Презентация "философии эпохи возрождения". Презентация "Философия Возрождения и Нового времени" – проект, доклад Философия эпохи возрождения презентация

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Философия эпохи Возрождения Разработал: учитель истории КГУ «ОСШ № 21 города Темиртау» Балтабаев Марат Бопышевич

2 слайд

Описание слайда:

Эпоха Возрождения Хронологически Возрождение занимает два века-XV и XVI. В XVв. преобладает интерес к человеку, а мысль XVI в. распространяется также и на природу. Это время крупных экономических изменений - закладывание основ для более поздней мировой торговли и перехода от цеховой организации ремесла к мануфактуре. На этом базисе складываются национальные монархии. Духовная сфера жизни общества характеризуется развертыванием процессов секуляризации (освобождение от религии и церковных институтов) в экономике, политике, философии, науке, искусстве.

3 слайд

Описание слайда:

РЕНЕССАНС С XIX в. применительно к данной эпохе утвердился французский термин "Ренессанс". Ренессанс - это возрождение античной культуры, образа жизни, способа мышления и чувствования, но не тождественность античности. К античности относились, как к идеалу, - восхищаясь эстетически, но не теряя дистанции между ним и реальностью.

4 слайд

Описание слайда:

Философия эпохи Возрождения Это совокупность философских взглядов, возникших и развивавшихся в Европе в XV-XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, ярко выраженный антропоцентризм, идеи гуманизма, жизнеутверждающий оптимизм, вера в человека, его возможности и творческий потенциал. Философия эпохи Возрождения разработала диалектически цельное представление о неразрывном единстве человека и природы, Земли и бесконечного космоса.

5 слайд

Описание слайда:

Основные черты Антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство, индивидуально-личностное начало; Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии, отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между богом и верующими, а также схоластики; секуляризация.

6 слайд

Описание слайда:

Основные черты Принципиально новое пантеистическое миропонимание, активно-преобразующее отношение к миру; Интерес к социальным проблемам, к обществу, государству; Широкое распространение идеи социального равенства; художественно-эстетическая направленность. .

7 слайд

Описание слайда:

Основные понятия Антропоцентризм - мировоззрение, оценивающее мир через человека, полагая его главной ценностью мироздания. Гелиоцентризм - система взглядов, считающая Солнце центром вселенной. Гносеология – наука о познании. Гуманизм – (от лат. Humanus) - движение, возникшее к концу периода средневековья, противостоящее схоластике и духовному господству церкви, стремившееся обосновать идеал человека на основе вновь открытых произведений античности, - высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в сочетании с мягкостью и человечностью, система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье, и равенство, уважение принципов справедливости и милосердия как норм отношения между людьми, борьба за создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека. Методология - способ познания существующей реальности, опирающийся на систему универсальных принципов и законов. Натурфилософия - философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, в средние века - учение о природе, свободное от подчинения теологическим умозрениям. Пантеизм - философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению. Натуралистический пантеизм одухотворяет природу, наделяя ее божественными свойствами и как бы растворяя их в природе. Секуляризация - освобождение от религии и церковных институтов.

8 слайд

Описание слайда:

Основные направления Натурфилософия Методология Гносеология Политика Социальные проблемы

9 слайд

Описание слайда:

Натурфилософия (XVI – XVII вв.) Умозрительное толкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Попытка, опираясь на научные открытия, развенчать учение Церкви о Боге, Вселенной, космосе и основах мироздания, об основах мировоззрения. (Н.Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей, Л.да Винчи) Пантеизм – отождествление бога и мира Христианский бог утрачивает свой трансцендентный, внеприродный характер, он как бы сливается с природой, а последняя обожествляется.

10 слайд

Описание слайда:

Натурфилософия (XVI – XVII вв.) Основные черты обоснование материалистического взгляда на мир(чаще - в форме пантеизма); - стремление отделить философию от теологии; выдвижение новой картины мира, в которой Бог, природа и космос Едины, а Земля не является центром вселенной; утверждение, что мир познаваем и, в первую очередь, благодаря чувственному познанию и разуму, а не Божественному откровению.

11 слайд

Описание слайда:

Натурфилософия (XVI – XVII вв.) Ленардо да Винчи - Итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека». Галилео Галилей - Итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени. Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Николай Коперник - Польский астроном, математик, механик, экономист, каноник эпохи Возрождения. Наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции. Джордано Бруно - Итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма. Будучи католическим монахом, Джордано Бруно развивал неоплатонизм в духе возрожденческого натурализма

12 слайд

Описание слайда:

Социально-политическая философия Философия Реформации Философия социалистов-утопистов Политическая философия П Р О Б Л Е М Ы - государство, его устройство, механизм правления; принципы устройства общества; взаимоотношения государственных институтов, церкви, верующих.

13 слайд

Описание слайда:

Натурфилософия (XVI – XVII вв.) Проблема движения Проблема материи Движущая сила - разумное начало, неотделимое от материи(пантеизм) Концепции Пантеистическая Атомистическая

14 слайд

Описание слайда:

Методология Метафизические тенденции (XVIв.) Диалектические тенденции (XV-XVIвв.)

