Урок 9 свобода и моральный выбор. Презентация по орк "свобода и моральный выбор человека". Творческая работа в группах

Разработка урока

по модулю «Основы светской этики»

тема: «Свобода и моральный выбор человека»

(4 класс, урок 9)

Синёва Ольга Геннадьевна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 28 г. Балаково

Саратовской области

Балаково-2016 год

Тема: «Свобода и моральный выбор человека»

Цель: формировать представление о свободе как основе нравственного выбора человека, понимание значения свободы и морального выбора в жизни человека и общества.

Задачи урока:

предметные:

Познакомить учащихся с понятиями «свобода», «моральный выбор», «нравственное и безнравственное поведение», «моральный конфликт».

метапредметные:

Развивать устную речь, расширять кругозор учащихся, пополнять словарный запас.

Учить отстаивать свою точку зрения, обосновывать свои высказывания.

Воспитывать уважительное отношение к людям, к самому себе.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны понять, что свобода – это, прежде всего способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества. Моральный выбор – это выбор между добром и злом.

Формирование УУД:

Личностные действия:

Принятие и освоение социальной роли ученика;

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные действия:

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия;

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества выполненного задания;

Коммуникативные действия:

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение;

Умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;

Познавательные действия:

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Осуществлять анализ как составление из частей целого;

Осуществлять синтез как составление целого из частей;

На основе анализа делать выводы, обобщать.

Тип урока : открытие новых знаний

Формы организации : фонтальная, групповая, парная.

Методы обучения на уроке: словесные, наглядные (презентация), творческие, практические и проблемно - поисковые, групповая работа.

Основные термины и понятия: свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, обыгрывание ситуаций.

Оборудование: мультимедийное оборудование, иллюстративный материал, учебник «Основы светской этики 4-5 класс» авт. А.Я. Данилюк, цветные карандаши, словари.

Ход урока:

1. Организационный момент

Приветствие «Кувшин счастья »

Ребята, поднимите руки верх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас «вылейте его на себя». Соберитесь с мыслями, настройтесь на хороший и плодотворный урок. Глубоко вдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них.

II. Введение в тему. Актуализация знаний.

Напишите красиво свое имя на листочке. Раскрасьте его в любимый цвет.

Какого цвета ваше имя? Назовите ваш любимый цвет.

Вас кто–нибудь принуждал к выбору определенного цвета?

Прочитайте слово по первым буквам картинок. (слайд №2)

Запишите это слово в своей тетради. С какими словами ассоциируется у вас это слово

Сформулируйте тему занятия. (свобода)

Какова цель нашего урока? (познакомиться с понятиями - свобода, выбор)

Прочитайте записанные на слайде №3 слова, подберите к ним ассоциации и попытайтесь выбрать главное для вас.

СВОБОДА ВЫБОР МОРАЛЬ

Прочитайте свои ассоциации. Составьте 1-2 предложения, используя записанные вами слова. Сегодня мы поговорим о свободе и выборе, который совершает человек.

III . Целеполагание.

Обсуждение

Что значит быть свободным?

Для чего нужна свобода?

Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода выбора?

IV Работа по теме урока.

Работа со словарями. (в группах) (слайд №4)

Свобода - своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле. (Словарь В.И. Даля)

Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.(Толковый словарь С.И. Ожегова)

Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. (Большой Энциклопедический словарь)

Какое определение слова «свобода» подходит к теме нашего урока? (Ответы детей)

Усвоение исходных знаний.

Восточная притча (Приложение №1)

Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.

Какой путь выбрали бы вы, ребята?

Вывод. Человек всегда может сделать выбор. Это его и отличает от животного.

Всегда ли человек задумывается над выбором? Нужно ли задумываться, что выбрать и зачем? Существует такое понятие моральный выбор . Это понятие состоит из двух слов: мораль и выбор. О слове выбор мы уже говорили, а что такое мораль? Приходилось ли вам сталкиваться в жизни с моральным выбором? Приведите примеры.

Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор » (слайд №6)

Y .Физминутка (глазодвигательные упражнения ) (слайд №7)

YI . Закрепление нового материала.

1. Работа с учебником. (слайд №8)

Теперь обратимся к учебнику стр.22 - 23

Что значит быть свободным?

Для чего нужна свобода?

Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода?

Что такое моральный выбор?

От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением?

Как должен поступать добродетельный человек?

Что такое моральный конфликт? (запись понятий в тетрадь)

2. Творческое применение знаний путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений. (работа в группах)

Сейчас мы снова поработаем в группах. Для начала вспомним правила работы в группах (дети перечисляют). Сейчас каждая группа получит небольшой рассказ. Ваша задача прочитать его и обсудить в группах. Ответить на вопрос: перед каким моральным выбором стоял герой или герои данного рассказа? (Приложение №1)

А сейчас предлагаю вам в парах обсудить следующие ситуации: (Приложение №2)

2. Работа по сказкам (слайд №9)

Люди с давних пор задумываются о вопросах морального выбора., отражали это в своих сказках. Ответьте на вопросы: - В какой сказке и кто нарушил право на свободу, держал кукол в рабстве?

В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?

Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства?

3. Творческая минутка

Подобрать слова, близкие по значению к каждой букве слова.

Свобода, мораль

(Возможные варианты ответов: совесть, воля, общество, добро, …)

YII . Рефлексия деятельности

Что такое свобода?

