Сообщение на тему музыкальная культура родного края. Исследовательская работа "музыкальная культура родного края". Края свои родные




Областные музыкальные учреждения 1) Тульская детская музыкальная школа имени Г.З. Райхеля 2) МОУДОД «Детская музыкальная школа имени В.П. Силина» 3) МОУДОД «Бородинская детская музыкальная школа» 4) МОУДОД «Болоховская детская музыкальная школа» 5) МОУДОД «Дубенская детская музыкальная школа» 6) МОУДОД «Детская музыкальная школа имени К.К. Иванова»


Областные музыкальные учреждения 7) МОУДОД «Каменская детская музыкальная школа» 8) МОУДОД «Липковская детская музыкальная школа» 9) МОУДОД «Новогуровская детская музыкальная школа» 10) МОУДОД «Детская музыкальная школа 1» города Новомосковска 11) МОУДОД «Первомайская детская музыкальная школа» 12) МОУДОД «Плавская детская музыкальная школа»


Областные музыкальные учреждения 13) МОУ «Детская музыкальная школа города Советска» 14) МОУДОД «Тёпло-Огарёвская детская музыкальная школа» 15) МОУДОД «Чернская детская музыкальная школа имени Ю. Самойлова» 16) МОУДОД «Детская музыкальная школа 1 имени Л.Н. Толстого» 17) ГОУСПО ТО «Новомосковский музыкальный колледж имени М.И. Глинки»











Описание

Традиционная музыкальная культура Урала - сложное культурное явление, основные черты которого сложились относительно поздно (в ХVII - ХIХ вв.). Историей заселения Урала, миграционными процессами, природно-географическими факторами, различиями в социальной, национальной и конфессиональной принадлежности населения обусловлено своеобразие музыкальной традиции, стилевое и жанровое многообразие, неоднородность ее исходных составляющих, пестрота "музыкальной карты" локальных вариантов внутри региона.

Работа состоит из 1 файл

Музыкальная культура родного края.

Работу выполнила ученица 7в-Трофимова Ирина.

Музыкальная культура Урала.

Традиционная музыкальная культура Урала - сложное культурное явление, основные черты которого сложились относительно поздно (в ХVII - ХIХ вв.). Историей заселения Урала, миграционными процессами, природно-географическими факторами, различиями в социальной, национальной и конфессиональной принадлежности населения обусловлено своеобразие музыкальной традиции, стилевое и жанровое многообразие, неоднородность ее исходных составляющих, пестрота "музыкальной карты" локальных вариантов внутри региона.

Подобные духовным стихам "гимны" были записаны в общине евангелистов. Тексты таких "духовных песен" передаются в рукописных списках, происхождение напевов в народном сознании мифологизировано и реально не определяется: "Это дело древнее. Это первые христиане ишшо пели. Даже святые апостолы, когда совершил Господь вечерю свою" (Кушвинский).
Духовные стихи, в уральских рукописях и публикациях середины ХIХ в. называемые "нищенскими стихами" и "песнями при поминках", и ныне существуют как часть похоронно-поминальной обрядности. Как постовые, т.е. календарно приуроченные, эти тексты бытуют почти исключительно в старообрядческой и казачьей среде.

При участии казачества складывались культурные традиции южных и юго-восточных земель. При постройке оборонительных укрепленных линий казаки заселяли территории нынешних Челябинской, Свердловской и Курганской областей. Уклад жизни с его разделением на "внутренний" и "внешний" быт определил условия существования различных жанров музыкального фольклора. При исполнении казаками воинских обязанностей звучали исторические, солдатские, походные песни. Сюжеты их довольно поздние. Так, события солдатских песен, записанных А.Н. Зыряновым в 1859 г. в Шадринском уезде, относятся к Отечественной войне 1812 г. и первой русско-турецкой войне. В быту музыкальное исполнительство определялось календарными и семейными событиями, сопровождало досуг и различные трудовые процессы, как и в среде крестьянского населения этих мест.

Небольшое место в календарном фольклоре Урала занимали масленичные песни и припевки, приуроченные к Масленице лирические песни и частушки. Весенние праздники сопровождались детскими закличками, приуроченными к Вербному воскресенью и Пасхальной седмице "качульными" частушками. Отдельную группу составляют семицкие и троицкие обрядовые песни и хороводы. Семицкими песнями сопровождалось хождение девушек-подростков с украшенной березкой ("кумушкой"). Хороводы и троицкие песни исполнялись на общих гуляниях - кругах, лугах. Наиболее частые формы вождения хороводов: круговые, "стенка на стенку", "через человека", с "воротцами", "завивания", крыловые, а также имитирующие движения ткацкого станка ("сновалка") и шествия-проходки по селу под песни.

