Самый известный художник сюрреалист. Сюрреализм в искусстве. Основные особенности сюрреализма

Стиль родился в послевоенное время во Франции. В начале XX века сюрреализм обозначился в литературе и других видах искусства, сочетая несочетаемые предметы и явления, играя ассоциативным мышлением, гранью сознания в первые минуты после пробуждения, вовлекая в мир другой реальности. Сюрреализм переводится с французского языка как сверх-реальность, воплощая воображаемые образы в разных ипостасях сознания.

Впервые термин был введен писателем Андре Бретоном в его сюрреалистическом манифесте в 1924 году. Уверенное влияние литературы на театр, фотографию, музыку, живопись сделало сюрреализм популярным явлением, интересным публике в течение несколько десятилетий. Стремительно развиваясь, стиль объединял талантливых художников. Уже в 1925 году состоялась первая выставка работ сюрреалистов в Париже. Наряду с новыми именами, в ней прозвучало имя уже известного художника, проповедующего кубизм , Пабло Пикассо.

Описание и основные техники стиля

Работы сюрреалистов наполнены скрытым смыслом, особенной философией. Влияние на проявление бессознательного в их сюжетах оказал автор теории психоанализа Зигмунд Фрейд. Именно внутренний мир, разложенный на отдельные сегменты, парадоксально сочетающиеся друг с другом, заполняет пространство живописных полотен. Стремясь ухватить тонкую грань проявления воображаемых конструкций, сюрреалисты нередко погружались в состояние гипноза, наркотического или алкогольного опьянения.

Испытывая проявление иллюзорных сюжетов в своих видениях, сюрреалисты изобретали новые методы, с помощью которых их можно запечатлеть. Так возникли:

    техника автоматического письма (записывают или автоматически зарисовывают все приходящие в голову ассоциации с предметом);

    текстурирование поверхности (графитом или пастелью заштриховывают лист, приложенный к текстурной поверхности, например, дерева или камня);

    коллаж (из вырезанных частей газет, картин, журналов создают полноценные сюжеты);

    соскабливание (готовые картины размещают поверх текстурной поверхности и соскабливают часть краски, способствуя проявлению рисунка);

    фьюмаж (на бумаге создают фантастические образы копотью свечи);

    декалькомания (расплескивают колер на большое полотно из ведра, создают брызги при помощи крупных кистей).

Картины сюрреалистов часто сложно соотнести с каким-либо жанром, настолько нереально и парадоксально изображение. Чаще всего темой для своих работ они выбирают сновидения, магию, эротику, сверхъестественное, религию.

Известные художники-сюрреалисты

Имена художников, создававших картины в период между Первой и Второй мировой войной, стали известны всему миру благодаря широте взглядов, мастерству и поднимаемой проблематике. Это Рене Магритт, Макс Эрнст и другие.

Наиболее значимой, известной и неординарной фигурой эпохи сюрреализма стал Сальвадор Дали. Его произведениям свойственны проявление иррационального, отрицание каких-либо рамок и ограничений. Талант художника проявился в живописи, дизайне, архитектуре, музыке, драматургии. Индивидуализм и самоуверенность повлияли на исключение Дали из кружка сюрреалистов, однако его творчество оказало влияние на становление и развитие стиля.

В период надвигающегося на Европу немецкого фашизма, сюрреалисты перебрались в США, где продолжили работу над картинами. Благодаря их творчеству общество смогло наконец понять и оценить более сложный кубизм , экспрессионизм и абстрактное искусство .

Современный сюрреализм в живописи

Идеи сюрреализма популярны в современном искусстве. Они находят выражение в неординарных работах талантливых художников. Основные черты стиля четко прослеживаются в полотнах, выполненных акрилом, пастелью, маслом. Наша галерея предлагает своим клиентам купить любую из представленных в каталоге работ в качестве эксклюзивного подарка или декора интерьера. На картину в стиле сюрреализма можно смотреть много раз, находя в ней тайный смысл и новые образы снова и снова.