Как связана свобода с моральным выбором?

Всегда ли у человека есть выбор?

Какими качествами должен обладать человек, чтобы сделать моральный выбор?

Работа с оценочным листом .

Домашнее задание: оформить в портфолио ученика лист «Моя свобода». В нём продолжите незаконченные предложения:

Мне нельзя …

Мне можно …

Я могу быть …

    Спасибо за урок.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

Восточная притча Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Что ответил Мастер своему ученику? (слайд № 5)

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Всё в твоих руках.

Приложение №2

1 группа:

На дне рождения Сергея собрался весь класс. Ребята с интересом рассматривали картины, написанные дедом Сергея, коллекцию миниатюрных моделей автомобилей, собранную его отцом. Друзья веселились, танцевали, играли в фанты. Вечер пролетел незаметно.

А через неделю два друга, одноклассники Сергея, решили пойти в кино. Вадим зашёл за Костей и на полочке в прихожей увидел удивительно знакомый автомобильчик. Это была ярко-красная гоночная модель, которую он не так давно держал в руках на дне рождения Сергея. Вадим засомневался и решил прямо спросить у друга.

Костя признался. Автомобиль был так хорош, что он не удержался и присвоил себе. Он попросил Вадима не выдавать его….

2 группа:

Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь чей он может быть. Как ты поступишь?
а)пойду в магазин, куплю компьютерную игру, о которой долго мечтал;
б)куплю много конфет и угощу всех товарищей;
в)поступлю по- другому.

3 группа:

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

-А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.

-Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.

Приложение №3

Ситуации для обсуждения в парах.

1.У тебя есть два яблока, одно из них большое, красивое, другое явно похуже. К тебе пришел друг. Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то, какое взять себе?

2 .Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, и знаешь, чей он. Как ты поступишь?

3. Летом ты заработал деньги для поездки на экскурсию, а папа просит тебя отдать ему эти деньги, т.к. они ему сейчас очень необходимы для личных нужд. Как ты поступишь?

Приложение №4

Листы самооценки

(Подчеркните верные утверждения)

От чего зависит моральный выбор человека?

На чём основано нравственное поведение?

Что такое моральный выбор?

Чем определяется моральный выбор человека?

От страны

От самого человека

От родителей

От друзей

На законах

На моральных нормах

На советах друзей

На привычках

Между моральными нормами

Между добром и злом

Между своими интересами и интересами других

Верны все ответы

Местом жительства

Стойкостью характера


Цель: создание условий для формирования у учеников представления о свободе как основе нравственного выбора человека

Задачи:

Личностные: сформировать понимание значения свободы, морально ответствен­ного выбора в поведении человека; воспитание уважения к людям, к самому себе;

метапредметные: осознание обучающимися связи свободы и морального выбора человека;

предметные: сформировать навыки смыслового чтения текста, способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся

Тип урока: комбинированный.

Виды деятельности: беседа, фрагментное чтение, самостоятельная работа с источниками информации.

Основные термины и понятия: свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт.

Ход урока

I . Организационный момент. Целевая установка

Спроси у жизни строгой,


Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра. (слайд 3)

Про какую дорогу говорится в песне?

Ребята, возникал ли у вас вопрос: « Какой дорогой идти по жизни?»

А как вы думаете, сколько дорог может быть у человека?

А как вы думаете, человек выбирает себе дорогу в жизни? Давайте посмотрим на картину Васнецова «Витязь на распутье» (слайд 4)

Ребята, а есть у витязя свобода выбора?

О чем мы сегодня будем говорить? Как называется тема урока?

II. Проверка домашнего задания

Кому ты рассказывал о добродетели и пороке?


- Поняли ли тебя твои собеседники? Согласились ли с тобой? Как ты думаешь, почему? (у каждого человека свой выбор)

III. Работа по теме

1.Беседа по вопросам

Как вы считаете, с какими понятиями мы сегодня будем работать на уроке? (свобода, моральный выбор)

Что может помочь нам справиться с этими затруднениями? (учебник)

Отройте учебник, найдите и прочитайте в нем значение слова СВОБОДА, МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР (слайд №5,6)

Запишите в книгу мудрых мыслей

2.Комментированное чтение статьи на странице 22-23 с ответами на вопросы:

- Что такое моральный выбор?

От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением?

Как должен поступать добродетельный человек?

Что такое моральный конфликт, свобода и моральный выбор? (запись в тетрадь)

Приходилось ли вам делать свой собственный выбор между своими интересами и интересами других людей. (Дети приводят свои примеры) Как поступите вы в следующей ситуации? (слайд №7)

Сегодня мы поговорим о свободе и выборе, который совершает человек. Для того чтобы понять что такое свобода, что такое выбор. Часто человек должен выбирать между своими интересами и интересами других людей. Считается, что добродетельный человек должен следовать интересам других. Живя вместе, люди должны помогать друг другу, даже иногда в ущерб собственным интересам и желаниям. Однако не все люди добродетельны, и порой их интересы могут противоречить нормам морали.

3.Чтение истории и ее анализ (жизненная ситуация)

Беседа по вопросам:

Перед каким выбором оказался Вадим?

Какой выбор есть у Кости?

Чем могла закончиться эта история?

Что такое свобода, и что такое моральный выбор?