Детский музыкальный фольклор делится на две большие группы - так называемую поэзию пестования (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, сказки с песенками и т.д.) и собственно детский неприуроченный фольклор, основу которого составляют игры и игровые песни, заклички, дразнилки. Граница между "взрослым" и "детским" в традиционной культуре весьма условна: в качестве колыбельных песен и потешек детям пелись романсы, лирические и плясовые песни, частушки. В свою очередь, дети с раннего возраста овладевали "взрослым" репертуаром, исполняя в различных ситуациях колыбельные, затем свадебные, плясовые и лирические песни, инструментальные наигрыши и т.д.
Песенное исполнительское искусство на Урале имеет свои особенности. В большинстве районов Свердловской и соседних Курганской, Челябинской, Тюменской областей отмечается преимущественно двухголосная фактура. Исключение составляют Невьянский, Кушвинский, Красноуфимский р-ны, в которых встречается удвоение нижнего голоса третьим (он звучит на октаву выше). А в отдельных селах Талицкого района (Беляковский Катарач) каждый исполнитель считал необходимым вести свой голос.
Женское пение в большинстве районов отличается низкой тесситурой (малая октава). Первым голосом на Урале называют нижний, он - ведущий. "Мама высоким пела, а я запевала" (Каменский). Народные исполнители Каменского, Камышловского районов рассказывают, что раньше запевала (нередко - мужчина) исполнял этот голос в одиночку. Вторым голосом считается верхний. Им подпеваются, подтягают, выводят, вытягают. Манеру исполнения лирических песен сами носители традиции определяют как умение зыбать, колыбать (распевать) мотив. Темп напева определяется ими как пологий (медленный) или частый, крутой (быстрый).
Исполнители считают, что общее звучание определяется запевалой, к которому легко или трудно подпеться. Человек, не умеющий подпеться, засекает, пересекает остальных. В смешанных ансамблях нередко запевали мужчины. В женских сельских ансамблях до сих пор сохраняются песни с "мужским" характером запева или песни из мужского репертуара.

Каждая социальная или возрастная группа (конные пастухи, солдаты, некрута, заключенные, вдовы, замужние женщины, дети, подростки) имела в каждой местности свой любимый репертуар. Исполняли его небольшими группами родственников или соседей. Так, молодежь собиралась группами по возрастам и месту проживания - "артелями", "хороводами". "На вечерки ходили с 14 лет. Было несколько хороводов, в хороводе было по 15 подруг; каждому хороводу была кличка: Сербиянки, Пиканки, Мохнушки,". Каждая артель, как правило, имела свой вариант напева той или иной лирической или хороводной песни. Девушки и парни из соседних сел и даже артелей вместе уже не спевались.

Инструментальная традиция на Урале представлена наигрышами на гармони, балалайке, скрипке, мандолине, гитаре, различных дудках, рожках и свистульках, а также многочисленных ударных и шумовых инструментах (ложки, бубен, барабанка, ведро, заслонка, веретено и т.п.). По данным экспедиционных материалов, в Челябинской области играли и на гуслях Обычно инструментальные наигрыши сопровождают пляску или пение частушек.


Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Презентацию на тему "Музыкальная культура" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: МХК. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 11 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Выполнила Бородина Алина

Музыкальная культура

Слайд 2

Развивалась она, прежде всего, как вокальная музыка. Истоки ее в народной русской песне. В народной песне отражалась вся жизнь народа (труд, быт, вера и т.д.). Из самых древних песен известны колыбельные, календарные песни (языческие песни, связанные со временем года – весенние песни и др.). У них узкий диапазон.

Слайд 3

9-12 века – время Киевской Руси. В 988 году Русь приняла христианство. Оно пришло из Византии. Образовалось 3 основных очага музыкальной культуры:

1) Народная песня. В народной песне есть связь с язычеством. Из народа выделялись талантливые люди – скоморохи. Они веселил народ, исполняя не только музыкальные номера, но и цирковые. Они подвергались гонению со стороны церкви. Церковь не одобряла инструментальную музыку. Она признавала только вокально-духовную музыку.

Слайд 4

Слайд 5

3) Церковь. Это – самый важный очаг. Развивалась письменность, иконопись. Появился “знаменный распев” (11-17 вв.). Это – молитвы-песнопения, которые исполнял мужской хор унисон. По характеру – суровые напевы, имеющие плавную мелодию и узкий диапазон. Записывались эти распевы знаменами (знаками), некоторые из которых – крюки. Они не означали точной высоты, а только направление мелодии (вверх или вниз). Эти распевы сочиняли монахи-распевщики. Самые известные из них – Федор Крестьянин (одно из наиболее известных произведений – “Стихира”), Савва Рогов. Тексты сначала переводились с византийского. В 16 веке знаменные распевы писал сам Иван IV (грозный). В дальнейшем знаменный распев стал одним из источников русской музыкальной классики (Рахманинов, Мусоргский и др.).

Слайд 6

Слайд 7

Конец 14-го – 16 вв. – время Московской Руси. В это время правили Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Грозный (16 век), который объединил Русь и взял у татар Казань. О взятии Казани складывали песни и былины. При дворе Ивана IV музыка получила большое развитие. Из-за границы он привез орган, клавикорды, создал “Хор государственных певчих дьяк”. Это – время расцвета знаменного пения. Богослужения отличались пышностью. В это же время появилось первое русское многоголосие (знаменный распев – одноголосие). Стало появляться строчное пение – основной голос и голоса ниже и выше от основного голоса. Дьяк Иван Шайдуров ввел новую запись – “киноварные пометы”, в которых уже фиксировалась высота звука. Запись стала более совершенной.

Слайд 8

В 17 веке знаменный распев исчез. 1613 г. – начало династии Романовых (Михаил). Складывается русская нация. Возникают народные бунты. Вся эта жизнь отразилась и в народных песнях – песни-вольницы, сатирические песни. Возник новый жанр – лирическая народная песня (лирическая протяжная). Это, прежде всего, песни о тяжелой женской доле (медленные, выразительные, страдальческие). Один из ярких примеров этого жанра – песня “Лучинушка”.

