Презентация на тему "что такое общество". " Под влиянием чего общество изменяется и развивается

Слайд 2

Круги общения

  • Слайд 3

    • Ближайший круг общения: родные и близкие, одноклассники, учителя, соседи и другие люди.
    • Следующий круг общения: незнакомые вам люди, организации, учреждения.
    • Самый большой круг общения: граждане Российской Федерации.
    В каком же мире людей мы с вами живем? Как можно назвать единым словом этот многоликий, разносторонний, но очень интересный мир?
  • Слайд 4

    Что такое общество?

  • Слайд 5

    Цели и задачи

    • Познакомимся с понятиями «общество», «страна», «государство»;
    • Охарактеризуем и проанализируем общество как человеческий организм;
    • Дадим характеристику сферам общества: экономической, политической, духовной и социальной;
    • Постараемся выяснить роль и значение сообщества в жизни людей;
    • Будем учиться выражать свое отношение к обществу людей и задумаемся над той ролью, которую исполняет человек в сообществе.
  • Слайд 6

    План изучения нового материала

    • Понятие «общество»;
    • Страна, государство, общество;
    • Структура общества;
    • Сообщество.
  • Слайд 7

    Понятие «общество»

  • Слайд 8

    Задумаемся

    • Что же такое общество?
    • Задание: авторы рабочей тетради представили общество в виде следующих образов: часов, муравейника, человеческого организма.
    • Давайте сыграем в игру «Ассоциация». Какие ассоциации возникают у вас при слове «общество»?
  • Слайд 9

    Задание

    • Вспомните и приведите примеры тех случаев, в которых употребляется слово «общество».
    • Как вы считаете, что объединяет все ваши версии?
  • Слайд 10

    Перед нами поставлена следующая задача: исследовать историю формирования человеческого общества и познакомиться с представлениями ученых древности о нем. Поможет нам успешно справиться с задачей материал учебника на страницах 7–8.

    Слайд 11

    Вопросы к тексту

    1. Какие общества выделяют ученые?
    2. Дайте характеристику первобытного общества.
    3. Изложите мнение Платона относительно условий формирования настоящего общества.
    4. Что подразумевали под понятием «общество» в античности?
    5. Какую главную черту в обществе выделял ученый древности Аристотель? Почему? Восстановите ход его рассуждений.
    6. Согласны ли вы с его мнением? Свой ответ аргументируйте.
    7. Как объясняли понятие «общество» древние греки?
    8. Каково было представление об обществе у древних римлян? Отличается ли оно от мнения греков? Чем? С кем вы больше согласны? Почему? Свой ответ аргументируйте.
    9. Сделайте общий вывод о представлениях древнейших ученых относительно сущности зарождающегося общества.
  • Слайд 12

    Наши выводы

    • Общество складывалось в процессе взаимодействия людей друг с другом.
    • Общество возникло на основе согласия, свободной воли и устанавливаемой совместно цели.
  • Слайд 13

    Страна, государство, общество

    Сегодня человеческим обществом иногда называют целый народ, государство, страну. Но одно ли это и то же? Попытаемся ответить на этот вопрос, используя знания, полученные вами во время изучения истории Древнего мира в пятом классе.

    Слайд 14

    Задание

    • Вася Веснушкин получил домашнее задание по обществознанию: приготовить сообщение на тему: «Страна, государство, общество». Но вместо него задание выполнила мама, она выписала на отдельных листах характерные черты понятий «Страна», «Общество», «Государство». Но поднявшийся ветер перепутал листочки.
    • Помогите Васе, используя рабочие материалы.
  • Слайд 15

    Анализируем и делаем выводы

    • Как вы думаете, что объединяет все эти понятия между собой?
    • А чем они отличаются друг от друга?
    • Приведите аргументы в защиту высказанных позиций.
  • Слайд 16

    Структура общества.

    Задание: объясните, как вы понимаете выражение: «Общество похоже на человеческий организм»?

    Слайд 17

    Сделаем выводы

    Действительно, общество напоминает человеческий организм. Ведь каждая часть нашего организма выполняет какую-то свою важную задачу и не может существовать отдельно от других органов. Так же устроено и человеческое общество. Представим его в виде дома из четырех этажей.

    Слайд 18

    • Духовная жизнь общества
    • Политическая жизнь общества
    • Экономическая жизнь общества
    • Социальная жизнь общества
  • Слайд 19

    Первый этаж

    Это основание нашего здания. В нем находится все необходимое для нашей с вами жизни. Этот этаж обеспечивает нас продовольствием, одеждой, обувью и т.д. Это экономический этаж. Слово «экономика» состоит из двух греческих корней: ойкос, что означает «дом», и номос – «хозяйство», то есть «экономика» – это «домашнее хозяйство». В современном понимании под экономикой подразумевается прежде всего хозяйство страны, ее народа.

    Слайд 20

    Второй этаж

    Составляет социальные отношения. Латинское слово «социум» означает «общество». На этом этаже мирно уживаются между собой общественные классы, слои, нации, народности, различные группы, объединенные по полу или возрасту. Они отличаются друг от друга по уровню материального благосостояния, культуры, образования.

    Слайд 21

    Третий этаж

    Это очень важный этаж. Слово «политика» греческого происхождения, обозначало в глубокой древности «общее, общественное дело». С помощью политики регулируется жизнь общества. Здесь находятся учреждения, организации, государство.

    Слайд 23

    Выполняем задание:

    Работая с текстом учебника (стр. 10), заполните таблицу "Сферы общества".

    Слайд 24

    Проблемная дискуссия

    • Посмотрите на наш условный дом.
    • Согласны ли вы с подобной последовательностью расположения этажей?
    • Возможно, вы расположите указанные сферы в другой последовательности?
    • Объясните свой выбор.
    • Можно ли выделить среди них главные и второстепенные? Почему?
  • Слайд 25

    Подводим итоги дискуссии

    Все сферы жизни взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга. Нельзя выделить какую-либо из них.

    Слайд 26

    Сообщество

    • Мы часто употребляем такие слова, как «сообщество» и «организация». Что объединяет эти понятия, а что отличает их друг от друга?
    • Задание: представьте себе, что мы получили задание провести заседание «круглого стола», где с докладами должны выступить две группы ученых, которые исследуют и проанализируют сущность понятий «сообщество» и «организация». Разделимся на три группы и, воспользовавшись материалом учебника (стр. 11–12), подготовим тезисы к своим выступлениям.
  • Слайд 27

    Задания по группам

    • Группа 1 исследует материал и готовит сообщение по понятию «сообщество».
    • Группа 2 исследует материал и готовит сообщение по понятию «организация».
    • Группа 3 будет выполнять роль аналитиков. Их задача – анализ указанных понятий, т.е. в ходе обсуждения обнаружить черты сходства и различия.
  • Слайд 28

    Сходство

    • И сообщество и организация – это группы людей.
    • И сообщество и организации имеют общие цели.
  • Слайд 29

    Различия

    • Сообщество имеет свои общие идеалы, к которым трепетно относится. В организацию могут входить люди, которые могут не сходиться в своих идеалах.
    • Сообщество строится иначе, чем организация.
    • Сообщества возникают как бы сами собой. Организации чаще всего возникают по определенной воле руководителя организации.
    • Работая в организациях, люди играют определенные роли. После работы они снимают свои театральные маски и превращаются в обыкновенных людей.
    • Организации могут достаточно долго существовать.
  • Слайд 30

    Задумаемся

    Как вы думаете, к сообществу или к организации следует причислить школу? Свое мнение аргументируйте.

