Воинская деятельность. Особенности военно-профессиональной деятельности. I Предупреждение гибели

В воинской деятельности условно можно выделить три ос­новных элемента: учебно-боевую подготовку, служебно-боевую деятельность и реальные боевые действия.

Учебно-боевая подготовка - это система мероприятий по обучению и воспитанию военнослужащих, боевому обслуживанию частей и подразделений для подготовки их к ведению сов­местных боевых действий или выполнению других задач. Эта подготовка прежде всего направлена на обеспечение высокого уровня боеспособности частей и подразделений, т. е. их воз­можностей успешно вести боевые действия и выполнять бое­вые задачи.

Учебно-боевая подготовка обеспечивает высокий военно-профессиональный уровень личного состава частей и подраз­делений. Она осуществляется непрерывно как в мирное, так и в военное время и включает в себя занятия, учения, боевые стрельбы, тренировки, в ходе которых военнослужащие изуча­ют воинские уставы, оружие и военную технику, приемы дей­ствий в бою, а подразделения и части отрабатывают способы действий при выполнении боевых задач.

Учебно-боевая подготовка имеет ряд особенностей. Она носит явно выраженную коллективную направленность и ор­ганизуется таким образом, что в ходе занятий одновременно осуществляется обучение отдельных военнослужащих и идет подготовка воинских подразделений к совместным действиям. Это в основном практическая подготовка, направленная на ов­ладение воинами вооружением и военной техникой и умелое использование их в бою.

Высшей формой учебно-боевой подготовки являются уче­ния, на которых отрабатываются способы использования во­оружения и военной техники в бою, производится боевое слаживание подразделений и частей. Учения проводятся в любую погоду, на реальной местности, со штатным оружием и техни­кой, в обстановке, максимально приближенной к боевой.

Служебно-боевая деятельность предназначена для обеспече­ния высокого уровня боевой готовности подразделений и час­тей - их способности в любых условиях начать военные дей­ствия в установленные сроки. Степень боевой готовности в мирное время должна обеспечивать быстрый переход войск на военное положение и организованное вступление в боевые действия, а в военное время - способность к немедленному выполнению поставленных боевых задач.

Служебно-боевая деятельность включает в себя боевое де­журство, караульную и внутреннюю службы.

Боевое дежурство является выполнением боевой задачи. Оно осуществляется дежурными силами и средствами, назначенны­ми от воинских частей и подразделений и находящимися в полной боевой готовности к выполнению внезапно возникаю­щих задач или ведению боевых действий. В состав дежурных сил и средств входят боевые расчеты, экипажи кораблей, де-

Женщины относятся к третьему разряду запаса, имеющие воинские звания офицеров, - находятся в запасе до 50 лет, а остальные - до 45 лет.

Граждане, достигшие предельного возраста пребывания в запасе или признанные негодными к военной службе по со­стоянию здоровья, переводятся в отставку и снимаются с во­инского учета.

Вопросы и задания

1. В какие сроки в Российской Федерации производится призыв граждан на военную службу?

3. Какие вещи военнослужащим разрешается хранить в прикро­ватной тумбочке?

5. Перечислите основные виды воинской деятельности. Какой из них, по вашему мнению, является наиболее важным и почему?

6. С какой целью создается запас Вооруженных Сил РФ?

7. Подготовьте сообщение о цели и содержании военной службы по призыву или военной службы по контракту.

Обеспечение безопасности военной службы | Общие требования к бе зопасности военной службы

Безопасность военной службы - это обеспечение защи­щенности военнослужащих, населения и окружающей природной среды от угроз, возникающих в ходе деятель­ности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Безопасность военной службы осуществляется в соответст­вии со следующими принципами: обеспечение приоритета жизни и здоровья людей при организации повседневной де­ятельности войск; соблюдение законности; адекватность при­нимаемых мер угрозам безопасности военной службы; комп­лексность и непрерывная профилактическая направленность проводимых мероприятий; четкое разграничение функций, полномочий и ответственности органов военного управления и воинских должностных лиц; государственные гарантии прав и социально-экономического обеспечения военнослужащих при причинении вреда их жизни и здоровью.

Требования безопасности, определяющие защищенность военнослужащих, устанавливаются законодательными актами и нормативно-технической документацией, правилами и инст­рукциями. С целью выполнения этих требований с военнослу­жащими проводятся инструктажи, которые подразделяются на вводные, первичные, повторные, внеплановые и целевые.

Вводные инструктажи проводятся должностными лицами управления воинской части: со всеми военнослужащими - по их прибытии для прохождения военной службы; со слушателя­ми и курсантами, прибывшими в часть на практику (стажиров­ку), - перед ее началом; с командированными в часть лица­ми - по их прибытии в часть. Программа проведения ввод­ного инструктажа утверждается командиром воинской части.

Первичные инструктажи проводят командиры подразделе­ний непосредственно на местах выполнения должностных и специальных обязанностей индивидуально с каждым вновь прибывшим военнослужащим, практически показывая без­опасные приемы и способы выполнения этих обязанностей.

Повторные инструктажи также проводят командиры подраз­делений по программам первичных инструктажей не реже одного раза в полгода.

Внеплановые инструктажи проводят командиры подразделе­ний при введении новых инструкций по требованиям безопас­ности, поступлении нового вооружения, техники и оборудова­ния, получении обзоров и информации о происшествиях, вы­явлении нарушений военнослужащими мер безопасности; перерывах в выполнении воинами должностных обязанностей свыше двух месяцев.