Слайд 9

Развивалось русское многоголосие. Во многом это связано с тем, что к России присоединилась Украина, в которой сказывалось влияние польской католической музыки (хоральное пение). Развивалось “партесное пение” – пение по партиям. Высший жанр партесного пения – духовный хоровой концерт. Это – грандиозное хоровое произведение для многих голосов (аккордовое мышление). Обязательно должны были отсутствовать инструменты. Партесные концерты писал Василий Титов (написал концерт в честь полтавской победы – 12 голосов), Николай Бавыкин.

Слайд 10

В 17 веке возникли и новые светские жанры – канты и псалмы (отличие состояло только в тексте). В кантах – светский текст, а в псалмах – духовный текст. Эти жанры имеют свои особенности – 3 голоса, в которых 2 верхних голоса параллельны, а бас – гармоническая основа. Канты были сильно распространены в 18 веке – в эпоху Петра I. Тогда появились панегирические канты (хвалебные) в честь побед Петра I. Они имели кварто-квинтовые интонации и были энергичные. Форма в них куплетная. Канты повлияли в дальнейшем на русскую музыку: Глинка – заключительный хор “Ивана Сусанина” (“Славься”) – 3 голоса, склад канта (имеет черты гимна и марша); так же это проявляется в финале симфонии Глазунова.

Слайд 11

С Украины в Россию пришла нотная запись на пяти линейках квадратными нотами. Вершина развития партесного стиля – духовные хоровые концерты Березовского и Бортнянского. Березовский – крепостной музыкант. Он был очень талантливым. За его огромный талант его послали в Италию. Там он учился у Падре Мартини (учитель Моцарта). Березовский покончил жизнь самоубийством. Хоровые концерты Березовского находятся на очень высоком техническом уровне, сравнимым с Моцартом. У него было огромное гармоническое и полифоническое мастерство. Концерты его состоят из разных контрастных частей (среди них попадаются фуги). Особенно популярный концерт – “Не отверзи мене во время старости” (обращение к Богу).

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 61 г. Челябинска»

    Городская научно-исследовательская конференция юных краеведов в рамках Всероссийской программы «Отечество» «Край родной»

    Музыкальная культура родного края

    «Культурное наследие»

    Научный руководитель:

    Завьялова Анна Анатольевна,

    учитель музыки

    первой категории МБОУ «СОШ №61 г. Челябинска»

    Челябинск, 2018

    Содержание

    Введение

    Глава 1 Исполнители и музыкальные коллективы города Челябинска

    Глава 2 Исследование

    Заключение

    Литература

    Приложение 1 Детская хоровая студия «Радуга»

    Приложение 2 Опрос

    Приложение 3 Коллекция песен

    Приложение 4 Детские вокальные коллективы

    Введение

    В мире много интересного. С чем-то мы сталкиваемся каждый день. К примеру, нам привычно слышать музыку вокруг. Но задумывались ли Вы когда-нибудь о том, что такое музыка? Мы ведь ее не видим, но жить без нее не можем! А какая музыка звучит или рождена в моем родном краю? Вот и появился замечательный повод для исследования родной музыки.

    Мы начали с ответа на вопрос: что такое музыка? Для поиска полного, интересного ответа мы провели опрос одноклассников и своих знакомых из других классов. Ответы были разные, но большинство ребят считают, что музыка – это искусство, красивые звуки, мелодии, ноты, любимые песни. В словаре С.Ожегова приведено определение музыки как «организованные по высоте и времени звуковые последования».

    А что такое родной край? Одноклассники считают, что родной край – это Родина, родной город, область, в которой мы живем, кто-то считает, что родной край – это только то место, где человек родился. В Словаре эпитетов дано определение родного края как «место исконного пребывания кого-либо», в Юношеской энциклопедии сказано о месте, где протекали детство и юность, где проходят годы сознательной жизни. Получается, что с самого моего рождения с нами рядом родной край и замечательное искусство – музыка!

    Целью исследования стало: познакомиться с исполнителями и музыкальными коллективами нашего города и области.

    Задачи исследования:

      Найти информацию по данной теме.

      Познакомиться с исполнителями и музыкальными коллективами

      Провести исследовательскую работу. «Музыкальные коллективы города Челябинска».

      Подготовить коллекцию песен и музыкальных произведений о Родине в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей авторских произведений города Челябинска и Челябинской области (тексты и CD -диск).

      Подготовить информационный буклет для детей и их родителей о детских музыкальных коллективах Металлургического района.

      Проанализировать полученный результат исследования.

    Гипотеза. Мы предполагаем, что уровень информирования челябинцев о песнях и музыкальных произведениях о Родине в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей авторских произведений города Челябинска и Челябинской области недостаточен.

    Объект исследования : известные музыкальные коллективы и исполнители города Челябинска. Предмет исследования : песни, музыкальные произведения о малой Родине – Челябинске и Челябинской области в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей авторских произведений. Методы исследования : поиск и обобщение информации, опрос и анализ полученных результатов.

    Этапы исследовательской работы:

    I этап – подготовительный (сентябрь 2017 г., школа):

      Поиск информации по заявленной теме в сети Интернет;

      Создание информационно-методического банка по обеспечению исследовательской деятельности.

    II этап – основной (октябрь-ноябрь 2017 г., школа)

      Проведение опроса;

      Подготовка коллекции песен о Родине в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей нашего города;

      Подготовка информационного буклета для детей и их родителей о детских музыкальных коллективах Металлургического района.