15 слайд

Описание слайда:

Гносеология Познаваемость мира Признание воздействия внешнего мира на органы чувств в качестве источника знания Утверждение роли разума и логики Отрицание врожденных идей

16 слайд

Описание слайда:

Социальные проблемы Обновление социального идеала на основе божественного природного закона Отрицание частной собственности Равное распределение материальных благ Общественный труд

17 слайд

Описание слайда:

Политика Тираноборческое направление (республиканское) Монархическое направление (абсолютизм)

18 слайд

Описание слайда:

Получил распространение в Европе в XIV-сер. XVвв. Центр – Италия. По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась в иносказательной форме (Данте Алигьери, Франческа Петрарка, Лоренцо Валла, Эразм Роттердамский). - антицерковная и антисхоластическая направленность; - стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека; - антропоцентризм – особое внимание к человеку, воспевание его сил, величия, возможностей; - жизнеутверждающий оптимизм. Особенности философии гуманизма

19 слайд

Описание слайда:

ФИЛОСОФИЯ ГУМАНИЗМА Эразм Роттердамский - Крупнейший учёный Северного Возрождения, прозванный «князем гуманистов». Способствовал возвращению в культурный обиход литературного наследия античности. Писал преимущественно на латыни. Франческо Петрарка - Итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса. Данте Алигьери - Великий итальянский поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературного итальянского языка, политический деятель.

20 слайд

Описание слайда:

ЗНАМЕНИТЫЕ ИСТОРИКИ, ГУМАНИСТЫ Лоренцо Валла - Итальянский гуманист, родоначальник историко-филологической критики, представитель исторической школы эрудитов. Обосновывал и защищал идеи в духе эпикуреизма. Леонардо Бруни - Итальянский гуманист, писатель и историк, один из знаменитейших учёных, украсивших собой век итальянского Возрождения.

21 слайд

Описание слайда:

Идеалистическое направление, ставившее своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие (Николай Кузанский, Джованни Пико делла Мирандола, Джамбаттиста Вико). - предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалась роль первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей; не отрицали Божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм; - призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления. НЕОПЛАТОНИЗМ

22 слайд

Описание слайда:

ХРИСТИАНСКИЙ НЕОПЛАТОНИЗМ Джованни Пико делла Мирандола -Итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма. Николай Кузанский - кардинал Римской католической церкви, крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог, учёный-энциклопедист, математик, церковно-политический деятель. Джамбаттиста Вико - Итальянский философ, основоположник философии истории и этнической психологии. Автор известной «Новой науки».

23 слайд

Описание слайда:

Критика идеологии средневекового католицизма, противопоставление авторитета Библии авторитету Церкви как посредника между человеком и Богом. (Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Ульрих Цвингли, Жан Кальвин) Реформация XVI-XVII вв.

24 слайд

ДИСЦИПЛИНА: ФИЛОСОФИЯ
ТЕМА №7 ФИЛОСОФИЯ
ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Выполнила: ассоц. профессор ФОГП
Акбаева Л.Н.
Алматы, 2015

ПЛАН ЛЕКЦИИ №7 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1. СПЕЦИФИКА И ЭТАПЫ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
2. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ
ВОЗРОЖДЕНИЯ.
3. НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
4. ФИЛОСОФИЯ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО.
5. ФИЛОСОФИЯ ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛЫ.
6. ФИЛОСОФИЯ МИШЕЛЯ ДЕ МОНТЕНЯ.
7. ФИЛОСОФИЯ ТОМАСА МОРА.
8. ФИЛОСОФИЯ МАРТИНА ЛЮТЕРА.
9. ФИЛОСОФИЯ ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛЫ.
10. ФИЛОСОФИЯ НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ.
11. ФИЛОСОФИЯ ДЖОРДАНО БРУНО.
12. ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ: ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ,
ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. СПЕЦИФИКА И ЭТАПЫ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ВОЗРОЖДЕ́ НИЕ, или РЕНЕССА́НС (фр. Renaissance, итал. Rinascimento)
– светская культурная эпоха, пришедшая после Средневековья,
возникшая в Италии, а позже во Франции, Германии, Нидерландах.
Термин «ВОЗРОЖДЕНИЕ» впервые был введён итальянским художником и
архитектором ДЖОРДЖО ВАЗАРИ в книге «Жизнеописания наиболее
знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» в 1550 г.
Речь идёт о ВОЗРОЖДЕНИИ АНТИЧНЫХ НАУК И ИСКУССТВА
после долгого господства средневековой культуры.
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ - XIV-XVI ВЕКА.
ПЕРИОДЫ ЭПОХИ:
1. «РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ» - в Италии период с 1420 по 1500 г.
2. «ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ» - в Италии, Франции с 1500 по 1580 г.
3. «ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ» - в Италии с 1580 г. до конца 16 в.
3. «СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ» - в Нидерландах, Германии, Дании
Швеции с пер. пол. 16 в.

2. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1.
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – преобладание интереса к человеку,
вера в его безграничные возможности и достоинство;
2. АНТИКЛЕРИКАЛИЗМ (лат. clericalis - церковный) – светский характер
философии, отрицание не религии и Бога, а церкви,
сделавшей себя посредником между богом и верующими;
3. ГУМАНИЗМ (от лат. humanus - человеческий) – признание ценности
человека как личности. Его права на проявление его способностей.
Ренессанский гуманизм – новое мировоззрение и социальный идеал.
4.Обращение и возрождение АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ, науки и искусства.
5. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - принцип авторского своеобразия,
творческой новизны.
6. Философская основа - ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ НЕОПЛАТОНИЗМ 6.1. ПАНТЕИЗМ как принципиально новое пантеистическое миропонимание;
6.2. Интерес к социальным проблемам обществу, государству.

3. НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Философия итальянского гуманизма.
Данте Алигьери (1265-1321)
Франческо Петрарки (1304-1374)
Джованни Боккаччо (1313-1375)
Ренессансный пантеизм.
Николай Кузанский (1401-1464)
Философия ренессансного естествознания.
Леонардо да Винчи (1452-1519)
Николай Коперник (1473-1543)
Политическая философия
Никколо Макиавелли (1469-1527)
Натуралистический пантеизм
Джордано Бруно (1548-1600)
Социальный утопизм
Томас Мор (1478-1535)
Томаззо Кампанелла (1568-1639)

3.НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1. Гуманистическое (XIV - XV вв.), представители: Пико делла Мирандола, Данте
Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла) - в центр внимания ставило человека,
воспевало его достоинство, величие иронизировало над догматами Церкви.
2. Неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский,
Пико делла Мирандола, Парацельс - развивали учение Платона, пытались
познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма.
3. Натурфилософское (XVI - нач. XVII вв), представители: Николай Коперник,
Джордано Бруно, Галилео Галилей, пытавшиеся развенчать учения Церкви о Боге,
Вселенной, Космосе, опираясь на астрономические и научные открытия.
4. Реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого - Мартин Лютер, Томас
Мюнцер, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский - стремились коренным образом
пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью.
5. Политическое (XV - XVI вв.), представитель: Николо Макиавелли) - изучало
проблемы управления государством, поведение правителей.
6. Утопическо-социалистическое (XV - XVII вв.), представители -Томас Мор, Томмазо
Кампанелла) - искало идеально-фантастические формы построения государства,
основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении.

4. ФИЛОСОФИЯ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО

НИКОЛАЙ
КУЗАНСКИЙ
(1401-1464)
основоположник мистического пантеизма.

философ-теолог,
кардинал,
Дал новую трактовку бытия и познания:
1. Не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и
окружающий мир, Вселенная - одно и то же);
2. «Единое» (Бог) и «бесконечное» (Его творение) относятся между собой как
минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и Его творение
совпадают, то совпадают минимум и максимум: «Соединяй видимые
противоположности в предшествующем им единстве».
Исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения
противоположностей: поскольку противоположости совпадают, то совпадают
форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция)
неразрывны и бытие едино).
Основной труд – трактат «Об учёном незнании» (1440).
Человеческое знание есть «знание незнания» или «учёное незнание».
Невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний
приведет только к учености, но не истинному знанию а
"ученому незнанию" - термин Николая Кузанского.

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ
фрагмент «Распятия с донатором Николаем
Кузанским» работы мастера жития Марии
ЛЕОНАРДО БРУНИ –
основатель термина «ГУМАНИЗМ»
в эпоху Возрождения.

5. ФИЛОСОФИЯ ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛЫ

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА – философгуманист, освоил традицию аристотелизма.
Главный труд – «900 тезисов», введение к которому
стала «РЕЧЬ О ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА» самое знаменитое ренессансное мировосприятие.
Основные идеи:
1. возвысить человека и отделить от
окружающего мира, признать отдельной
реальностью ("четвертым миром" космоса,
наряду с элементарным, небесным и
ангельским);
2. признать за человеком полную свободу
выбора;
3. объединить все философские учения и найти
"золотую середину" путем их согласования.
ПИКО ДЕЛЛА
МИРАНДОЛА
(1463-1494)

6. ФИЛОСОФИЯ МИШЕЛЯ ДЕ МОНТЕНЯ

МИШЕЛЬ ЭЙКЕМ ДЕ МОНТЕНЬ – «французский
Сократ». Вошёл в историю философии как философскептик.
Главный труд – «ОПЫТЫ» (кн. 1-3 - 1580-88 гг.).
В «Опытах» рассмотрен вопрос о
человеческом знании: критикуя предрассудки, показана
историческая относительность и изменчивость знания.
«ФИЛОСОФСТВОВАТЬ» - ЗНАЧИТ СОМНЕВАТЬСЯ.
Опыт служит для Монтеня учителем.
Впервые ввёл термин «ЭССЕ», который употреблялся
в понимании понятия «опыт».
Главной способностью, которую следует
развивать в процессе воспитания является суждение.
Оно возникает в опыте из сопоставления разума
с действительностью.
Ставил разум выше авторитета, обычая и «непреложных»
истин. Теологию считал ложной наукой, закабаляющей
разум. Отрицал бессмертие души и посмертное
воздаяние.Поэтому после смерти Монтеня в 1676 г. было
включено Ватиканом в индекс запрещённых книг.
Мишель Эйкем де
Монтень
(1533-1592)

7. ФИЛОСОФИЯ ТОМАСА МОРА

МОР ТОМАС (1478-1535) - английский гуманист, государственный деятель, один
из основоположников УТОПИЗМА, предшественник утопического социализма.
Главный труд – «УТОПИЯ» (1516) в переводе с греч. - «Нигдения» или места,
которого нет.
Основные идеи Утопии:
1. не существует частной собственности;
2. все граждане участвуют в производительном труде;
3. труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;
4. все произведенные продукты поступают в собственность общества
и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии;
5. достаточно короткого рабочего дня - шесть часов;
6.от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые
способности к наукам;
7. самые грязные работы выполняют - военнопленные и осужденные преступники;
8. первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья,
а "трудовая семья" (трудовой коллектив);
9. все должностные лица избираются - прямо или косвенно;
10. мужчины и женщины имеют равные права.

Г. Гольбейн. Портрет ТОМАСА МОРА(1527 г.)

8. ФИЛОСОФИЯ МАРТИНА ЛЮТЕРА

МАРТИН ЛЮТЕР (1483-1546) – немецкий мыслитель, глава немецкой
Реформации, основатель немецкого протестантизма – лютеранства, один из
создателей общенемецкого литературного языка.
31 октября 1517 г. на дверях церкви в Виттенберге вывесил 95 тезисов против
торговли индульгенциями, положивших начало Реформации.
Главные труды – «К христианскому дворянству немецкой нации», «О свободе
христианина, «О вавилонском пленении церкви», «О рабстве воли».
Основополагающие идеи М.Лютера:
1.Спасение только верой, благодатью и Библией, которую человеку дарует только Бог..
2. Между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая
Церковь;
3. Церковь должна стать демократичной, а обряды - понятными людям;
4. Дело служения Богу - не только профессия, которую монополизировало
духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан;
5. Необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;
6. Необходимо запретить индульгенции.
Чтобы гарантировать свободу совести, сделать Библию доступной для каждого,
посвятил 15 лет переводу её на немецкий язык.

