Презентация на тему "«Куст Сирени» А. Куприн ". Презентация по русской литературе на тему "Нравственные проблемы рассказа А.И.Куприна "Куст сирени" (8 класс) Просмотр содержимого презентации «Николай Алмазов)»

Человек пришёл в мир для безмерной свободы, творчества и счастья. А.И.Куприн Творчество А.Куприна связано с периодом конца XIX – начала XX веков. В это время завершает свой жизненный путь Л.Н. Толстой, раскрываются дарования А.П. Чехова, М. Горького, Короленко, И.А. Бунина, Л. Андреева.


Родился в Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, который умер через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя. Шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), затем поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус. Офицерская жизнь, которую он вел в течение четырех лет после окончания Корпуса, дала богатый материал для его будущих произведений.


В 1894 г. вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и имея малый жизненный опыт. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений. В 1901 г. переехал в Петербург, начал работать секретарем "Журнала для всех». Рассказы о животных Цикл рассказов и повестей об армии Цикл рассказов о цирке Произведения о тяжёлой жизни бедняков.


Семнадцать лет, которые писатель провел в Париже, были малоплодотворным периодом. Постоянная материальная нужда, тоска по родине привели его к решению вернуться в Россию. Весной 1937 тяжелобольной Куприн вернулся на родину, тепло встреченный своими почитателями. Опубликовал очерк "Москва родная". Однако новым творческим планам не суждено было осуществиться. В августе 1938г. Куприн умер в Ленинграде от рака. После Октябрьской революции 1917г. писатель не принял политику военного коммунизма, "красный террор", он испытал страх за судьбу русской культуры. Осенью 1919 г., находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу.


А.И. Куприн. Фотография, подаренная И. Бунину Для рассказов А. Куприна характерно изображение глубокого, бескорыстного чувства любви. Духовный мир героев богат, но различные причины обуславливают трагичность их судеб. Через всё творчество русского писателя проходит тема чистого и прекрасного чувства. "Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена" - эти слова могли бы повторить все герои его рассказов.


А.И. Куприн за письменным столом. 1911г. Почему рассказ называется «Куст сирени»? Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение.














Гильгур Влад. "Куст сирени"


Как Вера сопереживает герою? В чём это выражается? Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице». Как ведут себя муж и жена? Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Верочка не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает, даже Верочку пытается обвинить в своём несчастье. Пьер-Огюст Ренуар. В саду




Какими вам видятся герои в сцене, когда они собираются к садовнику? Алмазов – беспомощный, от изумления разводит руками, морщит лоб. Он недоволен, не верит в успех. Все движения Верочки быстры и точны, в данный момент она чувствует себя хозяйкой и главой семьи.




Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно. Но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут… Приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но зато потом, когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.




Верочка не находит себе места, сильно переживает за мужа. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Верочка не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно. Как Верочка отнеслась к успехам мужа? Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности



Любовь это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у тебя остаётся. Л.Н. Толстой И. А. Бунин «Кавказ» А. П. Чехов «О любви» Сравнение Герои словно «украли» свое счастье, в их любви было много радостного и много тревожного, тревога от того, что само их счастье было временным, непрочным, зыбким и хрупким перед лицом бессмертной и могучей природы. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого. Герои словно «украли» свое счастье, в их любви было много радостного и много тревожного, тревога от того, что само их счастье было временным, непрочным, зыбким и хрупким перед лицом бессмертной и могучей природы. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого. Чеховские герои, полюбив, не изжили дурной рефлексии, не возвысили свои души. Счастье прошло мимо героев. Писатель поведал о скорбной доле русского интеллигента, который не только по чужой, но и по собственной воле истощает чувства и убивает здоровые порывы и стремления.