Friday, September 15, 2017

Сюрреализм (от франц. surrealisme - «сверхреализм») – направление в живописи, кинематографе, литературе 20 века, сложившееся во Франции в 1920-х гг. Термин «сюрреализм» принадлежит поэту Гийому Аполлинеру. В конце 1910-х ему удалось собрать вокруг себя соратников в лице Андре Бретона, Филиппа Супо, Луи Арагона, Жана Кокто – молодых поэтов, назвавших себя сюрреалистами. В 1917 г. Аполлинер поставил свою «сюрреалистическую драму» «Сосцы Тиресия» (Les mamelles de Tiresias). Но основоположником сюрреализма считается французский писатель и поэт - Андре Бретон, который в 1924 г. опубликовал первый «Манифест сюрреализма», где он разъясняет суть сюрреалистического движения.

Чем характеризуется сюрреализм? В чем его особенность и отличие от других направлений? Попробуем разобраться, рассмотрев

Saturday, April 15, 2017

1. Влияние философии Бергсона и учения Фрейда.
Именно под влиянием этих ученых сформировалось видение художников-сюрреалистов.
По мнению Бергсона, человек способен постичь мир, сверхреальное, если позволит интуиции взять верх над разумом, логикой. Человек становится настоящим, без комплексов и предрассудков, если ему удается освободиться от контроля разума. Только так рождается «чистое» искусство, способное отразить ту сущность бытия, которая скрыта за преградой разума. Вклад Фрейда в том, что он определил подсознание как феномен, обуславливающий мысли и поведение человека. Исходя из его теории, сновидения – это не что иное, как впечатления, переживания, образы, мысли, скрытые желания, воспоминания, которые были вытеснены сознанием в «хранилище» подсознания, где они постоянно находятся в качестве бессознательных комплексов.
Таким образом, сюрреалисты пытались как можно глубже проникнуть в подсознание, обеспечив ↯

2. Уход от реальности, отказа от логики, традиционного мировосприятия, разграничения вещей на хорошие и плохие, ложные и правдивые, прекрасные и уродливые.
Для этого они использовали следующие способы: ↯

3. Имитация черт первобытного искусства, творчества детей, душевнобольных. Изображение снов, галлюцинаций.
Сюрреалисты полагали, что необходимо уйти от реальности и позволить свободным ассоциациям, «творческому безумию» вырваться наружу. Чтобы проникнуть в сферу подсознания, художники прибегали к помощи гипноза, алкоголя, наркотиков. Сальвадор Дали прибегал к способу запечатления сновидений сразу после пробуждения: возле его кровати всегда «дежурили» холст с красками, плюс он часто засыпал на стуле с ключом в руке, который в последствии падал и будил живописца, а Дали быстро пытался изобразить приснившееся.
Отсюда в их картинах можно наблюдать ↯

4. Сочетание настоящего и вымышленного. Изменение форм и размеров предметов: тяжелые формы становятся невесомыми, твердые предметы растекаются, а маленькие приобретают нереально-огромные размеры.
Появляются ↯

5.Оптические иллюзии – двойственные картины, содержащие внутри себя элементы, которые не заметны сразу. При первом взгляде на сюрреалистическую картину могут возникнуть мысли об абсурдности работы – множество хаотичных, несвязанных между собой элементов, но ↯

6.Смысл - в символике образов. Рассматривая работы сюрреалистов зритель пытается понять их, собрать образы воедино и увидеть хотя бы какой-нибудь смысл. И он [зритель] видит - необязательно тот, который заложил художник, но свой, исходя из своего мировосприятия и жизненного опыта.
Так сюрреалисты пытаются добиться своей главной цели – ↯

7. - Навести зрителя на рассуждения.
Удалось им это или нет, вы сможете сами понять, познакомившись с творчеством самых известных сюрреалистов.

Джорджо де Кирико «Две маски», 1926 Частная коллекция Аллегория, сюрреализм «То, что я слышу, не имеет значения; важно то, что я вижу, особенно когда закрываю глаза.» Джорджо де Кирико

Сальвадор Дали «Портрет миссис Мэри Сиголл», 1948 Сюрреализм

Леонор Фини «Женщина сюрреализма?» Леонор Фини родилась в Буэнос-Айресе в 1907 г. После развода, мать годовалой Леонор переезжает с ней в Италию. Отец девочки едет за ними, чтобы похитить Леонор и увезти назад в Аргентину. Но ее мать не сдается и перехищает свою дочь (без малейшей помощи со стороны правоохранительных органов), после чего она вынуждена…

Сальвадор Дали «Великий сюрреалист» 11 мая 1904 года родился всемирно известный художник Сальвадор Дали. Талант в рисовании проявился у него с ранних лет, в школьных учебниках и тетрадях на полях он часто рисовал карикатуры, чтобы рассмешить маленькую сестру. Друг семьи Рамон Пишо был художником-импрессионистом, он заметил способности мальчика и помог ему развиваться в этом направлении….