Целевые инструктажи личного состава проводят перед за­ступлением на боевое дежурство (боевую службу); при подго­товке к несению караульной службы; каждый раз при выпол­нении работ, связанных с повышенной опасностью; при пере­возке военнослужащих "и взрывоопасных грузов всеми вида­ми транспорта; при убытии в командировки и отпуска; при ликвидации чрезвычайных ситуаций; в начале купального сезона - о правилах купания; а также в других случаях по ре­шению командира части или соединения.

I Предупреждение гибели

| и травматизма военнослужащих

Командиры и начальники обязаны принимать меры по предупреждению гибели и травматизма военнослужащих. Наи­более важными из этих мер являются следующие:

При организации и несении боевого дежурства следует определять необходимые требования безопасности, соответст­вующие степеням боевой готовности и позволяющие своевременно выполнять внезапно возникающие задачи; допуск воен­нослужащих к несению боевого дежурства разрешается только после обучения их безопасным методам выполнения служеб­ных обязанностей, действиям в аварийных и нештатных ситу­ациях, правилам оказания первой медицинской помощи пост­радавшим при несчастных случаях;

При работе с вооружением и военной техникой необхо­димо обеспечивать ее проведение в строгом соответствии с ус­тановленными технологическими требованиями; допуск воен­нослужащих на право управления техническими средствами для выполнения работ по их обслуживанию и ремонту разре­шается только после обучения и сдачи зачета на право само­стоятельной работы;

При проведении мероприятий боевой подготовки должны быть предусмотрены меры по обеспечению безопасности и оп­ределены ответственные за их выполнение; особое внимание должно быть обращено на подбор и профессиональную подго­товку руководителей занятий, оборудование мест их проведе­ния, исправность вооружения и военной техники, средств имитации, умение личного состава соблюдать требования без­опасности на занятиях.

При несении личным составом караульной и внутренней служб особое внимание следует акцентировать на соблюдение требований безопасности при обращении с оружием, психоло­гическую готовность каждого военнослужащего к выполнению своих обязанностей, обеспечение систематического контроля за выполнением должностными лицами суточного наряда сво­их функциональных обязанностей.

I Медицинское обеспечение безопасности военной службы

Медицинское обеспечение военнослужащих представляет собой комплекс мероприятий по сохранению и укреплению их здоровья, оказанию им медицинской помощи, лечению и бы­стрейшему восстановлению трудо- и боеспособности после заболеваний и травм. Это обеспечение включает санитар­но-эпидемиологический надзор, противоэпидемические и ле­чебно-профилактические мероприятия, снабжение медицин­ской техникой и имуществом, научную разработку проблем военной медицины, обеспечение высокой боевой и мобилиза­ционной готовности медицинской службы.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сбо­ры, имеют право на бесплатную медицинскую помощь и бес-

платное обеспечение лекарствами, другим медицинским имуще­ством по рецептам врачей в военно-медицинских учреждениях. Для медицинского обеспечения военнослужащих в Минис­терстве обороны РФ существует широкая сеть военно-лечеб­ных учреждений, которая включает в себя 220 военных гос­питалей примерно на 65 тыс. коек. В их числе такие высоко­специализированные лечебные учреждения, как Главный военный клинический госпиталь им. Н. Н. Бурденко и Цент­ральный военный клинический госпиталь им. А. А. Вишнев­ского. Ежегодно в военных госпиталях проходят лечение более 700 тыс. человек, проводится около 200 тыс. операций и более 25 млн. диагностических исследований. К услугам военно­служащих, кроме госпиталей, функционирует 153 амбулаторно - поликлинических учреждения, 44 санатория и дома отдыха, рассчитанных на 22 тыс. мест.

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службы» граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва, подлежат призыву на военную службу.

Началом военной службы для граждан, призванных на военную службу, считается день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения службы. С этого момента гражданин приобретает статус военнослу­жащего.

От призыва на военную службу освобождается лицо, признанное негодным или ограничено годным к военной службе по состоянию здоровья, а также лицо, проходящее или прошедшее альтернативную службу, либо прошедший военную службу в Вооруженных Силах другого государства. Не может быть призван на военную службу лицо, имеющее не снятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. Право на освобождение от призыва имеет лицо, родной брат которого погиб или умер во время прохождения военной службы по призыву.

Уклонение гражданина от призыва на военную службу состоит в его неявке по повестке военного комиссара о призыве на военную службу в указанный срок без уважительных причин или получении путем причинения себе телесного повреждения, подлога документов или иного обмана незаконного освобождения от призыва на военную службу

Уважительными причинами неявки по повестке военного комиссариата о призыве на военную службу признаются документально подтвержденные:
- заболевание или увечье призывника, связанные с утратой трудоспособности;

Тяжелое состояние здоровья или смерть близкого родственника призывника;

Препятствие стихийного характера или другое не зависящее от воли призывника обстоятельство, лишение его возможности явиться по повестке военного комиссариата о призыве на военную службу.

По прибытии в часть и после прохождения начальной военной подготовки военнослужащий приводится к Военной присяге. Продолжительность начальной военной подготовки не превышает одного ме­сяца.