МАРТИН ЛЮТЕР

9. ФИЛОСОФИЯ ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛЫ

ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА - итальянский философутопист и писатель, один из первых представителей
утопического социализма.
Главный труд – «Город солнца» (1602 г.).
отсутствует частная собственность;
все граждане участвуют в производительном труде;
результаты труда поступают в собственность всего общества,
а затем равномерно распределяются между его членами;
труд совмещается с одновременным обучением;
жизнь соляриев регламентирована до мельчайших
подробностей, от подъема до отхода ко сну;
солярии все делают вместе: ходят с работы и на работу,
трудятся, едят, отдыхают, поют песни;
большое внимание уделяется воспитанию - с рождения
ребенок забирается от родителей и воспитывается в
специальных школах, где обучается наукам и приучается к
коллективной жизни;
во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель
(избираемый соляриями) - Метафизик, владеющий всеми
знаниями своей эпохи и всеми профессиями.
Томмазо
Кампанелла
(1568-1639)

10. ФИЛОСОФИЯ НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ

НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ (1469-1527) – итальянский политический деятель и
философ. Автор идеи о всеобщей воинской обязанности.
Главный труд - «ГОСУДАРЬ» (1532 г.).
Основная идея: «ВСЕ СРЕДСТВА ХОРОШИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ».
Именем Макиавелли - «макиавеллизм» - называется политика,
основанная на культе грубой силы и пренебрежении нормами морали.
Основные положения:
человек обладает изначально злой природой;
движущие мотивы поступков человека - эгоизм и стремление к личной выгоде;
совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только
свои эгоистические интересы;
для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается государство;
правитель должен руководить не забывая о низменной природе подданных;
правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в
действительности, а не то правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками
либо противниками, а казна - промотана;
руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;
в борьбе за освобождение родины от иностранного владычства допустимы все
средства, в том числе коварные и аморальные.

НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ

11. ФИЛОСОФИЯ ДЖОРДАНО БРУНО

ДЖОРДАНО БРУНО (1548-1600) – итальянский философ-пантеист, поэт,
страстный борец против схоластики и католической церкви.
Главный труд – «О бесконечности. Вселенной и мирах».
Философские взгляды Бруно – пантеистическая натурфилософия.
Целю философии считал познание «бога в вещах».
Развил гелиоцентрическую теорию Н.Коперника:
1. Солнце является центром только по отношению к Земле,
но не центром Вселенной;
2. Вселенная не имеет центра и бесконечна;
3. Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);
4. Звезды - небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные
системы;
5. Число миров во Вселенной бесконечно;
6. Все небесные тела - планеты, звезды, а также все, что имеется на них,
обладают свойством движения;
7. Не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог- одно целое.
Этика Бруно проникнута утверждением «героического энтузиазма».
возвышающей человека над повседневностью.

ДЖОРДАНО БРУНО

12. ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ: ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ, ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА

В литературе Возрождения выразились гуманистические идеалы эпохи,
прославление свободной, всесторонне развитой личности.
Великие литераторы эпохи: Франческо Петрарка ("Книга песен", "О презрении
к миру"), Данте Алигьери («Божественная комедия»), Дж.Боккаччо
(«Декамерон»), М. де Сервантес («Дон кихот»), Франсуа Рабле («Гаргантюа и
Пантагрюэль»).
Данте Алигьери в «Божественной комедии»:
1. признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала,
которые гармонируют друг с другом;
2. верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.
Знаменитое высказывание: «Оставь надежду всяк сюда входящий» (Вывеска перед
адом).
Философские идеи Ф. Петрарки:
1. человеческая жизнь дается один раз и уникальна;
2. человеческая личность должна быть свободной - как физически, так и духовно; «ВИТРУВИАНСКИЙ ЧЕЛОВЕК» ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИОСНОВНАЯ
1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К., Философия Ч.1.,
Алматы, 2010. -287 с.
2. Бегалинова К.К., Альжанова У.К., Философия Ч.2.,
Алматы, 2010. -381 c.
3. Канке В.А. Философия для технических специальностей.
Учебник. М., 2010.-500 с.
4. Алексеев П..В.Панин А.В. Философия:Учебник, МГУ,
2008.-400 с. Алексеев П..В.Панин А.В. Философия:Учебник,
МГУ, 2008.-400 с.
5. Кохановский В.П.Философия: Конспект лекций, Р-на-Д:
Феникс, 2007.-192 с.
6. Габитов Т.Х. Философия: Учебник.-Алматы: Раритет,
2008.-400 с.
7. Философия: Учебник /под ред. А.Ф.Зотова и др./.-М.:
Академический проспект, 2007.-688 с.

Cлайд 1

Тема 5. Философия Возрождения и Нового времени. Гуманизм и натурфилософия эпохи Возрождения. Социально-политические взгляды Возрождения. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. Социально-политические концепции Нового времени.

Cлайд 2

Литература: Бруно Дж. О причине, начале и едином. Бруно Дж. О бесконечности, вселенной и мирах. Мор Т. Утопия. Бэкон Ф. Идолы человеческого разума. Декарт Р. Правила для руководства ума. Декарт Р. Философское понимание природы. Спиноза Б. Учение о субстанции. Лейбниц. Монадология. Гоббс Т. Левиафан. Локк Дж. Теория познания. Юм Д. О человеческой природе. Беркли Дж. О принципах человеческого знания. Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988. Фильм: На пути к золотому сечению: «Философия и искусство».

