Техника рисования элементов росписи Гжель, Хохлома, Жостово Воспитатель: Перерва Валентина Анатольевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное. Презентация по окружающему миру на тему "Гжельская роспись" (4 класс) Растут синие цветочки

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

  • Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
  • Животные и птицы невиданной красы.
  • Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
  • Известно всем в народе ее названье – Гжель.
  • Гордятся в Гжели жители небесной красотой,
  • Не встретите на свете вы красоты такой.
  • Голубизну небесную, что сердцу так мила,
  • Кисть мастера на чашечку легко перенесла.
  • У каждого художника есть свой узор любимый
  • И в каждом отражается сторонушка родимая.
  • Ее трава шелковая, ее цветы весенние –
  • И мастерство волшебное достойно восхищения.
  • Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай.
  • Гостей на праздник радостный сердечнее встречай.
  • Изделия гжельских мастеров
  • ГЖЕЛЬ
  • в современном
  • Разнообразны и технические приемы работы: четкие мазки лепестков и листьев темно-синего цвета или мазки с мягкими размытыми краями наносят всей кистью, обильно насыщенной краской, с разным нажимом, концом кисти наносят жилки, штриховку и прихотливо изогнутые стебельки и усики. Кистью, смоченной краской с одной стороны, поворотом вокруг черенка получают «мазок с тенями».По синему фону пишут только золотом.
Элементы Гжельской росписи
  • мазок
  • линия
  • Виды Гжельской росписи
  • Это растительная роспись - травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов.
  • 2. Орнаментальная - шашечки, сетки, «капельки», «жемчужинки», «усики».
  • 3. Сюжеты - природа, сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт, персонажи из русских сказок. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива
  • Элементы
  • росписи
  • Украшали гжельские мастера свои изделия, рисовали разные узоры из сеточек, полосочек, цветов.
  • КВАСНИК
  • КУМГАН
  • Изначально, ещё в стародавние времена Гжель была разноцветной, посуда расписывалась яркими красками, и цветочки были не синие, а жёлтые, красные и зелёные. Только в 20 веке она стала выполняться синим кобальтом Керамика - изделия из обожженной глины. Майолика – поливная керамика т.е. покрытая непрозрачной глазурью
  • «Бельё» - это фарфоровая форма без росписи. «Крытьё» - это синяя роспись по белому фону.
  • Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Изделия, прошедшие обжиг, расписывает живописец. Гжельская роспись считается подглазурной, т.е. расписывается сначала просто обожженный черепок, после нанесения рисунка изделие окунают в глазурь и отправляют снова в печку при - 1350˚. Там глазурь делается прозрачной как стекло, а кобальт меняет цвет. Инструмент живописца – кисточки, стеклянная палитра, шпатель для смешивания красок, баночка с окисью кобальта. Кобальт – особая керамическая краска, чёрный как сажа порошок и ярко синяя после обжига.
  • Физкультминутка
Спасибо за творчество!
  • «Играет нежная свирель,
  • И замирает в восхищенье
  • Жемчужина России – Гжель,
  • Где поселилось вдохновенье.
  • Здесь каждый – мастер и творец...»
  • (Татьяна Алферова)
  • Презентация
  • на тему: «Искусство Гжели»
  • подготовлена учителем
  • МОУ «СОШ №1 р.п. Дергачи»
  • Печеновой Ларисой Васильевной

«Роспись Палеха» - Переселение. Золотой петушок. У колодца. Рождество. Васелиса Прекрасная. Гулянье. Царевна. Творчество палешан. Тройка. Свадьба. Емеля. Дети и внуки. Герои русских былин. Немного о селе Палех. Роспись Палеха. Три брата. Снегурочка. Сова. Лаковые миниатюры. Конек Горбунок.

«Промысел гжель» - Фарфоровые изделия. Городок Гжель. К середине мазка нажим кисти становится слабее. Старинный городок. Как украшали свои изделия гжельские мастера. Где расположен узор. Посуда. Мазок состоит из различных оттенков синего. Пористый гипс. Гжель. Элементы так называемой. Синие птицы по белому небу. Гжельские мастера.

«Элементы городецкой росписи» - Рисование цветов и листьев. Ромб. Цветочная полоса. Расположение города. Композиция. Фантазии. Сюжетная роспись. Ассортимент изготавливаемых вещей. Городецкая роспись. Типы орнамента. Производство детской мебели. Венок. Роспись разделочных досок.

