Презентация на тему "стили речи". Стили речи Что такое стиль

Cлайд 1

Cлайд 2

Цель: дать представление о стилевых разновидностях русского литературного языка Язык обслуживает самые разнообразные потребности общественной жизни человека В зависимости от содержания и цели повествования, от обстановки речи применяются те или иные средства языка

Cлайд 3

Стилистика-раздел языкознания, изучающий принципы целесообразного использования имеющихся в языке средств Совокупность языковых средств, выбор которых обусловлен содержанием, целенаправленностью и обстановкой речи, составляет то, что обычно называют стилем языка

Cлайд 4

Классификация стилевых разновидностей речи Письменная речь Устная речь Научный стиль Деловой стиль Публицистический стиль Художественный стиль Разговорный стиль

Cлайд 5

Научный стиль Назначение: систематическое и точное изложение научных вопросов Использование сложных предложений Наличие слов с абстрактным значением, научной и технической терминологии Отсутствие эмоционально окрашенных слов Логичность изложения

Cлайд 6

Основные жанры Статья Монография Диссертация Энциклопедия Словарь Справочник Учебная литература

Cлайд 7

Определите, какой из текстов написан в научном стиле? Объясните свой выбор. Берёза – род деревьев и кустарников семейства берёзовых. Около 120 видов, в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйственное значение имеют берёза бородавчатая и берёза пушистая. Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой… С. Есенин

Cлайд 8

Деловой стиль Употребляется в сфере правовых отношений Точность Стандартизованность построения текста Предписывающий хар-р деловых документов Широкое применение стандартных оборотов Большое количество производных предлогов и союзов (в соответствии, в связи, в силу того что, согласно…)

Cлайд 9

Основные жанры: Законодательные акты Официальная переписка Документы (заявление, заявка, доверенность, объяснительная, докладная) Характеристика Автобиография, cv

Cлайд 10

Проанализируйте образец заявления. Каковы правила написания и расположения частей? Директору Гуманитарной школы №5 Семёнову Ю. Р. ученика 10 «а» класса Петрова С. К. заявление. Прошу перевести меня в 10 «б» класс (специ- ализация математика), так как намерен сдавать госэкзамен по математике для дальнейшего поступления в институт. Петров 5 сентября 2005года

Cлайд 11

Публицистический стиль Назначение:информирование, передача общественно значимой информации Воздействие на читателя/слушателя Сфера употребления:общественно-экономические,политические,куль- турные отношения Логичность и образность Эмоциональность,призывность,оце-ночность Общедоступность: речь рассчитана на широкую аудиторию Точность фактов,конкретность Риторические вопросы, обращения

Cлайд 12

Основные жанры: Статья в газете, журнале Очерк Репортаж Интервью Фельетон Ораторская речь Судебная речь Выступление по радио, телевидению Доклад

Cлайд 13

Определите жанр. На дне Балтики обнаружено затонувшее судно «Фрау Мария». Финнские аквалангисты на дне Балтики обнаружили затонувшее в 1771 году голландское судно «Фрау Мария». По имеющимся архивным данным судно перевозило произведения искусства, фаянс,золотые украшения, которые императрица Екатерина Великая купила в Амстердаме.

Cлайд 14

Художественный стиль Основная функция: эстетическая Образность Использование художественных средств языка(тропы):эпитеты, сравнения, метафоры, гипербола, олицетворение и т.д. Эмоционально окрашенная лексика

Cлайд 15

Прочитайте стихотворение. Определите стиль речи.Назовите изобразительно-выразительные средства. Не ветер, вея с высоты, Листов коснулся ночью лунной; Моей души коснулась ты- Она тревожна,как листы, Она, как гусли, многострунна. Житейский вихрь её терзал И сокрушительным набегом, Свистя и воя, струны рвал И заносил холодным снегом… А. Толстой

Cлайд 16

Разговорный стиль Используется в повседневной жизни Непринуждённость общения Неподготовленность речи Экспрессивность и оценочность Представлен как в устной, так и в письменной форме- записками, частными письмами краткое содержание других презентаций

«Особенности публицистического стиля речи» - Основные признаки стиля. Комплекс вины. Цепочка микротем. Патриотизм. Национальное самосознание. Ключевые слова. Публицистический стиль. Мораль. Стилевые черты. Публицистический стиль речи.

