Презентация по истории на тему «Тайна египетских иероглифов» скачать бесплатно. Цикл занятий по изобразительному искусству «Художественная культура Древнего Египта. Иероглифы. Египетское письмо Библиотека в Ниневии














1 из 13

Презентация на тему: Письменность Древнего Египта

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

В науке существуют разные гипотезы по поводу прародителей египетского письма, хотя много ученных указывают на Древний Египет. Конечно, гипотеза еще не показатель, но история показывает, что Египет уже в давние времена был страной с довольной развитой культурой. Старинные памятки, написанные египетскими иероглифами, припадают на конец 4 тысячелетия до нашей эры. Расцвет культуры, наряду с исполнением пышных культовых обрядов, обусловил появление письменности. Египетское письмо точнее показывает нам эволюцию первичных форм письма. В стародавних надписях на скалах, глине – это типовое пиктографическое письмо, позднее идеографическое и, наконец, алфавитная система с 24 консонантных звуков. Иероглифическое письмо в Египте сначала было привилегией жрецов и господствующих слоев населения, лишь со временем, с изобретением папируса, оно стало достоянием широких слоев. Термин «иероглиф» впервые употребил Климент Александрийский (150-217). Слово походит от греческого слова íε ρóς (священный) и γλνφη (вырезать). Изобретение папируса относят к периоду I династии (III тысячелетия до нашей эры).

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Изготовление папируса Тонкие полоски высушенного растения располагали в два ряда - горизонтально и вертикально, один над другим. Затем их накрывали тканью и придавливали камнем или простукивали деревянным молотком. Со временем полоски склеивались благодаря выделению собственных клейких соков.Склеивание было настолько крепким, что до нашего времени они держатся крепко, как один слой. Для того, чтобы чернила на папирусе не расплывались, поверхность пропитывали клеем; после этого его сушили на солнце, обрабатывали лущильником, устраняли неровности и гладили до тех пор, пока поверхность не блестела. Хорошо обработанный папирус был гибким, эластичным.

№ слайда 5

Описание слайда:

Отдельно обработанный страницы папируса склеивали в долгие полоски, которые скручивали в рулоны. Папирус продавали, как и теперь бумагу, в рулонах большими партиями. Для письма с такого рулона отматывали полосу и отрезали. Длина полос достигала 40м. Сначала использовали папирус шириной в 15-17 см. Позднее можно встретить полосы уже в три раза шире. Уже в III ст. до н.э. техника изготовления папируса достигла высокого уровня. Высочайшим сортом папируса считается древнейший, так называемый иератичный. Египтяне строго придерживались государственной монополии на папирус. В Древнюю Грецию он попал в VII ст. до н.э., в Рим – в III ст. до н.э.

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Иероглифы Египетская книга всегда имела форму сувоя. Текст делили на довольно узкие колонки, являвшие собой своего рода страницы, которые раскрывались читателю по мере открытия сувоя.В египетских иероглифах видимые предметы обозначались соответствующими изображениями (рука, рот, палец, и так далее) или символичными знаками (солнце, месяц, царь и так далее). Для глаголов употребляли изображение близких символов: скипетр – господствовать, две ноги – ходить, слизняк, что оставляет черепашку, – выходить и так далее.Если не учитывать некоторые «святые» книги, то можно утверждать, что на папирусах не применялось первичное иероглифическое письмо, с его численными образами; употреблялась более удобная скорописная форма иероглифического письма, так называемое иератическое.

№ слайда 8

Описание слайда:

Возникновение иератического письма связывают с применением папируса как материала для письма. Сначала переписчики копировали формы иероглифов, высеченных на камнях, а со временем стали сокращать и совершенствовать некоторые знаки. Так и выработалась иератическое письмо, которое, хотя и походит от первобытного египетского, по качеству, однако, есть уже новым. С изобретением папируса изменяется не только внешняя форма иероглифов, но и их содержание. Постепенно значение иероглифов как идеографического письма – обозначение понятий, вещей (в некоторых случаях) – заменяется хотя и примитивным, но фонетическим письмом.

№ слайда 9

Описание слайда:

Написать слово, напоминающее какую-то вещь, было просто, но когда оно не ассоциировалось с вещью, дело усложнялось. Тогда, плюс к сотне известных иероглифов, означавших слова, египтяне придумали еще 24 настоящих буквы. Система их создания была очень простой. В египетском языке было очень много коротких слов, например «пуи» - одеяло, «ро» - рот. Согласно новым правилам, рисунок рта также обозначал букву «р». К слову, написанному буквами, египтяне часто прибавляли детерминатив, отображающий написанное. Так, писали «ан» - рыба и сопровождали написанное рисунком.