«Городецкая роспись» - Эскиз росписи кухонной разделочной доски» Вид занятия: декоративное рисование. Центр исполняют чистой краской, без белил. Городецкая роспись первоначально возникла в городе Городец Нижегородской губернии. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. 4. На доске вывешены пословицы. Несколькими движениями кистью мастер определяет силуэт цветка в форме круга.

«История возникновения гжели» - Искусство народного русского фарфора. Один из традиционных российских центров производства керамики. Промысел росписи фарфора. Секрет фарфора. Артель повторяла дореволюционные образцы. Артель "Художественная керамика". Исполнение росписи. Традиционная роспись солями цветных металлов. Гончарные трубы.

«Жостовская роспись» - Композиционное решение подноса. Какие характерные черты ЖОСТОВСКОЙ РОСПИСИ Вы можете выделить. Отправляемся в первое путешествие. Жостово. Отправляемся во второе путешествие. Жостовских подносов. Сюжетная живопись. Спасибо. Презентация. Федоскино. ЖОСТОВО и ФЕДОСКИНО. Выполнение коллективной (групповой) работы.

Cлайд 1

Гжельская роспись Выполнила: Дьячкова Светлана Александровна,541 гр., ПМДО Челябинск 2010

Cлайд 2

План История промысла Технология производства керамики Словарь Отличительные особенности гжельской росписи Кроссворд Конспект занятия для детей подготовительной группе

Cлайд 3

1. История промысла. Самое древнее упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328 года. Позднее Гжель упоминается в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного в 1572-1578 годах. Начиналось всё с глины. Сама природа одарила эту местность: здесь находится Гжельско-Кудиновское месторождение жирных огнеупорных глин. Это под землей, а на её поверхности раскинулись маленькие деревушки и сёла. А много ли нашему рукастому народу надо – глина есть, руки есть – вот и славно! Широкая добыча разных сортов глины велась в Гжели с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ "во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам". В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу "для алхимической посуды".

Cлайд 4

В XVIII веке Михайло Ломоносов, который искал секрет фарфора и по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «Едва ли есть земля самая чистая и без примешения где на свете, кою химики девственностью называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская, которой нигде не видал я белизною превосходнее». До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву.

Cлайд 5

К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Кроме посуды, в гжели делали игрушки в виде птиц и зверей, декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном, гжельском стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.

Cлайд 6

После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кумганы и кувшины. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью. Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800-1804 годов основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.

Cлайд 7

Вторая четверть XIX века - период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы. C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.

Cлайд 8

Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 650-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России. В 1912 году на Казанской железной дороге на ветке Москва-Черусти была открыта станция, получившая название по местности "Гжель". Выросший при станции посёлок городского типа также называется "Гжель".

Cлайд 9

Всё гончарное ремесло в России имеет глубокие исторические традиции. Многие промыслы сохраняют свою известность и сегодня. Одно из первых мест занимает гжель – самый крупный керамический промысел по масштабам производства. Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в Раменском районе Московской области, 60 км от Москвы. Здесь и сейчас располагаются богатейшие залежи глин. Своё название деревня получила от слова «жгель», т.е. «жечь» или «обжечь» - всё это слова из лексикона стародревних гончаров.

Cлайд 10

2.Технология производства керамики. Сейчас технологическая цепочка строится так: Формовка (литье в гипсовых формах) – Сушка – Ручной осмотр – Контроль на трещины – Обжиг (электропечь) – Живописный цех. Вот за этими «производственными» словами и скрывается тайна создания Гжельских изделий и труд множества людей: в т.ч. мастеров-технологии, скульпторов, литейщиков, художников-керамистов! Гжельская глина отличается особыми качествами: высокой пластичностью и тугоплавкостью. Она жирная, т.е. в ней мало песка. Накопанная глина проходит тщательную первичную обработку: вымораживание, отмучивание, разминание. Глина - живой материал!

Cлайд 11

3. Словарь: Фарфор – изделия тонкой керамики, непроницаемые для воды, обычно белые, звонкие, просвечивающиеся в тонком слое. Фарфоровое сырьё: каолин, пластичная глина, кварц и полевой шпат. А пропорция компонентов – это секрет! Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом. Фаянс – изделия тонкой керамики, плотные и мелкопористые. Отличается от фарфора большей пористостью и водопоглощением, поэтому все фаянсовые изделия покрывают тонким сплошным слоем глазури. Фаянсовое сырьё: 60-65% пластичных материалов (каолин, глина); 30-36% кварца; 3-5% полевого шпата. Фаянс получают трехэтапным обжигом: бисквитным (t-1250˚), глазурным (t-1100˚) и закрепляющим рисунок (t-700-900˚). Керамика – изделия из обожженной глины. Майолика – художественная керамика, т.е. покрытая непрозрачной глазурью. Квасник – кувшин с отверстием в центре. Кумган – сосуд, в котором в старину подавали напитки на праздничный стол. Кумганы – кувшины похожие на птицу с округлым туловищем, с плоским, выгнутым носиком и ручкой - хвостом.

