Урок разнообразие плоских червей сосальщики и цепни. Контроль. Плоские черви
(Мяделец М.В., учитель биологии МБОУ «СОШ №15 с углубленным изучением отдельных предметов» Энгельсского муниципального района Саратовской области)Тема и номер урока в теме Глава V. Типы: Плоские черви (Plathelminthes), Круглые черви (Nemathelminthes), Кольчатые черви (Annelida) Урок 16
Базовый учебник Кучменко В.С., Константинов В.М., Бабенко В.Г. Биология. Животные. 7 кл.: Учебник для учащихся общеобразовательной школы / Под ред. В.М. Константинова; И.Н. Пономаревой.- 2-е изд., перераб. .- М. : Вентана-Граф, 2005.- 304 с. : ил.; 70х90/16 (В пер.)
Цель урока: познакомить обучающихся с разнообразием плоских червей
Задачи:
- развивающие: способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности. Развивать навыки анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий; навыки работы в группах.
- воспитательные: создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку путем вовлечения каждого в активную деятельность. Воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей, уважительно относиться к мнению одноклассников. Воспитывать культуру речи.
Тип урока: формирование и первичное закрепление новых знаний!
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.
Необходимое техническое оборудование: компьютеры, проектор, экран.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
1 мин.
Название используемых
ЭОР
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Взаимное приветствие учителя и учащихся; определение отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид); организация внимания.
Приветствуют учителя
II КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
15 мин
Название используемых
ЭОР
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1. Интерактивное тестовое задание по теме «Плоские черви».
1. Беседа о характерных чертах плоских червей,
2. Выполнение интерактивного тестового задания по теме «Плоские черви».
3. Индивидуальная работа учащихся по карточкам разного уровня сложности с последующей самооценкой по предложенному эталону ответа и оценочной шкале.
1. Отвечают на вопросы учителя
2. Выполняют индивидуально интерактивное тестовое задание по теме «Плоские черви».
3. Работают индивидуально по карточкам разного уровня сложности с последующей самооценкой по предложенному эталону ответа и оценочной шкале.
III АКТУАЛИЗАЦИЯ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
2 мин
Название используемых
ЭОР
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Выдвигают гипотезы.
IV СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА
1 мин
Название используемых
ЭОР
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Сообщает тему, задачу и цели урока
Записывают тему и план урока в тетради
V ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
15 мин
Название используемых
ЭОР
Деятельность учителя
Деятельность ученика
2. Модуль
«Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни»
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
3. Интерактивный рисунок «Жизненный цикл бычьего цепня»
Единая Интернет-колллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
1. Классификация плоских червей
(Рассказ с элементами беседы, демонстрация слайда 1 модуля «Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни»).
3. Обсуждение результатов самостоятельной работы.
1. Отвечают на вопросы
2. Делают записи в тетрадях
3.Выполняют самостоятельную работу в группах по заданиям:
III группа: изучить интерактивный рисунок «Жизненный цикл бычьего цепня» и подготовить рассказ о размножении и цикле развития ленточных червей;
IV группа: изучить интерактивный рисунок «Жизненный цикл печеночного сосальщика» и подготовить рассказ о размножении и цикле развития печёночного сосальщика
Делают краткие выводы
3. Обсуждают результаты самостоятельной работы.
4. Устно делают краткие сообщения в ходе демонстрации
интерактивных рисунков «Жизненный цикл бычьего цепня» и «Жизненный цикл печеночного сосальщика».5. Работают в группах с использованием расположенных на столах карточек с текстом и иллюстрациями.
VI ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
5 мин
Название используемых
ЭОР
Деятельность учителя
Деятельность ученика
6. Практический модуль Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
1. Проводит биологический диктант
2. Предлагает обучающимся выполнить интерактивные тестовые задания по теме «Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни».
1. В ходе диктанта составляют из четырех характеристик наиболее полное понятие.
Делают соответствующие выводы
2. Выполняют интерактивные тестовые задания по теме «Плоские черви».
VII РЕФЛЕКСИЯ
5 мин
Название используемых
ЭОР
Деятельность учителя
Деятельность ученика
VIII ОПРЕДЕЛЕНИЕ И РАЗЪЯСНЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1 мин
Название используемых
ЭОР
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Информирует о домашнем задании; даёт инструктаж по его выполнению.
Записывают домашнее задание
Приложение к плану-конспекту урока Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации
Контроль. Плоские черви
Контрольный модуль Плоские черви
Модуль предназначен для контроля знаний по теме «Плоские черви»
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Единая Интернет-колллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни
Практический модуль Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни
Модуль содержит практические задания по теме "Типы Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви"
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Разделы: Биология
Тип урока: обучающий.
Ход урока
Слайд № 1. (Приложение №1, презентация)
Тема сегодняшнего урока “Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни”.
Ребята! Я сейчас зачитаю вам выписку из медицинской карты. В областную больницу поступил ребенок 11 лет с жалобами на боли в животе, с постоянными головными болями, рвотой, тошнотой. Больной страдает бессонницей и повышенной раздражимостью. Проведено обследование, установлен диагноз- гельминтоз.
Изучите самостоятельно строение печеночного сосальщика.
УЭ-2 (Приложение №2)
Цикл развития печеночного сосальщика сложный и заключает в себе смену хозяев и чередование поколений. Часть жизненного цикла связана с существованием в теле основного хозяина (корова, человек), другая часть в теле промежуточного хозяина.
Запись в тетради: Цикл развития печеночного сосальщика.
Основной хозяин - организм, где обитает взрослая особь (половое размножение).
Промежуточный хозяин - организм, в котором развивается личинка (бесполое размножение).
Схема (вместе с детьми).
Вопросы к учебному этапу №2.
У нас еще есть один представитель класса Ленточные черви – свиной цепень.
УЭ- 3. (Приложение №2 ) изучите самостоятельно строение свиного цепня.
УЭ- 4. (Приложение №2) изучите цикл развития свиного цепня и меры профилактики.
- Кто является основным и промежуточным хозяином свиного цепня?
- Как заражаются основной и промежуточный хозяин?
- Что такое финна? Можно ли ее увидеть? Слайд №7
- Как предохранить себя от заражения свиным цепнем?
Схема цикла на доске.
Давайте подведем итог!
Белая планария относится к
классу Ресничные черви.
Небольшие плоские черви
(1-2 см). Обитают в пресных
водоемах. Как и у других
плоских червей, тело с дву-
сторонней симметрией. Ха-
рактерной особенностью
является покров из тончай-
ших ресничек. Ротовое от-
верстие находится на
брюшной стороне. Все
планарии – гермафродиты.
Внутреннее строение печеночного сосальщика
«Тип Плоские черви»
1.Какая симметрия тела у плоских червей?
А. Лучевая
Б. Двухсторонняя
В.Трехсторонняя
2.Что входит в состав кожно-мускульного мешка?
А.Кожные клетки
Б.Три слоя мышц
В.Кожные клетки и три слоя мышц
3.Какие виды тканей присутствуют у плоских червей?
А.Покровная, соединительная, мышечная, нервная
Б.Покровная, мышечная, нервная
В.Покровная, соединительная, мышечная
4.К какой системе относятся разветвленные трубочки, начинающиеся в паренхиме клетками звездчатой формы?
А.Половая
Б.Выделительная
В.Нервная
5. Как осуществляется дыхание у планарий?
А.С помощью легких
Б.Через покровы тела
В.С помощью жабров
Критерии оценок
«5»- без ошибок
«4»- 1 ошибка
«3»- 2 ошибки
«2»- 3 и более ошибок