№ слайда 10

Описание слайда:

Базальтовая палитра На этой палитре выгравировано царское имя, означая, что писец, которому она принадлежала, был на высшей службе у фараона. Краски обычно изготавливались из угля или сажи для предания черного оттенка, а также из красной охры и голубых и зеленых минералов.

№ слайда 11

Описание слайда:

Кисти Египтяне употребляли для написания косо срезанную камышинку, которую, оборачивая, можно было приспособить для написания тонких или грубых черточек египетского письма. А с III ст. до н.э. начали использовать остро заточенную камышинку, так называемый «каламус», который давал возможность получать точное очертание букв; с того времени каламус, вместе с линейкой, стали повсеместно употребляемым неотъемлемым орудием каждого писца. Чернила изготавливали из сажи или из древесного угля, воды и живицы. Качество чернил было очень велико, характерно, что оно с тех времен сохранило свой глубокий черный глянец. Для написания титулов и названий разделов использовали также красную краску - натуральную охру. Писцы хранили свои кисточки и чернила в пенале - изготовленной из дерева принадлежности с двумя вырезами для удержания кисточек и двумя углублениями для мисок с чернилами.

№ слайда 12

Описание слайда:

Сувой. Способы хранения Папирусы наматывали на тонкие, круглые палки, тем самым, создавая сувой. Сувои хранили в глиняных кувшинах, шкатулках, кожаных, полотняных или деревянных футлярах, к которым крепили ярлык с названием книги.. Злейшим врагом папируса была влага.В сухой зоне, в песках Среднего и Горного Египта, папирусные сувои хорошо консервировались. Собственно, египетские гробницы были чудесным местом хранения для такого хрупкого материала. В последние столетия до н.э. существовал обычай изготавливать саркофаги для мумий из порезанных и склеенных кусков папируса, которые покрывали слоем гипса; именно благодаря такому способу, многие тексты сохранились и дошли до нашего времени. Однако, большинство папирусов сохранилось благодаря религиозным обычаям класть в могилы различные тексты молитв (например «Книгу мертвых»), что должно было охранять умершего во время путешествия в царство мертвых.

№ слайда 13

Описание слайда:

Когда Египет утратил свою независимость, египетское письмо, язык и культура быстро пришли в упадок, попав под греческое и латинское влияние. В III ст. до н.э греческий язык и письмо одерживают окончательную победу. Египтяне начали использовать письмо, базирующееся на греческом алфавите, которое называли коптским.























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Данный урок является первым в цикле уроков по теме “Художественная культура Древнего Египта”.

Возраст: 4–5 классы

Продолжительность занятия: 45–60 мин.

Цель занятия: познакомить учащихся с художественной культурой Древнего Египта, показать ее своеобразие, изучить древнеегипетскую письменность – иероглифы, научить работать с необычной бумагой, напоминающей по фактуре папирус, с калькой, выполнить работу, используя полученные знания об иероглифах – “Мое имя”.

Задачи:

– учить работать с необычной бумагой, акварелью, графическими материалами;

– научить пользоваться цветом как средством художественной выразительности, окрашивать изображение в пределах сложного контура;

– развивать наблюдательность и творческое мышление;

– формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому;

– воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре Древнего Египта.

Материалы и оборудование: бумага для акварели А4, или сделанная заранее папирусная бумага, калька, простые карандаши, акварель, кисти, фломастеры, черная гелевая ручка, распечатанный алфавит, иллюстрации, плакаты с темой урока, компьютер с оборудованием для просмотра слайдов, с возможностью воспроизводить звук.

Литературный ряд: стихотворение “Иероглифы” Олега Тарутина.

Музыкальный ряд: египетская музыка.

Зрительный ряд: иллюстрации, плакаты с темой урока, электронная презентация “Художественная культура Древнего Египта. Иероглифы. Египетское письмо”.

План занятия

  1. Организационный момент, постановка цели урока.
  2. Теоретическая часть урока. Знакомство учащихся с новой темой.
  3. Практическая часть урока. Выполнение подготовительных упражнений.
  4. Выполнение творческой работы.
  5. Подведение итогов урока.

Организационный момент. Подготовить презентацию, включить египетскую музыку для создания настроения. (Слайд 1, слайд 2)

– Здравствуйте ребята! Сегодня мы отправимся с вами в путешествие и побываем в древнем государстве Северо-Восточной Африки, которое расположено в нижнем течении одной из самых величайших рек планеты реки – Нил. Кто знает это государство?

– Древний Египет!

– Верно, поэтому сегодня на уроке мы познакомимся с удивительной, полной загадок и чудес стране, одной из первых цивилизаций, отдалённой от нас несколькими тысячелетиями.

Слайд 3 демонстрирует карту мира, на которой мы можем увидеть расположение Египта относительно России.

Слайды 4, 5 наглядно знакомит с картой Древнего Египта и удивительной культурой этой древнейшей цивилизации.

