Презентация по биологии экологические факторы. Презентация "воздействие экологических факторов на организм человека". Влияние человека на окружающую среду

1 слайд

экологических факторах. Факторы среды. Общие закономерности действия на организмы.

2 слайд

ПЛАН Среда и условия существования организмов. Классификация экологических факторов. Влияние на организмы абиотических факторов. Экологическая пластичность организмов. Совместное действие факторов. Лимитирующий фактор.

3 слайд

Среда обитания организма – это совокупность абиотических и биотических условий жизни, это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.

4 слайд

Среда каждого организма слагается из множества элементов: неорганической и органической природы и элементов привносимых человеком. При этом одни элементы - частично или полностью безразличны организму. необходимы организму. оказывают отрицательное воздействие.

5 слайд

Условия жизни это совокупность необходимых для организма элементов среды, с которыми он находится в неразрывном единстве и без которых существовать не может.

6 слайд

Экологические факторы Это элементы среды, необходимые организму или отрицательно на него воздействующие. В природе эти факторы действуют не изолированно друг от друга, а в виде сложного комплекса.

7 слайд

Комплекс экологических факторов, без которых организм существовать не может, и представляет собой условия существования данного организма. Различные организмы по-разному воспринимают и реагируют на одни и те же факторы.

8 слайд

Все приспособления организмов к существованию в различных условиях выработались исторически. В результате сформировались специфические для каждой географической зоны группировки растений и животных.

9 слайд

Классификация экологических факторов. Абиотические- комплекс условий неорганической среды(климатические химические, физические, эдафогенные, орографические). Биотические – совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие (фитогенные, зоогенные, антропогенные).

10 слайд

11 слайд

Влияние на организмы абиотических факторов. Абиотические факторы могут оказывать прямое и косвенное воздействие. Эффект воздействия экологических факторов зависит не только от их характера, но и от дозы, воспринимаемой организмом. У всех организмов в процессе эволюции выработались приспособления.

12 слайд

Экологические факторы могут выступать то в виде прямодействующего, то в виде косвенного. Каждый экологический фактор характеризуется определёнными количественными показателями: силой и диапазоном действия.

13 слайд

Оптимум – интенсивность экологического фактора, наиболее благоприятная для жизнедеятельности организма. Пессимум – интенсивность экологического фактора, при котором жизнедеятельность организма максимально угнетена.

14 слайд

15 слайд

Предел толерантности весь интервал воздействия экологического фактора (от минимума до максимума воздействия), при котором возможен рост и развитие организма.

16 слайд

Экологическая пластичность (валентность) Свойство видов адаптироваться к тому или иному диапазону факторов среды. Чем шире диапазон колебаний экологического фактора, в пределах которого данный вид может существовать, тем больше его экологическая пластичность.

17 слайд

Эврибионтные виды (широко приспособленные) – способны выдерживать значительные изменения среды. Стенобионтные виды (узко приспособленные) – способны существовать при небольших отклонениях фактора от оптимальной величины.

18 слайд

Диапазоны приспособляемости организмов к условиям среды

Предмет экология Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой обитания (греч. ойкос – жилище; логос – наука). Термин ввел в 1866 г. немецкий зоолог Э. Геккель. В настоящее время экология представляет собой разветвленную систему наук: аутэкология изучает взаимосвязи в сообществах; популяционная экология изучает взаимосвязи особей одного вида в популяциях, влияние среды на популяции, взаимосвязи между популяциями; глобальная экология изучает биосферу и вопросы ее охраны. Другой подход в подразделении экологии: экология микроорганизмов, экология грибов, экология растений, экология животных, экология человека, космическая экология.


Задачи экологии - изучить взаимосвязи организмов; - изучить взаимосвязи между организмами и окружающей средой; - изучить действие среды на строение, жизнедеятельность и поведение организмов; - проследить влияние факторов среды на расселение видов и смену сообществ; - разработать систему мероприятий по охране природы.


