Презентация о леонардо да винчи по истории. Презентация, доклад леонардо да винчи. Дом, в котором жил Леонардо в детстве

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

До настоящего времени известно более семи тысяч страниц рукописей и рисунков, принадлежащих Леонардо да Винчи. До настоящего времени известно более семи тысяч страниц рукописей и рисунков, принадлежащих Леонардо да Винчи. Леонардо пытался систематизировать свои наблюдения, отметив, что "... это будет беспорядочный сборник, извлеченный из многих листов, которые я переписал здесь, надеясь потом распределить их в порядке по своим местам, соответственно материям, о которых они будут трактовать...

Слайд 7

Описание слайда:

"А эпиграфом многочисленных дневниковых записей, и, в частности, по анатомии человека, может явиться одна из его записей: "Многие будут считать себя вправе упрекнуть меня, указывая, что мои доказательства идут вразрез с авторитетом некоторых мужей, находящихся в великом почете, почти равном их незрелым суждениям; не замечают они, что мои предметы родились из простого и чистого опыта, который есть истинный учитель". "А эпиграфом многочисленных дневниковых записей, и, в частности, по анатомии человека, может явиться одна из его записей: "Многие будут считать себя вправе упрекнуть меня, указывая, что мои доказательства идут вразрез с авторитетом некоторых мужей, находящихся в великом почете, почти равном их незрелым суждениям; не замечают они, что мои предметы родились из простого и чистого опыта, который есть истинный учитель".

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

В юношеские годы Леонардо, находясь в то время во Флоренции под покровительством семейства Медичи, был сначала подмастерьем одного из самых знаменитых художников Италии - Андреа дель Верроккио. Недалеко от мастерской Верроккио находилась мастерская Антонио дель Поллайоло, который написал гравюру "Битва обнаженных". В юношеские годы Леонардо, находясь в то время во Флоренции под покровительством семейства Медичи, был сначала подмастерьем одного из самых знаменитых художников Италии - Андреа дель Верроккио. Недалеко от мастерской Верроккио находилась мастерская Антонио дель Поллайоло, который написал гравюру "Битва обнаженных".

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Основным практическим руководством при анатомировании в средние века являлся научный труд Мондино де Люччи (1275-1325) "Anathomia". Его метод вскрытия использовали многие поколения врачей-анатомов и художников, а также и Леонардо да Винчи (R. F. Del Maestro, 1998). Основным практическим руководством при анатомировании в средние века являлся научный труд Мондино де Люччи (1275-1325) "Anathomia". Его метод вскрытия использовали многие поколения врачей-анатомов и художников, а также и Леонардо да Винчи (R. F. Del Maestro, 1998). В жарком климате Италии вскрытие производили в течение нескольких дней. Считалось, что в первый день необходимо производить вскрытие живота, во второй - груди, в третий - сердца и в четвертый день - конечностей. Изучение головы начинали с рассечения скальпа, далее производили вскрытие черепа, исследовали мозг и затем обязательно - основание черепа.

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

"И если скажешь, что лучше заниматься анатомией, чем рассматривать подобные рисунки, ты был бы прав, если бы все эти вещи, показываемые в подобных рисунках, можно было наблюдать на одном теле, в котором ты, со всем своим умом, не увидишь ничего и ни о чем не составишь представления, кроме разве как о нескольких немногих жилах, ради которых я, для правильного и полного понятия о них, произвел рассечение более десяти трупов, разрушая все прочие члены, вплоть до мельчайших частиц уничтожая все мясо, находившееся вокруг этих жил, не заливая их кровью, если не считать незаметного излияния от разрыва волосных сосудов; и одного трупа было недостаточно на такое продолжительное время, так что приходилось работать последовательно над целым рядом их, для того чтобы получить законченное знание, что повторил я дважды, дабы наблюсти различия. И если даже ты имел бы любовь к предмету, тебя, быть может, отшатнуло бы отвращение, и даже если бы не отшатнуло оно, то, может быть, тебе помешал бы страх находиться в ночную пору в обществе подобных разрезанных на части, ободранных, страшных видом своим мертвецов; и даже если это не помешало бы тебе, быть может, будет не доставать тебе точности рисунка, необходимой в подобных изображениях. И если бы ты овладел рисунком, у тебя не было бы еще знания перспективы, и даже если бы рисунок и сопровождался знанием последней, то требовался бы еще строй геометрических доказательств и метод расчета сил и крепости мышц". "И если скажешь, что лучше заниматься анатомией, чем рассматривать подобные рисунки, ты был бы прав, если бы все эти вещи, показываемые в подобных рисунках, можно было наблюдать на одном теле, в котором ты, со всем своим умом, не увидишь ничего и ни о чем не составишь представления, кроме разве как о нескольких немногих жилах, ради которых я, для правильного и полного понятия о них, произвел рассечение более десяти трупов, разрушая все прочие члены, вплоть до мельчайших частиц уничтожая все мясо, находившееся вокруг этих жил, не заливая их кровью, если не считать незаметного излияния от разрыва волосных сосудов; и одного трупа было недостаточно на такое продолжительное время, так что приходилось работать последовательно над целым рядом их, для того чтобы получить законченное знание, что повторил я дважды, дабы наблюсти различия. И если даже ты имел бы любовь к предмету, тебя, быть может, отшатнуло бы отвращение, и даже если бы не отшатнуло оно, то, может быть, тебе помешал бы страх находиться в ночную пору в обществе подобных разрезанных на части, ободранных, страшных видом своим мертвецов; и даже если это не помешало бы тебе, быть может, будет не доставать тебе точности рисунка, необходимой в подобных изображениях. И если бы ты овладел рисунком, у тебя не было бы еще знания перспективы, и даже если бы рисунок и сопровождался знанием последней, то требовался бы еще строй геометрических доказательств и метод расчета сил и крепости мышц".

Слайд 16

Описание слайда:

Здесь следует упомянуть, что многие качества, о которых упомянул Леонардо да Винчи, прежде всего были присущи ему самому. Здесь следует упомянуть, что многие качества, о которых упомянул Леонардо да Винчи, прежде всего были присущи ему самому. Предпочтение рисунку в изучении анатомии выразилось в одной из дневниковых записей Леонардо: "...я человек без книжного образования...не будучи словесником, я не смогу хорошо сказать то, о чем хочу трактовать ".

