Транспорт мира. Значение транспорта в мировом хозяйстве. Виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда. Виды транспорта Какой вид транспорта имеет

Роль транспорта.

А1. Доля инфраструктурного комплекса в общем объема ВВП в России составляет

1)25% 2)42% 3)54% 4)66%

А2. Какая из перечисленных отраслей экономики входит в состав инфраструктурного комплекса?

1) металлургия 2)транспорт 3)земледелие 4)рыболовство

А3. Какой из перечисленных видов транспорта является специализированным?

1)железнодорожный 2)морской 3)воздушный 4)трубопроводный

А4. Какой из перечисленных видов транспорта играет наименьшую роль в общем грузообороте?

1)воздушный 2)железнодорожный

3)речной (внутренний водный) 4)морской

А5. Какой из перечисленных видов транспорта перевозит наибольшую часть пассажиров?

1) морской 2) железнодорожный 3) автомобильный 4) речной

В1. Какой вид транспорта обладает самой низкой себестоимостью грузовых перевозок?

В2. Установите соответствие между видом транспорта и его характерной особенностью.

Вид транспорта Особенность

1)воздушный А) наименьшая себестоимость перевозок

2)морской Б) наибольшая скорость перевозок

3)автомобильный В) исторически сложившаяся сеть транспортных путей

Г) наибольшая доля в пассажирообороте

ВЗ. Расположите перечисленные виды транспорта в порядке увеличения их доли в грузообороте.

А) морской Б) автомобильный В) внутренний водный Г) воздушный

С1 В мировом грузообороте более 50% приходится на морской транспорт. Объясните, почему в России этот показатель составляет менее 5%. Укажите не менее двух причин.

С2. Почему, несмотря на отсутствие качественной сети автомобильных дорог, в России на долю автомобильного транспорта все же приходится более 40% всем перевозок пассажиров? Укажите не менее двух причин.

В настоящее время для перевозки грузов используются следующие виды транспорта в зависимости от вида природной среды, в которой осуществляется процесс движения: наземный (автомобильный, железнодорожный), водный (морской, речной), воздушный (авиатранспорт), трубопроводный (в зависимости от места расположения труб может относиться к любому перечисленному виду транспорта).

Используемые типы транспортных механизмов разделяются на транспортные средства, которые перемещаются вместе с грузом, и транспортные устройства, которые сами не перемещаются в пространстве, но обеспечивают пространственное перемещение груза.

Существует множество классификаций видов транспорта в зависимости от выбранного критерия классификации. Наиболее часто встречающимися являются следующие классификации.

В зависимости от среды, в которой осуществляется процесс транспортировки, различают следующие типы транспорта:

водный - это транспорт, предназначенный для перемещения в водной среде.

В свою очередь, водный транспорт подразделяется на:

надводный и подводный;

морской и речной;

наземный - это транспорт, предназначенный для перемещения по земной поверхности.

Данный тип транспорта подразделяется в зависимости от используемых транспортных средств на:

автомобильный;

железнодорожный;

трубопроводный;

воздушный - это транспорт, предназначенный для перемещения в воздушной среде (над землей, но в земной атмосфере);

космический - это транспорт, предназначенный для перемещения в космосе (над землей, но за пределами земной атмосферы).

В зависимости от круга потребителей транспортных услуг транспорт разделяется на:

магистральный, или общего пользования - это транспорт, который обслуживает любых участников рынка (круг потребителей ничем не ограничен);

ведомственный (промышленный, необщего пользования) - это транспорт, который обслуживает перевозку грузов только какой-то части участников рынка или даже только отдельного участника рынка.

В зависимости от времени использования транспорт бывает:

круглогодичным (всесезонным) - это транспорт, который обеспечивает перевозку грузов участникам рынка круглый год;

сезонным (межсезонным) - это транспорт, который работает только несколько месяцев в году, пока позволяют природные условия. Например, в нашей стране водный транспорт часто не функционирует в зимнее время года, так как реки и моря замерзают.

универсальный - это транспорт, предназначенный для перевозки потенциально любых видов грузов;

специальный - это транспорт, предназначенный для перевозки только определенного вида груза. Из указанных типов транспорта к данной группе относится в основном трубопроводный транспорт. Однако в каждом типе транспорта всегда имеется та или иная специализация транспортных средств по видам перевозимой продукции. Специализация транспорта - важный путь снижения транспортных расходов.

В зависимости от формы собственности транспорт может быть:

государственным - это транспорт, который принадлежит государству;

частным - это транспорт, который принадлежит частным лицам (организациям или населению).