Рене Магритт «Удар с сердце», 1952 Сюрреализм Кто розу нежную любви привил К порезам сердца, — не напрасно жил! И тот, кто сердцем чутко слушал бога, И тот, кто хмель земной услады пил! Омар Хайям

Сальвадор Дали «Незримый человек», 1929-1932 Сюрреализм Хотя Сальвадор Дали начал картину в 1929 г., закончил ее он только в 1932г. Это его первая работа, где он начал изображать двойственные изображения, которые заполнили более поздние работы художника, во время его параноидально-критического метода. На картине иллюзия, созданная Дали видна сразу. Двойственность изображения здесь удалось ему не так…

Рене Магритт «Человек в котелке», 1964 Сюрреализм Магритт изображал человека в котелке в нескольких своих картинах. Эта возможно, не так хорошо известна, как другие картины Магритта, тем не менее ее легко отнести к живописи Магритта, она напоминает хорошо известную картину «Сын человеческий» (1964). Обратите внимание на детали картины. Лицо мужчины закрыто так, словно голубь влетел…

Сальвадор Дали «Первые дни весны», 1929 Музей Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг Сюрреализм В 1929 году, после того как Дали присоединился к сюрреализму, он пишет «Первые дни весны», «настоящий эротический бред», как называет эту картину сам художник. Писатель Робер Деснос сказал, что «это нечто невиданное» и что, находись он в ином материальном положении, с удовольствием приобрел бы…

Жоан Миро «Ферма». 1921-1922 Национальная галерея искусства, США Сюрреализм Хотя художник родился в Барселоне, он всегда был связан с сельским миром, особенно с городом Монт-Роч-дель-Камп. На его ранних работах уже видно влияние пейзажей. Картина была продана Хэмингуэю за пять тысяч французских франков. Хемингуэй писал в 1934 году в журнале Cahiers d’Art: «Я не поменяю „Ферму“…

Сюрреализм – модное движение в живописи в межвоенные годы. Сформировалось направление в 1920-е годы во Франции, откуда распространилось по всей Европе, став одним из наиболее влиятельных стилей и направлений в искусстве авангарда.

Название происходит от фразы «Drame surrealiste» — это подзаголовок из пьесы писателя и искусствоведа Гийома Аполлинера. Впервые термин фиксируется в его манифесте «Новый дух» к балету «Парад». Совместная работа П.Пикассо, Э.Сати, Ж.Кокто и Л.Мясина породила настоящий сюрреалистический шедевр.

Сюрреализм эволюционировал из нигилистического «антиискусства» дадаизма, большинство представителей которого стали сюрреалистами. Наиболее ярким примером сюрреализма считается творчество Сальвадора Дали.

Изначально основным направлением движения была литература, но вскоре сюрреализм охватил живопись, скульптуру и другие формы в современном визуальном искусстве. Сюрреалисты стремились создать совершенно новый набор образов путем освобождения творческих сил подсознания.

Техники и философия

Художники изобрели методы для получения фантазийных изображений, в которых переплетается реальность и вымысел, галлюцинация, сон.

Текстурирование

Методика создания изображения, поместив лист бумаги на неровную или зернистую поверхность. Например, дерева или камня. Карандашом или мелком бумага обрабатывается до тех пор, пока приобретет текстуру использованного для подложки материала.

Декалькомания

Метод в искусстве, в котором краска выплескивается на бумагу или наносится при помощи большой щетки. Пока она еще не высохла — покрывается другим листом бумаги. Путем трения поверхности о поверхность художнику удается создать необычные образы.

Соскабливание

Техника создания определенных эффектов при помощи помещения окрашенного полотна на текстурированную поверхность и обработки путем скобления. Частично краска удаляется с поверхности, а окрашенная часть приобретает необычный, фактурный вид.