    III этап – заключительный (декабрь 2017-январь 2018 г.)

      Формулирование выводов.

    Практическая значимость : проделанная работа будет полезна для учеников нашей школы, города, как на уроках музыки, так и в повседневной жизни. Позволит узнать талантливых людей нашего города, области, познакомиться с их творчеством. Коллекцию песен о Родине в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей нашего города можно будет использовать и на уроках музыки, и во внеурочной деятельности с учащимися. Информационный буклет для детей и их родителей о детских музыкальных коллективах Металлургического района позволит родителям выбрать коллектив и направить своего ребенка для раскрытия его исполнительских вокальных талантов.

    Термины, используемые в работе.

      ДШИ – детская школа искусств.

      ДК-Дворец Культуры

      Музыкальный коллектив - коллектив людей, объединенных общей целью или работой, которые, так или иначе, связаны с музыкой. Обычно музыкальный коллектив состоит из музыкантов, но в него могут входить и другие музыкальные деятели (продюсеры, звукорежиссёры) или люди, непосредственно к созданию музыки не причастные (художники, поэты, техники).

    Глава 1 Исполнители и музыкальные коллективы города Челябинска

    «Музыка – живая речь, чутко отражающая действительность, как и речь»

    Б. Асафьев

    У своих знакомых разного возраста мы спросили: «Каких композиторов, музыкантов- исполнителей, певцов нашей Челябинской области и г.Челябинска вы знаете?» Многие взрослые люди назвали известных музыкантов и композиторов Челябинской области: Градский А.Б, Ярушин В, Пахмутова А, Лоскутова Т, Режский С, Поплянова Е. Из исполнителей музыки известны Каплун Б, Риккер В.

    В ЧГИК при кафедре создан хор народной музыки «Песни Урала», неоднократный лауреат различных творческих конкурсов. Хор народной музыки "Песни Урала" с 1974 года. В сезонах 1998-1999, 1999-2000, 2001-2002, 2002-2003, 2003-2004, 2004-2005, 2005-2006 гг. имеет филармонический абонемент "А песня русская звучит!". Коллективом было подготовлено 28 сольных программ. Среди них: монографические концерты, посвященные творчеству И. Шутова, В. Горячих, Е. Родыгина, О. Ковалевой. Большой интерес для зрителя представляли фрагменты из праздников народного календаря "Рождество и Встреча Нового года", "Кузьминки", "Святки", "Ночь на Ивана Купала", "Петров день", "Семик", театрализация произведений уральского сказителя П. Бажова.

    Мои сверстники тоже знают наших композиторов, но число знающих ребят гораздо меньше, чем среди взрослых. Наших Челябинских исполнителей музыки ребята знают мало, но вот Борис Каплун ребятам известен, т.к. его исполнение в мюзиклах для детей слышали многие. Из тех исполнителей вокальной музыки, кто поет в городе сегодня, известны детям Шереметьев В, Хрусталёв М. На городских праздниках на площади вокальные коллективы часто поют русские народные песни. Они всегда кажутся родными и близкими, словно их сочинили где-то рядом с нами, и знакомы мы с ними чуть ли не с колыбели, поэтому многие дети считают, что народные песни относятся к музыке родного края. Вот что делает красота русской народной песни!

    Сколько же замечательных людей из мира музыки прославили наш родной край, музыку родного края! В песне А.Куницына «Челябинск – ты моя любовь!» очень красивая, задушевная, и слова очень добрые, тёплые о родном городе и его людях:

    « Город синий, синий-синий

    От небес и от озер

    Разгорелись все рябины

    Словно праздничный костёр

    Сколько красок, сколько света

    Я и средь многоцветья

    И пою, и пою тебе... »

    И вот уже я представила не только город с пятиэтажными домами, но и множество озёр, большие горы, яркое солнце в синем, мирном небе… Какое простое человеческое счастье – жить в родном краю рядом с любимыми людьми, ходить в любимую школу, учиться, дружить, петь, танцевать, слушать родные мелодии, видеть свою любимую малую родину, родной край!

    Культурно-образовательный потенциал Челябинской области, города Челябинска и нашего родного Металлургического района – очень богат вокальными коллективами:

    • Вокально-хореографический ансамбль "Ералаш" (МБУДОД «МЦДТ г. Челябинска)

    • Вокальный ансамбль «Вдохновение»(ДШИ №5 г. Челябинска)

      Младший хор хорового отделения «Колокольчик»(ДШИ №5 г. Челябинска)

      Детская хоровая студия «Радуга» (приложение 1) ДК ПАО ЧМК г. Челябинска)

      Образцовый ансамбль русской песни «Марьюшка» (ДДК Данко г. Челябинска)

    Каждый ребенок с раннего детства имеет возможность развить свой исполнительский талант.

    Глава 2 Исследование

    В рамках исследования мы обобщили информацию о детской хоровой студии «Радуга» (приложение 1), которая будет интересна учащимся.

    Нами была подготовлена музыкальная коллекция в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей нашего города (приложение 3).

    Для того чтобы выяснить уровень информированности учащихся 5 класса и их родителей мы провели опрос «Что такое музыка? Что такое родной край?». Опрос проводился посредством анкетирования (приложение 2). В опросе приняли участие 45 учащихся и 50 родителей.

    В результате проведенного опроса получены следующие результаты:

    1)На вопрос «Что такое музыка?» ответили - 34 ребёнка из 45 (75%) и 50 родителей (100%) знают, что такое музыка.