4.Физкультминутка (слайд №8)

Крошка сын


к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое
хорошо
и что такое
плохо?-
- Если ветер
крыши рвет, (Машем руками изображая ветер)
если
град загрохал,- (топаем ногами)
каждый знает -
это вот
для прогулок
плохо.
Дождь покапал
и прошел. (похлопали в ладошки)
Солнце
в целом свете. (руки подняли в верх к солнцу)
Это -
очень хорошо
и большим
и детям.

5.Работа в группах. Итоговая беседа.

(каждой группе раздаётся листочек с вопросом)

1 группа: Что значит быть свободным? Как связана свобода с моральным выбором?
2 группа: Для чего нужна свобода? Всегда ли можно поступать так, как тебе хочется?
3 группа: Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода? Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора?
7.Практикум (работа с литературными произведениями)
Вспомните сказки, в которых герои оказываются в ситуации морального выбора? Обращение к учебнику (работа с иллюстрацией к сказке «О мертвой царевне и семи богатырях») (слайд №9)
IV.Закрепление

Какой выбор должен быть правильным? Обратимся к началу урока. С каких строчек начался наш урок? (Зачитывают)

О чем говорится в следующих строчках?

Иди за солнцем следом,


Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

В каких строчках говорится о нравственном и безнравственном поведении?

Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что это жизнь,
Не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,


Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

Какой вывод для себя вы делаете из строк?

Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт не как сестра.

Но если с другом худо,


Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.

Учитель завершает:

Люди связаны друг с другом разнообразными обязанностями, одну из которых трудно исполнить, не нарушив другой. Поэтому важно давать только такие обещания, которые точно можно выполнить без ущерба для других. Острая ситуация морального выбора иногда называется моральным конфликтом. При разрешении морального конфликта очень важно сделать не просто правильный, а добродетельный выбор. (стр 22-23 учебника)

Рефлексия. (слайд №10)

1.Что интересного было для тебя сегодня на уроке?

3. В каких ситуациях вам могут пригодиться новые знания?


Домашнее задание :

Задание учебника на стр.23 (вопрос 1,2)

Подберите или создайте свои иллюстрации по сказкам
Приложение

Текст песни «Дорогою добра»

Спроси у жизни строгой


Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.

Иди за солнцем следом,


Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

Забудь свои заботы,


Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт не как сестра.

Но если с другом худо,


Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.

Но если с другом худо,


Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.

Ах, сколько будет разных


Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что это жизнь,
Не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,


Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны,


Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

Спроси у жизни строгой


Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.

Ты прочь гони соблазны,


Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны,


Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

Текст для анализа

На дне рождения Сергея собрался весь класс. Ребята с интересом рассматривали картины, написанные дедом Сергея, коллекцию миниатюрных моделей автомобилей, собранную его отцом. Друзья веселились, танцевали, играли в фанты. Вечер пролетел незаметно.

А через неделю два друга, одноклассники Сергея, решили пойти в кино. Вадим зашёл за Костей и на полочке в прихожей увидел удивительно знакомый автомобильчик. Это была ярко-красная гоночная модель, которую он не так давно держал в руках на дне рождения Сергея. Вадим засомневался и решил прямо спросить у друга.

Костя признался. Автомобиль был так хорош, что он не удержался и присвоил себе. Он попросил Вадима не выдавать его….

Рефлексия
1.Что интересного было для тебя сегодня на уроке?

2.О чем бы тебе хотелось продолжить разговор по теме урока с твоими близкими?

3. В каких ситуациях вам могут пригодиться новые знания?
Полезные ресурсы

Интернет-ресурсы
gif - anim . narod . ru
wiki.iteach.ru
info@vasnecov .ru.
pesni .net
Учебное пособие «Основы светской этики» М., «Просвещение»
Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство

Виды деятельности: , подготовка рассказа

Основные термины и понятия: Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт.

Ход урока:

  1. Словарный диктант по содержанию 3 – 8 уроков.

4. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? Прочитайте в пособии для учащихся, что вам предстоит сегодня узнать.

6. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

7. Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из текста пособия для учащихся, что предполагает свободный выбор.

Задание на дом: Подготовь рассказ с примерами поступков, предполагающих свободный выбор человека.(или подбери примеры из произведений, прочитанных на уроках чтения).

Урок 10. Свобода и ответственность

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа

Основные термины и понятия: Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности.

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Возможные вопросы учащимся:

Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся.

  1. Беседа с учащимися по вопросам:

· Как вы считаете, что значит быть ответственным человеком?

· За что может и должен отвечать человек?

· Как понятие ответственности связано с темой предыдущего урока?

  1. Чтение статьи из пособия для учащихся.
  2. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).
  3. Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из текста пособия для учащихся, что входит в отношения ответственности.
  4. Обсуждение результатов самостоятельной работы.
  5. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

Задание на дом: Подбери пример из литературы, в котором бы описывалось ответственное поведение человека.

Урок 11. Моральный долг

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



Основные термины и понятия: Моральный долг. Моральная обязанность.

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся.

3. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? Как вы думаете, как связана тема предыдущего урока с темой урока сегодняшнего? Прочитайте в пособии для учащихся, что вам предстоит сегодня узнать.