Цель урока подготовиться к сочинению- рассуждению на тему: "Любовь в произведениях русских писателей" (по рассказам И.Бунина "Кавказ", А.Чехова "О любви", А.Куприна "Куст сирени")


Александр Иванович Куприн Родился: Умер: 1938 Основные вехи жизни родился в г. Наровчат Пензенской губ. в семье чиновника окончив юнкерское училище, поступает в армию A. H. Куприн оставляет военную службу, работает грузчиком, актером, организовывает цирк, управляет имением, сотрудничает в местных газетах как репортер и фельетонист. В 1894 году Александр Иванович Куприн пишет рассказ «Куст сирени» сближение с издательством "Знание" и А. М. Горьким выходят повести и рассказы. В рассказах "Гамбринус" (1907), "Гранатовый браслет" (1911) неподкупность, благородство чувств противопоставляет пошлости, лицемерию буржуазной морали эмиграция в Париж возвращение в СССР 25 августа A. H. Куприн умер в Москве Любовь способна облагородить душу любящего человека




Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье? Любовь – это «труд»: доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана, поэтому делает людей счастливыми



Урок-проект, подготовка к сочинению.

Рассуждение на тему "Что такое счастье?"


«Тест Да или Нет»

    3. Алмазовы были небогаты.

    1.Николай был смелый, решительный человек.

    2.Он поступал в Московский государственный университет.

    3. Алмазовы были небогаты.

    4.Они заложили все свои драгоценности.

    5. Николай меняется под влиянием жены в лучшую сторону.

    1.Николай был смелый, решительный человек.

    2.Он поступал в Московский государственный университет.

    3. Алмазовы были небогаты.

    4.Они заложили все свои драгоценности.

    5. Николай меняется под влиянием жены в лучшую сторону.

Просмотр содержимого документа
«Тест №2»

Тест

а. Рассеянный

б. Решительный

в. Скверный

а. Акация

б. Шиповник

в. Сирень

а. Янтарная

б. Алмазова

в. Рубинова

а. Любовь

б. Ненависть

в. Презрение

Тест

    1. Как звали главную героиню рассказа А. И. Куприна «Куст сирени»?

а. Рассеянный

б. Решительный

в. Скверный

а. Акация

б. Шиповник

в. Сирень

а. Янтарная

б. Алмазова

в. Рубинова

а. Любовь

б. Ненависть

в. Презрение

Просмотр содержимого документа
«Урок»

Урок- проект

« Что значит быть счастливым?» (По рассказу А.И.Куприна «Куст сирени»)

Вид проекта: межпредметный, исследовательский, долгосрочный, групповой.

Форма проведения: урок литературы в 8-м классе. Приложение к уроку – презентация.

Постановка проблемы

Все мы не раз задумывались: “Как же заинтересовать учеников, чем привлечь внимание каждого?” Трудно поспорить с тем, что разнообразие видов деятельности на разных этапах современных уроков литературы, в том числе и нетрадиционных уроков, помогут решить поставленные задачи.

Практическая направленность проекта состоит в том, что знания, полученные при его выполнении, можно использовать во время написания сочинений по литературе и русскому языку, на классных часах.

Реализация проекта :

    проводится сбор, анализ и обобщение информации из различных источников;

    составляется план проекта, оформляется материал по презентации;

    на завершающем этапе проводится рефлексия, обсуждение процесса, итогов работы, групповых и личностных достижений.

Цели проекта:

    воспитание чувства ответственности за свое счастье и счастье ближних;

    учить детей коллективному сотворчеству, решению задач сообща;

    привитие исследовательских навыков при подготовке материала.

    на основе фактов и литературного образа в рассказе « Куст сирени» А. И. Куприна выяснить, счастливы ли герои рассказа и в чем заключается счастье

Предварительное домашнее задание (распределить по группам):

1 группа: “ Счастлива ли Вера Алмазова?”.

2 группа: “ Счастлив ли Николай Алмазов?”.

    Вступление.

    Обсуждение эпиграфа

    Выступление 1 группы

    Выступление 2 группы

    Сохранение семейных ценностей в жизни людей

    Подведение итогов.

Всем ученикам в начале урока раздаются аналитические карты урока. В течение урока (по мере выступления групп) учащиеся заполняют их, что позволяет максимально включить каждого в процесс обсуждения, получить обратную связь.

Комментарии по выступлению, вопросы

(моя позиция)

Оценка за выступления

Как я оцениваю свое участие в уроке? Что нового я узнал (а)?

Структура урока

Презентация

      Урок может начаться с беседы.