До приведения военнослужащего к Военной присяге он не может привлекаться к выполнению боевых задач (к участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы), за ним не может закрепляться оружие и военная техника, на него не может налагаться дисциплинарное взыскание в виде ареста.

Видами воинской деятельности являются:

Учебно – боевая подготовка;

Внутренняя, караульная службы и боевое дежурство;

Непосредственное участие в боевых действиях.

Повседневная жизнь и деятельность военнослужащего в военной части осуществляются в соответствии с требованиями внутренней службы.


В процессе боевой подготовки военнослужащий обязан постоянно овладевать военными профессиональными знаниями, совершенство­вать свою выучку и воинское мастерство; знать и содержать в постоян­ной готовности к применению вверенные ему вооружение и военную технику, беречь военное имущество.

Военнослужащий обязан знать и неукоснительно соблюдать между­народные правила ведения военных действий, обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, и гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными.

Внутренняя служба предназначена для поддержания в воинской части внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающей постоянную боевую готовность и учебу личного состава, организо­ванное выполнение им задач в повседневной деятельности. Она ор­ганизуется в соответствии с положениями Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ.

Внутренняя служба требует организованных действий военнослужащих независимо от их желаний.

Руководство внутренней службой в воинской части осуществляет командир воинской части, а в расположении подразделения - командир подразделения. Непосредственным организатором внутрен­ней службы в воинской части является начальник штаба, а в расположении роты -старшина роты.

Окончанием военной службы считается дата исключения военно­служащего из списков личного состава части.

Военнослужащий исключается из списков личного состава воин­ской части в день истечения срока его военной службы. Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, составляет 12 месяцев. При этом в срок военной службы не засчитывается время пребывания в дисциплинарной во­инской части и время отбывания дисциплинарного взыскания в ви­де ареста, время самовольного оставления воинской части или места военной службы независимо от причин оставления продолжительно­стью свыше 10 суток. В то же время один день участия в боевых действиях или выполнения задач в условиях вооруженных конфлик­тов, а также один день нахождения в лечебных учреждениях вслед­ствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных во время участия в указанных действиях или конфликтах, засчитывает­ся за два дня военной службы по призыву.

Для проводов солдат (матросов) и сержантов (старшин), уволенных в запас, воинская часть выстраивается в пешем строю в повсе­дневной форме одежды. Боевое Знамя при построении воинской части выносится по решению ее командира.

После построения, встречи командира воинской части и выноса Боевого Знамени военнослужащие, уволенные в запас, по команде командира выходят из строя и выстраиваются по подразделениям в 20-40 м перед строем, а затем по команде смыкаются к середине. Начальник штаба воинской части объявляет приказ об увольнении военнослужащих в запас.

Командир воинской части благодарит военнослужащих, уволенных в запас, за службу, после чего оркестр исполняет Государственный гимн.
Проводы завершаются прохождением воинской части торжественным маршем перед строем военнослужащих, уволенных в запас. Так заканчивается военная служба по призыву.

Контракт о прохождении военной службы имеют право заключать:
- военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, про­служившие не менее 6 месяцев;

Граждане, пребывающие в запасе;

Граждане мужского пола, не пребывающие в запасе, окончившие образовательные учреждения высшего профессионального образования;

Граждане женского пола, не пребывающие в запасе.

Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать граждане в возрасте от 18 до 40 лет. Отбор кандидатов для поступления на военную службу по кон­тракту из числа граждан, не находящихся на военной службе, осу­ществляется военными комиссариатами, а из числа военнослу­жащих - воинскими частями.

Определение соответствия граждан требованиям, установленным для поступления на военную службу по контракту, возлагается на ко­миссии военных комиссариатов, а определение соответствия воен­нослужащих - на аттестационные комиссии воинских частей.

К гражданину, поступающему на военную службу по контрак­ту, предъявляются повышенные требования в вопросах его профес­сиональной подготовленности и пригодности по состоянию здо­ровья.

Военная служба является видом человеческой деятельности, обладающим не только высокой социальной значимостью, но выходящим за пределы обыденного, связанным с особыми условиями. Вооруженная защита Отечества во все времена считалась почетной обязанностью и долгом каждого гражданина. При этом армия всегда рассматривалась как частица общества, поэтому в ней находят отражение все те социально-экономические и политические процессы, которые происходят в обществе, а также все закономерности международной обстановки.

Конец XX - начало XXI в. характеризуются возникновением целого ряда очагов военной напряженности, которые связаны не с проблемами во взаимоотношениях между государствами, а с усилением международного терроризма. Поэтому и в новом XXI в. существует необходимость вооруженной защиты страны, а следовательно, военно-профессиональная деятельность сохраняет свою высокую социальную значимость. Каковы же особенности этой деятельности?

Военно-профессиональная деятельность - это деятельность по защите Отечества. В ней можно выделить многочисленные компоненты. В первую очередь это два следующих основных вида: деятельность в боевых условиях (боевая деятельность) и деятельность в обычных (мирных) условиях. Рассмотрим данные виды деятельности более подробно.

Боевая деятельность - это активность военнослужащих по достижению целей вооруженной борьбы. Следует отметить, что боевая деятельность весьма специфична по своим целям и задачам, условиям, средствам, трудностям, психологическому содержанию. Она имеет свои психологические закономерности, определенную внутреннюю структуру, цели, мотивы, способы, через которые на ее течение оказывают влияние ряд факторов: военно-политический, военно-технический, идеологический и психологический, вид оружия, руководство коллективом, проводимая в бою воспитательная работа, боевая и психологическая подготовка личного состава.