Слайд 17

Описание слайда:

В 1492 году Леонардо да Винчи покидает Флоренцию и перебирается в Милан. Дальнейший двадцатилетний период жизни принес ему признание. Леонардо уделял большое внимание пространственной конструкции сюжета картин. В 1492 году Леонардо да Винчи покидает Флоренцию и перебирается в Милан. Дальнейший двадцатилетний период жизни принес ему признание. Леонардо уделял большое внимание пространственной конструкции сюжета картин. Его не столько интересовали передача цвета или изображение контура, сколько создание эффекта трехмерного пространства. Эффект трехмерного пространства был использован впоследствии при анатомических зарисовках - Леонардо показывал объект с четырех сторон. Много проекционное изображение частей человеческого тела впервые было воспроизведено Леонардо и использовано в дальнейшем другими анатомами. Однако его рисунки в течение многих лет были неизвестны, а "отцом анатомии" считали Везалия (1514-1564). В медицинском учебнике "О строении человеческого тела" ("De Humanis corporis fabrica", 1543) Везалий использовал тот же принцип многопроекционного представления частей тела человека, что и Леонардо да Винчи.

Слайд 18

Описание слайда:

По мнению Роберта Уоллэйса, до Леонардо представители медицины мало интересовались анатомическими рисунками, а многие из них вовсе оспаривали их необходимость на страницах книг, считая, что они отвлекают студентов от текста. По мнению Роберта Уоллэйса, до Леонардо представители медицины мало интересовались анатомическими рисунками, а многие из них вовсе оспаривали их необходимость на страницах книг, считая, что они отвлекают студентов от текста. Но все рисунки Леонардо были настолько ясны и убедительны, что никто больше не смог отрицать значения рисунков в преподавании медицины и анатомии. По сей день анатомические рисунки в учебниках анатомии воссоздают по принципу, предложенному Леонардо да Винчи. А его желание написать "Трактат по анатомии" так и осталось нереализованным. Добывание объектов для анатомирования было затруднено в связи с запрещением церковью производить секции. И все же, следует полагать, что церковь терпимо относилась к анатомированию, если оно совершалось осторожно и не становилось объектом публичных обсуждений.

Слайд 19

Описание слайда:

Плодотворно занимаясь секционной работой и зарисовкой различных частей тела, Леонардо да Винчи считал тело человека и животных совершенством природы, отдавая ей приоритет в создании плоти: "Хотя бы ум человеческий и делал различные изобретения, различными орудиями отвечая одной цели, никогда он не найдет изобретения более прекрасного, более легкого и более верного, чем [изобретения] природы, ибо в ее изобретениях нет ничего недостаточного и ничего лишнего. Плодотворно занимаясь секционной работой и зарисовкой различных частей тела, Леонардо да Винчи считал тело человека и животных совершенством природы, отдавая ей приоритет в создании плоти: "Хотя бы ум человеческий и делал различные изобретения, различными орудиями отвечая одной цели, никогда он не найдет изобретения более прекрасного, более легкого и более верного, чем [изобретения] природы, ибо в ее изобретениях нет ничего недостаточного и ничего лишнего. И не пользуется она противовесами, когда делает способные к движению члены в телах животных, а помещает туда душу... ". Тем не менее, будучи человеком верующим, Леонардо писал далее: "... неприкосновенным оставляю священное писание, ибо оно высшая истина". А о сердце написал так: "Чудесное орудие, изобретенное верховным художником".

Слайд 20

Описание слайда:

Изучая строение человеческого тела, Леонардо придавал большое значение сравнительной анатомии - "Описание человека, которое охватывает и тех, кто подобного ему вида, - как павиан, обезьяна и многие другие. Изучая строение человеческого тела, Леонардо придавал большое значение сравнительной анатомии - "Описание человека, которое охватывает и тех, кто подобного ему вида, - как павиан, обезьяна и многие другие.

Слайд 21

Описание слайда:

Составь отдельный трактат с описанием движений четвероногих животных, - среди коих и человек, который также в детстве ходит на четырех ногах.... Изобрази здесь ноги медведя и обезьяны и других животных, с тем, чем отличаются они от ноги человека, и также помести ноги какой-нибудь птицы. Составь отдельный трактат с описанием движений четвероногих животных, - среди коих и человек, который также в детстве ходит на четырех ногах.... Изобрази здесь ноги медведя и обезьяны и других животных, с тем, чем отличаются они от ноги человека, и также помести ноги какой-нибудь птицы. Опиши особенности внутренностей человеческой породы, обезьяны и подобных им... используй это описание для трактата ". Но, по мнению исследователей, Леонардо да Винчи допускал ошибку, характерную для его времени, находя слишком много как бы точь-в-точь совпадающего у животного и человека. В создании анатомических рисунков Леонардо придерживался строгой последовательности. "Прежде чем ты сделаешь мускулы, нарисуй вместо них нити, показывающие положения этих мускулов, которые своими концами будут кончаться в месте прикрепления мускулов к их кости. И это дает удобнейшее понятие, если ты хочешь мускулы изобразить все, один над другим. Несли будешь делать это иначе, чертеж твой окажется спутанным ".

Слайд 22

Описание слайда:

Увлекаясь механикой и пытаясь точно передавать движения человека, Леонардо да Винчи большое внимание уделял изучению мышечной системы и строению скелета: Увлекаясь механикой и пытаясь точно передавать движения человека, Леонардо да Винчи большое внимание уделял изучению мышечной системы и строению скелета: "Природа не может заставить двигаться животных без механических инструментов...". Наверное, этим можно объяснить, почему Леонардо с такой скрупулезностью переданы изображения мышц рук, ног, шеи. По этой же причине, наверно, изображения внутренних органов и, в частности, головного мозга даны схематично.

Слайд 23

Описание слайда:

В комментариях к своим записям он указывает и на функции периферических нервов, выделяя двигательные и чувствительные порции. Особое значение придает Леонардо нервам пальцев рук и ног, подчеркивая их большую функциональную важность. В комментариях к своим записям он указывает и на функции периферических нервов, выделяя двигательные и чувствительные порции. Особое значение придает Леонардо нервам пальцев рук и ног, подчеркивая их большую функциональную важность. "Сначала нарисуешь ты кости отдельно, и немного вынутыми из сустава, дабы лучше различить очертания каждой кости порознь. Затем соединишь ты их друг с другом так, чтобы они ни в чем не отклонялись от первого рисунка, кроме тех частей, которые друг друга закрывают при соприкосновении. Когда это сделано, сделаешь ты прежний рисунок с теми мускулами, которые связывают кости. Затем ты сделаешь четвертый - нервов, которые являются носителями ощущений. Затем следует пятый - нервы, которые движут, или, вернее, дают первым членам пальцев ощущения. И в-шестых, сделаешь ты верхние мускулы ноги, в которых распределяются чувствующие их нервы. И седьмой пусть будет рисунком вен, питающих эти мускулы ноги. Восьмой пусть будет рисунком нервов, движущих концы пальцев. Девятый - рисунком вен и артерий, располагающихся между колеей и мясом. Десятый и последний должен быть готовая нога со всеми ощущениями. Ты мог бы сделать еще одиннадцатый, наподобие прозрачной ноги, в которой молено было бы видеть все названное выше ".