    Слайд 31

    Задание:

    Разделитесь на 3 группы, каждая из которых должна озвучить ту роль, которую она представляет.

    • Группа 1 – роль, которую вы играете в семье.
    • Группа 2 – роль, которую вы играете в школе.
    • Группа 3 – роль, которую вы играете на улице.
  • Слайд 32

    Подведение итогов занятия

    • С какими новыми понятиями мы познакомились?
    • Задание: проверим, насколько хорошо вы их усвоили. Перед вами предложение с пропущенными словами. Вставьте в данное предложение одно из понятий: страна, государство, общество.
  • Составьте небольшой рассказ на одну из тем:
    • «Античное общество, или Как я оказался в античном обществе».
    • «Средневековое общество, или Как я оказался в средневековом обществе».
    • «Современное общество, или Как я живу в современном обществе».
  • I. Определения понятия «общество» 1.В широком смысле – «Общество обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней, часть материального мира, представляющая из себя людей, формы их объединений и способы их взаимодействия (все человечество в целом)». 2.В более узком смысле – «Общество большая совокупность людей, общность объединяемая каким-либо социально значимым признаком (историческим – первобытное общество; этническим - французское общество и др.)». 3.В самом узком смысле – «Общество – группа людей, объединенных общими интересами и деятельностью (общество охотников). 1.В широком смысле – «Общество обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней, часть материального мира, представляющая из себя людей, формы их объединений и способы их взаимодействия (все человечество в целом)». 2.В более узком смысле – «Общество большая совокупность людей, общность объединяемая каким-либо социально значимым признаком (историческим – первобытное общество; этническим - французское общество и др.)». 3.В самом узком смысле – «Общество – группа людей, объединенных общими интересами и деятельностью (общество охотников).


    II. Общество как система 1.Теория систем. Понятие системы используется во всех науках в значении совокупности упорядоченных и взаимодействующих элементов. Основное свойство системы несводимость целого к простой его сумме частей. Системы бывают: простые(состоят из неразложимых компонентов-элементов) и сложные (состоят из разложимых компонентов-элементов); статические (не развиваются)и динамические (находятся в постоянном развитии); открытые (допускают новые элементы) и закрытые (не допускают новых элементов); биологические (живые) и механические. 1.Теория систем. Понятие системы используется во всех науках в значении совокупности упорядоченных и взаимодействующих элементов. Основное свойство системы несводимость целого к простой его сумме частей. Системы бывают: простые(состоят из неразложимых компонентов-элементов) и сложные (состоят из разложимых компонентов-элементов); статические (не развиваются)и динамические (находятся в постоянном развитии); открытые (допускают новые элементы) и закрытые (не допускают новых элементов); биологические (живые) и механические.


    II. Общество как система 2. Системные характеристики общества. Общество является сложной, динамической, открытой системой. Система –целое составленное из частей, элементов, совокупность. Если из системы убрать любой элемент она не будет функционировать, разрушится. Человек это тоже система. Человек состоит из пищеварительной системы, нервной системы, кровеносной системы. Динамическая(динамо –двиджение) система находится в движении, развивается, в ней что-то изменяется. Что-то умирает, появляется, изменяется. Общество тоже система т.е. состоит из элементов. Иногда эти элементы называются подсистемами. Подсистема общества это его элементы, то из чего общество состоит. Общество состоит из 4-х подсистем,из 4-х элементов. Эта экономическая, политическая, социальная, духовная. Каждый элемент системы делится на 2. Системные характеристики общества. Общество является сложной, динамической, открытой системой. Система –целое составленное из частей, элементов, совокупность. Если из системы убрать любой элемент она не будет функционировать, разрушится. Человек это тоже система. Человек состоит из пищеварительной системы, нервной системы, кровеносной системы. Динамическая(динамо –двиджение) система находится в движении, развивается, в ней что-то изменяется. Что-то умирает, появляется, изменяется. Общество тоже система т.е. состоит из элементов. Иногда эти элементы называются подсистемами. Подсистема общества это его элементы, то из чего общество состоит. Общество состоит из 4-х подсистем,из 4-х элементов. Эта экономическая, политическая, социальная, духовная. Каждый элемент системы делится на экон омич еская поли тичес кая социал ьная духовна я


    II. Общество как система 3. Общество и природа. В широком смысле слова природа - весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений. В узком смысле - природа естественный материальный мир, среда обитания человеческого общества (не само общество). То, что создается человеческим обществом получило название «второй природы» (= культуры). Природа, также как и общество, является динамической открытой, саморазвивающейся системой, но в ней действуют стихийные, бессознательные силы и объективные законы, в то время как в обществе действуют люди, одаренные сознанием и имеющие цели. Общество и природа тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Общество не может существовать без природы. 3. Общество и природа. В широком смысле слова природа - весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений. В узком смысле - природа естественный материальный мир, среда обитания человеческого общества (не само общество). То, что создается человеческим обществом получило название «второй природы» (= культуры). Природа, также как и общество, является динамической открытой, саморазвивающейся системой, но в ней действуют стихийные, бессознательные силы и объективные законы, в то время как в обществе действуют люди, одаренные сознанием и имеющие цели. Общество и природа тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Общество не может существовать без природы.


    III. Подсистемы общества 1.Сферы общественной жизни. Общество состоит из подсистем и элементов. Подсистемы общества – это сферы общественной жизни – области жизни общества, условно выделяемые на основе важнейших человеческих потребностей. Физические потребности – экономическая сфера; потребность в общении социальная сфера; потребность в порядке и безопасности – политико – правовая сфера;потребность в самосовершенствовании – духовная сфера. 1.Сферы общественной жизни. Общество состоит из подсистем и элементов. Подсистемы общества – это сферы общественной жизни – области жизни общества, условно выделяемые на основе важнейших человеческих потребностей. Физические потребности – экономическая сфера; потребность в общении социальная сфера; потребность в порядке и безопасности – политико – правовая сфера;потребность в самосовершенствовании – духовная сфера. ЭкономическаяСоциальнаяполитическая Духовная Сферы общественной жизни


    III. Подсистемы общества 2. Иерархия и взаимосвязь сфер общественной жизни. Карл Маркс - определяющей для развития общества является экономическая сфера. Макс Вебер - определяющей для развития общества является духовная сфера (прежде всего религия). Современные ученые – все сферы равноправны и находятся в тесной взаимосвязи. 2. Иерархия и взаимосвязь сфер общественной жизни. Карл Маркс - определяющей для развития общества является экономическая сфера. Макс Вебер - определяющей для развития общества является духовная сфера (прежде всего религия). Современные ученые – все сферы равноправны и находятся в тесной взаимосвязи.


    IV. Элементы общества Общество – это одно из самых сложных систем т.к. даже самый мелкий ее элемент – человек является биологической системой. Элементами общества являются: социальные общности, социальные группы, социальные организации и социальные институты. Элементы общества Люди Соц. Общности (группы) Соц. организации Соц. Институты.