В зависимости от того, какие перевозки обслуживаются, различается транспорт:

национальный (внутренний) - это транспорт, который обслуживает перевозку грузов внутри данной страны;

международный (внешний) - это транспорт, который обслуживает перевозку грузов между странами.

Участнику рынка, как правило, требуется переместить свой груз в целости и сохранности в требуемое место на определенное расстояние и в течение какого-то времени. Обычно он может сделать это путем использования разных видов транспорта, а потому перед ним всегда стоит задача выбора того или иного вида транспорта, которым он может доставить свой груз. Данная задача решается с учетом разнообразных характеристик, которыми обладает перемещение груза тем или иным видом транспорта, а критерием, в конечном счете, является минимизация транспортных расходов и (или) максимизация прибыли данного участника рынка.

Каждый вид транспорта (в данном контексте - грузового) имеет сразу целый ряд сравнительных достоинств (относительных преимуществ) и сравнительных недостатков (относительно отрицательных черт).

Сравнительную рыночную сущность вида транспорта лучше всего показывает единство его главного достоинства и основного недостатка для транспорта:

автомобильного - маневренность против затратности;

железнодорожного - масштабность против неманевренности;

водного - дешевизна против длительности;

воздушного (авиа) - скорость против затратности;

трубопроводного - масштабность и дешевизна против грузоограниченности.

Каждый вид транспорта, в конечном счете, используется участниками рынка тогда, когда его достоинства при конкретной перевозке груза перевешивают его относительные недостатки в большей степени, чем это имеет место при использовании других видов транспорта.

Поскольку обычно перевозка груза может быть осуществлена самыми различными видами транспорта, у участника рынка всегда имеется выбор в отношении того, каким видом транспорта и на каких условиях он может осуществить процесс перевозки груза.

Главная черта автомобильного транспорта - маневренность. Данный вид транспорта имеет неоспоримое достоинство - он позволяет доставить груз непосредственно на склад покупателя продукции. Все остальные виды транспорта могут это сделать только при условии, что грузополучатель имеет специально оборудованный для определенного вида транспорта пункт доставки, например собственный морской порт, железнодорожный узел, аэропорт. Поскольку в большинстве случае участник рынка не имеет такого рода пунктов доставки, ему приходится использовать автомобильный транспорт, чтобы доставить груз от пункта его выгрузки железнодорожным, водным, воздушным транспортом до собственного приемочного склада.

Особенности железнодорожного транспорта: данный вид транспорта также является наземным видом транспорта, а потому он, как и автотранспорт, способен обеспечить необходимую всепогодность перевозок и сохранность грузов больше, чем водный или воздушный транспорт, в той мере, в какой это зависит от самой среды транспортировки грузов. В отличие от автомобильного, железнодорожный транспорт по своему замыслу предназначен для перевозки крупных партий грузов (руда, уголь, металл и т. п.) на большие расстояния. Отсюда - главная отличительная черта железнодорожного транспорта - это масштабность.

Технически такая масштабность обеспечивается, прежде всего, тем, что используемые на железнодорожном транспорте транспортные средства (вагоны и т. п.), позволяют перевозить большие грузы (по весу, размерам). Высокая грузоподъемность - это важнейшее техническое достоинство железнодорожного транспорта по сравнению с автомобильным.

Очевидно, железнодорожный транспорт имеет большую роль именно в крупных по своей территории странах, как, например, наша страна, где вообще существуют большие расстояния. В небольших по территории государствах данный вид транспорта обычно занимает второстепенное место и намного уступает по использованию автомобильному транспорту. Однако в международных перевозках его роль существенно возрастает.

Возможность доставки на большие расстояния больших партий грузов означает, что затраты на их перевозку железнодорожным транспортом оказываются существенно ниже, чем автомобильным транспортом. Поэтому масштабность железнодорожных перевозок порождает главную рыночную черту этого транспорта - относительную дешевизну.

В силу своих технических особенностей железнодорожный транспорт не обладает той же маневренностью, что и автомобильный, т. е. он не может доставлять груз непосредственно к его потребителю.

В отличие от автомобильного, железнодорожный транспорт является капиталоемким - все затраты на строительство железнодорожных путей и станций в форме амортизационных отчислений непосредственно отражаются в транспортных тарифах. Однако масштабность перевозок позволяет устанавливать эти тарифы на гораздо более низком уровне, чем в автомобильном транспорте.