Слайд 24

Описание слайда:

Занимаясь препарированием периферических нервов, изучением взаимоотношения нервных стволов и мышц, Леонардо пытался представить их пространственное и функциональное взаимоотношения. Занимаясь препарированием периферических нервов, изучением взаимоотношения нервных стволов и мышц, Леонардо пытался представить их пространственное и функциональное взаимоотношения. Как следует из первых зарисовок головы, Леонардо не удовлетворяли лишь внешние очертания черепа, он производил сечение черепа в трех плоскостях - сагиттальной, фронтальной и горизонтальной - представляя объемное изображение костей, его составляющих. Эти рисунки - бесспорное подтверждение того, что в Леонардо да Винчи острый исследовательский ум в равной степени сочетался с образным. Гений художника и инженера-математика с абсолютной точностью позволил воспроизвести анатомические формы. Леонардо полагал, что "истинное познание формы какого угодно тела получится из рассмотрения его с разных точек зрения. И потому, чтобы дать познание истинной формы какого-либо члена человека, первого зверя среди животных, буду я соблюдать это правило, делая четыре изображения каждого члена с четырех сторон. И в случае костей буду я делать пять, разрезая их посредине и показывая полость каждой из них ".

Слайд 25

Описание слайда:

Слайд 26

Описание слайда:

На следующем пространственном изображении черепа имеются сагиттальная и фронтальная плоскости сечения на уровне лобной и гайморовой пазух, решетчатого лабиринта и глазницы (рис. справа-3), На следующем пространственном изображении черепа имеются сагиттальная и фронтальная плоскости сечения на уровне лобной и гайморовой пазух, решетчатого лабиринта и глазницы (рис. справа-3), Леонардо да Винчи - первый, кто изобразил фронтальную пазуху. Художник сравнивает внешнее и внутреннее строение лицевой части скелета. Текст под этим рисунком таков: "Впадины глаз и костей, являющихся опорой щек, а также образующих формы носа и ротовой полости, имеют идентичную глубину и заканчиваются вертикальной линией ниже точки общих чувств и каждая из этих впадин так же глубока, как и каждая третья часть человеческого лица, которая проходит от подбородка до волосяного покрова ".

Слайд 27

Описание слайда:

Слайд 28

Описание слайда:

На одном из рисунков с большой точностью воспроизведена топография черепных ямок (рис. 4). На одном из рисунков с большой точностью воспроизведена топография черепных ямок (рис. 4). В области передней черепной ямки изображены crista frontalis, for. cecum, lamina cribrosa, crista galli, can. opticus с проходящими зрительными нервами и хиазмой. В топографии средней черепной ямки представлены fissura orbitalis sup. с проходящим через нее п. oculomotorius, for. rotundum и for. ovale с проходящими через них II и III ветвями п. trigem-ini, for. spinosum с выходящей ветвью средней обо-лочечной артерии. Изображены передние и задние наклоненные отростки os sphenoidale, а также impressio trigemini, eminentia arcuata и sulcus sinus petro-si superioris os temporale. При изображении задней черепной ямки Леонардо да Винчи выделил canalis hypoglossi, for. jugulare, poros acusticus internus, for. mastoideum sulcus sinus sigmoidei, for. magnum. Точно воспроизведена птериональная "перспектива" (рис. 4). Этот рисунок, сделанный в 1489 г., - один из первых в эпоху средневековья, на котором с особой точностью и тщательностью воспроизведена топография основания черепа. Имеются зарисовки отдельных деталей наружной части лицевой и мозговой частей черепа.

Слайд 29

Описание слайда:

Слайд 30

Описание слайда:

Леонардо да Винчи интересовали не только пропорции в анатомии (имеются многочисленные записи изучения пропорции различных частей тела у детей и взрослых, а его рисунок пропорций человека по настоящее время является самым популярным и воспроизводимым), но и расположение органов чувств. Согласно Martin Clayton (1996), представления Леонардо о строении органов чувств соответствовали сложившимся представлениям средневековья. Он полагал, что мозг состоит из трех луковиц с желудочками, располагающимися по одной линии позади глазных яблок: Леонардо да Винчи интересовали не только пропорции в анатомии (имеются многочисленные записи изучения пропорции различных частей тела у детей и взрослых, а его рисунок пропорций человека по настоящее время является самым популярным и воспроизводимым), но и расположение органов чувств. Согласно Martin Clayton (1996), представления Леонардо о строении органов чувств соответствовали сложившимся представлениям средневековья. Он полагал, что мозг состоит из трех луковиц с желудочками, располагающимися по одной линии позади глазных яблок: I желудочек - воспринимающая способность (impressiva), интеллект (intelleto); II желудочек - (senso commune), воля (vol-unta); III желудочек - память (memoria). Оба боковых желудочка Леонардо считал за один и называл impressiva, третий - sensus commune, четвертый - memoria. Когда Леонардо перешел к представлению о парности желудочков - неясно. До него обычно изображались три расположенных друг за другом желудочка. Сосудистое сплетение ("червяк мозга") в модели желудочков у Леонардо функционирует как естественный анатомический регулятор мозговой связи (регулирует отток цереброспинальной жидкости, изменяя размер отверстия Монро и сильвиева водопровода).

Слайд 31

Описание слайда:

Вместилище общих чувств располагается в месте конвергенции чувствительных нервов на основании черепа, являясь промежуточным звеном между окружающим миром и разумом. Вместилище общих чувств располагается в месте конвергенции чувствительных нервов на основании черепа, являясь промежуточным звеном между окружающим миром и разумом. По мнению Леонардо, вместилище общих чувств (senso commune) было центром человеческого бытия. Этот центр располагался в точке пересечения диагоналей (рис. 4). Леонардо пытался понять и представить, что есть чувства, которые позволяют человеку воспринимать окружающий мир. Свидетельством того, что этому Леонардо придавал большое значение, являются его дневниковые записи: "Общее чувство есть то, которое судит о вещах, данник ему другими чувствами. Общее чувство приводится в движение посредством вещей, данных ему другими пятью чувствами.

