Сценарий интеллектуальной исторической игры «Умники и умницы» «История России XIX века» - Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» - Конкурсные работы - Каталог статей - ДИА "CREATIV". Интеллектуальная игра «Знаеш

Интеллектуальная игра «По страницам истории»

Цели:
-
актуализировать знания учащихся об истории Великой Отечественной войны.
- развивать логическое мышление, формировать навыки командной работы;
- воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация, раздаточный материал.

Ход мероприятия:

Нет в России семьи такой,

Где б не памятен был свой герой

И глаза молодых ребят

С фотографий увядших глядят

Великая Отечественная война стала самым страшным испытанием для нашей страны. Она своим дыханием коснулась каждого жителя нашей Родины. И забыть об этом нельзя. В этом году совсем недавно мы отметили 70-ю годовщину снятия блокады Ленинграда, не так давно была очередная годовщина победы в Сталинградской битве. И сегодня мы с вами собрались, чтобы узнать как хорошо помним историю этой войны.

А теперь мы начинаем игру. Игра будет состоять из четырех этапов, на каждом из которых вам нужно будет выполнять определенные задания. Особо хотим отметить следующее – любые споры с организаторами запрещены и будут наказываться дисквалификацией команды. Но по окончании игры командам будет дана возможность подать апелляцию. Как это сделать, мы скажем в конце игры.

Первый этап. Своя игра

На первом этапе мы будем играть в аналог телевизионной программы «Своя игра». На экране вы видите таблицу, в которой даны темы. В каждой теме вы по пять вопросов разной стоимости, которая также указана в таблице. Команды будут выбирать вопросы в порядке, в котором они зарегистрировались на игру. После того как вопрос выбран, он озвучивается и у всех команд есть минута, чтобы подумать над ответом. Ответ записывается на листочках, лежащих у вас на столе. На каждом листочке подпишите название команды. Анонимные ответы не принимаются. Команда, которая выбирала вопрос, также думает минуту, но затем отвечает устно. За правильный ответ дается количество баллов равное стоимости вопроса. В случае неправильного ответа команды не получают баллов, а команда выбравшая вопрос теряет количество баллов, равное стоимости вопроса. Все команды выберут по два вопроса.

(Задаются вопросы, параллельно высвечивающиеся на экране)

Темы/Баллы

Оружие победы

Катюша (БМ-13)

Винтовка Мосина (трехлинейка)

Священная война

День Победы

Землянка

Последний бой

Персоналии

И.В. Сталин

Н.Ф. Ватутин

А.И. Попов

Я.Ф. Павлов

М.В. Паникаха

Названия

Ни шагу назад

Могила Неизвестного солдата

Нюрнбергский процесс

Молодая гвардия

Зверобои

Великие сражения

Прохоровское

Сталинград

Ленинград

Сталинградская

Второй этап. Травести:

Переходим ко второму этапу. Он называется «Травести». Травести – это такое актерское амплуа, когда актер играет роль противоположного пола или ребенка, то есть переодевается. А вы сейчас будете разоблачать переодетые слова!

Вам сейчас раздадут задания. Это будет фрагмент текста, рассказывающего об известном историческом событии. Но несколько слов – имена и названия – заменены. Замененные слова выписаны отдельно ниже. Вам нужно разгадать какие же слова были вместо них на самом деле. Количество слов и их форма должна совпадать. Если на пример в тексте написано царь Глузд IV Узурпатор, то и в ответе должно быть написано имя царя в той же форме, например Иван IV Грозный. На выполнение задания у вас 5 минут.

Граждане и гражданки Человеческого Содружества !

Человеческое правительство и его глава господин Серебрянин поручили мне сделать следующее заявление:

Сегодня, в 9 часов вечера , без предъявления каких-либо претензий к Человеческому Содружеству , без объявления войны, инопланетные войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города….

Человеческое содружество -

господин Серебрянин -

в 9 часов вечера -

инопланетные-

Сегодня, 8 февраля , в 24 часа столица нашей Родины Дориат будет салютовать нашим доблестным войскам, освободившим Нарготронд и Гондолин , двенадцатью артиллерийскими залпами из 120 орудий.

За отличные наступательные действия объявляю благодарность всем руководимым Вами войскам, участвовавшим в операциях по освобождению Нарготронда и Гондолина .

Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу нашей Родины!

Смерть ангбандским оккупантам!

Дориат –

Нарготронд –

Гондолин –

Ангбандские –

3 хеллона 2323 года в Вавилоне представителями ассирийского верховного командования подписан акт о безоговорочной капитуляции ассирийских вооруженных сил. Грандиозная Патриотическая битва , которую вел хеттский народ против захватчиков, победоносно завершена. Ассирия полностью разгромлена. Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!

3 хеллона 2323 года –

Вавилон –

Ассирия –

Грандиозная Патриотическая битва –

Хеттский

Третий этап. Конкурс капитанов

    Какая битва считается самой кровопролитной в истории? (Сталинградская)

    Как называется медаль, которой награждали Герою Советского Союза. (Золотая Звезда)

    Назовите имя-отчество маршала Жукова (Георгий Константинович)

    Самый большой концлагерь (Освенцим)

    Немецкий фельдмаршал, сдавшийся в плен Красной Армии (Паулюс)

    Эта девочка во время жизни в блокадном Ленинграде вела дневник, в котором всего 9 страниц (Таня Савичева)

    Какая битва стала завершением коренного перелома в Великой Отечественной войне? (Курская

    Кто во время войны обратился к гражданам СССР со словами «Братья и сестры …»? (Сталин)

    Какое название получил план войны против СССР, разработанный немецким командованием (план Барбаросса)

    Как называли дорогу, связывавшую Ленинград со страной и проходившую по льду Ладожского озера? (Дорога жизни)

Подведение итогов.
- Итак, наша игра окончена и пока жюри подводит итоги, команды могут подавать апелляции. Есть желающие? Апелляция подается следующим образом. Вы пишите о том, что по вашему мнению было неверно, почему вы так считаете и как вы предлагаете это исправить. Если апелляция логична и обоснована, то она будет принята. А теперь несколько слов о наиболее интересных или веселых ответах поступивших жюри (если будут таковые).

Объявление результатов игры.

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Данное внеклассное мероприятие представляет собой интеллектуально-познавательную игру, которая соответствует правилам телеигры "Колесо истории". Ребята отправляются в путешествие по страницам нашей истории, вспоминают героические подвиги народа.Помнить - значить жить.В пути их сопровождает архивариус.

Цель: воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к защитникам Отечества.

Задачи:

  • воспитывать уважение к людям старшего поколения, любовь к своей Родине;
  • прививать интерес к героическому прошлому России;
  • расширять кругозор обучающихся по истории нашей Родины;
  • развивать чувство сплоченности в коллективе.

Формы организации деятельности детей: Данное внеклассное мероприятие представляет собой интеллектуально-познавательную игру, сопровождаемую показом слайдов презентации в Power Point. Правила игры соответствуют правилам телеигры «Колесо истории». Игра рассчитана на учащихся 7-8 классов.

Ход мероприятия

(звучит фонограмма негромкой музыки)

Чтец:

Нет в мире подобных России раздольной.
Цветов наших ярче и крепче народ,
Бессмертен народ наш, великий и вольный,
Наш русский, наш вечный, наш гордый народ!
Он вынес нашествия полчищ Батыя,
Разбил до единого звенья оков,
Он создал Россию, он поднял Россию
До звезд до высоких, на гребни веков!

Ведущий: Добрый день, дорогие гости! Мы рады вас приветствовать на исторической игре «Колесо истории».

На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу и независимость своей Родины. Идут годы, сменяются поколения. Но подвигу народа суждено навсегда остаться в истории. Военная история нашей страны полна героики, романтики, истинного патриотизма, мужества. С древнейших времен воин – защитник России, будь он с луком, мечом или оружием в руках, пользовался большим уважением и любовью в народе.

