Презентация на тему "назывные предложения". Назывные предложения (презентация) III. Новый материал

    Метод обучения: репродуктивный

    Межпредметная связь: с литературой

    Оборудование: ПК, интерактивная доска

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Блиц-опрос:

    1. Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?
    2. На какие группы делятся односоставные предложения по форме главного члена?
    3. Назовите основные группы односоставных предложений с главным членом сказуемым.
    4. Какие предложения называются определенно-личными?
    5. Какие предложения называются неопределенно-личными?
    6. Какие предложения называются безличными?

    III. Новая тема

    Сфера употребления назывных предложений: Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной речи (поэзии, прозе).

    Назывные предложения часто использовал в своих рассказах А.П.Чехов.
    Земская больница. Утро . (Рассказ «Хирургия»)
    . (Рассказ «Тоска»)

    А.А.Ахматова в своих стихах часто использовала назывные предложения:
    Двадцать первое.

    Ночь.

    Понедельник.

    Очертанья столицы во мгле.

    А. А.Фет в своих стихах часто использовала назывные предложения:

    Шёпот, робкое дыханье,

    Трели соловья,

    Серебро и колыханье

    Сонного ручья,

    Свет ночной, ночные тени,

    Тени без конца,

    Ряд волшебных изменений

    Милого лица,

    В дымных тучах пурпур розы,

    Отблеск янтаря,

    И лобзания, и слезы,

    И заря, заря!.

    IV. Закрепление

    - упражнение № 224

    -Блиц-опрос: (физминутка)

    1.Назывные - односоставные предложения?

    2. Назывные - двусоставные предложения?

    3. Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее?

    4. Может ли назывное предложение быть нераспространённым?

    5. Может ли назывное предложение быть распространённым?

    - Назовите грамматическую основу предложений, дайте им характеристику,
    расставьте знаки препинания.

    1.Объявили тревогу и через несколько минут отряд двинулся дальше.(Сложное, 1- н-л)

    1. В кузнице молот стучит мельницу выстроят скоро. (Сложное, 2- н-л)
    2. Тайга. Река. Откосы гор. (Простые предложения, односост.,назывн.)
    3. На луну стало постепенно наползать облако но света ещё хватало. (Сложное, 2- безличн.пр.)

    - Тест

    1. Какое из предложений является односоставным?

    c) В прочем, нам и в голову не приходило подозревать в Сильвио что-нибудь похожее на

    2. Какое из предложений не является односоставным?

    a) Делать было нечего.

    b) Вдруг мелькнула ей мысль.

    3. Укажите номер определённо-личного предложения.

    d) Мне холодно.

    4. Укажите номер неопределённо-личного предложения.

    a) Нужны песок, лопата.

    b) Смелому всюду почёт.

    c) Любишь кататься - люби и саночки возить.

    5. Укажите номер назывного предложения.
    a) Не уходи, побудь со мною!
    b) Недвижный камыш.
    c) и сердцу так грустно.
    d) Вечер свеж.

    ОТВЕТЫ

    Задание Ответ

    Составить эссе по картине

    V. Домашнее задание

    Упражнение № 229

    VI. Оценки

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Назывные предложения"»

Назывные предложения


  • дать понятие назывного предложения;
  • формировать умение нахождения назывных предложений в художественной литературе;
  • показать их значение и сферу употребления;
  • развивать речевую культуру учеников.

Блиц-опрос:

  • Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?
  • На какие группы делятся односоставные предложения по форме главного члена?
  • Назовите основные группы односоставных предложений с главным членом сказуемым.
  • Какие предложения называются определенно-личными?
  • Какие предложения называются неопределенно-личными?
  • Какие предложения называются безличными?

По наличию главных членов предложения делятся на:

двусоставные

односоставные

подлежащее и сказуемое

подлежащее или сказуемое


Односоставные предложения с главным членом

подлежащим

определенно-личные

неопределенно-личные

назывные

безличные


Чтобы отграничить назывные предложения от двусоставных неполных , нужно знать грамматические признаки назывных предложений:

а) Назывные предложения имеют один главный член – подлежащее, которое может быть выражено

  • именем сущ. в И.п. (Лес. Поляна. );
  • количественно-именным словосочетанием (Двадцать минут одиннадцатого. );
  • личным местоимением (Вот и она. )
  • числительным (- Двадцать три!- продолжает Гриша).

В схему указанных назывных предложений входят также частицы вот и вон и , тогда такие предложения приобретают указательное значение.

б) Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными.