Слайд 32

Описание слайда:

И чувства эти приводятся в движение посредством предметов, посылающих изображения свои пяти чувствам, от которых передаются они воспринимающей способности, а от нее общему чувству, и оттуда, судимые, посылаются памяти, в которой, смотря по силе, сохраняются более или менее. И чувства эти приводятся в движение посредством предметов, посылающих изображения свои пяти чувствам, от которых передаются они воспринимающей способности, а от нее общему чувству, и оттуда, судимые, посылаются памяти, в которой, смотря по силе, сохраняются более или менее. Пять чувств следующие: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние... Душа, по-видимому, находится в судящей части, и судящая часть невидимому в том месте, где все чувства сходятся и которое именуется общим чувством... ". Сознавая, что разум движет человеком, Леонардо предполагал и наличие автономной работы нервной системы, предвосхищая последующие работы исследователей о рефлексах: "Как нервы иногда действуют сами по себе, без приказания других служителей души. Это ясно обнаруживается, поскольку видишь, что паралитики и озябшие и закоченевшие движут дрожащие свои члены, голову и руки без ведома души, которая всеми своими силами не сможет воспрепятствовать этим членам дрожать. Тоже самое случается при падучей болезни и с отрезанными членами, каковы хвосты ящериц ".

Слайд 33

Описание слайда:

Леонардо да Винчи описал последовательность проведения секции черепа и мозга. Леонардо да Винчи описал последовательность проведения секции черепа и мозга. В его записях об этом написано так: "Если разрежешь луковицу посредине, сможешь увидеть и сосчитать все круговые слои и оболочки, покрывающие центр луковицы. Так же точно, если хочешь рассечь человеческую голову, сначала разрежешь волосы, затем кожу, затем мускулистое мясо и подчерепную оболочку, затем череп и внутри его твердую и мягкую мозговую оболочку и мозг, засим опять твердую и мягкую оболочку и дивное сплетение, и основание, и кость".

Слайд 34

Описание слайда:

Слайд 35

Описание слайда:

На рисунке Леонардо да Винчи желудочковая система представлена расширенной - вероятно, это первое и наиболее точное изображение гидро-цефалии (рис. 5). На рисунке Леонардо да Винчи желудочковая система представлена расширенной - вероятно, это первое и наиболее точное изображение гидро-цефалии (рис. 5). Рисунок выполнен Леонардо да Винчи в 1510 году, а пятью годами ранее он же выполнил слепок желудочков мозга быка жидким воском (A. Aschoff и соавт., 1999). Леонардо писал об этом так: "Сделай две отдушины в отростках больших желудочков и впусти растопленный воск, сделав отверстие в мемории, и через это отверстие наполни три желудочка мозга; когда воск застынет, раскрой мозг, и увидишь точную форму трех желудочков. Но сначала вставь тонкие трубки в отдушины так, чтоб воздух из желудочков мог выйти вон, уступая место впускаемому воску". Представленное описание явилось прообразом вентрикулографии, которая появилась столетиями позже и связана с именем W. Dendy.

Слайд 36

Описание слайда:

Довольно точна схема расположения некоторых черепно-мозговых нервов: обонятельных, зрительных (включая хиазму), глазодвигательного, отводящего, тройничного и, вероятно, блуждающего (рис. 5). Схематично представлен спинной мозг, а также один из нервов каудальной группы. Довольно точна схема расположения некоторых черепно-мозговых нервов: обонятельных, зрительных (включая хиазму), глазодвигательного, отводящего, тройничного и, вероятно, блуждающего (рис. 5). Схематично представлен спинной мозг, а также один из нервов каудальной группы. Изображение позвоночника - одно из лучших в анатомических зарисовках Леонардо (рис. 6). Позвоночник представлен в сагиттальной и фронтальной плоскостях.

Слайд 38

Описание слайда:

Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года. Со временем особенности его жизни стали еще более туманными и таинственными. Скоро его стали обожествлять. Огромное трудолюбие и трудоспособность сделали Леонардо человеком, близким к Богу. Жажда знаний сделалась для Леонардо самым великим искушением. Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года. Со временем особенности его жизни стали еще более туманными и таинственными. Скоро его стали обожествлять. Огромное трудолюбие и трудоспособность сделали Леонардо человеком, близким к Богу. Жажда знаний сделалась для Леонардо самым великим искушением. Он испытывал величайшее уважение к знаниям. А одну из записей в его дневнике можно считать напутствием потомкам: "И может быть терпения не хватит у тебя, и ты не будешь прилежен. Обладал ли я этим всем или нет - об этом дадут ответ 120 мною составленных книг, причем не мешали мне ни корысть, ни нерадение, а только время. Прощай ".

Слайд 40

Описание слайда:

Слайд 41

Описание слайда:

Тема проекта:

Леонардо да Винчи - изобретатель


Леонардо да Винчи -

изобретатель


Цель проекта:

  • Рассказать о величайшем ученом своего времени Леонардо да Винчи, который обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания.
  • Представить изобретения, характеризующие его как выдающегося инженера своего времени.

Задачи проекта:

  • Познакомиться с величайшим ученым Леонардо да Винчи;
  • Узнать об изобретениях Леонардо да Винчи;
  • Собрать материал по теме;
  • Проанализировать собранную информацию;
  • Создать учебную презентацию «Леонардо да Винчи - изобретатель» для учащихся школы;
  • Оформить материал;
  • Участвовать в проведении урока с использованием презентации .

На исходе Средневековья в Италии взошла звезда, озарившая всё последующее развитие европейской цивилизации. Живописец, инженер, механик, плотник, музыкант, математик, патологоанатом, изобретатель - вот далеко не полный перечень граней универсального гения. Археолог, метеоролог, астроном, архитектор... Все это - Леонардо да Винчи.

Его называли чародеем, служителем дьявола, итальянским Фаустом и божественным духом. Он опередил свое время на несколько веков вперед. Окруженный легендами еще при жизни, великий Леонардо - символ безграничных устремлений человеческого разума .

Медицина

Леонардо да Винчи


Городок Винчи близ Флоренции

Дом, в котором жил Леонардо в детстве.

Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи». Полное его имя - итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».

Гробница Леонардо да Винчи в капелле Св. Губерта


Мастерская Веррокьо

У Леонардо было много друзей и учеников.

У него была собственная мастерская во Флоренции.

В 1481 году да Винчи выполнил первый в своей жизни большой заказ - алтарный образ «Поклонение волхвов» для монастыря, находящегося неподалёку от Флоренции.

В 1482 Леонардо, будучи, по словам Вазари, очень талантливым музыкантом, создал серебряную лиру в форме конской головы.

«Поклонение волхвов»


Памятник Леонардо да Винчи

На площади Ла Скала в 1872 году, был установлен памятник Леонардо да Винчи Работа скульптора Пьетро Маньи.

Памятник представляет собой постамент, на котором стоит Леонардо да Винчи. Ниже Леонардо да Винчи находятся четверо его учеников.