Счастье - это объемное слово. Почти все считают счастьем, когда у вас полная семья, когда рядом есть надежные друзья, когда у человека нет серьезных материальных и других проблем, некоторые считают счастливым человека, у которого есть цель в жизни. Вообще чувство счастья субъективно. Один соотносит его с материальным достатком, другой - в приятном время провождении. Чувство счастья во многом определяется отношениями человека с другими людьми. Поэтому дружба, любовь также приносит человеку счастье.

Как вы относитесь к высказыванию А.С.Макаренко: “ «Счастливым человеком нельзя быть по случаю, как в рулетку - счастливым человеком нужно уметь быть»? (Слайд №2)

2. Эпиграф урока: (Слайд № 3)

« Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное». (Платон)

Учитель: Предлагаю вам ещё раз внимательно прочитать слова Платона. Какова главная мысль данного высказывания? Что вам показалось особенно важными значимым, заставляет задуматься?

А сейчас мы рассмотрим, в чем заключается счастье для героев рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»

3. Выступление 1 группы:

(Слайд №4)

4. Выступление 2 группы: “ Счастлив ли Николай Алмазов?”.

(Слайд №5)

5. Э. Асадов «Счастье». (Слайд №6) Беседа о смысле стихотворения. Сохранение семейных ценностей в жизни людей

Что же такое счастье?
Одни говорят: «Это страсти:
Карты, вино, увлечения –
Все острые ощущения».

Другие верят, что счастье –
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш плененных
И трепете подчиненных.

Третьи считают, что счастье –
Это большое участье:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.

По мненью четвертых, это –
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.

Еще есть такое мнение,
Что счастье – это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета!

А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека

А по-вашему, что же такое счастье? (Выслушиваются высказывания учащихся о счастье)

В чем, по-вашему, заключается счастье Алмазовых?

Согласны ли вы с высказыванием « Семейное счастье – это повседневный труд обоих супругов?»

Чему научил нас этот рассказ?

6. Итоги урока.

Учитель предлагает обсудить записи в аналитических картах, задать вопросы.

В качестве домашнего задания учащимся предложено написать сочинение-рассуждение на тему:« Что значит быть счастливым?».

    Хороший брак покоится на таланте и дружбе.

Счастье - это...

Счастье - это когда тебя понимают,

большое счастье - это когда тебя любят, настоящее счастье - это когда любишь ты. Конфуций

Как, оказывается, мало надо, чтобы быть по-настоящему счастливым. Не правда ли?

Я согласна с афоризмом: счастье - не лучший друг, оно приходит, когда тебе хорошо, и уходит, когда плохо! Действительно, счастье человека складывается из тех мгновений, когда человеку хорошо и когда он испытывает истинное удовлетворение, миг проходит и несчастье тут как тут!
`...не желай богатства и любви, желай счастья, и ты найдёшь то, что сделает тебя счастливым`!

Какое счастье, что у нас есть Кто-то,
Кому ты нужен, нужен ты любой!
Кто проявляет к нам свою заботу,
На чьем плече находим мы покой.
Кто выслушает нас и не осудит,
Кто руку верную в нужде подаст,
Кто злость в душе бушующей остудит
И никогда, в несчастье не предаст.
Как хорошо, что этот Кто-то рядом,
Когда нет сил на свете больше жить.
Он все поймет и теплым, добрым взглядом
Подскажет, что же делать, как же быть.
Еще, тот Кто-то просто пожалеет,
И посочувствует твоей судьбе
И нежно на груди своей пригреет,
Не думая, при этом, о себе.
Ах, как же нужен этот просто Кто-то-
Соломинка на жизненном пути.
Спасенье наших душ его забота,
Но очень сложно нам его найти
Dорожите счастьем, дорожите!
Замечайте, радуйтесь, берите
Радуги, рассветы, звезды глаз -
Это все для вас, для вас, для вас.
Услыхали трепетное слово -
Радуйтесь. Не требуйте второго.
Не гоните время. Ни к чему.
Радуйтесь вот этому, ему!
А для очень, очень добрых глаз
Нет ни склок, ни зависти, ни муки.
Радость к вам сама протянет руки,
Если сердце светлое у вас.
Красоту увидеть в некрасивом,
Разглядеть в ручьях разливы рек!
Кто умеет в буднях быть счастливым,
Тот и впрямь счастливый человек!