Вам прошлое нашей Родины представляется далекой историей. И пусть наша игра « Колесо истории» перенесет вас в те далекие годы и поможет вспомнить блистательные победы, героические подвиги нашего народа.

В путешествие отправляются 3 команды: в красной, желтой, зеленой каретах. За каждый правильный ответ команда получает 100 верст. Поможет нам в путешествии архивариус.

Итак, в путь!

Задание 1

Ведущий: А начинается наше путешествие со славных страниц представителей русского воинства – исторических личностей, борцов за независимость нашей Родины. С вершины истории смотрят на нас Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов. Денис Давыдов и многие другие, которые по крохам собирали наше Отечество и проявили небывалый героизм, мужество, смелость, отвагу во имя счастья людей.

Вопрос 1. Перед вами 3 портрета выдающихся полководцев: М. Кутузова, А. Невского, А. Суворова. Определите их по описанию.

  1. Русский князь, выдающийся полководец и государственный деятель. Выиграл крупное сражение со шведами, когда ему было только 20 лет. Эта победа принесла ему историческую славу. Он был причислен церквью к лику святых.
  2. Выдающийся русский полководец, ценил в солдате человека. Любил и уважал его, заботился о нем. За ним были готовы идти в огонь и воду. Этот человек прошел по всем ступеням военной лестницы от солдата до генералиссимуса. Имел много званий, титулов, наград, как русских, так и иностранных.
  3. Судьба этого человека сложилась не совсем обычно. Он был учеником Суворова и получил первое боевое крещение при взятии крепости Измаил. Почти 40 лет провел в боях и походах. Три раза был ранен, два из них – серьезно. Отечественную войну 1812 года встретил главнокомандующим, после Бородина получил звание фельдмаршала, а после изгнания французов – титул светлейшего князя Смоленского.

Архивариус: А. Невский, А.Суворов, М.Кутузов

Задание 2

Ведущий: на протяжении всей своей жизни эти люди учили солдат военной мудрости. Многие их слова были правилом для солдат, а потом стали крылатыми выражениями. Некоторые из них помогают воспитанию гражданских, патриотических чувств.

Вопрос 2. Перед вами высказывания известных полководцев: М.Кутузова. А.Суворова, А.Невского. Определите, кому принадлежат следующие высказывания, изречения.

«Тяжело в ученье – легко в бою».

«Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет».

«С потерей Москвы не потеряна Россия…»

Архивариус: А.Суворов, А. Невский, М.Кутузов

Задание 3

Ведущий: О ком сложено много пословиц, поговорок, афоризмов? О нем – русском солдате, о нем с уважением и любовью народ говорит: «Бывалый! Везде побывал, все повидал. Многое рассказать может». Ко всему привычен защитник Отечества. «Шилом бреется, дымом греется, а при случае кашу из топора сварить может – пальчики оближешь».

(инсценировка из сказки «Каша из топора»)

Вопрос 3. Перед вами несколько пословиц, которые нужно закончить.

Солдат спит, а …. (служба идет)

Щи да каша – …. (пища наша)

Дыма… (без огня не бывает)

Пуля – дура, … (штык молодец)

Сам погибай, а… (товарища выручай)

Ведущий: Любовь к Родине, ненависть к ее врагам, стойкость, мужество – все это нашло отражение в коротких, мудрых изречениях. Сейчас у каждой команды будет возможность получить дополнительные 100 верст.

Что означают слова «Солдат спит, а служба идет»?

Архивариус: Самые знатные люди должны были служить в гвардии. Гвардия была создана во времена Петра I, с этих времен взял начало обычай записывать дворянских сынков на военную службу с раннего возраста. Родился мальчик -его записывают в полк. Посапывает «гвардеец в своей люльке, пеленки пачкает», а срок службы идет, чины растут. К десяти годам в офицеры произведут – так и до генерала недалеко. Вот и стали говорить: «Солдат спит, а служба идет».

Задание 4

Ведущий: Солдаты уходят. Меньше остается тех, кто может рассказать о бедах, слезах людских, суровых испытаниях. Но есть люди, которые увековечили их память. Это – художники, писатели, поэты, композиторы. Многие художники вместе с народом прошли славный героический путь. Они создали великолепные зарисовки, плакаты, портреты, картины, на которых можно увидеть сцены сражений, отдельные эпизоды исторических событий. В своих работах стремились отразить непокорный, гордый дух нашего народа, который встал на защиту Отечества.

Вопрос 4. Перед вами несколько картин известных советских художников. Команда выбирает картину и отвечает на следующий вопрос: какое историческое событие здесь изображено, период, эпизоды.

  • Утро на Куликовом поле (П. Бубнов)
  • Три богатыря (В.Васнецов)
  • Поединок Пересвета с Челубеем (М. Авилов)
  • Защитники Брестской крепости (П. Кривоногов)
  • Оборона Севастополя (А. Дейнека)
  • Победа (П. Кривоногов)

Задание 5

Ведущий: О подвигах русского воина, его силе, мужестве слагали и слагают свои былины, поэмы, баллады, стихи писатели и поэты.

Вопрос 5. Задача команды узнать литературного героя, из какого он произведения.

  1. И вот нашли большое поле:
    Есть разгуляться где на воле!
    Построили редут.
    У наших ушки на макушке!
    Чуть утро осветило пушки
    И леса синие верхушки –
    Французы тут как тут.
    Забил заряд я в пушку туго,
    И думал: угощу я друга!
    Постой-ка, брат мусью!
    Что тут хитрить, пожалуй к бою;
    Уж мы пойдем ломить стеною,
    Уж постоим мы головою
    За Родину свою!
  2. Я из-под города из-под Мурома, из села Карачарова, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти, мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Мое богатство – сила. Богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов оборонять. На Руси от врагов стон стоит, надо мне на дорогу скорее к князю добираться, да за дело браться.
  3. Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей.

Архивариус: М.Ю.Лермонтов – Бородино, Илья Муромец – Первый бой И.Муромца, Н.Гоголь – Тарас Бульба

Задание 6

(звучит фонограмма песни В.Лебедева-Кумача «Священная война», выходят воины-фронтовики, садятся на поляне и ведут беседу)

Ведущий: Великая Отечественная война. Эти три слова знает и помнит каждый человек нашей Родины. Война обожгла каждый дом, каждую семью. Сейчас мы вспомним о тех событиях и тех, кто добывал победу ценой своей жизни.

Вопрос 6 . Каждая команда должна ответит на три вопроса.

Блиц-опрос

  1. Это было одно из первых событий сражений войны. Почти месяц шли ожесточенные бои с противником. Что защищали участники это сражения?
  2. Сколько дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда?
  3. Великий военачальник времен ВОВ, маршал Советского Союза возглавил оборону Москвы. А позднее принимал парад победы на Красной площади в Москве.

Архивариус: оборона Брестской крепости, 900, Георгий Жуков

  1. Где проходила дорога жизни?
  2. Какое оружие впервые Россия применила во время ВОВ?
  3. Этот солдат пожертвовал собой во имя Победы, во имя спасения товарищей. Своим телом закрыл амбразуру вражеского дзота.

Архивариус: Ладожское озеро, Катюша, Александр Матросов

  1. Назовите имя девочки, ставшей известной всему миру, благодаря дневнику, который вела в блокадном Ленинграде
  2. Какая песня стала гимном ВОВ?
  3. Назовите города-герои.

Архивариус: Таня Савичева, Священная война; Москва, Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Новороссийск, Тула, Смоленск, Мурманск, Волгоград (бывший Сталинград), Одесса, Керчь, Севастополь, Киев, Минск, Брестская крепость-герой.