Теоретическая часть урока. Знакомство учащихся с новой темой.

В Египте очень много удивительных архитектурных сооружений гигантских размеров – храмы, пирамиды, они сохранились до нашего времени, но большая их часть развалена.

Стены этих сооружений покрыты высеченными или нарисованными краской письменами, древнейшие из которых относятся к IV тысячелетию до н.э. Эти письмена получили название – иероглифы. (Слайд 6)

– А как вы думаете, древние иероглифы могли быть прапрапрадедушками наших букв?

– Верно, а как же такое возможно? Давайте внимательно посмотрим на экран (Слайд 7).

Идея алфавита появилась в Древнем Египте – но это были не просто буквы, а символы или рисунки, увидели алфавит Египтян древние финикийцы, а у них заимствовали алфавит древние греки, а, как известно греческий алфавит лег в основу многих азбук, напр., латинской – а наши буквы произошли от древнегреческих! И вот проследив такой длинный, далекий путь, мы видим – что древнеегипетские иероглифы прапрапра нашего алфавита!

– Писать в Древнем Египте умели не все, профессия писца считалась очень почетной. В Древнем Египте слово “писец” означало не только “писарь” или “переписчик”, но и “образованный человек”! (Слайд 8)

Теперь, когда мы уже немного познакомились с письменностью Древнего Египта, давайте попробуем стать настоящими “писцами”, что значит “образованными” египтянами.

Первое, что нам надо знать – иероглифы можно разделить на группы, давайте посмотрим, например на какие (Слайд 9).

3. Практическая часть урока. Выполнение подготовительных упражнений. Выполнение творческой работы.

Смотрите! К нам попало послание древнего египтянина! (Слайд 10) Что же тут такое написано!? Давайте разбираться!

Мы уже знаем, что писали египтяне иероглифами, что их можно разделить на группы, и писали не просто люди, а образованные люди! Но пока мы не познакомимся поближе с самими иероглифами, мы так и не сможем расшифровать послание! Давайте знакомиться!

Выполнение упражнений.

Перед вами лежат листы с изображением древних египетских иероглифов, прежде чем попытаться их перевести на русские буквы, давайте их изобразим! Чтобы изобразить их как можно вернее нам поможет листик кальки! Он просвечивает и позволяет нам наложить его на любое изображение и перерисовать его! У вас есть карандаши, фломастеры, а самые смелые и отважные – могут обвести не просто карандашом, но и затем раскрасить акварелью!

Не спешите, знакомиться с иероглифами мы будем с каждым по очереди: (Слайды 11 - 15)

Итак, первый иероглиф – очень простой – символизирует он воду, помните ли вы, что в Африке есть одна из самых длинных рек в мире – Нил, протекает она через Египет!?

У реки растет камыш – египтяне изобразили и его иероглифами! Обратите внимание, есть “одна метелка камыша”, а есть две, для нас сейчас это не имеет особого значения.

В Египте обитают – коршуны, совы, перепелочки, рогатые змеи! Давайте по очереди изобразим иероглифы, символизирующие египетских птиц и змей.

Самые-самые быстрые, кто перевел и изобразил на кальке красивые египетские символы, берет листочек с более подробными изображениями и других иероглифов, изучает значение латинских и русских букв (Слайд 16) . Остальные нас догоняют и также начинают внимательно изучать другие египетские иероглифы!

Вот, наконец, мы и познакомились с египетскими иероглифами! Теперь мы знаем, что иероглифы можно разделить на группы, что каждый иероглиф обязательно связан с окружением Древнего Египтянина (природа, животные, птицы, постройки). Можно смело сказать, что мы стали “образованными” египтянами!

– Но как же послание!? Забыли уже про него!? Давайте теперь все вместе попробуем расшифровать, отгадать, перевести! Какие молодцы! Как все смело начали разгадывать! А кто-нибудь подумал, а как правильно читать послание!??? С какой стороны начинать? Слева направо или справа налево?!

Давайте посмотрим на экран, я вам подскажу! (Слайд 17) Египтяне писали и справа налево, и слева направо, и даже сверху вниз! А вот чтобы понять, откуда начинать читать – нам подсказывают направления руки, направления голов животных – в какую сторону повернуты головы, с той стороны и начинаем читать!

– Так что же написали древние египтяне в своем послании?

– “Здравствуйте! Как дела?”

– Молодцы, все легко справились!

Выполнение творческой работы.