    2)На вопрос «Что такое родной край?» все дети и родители дали правильный ответ (100%).

    3) На вопрос «Как часто вы слушаете музыку?» все дети ответили – часто 45(100%), родители: иногда 10(10%),часто 40(90%).

    4) Вопрос «Какое направление в музыке вы предпочитаете?»:

    Народное - 15(33%) детей, 10(10%) родителей.

    Джаз - 10(22%) детей и 15 (30%) родителей.

    Электронная музыка - 10(22%)детей, 13(26%) родителей.

    Рок - 10(22%) детей,12(24%) родители.

    5) На вопрос «Считаете ли вы, что музыка влияет на формирование личности человека?» 30(67%) детей ответили - да, 50(100%) родителей - да.

    6) На вопрос «Хотели бы вы профессионально заниматься музыкой?» 22(50%) ребёнка ответили - да, 10(10%) родители – да.

    7) На вопрос «Кто прививает вам любовь к музыке?» 30(67%) детей ответили - педагоги, 50(100%) родителей – педагоги.

    8) На вопрос «Знаете ли Вы композиторов Вашего города?» 15 детей (33%) ответили - да, 25(50%) родителей - да

    9) На вопрос «Знаете ли Вы музыкантов Вашего города?» 10(22%) детей ответили - да, родители 50(100%) - да

    10)На вопрос «Знаете ли Вы гимн своего города?» 10(22%) детей ответили - да, родители 12(24%) -да

    11) На вопрос «Бываете ли Вы на праздниках своего города?» 45(100%) детей ответили - часто, родители 50(100%) - часто

    12) На вопрос «Что такое ДК?» 45(100%) детей ответили - знают, родители 50(100%) - знают

    13) На вопрос «Что такое ДШИ?» 45(100%) детей ответили - знают, родители 50(100%) - знают

    Выводы. В результате анализа проведенного анкетирования можно констатировать, большинство детей и родителей считают, что прививают любовь к музыке – педагоги, что музыка влияет на развитие личности.

    По итогам анализа анкетирования было принято решение – подготовить буклет для детей и их родителей о детских музыкальных коллективах Металлургического района, чтобы у каждого была возможность заниматься вокалом, хоровым пением, развитием исполнительских способностей у педагогов – профессионалов.

    Заключение

    В результате исследования, мы пришли к выводу, что нужно больше интересоваться музыкальной культурой своего города. Узнавать историю, биографию исполнителей. А так же слушать и посещать выступления музыкальных коллективов.

    В данном исследовательском проекте мы познакомились с историей возникновения музыкальных коллективов Челябинска и их творчеством.

    Гипотеза исследования подтвердилась: уровень информирования челябинцев о песнях и музыкальных произведениях о Родине в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей авторских произведений города Челябинска и Челябинской области недостаточен. В результате анализа проведенного анкетирования можно констатировать, большинство детей и родителей считают, что прививают любовь к музыке – педагоги, что музыка влияет на развитие личности.

    Практическая значимость исследования заключается в подготовке коллекции музыкальных произведений. Коллекцию песен о Родине в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей нашего города можно будет использовать и на уроках музыки, и во внеурочной деятельности с учащимися.

    Так же нами был создан буклет, где родители и дети могут подробно ознакомиться с вокальными коллективами Металлургического района г.Челябинска.

    Литература

      http://www.rusprofile.ru/id/1273191

    Приложение 1

    Детская хоровая студия «Радуга»

    В 1990 году детская хоровая студия "Радуга" начала свою работу на базе Центра детско-юношеского творчества Металлургического района.

    Воспитанники детской хоровой студии «Радуга» с успехом осваивают на только хоровое искусство, но и в рамках факультативного курса посещают занятия по актерскому мастерству, хореографии и занятия на музыкальных инструментах (фортепиано, аккордеон, баян).

    Репертуар хора насчитывает более 400 произведений. Это народные песни, произведения русской и зарубежной классики, песни современных российских и зарубежных композиторов. В "золотом фонде" "Радуги" такие произведения, как "Соловушка" и "Ночевала тучка золотая" П.И.Чайковского, русские народные песни "Ты река ли, моя реченька", «У нашей берёзы» и "Как пойду я на быструю речку", "Летите, голуби!" И.Дунаевского, «Благослови душе моя Господа» М. Ипполитова - Иванова, «Канон» Б.Бриттена, "Мама" В.Гаврилина из вокального цикла "Земля", "Песня о земной красоте" Я.Дубравина из вокального цикла "О земной красоте"…Эти произведения особенно любимы педагогами и ребятами, их знают все поколения "Радуги". Концертная деятельность хора "Радуга" интересна и насыщенна.

    За время своей работы хор, ансамбль и солисты "Радуги" приняли участие более, чем в 600 концертах, на которых присутствовало около 150 тысяч человек. В Академическом театре оперы и балета им.М.Глинки, Зале камерной и органной музыки на Алом поле, во Дворцах культуры и Детской филармонии, музыкальном колледже имени П.И.Чайковского,- в лучших концертных залах России и нашего города звучали голоса ребят хора "Радуга". "Радугу" знают и любят в цехах и профилакториях металлургического комбината, Центре социальной защиты Металлургического района, в спецшколе для "трудных подростков" и Доме ветеранов, в интернате для инвалидов.