Задание 7

(звучит фонограмма песни «Эх, дороги…»)

Ведущий: Эх, дороги! Сколько их осталось позади. И надежным другом в пути была песня. Песни воевали вместе с народом. В передышках между боями пели в землянках, холодных окопах, выступали перед ранеными в госпиталях, помогая этим самым выжить, заглушить душевную и физическую боль. Каждая песня имеет свою историю, свою судьбу. Лучшие песни продолжают жить и доставлять радость и наслаждения людям.

Вопрос 7 . Отгадать названия песен

  • Москвичи
  • В землянке
  • Темная ночь
  • Журавли
  • Священная война
  • Катюша

Задание 8

Ведущий:

Много разных памятников есть,
Множество цветов на пьедесталах,
Сколько бы цветов сюда не несть –
По заслугам павшим будет мало.

В разных городах и селах установлены монументы славы, памятники и обелиски. Они живут и хранят в себе покой павших за правое дело.

Вопрос 8 . По описанию определить, о каком памятнике идет речь.

– Есть на болгарской земле старинный город Пловдив. Он был свидетелем многих событий. О них могут рассказать его улицы, дома, памятники. Один их них– памятник советским воинам – освободителям. Величественный холм венчает фигура советского солдата, высотой 11, 5 м. Громадные его сапоги и гимнастерка высечены из камня-гранита. К этому постаменту ведут 100 широких ступеней. Это место священно для каждого болгарина. Этот памятник был открыт в 1957 году.

После визита в Болгарию в 1962 году композитор Э. Колмановский написал песню.

Архивариус: памятник «Алеша»

Вот и подошло к концу наше путешествие

Подведение итогов

Ведущий: Плох тот народ, который не помнит и не ценит, не любит своей истории. Так давайте же бережно относиться к прошлому, к урокам истории.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Впервые в истории»

Общешкольное мероприятие по истории

Дорогие друзья!

Любой человек при изучении истории рано или поздно примечает одну из особенностей исторического развития, которую еще в древности описал Екклесиаст:

"Что было, то и будет, и что творилось, то творится, и нет ничего нового под солнцем. Бывает, скажут о чем-то: смотри, это новость! А уже было оно в веках, что прошли до нас". История любит повторения. На этом извечном принципе во многом и основывается ее изучение. Тем интереснее бывает обратиться и к другому не менее древнему свойству истории – случаться на ее памяти впервые. Изобретения и научные открытия, религиозные учения и полеты в космос зачастую расскажут о том или ином времени ярче и правдивее, чем иные документы. На этом свойстве исторических событий и построена дидактическая игра "Впервые в истории", которая проводится для учащихся старших классов средних учебных заведений в рамках общешкольных мероприятий – исторических игр, праздников к тем или иным памятным датам, олимпиад по истории и т. п.

Игра проводится как путешествие по музею истории, каждый зал которого посвящен одной из исторических эпох. Предлагаемые материалы постера предназначены для проведения игры. Представленные правила и игровые задания могут быть дополнены или изменены, исходя из специфики преподавания обществоведческих дисциплин в учебном учреждении или особенностей проводимого мероприятия.

Правила игры

В игре принимают участие 2 – 3 команды , составленные из учащихся 7 – 10 классов , любителей и знатоков истории (по 7 – 10 человек в каждой), а также группы поддержки команд (до 10 учащихся).

Игра проводится в пяти "залах" (классах), оформленных как музей истории при помощи репродукций картин, фотографий, портретов исторических деятелей, творческих работ детей и т. п.

"Экскурсию по музею" команды начинают с зала "Занимательная история" , где разыгрывают между собой право первого хода и соревнуются в умении решать занимательные исторические загадки и головоломки.

По ходу игры экскурсии команды проходят залы "Древний мир", "Средневековье", "Новое время", "Новейшее время", в каждом из которых отвечают на вопросы, связанные с определенной исторической эпохой. В этих залах участников игры сопровождают "гид" (ведущий), 3 – 4 члена жюри, а также группы поддержки команд.

Тема вопросов – события, произошедшие в истории впервые, и действующие лица этих событий.

Ответы команд оцениваются в баллах – в зависимости от сложности задания. Команда по ходу игры имеет право назначать и заменять отвечающих на вопрос, но так, чтобы в игре приняли участие все члены команды. Побеждает команда, которая набирает наибольшее количество баллов.

В случае достижения командами одинаковых результатов (равного количества набранных баллов), между ними проводится дополнительное состязание, по результату которого определяется победитель.

По окончании игры ее участники собираются в зале «Занимательная история» , где жюри подводит итоги и награждает победителей.

Победители определяются не только в командном, но и в личном первенстве – например, за наибольшее число правильных ответов среди всех участников (1, 2, 3 места), за разносторонние знания (эрудицию) и др.

ЗАЛ"ЗАНИМАТЕЛЬ_

НАЯ ЗАЛ "Занимательная история"

В этом зале команды участвуют одновременно. В начале игры разыгрывается право первого хода: команда участница, первой ответившая на вопрос о содержимом черного ящика, начинает игру. Выносится черный ящик.

То, что лежит в этом ящике, издавна являлось неотъемлемым предметом быта в эпоху Нового времени. О нем сложена загадка – "Тело белое, душа льняная, маковка золотая". (Свеча)

Игровое поле представляет собой девять квадратов, в каждом из которых находятся

занимательные задания по истории.

"Исторические пятнашки"

"Народная мудрость"

"Исторический зоосад"

"Черный ящик"

"Ассоциации"

ЖЗЛ

"Крестословица"

"Историческая мозаика"

Кубом покати

Команда, получившая право первого хода, выбирает любой квадрат (задание) и в случае правильного ответа выбирает следующий квадрат. Игра строится по принципу игры в "крестики-нолики". Команда, решившая задание в одном из квадратов, закрывает его своим знаком.

Цель – ответить на вопросы в трех квадратах. В случае, если команда затрудняется с ответом или дает неправильный, неполный ответ, право хода переходит следующей команде.

За каждый правильный ответ команды получают зачетные очки.

Команды, решившие три конкурсных задания, получают маршрутный лист и продолжают игру в других залах "музея"

"Черный ящик"

Выносится черный ящик и объявляется задание:

В этом ящике находится природное вещество, знакомое людям с глубокой древности. Это же вещество содержится и в метеоритах, падающих на землю. Поэтому многие древние народы называли его "Небесным камнем". А еще это слово в переводе обозначает "рыжий". Что это за вещество? Оценка конкурса – 3 балла . (Железная руда)

"Народная мудрость"

Команде предлагается конверт с заданием, в котором находится одна из известных русских

пословиц или поговорок. Средствами пантомимы члены команды должны выразить эту пословицу. На подготовку отводится пять минут. Выполнение задания оценивается по 5_балльной системе.

Задание:

1. "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится"

2. "Сытый голодного не разумеет"

3. "Не красна изба углами, а красна пирогами"

"Ассоциации"

Команда получает задание выбрать одну из трех карточек с названием города:

1. Рим

2. Константинополь

3. Париж

Необходимо в течение 1 минуты назвать все, что ассоциируется с этим городом (исторические

события и памятные даты, знаменитых людей, памятники архитектуры, литературные произведения с упоминанием о городе, научные достижения и т. п.).

Максимальная оценка конкурса – 5 баллов .

"Историческая мозаика"

Команде демонстрируется, начиная с небольшого фрагмента (например, 1/8 или 1/4 часть), одна из известных картин на историческую тему. Если участники не могут отгадать ее название,

фрагмент увеличивается (удваивается). Чем быстрее узнает команда название картины, тем больше баллов она получит:

один фрагмент картины – 4 балла ;

два фрагмента – 3 балла ;

три фрагмента – 2 балла ;

четыре фрагмента (полное изображение картины) – 1 балл .