– Теперь самое главное! Вряд ли древние египтяне писали иероглифы на кальке! Нет, нет! У них была особая бумага – папирус! Для изготовления папируса использовалось одноимённое водно-болотное растение, похожее на нашу осоку. (Слайд 20)

Перед вами почти самые настоящие листы папируса! Вы уже стали настоящими писцами, и я думаю, что вам без труда составит написать свое имя иероглифами сверху вниз! Давайте попробуем! А кто справится с заданием быстрее всех – можете ответить древним египтянам

на их послание! Желаю удачи! (Слайды 21 – 22)

(Листы папируса необходимо подготовить заранее. Например, один из способов изготовления – папирус можно сделать из обычного чистого листа, из книжной страницы, из старой газеты – да из чего угодно! Для этого вам понадобится всего лишь чайный пакетик. Возьмите лист, скомкайте его как следует, опустите в заваренный черный чай и вешайте сушить! После того, как лист просохнет, необходимо прогладить ваш папирус).

4. Подведение итогов урока.

Выставка работ, краткий анализ, вопросы по теме урока.

Сегодня мы познакомились с иероглифами Древнего Египта, мы написали свои имена сложными символами и знаками, и теперь можем показать друг другу, как же выглядят ваши имена благодаря письменности древних образованных египтян.

И теперь вы можете писать друг друга секретные сообщения.

В заключение, давайте вместе прочтем чудесное стихотворение Олега Тарутина “Иероглифы”:

На плите, на саркофаге,
На папирусной бумаге
И на всем, что видит взгляд,
Иероглифы пестрят.
Рыбы, звери, птицы, точки,
Загогулины, кружочки...
Все знакомое почти,
А попробуй-ка, прочти!
Вот в квадрате лев скучает –
Что же это означает?
Цапля гордая стоит –
Что она в себе таит?
Буква это или сразу
Вся египетская фраза?
Может, кончилась строка
Возле рыбы и цветка?
Овладеть бы вдруг случайно
Нам египетскою тайной!
Чтоб никто другой не смог
Разгадать секретных строк.
В иероглифах без риска
Я б писал тебе записку:
Рыба, взятая в кружок,
Цапля с клюшкой и конёк.
Ну а ты бы понял сразу
Зашифрованную фразу,
Пообедал бы скорей
И пошел играть в хоккей!

Автор проекта: Анкудинова Алена
ученица 5В класса. Средней школы
МБОУ СОШ №12 имени академика
В.И.Кудинова. Руководитель
проекта: Вилкова Елена Юрьевна.
Воткинск 2016 год.

Актуальность проекта

Письменность играет большую роль в
жизни людей. С помощью письма мы
передаём из поколения в поколение
информацию, опыт, знание. В глубокой
древности когда не было письменности
многое из достижений человечества не
сохранилось. Многие события,
достижения, исторические личности
нам известны часто только благодаря
тому, что сохранились письменные
источники. Поэтому важно знать как
появилась письменность и какие
древнейшие виды её известны.

Проблема проекта

Какое значение имело появление
письменности для человечества?

Цель

Охарактеризовать древнейшие
виды письменности и показать их
значение для человечества.
Создать проект для использования
на уроках истории и внеурочной
деятельности.

Гипотеза

Египетские и китайские иероглифы
имеют отличия.

Задачи проекта

Найти информацию и иллюстрации с
помощью интернет - ресурсов о древнейших
видах письменности, библиотеки в Ниневии.
Сравнить египетские и китайские
иероглифы.
Разработать игры: «Финикийский алфавит»,
«Крестики- нолики», «Отгадай слова», «Что
обозначает?», «Что это такое?»
Научиться работать с программой Microsoft
Office Power Point.
Создать презентацию «Древнейшие виды
письменности» для использования на
уроках истории и классных часах
Публично защитить проект.

Тип проекта

1. Индивидуальный.
2. Межпредметный.
3. Информационно –
исследовательский, практикаориентированный
4. Долгосрочный.

Методы проектирования и исследования.

1. Поисковый (поиск информации
и иллюстраций)
2. Анализ и систематизация
информации
3. Сравнительный анализ видов
письменности Китая и Египта
4. Моделирование

Древнейшие виды письменности

Египетские иероглифы

Египетское
иероглифическое
письмо́ - одна из
систем египетской
письменности,
использовавшаяся
в Египте на
протяжении почти
3500 лет, начиная с
рубежа 4-го и 3-го
тыс. до н. э.
Иероглифы
обычно вырезались
в камне также
существует
линейная
иероглифика,
деревянных
саркофагов
и папирусов.
Является рисуночным
письмом.

Иероглифами
продолжали
пользоваться как в
период персидского,
так и греко-римского
правления в Египте.
Однако, до IV века
осталось немного
людей, способных
читать и писать,
используя эту
сложную систему
письма. Греки и
римляне особо не
интересовались ею,
а с принятием
христианства
иероглифы вышли из
употребления.