    IV. Элементы общества Социальная общность – это совокупность людей, объединенных каким – либо общими признаками. Выделяют мнимые общности(люди не контактируют, их выделяют исследователи – курильщики, пенсионеры); контактные общности - (толпа, аудитория, круг) и групповые. Социальная группа – это относительно устойчивая совокупность людей, объединенных общими интересами и деятельностью (семья, компания, класс). Социальные группы обладают большой устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности и сплоченности. Социальная организация - имеет строгую структуру, иерархию, формализацию, сознательность и целенаправленную деятельность, разделение труда, кооперацию и управление. Социальный институт – см. слайд 11 Социальная общность – это совокупность людей, объединенных каким – либо общими признаками. Выделяют мнимые общности(люди не контактируют, их выделяют исследователи – курильщики, пенсионеры); контактные общности - (толпа, аудитория, круг) и групповые. Социальная группа – это относительно устойчивая совокупность людей, объединенных общими интересами и деятельностью (семья, компания, класс). Социальные группы обладают большой устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности и сплоченности. Социальная организация - имеет строгую структуру, иерархию, формализацию, сознательность и целенаправленную деятельность, разделение труда, кооперацию и управление. Социальный институт – см. слайд 11


    Взаимодействие элементов в обществе Один элемент общества (человек) в отношении другого совершает социальные действия – осмысленный, целенаправленный акт. По мотивам выделяют целе-рациональные и ценностно-рациональные социальные действия. Социальные действие, вызвавшее ответную реакцию называется социальным взаимодействием. Социальные взаимодействия могут носить единичный случайный характер. Если отношения носят устойчивый, повторяющийся и безличный характер они называются общественными отношениями(межнациональные, классовые, конфессиональные, международные). Один элемент общества (человек) в отношении другого совершает социальные действия – осмысленный, целенаправленный акт. По мотивам выделяют целе-рациональные и ценностно-рациональные социальные действия. Социальные действие, вызвавшее ответную реакцию называется социальным взаимодействием. Социальные взаимодействия могут носить единичный случайный характер. Если отношения носят устойчивый, повторяющийся и безличный характер они называются общественными отношениями(межнациональные, классовые, конфессиональные, международные). Виды социального взаимодействия Кооперация Конкуренция Конфликт


    Общественные институты 1.Сущность понятия «институт». Общественный или социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей; совокупность людей, учреждений, норм и ролей, посредством которых общество удовлетворяет важнейшие потребности. Не стоит путать с институтом как высшим учебным заведением. Термином «Институт» называются формы общественных образований (семья, государство, производство, школа) а не их конкретные примеры (семья Ивановых, школа 100, Российская Федерация – не будут социальными институтами). 1.Сущность понятия «институт». Общественный или социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей; совокупность людей, учреждений, норм и ролей, посредством которых общество удовлетворяет важнейшие потребности. Не стоит путать с институтом как высшим учебным заведением. Термином «Институт» называются формы общественных образований (семья, государство, производство, школа) а не их конкретные примеры (семья Ивановых, школа 100, Российская Федерация – не будут социальными институтами).


    Общественные институты 2. Виды институтов. В каждой сфере общественной жизни действует множество институтов. 2. Виды институтов. В каждой сфере общественной жизни действует множество институтов. СфераИнституты (главный институт) Экономическая Деньги, капитал, обмен, заводы, фабрики, банки, рынки, фирмы, собственность, производство Социальная Семья, брак, наследование, материнство, образование, общение, коммунальные службы, здравоохранение, социальное обеспечение, предприятия связи, предприятия досуга Политическая Власть, разделение властей, суд, армия, государство, парламент, правительство, политические партии ДуховнаяЦерковь, школа, наука, театр, музеи, образование, общественное мнение, СМИ, религия


    Общественные институты Функции институтов. Главное назначение институтов удовлетворение потребностей, поэтому институты определяют через функции. Семья – репродуктивная Государство – управление Право – безопасность Наука - познание мира Образование – передача опыта и т.д. Чтобы доказать, что какое-то общественное образование является социальным институтом, нужно раскрыть его функции в обществе. Институты никто специально не создает, они создаются сами по мере развития общества. Процесс зарождения и становления социального института называется институционализация. Устаревшие институты могут прекратить свое существование (рабство, дуэли). Функции институтов. Главное назначение институтов удовлетворение потребностей, поэтому институты определяют через функции. Семья – репродуктивная Государство – управление Право – безопасность Наука - познание мира Образование – передача опыта и т.д. Чтобы доказать, что какое-то общественное образование является социальным институтом, нужно раскрыть его функции в обществе. Институты никто специально не создает, они создаются сами по мере развития общества. Процесс зарождения и становления социального института называется институционализация. Устаревшие институты могут прекратить свое существование (рабство, дуэли).


    Понятие общественного прогресса I.Характеристики общественного развития В развитии общества выделяют основные факторы, способы и направления. А) факторы общественного развития подразделяются на внешние и внутренние. Внешним по отношению к обществу является природа. Ш.Монтескье в 18в. Создал географическую теорию истории, А.Чижевский связывал историю с космическими процессами, Л.Гумилев – с энергией солнца…)Внутренние факторы могут быть субъективными и объективными. Субъектами истории являются личности, социальные группы, народы государства. Главный субъективный фактор истории – великие личности. Объективные факторы – это закономерности, устойчивые причинно-следственные связи. Б) Способы общественного развития являются эволюция, реформа и революция. I.Характеристики общественного развития В развитии общества выделяют основные факторы, способы и направления. А) факторы общественного развития подразделяются на внешние и внутренние. Внешним по отношению к обществу является природа. Ш.Монтескье в 18в. Создал географическую теорию истории, А.Чижевский связывал историю с космическими процессами, Л.Гумилев – с энергией солнца…)Внутренние факторы могут быть субъективными и объективными. Субъектами истории являются личности, социальные группы, народы государства. Главный субъективный фактор истории – великие личности. Объективные факторы – это закономерности, устойчивые причинно-следственные связи. Б) Способы общественного развития являются эволюция, реформа и революция.


    Понятие общественного прогресса В) Направлениями общественного развития являются: прогресс, регресс, стагнация. Прогресс (от. Лат.progress us – движение вперед, успех) – это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному. Регресс (от лат.regress us), это направление развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процесс деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций. Стагнация – застой, стояние на месте. В) Направлениями общественного развития являются: прогресс, регресс, стагнация. Прогресс (от. Лат.progress us – движение вперед, успех) – это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному. Регресс (от лат.regress us), это направление развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процесс деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций. Стагнация – застой, стояние на месте.


    Понятие общественного прогресса 2. Противоречивость прогресса. Определить направление развития можно только выбрав критерий (определяющий признак). В одном и том же обществе, в одно и то же время может быть прогресс в одной сфере(в экономике) и регресс в другой сфере(в экологии). Совершенствование в одной сфере оборачивается потерями в другой сфере. Идея прогрессивного развития утвердилась в философии Просвещения. Философы выделяли разные критерии разума (Ж.А. Кондорсе), человеческое счастье (Д.Дидро),нравственность (И. кант), осознание свободы (Г. Гегель), общественная солидарность (А, Сен-Симон), Развитие производительных сил (К.Маркс) и др. 2. Противоречивость прогресса. Определить направление развития можно только выбрав критерий (определяющий признак). В одном и том же обществе, в одно и то же время может быть прогресс в одной сфере(в экономике) и регресс в другой сфере(в экологии). Совершенствование в одной сфере оборачивается потерями в другой сфере. Идея прогрессивного развития утвердилась в философии Просвещения. Философы выделяли разные критерии разума (Ж.А. Кондорсе), человеческое счастье (Д.Дидро),нравственность (И. кант), осознание свободы (Г. Гегель), общественная солидарность (А, Сен-Симон), Развитие производительных сил (К.Маркс) и др.


