Презентация "Адыги. Формирование народности.". Традиции и обычаи адыгов материал на тему Презентация на тему адыгейцы


Территория проживания Адыгейцы (самоназвание адыги) народ в России и за рубежом, коренное население Адыгеи и Краснодарского края, в том числе Черноморского побережья от Анапы до Сочи собирательный термин западно-адыгских субэтносов.Адыгейцы (самоназвание адыги) народ в России и за рубежом, коренное население Адыгеи и Краснодарского края, в том числе Черноморского побережья от Анапы до Сочи собирательный термин западно-адыгских субэтносов.России Адыгеи Краснодарского края АнапыСочиадыгских России Адыгеи Краснодарского края АнапыСочиадыгских


История 27 июля 1922 была образована Черкесская (Адыгейская) автономная область с центром в Краснодаре, территориально не входившем в ее состав. С 24 августа 1922 по 13 августа 1928 года Адыгейская (Черкесская) автономная область. Со 2 августа 1924 года по 28 декабря 1934 года в составе Северо-Кавказского края, затем до 13 сентября 1937 год Азово-Черноморского края. С образованием 13 сентября 1937 года Краснодарского края Адыгейская АО была включена в его состав, находясь там вплоть до 1990 года.27 июля 1922 была образована Черкесская (Адыгейская) автономная область с центром в Краснодаре, территориально не входившем в ее состав. С 24 августа 1922 по 13 августа 1928 года Адыгейская (Черкесская) автономная область. Со 2 августа 1924 года по 28 декабря 1934 года в составе Северо-Кавказского края, затем до 13 сентября 1937 год Азово-Черноморского края. С образованием 13 сентября 1937 года Краснодарского края Адыгейская АО была включена в его состав, находясь там вплоть до 1990 года.Черкесская (Адыгейская) автономная область КраснодареАдыгейская (Черкесская) автономная область Северо-Кавказского края Азово-Черноморского края Краснодарского края Адыгейская АОЧеркесская (Адыгейская) автономная область КраснодареАдыгейская (Черкесская) автономная область Северо-Кавказского края Азово-Черноморского края Краснодарского края Адыгейская АО 10 апреля 1936 года административный центр Адыгейской АО был перенесен в г. Майкоп, который также был включен в состав АО. 28 апреля 1962 года к АО был присоединен Тульский (теперь Майкопский) район Краснодарского края.10 апреля 1936 года административный центр Адыгейской АО был перенесен в г. Майкоп, который также был включен в состав АО. 28 апреля 1962 года к АО был присоединен Тульский (теперь Майкопский) район Краснодарского края.Адыгейской АОМайкоп Тульский (теперь Майкопский) район Краснодарского края Адыгейской АОМайкоп Тульский (теперь Майкопский) район Краснодарского края 5 октября 1990 года была провозглашена Адыгейская АССР, выделившись таким образом из состава Краснодарского края. 3 июля 1991 года Президент РФ подписал указ о преобразовании АССР в ССР Адыгея. С 24 марта 1992 года Республика Адыгея.5 октября 1990 года была провозглашена Адыгейская АССР, выделившись таким образом из состава Краснодарского края. 3 июля 1991 года Президент РФ подписал указ о преобразовании АССР в ССР Адыгея. С 24 марта 1992 года Республика Адыгея.Адыгейская АССРКраснодарского края Президент РФССР Адыгея Республика Адыгея Адыгейская АССРКраснодарского края Президент РФССР Адыгея Республика Адыгея


Религия Жители Адыгеи исповедуют различные религии. Верующие адыгейцы относятся к мусульманам- суннитам. К мусульманам-суннитам относятся также татары. Они наряду с Кораном признают также сунну, т. е. признанные достоверными предания о поступках Мухаммеда. Русские, украинцы, белорусы в основном исповедуют православную религию. Она возникла в 395 году с разделением Римской империи на Западную и Восточную. На территорию Адыгеи христианство проникло в 16 веке. Православие имело распространение и среди адыгов.Жители Адыгеи исповедуют различные религии. Верующие адыгейцы относятся к мусульманам- суннитам. К мусульманам-суннитам относятся также татары. Они наряду с Кораном признают также сунну, т. е. признанные достоверными предания о поступках Мухаммеда. Русские, украинцы, белорусы в основном исповедуют православную религию. Она возникла в 395 году с разделением Римской империи на Западную и Восточную. На территорию Адыгеи христианство проникло в 16 веке. Православие имело распространение и среди адыгов.


