Скачать презентацию на тему творчество. Раздел презентации на тему бернард шоу. создание постоянных проблемных творческих групп

Презентация по МХК на тему: «Творчество М. А. Врубеля» подготовили: Завьялова Ксения и Андреева Анастасия

Михаи л Алекса ндрович Вру бель - выдающийся русский художник рубежа XIX -XX веков, мастер универсальных возможностей, прославивший своё имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре, театральном искусстве. Он был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок, книжных иллюстраций.

Жена художника (1898) Наде жда Ива новна Забе ла-Вру бель (20 марта (1 апреля) 1868, Ковно - 21 июня (4 июля) 1913, Санкт-Петербург) - русская певица, сопрано. «На одной из репетиций - вспоминала много лет спустя Забела, - я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: „Прелестный голос!“ Стоявшая здесь Т. С. Любатович поспешила мне представить: „Наш художник Михаил Александрович Врубель“, - и в сторону мне сказала: „Человек очень экспансивный, но вполне порядочный“. Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня - на сцене было темно, но звук голоса ему понравился» . Так состоялось их знакомство. В 1896 г. Надежда Забела вышла замуж за Михаила Врубеля, оставившего ряд её портретов. Вместе они прожили всю оставшуюся жизнь.

Самым замечательным творением Врубеля в Киевский период явились акварельные эскизы росписей Владимирского собора. лучезарный, словно окруженный бездонной синевой неба «Ангел с кадилом и свечой» потрясающий силой трагического чувства. Торжественный ритм складок одежды, строгие линии, монохромная простота цветовых соотношений, предельный лаконизм композиции помогают выразить глубину и величие картины. «Ангел с кадилом и свечой» 1887

В 1901 году родился долгожданный сын, ег назвали Саввой. Огромные синие глаза и заячья губа. Для поклонника красоты Врубеля это был настоящий удар. В уродстве сына художник увидел дурное предзнаменование. Именно в это время он погружался в стихию «Демона» , бросающего вызов Богу. У Врубеля начинался переход от депрессии, которой он страдал, в маниакально-возбужденное состояние. Знаменитый психиатр Бехтере находил у него развитие прогрессивного паралича. Художник чувствовал приближение безумия и очень его боялся. В 1903 году умирает маленький Савва, и Врубель сам просит отправить его в лечебницу. Бороться с болезнью в одиночку он уже не мог. Он был не в состоянии вырываться из цепких лап неврастении и безумия. Ему все время мерещится дьявол, который якобы исказил его картины.

Этот известный портрет, написанный с приехавшей из Сибири постоялицы гостиницы, где Врубель сам в это время обитал, наполнен атмосферой загадки и тайны. Это ощущение создается как самим техническим исполнением, так и выстраиванием соответствующего интерьера, выражением лица "гадалки" и изысканной "орнаментистикой" ("Орнаментистика и архитектура, - говорил художник, - это музыка наша"). Если верить обмолвкам Врубеля, сделанным в разговорах с друзьями, то женщина, послужившая моделью, была влюблена в него. Так или иначе, этой картине свойственна какаято странная таинственность. «Гадалка» (1895)

Царевна-лебедь. 1900 Написана на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского. Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина. рубель создал эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена Н. И. Забела-Врубель. Сохранились её фотографии в роли царевны, по которым видно, что художник достаточно далеко ушёл от натуры при создании своего произведения. Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна. Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города.

