Презентация отражение божественной комедии в театре. Презентация по литературе на тему "Данте Алигьери "Божественная комедия" (9 класс). III. Каким представлялось поэту мироздание

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Данте Алигьери "Божественная комедия"

Алигьери Данте Годы жизни (1265 - 1321) Средневековый итальянский поэт и философ. Родился во Флоренции.

Фрагмент картины «Данте Алигьери с «Божественной комедией»» Художник Доменико ди Микелино

Данте и Беатриче Данте был влюблен в Беатриче Портинари. Данте и Беатриче стали такими же символами любви, как Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта.

Могила Беатриче Портинари. Данте пронес через всю жизнь свою любовь к Беатриче и воспел ее в сонетах. Беатриче умерла в возрасте 25 лет. И цвет любви и благость сожаленья Ваш лик скорбящий мне не раз являл. Он милосердием таким сиял, Что на земле не нахожу сравненья.

Данте принимал активное участие в политической жизни родного города. В 1302 году за участие в коалиции против Папы он был изгнан из Флоренции. Остальные годы своей жизни Данте провел на чужбине.

«Божественная комедия» В годы изгнания Данте начал писать главный труд своей жизни– «Божественную комедию»

В этом великом произведении Данте ставил перед собой цель: реально помочь людям справиться со страхом смерти. Эта задача была в то время чрезвычайно актуальной: душа средневекового человека разрывалась ужасом перед адскими муками.

Данте верил в реальное существование ада и в то, что смелость, честь и любовь помогут человеку выйти из него невредимыми

«Божественная комедия» состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». Данте представляет себе путешествие по этим трем сферам загробного мира сначала с Вергилием (римским поэтом 1 века до н.э.), а потом с Беатриче.

Данте и его три царства

Путешествие по загробному миру Композиция поэмы Ад мир осуждения Чистилище мир очищения Рай мир блаженства Ведет Вергилий – символ земного разума Ведет Беатриче – символ Божественного разума 3 части – 33 песни в каждой – 1 вступительная всего 100 песен

I круг II круг III круг IV круг V круг VI круг VII круг VIII круг IX круг Путешествие по Аду Данте

Преддверие Ада И понял я, что здесь вопят от боли Ничтожные, которых не возьмут Ни бог, ни супостаты божьей воли. Вовек не живший, этот жалкий люд Бежал нагим, кусаемый слепнями И осами, роившимися тут. Равнодушные

Река Ахерон (река Скорби) и старец Харон А бес Харон сзывает стаю грешных, Вращая взор, как уголья в золе, И гонит их и бьет веслом неспешных.

IV круг Скупцы и расточители Их множество казалось бесконечным; Два сонмища шагали, рать на рать, Толкая грудью грузы, с воплем вечным; Потом они сшибались и опять С трудом брели назад, крича друг другу: "Чего копить?" или "Чего швырять?"

VII круг первый пояс Насильники над ближним и над его достоянием (тираны и разбойники) Вдоль берега, над алым кипятком, Вожатый нас повел без прекословий. Был страшен крик варившихся живьем. Я видел погрузившихся по брови. Кентавр сказал: «Здесь не один тиран, Который жаждал золота и крови…»

Вместе с Данте мы проходим через все ужасы ада. На вратах ада начертано: «Оставьте всякую надежду».

По Данте, в ад душа человека может попасть и при жизни, ибо это не место, а состояние, в которое впадает тот, кто оказывается во власти греха.

Чистилище

Картина падения человека и мира, которых надо спасать Наказание в Аду уподоблено греху Живущих на Земле надо освободить от состояния греховности и привести к блаженству Данте поднимается от мира пороков к миру покаяния и чистоты – это путь восхождения личности Подведем итоги

«Божественная комедия» - это путь возвышения личности

Воплощение «Божественной комедии» в других видах искусства Сальвадор Дали

Картины на тему «Божественной комедии»

«Божественная комедия» в кукольном театре

Иллюстрации Блейка Уильяма Английский поэт, художник, иллюстратор (1757-1827). Чтобы выполнить иллюстрации к поэме Данте, Блейк в 67 лет начинает изучать итальянский язык. Прежде чем умереть, Блейк успел гравировать 7 из 102 рисунков. 69 из них иллюстрировали песни «Ада», 20 - «Чистилища», 10 - «Рая» и еще 3 - без указания песни.

