Презентация "эмоции человека". Эмоции презентация к уроку психологии (11 класс) на тему Презентация на тему мое настроение мои эмоции

Литература:
1.
Конрад Лоренц Агрессия, 2001, С. 36-144
2.
Немов Р.С. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/rubin/17.php
3.
Рубинштейн С. Основы общей психологии
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/rubin/17.php
4.
Л.Д. Столяренко и др. Психология и педагогика, 2014, С.171-181
5.
Пол Экман Психология лжи. Обмани меня, если сможешь,СПб.: Питер, 2010.- 304с.

Психология эмоций

Зачем нужны эмоции?
Откуда они появились?
Какие есть эмоции?

Благодаря познавательным процессам мы
отражаем окружающий мир.
При этом, каждый процесс вносит свой конкретный
вклад: ощущения дают нам информацию
об отдельных свойствах и признаках предметов и
явлений, восприятие дает их целостные образы,
память хранит воспринятое, мышление
перерабатывает этот материал.
Благодаря воле и активной деятельности,
человек осуществляет свои планы.
В то же время, вся наша познавательная и
предметная деятельность немыслима без
эмоций и чувств.

Эмоции – это особый класс психических
процессов и состояний в форме
непосредственных субъективных переживаний,
значимо действующих на человека объектов и
явлений.
Эмоции (лат. emovere – возбуждать,
волновать) - состояния, связанные с оценкой
значимости для индивида действующих на него
факторов.
Специфика - выражаются, прежде всего, в
форме непосредственных переживаний
удовлетворения или неудовлетворения его
актуальных потребностей.
Являются одним из главных регуляторов
деятельности.

Эмоциональные явления

3 компонента эмоции:
1)
2)
3)
Субъективный тон,
Поведенческие проявления,
Физиологические процессы.

Лицевая экспрессия (мимика)

Зачем нужны эмоции?

Эмоции выражают оценочное отношение к предметам или
явлениям. В этом заключается главная функция эмоций –
оценочная.
К другим функциям эмоций относят:
Сигнальную
Коммуникативную (экспрессивная) Побудительную (мобилизирующая);
Синтезирующую – (интеграция эмоций с когнитивными
процессам);
Регулирующую
Адаптационную(приспособительная)

Эмоции в узком смысле носят
ситуативный характер,
оценочное отношение к
складывающимся или
возможным ситуациям.
Эмоции проявляются в
выразительных движениях
(мимике - выразительные
движения лица, пантомимике
- выразительные движения
всего тела и "вокальной
мимике" – выражение эмоций
в интонации и тембре голоса).

Теории эмоций

Эволюционная теория Ч. Дарвина
Эмоции появились в процессе эволюции
живых существ как жизненно важные
приспособительные механизмы,
способствующие адаптации организма к
условиям и ситуациям его жизни.
Телесные изменения, сопровождающие
различные эмоциональные состояния, в
частности, связанные с
соответствующими эмоциями движения,
по Дарвину, есть не что иное, как
рудименты реальных приспособительных
реакций организма.

Теории эмоций

Соматическая теория эмоций У.Джеймса –
К.Г.Ланге
Согласно данной теории, эмоциональное
ощущение - это проявление в сознании
функциональных перестроек в организме,
происходящих на уровне вегетативной нервной
системы. Внешнее раздражение вызывает
рефлекторные изменения в деятельности
сердца, дыхании, кровообращении, тонусе
мышц, вследствие чего в сознание
проецируются разные ощущения, из которых и
слагается переживание эмоций.
«Мы грустим, потому что плачем, сердимся,
потому что наносим удар, боимся, потому что
дрожим».

Теории эмоций

Информационная теория эмоций П.В. Симонова
«…эмоция является отражением в сознании человека
качества и величины какой-либо актуальной
потребности, а так же вероятности ее
удовлетворения, которую мозг оценивает на основе
генетического и ранее приобретенного
индивидуального опыта».
Соотношение этих переменных представлено в
формуле
Э = f (П (Ин – Ис))
где Э - эмоция, ее степень, качество и знак; П - сила и
качество актуальной потребности; (Ин-Ис) - оценка
вероятности; Ин - информация о средствах, необходимых
для удовлетворения потребности; Ис - информация о
существующих средствах, которыми реально располагает
субъект.