Эта картина тоже связана с хутором Н. Ге в Сирень (1900) Черниговской губернии, где в мае 1900 года Врубель увидел заросли цветущей сирени. Увидел и поразился им. Сирень стала темой самого сложного произведения художника, в котором он попытался выразить свое философское кредо и само стремление к преодолению пропасти между формойвидимостью и сутью-смыслом. Это стремление, а вовсе не достижение (обретение смысла), было всегда дорого художнику. Всякое обретение он считал равным смерти, так как оно делает невозможным дальнейшее движение и развитие. Рассыпая по полотну цветки сирени, как бы "взбивая" облако парящего цвета, Врубель виртуозно разыгрывает тему с вариациями, и название этой темы - "превращение Хаоса в Космос". По большому счету, "Сирень" явила собой оформление живописного языка символизма. Примирила она, кстати, Врубеля с А. Бенуа, который, по собственному признанию, почувствовал, стоя перед картиной, запах весенних цветов. Один из современников художника позже (когда Врубель ослеп) написал: "Природа ослепила его за то, что он слишком пристально вглядывался в ее тайны".

Принцесса Греза (1896) Декоративное панно представляет собой картину, предназначенную для постоянного или временного украшения участка стены или потолка, то есть оно определенным образом выстраивает жизненное пространство, влияет на него, заставляет обитателей этого пространства жить по своим законам. Если не забывать о том, что главной целью символизма было построение жизни по законам искусства, по законам абсолютной красоты, то можно понять, почему так влекла Врубеля работа над декоративными панно, почему он с готовностью принимал заказы на их создание. Панно "Венеция", 1893 (на след. стр.) заказала художнику молодая чета Дункеров (Елизавета Дмитриевна приходилась племянницей Фету) для своего нового московского дома. Врубель написал его по впечатлениям поездки с семейством Мамонтовых в Италию в 189192 гг. , но исповедуемая им декоративность оказалась в этой работе столь агрессивна, что панно заказчики отвергли. В сущности, обыкновенная для Врубеля история. Нечто подобное произошло и с панно "Принцесса Греза", выполненным для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде

«Жемчужина» 1904 «Жемчужина» - это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь, как в жерло колодца. Здесь изобразительная тема тождественна самому методу наблюдения природы и способу организации творческого процесса у Врубеля: «утопать в созерцании тонкостей» . видеть мир как «мир бесконечно гар-монирующих чудных деталей» . Тонкость, подробность, деталь - ключевые слова и понятия во врубелевских характеристиках собственного способа «вести беседу с натурой» . Подобно тому, как, согласно известной метафоре, в капле воды отражается весь мир, так во врубелевской «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить ее к уху, слышатся шум, гул и звуки океанической бездны.

На почве мятежа против позитивизма выросло и неоромантическое по сути искусство Врубеля. Символистская эпоха акцентировала в жизни Врубеля "печать безумия и рока" - одержимость образом Демона. Он неотступно преследует мастера, манит неуловимостью облика, заставляет возвращаться к себе вновь и вновь, избирать все новые материалы и техники для своего воплощения. Как водится, в награду художник получает неограниченные творческие возможности. Но расплата неизбежна - его постигает страшная болезнь, смерть ребенка, безумие, гибель. Правдоподобию легенды в немалой степени способствовал бред вины и раскаяния, мучившие больного Врубеля в последние годы. "Верится, что Князь Мира позировал ему. - Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел «Демон» 1890 то одну, то другую черту своего божества, то сразу и ту, и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым. Его безумие явилось логичным финалом его демонизма

Ян де Брай. Старшины гильдии художников Харлема. 1675 год.

Слайд 2: Оста́де (Ostade) - нидерландские живописцы, братья

Адриан ван Остаде (1610, Харлем - 1685, там же) - живописец и офортист, мастер крестьянского жанра, автор грубовато-гротескных сцен пирушек и драк, полных мягкого юмора изображений музыкантов. Адриан ван Остаде. Торговка рыбой. 1660-1670 годы.