    Участники хора «Радуга» побывали с гастролями в Москве, Коломне, Санкт-Петербурге, Самаре, Геленджике, Заречном и Каменске-Уральском Свердловской области, Цвиккау (Германия). Хор «Радуга», вокальный ансамбль и шоу-группа – неоднократные лауреаты и обладатели Гран-При городских и областных конкурсов и фестивалей «Хрустальная капель», «Золотые искорки», «Звонкие блёстки Южного Урала», «Звонкие голоса», «Лейся песня», Всероссийского конкурса «Металлинки». Вокальный ансамбль, шоу-группа и солисты студии «Радуга» – активные участники районных и городских праздничных мероприятий. В лучших концертных залах России звучали голоса участников студии «Радуга».

    Хор "Радуга" дважды принимал участие в исполнении произведений крупной формы вместе с народным коллективом капеллой "Металлург" (рук. В.Д.Стрельцов), исполняя детские хоры в кантате челябинского композитора М.Смирнова "Слава народу – победителю!" и в оратории С.Прокофьева «Иван Грозный».

    Детская хоровая студия «Радуга», ее ансамбли и солисты неоднократно награждались Почетными грамотами Лауреатов, Дипломантов Всесоюзных, областных, городских конкурсов, смотров и фестивалей детско-юношеского вокально-хорового искусства, ежегодных городских фестивалей искусств школьников «Хрустальная капель», «Золотые искорки», «Звонкие голоса», «Звонкие блёстки Южного Урала», Всероссийского конкурса «Металлинки» в городе Старый Оскол, фестиваля «Поющий май» в городе Заречный Свердловской области.

    Юкова Раиса Давыдовна является организатором городского конкурса хоровых коллективов и вокальных ансамблей «Звонкие голоса» в Металлургическом районе, всякий раз превращая конкурс в настоящий праздник Песни, Музыки, Дружбы. Хор «Радуга» под руководством Раисы Давыдовны неоднократно становился ядром сводного хора детей Металлургического района.

    В настоящее время в коллективе работают выпускники студии «Радуга» студенты дирижерско-хорового и вокального отделения Челябинского музыкального колледжа и института Музыки им. П.И. Чайковского.

    В 2004 году вокально-хоровой ансамбль «Радуга» удостоен Гран-при VIII Международного хорового конкурса «Звучит Москва», участвовал в концерте Лауреатов в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя.

    В 2006 году хор «Радуга» стал Обладателем Серебряного Диплома Международного конкурса им. Роберта Шумана в г. Цвиккау (Германия).

    В 2007 году хор «Радуга» удостоен Диплома III степени на Международном конкурсе хоровых коллективов «Поющий мир» в г. Санкт-Петербурге.

    За многолетнюю плодотворную работу по эстетическому воспитанию детей, высокий профессионализм и творческие достижения коллектив педагогов детской хоровой студии «Радуга» не раз был отмечен и награжден почетными грамотами, благодарственными письмами

    Приложение 2

    Опрос «Что такое музыка? Что такое родной край?»

    1)Что такое музыка? ______________________________________________

    2)Что такое родной край? __________________________________________

    3)Как часто вы слушаете музыку?

    Часто________

    Иногда_______

    Никогда_______

    4)Какое направление в музыке вы предпочитаете?

      Народная музыка______

      Джаз______

      Электронная музыка

      Рок____

    5)Считаете ли вы, что музыка влияет на формирование личности человека? Да_______Нет______

    6) Хотели бы вы профессионально заниматься музыкой? Да_______Нет_______

    7) Кто прививает вам любовь к музыке? __________________________________

    8)Знаете ли Вы композиторов Вашего города? Да________Нет_________

    9)Знаете ли Вы музыкантов Вашего города? Да________Нет_________

    10)Знаете ли Вы гимн своего города? Да________Нет_________

    11)Бываете ли Вы на праздниках своего города?

    Часто________

    Иногда_______

    Никогда_______

    12)Что такое ДК? _____________________________________________________

    13)Что такое ДШИ? ___________________________________________________

    Приложение 3

    Коллекция песен в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей авторских произведений города Челябинска

    Гимн Челябинской области
    (В. Алюшкин)
    Наш край величавый,
    с петровских времён
    Ты светом великих побед озарён,
    Священным металлом,
    рукой трудовой,
    Веками ты служишь России родной.

    Озёр твоих синих, лесов и полей
    Нет в мире прекрасней, нет сердцу милей.
    Надежда России, её часовой,
    Хранишь ты любимой Отчизны покой.

    Тобой мы гордимся, тебе мы верны,
    Наш Южный Урал – честь и слава страны.

    Город начинается
    (А. Горская)
    В самом сердце древнего Урала
    Ты найди
    Челябинск миллионный.
    Город начинается с вокзала,
    С нашего Советского района.,
    С привокзальной площади и сквера,
    Где сегодня строится метро,
    А ещё с твоей и нашей веры
    В справедливость, разум и добро.

    Город начинается, послушай,
    С самой лучшей улицы Свободы,
    Город начинается с «катюши»,
    Уходившей с нашего завода.
    У Поклон-горы святое место,
    Пусть война лишь в памяти и снах,
    Но идут с букетами невесты
    К матери, скорбящей о сынах.

    Только в Челябинске

    (А. Горская)
    Только в Челябинске озеро Смолино,
    Только в Челябинске речка Миасс,
    Только в Челябинске солнышка вдоволь,
    Солнышка вдоволь и снег – про запас.