Cлайд 12

4. Отличительные особенности гжельской росписи. Всякую роспись Гжель, приятно рассматривать, гжельские мотивы можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых и расписанных, и на одежде, на постельном белье, и даже в интерьере, например расписанные камины.

Cлайд 13

Чем же она отличается от другой росписи? Фирменный цвет гжельской росписи – сочно синий, ярко-голубой, васильковый, цвет неба и воды. Всего одна краска – синяя на белом фоне, а картина оживает, и появляются переливы синего от темного к голубому, в зависимости от нажима кисти художника. У художника всего одна краска кобальд, которая и приобретает синий цвет. Её разводят водой, покрывают работу мазками, линиями.

Cлайд 14

Самый излюбленный узор - гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.

Cлайд 15

Многие работы гжели неповторимы и сюжет зависит именно от мастера и его мастерства, и конечно выполняются в ручную, поэтому точно такую же не найти. Но конечно есть элементы характерные, и именно их изучают в каждой школе на уроке рисования.

Cлайд 16

Гжельская роспись делится на три вида: 1. Главная - растительная роспись – это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов. Кроме роз изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры, гвоздики, ромашки. Форма у них немножко условна. 2. Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки – несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика. Художники рисовали также знаменитые гжельские сетки - «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики». С помощью кисти с жёстким ворсом наносится рисунок «под мрамор». Им заполняется пространство внутри, к примеру, волнистых линий, или кругов на дне тарелки.

Cлайд 17

3. Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт и т.п. Это персонажи из русских сказок: Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, разные Русалки, Коты-Баюны и т.п.

Cлайд 18

Главный секрет - это мазки. Мазок – это родовая примета Гжели. Главный приём – правильное соотношение синего и белого или сочетание «белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба».

Данная презентация знакомит детей дошкольного возраста с народными традициями и промыслами России, закладывает основу национальной культуры, формирует интерес и определенные основы знаний в многообразии предметов и особености росписи Гжель. Изучая особенности данного вида искусства, ребенок освоит основные принципы построения предмета и законы композиции, научится воспроизводить традиционные для Гжели элементы узора: сеточки и линии, точки, мазки и бордюры, а также чувствовать игру света, тени и оттенки красок.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Голубая сказка

Сине – голубые Розы, листья, птицы. Увидев вас впервые, Каждый удивится. Чудо на фарфоре – Синяя купель. Это называется Просто роспись… ГЖЕЛЬ

Гжель – старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное недалеко от Москвы. Здесь располагаются богатейшие залежи глин и издавна жили гончары. Своё название деревня получила от слова « жгель », т. е. «жечь» или «обжечь».

С обрались умные и умелые мастера, и стали думать, как бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать да свой край прославить. И придумали. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую- белую. Решили лепить из неё посуду разную, да такую, какой свет не видывал.

Гжельская роспись Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, стали расписывать посуду синей краской. Рисовали разные узоры из сеточек, полосочек, цветов.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Уж очень они хороши!

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает. Дивная получилась сахарница.

Услышав сказку про кита, вылепил мастер маслёнку дивную На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит. Над головой кита - фонтан с завитушками, а глаза рыбы – точно роза.

Лепили гжельские мастера животных и птиц

Делают в Гжели и часы

Поиграем

Кроссворд Название промысла 2. Любимый цвет гжельских мастеров 3. Элемент росписи 4. Инструмент художника 5. Приёмы работы кистью 6. Глиняная посуда обожженная в печи

Работы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентаци Народные художественные промыслы Нижегородской области

В 2014 году исполняется 300 лет со времени создания Нижегородской губернии. Именно тогда наш регион, объединяющий русские земли Волго-Окского междуречья с городами Нижний Новгород, Арзамас и Балахна, ...

Мастер – класс «НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ» (ГЖЕЛЬ)

Предлагаемый материал можно использовать для знакомство детей с народными художественными промыслами (Гжель)...