  • Что же такое счастье? Одни говорят: «Это страсти: Карты, вино, увлечения – Все острые ощущения».
  • Другие верят, что счастье – В окладе большом и власти, В глазах секретарш плененных И трепете подчиненных.
  • Третьи считают, что счастье – Это большое участье: Забота, тепло, внимание И общность переживания.
  • По мненью четвертых, это – С милой сидеть до рассвета, Однажды в любви признаться И больше не расставаться.
  • Еще есть такое мнение, Что счастье – это горение: Поиск, мечта, работа И дерзкие крылья взлета!
  • А счастье, по-моему, просто Бывает разного роста: От кочки и до Казбека, В зависимости от человека


Просмотр содержимого презентации
«Вера Алмазова»



  • На основе фактов и литературного образа в рассказе « Куст сирени» А. И. Куприна
  • выяснить, счастлива ли героиня рассказа?

  • видеть и оценивать смысл и знание художественных деталей, портретных зарисовок, диалогов, композиции произведения в целом
  • показывать психологическую точность имени
  • понимать замысел создания образа героини

  • Подготовиться к написанию домашнего сочинения на тему:« Что значит быть счастливым?».


  • Счастье - состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения

  • Героиня рассказа А. И. Куприна «Куст сирени» молодая женщина, Вера Алмазова, жена офицера, учащегося в Академии генерального штаба. Они небогаты, и Вере приходится прикладывать все усилия, чтобы вести домашнее хозяйство. «Она отказывала себе во всем необходимом» , создавая нужный для напряженно работающего мужа комфорт. Она должна всячески поддерживать мужа, помогая ему выдержать экзамены в Академию. Не будь ее, он «махнул бы на все рукою» , не находя в себе достаточно энергии.


  • Это русское имя, оно имеет то же значение, что и слово `вера`.
  • Вера в детстве уравновешенная девочка, с логическим складом ума. Любит самые разные безделушки, и все ненужные в доме вещички, в конце концов, оказываются среди ее игрушек. Избегает шумных компаний, капризов за ней не водится. Учится прилежно, охотно ухаживает за младшим братиком или сестренкой. Близких подруг у Веры немного.
  • Вера имеет хорошо организованный практический ум. Она способна трезво оценивать обстановку и проявляет сообразительность в конкретных делах. У Веры есть музыкальные способности. Она способна научиться хорошо играть на каком-нибудь музыкальном инструменте.

  • Фамилия Алмазов происходит от слова «алмаз», которое было заимствовано у тюркоязычных народов и кроме значения «драгоценный камень», также имело смысл «закаленная сталь». Имя Алмаз (Алмас), которое можно перевести как «не тронет, не возьмет» - было чрезвычайно распространено и популярно в татарской ономастике. В качестве русской фамилии Алмазов встречается начиная с XV в

  • Вера разделяла с ним все его проблемы и «приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом» . Она была для мужа «переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой» . Ее муж легко падает духом, раздражается, выплескивает на Веру все свои обиды. Но она находит в себе терпение не обижаться, а утешать его и находить выход из положения.

  • Она предлагает необычное решение – посадить кусты сирени в том месте, где на плане муж пролил чернила. Вера спорит с мужем и добивается своего. Верочка с легкостью решает рас­статься со своими драгоценностями, ясно, что спокойствие мужа для неё важнее всего. Николай принимает заботу жены, он тоже любит её, просто по-другому.

  • Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. … «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…» Почему автор именно так заканчивает рассказ? … Автор уважает Веру за то, что она ради любимого человека, его счастья отдает свои драгоценности

  • Муж Веры действительно любит её, но он слабый человек, легко поддающийся отчаянию. Вере приходится нести двойную ношу ответственности за семью, искать пути преодоления трудностей, постоянно поддерживать бодрость в любимом человеке. Ей трудно, но она счастлива, и ее трудное счастье заслуживает уважения, потому что она его выстрадала

  • 1. Как звали главную героиню рассказа А. И. Куприна «Куст сирени»?