4. Самостоятельная работа учащихся. Задание: составьте предложение со словом долг . (или по группам придумайте сюжет короткой истории, в котором обязательно присутствует слово долг )

  1. Обсуждение результатов самостоятельной работы. Возможные вопросы: Какие предложения вы составили? В каком значении в них употребляется слово долг ? (или задание группам: расскажите, какие сюжеты вы придумали). Обратитесь к толковому словарю, выпишите оттуда значение слова долг . Совпадет ли ваше понимание значения этого слова с тем, что написано в словаре?
  2. Чтение статьи из пособия для учащихся.

Как вы поняли, что такое долг, моральный долг?

Что нового для себя вы узнали?

  1. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.
  2. Задание на дом: Подбери две-три пословицы, в которых говорилось бы о долге человека. Объясни, как ты понимаешь значение этих пословиц.

Урок 12. Справедливость

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка рассказа

Основные термины и понятия: Справедливость. Моральные правила справедливого человека.

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания по вопросам:

Какие пословицы вы подобрали? Почему именно эти? Как вы понимаете значение этих пословиц?



На доске записываются все пословицы, которые выбраны учащимися.

  1. Работа учащихся с понятием справедливость . Задание:Как вы думаете, от какого слова произошло это понятие? Как вы понимаете, что такое справедливость?
  2. Запись в тетрадях темы урока. Обсуждение темы урока: как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня уроке?
  3. Чтение статьи из пособия для учащихся.
  4. Самостоятельная работа учащихся. Задание: составьте план статьи из пособия для учащихся.
  5. Обсуждение результатов самостоятельной работы.
  6. Беседа с учащимися по вопросам. Возможные вопросы:
    • Что в тексте статьи из пособия для учащихся показалось вам самым важным?
    • Получили ли вы ответы на вопросы, заданные в начале урока?
    • Как вы поняли, что такое справедливость?
    • Назовите признаки, по которым можно судить о справедливости.
    • Согласен ли ты с теми моральными правилами, которые названы в пособии? Почему?
  • Как ты думаешь, быть справедливым очень сложно? Обоснуй свой ответ.

9. Самостоятельная работа учащихся по группам. Каждая группа получает текст русской народной сказки (или сказки одного из народов России) (по выбору учителя). Задание: Определите, можно ли финал сказки назвать справедливым? Почему?

10. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

11.Задание на дом: Придумай небольшой рассказ о справедливом человеке и несправедливом (или вспомни историю из жизни или литературы) . Дай оценку их поступкам.

Урок 13 Альтруизм и эгоизм

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Эгоизм. Альтруизм. Разумный эгоизм

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся.
  3. Запись в тетрадях темы урока. Обсуждение темы урока: как вы думаете, что означают слова альтруизм и эгоизм? Какое из этих слов вам знакомо, а какое нет? Как вы думаете, это слова близкие по значению или противоположные?
  4. Работа с толковым словарем. Задание: прочитайте в словаре значение слов альтруизм и эгоизм .
  5. Чтение статьи из пособия для учащихся.
  6. Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из пособия для учащихся определения эгоизма и альтруизма, сопоставить их с теми, которые даны в словаре. Какие определения вам понятнее?
  7. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.
  8. Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям о том, что такое эгоизм, альтруизм, разумный эгоизм. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).

Урок 14. Дружба

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа.

Основные термины и понятия: Добродетельные отношения. Дружба.

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания по вопросам: Кому из членов семьи ты рассказывал об эгоизме и альтруизме? Что особенно заинтересовало, какие твои вопросы вызвали у них затруднения, почему, смог ли ты помочь, не обращаясь к пособию?

3. Работа с понятием дружба . Задание: разберите по составу слово дружба. От какого слова оно произошло? Что обозначает это слово? Определите значение слова, воспользовавшись толковым словарём.

4. Чтение статьи из пособия для учащихся.

  1. Самостоятельная работа учащихся. Задание: составить план статьи из пособия для учащихся.
  2. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.
  3. Составление плана творческой работы – рассказа о своем друге.

Примерный план рассказа:

1) Как я понимаю слово дружба .

2) Кто такой мой друг.

3) Почему я дружу с этим человеком.

4) Что дает мне дружба.

  1. Задание на дом: Напишите небольшой рассказ о своем друге, пользуясь составленным планом. Обсудите его с родителями.

    Ожидаемый результат:

    личностный : понимание значения свободы, морально ответствен-ного выбора в поведении человека; воспитание уважения к людям, к самому себе;

    предметный

    метапредметный

    Тип урока : открытие новых знаний

    Виды деятельности

    Формы организации

    Методы обучения на уроке:

    Оборудование

    Основные термины и понятия

    Ход урока:

    Звучит песня «О доброте»

    I . Организационный момент. (слайд №1)


    II

    Вас кто-нибудь принуждал к выбору определенного цвета?

    (слайд №2)

    1. Работа по теме.

    а) Игра в «ассоциации»

    (слайд №3)

    Свобода -

    уважение

    каникулы

    слайд №4)

    слайд №5)

    (слайд №6)

    Вывод: Все живое на земле стремится к свободе. Едва зародившаяся былинка ломает толстый асфальт, устремляясь к солнцу. Птица в клетке бьется до изнеможения, пытаясь вырваться на волю. Человек - венец творения - едва встав на ноги, требует для себя свободы.

    Работа в паре.

    (слайд №7)

    Свобода — это возможность делать все, что хочешь.

    Свобода — это независимость от кого-то.

    Свобода — это отсутствие стеснений, ограничений.