Культура Культура Адыгея ныне переживает самый настоящий культурный ренессанс. В последние годы здесь созданы симфонический оркестр, камерный музыкальный театр, профессиональный оркестр народных инструментов "Русская удаль". В республиканском драматическом театре на малой сцене работает творческий коллектив "Квадрат". Картинная галерея знакомит любителей изобразительного искусства с творчеством известных мастеров живописи, графики, скульптуры, фотографии, народных ремесел Адыгеи, Кубани, России, ближнего и дальнего зарубежья.Адыгея ныне переживает самый настоящий культурный ренессанс. В последние годы здесь созданы симфонический оркестр, камерный музыкальный театр, профессиональный оркестр народных инструментов "Русская удаль". В республиканском драматическом театре на малой сцене работает творческий коллектив "Квадрат". Картинная галерея знакомит любителей изобразительного искусства с творчеством известных мастеров живописи, графики, скульптуры, фотографии, народных ремесел Адыгеи, Кубани, России, ближнего и дальнего зарубежья.


Традиции Традиционные занятия пашенное земледелие (просо, ячмень, с XIX века основные культуры кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство). Домашние промыслы плетение, ткачество, бурочное, кожевенное и оружейное производство, резьба по камню и дереву. Одежда и предметы быта адыгейцев издавна украшались вышивкой золотыми и серебряными нитями, шелком, шнуром, аппликацией. В узорах преобладают крупные растительные мотивы, негусто заполняющие фон.Традиционные занятия пашенное земледелие (просо, ячмень, с XIX века основные культуры кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство). Домашние промыслы плетение, ткачество, бурочное, кожевенное и оружейное производство, резьба по камню и дереву. Одежда и предметы быта адыгейцев издавна украшались вышивкой золотыми и серебряными нитями, шелком, шнуром, аппликацией. В узорах преобладают крупные растительные мотивы, негусто заполняющие фон.


Традиционная одежда Традиционная одежда Традиционная одежда Одежда обще северо кавказского типа, у мужчин – нательная рубаха, бешмет, черкеска, ременный пояс с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы. У женщин – шаровары, ниж. рубаха,У женщин – шаровары, ниж. рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном, платок.


Животноводство "Черкесы содержат большие стада крупного рогатого скота и овец; по числу голов скота и лошадей здесь оценивается богатство семьи. Рогатый скот малорослый, но сильный и неприхотливый. Быков запрягают в повозки и в плуг. Овцы составляют почти все богатство черкесов и являются самой важной основой их хозяйства. Овец доят и из их молока делают сыр. Летом овец выгоняют на пастбища в горы."Черкесы содержат большие стада крупного рогатого скота и овец; по числу голов скота и лошадей здесь оценивается богатство семьи. Рогатый скот малорослый, но сильный и неприхотливый. Быков запрягают в повозки и в плуг. Овцы составляют почти все богатство черкесов и являются самой важной основой их хозяйства. Овец доят и из их молока делают сыр. Летом овец выгоняют на пастбища в горы. Поскольку черкесы являются превосходными всадниками, они уделяют много внимания разведению лошадей, которые отличаются легкостью, выносливостью и очень крепкой ногой". Поскольку черкесы являются превосходными всадниками, они уделяют много внимания разведению лошадей, которые отличаются легкостью, выносливостью и очень крепкой ногой".


А. де ля Мотрэ, французский путешественник " Почти невозможно поверить тому огромному количеству диких животных и дичи, которые встречаются в этой земле, несмотря на то, что их убивают здесь в большом количестве, так как все население является охотниками, и охота здесь настолько же дозволена, насколько и обильна "." Почти невозможно поверить тому огромному количеству диких животных и дичи, которые встречаются в этой земле, несмотря на то, что их убивают здесь в большом количестве, так как все население является охотниками, и охота здесь настолько же дозволена, насколько и обильна ".

