Презентация на тему попытки реформ деятельность сперанского. Презентация на тему "Реформаторская деятельность М.М. Сперанского". Задание на урок

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Существует мнение, что эти реформы могли бы принципиально изменить Россию, направить ее по более благоприятному историческому пути. Почему нереализованные проекты реформ заслужили столь высокую оценку? Отвечали ли предложенные реформы потребностям и состоянию тогдашней России? Почему реализовать реформы не удалось?

3 слайд

Описание слайда:

Михаил Михайлович Сперанский Что вы можете предположить о происхождении, воспитании и социальном положении этого человека? М.М. Сперанский в 1790-х гг.

4 слайд

Описание слайда:

Михаил Михайлович Сперанский Родился в 1772 г. в семье сельского священника. Учился во Владимирской духовной семинарии. В 1788 г. переведен в столичную Александро-Невскую семинарию. По окончании – преподаватель семинарии, затем секретарь князя А.Б. Куракина. В 1797 г. – в канцелярии генерал-прокурора Сената, титулярный советник (9-й ранг). В 1801 г. – действительный статский советник (4-й ранг). С 1803 г. – директор департамента МВД. С 1807 г. – фактически личный секретарь императора. М.М. Сперанский в 1790-х гг. Чем необычна биография М.М. Сперанского?

5 слайд

Описание слайда:

Сословная структура населения России по проекту М.М. Сперанского Дворянство Среднее состояние Народ рабочий Крепостные крестьяне, прислуга, мастеровые, наемные работники Чиновники, купцы, мещане, государственные крестьяне Неприкосновенность личности, презумпция невиновности, равенство перед законом, судебная защита, право на жилище, владение и распоряжение имуществом, заключение сделок. Гражданские права? Какие права называются гражданскими? Что принципиально менялось в России с предоставлением гражданских прав всему населению?

6 слайд

Описание слайда:

Сословная структура населения России по проекту М.М. Сперанского Дворянство Среднее состояние Народ рабочий Право участия в выборах, т.е. избирать и быть избранным в органы власти Политические права На основе имущественного ценза На основе имущественного ценза? Кому предоставлялись политические права? Какие права называются политическими?

7 слайд

Описание слайда:

Система власти и управления в Российской империи (по проекту М.М. Сперанского) Державная власть государя Государственный совет Правительствующий Сенат и министерства Государственная дума Судебный Сенат Губернское управление Окружное управление Волостное управление Губернская дума Окружная дума Волостная дума Избиратели: владельцы недвижимости Губернский суд Окружной суд Волостной суд

8 слайд

Описание слайда:

Какой принцип был положен в основу предложенного М.М. Сперанским проекта структуры государственных органов? Кем впервые был предложен этот принцип? В какой стране этот принцип был впервые реализован на практике? Какую цель преследует организация власти в соответствии с этим принципом? Когда попытка частично реализовать этот принцип впервые предпринималась в России? Как изменилось понимание данного принципа у российских реформаторов по сравнению с западными? ?

9 слайд

Описание слайда:

Полномочия органов власти по проекту М.М. Сперанского Император Право законодательной инициативы Право утверждать законы Полнота исполнительной власти «В России вся исполнительная власть должна принадлежать власти державной» «Никакой закон не может иметь своего совершения без утверждения державной власти» «Предложение закона должно предоставить исключительно правительству»

10 слайд

Описание слайда:

Полномочия органов власти по проекту М.М. Сперанского Государственная Дума Принятие законов «Никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы» Михаил Михайлович Сперанский Император Александр I

11 слайд

Описание слайда:

Полномочия органов власти по проекту М.М. Сперанского Государственный Совет Назначается императором Связующее звено между монархом и государственными органами «В порядке государственных установлений Совет представляет сословие, в коем все действия части законодательной, судной и исполнительной в главных их отношениях соединяются и через него восходят к державной власти и от нее изливаются»

12 слайд

Описание слайда:

Алексей Андреевич Аракчеев А.А. Аракчеев – сын бедного провинциального дворянина. Карьеру сделал в гатчинских войсках наследника – Павла Петровича. При Павле I – комендант Петербурга, главный инспектор артиллерии, граф. Девиз на гербе: «Без лести предан!» С 1799 г. – в отставке. С 1803 г. – вновь инспектор артиллерии. В 1807 г. получил право издавать высочайшие повеления, приравненные к именным указам императора. С 1808 г. – военный министр. В армии нелюбим за жестокость и патологическую трусость на поле боя.