    Свобода — это вседозволенность.

    Свобода — это возможность выбора.

    -

    Ситуации (карточка на каждой парте)

    1. . Работа с текстом

    а) Чтение рассказа . (слайд №8)

    б) Беседа по вопросам (слайд №9)

    Какой путь выбрали бы вы?

    ВЫВОД (слайд №10)

    Выбор, направленный во благо другому - это и есть моральный выбор. (слайд №11, 12)

    V . Работа с учебником .

    а) Найти ответы на вопросы .

    Что такое моральный выбор?

    Желающий может раскрыть над собой любой из этих зонтов Выбравший черный зонт, поделится печальными воспоминаниями прошлого, тот, кто выбрал яркий пестрый зонт - радостными, светлыми воспоминаниями; красный зонт напомнит о тревожных моментах детства. (заслушиваются рассказы детей, стоящих под выбранными зонтиками. «Я стояла перед выбором, когда…»)

    Спасибо за откровенность.

    VI . Работа с притчей. (слайд №13)

    а) Чтение учителем

    Что ты плачешь? - спросил его отец. - Ведь гвоздей больше нет?

    б) Беседа по вопросам

    VI . Итог. Работа в группе.

    а) Работа по заданиям шарика

    Свобода, как и шарик, тоже нуждается в бережном отношении. Шарикам тоже хочется летать в свободном полете, но им мешает груз. Давайте попробуем освободить шарики, выполнив задания. Используя свободу выбора, можете выбрать карточки разных уровней сложности, на красной карточке - задания посложнее, на желтой - полегче.

    (слайд №14)

    Задание на желтых карточках: (слайд №15)


    2. В какой сказке « хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?
    3. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства?

    (слайд №16)

    В древности существовало поверье, что на одном плече у человека сидит ангел (носитель хороших, добрых поступков), а на другом дьявол (носитель плохих, злых). Каждый нашёптывает своё. Кого послушает человек, так и поведёт себя. Чтобы чаще слышать шепот ангела, надо постоянно вырабатывать в себе умение поступать в соответствии с главными человеческими ценностями. Желаю вам, ребята, силы физической, а самое главное - дай бог вам силы не ошибиться при выборе, шагая по трудной дороге жизни.

    (слайд №17)

    VII .Домашнее задание

    Задания по выбору:

    VIII . Рефлексия

    а) (чудесные зонтики)

    (слайд №18)

    Использованная литература

    1. Цикл занятий на уроках психологии для подростков « Я сам строю свою жизнь» Любченко Алла Николаевна, педагог-психолог http:// festival. 1september.ru/
    2. Е. Королькова, Л. Семина, Н Суворова. Право на жизнь, свободу,собственность http://krotov.info/

Просмотр содержимого документа
«урок на тему "Свобода и моральный выбор" »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад № 16»

города Байкальска Слюдянского района Иркутской области

Разработка урока на областной конкурс

на лучшую учебно-методическую

разработку по ОРКСЭ

Модуль «Основы Светской этики»

Урок «Свобода и моральный выбор»

Учитель начальных классов:

Плисюк Ирина Николаевна

Пояснительная записка : Разработка урока № 9 по курсу ОРКСЭ в 4 классе "Свобода и моральный выбор человека»" (модуль "Основы светской этики"). К уроку прилагается презентация.

Цель : формирование понимания значения свободы и морального выбора в жизни человека и общества.

Задачи :

    Сформировать знания учащихся по теме «Свобода и моральный выбор»;

    Развивать умение грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения;

    Обучение навыкам смыслового чтения текста, и понимания прочитанного;

    Способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся;

    Воспитывать уважительное отношение к свободе и нравственному выбору человека;

Ожидаемый результат:

личностный : понимание значения свободы, морально ответствен­ного выбора в поведении человека; воспитание уважения к людям, к самому себе;

предметный : осознание обучающимися связи свободы и морального выбора человека;

метапредметный : навыки смыслового чтения текста, выражение своего понимания прочитанного.

Тип урока : открытие новых знаний

Виды деятельности : беседа, фрагментное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, практикум

Формы организации : фонтальная, групповая, парная.

Методы обучения на уроке:

Словесные (слово учителя), наглядные (презентации), творческие, практические и проблемно- поисковые (при решении задач),групповая работа по карточкам.

Оборудование : учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши, мультимедийный проектор, презентация, карточки с определениями, напечатанные тексты, словари

Основные термины и понятия : Свобода. Моральный выбор. Моральный конфликт.

Ход урока:

Звучит песня «О доброте»

I . Организационный момент. (слайд №1)

Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности, и любви. Пошлите свет любви Вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами источником света, добра и любви.
II . Введение в тему. Социализация

Напишите красиво свое имя на листочке.

Раскрасьте его в любимый цвет.

Какого цвета ваше имя? Назовите ваш любимый цвет.

Вас кто–нибудь принуждал к выбору определенного цвета?

Сформулируйте тему занятия. (свобода) (слайд №2)

Какова цель нашего урока? (познакомиться с понятиями - свобода, выбор)

    Работа по теме .

а) Игра в «ассоциации»

Что вы представляете, когда слышите слово «свобода»?