Слайд 1

Традиции и обычаи адыгов

Слайд 2

Я бы вечность сидел бы и слушал свирель Чабана, что играет с любовью сейчас. Жалко, голоса нет, а то бы запел Горы, реки, долины Кавказа про Вас. Но ошибку свою постараюсь исправить, Если голоса нет, то в душе можно петь И к тому же хочу я вот это прибавить- Каждый может свирель в своем сердце иметь. И я, слушая песню свирель чабана, Начинаю твердить себе только одно- Я так счастлив, СВЯТАЯ МОЯ КАБАРДА, Что я твой, и что жить на тебе мне дано! Кабардинская, что сердцу родная Земля Где жил прадед мой, дед, где отец мой живет В моем сердце натянута горца струна Тронь ее и она о тебе запоет.

Слайд 3

Известный кавказский историк начала XIX века П. Бутков писал о горцах следующее: "В домашнем быту кротки, почтительны к старости, умерены в пище, трезвы, правила гостеприимства соблюдают даже против своих неприятелей".

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Этика кабардинцев
Адыгский культурный этнос (сумма представлений о том, как следует поступать в тех или иных ситуациях) полностью подчинен адыгагъэ - системе нравственных принципов, традиций, обычаев, присущих только адыгам. Адыгагъэ в переводе на русский язык означает «адыгская этика». Слово «этика» означает набор норм и принципов, согласно которым живут люди.

Слайд 7

Адыги выстраивали свой образ жизни на следующих принципах: 1.Личный нравственный пример старшего поколения, хранение и передача опыта. Об этом говорит народная пословица адыгов «ЩIэблэм ебгъэлъагъур и гъуэгущ» (Какой пример покажешь молодым, такими они и будут). 2. Охрана своего генофонда от негативных влияний. «ЩыкIыр - насып укIыжщ, щыкIыр икIэ мэхъу» (Преступающий нравственные законы будет последним человеком, он убивает свое счастье). 3. Образ жизни, не идущий вразрез с религиозными ценностями. 4. Этикет, известный упорядоченностью, церемониальностью, вежливостью, учтивостью, гостеприимством. 5. Изучение природы, народной медицины. 6. Трудолюбие и предприимчивость. 7. Святость родства и родовых связей. 8. Кодекс чести, принципы взаимопомощи и т.д.

Слайд 8

Адыгские народные пословицы
«Не дождется авторитета не ценящий старших» «Старшего не окликают - догоняют и говорят в лицо» «Почетное место – старшему» « Почет оказав старшему, заслужишь уважение» « Не имеющий намыса не обретет счастья» «За намысом следует счастье» «Если делаешь намыс, то оказываешь честь и себе».

Слайд 9

Требования адыгской этики по отношению к старшему.
Старшие, по требованиям адыгской этики, находятся в особом положении, независимо от статуса, пола. В присутствии старших младший не садится. В присутствии отца или старшего брата младший не вступает в разговор. В присутствии посторонних лиц молодые люди не говорят развязно, не смеются. Скромность, немногословность - достояние адыгской этики. Старших младшие не окликают, но обгоняют и с почтением обращаются. Не переходят дорогу, пока старший не перейдет или не пройдет мимо. Слушают речь старшего с почтением, не перебивая.

Слайд 10

Кабардинская свадьба
Вот как описывает свадьбу Хан-Гирей: «Молодые черкесы, имея с девицами свободное обращение, имеют случай понравиться друг другу и дать понять свои чувствования. После такого объяснения мужчина просит в жены себе избранную девицу у ее родителей через своих поверенных. Если родители согласятся, он делает отцу или брату девицы подарок, что соответствует обручению или сговору. После сего обряда выбранная девица принадлежит жениху ее (т. е. другие не должны добиваться ее руки и сердца).»

Слайд 11

Свадьба для адыгов всегда была радостным событием. И не только для той семьи, чей сын женился, но для всей фамилии, рода и даже целого племени.

Слайд 12

Свадебная церемония сложна, но красива.

Слайд 13

Радостные события сопровождались музыкой, песнями, стихотворными благопожеланиями, танцами

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

АДЫГИ. ФОРМИРОВАНИ Е НАРОДНОСТИ Работу выполнил учитель истории МБОУ СОШ №10 ст. Новосвободной Мартынов Алексей Георгиевич

Среди адыгов бытуют разные сказания, в которых повествуется о том, будто бы еще за 4000 лет до н.э. сильные пра- меотские племена с побережья Меотского (Хы Мыут1э) и Черного (Хы Ш1уц1э) морей совершали военные походы в Переднюю Азию.

