Презентация по истории "советский тыл в годы войны". Презентация - советский тыл в годы великой отечественной войны к труженикам тыла

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Советский тыл в годы Великой Отечественной Войны

Директива от 29 июня 1941 предусматривала: -введение трудовой повинности - оперативное регулирование работы предприятий и учреждений -переход железных дорог на военный график, обеспечивавший первоочередное и -быстрое передвижение военных эшелонов.

Эвакуированный Завод "767" - прессовый цех. Осень 1941г. эвакуация из прифронтовых районов промышленных предприятий осуществлялась в два этапа: - лето-осень 1941 - лето-осень 1942 г.

План эвакуации: В первую очередь вывозилась готовая продукция, неустановленное оборудование, сырье и основные материалы. Во вторую очередь - подлежащее установке технологическое оборудование на действующих предприятиях, энергооборудование и станки. В третью очередь эвакуировались транспортные средства, имущество и вспомогательные материалы.

В результате колоссальных усилий народа Советский Союз в кратчайшие сроки сумел осуществить коренную перестройку экономики на военный лад, в исключительно сложных условиях эвакуировать и пустить в ход огромные производственные мощности.

К осени 1941 г. враг захватил огромную территорию, которая давала 38% производства зерна и 84% сахара. с осени 1941 г. была введена карточная система распределения основных продуктов питания, позволившая в течение всей войны избежать случаев массового голода.

Победа русского народа в войне породила надежды у фермеров на роспуск колхозов, у интеллигенции - на ослабление политического диктата, у населения союзных республик (в особенности в Прибалтике, Западной Украине и Белоруссии) - на изменение государственной политики.

стремление подавить возникшее социальное напряжение режим пошел по двум фронтам: с одной стороны, по пути декоративной, видимой демократизации, а с другой - усиления борьбы с "вольнодумством" и укрепления тоталитарного режима.

Учитывая сложившееся положение, СНК СССР своим постановлением от 25 июня 1941 г возложил на войска НКВД задачу охраны тыла действующей Красной Армии. Для охраны тыла каждого фронта создавались управления войск НКВД. 26 июня 1941 г приказом НКВД СССР были назначены начальники войск охраны тыла фронтов. В число задач войск охраны тыла входило: наведение в войсковом тылу порядка, регулирование движения беженцев по дорогам, задержание дезертиров, выявление диверсантов и шпионов и борьба с ними, регулирование подвоза и эвакуации имущества и др.

На войска НКВД, охраняющие тыл действующей Красной Армии, возлагается: борьба с диверсантами, шпионами и бандитскими элементами в тылу фронта; ликвидация мелких отрядов и групп противника, приникающих или забрасываемых в тыл фронта (автоматчики, парашютисты, сигнальщики и т.п.), в особых случаях (по решению Военного совета фронта) охрана коммуникаций на определенных участках. “

В соответствии с постановлением от 20 апреля 1933 года СНК СССР № 775/146 «Об организации трудовых поселений ОГПУ» ГУЛАГ ОГПУ был реорганизован в Главное управление лагерей и трудовых поселений ОГПУ. Начальником ГУЛАГ и ТП Объединенного государственного политического управления был назначен М. Берман. Статистика показывает, что на 1 июня 1944 года только в системе исправительно-трудовых лагерей и колоний ГУЛАГа имелось 56 центральных и 69 республиканских, краевых и областных управлений и отделов лагерей и колоний.

За 1941-1944 годы из числа правовых граждан ГУЛАГа было мобилизовано и передано в Красную Армию 117000 солдат и офицеров, в том числе 93500 человек из военизированной охраны. В период с 1941 по 1944 годы из ГУЛАГа было освобождено 43000 польских и 10000 чехословацких граждан. За 1941-1944 годы в народное хозяйство поступило более 2000000 бывших осужденных.

Секретным Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 19 апреля 1943 г. были созданы Управление контрразведки «СМЕРШ» НКВМФ СССР и отдел контрразведки «СМЕРШ» НКВД СССР.

Деятельность ГУКР СМЕРШ включала фильтрацию солдат, вернувшихся из плена, а также предварительную зачистку прифронтовой полосы от немецкой агентуры и антисоветских элементов (совместно с войсками НКВД по охране тыла действующей армии и территориальными органами НКВД). СМЕРШ принимал активное участие в розыске, задержании и ведении следствия по делам советских граждан, действовавших в антисоветских вооруженных группах, воевавших на стороне Германии, таких как Русская освободительная армия.