В 391 году
византийский
император Феодосий I
Великий закрыл все
языческие храмы.
Последняя известная
иероглифическая
надпись датирована
394 годом (находки на
о-ве Филы).
Идеограммы играют
большую роль и
впоследствии в
развитой системе
египетской
письменности.
Например, все
смысловые
определители
являются
идеограммами. Во
время Старого,
Среднего и Нового
царства было
приблизительно 800
иероглифов. В период
греко-римского
правления в Египте их
число превышало
6000.

Первоначально египетское письмо
было рисуночным: слова изображались
наглядными рисунками- например,
знаком (горы) - горную, то есть
чужеземную, страну; (солнце) - слово
«день», исходя из того, что солнце светит
лишь днём.

Надпись на египетской вазе

Расшифровка египетских иероглифов

Два века назад в
Египте нашли
большой чёрный
камень, покрытый
надписями. Одна из
них была сделана
иероглифами, другая
содержала тот же
текст по гречески.
Французский учёный
Шампольон заметил,
что некоторые
иероглифы обведены
овальной рамкой.
Причём столько раз,
сколько в греческой
надписи встречалось
имя фараона
Птолемея. Учёный
предположил, что так
египтяне выделяли
царские имена.

На другом камне, также содержащем один и тот
же текст на двух языках, он обнаружил в
овальной рамке имя царицы Клеопатры. В
словах «Птолемей» и «Клеопатра» есть общее
звуки п, т, л – и иероглифы в двух рамочках
совпадали. Так Шампольон доказал, что
иероглифы – знаки письма, которыми можно
передавать звуки речи.

Китайские иероглифы

Начиная приблизительно с
VI-XI веков до н. э. в
раннем китайском
государстве Инь жрецы
Верховного Небесного
существа предсказывали
будущее по костям
домашних животных (свиней
и собак), а также по
черепаховым панцирям. Все
это обжигалось на углях и
раскаленной меди, а
получившиеся узоры
бесчисленных трещинок
трактовались как
мистические символы - их и
принято считать
прототипами иероглифов.

В надписях той отдаленной
эпохи обнаружено порядка 3
000 уникальных гадательных
знаков, «расшифровано» из
них порядка 2 200. К 1000 году
до н. э. эти письмена,
наносившиеся теперь в
основном на бронзовые
ритуальные сосуды. С годами
и веками они
эволюционировали к большой
печати современному
китайскому письму.
Существуют и другие версии
возникновения китайских
иероглифов, но приведенная
представляется многим
ученым наиболее
достоверной.

Согласно легендам,
иероглифы изобрёл
Цан Цзе, придворный
историограф
мифического
императора Хуан Ди.
До этого китайцы
якобы пользовались
узелковым письмом.
Древнейшие
китайские записи
делались на
черепаховых
панцирях и лопатках
крупного рогатого
скота и фиксировали
результаты гаданий.
Такие тексты
получили название
цзягувэнь (甲骨文).

Позднее возникла
технология бронзового
литья, и появляются
надписи на бронзовых
сосудах. Эти тексты
получили название
цзиньвэнь (金文).
Надписи на бронзовых
сосудах предварительно
выдавливались на
глиняной форме,
происходила
стандартизация
иероглифов, они
начинали вписываться в
квадрат

Каллиграфия- (от
греч.- красивый
почерк)- одна из
отраслей
изобразительного
искусства.
Современная
каллиграфия
довольно
разнообразна от
бытовых рукописных
надписей на
открытках до
высокого искусства, в
котором экспрессия
написанного рукой
знаки не всегда
рождает чёткие
буквенные формы.

Классическая
каллиграфия
значительно
отличается от
шрифтовых работ и
нестандартных
рукописных форм,
хотя каллиграф
должен уметь делать
и то, и другое. Сейчас
каллиграфия
существует в
основном в форме
пригласительных
открыток, а также в
граффити, шрифтах, в
надписях на камне и в
исторических
документах. А также
используют на
телевидении в
качестве
оформления, и в
других документах
где предполагается
писать от руки.

В чём различие китайских и египетских иероглифов?

Они различаются тем, что
китайских иероглифов
40000 а, египетских более
6000 иероглифов. Ещё
китайские иероглифы
сложнее писать, а
египетские легче. Чтобы
быть грамотным человеку
необходимо знать не
меньше 1500- 2000
египетских иероглифов, а
в Китае необходимо знать
10 – 15 тысяч иероглифов.
Сегодня в Египте не
применяется
иероглифика, а в Китае до
сих пор пишут китайскими
иероглифами.

Клинопись

К середине 3-го тыс.
до н. э. клинопись,
использовавшаяся
теперь как минимум
для шумерского и
аккадского языков,
развилась в болееменее стабильную
словесно-слоговую
систему, включавшую
около 600 знаков, для
которых была
характерна
как полифония, так
и омофония.