Cлайд 3

Термин «Возрождение» был впервые использован итальянским художником и архитектором Джорджо Вазари в книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» в 1550 году. Периодизация эпохи Возрождения: Проторенессанс: XIII век – ducento - «двухсотые», 1200-е гг. Раннее Возрождение: XIV век – trecento – «трехсотые», 1300-е гг. Высокое Возрождение: XV век – quatrocento – «четырехсотые», 1400-е гг. Позднее Возрождение: XVI век – cinquicento – «пятисотые», 1500-е гг.

Cлайд 4

Эпоха Возрождения – совокупность философских направлений, которые совершили переворот в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношения к нему. Основной культурной парадигмой становится АНТРОПОЦЕНТРИЗМ, полагающий человека центром и смыслом мироздания. Характерные черты: индивидуализм и субъективизм стали основаниями культуры Возрождения; гуманизм как новое мировоззрение, этика, социальный идеал и научный метод; антицерковная и антисхоластическая направленность, секуляризация общественной жизни; жизнеутверждающий характер и оптимизм; история утрачивает свой священный смысл и становится практическим делом реальных людей; возрождение античного культурного наследия; создание новой пантеистической картины мира; титанизм создает не только великих героев, но и антигероев.

Cлайд 5

Основные направления философии Возрождения: гуманистическое; неоплатоническое; натурфилософское; реформационное; политическое; социалистическо-утопическое.

Cлайд 6

Гуманизм (от лат.humanitas – человечность) понимается как воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. Основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Родоначальником гуманизма считается Франческо Петрарка (1304-1374) «О невежестве собственном и многих других», «Книга песен», «О презрении к миру»; отвергает схоластическую ученость; предлагает новый подход к оценке античного наследия: стремиться не только подняться до высот античной культуры, но и превзойти ее; подлинная философия должна стать наукой о человеке; заложил основы личностного самосознания Возрождения.

Cлайд 7

Наиболее известные философы - гуманисты Данте Алигьери (1265-1321) «Божественная комедия», «Новая жизнь»; Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) «Речь о достоинстве человека»; Лоренцо Валла (1507-1557) «О наслаждении как истинном благе»; Эразм Роттердамский (1466-1536) «Похвала глупости»; Мишель Монтень (1533-1592) «Опыты».

Cлайд 8

Основные черты натурфилософии: обоснование материалистического взгляда на мир; стремление отделить философию от теологии; формирование научного мировоззрения; выдвижение новой картины мира; утверждение, что мир познаваем; важное значение приобретает практическая наука, представляющая собой попытку изменить мир.

Cлайд 9

Бертран Рассел, философ, математик, лауреат «Нобелевской премии» в области литературы в своем труде «История западной философии» дал отличие авторитета науки от авторитета церковной догмы: авторитет науки по своему характеру является интеллектуаль-ным, а не правительственным; никакие кары не обрушиваются на головы тех, кто отвергает авторитет науки; никакие соображения выгоды не влияют на тех, кто его принимает; авторитет наука завоевывает исключительно призывом к разуму; авторитет науки как бы соткан из частичек и кусков, а не цельной системы – как церковная догма; если церковный авторитет провозглашает свои суждения абсо-лютно верными и неизменными во веки веков, то суждения науки являются опытными, делаются на основе вероятностного подхода и признаются относительными.

Cлайд 10

Представители натурфилософии эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи (1452-1519) «Книга о живописи», «Об истинной и ложной науке»; Николай Кузанский (1401-1464) «Об ученом незнании», «О предположениях» и др.; Николай Коперник (1473-1543) «Об обращении небесных сфер»; Джордано Бруно (1548-1600) «О природе, начале и едином», «О бесконечности Вселенной и мирах» и др.; Галилео Галилей (1564-1642) «Звездный вестник», «Диалог о двух главных системах мира» и др.

Cлайд 11

Николай Коперник совершил переворот в естествознании, разработав гелиоцентрическую систему мира По духу его работа пифагорейская; солнце является центром мироздания, что опровергало геоцентрическую систему мира Птолемея; земля имеет двойное движение: суточное вращение и годовое круговое вращение вокруг Солнца; космос бесконечен и все космические тела движутся по собственной траектории; процессы в космосе объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла.

Cлайд 12

Джордано Бруно – итальянский философ и поэт, материалист-пантеист. В 1592 г. был арестован инквизицией и обвинен в ереси и свободомыслии и 17 февраля 1600 г. был сожжен на костре. Солнце центр Вселенной по отношению к Земле, но не центр Вселенной; Вселенная не имеет центра и бесконечна; звезды подобны Солнцу и имеют свои планетные системы; все небесные тела обладают свойством движения; выдвинул гипотезу о том, что во Вселенной мы не одиноки и могут быть разумные существа; не существует Бога отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое.

Cлайд 13

Галилео Галилей - один из основателей современной экспериментальной науки. Впервые показал как важен инструментарий для развития науки. ввел метод наблюдения, выдвижения гипотезы и их опытной проверке на практике; открыл значение ускорения в динамике установил закон падения тел; изучая полет снарядов, установил принцип параллелограмма; отстаивал гелиоцентрическую систему мира; изобрел телескоп и обнаружил ряд важных явлений: пятна на Солнце, горы на Луне, Млечный путь состоит из множества отдельных звезд, наблюдал фазы Венеры, открыл спутники Юпитера.

Cлайд 14

Социально-политическим концепциям Возрождения относятся реформация, политическая философия Н.Макиавелли, социалистическо-утопическое направление. Реформация послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и католицизма. Политическая философия Никколо Макиавелли исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Социалистическо-утопическое направление основное внимание сосредоточило на разработке проектов идеального государства, где восторжествовала социальная справедливость, основанная на общественной собственности.

Cлайд 15

Основоположником Реформации был Мартин Лютер, который 31 октября 1517 г. прибил 95 тезисов против индульгенций общение между Богом и верующими должно происходить напрямую, без участия католической Церкви; церковь должна стать демократичной, а обряды понятными людям; требовал уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского; должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти; освободить культуру и образование от засилья католических догм; необходимо отменить индульгенции.