Формы проявления эмоциональных состояний

Аффект
Страсть
Настроение
Эмоции (в узком смысле)
Чувства

Аффект - бурная кратковременная эмоция,
возникающая, как правило, в ответ на
сильный раздражитель и полностью
подчиняющая сознание и волю человека.
(сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе,
отчаяние).
Страсть - сильное, стойкое,
доминирующее над другими, чувство
человека, характеризующееся энтузиазмом
или сильным влечением к объекту страсти
(люди, предметы, идеи)(страстный
болельщик, филателист, любитель поэзии)

Настроение - самое длительное
эмоциональное состояние,
окрашивающее поведение человека.
Настроение определяет общий тонус жизни
человека. Настроение зависит от тех
влияний, которые затрагивают личностные
стороны человека, его основные ценности.
Не всегда причина того или иного настроения
осознается, но она всегда есть.

Чувства - наиболее устойчивые эмоциональные состояния носят
предметный характер. Это всегда чувство к чему-то, к кому-то их
называют
"высшими"
эмоциями,
поскольку
возникают
при
удовлетворении потребностей более высокого порядка

К нравственным чувствам относят: чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, сочувствие и т.д.
Эстетические чувства - это эмоциональное отношение человека к
прекрасному или безобразному в окружающих явлениях, предметах, в
жизни людей, в природе и в искусстве
Интеллектуальными, или познавательными, чувствами называются
переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности
человека.
Практические, или праксические ("праксис", с древнегреч., - деяние,
деятельность) чувства - это эмоциональный отклик на все богатство и
многообразие человеческой деятельности. Они характеризуются различным
содержанием и разной степенью интенсивности в зависимости от форм,
сложности деятельности и значимости ее для человека.

Изард К. Выделяет 10 основных(базовых) эмоций (Изард К. Психология эмоций)

Радость
Удивление
Печаль
Гнев
Отвращение
Презрение
Страх
Стыд
Интерес
Вина

Какие есть эмоции?

Тревога - переживание эмоционального
дискомфорта, связанное с ожиданием
неблагополучия, предчувствием грозящей
опасности. В отличие от страха как реакции
на конкретную, реальную опасность Т. переживание неопределенной, диффузной,
безобъективной угрозы.
Стресс - состояние психического
напряжения, возникающее у человека в
процессе деятельности в наиболее
сложных, трудных условиях, как в
повседневной жизни, так и при особых
обстоятельствах.

Горе - состояние глубокой
печали, скорби.
Фрустрация – психическое
состояние, вызванное неуспехом
в удовлетворении потребности,
желания.

Обида - изначально: событие,
которое оценивается как
несправедливое и
оскорбительное отношение,
нанесение ущерба для чести
(статуса). На сегодняшний день
понятие обиды стало
расплывчатым, оно может
означать и само событие, и
эмоциональные переживания
(обидчика или человека,
претерпевшего обиду), и
возможные реакции на событие
(например, отказ от общения с
человеком вследствие ссоры).
она включает в себя такие
элементы как жалость к себе,
ненависть и мстительность

Элементы чувства обиды

а) каким должен быть другой или каким должно
быть его поведение в соответствии с моими
ожиданиями.
б) восприятие реального поведения другого
здесь и теперь;
в) акт сличения модели ожидания с реальным
поведением, в результате которого
обнаруживается рассогласование и
мучительность переживания.

Гнев - отрицательно
окрашенный аффект,
направленный против
испытываемой
несправедливости, и
сопровождающийся
желанием устранить её

За́висть – чувство, возникающее по отношению к тому, кто обладает чем-либо (материальным или нематериальным), чем хочет

обладать завидующий, но не
обладает.

Ревность - негативное
чувство, возникающее при
ощущаемом недостатке
внимания, любви, уважения
или симпатии со стороны
очень ценимого, человека, в
то время как это мнимо или
реально получает от него ктото другой.
Ревность в большинстве
случаев представляет собой
исключительную претензию на
«владение» другим
человеком, с которым
существует эмоциональная
связь.

чувство вины - негативное
эмоциональное переживание,
которвследствиеое налагает на себя
сам человек совершения им
неблаговидного поступка.
Вина похожа на автоматизированную
функциональную систему умственных
операций, порождающих вину и стыд, с
помощью которых культура и
окружающие нас люди программируют
наше поведение и даже мысли.
«Всякий раз, когда мое поведение
отклоняется от ожиданий других,
через которые действует
культура, я получаю свою дозу
болевого шока, именуемого
чувством вины.»