Пожалуйста, подберите к этому слову ассоциации (слайд №3)

Свобода -

уважение

каникулы

Прочитайте свои ассоциации. Вслушайтесь в слова, которые вы услышите. Допишите слова, которые вам понравились, если у вас их нет. (слайд №4)

Проверка и дополнение. (свобода, жизнь, счастье)

б) Работа со словарями, справочниками и энциклопедиями

Есть разные мнения, что такое свобода. Где можно узнать точное определение понятия «свобода»?

Что может помочь нам справиться с этими затруднениями? (учебник)

Отройте учебник, найдите и прочитайте в нем значение слова СВОБОДА

Найдите и прочитайте значение этого слова в словарях.

(Работа со словом «свобода» по словарю Ожегова, большому энциклопедическому словарю

Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. Большой Энциклопедический словарь) (слайд №5)

Что значит быть свободным? (ты сам можешь решать, как поступить в той или иной ситуации)

в) Работа со слайдами «Кто чувствует себя счастливым»

Кто чувствует себя счастливым и почему? (слайд №6)

Вывод: Все живое на земле стремится к свободе. Едва зародившаяся былинка ломает толстый асфальт, устремляясь к солнцу. Птица в клетке бьется до изнеможения, пытаясь вырваться на волю. Человек – венец творения – едва встав на ноги, требует для себя свободы.

г) Обозначение порядок значимости для детей высказывания о свободе

Работа в паре.

Что же в свободе самое главное? (слайд №7)

Обсудите в парах и обозначьте цифрами (в карточке) в порядке значимости для вас следующие высказывания:

Свобода - это возможность делать все, что хочешь.

Свобода - это независимость от кого-то.

Свобода - это отсутствие стеснений, ограничений.

Свобода - это вседозволенность.

Свобода - это возможность выбора.

- Как вы понимаете пословицу: «Человек сам себе не волен»? Для чего человек должен ограничивать свою свободу? Рассмотрите ситуации и обоснуйте свое мнение. (продолжают работу в паре)

Ситуации (карточка на каждой парте)

1. На уроке математики неудержимо захотелось есть (петь, плясать, стоять на голове).

2. К вам пришли гости. Вы веселитесь, гремит музыка, а время уже позднее.

3. Друзья зовут на улицу. Вам очень хочется пойти, но у вас заболела мама.

Вывод: легко выбрать простые вещи: продукты, одежду, обувь. Сложнее сделать выбор в отношении человека и его поведения.

IV . Работа с текстом (на партах у каждого лежит текст)

а) Чтение рассказа . (слайд №8)

Прочитай историю. (Читают про себя, затем 1 уч вслух)

На дне рождения Сергея собрался весь класс. Ребята с интересом рассматривали, коллекцию моделей автомобилей, собранную его отцом. Друзья веселились, играли в фанты. Вечер пролетел незаметно.

А через неделю два друга, одноклассники Сергея, решили пойти в кино. Вадим зашёл за Костей и на полочке в прихожей увидел удивительно знакомый автомобильчик. Это была ярко-красная гоночная модель, которую он не так давно держал в руках на дне рождения Сергея. Вадим засомневался и решил прямо спросить у друга.

Костя признался. Автомобиль был так хорош, что он не удержался и присвоил себе. Он попросил Вадима не выдавать его….

б) Беседа по вопросам (слайд №9)

Перед каким выбором оказался Вадим? (рассказать Сергею о воровстве или промолчать)

Какой выбор есть у Кости? (сознаться самому в проступке)

Какой путь выбрали бы вы?

в) Обобщение (свобода связана с моральным выбором)

ВЫВОД (слайд №10)

С понятием свободы тесно связано понятие морального выбора.

Всю жизнь мы находимся в роли сказочного богатыря, постоянно должны выбирать свой путь, сказать или не сказать, ответить или промолчать, стерпеть или не стерпеть, да или нет?

У каждого человека есть свобода выбора.

Выбор, направленный во благо другому – это и есть моральный выбор. (слайд №11, 12)

V . Работа с учебником .

а) Найти ответы на вопросы .

Что такое моральный выбор?

Отчего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением?

Как должен поступать добродетельный человек?

Что такое моральный конфликт, свобода и моральный выбор? (запись в тетрадь)

Приходилось ли вам делать свой собственный выбор, оказываться в ситуации морального выбора?

б) Путешествие в прошлое «чудесные зонтики»

Желающий может раскрыть над собой любой из этих зонтов Выбравший черный зонт, поделится печальными воспоминаниями прошлого, тот, кто выбрал яркий пестрый зонт – радостными, светлыми воспоминаниями; красный зонт напомнит о тревожных моментах детства. (заслушиваются рассказы детей, стоящих под выбранными зонтиками. «Я стояла перед выбором, когда…»)

Спасибо за откровенность.

Ребята, от чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением, между добром и злом? (От характера и силы воли человека)

Какими качествами характера должен обладать человек, чтобы сделать осознанный выбор? А к чему может привести неправильно сделанный выбор? (может пострадать человек, или сам можешь пострадать)

VI . Работа с притчей. (слайд №13)

Человеческие ценности (притча).

а) Чтение учителем

У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Он обижал слабых, жестоко обращался с животными, не почитал старость. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.

Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места, весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он стал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело неожиданное впечатление: он горько заплакал.

Что ты плачешь? – спросил его отец. – Ведь гвоздей больше нет?

Гвоздей-то нет, а дырки остались, - ответил сын.

б) Беседа по вопросам

Почему дырки от гвоздей так поразили мальчика?