БОЛЕЕ 4 ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД В АНАТОЛИИ ХАТТЫ, ГОВОРИВШИЕ НА ЯЗЫКЕ, РОДСТВЕННОМ АДЫГО- АБХАЗСКИМ, СОЗДАЛИ САМУЮ ПЕРЕДОВУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ МАЛОЙ АЗИИ. БУДУЧИ ПОДЧИНЕНЫ ПРИШЕЛЬЦАМИ-ХЕТТАМИ, ОНИ СЫГРАЛИ, ВИДИМО, РЕШАЮЩУЮ РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ ХЕТТСКОГО ГОСУДАРСТВА, КОТОРОЕ ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО СТОЛЕТИЙ РАЗРОСЛОСЬ ДО ГРАНИЦ ЕГИПТА.

 Xъатитэуи тятэжъхэр Лъэпкъыжъмэ ащыщхэу Тхыдэжъмэ къаIуатэ. Хетты - наши деды Из древнейших племен (являющимися) Былины рассказывают. Хьатитмэ япщыгъошхо, Хышхо кIыбым щынаIоу, ЦIэрыIоу зеубгъу. Царство хеттов огромное, За большим морем известное, Славясь, расширяется. Ягъупапкъи Мысырым Хьэтит нагъэсы. Рамсэсэуи япачъыхьам Ар ымыдэу зао къешIы.  Свою границу до Египта Хетты доводят. Рамзес - король Египта, Недовольный этим войну начинает. Хьэтитмэ яшIэныгъэ Бгъу пстэумкIи лъагъэкIуатэ. Ешит (Мысыр) пачъыхьэу фираунэ Рамсесэри, Хьэтитмэ яр къакIуи, ЗэлIу тхыльи зэдаш Благъэ тIури зэрэщIыгъ. Хеты свои знания Во все стороны продвигают Король Египта, Фараон Рамзес, К хеттам прибывает. Соглашение (договор) заключают вместе, Обе стороны породнились. ПОРАЖАЕТ УПОМИНАНИЕ В ЭТОЙ АДЫГСКОЙ ПЕСНЕ ФАРАОНА РАМСЕСА (РАМЗЕСА) II, ЖИВШЕГО В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ В 1317-1251 ГГ. ДО Н.Э. СКОЛЬ ЖИВУЧА СИЛА ПАМЯТИ НАРОДНОЙ!.

 Практически общепринятой сегодня является гипотеза о том, что черкес есть экзоэтноним, фиксируемый впервые в монгольской хронике "Сокровенное сказание" в 1240 году, в форме серкесут, происходит с тюркских языков и означает "отрезающий путь". Менее распространено мнение, озвученное когда-то кабардинским князем Мисостовым, о том, что "слово чиракес есть фарсиское [персидское] головорез". Обе эти точки зрения игнорируют, фиксируемый на Черкесском побережье, еще с античности, этноним "керкет", на что обращает свое внимание третья группа исследователей, в том числе, Авторы АЧЭ- Адыгской (Черкесской) Энциклопедии, считающие, что именно от него происходит современное "черкес", "сиркэсс", "шэрджэс". ХЕТТСКИЙ САРКИСАТИ ("ЦАРЬ ОЙКУМЕНЫ") ТУТХАЛИЯС IV (КАРАБЕЛ БЛИЗ ИЗМИРА, ТУРЦИЯ). ЕСТЬ РАЗНЫЕ ВЕРСИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЭТНОНИМА ЧЕРКЕС.

 Император царства Хатти, при котором держава достигла максимальных размеров: - на юге захвачен остров Аласия (Кипр), крупнейший производитель меди (стратегическое сырье Бронзового века) в регионе и единственное заморское владение Хеттской империи за всю ее историю; с Египтом продолжает действовать мирный договор (кстати, первый в мире), заключенный еще царем Хаттусилисом III; ТУТХАЛИЯС IV СЫН ХАТТУСИЛИСА III. ДАТЫ ПРАВЛЕНИЯ: 1244-1220, ИЛИ 1250-1220, ИЛИ 1260-1230.