Значение экологии - помогает определить место человека в природе; - дает знание экологических закономерностей, что позволяет предсказывать последствия хозяйственной деятельности человека, правильно и рационально использовать природные богатства; - экологические знания необходимы для развития сельского хозяйства, медицины, для разработки мероприятий по охране окружающей среды.




Принципы экологической классификации Классификация помогает выявлять возможные пути приспособления к среде. В основу экологической классификации могут быть положены разнообразные критерии: способы питания, место обитания, передвижение, отношение к температуре, влажности, давлению, свету и т. д.




Автотрофы – организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических. Фототрофы – автотрофные организмы, которые для синтеза органических веществ используют энергию солнечного света. Хемотрофы – автотрофные организмы, которые использует для синтеза органических веществ энергию химических; связей. Гетеротрофы – организмы, которые питаются готовыми органическими веществами. Сапрофиты - гетеротрофы, которые используют растворы простых органических соединений. Голозои – гетеротрофы, которые обладают комплексом ферментов и могут употреблять в пищу сложные органические соединения, разлагая их на простые: Сапрофаги питаются мертвыми растительными остатками; Фитофаги потребители живых растений; Зоофаги поедают живых животных; Некрофаги поедают мертвых животных.






История экологии Большое влияние на развитие экологии оказали: Аристотель (гг. до н. э.) – древнегреческий ученый, описывал животных и их поведение, приуроченность организмов к местам обитания. К. Линней () – шведский естествоиспытатель, подчеркивал значение климата в жизни организмов, изучал взаимоотношения организмов. Ж. Б. Ламарк () - французский естествоиспытатель, автор первого эволюционного учения, считал, что влияние внешних обстоятельств – одна из важнейших причин эволюции. К. Рулье () - русский ученый, считал, что строение и развитие организмов зависит от окружающей среды, подчеркивал необходимость изучения эволюции. Ч. Дарвин () – английский естествоиспытатель, основатель эволюционного учения. Э. Геккель () немецкий биолог, в 1866 г. ввел термин экология. Ч. Элтон (1900) – английский ученый – основоположник популяционной экологии. А. Тенсли () английский ученый, в 1935 г. ввел понятие экосистема. В. Н. Сукачев () русский ученый, в 1942 г. ввел понятие о биогеоценозах. К. А. Тимирязев () – русский ученый, посвятил свою жизнь изучению фотосинтеза. В. В. Докучаев ()- русский ученый - почвовед. В. И. Вернадский () русский ученый, основоположник учения о биосфере как глобальной экосистеме.


Среда обитания Среда обитания – это все, что окружает особь (популяцию, сообщество) и воздействует на нее. Факторы среды: абиотические – факторы неживой природы; биотические – факторы живой природы; антропогенные – связанные с деятельностью человека. Можно выделить следующие основные среды обитания: водная, наземно - воздушная, почвенная, живые организмы.


Водная среда В водной среде большое значение имеют такие факторы, как солевой режим, плотность воды, скорость течения, насыщенность кислородом, свойства грунта. Обитателей водоемов называют гидробионтами, среди них различают: нейстон – организмы, обитающие у поверхностной пленки воды; планктон (фитопланктон и зоопланктон) - взвешенные, " парящие " в воде организму; нектон – хорошо плавающие обитатели толщи воды; бентос - донные организмы.







Каждый организм постоянно обменивается веществами с окружающей средой и сам изменяет среду. Многие организмы обитают в нескольких средах обитания. Способность организмов приспосабливаться к некоторым изменениям окружающей среды называют адаптацией. Но разные организмы обладают различной способностью выдерживать изменения условий жизни (например, колебания температуры, света и др.), т. е. обладают разной толерантностью – диапазоном устойчивости. Например, существуют: эврибионты – организмы с широким диапазоном толерантности, т. е. способные жить при различных условиях среды (например, карп); стенобионты – организмы с узким диапазоном толерантности, требующие строго определенных условий среды (например, форель).