    Понятие общественного прогресса В современных условиях понятие прогресса обогащается гуманистическими параметрами. Прогресс современного общества видится в развитии человека в его духовном и телесном измерении, в создании благоприятных условий для человека. В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие как: детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе. Универсальным критерием прогресса сегодня считается средняя продолжительность жизни. В современных условиях понятие прогресса обогащается гуманистическими параметрами. Прогресс современного общества видится в развитии человека в его духовном и телесном измерении, в создании благоприятных условий для человека. В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие как: детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе. Универсальным критерием прогресса сегодня считается средняя продолжительность жизни.


    Многовариантность общественного развития Варианты общественного развития – это способы с помощью которых происходят общественные измерения. Эволюция – медленное, поступательное саморазвитие. Реформа – изменение в одной из сфер общественной жизни, проводимое сверху вниз. Реформы подразделяют: 1. по областям общественной жизни: экономические (денежные), социальные (пенсионная), политические (избирательная) и культурные (церковная). 2. по направленности: - на прогрессивные (АлександрII – отмена крепостного права, военная реформа, реформа гос. аппарата) и регрессивные = реакционные (контрреформы Александра III – жандармерия). Революция – это коренной переворот во всех сферах общественной жизни, начало нового этапа развития. По сфере в которой началась революция их делят на экономические(промышленная), социальная(1917), и культурные (научная). По времени протекания: краткосрочная(февральская), долгосрочная 9 Варианты общественного развития – это способы с помощью которых происходят общественные измерения. Эволюция – медленное, поступательное саморазвитие. Реформа – изменение в одной из сфер общественной жизни, проводимое сверху вниз. Реформы подразделяют: 1. по областям общественной жизни: экономические (денежные), социальные (пенсионная), политические (избирательная) и культурные (церковная). 2. по направленности: - на прогрессивные (АлександрII – отмена крепостного права, военная реформа, реформа гос. аппарата) и регрессивные = реакционные (контрреформы Александра III – жандармерия). Революция – это коренной переворот во всех сферах общественной жизни, начало нового этапа развития. По сфере в которой началась революция их делят на экономические(промышленная), социальная(1917), и культурные (научная). По времени протекания: краткосрочная(февральская), долгосрочная 9 Эволюция Реформа Революция Пути развития общества


    Типы обществ Линии сравненияТрадиционное (доиндустриальное) ИндустриальноеПостиндустриальное (информационное) Время возникновения Переход от первобытности к цивилизации (IV тыс. до н.э.) Переход от средневековья к новому времени XVI век Переход к истории современности конец XX века Способ переходаНеолитическая революцияПромышленная революция НТР Основной фактор производства ЗемляКапиталЗнание Основной продукт производства пищаПромышленные изделия услуги Характерные черты производства Ручной трудШирокое применение машин, механизмов, технологий Автоматизация производства, компьютеризация общества Занятость населенияСельское хозяйство -75%Сельское хозяйство - 10% Промышленность – 85% Сельскоехозяйство – 3 % промышленность - 33% Услуги – 66%


    Типы обществ Линии сравненияТрадиционное (доиндустриальное) ИндустриальноеПостиндустриальное (информационное) Доминирующая форма собственности ОбщиннаяЧастнаяАкционерная ТоварностьНатуральное хозяйствоМассовое производствоМелкосерийное производство Социальная структураСословия, классы, замкнутость социальных структур; низкая социальная мобильность Коллективизм Классовое деление, упрощение социальной структуры, подвижность и открытость социальных структур Индивидуализм Сохранение социальной дифференциации; рост численности среднего класса; профессиональная дифференциация, в зависимости от уровня знаний, квалификации Воздействие человека на природу Локальное, неконтролируемое идеал гармонии Глобальное, неконтролируемое эксплуатация Глобальное, контролируемое, решение экологических проблем


    Типы обществ Линии сравненияТрадиционное (доиндустриальное) ИндустриальноеПостиндустриальное (информационное) Политическая жизньПреобладание монархических форм правления; Политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужны обоснования; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй. Провозглашение политических свобод, равенство перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование право на лидерство Политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии – «демократии консенсуса», глобализация Духовная жизньГосподствует традиционные религиозные ценности; Однородный характер культуры; Преобладает устная передача информации; мало образованных людей. Утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, вера в науку; возникает массовая культура; подготовка специалистов Основа мировоззрения – информация; особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование


    Угрозы XXI века (глобальные проблемы) 1.Сущность глобальных проблем(от лат. globusterrae – земной шар) Термин можно понимать в 2-х значениях: Охватывающие весь земной шар, требующие совместных усилий; Чрезвычайно важные, угрожающие гибелью человечества. 2.Причины глобальных проблем. Развитие взаимосвязи и взаимозависимости в современном мире, его целостность; Интенсивность преобразующей деятельности человека, общество потребления; Недостаточный уровень политического мышления, экологического сознания, общественной организации, отставание уровня нравственного развития от научно-технического. 1.Сущность глобальных проблем(от лат. globusterrae – земной шар) Термин можно понимать в 2-х значениях: Охватывающие весь земной шар, требующие совместных усилий; Чрезвычайно важные, угрожающие гибелью человечества. 2.Причины глобальных проблем. Развитие взаимосвязи и взаимозависимости в современном мире, его целостность; Интенсивность преобразующей деятельности человека, общество потребления; Недостаточный уровень политического мышления, экологического сознания, общественной организации, отставание уровня нравственного развития от научно-технического.


    Угрозы XXI века (глобальные проблемы) 3. Виды глобальных проблем Общепланетарные- вытекают из отношений общества и природы= экологические проблемы (загрязнение окружающей среды, изменение климата, истощение ресурсов, нехватка продовольствия, освоение космоса и мирового океана, энергетическая. 3. Виды глобальных проблем Общепланетарные- вытекают из отношений общества и природы= экологические проблемы (загрязнение окружающей среды, изменение климата, истощение ресурсов, нехватка продовольствия, освоение космоса и мирового океана, энергетическая. Виды глобальных проблем общепланетарные общечеловеческие общемировые


    Задания стр. 116 Раскройте на трех примерах различные значения понятия «Общество». (Определения общества: Общество как объединение людей в процессе совместной деятельности; Общество как исторический период; Общество как все человечество; Общество как человечество в его прошлом, настоящем и будущем.) Раскройте на трех примерах различные значения понятия «Общество». (Определения общества: Общество как объединение людей в процессе совместной деятельности; Общество как исторический период; Общество как все человечество; Общество как человечество в его прошлом, настоящем и будущем.)