Специфика назывных предложений в этом плане заключается в том, что главный член их может распространяться только определениями, согласованными и несогласованными.


Сфера употребления назывных предложений:

Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной речи

(поэзии, прозе).


Назывные предложения часто использовал в своих рассказах А.П.Чехов. Земская больница. Утро . (Рассказ «Хирургия») Вечерние сумерки. Крупный, мокрый снег . (Рассказ «Тоска»)

А.А.Ахматова в своих стихах часто использовала назывные предложения: Двадцать первое.

Ночь.

Понедельник.

Очертанья столицы во мгле.


Учись у них – у дуба, у берёзы.

Кругом зима. Жестокая пора!

(А.А.Фет )


Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучах пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

А. Фет


Старая берёзовая роща,

Редкий лес на берегу реки.

(Д. Кедрин)

Глушь да топь, коряги да пеньки.

Старая берёзовая роща,

Редкий лес на берегу реки.

(Д. Кедрин)



Блиц-опрос:

  • Назывные – односоставные предложения?

2. Назывные – двусоставные предложения?

3. Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее?

4. Может ли назывное предложение быть нераспространённым?

5. Может ли назывное предложение быть распространённым?


Назовите грамматическую основу предложений, дайте им характеристику, расставьте знаки препинания.

  • Объявили тревогу и через несколько минут отряд двинулся дальше.

(Сложное, 1- н-л)

  • В кузнице молот стучит мельницу выстроят скоро.

(Сложное, 2- н-л)

  • Тайга. Река. Откосы гор.

(Простые предложения, односост.,назывн.)

  • На луну стало постепенно наползать облако но света ещё хватало.

(Сложное, 2- безличное пред)


1. Какое из предложений является односоставным?

a) Всё это было чрезвычайно ново в той губернии.

b) Сырая земля упруга под ногами.

c) В прочем, нам и в голову не приходило подозревать в Сильвио

что-нибудь похожее на робость.

d) Недостаток смелости менее всего извиняется молодыми людьми.

2. Какое из предложений не является односоставным?

a) Делать было нечего.

b) Вдруг мелькнула ей мысль.

c) Мне всё же нельзя будет с ним познакомиться…

d) Не до смеху было чопорной англичанке.

3. Укажите номер определённо-личного предложения.

a) Я бы сделал уроки пораньше.

b) Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

c) После драки кулаками не машут.

d) Мне холодно.


4. Укажите номер неопределённо-личного предложения.

a) Нужны песок, лопата.

b) Смелому всюду почёт.

c) Любишь кататься – люби и саночки возить.

d) И на обломках самовластья напишут наши имена!

5. Укажите номер назывного предложения. a ) Не уходи, побудь со мною! b) Недвижный камыш. c) и сердцу так грустно. d) Вечер свеж.


Задание Ответ

2 - b

3 - b

4 - d

5 - b



Дифференцированное домашнее задание.

1) Для творческих ребят: составить сказку о назывных предложениях.