От некоторых языков
нам известны лишь
отдельные глоссы, имена
собственные или
изолированные тексты.
Известны лишь 4 языка,
которые адаптировали и
систематически
использовали клинопись
для большого корпуса
текстов: эламский,
хурритский, хеттский и
урартский. Древнейшим
памятником
клинописного письма
является табличка из
Киша (около 3500 г.
до н. э.).

Библиотека в Ниневии

Это крупнейшая
сохранившаяся
библиотека древнего
мира и древнейшая
из всех известных
библиотек.
Составлялась в
течении 25 лет в
ассирийской столице
Ниневии по приказу
царя
Ашшурбанипала в 7
веке до н. э. Служила
также
Государственным
архивом. После
смерти царя фонды
были рассеяны по
различным дворцам.

Обнаруженная археологами часть библиотеки
состоит из 25 000 глиняных табличек с
клинописными текстами. Открытие библиотеки
в середине 19 века имело огромное значение
для понимания культур Месопотамии и для
дешифровки клинописи. В библиотеке
хранились десятки тысяч книг по различным
отраслям знаний: математика, история,
медицина, география и так далее.

Во время пожара, когда город умирал под
ударами Мидийских и Вавилонских воинов, в
губительном для Ниневии огне «глиняные
книги» прошли обжиг, закалились и, таким
образом, сохранились. Но, к сожалению,
многие разбились.

Финикийский алфавит

Финикийская
письменность - одна
из первых
засвидетельствованн
ых в истории
человечества систем
фонетического
письма. Появилась
около XV века до н. э.
и стала
родоначальницей
большинства
современных
алфавитных и
некоторых других
систем письма.

Согласно одной из
Текст записывался
самых
справа налево.
распространённых
теорий, алфавитное
письмо зародилось в
Египте. Эта теория
была предложена
Франсуа Ленорманом и
изложена Эммануилом
де Руже в 1874 году.
Использовала
консонантный принцип,
то есть для записи слов
использовались только
согласные звуки, а
значение гласных
оставлялось на
понимание читателя.

имеют корни именно в
Финикийское письмо
является одной из первых финикийском письме.
Другие письменности,
алфавитных
письменностей в мире, имеющие алфавитную
структуру -
однако именно
древнеперсидская
финикийская
письменность дала началоклинопись и мероитское
письмо - не прижились.
нескольким ветвям
алфавитных
письменностей, и на
сегодняшний день
практически все
алфавитные
письменности мира (за
исключением японской
канны и, возможно,
корейского письма)

Узелковое письмо

Одним из первых видов была узелковая
письменность. Определённое число узелков,
завязанных на верёвке, передавало то или
иное сообщение. Одновременно с узелковым
письмом возникло и рисуночное письмо, в
котором записи делались с помощью
рисунков.

В древности во
многих регионах
Земли процветало
узелковое письмо. Но
сохранилось оно
только в Южной
Америке у потомков
инков. В империи
инков узелковое
письмо играло
важнейшую роль:
специальные гонцы,
перебегали от одного
населённого пункта к
другому с указами и
сообщениями,
выполненными этим
способом. Так
передавали даже
многочисленные
цифровые данные,
например, сведения
о податях.

Письма были
разноцветными:
важное значение
имели не только
узелки, но и цвет
Солнце
нитей. Так красный
цвет обозначал
воинов, жёлтыйзолото. Почти 700
образцов
сохранилось в музеях
Перу, Боливии и
других стран.
Небо
Возникновение
узелков связано с
изобретением нити 7
тыс. лет назад.
огонь
земля
дерево
род

Вывод

Письменность появилась в глубокой
древности когда жили первобытные
люди. С помощью письма мы передаём
из поколения в поколение информацию,
знание, опыт. Я сравнила иероглифы
Египта и Китая, и оказалось, что у них
есть отличия. На сегодняшний день
египетские иероглифы не применяются в
Египте, а китайские иероглифы
применяются в Китае и сегодня.

Конкурсы

Финикийский алфавит

Правила: вставить гласные буквы
чтобы получились слова. Одно
угаданное слово-1 бал
_л_бн_л_сь с_нн__
б_р_зк_,
Р_стр_п_л_ ш_лк_в__
Ш_л_ст_т з_л_н__
_
г_р_т
к_с_.
с_р_жк_,
с_р_бр_нн__
р_с_.

Ответ

Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.

Крестики-нолики

Правила:
Решить тест и
вставить ответы
в виде крестиков
и ноликов, где
крестик-это А,
нолик это Б.
Правильный
ответ-1 бал.
Где по теории
происхождения зародился
финикийский алфавит? АЕгипет. Б- Китай.
Сколько Египетских
иероглифов было во
время Старого, Среднего и
Нового царства? А-6000.
Б-800.
Каким египетское письмо
было первоначально? Арисуночным. Б- линейная
иероглифика.
Как записывался
финикийский текст? Аслева направо. Б- справа
на лево.

