Презентация на тему создание муму. Урок развития речи по рассказу И.С.Тургенева "Муму". (Презентация). Почему писатель дал своему герою имя Герасим

Подготовка к сочинению на тему: «Герасим - главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“»

Урок развития речи


  • дать полную характеристику образу главного героя рассказа – Герасиму;
  • показать нравственную силу Герасима, его превосходство над другими героями рассказа;
  • познакомить с планом, по которому строится работа над сочинением.

ГЕРАСИМ

«Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе…»


При описании Герасима И.С.Тургенев использует много сравнений:

1. «Он вырос, как дерево растет на плодородной почве».

2. «Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда – Бог весть».

3. «Пойманный зверь».


Сравнение

Изображение одного явления с помощью сопоставления с другим



Качества характера, которые проявляет Герасим:

СИЛА

ТРУДОЛЮБИЕ

АККУРАТНОСТЬ

НАДЕЖНОСТЬ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

УМЕНИЕ ДЕРЖАТЬ СЛОВО

ЧЕСТНОСТЬ В ПОСТУПКАХ

ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА

СПОСОБНОСТЬ ЛЮБИТЬ

СОСТРАДАНИЕ

ВЕЛИКОДУШИЕ

ЧУТКОСТЬ


Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы (сильное преувеличение)

Про кровать писатель говорит: «Сто пудов можно было положить на нее - не погнулась бы» .

Когда Герасим косил, то мог «молодой березовый лесок смахивать с корней долой».

Двух воров он стукнул друг об дружку лбами так, «что хоть в полицию их потом не води».


- Какое положение занимал Герасим среди челяди? - Как относился он к дворне?

«Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских, - они его побаивались, - а коротких: он считал их за своих» (стр. 191)


Вывод

Тургенев хотел показать нам, что крепостное право порождает тип человека-лакея, прихвостня, прихлебателя, у которого отсутствует чувство собственного достоинства. Герасим протестует не просто против приказа барыни утопить Муму, но против таких отношений, при которых люди теряют свои лучшие качества, против отношений барства и рабства.


ПЛАН:

1. Кто такой Герасим? 2. Как он выглядит? 3. Какие поступки совершает? 4. Какие качества характера Герасима проявляются в этих поступках? 5. Чем Герасим отличается от остальных дворовых? 6. Какое впечатление на меня произвел Герасим - главный герой рассказа «Муму».


Домашнее задание

Написать сочинение по плану на тему:

«Герасим - главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“»

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с героями. Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… Враг этот был – крепостное право. И.С. Тургенев

Родители Тургенева Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 года в Орле. Отец, Сергей Николаевич Тургенев (1793-1834), был отставным полковником-кирасиром.

Мать, Варвара Петровна (до замужества Лутовинова) (1787-1850), происходила из богатой дворянской семьи.

До 9 лет Иван Тургенев прожил в наследственном имении Спасское-Лутовиново в 10 км от Мценска Орловской губернии.

В 1833 году 15-летний Тургенев поступил на словесный факультет Московского университета. Год спустя, после того, как старший брат Ивана поступил в гвардейскую артиллерию, семья переехала в Санкт-Петербург, и Иван Тургенев тогда же перешёл в Петербургский университет. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

История создания рассказа В 1852 году умер Н.В. Гоголь. Этим трагическим событием И.С. Тургенев был сильно поражён, а также тем, что последовал запрет на любые упоминания о Гоголе в прессе. Однако в газете «Московские ведомости» Тургенев сумел напечатать некролог, за что был наказан: взят под арест и отправлен под присмотр на родину. Находясь под арестом, Иван Сергеевич продолжал работать и написал повесть «Муму».

Москва, ул. Остоженка, 37 - Дом Варвары Петровны Тургеневой, матери писателя, где жили герои рассказа «Муму»

Прототип образа главного героя Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал 10 пудов. Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесённые реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, был верен ей и после того, как погибла собачка.

Дворник Герасим Крепостной крестьянин матери писателя

Прототип образа барыни Прототипом образа барыни была мать И.С. Тургенева, Варвара Петровна, - женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Рано потеряв отца, она воспитывалась в семье отчима, где чувствовала себя чужой и бесправной. Она вынуждена была бежать из дома и нашла приют у своего дяди, который держал ее в строгости и за малейшее ослушание грозил выгнать из дома. Все это ожесточило ее и без того суровый характер. И на страшном фоне крепостных нравов она прославилась самодурством и беспощадностью.