Команда может заработать дополнительные баллы (плюс 2 балла ), если не только определит название картины, но и расскажет, кто художник, какое историческое событие изображено

на картине и когда оно происходило. В качестве задания предлагаются фрагменты картин:

1. В. Суриков. "Утро стрелецкой казни".

2. К. Брюллов. "Последний день Помпеи".

3. Э. Делакруа. "Свобода, ведущая народ на баррикады 28 июля 1830 года".

"Жизнь замечательных людей"

Команды по приведенному описанию в течение 1 минуты должны определить, о каком

историческом деятеле идет речь.

Максимальная оценка задания – 3 балла .

1 . Он был задумчив и спокоен,

Загадкой круга увлечен.

Над ним невежественный воин

Взмахнул разбойничьим мечом.

Прошла столетий вереница,

Научный подвиг не забыт.

Никто не знает, кто убийца,

Но знают все, кто был убит.

Кто из математиков древности погиб от меча римского солдата, гордо заявив ему: "Отойди, не

трогай моих чертежей!"? (Архимед, основатель гидростатики, создатель мощных катапульт,

гигантских кранов, защитник Сиракуз)

2 . Эта женщина княжила не от своего имени, а от имени сына, который был малолетним; соблюдая традиции своего времени, жестоко и изощренно отомстила за гибель близкого человека.

Именно она первой из правителей в России: провела налоговую реформу, установив размеры

дани и места ее сборов; приняла крещение в Византии. О каком человеке идет речь?

(Княгиня Ольга)

3. Этот человек получил хорошее военное образование, но не имел опыта ни в военных, ни

в государственных делах. У него было два старших брата, и при нормальном ходе событий он не

должен был царствовать, поэтому свое воцарение на престоле воспринял как знак судьбы.

При нем на высших государственных должностях оказалось много немецких дворян из Прибалтики, что сам он объяснял так: "Русские дворяне служат государству, а немецкие – мне". Н.А. Добролюбов писал о нем: "Солдат по призванию, солдат по образованию, по наружности и по внешности". Кто был этот человек? (Император Николай I Павлович)

"Исторический зоосад"

Команде выдается лист, на котором собраны изображения зверей и птиц, "вошедших в историю":

волчицы , гусей , слона , льва , быка , орла . Ведущий засекает время (например, 5 минут),

в течение которого участники этой игры отвечают (письменно): Чем знаменито то или иное животное, в истории какого народа оно сыгралоисторическую роль? За каждый правильный ответ команда получает 1 балл .

Ответы:

Волчица ("капитолийская"). Статуя ее установлена в Риме, в Капитолии, за то, что по легенде она

выкормила братьев-близнецов, основателей Рима (753 год до н. э.) – Рема и Ромула.

Гуси . Есть крылатое выражение: "Гуси Рим спасли", связанное с преданием о том, как гуси разбудили своим криком римских воинов в момент начала штурма Капитолия при нападении галлов на Рим в 390 году до н. э.

Слоны . Использовались в войнах карфагенским царем Ганнибалом и особенно прославились

в походе 218 года до н. э.

Лев . Почитаем в Индии с древнейших времен. Четыре льва венчают каменную колонну III века до н. э. – символ могущества и безопасности государства (они бдительно смотрят во все стороны света). В наши дни это изображение является гербом Индии.

Бык . Финикийская царевна Европа поразила своей красотой Зевса. Пленившись ею, Громовержец, чтобы скрыть свое увлечение от ревнивой Геры, превратился в быка и доставил царевну Европу на своей спине через море на остров Крит.

Орел . Священная птица Зевса – знак царственности. Громадный страшный орел по приказу Зевса долгие века ежедневно прилетал к прикованному Прометею, рвал клювом и когтями печень титана, пока не был сражен стрелой Геракла.

"Исторические пятнашки"

Команда получает задание перечислить исторические даты, которые записаны в 16 клетках

игрового поля, в хронологическом порядке. Каждой дате соответствует известное событие

отечественной истории. Его необходимо назвать, показывая на поле дату, после чего можно будет

перейти к следующей по хронологии дате. Задача команды – указать как можно больше дат

и исторических событий. Максимальная оценка задания – 5 баллов .

Ответы:

988 год – Крещение Руси

1147 год – Первое летописное упоминание о Москве

1223 год – Битва на Калке

1237 год – Нашествие Батыя на Русь

1242 год – Ледовое побоище

1380 год – Куликовская битва

1480 год – Свержение ордынского ига

1549 год – Первый земский собор

1612 год – Освобождение Москвы ополчением Минина и Пожарского

1649 год – Принятие "Соборного уложения"

1703 год – Основание Петербурга

1709 год – Полтавская битва

1799 год – Итальянский и швейцарский походы А.В. Суворова

1812 год – Отечественная война

1825 год – Восстание декабристов

1861 год – Отмена крепостного права в России

"Крестословица"

Командам раздаются листы в клетку, на которых они записывают слова на заданную

историческую тему. Первое слово (не менее пяти букв, каждая буква в отдельной клетке) записывается одним из членов команды в середине листа по горизонтали. Затем остальные участники команды по очереди пишут слова на эту же тему с таким расчетом, чтобы при записи

по вертикали и горизонтали добиться наибольшего числа пересечений с предыдущими словами (по типу кроссворда).

Время на выполнение задания – 7 – 10 минут. Очки начисляются по числу пересечений

(общих букв) в записанных словах.

Пример. Предположим, выбрана тема "Древняя Греция". Первый участник записывает по горизонтали слово "Антигона". Второй пишет по вертикали слово "трирема", записывая одно очко, так как у этих слов получилось одно пересечение (буква "и"). Следующий участник записывает по вертикали слово "сфинкс" и ставит одно очко (пересечение – буква "н").

Четвертый участник пишет по горизонтали слово "Ксеркс", прибавляя два очка (за два пересечения), и т. д.

ЗАЛ "ДРЕВНИЙ МИР" (с древнейших времен до V века н. э.)

Командам предлагается на выбор три вопроса по теме "Древняя история".

3 балла .

1 баллу .

Время на обдумывание вопроса – 30 секунд .

1. Назовите первый металл, который человек использовал для изготовления орудий труда. (Медь)

2. Назовите самый древний в мире музыкальный инструмент. Он был найден на территории

нашей страны при раскопках в Хакасии. Его возраст около 34 тысяч лет. (Свирель)

3. Где впервые были проведены спортивные состязания, названные Олимпийскими играми?

(Греция)

4. Как назывались первые водопроводы – арочные мосты, сооружавшиеся древними римлянами

для пропуска воды над глубокими оврагами, долинами, реками и др. препятствиями?

(Акведуки)

5. Назовите первое в истории оружие, обладающее прицельным качеством. (Лук)

6. Назовите древнейший тип человека, имеющий в своем облике многие черты обезьяны.

(Питекантроп, в переводе с греческого – обезьяночеловек)

7. Компас, который и в наше время используют для ориентации на местности, был изобретен

в глубокой древности . Назовите страну, где был изобретен этот прибор. (Китай)

8. Назовите древнее государство, где изобрели календарь, в котором продолжительность года

впервые была определена в 365 дней, а сам год был разделен на 12 месяцев. (Египет)

9. В какой стране впервые изобрели десятерично-позиционную систему счета, в дальнейшем

получившую распространение во всем мире? (Индия)

10. В каком государстве ремесленники первыми научились изготовлять прозрачное стекло? Они

смешивали прибрежный песок с селитрой и плавили этот состав. Из полученного прозрачного стекла выдували маленькие сосуды, отливали круглые зеркала. (Финикия)

11. Какие самые первые , изобретенные еще в глубокой древности, средства передвижения

существуют и поныне? (Лодка, лыжи, телега)

12. Что называют первым крупным разделением труда в истории? (Разделение скотоводства и земледелия)

ЗАЛ "СРЕДНЕВЕКОВЬЕ" (VI – XVI века)

Командам предлагается на выбор три вопроса по теме "Средневековье".