Интенсивность фактора, наиболее благоприятную для жизнедеятельности организма, называют оптимальной. Факторы среды, отрицательно сказывающиеся на жизнедеятельности, затрудняющие существование вида, называют ограничивающими. Немецкий химик Ю. Либих () сформулировал закон минимума: успешное функционирование популяции или сообществ живых организмов зависит от комплекса условий. Ограничивающим, или лимитирующим, фактором является любое состояние среды, приближающееся или выходящее за границу устойчивости для данного организма. Совокупность всех факторов (условий) и ресурсов среды, в пределах которой может существовать вид в природе, называют его экологической нишей. Охарактеризовать полностью экологическую нишу организма очень трудно, чаще невозможно.
Морфологические адаптации Морфологические адаптации проявляются в изменении формы и строения организмов. Например, развитие густого и длинного меха у млекопитающих при их выращивании при низких температурах; мимикрия – подражание одних видов другим в окраске и форме. Часто общими чертами строения наделены организмы с различным эволюционным происхождением. Конвергенция - сближение признаков (сходство в строении), возникшее под влиянием относительно одинаковых условий существования у разных организмов. Например, форма тела и конечности у акулы и дельфина.


Физиологические адаптации Физиологические адаптации проявляются в изменении процессов жизнедеятельности организма, например, способность к терморегуляции у эндотермных (теплокровных) животных, которые способны получать тепло за счет биохимических реакций 25 Многие адаптации выработались у организмов под влиянием сезонных и суточных ритмов, например листопад, ночной и дневной образ жизни. Реакция организмов на продолжительность светового дня, которая выработалась в связи с сезонными изменениями, называется фотопериодизмом. Под влиянием экологических ритмов у организмов выработались своеобразные " биологические часы ", которые обеспечивают ориентацию во времени, подготовку к ожидаемым изменениям. Например, цветки распускаются в то время, когда обычно наблюдается оптимальная влажность, освещенность и другие условий для опыления: мак - с 5 до ч; одуванчик - с 5-6 до ч; календула - с 9 до ч; шиповник - с 4-5 до ч.

Любые воздействия человека на живые
организмы, всю окружающую среду - это
антропогенные факторы. Их можно разделить на
три группы.

Первая

факторы, оказывающие прямое воздействие
на окружающую среду в результате внезапно
начинающейся,
интенсивной
и
непродолжительной деятельности.
Например: прокладка автомобильной или железной дороги через
тайгу, сезонная промысловая охота в определённом районе и т. д..

Вторая

Косвенное воздействие через хозяйственную
деятельность долговременного характера и
малой интенсивности.
Например: загрязнение окружающей среды газообразными и
жидкими выбросами завода, построенного у проложенной
железной дороги без необходимых очистных сооружений,
приводящее к постепенному усыханию деревьев и медленному
отравлению тяжёлыми металлами животных, населяющих
окрестную тайгу.

Третья

Комплексное воздействие вышеперечисленных факторов, приводящее к
медленному, но существенному изменению окружающей среды (рост
населения, увеличение численности домашних животных и животных,
сопровождающих человеческие поселения – ворон, крыс, мышей и т. д.,
преобразование земельных угодий, появление примесей в воде и т. п.). В
результате в изменённом ландшафте остаются лишь растения и животные,
сумевшие приспособиться к новому состоянию жизни.
Например: хвойные деревья заменяются в тайге мелколиственными
породами. Место крупных копытных и хищников занимают таёжные
грызуны и охотящиеся на них мелкие куньи и т. п.

Влияние человека на окружающую среду

Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ;
Сбросы загрязняющих веществ в поверхностны и подземные
водные объекты;
Загрязнение недр, почв;
Размещение отходов производств и потребления
Вырубка лесов;

Антропогенные факторы

Физические:использование атомной энергии, перемещение в поездах и
самолётах, влияние шума и вибрации
Химические:использование ядохимикатов,загрязнение оболочек
Земли отходами промышленности и транспорта
Биологические:продукты питания, организмы для которых человек
может быть средой обитания или источником питания
Социальные: связанные с отношениями людей жизнью в обществе

Поступление в организм загрязняющих веществ в организм человека

Как улучшить здоровье окружающей среды?