Деятельность ГУКР СМЕРШ характеризуется очевидными успехами в борьбе против иностранных разведок, по результативности СМЕРШ являлся самой эффективной спецслужбой во время Второй мировой войны.

Страна не выдержала бы такого страшного и сурового испытания, если бы не жила единой мыслью: “Все для фронта, все для победы!” Страна “ковала победу” общими усилиями всего народа. Вместо ушедших на фронт к станкам встали их отцы и матери, жены и дети.

Инициатором создания народного ополчения явилась партийная организация Ленинграда. 30 июня 1941 г. в Ленинграде началось создание добровольческих дивизий, которые стали называться ополченческими. 2 июля приступили к организации народного ополчения парторганизации Москвы и Московской области.

Народное ополчение создавалось не только в прифронтовых областях и республиках, но и в глубоком тылу: во многих областях РСФСР, на Украине, в Белоруссии, Карелии, коммунистические и рабочие полки - в Эстонии, Литве, Молдавии, в Латвии - отряды партийно-советского актива. Ополченческие подразделения формировались в республиках Закавказья. Против наступавших войск врага героически сражались также многие части народного ополчения из Киева, Одессы, Севастополя, Курска, Харькова, Мурманска и других городов.


Советский т ыл в годы войны

Выполнила: ученица 11 б класса

Ивлева Ирина

Учитель: Юшечкина Е.Г.


Единство фронта и тыла - залог победы

Война коренным образом изменила жизнь людей. Сначала была надежда на то, что боевые действия переместятся на территорию врага, но вскоре стало ясно,что в ходе войны решается судьба самой страны. Зверства фашистов привели к советских людей к необходимости беспощадной борьбы с агрессором Сталин в своей речи 3 июля неожиданно произнес: «Братья и сестры!» Люди поняли необходимость сплочения и самоотверженности в борьбе и это стало предпосылкой партизанского движения.


Н.М.Шверник

А. Н. Косыгин

Угроза оккупации прифронтовых районов заставила начать вывоз оттуда всего самого ценного оборудования, сырья людей и т.д. эту деятельность возглавил Совет по эвакуации.За короткий срок на Восток было переброшено огромное количество грузов За 5 месяцев было эвакуировано 1500 крупных предприятий и 10 млн. человек. На новом месте для них возводили новые производственные помещения, или объединяли с уже существующими предприятиями(Танкоград).


Челябинский «Танкоград»

Сборка танков на Челябинском

тракторном заводе

В декабре 1941 г. падение производства прекратилось и начался его рост. В середине 1942г.перестройка жизни страны на военный была успешно завершена, хотя западные эксперты считали, что нам понадобится на это не менее 5 лет. Советская экономика в итоге выиграла соревнование у экономики фашистской Германии и это стало одной из причин нашей победы в войне.

К осени 1942 года на Урале работало более 830 эвакуированных предприятий


Перевод экономики на военные рельсы

Работа на эвакуированных предприятиях


Школа военной поры

Война нанесла тяжелый удар по системе образования. Тысячи школ были разрушены, не хватало учебников и тетрадей. Но работа школ продолжалась даже в осажденных Севастополе, Ленинграде, Сталинграде и др. городах. В оккупированных районах обучение детей прекратилось. Научные центры в годы войны переместились на Восток. Сюда были эвакуированы научно-исследовательские институты АН СССР


Ученые: вклад в победу

В годы войны советские ученые работали на нужды армии. Академик Е.Патон, разработал новый метод сварки стали, позволявший получать сверхпрочные танковые корпуса.

Евгений Оскарович Патон


Научные исследования в медицине

Медики разработали методику переливания крови и впервые начали применять пенициллин.

Зинаида Ермольева –

пенициллина

Николай Бурденко – разработчик новых

методов лечения ранений


Разработка нового оружия

В 1943 г. Началась разработка советского ядерного оружия. Конструкторы работали над созданием новых образцов вооружения.

Михаил Тимофеевич

Калашников


Жизнь продолжается…

Афиши кинокартин,

снятых в годы войны


Искусство и война

С первых дней войны тысячи деятелей советской культуры ушли на фронт. Защищая Родину погибли А.Гайдар и Е. Петров. Фронтовыми корреспондентами работали М.Шолохов, К.Симонов,А.Фадеев и др. В осажденном Ленинграде продолжали работать О.Бергольц, В.Инбер, Д.Шостакович. События тех дней нашли отражение во «Фронтовых дневниках» К.Симонова, Н.Тихонова и др.