 - на западе Анатолии  - на севере каски (кас-кас, именно по завоевана Ассува (Азия) и, имени этого народа, по одной из версий, на протяжении всего его назван Кавказ), остававшиеся царствования, федератами Хатти, со времен царствования Муваталлиса - великого продолжается война с соперника великого египетского царством Арцава, а также с фараона Рамзеса II в великой битве при царством Аххиява - Кадеше (1290-75 гг до нэ - точнее последняя известна как сказать сложно) и его брата и Троянская война за вассала соправителя - могущественного вице- короля севера империи вышупомянутого Хатти - Вилуссу/Тарупсу Хаттусилиса - в будущем, совершившего (Илион/Трою), в "Одиссее" переворот и занявшего трон, свергнув Гомера упоминается герой царственного брата; каски особенно кетейцев (хеттов) Эврипил интересны нам тем, что это хатто-абхазо- сын Телефа ("Телепинус" по- адыгский народ - последние хатты (протохетты) Анатолии хеттски) и сестры Приама неассимилированные индоевропейскими Астиохи, убитый хеттами (неситами); Неоптолемом; - НА ВОСТОКЕ ПЕРМАНЕНТНАЯ ВОЙНА С АССИРИЕЙ.

 В правление Тутхалияса IV процветало около 1400 городов Хатти (археологи сегодня не нашли и дюжины). Его эпоха это время расцвета хеттского искусства. ТУТХАЛИЯС ПРИНЯЛ ТИТУЛ САР КИСАТИ, Т.Е. "ЦАРЬ ВСЕГО", "ЦАРЬ ОБИТАЕМОГО МИРА", "ЦАРЬ ОЙКУМЕНЫ". ЭТОТ ТИТУЛ - КАЛЬКА С АССИРИЙСКОГО ТИТУЛА, КОТОРЫМ НАЗЫВАЛ СЕБЯ ЦАРЬ АССИРИИ АДАД-НИРАРИ I (1290-1265 ГГ).

 Значение флага, в частности 12 звезд и 3 перекрещенных стрел, желто-зеленое сочетание его цветов трактуется по-разному. 12 звезд - это 12 основных черкесских субэтносов или 12 административных округов Черкессии, 3 перекрещенные стрелы - это 3 главных княжеских рода или символ единства и миролюбивых намерений, поскольку 3 стрелы в колчане черкесского воина свидетельствовали именно о них. Впрочем, важнее не то значение, которое вкладывалось создателями флага изначально, а его дальнейшая судьба, роль в истории черкесского народа. Мы знаем не так много об истории создания черкесского флага. По одной из версии его сшила своими руками турецкая султанша-черкешенка по эскизу шотландского дипломата и писателя Дэвида Уркварта в 30-е годы XIX века, когда черкесский народ боролся за свое выживание, за свою землю, за свою свободу. ЧЕРКЕССКИЙ ФЛАГ - ОТКУДА ОН?

 Изначально был хеттский штандарт. Штандартами пользовались во все времена самые сильные и воинственные народы, но они изготавливались из металла и были очень тяжёлым. На хеттском штандарте есть 3 перекрещенные стрелы, они олицетворяют 3 великих народа, которые поклонялись богу солнца Ра: греки, хетты, египтяне. АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ. НО ДАВАЙТЕ ОКУНЕМСЯ В ПУЧУ ИСТОРИЧЕСКИХ И

1 слайд

2 слайд

Флаг Флаг Республики Адыгея является государственным символом Республики Адыгея. Принят Парламентом Республики Адыгея 24 марта 1992 года. Флаг Республики Адыгея представляет собой прямоугольное полотнище зелёного цвета, на котором изображены двенадцать золотых звёзд и три золотых перекрещивающиеся стрелы, направленные наконечниками вверх. Отношение ширины флага к его длине 1:2.

3 слайд

Гимн Гимн Республики Адыгея - один из символов государственности Адыгеи. Гимн был утвержден постановлением Верховного Совета Адыгеи 25 марта 1992 года. Это стало одним из первых решений первого после распада СССР созыва парламента республики.