Как утверждают исследователи, даже сохранения биологического
разнообразия недостаточно для обеспечения здоровья среды. Она может
быть неблагоприятна для жизни человека при своем прежнем
биоразнообразии, но сильном радиационном, химическом и других
видах загрязнений. Очевидна связь между здоровьем природы, человека
и степенью влияния антропогенных факторов. Для снижения их
негативного воздействия требуется сформировать новое отношение к
окружающей среде, ответственность за благополучное существование
живой природы и сохранение биоразнообразия.

Основные организационные и технологические методы борьбы с загрязнением воздуха заключаются в следующем:

Сокращении количества электростанций (ТЭС - тепловых) за счет
строительства более мощных, оборудованных новейшими системами
очищения и утилизации газовых и пылевых выбросов;
Очищении угля до его попадания на ТЭС;
Замене угля и мазута на ТЭС экологически чистым топливом - газом;
Регулировании двигателей внутреннего сгорания в автомобилях,
установлением на них специальных катализаторов для
нейтрализации угарного газа, заменой вредного этилового бензина,
загрязняющего воздух свинцом, менее экологически вредным.
Особое значение в очищении атмосферного воздуха имеет
озеленение городов и сел, в промышленных зонах.

Слайд 2

Предмет экология

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой обитания (греч. ойкос – жилище; логос – наука). Термин ввел в 1866 г. немецкий зоолог Э.Геккель. В настоящее время экология представляет собой разветвленную систему наук: аутэкология изучает взаимосвязи в сообществах; популяционная экология изучает взаимосвязи особей одного вида в популяциях, влияние среды на популяции, взаимосвязи между популяциями; глобальная экология изучает биосферу и вопросы ее охраны. Другой подход в подразделении экологии: экология микроорганизмов, экология грибов, экология растений, экология животных, экология человека, космическая экология.

Слайд 3

Задачи экологии

Изучить взаимосвязи организмов; - изучить взаимосвязи между организмами и окружающей средой; - изучить действие среды на строение, жизнедеятельность и поведение организмов; - проследить влияние факторов среды на расселение видов и смену сообществ; - разработать систему мероприятий по охране природы.

Слайд 4

Значение экологии

Помогает определить место человека в природе; - дает знание экологических закономерностей, что позволяет предсказывать последствия хозяйственной деятельности человека, правильно и рационально использовать природные богатства; - экологические знания необходимы для развития сельского хозяйства, медицины, для разработки мероприятий по охране окружающей среды.

Слайд 5

Методы экологии

наблюдение сравнение эксперимент математическое моделирование прогнозирование

Слайд 6

Принципы экологической классификации

Классификация помогает выявлять возможные пути приспособления к среде. В основу экологической классификации могут быть положены разнообразные критерии: способы питания, место обитания, передвижение, отношение к температуре, влажности, давлению, свету и т.д.

Слайд 7

Классификация организмов по характеру питания

1.Автотрофы: 2. Гетеротрфы: А). Фототрофы а) сапрофиты Б). Хемотрофыб) голозои: - сапрофаги - фитофаги - зоофаги - некрофаги

Слайд 8

Автотрофы – организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических. Фототрофы – автотрофные организмы, которые для синтеза органических веществ используют энергию солнечного света. Хемотрофы – автотрофные организмы, которые использует для синтеза органических веществ энергию химических; связей. Гетеротрофы – организмы, которые питаются готовыми органическими веществами. Сапрофиты - гетеротрофы, которые используют растворы простых органических соединений. Голозои – гетеротрофы, которые обладают комплексом ферментов и могут употреблять в пищу сложные органические соединения, разлагая их на простые: Сапрофаги питаются мертвыми растительными остатками; Фитофаги потребители живых растений; Зоофаги поедают живых животных; Некрофаги поедают мертвых животных.