Фьюмаж

Сформировался в конце 1930-х годов, под листом бумаги размещалась свеча, чтобы на поверхности остались следы сажи. Перемещение свечи разнообразные фантазийные узоры.

Капельный метод в искусстве

Краска наносится на полотно отдельными каплями, которые падают с раскачивающего объекта.

Коллаж

Техника создания коллажей предполагает создание живописных или графических полотен путем собирания сюжета из разных частей других картинок, вырезок газет, журналов, рисунков, фото. Эти элементы располагают и наклеивают согласно с изначальным замыслом, и таким образом создают новую цельную композицию.

Чертеж

Автоматический чертеж выполняется при помощи пера или кисти: линии чертятся без определенного план и соблюдения правил.

Работы в стиле сюрреализма называют абсурдными, лишенными логики, полными противоречий. Художники, работавшие в этом стиле, начали художественную революцию сознания и восприятия. Они считали, что только искусство способно освободить разум человека.

История развития

Искусствоведы называют предшественником стиля И.Босха, чьи работы впервые продемонстрировали интерес к нереальным изображениям, фантазии, деформированной реальности искусстве.

История развития стиля началась в Париже, но сюрреализм в живописи быстро распространился по Европе. Начиная с 20-х и до 60-х годов XX века, сюрреализм развивался в США, до 80-х – проник в Африку, Азию, Австралию.

  1. «Магнитные поля» А.Бретона и Ф.Супо.
  2. «Сюрреалистическая революция».
  3. «Парижский крестьянин» Л.Арагона.

На развитие стиля оказали влияние научные изыскания и теории З.Фрейда. Многие сюрреалисты относились к психоанализу скептически, но на большинство теория повлияла, принеся в им работы тонкий психологизм, эмоциональность, глубину. Одними из главных ценностей стиля считаются: стремление к свободе, индивидуальности, отказу от рамок в развитии искусства живописи. Произведениям Сальвадора Дали и других живописцев свойственны иррациональность и особая эстетика, понятная не всем.
Особенность стиля – символичность образов.

Влияние на развитие направления оказали работы известных творцов О.Редона и Г.Моро. центральными темами их работ были: человеческое подсознание иронические изображения повседневной жизни, эротика, магические, фантасмагорические образы.

Один из специфических методов создания необычных работ – творчество под влиянием наркотических веществ. Галлюцинации художников порождали хаотичность отображенной на картине сцены.

Стиль развивался в двух направлениях:

Иррациональное

Создание иррационального, нереального образа, который формирует подсознание. Отцом этого направления считают Сальвадора Дали. Для его характерны: точность, выразительность образов и линий, яркость, фантазии на тему перевоплощения предметов. Иллюзия Сальвадора Дали выглядит убедительно, благодаря работе с цветом и перспективой. Тщательность и точность техники позволяют отнести картины живописца к академизму. Именно работы Дали приходят в голову, когда речь идет про сюрреализм: картины его авторства являются примером наиболее точной передачи главных идей стиля.

Подсознательное

Второе направление тесно связано с попытками отобразить на полотне подсознательное. Образы нечеткие, уходящие в абстракцию. Представители: М.Эрнст, А.Масон.

Сюрреализм основан на индивидуальном восприятии человека, ассоциациях. Не смотря на популярность полотен в этом стиле, его можно назвать наиболее противоречивым из всех. Творчество Сальвадора Дали было и остается наиболее репрезентативным для изучения направления в искусстве.

Известные представители и их полотна

Сальвадор Дали

Испанский живописец, воплотивший в своих работах все идеалы стиля. «Сюрреализм – это я!» — так писал про себя художник. Он одним из первых примкнул к группе творцов-сюрреалистов, которую организовал А.Бретон. Через некоторое время его исключают из этого сообщества, но он продолжает развивать собственный стиль. поздний этап творчества отмечается влиянием живописи Ренессанса и академизма.

Наиболее известные полотна Сальвадора Дали: «Мед слаще крови», «Головокружение», «Автопортрет», «Геополитический младенец», «Молодая женщина, увиденная со спины».