а. Рассеянный

б. Решительный

в. Скверный


а. Акация

б. Шиповник

в. Сирень


а. Янтарная

б. Алмазова

в. Рубинова


а. Любовь

б. Ненависть

в. Презрение


Просмотр содержимого презентации
«Николай Алмазов)»


А.и куприн «Куст сирени»


  • Счастье- чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.(по словарю С.Ожегова)
  • Счастливый- полный счастья, такой, которому благоприятствует удача, успех.

  • Значение и происхождение: победитель народов (греч.). Энергетика и Карма: энергия имени Николай обладает удивительной подвижностью, в ней странным образом общительность порою сочетается с безапелляционностью, веселость - со строгостью, легкость - с достаточной жесткостью и напряженностью. Все это часто приводит к тому, что характер Николая как будто целиком создан из противоречий, до того трудно бывает его понять. С другой стороны, это может найти свое отражение в его разносторонности и широте взглядов. Почти наверняка в общении с ним будет трудно отыскать какую-либо область, в которой он бы не имел своего собственного мнения. Впрочем, не надо представлять Колю этаким всезнайкой, просто это свойство любого быстрого ума, починяющегося более интуиции, чем логике. Кстати говоря, это утверждение легко проверить - достаточно выяснить, какую игру он предпочитает - «медленные» шахматы или «быстрые» шашки? Скорее всего, он выберет второе.

  • Николай Алмазов учится в Академии генерального штаба. Это очень тяжело, там сложные экзамены, из – за случайной ошибки молодой офицер попал в трудную ситуацию. Необходимо оправдаться перед профессором, но как? Николай считает, что всё пропало. Он совершенно убит этой неудачей, резко отвечает жене. «Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать». Его страшит предстоящий позор: «Через месяц опять в полк, да ещё с позором, с треском».

  • «…он выпустил из рук портфель, который упал на пол и почти раскрылся, а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами…»

  • У Веры более сильный и решительный характер, она помогла мужу поступить в Академию. Алмазовы небогаты, и Вера «отказывала себе во всём необходимом», чтобы жизнь Николая была комфортной, потому что он напряженно работал. Она страдает за него и быстро готова действовать, чтобы вызволить мужа из неприятной ситуации (муж пролил чернила на чертёж местности, потому что долго засиделся над работой). Вера придумывает посадить кусты сирени и оправдать появившееся на плане местности пятно.

  • Собрав последние ценности семьи, она закладывает их в ломбарде, а на эти деньги покупает у садовника кусты сирени. Ночью они нанимают работников, чтобы те посадили кусты.

  • Победу мужа Вера принимает как собственную. Заставляет мужа рассказывать во всех подробностях об истории с кустами. Она поняла, что муж поступил в Академию генерального штаба.

Торжество любви

«Алмазов был весь в пыли, но лицо его сияло торжеством одержанной победы». Они шли домой, «держась за руки и беспрестанно смеясь».


  • Николай меняется под влиянием жены в лучшую сторону. Он даже профессора Академии сначала ненавидел, называл его «Немец», «Педант», а после истории с сиренью стал говорить «Умница такой», «Знания – просто чудовищные».

  • Сила любви помогла Вере сделать для мужа всё, чтобы преодолеть невзгоды. Для него большое счастье, что такой верный и преданный человек, как Вера, есть в его жизни.

  • Рассказ назван так, потому что благодаря кусту сирени, находчивости Веры, Николай поступил в Академию генерального штаба. Он понял, что их жизнь зависит не от «Немца», «Педанта», а от них самих. Люди-сами творцы своего счастья.

  • 1.Николай был смелый, решительный человек.
  • 2.Он поступал в Московский государственный университет.
  • 3. Алмазовы были небогаты.
  • 4.Они заложили все свои драгоценности.
  • 5. Николай меняется под влиянием жены в лучшую сторону.

  • 1.Нет
  • 2.Нет

А. И. КУПРИН

«КУСТ СИРЕНИ»

Нравственные проблемы рассказа. Представление о любви и счастье в семье.


Что такое любовь?

Любовь – это бесценный дар.

Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и всё же она у нас остаётся.

Л. Н. Толстой







Работа с текстом.

Как Вера сопереживает герою? В чём это выражается?

Как ведут себя муж и жена?


Меняется ли Алмазов под воздействием жены?