4 слайд

История Важнейшим этапом в истории адыгов, как и всех кавказских народов явилась русско-кавказская война. В ходе военной кампании по установлению контроля над Северным Кавказом, Россия к 1829 году оттеснила Османскую империю и с 1830-х гг. стала закрепляться на Черноморском побережье. После окончания Кавказской войны в 1864 большая часть Северо-Западного Кавказа перешла под контроль России.Итоги войны оказались трагическими для адыгцев, как и всех кавказцев. Это огромное количество погибших, беженцев и депортированных. Масса адыгов стала мухаджирами (переселенцами). Потомки мухаджиров до сего времени живут в Турции, странах Ближнего Востока и Западной Европы. После окончания Кавказской войны на территории Северо-Западного Кавказа до 1867 г. действовал военно-оккупационный режим. Адыгское население целиком было отдано в ведение военных властей. С 1 января 1867 г. ликвидируются военно-народные округа и адыгское население входит в состав общего населения вновь образованных уездов – Майкопского, Екатеринодарского, Баталпашинского. В июле 1922 г. была образована Черкесская (Адыгейская) автономная область, с центром в Краснодаре.В 1936 г. постановлением ВЦИК столица Адыгеи была переведена из города Краснодар в город Майкоп. 5 октября 1991 г. – была провозглашена Республика Адыгея.

5 слайд

Адыгейская национальная одежда Костюм адыга состоит из бешмета или архалука, черкески, пуговиц, чевяк, бурки и папахи, обшитой галуном, с башлыком, напоминающим фригийскую шапку. Оружие - шашка, ружье, кинжал и пистолеты; на черкеске по обеим сторонам кожаные гнезда для ружейных патронов, на поясе - жирницы, отвертка и сумочка с принадлежностями для чистки оружия. Примечательно, что в ранние эпохи роль мужской одежды была более универсальной, она зачастую совмещала экипировку воина. Такой универсальной формой одежды являлась знаменитая черкеска (цые). Этим же требованиям отвечали и легкая обувь, и бурка, и башлык-незаменимые спутники адыга-воина в походах. Бурка, например, не только защищала от дождя, снега и ветра, она служила и готовым шалашом. Женская одежда богато украшалась орнаментами, золотым и серебряным шитьем, басонными изделиями - позументами, тесьмой, галунами и серебряными изделиями. Будничные верхние платья были более скромными и простыми по убранству и покрою. Четырех - шестиклинная юбка гладкая или в складочку, смотря по качеству материала, пришивалась к кофточке, которая шилась по фигуре, рукава делались длинные и прямые с узким обшлагом. Подол и обшлаг обшивались узким узорным шнуром. Более богатые женщины обшлага рукавов и подол платья украшали еще золотым шитьем и позументами. Девушки до замужества носили особый корсет, сжимавший грудь.

6 слайд

7 слайд

Кухня На протяжении многовековой истории адыги, как и другие народы, выработали своеобразный и довольно богатый ассортимент национальных блюд. С древнейших времен они занимались скотоводством, птицеводством и земледелием. Это, естественно, оказывало влияние на подбор и особенности народных блюд, среди которых главное место заняли блюда из баранины, говядины и птицы, а также молочные и растительные. Издавна адыги любили крупяные и мучные приготовления. Они охотно выращивали яблоки, груши, сливы, вишни, жерделу, персики, виноград, орехи и т.д. Употребляя фрукты как в свежем, так и в сушеном виде, придавали многим из них целебное значение.

Cлайд 1

Cлайд 2

Адыгейцы или западные черкесы (адыги) (самоназвание - адыгэ) - народ в России (132 тыс. чел.), коренное население Адыгеи и Краснодарского края, в том числе Черноморского побережья от Анапы до Сочи.

Cлайд 3

Большая часть черкесов живёт в Турции и странах Ближнего Востока, насчитывая по разным оценкам, от 5 до 7 миллионов человек. Общая численность черкесов (адыгов) на территории Российской Федерации (адыгейцы, шапсуги, кабардинцы, черкесы) – около 750 тыс. чел., в том числе в Кабардино-Балкарии – 500 тыс.; в Адыгее - 110 тыс.; в Карачаево-Черкесии - 51 тыс.; в Краснодарском крае - 24,2 тыс. (из них около 10 тыс. человек - шапсуги, живущие в черноморских предгорьях между Геленджиком и Сочи). Собственно адыгейцы (западные черкесы) живут в РФ, в основном в Республике Адыгея (108 115 чел.) и некоторых районах Краснодарского края (15 821 чел.), где являются автохтонным населением.