Особенности водного (речного, морского) транспорта: для большой по территории страны, особенно такой, как Россия, водный транспорт обычно отождествляется с речным транспортом и представляет собой преимущественно внутренний вид транспорта, а морским называется водный транспорт, обслуживающий перевозки по морю. В нашей стране морской транспорт является как внутренним видом водного транспорта, так и внешним, обслуживающим международные перевозки грузов. Для сравнения во многих европейских странах единственным видом водного транспорта является речной, который одновременно обслуживает как внутренние, так и международные перевозки грузов таких стран. Главная рыночная отличительная черта водного транспорта - это его дешевизна. Водный транспорт - самый дешевый вид транспорта в сравнении с наземными или воздушными видами транспорта.

Использование водного транспорта потенциально возможно, если грузоотправитель и грузополучатель могут быть связаны между собой посредством водного транспорта, т. е. при наличии связывающей их реки или морских путей. Если оба участника рынка располагаются на одном и том же земельном пространстве, процесс перемещения между ними водным транспортом обычно невозможен вообще. Либо только часть расстояния груз перемещается по воде, а другую часть - иными видами транспорта;

Воздушный транспорт имеет две главные взаимосвязанные черты, которые существенно отличают его от иных видов транспорта:

скорость - это главное достоинство воздушного транспорта. С помощью авиации грузы могут доставляться за самое короткое время практически в любую точку мира;

внедорожность - авиационному (воздушному) транспорту практически совершенно не нужны никакие дороги на поверхности земли. Потребность в "дорогах" у него имеется только в форме существования аэродромов. Если внедорожность водного транспорта проистекает из того, что его "дороги" уже созданы самой природой, то внедорожность воздушного транспорта вытекает из того, что ему вообще не нужны никакие дороги - ни природные, ни искусственные, т. е. создаваемые трудом самого человека.

Несмотря на то, что воздушное движение не нуждается в специально построенных для него дорогах, как это имеет место в наземном (автомобильном и железнодорожном) транспорте, высокая скорость перемещения в воздушной среде пока достигается за счет огромного расхода энергии (топлива) в расчете на единицу груза, что приводит к резкому удорожанию процесса перевозки единицы груза в расчете на единицу расстояния. В результате авиационный транспорт является самым дорогим видом грузового транспорта.

Особенности трубопроводного транспорта: данный вид транспорта является специфическим видом, который основывается на том, что непосредственно перемещается сам груз, а не его транспортный носитель. Соответствующий физический процесс, обычно создаваемый давлением, особым образом перемещает груз, но при этом сам этот транспортный механизм пространственно не перемещается, а остается на одном и том же месте. Обычно к данного рода транспортным устройствам относятся, например, ленточные транспортеры, которые широко используются в процессах производства продукции или в складской деятельности, где продукт перемещается на очень ограниченные расстояния. Однако существует один вид транспорта как транспортного устройства, применяемый не только внутри каких-то производственных процессов, но и в целях доставки груза до потребителя на большие расстояния. Это трубопроводный транспорт. Трубопроводный транспорт представляет собой устройство для перемещения определенного рода грузов (жидкости, газы и т. п.), состоящее из труб, по которым под давлением, создаваемым соответствующим оборудованием (насосы и др.), перемещаются эти грузы. Можно сказать, трубопроводный транспорт - транспортное устройство, которое предназначено для перемещения грузов на очень большие расстояния, т. е. на доставку грузов от места их производства (добычи) до мест их потребления.

Рыночную суть трубопроводного транспорта в краткой форме можно отобразить следующей противоположностью черт: дешевизна и масштабность в обмен на высочайшую степень специализации груза.

При выборе способа доставки грузов, грузовладелец должен руководствоваться множеством критериев. Наиболее весомые из них — это скорость, надежность и стоимость.

Каждый вид транспорта имеет свои преимущества и недостатки, зная которые можно оптимизировать расходы и скорость перевозки грузов. Исходя из типа и параметров груза, подбирается наиболее подходящий транспорт.

Особенности использования различных видов транспорта

Критерий выбора Виды транспорта
Железнодорожный Водный Автодорожный Воздушный
Скорость (время доставки от точки до точки) средняя самая низкая высокая самая высокая
Надежность (соблюдение графика) средняя низкая высокая средняя
Способность перевозить различные виды грузов высокая самая высокая средняя низкая
Доступность (количество обслуживаемых географических точек) высокая низкая самая высокая средняя
Стоимость (уровень затрат на тонну груза) средняя низкая высокая самая высокая

ЖД транспорт

К важным преимуществам железнодорожного транспорта относятся:

  • регулярность перевозок независимо от времени года, суток и погодных условий;
  • разветвленная сеть железнодорожных путей и разнообразие подвижного состава для любого вида груза;
  • относительно невысокая себестоимость перевозки грузов;
  • более высокая скорость доставки грузов и более короткий путь по сравнению с речным транспортом.