13 слайд

Реформаторская деятельность М.М. Сперанского

  • Проект политической реформы
  • Причины отставки М.М. Сперанского
  • ХАРАКТЕРИСТИКА М.М. СПЕРАНСКОГО
  • Современники и историки о М.М. Сперанском
  • Вольтер в православно-богословской оболочке» (В.О. Ключевский)
  • Гений блага» (А.С. Пушкин)
  • В 1888 г. В.О. Ключевский говорил о Сперанском: «Со времен Ордина-Нащокина у русского престола не становился другой такой сильный ум; после Сперанского, не знаю, появится ли третий». Теперь, когда вся история русского престола уже позади, можно сказать, отдавая должное именам A.M. Горчакова и Д.А. Милютина, С.Ю.Витте и П.А. Столыпина, что третий такой сильный ум не появился.
  • (Н.А.Троицкий)
  • Солнце российской бюрократии (М.Корф)
  • ХАРАКТЕРИСТИКА М.М. СПЕРАНСКОГО
  • Сын священника, ставший вторым человеком в государстве.
  • Один из образованнейших людей России
  • Официально занимал должность государственного секретаря.
  • Наполеон, по достоинству оценив ум М.М. Сперанского, в шутку предложил Александру 1 обменять российского чиновника на одно из своих королевств.
  • Автор «Введения к уложению государственных законов», т. е. плана преобразования Российской Империи
  • ПРОЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ
  • Используя текст учебника (с.20-22), выделите цель и основные идеи политической реформы М.М. Сперанского
  • Цель – поэтапное введение конституционной монархии и отмены крепостного права
  • Основные идеи
  • Разделение властей: законодательная власть – Государственная дума, исполнительная – министерства, судебная – Сенат. Как и прежде, окончательно утверждал или отклонял любой законопроект император
  • Создание Госсовета – совещательная власть
  • Общество на 3 сословия: дворянство, «среднее сословие» (купцы, мещане, государственные крестьяне), «народ рабочий» (крепостные, рабочие, прислуга)
  • Политические права у 1 и 2 сословий, третье сословие могло получить права по мере роста собственности
  • Реализовано только одно – создан Госсовет
  • ПРИЧИНЫ ОТСТАВКИ М.М. СПЕРАНСКОГО
  • - В марте 1812 г. М.М. Сперанский сослан в Нижний Новгород
  • Причины отставки:
  • Недовольство реформами среди дворян (почему?). Среди противников – историк Н.М.Карамзин, консерватор по взглядам
  • Перед войной 1812 г. необходимо сплотить общество
  • 1816 - возвращен на государственную службу в должности пензенского губернатора
  • 1819 - генерал-губернатор Сибири и инициатор реформ управления Сибирью
  • 1821 - возвращен в Петербург, назначен членом Госсовета и Сибирского комитета, управляющим Комиссией составления законов. Позже член Верховного уголовного суда над декабристами.
  • с 1826 – занимается кодификацией законов
  • в 1835-1837 – преподаватель юридических наук будущего императора Александра II
  • Выберите взгляды М.М.Сперанского:
  • Любое изменение в государстве есть зло
  • Крепостное право отменить немедленно
  • Все население страны разделить на 3 сословия
  • Идея разделения властей
  • Политические права только у дворян
  • Учреждение Госсовета
  • на какие сословия предлагал разделить общество М.М.Сперанский?
  • в чем суть его идеи разделения властей?
  • в чем значение его реформ, что было реализовано?
  • что необычного можно выделить в биографии М.М. Сперанского
  • назовите должность которую он занимал с 1810 по 1812 гг.
  • Дайте определение:
  • либерал
  • консерватор
  • госсовет
  • ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
  • 3 по плану

Слайд 2

1. Начало деятельности М.М. Сперанского. 2. Проект политической реформы: замыслы и результаты. 3. Отставка М. М. Сперанского: причины и последствия. План урока:

Слайд 3

Начало деятельности М.М. Сперанского

Слайд 4

Проект политической реформы: замыслы и результаты

Первый проект политических преобразований Сперанский предложил царю еще в 1803 г. в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». Он ставил вопрос о необходимости осторожного введения в стране конституционной монархии

Слайд 5

« Введение к уложению государственных законов» (1809 г.) Управление государством осуществляется на основе разделения властей Законодательная (Государственная Дума) Судебная (Сенат) Исполнительная (министерства) Госсовет должен был стать совещательным органом и рассматривать законы до их поступления в Думу

Слайд 6

Устанавливались 3 основных сословия российского общества: дворянство « народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие) « среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне)

Слайд 7

Выборы в Государственную думу были четырёхступенчатыми: Волостные думы Окружные думы Губернские думы Государственная дума (руководитель- канцлер) назначаемый королём)

Слайд 8

1) когда был обнародован манифест о создании Государственного совета? 2) Какова его главная задача? 3) функции Государственного совета.