На психологическое содержание и структуру боевой деятельности накладывает отпечаток то, что в бою решаются сложные задачи, связанные с опасностью для жизни, уничтожением ценностей, огромными разрушениями, потерями в людях и технике, различного рода лишениями и неудобствами. Ведение боя сопряжено с повышением моральной и юридической ответственности за точное исполнение обязанностей, требует крайнего психического и физического напряжения всех сил военнослужащих.

Как было сказано выше, любая человеческая деятельность имеет свои мотивы. Боевая деятельность не является исключением. Если говорить о мотивах начала боевых действий на уровне государства, то основной причиной здесь практически всегда является возникновение реальной угрозы целостности и безопасности страны. В свою очередь, ведение боевых действий предполагает проявление определенной активности со стороны конкретных людей (военнослужащих). Вместе с тем деятельность людей в боевых условиях (боевая деятельность военнослужащих) имеет свои побудительные мотивы, к числу которых относятся: потребности, чувства, желания, стремления, интересы, идеалы, убеждения и т. д.

Бесспорно, важнейшей потребностью в бою является стремление человека выжить. Это нормальная, генетически обусловленная потребность в самосохранении. Однако у разных людей она может проявляться по-разному и может иметь различные последствия - как для конкретного человека, так и для его социального окружения. Например, один человек активно и целенаправленно овладевает боевой техникой и современными приемами ведения боя, поскольку понимает, что в бою больше шансов выжить у того, кто лучше подготовлен. В то же время другой человек в боевой обстановке стремится избегать опасных ситуаций, старается укрыться за спинами своих товарищей, т. е. проявляет трусость [ 36].

В то же время следует задуматься над следующим вопросом: если потребность в самосохранении является биологически целесообразной, очень сильной и вполне разумной, то почему история человечества знает тысячи примеров самопожертвования, что заставляет людей жертвовать собой во имя спасения других? Дело в том, что человек, являясь социальным существом, обладает не только биологическими, но и социальными потребностями, которые в структуре иерархии потребностей, как вы уже знаете, занимают более высокое положение. Следовательно, боевая деятельность людей обусловливается не столько биологическими, сколько социальными потребностями.

Важнейшим социальным мотивом боевой деятельности военнослужащих является защита своей Родины, своей семьи, своих близких. Именно этот мотив побуждал тысячи людей в годы Великой Отечественной войны жертвовать собой во имя общей победы. Данный мотив по своему характеру социален: он не возникает у человека с момента рождения, а формируется в процессе его воспитания и социального развития, проявляется в различных поступках, отражается в мировоззрении и убеждениях. Поэтому обязанность каждого военнослужащий сверхсрочной службыа состоит в воспитании у своих подчиненных патриотических чувств, в формировании у них готовности 1 выступить на защиту Родины.

Как известно, любая деятельность преследует определенные цели. Посредством боевой деятельности военнослужащие добиваются достижения ближайших и более отдаленных целей. Ближайшая цель боевой деятельности может заключаться в точном исполнении своих обязанностей, связанных с задачей, поставленной перед отделением, расчетом, экипажем, взводом. Отдаленная цель боевой деятельности - разгром врага, достижение полной победы над ним.

Достижение целей в бою протекает в специфических условиях, отражающих характер войны в целом, - в опасной, полной неожиданностей и сильных воздействий обстановке. Поэтому боевая деятельность - это сложная форма целенаправленного взаимодействия между военнослужащими и боевой обстановкой. Добиваясь осуществления целей в бою, военнослужащим необходимо считаться с боевой обстановкой, учитывать ее вероятные изменения, преодолевать отрицательные влияния, максимально и творчески использовать оружие, знания, навыки, умения, боевые качества. Выполняя свои обязанности, военнослужащий вынужден мысленно предвидеть возможный ход и результат своих действий, сравнивать их с тем, что было задумано, следить за обстановкой, контролировать свое поведение.

Следует отметить, что в любой деятельности изменение условий обусловливает «запуск» адаптационных механизмов, которые обеспечивают приспособление к изменившимся условиям деятельности. Боевой деятельности тоже свойственны свои адаптационные механизмы, но в то же время полной адаптации к условиям боя никогда не наступает, поскольку человек не в состоянии привыкнуть к постоянной угрозе его жизни. Рано или поздно в боевых условиях должен произойти срыв адаптации, причем у одних людей это происходит очень рано, а у других значительно позднее. Данное обстоятельство связано не только с условиями, в которых оказался индивид, но и с его личностными особенностями. Поэтому в процессе боевой подготовки командиры всех степеней обязаны формировать у подчиненных те личностные качества, которые обусловливают успешность деятельности в экстремальной обстановке. К их числу прежде всего следует отнести эмоционально-волевую устойчивость, толерантность (устойчивость) к стрессу, морально-нравственную нормативность и др.

Характер современного боя и новое оружие усложнили боевую деятельность, предъявляют повышенные требования к моральной и психологической готовности личного состава частей и подразделений при достижении целей вооруженной борьбы. Поэтому особенно актуальным является выявление психологических условий эффективности и надежности боевой деятельности военнослужащих. Для военной теории и практики важно знать, как влияет война, бой на психику людей, как управлять их поведением в условиях боевой деятельности, предупреждать и преодолевать неуверенность, страх и побуждать к умелым и самоотверженным действиям. Изучение боевой деятельности помогает понять сущность и условия психологической устойчивости и готовности воинов к боевым действиям, пути создания психологических моделей современных боевых действий.