    Только в Челябинске мы с тобой дома,
    Как ни хвали его, как ни брани.
    Только в Челябинске столько знакомых,
    Столько знакомых, друзей и родни.

    Город славного Урала

    (М. Гроссман)
    Город славного Урала
    Будто вылит из металла,
    Будто кован кузнецом
    Город славного Урала –

    Со своим чуток усталым
    И особенным лицом.
    На посту забот и боя
    В отгремевшие года

    Мы сроднились с ним судьбою,
    И над нами голубое
    Небо мира и труда.
    Наш Урал кует и косит,

    Печи день и ночь горят,
    И огромен сил заряд, –
    Никогда не шел в обозе
    Гордый город Танкоград!

    Указ торжественный читая,
    Отечество благодарим,
    И детям огненного края,
    Мы нашим детям говорим:

    – Вам продолжать работу эту,
    Чтоб и о вас народ запел,
    И принимать вам эстафету
    Орденоносных наших дел.

    Так пусть цветут ребячьи лица, –
    Твои объятия нежны,
    Орденоносная столица
    Орденоносной стороны!

    Мой город
    (В. Богданов)
    Город мой. Возвышаясь огромно,
    Смотрит вдаль широко и светло.
    И ложится румянец от домен
    На его трудовое чело.

    И под небом уральским недаром,
    Поднимаясь во всю красоту.
    Он суровость обрел сталевара
    И рабочую взял прямоту…

    Переулок Электродный,

    Закоулочек Стальной...

    Тут у нас в любые годы

    Не стояли за ценой.

    Кислородный

    И Прокатный,

    Ферросплавная,

    Труда...

    Сразу каждому понятно,

    Расшифруешь без труда.

    За названьями – реальность,

    Город с трудною судьбой...

    В стих входи,

    Документальность –

    Ярче выдумки любой...

    Образцовый ансамбль русской песни "Марьюшка" (Руководители: Кирьянова Ольга) ДДК ДАНКО Челябинск, ул. Электростальская, д. 33

    В отечественном музыкознании с течением времени всё более возрастает интерес к теме «Музыкальная культура русской провинции» . Её краеведческий аспект неизменно актуален. О важности проведения музыкально-краеведческих исследований, необходимости изучения местных музыкально-исторических материалов писали в 20 -30 -е годы XX века известные учёные М. П. Алексеев, Б. В. Асафьев. Между тем музыкальное краеведение долго оставалось мало востребованной отраслью научного знания. Только в последнее тридцатилетие оно развивается как самостоятельная научная область, но этап её становления ещё не завершён. В процессе изучения музыкальной культуры различных регионов России нарабатываются методология и понятийный аппарат краеведческих работ. Сегодня вектор научной мысли направлен на расширение географии её объектов, углубление проблематики, выявление типологических и специфических параметров бытования музыки в провинции для воссоздания более полной и объективно обоснованной картины общероссийского музыкально-исторического процесса, где провинции отводится роль хранительницы коренных вековых традиций.

    Краеведческие исследования развенчивают устоявшиеся с прошлого века оценки и представления, вкладываемые в понятия «провинция» , «провинциальная культура» как нечто архаичное, застойное - «пропылившийся бархат кулис» , как дешёвое подражание новым веяниям в искусстве, отсутствие интеллектуального начала и плохой вкус. Эти работы открывают миру глаза на богатые, плодоносные музыкальные традиции русской провинции, ее неповторимые черты, самобытный уклад жизни, определяют место провинции в культурологическом контексте российской музыкальной истории. Всё сказанное подтверждает значимость и актуальность рассматриваемой темы, которая сама по себе и не нова в музыкознании. Сегодня в области музыкального краеведения наметилась тенденция к изучению музыкальной культуры центральной части России, которая в силу географической близости к столицам испытала на себе влияние Москвы и Петербурга в большей степени, чем, например, регионы Урала, Сибири, Дальнего Востока. Наглядным подтверждением этому может служить Липецкая область.

    Истоки России, ее самобытности, русской души, лежат в народной культуре, традициях, творческом наследии наших предков. Традиционная песня, танец, народные промыслы продолжают нести то исконное, что тысячелетия назад сформировало русскую цивилизацию. Даже новшества, пришедшие к нам из-за границы, творчески переосмысливались и приобретали свои традиционно русские черты – музыкальные инструменты перестраивались на лад народных песен, в кружево и вышивку вносились традиционные, часто языческие народные мотивы. Все могла вписать народная культура, переработать и сделать своей частью, согласной всех других сторон народной жизни. Сегодня во многих местах России и в Липецкой области, возрождается народная культура, народные промыслы. Часто можно найти старого потомственного мастера, который готов передать народную традицию подрастающему поколению, иногда какойнибудь народный самородок подхватывает из слабеющих рук мастера его потомственный промысел. Особенностью формирования народных промыслов можно назвать историческую удаленность наших земель от центров русской государственности – Киева и Москвы. Вятичи, населявшие наши земли, только в XIV веке, одними из последних, приняли христианство, так что традиционные символы, обычаи и традиции сохранялись здесь дольше всего и получили свое отражение в народных промыслах, игрушках и вышивке. На территории области сохранились и развиваются такие виды искусства, как резьба по дереву, домовая резьба, изготовление мебели из лозы, ковроткачество, плетение кружева, плетение из соломки, создание елецких гармошек.