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

История экологии

Большое влияние на развитие экологии оказали: Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий ученый, описывал животных и их поведение, приуроченность организмов к местам обитания. К.Линней (1707-1778) – шведский естествоиспытатель, подчеркивал значение климата в жизни организмов, изучал взаимоотношения организмов. Ж.Б. Ламарк(1744-1829) - французский естествоиспытатель, автор первого эволюционного учения, считал, что влияние внешних обстоятельств – одна из важнейших причин эволюции. К.Рулье (1814-1858) - русский ученый, считал, что строение и развитие организмов зависит от окружающей среды, подчеркивал необходимость изучения эволюции. Ч.Дарвин (1809-1882) – английский естествоиспытатель, основатель эволюционного учения. Э. Геккель (1834-1919) немецкий биолог, в 1866 г. ввел термин экология. Ч. Элтон(1900) –английский ученый – основоположник популяционной экологии. А. Тенсли (1871-1955) английский ученый, в 1935 г. ввел понятие экосистема. В.Н.Сукачев (1880-1967) русский ученый, в 1942 г. ввел понятие о биогеоценозах. К.А.Тимирязев (1843-1920) – русский ученый, посвятил свою жизнь изучению фотосинтеза. В.В.Докучаев(1846-1903)- русский ученый-почвовед. В.И.Вернадский(1863-1945) русский ученый, основоположник учения о биосфере как глобальной экосистеме.

Слайд 14

Среда обитания

Среда обитания– это все, что окружает особь (популяцию, сообщество) и воздействует на нее. Факторы среды: абиотические– факторы неживой природы; биотические– факторы живой природы; антропогенные – связанные с деятельностью человека. Можно выделить следующие основные среды обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная, живые организмы.

Слайд 15

Водная среда

В водной среде большое значение имеют такие факторы, как солевой режим, плотность воды, скорость течения, насыщенность кислородом, свойства грунта. Обитателей водоемов называют гидробионтами, среди них различают: нейстон– организмы, обитающие у поверхностной пленки воды; планктон (фитопланктон и зоопланктон) - взвешенные, "парящие" в воде организму; нектон – хорошо плавающие обитатели толщи воды; бентос - донные организмы.

Слайд 16

Почвенная среда

Обитателей почв называют эдафобионтами, или геобионтами, для них большое значение имеют структура, химический состав и влажность почвы.

Слайд 17

Наземно-воздушная среда

Для обитателей наземно-воздушной среды особенно важны: температура, влажность, содержание кислорода, освещенность.

Слайд 19

Каждый организм постоянно обменивается веществами с окружающей средой и сам изменяет среду. Многие организмы обитают в нескольких средах обитания. Способность организмов приспосабливаться к некоторым изменениям окружающей среды называют адаптацией. Но разные организмы обладают различной способностью выдерживать изменения условий жизни (например, колебания температуры, света и др.), т.е. обладают разной толерантностью – диапазоном устойчивости. Например, существуют: эврибионты – организмы с широким диапазоном толерантности, т.е. способные жить при различных условиях среды (например, карп); стенобионты – организмы с узким диапазоном толерантности, требующие строго определенных условий среды (например, форель).

Слайд 20

Интенсивность фактора, наиболее благоприятную для жизнедеятельности организма, называют оптимальной. Факторы среды, отрицательно сказывающиеся на жизнедеятельности, затрудняющие существование вида, называют ограничивающими. Немецкий химик Ю.Либих (1803-1873) сформулировал закон минимума: успешное функционирование популяции или сообществ живых организмов зависит от комплекса условий. Ограничивающим, или лимитирующим, фактором является любое состояние среды, приближающееся или выходящее за границу устойчивости для данного организма. Совокупность всех факторов (условий) и ресурсов среды, в пределах которой может существовать вид в природе, называют его экологической нишей. Охарактеризовать полностью экологическую нишу организма очень трудно, чаще невозможно.

Слайд 21

Приспособления к среде обитания

Адаптации могут быть морфологическими, физиологическими и поведенческими.

Слайд 22

Морфологические адаптации

Морфологические адаптации проявляются в изменении формы и строения организмов. Например, развитие густого и длинного меха у млекопитающих при их выращивании при низких температурах; мимикрия – подражание одних видов другим в окраске и форме. Часто общими чертами строения наделены организмы с различным эволюционным происхождением. Конвергенция - сближение признаков (сходство в строении), возникшее под влиянием относительно одинаковых условий существования у разных организмов. Например, форма тела и конечности у акулы и дельфина.