Другой вид военно-профессиональной деятельности - это деятельность в обычных, мирных условиях. На первый взгляд она вряд ли существенно отличается от той деятельности, которой человек занимался до призыва в ряды Вооруженных сил или поступления на военную службу по контракту. Но такое мнение ошибочно. Молодой человек, призванный для прохождения действительной военной службы, поступивший в военно-учебное заведение или изъявивший желание служить по контракту, прежде всего, вынужден отказаться от привычных стереотипов поведения. Это связано с особенностями прохождения военной службы. Например, осуществление принципа единоначалия предполагает осознанное подчинение своей воли, желаний воле другого человека - командира, что в социально-психологическом плане сопровождается ограничением степени личной свободы и активности выбора. Необходимость ограничения степени личной свободы обусловлена и строгой регламентацией военной службы (сюда можно отнести обязательность выполнения распорядка дня и т. п.).

Другой особенностью деятельности военнослужащих является постоянная готовность выполнить свое профессиональное предназначение в любое время и в любых условиях, в том числе и при непосредственном риске для жизни, что само по себе вызывает определенное психологическое напряжение. По сути, военно-профессиональная деятельность в мирное время - это деятельность, связанная с подготовкой к участию в боевых действиях. Она предполагает изучение боевой техники, овладение приемами ведения современного боя, формирование готовности применить полученные знания в бою.

Также следует отметить, что психологическое напряжение обусловлено и отрывом молодого человека от привычного социального окружения (семьи, друзей и т. п.), адаптацией к новому коллективу, ограничением жизненных перспектив, некоторой «информационной блокадой». Следует подчеркнуть, что с призывом на военную службу у молодого человека происходит изменение режима дня и системы питания, увеличиваются физические нагрузки, что в целом обусловливает перестройку энергетических и обменных процессов.

Следовательно, с призывом на военную службу или поступлением на нее по контракту человек оказывается в совершенно новых, отличных от предыдущей жизни условиях. Психологические исследования позволили выявить основные особенности военно-профессиональной деятельности в мирное время. В процессе данных исследований примерно тысяче военнослужащих срочной службы, прослуживших не менее 6 месяцев, было предложено указать 10 основных, по их мнению, отличий военной службы от предшествующей деятельности. Полученные результаты были подвергнуты всестороннему анализу, результаты которого представлены в Табл.1.

Классификация специфических факторов военной службы

В зависимости от характера, предъявляемых ими требований и уровня

Воздействия на субъект деятельности

Как следует из данной таблицы, существует целый перечень факторов, оказывающих специфическое воздействие на военнослужащих. При этом данное воздействие в зависимости от особенностей того или иного фактора может осуществляться на одном из трех уровней: биологическом, психическом и деятельностном. Проведенные исследования позволяют говорить о том, что военно-профессиональная деятельность существенно отличается от других видов социальной деятельности. Данные отличия обусловливают необходимость адаптации человека к новым условиям при поступлении его на военную службу.

В структуре современных Вооруженных сил военнослужащий сверхсрочной службы является основной фигурой. Уровень профессиональной подготовки военнослужащего сверхсрочной службы в значительной степени определяет возможность решать сложные и разноплановые задачи по защите Отечества. Поэтому все наиболее развитые страны мира всегда проявляли и проявляют заботу о повышении качества профессиональной подготовки военнослужащих сверхсрочной службы.

Профессиональная деятельность современных военнослужащий сверхсрочной службы весьма разнообразна. С одной стороны, это обусловлено сложной структурой Вооруженных сил, наличием различных воинских специальностей, с другой - с развитием человеческого общества происходит усложнение самой воинской службы. Сегодня военнослужащему уже недостаточно иметь хорошее физическое развитие, он еще должен обладать и определенными знаниями, без которых невозможно грамотно эксплуатировать военную технику, а, следовательно, одержать победу в современной войне. В военно-профессиональной деятельности военнослужащего сверхсрочной службы можно выделить несколько основных направлений: управление деятельностью воинского коллектива; воспитание и обучение личного состава подразделения (части); постоянное совершенствование своих профессиональных навыков и знаний. [ 19 ]

Вообще, деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность человека выступает сначала как практическая, материальная деятельность. Затем из нее выделяется деятельность теоретическая. Всякая деятельность состоит обычно из ряда актов-действий или поступков, основанных на тех или иных побуждениях или мотивах и направленных на определенную цель .

Деятельность субъекта всегда связана с некоторой потребностью являясь выражением нужды субъекта в чем либо, потребность вызывает его поисковую активность, в которой проявляется пластичность деятельности - ее уподобление свойствам независимо существующим от нее объектов. В этой подчиненности объекту, уподоблением ему заключается детерминированность деятельности внешним миром. В процессе этого уподобления происходит " нащупывание" потребностью своего предмета, ее опредмечивание, превращение в конкретный мотив деятельности. В дальнейшем деятельность субъекта направляется уже не самим объектом, а его образом, возникающим в поисковой ситуации [ 30 ].