(когда делаешь человеку больно, выбираешь дорогу зла, у него на сердце остается такой же шрам, как и эти дырки. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься.)

в) Обобщение (практикум -психологический прием с бумагой)

Это легко доказать, используя простой лист бумаги. Помните, делая выбор между добром и злом, каждое неосторожное слово или проступок оставляют в душе и на лице человека пусть незаметные, но неизгладимые морщинки

(Для этого психологического приёма у детей на парте лежит лист бумаги, на котором нарисовано лицо

Предлагаю детям смять лист, а затем попытаться распрямить его. Это не удается сделать. Дети демонстрируют неизгладимые морщины.)

VI . Итог. Работа в группе.

а) Работа по заданиям шарика

(В руках учителя 2 воздушных шарика, к ниточке которых привязаны карточки с заданиями разных цветов)

Свобода, умение сделать правильный выбор важны для каждого человека.

Свобода, как и шарик, тоже нуждается в бережном отношении. Шарикам тоже хочется летать в свободном полете, но им мешает груз. Давайте попробуем освободить шарики, выполнив задания. Используя свободу выбора, можете выбрать карточки разных уровней сложности, на красной карточке – задания посложнее, на желтой - полегче.

Задание на красных карточках: (слайд №14)

1. Подвести итог урока путем составления синквейна к слову «свобода».

Задание на желтых карточках: (слайд №15)

1.В какой сказке и кто нарушил право на свободу, держал кукол в рабстве?
2. В какой сказке « хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?
3. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства?

(слайд №16)

В древности существовало поверье, что на одном плече у человека сидит ангел (носитель хороших, добрых поступков), а на другом дьявол (носитель плохих, злых). Каждый нашёптывает своё. Кого послушает человек, так и поведёт себя. Чтобы чаще слышать шепот ангела, надо постоянно вырабатывать в себе умение поступать в соответствии с главными человеческими ценностями. Желаю вам, ребята, силы физической, а самое главное – дай бог вам силы не ошибиться при выборе, шагая по трудной дороге жизни.

(слайд №17)

VII .Домашнее задание

Задания по выбору:

1. Составить синквейн к слову «конфликт»

2. Инсценировать ситуации морального выбора

VIII . Рефлексия

а) (чудесные зонтики)

Какое эмоциональное состояние вы пережили на уроке?

Подойдите к зонтику, который соответствует вашему эмоциональному состоянию.

(дети становятся под зонтики, по цвету соответствующие их эмоциональному состоянию)

О чем бы тебе хотелось продолжить разговор по теме урока с вашими близкими?

В каких ситуациях, когда вам могут пригодиться новые знания?

Спасибо вам, ребята, за работу! Удачи!

А сейчас оденьтесь, пожалуйста, и на улице отпустите шарики в свободный полет! (слайд №18)

Использованная литература

    Цикл занятий на уроках психологии для подростков « Я сам строю свою жизнь» Любченко Алла Николаевна, педагог-психолог http:// festival. 1 september . ru /

    Е. Королькова, Л. Семина, Н Суворова. Право на жизнь, свободу,собственность http:// krotov . info /

Модуль

Основы светской этики

Урок № 9

Свобода и моральный выбор человека

, Н ., учителя г. Орска

Руководитель

К. п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ

Цель: формирование представлений о свободе и моральном выборе человека, как ценности в светской этике.

Формировать этические чувства: вины, стыда, свободы, как регуляторов морального выбора человека;

Воспитывать уважительное отношение друг к другу, демонстрируя положительные примеры собственных поступков и поступков окружающих людей;

Формировать у учащихся правовую культуру, общечеловеческие ценности, уважение к правам, свободам личности, морального выбора человека, чувствам собственного достоинства и справедливости;

Развивать значения понятий: свобода, моральный выбор, моральный конфликт;

Формировать умения практического применения знаний правовых категорий в реальных ситуациях;

Сформировать понятия:

Сформировать собственное мнение и позицию;

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: свобода, моральный выбор человека, моральный конфликт

Оборудование: компьютер, учебная доска, презентация, музыкальное сопровождение,Ларец мудрых мыслей г. Кострома, стихотворение С. Маршака, карточки для групповой работы, толковый словарь, Большой энциклопедический словарь, учебник.


Ход урока

Организационный момент.

(звучит спокойная фонограмма)

Ребята, закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности и любви. Пошлите свет любви Вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами добра и любви.

Проверка домашнего задания.

Кому ты рассказывал о добродетели и пороке?

Поняли ли тебя твои собеседники?

Согласились ли с тобой?

Введение в новую тему.

- Прочитайте слово по первым буквам картинок

Слайд №1.

Работа в парах.

Какие слова вы представляете когда вы слышите слово СВОБОДА?

Запишите на листочках:(выбор, уважение, каникулы, птицы, небо, простор, ветер, море)

Слайд №2.

Творческая работа в группах.

Творческая пятиминутка . Подобрать родственные слова, близкие по значению к каждой букве слова.

Ребята, подберите к каждой букве слова СВОБОДА родственные слова.

Обсуждение.

Работа с учебником.

Стр.22.

Какова же тема урока?

Беседа по вопросам:

По вашему мнению, что значит быть свободным?

Для чего нужна свобода?

Работа со словарями в группах.

Слайд №3.