2) Всем остальным: упр.229

Актуализация знаний.
  • - Вспомните, над какой темой мы работали на предыдущих уроках?
  • Какие предложения называются односоставными?
  • - Назовите изученные нами виды односоставных предложений.
  • Давайте поупражняемся в определении видов односоставных предложений. Выполните тест.
Взаимопроверка
  • 1 (А) 7 (А)
  • 2 (Б) 8 (В)
  • 3 (В) 9 (Б)
  • 4 (В) 10 (А)
  • 5 (В)
  • 6 (В)
  • 10-9 – «5»
  • 8-7 – «4»
  • 6-5 – «3»
  • 4 и меньше –«2»
Тема урока
  • Назывные предложения
Усвоение новых знаний
  • Две недели… Вот и все, что у нас было. Две недели, чтобы влюбиться в тебя по уши. А теперь мы расстаемся на год. Ну что нам год разлуки, если у нас были эти две недели…
  • Ночь... Шепот... Сонный город...
  • Окна настежь... Лунный обломок...
  • Дым... Кофе... Горечь в горле...
  • Любовь... Тоска... Сердце с кровью...
  • Звонки... Слезы... Шипы... Розы...
  • Песок... Часы... Мечты... Звезды...
  • Земля... Воздух... Люди... Вечность...
  • Я... Ты... И знак бесконечность...
  • Две недели … Вот и все, что у нас было. Две недели , чтобы влюбиться в тебя по уши. А теперь мы расстаемся на год. Ну что нам год разлуки , если у нас были эти две недели…
  • Ночь... Шепот... Сонный город...
  • Окна настежь... Лунный обломок...
  • Дым... Кофе... Горечь в горле...
  • Любовь... Тоска... Сердце с кровью...
  • Звонки... Слезы... Шипы... Розы...
  • Песок... Часы... Мечты... Звезды...
  • Земля... Воздух... Люди... Вечность...
  • Я... Ты... И знак бесконечность...
  • Односоставные предложения, в которых есть только один главный член – подлежащее, выраженное существительным в им. падеже, являются назывными или номинативными. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем. В них утверждается наличие предметов или явления.
  • Назывные предложения очень кратки (лаконичны). Они произносятся с интонацией сообщения. Называя предметы, указывая место или время, назывные предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия.
  • Принято считать, что номинативными называются только предложения с подлежащим, выраженным существительным. Случаи с местоимениями относят к неполным предложениям, в которых опущены какие-либо члены предложения, восполняемые из контекста.
  • Назывные предложения могут употребляться с конкретно-указательной частицей ВОТ, либо с эмоционально-оценочными частицами КАКОЙ, ВОТ И, ВОТ ТАК, НУ И, ЧТО ЗА и пр.)
Промежуточный вывод.
  • Назывными (номинативными) являются предложения….
  • Главный член этих предложений выражен….
  • Назывные предложения могут употребляться…
  • По наличию или отсутствию второстепенных членов…
  • Назывные предложения могут быть распространены только…, выраженным….
  • Назывные предложения нужно отличать…
  • В конце назывных предложений может ставиться…
Физкультминутка
  • Поэзия - есть одна из форм познания при помощи слова
  • А.А. Потебня
А.А. Блок
  • Ночь, улица, фонарь, аптека,
  • Бессмысленный и тусклый свет.
А.С. Пушкин
  • Мороз и солнце! День чудесный!
С.А. Есенин
  • Балаганы, пни и колья,
  • Карусельный пересвист.
С.А. Есенин
  • Мелколесье, степь и дали.
  • Свет луны во все концы…
Константин Бальмонт
  • Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
  • Величавый возглас волн.
А.Фет «Шепот, робкое дыханье…»
  • Шепот, робкое дыханье,
  • Трели соловья,
  • Серебро и колыханье
  • Сонного ручья,
  • Свет ночной, ночные тени,
  • Тени без конца,
  • Ряд волшебных изменений
  • Милого лица.
  • В дымных тучках пурпур розы,
  • Отблеск янтаря,
  • И лобзания, и слезы,
  • И заря, заря!
Л.Н. Толстой
  • В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина
А.Т. Твардовский
  • Черновой вариант
  • Кому смерть, кому жизнь, кому слава, На рассвете началась переправа. Берег тот был, как печка, крутой, И, угрюмый, зубчатый, Лес чернел высоко над водой, Лес чужой, непочатый.
  • А под нами лежал берег правый, Снег укатанный, втоптанный в грязь, Вровень с кромкою льда. Переправа В шесть часов началась.
  • Окончательный вариант
  • Переправа, переправа!
  • Берег левый, берег правый,
  • Снег шершавый, кромка льда…
  • Кому память, кому слава,
  • Кому темная вода, -
  • Ни приметы, ни следа.
Рефлексия
  • - Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • - Каковы особенности назывных предложений? Где их можно встретить?
  • - Какие виды деятельности на уроке, с вашей точки зрения, были интересными?
  • - Что вызвало затруднение?
  • - Что вы можете сказать о качестве урока? Достигли мы поставленной цели?
  • - Кого из одноклассников вы бы отметили за хорошую работу на уроке?
Домашнее задание.
  • Придумайте небольшой текст (стихотворный или прозаический), используя назывные предложения, на тему
  • «Школьная перемена».

двусоставные

Грамматическая

основа

По наличию главных членов предложения делятся на:

односоставные

подлежащее и

сказуемое

подлежащее

или

сказуемое


Односоставные предложения с главным членом сказуемым

Определённо-личные

Безличные

Неопределённо-личные

Безличный глагол, личный глагол в безличном значении, неопределённая форма глагола, краткое страдательное причастие в форме среднего рода, категория состояния, существительное в Р.п. с не и ни

Глагол в 1-м или 2-м лице изъявительного наклонения

в 1- м лице повелительного наклонения

Глагол в 3-м лице мн.ч. настоящего и будущего времени

глагол во мн.ч. в прошедшем времени и условном наклонении


Найдите определённо-личное предложение

  • С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.
  • Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю.
  • На пригорке то сыро, то жарко.
  • Волка шапками не закидаешь.
  • По ниве прохожу я узкою межой, поросшей кашкой и цепкой лебедой.