Марк Эрнст

Один из идеологов стиля, немецкий художник-сюрреалист, мастер коллажа. Особенность его работ – сосредоточенность на технике коллажа, значительное внимание к творчеству людей с психическими расстройствами, что стало одним из факторов его развития, как сюрреалиста. Работы: «Французский сад», «Око безмолвия», «Кастор и Поллукс», «Женщина, старик и цветок».

Фрида Кало

Мексиканская художница-сюрреалист. Ее работы отличались особой смысловой наполненностью, эмоциональностью, яркостью. Особенность – Кало многие работы сосредотачивала на себе, среди работ значительное количество автопортретов. Наиболее известные работы: «Маленькая лань», «Плоды земли», «Две Фриды», «Что дала мне вода», «Сломанная колонна».

Ив Танги

Французский сюрреалист. За жизнь он сменил множество профессий, некоторое время провел в море – на торговом корабле, что и повлияло на его живописное творчество и след в искусстве. Тема моря, подводных жителей стала центральной в его работе. Работы Танги узнаваемы: для них характерна некоторая мрачность, романтизм, использование плавных линий, изображений облаков, волн, дыма: «Рука в облаках», «Лента пределов», «Завтра», «Ветер», «Перевоплощение», «Гибель семьи».


Развивал сюрреалистическое направление в Бельгии. Находился под влиянием работ художников де Кирико и де Смета. Центральная тематика работ – обнаженное тело. Особенность творчества – использование изображений скелетов, например, в работе «Распятие».

Значение для развития искусства

Стиль стал отправной точкой для развития фантастического реализма и видженари арта в искусстве. На теперешний момент особенности творчества Сальвадора Дали и других творцов переняли современные художники – иногда их работы трудно отличить от полотен мастеров стиля. Сюрреализм стал более коммерческим, чем другие направления живописи.

Современные последователи переняли фантасмагоричность, иррациональность работ Сальвадора Дали, оставив без внимания эмоции, глубину, психологизм, внутренние переживания, которые художник, при помощи символических образов, передает на полотне.

Название авангардного направления в искусстве и литературе первой половины ХХ века сюрреализм происходит от французского слова «surréalisme», означающего буквально сверх или над реализм. Появился он в 20-х годах прошлого века во Франции, его основоположником считается французский писатель и поэт Андре Бретон, впервые термин «сюрреализм» появился с легкой руки писателя и искусствоведа Гийома Аполлинера в его манифесте «Новый дух». Изначально данное направление появилось в литературе, позже оно охватило и живопись, и скульптуру и другие формы искусства. Целью последователей идей сюрреализма было создание абсолютно новых наборов образов путем полного освобождения глубинных сил своего подсознания.

Сюрреализм в живописи

Большое влияние на развитие стиля оказали работы знаменитого австрийского врача-психиатора Зигмунда Фрейда, для создания своих специфических шедевров сюрреалисты использовали сны и галлюцинации.

(Картина Яцека Йерка, художника-иллюстратора )

Для получения новых фантазийных изображений художники-сюрреалисты использовали такие инновационные способы и методики как:

  • Текстурирование . Лист бумаги помещается на неровную поверхность (дерево или камень) и обрабатывается мелом или карандашом до получения текстуры подложенного материала;
  • Декалькомания . Краска наносится на два листа бумаги, поверхность которых художник трет друг об друга, таки образом получая фантастические образы и узоры;
  • Соскабливание . Окрашенное полотно помещается на текстурную поверхность и обрабатывается методом соскабливания, часть краски удаляется, а поверхность с оставшейся краской приобретает фактурный, оригинальный вид;
  • Фьюмаж . Под лист бумаги помещаю горящую свечу, и двигают ею в различных направлениях, образуется фантазийный узор за счет следов сажи;
  • Капельный метод . Капли краски попадают на раскачивающуюся поверхность листа:
  • Метод коллажа . Создание графических и живописных картин посредством сбора сюжета вырезок из журналов, газет и разнообразных фотографий. Цельная композиция создается путем расположения картинок и вырезок в задуманном автором порядке;
  • Чертеж . Линии выполняются пером или кистью хаотично, без соблюдения правил и определенного плана;
  • Ready-made . В качестве своего произведения определенный объект или предмет, созданный не им самим и не имеющий никакой художественной ценности («Колесо от велосипеда», «Фонтан», «Сушилка для бутылок» Марселя Дюшана).