Свобода - это отсутствие ограничений и стеснений в чём-либо, возможность делать всё, что не наносит вреда другому.

Свобода - это возможность проявления своей воли на основе осознания законов природы и общества.

Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе. Толковый словарь Ожегова

Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор.

Большой Энциклопедический словарь

Запись понятия слова СВОБОДА в « Ларец мудрых мыслей».

Обсуждение.

Чтение статьи на странице 22-23

- Найдите ответы на вопросы.

Что такое моральный выбор?

От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведении­-

Как должен поступать добродетельный человек?

Что такое моральный конфликт?

(это результат такого морального выбора, поступка, который приводит к нарушению моральных норм)

(Отрывок из книги «Одна единственная жизнь»)

Отрывок текста читает учитель.

«Задумывался ли ты когда-нибудь о том, что у тебя есть только одна

единственная жизнь? Давай представим себе какого-нибудь человека, про­-

должительность жизни, которого 70 лет, то есть в общей сложности 25550

дней, и каждый день его жизни условно обозначим кирпичиком.

Теперь представим, что наш воображаемый человек стоит на самом

верху сооружения, сделанного их этого кирпича. Высотой оно примерно 25

м, шириной один метр, длиной полтора метра. Он стоит, любуясь открыт­-

веющимися перед его взором прекрасным видом.

Каждое утро появляется «некая» рука, которая снимает один кирпич с

края строения.

«Ну, это совсем не опасно! Если даже исчезнет один ряд, ничего

страшного не случится», - думает человек.

Рука появляется каждое утро и убирает только один кирпич. С беспеч­ностью ловек любуется окружающим его видом. «Все человек любуется окружающим его видом. «Все прекрасно», - ду­

И совсем не скоро, через долгий-долгий период времени человек с

ужасом обнаружит, что он стоит только на одном кирпиче...»


Ребята, подумайте на смыслом прочитанного и постарайтесь ответить на вопросы:

Попробуйте нарисовать образ вашей единственной жизни?

Что такое жизнь?

Чем измеряется жизнь?

А если человек прожил долгую, но бесполезную жизнь - никому не помог, ничего хорошего не оставил после себя? Вот и выходит, что жизнь измеряется не прожитыми годами, а тем, какой ты след оставишь на земле.

Мы все умрем: людей бессмертных нет,

И это всем известно и не ново,

Но мы живем, чтобы оставить след –

Дом иль тропинку, дерево иль слово.

(Р. Гамзатов)

Оставить след. Не для этого ли мы живем?

Каждый человек совершает свой выбор «стоять на вершине и любо­ваться прекрасным видом» и ждать когда жизнь закончится или совершать добрые дела, достойные поступки и оставить о себе добрую память в серд­цах людей. Выбор человек делает сам.

Каждый день человек совершает самые разные поступки, хорошие или плохие, приятные для окружающих или только для самого человека. За каж­дым поступком стоит выбор.

Кто совершает этот выбор?

Как понять хорошие поступки ты совершаешь или нет, приносят ли твои поступки радость и удовлетворение окружающим или нет?

Самый лучший способ познать себя, понять, как следует поступать в этом, нам поможет притча.

Слайд №4.


Восточная притча
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Что ответил Мастер своему ученику?

Какой вывод вы можете сделать?

Работа с учебником.

Стр.22-23.

Слайд №5.

Ситуация 1.
Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь чей он может быть. Как ты поступишь?
а)пойду в магазин, куплю компьютерную игру, о которой долго мечтал;

б)куплю много конфет и угощу всех товарищей;

в)поступлю по - другому.

Обсуждение ответов.

Работа в парах.

Обсуждение ситуации.

Слайд №6.

Чтение учителем или хорошо подготовленным учеником стихотворения С. Михалкова «Находка»

Я выбежал на улицу,

По мостовой пошел,

Свернул налево за угол

И кошелек нашел.

Четыре отделения

В тяжелом кошельке.

И в каждом отделении

Пятак на пятаке.

И вдруг по той же улице,

По той же мостовой

Идет навстречу девочка

С поникшей головой.

И грустно смотрит под ноги.

Как будто по пути

Ей нужно что-то важное

На улице найти. Не знает эта девочка,

Что у меня в руке

Ее богатство медное

В тяжелом кошельке.

Работа по вопросам.

Закрепление изученного по сказкам.

Вопросы по сказкам.

Слайд №7.

Вопросы по сказкам

1.В какой сказке и кто нарушил право на свободу, держал кукол в рабстве?

2.В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?

3.Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства?

Слайд №8.

Релаксация.

Индивидуальная работа на листочках.(можно закончить дома)

Ребята, изучив данную тему можете ли вы закончить предложения ?

Я-ПОНИМАЮ...

ВНЕШНЕ Я...

МНЕ НЕЛЬЗЯ...

Я ЛЮБЛЮ...

Я ЧУВСТВУЮ...

МНЕ МОЖНО...

Я МОГУ БЫТЬ....

Как вы определили, что вам можно, а что нельзя?

Кто или что помогает сделать выбор как поступить?

Домашнее задание:

В учебнике Стр.23.

Перечитайте « Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». .

В каких ситуациях морального выбора оказалась Черновка?

Как она поступила?

Приходилось ли вам оказываться в ситуации

морального выбора?

Иллюстрации:http://foto. *****/users/awersa1/album/?sort=vote