Как называлось
письмо которое
делалось на
черепаховых
панцирях? Ацзягувэнь. Бцзиньвэнь.
Кто по легендам
изобрёл китайское
письмо? А- Цан Цзе.
Б- Хуан Ди.
Сколько знаков
включала в себя
клинопись? А-800. Б600.
Сколько языков в
которых есть
клинопись? А- 2. Б- 4.
Чем в Китае
общались когда не
было китайских
иероглифов? Аузелковым письмом.
Б- Египетскими
иероглифами.
1.
+
2
0
3.
+
4.
0
5.
+
6.
+
7.
0
8.
0
9.
+

Отгадай слова

Правила:
отгадать
слова с
помощью
египетских
иероглифов
Одно
отгаданное
слово- 1 бал.

1.
2.
3.
4.
5.
Нил
Папирус
Пирамида
Египет
Иероглиф

Что обозначает?

Правила: Отгадать,
что обозначает
каждый иероглиф.
Один отгаданный
иероглиф – 2 балла.

Что это такое?

Правила: определить в какую
группу относится письменность.

Клинопись
Финикийский алфавит
Каллиграфия
Иероглифы Китая
Узелковое письмо
Иероглифы Египта

Самооценка проекта

Тема моего проекта актуальна потому, что
письменность играет большую роль в жизни
людей. Для работы над проектом я поставила
проблему: какое значение имело появление
письменности для человечества? Для решения
проблемы определены цели, задачи, гипотеза и
методы. В результате работы над проектом я
получила проектный продукт: охарактеризовала
древнейшие виды письменности и показала их
значение для человечества. Создала проект
для использования на уроках истории и
внеурочной деятельности. Таким образом была
решена проблема проекта, доказана гипотеза,
достигнуты цели и задачи. Достижения проекта:
было проведено исследование –
сравнительный анализ египетской и китайской
письменности.

Трудности были в разработке конкурсов, с
эффектами анимации, не было навыков
работать с программой Microsoft Office Power
Point. В достижении мне помогали интернет –
ресурсы, руководитель проекта и учебник
истории. Причины трудностей были в том, что я
не умела работать с программой Microsoft Office
Power. Я научилась разрабатывать и
придумывать конкурсы, делать эффекты
анимации и работать с программой Microsoft
Office Power Point с помощью уроков
информатики. В работе над проектом я
получила умения создавать проект и проводить
сравнительный анализ. В будущем я использую
проект на уроках истории и классных часах. Я
думаю, что защита проекта будет успешной
потому, что мой проект соответствует всем
требованием, я применила методы
исследования.

Ресурсы проекта

Информационные ресурсы:
www. Tonlines lovari. Comu. 5klass.net
anotherity. livegournal. Com
all- pix. Com
Kartinki –online. Ru
Uch. Znate. ru
www. voprosy –kak –I –p…
Academic. Ru
Ru. Wikipedia. org>wiki
Yandex. ru/images>
Программное обеспечение:
Microsoft Word,
Microsoft Office Power Point.

Презентация по слайдам

Текст слайда: Тайна египетских иероглифов Презентация ученицы 5 “Г” класса МАОУ гимназии №22 Ли Анны


Текст слайда: Как была разгадана тайна египетских иероглифов Языковеды и историки склоняются к мысли, что наиболее ранние письменные тексты появились в Египте без малого пять тысяч лет назад. Обнаружены древние памятники письменности были достаточно давно, но длительное время тексты не поддавались расшифровке. Только два столетия назад были прочитаны первые из дошедших до современников иероглифов.


Текст слайда: На пороге открытия Расшифровка древних египетских текстов и перевод их на современные языки оказались довольно сложным делом. Действительно, как прочесть тайные письмена, начертанные на языках, которые давно не употребляются и стали достоянием истории? Ведь ни грамматических справочников, ни словарей древнего языка в распоряжении ученых не было. Раскрыть тайну египетских иероглифов сумел французский ученый и языковед Жан Франсуа Шампольон. Он был разностороннее образованным и одаренным исследователем, знавшим несколько современных и древних языков. Еще в раннем возрасте Шампольон задумался над тем, можно ли найти ключ к разгадке таинственных знаков, составлявших египетскую письменность.