Слайд 23

Физиологические адаптации

Физиологические адаптации проявляются в изменении процессов жизнедеятельности организма, например, способность к терморегуляции у эндотермных (теплокровных) животных, которые способны получать тепло за счет биохимических реакций

Слайд 24

Поведенческие адаптации

Поведенческие адаптации часто связаны с физиологическими, например анабиоз, миграции.

Слайд 25

Многие адаптации выработались у организмов под влиянием сезонных и суточных ритмов, например листопад, ночной и дневной образ жизни. Реакция организмов на продолжительность светового дня, которая выработалась в связи с сезонными изменениями, называется фотопериодизмом. Под влиянием экологических ритмов у организмов выработались своеобразные "биологические часы", которые обеспечивают ориентацию во времени, подготовку к ожидаемым изменениям. Например, цветки распускаются в то время, когда обычно наблюдается оптимальная влажность, освещенность и другие условий для опыления: мак - с 5 до 14-15 ч; одуванчик - с 5-6 до 14-15 ч; календула - с 9 до 16-18 ч; шиповник - с 4-5 до 19-20 ч.

Посмотреть все слайды


Предмет экология

  • Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой обитания (греч. ойкос – жилище; логос – наука). Термин ввел в 1866 г. немецкий зоолог Э.Геккель.
  • В настоящее время экология представляет собой разветвленную систему наук:

аутэкология изучает взаимосвязи в сообществах;

популяционная экология изучает взаимосвязи особей одного вида в популяциях, влияние среды на популяции, взаимосвязи между популяциями;

глобальная экология изучает биосферу и вопросы ее охраны.

  • Другой подход в подразделении экологии : экология микроорганизмов, экология грибов, экология растений, экология животных, экология человека, космическая экология .

Задачи экологии

Изучить взаимосвязи организмов;

Изучить взаимосвязи между организмами и окружающей средой;

Изучить действие среды на строение, жизнедеятельность и поведение организмов;

Проследить влияние факторов среды на расселение видов и смену сообществ;

Разработать систему мероприятий по охране природы.


Значение экологии

Помогает определить место человека в природе;

Дает знание экологических закономерностей, что позволяет предсказывать последствия хозяйственной деятельности человека, правильно и рационально использовать природные богатства;

Экологические знания необходимы для развития сельского хозяйства, медицины, для разработки мероприятий по охране окружающей среды.


Методы экологии

  • наблюдение
  • сравнение
  • эксперимент
  • математическое моделирование
  • прогнозирование

Принципы экологической классификации

  • Классификация помогает выявлять возможные пути приспособления к среде.
  • В основу экологической классификации могут быть положены разнообразные критерии: способы питания, место обитания, передвижение, отношение к температуре, влажности, давлению, свету и т.д.

Классификация организмов по характеру питания

1.Автотрофы: 2. Гетеротрфы:

А). Фототрофы а) сапрофиты

Б). Хемотрофы б) голозои:

- сапрофаги

- фитофаги

- зоофаги

- некрофаги


  • Автотрофы – организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических.
  • Фототрофы – автотрофные организмы, которые для синтеза органических веществ используют энергию солнечного света.
  • Хемотрофы – автотрофные организмы, которые использует для синтеза органических веществ энергию химических; связей.
  • Гетеротрофы – организмы, которые питаются готовыми органическими веществами.
  • Сапрофиты - гетеротрофы, которые используют растворы простых органических соединений.
  • Голозои – гетеротрофы, которые обладают комплексом ферментов и могут употреблять в пищу сложные органические соединения, разлагая их на простые:
  • Сапрофаги питаются мертвыми растительными остатками;
  • Фитофаги потребители живых растений;
  • Зоофаги поедают живых животных;
  • Некрофаги поедают мертвых животных.




История экологии

Большое влияние на развитие экологии оказали:

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий ученый, описывал животных и их поведение, приуроченность организмов к местам обитания.