Вопросы с четными номерами (2, 4, 6, 8, 10, 12) имеют повышенную сложность и оцениваются в 3 балла .

Вопросы с нечетными номерами (1, 3, 5, 7, 9, 11) – менее сложные, за правильные ответы на них присуждается по 1 баллу 30 секунд.

1. Назовите первое в России правительственное учреждение, ведавшее сношениями

с иностранными государствами.

(Посольский приказ, основанный в 1549 году. Его возглавил дьяк И.М. Висковатый)

2. В России единая военная форма одежды появилась на несколько десятилетий раньше , чем

в Западной Европе. Учрежденные полки были одеты в длиннополые кафтаны и отороченные

мехом шапки. Когда появились первые полки в России, и какое название они носили?

(В середине XVI века, это были стрелецкие полки)

3. Сейчас трудно представить человека, который не имел бы фамилии. А когда появились первые

русские фамилии? (В XVI веке)

4. Кто из известных ученых первым наблюдал звездное небо в телескоп и сделал ряд открытий, подтвердивших учение Коперника? Этот ученый при помощи телескопа обнаружил большое число звезд, подтвердив таким образом догадку Джордано Бруно, что звезд-солнц бесчисленное множество, а Вселенная бесконечна. (Галилео Галилей)

5. Где и когда появились первые башенные часы в России, которые долгое время оставались

единственными башенными часами на Руси? (На Спасской башне в 1404 году, часы были созданы механиком-самоучкой, монахом Лазарем Сербиным)

6. Когда в России была открыта первая аптека? (В 1581 году, при Иване Грозном)

7. Назовите имя первого европейца, положившего начало освоению Сибири и ее освобождению

от татарского владычества. (Русский казак Ермак Тимофеевич)

8. Назовите основателя первого монашеского ордена, созданного в XI – XII веках для укрепления авторитета церкви и восстановления монашеских идеалов. (Франциск Ассизский)

9. Когда впервые на Руси появились школы? (В конце X века)

10. Когда на Руси впервые применили огнестрельное оружие, и как оно называлось?

(При защите Москвы от войск хана Тохтамыша. Пушки были установлены на стенах Кремля и стреляли камнями и мелко нарубленным железом)

11. Назовите самый первый морской порт нашей страны.

(Архангельск, первоначальные постройки относятся к XVI веку)

12. Что являлось самыми древними наградами на Руси? ("Золотые гривны" – самый первый знак

воинской доблести. Дружинники носили их на шее как почетную награду)

ЗАЛ "НОВОЕ ВРЕМЯ" (XVII – XIX века)

Командам предлагается на выбор три вопроса по теме "Новое время".

Вопросы с четными номерами (2, 4, 6, 8, 10, 12) имеют повышенную сложность и оцениваются в 3 балла .

Вопросы с нечетными номерами (1, 3, 5, 7, 9, 11) – менее сложные, за правильные ответы на них присуждается по 1 баллу . Время на обдумывание вопроса – 30 секунд .

1. Известно, что история русского флага началась в XVII веке. А когда впервые на судах Военно-

морского флота России взвился Андреевский флаг? (В конце XVII века)

2. Назовите первую женщину-офицера в России. Она родилась в семье командира эскадрона

гусарского полка, расквартированного неподалеку от Херсона. Ординарец отца Ахметов научил девочку скакать на коне, стрелять, владеть саблей. В 1806 году она сбежала из родительского дома, переоделась в мужскую одежду и под вымышленной фамилией Соколов поступила добровольцем в Литовский уланский полк. Участвовала в сражениях в Пруссии; под Бородино ее

контузило. Отдав армии в общей сложности 10 лет, она закончила службу в звании штаб ротмистра. Оставила после себя знаменитые "Записки кавалерист-девицы". (Надежда Дурова)

3. Какой город является местом рождения русского флота? Когда и в связи с чем это

событие произошло? (Воронеж. В 1696 году Петр I распорядился соорудить здесь верфь, на которой был построен Азовский флот, обеспечивший успех Азовских походов Петра)

4. Он не только основал первый профессиональный публичный театр, но и был его архитектором,

декоратором, капельмейстером, автором и переводчиком пьес и, наконец, директором.

В настоящее время этот театр носит имя своего основателя. Кто он? (Федор Григорьевич Волков)

5. Известный русский зодчий второй половины XVIII века построил в Москве частный дом,

в котором в 1861 году была размещена первая в Москве публичная библиотека. Назовите,

что это за дом, как звали зодчего? (Дом Пашкова; архитектор В.И. Баженов)

6. В каком городе в январе 1883 года была открыта первая в России городская почта?

(В Петербурге)

7. Где и когда было создано первое в истории человечества правительство диктатуры

пролетариата? (Во Франции в 1871 году восставшие рабочие создали Парижскую Коммуну)

8. 20 июля 1882 года в Красном Селе под Петербургом в воздух поднялся первый в мире

самолет. Этот полет состоялся на 21 год раньше полета самолета братьев Райт. Назовите

конструктора первого в мире самолета . (Александр Федорович Можайский)

9. Назовите русского монарха, впервые в истории избранного народом на царство.

(Борис Годунов)

10. Кому первому в России была сделана прививка от оспы, в то время когда страшная болезнь

безжалостно косила население страны? (12 октября 1768 года Екатерина II одна из первых в России согласилась сделать прививку от оспы себе и наследнику престола Павлу I)

11. Когда было открыто первое высшее учебное заведение в Москве и как оно называлось?

(Славяно-греко-латинская академия была открыта в XVII веке по инициативе Симеона Полоцкого)

12. Когда впервые в России была введена всеобщая воинская повинность? В Высочайшем

Манифесте по этому поводу говорилось: "Защита престола и Отечества есть священная

обязанность каждого русского подданного…". (В 1874 году, при Александре II)

ЗАЛ "НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ" (с XX века по настоящее время)

Командам предлагается на выбор три вопроса по теме "Новейшее время".

Вопросы с четными номерами (2, 4, 6, 8, 10, 12) имеют повышенную сложность и оцениваются в 3 балла .

Вопросы с нечетными номерами (1, 3, 5, 7, 9, 11) – менее сложные, за правильные ответы на них присуждается по 1 баллу . Время на обдумывание вопроса – 30 секунд.

1. Впервые спортсмены России приняли участие в Олимпийских играх в 1908 году. Делегация

состояла из восьми человек: двух легкоатлетов, одного велосипедиста, четырех борцов и одного

фигуриста. Где проходили эти игры? (В Лондоне)

2. Кто из отечественных кинематографистов первым получил один из главных призов Американской академии киноискусств – Золотую статуэтку "Оскар"? Как назывался этот "лучший иностранный фильм, демонстрировавшийся в США"? (Кинорежиссер С. Бондарчук, киноэпопея "Война и мир")

3. Назовите первого российского лауреата Нобелевской премии, создателя учения

о высшей нервной деятельности, получившего эту премию за "Классический трактат по

физиологии кровообращения и пищеварения". (В 1904 году, Иван Петрович Павлов)

4. Нынешние российские парламентарии лишь повторили опыт своих предшественников:

первый опыт голосования при помощи кнопки стал возможен благодаря русскому инженеру

П.М. Аваеву, который изобрел электрический прибор для голосования. Когда появилось это

изобретение и где впервые было использовано? (В1905 году, его использовали при голосовании

в I Государственной думе)

5. Кого называют "отцом" водородной бомбы, первым в мире создавшим это термоядерное

оружие? (Академика А.Д. Сахарова. Термоядерная бомба была впервые испытана в августе 1953 года)

6. Как называлась первая в России легальная политическая партия, и когда она была создана?