Найдите неопределённо-личное предложение

  • Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины.
  • На сердитых воду возят.
  • Еду-еду в чистом поле.
  • Со скрипом опустили трап.
  • Нигде жилья не видно на просторе.

Найдите безличное предложение

  • Ведут ко мне коня.
  • Не спится, няня.
  • Кому-то принесли от мастера ларец.
  • После драки кулаками не машут.
  • Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей.

Назывные предложения


Назывным (или номинативным) называется односоставное предложение, грамматическая основа которого состоит только из подлежащего. Номинативные предложения обозначают существование предмета или явления в настоящем времени.


  • Утро. Зимний день.
  • Поздний вечер. Ударил мороз.

  • Утро. Зимний день.

(общее – односоставные, назывные)

(отличие – нераспространенное, распространенное)

  • Поздний вечер. Ударил мороз.

(общее – распространенные)

(отличие – односоставное, двусоставное).


Грамматические признаки назывных предложений:

Назывные предложения имеют один главный член – подлежащее , которое может быть выражено именем сущ. в И.п. (Лес. Поляна. ); количественно-именным словосочетанием (Двадцать минут пятого .) ; личным местоимением (Вот и она . ) и числительным (Двадцать три! - продолжает Гриша).

В схему указанных назывных предложений входят также частицы вот и вон, и тогда такие предложения приобретают указательное значение.

Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными. Специфика назывных предложений в этом плане заключается в том, что главный член их может распространяться только определениями согласованными и несогласованными.


Сфер ы употребления назывных предложений

  • Записи в дневниках, письмах.
  • Составление сценариев.

Грозный 1941 год. Подмосковье. Разъезд Дубосеково. Большие силы гитлеровцев. (Фрагмент сценария к тексту о подвиге героев-панфиловцев)

  • В художественной речи (поэзии, прозе).

Земская больница. Утро . (Рассказ А.П.Чехова «Хирургия») Вечерние сумерки. Крупный, мокрый снег . (Рассказ А.П.Чехова «Тоска»)

Двадцать первое. Ночь. Понедельник. (А.А.Ахматова)


Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучах пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

«В нём нет ни одного глагола.

Каждое выражение – картина.»

(Л.Н.Толстой)

Афанасий Афанасьевич Фет

1820 -1892


Анализ текстов с точки зрения роли в них назывных предложений

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала,

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Александр Александрович Блок

1880 - 1921


Анализ текстов с точки зрения роли в них назывных предложений

Вечер. Взморье.

Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Недвижный камыш.

Не трепещет осока

Глубокая тишь. Безглагольность покоя.

Константин Дмитриевич Бальмонт

1867 - 1942


Анализ текстов с точки зрения роли в них назывных предложений

Осень. Сказочный чертог,

Весь открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озёра.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

Борис Леонидович Пастернак

1890 - 1960


Анализ текстов с точки зрения роли в них назывных предложений

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон.

И смерть и ад со всех сторон.

Александр Сергеевич Пушкин

1799 - 1837


Вывод:

Назывные предложения очень кратки,

но выразительны. Называя предметы, указывая место или время, они сразу вводят читателя в обстановку действия, способствуют стремительному развитию сюжета.


Наш посёлок

Маленький посёлок Водный.

Он уютный, хоть и скромный.

Сколько замечательных людей

Называют Родиной своей.

Задание. Запишите стихотворение. Найдите в тексте назывное предложение. Выполните синтаксический разбор.


Сельская школа

Быть может, вы где-то слыхали про это,

А, может, читали в стихах у поэта:

Огромные окна, большое крылечко,

И сельская школа, где тихая речка.

Возможно, вы где-то видали картину:

Бескрайние дали, холмы и долина,

Село, крики стаи вдали журавлиной

И сельская школа в тени тополиной.

Здесь корни страны, здесь истоки народа,

Снегов белизна, алый отблеск восхода,

И купол небес ослепительно синий,

И сельская школа – надежда России.

Задание. Перестройте, где это возможно, предложения в назывные и запишите.


Определение вида односоставных предложений

1) Зимние сумерки.

2) Холодно.

3) Завьюжило не на шутку.

4) Снегу намело до самых крыш.

5) С трудом пробираюсь по узкой дорожке.

6) Вот и знакомый дом.

7) Меня здесь ждут.

8) Радуюсь приветливым лицам хозяев.


