Урок разнообразие плоских червей сосальщики и цепни. Контроль. Плоские черви

(Мяделец М.В., учитель биологии МБОУ «СОШ №15 с углубленным изучением отдельных предметов» Энгельсского муниципального района Саратовской области)

Тема и номер урока в теме Глава V. Типы: Плоские черви (Plathelminthes), Круглые черви (Nemathelminthes), Кольчатые черви (Annelida) Урок 16

Базовый учебник Кучменко В.С., Константинов В.М., Бабенко В.Г. Биология. Животные. 7 кл.: Учебник для учащихся общеобразовательной школы / Под ред. В.М. Константинова; И.Н. Пономаревой.- 2-е изд., перераб. .- М. : Вентана-Граф, 2005.- 304 с. : ил.; 70х90/16 (В пер.)

Цель урока: познакомить обучающихся с разнообразием плоских червей

Задачи:

- развивающие: способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности. Развивать навыки анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий; навыки работы в группах.

- воспитательные: создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку путем вовлечения каждого в активную деятельность. Воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей, уважительно относиться к мнению одноклассников. Воспитывать культуру речи.

Тип урока: формирование и первичное закрепление новых знаний!

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

Необходимое техническое оборудование: компьютеры, проектор, экран.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

1 мин.

Название используемых

ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Взаимное приветствие учителя и учащихся; определение отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид); организация внимания.

Приветствуют учителя

II КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

15 мин

Название используемых

ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Интерактивное тестовое задание по теме «Плоские черви».

1. Беседа о характерных чертах плоских червей,

2. Выполнение интерактивного тестового задания по теме «Плоские черви».

3. Индивидуальная работа учащихся по карточкам разного уровня сложности с последующей самооценкой по предложенному эталону ответа и оценочной шкале.

1. Отвечают на вопросы учителя

2. Выполняют индивидуально интерактивное тестовое задание по теме «Плоские черви».

3. Работают индивидуально по карточкам разного уровня сложности с последующей самооценкой по предложенному эталону ответа и оценочной шкале.

III АКТУАЛИЗАЦИЯ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

2 мин

Название используемых

ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Выдвигают гипотезы.

IV СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА

1 мин

Название используемых

ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Сообщает тему, задачу и цели урока

Записывают тему и план урока в тетради

V ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

15 мин

Название используемых

ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

2. Модуль

«Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни»

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

3. Интерактивный рисунок «Жизненный цикл бычьего цепня»

Единая Интернет-колллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)

1. Классификация плоских червей

(Рассказ с элементами беседы, демонстрация слайда 1 модуля «Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни»).

3. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

1. Отвечают на вопросы

2. Делают записи в тетрадях

3.Выполняют самостоятельную работу в группах по заданиям:

III группа: изучить интерактивный рисунок «Жизненный цикл бычьего цепня» и подготовить рассказ о размножении и цикле развития ленточных червей;

IV группа: изучить интерактивный рисунок «Жизненный цикл печеночного сосальщика» и подготовить рассказ о размножении и цикле развития печёночного сосальщика

Делают краткие выводы

3. Обсуждают результаты самостоятельной работы.

4. Устно делают краткие сообщения в ходе демонстрации интерактивных рисунков «Жизненный цикл бычьего цепня» и «Жизненный цикл печеночного сосальщика».

5. Работают в группах с использованием расположенных на столах карточек с текстом и иллюстрациями.

VI ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

5 мин

Название используемых

ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

6. Практический модуль Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

1. Проводит биологический диктант

2. Предлагает обучающимся выполнить интерактивные тестовые задания по теме «Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни».

1. В ходе диктанта составляют из четырех характеристик наиболее полное понятие.

Делают соответствующие выводы

2. Выполняют интерактивные тестовые задания по теме «Плоские черви».

VII РЕФЛЕКСИЯ

5 мин

Название используемых

ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

VIII ОПРЕДЕЛЕНИЕ И РАЗЪЯСНЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1 мин

Название используемых

ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Информирует о домашнем задании; даёт инструктаж по его выполнению.

Записывают домашнее задание

Приложение к плану-конспекту урока Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Контроль. Плоские черви

Контрольный модуль Плоские черви

Модуль предназначен для контроля знаний по теме «Плоские черви»

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Единая Интернет-колллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни

Практический модуль Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни

Модуль содержит практические задания по теме "Типы Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви"

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Разделы: Биология

Тип урока: обучающий.

Ход урока

Слайд № 1. (Приложение №1, презентация)

Тема сегодняшнего урока “Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни”.

Ребята! Я сейчас зачитаю вам выписку из медицинской карты. В областную больницу поступил ребенок 11 лет с жалобами на боли в животе, с постоянными головными болями, рвотой, тошнотой. Больной страдает бессонницей и повышенной раздражимостью. Проведено обследование, установлен диагноз- гельминтоз.

Изучите самостоятельно строение печеночного сосальщика.

УЭ-2 (Приложение №2)

Цикл развития печеночного сосальщика сложный и заключает в себе смену хозяев и чередование поколений. Часть жизненного цикла связана с существованием в теле основного хозяина (корова, человек), другая часть в теле промежуточного хозяина.

Запись в тетради: Цикл развития печеночного сосальщика.

Основной хозяин - организм, где обитает взрослая особь (половое размножение).

Промежуточный хозяин - организм, в котором развивается личинка (бесполое размножение).

Схема (вместе с детьми).

Вопросы к учебному этапу №2.

У нас еще есть один представитель класса Ленточные черви – свиной цепень.

УЭ- 3. (Приложение №2 ) изучите самостоятельно строение свиного цепня.

УЭ- 4. (Приложение №2) изучите цикл развития свиного цепня и меры профилактики.

  1. Кто является основным и промежуточным хозяином свиного цепня?
  2. Как заражаются основной и промежуточный хозяин?
  3. Что такое финна? Можно ли ее увидеть? Слайд №7
  4. Как предохранить себя от заражения свиным цепнем?

Схема цикла на доске.

Давайте подведем итог!

Белая планария относится к

классу Ресничные черви.

Небольшие плоские черви

(1-2 см). Обитают в пресных

водоемах. Как и у других

плоских червей, тело с дву-

сторонней симметрией. Ха-

рактерной особенностью

является покров из тончай-

ших ресничек. Ротовое от-

верстие находится на

брюшной стороне. Все

планарии – гермафродиты.

Внутреннее строение печеночного сосальщика

«Тип Плоские черви»

1.Какая симметрия тела у плоских червей?

А. Лучевая

Б. Двухсторонняя

В.Трехсторонняя


2.Что входит в состав кожно-мускульного мешка?

А.Кожные клетки

Б.Три слоя мышц

В.Кожные клетки и три слоя мышц


3.Какие виды тканей присутствуют у плоских червей?

А.Покровная, соединительная, мышечная, нервная

Б.Покровная, мышечная, нервная

В.Покровная, соединительная, мышечная


4.К какой системе относятся разветвленные трубочки, начинающиеся в паренхиме клетками звездчатой формы?

А.Половая

Б.Выделительная

В.Нервная


5. Как осуществляется дыхание у планарий?

А.С помощью легких

Б.Через покровы тела

В.С помощью жабров



Критерии оценок

«5»- без ошибок

«4»- 1 ошибка

«3»- 2 ошибки

«2»- 3 и более ошибок