Какой выход находит Верочка?


Останавливается ли Верочка на достигнутом?

Чем же заканчивается эта история?

Как Вера узнаёт, что их затея удалась?


Верочка не находит себе места, сильно переживает за мужа. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Верочка не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.

Как Верочка отнеслась к успехам мужа?

Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности


Почему рассказ

1 лаборатория

называется

«Куст сирени»? Какую жизненную проблему нужно было решить героям?


2 лаборатория


Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – пора влюблённых.

Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых.


Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной.

А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье.


3 группа

Найдите в рассказе слова, значения которых вы не знаете. Воспользуйтесь толковым словарём и определите лексическое значение слов. Где и для чего в рассказе они употребляются?


Словарная работа

  • Педант-тот, кто излишне строг в выполнении формальных требований;
  • Ридикюль – ручная дамская сумочка (уст.);
  • Ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог имущества;
  • Солитер – крупный бриллиант, вправленный в брошь или перстень, без других камней.

4 лаборатория

Назовите части рассказа и озаглавьте их. Как ведут себя герои. Сравнительная характеристика.


Три части рассказа А.Куприна «Куст сирени»

  • 1 часть - «Горе»: возвращение Алмазова

домой.

  • 2 часть - «Надежда»: посещение оценщика

и садовника.

  • 3 часть - «Счастье»: благополучный исход,

поступление в академию.


Беспомощность,

пассивность

Персонажи

В трудной ситуации чувствует

себя главой семьи

Верит в успех дела

Раздраженность,

неудовольствие

Находчивость,

активность,

деятельность

Не видит выхода,

не верит в успех


Беспомощность, пассивность

Раздраженность,

неудовольствие

Не видит выхода,

не верит в успех

В трудной ситуации чувствует

себя главой семьи

Верит в успех дела

Находчивость,

активность,

деятельность


Зеркальная композиция-

такое построение

произведения, когда

начальные и конечные

образы повторяются с

точностью до наоборот.


Как зеркальная композиция, прием антитезы помогают раскрыть идею произведения?

Главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство, любовь.


Выводы исследования . В рассказе А.И. Куприна звучат важные нравственные проблемы счастья, упорства и любви. Какой человек способен преодолеть трудности и на что способен любящий ради счастья любимого.


Почему героиня говорит, что сирень теперь навсегда будет ее любимым цветком? Идея . Куприн показывает, как в трудных ситуациях сохранить любовь и взаимопонимание.


Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей.

Для семьи сирень стала символом удачи и любви.


А что значит сирень для нас с вами?

Что изменилось в нас, когда мы прочитали рассказ?


Любовь – это труд, доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, пожертвовать. Такая любовь приносить наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана.

Такая любовь, как в рассказе, делает людей счастливыми.



Домашнее задание . Напишите рассуждение на одну из тем:

«Чем для меня интересен рассказ А.И.Куприна «Куст сирени»? или «Счастлива ли Верочка Алмазова?»



Класс: 8

Цель: Проанализировать рассказ А.И.Куприна «Куст сирени»

Обучающие:

  • Учить выделять проблемы путем характеристики поступков героев, составления характеристики персонажей.
  • Учить связному ответу на вопросы

Развивающие: Продолжить развитие навыков анализа художественного текста, развивать монологическую речь учащихся, умение отбирать и обобщать отобранный материал.

Воспитывающие: Воспитывать чуткое отношение к любви, способность переживать, понимать другого человека.

Оборудование: презентация к уроку Приложение 1 .

Ход урока

1 СЛАЙД. Слово учителя: Что такое любовь? Множество поэтов, писателей пытались найти ответ на этот простой вопрос, но большинство так и не смогли это сделать. В творчестве каждого писателя есть произведение об этом удивительном и загадочном чувстве. Иногда это счастье, иногда горе и страдания.

Ученики читают строки о любви (домашнее задание)

Любовь – это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у тебя остаётся. (Л.Н. Толстой )

Я вас любил; любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
А.С. Пушкин

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
М.Ю. Лермонтов

О, как убийственно мы любим,
Как в бурной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Ф.И. Тютчев.