Cлайд 16

Основные идеи политической философии Никколо Макиавелли (1469-1527): человек изначально обладает злой природой; движущими мотивами поступков становятся эгоизм и стремление к личной выгоде; для обуздания низменной натуры человека создается особая организация – государство; на основании опыта истории и современных ему событий раскрывает как завоевывается власть, как она удерживается и теряется; правитель должен быть «хитрым как лис, свирепым как лев»; ни в коем случае правитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей; центральное место также занимает в его учении идея «фортуны» (судьбы), которая благоволит молодым и богатым; в борьбе за политическую власть, и в особенности за освобождение родины от посягательств иностранного владычества, допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.

Cлайд 17

Социалистическо-утопическое направление представлено трудами Томаса Мора и Томазо Кампанелла: Т. Мор «Утопия»: Не существует частной собственности; Всеобщая 6-часовая трудовая мобилизация; Действует принцип: «От каждого по способностям, каждому по труду»; Первичной ячейкой общества является «трудовая семья» Мужчины и женщины имеют равные права; Т.Кампанелла «Город Солнца»: Отсутствует частная собственность; все участвуют в трудовом процессе; труд совмещается с одновременным обучением; жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей; дети живут отдельно от родителей и воспитываются в специальных школах; во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель – Метафизик.

Cлайд 18

Новое время - XVII век - стал переломным в европейской истории. Важнейшим фактором становится развитие НАУКИ. Общая характеристика эпохи Нового времени: это век развития экспериментального математического естествознания; было завершено создание классической механики, которое основывалось на достигнутых результатах И.Ньютона, Э.Торричелли, И.Кеплера, Н.Коперника и др. в философии оформились два направления – эмпиризм и рационализм; государства более заменяют Церковь как орган управления, контролирующий культуру; эпоха ранних буржуазно-демократических революций; философия выступает за практическую значимость своих концепций, за их жизненное применение, за реальное влияние на человеческие судьбы.

Cлайд 19

Основные проблемы философии Нового времени: разработка нового метода познания (Ф.Бэкон и Р.Декарт); обоснование онтологического статуса бытия (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц); попытки решения проблем социальной жизни (Т.Гоббс, Дж. Локк).

Cлайд 20

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – член парламента Великобритании, впоследствии лорд-канцлер, родоначальник английского материализма, предложил метод опытного изучения природы. Основные труды: «Новый Органон», «О достоинстве и преумножении наук», «Новая Атлантида» и др. Известные изречения:«Знание – сила», «природа не храм, а мастерская», «мы столько можем, сколько знаем». Основные идеи: дать человеку средствами научных открытий и изобретений овладеть силами природы; впервые провел классификацию наук; разработал метод индукции; указал конкретные пути познания; обозначил заблуждения «идолы» разума. Cлайд 22 Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) – яркий представитель рационализма. Основные труды: «Богословско-политический трактат», «Политический трактат», «Этика». На основе теории субстанции Декарта разработал собственную систему о единой субстанции; разработал учение о трех родах знания; дал объяснение проблем детерминизма, соотношения свободы и необходимости, творчества как деятельного начала.

Cлайд 23

Готфрид Лейбниц (1646-1716) – немецкий ученый-математик, юрист, предшественник немецкой классической философии. Учение Лейбница о монадах: Весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих единую природу; принципиально следует различать мир умопостигаемый (мир истинно сущего)и мир феноменальный (чувственно воспринимаемый физический мир); в основе мира лежат неделимые первоэлементы - монады (с греч. «единое») – «духовные атомы»; все они объединены принципом предустановленной гармонии; монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением; монады замкнуты и независимы друг от друга; существует четыре класса монад: «голые монады», «монады животных», «монады человека», «Бог».

Cлайд 24

Томас Гоббс (1588-1679) – английский философ и политический мыслитель. Основные труды: «О гражданине», «Левиафан», «О теле», «О человеке». Продолжал философские традиции Ф.Бэкона; был убежденным материалистом; познание происходит благодаря чувственному восприятию; сигналы из окружающего мира являются своеобразными знаками; провел классификацию сигналов; считал важнейшей проблемой вопросы общества и государства; первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный договор;

Cлайд 25

Джон Локк (1632-1704) сформулировал основы эмпиризма в сенсуалистической теории и стал одним из основателей доктрины либерализма. Основные труды: «Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о правительстве» и др. В основе познания может лежать только опыт: «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Сознание – это пустое помещение, tabula rasa, которое в течение жизни заполняется опытом; выделяет два основных источника идей: ощущения и рефлексию; а также три вида знания: интуитивное, демонстративное, сенситивное; в социально-политическом учении исходит из естественного состояния общества; выделил основные неотчуждаемые естественные права человека: жизнь, свобода, собственность; для обоснования своего утверждения, что власть правителя не может быть абсолютной, впервые выдвинул идею о разделении властей: законодательная, исполнительная и федеральная.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Тема: Философия Возрождения и Нового времени ЛКСАИОТ Преподаватель Горяинова Наталия Викторовна

2 слайд

Описание слайда:

ПЛАН: Основные черты и направления философии эпохи Возрождения Философия Николая Кузанского (1401-1464) Философия Эразма Роттердамского (1469-1536) Философия Мишеля Монтеня (1533-1592) Политическая философия Возрождения

3 слайд

Описание слайда:

1. Основные черты и направления философии эпохи Возрождения Эпоха Возрождения (Ренессанса) начинается в XIV в. в Италии и в XV в. в других европейских странах и продолжается вплоть до начала XVII в.