Элементы чувства вины

а) каким должен быть я или каким должно быть мое
поведение в соответствии с ожиданиями другого.
б) восприятие собственного моего состояния или
поведения здесь и теперь;
в) акт сличения модели ожидания с собственным
поведением, в результате которого обнаруживается
рассогласование, мучительность которого
поддерживается обликом эмоции обиды на лице, в
словах и поведении другого.

Познание вины состоит в том, чтобы осознать эти три
группы операций, совершаемых нашим умом, и
контролировать их. Тогда будет предотвращено
появление вины или ослаблено ее протекание.
Чувство вины может быть полезным для незрелых:
тогда любящие могут управлять их поведением, не
наказывая, а лишь обижаясь. Эмоционально зрелые
люди руководствуются чувством ответственности
осознанным отношением к общественным нормам и
своему поведению и готовностью платить за
планируемое или совершенное (за вину).
Люди ответственные, не склонные переживать свою
вину – это Деятели. Люди, тяжело и долго
переживающие свою вину, но при этом
безответственные, ничего реально не сделавшие,
чтобы ситуацию исправить - это Переживатели.

Стыд является сильной эмоцией,
назначение которой - регулировать
поведение человека в
соответствии с нормами,
зафиксированными в его Яконцепции.
Рассогласование Я-концепции со
своим реальным поведением
трансформируется в тяжелое
переживание стыда. Иногда его
описывают, как желание провалиться
сквозь землю, спрятаться,
замаскироваться.
Стыд – это собственные
мучительные послания личности
самому себе. Вследствие этого
появляются значительные угрызения
совести и презрение к самому себе.
В норме стыд является важным
элемонтом саморегуляции человека.

Стыд состоит из трех элементов

а) то, каким я должен быть здесь и
теперь согласно Я-концепции;
б) каков я здесь и теперь;
в) рассогласование и его осознание.

Познание стыда состоит в том, чтобы осознать
наслоения прошлого и осознать те акты, которые
порождают стыд.
Противоборство стыду способствует развитию
самоуважения, усиливает регуляцию поведения, а
именно - его обратную связь. Благодаря эмоции стыда
человек развивает в себе способность оценивать
последствия своих поступков в большей степени, чем
если бы его просто контролировали другие.
Развитие эмоции стыда является необходимым
условием нормального развития человека и
формирования индивидуальности. Но с того момента,
как личность сложилась и индивидуальность
выкристаллизировалась, она перестает нуждаться в этой
эмоции как побудителе деятельности и поведения.
Стыд должен стать лишь сигналом к тому, что здесь
и теперь я не соответствую своей Я-концепции - и не
более того. А мои поступки определяются разумом и
сознанием блага.

Агрессия - мотивированное поведение, наносящее вред
объектам нападения, приносящее физический ущерб
людям или вызывающее у них психологический
дискомфорт (отрицат. переживания, состояние
напряженности, страха, подавленности и т. п.).

Презрение - это глубоко пренебрежительное отношение к кому или чемунибудь, полное безразличие.

- отрицательно окрашенное чувство,
сильная форма неприятия.
Отвращение играет важную роль в
функции самосохранения живых
организмов. Оно позволяет
избегать инфекции, не есть негодную и
опасную пищу, а также сохранить
собственную целостность, удерживая
внутри то, что должно быть внутри
(например, кровь), и снаружи то, что должно
быть снаружи (например, фекалии).

Эмпатия

- эмоциональная
отзывчивость человека
на переживания другого
осуществляется в
элементарных
(рефлекторных) и в
высших личностных
формах (сочувствия,
сопереживания,
сорадования).