Эта композиция иллюстрирует 29-ю песню «Чистилища». В правой части изображен Данте (одетый в красное), смотрящий в направлении Эдемского сада. По саду на великолепной колеснице, запряженной грифоном, едет Беатриче, возлюбленная поэта, в окружении духов четырех евангелистов (слева от Беатриче мы видим изображения, отчасти похожие на головы орла (Иоанн) и тельца (Лука), справа - на ангела (Матфей) и льва (Марк). Три женщины, стоящие на земле, олицетворяют Веру (в белом платье), Надежду (в зеленом) и Милосердие (в красном).

На картине изображен второй круг ада, где находятся души великих любовников: Семирамиды, Клеопатры, Ахилла, Елены, Париса, Тристана. Отдельно от других, в завитке вихря, помещаются души Франчески да Римини и Паоло. Над головой Данте в сияющей сфере изображен символ бессмертного поцелуя. Диагональная композиция придает сцене особую выразительность. Ощущение бесконечности вихря создается за счет того, что начало и конец потока художник располагает за пределами изображения.


Данте Алигьери – итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка, последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени.

Данте Алигьери родился во

Флоренции, во второй половине мая 1265 г., в семье не очень знатной и состоятельной.

Жил в средневековой Италии в

трудное и тяжелое для нее время.

Данте не был безучастным

свидетелем острой политической борьбы. Доводилось и меч обнажать: как воин участвовал в битвах. Вкусил горечь изгнания из родной Флоренции, когда местную власть захватили его политические противники.

Есть основания считать, что

он учился в Болонском университете, славившимся юридическим и медицинским факультетами. Там Данте познакомился с создателем поэтической школы Гвидо Гвиницелли, которого в “Комедии” назвал своим отцом. Самой существенной частью жизни Данте стала любовь к Беатриче Портинари. В первый раз он встретил Беатриче на улице Флоренции, когда ему было 9 лет, а ей еще меньше.

Каким же представлялось поэту

мироздание?

Наметим самые общие контуры этой картины, в которой использованы мотивы библейского мифа, старинной космологии и краски фантазии самого Данте. Центр Вселенной - Земля, согласно учению Птолемея; неподвижная и шарообразная. Далеко от нее и вокруг нее концентрические небесные сферы. Ближайшая сфера Луны, или небо луны, следующая - Меркурия, затем Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна.

Кстати, если выражение “он па седьмом небе от радости” понять буквально в соответствии с дантовской космологией, то получится, что счастливчик этот оказался на Сатурне и медленно вращается по соответствующей орбите вокруг Земли, а под ним проплывают вышеперечисленные небесные тела. Над небом Сатурна - восьмое небо неподвижных, вернее, почти неподвижных (все-таки еле-еле перемещаются, с запада на восток на один градус в сто лет) звезд. Девятое небо ангельское, это движущая кристальная сфера, и над ним Эмпирей - в представлении ранних христиан обитель божества.

Далее такой сюжет, созвучный с библейским (т.е. возник чудесный, райский

уголок, так называемый Земной Рай. Бог (по той же библейской легенде) поселил там первых сотворенных им людей, Адама и Еву. Вскоре ослушники, поддавшиеся запретному искушению, были изгнаны оттуда. После смерти не взяты ни в Небесный Рай, ни в Чистилище, которое, впрочем, все еще не было открыто. Обоих - в Ад, в тот его участок (Лимб), где души НЕ мучаются, а только томятся.