    Гармоника елецких мастеров – «елецкая рояльная» («роялка» , «русянка») стала прообразом элегантного аккордеона. Готовую гармонику елецкий мастер «строил» , вслушиваясь в звуки, сличая с пением гармоники-образца, которая была у каждого мастера своя. Каждая елецкая рояльная – мастеровая гармонь, её никогда не собирали на фабриках музыкальных инструментов. На пороге XXI в. напевная ельчанка оказалась на грани исчезновения. Но в 2013 г. в г. Ельце открылась мастерская по изготовлению елецкой рояльной гармони. Николай Афанасьевич (сын знаменитого гармониста-рояльщика Афанасия Ивановича Матюхина), Константин и Илья (внуки), решили возродить традиции старых мастеров. Самая первая рояльная гармонь мастерской Константина Матюхина отправилась в Австрию. В 2014 г. елецкая гармошка 1923 г. работы знаменитого мастера Ивана Черных, отреставрированная Матюхиными, выступила на зимней Олимпиаде в Сочи, показав всему миру ещё одну сторону многоликой российской культуры.

    Афанасий Иванович Матюхин (1929 – 2007 гг.) – елецкий гармонист, уроженец д. Озерки Становлянского района Липецкой области. Вошёл в «Золотую Десятку» в передаче Заволокина «Играй, гармонь любимая!» . Корольков Анатолий Иванович род. в 1942 г. на хуторе Поздняково Боринского района Липецкой области. Гармонист «Золотой десятки» Всероссийской передачи «Играй, гармонь любимая!» им. Заволокина (г. Иваново, г. Казань). Лауреат многих конкурсов и фестивалей гармонистов России и зарубежья. Им создан Детский ансамбль рояльных гармоней при детской музыкальной школе в селе Борино, в которой он много лет проработал директором. Евсеев Александр Алексевич, 85 лет. Один из последних жителей деревни 1 -е Машенино Краснинского района Липецкой области. Александр Алексеевич берёт в руки елецкую рояльную. Гармонь отремонтирована в елецкой мастерской Матюхиных. Привычно растягивает меха, из деревянного устройства начинает звучать тонкая, душевная мелодия, и тебе уже хочется улыбнуться, сердце начинает ровнее и веселее биться.

    Частушечные песенно-инструментальные формы занимают центральное место в фольклорной традиции Добровского района, расположенного на северо-востоке Липецкой области. В репертуаре местных народных исполнителей можно выделить как общерусские, так и специфические локальные частушки («Канарейка» , «Досада» , «Монастырские» , «Тягучие» и др.). Всего в селах Добровского района Липецкой области зафиксировано 13 различных частушечных форм. Их выделяют многоплановость бытования, уникальность музыкально-стилевых форм и особая манера исполнения в крайне высоком регистре. Этнографические сведения позволяют говорить о том, что на этой территории частушки были доминирующим жанром уже в 1930 -е годы, а в последние десятилетия заняли главенствующее положение в местной музыкально-фольклорной традиции. Наибольшее распространение получили частушки в сопровождении гармони. Помимо хроматической гармоники в Липецкой области огромную популярность в народной среде имела елецкая рояльная гармошка, получившая название от известного центра по ее изготовлению – г. Ельца. Особенностью елецкой рояльной гармоники являются клавишные клавиатуры на правой и левой сторонах, причем слева клавиши расположены с обеих сторон грифа. В народной среде особой любовью пользовалась однорядная диатоническая рояльная гармошка, или шестипарка.

    Фольклорный ансамбль «ВОСКРЕСЕНИЕ» Липецкий фольклорный ансамбль «Воскресение» был организован в 1991 году выпускницей Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова Кристиной Иващенко при Областном Доме народного творчества г. Липецка. Ансамбль принадлежит к коллективам «натуральной» ориентации, стремящимся базироваться на подлинном местном песенном репертуаре и воспроизводящим его в манере, максимально приближенной к аутентичному оригиналу. Одним из важных направлений работы коллектива является передача своих знаний и умений подрастающему поколению. При ансамбле существуют две детские группы, осваивающие традиционную культуру народа посредством естественного вхождения в неё через игру, сказку, прибаутку. Главный принцип освоения традиции, которому следуют участники коллектива – перенимать песни «из уст в уста» , учиться непосредственно у сельских мастеров-умельцев во время специальных музыкально-этнографических экспедиций, начавшихся в 1989 году и продолжающихся по сей день.

    ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ "ВЕРА" Фольклорный ансамбль "Вера" был создан на базе областного центра культуры и народного творчества в 2010 году. Руководителем и вдохновителем ансамбля стала выпускница липецкого областного колледжа искусств им. К. Игумнова Григорьева Екатерина Алексеевна. Своё название "Вера" ансамбль выбрал не случайно. Давняя искренняя увлечённость участников коллектива фольклором с течением времени стала их осмысленной верой в незыблемую ценность традиционного фольклора как части общего наследия человечества и мощного средства сближения различных народов. "Живы традиции, жива моя земля, жив мой народ!" – вот девиз коллектива. В репертуар «Веры» входят традиционные русские песни. Липецкая область молода, она соткана из частей Курской, Орловской, Тульской, Рязанской, Тамбовской и Воронежской областей. Такое разноцветье культур наложило отпечаток на жанровое и локально-стилевое своеобразие музыкального фольклора Липецка, и участники ансамбля с удовольствием демонстрируют слушателям всю многогранность культуры родного края. Так же, в репертуаре ансамбля присутствуют и традиционные песни других областей.