Эмпатия -

Эмпатия понимание эмоционального состояния
другого человека посредством
сопереживания, проникновения в его
субъективный мир.
Быть в состоянии эмпатии – значит
воспринимать внутренний мир другого со
всеми эмоциональными и смысловыми
оттенками. (К. Роджерс)

Восприятие эмоций
РАДОСТЬ
Восторг
Надежда
Гордость
Нежность
Благодарность
Восхищение
Любовь
Умиротворение
Умиление
Безмятежность
Воодушевление
Азарт
Ликование
Симпатия
Предвкушение
ГНЕВ
Раздражение
Возмущение
Недовольство
Отвращение
Презрение
Бешенство
Обида
Злость
Досада
Зависть
Негодование
Злорадство
Неприязнь
Ревность
ПЕЧАЛЬ
Грусть
Разочарование
Тоска
Сочувствие
Отчаяние
Скорбь
Сожаление
Огорчение
Жалость
Горе
СТРАХ
Беспокойство
Тревога
Ужас
Паника
Испуг
Волнение
Настороженность
Боязнь
Опасение
Трепет
СТЫД
Вина
Смущение
Неловкость
Неудобство


Подписи к слайдам:

Н. А. Некрасов в стихотворении «Застенчивость»:Поступь гордая, голос уверенный,Что ни скажут – их речь хороша.А вот я-то войду как потерянный,И ударится в пятки душа.На ногах словно гири железные,Как свинцом налита голова.Странно руки торчат бесполезные, На губах замирают слова... Улыбнусь – непроворная, жесткая. Не в улыбку улыбка моя. Пошутить захочу – шутка плоская, Покраснею мучительно я.
Эмоции в жизни – это самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений.
Последовательность появления эмоций и чувств у детей раннего дошкольного возраста (П. Янг). Общую закономерность развития эмоциональной сферы ребенка от рождения до взросления определяет социализация содержания и форм проявления эмоций. Уже восьминедельным малышам знакомы простые состояния недовольства и удовлетворенности. Чем взрослее ребенок, тем сложнее чувства испытывает он. В 5 лет он уже знаком с радостью и грустью, завистью и Доказано, что связи в мозге, которые отвечают за эмоции, образуются одними из первых после того, как ребенок появился на свет. сопереживанием, гордостью и стыдом. Следовательно, эмоции его становятся все более сложными. И нередко малыш сам может не понимать, что с ним происходит. Дело в том, что эмоции развиваются неравномерно, как будто наслаиваясь одна на другую. Каждый последующий эмоциональный слой – все более сложный. Этот процесс практически завершится, когда ребенку исполнится 10
Уже восьминедельным малышам знакомы простые состояния недовольства и удовлетворенности. Чем взрослее ребенок, тем сложнее чувства испытывает он. В 5 лет он уже знаком с радостью и грустью, завистью и Доказано, что связи в мозге, которые отвечают за эмоции, образуются одними из первых после того, как ребенок появился на свет. сопереживанием, гордостью и стыдом. Следовательно, эмоции его становятся все более сложными. И нередко малыш сам может не понимать, что с ним происходит. Дело в том, что эмоции развиваются неравномерно, как будто наслаиваясь одна на другую. Каждый последующий эмоциональный слой – все более сложный. Этот процесс практически завершится, когда ребенку исполнится 10
Основные (фундаментальные) эмоции:РадостьУдивлениеСтрадание Гнев ОтвращениеПрезрениеСтрахСтыд
Типы эмоций: аффект – интенсивно, бурно протекающая и кратковременная эмоциональная вспышка (гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние); чувства – вид эмоциональных состояний;собственно эмоции – более длительные состояния, отличительной чертой, которых является реакция не только на текущие события, но и на вероятные и вспоминаемые; настроения; эмоциональный стресс.
Чувства – еще один вид эмоциональных состояний – еще более длительные, чем эмоции, психические состояния, имеющие предметный характер.
Различают чувства:Нравственные (моральные)ЭстетическиеИнтеллектуальные
Эстетические чувства Они находят свое выражение в эмоциональном отношении человека к прекрасному в искусстве, окружающей жизни, природе, которые могут вызывать особое чувство восхищения. Как и эмоции вообще, эстетические чувства не являются изолированными от общей направленности личности, системы ее ценностей. К интеллектуальным чувствам относят те, которые возникают в процессе познавательной деятельности. Это – любопытство, любознательность, удивление, чувство нового, чувство юмора. Моральные чувства возникают в процессе жизнедеятельности, когда ребенок понимает предъявляемые к нему требования и пытается соотносить их с собственными действиями, давая им оценку. В четырех-пятилетнем возрасте ребенок уже знаком с такими чувствами как гордость и стыд. В это же время появляется чувство дружбы.
Нужно сформировать у ребенка понятие о плохом и хорошем, красивом и некрасивом. У него должна быть жажда к познанию. Как правило, высшие чувства (интеллектуальные, эстетические и моральные) начинают формироваться в возрасте двух-трех лет. Нравственные: моральные (чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружба, патриотизм, сочувствие и т.д.); аморальные (жадность, эгоизм, жестокость и т.д.)
Интеллектуальные:Удивление, любопытство, любознательность, уверенность, сомнение и др..
Эстетические:Восторг, радость, презрение, отвращение, тоска, страдание и др..