Презентация по ознакомлению детей с народными росписями России

Презентация по ознакомлению детей с народными росписями России в целях ознакомления с народно-прикладным искусством. Изучение росписей, их элементов для дальнейшей работы детей на занятиях по художест...

Слайд 2

Что мы хотим выяснить? Как расписывали гжельскую посуду? Из какого материала ее изготавливали? В каком районе России развивался этот промысел? Какие цвета использовали Мастера при росписи посуды? Только ли посуду расписывали гжельские Мастера?

Слайд 3

Мы считаем, что этот промысел очень старинный. Им занимались великие мастера, которые достигли высоких результатов в своем деле. Этот промысел развивается и сегодня, так как в магазинах можно купить такие же изделия, которые хранятся в музеях. Наше предположение

Слайд 4

Вопросы, на которые надо искать ответы Из каких элементов состоит гжельская роспись? Где зародился этот промысел? Кто такой Мастер?

Слайд 5

1. Обсудим тему в классе. 2. Разделимся на группы и будем искать ответы на вопросы. 3. Подготовленный материал покажем своимодноклассникам. должны научиться подбирать информацию о традиционных промыслах из исторических источников научиться анализировать подобранную литературу давать характеристики этому промыслу учиться делать выводы учиться работать в группах при освоении умений и навыков по созданию сервиза из бумаги с отражением одного из промыслов План наших действий Чтобы ответить на все вопровы, мы:

Слайд 6

Для поиска ответов надо Изучить данные о промысле в энциклопедии Прочитать исторические материалы Посмотреть документальные фильмы на эту тему 4. Познакомиться с историческими образцами изделий декоративно – прикладного искусства в виртуальных музеях 5. Встретиться с работниками библиотеки 6. Найти информацию в сети Интернет

Слайд 7

Гжель – большой район, объединяющий до 30 сел и деревень, находится в 60 км от Москвы. Археологические исследования на территории Гжели подтверждают существование здесь гончарного ремесла с начала XIV века. И неудивительно, гжельская земля издавна была богата лесами, реками, высококачественными глинами. С тех пор за свою более чем шестивековую историю Гжель переживала разные периоды. Гжель известна массовым производством керамической посуды, игрушек и декоративных статуэток в течение всего XIX века. На рубеже XIX-XX веков гжельский промысел пришел в упадок. Своим возрождением знаменитая Гжель обязана ученому-искусствоведу А.Б. Салтыкову, художнице Н.И. Бессарабовой и местным мастерицам. Что же мы узнали

Слайд 8

При разработке нового стиля за основу был взят принцип сочетания белого фона с синей росписью. В 1978 году ведущие художники объединения "Гжель" были удостоены премии им. И.Н. Репина. Предприятие успешно работает и в настоящее время. Кроме посуды мастера Гжели делают декоративную скульптуру: людей, животных и сцены из жизни. Посуда Гжели очень разнообразна по форме и назначению: тарелки, масленки, солонки, чашки, чайники, миски. Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива.

Слайд 9

Элементы росписи

  • Слайд 10

    Гжель и резьба по дереву «Татьянка»

    Мы представляем Вам уникальные работы по дереву в которых гармонично переплелись два совершенно разных стиля декоративно прикладного искусства Гжельская роспись и резьба по дереву "Татьянка". Попытка объединить два этих разных направления предпринята впервые. Представленные здесь работы - авторские и являются 100% эксклюзивом.

    Слайд 11

    Изделия, которые изготавливают сегодня

    Слайд 12

    В результате исследования мы выяснили Где зародился гжельский промысел Сколько лет этому русскому народному промыслу Какие Мастера работают на фабрике «Гжель» Какие элементы рисунка используются в гжельской росписи Какими цветами выполняется роспись на посуде и предметах быта

    Слайд 13

    Гжель - это название живописного подмосковного региона. Гжель - это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства. Край этот был необычайно богат гончарными глинами. Поэтому едва ли не все население почти трех десятков окрестных деревень и сел издавна занималось изготовлением глиняной посуды, тем более что и в топливе недостатка не было - вокруг тянулись дремучие леса. Не случайно в самом слове "Гжель" слышатся отзвуки глагола "жечь". Гжельские изделия всегда имели ярко выраженный народный характер, несли в себе национальные черты. Символично, что уже в XIX веке слова "Гжель" и "Русская народная керамика" стали в значительной мере синонимами. Наши выводы