушинского переулка. Он выходит на Кадашёвскую набережную примерно в её середине, и от этого места расстояние одно - что в сторону Каменного моста, что в сторону Москворецкого.

Вопрос сводился к тому, по какому мосту интереснее идти. Я подумал, что если я пойду по Москворецкому, то Кремль будет как бы выплывать на меня… Да, это похоже на то, как будто на вас выплывает гигантский белый лебедь, чья шея - колокольня Ивана Великого, а спина - соборы с золотыми перьями куполов. Я уже готов был выбрать Москворецкий мост, как вдруг мне представилось чрезвычайно заманчивым увидеть этого лебедя, уплывающего вдаль из таинственного полумрака сада, картина, которая открывается перед нами, когда мы идём по Каменному мосту.

(145 слов) (Ю. Олеша )
Грамматическое задание:

1) сделать фонетический разбор слов: гигантский, перьями ;

2) сделать схемы сложных предложений, определить вид придаточных в сложноподчиненных предложениях.

Приложение 4
Тексты для изложений
Текст 1

В глухой подземной пещере царствует полное безмолвие: ни ветерка, ни шороха... Только один звук нарушает зловещую тишину: одна за другой падают и рассыпаются при ударе о камень водяные капли. Уже много десятков лет монотонно и неустанно отсчитывают они время в этом заброшенном уголке земли. И добровольный пленник пещеры учёный-спелеолог научился считать по каплям дни своего пребывания под землёй.

Но вода ведь уже давно помогает людям определять время. Почти одновременно с солнечными появились и водяные часы, клепсидры, как назвали их древние греки. Часы эти представляли собой большой сосуд, из которого медленно вытекает вода. Уровень её понижается от одной метки к другой. Так можно прочесть, сколько прошло времени.

Греческий механик Ктезибий сделал очень точные водяные часы, которые и сегодня могли бы украсить любую квартиру. Работают они так: натекающая в красивую вазу вода поднимает поплавок, и крылатый мальчик, соединённый с поплавком, показывает время изящной указкой. Вода поднимается, а указка скользит по длинной веренице цифр. Второй крылатый мальчик утирает слёзы. Ему очень грустно - ведь время уходит безвозвратно.

Водяных часов теперь уже нигде не встретишь. Они ветераны измерения времени. Им больше двух тысяч лет.

В Средние века монахи определяли время по числу прочитанных молитв. Способ этот, конечно, был далеко не точным. Затем в монастырях, да и просто в быту стали пользоваться для счёта времени огненными часами. Брали свечу и наносили на неё деления, каждое из которых соответствовало определённому отрезку времени.

В Китае ещё задолго до европейских часов были свои интересные конструкции. Приготовленное из растёртого в порошок дерева тесто, сдобренное благовониями, раскатывали в палочки и придавали им самую разнообразную форму. Например, спирали. Некоторые огненные часы достигали в длину нескольких метров и горели месяцами. Иногда к палочкам подвешивали металлические шарики. Как только свеча сгорала, шарик со звоном падал в фарфоровую вазу. Чем не огненный будильник!

С веками люди усовершенствовали способы измерения времени. В наши дни самые точные часы - атомные. Их используют в качестве эталона.

(309 слов)
Задания

Ответьте на вопрос: «К какому типу речи относится текст?» Докажите своё мнение.

Расскажите о других известных вам способах измерения времени.

Текст 2

Даже широко образованный зоолог затруднится дать исчерпывающий ответ, кто сильнее: лев или тигр, ибо в саванне, где царствует лев, нет тигров, а в джунглях, где властвует тигр, нет львов.

Тигра нет в Африке, Австралии, Америке и Европе. Его местожительство - Юго-Восточная Азия и наша дальневосточная тайга. Тигры отличаются и величиной, и окраской, и «теплотой» шубы. Например, южно-китайскому и бенгальскому видам вовсе не нужна густая шерсть: они будут в ней изнывать от жары. А вот нашему красавцу - уссурийскому тигру - она необходима, чтобы противостоять морозам.