Текст слайда: В распоряжении пытливого исследователя была массивная каменная плита с выбитыми на ней письменами, которую в конце 18 века обнаружили французские солдаты вблизи египетского города под названием Розетта. Так называемый розеттский камень стал в итоге английским трофеем и был вывезен в Лондон, где и занял почетное место в качестве экспоната Британского музея. В начале 19 века копия каменной плиты с иероглифами была доставлена в столицу Франции. розеттский камень


Текст слайда: Как были расшифрованы египетские иероглифы Шампольон приступил к изучению письменного памятника и установил, что нижняя часть текста была выполнена греческими буквами. Имея представление о древнегреческом языке, ученый без особого труда восстановил эту часть надписи. В греческом тексте речь шла о правителе Египта Птолемее 5, который царствовал за две сотни лет до новой эры. Над греческим текстом имелись значки в виде крючков, черточек, дуг и прочих замысловатых символов. Еще выше располагались изображения фигур, людей и животных в сочетании с бытовыми предметами. Шампольон пришел к выводу, что первая часть непонятного текста была более поздней египетской скорописью, а верхняя представляла собой собственно иероглифы, которые составляли древнеегипетскую письменность. Птолемей V


Текст слайда: В качестве отправного пункта для расшифровки ученый выбрал предположение, что все три текста памятника сообщали одно и то же. Ученый длительное время не мог проникнуть в значение таинственных знаков египетской письменности. После долгих поисков и мучительных раздумий Шампольон предположил, что египтяне в древности употребляли знаки, несущие смысловую нагрузку, одновременно с буквами. Буквы он искал в именах собственных, которые уже знал по греческому тексту. Работа шла очень медленно. Составляя одно слово за другим, исследователь понемногу научился читать древние иероглифы. В сентябре 1822 года, спустя пару недель после своего открытия, Шампольон выступил в Парижской академии с сенсационным докладом. Через некоторое время ученому удалось узнать содержание и других древнеегипетских текстов, которые содержали песни и магические заклинания. Именно в эти годы зародилась новая наука – египтология.

1 слайд

Тайна египетских иероглифов Презентация ученицы 5 “Г” класса МАОУ гимназии №22 Ли Анны

2 слайд

Как была разгадана тайна египетских иероглифов Языковеды и историки склоняются к мысли, что наиболее ранние письменные тексты появились в Египте без малого пять тысяч лет назад. Обнаружены древние памятники письменности были достаточно давно, но длительное время тексты не поддавались расшифровке. Только два столетия назад были прочитаны первые из дошедших до современников иероглифов.

3 слайд

На пороге открытия Расшифровка древних египетских текстов и перевод их на современные языки оказались довольно сложным делом. Действительно, как прочесть тайные письмена, начертанные на языках, которые давно не употребляются и стали достоянием истории? Ведь ни грамматических справочников, ни словарей древнего языка в распоряжении ученых не было. Раскрыть тайну египетских иероглифов сумел французский ученый и языковед Жан Франсуа Шампольон. Он был разностороннее образованным и одаренным исследователем, знавшим несколько современных и древних языков. Еще в раннем возрасте Шампольон задумался над тем, можно ли найти ключ к разгадке таинственных знаков, составлявших египетскую письменность.

4 слайд

В распоряжении пытливого исследователя была массивная каменная плита с выбитыми на ней письменами, которую в конце 18 века обнаружили французские солдаты вблизи египетского города под названием Розетта. Так называемый розеттский камень стал в итоге английским трофеем и был вывезен в Лондон, где и занял почетное место в качестве экспоната Британского музея. В начале 19 века копия каменной плиты с иероглифами была доставлена в столицу Франции. розеттский камень

5 слайд

Как были расшифрованы египетские иероглифы Шампольон приступил к изучению письменного памятника и установил, что нижняя часть текста была выполнена греческими буквами. Имея представление о древнегреческом языке, ученый без особого труда восстановил эту часть надписи. В греческом тексте речь шла о правителе Египта Птолемее 5, который царствовал за две сотни лет до новой эры. Над греческим текстом имелись значки в виде крючков, черточек, дуг и прочих замысловатых символов. Еще выше располагались изображения фигур, людей и животных в сочетании с бытовыми предметами. Шампольон пришел к выводу, что первая часть непонятного текста была более поздней египетской скорописью, а верхняя представляла собой собственно иероглифы, которые составляли древнеегипетскую письменность. Птолемей V

6 слайд

В качестве отправного пункта для расшифровки ученый выбрал предположение, что все три текста памятника сообщали одно и то же. Ученый длительное время не мог проникнуть в значение таинственных знаков египетской письменности. После долгих поисков и мучительных раздумий Шампольон предположил, что египтяне в древности употребляли знаки, несущие смысловую нагрузку, одновременно с буквами. Буквы он искал в именах собственных, которые уже знал по греческому тексту. Работа шла очень медленно. Составляя одно слово за другим, исследователь понемногу научился читать древние иероглифы. В сентябре 1822 года, спустя пару недель после своего открытия, Шампольон выступил в Парижской академии с сенсационным докладом. Через некоторое время ученому удалось узнать содержание и других древнеегипетских текстов, которые содержали песни и магические заклинания. Именно в эти годы зародилась новая наука – египтология.