(Сказочный сюрриализм Яцека Йерка )

Очень часто картины художников-сюрреалистов характеризуют как абсурдные, полностью лишенные всякой логики и полные противоречий произведения, которые все-таки совершили революцию во взаимоотношениях человеческого разума с окружающей нас действительностью. Сюрреалисты считали, что только искусство способно сделать разум человека абсолютно свободным.

Известные художники-сюрреалисты

Предшественником и идейным основателем сюрреализма в живописи исследователи считают творчество нидерландского художника Иеронима Босха (XVI век), загадочные картины которого показали интерес творческой личности к фантазиям, нереальным изображениям и деформированной реальности («Аллегория чревоугодия и любострастия», «Извлечение камней глупости», триптих «Страшный суд).

(Сальвадор Дали "Постоянство времени" )

Самый известный художник-сюрреалист испанец Сальвадор Дали (1904-1989) считал себя последователем Босха. Его работы, основанные на теории Фрейда о человеческом подсознании, служили формальным и визуальным языком для передачи его снов, фантазий и галлюцинаций окружающим людям. Его творчество характеризуется использованием параноидально-критического метода познания (состояние, которое позволяю создавать иллюзии при полном сохранении собственного здравомыслия). Его знаменитые картины - «Постоянство времени», «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения», «Предчувствие гражданской войны», «Лебеди, отраженные в слонах» и т.д.

(Макс Эрнст "Луара" )

Немецким идеологом стиля сюрреализм считается художник, график и скульптор Макс Эрнст. Это признанный мастер коллажа и фроттажа, в работах которого сосредоточено большое внимание на творчестве людей с нарушенной психикой. Его работы: «Плеяды или Приближение половой зрелости», «Целебес», «Сомнительная женщина», «Царь Эдип», «Кастор и Полукас», «Око безмолвия».

(Фрида Кало "Две Фриды" )

Известная художница, работавшая в стиле сюрреализма Фрида Кало (Мексика), её работы имеют особую смысловую наполненность, эмоциональность и яркость. Её произведения отличает большое количество автопортретов: «Маленькая лань», «Две Фриды», «Сломанная колонна», «корни», «Что дала мне вода».

(Ив Танги "Я увидел три города" )

Французский сюрреалист Ив Танги, сменивший огромное количество разных профессий, некоторое время был моряком, что объясняет присутствие в его картинах темы моря, подводных обитателей. Его работы характеризуются некоторой мрачностью, романтизмом, использованием мягких, плавных линий, изображение облаков, морской волны, клубов дыма: «Завтра», «Ветер», «Рука в облаках», «Превращение», «Шторм».

В Бельгии способствовал развитию сюрреалистического направления в живописи художник Поль Дельво, центральной тематикой его картин было обнаженное женское тело, часто изображал скелетов, наиболее известные полотна: «Спящая Венера», «Деревня русалок», «Зеркало», «Леда», «Пигмалион». Также известный бельгийский художник сюрреалист Рене Магритт, его произведения «Дитя человеческое», «Влюбленные», «Фальшивое зеркало».

Русский сюрреализм

(Александр Тышлер "Директор погоды" )

Сюрреализм как отдельное художественное направление на территории России не получил развития, так как во времена СССР даже самые безобидные фантазии и малейшие отклонения от строгого идеологического курса коммунистической партии признавались «чуждыми элементами» и происками загнивающего буржуазного Запада. Тем не менее, в некоторых произведениях художников можно найти некоторые предпосылки для их сюрреалистического восприятия. Например, в картине советского художника Александра Тышлера (1898-1980) «Директор погоды» исследователи видят фантастические образы и пространственное ощущение подобное сюрреалистическим приемам на картинах Сальвадора Дали, полотно Гончарова «Смерть Давида» (1926) выполнено в лучших традициях картин Макса Эрнста, картины художника Климента Редько, связанные с тематикой электроорганизмов, ассоциируются с «машинами желаний» Эрнста и Дюшана.

Наиболее тесно с таким направлением в живописи как сюрреализм была связана группа последователей и учеников Казимира Малевича под названием УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). Исследователи отмечают, что все позднее творчество Малевича (на примере картины «Три девушки») можно смело отнести к сюрреалистическому направлению.