К.Линней (1707-1778) – шведский естествоиспытатель, подчеркивал значение климата в жизни организмов, изучал взаимоотношения организмов.

Ж.Б. Ламарк (1744-1829) - французский естествоиспытатель, автор первого эволюционного учения, считал, что влияние внешних обстоятельств – одна из важнейших причин эволюции.

К.Рулье (1814-1858) - русский ученый, считал, что строение и развитие организмов зависит от окружающей среды, подчеркивал необходимость изучения эволюции.

Ч.Дарвин (1809-1882) – английский естествоиспытатель, основатель эволюционного учения.

Э. Геккель (1834-1919) немецкий биолог, в 1866 г. ввел термин экология.

Ч. Элтон (1900) –английский ученый – основоположник популяционной экологии.

А. Тенсли (1871-1955) английский ученый, в 1935 г. ввел понятие экосистема.

В.Н.Сукачев (1880-1967) русский ученый, в 1942 г. ввел понятие о биогеоценозах.

К.А.Тимирязев (1843-1920) – русский ученый, посвятил свою жизнь изучению фотосинтеза.

В.В.Докучаев (1846-1903)- русский ученый-почвовед.

В.И.Вернадский (1863-1945) русский ученый, основоположник учения о биосфере как глобальной экосистеме.


Среда обитания

  • Среда обитания – это все, что окружает особь (популяцию, сообщество) и воздействует на нее.
  • Факторы среды:

абиотические – факторы неживой природы; биотические – факторы живой природы; антропогенные – связанные с деятельностью человека.

  • Можно выделить следующие основные среды обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная, живые организмы.

Водная среда

  • В водной среде большое значение имеют такие факторы, как солевой режим, плотность воды, скорость течения, насыщенность кислородом, свойства грунта. Обитателей водоемов называют гидробионтами , среди них различают:

нейстон – организмы, обитающие у поверхностной пленки воды;

планктон (фитопланктон и зоопланктон) - взвешенные, "парящие" в воде организму;

нектон – хорошо плавающие обитатели толщи воды ;

бентос - донные организмы.


Почвенная среда

  • Обитателей почв называют эдафобионтами , или геобионтами, для них большое значение имеют структура, химический состав и влажность почвы.

Наземно-воздушная среда

Живой организм

Приспособления к среде обитания

  • Адаптации могут быть морфологическими, физиологическими и поведенческими.

Морфологические адаптации

  • Морфологические адаптации проявляются в изменении формы и строения организмов.
  • Например, развитие густого и длинного меха у млекопитающих при их выращивании при низких температурах ; мимикрия – подражание одних видов другим в окраске и форме.
  • Часто общими чертами строения наделены организмы с различным эволюционным происхождением.
  • Конвергенция - сближение признаков (сходство в строении), возникшее под влиянием относительно одинаковых условий существования у разных организмов. Например, форма тела и конечности у акулы и дельфина.

Физиологические адаптации

  • Физиологические адаптации проявляются в изменении процессов жизнедеятельности организма, например, способность к терморегуляции у эндотермных (теплокровных) животных, которые способны получать тепло за счет биохимических реакций

Поведенческие адаптации

  • Поведенческие адаптации часто связаны с физиологическими, например анабиоз, миграции.

  • Многие адаптации выработались у организмов под влиянием сезонных и суточных ритмов, например листопад, ночной и дневной образ жизни.
  • Реакция организмов на продолжительность светового дня, которая выработалась в связи с сезонными изменениями, называется фотопериодизмом .
  • Под влиянием экологических ритмов у организмов выработались своеобразные "биологические часы", которые обеспечивают ориентацию во времени, подготовку к ожидаемым изменениям.
  • Например, цветки распускаются в то время, когда обычно наблюдается оптимальная влажность, освещенность и другие условий для опыления: мак - с 5 до 14-15 ч; одуванчик - с 5-6 до 14-15 ч; календула - с 9 до 16-18 ч; шиповник - с 4-5 до 19-20 ч.