Ответы:

1) назывное

2) безличное

3) безличное

4) безличное

5) определенно-личное

6) назывное

7) неопределенно-личное

8) определенно-личное


Блиц-опрос

1. Назывные предложения – это односоставные предложения с главным членом ________ .

2. Главный член назывных предложений обычно выражен ________ .

3. Они показывают, что явление, событие, предмет _______ .

4. С частицей вот, вон назывные предложения приобретают ____ значение.

5. Назывные предложения употребляются преимущественно в _______.

6. Назывные предложения бывают _____ и _____ .


Назовите грамматическую основу предложений, дайте им характеристику, расставьте знаки препинания

  • Об…явили тревогу и через (не)сколько минут отряд двинулся дальше.

(Сложное, 2 части, 1- н-л)

  • В кузнице молот стучит мельницу выстроят скоро.

(Сложное, 2 части, 2- н-л)

  • Тайга. Река. Откосы гор.

(Простые предложения, односостав, назывн)

  • На луну стало постепенно наползать облако но света ещё хватало.

(Сложное, 2-части, 2- безличное пред)


Аллеи рек. Зеркальности озёр.

Хрустальный ключ. Безгласные затоны.

Живая сказка – страшный тёмный бор.

Его вершин немолкнущие звоны.

Воздушность ив. Цветы родных полей.

Апрельский день с его улыбкой маю.

Я целый мир прошёл в мельканье дней,

Но лучше вас я ничего не знаю.

(К. Бальмонт)


Дифференцированное домашнее задание:

Упражнение 180 с. 88 учебника.

Напишите СМС сообщение своему другу. Опишите свои ощущения от просмотренного фильма при помощи назывных предложений.


Головач Наталья Михайловна – учитель русского языка и литературы МОУ СШ №106


  • Определить тип односоставного предложения.

1) Идёмте верхней тропой.

2) Кому-то принесли от мастера ларец.

3) Сижу за решеткой в темнице сырой.

4) И останешься с вопросом На брегу замёрзших вод.

5) Преодолеваешь невысокий подъем и по тропинке вьющейся по берегу выходишь к лесу.

6) Осень. Осыпается весь наш дивный сад.



  • Цели урока:
  • повторить изученное об односоставных предложениях с главным членом сказуемым; познакомить с особенностями односоставных предложений с главным членом подлежащим; уметь отличать виды односоставных предложений.
  • развивать связную речь, воображение, мышление, память; уметь самостоятельно делать выводы, формулировать вопросы по изученной теме;
  • воспитывать любовь к слову, к прекрасному; прививать интерес к изучению родного языка.

Первое свидание.

Весна. Теплый вечер. Стук в дверь. Курьер. Загадочное письмо. Приглашение на свидание. Таинственный поклонник. Волнение. Страх. Переживание. Любимое платье. Необыкновенная прическа. Скромный макияж. Встреча! Алая роза. Приятное знакомство. Молчание. Тихая музыка. Медленный танец. Рука в руке. Дрожащий голос. Сильное биение сердца. Прощание. Бессонная ночь.


Опять холодные седые небеса, Пустынные поля, набитые дороги, И рыжие ковры, могучие леса, И тройка у крыльца, и слуги на пороге. (И. Бунин)


Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

(А. А. Фет)


  • Творческое задание.

Написать сочинение-миниатюру на тему(по выбору):

  • «Идет волшебница-зима».
  • «В тот год осенняя погода стояла долго на дворе».
  • «День чудесный!».


Главный член

предложения –

подлежащее

Назывное

предложение


Запомнить!

Назывным (или номинативным) называется односоставное предложение, грамматическая основа которого состоит только из подлежащего.

Назывные предложения сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем.

Строение: один главный член – подлежащее; может иметь при себе указательные частицы вот и вон ; может быть распространенным и нераспространенным.


Запомнить!

Назывные предложения используются при записи в дневниках, письмах, т.е. в таких жанрах, которые отличаются быстротой фиксации основных, главных деталей, или используются в начале описания.


Запомнить!

Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными.

Вечер. – Тихий вечер.

Шепот. – Робкое дыханье.

Распространить назывные предложения могут только второстепенные члены, относящиеся к группе подлежащего, т. е. все виды определений (согласованные и несогласованные).


  • -Назывные – односоставные предложения?
  • – Назывные – двусоставные предложения?
  • – Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения – подлежащее.
  • – Может ли назывное предложение быть нераспространённым?
  • – Может ли назывное предложение быть распространённым?
  • – Может ли главный член предложения в назывном предложении быть сочетанием числительного с существительным?
  • -Назывные предложения чаще всего используются в художественных текстах?