Водный транспорт (Морской и речной транспорт)

Водный транспорт подразделяется на морской и речной.

Морская транспортировка грузов незаменима при при межконтинентальных перевозках, когда нет возможности доставить груз сухопутным путём. Главным достоинством перевозок морским транспортом считается:

  • высокая провозная и почти неограниченная пропускная способность, т.е. можно перевозить практически любые грузы и в любом количестве,
  • низкая себестоимость перевозки на дальние расстояния;

Речной транспорт используется на внутренний водных путях и имеет ограниченную зону обслуживания.

Автотранспорт

К сильным сторонам автомобильного транспорта относятся:

  • высокая скорость доставки грузов;
  • большая маневренность;
  • перевозка грузов может осуществляться без промежуточных перегрузок, т.е. непосредственно со склада отправителя на склад получателя.

Авиатранспорт

К преимуществам воздушного транспорта можно отнести:

  • возможность перевозки грузов на дальние расстояния с высокой скоростью доставки;
  • высокая сохранность груза.

Транспорт - это средство перемещения людей, информации и грузов из одного места в другое. Существуют следующие категории (виды) транспорта: общего, необщего пользования, личный. Транспорт общего пользования предназначен для обслуживания торговли и населения. Необщего пользования - внутриведомственный и внутрипроизводственный. Личный - велосипеды, легковые автомобили, яхты, самолеты.

В зависимости от характера передвижения, виды транспорта могут подразделяться на следующие: водный, автомобильный, железнодорожный, воздушный и гужевой.

Водный транспорт

Самый древний тип передвижения - именно по воде. На протяжении многих веков он оставался самым важным для человечества. Особенно это касалось торговли, исследовательских экспедиций, войн.

Водный транспорт и сегодня играет важную роль. Более 60% всех грузов перевозится именно таким образом. Это выгодно из-за низкой стоимости и большой вместительности. Однако многие люди предпочитаю передвигаться быстрее.

Автомобильный транспорт

Это самый распространенный и, по мнению многих специалистов, самый опасный вид транспорта. Появился он сравнительно недавно, в конце XIX века. Среди преимуществ можно отметить: скорость, маневренность, гибкость.

С помощью грузовых автомобилей перевозят любые виды грузов. При этом на больших расстояниях использовать автопоезда намного выгоднее, чем железнодорожный транспорт. Особенно в случае транспортировки ценных грузов. Например, для которых очень важна скорость доставки.

Легковые автомобили личного пользования есть практически у каждого жителя планеты. Они удобны как для ежедневных поездок (на работу, за покупками и так далее), так и для длительных путешествий.

В качестве общественного автомобильного транспорта широко распространены автобусы. Они эксплуатируются в городах и пригородах, а также для междугородних, международных рейсов и туристических перевозок.

Кроме автобусов в качестве городского общественного транспорта используются троллейбусы.

Железнодорожный транспорт

Данные виды транспорта появились в XIX веке и быстро завоевали свое место. Железнодорожные пути связывают города, объекты промышленности и так далее. Такие перевозки имеют преимущества: высокая грузоподъемность, надежность. Однако в скорости они уступают автомобильному транспорту.

Большое значение по-прежнему имеют пригородные железные дороги и метрополитен.

Воздушный транспорт

Это самый быстрый и самый дорогой вид транспорта. Посредством него производятся в основном пассажирские перевозки. Реже осуществляется доставка почты, ценных и скоропортящихся продуктов. Одним из главных недостатков современных самолетов является чрезмерный шум, который производится ими при взлете.

Гужевой транспорт

Такой вид транспорта был освоен людьми еще в древние времена. Это и поездки на животных верхом, в санях или повозках. В качестве тягловой силы используют лошадей, волов, слонов, верблюдов, лам, собак.

Все вышеперечисленные виды транспорта претерпевают различные изменения и совершенствуются со временем. Попадая в различные жизненные ситуации, человек начинает придумывать и изобретать. Многие случайные изобретения впоследствии успешно используются.