Слайд 9

Главная задача – наведение порядка в подготовке и принятии законов. Функции: - оценивание содержания законов и необходимость его принятия; - « разъяснение» смысла - рассмотрение отчётов министерств - внесение предложений по распределению государственных доходов и расходов

Слайд 10

1811 г.– проект « Уложения Правительствующего сената»

Правительствующий (ведал вопросами местного самоуправления) Судебный (высшая судебная инстанция, Контролирующая все судебные учреждения)

Слайд 1

Тема 3
Реформаторская деятельность М.М. Сперанского

Слайд 2

План:
Начало деятельности М.М. Сперанского. Проект политической реформы: замыслы и результаты. Отставка М.М. Сперанского: причины и последствия.

Слайд 3


Вернуть авторитет, утраченный после Тильзита, Александр I решил с помощью нового витка реформаторской деятельности. С охлаждением царя к членам Негласного комитета возникла потребность в новых лицах, которые, однако, должны были продолжить прежнее направление реформ.
Михаил Михайлович Сперанский
Император быстро нашел человека, который отвечал этим требованиям. Им стал М. М. Сперанский.

Слайд 4

1. Начало деятельности М.М. Сперанского.
Документ Современники о М.М. Сперанском «Обладая очень счастливыми дарованиями, привлекательною наружностью и при том в высшей степени искусством, лестью, уступчивостью соглашаться со всеми мнениями лиц высших, уступавших ему в дарованиях, ему удалось быстро пройти по первым ступеням служебной лестницы, отодвигая в сторону сослуживцев, причем не было недостатка с его стороны в различных всякого рода интригах... В его власти было если не вполне достичь желаемой цели, то, по крайней мере, положить прочное к тому основание, именно тем, чтобы основательно и правильно постигнуть значение общественных учреждений. Сперанский в состоянии был бы это сделать, если бы >ту большую заслугу не принес в жертву своему стремлению к новшествам, своему пустому тщеславию все переделать». Из «Записок» барона Г. А. Розенкампфа

Слайд 5

1. Начало деятельности М.М. Сперанского.
«Странная личность, которая иногда возвышает нас, а подчас дает нам чувствовать нашу зависимость... Сперанский имеет громадную власть; он удивительно умен и хитер, но так же самолюбив, как и невежествен; жаждущий того, что дает только внешний вид счастья, он не способен постигнуть того блага, которое ведет к спокойствию души. Он боится быть понятым и потому надевает на себя тысячу масок: иногда он гражданин и хороший подданный, иногда ярый фрондер, употребляющий все усилия, чтобы убедить публику в своих талантах и не обнаруживающий своих сил...» Барон Густав Армфельд Задание к документам. Какие качества Сперанского выделяют авторы высказываний? При ответе учтите, что и Г.А. Розенкампф, и Г. Армфельд были злейшими врагами М.М. Сперанского.

Слайд 6


Первый проект политических преобразований Сперанский предложил царю еще в 1803 г. в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». Он ставил вопрос о необходимости осторожного введения в стране конституционной монархии и предотвращении таким образом для России «французского революционного кошмара». Однако лишь после Тильзитского мира царь поручил ему составить проект всеобъемлющей реформы государственного управления. Такой проект был готов к октябрю 1809 г. Им стало «Введение к уложению государственных законов».

Слайд 7

2. Проект политической реформы: замыслы и результаты.
Проект реформы государственного устройства России М. М. Сперанского «Введение к уложению государственных законов» (1809 г.)
Цели:
Сохранить самодержавие
Модернизировать государственное управление
Положить начало конституционного процесса в России
Предотвратить возможность революционных потрясений в России

Слайд 8

2. Проект политической реформы: замыслы и результаты.

Слайд 9

2. Проект политической реформы: замыслы и результаты.
Основные принципы:
Разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти
Ответственность исполнительной власти перед законом
Выборность распорядительных и исполнительных органов власти
Независимость судебной власти, гласное судопроизводство и суд присяжных

Слайд 10

2. Проект политической реформы: замыслы и результаты.
Новые органы в системе высшего государственного управления:
Государственная дума- представительный орган для обсуждения законопроектов и заслушивания отчетов министров
Государственный совет (1810 -1906 гг.) Состав назначает Император (координирует действия законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти

Слайд 11

2. Проект политической реформы: замыслы и результаты.