Писатель А. Толстой

выступает перед солдатами


Вывод:

Создание сильной экономической базы на востоке страны, единство фронта и тыла, морально-политическое единство советского общества стали одной из важнейших предпосылок коренного перелома и победы в войне.



Нападение Германии на СССР потребовало от страны перевода экономики на военные рельсы, т.е. развития и максимального расширения военного производства. Предусматривался перевод экономики на военные рельсы с учетом сложившейся обстановки на фронте и в стране, увеличение выпуска оружия, боеприпасов, производства горюче смазочных материалов и другой продукции первостепенной значимости, в перебазировании предприятий из прифронтовой полосы на восток, в создании государственных резервов. Советская экономика в годы войны прошла в своем развитии два этапа: первый перестройка народного хозяйства на военный лад (июнь 1941 г. осень 1942 г.), второй рост военного хозяйства (осень 1942 г. сентябрь 1945 г.). Перестройка шла по двум магистральным линиям: во-первых, переключение на военное производство практически всех отраслей промышленности, резкое сокращение или прекращение выпуска гражданской продукции; во-вторых, перебазирование (эвакуация) производительных сил в отдаленные от фронта районы.


В годы войны резко снизилась численность рабочей силы. Если в 1940 г. в народном хозяйстве СССР было занято 31,2 млн. рабочих и служащих, то в 1942 г. всего 18,4 млн. Сокращение количества рабочих и служащих было тесно связано с ростом численности вооруженных сил, которая с июня 1941 г. по май 1945 г. выросла с 5,4 млн. до 11,4 млн. человек. В годы войны оказалось в крайне сложном положении сельское хозяйство. В гг. были потеряны важнейшие сельскохозяйственные районы. На 40-60% уменьшилось количество колхозов и совхозов, тракторов, машин, лошадей. До минимума были сокращены капиталовложения в село. Исключительно острым оставалось положение с трудовыми ресурсами на селе. На 38% уменьшилась численность трудоспособного населения деревни. Наиболее тяжелым оказался 1943 г. Засуха поразила основные сельскохозяйственные районы. Валовая продукция сельского хозяйства составила в 1943 г. 37% от уровня довоенного 1940 г. Резко снизилась урожайность зерновых. Перелом наступил только в 1944 г.


Несмотря на успехи промышленности, 1942 год был особенно трудным для сельского хозяйства страны. Из-за оккупации противником важных продовольственных районов СССР существенно сократились посевные площади и валовой сбор зерновых. Потери, понесенные сельским хозяйством, были значительны, резко ухудшилось его материально - техническое снабжение,остро ощущалась нехватка рабочей силы. К концу года число трудоспособных колхозников по сравнению с довоенным временем сократилось вдвое, уменьшился машинный парк МТС и совхозов, не хватало горючего, сократилось производство минеральных удобрений. Все это сказывалось на производстве сельскохозяйственной продукции. Перед тружениками деревни была поставлена задача освоить новые земли на востоке. За короткое время были увеличены посевные площади на 2.8 млн. гектаров.


На нужды фронта, в интересах победы трудились работники науки и культуры. Наука сосредоточилась на разработке военно-технических проблем, мобилизации сырьевых ресурсов страны на нужды обороны. В 1943 г. начались работы по созданию советской атомной бомбы, которыми занималась специальная лаборатория по расщеплению ядра урана под руководством академика И.В.Курчатова. Советские танки Т- 34, KB превзошли лучшие немецкие образцы. В «борьбу умов» внесли вклад авиаконструкторы А.С.Яковлев, С.А.Лавочкин, С.В.Ильюшин (создатель штурмовиков, лучшим из которых стал ИЛ-2 «летающий танк»), А.Н.Туполев, Н.Н.Поликарпов, В.М.Петляков, В.М. Мясищев, создатели авиамоторов А.Д.Швецов, В.Я.Климов, А.А.Микулин и др. Большую помощь бойцам оказали медики, в частности, главный хирург Красной Армии академик Н.Н.Бурденко. Предложенный им метод лечения ранений черепа сульфамидными препаратами позволил резко, с 65 до 25%, снизить смертность среди раненых. Н.Н.Бурденко


Советский тыл Молодежь – фронту Во втором полугодии 1941 года в работу включились 360 тысяч учащихся 8-10 классов. Уже на третьем году войны доля рабочих и служащих в возрасте до 18 лет в различных отраслях промышленности составляла от 40 до 60% Сбор средств Добровольная помощь трудящихся позволила направить на фронт: Более 2,5 тыс.самолетов Более 5 тыс. танков По займам и лотереям свыше 118 милрд. руб. Труженики села- фронту! 80% всей рабочей силы в деревне составили – женщины, старики и дети За гг. колхозы и совхозы дали стране 4,3 миллиарда пудов зерна Рабочий класс – фронту! С 1941 по 1944 гг. увеличилось производство самолетов в 3,3 раза, авиамоторов в 5,4 раза, танков в 2 раза, дизельных моторов в 4,6 раза.