И такая же участь ожидала их потомков - все дохристианское человечество: в Ад! Хороших людей поближе к Адаму, плохих в места похуже, но всех в Ад. “Первородный грех” Евы и Адама, бременем легший на их потомство, согласно христианскому вероучению, искупил лишь Христос тысячи лет спустя, открыв человечеству доступ в Рай; он же освободил из Ада Адама с Евой, сына их Авеля, некоторых дохристианских праведников и определил им место: кому в Чистилище, кому в Рай.)

Обитатели Чистилища размещаются в семи кругах-ярусах этой величественной горы. Отмучившись положенный срок, подымаются на вершину, в Земной Рай, отдыхают там, забывают о былых грехах своих и взлетают в небеса, уже в “настоящий” Рай. Самые достойные повыше и поближе к верховному божеству, пребывающему в Эмпирее. Кому-то не подняться, допустим, выше Венеры, но и это в представлении Данте очень

О том, что происходило в Аду, Чистилище и Раю тогда, когда у живых землян была весна 1300 г., Данте рассказал якобы как очевидец, посетивший все три загробные царства. Тем самым он поставил себя в исключительное положение, поскольку живым вход в потусторонний мир недоступен. “Путь жизненный пройдя до половины”, т. е. в 35-летнем возрасте, он будто бы оказался в дремучем лесу, сбился с дороги и погиб бы “в грехе”, но его спасла возлюбленная небожительница Беатриче. Она из Эмперия спустилась в первый круг Ада, в Лимб, и попросила скорбящего там древнеримского поэта Вергилия помочь заблудшему. Тень Вергилия покинула пределы Ада, встретила Данте и повела его за собой. Спасти его - это значило показать ему загробный мир: пусть сделает из увиденного надлежащие выводы.

«БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ»

Из трех частей “Комедии” наибольшую известность и любовь стяжал “Ад”. И наименьшую - “Рай”. В подлинность безысходного отчаяния поверили. В подлинности безмятежного счастья в небесах усомнились, к тому же разделять это сомнительное блаженство с ангелами, восхищенно созерцающими божество, скучновато. И читать трудно. На каждом шагу вас ожидает необходимость расшифровать мысль, постигать причудливое строение фразы и т. п.

Не хватает житейского, человечески-общеинтересного. Мало людей, людских характеров, что делает небесное царство отчасти похожим на небесную пустыню.

Кстати, сам Данте предупреждал большинство прочитавших “Ад” и “Чистилище”:

Не читайте “Рай”!Пропадете, сгините в бескрайнем море непостижимого. .

Есть странные встречи - те, что определяют судьбу. Есть странные закономерности. Есть вещие сны. И есть люди, которым дано разгадать таинственную связь собственной судьбы.

Таким был величайший поэт Возрождения Данте Алигьери.

Он верил Пифагору, утверждавшему, что миром правят числа, они - основа всего сущего, ключ к настоящему, прошлому и будущему. Исследуя часы и даты собственной жизни, Данте, вслед за Пифагором, выводил формулу своей судьбы и провидел грядущее родины - Флоренции. Тройка - вот основа основ, главное число: не случайно стихи Данте слагал терцинами, тройными созвучиями, дабы воплотить в слове Божественный замысел. Тройку и ее мистическое “производное” -девятку (трижды три)искал и находил Данте в любом важном событии, подбирая ключи к тайнам мирозданья.