г. Милан, площадь Ла Скала


Да Винчи был известным деятелем своего времени, но настоящая слава пришла спустя много веков после его смерти. Лишь в конце XIX века были впервые опубликованы теоретические записи ученого. Именно они содержали описания странных и загадочных для своего времени аппаратов. Леонардо да Винчи оставил после себя примерно 13000 страниц различных рукописей - заметки, дневники, рисунки, трактаты, каноны, “кодексы”. В эпоху Возрождения да Винчи едва ли мог рассчитывать на скорое воплощение в жизнь всех своих изобретений. Главным препятствием для их реализации был недостаточный технический уровень. Но в XX веке почти все аппараты, описанные в его трудах, стали реальностью. Это говорит о том, что «итальянский Фауст» был не только талантливым изобретателем, но и человеком, который смог предвосхитить технический прогресс. Конечно, этому способствовали глубокие познания Леонардо.


Свои разработки ученый систематизировал, создав так называемые «кодексы» - книги, содержащие записи о тех или иных аспектах науки и техники.

Леонардо да Винчи был левшой и писал “зеркально” - то есть справа налево, хотя иногда, например, для переписки с официальными лицами, он использовал обычный стиль письма. Вокруг такой странности мастера ходили слухи. Кто-то из исследователей его творчества заявлял, что Леонардо намеренно писал “наоборот”, чтобы его записи не были доступны невеждам.. В его заметках было все - от медицины, истории и биологии до механики, чертежей, тщательных расчетов конструкций, рисунков и стихов.

Автограф Леонардо


Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Однако сам да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или учёным. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно. Поэтому художественное наследие Леонардо количественно не велико, а ряд его работ утрачен или сильно повреждён. Однако его вклад в мировую художественную культуру является исключительно важным даже на фоне той когорты гениев, которую дало Итальянское Возрождение.

«Джоконда»

(«Мона Лиза» 1503 Лувр, Париж)

Тайная вечеря. 1495-1497 годы. Живопись на стене. Санта-Мария-делла-Грацие, Милан.

Портрет музыканта


Леонардо да Винчи - одна из самых многогранных личностей в истории эпохи итальянского Возрождения. Он смог прославить себя как великий художник и предсказатель, но больше всего поражают его удивительные изобретения.

Леонардо увлекался разработками военно-технического оборудования. Одной из по-настоящему гениальных идей была разработка железной колесницы в виде перевернутых тарелок вооруженных пушками. Он первым предложил устанавливать на бронированных кораблях батареи огнестрельных орудий, изобрел вертолет, велосипед, планер, парашют, танк, пулемет, отравляющие газы, дымовую завесу для войск, увеличительное стекло (за 100 лет до Галилея!). Да Винчи изобрел текстильные машины, мощные подъемные краны, системы осушения болот посредством труб, арочные мосты.

Изобретения

Изобретения

"Я хочу создавать чудеса"


Мост в норвежском городе Ас, построенный по чертежам Леонардо да Винчи.

"Я знаю, как строить очень легкие и крепкие мосты, пригодные к транспортировке при нападении и отступлении, защищенные от огня и снарядов," - писал Леонардо да Винчи. Вращающийся мост Леонардо да Винчи - это портативный, легкий мост, который был предназначен для того, чтобы армия могла перейти через реку, а затем быстро буксировать его. Мост состоит из одного пролета и крепится к берегу вертикальным шарниром, что позволяет ему вращаться.


"Я знаю множество средств, пригодных при наступательных и оборонительных маневрах на море и защищающих корабли..."

ПОДВОДНАЯ МИНА

Двойная обшивка корпуса корабля предлагалась для обеспечения большей непотопляемости и неуязвимости судов при ведении морских сражений.

Для уничтожения неприятельских кораблей

подводную мину ввинчивают в днище судна экипаж подводной лодки или водолаз. Впервые подобная мина была применена во время войны в США (1860-е годы), а водолазы-диверсанты появились только во время Второй мировой войны.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА


ВОДНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Леонардо да Винчи занимался всем, что хоть как-то касалось воды .

Ученый разработал схему перепончатых перчаток, которые со временем превратились в общеизвестные ласты. Это были перчатки из ткани в виде растопыренной птичей лапы. Такие перепончатые перчатки значительно увеличивали скорость плавания.

Ласты

Самый необходимый предмет при спасении утопающего - спасательный круг. Это изобретение Леонардо дошло до нашего времени практически без изменений.


У Леонардо существует много вариантов эскизов устройств для поднятия воды. Назначение их могло быть различным. . Это и фонтаны и водопроводы и ирригационные устройства.

Для очистки каналов и углубления дна Леонардо изобрел драгу, которая устанавливалась на плоту, закрепленном между двумя лодками. Черпальная установка была оснащена четырьмя лопастями. Лопасти приводились в движение рукоятью. Собранный со дна ил должен был укладываться на плот, укрепленный между двумя лодками. Перемещая вертикально ось вращения барабана можно было регулировать глубину производимых работ. При повороте колеса трос, привязанный к берегу, наматывался на барабан, и драга перемещалась

Водяное колесо

ДРАГА

С помощью такого водяного колеса с чашами воду зачерпывали из нижней емкости и выливали ее в верхнюю.


Леонардо любил воду: он разработал инструкции по погружениям, изобрел и описал дыхательный аппарат для подводного плавания . Мягкий скафандр - водолазный костюм был придуман Леонардо для проведения подводных работ, а точнее, для установки корабля на якорь. По замыслу Леонардо для этих целей под воду должны были спускаться водолазы. Водолазы да Винчи могли дышать с помощью подводного колокола с воздухом, надевали маски со стеклянными отверстиями, сквозь которые можно было видеть под водой.


ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ

Всю свою жизнь Леонардо да Винчи был буквально одержим идеей полета. Ни одно техническое изобретение не вызывает такого трепета и восхищения, как летающая машина. Именно поэтому к летательным аппаратам да Винчи во все времена было приковано особое внимание. Изобретатель всегда грезил идеей воздухоплаванья. Одной из самых первых (и самых известных) зарисовок на эту тему является схема устройства, которое в наше время принято считать прототипом вертолета .

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ


Вскоре Леонардо охладел к винтовым летательным аппаратам и переключил внимание на механизм полета. Источником вдохновения для ученого стали птицы. Леонардо пытался создать крыло для летательного аппарата по образу и подобию крыльев пернатых. Для начала были сделаны расчеты, которые показали, что длина крыла утки (в ярдах) численно равна квадратному корню ее веса. Исходя из этого, Леонардо установил - для поднятия в воздух летательной машины с человеком (136 кг) необходимы крылья, подобные птичьим и имеющие в длину 12 метров.

Крыло, которое по расчетам Леонардо при

быстром давлении на рычаг, могло взмахом поднять с земли свою тяжелую подставку.


Первый в мире чертеж воздушного корабля с управляемым хвостовым оперением

и обтекаемой формой фюзеляжа.

1486-1490 годы .