4 слайд

Описание слайда:

Основные черты философии Возрождения следующие: Гуманизм - обоснование самоценности человека, его прав и свобод. Гуманизм (от лат. humanus - человечный) подчеркивает, что конечной целью философии должен являться человек как венец творения Эстетизм - ведущая роль искусства. Обозначает высокую роль творчества в эпоху возрождения. сонеты Ф. Петрарки, новеллы ДЖ. Боккаччо, драматургия У. Шекспира, романы М. Сервантеса, скульптуры Микеланджело, полотна Леонардо да Винчи - все это классические образцы небывалого подъема искусства. Свободомыслие - освобождение от догматического средневекового мышления. Свободомыслие подразумевает свободу человеческого мышления. бог дал человеку свободную волю для того, чтобы он решал практические и теоретические проблемы собственными силами, не уповая при этом на высшие силы Антропоцентризм - в центре мировоззрения стоит человек. Антропоцентризм (от греч. anthropos - человек) возрождения обозначает, что место бога в центре мироздания занимает человек. он становится самостоятельным творческим началом, почти равным богу;

5 слайд

Описание слайда:

Основные направления философии Ренессанса отсылают к греческим и римским образцам Направление Античный образец Представители Возрождения Натурфилософия Досократики Николай Кузанский, Г.Галилей, Леонардо да Винчи,ДЖ. Бруно Скептицизм Пиррон М. Монтень, ЭразмРоттердамский Политическая философия Платон, Аристотель Т. Мор, Н. Макиавелли Само название «Возрождение» подчеркивает, что философы этого времени пытались найти обоснования своего поиска в свободном и демократическом духе античности, возрождая классическую древность. Основные направления философии Ренессанса отсылают к греческим и римским образцам

6 слайд

Описание слайда:

Натурфилософия возвращается к идеям природы и Космоса. Предшественник итальянской натурфилософии Николай Кузанский (1401-1464) Выдвигает идею пантеизма – отождествляет природу и бога. Поскольку Вселенная, как и бог, бесконечна, ее нельзя познать при помощи ограниченной логики - к абсолютной истине можно бесконечно приближаться, но овладеть ею нельзя. На место логики ставится «ученое незнание» - символическое мышление, где сливаются противоположности.

7 слайд

Описание слайда:

Пример: А В а Прямая а по определению бесконечна. Отрезок АВ конечен. Однако АВ можно разделить на разное число частей (от двух до бесконечности). Следовательно, АВ также внутри себя бесконечен. Поскольку оо = со, прямая а равна отрезку АВ. Если символически представить, что прямая - это бог, а отрезок - человек, то человек становится равным богу и Космосу.

8 слайд

Описание слайда:

Душа человека неисчерпаема и бесконечна, поэтому может быть представлена как целая Вселенная (микрокосм), равная физической Вселенной (макрокосм). Пантеизм Николая Кузанского повлиял на дальнейшее развитие науки - исследование Вселенной получило свое оправдание: изучать бога можно не только через откровение, но и через изучение природы.

9 слайд

Описание слайда:

Выдвинул идею «ученого незнания» («знание о незнании»). При помощи чувств, разума и интеллекта мы можем познать вещи, но наше знание о конечных вещах всегда выходит за свои пределы, встречаясь с незнаемым. В основе познание лежит противоположность конечного знания и знания абсолютного, безусловного, т.е. незнание об этом безусловном (божественном). Безусловное знание человек может приобрести только символично, в том числе через математические символы. Человек – не есть часть целого, он - новое целое, индивидуальность.

10 слайд

Описание слайда:

Важной заслугой изучения природы также стала гелиоцентрическая модель Солнечной системы (Земля вращается вокруг Солнца), сменившая геоцентрическую (Солнце вращается вокруг Земли). Здесь известны имена Николая Коперника (1473-1543), Джордано Бруно (1548-1600), Галилео Галилея (1564-1642), которые стоят у истоков европейской экспериментальной науки.

11 слайд

Описание слайда:

Скептицизм - это реакция на религиозную догматику и форма проявления творческого свободомыслия. Голландский философ Эразм Роттердамский (1469-1536) В своей знаменитой книге «Похвала глупости» высмеивает фальшивую мораль и ученость схоластов, предпочитая ей глупость «живой жизни»: «В человеческом обществе все полно глупости, все делается дураками и среди дураков. Ежели кто захочет один восстать против всей вселенной, я посоветую ему бежать в пустыню и там, в уединении, наслаждаться своей мудростью»

12 слайд

Описание слайда:

Призывал человека к такому образу духовной жизни, в которой сочетались бы свобода, ясность, миролюбие, умение не впадать в крайности. Считал неприемлемыми чертами духовного облика человека грубый фанатизм, невежество, готовность к насилию и лицемерию. Призывал вернуться к первоистокам христианства, возродить раннехристианские идеалы. Для всех явлений общественной жизни, всех вещей характерны двойственность, наличие у них противоположных свойств. В социально-политической области был сторонником сильной монархии, так как надеялся, что монархи всегда будут проявлять просвещенность и гуманизм

13 слайд

Описание слайда:

Девизом французского мыслителя Мишеля Монтеня (1533-1592) были слова «Точно известно, что ничего точно не известно». Свой скептицизм Монтень выразил в работе «Опыты». «Я полагаю, что почти на каждый вопрос надо отвечать: не знаю». «В начале всякой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом - незнание» «Пусть совесть и добродетели ученика находят отражение в его речи и не знают иного руководителя, кроме разума»

14 слайд

Описание слайда:

Когда Монтень призывает сосредоточить на себе и своем собственном благе все наши помыслы и намерения, то этим он выражает одну из основных идей Возрождения, в соответствии с которой в центр мироздания становится человек с его чувствами и помыслами. Обращенность к человеку нужна Монтеню, чтобы выразить сомнение в символе религиозной веры.