(Конституционные демократы (кадеты); учредительный съезд этой партии собрался

в Москве в октябре 1905 года)

7. 18 июня 1937 года весь мир облетела весть о советских летчиках, совершивших впервые

в мире перелет по маршруту Москва – Ванкувер (США) через Северный полюс. Назовите имена

этих отважных летчиков. (В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков, А.В. Беляков)

8. Кому при Советской власти первому был поставлен памятник, торжественно открытый

в Петрограде 22 сентября 1918 года?

(Русскому писателю А.Н. Радищеву. Поскольку памятник был сделан из дерева, до наших дней

он не сохранился)

9. Когда была создана первая в мире научная станция на Северном полюсе?

(В 1937 году, это была советская станция СП-1)

10. Назовите изобретателя, спроектировавшего в 1911 году первый в мире танк. Известно, что

он был сыном великого русского ученого-химика, а также то, что практическому осуществлению этого проекта помешали императорские чиновники. Танк впервые был применен английскими войсками во время Первой мировой войны, а первый советский танк был построен в 1920 году.

(В.Д. Менделеев, сын русского ученого-химика Д.И. Менделеева)

11. Когда впервые в ходе Великой Отечественной войны был дан салют победителям?

(5 августа 1943 года)

12. Назовите первое живое существо, облетевшее Луну на советском космическом корабле. Это

произошло 21 сентября 1968 года (еще до американцев).

(Среднеазиатская черепашка, она благополучно вернулась домой)

Интеллектуальная игра,

посвящённая истории

Великой Отечественной Войны.

Ермошина Людмила Валерьевна,

Предмет (направленность): история

Возраст детей: 8-9 классы

Место проведения: класс или актовый зал

Цели:

образовательная: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал, обратить внимание на роль личности в истории;

— развивающая: закрепить основные умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данного периода, комплексный анализ, историческое мышление;

— воспитательная: продолжать воспитывать чувство уважения, интереса к истории своей страны, к людям, творившим эту историю.

Оборудование: презентация, историческая карта, исторические документы, мемуары.

План

проведения интеллектуальной игры, посвященной 65 -летию Победы.

1. Вступительное слово учителя.

2. Жеребьёвка.

3. Приветствие команд (Название, эмблема, девиз).

4. Этап 1. Блицтурнир.

5. Этап 2. Конкурс знатоков истории ВОВ.

6. Этап 3. Конкурс капитанов.

7. Этап 4. Конкурс «Шифровка».

8. Этап 5. Конкурс «Конструкторы».

9. Этап 6.Конкурс «Дешифровщики».

10. Этап 7. Конкурс «Домашнее задание». (Создание учащимися макета памятника ПОБЕДЫ в Великой Отечественной Войне).

11. Конкурс БОЛЕЛЬЩИКОВ (проводится в период конкурса Капитанов).

12. Подведение итогов интеллектуальной игры.

13. Награждение команд-победителей.

Вступительное слово.

Валентин Сидоров.

(Стихотворение написано к 30-летию Победы)

И нас с тобою тишина обьемлет,

Тем все сильней и явственней слышны

Ее раскаты, вздыбившие землю.

И чем спокойней тихие закаты,

Тем резче нам в закатной мгле видны

Огнем войны обугленные хаты.

Сполна всю горечь этих лет познавши

Не понаслышке, не со стороны,

Тем ближе нам воспоминанья наши.

И четче обнажаются вершины,

Тем все понятней, что мы совершили…

Этап I. Блицтурнир

Команды поочерёдно отвечают на вопросы по теме. На подготовку ответа 30 секунд

Для похода на Восток гитлеровское командование разработало два важных плана. Один получил название «Барбаросса». Как назывался второй?

«Ост»

Уже в июне 1941 г. появилось стихотворение, вскоре ставшее словами главной советской песни Великой Отечественной войны. Назовите эту песню

«Священная война»

В июне 1941 г. советский летчик направил свой подбитый самолет на скопление немецкой боевой техники. Кто этот летчик?

Николай Гастелло

После этой битвы был развеян миф о непобедимости германской армии. Какое это сражение?

Московская битва

На фронтах войны сражались не только люди, но и «яки», «тигры», «пантеры», «леопарды». О чём именно идёт речь?

Это боевая техника: танки, самолёты

Уже в июне 1941 года из западных районов СССР на восток стали вывозиться люди и производственные объекты. Как назывался этот процесс?

Эвакуация

Это был первый советский город, который, даже окружив, не смогли захватить гитлеровские войска. Какой это город?

Ленинград

В начале 1944 г. была окончательно ликвидирована блокада одного из крупнейших советских городов. А сколько дней она длилась?

900 дней

По-испански она означает «череп», и спасла жизни многих солдат в годы войны. Что это?

Каска

10.

Фашистские войска в 1941-1942 гг. потратили на захват этого города 250 дней, а советские освободили его в 1944 г. за 5 дней. О каком городе идет речь?

Севастополь

11.

К началу 1944 г. их было около 20, а к концу 1944 г. они имели более 1000 отделений. Их называли «фабриками смерти». Что это такое?

Фашистские

концентрационные

лагеря

12.

В теплое время года советские солдаты свертывали ее в трубку и носили через плечо, на привалах ее использовали и как подушку, и как одеяло. Ее называли «скаткой». Что это такое?

Шинель

13.

Какое сражение было самым крупным в Великой Отечественной войне в 1945 г.?

Битва за Берлин

14.

Победа принесла Сталину высшее воинское звание. Какое?

Генералиссимус

15.

До войны в СССР их было только 5, а в годы войны появилось еще 11, все они находили своих героев. Что это такое?

Ордена

16.

Чем в истории войны знамениты бойцы Егоров и Кантария?

Водрузили знамя Победы над Рейхстагом

17.

Еероями на войне становились не только люди, но и целые города и даже один оборонительный объект. Какой?

Брестская крепость

18.

«А. Невский», «Кутузов», «Суворов» тоже воевали на фронтах Великой Отечественной войны, но в виде… Чего?

Наград

19.

Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии?

20.

Кто был первым награжден главным советским военным орденом «Победа»?

Г. К. Жуков

21.

В каком советском городе состоялся первый парад Победы?

В Москве

22.

Дважды орденом «Победа» были награждены 3 человека — Жуков, Василевский… Кто третий?

И. В. Сталин

23.

Сколько дней шла Великая Отечественная война?

1418

24.

Каковы общие потери СССР в Великой Отечественной войне?

Около 27 млн. человек

25.

За годы войны их количество составило в Красной Армии — 12 млн., а в германской — 7 млн. человек? О чем идет речь?

Потери убитыми

26.

Кто из крупных советских военачальников за годы Великой Отечественной войны не проиграл ни одного сражения?

Г. К. Жуков

27.

До войны этот город назывался Кенигсберг и принадлежал Германии, а после войны он отошел к СССР. Как он стал называться?

Калининград

28.

За годы войны ими стали 11600 человек, 86 из них — женщины. Кто это?

Герои Советского Союза

29.

В годы войны в Красной Армии их называли «младшие командиры». А как к ним стали обращаться вскоре после войны?

Сержанты

30.

30 апреля 1945 г. в Берлине произошло 2 исторических события: первое — водружено знамя Победы над рейхстагом. А какое второе?

Самоубийство Гитлера

Задание команде 1.

    В своё время в школе разучивали такую песню: «Кружила в поле злая осень, /Летела поздняя листва./Их было только …/ А за спиной была Москва». Какое числительное пропущено? (28)

    У Любови Тимофеевны было двое детей-погодков. Сразу после начала войны они добровольно пошли воевать. Однако дочь попала в лапы фашистам и была повешена в селе Петрищево, а сын-танкист погиб в бою. Оба награждены медалью Герой Советского Союза. Назовите фамилию Зои и Шуры. ОТВЕТ. Космодемьянские.