Варвара Петровна Тургенева Барыня из рассказа И.С. Тургенева «Муму»

Прототип (от греч. прообраз) – реальный человек, облик, поведение, события жизни которого послужили автору основой для создания образа литературного героя.

Викторина

Согласись или опровергни утверждение Герасим всю жизнь прожил в доме барыни... да нет Герасим выполнял в доме обязанности дворника и сторожа... да нет Соперника Герасима звали Платоном... да нет Хозяйка Герасима жила в Москве... да нет Герасим нашёл собаку, когда возвращался с реки... да нет

Согласись или опровергни утверждение Герасим вернулся в дом хозяйки после смерти Муму... да нет Муму прожила у Герасима два года... да нет Действие рассказа происходит в городе Москве... да нет У барыни не было родственников... да нет Неистомная работа – это тяжёлая работа... да нет

Нет (жил в деревне) Да Нет (Капитон Климов) Да Нет (провожал Татьяну) Нет (вернулся в деревню) Нет (один год) Да Нет (были дети), которые жили в другом городе) Нет (неистомная работа – работа без устали) Правильные ответы:

Домашнее задание Приготовить рассказ на тему «Герасим и Татьяна».

Спасибо за внимание!

Использованные материалы: * Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2007. * Самойлова Е.В. Конспекты уроков для учителя литературы: 5 класс. – М.: ВЛАДОС, 2003. http: // turgenev.niv.ru http: // turgenev.org.ru http: // turgenev_lit-info_ru


Слайд 2

Родители Тургенева Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 года в Орле. Отец, Сергей Николаевич Тургенев (1793-1834), был отставным полковником-кирасиром.

Слайд 3

Мать, Варвара Петровна (до замужества Лутовинова) (1787-1850), происходила из богатой дворянской семьи.

Слайд 4

До 9 лет Иван Тургенев прожил в наследственном имении Спасское-Лутовиново в 10 км от Мценска Орловской губернии.

Слайд 5

В 1833 году 15-летний Тургенев поступил на словесный факультет Московского университета. Год спустя, после того, как старший брат Ивана поступил в гвардейскую артиллерию, семья переехала в Санкт-Петербург, и Иван Тургенев тогда же перешёл в Петербургский университет. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Слайд 6

История создания рассказа

В 1852 году умер Н.В. Гоголь. Этим трагическим событием И.С. Тургенев был сильно поражён, а также тем, что последовал запрет на любые упоминания о Гоголе в прессе. Однако в газете «Московские ведомости» Тургенев сумел напечатать некролог, за что был наказан: взят под арест и отправлен под присмотр на родину. Находясь под арестом, Иван Сергеевич продолжал работать и написал повесть «Муму».

Слайд 7

Москва, ул. Остоженка, 37 - Дом Варвары Петровны Тургеневой, матери писателя, где жили герои рассказа «Муму»

Слайд 8

Прототип образа главного героя

Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал 10 пудов. Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесённые реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, был верен ей и после того, как погибла собачка.

Слайд 9

Дворник Герасим Крепостной крестьянин матери писателя

Слайд 10

Прототип образа барыни Прототипом образа барыни была мать И.С. Тургенева, Варвара Петровна, - женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Рано потеряв отца, она воспитывалась в семье отчима, где чувствовала себя чужой и бесправной. Она вынуждена была бежать из дома и нашла приют у своего дяди, который держал ее в строгости и за малейшее ослушание грозил выгнать из дома. Все это ожесточило ее и без того суровый характер. И на страшном фоне крепостных нравов она прославилась самодурством и беспощадностью.

Слайд 11

Варвара Петровна Тургенева Барыня из рассказа И.С. Тургенева «Муму»

Слайд 12

Прототип(от греч. прообраз) –реальный человек, облик, поведение, события жизни которого послужили автору основой для создания образа литературного героя.

Слайд 13

Викторина

Слайд 14























Включить эффекты

1 из 23

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация на тему "Урок по рассказу И.С. Тургенева "Муму" рассказывает о истории создания рассказа русского писателя Ивана Тургенева "Муму", прототипе главного героя. Также приведены такие, как эпитет, сравнение, гипербола, также приведена самостоятельная работа.