«Функциональные стили речи» - Профессионализмы. Система речевых средств. Слова-термины. Публицистический стиль. Средство художественной выразительности. Разговорный язык. Просторечия. Разговорный стиль. Жаргоны. Научный стиль. Существует 5 функциональных стилей. Разновидности употребления языка. Территориальные диалекты. Использование разговорного языка. Тип речи. Диалектология. «Общий» разговорный язык. Деловая информация. Официально-деловой стиль.

«Художественный стиль» - Бессоюзие. С помощью понятий, научное мышление. Читал Толстого. Употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. Метонимия. Тропы. Царь зверей – лев. Могу ль опять одеть покровом Знакомой жизни наготу? Инверсия. «Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других». Перифраза. А ты?.. Повторение особых слов и оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.

«Официально-деловой стиль» - Наименование предприятия. Формы контроля. Изложение сущности различных точек зрения. Автобиография. Документ под названием «Резюме». Тема. Сферы использования. Деловое письмо. Официально – деловой стиль. Конструкции для ввода аргументации. Реферат. Заявление. Научить пользоваться официально-деловым языком. Характеристика первоисточников. Представление о речи. Актуальность темы. Выражение отношения к различным точкам зрения.

«Публицистический и художественный стили речи» - Богат русский язык. Тропы. Ржавеет золото. Основные проблемы. Публицистический и художественный стили речи. Список книг. Стиль художественной литературы. Стихи. Разговор о стихотворении. Слово. Гоголь. Необычайное волнение. Удивительная память. Словом можно убить. Русский язык. Единоначатие. Эпитет. Фигуры речи.

«Научная речь» - В настоящее время выпускается более 50 тысяч научных журналов. Наука не признает такого языка. Толерантность - терпимость к чужим мнениям, верованиям. Иммиграция - въезд иностранцев в какую-либо страну на постоянное место жительства. Какие подстили вы знаете? Выписать разновидности подстилей и основные признаки. В..жнейшим свойством почвы являет..ся плодородие. Научно-популярный подстиль. Толкование некоторых терминов.


Что такое стиль?

Стиль – это выбор языковых средств, связанный с определенной сферой общественной деятельности, целью речевого общения и составом его носителей.


СТИЛИ РЕЧИ

КНИЖНЫЕ

РАЗГОВОРНЫЙ

НАУЧНЫЙ

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ


Официально-деловой стиль

  • Сфера общения – общение граждан с учреждениями.
  • Используется в документах, отчетах, заявлениях, доверенностях, деловых письмах, приказах и законах.
  • Речевая ситуация – 1/много.
  • Служит для передачи информации в сфере управления.


Для официально-делового стиля характерно:

  • четкость;
  • неэмоциональность изложения;
  • стандартизированные словосочетания;
  • слова-термины;
  • стилистически нейтральная лексика;
  • лексика, отражающая официально-деловые отношения: пленум, сессия, решение;
  • канцеляризмы: заслушать доклад, зачитать решение, входящий номер;

Научный стиль

  • Сфера общения – научная деятельность (написание специальных учебников, научных статей, конспектов, курсовых работ).
  • Речевая ситуация 1/много.
  • Назначение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях.


Для научного стиля характерно:

  • четкость и логичность изложения;
  • доказательность;
  • отсутствие выражения эмоций;
  • терминологическая лексика:

Технические термины: центрифуга;

Медицинские термины: рентген;

- лингвистические термины: суффикс;

- экономические термины: бартер;

  • основная форма речи – письменная.

Публицистический стиль

  • Сфера общения – агитационно-массовая деятельность, информационные или аналитические передачи по телевидению и радио, выступления на собраниях, статьи в газетах.
  • Речевая ситуация – 1/много.
  • Используется для определенного воздействия на мысли или чувства людей, с целью заинтересовать их или в чем-либо убедить.


Для публицистического стиля характерно:

  • информативность;
  • доказательность;
  • книжная лексика: позиция, сущность, явление;
  • оценочная лексика;
  • отвлеченные слова с общественно-политическим значением: гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый;
  • выразительность и эмоциональность;
  • эмоционально-экспрессивная оценка;
  • основная форма речи – письменная и устная.

Художественный стиль

  • Сфера общения – художественные произведения: роман, рассказ, поэма, новелла, стихотворение, повесть, эссе, баллада.
  • Речевая ситуация 1/много.
  • Основная функция – эстетическая.


Для художественного стиля характерно:

  • образность;
  • книжная лексика: высокие слова, которые придают речи торжественность;
  • оценочная лексика;
  • эмоционально-экспрессивная оценка: прекраснодушие, донкихотство – положительная оценка;

педантичный, манерность, личина, продажный – отрицательная оценка;

  • авторская индивидуальность;
  • основная форма речи – письменная.