Слайд 3: До́у (Dou) Герард (1613-1675), нидерландский живописец, принадлежит к «малым голландцам»

Мать Рембрандта. 1631 год. Жил и работал в Лейдене, в 1628-31 учился у молодого Рембрандта. Мастер бытового жанра, портретист. Его картины всегда тщательно выписаны, детализированы до почти невидимых глазу штрихов. В мастерской Доу обучался Метсю

Слайд 4: Го́йен Ян (Ян ван Гойен, Goyen) нидерландский художник, живописец, рисовальщик, офортист

Ян ван Гойен. Речной вид. 1655 год Ян ван Гойен изображал природу в тихие пасмурные дни, использовал коричнево-серые и зеленовато-серые тона, низкий горизонт, передающий равнинный характер местности

Слайд 5: Рейсдал Якоб ван (1628 или 1629-82), нидерландский живописец, офортист

Якоб ван Рейсдал. «Горный поток» В его творчестве национальный голландский пейзаж достигает расцвета. Поэтически раскрывал величие природы, создавая полные драматизма и эпической широты пейзажи

Последний слайд презентации: Творчество «малых голландцев»: Клас (Claesz) Питер (1597 или 1598-1661), нидерландский живописец

Питер Клас. Натюрморт из серии Vanitas (Бренность). 1630 год Писал «завтраки» - группу скромно подобранных предметов, помещенных в тонко разработанную световоздушную среду и объединенных общим тоном, хранят следы присутствия человека.

Cлайд 1

Cлайд 2

Что такое ИДЕЯ? Мысленный образ какого-либо объекта (элемента, системы, подсистемы, проблемы, цели, технологии, метода, процесса и т.П.), Выделяющий его основные, главные и существенные признаки, свойства и особенности

Cлайд 3

Cлайд 4

Как придумать что-то новое? Великий изобретатель Никола Тесла (1856-1943гг.), которого современники называют "человеком, который изобрел ХХ век", мог генерировать сотни новых идей в день. Но всех шокировало его признание: "Не я автор этих идей". Он утверждал: Мой мозг только приемное устройство. В космическом пространстве существует некое ядро, откуда мы черпаем знания, силы, вдохновение. Я не проник в тайны этого ядра, но знаю, что оно существует

Cлайд 5

Методы генерации новых идей ЧТО ЭТО? Действия/способы помогающие нам, тем или иным образом, создать некий новый образ знакомого предмета или совершенно уникальную идею.

Cлайд 6

Cлайд 7

Простые Например, изучение поз Йоги, использование различных запахов, звуков для создания ассоциативного ряда, медитация и т.п.

Cлайд 8

Сложные Как правило, имеют определенные правила работы, помогающие грамотно направить поток мыслей. Это тот самый «Мозговой штурм», метод аналогий, метод контрольных вопросов и пр. Следует отметить, что сложные методы, чаще всего, являют собой комбинацию простых.

Cлайд 9

Научные Громоздкие, требуют специальной подготовки. Они оперируют закономерностями, четкими правилами и хорошо работающими инструментами, такими как различные вычислительные системы. В настоящее время единственным примером данного вида методов можно считать ТРИЗ (Теорию Решения Изобретательских Задач) – автор Альтшуллер Генрих Саулович (Первая статья напечатана в 1956 г. (Г. Альтшуллер, Р. Шапиро «Вопросы психологии», 1956, №6). Первая книга по ТРИЗ (Г. Альтшуллер «Как научиться изобретать») опубликована в 1961 г.)

Cлайд 10

Важные аспекты в генерации новых идей Основная проблема – трудность ухода от привычных способов ассоциирования информации. «Логика опыта» Упор больше делается на количество созданных идей, чем на их качество. Отсрочка вынесения оценки (suspension of judgement)

Cлайд 11

Как начать придумывать? Скорость - это легкость генерирования идей. «Поток сознания» Обсуждение Фантазирование Визуализация Инкубация

Cлайд 12

Как начать придумывать? (2) Контрольные списки Контрольный список для новых идей (Check List for New Ideas), разработанный Алексом Осборном, - состоит из серии "стимулирующих" вопросов под следующими рубриками: Использовать для других целей? Адаптировать? Модифицировать? Увеличить? Уменьшить? Заменить? Переделать? Полностью изменить? Объединить?