Дельтаплан великого Леонардо да Винчи... В Великобритании обрело жизнь одно из изобретений великого Леонардо…

В процессе работы над летательным аппаратом Леонардо сделал очень интересный с точки зрения современной авиации рисунок. На нем изображен летающий корабль - именно корабль, с сиденьями для пассажиров, а также системой рычагов,

управляющих крыльями и хвостом.


Дельтаплан, задуманный Леонардо да Винчи более 500 лет назад, способен летать

В то время как парашют да Винчи позволил бы человеку прыгать со скалы и оставаться в живых, орнитоптер позволил бы ему парить в воздухе над землей.

Попытки воспроизвести крыло, созданное природой, к успеху не приводили - и Леонардо обратился к планирующему полету, т.е. приступил к разработке другой летательной машины, которая была чем-то похожа на современный парашют. Он разработал конструкцию планера, прикреплявшегося к спине человека так, чтобы последний мог балансировать в полете. Основная, самая широкая часть крыльев была неподвижна, однако их окончания могли изгибаться при помощи тросов и изменять направление полета. Пророческим оказался чертеж устройства, которое сам Леонардо описывал так: “Если у вас есть достаточно льняной ткани, сшитой в пирамиду с основанием в 12 ярдов (примерно 7 м 20 см), то вы сможете прыгать с любой высоты без всякого вреда для своего тела”. Мастер сделал эту запись в промежутке между 1483 и 1486 годом. Только через несколько сотен лет этот чертеж был преобразован и такое устройство получило название “парашют” (от греческого para - “против” и французского “chute” - падение).

Интересно, что идею создания парашюта Леонардо да Винчи довел до логического конца лишь русский изобретатель Котельников, создавший в 1911 году первый ранцевый спасательный парашют, крепившийся к спине пилота.


ОСАДНАЯ И ОБОРОННАЯ БОЕВАЯ ТЕХНИКА Леонардо да Винчи разработал много простых, но в то же время эффективных боевых устройств для обороны и осады крепостей .

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТТАЛКИВАНИЯ ЛЕСТНИЦ

КАТАПУЛЬТА

ШТУРМОВЫЕ ЛЕСТНИЦЫ

Башня для штурма замка

РЕЖУЩИЕ ВРАЩАЮЩИЕСЯ

ЛОПАСТИ ДЛЯ ПОРАЖЕНИЯ НАПАДАЮЩИХ

МАШИНА ДЛЯ МЕТАНИЯ БОМБ


Конная колесница для наступательных боевых действий с косами .

Леонардо сделал эту иллюстрацию боевой машины для «Трактата о войне».

Это боевые колесницы, оснащенные косами для перерубания ножных сухожилий вражеских лошадей и солдат, так как косы были вверху и внизу, то буквально, косили всех подряд. Это - своего рода колесница со вращающимися косами, чтобы уничтожать противника в сражении .


ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ

Леонардо да Винчи разрабатывает катапульты и крепостные арбалеты, действующие за счет упругости деревянных или стальных пружин. Одновременно он создает орудия, которые заряжаются не с дула, а с казенной части, многоствольную артиллерию залпового огня, разрывные бомбы, снаряженные картечью, удлиненные снаряды, снабженные стабилизатором и пороховым ускорителем. Большое внимание Леонардо уделял проектированию автоматического огнестрельного оружия.

ГИГАНТСКИЙ АРБАЛЕТ

ПУЛЕМЕТ

СКОРОСТРЕЛЬНЫЙ ОГНЕВОЙ АРБАЛЕТ

Пушка

КИЛЕВИДНЫЕ ПУШЕЧНЫЕ ЯДРА


Одной из самых захватывающих идей ученого был... танк . Эта конструкция имела округлую форму и внешне напоминала черепаху, ощетинившуюся со всех сторон орудиями. Изобретатель надеялся решить проблему передвижения с помощью лошадей. Правда, от этой идеи быстро отказались: в замкнутом пространстве животные могли стать неконтролируемыми. Вместо этого «двигателем» такого танка должны были стать восемь человек, которые бы поворачивали рычаги, соединенные с колесами, и таким образом двигали бы боевую машину вперед. Еще один член экипажа должен был находиться в верхней части аппарата и указывать направление движения. Интересно, что конструкция бронемашины позволяла ей двигаться только вперед.

МНОГОЗАРЯДНЫЕ

БОЕВЫЕ МАШИНЫ


Подшипники

Впервые идея, как считают многие, родилась еще во времени Римской империи, но историки считают, что именно в тетрадях да Винчи появились первые наброски подшипника.


Среди всех «земных» открытий Леонардо следует назвать... автомобиль . Мастер уделял основное внимание двигателю и ходовой части, поэтому дизайн «кузова» до нас не дошел. Самодвижущаяся повозка была трехколесной и приводилась в движение заводным пружинным механизмом. Два задних колеса были независимы друг от друга, а их вращение производилось сложной системой шестеренок. Кроме переднего колеса, было еще одно - маленькое, поворотное, которое размещалось на деревянном рычаге. Предполагается, что эта идея родилась у Леонардо в далеком 1478 году. Но лишь в 1752 году русский механик-самоучка, крестьянин Леонтий Шамшуренков смог собрать «самобеглую коляску», приводимую в движение силой двух человек.

Автомобиль

При оцифровке "автомобиля" был обнаружен придуманный Леонардо тормоз - специалисты в области автомобилестроения считают, что изобретение тормоза для автопрогресса оказалось едва ли не важнее, чем создание двигателя внутреннего сгорания.


Первый в истории велосипед

Первые технические чертежи велосипеда принадлежат Леонардо да Винчи. Майнингенская хроника 1447 года повествует о перемещающемся устройстве, приводимым в движение водителем.


Прокатный стан

На рисунке представлена машина для производства листов жести при помощи проката металла между основными катками.


Часовые механизмы

Леонардо создавал варианты часов, улучшал их конструкцию: например, часы с гирями являются предшественниками часов, заводящихся пружиной. Однако им требовалось слишком много вертикального пространства для вытягивания гирь. Ученый придумал систему блоков, регулирующую опускание гирь и уменьшающую необходимое вертикальное пространство. Леонардо также решал проблему компенсации потерь энергии, происходящую при раскручивании пружины: сначала при помощи ходового винта - шпинделя, медленно заводящего пружину; затем он создал необычные механизмы, более крепкие и устойчивые, чем шпиндель.

Медицина


Леонардо да Винчи совершил немало открытий и в оптике.

Изучение бинокулярного зрения привело Леонардо да Винчи к созданию около 1500г. стереоскопа, он изобрел ряд осветительных устройств, в том числе ламповое стекло, мечтал о создании телескопа из очковых линз.

Очки

Прожектор


Леонардо подходил к изучению анатомии как настоящий естествоиспытатель - так мы оцениваем его в наши дни. Однако труд этого гениального человека, который мог бы получить многие из лавров, доставшихся Везалию, остался незавершенным и напоминал собой гигантский остов.