2 СЛАЙД. Слово учителя . Александр Иванович Куприн, со страницами биографии которого мы познакомились на прошлом уроке, чудесный мастер художественного слова, гуманист и правдоискатель. Куприна можно назвать певцом возвышенной любви, подарившим миру множество рассказов о самом прекрасном в мире чувстве – любви.

Перелистывая страницы его произведений, мы окунаемся в удивительный мир его героев. Все они очень разные, но в них есть что-то, что заставляет сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ними.

Любовь для писателя – основа всего существующего. Один из героев Куприна говорит, что «это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни, тем более, основываться на выгоде и корысти»: «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире. И никакие жизненные неудобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»

3 СЛАЙД. Сообщение темы и цели урока.

Дома вы познакомились с рассказом А.И.Куприна « Куст сирени». Это один из ранних рассказов Куприна, но уже в нём видны лучшие качества прозы писателя– психологизм, увлекательный сюжет, многозначительность детали.

Сегодня, опираясь на текст рассказа, мы попробуем определить, какие проблемы поднимает автор, какими он видит своих героев, каково авторское отношение к персонажам.

4 СЛАЙД. Вопросы на читательское восприятие.

– Какое впечатление произвел на вас рассказ А. Куприна «Куст сирени»?

– Почему именно сирень выбирает автор? (Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. Девушки использовали сирень для гаданий: считалось, что если найдешь пятилепестковый цветок сирени, значит, будешь счастливой. С особым вниманием молодые девушки всматривались в пахучие кисти сирени, отыскивая цветки, которые вместо обычных четырех лепестков имели пять, а иногда и более. Особенным обилием таких цветков отличается белая сирень, у лиловой они встречаются гораздо реже. Найдя такой цветок, счастливицы засушивали его и хранили в книгах, или же съедали на счастье. Этот обычай существовал и у нас! Но бывает так, что цветы сирени вместо четырех лепестков имеют всего три. Тогда, наоборот, цветы эти считали несчастьем, и всячески их избегали.)

Заповедное царство сирени
Майской ночи глаза отвести
И сквозь утро нежнее свирели,
Ни о чём не печалясь, войти
В заповедное царство сирени.
С. Мекшен

– Прежде чем перейти к анализу рассказа, давайте выясним лексическое значение слова «психологизм» (обращаемся к толковому словарю).

Анализ рассказа

– Итак, какое же несчастье приключилось с Алмазовым?

Прийти к определению затронутой проблемы в рассказе нам помогут персонажи, их поступки, характеры.

(Лексика: «тяжёлое молчание», «хромой ход будильника», «тоскливо нарушаемое молчание».)

– Какая художественная деталь помогает раскрыть внутреннее состояние героя?

(Вначале Алмазов выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол. Алмазов срывает злость на Верочке, на портфеле, на чертежах.)

– Как Вера сопереживает мужу? В чём это выражается?

(Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице».)

– Как Вера пытается разрядить обстановку?

(Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. Она начинает разговор, но диалога не получается. Верочка не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает, даже Верочку пытается обвинить в своём несчастье.)

– Даёт ли Куприн описание внешности героев? Почему?

(Описания внешности героев в рассказе мы не найдём. Автору было важно изобразить лишь внутреннее состояние героев, показать их переживания. Важно показать психологизм внутреннего мира героя)

– Меняется ли Алмазов под воздействием жены?

(Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Создаётся такое впечатление, что Верочка не однажды выручала мужа.)

– И вот, когда Алмазов «исповедался жене», меняется ли его состояние?(Нет)

– Как это передаётся?

(Его состояние Куприн передаёт через горелые спички, которые тот ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет».)

– Итак, какими вам видятся Алмазов и Верочка в сложившейся ситуации?

– Что привлекает вас в героине? (Верочка – добрая, отзывчивая, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход. Нравится её упорство, выносливость и огромная вера в свои силы.)

– А как вы относитесь к Алмазову? Почему?

– Как в дальнейшем меняется тональность рассказа? (Разряжает обстановку Верочка. Она становится очень энергичной. Теперь муж и жена меняются ролями. Если раньше говорил в основном Алмазов, а Верочка пыталась вставить отдельные фразы, то теперь всё меняется. Говорит больше Верочка, Алмазов или произносит отдельные реплики, или робко пытается возразить. Верочкина речь очень резка. Героиня командует мужем.)