Cлайд 13

Как начать придумывать? (3) Аналогия Насильственные отношения Составление списков свойств

Cлайд 14

Наиболее популярные методики творчества Метод «Шесть шляп» Метод «Ментальные карты» Синектика Метод фокальных объектов Морфологический анализ Непрямые стратегии Метод «Автобус, кровать, ванна» Расшифровка Ловушка для идей

Cлайд 15

Cлайд 16

Cлайд 17

Синектика Виды аналогий 1. Прямая - рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. 2. Символическая - требует в парадоксальной форме (сочетать на сочетаемое) сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. 3. Фантастическая - требуется представить себе вещи такими, какими бы мы хотели их видеть, позволяя игнорировать любые физические законы, представление любых средств или персонажей, позволяющих выполнять то, что следует по условиям задачи. 4. Личная (эмпатия) - позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче.

Cлайд 18

Метод фокальных объектов 1. Выбирается 4-5 случайных объектов (из словаря, книги…) 2. Составляются списки характерных свойств, функций и признаков случайных объектов (по 5-6 интересных слов - прилагательных, деепричастий, глаголов) 3. Выбирается фокальный объект - на нём фокусируется мысль 4. Признаки случайных объектов поочередно присоединяются к фокальному объекту и записываются 5. ВСЕ полученные сочетания развиваются путём свободных ассоциаций. 6. Оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и эффективные решения

Cлайд 19

Cлайд 20

Cлайд 21

Cлайд 22

Cлайд 23

Cлайд 24

Cлайд 25

Что это? Мозговая атака Brainstorming Конференция идей В англо-русском словаре Мюллера brain-storm переводится как: буйный припадок, душевное потрясение. В словаре Гальперина тот же термин переводится как: - припадок безумия; - блестящая идея, великолепный план; - бредовая мысль, идея.

Cлайд 26

Что это? (2) В толковом словаре английского языка Вебстера приведены следующие варианты трактовки понятия brain-storm: - a violent transient fit of insanity /сильный (неистовый, бешеный) скоротечный припадок (приступ) умопомешательства/ - a suddin bright idea; " - a have brained idea /внезапная блестящая (яркая) идея/

Cлайд 27

Немного истории Исторически данный метод считается самым первым, однако, последовательность определенных этапов, заложенная в него автором (Алексом Осборном), в литературе встречается задолго до Осборна. Двухстадийный "подход к решению проблем описан еще Тацитом, исследовавшим быт германцев: "На пиршествах они толкуют и о примирении враждующих между собой, и о заключении браков, о выдвижении вождей, полагая, что ни в какое другое время душа не бывает столь расположена к откровенности и -никогда так не воспламеняется для помыслов о великом... На следующий день возобновляется обсуждение тех же вопросов. И то, что они в два приема занимаются ими, покоится на разумном основании: они обсуждают их, когда неспособны к притворству, и принимают решения, когда ничто не способствует их здравомыслию". Этому свидетельству две тысячи лет.

Cлайд 28

Cлайд 29

Метод мозгового штурма появился в Соединенных Штатах Америки в конце 30-х годов, а окончательно оформился и стал известен широкому кругу специалистов с выходом в 1953 году книги А. Осборна "Управляемое воображение", в которой были раскрыты принципы и процедуры творческого мышления.

Cлайд 30

Осборн столкнулся с обыденной ситуацией, которую большинство граждан как проблему не воспринимает. Почему так мало используется творческий потенциал граждан страны для решения стоящих перед ней проблем? Ведь творческие способности есть у всех людей. Ответ, вскоре был найден: Для того, чтобы идею приняли специалисты, она должна быть выдвинута оформленной "по "всем правилам" - таково широко распространенное мнение. Проблемы творчества

Cлайд 31

Поиск удачного решения человек действует далеко не так произвольно, как может показаться: как правило, поиск начинается с наиболее привычного, общепринятого направления. Древний инстинкт велит: действуй по аналогии, действуй, как все. Проблемы творчества (2)