Слайд 12

2. Проект политической реформы: замыслы и результаты.

Слайд 13

2. Проект политической реформы: замыслы и результаты.
Основные принципы:
Политические права должны были принадлежать представителям «свободных» (первых двух) сословий; однако третье сословие получало общие гражданские права (главным среди них было положение о том, что «никто не может быть наказан без судебного приговора») и могло по мере накопления собственности и капитала перейти во второе сословие; первое сословие сохраняло и особые права (покупать имения с крепостными и т. п.);
Избирательное право получали лишь лица, обладавшие движимым и недвижимым имуществом (т. е. представители первых двух сословий);

Слайд 14

2. Проект политической реформы: замыслы и результаты.
Выборы в Государственную думу предполагались четырехступенчатыми (вначале проходили выборы в волостные думы, затем депутаты этих органов избирали членов окружных дум, те, в свою очередь, - депутатов губернских дум. И лишь губернские думы выбирали депутатов Государственной думы).
Руководить работой Думы должен был назначаемый царем канцлер.
Основные принципы:

Слайд 15

2. Проект политической реформы: замыслы и результаты.
Осуществление проекта Сперанского должно было стать важным шагом на пути реформ. Этот план со временем получил бы развитие в других преобразованиях. Конечную цель реформатор видел в ограничении самодержавной власти царя и ликвидации крепостного права. Александр I в целом одобрил проект Сперанского. Однако его следовало претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений в обществе. С учетом этого царь решил вначале дать ход наиболее «безобидной» части реформы.
1 января 1810 г. был обнародован манифест о создании Государственного совета. Его главной задачей было наведение порядка в подготовке и принятии законов. Все их проекты теперь должны были рассматриваться только через Государственный совет.

Слайд 16

2. Проект политической реформы: замыслы и результаты.
В 1811 г. по инициативе М.М. Сперанского была осуществлена реорганизация министерств. Упразднялось министерство коммерции, функции которого распределялись между министерствами финансов и внутренних дел. Было создано министерство полиции. На правах министерств стали действовать ведомства государственного контроля, духовных дел, иностранных вероисповеданий и путей сообщения. Были более четко определены состав и функции министерств, пределы власти министров и их ответственность.
Проведенные в 1810 - 1811 гг. преобразования, а также стремление предоставить крепостным гражданские права вызвали такую бурю негодования среди высших чиновников и большинства дворян, что Александр был вынужден прекратить осуществление реформ: слишком свежа была в памяти судьба отца.

Слайд 17


Сперанский по поручению императора разрабатывал и проекты экономических реформ. Они предусматривали ограничение расходов государства и некоторое увеличение налогов, которое затрагивало дворянство. Противодействие реформам в этих условиях стало носить открытый характер. К критике правительства присоединились такие авторитетные люди, как, например, Н. М. Карамзин - один из идеологов консерватизма.
Александр прекрасно понимал, что резкая критика Сперанского, по существу, направлена в его собственный адрес. Сперанского обвиняли даже в предательстве за его симпатии к порядкам во Франции, которые он якобы хотел ввести в России в угоду Наполеону. Царь более не мог сдерживать волну критики и принял решение об отставке Сперанского.

Слайд 18

3. Отставка М.М. Сперанского: причины и последствия.
Не последнюю роль здесь сыграло намерение императора объединить общество накануне приближающейся войны с Наполеоном. В марте 1812 г. Сперанский был выслан в Нижний Новгород, а затем в Пермь. Однако, учитывая административные способности М.М. Сперанского (в 1816-1820 гг.- губернатор Пензы и генерал-губернатор Сибири), в 1821 г. император вернул его в Петербург и ввел в состав Государственного совета.
Несмотря на то что реформы Сперанского не задевали основ феодально-самодержавного строя, практически реализованы они почти так и не были. В то же время реформаторские поиски Сперанского составили ту основу, на которой в дальнейшем вырабатывались новые проекты преобразований.

Слайд 19

3. Отставка М.М. Сперанского: причины и последствия.
Отношение к проекту М.М. Сперанского выразил писатель и историк Н.М. Карамзин в «Записке о древней и новой России»: «Реформы повредят России, так как они представляют угрозу для исконных устоев страны».