    В музее Вооруженных Сил есть очень простой экспонат: в небольшом ящике насыпана земля с Малахова кургана, что находится в городе Волгограде. А почему сразу видно, что это земля с поля сражения? ОТВЕТ. Она просто усеяна осколками снарядов.

Конкурс знатоков истории Великой Отечественной Войны

Задание команде 2.

    В Берлине в Трептов- парке установлен памятник советскому солдату. В одной руке у него опущенный меч, а на другой руке он держит … Закончите описание памятника. (Девочку) Комментарии. «И в Берлине в памятную дату/ Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,/ Памятник советскому солдату/ С девочкой спасенной на руках».

    Все знают, что военный парад это завораживающее действо.
    Но один парад на Красной площади был особенным: войска про-
    ходили по площади и в этот же день вступали в бой с фашистами.
    Назовите дату этого парада. ОТВЕТ. 7 ноября 1941 г.

    В глубоком тылу врага сложилась свободная зона -партизанский край. Немцы прошли через эти деревни, что не смогли отобрать, разрушили. Но бои под Москвой оттянули туда их силы, и около 600 деревень и поселков зажили без оккупантов, под защитой партизан. Открыли школу, больницу и даже кинотеатр. Только вот газету не могли выпустить -не на чем печатать. Однако благодаря партизанскому радио и некоей школьной мебели людям вовремя сообщались новости. Какая мебель помогала знакомить односельчан с новостями? ОТВЕТ. Школьная доска.

Комментарии. Новости с фронтов писали на школьной доске мелом.

Конкурс знатоков истории Великой Отечественной Войны

Задание команде 3.

1. Эта временная дорога, не проложенная по земле, воистину стала Дорогой Жизни для тысячи
ленинградцев. Так где же она все-таки была проложена? ОТВЕТ.

По льду Ладожского озера.

2. Стихи поэта-фронтовика Эдуарда Асадова:

Было нам всяко: и горько, и сложно.
Мы знали: можно, на кочках скользя,
Сгинуть в болоте, замерзнуть можно,
Свалиться иод пулей, отчаяться можно,
Можно и то, и другое можно -
И лишь … отдать нельзя.

В последней строке пропущено одно слово - название города. Какого?

ОТВЕТ. Ленинград.

3. Академик историк Евгений Викторович Тарле мог наизусть цитировать многочисленные
исторические документы разных эпох и народов. Может быть, поэтому именно он предложил
некий обряд. Тот был настолько эффектен, что, несмотря на то, что Тарле отсидел в 1930 г. в
тюрьме и несколько лет провел в ссылке, его предложение стало кульминацией самого
известного в нашей стране триумфального мероприятия. Что же он предложил?

ОТВЕТ. Во время марша Победы 1945 г. бросать в кучу на землю фашистские знамена.

Этап 3. Конкурс капитанов.

Капитаны в течение 3 минут выполняют задание.

Задание.

Впишите в таблицу как можно больше фамилий советских полководцев Великой Отечественной войны. После выполнения задания каждый из капитанов поочередно должен назвать имена военачальников (по одному) из своего списка, не повторяя уже приведенные другим капитаном. Победителем становится тот, кто назвал фамилию полководца последним.

п/п

Фамилия советского военачальника

Отметка о проведении данной фамилии соперником

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

Победитель получает 3 балла

Выполнение задания болельщиками команд в период конкурса КАПИТАНОВ.

Задание.

Впишите в таблицу как можно больше названий городов-героев в Великой Отечественной войне. После выполнения заданий каждый болельщик поочерёдно должен назвать название города –героя (по одному) из своего списка, не повторяя уже названные.

п/п

Название города-героя

Отметка о правильности названия города-героя в списке (+ или —)

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

Этап 4. Конкурс «Шифровка». Задание. Разгадать слова и дать им определения

Этап 5. Конкурс «Конструкторы»

Задание первой группы.

Ответ: (Танк Т-34)

Задание второй группы.

Собрать изображение из предложенных пазлов (элементов). Назвать изображение и кратко рассказать о нём.

Ответ: (Як -34)

Этап. 6. Конкурс «Дешифровщики».

Задание команде №1.

Помните, будущие поколенья,

Победы героев, отцов, матерей.

Помните подвиги и свершенья

имя будущих ваших детей.

Задание команде №2

Слышите, новые поколенья,

Как ваши сердца стучат.

Это эхо сердцебиений

Не вернувшихся с фронта солдат.

Задание команде №3

Знайте, будущие поколенья,

В любые столетья, в любые года

Подвиг не предается забвенью.

Подвиг рядом живет всегда.

Задание №1,2,3

Необходимо расшифровать предложенный текст, и выразительно прочитать его.

Этап 7. Конкурс «Домашнее задание».

(Создание учащимися макета памятника ПОБЕДЫ в Великой Отечественной Войне).

Этап 8. Подведение итогов.

Награждение победителей.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Анашина Н.Ю. День истории в школе.Интеллектуальные игры и развлечения. История Отечества, всемирная история, история права. М.,2008.

2. Тимохин Е. Всё об оружии. М.,2000.

3.Турчанинов В.И. Решающие победы Великой Отечественной войны. СПб.,2005.

4. Чуйков В.И., Рябков В.С.Великая Отечественная война. М., 1994.

5. Щербаков В.И. На приморских флангах. СПб., 1996.

Внеклассное мероприятие 8 класс учитель Винокурова Е. В.

Тема: Патриоты Отечества (Люди и события Отечественной войны 1812 года)

Цель: повторение и обобщение ранее изученного материала

Задачи:

Образовательные:

1. Повторить и закрепить в игровой форме знания по теме «Отечественная война 1812 г.»

Развивающие:

1. Развивать у учащихся познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление;

2. Продолжить работу по формированию исторических понятий и терминов;

3. Вырабатывать умение давать оценку историческим событиям и историческим деятелям;

Воспитательная:

1. Способствовать формированию коммуникативных качеств у учащихся, сплочению коллектива.

Тип урока: урок повторения и систематизации знаний

Оборудование урока :

1. Карточки с заданиями;

2. Бланки подсчета баллов;

3. Мультимедийная презентация;

4. Схемы – названия этапов.

План и этапы игры:

I. Представление команд

II. Ход игры

1. « Тесты, тесты, тесты…»

2. «Найди ошибки в историческом тексте»

3. «География Отечественной войны 1812 г.»

4. «Страницы Отечественной войны 1812 г.»

5. Конкурс капитанов

III. Подведение итогов и награждение команд

Условия игры:

В игре принимают участие 2 команды. Максимальное число баллов за правильный ответ объявляется перед каждым конкурсом.

ХОД ИГРЫ

Вступление учителя. Представление команд

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас интеллектуальная игра по истории. Вы можете показать свои знания по теме «Патриоты Отечества» Люди и события Отечественной войны 1812 г. В ходе игры мы выявим команду-победительницу. У каждой команды есть болельщики - это помощники. В случае если команда не отвечает, то болельщики могут помочь.

В конце игры отметки получат не только участники, но и болельщики.

Перед вами этапы игры. Все этапы необходимо пройти

I этап « Тесты, тесты, тесты…»

Задания командам: В течение 7 минут команда отвечает на предложенные ей тестовые задания. За каждый правильный ответ даётся 1 балл.

Задание для команды № 1

1. Дата вторжения войск наполеона на территорию России:

2. Какую битвы противник назвал Московской?

А) Куликовскую Б) Полтавскую

В) Бородинскую Г) Невскую

3. Основной замысел Наполеона состоял в том, чтобы:

А) Захватить Москву, Петербург, Киев

Б) Разгромить армии русских по - одиночке

В) Разбить русскую армию вблизи границы

Г) Не вступать в генеральное сражение

4. Кого сменил князь М.И.Кутузов на посту главнокомандующего русской армией в августе 1812 г.?