    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    Источники! В пергаментах ли благо? Источники не на страницах книг, Кто жаждет знанья, тот упьется влагой, Когда из сердца прямо бьет родник. Гёте. «Фауст» Пер. Б.Пастернака

    3 слайд

    Описание слайда:

    Общество это: В широком смысле - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. В узком смысле - определенный этап человеческой истории. Общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Общество - это надындивидуальное объединение людей, которому присущи социальная дифференциация и разделение труда. Общество можно характеризовать по многим признакам: к примеру, по национальному: французское, русское, немецкое; по территориальному и временному; по способу производства и т. д

    4 слайд

    Описание слайда:

    Э. Шилз выделяет следующие критерии общества: 1. Оно не является частью более крупной системы; 2. Браки заключаются между представителями данного объединения; 3. Оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями; 4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной; 5. У общества есть собственное название и собственная история; 6. Оно обладает собственной системой управления; 7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида; 8. Его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил), которую называют культурой.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Признаки общества, характеризующие ОБЩЕСТВО как социальную систему: Иерархичность Саморегуляция Открытость Информационность Самодетерминированность (определяемость) Самоорганизация

    6 слайд

    Описание слайда:

    Общество как объект исследования В антропологии: Различают общества охотников и собирателей, кочевые пасторальные, простые и сложные сельскохозяйственные (для первого типа характерно растениеводство, для второго - полноценное интенсивное сельское хозяйство), а также индустриальное и постиндустриальное общества (последние два нередко рассматриваются как качественно иные в сравнении с предыдущими). В политологии: В порядке возрастания размеров и организационной сложности выделяются такие формы, как род, племя, вождество и государство. Сила политической власти в этих структурах варьируется в зависимости от культурного, географического и исторического окружения.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Закрытое и открытое общество Закрытое общество - тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены). Открытое общество - тип общества, характеризующийся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией (здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности).

    8 слайд

    Описание слайда:

    Социальная структура общества - это его строение, совокупность социальных общностей и групп, отношений между ними. Социальная группа – совокупность людей, имеющих какой – либо общественно значимый признак (пол, возраст, этническую принадлежность, профессию, место жительство и др.)

    9 слайд

    Описание слайда:

    Критерии выделения социальных групп Критерий Примеры социальных групп Половозрастной (демографический) Мужчины, женщины, молодежь и др. Профессиональный Врачи, учителя, строители. Этносоциальный Русские, белорусы, немцы и др. Территориальный (поселенческий) Горожане, сельчане и др. Религиозный (конфессиональный) Христиане, мусульмане и др.

    10 слайд

    Описание слайда:

    В приведённом ниже списке указаны черты сходства большой и малой социальных групп и отличия большой социальной группы от малой. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия. 1) Обязательные личные контакты между членами группы 2) Наличие у людей сходных социальных признаков 3) Наличие социальных норм, регулирующих деятельность группы 4) Количество членов группы Черты сходства Черты отличия

    11 слайд

    Описание слайда:

    Общество как совместная жизнедеятельность людей Общество – это синтез таких сфер деятельности людей как экономическая, политическая, духовная и социальная. Деятельность - процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, а в случае, если субъект является органом власти, то выполняет свои обязанности, функции. У человека деятельность: - носит практический и преобразовательный характер; - целесообразна и имеет - целеполагание; - характеризуется исторически сложившимися программами; - зачастую коллективна; - в ходе деятельности возникают - общественные отношения.

    12 слайд

    Описание слайда:

    Общество и культура Культура – это наглядный показатель духовного и практического развития любого человеческого общества. В основном, под культурой понимают - человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культуру делят на: - материальную (здания, предметы быта, приборы); - духовную (язык, знания, правила поведения) !Культурные универсалии - это типовые аспекты жизни, которые проявляются во всех известных обществах.

    Слайд 1

    Слайд 2

    Слайд 3

    Слайд 4

    Слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    Слайд 13

    Слайд 14

    Слайд 15

    Слайд 16

    Слайд 17

    Презентацию на тему "Что такое общество?" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Обществознание. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 17 слайд(ов).

    Слайды презентации

    Слайд 1

    План урока: Опорные понятия и термины Понятие общества Страна, общество, государство Общество – саморазвивающаяся, саморегулирующаяся, самодостаточная система. Сферы общества.

    Чупров Л.А. МОУ СОШ №3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края.

    Слайд 2

    общество, сферы общества, мировое сообщество, глобализация, природа, окружающая среда, дописьменные и письменные общества, простые и сложные общества, общественно- экономическая формация, доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества, ускорение истории, социальный прогресс и регресс, реформы и революция, личность, потребности, социализация, воспитание, единство мира, экология, экологическая проблема, экономическая сфера, материальное производство, духовная сфера, религиозное сознание, социальная сфера, социальный институт, общество как система, политическая сфера, традиционное общество, прогресс, регресс, эволюция, революция, общественные отношения, цивилизация, информационное обще-ство, научно-техническая революция, исторический процесс, участники исторического процесса, глобальные проблемы человечества, преодоление отсталости, демографическая проблема, проблемы сырья, природных ресурсов, терроризма.

    1. Опорные понятия и термины

    Слайд 3

    «Общество» – от слова «общий» (совместный, коллективный). Общество – люди, формы их объединения, совместной жизни и деятельности. Совместная деятельность – главное условия существования общества. Латинское слово Socio означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Социум – общество, объединенное совместной деятельностью.

    2. Понятие общества.

    Слайд 4

    Общественная жизнь началась с появлением человека на Земле – около 2-3 млн лет назад. Общество существует около 40 тыс. лет – со времени появления родовой общины.  Вспомните: что такое родовая община?

    Объясните предлагающуюся Вам хронологию развития общества.

    Слайд 5

    структура общества

    Учебный коллектив

    Трудовой коллектив

    Неформальный коллектив

    классы нации

    постоянно меняется

    Слайд 6

    Общество в узком смысле слова - это: круг людей объединенных общностью целей и интересов, происхождения (например, общество книголюбов, дворянское собрание); Регион (например, российское общество, приморцы); По национальному признаку (русский народ, армянская диаспора) отдельное конкретное общество, страна, государство, Исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество); человечество в целом.

    Объясните: в чем Вы видите отличие двух категорий общества: «русский народ» и «российское общество»?

    Слайд 7

    Общество в широком смысле слова - это: Обособившуюся от природы, но тесно связанную с ней часть материального мира. Совокупность всех взаимосвязей и взаимодействий людей и их объединений. Продукт совместной жизнедеятельности людей. Человечество в целом (на всем протяжении истории). Форму и способ совместной жизнедеятельности людей.

    Слайд 8

    Понятие общества в широком смысле слова можно определить как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.

    Назовите основные отличия человека от животного, которые появились с течением времени.

    Слайд 9

    Страна – это территория, которая имеет определенные границы (например, Россия, США).

    Следует различать 3 понятия:

    3. Страна, общество, государство.

    Общество – это люди, которые живут вместе в одной стране (например, российское общество, американское общество).

    Государство – органы власти, которые управляют обществом: президент, парламент, суды, милиция, правительство (например, государство Российская Федерация, государство Соединенные Штаты Америки).

    Р о с с и я Страна Общество Государство

    Слайд 10

    Основателем системного подхода, возникшего в естествознании, а затем укоренившегося и в общественных науках является Л. Фон Берталанфи

    4. Общество – динамическая, саморазвивающаяся, саморегулирующаяся, самодостаточная система

    Признаки системы:

    Система – целое, состоящее из частей (сферы, институты) Все элементы системы (сферы общества) имеют качественную определенность. Выполняют свои функции. Все элементы развиваются по определенным правилам и законам Все элементы (сферы общества) постоянно взаимодействуют друг с другом. Изменения, происходящие в одной сфере, часто вызывают изменения в другой. Исчезновение одного элемента приводит к исчезновению всей системы.