Интерес Положительное эмоциональное состояние, которое стимулирует развитие навыков и умений, способствует приобретению знаний, выступает мотивом обучения, побуждает к творческим устремлениям. Интерес, проявляемый по отношению к другим людям, способствует развитию эмоционально насыщенных межличностных отношений Радость Положительное эмоциональное состояние, которое связано с возникновением возможности в достаточно полной мере удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до настоящего момента была либо невозможной, либо неопределенной. Одна из максимально желаемых человеком. По своей сути является в большей степени продуктом событий и явлений, чем непосредственным устремлением Удивление В зависимости от ситуации может характеризоваться как положительная, так и отрицательная эмоциональная реакция. Возникает в ответ на внезапно возникшие обстоятельства, вызывая торможение всех предыдущих эмоций и направляя все внимание человека на объект, вызвавший его. При определенных обстоятельствах может переходить в интерес Страдание Отрицательно окрашенное эмоциональное состояние. Появление связано с получением достоверной (или недостоверной) информации о невозможности удовлетворения жизненно важной потребности, которое до настоящего момента представлялось в той или иной степени возможным. Характеризуется появлением чувства одиночества, опустошения, снижением активности, жалостью к себе Гнев Отрицательно окрашенное эмоциональное состояние, которое может быть вызвано внезапно возникшим большим препятствием на пути удовлетворения исключительно важной для человека потребности. Проявляется в виде сильной внешне выраженной реакции (покраснение кожных покровов учащение пульса, напряжение мышц), сопровождается появлением чувства силы, часто неконтролируемой агрессии по отношению к препятствию или объекту, его воплощающему Отвращение Отрицательное эмоциональное состояние. Вызывается определенным объектом (предметом, другим человеком, явлением, обстоятельством), непосредственное взаимодействие с которым (физический контакт, наблюдение) резко противоречит с принципами (идеологическими, нравственными или эстетическим) установками человека. Способствует возникновению непреодолимого желания избавиться от объекта, его вызвавшего. В сочетании с гневом может выступать мотивирующим фактором для агрессивного поведения Презрение Отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое взглядами, жизненной позицией и поведением объекта в процессе общения с ним, которые представляются субъекту общения не соответствующими принятым нормам и правилам, его собственным установкам и ценностям. Приводят к деперсонализации объекта, вызвавшего данное эмоциональное состояние Страх Отрицательное эмоциональное состояние. Может быть вызвано получением информации о реальной или1 предполагаемой угрозе жизненному благополучию, целостности субъекта. Стимулирует развитие неуверенности человека в своих силах и возможностях, может парализовать волю к действию. Но в других случаях, в зависимости от личностных особенностей человека и конкретных обстоятельств, может способствовать повышению активности Стыд Отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое осознанием человеком несовпадения собственных мыслей, желаний, поступков, внешности с ожиданиями окружающих и своими собственными Вина Отрицательно окрашенное эмоциональное состояние, появляющееся при нарушении моральных и (или) этических норм субъектом в ситуации, за которую он несет личную ответственность К основным эмоциональным чертам человека относятся следующие: 1. Тревожность 2. Любовь 3. Депрессия 4. Враждебность Любовь занимает особое место в жизни каждого человека, является источником обогащения жизни и радости. Существует много видов любви, и каждый из них имеет неповторимые признаки и каждый – особый комплекс аффектов. Общее во всех видах любви: она связывает людей друг с другом, и эта связь имеет эволюционно-биологическое, социокультурное и личностное значение. Любовь
Любовь к ребёнку Любовь к Родине Любовь к другу Чувство долга
Тревожность представляет собой комплекс фундаментальных эмоций, включающих страх и такие эмоции, как горе, гнев, стыд, вину и иногда интерес-возбуждение. Депрессия – комплекс эмоций, включающих горе, гнев, отвращение, презрение, страх, вину и робость. Гнев, отвращение и презрение могут относиться к самому себе (внутренне направленная враждебность) и к другим (внешне направленная враждебность). В депрессию включены и такие аффективные факторы, как плохое физическое самочувствие, пониженная сексуальность, повышенная утомляемость, являющиеся часто побочными продуктами депрессии, но и обладающие мотивационными качествами для развития депрессии. Враждебность – взаимодействие фундаментальных эмоций гнева, отвращения и презрения, иногда ведущее к агрессии. В сочетании с конкретным набором знаний об объектах, на которые направлена враждебность, она перерастает в ненависть. Высшее проявление чувств – страсть – сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.
Если стало почему-тоОчень грустно вдруг кому-то,И не знаешь как же быть,Чтоб его развеселить,Ты возьми стакан смешинок,Громкий хохот из корзинок,Рассыпного смеха ложкуИ хихиканья немножко.Их веселкой размешай,В тонкий юмор раскатай,Обваляй все в прибаутках,Запекай в горячих шутках.Кто попробует кусочек – Непременно захохочет!
Литература Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 2004.Симонов П.В. Теория отражения и психоотрицания эмоций. М., 2006.Шингаров Г.К. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М., 2003. Еникеев. Общая психология: учебник для вузов. – М.: Приор, 2000http://www.nachideti.ru/vospitanie/01-chto-takoe.html