– Какой необычный выход находит Верочка?

– Как к этому отнёсся Алмазов? Чтение по ролям

– Как вы понимаете пословицу «Терпение и труд всё перетрут»? Уместно ли утверждать, что пословица находит отражение в этом рассказе? (Пословица имеет прямое отношение к Верочке.)

– Что движет её поступками? (Её поступками движут терпение, труд, упорство и любовь.)

7 СЛАЙД. таблица

– Какими вам видятся герои в сцене, когда они собираются к садовнику? Охарактеризуйте их. (Алмазов – беспомощный, от изумления разводит руками, морщит лоб. Он недоволен, не верит в успех. Все движения Верочки быстры и точны, в данный момент она чувствует себя хозяйкой и главой семьи.)

– Алмазовы сначала едут в ломбард. Как автор относится к оценщику? (Описанию оценщика посвящено несколько строчек. Перед нами появляется облик человека, давно привыкшего к чужим несчастьям. Он абсолютно не верит людям на слово, равнодушен к чужому горю.)

– Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей?(Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно. Но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но зато потом, когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется.

Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)

– Останавливается ли Верочка на достигнутом? (Даже теперь, когда Верочка уговорила садовника, она не уезжает домой, а вместе с мужем едет за город.)

– Какие строки текста подходят к иллюстрации?

– Чем же заканчивается эта история?

– Как Вера узнаёт, что их затея удалась? (Верочка не находит себе места, сильно переживает за мужа. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Верочка не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)

– Как Верочка отнеслась к успехам мужа? (Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)

– На страницах рассказа мы знакомимся с профессором, который принимал экзамен.

– Из чьих уст мы слышим его характеристику?

– Какую характеристику ему даёт Алмазов в начале и в конце рассказа? Сравните.

1. («Аккуратный немец, педант», «безобразнейший педант», – со слов героя. Это субъективная точка зрения, и у читателя невольно складывается ложное представление о профессоре.)

2. (Профессор изумлён. Ведь он знает всю местность вдоль и поперёк. Мы убеждаемся, что профессор не всё знает: он не может берёзку отличить от сирени. Алмазов и не настаивает: не хочет огорчать профессора ещё больше. Если раньше перед нами был «безобразнейший педант», то теперь это «славный профессор» и «умница». И наше отношение к герою меняется.)

– Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?

(Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Верочке. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора – Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Для окружающих они «странная парочка», но именно поэтому они и дороги автору. Автор любуется ими.)

(Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами, несмотря ни на какие жизненные неурядицы)

А.А. Фет «Алмаз»

НЕ украшать чело царицы,
Не резать твёрдое стекло,
Те разноцветные зарницы
Ты рассыпаешь так светло.
Нет! В переменах жизни тленной
Среди явлений пёстрых – ты
Всё лучезарный, неизменный
Хранитель вечной чистоты.

– Куприн и делает упор на этом «хранителе вечной чистоты», стараясь показать чистоту отношений между людьми. За обыденной семейной жизнью Алмазовы не растеряли своего чувства. Герои всё так же любят друг друга, делают всё для счастья любимого человека. Куприну жаль расставаться с любимыми героями.

– Почему рассказ называется «Куст сирени»?

(Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение).

Не случайно и заканчивает Куприн рассказ словами главной героини:«Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком». Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи.

Итог урока

– Какие же проблемы затрагиваются в рассказе? (Проблемы счастья, упорства и любви.)

– Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых? (Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)

Куприн утверждает, что человек пришел в мир для счастья, но за счастье нужно бороться.

Звучит романс Рахманинова «Сирень»

Любовь, по Куприну, должна основываться на возвышенных чувствах, на взаимном уважении, честности и правдивости. Она должна стремиться к идеалу.

Его герои – это люди с открытой душой и чистым сердцем, восстающие против унижения человека, пытающиеся отстоять человеческое достоинство.

Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя ее ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию.

Я думаю, что несмотря на то, что рассказ « Куст сирени» короткий, его содержание никого не оставило равнодушным.

Домашнее задание.

Подготовить творческий пересказ данной истории от лица героев (на выбор).