1 небо (Луна) - обитель соблюдающих долг (Иеффай, Агамемнон, Констанция Норманнская). 2 небо (Меркурий) - обитель реформаторов (Юстиниан) и невинно пострадавших (Ифигения). 3 небо (Венера) - обитель влюблённых (Карл Мартелл, Куницца, Фолько Марсельский, Дидона, «родопеянка», Раава). 4 небо (Солнце) - обитель мудрецов и великих учёных. Они образуют два круга («хоровода»). 1-й круг: Фома Аквинский, Альберт фон Больштедт, Франческо Грациано, Пётр Ломбардский, Дионисий Ареопагит, Павел Орозий, Боэций, Исидор Севильский, Беда Достопочтенный, Рикард, Сигер Брабантский. 2-й круг: Бонавентура, францисканцы Августин и Иллюминат, Гугон, Пётр Едок, Пётр Испанский, Иоанн Златоуст, Ансельм, Элий Донат, Рабан Мавр, Иоахим. 5 небо (Марс) - обитель воителей за веру (Иисус Навин, Иуда Маккавей, Роланд, Готфрид Бульонский, Роберт Гвискар). 6 небо (Юпитер) - обитель справедливых правителей (библейские цари Давид и Езекия, император Траян, король Гульельмо II Добрый и герой «Энеиды» Рифей). 7 небо (Сатурн) - обитель богословов и монахов (Бенедикт Нурсийский, Пётр Дамиани). 8 небо (сфера звёзд). 9 небо (Перводвигатель, кристальное небо). Данте описывает структуру небесных жителей (Чины ангелов). 10 небо (Эмпирей) - Пламенеющая Роза и Лучезарная Река (сердцевина розы и арена небесного амфитеатра) - обитель Божества. На берегах реки (ступенях амфитеатра, который делится ещё на 2 полукружия - ветхозаветное и новозаветное) восседают блаженные души. Мария (богоматерь) - во главе, под ней - Адам и Пётр, Моисей, Рахиль и Беатриче, Сарра, Ревекка, Юдифь, Руфь и др. Напротив сидят Иоанн, под ним - Лючия, Франциск, Бенедикт, Августин и др.

Данте Алигьери принадлежал к старинному дворянскому роду. Поэт родился во Флоренции, которая была в XIII–XIV веках главным культурным центром Италии. Город испытывал на себе постоянную политическую борьбу разных партий. Особенно остро эта борьба протекала между враждующими политическими партиями гвельфов и гибеллинов. Отец поэта, как впоследствии и сам Данте, принадлежал к партии гвельфов, выступавших против папской власти Данте Алигьери принадлежал к старинному дворянскому роду. Поэт родился во Флоренции, которая была в XIII–XIV веках главным культурным центром Италии. Город испытывал на себе постоянную политическую борьбу разных партий. Особенно остро эта борьба протекала между враждующими политическими партиями гвельфов и гибеллинов. Отец поэта, как впоследствии и сам Данте, принадлежал к партии гвельфов, выступавших против папской власти.


Получив образование в объёме средневековой школы, Данте самостоятельно изучает французский и провансальский языки, которые дают ему возможность читать иностранную литературу. Он также изучает античных поэтов, в первую очередь Вергилия, автора «Энеиды». В начале 1280-х годов Данте начал писать стихи, почти исключительно любовного содержания, посвящённые Беатриче Портинари. После её смерти (1290 г.) Данте усиленно изучает теологию, философию и астрономию. Данте очень рано начинает заниматься политической деятельностью, принимая участие в военных действиях флорентийской коммуны против гибеллинов, избирается членом правящей флорентийской коллегии. Но после раскола гвельфов на чёрных и белых он примыкает к белым гвельфам, партия которых была низложена папой Бонифацием VIII и французским принцем Карлом Валуа, вступившим во Флоренцию в 1301 году.


С этого времени для Данте начинаются годы изгнания, изменившие его политические убеждения. Постепенно он приходит к мысли, что только императорская власть может объединить Италию, дав отпор папской власти, и возлагает свои надежды на императора Генриха VII, который вскоре умер, так и не вступив во Флоренцию. Имя Данте дважды вычёркивали из списков амнистированных, которым разрешалось вернуться во Флоренцию, так как видели в нём непримиримого врага. Унизительное предложение публичного покаяния Данте отвергал и последние годы жизни провёл в Равенне, где и был похоронен в 1321 году. Имя Данте дважды вычёркивали из списков амнистированных, которым разрешалось вернуться во Флоренцию, так как видели в нём непримиримого врага. Унизительное предложение публичного покаяния Данте отвергал и последние годы жизни провёл в Равенне, где и был похоронен в 1321 году.