    Слайд 16

    А1. Обществом в широком смысле слова называют 1) объединение людей по интересам 2) жителей той или иной страны 3) сообщество людей, существующее на определенном историческом этапе 4) совокупность форм объединения людей А2. Примером влияния природных факторов на развитие общества является 1) строительство пирамид в Древнем Египте 2) распад империи Карла Великого 3) возникновение первых очагов цивилизации в долинах рек 4) создание древнейшего памятника письменного права - законов Хаммурапи A3. К общественным отношениям не относятся 1) отношения в семье 2) отношения между работником и работодателем 3) отношения между природой и обществом 4) связи между социальными группами и внутри них А4. Социальная сфера общества самым непосредственным образом зависит от уровня 1) экономического развития страны 2) политического развития страны 3) духовности общества 4) развития межнациональных отношений

  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Презентации к теме "Общество как сложная система" представляют материал о системном строении общества. основных сферах жизни общества и их взаимосвязи, противоречивости воздействия людей на природную среду, угрозах и вызовах XXI века.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    План: Понятие общества Страна, общество, государство Общество – саморазвивающаяся, саморегулирующаяся, самодостаточная система. Сферы общества.

    «Общество» – от слова «общий » (совместный, коллективный). Общество – люди, формы их объединения, совместной жизни и деятельности. Совместная деятельность – главное условия существования общества. Латинское слово S ocio - объединять Социум – общество, объединенное совместной деятельностью. Понятие общества.

    Общественная жизнь началась с появлением человека на Земле – около 2-3 млн лет назад. Общество существует около 40 тыс. лет – со времени появления родовой общины. Вспомните: что такое родовая община?

    структура общества Малая группа Большая группа семья Учебный коллектив Трудовой коллектив Неформальный коллектив классы нации постоянно меняется

    Общество в узком смысле слова: К руг людей объединенных общими целями, интересами, происхождением, уровнем жизни (акционерное общество, общество книголюбов, дворянское собрание, крестьянская община, высшее общество); Регион (российское общество, приморцы); По национальному признаку (русский народ, армянская диаспора); О тдельное конкретное общество, страна, государство; Исторический этап в развитии человечества (феодальное общество, капиталистическое общество); Ч еловечество в целом.

    Общество в широком смысле слова: Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Прошлое, настоящее и будущее человечества.

    Общество – часть материального, т.е. реального мира. 2. Общество невозможно без людей, которые состоят друг с другом в многообразных отношениях.

    з адание: Верны ли следующие суждения об обществе?

    Задание: Общество – это: 1) материальный мир в целом 2) часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней. 3) часть природы 4) часть материального мира, обособившаяся от природы и потерявшая связи с ней. Задание: Верны ли следующие суждения об обществе? А. В самом широком смысле слова общество – это окружающий человека материальный мир. Б. Понятие «общество» в широком смысле слова и понятие «природа» равнозначны. 1) верно только А 2)верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    Страна – это территория, которая имеет определенные границы (Россия, США). Следует различать 3 понятия: Страна, общество, государство. Общество – это люди, которые живут вместе в одной стране (российское общество, американское общество). Государство – органы власти, которые управляют обществом: президент, парламент, суды, милиция, правительство (государство Российская Федерация, государство Соединенные Штаты Америки). Р о с с и я Страна Общество Государство

    Общество – динамическая, саморазвивающаяся, саморегулирующаяся, самодостаточная система Система (с греч. – целое, составленное из частей) 1. Все элементы системы (сферы общества) в ыполняют свои функции. 2. Все элементы развиваются по определенным правилам и законам. 3. Все элементы постоянно взаимодействуют друг с другом. 4. Изменения, происходящие в одной сфере, часто вызывают изменения в другой.

    Сферы общества

    А1. Обществом в широком смысле слова называют: 1) объединение людей по интересам 2) жителей той или иной страны 3) сообщество людей, существующее на определенном историческом этапе 4) совокупность форм объединения людей А2. Примером влияния природных факторов на развитие общества является 1) строительство пирамид в Древнем Египте 2) распад империи Карла Великого 3) возникновение первых очагов цивилизации в долинах рек 4) создание древнейшего памятника письменного права - законов Хаммурапи A3. К общественным отношениям не относятся 1) отношения в семье 2) отношения между работником и работодателем 3) отношения между природой и обществом 4) связи между социальными группами и внутри них А4. Социальная сфера общества самым непосредственным образом зависит от уровня 1) экономического развития страны 2) политического развития страны 3) духовности общества 4) развития межнациональных отношений

    Домашнее задание: § 1 .

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Типология обществ.

    ● традиционное (древнее и средневековое) ● индустриальное ● постиндустриальное (технологическое, информационное)

    Черты сравнения традиционное индустриаль-ное постиндустриальное время возникнове- ния 10 тыс. лет назад в результате аграрной революции XIX в. промышленная революция (Англия) 70-80 гг. XX в. Основной фактор производства земля (главное богатство) капитал знания Основной продукт производства пища промышлен-ная продукция услуги Основные черты производства ручной труд (соха, плуг) применение техники автомати-зация производства, компьютери-зация общества

    Характер труда индивидуаль-ный труд стандартная деятельность творческое начало в труде Занятость населения основа – с/х (75%) основа – промышлен-ность (85%) основа – информация (70% - услуги) Основной вид экспорта сырье продукция производства услуги Социальная структура сословия, классы, замкнутость соц. структур классы, подвижность и открытость соц. структур дифференциация в зависи-мости от уровня образования и квалифика-ции Продолжи- тельность жизни 40-50 лет 70 лет более 70 лет

    Воздействие человека на природу локальное, неконтроли-руемое глобальное, неконтроли- руемое глобальное, контролиру-емое Взаимодей- ствие с другими странами несуществен- ное, закрытость стран тесное открытость общества Политическая жизнь монархия, власть выше закона, отсутствие политических свобод Парламен- таризм, многопартий-ность, провозглашение политич. свобод гражданское общество, политический плюрализм Духовная жизнь мало образован-ных людей, религиозные ценности вера в науку, массовая культура, подготовка специалистов особая роль науки, образования

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Общественное развитие

    Направления общественного развития Регресс (движение назад) – переход от высшего к низшему, деградация. Прогресс (движение вперед) – переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от несовершенного к более совершенному.

    Виды общественного прогресса Прогресс науки и техники (НТП, НТР) Прогресс в развитии производительных сил (промышленный переворот) Политический прогресс (переход от тоталитаризма к демократии) Прогресс в области культуры (признание человека высшей ценностью) Изменения в какой области являются более наглядными, а в какой – менее наглядными?

    Противоречивость прогресса ● Развитие науки и техники → разрушение природы. ● Открытия в ядерной физике → ядерное оружие. ● Использование компьютера → новые болезни (утомление, болезни глаз, психические отклонения). ● Развитие транспорта → загрязнение воздуха, болезни, стрессы.

    Критерии общественного прогресса: Критерий – показатель, с помощью которого можно оценить что-либо ◘ развитие человеческого разума ◘ развитие науки и техники ◘ развитие производительных сил ◘ рост уровня жизни, степени социальной защиты ◘ совершенствование нравственности людей ◘ степень свободы личности в обществе ─ Какой является главным? Основной критерий – гуманистический.