15 слайд

Описание слайда:

Политическая философия Возрождения Мечты Платона об идеальном государстве находят свое продолжение в традиции утопизма. У ее истоков стоит Томас Мор (1478-1535), автор книги «Утопия» (слово «утопия» значит «несуществующее место»). Здесь он описывает несуществующее государство, где все основано на принципах равенства и справедливости - собственность является общей, все работают одинаково и каждому принадлежит равное количество благ.

Философия эпохи ВОЗРОЖДЕНИЯ


Вопрос 1. Предпосылки возникновения и особенности гуманистической философии

Предпосылки складывания гуманистической философии :

  • совершенствование орудий труда и производственных отношений;
  • развитие ремесла и торговли (авторитет Итальянских городов-республик);
  • усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;
  • укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

  • появление первых парламентов;
  • отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;
  • повышение уровня образованности в Европе в целом и складывание системы светского образования;
  • великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);
  • научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).

Характерные черты философии эпохи Возрождения :

  • антропоцентризм и гуманизм - преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
  • секуляризация общественного сознания, оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими);
  • перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;
  • пантеизм, и принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);
  • большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;
  • торжество индивидуализма;
  • широкое распространение идеи социального равенства.

Вопрос 2 Основные направления философии эпохи Возрождения.

Основные направления

направление


Гуманизм

Особенности:

  • Гуманизм как философское направление получил распростра­нение в Европе в XIV - середине XV вв. Его центром была Италия.
  • По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме.
  • Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла;
  • стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;
  • антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей.

Данте Алигьери (1265 - 1321) - "Божественная комедия" , "Новая жизнь"

В своих произведениях Данте:

  • воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые догмы христианского учения;
  • восхваляет человека;
  • отходит от трактовки человека исключительно как божественного создания;
  • признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом;
  • верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.

Франческо Петрарка (1304 - 1374) - "Книга песен", "О презрении к миру".

  • человеческая жизнь дается один раз и уникальна;
  • человек должен жить не для Бога, а для самого себя;
  • человеческая личность должна быть свободной - как физически, так и духовно;
  • человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим;
  • человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал;
  • загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;
  • человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;
  • внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.

Натурфилософия

Основные черты натурфилософии:

  • обоснование материалистического взгляда на мир;
  • стремление отделить философию от теологии;
  • формирование научного мировоззрения, свободного от теологии;
  • выдвижение новой картины мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной);
  • наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

Николай Коперник (1473 - 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия:

  • Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм);
  • Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом);
  • все космические тела движутся по собственной траектории;
  • космос бесконечен;
  • процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены "священного" смысла.

Джордано Бруно (1548 - 1600) развил и углубил философские идеи Коперника:

  • Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной;
  • Вселенная не имеет центра и бесконечна;
  • Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);
  • звезды - небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы;
  • число миров во Вселенной бесконечно;
  • все небесные тела - планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения;
  • не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог - одно целое.

Галилео Галилей (1564 - 1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно:

  • изобрел телескоп и его помощью исследовал небесные тела;
  • доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси;
  • обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни - "моря") на Луне;
  • открыл спутники вокруг других планет;
  • исследовал динамику падения тел;
  • доказал множественность миров во Вселенной.

Утопическая философия

Особенности:

  • основное внимание сосредоточено на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость;
  • эти проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы;
  • идеи социалистов-утопистов отражали стремление изменить мир, как в эпоху Возрождения, так и в будущем.
  • наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Томас Мор (1478 - 1535) «Утопия» (греч. - место, которого нигде нет) - выдуманный остров, на котором находится идеальное государство.

  • не существует частной собственности ;
  • все граждане участвуют в производительном труде;
  • труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;
  • все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии:
  • в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня - шесть часов;
  • от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам;
  • самые грязные работы выполняют рабы - военнопленные и осужденные преступники;
  • первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а "трудовая семья" (фактически - трудовой коллектив);
  • все должностные лица избираются - прямо или косвенно;
  • мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности);
  • жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.

Томмазо Кампанелла (1568 - 1639) "Город Солнца".

  • отсутствует частная собственность ;
  • все граждане участвуют в производительном труде;
  • результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами;
  • труд совмещается с одновременным обучением;
  • жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну;
  • солярии все делают вместе : ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни;
  • большое внимание уделяется воспитанию - с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;
  • во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) - Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.

Политическая философия

Политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы.

Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли (1469 - 1527) - итальянский политический деятель, философ и писатель.

Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:

  • человек обладает изначально злой природой;
  • движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;
  • совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;
  • для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация - государство;

  • правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;
  • правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна - промотана);
  • ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;
  • в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.
  • Философия Макиавелли стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох. Получила название «макиавеллизм».

Учение о фортуне

  • непредопределенность жизненного пути человека;
  • фортуна – «внешняя сила» определяет лишь половину поступков человека;
  • вторая половина определяется им самим посредством проявления свободной воли, поэтому человек сам «кузнец своего счастья».

Выводы:

  • человек стал рассматриваться как творец самого себя и господин над окружающей природой;
  • стала высоко оцениваться активная деятельность человека как его способ существования в мире (особенно творческая деятельность);
  • формирование культа телесной и духовной красоты человека.

Исторические типы философии

Исторические типы философии

Характерные признаки

1) Философия древнего востока

2) Античная философия

3) Средневековая философия

4) Философия Возрождения

5) Философия нового времени

6) Философия просвещения

8) Русская философия

9) Современная философия


Исторические типы философии и их представители

Исторические типы философии

Представители

1) Философия древнего востока

2) Античная философия

3) Средневековая философия

4) Философия Возрождения

5) Философия нового времени

6) Философия просвещения

7) Классическая немецкая философия

8) Русская философия

9) Современная философия