Разговорный стиль

  • Сфера общения – общение людей в быту, беседы в семье, выяснение отношений, обсуждение планов, дружеское общение.
  • Речевая ситуация 1/1.
  • Используется при неофициальном бытовом, повседневном общении между людьми в заранее не подготовленной устной речи.


Для разговорного стиля характерно:

  • неполнота выражения и эмоциональность;
  • разговорно-бытовые слова и формы: братец, сестрица, вымахал, прыг;
  • оценочная лексика;
  • ярко выражена стилистическая окраска: дочурка, отличный, прекрасный, чудесный, превосходный, скверный, гадкий, наглый;
  • сниженные слова, которые находятся за пределами литературной лексики;
  • основная форма речи – устная.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентацию выполнила учитель-логопед (ГБОУ Казанская школа-интернат №7) Усманова Ф.А.

СТИЛИ РЕЧИ

Стиль – это выбор языковых средств, связанный с определенной сферой общественной деятельности, целью речевого общения и составом его носителей. Что такое стиль?

СТИЛИ РЕЧИ КНИЖНЫЕ РАЗГОВОРНЫЙ НАУЧНЫЙ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

Официально-деловой стиль Сфера общения – общение граждан с учреждениями. Используется в документах, отчетах, заявлениях, доверенностях, деловых письмах, приказах и законах. Речевая ситуация – 1/много. Служит для передачи информации в сфере управления.

Для официально-делового стиля характерно: четкость; неэмоциональность изложения; стандартизированные словосочетания; слова-термины; стилистически нейтральная лексика; лексика, отражающая официально-деловые отношения: пленум, сессия, решение; канцеляризмы: заслушать доклад, зачитать решение, входящий номер; основная форма речи – письменная.

Научный стиль Сфера общения – научная деятельность (написание специальных учебников, научных статей, конспектов, курсовых работ). Речевая ситуация 1/много. Назначение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях.

Для научного стиля характерно: четкость и логичность изложения; доказательность; отсутствие выражения эмоций; терминологическая лексика: - технические термины: центрифуга; - медицинские термины: рентген; - лингвистические термины: суффикс; - экономические термины: бартер; основная форма речи – письменная.

Публицистический стиль Сфера общения – агитационно-массовая деятельность, информационные или аналитические передачи по телевидению и радио, выступления на собраниях, статьи в газетах. Речевая ситуация – 1/много. Используется для определенного воздействия на мысли или чувства людей, с целью заинтересовать их или в чем-либо убедить.

Для публицистического стиля характерно: информативность; доказательность; книжная лексика: позиция, сущность, явление; оценочная лексика; отвлеченные слова с общественно-политическим значением: гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый; выразительность и эмоциональность; эмоционально-экспрессивная оценка; основная форма речи – письменная и устная.

Художественный стиль Сфера общения – художественные произведения: роман, рассказ, поэма, новелла, стихотворение, повесть, эссе, баллада. Речевая ситуация 1/много. Основная функция – эстетическая.

Для художественного стиля характерно: образность; книжная лексика: высокие слова, которые придают речи торжественность; оценочная лексика; эмоционально-экспрессивная оценка: прекраснодушие, донкихотство – положительная оценка; педантичный, манерность, личина, продажный – отрицательная оценка; авторская индивидуальность; основная форма речи – письменная.

Разговорный стиль Сфера общения – общение людей в быту, беседы в семье, выяснение отношений, обсуждение планов, дружеское общение. Речевая ситуация 1/1. Используется при неофициальном бытовом, повседневном общении между людьми в заранее не подготовленной устной речи.

Для разговорного стиля характерно: неполнота выражения и эмоциональность; разговорно-бытовые слова и формы: братец, сестрица, вымахал, прыг; оценочная лексика; ярко выражена стилистическая окраска: дочурка, отличный, прекрасный, чудесный, превосходный, скверный, гадкий, наглый; сниженные слова, которые находятся за пределами литературной лексики; основная форма речи – устная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи на уроках русского языка как средство формирования...

Урок психологии "Речь: определение понятия "речь" и виды речи (конспект урока + презентация)

Цель и задачи урока:ü Образовательная: сформировать у учащихся представление о речи и ее видах.ü Развивающая: развивать логическое мышление, способность к анализу, обобщению и классификации, сформиров...