Содержание деятельности не определяется лишь предметным содержанием потребности, удовлетворяемой этой деятельности. Человек учитывает ситуацию, наличие субъективных и объективных возможностей, наличие цели отсутствие противоположных потребностей, действующих в одном направлении с основной потребностью. И лишь затем он на основании мотива, который имеет для субъекта данное поведение и переживается как субъективное основание решения действовать так, а не иначе, субъект оправдывает, санкционирует данное поведение. Мотив заменяет одно поведение другим, менее приемлемое более приемлемым и этим путем создает возможность определенной деятельности.

Однако анализ многих видов трудовой деятельности показал, что наиболее значимым фактором регуляции поведения является эмоциональная устойчивость. Мотивация может даже превышать оптимальный для действия уровень, но поведение осуществляется неэффективно вследствие дезорганизующей роли эмоционального состояния. Оказалось, что мало владеть приемами самопобуждения, надо еще уметь регулировать свои состояния. Были выявлены зависимость эмоциональной устойчивости от морально-волевых качеств человека, умения произвольно тормозить нежелательные эмоциональные реакции; - связь с общей тренированностью человекав произвольной саморегуляции различных процессов [ 15 ]

Особенно ясна эта тенденция сдвига интереса с мотивационной регуляции к регуляции эмоциональной проявилась в деятельности людей военных специальностей, т. к. военная служба - это специфический вид деятельности, отличающийся высокой слаженностью. напряженностью, огромным разнообразием форм. Содержание воинской деятельности определяется сущностью войны как продолжения политики другими средствами, средствами вооруженной борьбы. Эта борьба - бой или боевая деятельность - и выступает наиболее концентрированным выражением, самой интенсивной воинской деятельности. Вместе с тем она интегрирует в себе многие другие виды деятельности: политечеекую, правовую, нравственную, педагогическую, хозяйственную и т. д..

Более частичным понятием по отношению к воинской деятельности является понятие " военно-профессиональная деятельность" отражающее процесс все более глубокого и полного разделения воинского труда, усложнения его содержания, повышения требований к личностным и специальным качествам военнослужащего. Субъектом воинской деятельности в целом является весь личный состав армии и флота.

Рассматривая воинскую деятельность как процесс выполнения военнослужащими задач воинской службы, изучения боевой техники, несения боевого дежурства, ведение боевых действий против врага и т.д. В ней выделяются следующие компоненты: осознание воином поставленной перед ним задачи; оформлением мотивов и выработку планов предстоящих действий; применение средств и приемов деятельности (оружия и боевой техники); регулирование действий в соответствии с задачей; оценку и сличение полученных результатов с тем, что требовалось или предлагалось сделать [ 11 ].

Для большинства современных психологических разработок характерно выделение ведущей роли мотивационных аспектов в психологической структуре деятельности. И это не случайно непосредственное обращение к мотивационно-личностному анализу деятельности является одним из ведущих требований системного подхода. В настоящее время резкое повышение технической оснащенности и информационной насыщенности воинского труда ведет к ряду психологически значимых изменений в его содержании: увеличению скорости обработки информации, принятия решения и производства исполнительных действий; возрастанию удельного веса в системах управления непосредственно ненаблюдаемых процессов, отсутствия во многих случаях прямого контакта с противником, дистанционному управлению средствами вооруженной борьбы, возрастанию значимости для исхода боя каждого отдельного решения и практического действия; необходимости длительное время находиться в высокой степени готовности к уничтожению противника способного неожиданно, в считанные секунды появиться в зоне боевого действия и др. Все это, не снижая требований к готовности человека переносить большие физические нагрузки, по-новому ставит вопрос о позновательно-теоритических возможностях военнослужащего - устойчивости его внимания, скорости и точности восприятия, быстроты и гибкости мышления, самостоятельности, готовности принять решение в условиях жесткого лимита времени, психологической устойчивости, решительности .

Воинская деятельность сегодня носит выраженный коллективный характер. Использование современных технических систем не только предполагает распределение функций между членами расчета, экипажа иметь коллективисткую внутренную направленность. Как отмечал советский психолог Горбов Ф., " В некоторых случаях даже беспорное личное качество, определенное в индивидуальном плане... имеет лишь относительную готовность для определения того вклада, который будет сделан данным лицом в период совместной групповой деятельности." .

Современное оружие, способы его применения вызывают необходимость объединять значительные массы людей и техники в различные комплексы и сложные системы. Элементы этих систем находятся в сложной взаимосвязи на больших пространствах. Роль каждого элемента (расчет, экипаж, отдельный человек) небывало возросла. Нередко от одного человека зависит успех всей системы. Но и роль отдельного человека высоко оценивается лишь в том случае, если безошибочно действовал весь комплекс [ 22 ]

Таким образом, как и во все времена, воинская деятельность сегодня характеризуется постоянной опасностью; она связана с риском для жизни т.к. военнослужащие являются первым объектом поражения со стороны противника. Все средства массового поражения направлены, прежде всего, против живой силы. Большую опасность для военнослужащих таят в себе вооружение и боевая техника самих Вооруженных Сил. Степень этой опасности в решающей степени зависит от уровня профессиональной пригодности и подготовленности солдат к выполнению должностных обязанностей, а также требует от них мужества, смелости, самообладания, выдержки, способности преодолеть страх, готовности к самопожертвованию и других волевых качеств личности.