Слайд 2

1.Советское общество в годы войны. 2.Перестройка экономики на военный лад. 3.Образование и наука. 4.Деятели культуры-фронту. 5.Церковь в годы войны. План урока.

Слайд 3

Докажите, что труженики тыла внесли существенный вклад в разгром гитлеровских захватчиков? Задание на урок.

Слайд 4

Война коренным образом изменила жизнь людей.Сна чала была надежда на то, что боевые действия пе-реместятся на территорию врага,но вскоре стало ясно,что в ходе войны решается судьба самой стра-ны.Зверства фашистов привели к советских людей к необходимости беспощадной борьбы с агрессором Сталин в своей речи 3 июля неожиданно произнес: «Братья и сестры!» Люди поняли необходимость сплочения и самоотверженности в борьбе и это стало предпосылкой партизанского движения. 1.Советское общество в годы войны. Беженцы.

Слайд 5

Угроза оккупации прифронтовых районов заставила начать вывоз оттуда всего самого ценного-оборудо-вания, сырья людей и т.д. эту деятельность возгла-вил Совет по эвакуации.За короткий срок на Вос-ток было переброшено огромное количество грузов За 5 месяцев было эвакуировано 1500 крупных пре дприятий и 10 млн человек.на новом месте для них возводили новые производственные помещения, или объединяли с уже существующими предприя-тиями(Танкоград). 2.Перестройка экономики на военный лад. Эвакуированный завод на новом месте.

Слайд 6

Многие производства были перепрофилированы на выпуск военной продукции.В декабре 1941 г. паде-ние производства прекратилось и начался его рост. В сер. 1942г.перестройка жизни страны на военный была успешно завершена, хотя западные эксперты считали,что нам понадобится на этоне менее 5 лет. Советская экономика в итоге выиграла соревнова-ние у экономики фашистской Германии и это ста-ло одной из причин нашей победы в войне. 2.Перестройка экономики на военный лад. Плакат.1943 г.

Слайд 7

Война нанесла тяжелый удар по системе образования. Тысячи школ были разрушены, не хватало учеб-ников и терадей.Но работа школ продолжалась да-же в осажденных Севастополе,Ленинграде,Сталин-граде и др.городах.В оккупированных районах обучение детей прекратилось. Научные центры в годы войны переместились на Восток.Сюда бали эвакуированы научно-исследо-вательские институты АН СССР. 3.Образование и наука. Военная школа. 1942 г.

Слайд 8

В годы войны советские ученые работали на нужды армии.Академик Е.Патон, разработал новый метод сварки стали, позволявший получать сверхпроч-ные танковые корпуса.А.Иоффе создал первые в мире радиолокаторы.Медики разработали методи-ку переливания крови и впревые начали приме-нять пенициллин.В 1943 г. Началась разработка со ветского ядерного оружия.Конструкторы работали над созданием новых образцов вооружения. 3.Образование и наука. Конструктор П.Дегтярев.

Слайд 9

С первых дней войны ты-сячи деятелей советской культуры ушли на фронт.Защищая Родину погибли А.Гайдар и Е. Петров. Фронтовыми корреспондентами рабо-тали М.Шолохов,К.Си-монов,А.Фадеев и др. В осажденном Лениграде продолжали работать О. Бергольц,В.Инбер,Д.Шостакович.События тех дней нашли отражение во «Фронтовых дневни-ках» К.Симонова,И.Эрен бурга,Н.Тихонова и др. 4.Деятели культуры-фронту. А.П.Гайдар на фронте

Слайд 10

Другие представители культуры выезжали на фронт в составе артистических бригад.В Средней Азии на объединенной киностудии продолжали снимать кинофильмы.Огромную популярность приобрели лирические песни(«Огонек»,«В землянке»,«Катю-ша» и др.)Д.Шестакович в осажденном Ленинграде написал Седьмую симфонию, которая летом 1942 г.была исполнена в осажденном городе. В Москве, Ленинграде продолжали работать театры. 4.Деятели культуры-фронту. А.Н.Толстой у летчиков

Слайд 11

К 1941 г.на свободе оста-лось 7 епископов Русс- кой Православной церк-ви.Местоблюститель пат риаршнго престола мит-рополит Сергий 22 июня 1941г.призвал верующих на защиту Родины. Его примеру последовали ли деры других конфессий. Церковь не только вела идеологическую работу, но и собирала средства для нужд фронта.В этих условиях Сталин в сен-тябре 1943 г.восстановил патриаршество и освобо-дил часть священников. 5.Церковь в годы войны. Митрополит Сергий.