    Формы общественных изменений процесс обновления в соответствии с современными требованиями Модерни-зация преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не затрагивающее основ существующей социальной системы Реформа коренные изменения всех или большинства сторон общественной жизни Революция постепенные изменения в обществе, не приводящие к качественно новому социальному строю Эволюция Инновация нововведение, внедренное новшество

    Закрепление 1. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано: (1) Первый в мире пароход был построен в Англии механиком Саймингтоном в 80-е гг. XVIII в. (2) Однако власти запретили его использовать, заявив, что волна от парохода разрушает берега. (3) Вторично пароход был изобретен Фултоном в Америке в 1807 г. (4) В 1825 г. была пущена в ход первая железная дорога. (5) Владельцы дилижансов, которые боялись конкуренции железных дорог, вели против них агитацию. Определите, какие положения текста отражают тенденцию А) к социальному прогрессу Б) к социальному регрессу

    Закрепление 2. Установите соответствие между формами социального прогресса и их характерными чертами: ХАРАКТЕРНЫ Е ЧЕРТЫ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА А) разрушение основ существующего 1) реформа социального строя 2) революция Б) активное политическое действие народных масс В) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса Д) сохранение фундаментальных основ существующего строя

    ● средняя продолжительность жизни человека ● детская смертность ● состояние здоровья ● уровень и качество образования ● уровень развития культуры ● чувство удовлетворенности жизнью ● степень соблюдения прав человека ● отношение к природе Показатели прогрессивного развития общества:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Человек и общество

    1.Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.) 2. Мировоззрение, его виды и формы 3. Виды знаний 4. Понятие истины, ее критерии 5. Мышление и деятельность 6. Потребности и интересы 7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности 8. Системное строение общества: элементы и под- системы 9. Основные институты общества 10. Понятие общественного прогресса 11. Многовариантность общественного развития (типы обществ) 20. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

    Природа человека Ч Биологическое начало и нстинкты б иологическая программа развития а натомия, физиология € к высшим млекопитающим Социальное начало д еятельность о бщение мышление речь Психическое начало в нутренний мир человека х арактер эмоциональная сфера Человек – это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготавливать орудия труда

    Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей; понятие подчеркивает наличие такой общности, как человеческий род Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный человек Индивидуальность – неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние и внешние)от других людей 1 .Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, как члена того или иного общества. 2. Личность – как субъект отношений и сознательной деятельности

    Отличие человека от животных Животные Человек Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ Осуществляет сознательную целенаправленную творческую деятельность Обладает высокоразвитым мозгом, мышлением и речью Используют только естественные орудия Поведение подчинено инстинктам Не обладают высокоразвитым мозгом и не умеют говорить

    Мировоззрение, его виды и формы Мировоззрение - система взглядов человека на мир(природа, общество, человек) в целом; отношение человека к миру три основные формы Мифология- форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Религия- форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Философия- особый, научно-теоретический тип мировоззрения, основано на знании (а не на вере)

    Типы(виды) мировоззрения обыденное религиозное научное 1. Основывается на жизненном опыте. 2. Взгляды формируются стихийно. 3. Мало использует научный опыт 1.Основывается на религиозных учениях. 2. Недостаточное внимание к научным достижениям. 3. Тесно связано с духовными потребностями человека 1. Опирается на достижения науки. 2. Включает в себя научную картину мира

    Критерий (мерило) истины ПРАКТИКА Деятельность человека, направленная на преобразование им окружающего мира Материальное производство Накопленный опыт Научный эксперимент Научная теория и логическое доказательство Не все идеи можно проверить на практике

    Потребности и интересы Мотив побудитель Деятель- ность То, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается Потребности Убеждения Эмоции Идеалы Интересы переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности «Иметь значение важно»1)Условия, обеспечивающие удовлетворения потребностей; 2)это ценности, характерные для определенной группы людей.

    I классификация потребностей Взаимосвязь

    II классификация потребностей Пирамида потребностей человека (по А. Маслоу) Первичные, врожденные Вторичные, приобретенные

    Деятельность как способ существования людей 1 .« Деятельность - форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта ». 2. Деятельность - специфическая форма отношения человека к окружающему миру и самому себе с целью изменения и преобразования S О Д S О S S

    Деятельность как способ существования людей Субъект - тот, кто осуществляет деятельность (может быть человек, группа людей, организация, государственный орган.) Объект - то, на что направлена деятельность (могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей.)

    Структура деятельности М→Д=Ц+С+д=Р Мотив То, что представляется в сознании и ожидается в результате Д это предметы труда, орудия труда, технологии Действия это итог, продукт деятельности

    Критерии для классификации Виды деятельности Отношение человека к окружающему миру - Практическая - Духовная Исторический процесс Прогрессивная – Регрессивная Созидательная - Разрушительная Социальные нормы Законная – Незаконная Моральная - Аморальная Социальные формы объединения людей Коллективная Массовая Индивидуальная Способы существования Однообразная, монотонная, шаблонная Инновационная, изобретательская, творческая Сферы общественной жизни Экономическая, политическая, социальная, духовная Этапы становления и развития личности человека Игра – учение – труд - общение

    С П О С О Б Ы П О З Н А Н И Я Чувственное познание (с помощью пяти основных чувств) Ощущения Восприятие Представление Понятие Суждение Умозаключение Сенсуализм (эмпирики) Рационализм (рационалисты) Рациональное познание (с помощью мышления, разума) Познавательная деятельность Познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является знание о мире; процесс поиска истины. Знание – результат познания, верное отражение действительности в мышлении человека; научные сведения. мышление - совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания

    ОБЩЕСТВО 1.Понятие «общество» в узком и широком (философском) смысле 2. Системное строение общества: элементы и под- системы 3. Основные институты общества 4. Понятие общественного прогресса 5. Многовариантность общественного развития (типы обществ) 6. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

    Понятие «общество» в узком смысле Общество в узком смысле группа людей, объединенная общими интересами конкретная страна определенный исторический тип общества Общество книголюбов Педагогическое общество Общество собаководов Европейское общество Российское общество Английское общество Индустриальное общество Традиционное общество Архаичное общество

    Обособившаяся от природы, но тесно с ней взаимосвязанная, часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей Общество в широком смысле

    В ключает отношения, связанные с производством и потреблением материальных благ Отношения складывающиеся в процессе создания, сохранения и освоения духовных благ Включает отношения между различными социальными общностями и группами Включает отношения в области политической деятельности, руководит и управляет Макроструктура общества = общество как система Э П С Д Сферы тесно связаны друг с другом

    Основные институты общества Социальный институт - специфическое общественное образование, созданное для удовлетворения важнейших потребностей человеческого общества. Социальный институт – устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемая нормами, традициями и направленная на удовлетворение потребностей общества физиологические Экзистенциальные социальные престижные духовные потребности

    Типы социальных институтов Типы институтов Конкретный социальный институт (примеры) Какие потребности удовлетворяет Экономические Производство Рынок Собственность Банки Создание материальных благ Добывание средств существования Политические Государство Гражданское общество Институт власти Потребность в безопасности Поддержание социального порядка Институт семьи Семья Брак воспитание Продолжение рода 2. Социализация Культурные Наука Образование Религия Передача опыта Духовные потребности

    Понятие общественного прогресса В XVIII в французский философ-просветитель Жан Антуан Кондорсе вводит в оборот понятие «прогресс» Имеет пространственную и временную характеристику – регресс в развитии конкретной страны, цивилизации Человечество в целом не регрессировало, но его движение могло задерживаться и останавливаться, что называется стагнацией

    Противоречивость прогресса и его критерии Процесс развития общества противоречив: в нем можно обнаружить как прогрессивные явления, так и регрессивные? Критерии прогресса 1(.) Мера свободы, т.е. степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. 2(.) Универсальный критерий- прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма, т.е. признанию ЧЕЛОВЕКА высшей ценностью

    Многовариантность общественного развития (типы обществ) Элвин Тоффлер (род.1928) американский социолог и футуролог ВОЛНЫ ТОФФЛЕРА