Пособие разработано в соответствии с требованиями Федеральных законов Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», «Об обороне», «О статусе военнослужащих».

Материал, изложенный в книге, дополняет содержание раздела «Основы военной службы» курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Его могут успешно использовать школьники старших классов, учащиеся колледжей, техникумов, профессионально-технических училищ, студенты педагогических вузов, а также юноши, обучающиеся в учебных пунктах организаций.

Основные виды воинской деятельности и их особенности

Все виды воинской деятельности военнослужащих направлены на поддержание высокого уровня боевой готовности и боеспособности подразделений и частей, в которых они проходят военную службу. Основными видами воинской деятельности являются учебно-боевая подготовка, служебно-боевая деятельность и реальные боевые действия.

УЧЕБНО-БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Учебно-боевая подготовка – система мероприятий по обучению и воинскому воспитанию личного состава частей и подразделений, боевому слаживанию частей и подразделений для подготовки их к ведению боевых действий или выполнению других задач, определенных предназначением Вооруженных Сил. Учебно-боевая подготовка направлена на обеспечение высокого уровня боеспособности частей и подразделений. Она предназначена обеспечить высокий военно-профессиональный уровень военнослужащих и осуществляется непрерывно как в мирное, так и в военное время. В ходе этой подготовки проводятся занятия, учения, боевые стрельбы, тренировки, на которых военнослужащие изучают воинские уставы, оружие и военную технику, приемы действий в бою, а подразделения и части отрабатывают способы действий при выполнении боевых задач. Учебно-боевая подготовка имеет ряд особенностей. Она носит явно выраженную коллективную направленность и организуется таким образом, что в ходе занятий одновременно осуществляется обучение отдельных военнослужащих и идет подготовка воинских подразделений к совместным действиям. В основном это практическая подготовка, направленная на овладение воинами вооружением и военной техникой и умелое использование их в бою.

Основную часть учебно-боевой подготовки составляют упражнения, которые представляют собой многократное повторение действий, направленных на овладение вооружением и военной техникой и умелое использование их в бою.

Содержание учебно-боевой подготовки определяется учебными планами и программами. Один из основных принципов организации боевой учебы – учить войска тому, что необходимо на войне. Поэтому выполнение задач учебно-боевой подготовки требует от каждого военнослужащего высокого уровня духовных и физических качеств, психической устойчивости и физической выносливости.

СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Служебно-боевая деятельность направлена на обеспечение высокого уровня боевой готовности подразделений и частей, т. е. способности войск в любых условиях обстановки начать военные действия в установленные сроки. Степень боевой готовности в мирное время должна обеспечивать быстрый переход войск на военное положение и организованное вступление в военные действия, а в военное время – способность к немедленному выполнению поставленных боевых задач. Служебно-боевая деятельность включает в себя боевое дежурство, караульную и внутреннюю службы.

Боевое дежурство – это пребывание специально выделенных сил и средств в полной боевой готовности к выполнению внезапно возникающих задач или ведению боевых действий. Оно является выполнением боевой задачи и осуществляется дежурными силами и средствами, назначенными от воинских частей и подразделений. В состав этих сил и средств входят боевые расчеты, экипажи кораблей, дежурные смены пунктов управления и др. На боевое дежурство не назначают военнослужащих, не приведенных к Военной присяге, не усвоивших программу учебно-боевой подготовки, совершивших проступки, по которым ведется расследование, и больных. Для обеспечения необходимой степени боевой готовности военнослужащих при несении боевого дежурства запрещается: передавать кому-либо исполнение своих обязанностей; отвлекаться на мероприятия, не связанные с исполнением обязанностей боевого дежурства; самовольно оставлять боевой пост; проводить на вооружении и военной технике работы, снижающие их боевую готовность.

Караульная служба предназначена для надежной охраны и обороны боевых знамен, хранилищ с вооружением, военной техникой, другими материальными средствами. Несение караульной службы является выполнением боевой задачи и требует от личного состава высокой бдительности, точного соблюдения и исполнения своих обязанностей, решимости и инициативы. Для несения караульной службы назначаются караулы – вооруженные подразделения, назначенные для выполнения боевой задачи по охране и обороне боевых знамен, военных и государственных объектов. В состав караула обычно входят: начальник караула, караульные по числу постов и смен, разводящие. Для непосредственной охраны и обороны объектов из состава караула выставляются часовые. Караульные назначаются из числа солдат (матросов), приведенных к Военной присяге, усвоивших соответствующие программы учебно-боевой подготовки и готовых по своим морально-психологическим качествам нести караульную службу.

Внутренняя служба – это повседневная служебная деятельность в воинских частях и подразделениях. Она организуется и осуществляется в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ и предназначена для поддержания в воинских частях внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающих постоянную боевую готовность.

РЕАЛЬНЫЕ БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Реальные боевые действия – это тот вид воинской деятельности, ради которого создаются Вооруженные Силы и осуществляется их учебно-боевая подготовка и служебно-боевая деятельность. Эти действия осуществляются непосредственно в условиях боя и имеют целью нанесение поражения противнику.