Посмотреть все слайды

Разделы: История и обществознание

Класс: 9

Приложение 1 (Этапы урока)

Приложение 2 (Карточки)

Цель: расширение и углубление знаний учащихся о роли тыла в ходе войны, о чрезвычайных условиях жизни, труда и быта в тылу.

Охарактеризовать перевод экономики на военный лад, показать вклад тружеников тыла, учёных, деятелей культуры в общее дело победы;

Продолжить формирование умений самостоятельной работы с учебником, дополнительной литературой, умения анализировать исторические факты и делать выводы; развивать мировоззренческие убеждения учащихся, расширять их социальный опыт;

Создать условия для воспитания гражданственности, патриотизма на примере тяжелейшего труда в тылу – труда наших родных и близких.

Тип урока: изучение нового и первичное закрепление новых знаний.

Оборудование: учебник; копии документов, книга “Тобольск” автор Копылов Д.И., Прибыльский Ю.П., книга “Летопись Тобольского района” автор Самоцлов В.А., карта “Великая Отечественная война”, мультимедийное оборудование.

Подготовительная работа: сообщения о вкладе наших земляков, тружеников тыла города Тобольска и Тобольского района, в дело победы.

Новые понятия: эвакуация, местоблюститель.

Ход урока

1. Организационный момент.

(Звучит один куплет песни “Священная война”).

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Прошло почти 70 лет с начала той страшной войны, но не через 70 и даже через 170 лет мы не должны забывать о ней.

2. Повторение ранее изученного материала.

“Тот, кто не помнит своего прошлого, обречён на то, что оно повторится”, -

сказал Д.Сантаяна.(Слайд №1) И мы, ребята, всегда должны помнить о тех страшных годах и о тех, благодаря кому мы сейчас так живём. Вашему вниманию я предлагаю тест из 10 заданий с выбором ответа (работаем 7 минут).(Слайд № 2 - самопроверка)

3. Введение в тему урока. Целеполагание.

Посмотрите внимательно на иллюстрации, которые расположены на доске. Что показано на картине? (ответы учащихся). Обратите внимание на таблицы (Слайд №3). Перед вами показатели производства вооружений в СССР в 1940 году и в 1944 году. Что вы можете сказать про эти цифры? Благодаря кому удалось добиться такого военного превосходства? (Ответы учащихся). Правильно ребята именно в тылу, трудом простых тружеников создавались эти самые танки и миномёты, самолёты и винтовки, хлеб и всё то, что без чего не может воевать ни одна армия в мире. О советском тылу в годы Великой Отечественной войны мы будем говорить сегодня на уроке. (Слайд №4 - тема) Война вызвала огромный морально-политический подъём, энтузиазм и личную заинтересованность большинства людей в победе над врагом и быстрейшем окончании войны. Все осознавали с врагом нужно сражаться любыми способами. Как ещё можно “ковать победу” в тылу? (Ответы учащихся). (Слайд №5 – цели и задачи урока)

4. Изучение нового материала:

Работа в парах. (учащимся раздаются отрывки из документов, книги ит.д.) Проанализировав предложенные факты и документы, дополнительную литературу, рассказать какую, роль в победе сыграли:

Эвакуация;

Церковь;

Художественная литература и культура;

После отчёта пар, заполнить таблицу (Слайд №6).

5. Физкультминутка (зарядка для глаз).

6. Закрепление изученного материала.

а) Каков вклад тружеников тыла в общее дело победы? К какому выводу вы пришли. (Слайд №7 – проверка правильности заполнения таблицы)

7. Первичный контроль.

Тест (5 заданий с выбором ответов - слайд № 8)

Домашнее задание (по выбору): - п. 31, вопросы №2, №4, №5;

Подготовить сообщение о каком-нибудь величайшем научном или техническом открытии, сделанном в это время и сыгравшем большую роль в разгроме врага (например сообщение о “Танк Т-34 – оружие победы”;

Написать сочинение “Вклад моей семьи в дело победы”.