«Божественная комедия» написана в годы изгнания. Сам поэт назвал её просто «Комедия». Эпитет божественная был дан творению Данте потомками не раньше XVI века не за религиозное содержание, а за поэтическое совершенство. Поэма делится на три большие части кантики, посвящённые изображению трёх частей загробного мира. Каждая из трёх кантик состоит из 33 песен, а вначале добавляется песнь первая пролог ко всей поэме. Так складывается поэма из 100 песен. Символическим становится в поэме число 3 (связанное с христианской идеей о Троице) и кратные ему 9 и 33: в поэме три части, она написана терцинами, в аду 9 кругов.


Жанр поэмы связан со средневековыми видениями и хождениями по мукам, то есть с рассказами о том, как человеку удалось увидеть тайны загробного мира. Среди античных источников поэмы наибольшее значение имеет «Энеида» Вергилия, где описывается, как Эней спустился в царство мёртвых (Тартар), чтобы повидаться со своим покойным отцом. Данте использует такую композиционную форму затем, чтобы осудить человеческие преступления, пороки, исправить человека, побудить человечество жить достойно, как следует. Исследователи поэмы Данте подчёркивают, что каждый её сюжетный ход может быть истолкован иносказательно в морально-религиозном, политическом, биографическом планах.




Стихи 28–60. Какие главные человеческие пороки символизируют три зверя: рысь, лев и волчица? Рысь сладострастие; лев гордость; волчица алчность. Стихи 61–136. С каким чувством Данте обращается к Вергилию? Почему Данте готов последовать за ним в ад? Чтобы уйти от зла и гибели.


«Ад». Устройство ада. Песнь 34 (стихи 28–69) Устройство ада. Песнь 34 (стихи 28–69) Каким Данте представлял устройство ада? Данте представлял ад как воронкообразную пропасть, находящуюся под сводом земли и состоящую из сужающихся кругов, заканчивающихся колодцем, где терзается Люцифер. Чем ниже круг, тем ужаснее преступления и муки грешников.


Круг 1. Лимб язычников Круг 2. Сладострастники Круг 2. Сладострастники Круг 3. Обжоры и чревоугодники Круг 3. Обжоры и чревоугодники Круг 4. Скупцы и расточители Круг 4. Скупцы и расточители Круг 5. Гневные и завистливые Круг 5. Гневные и завистливые Круг 6. Еретики и ересиархи (сеятели религиозных раздоров) Круг 6. Еретики и ересиархи (сеятели религиозных раздоров) Круг 7. Убийцы. Самоубийцы. Богохулители. Ростовщики Круг 7. Убийцы. Самоубийцы. Богохулители. Ростовщики Круг 8 (Злые Рвы) Круг 8 (Злые Рвы)


Ров 1. Сводники и обольстители Ров 2. Льстецы Ров 2. Льстецы Ров 3. Симонисты-свято купцы Ров 3. Симонисты-свято купцы Ров 4. Прорицатели Ров 4. Прорицатели Ров 5. Взяточники Ров 5. Взяточники Ров 6. Лицемеры Ров 6. Лицемеры Ров 7. Воры Ров 7. Воры Ров 8. Злосоветчики. Ров 8. Злосоветчики. Ров 9. Зачинщики раздоров. Сектанты Ров 9. Зачинщики раздоров. Сектанты Ров 10. Поддельщики. Колодец гигантов Ров 10. Поддельщики. Колодец гигантов


Круг 9. Предатели Люцифер Люцифер Какие человеческие пороки Данте считал самыми тяжкими? Какие человеческие пороки Данте считал самыми тяжкими? Каков облик Люцифера (стихи 28–69), находящегося на самом дне ада? Каков облик Люцифера (стихи 28–69), находящегося на самом дне ада?