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выполнила: Лысенко Т.А. ЭМОЦИИ

Цель: Дать учащимся представление об эмоциях. Сформировать умение узнавать, контролировать свои эмоциональные состояния и соотносить их с требованиями профессии.

Эмоции – это особый класс субъективных психических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей человека. эмоции

Эмоции – непосредственное переживание в данный момент.

Настроение – это относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность и отражающееся на деятельности, поведении человека. Аффекты – это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва.

Настроение Аффекты Страсти Устойчивое, длительное эмоциональное состояние. Различаются: По продолжительности (кратковременное, длительное (несколько дней, недель)) По степени выраженности; По управляемости волей. Причины настроения: События, состояние здоровья, Окружающая обстановка, погода и т.д. Сильное, кратковременное, бурно протекающее эмоциональное состояние, характеризующееся изменением сознания и нарушением волевого контроля. Освобождение подкорки от сдерживающего регулирующего влияния коры головного мозга. Возникает в результате действия, поступка и их соответствия потребностям и целям. Законы развития аффекта: Чем мощнее мотивационный стимул, чем больше усилий затрачивается, чтобы его реализовать, и чем незначительнее итог, тем сильнее аффект. Эмоциональное состояние, повышенного напряжения, сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг предмета страсти. Отличительные признаки: Быстрота, бурность протекания, резко выраженные органические изменения, двигательные реакции, является результатом накапливаемого эмоционального состояния.

Стенические эмоции - (от греческого « стенос » - сила). Повышают активность, энергию, вызывают подъем, возбуждение, бодрость, напряжение. Астенические эмоции – (« астенос » – слабость, бессилие). Уменьшают активность, энергию человека, угнетают жизнедеятельность

Классификация эмоций: По качеству, интенсивности, глубине, осознанности, выполняемым функциям, воздействием на организм; По психологическим процессам с которыми они связанны; По предметному содержанию и направленности на себя, других, настоящее, прошлое, будущее.

Эмоции проявляются: В мимике (выразительные движения лица) В пантомимике (выразительные движения всего тела – поза, жест) В вокально-голосовой мимике (интонация, выразительные паузы, повышение или понижение голоса, смысловое ударение)

Изображение рта при различных эмоциональных состояниях а – нормальный, б – нежный, в – скорбный, г – очень недовольный, д – упрямый, е – упрямый и недовольный, ж – внимательный, з – недовольный и внимательный, и – злобный и насмехающийся.

Тест на понимание языка мимики П еред вами шестнадцать выражений лица, в которых закодировано шестнадцать эмоциональных состояний человека. Попытайтесь расшифровать каждое в двух-трёх словах, затем, сделав запись, сравните с ответами.

Ответы на тест: Безразличие Угрюмость Враждебность Удивление Веселье Сильная злость Грусть Застенчивость Плохое самочувствие Косой взгляд Злость Бурная радость Глубокая печаль Скепсис Вопрос Скорбь

Ключ для самоуправления эмоциями – осознание своих целей и соотношение с ними конкретных ценностей: Снятие эмоциональной напряженности – произвольное перенесение внимания, концентрация его не на результате, а на анализе причин, тактических приёмах; Обращение к человеку, который волнуется за помощью; Увеличение объёма сведений о волнующей проблеме; Переоценка значимости ситуации по принципу «не очень то и хотелось».