Cлайд 4

Адыгский язык (адыгэбзэ) - язык адыгов. Вместе с убыхским и абхазо-абазинским языками составляет единую абхазо-адыгскую семью северо-кавказских языков. Состоит из двух основных наречий: адыгейского и кабардино-черкесского. Адыгейский язык (адыгэбзэ) ныне распространён в северных и северовосточных районах Республики Адыгея и некоторых горных долинах по берегу Чёрного моря (шапсугский диалект). В кавказское мухаджирство было вовлечено до 90 % западных адыгов, и сейчас они составляют почти 80 % турецких черкесов. Однако на исконных землях Кавказа язык сохранялся лучше, и языковая статистика выглядит следующим образом: 129 419 чел. в РФ (2002), ок. 160 тыс. в Турции и других странах диаспоры.

Cлайд 5

После территориального обособления в XIII-XIV веках кабардинцев этнические процессы среди остального населения привели к формированию других этногрупп адыгов XVI-XIX вв.: абадзехи, бесленеевцы, бжедуги, жанеевцы, егерухаевцы, мамхеги, махошевцы, натухайцы, темиргоевцы, хатукаевцы, шапсуги, убыхи. Социальное развитие предков адыгов протекало неравномерно. Шапсугам, натухайцам и абадзехам (т. н. демократические племена) удавалось ограничивать права своего дворянства, они управлялись выборными старшинами. Т. н. аристократические этногруппы (бжедуги, темиргоевцы, хатукаевцы и др.) управлялись князьями. В ноябре 1552 г., в Москву прибыло посольство от нескольких адыгских племён с прошением о защите и покровительстве. Иван Грозный направил в Черкесию своё посольство для выяснения обстановки, а по его возвращении обязался предоставить адыгским землям своё покровительство. С 1820-х царское правительство начало планомерное завоевание Черкесии. Подъём освободительного движения в годы Кавказской войны стимулировал исламизацию адыгов, сопровождался внутренней самоорганизацией, складывались основы военно-государственного союза всех групп адыгов. Последние очаги сопротивления адыгов были подавлены царскими войсками в 1864. Несколько сот тысяч адыгов в 1860-е были депортированы царским правительством и рассеялись по странам Ближнего Востока,(по Турецким данным было депортировано более миллиона человек) меньшая часть (около 5%) - переселилась в равнинные районы.

Cлайд 6

27 июля 1922 была образована Черкесская (Адыгейская) автономная область с центром в Краснодаре. С 24 августа 1922 по 13 августа 1928 года - Адыгейская (Черкесская) автономная область. Со 2 августа 1924 года по 28 декабря 1934 года - в составе Северо-Кавказского края, затем до 13 сентября 1937 год - Азово-Черноморского края. С образованием 13 сентября 1937 года Краснодарского края Адыгейская АО была включена в его состав, находясь там вплоть до 1990 года. 10 апреля 1936 года административный центр Адыгейской АО был перенесен в г. Майкоп, который также был включен в состав АО. 28 апреля 1962 года к АО был присоединен Тульский (теперь Майкопский) район Краснодарского края. 5 октября 1990 года была провозглашена Адыгейская АССР, выделившись таким образом из состава Краснодарского края. 3 июля 1991 года Президент РФ подписал указ о преобразовании АССР в ССР Адыгея. С 24 марта 1992 года - Республика Адыгея.

Cлайд 7

Традиционные занятия - пашенное земледелие (просо, ячмень, с XIX века основные культуры - кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство). Домашние промыслы - плетение, ткачество, бурочное, кожевенное и оружейное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитьё. Традиционные поселения состояли из отдельных хуторов-усадеб, делились на патронимические части, на равнине - улично-квартальной планировки. Традиционное жилище турлучное, однокамерное, к которому пристраивали дополнительные изолированые помещения с отдельным входом для женатых сыновей. Забор делался из плетня.

Cлайд 8

Одежда общесеверокавказского типа, у мужчин - нательная рубаха, бешмет, черкеска, ремённый пояс с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы; у женщин - шаровары, нижняя рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном, платок. В пище используются зерновые, мясные, молочные продукты, широко употребляются овощи. В начале XX века при преобладании малых семей сохранялись большесемейные общины (до нескольких десятков чел.). Семейно-бытовой уклад определялся патриархальными обычаями и нормами. Однако в целом положение женщины было достаточно высоким. Было распространено аталычество. Для традиционных верований характерен разветвлённый пантеон, почитание деревьев, рощ, лесов и т. д. Фольклор включает нартский эпос, разнообразные песни - героические, лирические, бытовые и др., танцы.