Пройдя ад, Данте с Вергилием попадают в чистилище, которое помещается на противоположном земному полушарии, покрытом Великим океаном. Оно представляет собой остров, на котором находится очень высокая гора. Она разделена на семь уступов (кругов), в каждом из которых происходит очищение от одного из смертных грехов: гордости, зависти, гнева, уныния, корыстолюбия, чревоугодия и блуда. В чистилище пребывают, согласно учению католической церкви, те грешники, которые не осуждены на вечные муки и могут ещё очиститься от совершённых ими грехов. Внутренний процесс этого очищения символизируют семь букв P (начальная буква латинского слова peccatum грех), нанесённых мечом ангела на лоб поэта и обозначающих семь смертных грехов.


По мере прохождения кругов чистилища эти буквы по одной стираются. Сначала Данте с Вергилием попадают в предчистилище, где находятся новоприбывшие души умерших, отлучённые от церкви, нерадивые, и попадают в долину земных властителей. Затем через врата Данте и Вергилий попадают в чистилище и посещают его круги: круг 1 гордецы, круг 2 завистники, круг 3 гневные, круг 4 унылые, круг 5 корыстолюбцы (скупцы и расточители), круг 6 чревоугодники, круг 7 сладострастники. Можно заметить, что ад и чистилище частично находятся как бы в зеркальном отражении: круги пропасти уступы горы. Затем путешественники восходят к Земному Раю, находящемуся на самой вершине горы. Здесь Данте встречается с Беатриче, которая будет сопровождать его по Раю, куда нельзя войти Вергилию ведь он язычник


Почему в песни 30 Беатриче встречает Данте сурово? Почему в песни 30 Беатриче встречает Данте сурово? О чём Беатриче рассказывает ему? Как она пыталась вернуть его с ложного следа? О чём Беатриче рассказывает ему? Как она пыталась вернуть его с ложного следа?


«Рай». Устройство рая. Песнь 33 (стихи 115–145). Каким Данте представлял устройство рая? Каким Данте представлял устройство рая? Примиряясь с Данте и вознесясь с ним сквозь сферу огня, Беатриче ведёт его через девять небесных сфер в эмпирей розу света высших небес местопребывание Божества. Они проходят первое небо Луну (нарушители обета); второе Меркурий (честолюбцы); третье Венеру (любвеобильные); четвёртое Солнце (мудрецы); пятое Марс (воители за веру); шестое Юпитер (справедливые); седьмое Сатурн (созерцатели). Данте и Беатриче возносятся в восьмое, звёздное небо, где царят торжествующие, а затем попадают в девятое, кристальное небо, где пребывают ангелы. Только после этого они попадают в эмпирей. Беатриче символизирует собой религиозную мудрость богословие, так как для созерцания рая, даруемого праведникам за их заслуги, земная мудрость уже недостаточна. Данте, увлекаемый силой любви, летит за ней.


Каким изображён в поэме эмпирей? Каким изображён в поэме эмпирей? Данте представляет эмпирей в виде трёх равноёмких кругов, трёх радуг, символизирующих мысль о троичности Божества. В финале поэмы он видит себя и Беатриче в раю. Любовь Данте на пути по раю очищается от всего земного, греховного. Она становится символом добродетели и религии, и конечной её целью является лицезрение Бога, который Сам есть любовь, что движет солнце и светила. Вместе с тем, отделяясь от толпы и осознавая себя личностью, на которую может быть обращён блеск с высот, Данте явился предтечей гуманистов Возрождения.


В письме к Кан Гранде делла Скала, правителю города Вероны, Данте сообщает о тех задачах, которые он ставил перед собой в «Божественной комедии». Он пишет, что любое литературное произведение имеет несколько смыслов: буквальный, аллегорический, моральный и анагогический (то есть влекущий ввысь, вскрывающий внутренний дух произведения). В «Божественной комедии» её буквальный смысл изображение судеб людей после смерти; аллегорический идея возмездия, то есть наказания или награды человека за его жизненные поступки; моральный смысл удержать человека от зла и направить его к добру (сходной задачей был увлечён и Гоголь); анагогический воспеть силу любви к Беатриче, прояснившей его сознание и вдохновившей на создание поэмы.