Это надо знать: При моральных перегрузках нужны сильные физические нагрузки; При напряжении, страхе – физическое расслабление мышц тела.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Эмоции и чувства

Подготовила: Хижняк Н.В.


Эмоции в жизни это самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений.


Эмоции и чувства.

Эмоции - это особый вид психологических состояний человека, они проявляются в виде переживаний, ощущений, настроения, чувств, сопровождают все психические процессы и состояния.

Чувства ( англ. sentiments ) – устойчивые эмоциональные переживания человека, возникающие в процессе его отношений с окружающим миром.



Эмоции – это особый класс субъективных психических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей человека.



Фундаментальные эмоции (по К. Изарду):

  • Фундаментальные эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами.
  • У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица, мозга, изменение в функционировании кровеносной и дыхательной систем.
  • Эмоции могут омрачить восприятие окружающего мира или расцветить его яркими красками.

1.Интерес; 2. Радость; 3. Удивление 4. Страдание;

5. Гнев;

6. Отвращение; 7. Презрение; 8. Страх; 9. Стыд; 10. Смущение.


Эмоции по интенсивности длительности:

Настроение это относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность и отражающееся на деятельности, поведении человека.

Аффекты – это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва.

Страсть - сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил.


Настроение

Аффекты

Устойчивое, длительное эмоциональное состояние.

Сильное, кратковременное, бурно протекающее эмоциональное состояние, характеризующееся изменением сознания и нарушением волевого контроля.

Страсти

Возникает в результате действия, поступка и их соответствия потребностям и целям.

Различаются:

Эмоциональное состояние, повышенного напряжения, сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг предмета страсти.

  • По продолжительности (кратковременное, длительное (несколько дней, недель))
  • По степени выраженности;
  • По управляемости волей.

Отличительные признаки:

Быстрота, бурность протекания, резко выраженные органические изменения, двигательные реакции, является результатом накапливаемого эмоционального состояния.

Причины настроения:

События, состояние здоровья,

Окружающая обстановка, погода и т.д.


Эмоции по степени мобилизации организма:

Астенические

Стенические

Уменьшают активность, энергию человека, угнетают жизнедеятельность.

Повышают активность, энергию, вызывают подъем, возбуждение, бодрость, напряжение.


Классификация эмоций:

  • По качеству, интенсивности, глубине, осознанности, выполняемым функциям, воздействием на организм;
  • По психологическим процессам

с которыми они связанны;

  • По предметному содержанию и направленности на себя, других, настоящее, прошлое, будущее.

Эмоции проявляются:

  • В мимике (выразительные движения лица)
  • В пантомимике (выразительные движения всего тела – поза, жест)
  • В вокально-голосовой мимике (интонация, выразительные паузы, повышение или понижение голоса, смысловое ударение)

Чувства – еще один вид эмоциональных состояний – более длительные, чем эмоции, психические состояния, имеющие предметный характер.


Нравственные чувства:

Моральные (нравственные) чувства - высшие чувства, переживания, связанные с отношением человека к другим людям, к обществу и к своим общественным обязанностям.

  • чувство долга,
  • гуманность,
  • доброжелательность,
  • любовь,
  • патриотизм,
  • сочувствие и другие.

Аморальные чувства , отражают отношение личности к другим, к делу, к труду и к себе,

связанны с нарушением норм нравственности.

  • жадность,
  • эгоизм,
  • жестокость и другие.

Интеллектуальные ( познавательные ) чувства:

П роявляются как любопытство, удивление, недоумение, пренебрежение, убежденность, сомнение и др.

Они базируются на безусловном рефлексе, связанном с ориентаций, и вызваны потребностями в познании и интересом к новому.

  • Удивление,
  • любопытство,
  • любознательность,
  • уверенность,
  • сомнение
  • Недоумение и другие.

Эстетические чувства:

Эстетические чувства - это отношение человека к прекрасному и уродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического.

  • Восторг,
  • радость,
  • презрение,
  • отвращение,
  • тоска,
  • страдание и другие.

Спасибо за внимание !