Лев не живёт в Америке, Австралии и Европе. Африка - его дом. Но и там сейчас львы встречаются не везде. Севернее Сахары царя пустыни истребил единственный его враг - человек. В Азии лев тоже истреблён. Лишь в Индии сохранилось небольшое количество азиатских львов.

Повадки льва и тигра резко отличаются друг от друга. Роднит их только то, что они самые крупные представители семейства кошачьих нашей планеты. Различий же у них куда больше. У льва круглый зрачок, а у тигра - продольный. Лев живёт на земле, а тигр, кроме того, лазает по деревьям. Лев - стадное животное, а тигр бродит всегда один. Львы хорошо уживаются с другими зверями. Они приручаются быстрее и лучше, гораздо послушнее тигра. Тигр же чужаков не терпит.

И всё же кто сильнее - тигр или лев? Физически лев сильнее, но тигр проворнее. Если звери и схватываются в условиях неволи, то побеждает царь зверей. Ему помогает грива, которая мешает тигру схватить его за шею. Только один вид тигров сильнее льва это наш уссурийский тигр. Сильнее этого хозяина тайги только белый полярный медведь.

(259 слов)
Задания

I. Озаглавьте текст и перескажите его подробно.

Ответьте на вопрос: «На каком приёме построен этот текст? Докажите своё мнение.

II. Озаглавьте текст и перескажите его сжато.

Нравятся ли вам книги о животных? Какую из них вы бы посоветовали прочитать? Расскажите о ней.

Текст 3

Край России - Владивосток. Рассыпанный по сопкам город...

Тут нет прямых улиц - они смяты распадками во всех мыслимых и немыслимых направлениях: и вверх, и вниз, и вкривь, и вкось. Проспект здесь - понятие чисто условное, в нем явно больше желаемого, чем реально существующего.

Конечно, рельеф усложняет жизнь. Но зато, как ни уродуй город стандартными коробками, единообразия не получается. Бунтующие разломы городского абриса взрывают унылую одномерность новых кварталов. Сопки и море, окружающие город со всех сторон, сопротивляются безликости современной архитектуры и побеждают её.

Старые города не похожи друг на друга. Они, в отличие от нынешних близнецов что на юге, что на севере, что в степи, что в горах, имеют своё лицо, свой норов. Наверное, потому и не спутаешь коренных питерцев с москвичами, одесситов с нижегородцами, туляков с «пскопскими», поморов с чалдонами и всех вместе - с дальневосточниками, носителями духа которых являются старожилы Владивостока.

Спросите у старожила, где начинается город и что он вообще называет Владивостоком? В ответе можете не сомневаться - он назовёт вам старый город. Современные же кварталы Санкт-Петербурга, Москвы и прочих городов и весей матушки России взаимозаменяемы, как гайки на конвейере, и потому они прижились везде. Не приживаясь в то же время нигде. В них никогда не будет характера города, потому что они так задуманы - безликими. Ну разве может здесь возникнуть у человека чувство Родины? Большой ли, малой - всё равно...

(216 слов) (По Б. Дьяченко )
Задания:

I. Озаглавьте текст и перескажите его подробно. Ответьте на вопрос: «Согласны ли вы с автором текста в том, что чувство Родины не может возникнуть в безликих городах?» Обоснуйте своё мнение.

II. Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Расскажите о своём городе (селе).
Ключи к тестам


теста

Вариант

А1

А2

А3

А4

А5

В1

1

1

2

4

1

2

-

единению, пронизывает

2

3

4

2

4

-

Игореве, не

2

1

3

1

4

2

-

лоб

2

4

2

3

2

-

зрачок (глаз)

3

1

4

3

3

1

-

сложение

2

1

2

4

1

-

суффиксальный

4

1

2

2

1

3

-

прилагательные в сравнительной степени

2

2

1

3

4

-

зря, взирая

5

1

1

3

2

4

4

рассуждение

2

3

2

1

3

1

цепная

теста

Вариант

А1

А2

А3

А4

А5

А6

В1

В2

В3

В4

6

1

4

1

3

2

составное именное

краткое причастие

суетные земные

Глубоко нравственным, истинно человеческим

2

4

3

2

2

1

3

предлог

высокого литературного

глубоким и острым

продвинул вперед