  1. Иван Сергеевич Тургенев
  2. История создания рассказа
  3. Сюжет
  4. Правильные ответы
  5. Изобразительно-выразительные средства
  6. Самостоятельная работа

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Цепелева С.Н.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

      Для проведения теста / проверочной работы

Слайд 1

Слайд 2

Иван Сергеевич Тургенев

Иван Сергеевич Тургенев

Слайд 3

Москва, ул. Остоженка, 37 - Дом Варвары Петровны Тургеневой, матери писателя, где жили герои рассказа «Муму».

Слайд 4

История создания рассказа

В 1852 году умер Н.В. Гоголь. Этим трагическим событием И.С. Тургенев был сильно поражён, а также тем, что последовал запрет на любые упоминания о Гоголе в прессе. Однако в газете «Московские ведомости» Тургенев сумел напечатать некролог, за что был наказан: взят под арест и отправлен под присмотр на родину. Находясь под арестом, Иван Сергеевич продолжал работать и написал повесть «Муму».

Слайд 5

Прототип (от греч. прообраз) –реальный человек, облик, поведение, события жизни которого послужили автору основой для создания образа литературного героя.

Слайд 6

  • Варвара Петровна Тургенева
  • Барыня из рассказа И.С. Тургенева «Муму»
  • Слайд 7

    Прототип образа главного героя

    Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал 10 пудов. Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесённые реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, был верен ей и после того, как погибла собачка.

    Слайд 8

    • Дворник Герасим
    • Крепостной крестьянин матери писателя
  • Слайд 9

    Сюжет (от фран. предмет) –ряд событий, происходящих в художественном произведении.

    Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    Правильные ответы:

    1. Нет (жил в деревне)
    2. Нет (Капитон Климов)
    3. Нет (провожал Татьяну)
    4. Нет (вернулся в деревню)
    5. Нет (один год)
    6. Нет (были дети), которые жили в другом городе)
    7. Нет (неистомная работа – работа без устали)
  • Слайд 13

    Викторина по произведению И.С. Тургенева «Муму»

  • Слайд 14

    «...самым замечательным лицом был...»И.С. Тургенев

    • О ком сказал писатель?
  • Слайд 15

    Почему писатель дал своему герою имя Герасим?

    Герасим – «значительный», т.е. большой по величине, размерам; важный по значению; имеющий вес, влияние.

    Слайд 16

    Какого роста Герасим?

    • «... двенадцати вершков роста»
    • Вершок – старинная мера длины, равная 4,4 сантиметра.
    • Аршин – старинная мера длины, равная 0,711 метру.
    • 2 аршина + 12 вершков= 195,5 см
  • Слайд 17

    • Какую роль выполнял Герасим в доме барыни?
    1. содержал двор в чистоте (дворник)
    2. охранял дом (сторож)
    • Как он трудился?
    1. «в полчаса у него всё было готово»
    2. «усердно исполнял свои обязанности»
    3. «работал без устали»
    • Где жил Герасим?
    1. имел отдельное жильё (каморка)
  • Слайд 18

    • Почему барыня взяла Герасима в свой московский дом?
    1. «считался самым исправным тягловым мужиком»
    2. «славный он был мужик»
    3. «работал за четверых»
    • Как относились к нему другие слуги?
    1. «они его побаивались»
  • Слайд 19

    Почему И.С. Тургенев сделал своего героя немым?

    Поработаем с учебником:

    • с. 244 – высказывание литературоведа Ю. Селезнёва

    (литературовед – учёный, занимающихся изучением литературных произведений).

    Слайд 20

    Почему Герасим согласился с требованием барыни и утопил Муму, которую очень любил?

    Слайд 21

    • Как относиться к Герасиму И.С. Тургенев?

    «..самым замечательным лицом был дворник Герасим...»

    • Как своё отношение к герою писатель выражает?

    ИВС - средства художественной выразительности (сравнения, гиперболы, эпитеты)

  • Слайд 22

    Изобразительно-выразительные средства

    • Эпитет – художественное определение, подчёркивающее необычные свойства предмета.
    • Сравнение – изображение одного предмета с помощью сопоставления с другим.
    • Гипербола – сильное преувеличение
  • Слайд 23

    Самостоятельная работа:

    • найдите примеры ИВС в описании Герасима.
  • Посмотреть все слайды

    Конспект


    СОШ № 3 г. Камышлова.