До появления огнестрельного оружия бой представлял собой рукопашную схватку воинов, вооруженных холодным оружием. С появлением ружей и пушек важнейшим элементом боя стал огонь из огнестрельного оружия. Увеличение скорострельности, дальности и меткости огнестрельного оружия, оснащение войск артиллерией, танками и авиацией привели к тому, что успех на поле боя стал достигаться согласованными усилиями разных родов войск. Основными чертами современного боя являются маневренность, динамичность, быстрые и резкие изменения обстановки, неравномерность его развития по фронту и в глубину, повышенное морально-психологическое и физическое напряжение личного состава. Он требует от каждого военнослужащего стойкости, инициативы, дисциплинированности. Наиболее сильное воздействие на человека в бою оказывает опасность, которая воспринимается как угроза жизни. Поэтому важное значение в бою имеет способность человека управлять своими чувствами, эмоциями и состояниями, контролировать свое поведение и деятельность. Вооруженное противоборство требует от человека высоких духовных и моральных качеств. История войн знает немало примеров, когда исход боя решало не превосходство в живой силе и технике, а морально-психологическая готовность воинов до конца выполнять свой долг. Поэтому каждый военнослужащий в процессе воинской деятельности должен постоянно стремиться вырабатывать в себе такие качества, как беззаветная преданность своему народу, Родине, уверенность в разгроме врага, мужество, героизм, готовность к самопожертвованию. Эти качества приобретаются в процессе военной службы при исполнении всех видов воинской деятельности.

Виды воинской деятельности и их

особенности в различных видах Вооружённых Сил
и родах войск

В воинской деятельности военнослужащего, исходя из задач военной службы, можно выделить три основных её элемента:

– учебно-боевая подготовка;

– служебно-боевая деятельность;

– реальные боевые действия.

Учебно-боевая подготовка – система мероприятий по обучению и воинскому воспитанию личного состава частей и подразделений, боевому слаживанию частей и подразделений для подготовки их к ведению боевых действий или выполнению других задач. Она направлена на обеспечение высокого уровня боеспособности частей и предназначена обеспечить высокий военно-профессиональный уровень личного состава. Осуществляется учебно-боевая подготовка непрерывно в мирное и военное время.

В основном это практическая подготовка по овладению оружием и военной техникой, а также умелым использованием их в бою. Деятельность эта, в основном, коллективная.

Итогом учебно-боевой деятельности является участие частей и подразделений в учениях, на которых отрабатывается практическая часть учёбы: использование оружия и военной техники, боевое слаживание подразделений, обеспечение боевых действий.

Служебно-боевая деятельность направлена на обеспечение боевой готовности частей и подразделений. Степень боевой готовности в мирное время должна обеспечивать быстрый переход войск на военное положение и организованное вступление в военные действия, а в военное время – способность к выполнению поставленных задач.

Служебно-боевая деятельность включает в себя: боевое дежурство, караульную и внутреннюю службу.

Боевое дежурство – это пребывание специально выделенных сил и средств в полной боевой готовности к выполнению любых задач или ведению боевых действий.

Подготовка к боевому дежурству проводится в составе подразделений, боевых расчётов, дежурных смен перед каждым заступлением на него.

Караульная служба предназначена для надёжной охраны и обороны боевых знамён, хранилищ с вооружением, военной техникой и т. д. и является исполнением боевой задачи.

Караулом называют вооружённое подразделение, назначенное для выполнения определённой задачи, которое состоит из начальника, караульных и разводящего. Назначают в караул военнослужащих, приведённых к Военной присяге, достойных по своим морально-психологическим качествам.

Внутренняя служба – это повседневная служебная деятельность, организуемая в соответствии с Уставом внутренней службы. Её назначение – поддержание в воинской части внутреннего порядка и воинской дисциплины.

Реальные боевые действия – это тот вид воинской деятельности, ради которого создаются Вооружённые Силы и осуществляется их учебно-боевая подготовка и служебно-боевая деятельность. Эти действия осуществляются непосредственно в условиях боя и направлены на поражение противника.

В Вооружённых Силах России в 1998 году сформированы следующие виды ВС:

1. Ракетные войска стратегического назначения (РВСН).

2. Сухопутные войска (СВ).

3. Военно-Воздушные Силы (ВВС).

4. Военно-Морской Флот (ВМФ).

Сухопутные войска самый многочисленный вид ВС. Перечислим состав СВ:

Мотострелковые войска включают в себя различные воинские части и подразделения: танковые, ракетные, артиллерийские и др. Действовать они могут как самостоятельно, так и в составе других частей.

Танковые войска являются главной ударной силой СВ, состоят из соединений, частей и подразделений, оснащены высокоподвижными танками, мощной броневой защитой и вооружением.

Ракетные войска и артиллерия являются надёжным щитом для войск и, одновременно, основным средством ядерного поражения противника.

Воздушно-десантные войска – мобильный род войск, способный действовать в тылу противника: состоят ВДВ из парашютно-десантных, артиллерийских, специальных и других войск.

Войска противовоздушной обороны – род войск, предназначенный для поражения воздушного противника, а также для защиты войск от воздушного нападения.

Военно-Воздушные Силы новый вид Вооружённых Сил, созданный в 1998 году после слияния ВВС и ПВО в ходе военной реформы. Включает в себя различные виды авиации: бомбардировщики, истребители, транспортники, штурмовики и др. К ВВС относят и вспомогательные части авиационно-технического обслуживания.

Военно-Морской Флот – вид Вооружённых Сил для защиты и ведения боевых действий на морских и океанских просторах. Состоит из надводных, подводных подразделений, а также морской пехоты, войск береговой обороны.