Тем не менее Леонардо, проложивший путь к современной науке, заслуживает почетного места также и среди анатомов - исследователей человеческого организма.


Первый чертёж человекоподобного робота был сделан еще Леонардо да Винчи в 1495 году и основан он был на анатомических исследованиях, записанных в Витрувианском человеке. «Витрувианский человек - рисунок, сделанный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-1492 годах, как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат. Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями. При исследовании рисунка можно заметить, что комбинация рук и ног в действительности составляет четыре различных позы. Поза с разведенными в стороны руками и не разведенными ногами, вписывается в квадрат («Квадрат Древних»). С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны руками и ногами, вписывается в круг. И, хотя при смене поз, кажется, что центр фигуры движется, на самом деле, пуп фигуры, который является настоящим её центром, остается неподвижным. Если человеческую фигуру – самое совершенное творение вселенной - перевяжем поясом и отмерим потом расстояние от пояса до ступней, то эта величина будет относиться к расстоянию от того же пояса до макушки, как весь рост человека относится к длине от пояса до ступней…». Действительно, в природе и человеческом теле много пропорциональных отношений, близких к тому, которое Леонардо да Винчи назвал «золотым сечением». В любом произведении искусства несколько неравных, но близких к золотому сечению частей дают впечатление развития форм, их динамики, пропорционального дополнения друг другу


Считается, что в 1495 году Леонардо да Винчи впервые сформулировал идею «механического человека», иначе говоря - робота. По замыслу мастера, это устройство должно было представлять собой манекен, одетый в рыцарские доспехи и способный воспроизводить несколько человеческих движений. Записи Леонардо да Винчи, найденные в 1950-х годах, содержали детальные чертежи механического рыцаря, способного сидеть, раздвигать руки, двигать головой и открывать забрало. Робот да Винчи не сохранился, и никто в точности не знает, на что тот был способен.



Леонардо да Винчи-

итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека». Он буквально перевернул представление людей во всех аспектах жизни. Он поистине заслуживает того, чтобы его назвали ГЕНИЕМ. Величайшим деятелем своей эпохи!

Leonardo da Vinci


Так кем же на самом деле был Леонардо да Винчи?

Наверное, это и есть самая большая загадка.

Другие считают Леонардо посланником развитой внеземной цивилизации, а третьи – жителем параллельного мира, который более развитый, чем наш.

В любом случае слишком хорошо знал Леонардо да Винчи мирские дела и будущее, которое ждет человечество, чтобы быть обыкновенным человеком.

«Рожденный летать» оставил нам рисунки и великолепно просчитанные чертежи, которые актуальны и сегодня! Проходили сотни лет, прежде чем идеи Леонардо да Винчи люди смогли воплотить в жизнь.


Леонардо да Винчи - гений, чьи изобретения, безраздельно принадлежат как прошлому, настоящему, так и будущему человечества. Он жил, опережая время, и если хотя бы малая часть того, что он изобрел, была воплощена в жизнь, то история Европы, а возможно и мира, была бы другой: уже в 15 веке мы разъезжали бы на автомобилях и пересекали бы моря на подводных лодках.

Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания. Но как удивился бы гений, узнай он, что многочисленные его изобретения используются даже спустя века после его рождения.

«Слава в руках труда»


Список использованной литературы

http:// vinci.ru /

http://abitura.com/not_only/hystorical_physics/Vinchi.htm

http://www.terredelrinascimento.it/immagini/gallery/vinci/aerea.jpg

http://gizmod.ru/2007/05/24/izobretenija_velikogo_leonardo_da_vinchi/

http://www.zitata.com/da_vinci.shtml


Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1482 года в тосканском городке Винчи. Его родителями были нотариус Пьеро и крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью. Его отец вскоре женился на богатой знатной девушке и забрал трехлетнего Леонардо на воспитание. Леонардо всю жизнь пытался воссоздать образ своей матери в своих шедеврах.




Основные даты жизни 1466 г. Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Вероккьо подмастерьем художника (во Флоренции) 1472 г. Он становится членом Флорентийской гильдии художников работа над: «Крещение Христа», «Благовещение», «Мадонна с вазой» 1476 г. - скандал с Сальтарелли 1478 г. – Леонардо открывает собственную мастерскую 1481 г. – монастырь Сан Донато а Систо заказывает Леонардо большой алтарный образ «Поклонение волхвов», начата работа над картиной» «Святой Иероним» 1482 приглашён ко двору Лодовико Сфорца в Милане. Начата работа над конным памятником Франческо Сфорца начата работа над «Мадонной в гроте» 1485 создан «Портрет музыканта» 1487 разработка летательной машины орнитоптера, основанной на птичьем полёте 1488 картина «Дама с горностаем»


1489 анатомические рисунки черепов 1490 картина «Портрет музыканта». Выполнена глиняная модель памятника Франческо Сфорца Витрувианский человек знаменитый рисунок, иногда называемый каноническими пропорциями закончена «Мадонна в гроте» работа над фреской «Тайная вечеря» в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане 1499 Милан захвачен французскими войсками Людовика XII, Леонардо покидает Милан, модель памятника Сфорца сильно повреждена 1502 поступает на службу к Чезаре Борджиа в качестве архитектора и военного инженера 1503 возвращение во Флоренцию 1503 картон к фреске «Битва в Анджарии (при Ангиари)» и картина «Мона Лиза» 1505 наброски полёта птиц 1506 возвращение в Милан и служба у короля Франции Людовика XII (в то время контролировавшего север Италии, см. Итальянские войны) 1507 изучение строения человеческого глаза


Работа в Милане над конным памятником маршалу Тривульцио создана «Мадонна Литта» 1509 роспись в соборе Святой Анны 1512 «Автопортрет» 1512 переезд в Рим под покровительство папы Льва X жизнь в Бельведере работа над картиной «Иоанн Креститель» 1516 переезд во Францию в качестве придворного художника, инженера, архитектора и механика 1519 умирает от болезни вернуться в содержание





Работая над «Битвой при Ангиари», Леонардо одновременно начал писать самый известный в истории живописи портрет – «Мону Лизу». В его дневнике нет ни одного упоминания о работе над портретом. Кто заказал картину? Кто был моделью Леонардо? Никаких документальных свидетельств художник не оставил. По одной из версий моделью Моны Лизы была флорентийская дама. По другой версии – герцогиня Мантуи Изабелла д"Эсте, приятельница художника. Некоторые исследователи утверждают, что никакой модели не было вовсе и что Леонардо воплотил в «Моне Лизе» образ покойной матери. Наконец, очень популярна точка зрения, что «Мона Лиза» - автопортрет мастера.


, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формирование надпредметных компетенций учащихся, как основная мотивация развития интереса в изучении предмета.

Задачи:

Расширить кругозор;

Развить творческую личность;

Включить учащихся в активное познание истории;

Изучить жизнь и деятельность выдающегося учёного эпохи Возрождения;

Заинтересовать учащихся изучением физики;

Оценить коммуникативные навыки учащихся при работе в парах (группах).

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, детали конструкции моста, схема построения моста.

Ход мероприятия

1 слайд - Добрый день, сегодня мы предлагаем вам совершить путешествие в прекрасный старинный город - Флоренцию, на родину самого гениального человека эпохи возрождения, опередившего на много веков свое время - Леонардо да Винчи.

2 слайд - Леонардо да Винчи великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, математик, физик, естествоиспытатель), яркий представитель типа “универсального человека”, идеал итальянского Ренессанса. Родился 15 апреля 1452 года в небольшом городе, под названием Винчи, который располагается недалеко от Флоренции.

3 слайд - Леонардо был внебрачным сыном нотариуса и простой девушки – крестьянки. К счастью, в эпоху Возрождения, в которой жил Леонардо, к незаконнорожденным детям относились довольно благосклонно, и этот факт никак не повлиял на дальнейшую судьбу Леонардо.

Первые три года своей жизни Леонардо жил с матерью в деревне, а по достижении 3,5 лет, его в свою семью забрал отец, в которой он получает первое начальное образование. Он учиться писать и читать, занимается изучение латыни и математики. Уже в детстве он удивляет окружающих своим почерком, образец которого представлен на слайде. Леонардо был левшой и писал очень своеобразно: справа налево так, что прочитать написанный им текст можно было только с помощью зеркала.

4 слайд – В 14 лет Леонардо поступил учиться в мастерскую Андреа Веррокки во Флоренции. Мудрый учитель сразу замечает невероятный талант своего ученика и старается всячески помочь и развить его. Леонардо постоянно совершенствует свое мастерство.

5 слайд – Наверное, все из вас слышали крылатое выражение - “Плох тот ученик, который не превосходит учителя” но вряд ли вы предполагаете, что оно принадлежит Леонардо да Винчи.

Однажды Верроккьо получил заказ на картину “Крещение Христа” и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов, как самому талантливому и старательному ученику. Два ангела, написанные Леонардо и Верроккьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Пораженный Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.

6 слайд – Я готова поспорить, что с этой картиной знакомы многие, может кто-то из вас видел фотографии в журналах, книгах. Вы можете сказать хотя бы одно из названий картины? Обратите внимание на задний план картины. Там мы можем увидеть отдалённые предметы – горы, озеро, и мы понимаем, что они располагаются от Мона Лизы на значительном расстоянии. Это тоже одно из открытий Леонардо да Винчи, так называемая воздушная перспектива (способ изображения удалённых предметов с помощью красок синих и серых цветов и их оттенков).

Это портрет молодой женщины, написанный Леонардо да Винчи. Картина является одним из известных и загадочных произведений живописи в мире. С ней связаны различные легенды и предположения: кого же изобразил Леонардо? До сегодняшнего дня по этому поводу было высказано много спорных мнений:

– Жена флорентийского торговца Джоконда;

– Просто идеальная женщина;

– Молодой юноша в женском одеянии.

7 слайд - А возможно, “Мона Лиза” - это автопортрет самого художника? Эта загадка, по сей день окружающая незнакомку, притягивает в Лувр ежегодно миллионы посетителей.

8 слайд – Но Леонардо был не только художником. На протяжении всей своей жизни он постоянно занимался наукой, производил на свет интереснейшие модели различных механизмов и приспособлений, таких как домкрат, посмотрите, ведь его внешний вид не особенно сильно изменился сегодня, телега с ручным приводом, далёкий предок современных автомобилей, велосипед, конструкция которого включает в себя даже цепную передачу, молот, без которого в современном мире не обойтись при вбивании свай и различных железобетонных конструкций.

9 слайд – Леонардо да Винчи мечтал научить человека летать и при помощи своей наблюдательности за природой и техническим знаниям, он смог воплотить свою мечту в жизнь. На экране вы видите конструкцию воздушного винта (прототип современных вертолётных винтов), парашюта, который пройдя сквозь века практически не изменился и самое великолепное творение Леонардо – летательный аппарат, очень напоминающий современный дельтаплан.

В 2002 году в Великобритании был собран летательный аппарат, точно по его чертежам и успешно испытан. Испытательные полеты осуществила дважды чемпион мира по дельтапланеризму Джуди Лиден. Ей удалось поднять “протодельтаплан” да Винчи на максимальную высоту в 10 метров и продержаться в воздухе 17 секунд. Этого было достаточно, чтобы доказать, что аппарат действительно работает.

Но сама по себе летательная машина оказалась далека от совершенства. “Управлять ею было почти невозможно. Я летела туда, куда дул ветер, и не могла ничего с этим поделать. Наверное, так же чувствовал себя испытатель первого в истории автомобиля”, – рассказала Джуди.

10 слайд – Также Леонардо да Винчи проявлял интерес и к военной технике. Им был собран первый танк, сконструирован прототип первого робота.

11 слайд – Интерес Леонардо да Винчи в области оптики проявилось в конструкции прожектора (деревянный ящик с круглым отверстием для линзы, в который помещается зажженная свеча, при прохождении света через линзу, освещается наибольшая площадь помещения). Изучал анатомию человека и открыл бинокулярное зрение.

12 слайд – сконструировал водолазный костюм, спасательный круг, башмаки для хождения по воде и модель подводной лодки.

13 слайд - Умер великий деятель эпохи Возрождения в возрасте шестидесяти семи лет в замке Клу, во Франции.

14 слайд – На этом наше путешествие подходит к завершению. Сейчас я бы хотела предложить вам небольшую практическую работу. Каждому на парту я раздам деревянные брусочки и поэтапную схему моста. Ваша задача состоит в том, чтобы почувствовать себя немного творцами и инженерами, каким был Леонардо да Винчи и собрать мост по его проекту (смотри рисунки). До конца урока у вас есть немного времени, так что можете приступать. Желаю удачи!!!

Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно. Поэтому художественное наследие Леонардо количественно не велико, а ряд его работ утрачен или сильно поврежден. Однако его вклад в мировую художественную культуру является исключительно важным даже на фоне той когорты гениев, которую дало Итальянское Возрождение. Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый этап своего развития. Предшествующие Леонардо художники Ренессанса, решительно отказывались от многих условностей средневекового искусства. Линия на картине четко очерчивала предмет, и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы ее видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато - дымки между зрителем и изображенным предметом, которое смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешел на качественно новую ступень.