    Сообщения учащихся.

    1 сообщение.

    2 сообщение.





    Заключительное слово учителя.

    Разработчик: Цепелева С.Н.,учитель русского языка и литературы МОУ
    СОШ № 3 г. Камышлова.

    Цель: формировать у учащихся цельное представление о жизни и творчестве В.К. Кюхельбекера

    1. познакомить с лицейским периодом жизни поэта;
    2. развивать умения воспринимать звучащую речь и определять влияние жизненных событий на творчество писателя;
    3. воспитывать чувство гордости за славное имя поэта Кюхельбекера.

    Сегодня на занятии мы познакомимся с одним из друзей Пушкина по Царскосельскому лицею Вильгельмом Карловичем Кюхельбекером, узнаем о лицейской периоде жизни поэта и его творчестве.

    Сообщения учащихся.

    1 сообщение.

    Вильгельм Карлович Кюхельбекер - писатель и декабрист воспитывался в Царскосельском Лицее с Пушкиным, Дельвигом, Корфом и др., успел хорошо в науках и отличался необыкновенным добродушием, безмерным тщеславием, необузданным воображением, которое он называл поэзией, раздражительностью, которую можно было употреблять в дурную и хорошую стороны. Он был худощав, долговяз, неуклюж, говорил протяжно с немецким акцентом...

    Однако, не смотря ни на что, Кюхельбекер зарекомендовал себя как отличный ученик. До нас дошло много воспоминаний о странностях Вильгельма, однако эрудиция, знание языков, оригинальность суждений завоевали ему уважение товарищей. Среди интересов лицеиста - история и философия, восточные языки и фольклор и, конечно, поэзия - немецкая, английская, французская - и драматургия, а стремление и умение отстаивать собственный взгляд на поэзию не могли не вызывать уважение товарищей. При выпуске из Лицея Кюхельбекер получил третью серебряную медаль и отличный аттестат.

    В дальнейшем Кюхельбекер служил недолго в министерстве иностранных дел; преподавал русский и латинский языки в Педагогическом институте. В 1820 г. читал в Париже публичные лекции о русской литературе, которые должен был прекратить по требованию русского посольства. В 1821 - 1822 годах служил при Ермолове на Кавказе, где познакомился с Грибоедовым. 1823 - 1824 годы провел в Москве, давая уроки и занимаясь литературой (издал вместе с князем В.Ф. Одоевским сборник "Мнемозина", (1824). Радикальное настроение сблизило Кюхельбекера с некоторыми участниками Северного Общества, но членом его Кюхельбекер не был и в дело 14 декабря замешался случайно, "охмелел в чужом пиру", как выразился Пушкин. На Сенатской площади он покушался на жизнь великого князя Михаила Павловича, бежал из Петербурга, был схвачен в Варшаве, судим и приговорен к смертной казни, замененной 15-летним содержанием в крепости и после того ссылкой на поселение. Проведя девять лет в крепостях Европейской России, Кюхельбекер в 1835 г. был отправлен на жительство в Баргузин. Умер в Тобольске.

    2 сообщение.

    Неуравновешенный, чувствительный, вечно восторженный, Кюхельбекер был образцом романтика в жизни и в литературе. Кюхельбекер был очень любим и уважаем. В его стихах было много мысли и чувства, но много и приторности.

    Страшно обидчивый, взрывающийся, как порох, он к тому же был предметом постоянных насмешек товарищей. Пушкин отозвался о нем: "человек дельный с пером в руках, хоть и сумасброд".

    Пушкин любил Кюхельбекера, но жестоко над ним издевался. (видео)

    Пушкин принял вызов. Оба выстрелили, но пистолеты были заряжены клюквою, и дело кончилось ничем...

    Узнал я изгнанье, узнал я тюрьму,
    Узнал слепоты нерассветную тьму,
    И совести грозной узнал укоризны,
    И жаль мне невольницы милой отчизны.
    Заключительное слово учителя.

    Несмотря на все преграды судьбы Кюхельбекера, сегодня мы вспоминаем его как замечательного лицеиста, поэта и писателя, чьими произведениями наполнена кладовая классической литературы. Сегодня мы познакомились только с одним из друзей А.С. Пушкина, на следующем уроке мы узнаем об остальных друзьях - лицеистах.

    Скачать конспект