    Традиционное (аграрное) общество Индустриальное общество Постиндустриальное (информационное) общество Тесная связь с природой С/ х - доминанта в экономике Устойчивость обычаев и традиций Низкая степень урбанизации Корпоративность, иерархичность социальной структуры Тесная связь человека с первичным коллективом Потребительское отношение к природе → экологические проблемы Промышленность – доминанта в экономике. Массовое производство Формирование массовой (интернациональной по характеру) культуры Преобладание городского населения над сельским Разрушение сословных привилегий Высокая социальная мобильность 1.Широкое применение информационных технологий 2. Информаци я превращается в фактор производства 3. В экономике преобладающей становится сфера услуг 4. Происходит децентрализация производства → гибкое мелкосерийное производство 5. Высокая социальная мобильность 6. Правовое государство

    Глобальные проблемы современности « globus » – лат. Земной шар – общепланетарные проблемы, имеющие общечеловеческую значимость и затрагивающие жизненные интересы огромных масс людей. Проблема ограниченности ресурсов – уменьшение запасов сырья и продовольствия Проблема бедности («Север – Юг») – резкая разница экономического развития между богатыми странами и бедными. Проблема сохранения мира – распространение оружия массового поражения. Демографическая проблема – резкий рост численности населения Земли. Экологическая проблема – сохранение окружающей среды и поддержания природного баланса?

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Терроризм-угроза обществу?!

    Что такое терроризм? Терроризм- военные действия или разновидность войны (как "конфликты низкой интенсивности"). Террористы- обычные уголовники, а их действия нужно рассматривать как уголовные преступления.

    Ряд положении, наиболее часто встречающихся в научных разработках, посвященных проблеме терроризма. Терроризм - это одна из форм организованного насилия. Терроризм - это использование силы в политических целях, специфическая форма политического насилия. Терроризм сочетает высокий уровень политической мотивации с низким уровнем участия масс.

    Террористическая акция, помимо причинения непосредственного ущерба жертве, рассчитана на определенный эффект: посеять страх. 1) кто совершает теракт (террористы); 2)непосредственные жертвы акции; 3) кого хотят запугать и заставить вести себя определенным образом. Терроризм - это метод борьбы.

    ТЕРРОРИЗМ - акции, сопряженные с применением насилия или угрозой насилия, как правило, сопровождаемые выдвижением конкретных требований. Насилие направлено в основном против гражданских объектов и лиц. Мотивы имеют политический или иной характер. Исполнители, обычно, малочисленны, оторваны от населения, являются членами организованных групп и в отличии от других преступников берут на себя ответственность за совершаемые акции. Акции совершаются так, чтобы привлечь максимум общественного внимания и оказать воздействие на власть или определенные группы населения (порой весьма широкие), выходя за рамки причинения непосредственного физического ущерба.

    Суть терроризма – насилие с целью устрашения. Субъект террористического насилия – отдельные лица или неправительственные организации. Объект насилия – власть в лице отдельных государственных служащих или общество в лице отдельных граждан. Цель насилия – добиться желательного для террористов развития событий – революции, дестабилизации общества, развязывания войны с иностранным государством, обретения независимости некоторой территорией, падения престижа власти, политических уступок со стороны власти и т.д.

    Формы терроризма классификация по субъектам террористической деятельности классификация по направленности на достижение тех или иных результатов

    Внутригосударственный (политический)терроризм Деятельность специально организованных террористических групп террористов-одиночек достижение различных политических целей в пределах одного государства.

    Террором может называться насилие, сознательно направленное по отношению к государству Прямое насилие, которое выражается в непосредственном применении силы (война, вооруженное восстание, политические репрессии, террор) Косвенное (скрытое) насилие, которое не предполагает непосредственного использования силы, но означает только угрозу применения её

    Политический терроризм Использование террора в политических целях. То есть, при политическом терроре главным объектом воздействия являются не сами люди, а политическая ситуация, которую посредством террора в отношении мирных жителей пытаются изменить в нужном для террористов направлении.

    Международный терроризм расшатывает государственные и политические устои наносит огромный материальный ущерб уничтожает памятники культуры подрывает международные отношения

    международный терроризм проявляется в беспорядочном насилии против людей без разбора направлен для чего? для создания в массах идеи, что цель оправдывает средства: чем ужаснее преступление, тем лучше с точки зрения террористов

    Разновидности международного терроризма Транснациональный - различные акции негосударственных террористических организаций в других государствах. Однако, они осуществляются самостоятельно и не нацелены на изменение международных отношений Международный криминальный терроризм - проявляется в действиях международной организованной преступности, участники которой могут быть далеки от каких- либо политических целей, а их акции могут быть направлены против конкурирующих преступных организаций в другой стране

    В соответствии с направленностью Социальный Националистический Религиозный

    МЕТОДЫ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С учетом способа достижения поставленных террористами целей и задач и характера объектов можно выделить четыре группы методов организационного характера физического воздействия материального воздействия психологического воздействия

    Метод организационного характера Те методы, которые используются для создания террористических структур и подготовки актов непосредственного насильственного воздействия

    Методы физического воздействия Эти воздействия на людей связаны с прямым физическим причинением ущерба жизни, здоровью и свободе людей. Среди них можно выделить противоправное лишение людей жизни

    Методы материального воздействия Воздействия на неодушевленные объекты разнообразны и связаны главным образом с уничтожением или повреждением объектов этой группы

    Методы психологического воздействия Действия, непосредственно носящие физический характер, но в основном рассчитанные на достижение психологического результата. К ним относятся нападения на определенных лиц, повреждение их имущества, погромы в их жилищах и т. п. Д ействия, также носящие по преимуществу демонстративно угрожающий характер, но не связанные с прямым причинением какого-либо физического вреда лицу или его близким. Это, прежде всего, угрозы

    Статистика террористических актов в России По неофициальным данным: 2005 - 251 (на всей территории РФ) 2006 - 112 (на всей территории РФ) 2007 - 48 (на всей территории РФ) 2008 - ... 2009 - 350 (за год в трёх республиках) 2010 (январь – март) - 90 (за три месяца в трёх республиках)

    Мировая статистика за 2000-2006 гг. С 2000 по 2006 год общее количество совершенных терактов составило 14 934. Средний показатель совершенных терактов на страну – 133,3.

    Так как бороться? «работать над упреждением, и это задача правоохранительных органов и органов безопасности». Премьер-министр России В.Путин. «…ужесточение закона и ряд специальных изменений в уголовном законодательстве.» Генпрокурор страны Юрий Чайка

    "Получается, что государство своими же руками взращивает предпосылки для роста террористической активности на Северном Кавказе. А затем государство еще тратит огромные деньги на содержание военно-полицейской машины на юге страны. Чтобы победить террористов, нужно начать наведение элементарного порядка в органах власти северокавказских республик", - спикер Совета федерации РФ Сергей Миронов.

    Правовая основа противодействия терроризму Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные за коны, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

    Основные принципы противодействия терроризму 1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; 4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; 5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; 6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; 7) приоритет мер предупреждения терроризма;

    8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операции 9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; 10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; 11) недопустимость политических уступок террористам; 12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; 13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

    Список используемых интернет ресурсов и литературы http:// www . terrorunet . ru / history / details / newsdetail . html ? n _ no =19 http:// www . kapital - rus . ru / articles / article /175472 http:// vimpel - v . com / terrorism / terror _ soc - pol _ yavl / tendency _ terror . shtml http://ref.by/refs/104/39110/1.html