Необычные виды транспорта сегодня можно встретить в разных уголках Земли. Самые известные из них:

  1. Плавающий автобус в Канаде.
  2. Висячий поезд в Германии.
  3. Подземный фуникулер Кармелит в Израиле.
  4. Полярный вездеход в Канаде.
  5. Ледовая лодка в США.
  6. Водное такси в Таиланде.
  7. Бамбуковый поезд в Камбодже.
  8. в США.

Несмотря на свою уникальность, все они успешно справляются с поставленной задачей. Это дает повод думать, что в будущем человечество ждет еще немало открытий, в том числе и в области перевозок.


Автомобильный транспорт
Воздушный транспорт
Железнодорожный транспорт

Трубопроводный - предназначен для транспортировки жидких и газообразных продуктов с мест добычи. В России эксплуатируется созданная сеть. Эта трубопроводная сеть дает возможность наравне с внутренними поставками осуществлять экспорт нефти в страны Центральной и Западной Европы транзитом через Белоруссию и Украину. По трубопроводам перемещается более 95% добываемой нефти.

Достоинства:
– трубы можно прокладывать любого диаметра, в прямом направлении от места производства к месту потребления;
– самая низкая себестоимость перевозок;
– минимальные потери груза при транспортировке.
Недостатки:
– транспортирует только жидкое или газообразное состояние груза.
наверх

Морской транспорт - обслуживает внешние государственные перевозки. За последние десять лет доля участия российских судов во внешнеторговых перевозках упала с 80% до 12%. Объем внутригосударственных перевозок незначителен.

Достоинства:
– большая грузоподъемность;
– дальность перевозок;
– низкая себестоимость.
Недостатки:
– сезонность перевозки;
– функционирует только между портами;
– низкая скорость доставки.
наверх

Речной - один из самых доступных видов транспорта. Обслуживает дальние и местные перевозки, маршруты которых совпадают с движением рек и каналов. Обладает высокой провозной способностью. Перевозка массовых грузов. Обходятся значительно дешевле, чем на железнодорожном транспорте.

Достоинства:
– естественность путей: нет капитальных затрат на строительство и освоение;
– низкая себестоимость перевозки при дальности расстояния;
– малое сопротивление движению.
Недостатки:
– сезонность работы;
– малая скорость доставки;
– извилистость путей.
наверх

Автомобильный - один из самых распространенных, выступает и как самостоятельный, и как вспомогательный транспорт. На короткометражных перевозках автомобильный транспорт является наиболее экономичным, благодаря значительно меньшим расходам по начальным и конечным операциям по сравнению с железнодорожным транспортном.

Достоинства:
– большая маневренность, благодаря чему груз может быть доставлен от места погрузки отправителем до склада получателя;
– скорость доставки;
– эффективен при перевозке пассажиров.
Недостатки:
– высокая себестоимость;
– маленькая грузоподъемность.
наверх

Воздушный - это самый скоростной вид транспорта, обеспечивающий беспосадочные полеты на большие расстояния со скоростями 1000км/ч и выше. Преимущественно используется для пассажирских перевозок, кроме того, для перевозок пушнины, живой рыбы,цветов и т.д.

Достоинства:
– возможность быстрой организации регулярной связи между любыми районами страны;
– кратчайшие расстояния, короче соответствующих маршрутов по железным дорогам на 25-30%, по морским и речным на 50%;
– требует меньших удельных капиталовложений.
Недостатки:
– зависит от метеорологических условий;
– значительный расход топлива;
– высокая себестоимость перевозок.
наверх

Железнодорожный транспорт - этот вид транспорта наиболее приспособлен к массовым перевозкам, функционирует днем и ночь независимо от времени года и атмосферных условий. Железные дороги приносят жизнь в труднодоступные местности помогают освоить природные богатства нашей Родины.
Достоинства:
– высокая провозная способность;
– способность осваивать массовые потоки грузов и пассажиров;
– сравнительно небольшая себестоимость перевозок;
– высокая скорость доставки;
– большая гибкость и маневренность при выполнении перевозок;
– универсальный вид транспорта для всех грузов.
Недостатки:
– требует больших капитальных вложений, зависящих от топографических, климатических и экологических условий;
– высокая доля расходов, мало зависящих от размеров движения.

Железные дороги по сравнению с другими видами транспорта в меньшей степени воздействуют на окружающую среду и имеют меньшую энергоемкость перевозочной работы.

Будем признательны, если вы поставите ссылку на данную страницу на своем сайте.
Код ссылки:
Виды транспорта, их краткая технико-экономическая характеристика