А) Ермолова Б) Тормасова

В) Багратиона Г) Барклая де Толли

5. Военное формирование создаваемое на добровольных началах в помощь войскам, называется:

А) Фуражирами Б) Партизанами

В) полурегулярным войском Г) Ополчением

6. Чего «напрасно ждал Наполеон» от «Москвы коленопреклоненной»:

А) Засов Б) Ключей

В) Щеколд Г) Замков

7. Какое явление природы помешало Наполеону взорвать Кремль?

А ) Ливень Б) Землетрясение

В) Снегопад Г) Наводнение

8. В фильмах о войне 1812 г. Кутузова часто изображают с повязкой на глазу. Но если мы посмотрим на портреты маршала, написанные его современниками, мы этой повязки там не увидим. Почему?

А) Художники считали, что повязка уродует лицо

Б) Второй глаз не был слепым

В) Ранение Кутузова скрывали от врагов

Г) У Кутузова был искусственный глаз

Задание для команды № 2

1. Название одной из государственных служб впервые появилось как название народного ополчения в войне с Наполеоном. Что это за служба?

А) Спасатели Б) Милиция

В) Лесничие Г) Пожарные

2. Армией «двунадесяти языков» называли армию:

А) Кутузова Б) Багратиона

В) Наполеона Г) Александра I

3. Какую фразу произнес Наполеон после поражения в России?

А) «От великого до смешного один шаг»

Б) «Рубикон перейден, жребий брошен»

В) « Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир»

Г) «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»

4. В Отечественной войне участвовали 30 полков башкирских воинов. Как называли французы башкирского воина, если он был вооружен луком и стрелами?

А) Самурай Б) Лучник

В ) Амур Г) Посланник Божий

5 . Отечественная война завершилась:

6. Во время войны крестьянский партизанский отряд возглавил:

А) Давыдов Б) Сеславин

В) Платов Г ) Курин

7. В первый раз Наполеон предложил Александру I заключить мир:

А) После вступления в Смоленск Б) После вступления в Москву

В) После Бородинского сражения Г) После сражения под Малоярославцем

« …Мы долго молча отступали

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики…»

А ) М.Ю.Лермонтов Б) А.С.Пушкин

В) Л.Н.Толстой Г) Д.Давыдов

II этап «Найди ошибки в историческом тексте».

Задание командам: В течение 10 минут команда находит ошибки в историческом тексте и исправляет их. За каждую найденную ошибку даётся 1 балл.

Тест

1.июня 1812 года «Великая армия» Наполеона (640 тысяч человек), переправившись через Днепр (Неман), вторглась в пределы России. Русская армия насчитывала 590 тысяч человек, но выставить оказалось возможным только немногим более 200 тысяч. Русские войска были разделены на три отдельные армии: одна под командованием М.Б.Барклая- де Толли, другая – П.И.Багратиона, третья – М.И.Кутузова (А.П. Тормасова). Французская армия продвигалась очень быстро, а российская вынуждена была отступать для того, чтобы соединить разрозненные силы. Численное превосходство противника ставило вопрос о сочном пополнении войск. Однако принцип рекрутской комплектации армии давал медленные результаты. И Александр I решился на необычный шаг. 6 июля он издал Манифест о введении в стране всеобщей воинской обязанности (с призывом создать народное ополчение). Русская армия смогла соединиться только под Калугой (Смоленском) в конце июля. Общее руководство взял на себя М.Б.Барклай- де Толли, занимавший в то время пост военного министра. Хороший стратег и мужественный воин, он был молчалив и замкнут. В армии его не любили. Начались его разногласия с генералами, прежде всего с Багратионом. Эти споры считают главной причиной того, что Калугу не сумели удержать. В этой ситуации Александр I решил назначить главнокомандующим М.И.Кутузова, который прибыл в ставку армии 17 сентября (17 августа). И сразу же началась подготовка к генеральному сражению.

III этап «Страницы Отечественной войны 1812г.»

Задание командам: По слайдам, представляемым на экране определить событие или фамилию героя Отечественной войны. Команда получает лист участия и возможность заработать по 1 балла за каждый правильный ответ.

Лист участия

№ п/п

Имя героя, название события



Представляемые слайды

  1. М. Б. Барклай де Толли
  2. Схема Бородинского сражения
  3. Василиса Кожина
  4. М.И.Кутузов
  5. П. И. Багратион
  6. Переправа французов через р. Березину
  7. Наполеон
  8. Д.Давыдов
  9. Пожар в Москве
  10. Военный совет в Филях

IV этап «География Отечественной войны 1812г.»

Задание командам: По выдержкам из документов определить географические объекты или события войны. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла.

Документы:

Задание для команды № 1

1. «Этот город русских считался у иностранцев главным базисом всего государства, и на него были обращены с надеждой все взоры французской армии, и теперь этот город представлял из себя лишь огромный костер, покрытый трупами и ранеными».

Французский офицер Жомини

(Смоленск)

2. «Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские одержали право быть непобедимыми»

Наполеон

(Бородинское сражение)

3. «Через два дня после нашего прибытия начался пожар. Сначала он не казался опасным, и мы думали, что он возник из солдатских огней, разведённых слишком близко к домам, почти сплошь деревянным».

Наполеон

(Москва)

Задание для команды № 2

1. «По известию, что под стенами Москвы назначено дать неприятелю сражение, оставшиеся жители приготовили себя к нему. Но в понедельник, т.е. 2 сентября удалилась из Москвы градская полиция вместе с чиновниками и пожарными трубами. Везли во множестве через город пушки, и шло русское войско в большом количестве и скорым походом, имея направление от Тверской к Рогожской заставе».

Очевидец А.А.Карфачевский

(Тарутинский марш – маневр)

2. «Город был несколько раз взят, отбит и снова взят, и только к восьми часам вечера он остался за вице – королём. Он выиграл большое сражение, но потерял почти весь провиант и до семи тысяч убитыми»

Французский офицер Дедем

(Малоярославец)

3. «Мы прошли самую скверную и бесплодную дорогу; лошади, падавшие на дороге, тут же съедались»

Французский офицер Бонне

(отступление французской армии)

V этап «Конкурс капитанов»

Капитану каждой из команд предлагается ответить на вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Граф С.Р.воронцов, русский посол в Англии, в начале июня 1812 года пишет: «Если Наполеон будет нас преследовать, он погиб…он кончит тем, что будет истреблён нашей верной союзницей». О какой союзнице России идет речь? (Зима)

2 . В ХIХ веке в высшем обществе довольно часто встречались двойные фамилии. У М.И.Кутузова тоже была двойная фамилия. Какая? (Кутузов – Голенищев)

3. Кому из русских полководцев принадлежат слова: «Еще ни один полководец ни в одной армии не находился в таком крайне неприятном положении, как я. Каждая из обеих соединенных армий имела своего особого главнокомандующего, которые обличены были полномочиями, вполне соответствующими такому положению. Правда, я имел в качестве военного министра право отдавать приказы, но я не воспользовался этим правом». (Барклай де Толли)

4. Столица нашей Родины славится большим числом храмов. Один из них напрямую связан с историей Отечественной войны 1812 года и победой в этой войне. Что это за храм? Расскажи об истории его создании и дальнейшей судьбе. (храм Христа Спасителя)

5. Продолжите слова Наполеона:

«Если я возьму Киев,
Я схвачу Россию за ноги.
Если я овладею Петербургом,
Я возьму ее за голову.
Заняв Москву, - ____________ (я поражу ее в сердце).

Подведение итогов:

Подсчет общего количества баллов, определение команды победительницы.